автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Трансформация библейской мифологемы пути человека в культурфилософии экзистенциализма

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Бетенькова, Елена Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Трансформация библейской мифологемы пути человека в культурфилософии экзистенциализма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бетенькова, Елена Михайловна

Глава 1. Становление концептуальных ©снований мифологемы

1.1. Понятие мифологемы пути человека.о.

1.2. Структура библейской мифологемы пути человека.

Глава 2. Трансформации библейского образа пути человека в концепциях эюистенщиалистов.

2.1. Преломление библейской мифологемы пути в концепциях религиозного экзистенциализма.

2.2. Трансформация бмбленскш мифологемы нуги в концепциях

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по культурологии, Бетенькова, Елена Михайловна

Актуальность темы исследования Проблема выбора человеком жизненного пути стала для него насущной с момента осознания им своей личностной самостоятельности, то есть с древнейших времен, и в процессе его эволюции, предполагающей все более сложные и многообразные взаимоотношения с окружающим миром, становилась все более острой. Утратив мифологическое, архаическое чувство своего единства с миром и убежденность в справедливости и неотменимости трансцендентных законов, правящих космосом, то есть чувство гармонии всего сущего, люди, движимые естественным, заложенным в их природе стремлением к счастью, всегда искали и продолжают искать пути к «потерянному раю». Содержание и сущность этого пути меняются в зависимости от отличий в менталитетах, то есть мироощущения, мировосприятия индивида и сообщества, представляющих тот или иной тип культуры. Поскольку менталитет есть единство противоположных начал- природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального и содержит архетипы, имеющие «безмерно древнюю», мифологическую природу, представления людей о мире, человеке, его месте в мироздании, изменяясь в процессе духовной эволюции, не утрачивают глубинной связи с подобными архаическими представлениями. Это определяет необходимые условия, которым должен удовлетворять каждый из предлагаемых человечеству путей к идеалу.

Во-первых, он должен опираться на сохранившуюся в подсознании человека память о всеединстве сущего.

Во-вторых, характер идеала, являющегося ценностным ориентиром при прохождении пути, должен способствовать восстановлению утраченного человеком ощущения справедливого миропорядка.

В-третьих, сущность и содержание пути должны соответствовать представлениям человека определенного типа культуры о собственных возможностях достижения идеала.

Соблюдение первого условия предполагает присутствие в структуре любого пути «мифологических мотивов и образов, несущих в себе архаическую, интуитивную полноту знания о мире», - мифологем. Изучение сущности и структуры мифологемы, ставшее частью данного исследования, особенно актуально в XX - XXI веках, потому что современная ситуация человека в мире необыкновенно остро поставила проблему поиска опоры, присутствующей в самом человеке и способной помочь ему обрести смысл жизни.

Человек, ощутивший чуждость и враждебность мира, свою слабость и несовершенство по сравнению с ним, может обрести чувство устойчивости и справедливости происходящего, только подчинившись превосходящей его силе, признав это подчинение обоснованным и подающим надежду на облегчение страданий. Непонятный и подавляющий своей огромностью мир должен был обрести лицо-единого Господина, с которым можно договориться. Совокупность всех этих качеств присутствует в монотеистических религиях (в иудаизме -идея закона - договора, подготовившего людей к принятию благодати Божьей, проповедуемой христианством). Основополагающие догматы христианства, ставшего одной из самых влиятельных мировых религий, заключены в Библии. Библейская мифологема пути человека оказалась идеально соответствующей потребности людей в трансцендентном покровителе, чья воля, недоступная ограниченному человеческому пониманию, всегда благо; потребности в том, чтобы наделить земные страдания смыслом и целесообразностью. Библейская мудрость столь универсальна, что ни одна мировоззренческая концепция, возникшая после нее в христианском мире и моделирующая свой образ пути человека, не смогла обойтись без ее влияния. Библейская мифологема пути, на уровне ее концептуального, этического содержания, отразилась и в философии экзистенциализма - пожалуй, самом популярном культурофилософском явлении в Европе XX века. Именно популярность поведенческой модели, предложенной экзистенциализмом, особенно его атеистической разновидностью, человеку живущему «после священного», но не отказавшемуся от христианской этики и постулируемых ею ценностей, стала причиной нашего интереса к философии существования и основанием для того, чтобы считать наше исследование актуальным.

Степень разработанности проблемы.

Проблема переноса мифологических и религиозных мотивов в современные учения XX века широко изучена в научно- философской и философско-филологической мысли. Мотив человеческого пути присутствует и в Библии - книге, дающей всестороннее представление о человеке, служащей источником образа пути для произведений культуры христианского мира.

Проблема человеческого пути притягивает внимание многих исследователей различных направлений из разных стран. Одни изучают отношения человека и Высшего Разума (В. Комаров, Б. Картер), синтезируя в своих исследованиях физику и мистику, науку и религию. Другие опираются на классические христианские устои (А. Мень, Б. Берман). Третьи ищут отражение осознания человеком себя в мире, в языке, говоря о философии грамматики (Г. Фоконье, Дж. Динсмор, Дж. Лакофф). Четвертые объявляют XX век веком нигилизма и находят наиболее ярких выразителей «новой религии». Так, А. Камю признается кумиром и рупором идей целого поколения середины XX века - эпохи декаданса и агностицизма (А. Руткевич, С. Велшсовский, Е. Кушкин, Ж.

Брошье). Пятые связывают путь человека с мифом, утверждая цикличность человеческой цивилизации и стремление человека вернуть гармонию через возврат к мифологическому сознанию (А. Лосев, М. Элиаде, Я. Голосовкер и другие). Особенно широкое распространение получило изучение влияния и роли Библии в современной постмодернистской жизни и культуре (В. Струминский, Л. Маркова и другие).

Очевидно, что для изучения переноса мифологем необходимо вначале изучить миф как таковой. Исследование мифа проводится как в русле литературоведения (Я. Голосовкер, Е. Мелетинский, В. Руднев), так и в русле философии (Дж. Вико, Ф.В. Шеллинг, Э. Кассирер, А. Лосев, М. Элиаде). Необходимо отметить, что А. Лосев рассматривал понятие мифа очень подробно: его отражение в общей философии, философии языка, философии духа. Понятие архетипа как неизменного по сути и не исчезающего элемента человеческого подсознания, лежащего в основе общности ментальных пространств разных типов культур, рассматривается в рамках теории К.Г. Юнга. В связи с введением в настоящее исследование понятия «ментальное пространство» в круг изученных научных трудов вошла теория ментальных пространств Г. Фоконъе.

Поскольку в нашей диссертационной работе исследуется проблема заимствования библейских мотивов, был проведен анализ литературы, посвященной изучению Библии. Библия как текст, содержащий концептуальные и этические основы христианства, привлекала и привлекает внимание теологов (Августин Аврелий, М. Тареев, А. Мень, А. Кураев), христианских философов (В. Розанов, В. Несмелов, В. Зеньковский), светских исследователей, изучающих христианские идеи и понятия, содержащиеся в Библии (Г. Гече, Е. Немировский, К. Леонтьев и другие), а также особенности различных переводов Библии и влияние этих особенностей на общий смысл отдельных религиозных понятий (Е. Верещагин, Б. Берман). Текстуальный анализ отдельных эпизодов и стихов Библии сделан на основе исследований Г. Гече, Б. Сопровского, Б. Бермана. Нетрадидионность подхода к Священному Писанию этих авторов состоит в том, что оно анализируется именно как текст: принимаются во внимание особенности перевода, что очень валено для нашего исследования, поскольку для нас представляют интерес сюжетные линии и нюансы смысла Книги, давшие более поздним авторам пищу для размышлений и переработки. Такой подход представляется целесообразным: для того, чтобы рассмотреть Библию как мировоззренческую систему, необходимо проанализировать ее именно как текст.

В диссертации также исследуются общие основы экзистенциализма, концепции представителей его религиозной и атеистической разновидностей, особенно подробно- философия Ж.-П. Сартра и А. Камю. Среди работ, изучающих философию существования, нам показались особенно интересными труды А. Руткевича, Н. Аббиньяно, Э. Мунье, С. Великовского, С. Зенкина, С. Семеновой, Дж. Сайра. При анализе концепций человеческого пути, принадлежащих Ж.-П. Сартру и А. Камю, использовались работы ученых, рассматривающих творчество этих мыслителей с точки зрения их биографий, личностных особенностей, литературных достоинств созданных ими прозаических и драматических произведений.

Каждая отдельно взятая проблема, рассмотренная в диссертации, достаточно полно изучена отечественными и зарубежными учеными. Однако эти проблемы в их совокупности и в отношении к предмету настоящего исследования - сходства и различия мифологем пути в Библии и экзистенциализме - ранее не ставились.

Исследование мифологемы пути в философии существования и в Библии базируется на определенном круге источников - текстах, чьи авторы анализируют само понятие «мифологема пути», а также работах, в которых изучаются интересующие нас учения. Центральное понятие диссертационного исследования предлагается в трактовке Н. Брагинской, опирающейся на теорию архетипов К.Г. Юнга и М. Элиаде, а также на истолкование специфики мифа А. Лосевым и Я. Голосовкером.

Объект и предмет исследования.

Объект диссертационного исследования составляет библейская мифологема пути в экзистенциальной культурфилософии.

Предметом диссертационного исследования выступают сходства и различия между библейской мифологемой пути и ее преломлением в культурфилософии экзистенциализма.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ сходств и различий между библейской мифологемой пути и философскими воззрениями экзистенциализма, определение на основе этого анализа образа пути в экзистенциальных концепциях как трансформации библейской мифологемы пути.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

- определить специфику мифа как источника мотивов и образов, несущих в себе полноту интуитивного знания о мире, и понятие мифологемы пути как центрального мифологического образа, присутствующего в ментальных пространствах разных типов культур;

- исследовать путь человека в библейской трактовке и его компоненты: жизнь, смерть, бессмертие, свобода, счастье, смысл жизни; выявить общие черты, модели человеческого пути, представленные во всех направлениях экзистенциализма, их связь с библейской мифологемой пути и отличия от нее;

- проанализировать наиболее популярные экзистенциальные образы пути (в концепциях Ж.-П. Сартра и А. Камю) как попытку создания «нового Евангелия» для человека, живущего «после священного»; установить основания для определения образа пути, сконструированного культурфилософией экзистенциализма, как трансформации библейской мифологемы пути.

Методологические и теоретические основы исследования.

Философско- методологическим основанием диссертационного исследования являются системный и диалектический подходы, позволяющие связать идеи Библии и философии экзистенциализма в их развитии.

В качестве основного подхода для анализа творчества Ж.-П. Сартра и А. Камю избран герменевтический подход, который предоставляет возможность обнаружить новые смыслы в текстах этих мыслителей.

Специфика объекта исследования также обусловливает применение метода текстуального, семантического анализа, поскольку тексты Библии рассматриваются как мировоззренческая система, нашедшая свое выражение в языке, а большая часть произведений Ж.-П. Сартра и А. Камю - художественные тексты, требующие тщательной работы со словарем, с прямыми и переносными значениями слов, с их смыслами. Текстуальный анализ, с одной стороны, позволяет выявить смысл текста без учета его религиозной составляющей, а с другой стороны, требует приведения цитат и их интерпретации.

Теоретическую базу исследования составили работы таких авторов, как Г. Фоконье, М. Элиаде, Я. Голосовкер, Н. Брагинская, В. Зеньковский, А. Руткевич и другие.

Научная новизна диссертационного исследования представлена следующими положениями:

1. Понятие «мифологема пути» рассматривается в соотношении с понятием «ментальное пространство» с целью установления глубинных связей различных типов культур и их универсальной духовной общности.

2. Предпринята попытка установить связь между мифологическим, христианским и экзистенциальным сознанием, отразившуюся в представлениях об идеале и пути его достижения.

3. Выявляется культурфилософская компонента в экзистенциализме, связанная с созданием поведенческой модели (пути), которая должна стать для людей практическим руководством жизни.

4. Жизненный путь «человека абсурда» А. Камю трактуется как структурное повторение земной жизни Иисуса Христа (а, следовательно, путь, необходимый для прихода к истине с точки зрения Библии). Такая трактовка связана с задачей создания «новой религии», характерной для философии экзистенциализма в целом.

5. Устанавливаются основания для трактовки экзистенциального образа человеческого пути как трансформации библейской мифологемы пути в постсакральном ментальном пространстве.

Положения, выносимые на защиту.

1. Мифологема пути является термином, относящимся к области культуры, он взаимодействует с философскими категориями «жизнь», «смерть» и, «бессмертие». «Путь» как понятие подразумевает движение героя от начала (в данном случае, от рождения) к победе и овладению высшими ценностями (бессмертием, истиной) Мифологема пути есть частично трансформированный, но неизменный по сути специфический образ, содержащий интуитивную полноту древнего знания, присутствующий в позднейших созданиях человеческой культуры.

2. Библейская мудрость и философия экзистенциализма имеют своим центром проблему человеческого существования в мире и моделируют путь человека к истине. Мифологема пути поэтому одинаково актуальна для обеих мировоззренческих систем и имеет ряд общих характеристических признаков.

3. Образы пути в Библии и экзистенциальной философии имеют принципиальные различия, корень которых в том, что Библия ставит в центр мировоззрения Бога, а философия существования - человеческую личность. Эти принципиальные различия определяют частные расхождения.

4. Наличие общего источника (мифологического мироощущения), следы которого присутствуют и в библейском образе пути, и в модели человеческого поведения, сконструированной экзистенциализмом, а также глубинная связь между библейскими и экзистенциальными концептами, связанными с этим образом, позволяют трактовать экзистенциальную поведенческую модель как трансформацию библейской мифологемы пути.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов диссертации для проведения более глубокого анализа понятия «мифологема пути» и применимости данного понятия в философии в целом и в философии культуры, в частности; в способствовании материалов диссертации доказательству мысли о том, что Библия, включив в свое идейное содержание элементы мифологического мироощущения, послужила источником мировоззренчески значимых смыслов для более поздних учений христианского мира. Результаты диссертационного исследования могут помочь утверждению мысли, что философию экзистенциализма возможно трактовать как трансформацию библейских идей в постсакральном ментальном пространстве.

Представляется возможным использовать материалы диссертации, посвященные философским концепциям Ж.-П. Сартра и А. Камю, как помощь в исследованиях экзистенциализма в целом и французского экзистенциализма, в частности. Материалы исследования могут оказать помощь также философам, придерживающимся компаративистского подхода.

Апробация работы.

Основные положения работы были представлены на международных, всероссийских и региональных конференциях: конференция молодых ученых (г. Барнаул, БГПУ, май 2003 г.), межвузовская научно-практическая конференция «Современное лингвистическое образование: мир изучаемого языка» (г. Барнаул, БГПУ, декабрь 1999 г)., международная научно-практическая конференция «Формирование социо-лингвистической компетенции: проблемы и перспективы» (г. Барнаул, октябрь 1998 г), студенческие Ломоносовские чтения, ЛИИЫ, при БГПУ (1997, 1998 гг.), конференция «Образы человека в философии» (кафедра философии БГПУ, 2000 г.).

Результаты исследования нашли свое отражение в лекциях и семинарских занятиях со студентами и аспирантами ЛИИН при БГПУ и на кафедре философии БГПУ.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, общий объем работы составляет 166 страниц, библиографический список включает 196 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Трансформация библейской мифологемы пути человека в культурфилософии экзистенциализма"

Результаты исследования центральной проблемы диссертационной работы можно представить следующими положениями:

1. Мифологические образы и мотивы, среди которых образ пути является центральным, суть символы, выражающие полноту знания о мире, полученного архаическим, досознательным человеком на интуитивном уровне. Интуиция, как инструмент познания, позволяет воспринимать мир целостным, а потому такое восприятие более адекватно, чем рациональное.

2. Путь человека в мифологии имеет ряд постоянных признаков: а) направление пути - восхождение, предполагающее духовное совершенствование человека; б) путь всегда связан с преодолением трудностей и страданий, необходимым для достижения цели; в) цель пути - овладение сакральными ценностями (золотое руно, любовь, вхождение в сонм богов); г) условие достижения цели пути - подчинение сверхчеловеческому началу космоса (судьбе).

3. Библия восприняла у мифологии образ пути, трасформировав его в соответствии с изменившимся взглядом человека на свое положение в мире и определенные этим новым положением цель и смысл собственной жизни. Однако библейский образ пути сохранил с мифологическим первообразом принципиальную связь: а) путь человека в библейской трактовке представляет восхождение как совершенствование нравственного и духовного содержания личности; б) достижение высшего идеала - гармонии предполагает преодоление трудностей и терпение страданий; в) непременное условие пути к гармонии - подчинение воле трансцендентного начала мира (Бога), вплоть до отречения от собственной личности; г) цель пути- обретение слияния с сакральным и через него со всем сущим.

Наличие глубинных связей Библии с мифологией в представлениях о цели и содержании пути позволяет считать библейский образ пути мифологемой.

4. Образ пути, представленный в Библии, как и другие образы и идеи Священного Писания, широко используются всеми видами искусств и гуманитарными науками и во многом определяют содержание культуры христианского мира. Библейская мифологема пути послужила источником этого образа для последующих мировоззренческих систем, религиозных и атеистических, в том числе для философии экзистенциализма.

5. Экзистенциализм родился как ответ на потребность человека найти смысл и опору в постсакральном мире, как практическое руководство жизни для человеческой личности, которая должна самостоятельно, исходя из своего конкретного опыта, выбрать свой путь самосоздания, доопределения себя и утвердить в мире порядок экзистенции как специфически человеческого существования. Таким образом, экзистенциализм предлагает человеку создать новый миф, который заключит б себе новую ситуацию человека в мире и определит их новые взаимоотношения.

6. Образ пути, сконструированный экзистенциализмом, является мифологемой, так как сохраняет связь с мифологическим первообразом: а) направление пути - восхождение через преодоление трудностей; б) цель пути - овладение высшими ценностями (свободой, счастьем, истиной); в) путь четко делится на этапы, каждый из которых привносит в личность что-то новое и несет в себе более правильное понимание взаимоотношений человека с миром; г) экзистенциальная трактовка человека как явления включает мифологическую «полноту знания» о нем и его связи с миром.

7. Экзистенциальные концепции являются попыткой создания «новой религии», которая, сменив христианство, не преодолела зависимости от него на ментальном уровне и потому включила в себя в трансформированном виде концептуальные и этические идеи Библии, связанные с образом человеческого жизненного пути: а) идеалом объявляется достижение гармонии с трансцендентным (в религиозном экзистенциализме это Бог, в атеистическом -трансцендированный человеческий опыт); для придания смысла человеческой жизни необходим выход за пределы наличного; б) утверждается необходимость сознательного и требовательного выбора пути и верности этому выбору; выбор пути осознается как выбор себя подлинного; в) содержанием пути к идеалу и условием достижения цели провозглашается самосовершенствование, самоопределение (преодоление случайного в себе ради освобождения сущностного), самопревосхождение; г) одним из важнейших условий самопревосхождения и аутентичного существования считается приоритет «чистого сознания» над биологической жизнью (Сартр), интуиции над рационализмом (религиозные экзистенциалисты, Камю), над конформистской инерцией непросвещенного разума; д) источником знания о себе в мире объявляется переживание человеческого опыта жизни, столкновений с миром; в опыте человек реализует (Сартр) или обретает свободу, понимаемую как независимость от враждебной и непобедимой тотальности мира; е) экзистенциализм, как и Библия, видит одно из главных проявлений сущности человека в его творческих способностях, хотя по-своему трактует основания и смысл этих способностей; ж) многие экзистенциалисты, независимо от принадлежности к направлению, видят смысл подлинного человеческого пути в связи с другими людьми (Ясперс, Сартр), в любви к людям и жертвенном служении им (поздний Камю).

Все вышеперечисленные особенности сконструированного культурфилософией экзистенциализма образа человеческого пути, по мнению автора исследования, дают основания трактовать экзистенциальные поведенческие модели как трансформацию библейской мифологемы пути в постсакральном ментальном пространстве.

Цель диссертационной работы, поставленная нами, таким образом, может считаться достигнутой.

Однако проблема трансформации библейской мифологемы пути в философии экзистенциализма не исчерпывается нашим исследованием. Перспективы изучения этой проблемы связаны с более детальной разработкой преломления отдельных библейских концептов, входящих в образ пути (свобода, счастье, истина, личность, человеческая природа), в экзистенциальных моделях А. Камю, Ж.-П. Сартра, Ясперса и других представителей философии существования. Каждый из двух аспектов человеческого пути- онтологический и гносеологический - может стать темой отдельного исследования. Интерес, по нашему мнению, может представлять сравнительный анализ трансформаций библейской мифологемы пути в философских концепциях разных философов -экзистенциалистов.

150

Заключение

Целью диссертационного исследования было выявление сходств и различий между библейской мифологемой пути и поведенческими моделями, сконструированными представителями культурфилософии экзистенциализма, на основе анализа библейских текстов и экзистенциальных концепций; определение образа пути в экзистенциальных концепциях как трансформацию библейской мифологемы пути.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- определить понятие мифологемы (и мифологемы пути как центрального мифологического образа) посредством исследования специфики мифа- явления, несущего в себе интуитивное знание о мире, присутствующее в ментальных пространствах разных типов культур;

- исследовать библейскую трактовку пути человека и его компонентов (жизни, смерти, бессмертия, счастья и свободы) как мифологему, установив присутствие в этой трактовке следов мифологического первообраза;

- установить основания для определения образа пути в культурфилософии экзистенциализма как трансформации библейской мифологемы пути в постсакральном ментальном пространстве, для чего выявить глубинную связь между библейской и экзистенциальной поведенческими моделями.

Отдельные вопросы, вошедшие в круг нашего исследования, полно и всесторонне изучены в теологических и философских трудах авторитетных ученых; существует общепринятая трактовка этих вопросов. Все избранные источники, за исключением статей Б. Бермана, которые впервые вовлекаются в исследовательский оборот в связи с поставленной нами целью, являются традиционными для изучения отдельно взятого аспекта общей проблематики исследования. Однако эти источники объединены для установления связей между тремя мировоззренческими системами (мифологической, христианской, экзистенциальной), оказавшими большое влияние на духовную историю человечества, причем эта связь установлена на ментальном уровне, для чего в исследование введено понятие ментального пространства. Исследование общих черт мифологического, библейского и экзистенциального образа пути выявило основания для трактовки экзистенциальной поведенческой модели как трансформации мифологемы пути в изменившемся ментальном пространстве.

 

Список научной литературыБетенькова, Елена Михайловна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аббиньяно Н. Человек- несостоявшийся творец собственной судьбы. // Аббиньяно Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни,- С-Пб., 1998,- С.148-159.

2. Августин Аврелий (Блаженный). Творения: В 4 т. (Сост. И подг. Текста С. Еремеева.- 2е изд.- Т.2 .- СПб: Киев: Алетейя; УЦКИИ-Пресс, 2000.- 742 с.

3. Антиминсов С. К вопросу о «христианской мифологии» // Москва, 1993, №10,- С.189-192.

4. Антипов Г. Философский опыт христианства.// Сибирские огни, 1994, №1, №2.- С. 149, С. 157.

5. Аристотель. Метафизика.- М., Л.: Госсоцэкгиз, 1934,- 601с.

6. Асмус В. Платон,- М.: Мысль, 1969.- 247 с.

7. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно- исторических основаниях и пределах личного самосознания,- М.: Российск. гос. ун-т, 2000,- 1005 с.

8. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук//Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук.- СПб: Азбука, 2000,- С. 227-231.

9. Беликова П.В. Библеизм как способ актуализации русско-французского межкультурного диалога: Автореф. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук: (24 00 01) / Ярославль, 1999,- 22 с.

10. Белова Т.П. Библейские представления о происхождении смерти и сущности жизни человека.//Жизнь. Смерть. Бессмертие,- СПб,1993,- С. 45-47.

11. Берман Б. Библейские смыслы. День первый// Знание- сила,1994, №3-10.

12. Библейская энциклопедия,- М.: Тера, 1991.- 902 с.

13. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета,- Барнаул: День, 1999,- 1024 с.

14. Блинников JI.B. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перараб. и доп. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1997,- 432 с.

15. Брагинская Н.В. Примечания.// Голосовкер Я.Э. Логика мифа. Примечание: Акад. Н.И. Конрад о труде ЯЗ. Голосовкера,- М.: Гл. науч.ред. восточной лит. изд-ва «Наука», 1987.- С. 201-202.

16. БуберМ.ЯиТы.-М., 1993,- 180 с.

17. Великовский СИ. В поисках утраченного смысла: Очерки лит. трагического гуманизма во Франции,- М.: Худ. литература, 1979.295 с.

18. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания»,- М.: Искусство, 1973,- 239 с.

19. Великовский С.И. Наваждения «праведничества»// Театр, 1973, №8- С.108-121.

20. Великовский С.И. На очной ставке с историей (заметки о творчестве А.Камю)// Вопросы литературы, 1965, №1- С. 17-24.

21. Великовский С.И. После «смерти бога»// Новый мир, 1969, №9- С.219-233.

22. Верещагин Е. О древнейших переводах Библии, а также о переводе на современный русский язык.// Азия и Африка сегодня, 1993, №11.- С.45-50.

23. Верещагин Е. Из каких книг состоит Новый Завет и как он соотносится с Ветхим.// Азия и Африка сегодня, 1993, №8,- С.40-44.

24. Визель Э. Весть Библии: (толкование библейских текстов. / Пер. с фр.)// Октябрь, 1994, №7,- С.160-179.

25. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философ, герменевтики: Пер. с нем.// Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова,- М.: Прогресс, 1988,- 704 с.

26. Гайденко П.П. Бытие и разум// Вопросы философии, 1997, №7- С. 42-48.

27. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века,- М.: Республика, 1997,- 495 с.

28. Геворкян А.Р. Проблема метафизического бунта.// Философия и общество, 2000, №4,- С.135-153.

29. Гече Г. Библейские истории: Пер. с венг,- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1990- 318 с.

30. Гинзбург В. Религия и наука. Разум и вера.// Наука и жизнь, 2001, №7,- С. 22-29.

31. Голан А. Миф и символ,- М.: Прогресс, 1994,- 470 с.28.

32. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. Приложение: Акад. Н.И. Конрад о труде Я.Э. Голосовкера,- М.: Гл. науч. ред. восточной лит. изд-ва «Наука», 1987,-218 с.

33. Голсуорси Дяс. Сага о Форсайтах,- М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1956. Т.2- 762 с.

34. Горюнков С.В. О жизни, смерти и бессмертии как о метаязыковом содержании мифов.// Жизнь. Смерть. Бессмертие.- СПб, 1993,- С. 16-18.

35. Гостев А.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе»//Вопросы философии, 1997, №12- С. 35-42.

36. Григорьева Т.П. Логика Срединного Пути.// Философия. Культура. Общество, 2004, №12,- С. 15-27.

37. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологич. философии (1913).- М.: Лабиринт,- 110 с.

38. Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно: Доклад на всемир. филос. конференции, Бостон, 13 авг. 1998// Вопросы философии, 2001, №8.- С. 78-100.

39. Дильтей В. Введение в науки о духе.// Заруб. Эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе,- М.: Изд-во Моск. университета, 1967.- С. 108-135.

40. Динсмор Дж. Ментальные пространства с функциональной точки зрения// Язык и интеллект.- М.: Издат. группа «Прогресс», 1995-С. 385-412.

41. Джохадзе Д.В. от Аристотеля к Марсу.// Философия и общество, 2000, №3,- С. 113-132.

42. Добру скин М.Е. Христианство в эпоху постмодернизма.// Философия и общество, 2002, №1.- С. 70-87.

43. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы, ч. 1-2,- М.: Современник, 1981,- 366 с.

44. Достоевский Ф.М. Искания и размышления.- М.: Советская Россия, 1983.-464 с.

45. Ерофеев В. Мысли о Камю.// Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов,- С., 1990,- 290 с.

46. Зенкин С.И. Человек в осаде.// Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения,- М.: Политиздат, 1992,- С. 3-14.

47. Зеньковский В. Об образе Божием в человеке.// Вопр. Философии, 1988, №2,- С.47-52.

48. Ивушкина Е.Б. Современная мифология: содержание и место в различных областях культуры: Автореф. на соиск. учен. степ, канд. философ, наук: (09 00 13)/Ростов, Н/Д, 1999-23 с.

49. История античной диалектики.- М.: Мысль, 1972,- 335 с.

50. История философии: Энциклопедия. М.: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002.- 1376 с.

51. Кашшиченко В.В., Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтеля.// Вопросы философии, 1988, №4,- С. 128-135.

52. Камю А. Брачный пир.// Камю А. Изнанка и лицо.:- ЭКСМО-ПРЕСС,- М.: ФОЛИО, Харьков, 1998- С. 77-106.

53. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.// Камю А. Бунтующий человек,- М.: Политиздат, 1990,- С. 120-380.

54. Камю А. Диалог с глухими?!// Слово, 1991, №3- С. 15-21.

55. Камю А. Избранное,- М.: Прогресс, 1969- 383 с.

56. Камю А. Изнанка и лицо.// Камю А. Изнанка и лицо.:-ЭКСМО- ПРЕСС,- М.: ФОЛИО, Харьков, 1998- С. 27-72.

57. Камю А. Калигула.// Камю А. Счастливая смерть и др. М.: ФАБР, 1993- С. 413-468.

58. Камю А. Миф о Сизифе.// Камю А. Бунтующий человек.-М.: Изд-во полит, литературы, 1990- С. 23-100.

59. Камю А. Письма к немецкому другу.// Камю А. Бунтующий человек. М.: Изд-во полит, литературы, 1990- С. 101-118.

60. Камю А. Посторонний.// Камю А. Счастливая смерть и др. -М.: ФАБР, 1993-С. 25-105.

61. Камю А. Творчество и свобода.- М.: Радуга, 1990- 602 с.

62. Камю А. Чума.// Камю А. Избранное.- М.: «Прогресс», 1969,- С. 133-378.

63. Камю К. А. Камю, мой отец.// Культура, 1994, №23- С.З.

64. Кандалинцева Л.Е. проблема свободы в социальной философии Франции (А.Камю, Ж.-П. Сартр): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 11)/ М., 2000- 23 с.

65. Карпушкин А. Концепция личности у Альберта Камю.// Вопросы философии, 1967, №2- С. 128-137.

66. Киселев Г.С. Постмодернизм и христианство.// Вопросы философии, 2001, №12,- С.3-15.

67. Киселев Г.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание.// Вопросы философии, 2001, №6,- С. 18-33.

68. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра.- Л.: Лениздат, 1976,- 239 с.

69. Коган Л.А. Триединство свободы.// Вопросы философии, 1997, №5,- С. 31-45.

70. Крымский С.Б. Культурно- экзистенциальные измерения познавательного процесса.// Вопросы философии, 1998, №4- С. 40-49.

71. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание,- М.: Изд-воМГУ, 1991.- 192 с.

72. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века,- М.: Прогресс, 1969- 387 с.

73. Кузнецов С.В. Смысл жизни как нравственная проблема: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук: (09 00 05)/ СПб, 1991- 18 с.

74. Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное: анализ процесса познания.- М.: Наука, 1976- 216 с.

75. Культурология. Краткий тематический словарь,- Ростов Н/Д: «Феникс», 2001,- 192 с.

76. Культурология. XX век. Энциклопедия в 3-х т. Т.2.- СПб.: Универс. Книга; ООО «Алетейя», 1998,- 447 с.

77. Кураев А. Грехопадение.// Человек, 1993, №5,- С. 5-17.; №6,-С. 5-20; 1994, №1-С. 9-17.

78. Кураев А. Свобода человека- религиозный аспект.// Посев, 1993, №4. С. 91-98.

79. Куринский С.А. Библейское грехопадение как исходный пункт евангельской нравственной доктрины.// Жизнь. Смерть. Бессмертие,- СПб, 1993.- С. 47-48.

80. Кутасова И.М. Альбер Камю: нигилист против нигилизма.// Вопросы философии, 1975, №7- С. 96-108.

81. Кушкин Е.П. Альбер Камю. Ранние годы,- JL: Изд-во Ленинградского университета, 1982- 183 с.

82. Лакофф Дж. Когнитивная семантика.// Язык и интеллект. -М.: Издат. группа «Прогресс», 1995- С. 143-185.

83. Лакшин В.Я. Камю. Чистилище.// Русская провинция, 1994, №5- С.5.

84. Леонтьев К. Пророческая гармония Библии.// Наука и религия, 1998, №9,- С. 7-35.

85. Лойфман И.Я. Мировоззренческая сущность философии.// Двенадцать лекций по философии,- Екатеринбург, 1996.

86. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии.- М.: Учпедгиз, 1957.- 620 с.

87. Лосев А.Ф. Бытие- имя- космос,- М.: Мысль, 1993,- 958 с.

88. Лосев А.Ф. Дерзание духа,- М.: Изд-во полит, литературы, 1988- 364 с.

89. Лосев А.Ф. Диалектика мифа,- М.: Мысль, 2001.- 559 с.

90. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию,- М.: Изд-во Московского университета, 1982,- 479 с.

91. Лосев А.Ф. Из ранних произведений,- М.: Правда, 1990,- 655с.

92. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991- 525 с.

93. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон; Аристотель,- М.: Молодая гвардия, 1993.-383 с.

94. Маньковская Н.Б. Счастливая смерть постороннего.// Вестник Московского университета, 1973, №2,- С. 78-84.

95. Маркова JI.А. Теология в эпоху постмодернизма.// Вопросы философии, 1999, №2,- С. 109-127.

96. Межжерин В. Битва мира и антимира.// Знание- сила, 1999, Ш0.-С.2-6.

97. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии.// Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991,- С. 653-672.

98. Мелетинский Е.М. Теория мифа. 3-е изд.- М.: изд. Фирма «Восточная лит.» РАН, 2000.- 407 с.

99. Мень А.В. История религии. Кн. 1: В поисках пути, истины и жизнь,- М.: Издательский дом «Форум», 1997,- 215 с.

100. Мень А.В. История религии. Кн. 2: Пути христианства.- М.: Форум, 2001.-223 с.

101. Мень А.В. Как читать Библию: руководство к чтению книг Ветхого Завета.// Журнал Московского Патриархата, 1991, №1.- С. 5869.

102. Мень А.В. Мир Библии.- М.: Кнгокная палата, 1990,- 139 с.

103. Мень А.В. Сын человеческий,- М.: Протестант, 1992,- 415 с.

104. Мень А.В. Тайна жизни и смерти,- М.: Знание, 1992.- 64 с.

105. Мень А.В. Феномен человека.// Знание- сила, 1993, №1,- С.83.87.

106. Мень А.В. «Человек не может вообразить своего небытия.» (фрагмент лекции из цикла «Жизнь и смерть»)// Наука и религия, 1993, №8.- С. 42-46.

107. Миголатьев А. Ведущие течения современной западной философии.// Соц.- гуманитарные знания, 2002, №2.- С. 93-108.

108. Мифологический словарь; гл. ред. Мелетинский Е.М.- М.: Большая российская энциклопедия, Лада- Маком, 1992,- 736 с.

109. Мифы народов мира под ред. Токарева С.А., в 2-х т. Т.2.- М.: Советская энциклопедия, 1991.-671 с.

110. Мосолова С.В. Софиология: человеческое прочтение книги Божьей.// Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия, 1994, №1.-С. 43-54.

111. Мотрошилова Н.В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля.// Вопросы философии, 2000, №4,- С. 138157.

112. Мунье Э. Альбер Камю, или воззвание к смиренным. // Мунье Э. Надежда отчаявшихся,- М.: Искусство, 1995,- С. 73-130.

113. Мускелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно: к эвристике абсурда. // Человек, 1998, №6,- С. 22-35.

114. Найдыш В.М. Философия мифологии,- М.: Гардарики, 2002,554 с.

115. Немировский Е. Экклезиаст.: Книги, изменившие мир// Книжное обозрение, 1997, №15,- С. 13.

116. Несмелов В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения.// Смысл жизни. Антология,- М.: Изд. Группа «Прогресс. Культура», 1994,- С. 65-92.

117. Никитаев В.В. Герменевтика смерти.// Филологические науки, 2000, №4,- С. 109-132.

118. Никитин Б. Ты всех загадок разрешенье?: (О религиозных воззрениях на смерть и бессмертие)// Наука и религия, 1993, №10,- С. 30-33.

119. Никитин А.Л. Триграмма сознания человека (наука, религия, мистика).// Наука и религия, 1995, №2,- С. 42-45.

120. Николаев С. «Научи мя оправданием Твоим»: (О морализме, непротивленчестве и началах христианской этики)// Сегодня, 1996, 12 сент,- С. 15.

121. Ницше Ф. Антихрист. // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла и др.- Минск: Поппури, 1997,- С.297-373.

122. Новиков Д.В. Христианское учение о человеке.// Человек, 2000, №5,- С. 112-126; №6- С. 97-108; №1- С. 119-127.

123. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. члена-корреспондента АН СССР Н.Ю. Шведовой.- М.: Русский язык, 1989.795 с.

124. Ойзерман Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии, 1999, №6,- С. 13-25.

125. Панов С.В. Проблема смерти в философии: (Онтологический аспект): Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 11)/ -М., 2002,- 22 с.

126. Пашевский П.В. Фольклор и Камю.// Литература и теория,-М., 1979,- С. 253-262.

127. Перова Л.Н. Преодоление смерти в религиозном сознании.// Жизнь. Смерть. Бессмертие.: СПб, 1993,- С. 107-108.

128. Платон. Федон, Пир, Федр,- С.-П.: Изд-во «Азбука», кн. Клуб «Тера», 1997.- 254 с.

129. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба.// Двенадцать лекций по философии,- Екатеринбург, 1996.

130. Постмодернизм в современном мире.// Континент, 1996, №89,- С. 300-332.

131. Путеводитель по Библии. Времена и сюжеты,- А- 1230 Vienna, Austria, Eastern Mission, 2000,- 274 с.

132. Ридинг А. Неоконченный роман А. Камю.// За рубежом, 1994, №5,- С.5.

133. Розанов В. Цель человеческой жизни.// Смысл жизни. Антология,- М.: Изд. Группа «Прогресс. Культура», 1994,- С. 19-64.

134. Руднев В.П. Словарь культуры XX века,- М.: АГРАФ, 1999.381 с.

135. Руткевич А. Философия Камю.// Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство,- М.: Политиздат, 1990.- С. 3-22.

136. Рябцева Н.К. Мысль как действие или риторика рассуждения.// Рос. Акад. Наук. Логический анализ языка.// Модели действия,- М.: Наука, 1992,- С. 60-69.

137. Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие: Обзор основных религиозно- философских парадигм.//Человек, 2001, №5,- С. 36-49; №6-С. 9-17.

138. Сайр Дж. Парад миров. Пер. с англ.- М.: СПб «Март», 1997.248 с.

139. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии/ Пер. с франц. и предисловие В. Колядко,- М.: Республика, 2000,- 639 с.

140. Сартр Ж.-П. Герострат- М.: Республика, 1992,- 222 с.

141. Сартр Ж.-П. Дьявол и господь бог.// Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения,- М.: Политиздат, 1992.- С. 255-364.

142. Сартр Ж.-П. Мухи.// Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения.- М.: Политиздат, 1992,- С. 195-254.

143. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. произведения/ Пер. с фанц. В. Гайдамака,- М.: Республика, 1994.-496 с.

144. Сартр Ж.-П. Что такое литература? Слова,- Минск: Попурри, 1999,- 447 с.

145. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм- это гуманизм.// Сумерки богов,- М.: Изд-во полит, литературы, 1990,- С. 319-344.

146. Сартр Ж.-П., о нем Долгов К.М. Эстетика Ж.-П. Сартра,- М.: Республика, 1990. №45 с.

147. Сахарова Т.А. от философии существования к структурализму,- М.: Наука, 1974,- 294 с.

148. Семенова С. Повесть Камю «Посторонний» и раннее творчество писателя.// Изв. АН СССР. Сер.: лит-ра и язык, 1973, т. ХХХП, вып. 5,- С. 419-429.

149. Смирнов Г. А. Проблемы непосредственного знания в истории философии и принципы формализма научных теорий.// Вопросы философии, 1995, №9.- С.46-61.

150. Смороднова М.Ю. Библейская концепция мироздания и место в ней человека.// Науч.- техническая конференция студентов и аспирантов, 15-16 апр. 1993.: Тезисы докладов.- Рубцовск, 1999.- С.112-113.

151. Современная феноменология религии.// Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия, 1998, №6,- С. 36-47.

152. Современное зарубежное литературоведение. Науч. ред. Ильин И.П., Цурганова Е.А. М.: Интрада- ИНИОН, 1999,- 319 с.

153. Сотникян П. Основные проблемы языка и мышления.-Ереван: Айястан, 1968,- 275 с.

154. Спыну JIM. Феноменология абсурдного сознания в творчестве А.Камю: Афтореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 03)/ М., 2001.-27 с.

155. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм.// Вопросы философии, 1967, №1,-С. 78-129.

156. Сопровский А.С. О книге Иова.// Новый мир, 1992, №3,- С. 182-208.

157. Стрельцова Г.Я. Критика экзистенциалистической концепции диалектики. Анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра.-М.: Высшая Школа, 1974,- 427 с.

158. Струминский В.В. Духовный мир противостоит хаосу. (Проблема взаимодействия научного и религиозного взглядов на мир).// Наука и религия, 1992, №10.- С.2.

159. Тареев М. Цель и смысл жизни.// Смысл жизни. Антология,-М.: Изд. Группа «Прогресс. Культура», 1994,- С. 123-242.

160. Тизон- Браун М. Завещание гуманиста.: Пер. с французского.// Звезда, 2001, №12.- С. 182-193.

161. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. Т.2/ под ред. проф. Д. Ушакова.- М.: ТЕРРА, 1996,- 520 с.

162. Трубников Н. Притча о Белом Ките.// Вопросы философии, 1989, №1,-С. 67.

163. Трубников Н.Н Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни: через смерть и время к вечности.// Философия науки, 1990, №2.

164. Феномен ветхого: Опыт экзистенциального анализа.// Вопросы философии, 2001, №9.- С. 71-81.

165. Филиппов Л.И. Философская антропология Ж.-П. Сартра/ АН СССР, Ин-т философии./ М.: Наука, 1977,- 287 с.

166. Философская энциклопедия/ АН СССР, Ин-т филос., науч. совет изд-ва «Сов. Энциклопедия», Гл. ред. Ф.В. Константинов.- в 5 -ти томах. Т.1. -М.: Сов. Энциклопедия, I960,- 504 с.

167. Философская энциклопедия/ АН СССР, Ин-т филос., науч. совет изд-ва «Сов. Энциклопедия», Гл. ред. Ф.В. Константинов,- в 5 -ти томах. Т.2. -М.: Сов. Энциклопедия, 1962,- 575 с.

168. Философский энциклопедический словарь/ Ред. сост. Е.Ф. Губский и др. .- М.: ИНФРА-М, 2001.- 1347 с.

169. Флоренский П.А. Сочинения в 4-х т. Т.2.- М.: Мысль, 1995879 с.

170. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины,- М.: Мысль, 1995- 879 с.

171. Фокин C.JI. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь.: Алетейя, 1999.-378 с.

172. Французская философия и эстетика XX века,- М.: Искусство, 1995.-271 с.

173. Фрейзер Дяс. Фольклор в Ветхом Завете.- М.: Изд-во полит, литературы, 1986.- 511 с.

174. Хайдеггер М. Бытие и время.// Пер. с нем. В.В. Бибихина,-М.: AD MARGINEN, 1997.- XI- 451 с.

175. Ханова Р.В. Соц- философский анализ идеи бессмертия: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 11)/ Уфа, 2000,25 с.

176. Хвостова К.В. История: проблемы познания.// Вопросы философии, 1997, №4.- С. 38-53.

177. Хоружий С.С. После перерыва: Путь русской философии.-СП б, 1994- 285 с.

178. Храпко Р. Идея Творца- решение или усложнение?// Знание-сила, 1996, №9.- С. 16-24.

179. Чанышев А.Н. Философия как «филология», как мудрость и как мировоззрение.// Вестник Московского университета, Сер. 7, Философия, 1999, №1.- С. 3-19.

180. Черногорцева Г.В. Сущность человека в философии экзистенциализма: (по работам М. Хайдеггера и А. Камю): Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук:: (09 00 11)/М., 2001,- 24 с.

181. Шервашидзе В.В. Ранняя драматургия А.Камю.// Науч. доклады высшей школы. Филологические науки, 1988, №1.- С. 54-70.

182. Шестов Л.И. Из работы «Апофеоз беспочвенности»// Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви,- М.: Изд-во полит, литературы, 1991,- С. 307-309.

183. Шлитермахер Ф.-Д. Речи о религии к образовательным людям, ее презирающим. Монологи: Пер. с нем.- СПб, 1994- 335 с.

184. Элиаде М. Миф о вечном возвращении,- М.: Науч.-изд. Центр «Ладомир», 2000,- 414 с.

185. Эппель Ю.А. Отношение к смерти как: проблема социально-философского анализа: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 11): / Екатеринбург, 2002,- 26 с.

186. Юнг К.Г. Символическая жизнь,- М.: Когито Центр, 2003.326 с.

187. Юнг К.Г. Симовлы и толкование сновидений.// Юнг К.Г. Символическая жизнь- М.: Когито Центр, 2003. С.247-269.

188. Юнг К.Г. Тавистокские лекции// Юнг К.Г. Символическая жизнь- М.: Когито Центр, 2003. С. 215-246.

189. Brochier J. J. Camus, myth et realite. Magazine litteraire, 1972, #67.67.

190. Camus A. L' Etranger. Editions de Progres. Moscou, 1969-220 p.

191. Camus A. Nouvelles.- Просвещение, 1980,- 178 с.

192. Camus A. Theatre. Recits. Nouvelle. Paris.: Bibiotheque de la Pleiade, 1962- 417 p.

193. Davision R. Camus' attitude to Dostoyevsky's Kirilov& the impact of the engineer's ideas on Camus' early work.- In: Orbis Literarum, 1975, #3.-P. 225-240.

194. Fauconnier G. Mental Spaces: aspects of meaning construction in natural language. Cambridge (Mass), 1985.-360 p.

195. Lottman H. Albert Camus. Paris, 1978.-560 p.

196. Ross S.D. Literature & philosophy. An analysis of the philosophical novel. N. Y. 1969.- 190 p.4