автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Трансформация образа усадьбы в русской поэзии XVIII - первой трети XIX веков

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Густова, Людмила Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Псков
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Трансформация образа усадьбы в русской поэзии XVIII - первой трети XIX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансформация образа усадьбы в русской поэзии XVIII - первой трети XIX веков"

На правах рукописи

Густова Людмила Ивановна

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА УСАДЬБЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XVIII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКОВ

Специальность 10.01.01. Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Псков - 2006

Работа выполнена на кафедре литературы факультета русского языка и литературы Псковского государственного педагогического университета имени С.М.Кирова.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор ВЕРШИНИНА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН СТАРК ВАДИМ ПЕТРОВИЧ

кандидат филологических наук, доцент ШПИЛЕВАЯ ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Ведущая организация:

Ростовский государственный университет

Защита диссертации состоится «29» сентября 2006 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.192.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Псковском государственном педагогическом университете им. С.М.Кирова по адресу: 180000, г.Псков, ул.Некрасова, д.24, ауд.16.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Псковского государственного педагогического университета имени С.М.Кирова по адресу: 180760, г.Псков, пл.Ленина, д.2.

Автореферат разослан « 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук Л.А.Казакова

Общая характеристика работы

Настоящая диссертация посвящена исследованию трансформации образа усадьбы в русской поэзии XVIII - первой трети XIX веков и содержит попытку осмысления усадебной поэзии как целостного эстетико-литературного явления, обладающего устойчивыми признаками содержательно-формального характера.

Опорным конститутивным понятием диссертации является понятие «усадебный топос», которое включает в себя, с одной стороны, идиллический компонент, locus amoenus и соответствующий ему комплекс мотивов, а с другой - вещественную конкретность усадебного быта.

Существенный для нас топологический уровень в структуре усадебной поэзии дал основание В. Щукину поставить вопрос о бытовании «усадебного текста»: «продуктивность этой структурной и мифологической модели», по мнению исследователя, подтверждается наличием в ней «устойчивых семантических комплексов»1.

Актуальность темы диссертации обусловлена усилившимся в последние годы интересом к усадебной культуре. Не в последнюю очередь это связано с ностальгической грустью по дворянским усадьбам, в которых веками создавались культурные национальные ценности.

Однако в появившихся многочисленных работах, нацеленных на ее исследование, усадьба, как правило, рассматривается в культурологическом или историко-экономическом аспектах. Следует отметить, что и в обобщающих трудах, посвященных усадьбе XVIII — первой трети XIX веков, в основном осмысливались ее составляющие: архитектура, садово-парковое искусство, театр, собрание живописи и т.д. Отдельные стороны «усадебного текста» в современном отечественном литературоведении привлекали внимание ученых и отражены в работах И.О. Шайтанова, Т.В, Саськовой, Е.П. Зыковой, Н.В. Забабуровой, Н.Т. Пахсарьян, Е.Е. Дмитриевой и Н.О. Купцовой, В.А. Кошелева и др.

Вместе с тем, представление о русской усадьбе будет не полным,

1 Щукин В. Усадебный текст русской литературы; основные параметры/В.Щукин// Studia Rossica. VI. -Warzawa, 1998. C.88.

если не определить ее поэтический образ, сложившийся в русской лирике в годы создания и расцвета усадебного строительства, т.е. в конце XVIII - первой трети XIX веков.

Теоретическую основу диссертации определили труды М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, Г.А. Гуковского, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Ю.В. Манна, Н.Д. Кочетковой, Е.С. Хаева, С.Н. Бройтмана,

H.J1. Вершининой.

Объект исследования настоящей диссертации составляют стихотворения и поэмы русских поэтов 1740 - 1830 годов, посвященные русской усадьбе, - А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, Г.Р. Державина, В.В. Капниста, B.J1. Пушкина, A.C. Пушкина, Н.М. Языкова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского и др.

Предметом исследования является «усадебная поэзия» как литературный и культурный феномен.

Цель диссертационной работы — раскрыть содержание литературного комплекса «усадебная поэзия» и проследить его трансформацию от 40-х годов XVIII к первой трети XIX века, исследовать влияние усадьбы на внутреннее бытие поэта и преобразование этого влияния в поэтический образ.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи диссертационного исследования:

I. По результатам исследования обосновать понятие «усадебная поэзия» как в теоретическом, так и в историко - литературном аспектах.

2. Уяснить и определить смысловое наполнение категории «усадебная поэзия» в ее отношении с идиллическим топосом.

3. Определить содержание и границы мотивного комплекса «усадебной поэзии», выявив особенности его функционирования в лирике русских поэтов 1740 - 1830-х годов.

4.Рассмотреть феномен «усадебной поэзии» как синтезирующий относительно поэтического топоса идиллии и реалий усадебного быта; исследовать механизмы соотнесения усадебного быта и литературных форм, структурирующих «усадебный текст».

Решение поставленных задач в диссертации обеспечивает сочетание историко-типологического и историко-культурного методов литературного анализа. Научная проблема диссертации

также обусловила обращение к смежной области гуманитарного знания — культурологии.

Научную новизну работы составляет впервые предпринятое исследование феномена «усадебная поэзия». Прослеживаются закономерности его сущностного становления на уровне поэтологических изменений; осмысливается многогранность усадебного топоса с помощью синхронного и диахронного подходов к материалу. Впервые типологически осмыслены понятия «усадебный топос», «усадебная поэзия», обобщены материалы по наполнению этих понятий историко-литературным и теоретическим содержанием.

Научно—практическое значение исследования. Материалы и результаты диссертации могут найти разнообразное применение в процессе разработки общих и специальных учебных курсов по русской литературе XVIII - XIX веков в вузовской практике преподавания, в спецкурсах по культурологии, литературному краеведению, применяемых в музейной практике.

Апробация работы. Основные положения диссертации и ее отдельные аспекты были положены в основу выступлений на Международной научной конференции «Забытые и второстепенные писатели XVIII - XIX веков как явление европейской культурной жизни», 15-18 мая 2001 г. (ПГПИ); на Четвертых Международных Майминских чтениях, 9-11 декабря 2002 г. - «Забытые и второстепенные писатели пушкинской поры»; на Международной научной конференции 4-7 февраля 2003 г. — «XVIII век: между традицией и утопией» (МГОПУ им. М.А.Шолохова); «Пастораль и идиллия как текст культуры: теория, топосы, синтез искусств» 11-14 февраля 2005г. (МГОПУ им. М.А.Шолохова); на научно-музейных чтениях в Больших Вяземах 2002-2003 гг.; в с. Михайловском 2003, 2004, 2005 гг.

Цели и задачи, поставленные в диссертации, а также предмет ее исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 320 наименований. Общий объем исследования 160 страниц.

Содержание работы Во введении аргументируется выбор проблемы, ее актуальность, определяются объект, цель и задачи исследования, структура работы, обосновывается степень новизны, сообщается об апробации работы и ее научно-практической значимости; выявляются своеобразие и функциональные особенности комплекса мотивов, связывающих усадебное пространство с идиллическим топосом в русской поэзии. Здесь же рассматривается проблема пасторально-идиллического комплекса применительно к «усадебной поэзии».

В первой главе - «Славлю сельску жизнь на лире» (Образ русской усадьбы в поэзии XVIII века)» рассматривается процесс зарождения и формирования усадебного топоса в русской поэзии XVIII века. Уясняются причины, способствующие локализации данного явления, его культурно-исторические и литературные обоснования: специфика усадебной жизни в России, включающая в себя бытовые и литературные явления, переводную культурную традицию. Усадебный топос исследуется на материале творчества

A.Д.Кантемира, В.К. Тредиаковского, Г.Р. Державина, В.В. Капниста,

B.Л. Пушкина, М.Н.Муравьева, Н.П.Николаева.

Важно подчеркнуть, что внимание сосредоточено не на поэтике образа усадьбы в его цельном монографическом выражении применительно к отдельно взятому автору, а на том содержательном и эстетическом вкладе, который данный автор внёс в создание образа усадьбы, как типологического и универсального: в поэтической оригинальности каждого из поэтов всегда «просвечивает» общее. Целью исследования становится выявление общего в частном и осмысление характера изменений этого общего, модального наполнения образа усадьбы, зависящего от времени, обстоятельств жизни, от эстетической позиции автора, обособленности «дворянского гнезда». Таким образом акцент делается на трансформации образа усадьбы в пределах усадебного топоса.

Впервые признаки усадебного топоса обнаруживаются в творчестве А.Д. Кантемира в VI сатире «О истинном блаженстве» (1738г.) и в стихотворении «О жизни спокойной» (1740-е годы). Темой этих произведений становятся, с одной стороны, реальные

наблюдения жизни придворных сановников, многочисленные посещения Кантемиром поместья отца «Черная грязь», а с другой - 2 эпод Горация и философские произведения Сенеки.

Кантемир достаточно точно воссоздает тип русской усадьбы 1740-х годов (до появления «Указа о вольности дворян» 1762г.). Усадебной жизни была свойственна патриархальность, некая безыскусность, отсутствие строгой архитектурной планировки. За «общими местами» просветительской идеологии обнаруживается позиция человека, идеалом которого становится «сельская жизнь», «малый дом», духовное просвещение, ограждение собственной души от мелких человеческих страстей. «Истинное блаженство», которое лирический герой Кантемира находит или предполагает найти в своем поместье, выступает в сатире VI как основной усадебный мотив.

В стихотворении «О жизни спокойной», обращаясь к философскому наследию Сенеки, Кантемир продолжает развивать данный мотив и выстраивает свою систему мироздания. Уже в названии стихотворения раскрываются устремления автора. В первых его строках Кантемир заявляет о своей симпатии к Сенеке (именно он «должен быть образ нынешнего века»). Кантемир находит очевидные аналогии между собой и римским философом. Волею судьбы удаленный от службы, лирический герой пребывает в деревне: читает Сенеку, встречает восход солнца, наблюдает изменения и законы природы и приходит к главному - к гармонии с самим собой и Творцом.

В данном стихотворении не наблюдается описание усадьбы как таковой, но ее образ опосредованно проступает в бытовой стороне усадебной жизни, с ее занятиями и развлечениями:

По обеде ту или другую забаву Найду, приличную мне и моему нраву; Иль, чиня брань животным, оных я стреляю, Либо при огне книжку покойно читаю.

Усадьба в стихотворении А. Кантемира «О жизни спокойной» предстает как место, наиболее подходящее для осознания круга ценностей, сформированных сельской жизнью.

B.K. Тредиаковский вслед за А.Д. Кантемиром развивает усадебный топос в преломлении кгорацианству и философским идеям Сенеки (перевод «Стихов Сенековых о смирении»). Так рождается поэзия домашних радостей и мирного семейного уклада дворянского поместья средней руки. Здесь и «зима со снегами», и «избы», и «псовая охота на волка и медведя», и «овин», и «гумно» и «светлица». Идеалом мироустройства является «златый век» с отсутствием «сует» и с возделыванием полей, садов в гармоническом слиянии с природой.

Та модель мира, где «простота святая» противопоставляется «пышности», достойна, по мнению поэта, прославления и утверждения. Данная модель будет доминирующей в поэзии X VIIIb. и получит развитие в творчестве позднейших авторов.

Сентиментальная оппозиция Города и Деревни могла формироваться в русле руссоизма. Это, прежде всего, относится к поэтам «Полезногоувеселения» (М.М. Херасков, A.A. Ржевский, В.И. Майков). Увлеченные философией, они черпали вдохновение в реалиях повседневной усадебной жизни, соответственно преломленной и творчески переосмысленной.

В отличие от предшествующих поэтов - Кантемира, Тредиаковского, Хераскова, в основном, стремящихся к эстетизации русской усадебной жизни, Н.П. Николаев представляет бытописательную линию в поэзии 40-60 годов XVIII века. Впервые, после многочисленных переводов и подражаний Горацию, обнаруживается самостоятельный усадебный топос, проявляющийся в описании реальных подмосковных усадеб: Горки — имения Николаева и Вяземы - имения Голицына. Характерно редкое для XVIII века их поэтическое определение как «сельцо», «имение», «пустынька». Наряду с описанием хозяйственных забот «...в сем родовом своем именье» доминирующее место в посланиях Николаева занимает эстетика сада, восходящая к мифологеме эдема.

У Г.Р. Державина, при явной ориентации на горацианство, наблюдается качественно иной уровень в изображении усадебной жизни. Главное внимание уделяется описанию литературного быта. В стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» наиболее зримо воплощен усадебный архетип в пределах художественного поэтического пространства.

Частный, автобиографический взгляд на собственную усадьбу перерастает в модификацию типического образа русской усадьбы со всеми присущими ей атрибутами: с великолепным садом с обилием «лилий и роз», где слышны «рев крав и коней ржанье», с галереей портретов предков, с натуральным усадебным хозяйством и проч.

Сентиментализм с его культом природы внес особую струю в «усадебную поэзию»: предпочтение отдается не столько описанию усадьбы в целом, сколько ее неотъемлемой составляющей - парку или саду. При этом отдельные парковые реалии наполняются историческими или, напротив, глубоко личными, семейными ассоциациями («Прогулка в Савинском» И.И. Долгорукова, «Осуга» A.M. Бакунина).

Правомерен вывод, что усадебная поэзия XVIII века, в основном, реализуется в жанре сентиментальной идиллии, что при этом проявились магистральные мотивы, формирующие усадебный топос в 1740-60-е годы. Доминирующим оказывается мотив «горацианства», содержащий оппозицию «город-деревня», при сентиментальной идеализации умеренности, довольства малым, семейного уюта, душевной и телесной гармонии.

Опыт усадебной жизни в России к тому времени был весьма незначителен. Вместе с тем, идеал бытия, постигаемый через поэзию Горация, философские письма Сенеки и Плиния Младшего и т.п., формировал «философию сельской жизни» в сознании российского дворянина и претворялся в эстетическую парадигму. Переложения Горация Кантемиром и Тредиаковским в значительной мере обогатили усадебный топос новыми мотивами и образами.

В 70-90 годы быт, или точнее, усадебное бытие перевоплощается в реалии «литературного быта», постепенно превращаясь в объект высокой поэзии (Николаев, Капнист, Державин). Постоянным становится сравнение усадебного пространства и сада с раем. Рай—одна из наиболее устойчивых составляющих усадебного топоса, включающая в себя сложный семантический и поэтологический комплекс. Мотив «рая» перекликается с мотивом «уединения», бегства на лоно природы, которое рассматривается как уход поэта от злободневных социальных проблем в свой, независимый внутренний мир. Рельефно выступает «мотив чтения» в усадьбе,

формирующий круг духовных и нравственных ценностей ее обитателей, а так же «мотив большой семьи», живущей в родовом поместье (B.JI. Пушкин, A.M. Бакунин).

В усадебной лирике XVIII века обнаруживают себя характерные для идиллической семантики символы - они станут доминирующими в период романтизма: «древние пенаты», «сень безмолвная», «древний дом», «холм», «рощи», «мельницы», «аллеи». Причем, «древний дом» предстаёт уже не абстрактным «малым своим домом» Кантемира: «древний» - означает родовой, построенный предками; это место, где протекала жизнь нескольких поколений. Реалии усадебной жизни трансформируются в усадебную топику.

От описательности XVIII века «усадебная поэзия» переходит к медитативности в начале XIX века, а в жанровом отношении - от панегирика к элегии. На фоне «общих мест» усадебный топос обогащается новыми реалиями и мотивами.

Вторая глава «Священный сердцу кров» (Образ усадьбы в русской поэзии начала XIX века)» посвящена исследованию мотивных комплексов, составляющих формально-содержательную доминанту повествовательной структуры усадебной лирики первой трети XIX века, на примере творчества Н.М. Языкова, П.А.Вяземского, Е.А. Баратынского, Н.И. Гнедича, К.Н. Батюшкова.

Следует отметить, что наиболее полно «усадебная поэзия» означенного времени реализуется в жанрах дружеского послания, идиллии и элегии; здесь с наибольшей характерностью выражено романтическое начало в восприятии природы.

Самая общая проблема — это соотношение реального и идеального в усадебном топосе, причём особое внимание уделяется бытовой конкретике. По мысли H.JI. Вершининой, идиллия по своей сути одновременно и идеальна и реальна, поэтому она, как литературная форма, представляющая опоэтизированный быт, становится основой изучения усадебного текста.

Мотивный комплекс создает образную основу усадебной топики этого периода. Характерным и доминирующим является ряд мотивов: приглашение в усадьбу (A.C. Пушкин, «Здравствуй, Вульф...»), прощание с усадьбой (Н.М. Языков, «Тригорское»), мотив воспоминаний о детстве, проведенном в усадьбе (Н.М. Языков,

«Послание к А.Н. Очкину»; П. А. Вяземский, «Приветствую тебя...»; Е.А. Баратынский, «Я возвращуся к вам, поля моих отцов»).

Психологический феномен усадебной поэзии заключается в страстном желании человека вернуться в места, где прошло его детство, где он получил первые житейские и нравственные представления. Детская жизнь в усадьбе закладывала фундамент не только дальнейшего бытия автора, но и его лирического героя.

Понятие «счастья» для большинства поэтов соотносится с «полями отцов», «дубравами мирными» и «домашними иконами» (Е.А. Баратынский). Поток поэтических мыслей развивается по следующей схеме: возвращение в усадьбу - воспоминания о прошлом - мечты о будущем.

Художественная реализация мотива прогулки по усадебному парку актуализирует то содержание усадебной топики, которое представлено «семьей берез», «прудом недвижным сим», «сосной говорливой», «задумчивым ручьем», «мавзолеем под ельными ветвями». Данный образный ряд отражает не только стремление поэтов-романтиков воспевать «неуловимое» в природе - в отражениях в воде, в дымке туманов, в присутствии «полной луны» и «ночной тишины», но и убедительно говорит о значимости усадьбы в реальной судьбе поэта (Н.И. Гнедич, «Приютино»).

Как наиболее значимое, следует отметить, что в период романтизма усадьба в качестве родового гнезда становится особенно привлекательной для поэтов и приобретает значение «рабочего кабинета», «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», что инициирует мотив усадьбы как литературного гнезда, культурного очага, «храма муз» (Н.М. Языков, A.M. Бакунин), малой родины, генетически и исторически сопряженной с историей России.

Так, в стихотворении Н.М. Языкова «Тригорское» предстает опоэтизированный мир усадьбы, где царствует культ красоты, творчества, просвещения: «Жилища граций, где цветут/Каменами хранимый труд/И ум изящно просвещенный...» Отмечая незримое присутствие граций, Языков уподобляет усадьбу Тригорское «храму муз». Поэты отождествляются со «жрецами высокого искусства». Античные идеалы становятся эстетическими и нравственными ориентирами жизни усадьбы и самого автора. Наименования, с

помощью которых Языков придает особую окраску образу Тригорской усадьбы: «дар божественного света», «краса и радость», «надежда», передают атмосферу высокой нравственности и духовной наполненности.

Именно тригорская усадебная лирика Языкова вводит в поэтическое пространство представление об усадьбе как о «храме муз», «литературном гнезде».

Совместное функционирование вышеназванных мотивов приводит к многогранности семантического звучания образа усадьбы в поэзии первой трети XIX века. Закономерен вывод о полисемантичности усадебного топоса в этот период, о взаимообогащающем взаимодействии разнообразных его сторон.

Третья, заключительная, глава диссертационного исследования — «Наследственная сень» (Образ усадьбы в поэзии A.C. Пушкина)» - посвящена «усадебной поэзии» в лирике и «романе в стихах». Глава состоит из двух содержательных блоков, каждому из которых соответствует параграф.

В первом из них — «Особенности развития усадебного топоса. Усадьба в лирике A.C. Пушкина» внимание сосредоточено на анализе движения традиционных усадебных мотивов от раннего юношеского стихотворения «Послание к Юдину» (1815) до «Вновь я посетил...» (1835). Отмеченные произведения - ключевые в понимании «усадебного мировоззрения» поэта, так как позволяют проследить эволюцию и трансформацию этого мировоззрения на протяжении всей его творческой биографии. Представленный в первом стихотворении образ деревни/ усадьбы реализуется в условно идиллической и горацианской традиции, восходящей к усадебной поэзии XVIII века; в стихотворениях 30-х годов («Пора, мой друг, пора!..», «Зима. Что делать нам в деревне?», «Вновь я посетил...») он обогащается проявлением конкретики и достоверности в воспроизведении локальных усадебных топосов, таких как: «холм лесистый», «граница владений дедовских», «дорога, изрытая дождями», «три сосны». Соответственно, поэтика усадебной лирики A.C. Пушкина предполагает собственные содержательные компоненты и соответствующую им форму поэтического выражения.

Мотив родового дома занимает знаковое положение — с ним

связаны «самостоянье» человека, актуализация идеи личности. Усадебный дом выступал хранителем не только личной, но исторической и культурной памяти нескольких поколений, населявших его. Семантика дома, обозначенная комплексом метафор («скромная обитель», «наследственная сень», «счастливый домик»), соответствует реалиям родовой усадьбы Пушкина - Михайловское. Старый обветшавший дедовский дом сопряжен для поэта с ощущением защищенности и счастья. Это позволяет говорить о том явлении, когда усадебный быт вторгается в поэзию и продуцирует элементы усадебного топоса, при этом жизнь и сама воспринимается как одна из форм поэзии. Характерно, что свой усадебный дом Пушкин называет «пенаты». Это понятие связано с целым рядом мифологических и литературных ассоциаций: охранительная сила домашних духов, семейная трапеза, идиллическое пространство домашнего локуса.

Усадьба в лирике Пушкина воспринимается еще и через призму старинного заброшенного, ветхого дома («ветхая лачужка», «скромная семьи моей обитель»), который становится особым топосом пушкинской усадебной поэзии.

Следует отметить, что в одном из поздних усадебных стихотворений «Пора, мой друг, пора!..» (1834) наблюдаются две пространственные формы бытия — большая и малая, причем первая идентифицируется с миром «суеты столицы праздной», где герой оценивает себя и предстает как «усталый раб», а другая связана с миром деревни/усадьбы и мыслится как «завидная доля» («О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню...»). Идиллические мотивы получают дальнейшее развитие в плане завершения стихотворения, который может рассматриваться скорее как план завершения всей жизни поэта. В нем присутствуют наиболее характерные элементы усадебной топики: деревня, поле, сад, труды поэтические.

Уединение уже не мыслится желанным, оно ужасает без присутствия «подруги» (жены) и семьи. Мысль Пушкина: «Блажен, кто находит подругу - тогда удались он домой» - ассоциативна с державинским резюме: «Блажен, кто менее зависит от людей/Свободен от долгов и от хлопот приказных/Не ищет при дворе ни злата, ни честей /И чужд сует разнообразных».

Стихотворение «Вновь я посетил...» строится по тому же принципу: автор возвращается из мира «суеты столицы праздной» в идиллический мир деревни-усадьбы, где он «провел /Изгнанником два года незаметных». Образ родовой усадьбы складывается у Пушкина через соположение топосов, настраивающих на впечатление патриархальной скромности и простоты: «опальный домик, /Где жил я с бедной нянею моей», «холм лесистый», «нивы златые», «пажити зелены», «рассеяны деревни», «скривилась мельница». В то же время не возникает - если сравнивать с поэзией XVIII века - впечатления условности художественного пространства.

Пейзаж раскрывается и меняется постепенно, при этом все приобретает оттенок заброшенности, ветхости и недолговечности: «опальный домик», «убогий невод», «скривилась мельница, насилу крылья/Ворочая при ветре...». И здесь же, на фоне угасания («...Где жил с бедной нянею моей. /Уже старушки нет - уж за стеною /Не слышу я шагов ее тяжелых, / Ни кропотливого ее дозора...») происходит зарождение новой жизни: «... Но около корней их устарелых/(Где некогда все было пусто, голо)/Теперь младая роща разрослась...».

В целом стихотворение «Вновь я посетил...» воспринимается как прощальный взгляд Пушкина на родовую усадьбу Михайловское, которую поэт почитал своей духовной и поэтической родиной.

Во втором параграфе «Усадебно-идиллические мотивы в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин» прежде всего отмечается, что для исследования заявленной проблемы необходимо проанализировать роман в аспекте идиллического хронотопа, признаки которого достаточно полно представлены в указанном произведении: «ограниченность усадебного пространства, цикличность времени, любовь, брак, смерть, еда и питье, соседство поколений, связь человеческой и природной жизни» (Е.С. Хаев). Идиллическое мироощущение присуще всем главным героям романа, в том числе и самому автору, хотя он, взяв за исходное амбивалентность топоса идиллии, понимает и допускает ее разрушение.

Образ усадьбы в пушкинском романе складывается из соотношения природных, пространственно-художественных и лирических мотивов. Доминантное положение в пространстве

пушкинского романа занимает мотив сада. Он в значительной степени вариативен и многозначен. В жизни русской усадьбы сад - это важнейшая жизненная реалия. «Усадебная поэзия» наделяет её идеальным смыслом, используя средства идиллической топики. Наиболее важные события внутренней жизни героев романа связаны именно с садом. В семантическое «поле» сада переносится эмоциональный лирический, любовный акцент «Онегина». Романтический сад в усадьбе Лариных инициировал медитативность, мечтательность, самопознание. Он весь пронизан чувствами, воображением, любовными мечтами, вызывая мотивированную ассоциацию с Тригорским парком. Сад в Онегинской усадьбе имеет иную семантическую наполненность. «Огромный запущенный сад/ Приют задумчивых дриад» - это место поэтических размышлений, исторических воспоминаний. В описании Онегинской усадьбы «отразились черты знакомого Пушкину пейзажа Михайловского, однако деревня Онегина является не копией какой-либо реальной, известной Пушкину местности, а художественным образом» (Ю.М.Лотман).

Сопоставление описания Онегинского сада и пушкинского Михайловского приводит к выводу о том, что доминирующим качеством усадебного сада являются его эстетические и духовные константы.

В то же время сад (символ рая, эдема) выступает и местом разрушения идиллических любовных мечтаний Татьяны Лариной. Разрушение идиллии в усадебном пространстве романа происходит как на эмоционально—чувственном уровне: трагедия сердца и души Татьяны, так и на событийном — убийство Ленского на дуэли, отъезд Татьяны Лариной из деревни в Москву - «... И вот/Уселись, и возок почтенный,/Скользя, ползет за ворота./«Простите, мирные места! Прости, приют уединенный!/ Увижу ль вас?..»

Поскольку идилличность в пушкинском романе сопряжена лишь с усадьбой, то в городских условиях она трансформируется в антиидиллию.

Это позволяет говорить о нереализовавшейся идиллии в пределах пушкинского романа.

Пушкин оказался свидетелем заката «золотого века» русской усадьбы. Вместе с тем происходит и угасание «усадебной поэзии», которая в основных своих проявлениях проецировалась на идиллический жанр. В середине 20-х годовХГХ века идиллия «умирает» как жанр (В.Э. Вацуро), но еще некоторое время существует как модальность в прежнем понимании.

В заключении подчеркивается, что само явление русской усадьбы породило целое направление в поэзии, которое условно можно назвать «усадебная поэзия». Оно обозначает совокупность лирических стихотворений с устойчивой поэтической образностью (усадебный дом, сад, аллеи, беседка и т.д.), произведенной общностью тем и единством мировоззренческих установок («философия сельской жизни»), «Усадебная поэзия» обладает системой постоянных мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие (мотив уединения, мотив воспоминаний детства, проведенного в усадьбе, мотив возвращения в усадьбу, мотив чтения, мотив развлечений и т.д.). Все обозначенные мотивы усадебной поэзии фокусируются в «идиллическом хронотопе», содержательность которого очерчена М.М.Бахтиным.

Таким образом, усадебный топос, связанный доминирующими константами с locus amoenus, дополняется особыми усадебными реалиями и наоборот, реалии усадебной жизни трансформируются в идиллические мотивы, составляющие поэтическую содержательность усадебной лирики.

В конечном итоге можно констатировать, что несмотря на разнообразие формально-содержательных вариантов усадебной лирики, она «существует как некое внутреннее гомогенное образное и стилистическое единство» (В. Щукин), истоки которого находятся в жанре пасторали и идиллии. Об этом свидетельствуют и намеченные перспективы для исследования «усадебной поэзии» в позднейшие периоды развития русской литературы.

Основные положения диссертации и научные результаты, полученные Л.И. Густовой, отражены в следующих публикациях: 1.Густова Л.И.«В сени пленительных дубрав» / Л.И.Густова // «Дворянских гнезд заветные аллеи»: Усадьба в русской поэзии / Сост., автор вступ. ст. Л.И.Густова. - М.,1994. С.5-16.

2.Gustova L. All ombra dei querceti incantati / L. Gustova // La nuova Europa. № 1. Milano, 1997. С. 75-80.

3.Густова Jl.И Архетип усадьбы/Л.И. Густова// Михайловская пушкиниана: Сборник статей научных сотрудников музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское». Выпуск 15.- М., 2001.

4.Густова Л.И «Славлю сельску жизнь на лире». Образ русской усадьбы в поэзии XVIII века/Л.И.Густова// Забытые и второстепенные писатели XVII-X1X как явление европейской культурной жизни: Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию Е.А. Маймина/ Отв. ред. доктор филол. наук Н.Л.Вершинина: В 2 т. - Псков, 2002. Т.1. С. 189-195.

5.Густова Л.И. Идиллические мотивы в усадебной лирике М.Н.Муравьева / Л.И. Густова // Пасторали над бездной: Сборник научных трудов / Отв. ред. проф. Т.В.Саськова. -М., 2004. С.41-45.

6. Густова Л.И. «Священный сердцу кров»: Образ усадьбы в поэзии начала XIX века/Л.И. Густова// Михайловская пушкиниана: Сборник статей научных сотрудников музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское». Выпуск 32. - Пушкинские Горы - М., 2004. С. 113-130.

7. Густова Л.И. «Наследственная сень» (усадебная лирика А.С.Пушкина) / Л.И.Густова // На рубеже эпох: стиль жизни и парадигмы культуры: Сборник научных трудов / Отв. ред. Т.В.Саськова. Выпуск 2. - М., 2005. С.92 - 102.

С.39-43.

Издательская лицензия ИД №06024 от 09.10.2001 года. Подписано в печать 11.07.2006 г. Формат 60x90/16. Объем издания в усл.печ.л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ № 98.

Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова, 180760, г. Псков, пл. Ленина, 2. Редакционно-издательский отдел ПГПУ им. С.М.Кирова, 180760, г. Псков, ул. Советская, 21, телефон 2-86-18,Е-таП: rio@psksu.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Густова, Людмила Ивановна

Введение.

Глава I. «Славлю сельску жизнь на лире» (Образ русской усадьбы в поэзии

XVIII века).

ГЛАВА II. «Священный сердцу кров» (Образ усадьбы в русской поэзии начала XIX века).

ГЛАВА III. «Наследственная сень» (Образ усадьбы в поэзии А.С.Пушкина)

3.1 Особенности развития усадебного топоса в лирике А.С.Пушкина.

3.2 Усадебно - идиллические мотивы в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин».

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Густова, Людмила Ивановна

Русская усадьба, ее культура, как то ни парадоксально, остается еще мало понятой и плохо истолкованной областью русской истории»1, -отмечается в исследовании по истории усадеб. Представление о русской усадьбе будет не полным, если не определить тот ее поэтический образ, который сложился в русской лирике времени создания и расцвета усадебного строительства, то есть в конце XVIII - первой трети XIX веков.

Насколько нам известно, термин «усадебная поэзия», равно как и «усадебный текст», вводит в научный оборот исследователь В. Щукин2. Ссылаясь на работы В.Н. Топорова3, где присутствует понятие «петербургский текст», Щукин пишет: « Доподлинно известно, что в русской литературе существовал по крайней мере один текст, несущий в себе и порождающий в своих недрах информацию мифологического типа, связанную с определенным геокультурным локусом. Это петербургский текст. Однако высокая частотность произведений, построенных по образцу усадебной повести, продуктивность этой структурной и мифологической модели, наличие в ней устойчивых семантических комплексов, сюжетно-композиционных, предметно-образных и стилистико-поэтических шаблонов - все это позволяет утверждать, что существует и усадебный текст русской литературы»4. Развивая модель, предложенную Топоровым, Щукин строит свое исследование «усадебного текста», опираясь в основном на прозаические произведения писателей XIX - начала XX веков.

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию феномена «усадебной поэзии» в русской лирике 1740-х - 1830-х гг.

Автором диссертации впервые был предпринят опыт составления

1 Турчин B.C. Аллегория будней и празднеств в сословной иерархии XVIII - XIX веков: от усадебной культуры прошлого до культуры наших дней /B.C. Турчин // Русская усадьба. - М., 1996. Вып. 2(18). С. 16.

2 Щукин В. Усадебный текст русской литературы: основные параметры/ В.Щукин // Studia Rossica. VI. -Warszawa, 1998. С. 87-100.

3 Например: Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы. (Введение в тему) / В.Н. Топоров // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 64. Семиотика города и городской культуры. -Петербург-Тарту, 1984.С.4-29.

4 Щукин В. Усадебный текст русской литературы / В. Щукин. - С.88. поэтической антологии, посвященной теме русской усадьбы XVIII - XX веков5. Однако целью данного издания не являлось уяснение теоретического понятия «усадебная поэзия».

Актуальность исследования. Обращение к данной теме обусловлено усилившимся в последние годы интересом к усадебной культуре. Не в последнюю очередь это связано с ностальгической грустью по дворянским усадьбам, в которых веками создавались культурные национальные ценности. Однако в появившихся многочисленных работах, нацеленных на ее исследование, усадьба, как правило, рассматривается в культурологическом или историко-экономическом аспектах. Следует отметить, что и в обобщающих трудах, посвященных усадьбе XVIII - начала XIX вв., осмысливались в основном отдельные ее составляющие: архитектура, садово- парковое искусство, театр, собрание живописи и т.д.6

Цель диссертации - раскрыть содержание литературного комплекса «усадебная поэзия» и проследить его трансформацию от 40-х годов XVIII к первой трети XIX века, исследовать влияние усадьбы на внутреннее бытие поэта и преобразование этого влияния в поэтический образ.

Научную новизну работы составляет впервые предпринятое исследование феномена «усадебная поэзия». Прослеживаются закономерности его сущностного становления на уровне поэтологических

5 Густова Л.И. «В сени пленительных дубрав»: Вступит, ст. /Л.И. Густова // «Дворянских гнезд заветные аллеи»: Усадьба в русской поэзии. - М., 1994. С. 5-16.

6 См., например: «.в окрестностях Москвы». Из истории русской усадебной культуры XVI1-XIX вв./ Сост. М.А. Аникст., B.C. Турчин. - М., 1979; Байбурова P.M. Русская усадьба XVIII века как отражение внутреннего мира современников/ P.M. Байбурова // Русская усадьба. - М., 1994. - Вып. 1(17). С.96-97; Долгополова С., Лаевская Э. Душа и Дом. Русская усадьба как выражение софийной культуры / С. Долгополова, Э. Лаевская // Наше наследие. -1994.- № 29-30. С. 146-158; Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы / Т.П. Каждан. -М., 1997; Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII в. / T.A. Коваленко // Общественные науки и современность. -1975. - №5. С. 108-117; Мир русской усадьбы. Памятники отечества. - M., 1993; Мир русской усадьбы. - M.: Наука,1995; Михайловская пушкиниана. По материалам конференции «Столица и усадьба: два дома русской культуры». Пушкинские Горы - М., 2003. -Вып.23.; Русская провинциальная культура XVIII-;iX вв. -М., 1993; Сборник статей: Серийное издание «Русская усадьба». - Вып. 1-6.- M., 1994-1999; Стернин Г.Ю. Усадьба в поэтике русской культуры / Г.Ю. Стернин //Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы.- Вып. 1(17).- M., 1994. С. 46-52; Усадьба в русской культуре. - М., 1996; Швидковский Д. Усадьбы старые таинственной Руси/ Д. Швидковский // Наше наследие.- 1994. -№ 29-30. С.3-19. изменений; осмысливается многогранность усадебного топоса посредством синхронного и диахронного подходов к материалу.

Впервые типологически осмыслены понятия «усадебный топос», «усадебная поэзия», обобщены материалы по наполнению этих понятий историко-литературным и теоретическим содержанием.

Важно подчеркнуть, что внимание сосредоточено не на поэтике образа усадьбы в его цельном монографическом выражении применительно к отдельно взятому автору, а на том содержательном и эстетическом вкладе, который данный автор внёс в создание образа усадьбы, как типологического и универсального: в поэтической оригинальности каждого из поэтов всегда «просвечивает» общее. Целью исследования является выявление общего в частном и осмысление характера изменений этого общего, модального наполнения образа усадьбы, зависящего от времени, обстоятельств жизни, от эстетической позиции автора, обособленности «дворянского гнезда». Таким образом акцент делается на трансформации образа усадьбы в пределах усадебного топоса.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи диссертационного исследования:

1. В результате исследования конкретизировать понятие «усадебная поэзия» как в теоретическом, так и в историко-литературном аспектах.

2. Уяснить и определить смысловое наполнение категории «усадебная поэзия» в ее отношении с идиллическим топосом.

3. Определить содержание и границы мотивного комплекса «усадебной поэзии», выявив особенности его функционирования в лирике русских поэтов 1740 - 1830-х годов.

4. Рассмотреть феномен «усадебной поэзии» как синтезирующий относительно поэтического топоса идиллии и реалий усадебного быта; исследовать механизмы соотношения усадебного быта и литературных форм, структурирующих «усадебный текст».

В связи с этим предметом исследования является «усадебная поэзия» как литературный и культурный феномен.

Объект исследования составляют стихотворения русских поэтов 1740 - 1830 годов, посвященные русской усадьбе, - А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского, Г.Р.Державина, В.В.Капниста, В.Л.Пушкина,

A.С.Пушкина, Н.МЛзыкова, П.А.Вяземского, Е.А.Баратынского и др. Теоретическая и методологическая база исследуемой в диссертации проблемы основывается на работах Г.А.Гуковского, Л.Я.Гинзбург, Ю.М.Лотмана, М.М.Бахтина, Ю.В.Манна, Н.Л.Вершининой, Т.В.Саськовой, Е.П.Зыковой, И.О.Шайтанова, В.Э.Вацуро, Н.Д.Кочетковой, В.Щукина,

B.Н.Топорова.

Методологический аппарат диссертации базируется на принципах теоретической и исторической поэтики. Определяющим выступает системный метод. Решение поставленных задач обеспечивается сочетанием историко-типологического и историко-культурного методов литературного анализа.

Научно-практическое значение диссертации определяется возможностью применить полученные результаты в специальных вузовских курсах по изучению истории и теории русской литературы, музееведению, культурологии, литературному краеведению.

Апробация работы. Основные положения диссертации и ее отдельные аспекты были положены в основу выступлений на Международной научной конференции: «Забытые и второстепенные писатели XVIII - XIX веков как явление европейской культурной жизни», 15-18 мая 2001г. (ПГПИ); на Четвертых Международных Майминских чтениях, 9-11 декабря 2002г. -«Забытые и второстепенные писатели пушкинской поры»; на Международных научных конференциях 4-7 февраля 2003г. - «XVIII век: между традицией и утопией». (МГОПУ им. М.А.Шолохова); «Пастораль и идиллия как текст культуры: теория^ топосы, синтез искусств». 11-14 февраля 2005г. (МГОПУ им. М.А. Шолохова); на научно-музейных чтениях в Больших Вяземах 2002-2003гг.; в с. Михайловском 2003,2004гг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем диссертации 160 страниц. Библиография > насчитывает 320 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Трансформация образа усадьбы в русской поэзии XVIII - первой трети XIX веков"

Заключение

Подводя итог нашим исследованиям, следует отметить, что вся классическая русская литература XVIII - начала XIX веков и поэзия в частности тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Писатели и поэты созревали как личности в условиях усадебного быта; в деревне-усадьбе жили прототипы их героев, а сама усадьба зачастую становилась центром литературной и культурной жизни. Усадьбу можно рассматривать не только как объект творчества поэта или писателя, но и как один из главнейших факторов формирования его поэтики и эстетики.

Усадебный поэт А. А. Фет задавался вопросом: «что такое русская дворянская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической?». И сам отвечал: «Это «дом» и «сад», устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с «природным» в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания»232.

Воспоминания об отечественной истории, о людях, чьи имена священны для России, приводят именно в старинную русскую усадьбу. Историческая и поэтическая память делает ее источником вечных непреходящих ценностей.

Само явление русской усадьбы породило целое направление в поэзии, которое условно можно назвать «усадебная поэзия». Оно обозначает совокупность лирических стихотворений с устойчивой поэтической образностью (усадебный дом, сад, аллеи, беседка и т.д.), произведенной общностью тем и единством мировоззренческих установок («философия сельской жизни»). «Усадебная поэзия» обладает системой устойчивых

232 Фет А. А. Сочинения / А. А. Фет. - М; 1982. С. 477 мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие (мотив уединения, мотив воспоминаний детства, проведенного в усадьбе, мотив возвращения в усадьбу, мотив чтения, мотив развлечений и т.д.). Все обозначенные мотивы усадебной поэзии фокусируются в «идиллическом хронотопе», содержательность которого очерчена М.М.Бахтиным: «.привязанность жизни и ее событий к родной стране со всеми ее уголками, к родным горам, к родному дому, родным полям, реке и лесу, к родному дому. Идиллическая жизнь и ее события неотделимы от этого конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки.

Пространственный мирок этот ограничен и довлеет себе, не связан существенно с другими местами, с остальным миром.

Единство жизни поколений в идиллии в большинстве случаев существенно определяется единством места, вековой прикрепленностью жизни поколений к одному месту, от которого эта жизнь во всех ее событиях не отделена.

Единство места сближает и сливает колыбель и могилу, детство и старость (та же роща, те же липы, тот же дом), жизнь различных поколений, живших там же, в тех условиях, видевших то же самое»233.

Совместное функционирование вышеназванных мотивов приводит к многогранности семантического звучания образа усадьбы в поэзии первой трети XIX века. Закономерен вывод о полисемантичности усадебного топоса в этот период, о взаимообогащающем взаимодействии разнообразных его сторон.

В процессе исследования выявлено, что усадебный топос, связанный доминирующими константами с locus amoenus, дополняется особыми усадебными реалиями и наоборот, реалии усадебной жизни трансформируются в идиллические мотивы, составляющие поэтическую содержательность усадебной лирики. Исходя из этого следует, что

233 Бахтин М.М.Идиллический хронотоп в романе/М.М.Бахтин// Бахтин M.M. Вопросы литературы и эстетики.С.374. терминологическое наполнение понятия «усадебный топос» включает в себя, с одной стороны, идиллический компонент, locus amoenus, и соответствующий ему комплекс мотивов, а с другой - вещественную конкретность усадебного быта.

Усадебная поэзия» имеет и свой «язык». Она «говорит» своеобразными метафорическими образами, особого рода переживаниями, где происходит смешение «жизни и пасторальной утопии», где лирика превращается в автобиографию, «в историю сердца, чувствования, заблуждений»234 и непосредственно переплетается с эмпирическим фактором, а усадебный быт вторгается в поэзию и продуцирует элементы усадебного топоса, при этом жизнь становится воплощением поэзии.

Чаще всего авторы усадебной лирики создавали произведения, посвященные описанию конкретных усадеб, например: «Обуховка» В.В.Капниста, «Суйда» В.Л.Пушкина, «Евгению. Жизнь Званская» Г.Р. Державина, «Осуга» A.M. Бакунина, «Приютино» Н.И. Гнедича и т.д. Стихи с описанием усадьбы или философскими размышлениями, навеянными ею, преимущественно создавались для домашних альбомов друзей и родственников. В них - тонкий аромат усадебной жизни, «темных аллей», «дворянских гнезд». В результате оформляется особый жанр - портрет усадебного дома:

И дом большой, но беспаркетный -Ни цельных стекл, ни ковров, Ни прочей рухляди заветной, Ни даже карточных столов.235 В поэтику усадебной лирики входят круг семейных интересов и традиций, а также те жизненные ценности, которые определяют смысл бытия ее владельцев.

В процессе исследования мы пришли к заключению о том, что миф

234 Кулакова Л.И. Поэзия М.Н.Муравьева. Вступ.ст./ Л.И. Кулакова// М.Н.Муравьев. Стихотворения. С.29.

235 Бакунин A.M. «Осуга»/ А.М. Бакунин// «Наше наследие». -1994. -№ 29-30. С.56. усадьбы представляет ее как явление неземного, идеального порядка и что истоки страстного желания ее владельцев «на десятине снять экстракт вселенной всей» 236 следует искать в архетипе усадьбы. Предметный мир усадьбы составляют дом и парк или сад. Исследователи последовательно возводят топос сада к библейскому архетипу237. Однако, наряду с этим, в основу архетипа усадебного дома, как нам представляется, может быть положена история рода. Усадебный дом хранил фамильный герб, жалованные грамоты, картинную галерею рода, семейные реликвии, передаваемые из поколения в поколение, являющиеся носителями духа Рода. Дом зачастую являлся «колыбелью», местом рождения будущего его владельца. И здесь, в доме, он «покидал мир сей», умирал. Вследствие этого, понятие Дома выходит за рамки частного и приобретает значение символа -символа Рода. Так, усадьба, помимо архитектурно-парковой ценности, приобретает еще и мемориальное значение.

Родовое поместье, с культом предков, сказаниями, передаваемыми из поколения в поколение, со знаками бытия, запечатленными на всю жизнь в памяти и семейных реликвиях, являлось оплотом вечности. Обитатели усадеб тем пристальнее вглядывались в прошлое, чем сильнее ощущали это прошедшее в себе. Зачастую было в обычае обозначать усадьбу именем ее владельца или целой династии.

Это постоянное присутствие прошлого в настоящем необычайно обостряло зрение, превращало даже самые заурядные предметы бытового усадебного обихода в путеводитель по человеческой судьбе. Мир вещей, формировавших среду культурного помещичьего дома, был неоднороден. В нем присутствовали предметы разных эпох и стилей: парижские новинки нередко встречались с сокровищами прадедов, а военные трофеи

236 Долгорукий И. Прогулка в Савинском / И. Долгорукий // Турчин B.C., Шереда В.К. «.в окрестностях Москвы». Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX веков. С.95.

237 Сазонова Л.И. Поэт и сад: из истории одного топоса/ Л.И. Сазонова// Folia Literaria. Studia z literatury posyjskieji radzieckiey.- Lodz.-1988. C. 37-44; Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко (2 пол. 17-нач.18 века.)/ Л.И. Сазонова. - М.:Наука, -1991; Синило Г.В. Библейские корни европейской пасторали/ Г.В. Синило// Пастораль. Идиллия. Утопия,- М., -2002. С. 3-16. соседствовали с произведениями крепостных мастеров. Такой особый вид одухотворения предметной среды являл существенную часть усадебной мифологии, которая, в свою очередь, питалась реальной историей русской усадьбы и трансформировалась в поэтические образы.

О значении усадьбы в контексте отечественной культуры еще в 1914 году писал журнал «Столица и усадьба»: «Много было наговорено зла про помещичьи усадьбы. Но ведь вся глубина русской культуры вышла отсюда. Назовите в литературе типы выше и светлее тех, что сложились и вылились в образах Пушкина, Тургенева, Толстого. Сами эти люди не были ли во многом и в лучшем своем детьми русской деревни? В старых усадьбах есть какая-то правда, какой-то след благоухающих мыслей, тот неизъяснимый налет, что дает одно чувство «былое», «прошлое», в них притаилась и тихо

238 входит в душу какая-то грустная и чистая поэзия» .

Усадебная поэзия» не стояла особняком от общего литературного процесса. Отражая особый феномен русской культуры, она реализует себя в разные исторические эпохи в разных жанровых формах: сатире, панегирике, идиллии, дружеском послании, элегии. «Усадебная поэзия» способна воплощать свою систему ценностей, связанную с особым образом жизни, культом предков, родового гнезда, гением места, апологией частной жизни, идеалом культурной жизни.

Порой, «усадебная поэзия» выступает как часть литературного быта, примером являются усадебные стихотворения Державина, Львова, Капниста. При этом срастание жизни и творчества в усадебном пространстве происходит особым образом. Бытовая конкретика и достоверность в изображении усадьбы и ее обитателей сочетается в «усадебной поэзии» с идеализацией этого образа жизни, а поэтическая мечта - с реальным бытом русского дворянства.

238 Цит. по: Густова Л. И. «В сени пленительных дубрав» / Л. И. Густова// Дворянских гнезд заветные аллеи.С.15-16.

Утверждение нравственной ценности простой сельской жизни в единстве с природой и противопоставление ее, как идеала, сложности и порочности городской цивилизации делает усадебную поэзию близкой пасторали и идиллии. Но в отличие от них, считающихся полным жанром (единство жанрового содержания и формы), «усадебная поэзия» существует как наджанровое образование, как модальность239, не предполагающая закрепленности жанровой формы.

Исследование показывает, что в период 1740-1830 годов трансформация происходит путем мифологизации образа усадьбы, а также на уровне мотивной, жанровой и содержательной структуры.

Усадебный топос зародился в русской поэзии в 40-е годы XVIII века в период классицизма, и реализовался в переводах и подражаниях 2 эподу Горация. Впервые реалии русской усадебной жизни обнаруживаются в поэзии Н.П.Николаева и В.В.Капниста, где описываются реально существующие усадьбы и усадебная жизнь частного человека.

У Г.Р. Державина наблюдается качественной иной уровень в изображении усадебной жизни. Главный акцент делается на описание литературного быта в усадьбе, семейных и дружественных отношений.

Сентиментализм с его культом природы внес особую струю в «усадебную поэзию»: предпочтение, отдается не столько описанию усадьбы в целом, сколько ее неотъемлемой составляющей - парку или саду. При этом отдельные парковые реалии наполняются историческими или, напротив, глубоко личными, семейными ассоциациями (Долгорукий, «Прогулка в Савинском»; Бакунин, «Осуга»). Правомерен вывод, что «усадебная поэзия» XVIII века, в основном, реализуется в жанре сентиментальной идиллии.

От описательности XVIII века «усадебная поэзия» переходит к медитативности в начале XIX века, а в жанровом отношении - от панегирика

239 Мы применяем понятие, используемое Е.П. Зыковой в работе «Пастораль в английской литературе XVIII века»/ Е.П. Зыкова,- М., 1999. С. 27. (Понятие «модальность» предполагает наличие совокупности содержательных признаков жанра, не связанных четко с определенным набором соответствующих формальных признаков). к элегии. На фоне «общих мест» усадебный топос обогащается новыми реалиями и мотивами. В период романтизма усадьба, как родовое гнездо, становится притягательной для поэтов и приобретает значение «рабочего кабинета», «приюта спокойствия трудов и вдохновенья».

Вершиной «усадебной поэзии» исследуемого периода является усадебная лирика A.C. Пушкина и, может быть, в первую очередь деревенские главы романа «Евгений Онегин».

Можно констатировать, что, несмотря на разнообразие формальных и содержательных вариантов текста усадебной лирики, он «существует как некое внутреннее гомогенное образное и стилистическое единство»240, истоки которого находятся в жанрах пасторали и идиллии.

Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что если в XVIII веке поэтическое сознание было связано определенным литературным этикетом, жанровой моделью, в рамках которой варьировались та или иная тема или мотив «усадебной лирики», при этом она доминировала над индивидуальным стилем автора, то в романтической поэзии первой трети XIX века трактовка усадебной темы определялась уже во многом индивидуальным стилем автора. Субъективно-авторская переработка усадебной топики в романтизме неизбежно приводила к разрушению жанровых границ усадебной лирики и в конечном счете - к угасанию «усадебной поэзии» как малого идиллического жанра.

Этим, однако, значение «усадебной поэзии» не исчерпывается, ее история не заканчивается. «Усадебная поэзия» развивается, трансформируется, обогащаясь за счет меняющихся исторических, а порой, общественно-политических факторов вплоть до 80-х годов XX века. Это создает предпосылки для дальнейшего исследования и осознания места и значения усадебной лирики в творческом сознании и поэтики литераторов позднейших художественных эпох.

240 Щукин В. Усадебный текст русской литературы/ В. Щукин. С. 88.

 

Список научной литературыГустова, Людмила Ивановна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Бакунин A.M. Осуга /A.M. Бакунин // Наше наследие. - 1994. - № 29-30. С.55-62.

2. Бакунин A.M. Собрание стихотворений / A.M. Бакунин. Изд. подг. М.В. Строгановым. Тверь, 2001.

3. Бакунин A.M. Поэмы и проза / A.M. Бакунин. Биограф, предисловие, сост. и общая ред. ДО.В. Строганова. Тверь, 2006.

4. Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений / Е.А.Баратынский. Вступ. ст. и примеч. E.H. Купреяновой.- Л., 1957. («Библиотека поэта». Большая серия).

5. Баратынский^ Е.А. Стихотворения. Поэмы / Е.А. Баратынский.Ст. и примеч. Л.Г. Фризмана.- М.: Наука, 1982.

6. Батюшков К.Н. Сочинения / К.Н.Батюшков. М.-Л.: "Academia", 1934.

7. Батюшков К.Н. Полное собрание стихотворений / К.Н.Батюшков.- М.-Л., 1964. («Библиотека поэта». Большая серия).

8. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков: В 3-х т./ А.Т. Болотов. Вступ. ст. С. Ронского. Примеч. П. Жаткина, И.Кравцова.- М., 1999.

9. Болотов А.Т. Избранное /А.Т. Болотов.Изд. подг. А.К. Демиховским. -Псков, 1993.

10. З.Вяземский П.А. Стихотворения / П.А.Вяземский. Вступ. ст. Л.Я. Гинзбург. Подг. текста, и примеч. К. А. Кумпан.-Л., 1986. («Библиотека поэта». Большая серия. 3-е изд.).

11. Вяземский П.А. Старая записная книжка / П.А. Вяземский.Ред. и примеч. Л.Я. Гинзбург.- Л., 1929.

12. Гнедич Н.И. Стихотворения / Н.И. Гнедич. Вступ. ст., подг. текста и примеч. И.Н. Медведевой. Л., 1956. («Библиотека поэта». Большая серия).

13. Гораций Квинт Флакк. Собрание сочинений / Гораций. Пер. с латин. Вступ. ст. B.C. Дурова.- СПб., 1993.17.«Дворянских гнёзд заветные аллеи»: Усадьба в русской поэзии / Сост. и вступ. ст. Л.И. Густовой. М., 1994.

14. Делиль Жак. Сады: Поэма /Жак Делиль. Изд. подг. H.A. Жирмунская. Примеч. H.A. Жирмунской, Ю.М. Лотмана. Л., 1987.

15. Дельвиг A.A. Сочинения / А.А.Дельвиг. Сост., вступ. ст. и коммент. В.Э. Вацуро.-Л, 1986.

16. Державин Г.Р. Избранная проза / Г.Р. Державин. Сост., вступ. ст. и примеч. П.Г. Паламарчука.- М., 1984.

17. Державин Г.Р. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота: В 9 т. / Г.Р.Державин. СПб., 1864-1883.

18. Державин Г.Р. Стихотворения / Г.Р.Державин. Вступ. ст. Д.Д. Благого. -Л., 1957. («Библиотека поэта». Большая серия).

19. Державин Г.Р. Сочинения / Г.Р. Державин. Сост., биограф, очерк и коммент. И.И. Подольской. М., 1985.

20. Державин Г.Р. Анакреонтические песни / Г.Р. Державин. Изд. подг. Г.П. Макогоненко и др. М.: Наука, 1987.

21. Дмитриев И.И. Сочинения / И.И. Дмитриев. Вступ. ст. A.M. Пескова. Сост. и коммент. Ä.M. Пескова и И.З. Сурат. М., 1986.

22. Долгоруков И.М. Сочинения: В 2 т. / И.М.Долгоруков.- СПб., 18481849.

23. Кантемир Антиох. Собрание стихотворений / Антиох Кантемир 1 Вступ. ст. Ф.Я. Приймы. Подг. текста и примеч. З.И. Гершковича. JL, 1956. («Библиотека поэта». Большая серия).

24. Капнист В.В. Собрание сочинений: В 2 т. / В.В.Капнист. Вступ. ст. и примеч. Д.С. Бабкина. М.- Л.', 1960.

25. Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений / Н.М. Карамзин. Вступ. ст., подг. текста и примеч. Ю.М. Лотмана. М.-Л.,1966. («Библиотека поэта». Большая серия).

26. Козлов И.И. Полное собрание сочинений / И.И.Козлов. Вступ. ст. И.Д. Гликмана. Л, 1960. («Библиотека поэта». Большая серия. 2-е изд.).

27. Львов H.A. Избранные сочинения / Предисл. Д.С.Лихачева; вступ. ст., сост., подг. текста и коммент. К.Ю. Лаппо-Данилевского / H.A. Львов. -СПб., 1994.

28. Монтень М. Опыты / М. Монтень. М.-Л., 1954.

29. Муравьев М.Н. Стихотворения. / М.Н.Муравьев. Вступ. ст. Л.И. Кулаковой. Л., 1967. («Библиотека поэта». Большая серия).

30. Платон. Избранные диалоги / Платон. Пер. с древнегреч. Сост., вступ. ст. и коммент. В.Асмуса. М, 1965.

31. Платон. Сочинения: В 3 т. / Платон. Пер. с древнегреч. Под общ. ред А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. Вступ. ст. А.Ф. Лосева. М., 1968-1972.

32. Поэты 1790-1810 годов. Сб. стихов. / Вступ. ст. и сост. Ю.М. Лотмана. Подг. текста М.Г. Альтшуллера. Л., 1971.

33. Поэты XVIII века: В 2 т. Л., 1972 / Сост. Г.П. Макогоненко и И.З. Сермана. Вступ. ст. Г.П. Макогоненко. («Библиотека поэта». Большая серия. 2-е изд.).

34. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: В 16 т. /A.C. Пушкин.- М.-Л., 1937-1949.

35. Пушкин В.Л. Стихи. Проза. Письма / В.Л. Пушкин /Сост., вступ. ст. и примеч. Н.И.Михайловой.- М., 1989.

36. Русская литература. Век XVIII. Т.1. Лирика /Сост., вступ. ст., подг. текстов и коммент. Н.Д. Кочетковой. -М., 1990.

37. Русская поэзия 1801-1812 / Вступ. ст. А. Немзера. М.,1989.

38. Русская поэзия XVIII века. Сборник / Вступ. ст. Г.П. Макогоненко. -М., 1972.

39. Сельская усадьба в русской поэзии XVIII начала XIX века /Сост., вступит, ст., коммент. Е.П. Зыковой.- М., 2005.

40. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Луций Анней Сенека. Пер. с латин. Послесл. С.А. Ошерова. Кемерово, 1989.

41. Сумароков А.П. Избранные произведения / Вступ. ст., подг. текста и примеч. П.Н. Беркова. Л., 1957. («Библиотека поэта». Большая серия).

42. Тредиаковский В.К. Избранные произведения / В.К.Тредиаковский. Вступ. ст. Л.И. Тимофеева. Л., 1963. («Библиотека поэта». Большая серия).

43. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы / Пер. и коммент. М.Е. Грабарь-Пассек. М., 1958.

44. Хемницер И.И. Полное собрание стихотворений / И.И.Хемницер. Вступ. ст. Н.Л. Степанова. М.-Л., 1963.

45. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К.Г.Юнг. Киев, 1994.

46. Языков Н.М. Стихотворения. Сказки. Поэмы. Драматические сцены. Письма / Н.М. Языков. Вступ. ст. И.Д. Гликмана. М.-Л., 1959.

47. Языков Н.М. Стихотворения и поэмы / Н.М. Языков. Сост., подг. текста и примеч. К.К. Бухмейер, Б.М. Толочинской. Вступ. ст. К.К. Бухмейер. Л., 1988. («Библиотека поэта». Большая серия).

48. Критические и научно-исследовательские работы

49. Агамалян Л.Г. Изображение дворянской усадьбы в русской поэзии конца XVIII- первой половины XIX в. / Л.Г. Агамалян // Державинские чтения. Сб. научн. докладов. СПб., 1997. С. 116-125.

50. Агамалян Л.Г. Просветительские идеи в творчестве A.M. Бакунина в контексте русской культуры второй половины XVII первой половины XIX вв.: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук / Л.Г. Агамалян. - СПб., 1998.

51. Азадовский М. Языков /М. Азадовский // Н.МЛзыков. Полное собрание стихотворений. М.- Л., 1934. С. 12-80.

52. Алдонина Н.Б. А.В.Дружинин: Проблемы атрибуции /Н.Б. Алдонина -Самара, 2000.

53. Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник /Под. ред. В.Е.Холшевникова. Л., 1985.

54. Антикварный каталог № 38. Города. Усадьбы. Монастыри.- М., 1934.

55. Аринштейн Г.М. Сельцо Захарово в биографии и творчестве Пушкина / Г.М. Аринштейн // Пушкин. Исследования и материалы. T.XIV. -Л.,1991. С.177-191.

56. Баевский B.C. Сквозь магический кристалл: Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах Пушкина/ B.C. Баевский.- М., 1990.

57. Байбурова P.M. Дом 1772 года на «китайский манер» в Черной Грязи / P.M. Байбурова //Русская усадьба. М., 1999. - Вып. 5(21). С. 282-288.

58. Байбурова P.M. Русская усадьба XVIII в. как отражение внутреннего мира современников / P.M. Байбурова // Русская усадьба. М., 1994. -Вып. 1 (17). С.96-97.

59. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М. Бахтин-М., 1975.

60. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. / В.Г. Белинский. М., 1948.

61. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / В.Г. Белинский. -М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959.

62. Белоусов А.Ф. Акклиматизация сирени в русской поэзии / А.Ф. Белоусов // Сб. статей к 70-летию проф. Ю.М.Лотмана. -Тарту, 1992. С.311-322.

63. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы / П.Н. Берков. Л., 1981.

64. Благово Д. Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово/ Д.Благово.- СПб, 1885.

65. Благой Д.Д. Василий Капнист/ Д.Д. Благой // Капнист В.В. Сочинения. -М., 1959.

66. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т./ Д.Д. Благой.- М., 1972.

67. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826) / Д.Д. Благой.- М.-Л., 1950.

68. Большакова А. Деревня как архетип. От Пушкина до Солженицына / А. Большакова // Пушкин и теоретико-литературная мысль. М., 1999. С.369-396.

69. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки / С.Г. Бочаров,- М., 1974.

70. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики; Субъектно-образная структура / С.Н. Бройтман. -М., 1997.

71. Брюсов В. Мировоззрение Баратынского /В. Брюсов// Брюсов В. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии.- М., 1981.

72. Бурьянов В. Прогулка с детьми, по России / В. Бурьянов.- СПб., 1839.

73. Бухмейер К.К. Н.М. Языков /К.К. Бухмейер // Языков Н.М. Стихотворения. М.-Л., 1969. С. 5-52.26. «.в окрестностях Москвы». Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX веков / Сост. М.А. Аникст, B.C. Турчин. М., 1979.

74. Васильева О.В. Функция мотива в лирике М.Ю.Лермонтова: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук/ О.В. Васильева. Псков, 2004.

75. Вацуро В.Э. Баратынский / В.Э. Вацуро // История русской литературы: В 4 т. Т.2.- Л., 1981. С. 380-393.

76. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа» / В.Э. Вацуро.- СПб., 1994.

77. Вацуро В.Э. Русская идиллия в эпоху романтизма/ В.Э. Вацуро // Русский романтизм.-Л., 1978. С. 118-138.

78. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки / А.П. Вергунов, В.А. Горохов.- М., 1988.

79. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. Садово-парковое искусство (от истоков до начала XX века) / А.П. Вергунов, В.А. Горохов.- М.,1996.

80. Вершинина Н.Л. «Формула» пейзажа в творческом сознании А.С.Пушкина (1810-1830 годы)/ Н.Л. Вершинина // Болдинские чтения. -Саранск, 2002. С. 67-75.

81. Вершинина Н.Л. Идиллия / Н.Л. Вершинина // Литературоведческие термины: материалы к словарю. -Коломна, 1997. С. 10-13.

82. Вершинина Н.Л. К вопросу об «идиллической основе» повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» / Н.Л.Вершинина // Карамзинский сборник. Ульяновск, 1999. С. 3-11.

83. Вершинина Н.Л. Литература XVIII века / Н.Л. Вершинина // Псковский край в литературе.- Псков, 2003. С.79-82.

84. Вершинина Н.Л. Михайловское в творческом сознании А.С.Пушкина / Н.Л. Вершинина // Aleksander Puszkin w dwusetna rocznice urodzin. -Lodz, 1999. С 7-20.

85. Вершинина Н.Л. О функции идиллической образности в романе «Евгений Онегин»/ Н.Л. Вершинина// Проблемы современного пушкиноведения: Сборник статей.- Псков, 1996. С.108-121.

86. Вершинина Н.Л. Уединение / Н.Л. Вершинина //Онегинская энциклопедия: В 2 т. Т.2. М., 2004. С. 614-616.

87. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский.-Л., 1940.

88. Веселовский А.Н. Эпоха чувствительности / А.Н. Веселовский.- Л., 1939.

89. Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» / А.Н.Веселовский. Пг., 1918.

90. Вестстейн В. Помещичья усадьба в русской литературе XIX нач. XX вв. / В. Вестстейн // Русская провинция: миф-текст-реальность. -М.-СПб., 2000. С. 186-195.

91. Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. Становление литературной школы / Ю.Б. Виппер.- М., 1976.

92. Врангель Н. Помещичья Россия / Н.Врангель // Памятники Отечества. -№25: Мир русской усадьбы. -М., 1992. С. 51-53.

93. Врангель Н., барон. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры / Н. Врангель.- СПб., 1999.

94. Гавриленко Т.А. «Анакреонтические песни» Г.Р. Державина: К вопросу о творческом итоге и его перспективах / Т.А. Гавриленко // Творчество Г.Р. Державина. Специфика. Традиции. Тамбов, 1993. С. 60-69.

95. Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2 т. / М.Л. Гаспаров. М., 1997.

96. Гейченко С.С. Пушкиногорье / С.С. Гейченко.- М., 1981.

97. Георги И.И. Описание столичного города Санкт-Петербурга / И.И. Георги. -СПб., 1794.

98. Гербель Н.В. Русские поэты в биографиях и образцах / Н.В. Гербель.-СПб., 1888.

99. Гиллельсон М.И. Вяземский П.А. Жизнь и творчество/ М.И. Гиллельсон.- Л., 1969.

100. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности / Л. Я. Гинзбург.- Л., 1987.

101. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. / Л.Я. Гинзбург. Л., 1974.

102. Городецкий Б.П. Русские лирики. Историко-литературные очерки/ Б.П. Городецкий.- Л., 1974.

103. Грехнев В. Мир пушкинской лирики / В. Грехнев.- Нижний Новгород, 1994.57,58,59,60,61,62,63,64,65,6667,68