автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Целостность личности

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Коляда, Виктор Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Целостность личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Коляда, Виктор Иванович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА

СОЦИУМА.

1.1. Понятие целостности личности и его методологическое значение.

1.2. Целостность личности как предмет ценностной рефлексии в русской философии середины XIX - начала XX века.

ГЛАВА 2. ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

2.1. Пространство ценностей современного российского общества.

2.2. Жизненное пространство личности как выражение ее целостности. Ценностный выбор и становление целостности личности.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Коляда, Виктор Иванович

Актуальность темы исследования определяется сложностью и неоднозначностью происходящих в современном российском обществе процессов, их разнонаправленной динамикой, хаотичностью проявления, смысловой неопределенностью.

Дисгармоничные условия существования российского социума обостряют извечные проблемы человеческого бытия, его смысла, цели и предназначения. На теоретическом уровне решение этих проблем требует разработки моделей и программ осмысления целостности человека как органического единства различных уровней, аспектов его существования, а также содержательного анализа концептуальных оснований человеческого бытия, способствующих раскрытию феномена человека во всех его проявлениях. Тема целостности личности приобретает особый интерес в связи со все более ускоряющимся и усложняющимся ходом общественного развития, требующим пересмотра целого ряда нормативно-ценностных структур социальной системы, выработки новой парадигмы, в центре которой располагается интегративный образ человека, выступающий в качестве главной предпосылки развития общества. Таким образом, проблема целостности человека трансформируется в проблему целостности личности, в рамках которой личность рассматривается через ее социальную характеристику и аксиологическую составляющую, позволяющую рассматривать личность как фундаментальное основание социума.

Актуализация социально-аксиологического аспекта исследования целостности личности выражает насущную потребность теоретического осмысления гуманистического основания проводимых в стране реформ и их реальнопрактическую соотнесенность с действительными интересами и потребностями конкретного человека. В свою очередь, подобная установка исследования целостности личности приводит к необходимости анализа жизненного пространства личности и жизненного пространства социума и их совмещения в своих субстанциальных характеристиках как пространства взаимного проявления сущностных сил в их гармоничной или дисгармоничной форме, ведущей к становлению либо разрушению целостности личности. Исходя из этого, поиск и формулирование реальных механизмов, основанных на ценностных императивах личностного выбора, ведущих к становлению целостности личности, ее самоопределению, самоосуществлению в рамках современного транзитивного российского общества представляет собой одну из наиболее насущных проблем социально-философского познания.

Состояние и степень разработанности темы. Анализ литературы позволяет выделить несколько подходов, исследующих целостность личности в различных аспектах научного знания:

I. Системно-деятелъностный. В сфере внимания этого направления, представленного работами Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, А.В. Брушлинского, В.В. Давыдова, Н.С. Злобина, М.С. Кагана, А.Н. Красина, И.Т. Касавина, В.Ж. Келле, А.Л. Никифорова, Ю.К. Плетникова А.В. Петровского, В.Н. Сагатовского, В.П. Фофанова, находятся важнейшие проблемы формирования личности с точки зрения принципа деятельности, получившего название «деятельностного подхода». Это направление завоевало признание подавляющего большинства ученых, ибо категория «деятельность» обладает большими эвристическими возможностями, помогает осознать и теоретически эксплицировать многие проблемы формирования и развития личности, становления ее целостности. Вместе с тем, в последние годы появляются работы, в которых указывается недостаточность деятельностного подхода при описании целостности личности без привлечения категорий «отношение», «сознание», «способности», «потребности», «интересы», «ценности» и других, то есть категорий, при помощи которых можно наиболее полно исследовать процесс формирования личности и ее интегрального качества - целостности.

II. Структурно-функциональный. Это направление в плане исследования целостности личности является в настоящее время наиболее сложным, ибо связано с выделением и обоснованием структурных компонентов личности. Можно без преувеличения сказать, что на сегодняшний день существует столько концепций социальной структуры личности, сколько ученых работает над этой проблемой. Наиболее плодотворно структурно-функциональный подход разрабатывается в трудах Е.А. Ануфриева, С.С. Батенина, М.В. Демина, И.С. Кона, JI.H. Когана, С.М. Ковалева, Ф.И. Минюшева, К.К. Платонова, Г.Л. Смирнова, В.Ф. Сержантова, О.П. Целиковой и др.

III. Социально-психологический. В рамках этого подхода личность рассматривается с точки зрения неповторимости ее индивидуальных психологических качеств, в своей совокупности образующих целостную психологическую характеристику личности. Среди отечественных психологов, исследующих проблему психологической целостности личности, внесших значительный вклад в ее разработку, следует назвать А.Г. Асмолова, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, и др.

IV. В социологическом подходе акцентируется внимание на исследовании целостности личности, исходя из ее статусных и ролевых характеристик, личность «вписывается» в те или иные социальные общности с их специфическими интересами, потребностями, предпочтениями и т. п. Другими словами, личность в рамках этого подхода исследуется не с точки зрения ее индивидуальных особенностей - как самоценное существо, а с точки зрения ее принадлежности к определенным социальным группам.

V. В отдельную группу исследований, посвященных изучению тех или иных сторон личности и ее целостности, можно отнести такие синтезирующие концепции человека как философско-биологическую антропологию А. Гелена, культурно-философскую антропологию Э. Ротхакэра, М. Ландмана, философскорелигиозную антропологию Г.Э. Хенгстенберга, Ф. Хаммера, а также различные направления субъективистской антропологии - экзистенциализма: К. Ясперса, М. Хайдеггера, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, А. Камю; персоналисти-ческое учение о человеке - Э. Мунье; психоаналитическую антропологию -3. Фрейда, К.-Г. Юнга, А. Адлера, В. Рейха, К. Хорни, Э. Фромма и других. Не обходимо также отметить возрастающий интерес к разработке различных направлений антропологических исследований в отечественной научной и философской мысли, представленных в работах Б.М. Бим-Бада, П.С. Гуревича, Б.Т. Григорьяна, Б.М. Маркова, B.C. Степина, В.В. Шаронова и других.

VI. Философско-методологические, социально-философские проблемы формирования целостности личности нашли свое отражение в коллективных монографиях, сборниках научных трудов, материалах региональных, всероссийских и международных научных конференций, монографиях и диссертационных исследованиях Л.Е. Шкляр, В.П. Барышкова, И.М. Вакулы, Ю.Г. Волкова, Л.Ф. Гайдуллиной, Ю.Н. Мячина, В.И. Снесара, Л.П.Станкевича, Н.А. Тельновой, О.П. Целиковой, Б.Г. Ушакова, В.Б. Устьянцева и других.

Отмечая высокий теоретический, методологический уровень исследования феномена целостности личности, указывая на глубину и содержательность ее анализа, следует, вместе с тем, подчеркнуть, что в современных научных исследованиях целостность личности эксплицируется, в основном, через анализ ее онтологических, метафизических оснований и в значительно меньшей степени - через социально-философский и, тем более, через социально-аксиологический. Очевидно, это связано с тем, что само понятие личности в значительной мере остается в рамках ее понимания как «ансамбля общественных отношений», т.е. сугубо социальной характеристики, а не как проявление личностного бытия человека в социуме. А «бытие личности и личностное бытие не совпадают» (В.П. Барышков). Основание личностного бытия образует сфера ценностных смыслов, как способность человека идентифицировать окружающие обстоятельства как свои, собственные, и, таким образом, осуществлять выбор своих актуальных и перспективных действий в соответствии с ними.

Уровень разработки целостности личности, понимаемой как способ проявления ее личностного бытия в социуме, свидетельствует о необходимости глубокого философского осмысления круга таких вопросов, как предпосылки ее исследования в русской философии, методологического значения понятия целостности личности при анализе развития социума, соотношения в своих ценностных основаниях жизненного пространства социума и личности как фундаментальной предпосылки формирования ее целостности.

Исходя из вышеизложенного, определяется объект и предмет исследования.

Объект исследования - целостность личности как способ ее проявления в социуме.

Предмет исследования - ценностная основа интегрального качества личности и социальная форма ее выражения.

На основании определения объекта и предмета исследования формулируются его цели и задачи.

Цель исследования заключается в обосновании и разработке концепции целостности личности в ее социально-аксиологическом аспекте.

Задачи исследования:

• отрефлексировать понятие целостности личности в соотношении со смежными категориями, описывающими качественную характеристику личности;

• определить методологическое значение понятия «целостность личности» при анализе ее личностного бытия и способе проявления в социуме;

• рассмотреть специфику исследования целостности личности в отечественной философии как в историко-философском аспекте, так и в современном ее осмыслении;

• исследовать трансформацию ценностных ориентаций современного транзитивного российского общества;

• рассмотреть соотношение жизненного пространства личности с жизненным пространством социума на основе аксиологического уровня их осмысления;

• определить совокупность социальных и духовных предпосылок ценностного выбора личности как условия формирования ее целостности.

Методологическая база исследования.

Методологическую базу исследования составили принципы диалектики, феноменологический и экзистенциальный подход к ценностным основаниям личностного бытия как фундамента целостности личности. Плодотворным при исследовании целостности личности является системный, структурный и функциональный подходы, позволяющие рассмотреть личность как сложнооргани-зованную совокупность фундаментальных ценностных качеств, находящихся в основе ее целостности. Большим эвристическим потенциалом обладает и само понятие целостности, анализ его интегративных элементов в исследовании целостности личности. Особое значение имеет привлечение историко-философского наследия, особенно русской философии с ее идеями органициз-ма, концепциями всеединства, интуитивизма, экзистенциального персонализма, помогающими углубить представление о целостности личности в условиях трансформации социальной системы.

Научная новизна и основные результаты исследования.

Новизна предпринятого исследования заключается, прежде всего, в том, что в нем впервые представлена социально-аксиологическая концепция целостности личности в категориальном поле современного философского познания. На этом основании достигнуты следующие результаты:

- рассмотрен методологический потенциал понятия целостности в рамках аксиологической характеристики целостности личности;

- выявлена специфика использования понятия целостности применительно к личности, через исследование ее ценностных оснований;

- определена социальная и аксиологическая составляющие целостности личности;

- осуществлена реконструкция русского историко-философского наследия в плане исследования в его рамках феномена целостностной личности;

- уточнены понятия жизненного пространства социума и личности, раскрыто их содержательное различие и субстанциональное единство;

- определены роль и значение духовных и нравственных ценностей в становлении целостности личности.

В ходе исследования получены конкретные результаты, которые могут быть представлены в виде следующих положений, выносимых на защиту:

1. Целостность личности в системном и структурно-функциональном аспекте представляет собой гармоничное единство составляющих ее компонентов: телесного, социального и духовно-нравственного. Анализ каждого из них расширяет представление о личности, но не формирует гносеологический образ (конструкт) ее целостности. Поэтому требуется метасистемная характеристика целостности как саморазвивающегося феномена, имеющего собственные закономерности развития и формирования.

2. Личность как целостность, как метасистема основана на ее субстанциональном интегральном качестве - концепции личностного «Я» человека, стягивающей воедино все ее компоненты, но не сводящейся ни к одному из них.

3. «Я» формирует свое собственное, личностное бытие, основанием которого является сфера ценностных смыслов, при помощи которых личность идентифицирует свое бытие как бытие личностное, укореняя себя в действительном бытии. Базовой ценностью личности является жизнь в ее конкретном индивидуальном проявлении. На ее основании выстраивается ценностное отношение личности к окружающей действительности, принимающее форму аксиологических функций: определенной концепции справедливости и истины, свободы и ответственности, ценностного выбора и самореализации.

4. Интегративной аксиологической функцией является индивидуальная концепция смысла жизни.

5. Пространство ценностей современного российского общества является переходым от традиционных ценностей к инновационным, что создает определенную ценностную среду для личностного выбора.

6. Целостность личности формируется на основе ценностного выбора, в основании которого лежит совокупность витальных и духовных потребностей, важнейшей из которых является потребность в самореализации, самоосуществлении себя как личности.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

1. Его основные выводы и положения способствуют дальнейшей разработке теоретических и методологических проблем исследования личности, ее жизненного пространства, ценностных ориентаций в условиях транзитивного российского общества.

2. Социально-аксиологический аспект целостности личности позволяет анализировать социальные трансформации через призму их соответствия фундаментальным потребностям и интересам конкретного человека, прежде всего, потребности в самореализации, что выражает меру гуманности общественной системы.

3. Мировоззренческие выводы, вытекающие из проделанной работы, могут способствовать формированию смысложизненной ориентации конкретного человека, в основе которой находится основной ценностный постулат: обретение личностью качества целостности зависит от самой личности, от ее способности к собственной самореализации.

4. Социально-аксиологическая концепция целостности личности может быть использована для дальнейших теоретических разработок в области социальной философии, философской антропологии, этике, аксиологической персо-нологии.

Основные положения диссертации апробированы автором в выступлениях на кафедре теоретической и социальной философии философского факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, на кафедре гуманитарных и социальных наук Саратовского высшего военного института внутренних войск МВД РФ, на кафедре философии Саратовского технического университета, на кафедре философии Гуманитарной Академии МО РФ (г. Москва), ежегодных внутривузовских и межвузовских научных конференциях, в научных публикациях, находящихся в сборниках научных статей, изданных по итогам научных конференций.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Коляда В.И. Целостность как методологический принцип анализа личности //Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории исторического процесса. Вып. 3. Саратов. Изд-во СВВКУ МВД, 1984. С. 4 - 12.

2. Орлов В.А., Андриянова Е.А., Коляда В.И. Структурно-функциональный и исторический аспекты целостности личности //Социальная форма движения. Проблемы целостности. Саратов. Изд-во СГУ, 1990. С. 139 -154.

3. Коляда В.И. Целостность личности советского офицера. Проблемы формирования. //Сб.научн.статей № 38 Москва: Изд-во ВПА им. В.И. Ленина, 1991. С. 77-83.

4. Коляда В.И. Гуманизация образовательного процесса как важнейшая часть развития высшего образования в условиях военного института //Высшая военная школа. Проблемы, опыт, перспективы. Материалы внутривузовской научной конференции - 25 августа 1997 г. Саратов. Изд-во СВККИ МВД РФ, 1997. С. 12-13.

5. Коляда В.И. Целостность личности в контексте социокультурных трансформаций современной России //Материалы Всероссийской научной конференции 13 - 15 ноября 1997 г. Саратов. Изд-во СГТУ, 1997. С. 29-33.

6. Дармограй В.М., Коляда В.И. Комплексность личностного стиля мышления как феномена культуры //Закон возрастания роли культуры. Под общ. ред. В.И. Снесара. Саратов. Изд-во «Слово», 1998. С. 161 - 170.

7. Коляда В.И. О типологии и критериях личности //История, общество, личность. Материалы научной конференции гуманитариев г. Саратова 26 - 27 марта 1998г. Ч. 1. Саратов. Изд-во «Слово», 1998. С. 55 - 59.

8. Коляда В.И. К проблеме ценностных оснований духовного развития личности //Философия современного образования. Саратов. Изд-во «Научная книга», 2002. С. 135 - 139.

Объем и структура диссертации определена исследовательскими задачами и состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, библиографического списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Целостность личности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертация посвящена актуальной теме - социально-аксиологическому измерению целостности личности. Она является итогом исследования предметной области, относящейся к индивидуальному бытию человека. В работе обосновывается, с одной стороны, ценностная основа интегрального качества личности, а, с другой, социальная форма ее выражения, которые в своей совокупности представляют социально-аксиологический аспект исследования целостности личности. Избранный автором аспект исследования рассматривается в соотношении с философской и социально - философской антропологией, определяется его место в структуре социально-философского знания.

В диссертации осуществлена попытка содержательного разведения понятий общества и личности, их различия на основе имманентно присущих им противоречий, при общем понимании их субстанционального единства. Анализируются понятия одного категориального ряда: «личность», «индивид», «индивидуальность», «самость», определяется их содержательная характеристика. Личность определяется через индивидуальность, которая, с одной стороны, проявляет себя как одно из свойств личности, а, с другой, выступает как фокусированное выражение целостности, как особая форма бытия личности в мире, в рамках которого она живет и действует как автономная и уникальная система, сохраняющая свою целостность и тождественность в условиях непрерывных внутренних и внешних модификаций. Именно на уровне индивидуальности формируется концепция личностного «Я» человека, которая и образует тот центр личности, который стягивает воедино все ее проявления - телесные, социальные, духовно-нравственные. Показано, что концепция «Я» имеет историю своего становления и перспективу исследования в различных современных философских дискурсах, основанных на присущих им парадигмальных основаниях. Такими парадигмами выступают субстанциональный подход, с одной стороны, и реляционный подход, - с другой. Современный субстанциализм представлен, в частности, антропологической метафизикой, согласно которой всеобщая единая действительность должна быть познана, с этой точки зрения, не через мир, а через человека. Субстанциальный подход в его социально-аксиологическом аспекте рассматривается автором через ценностное отношение личности к миру в целом и к социуму, в частности. Исходя из этого, основой ценностного отношения человека к миру выступает его способность идентифицировать окружающие обстоятельства как свои, собственные, то есть человеку соответствующие. Автор полагает, что существенным моментом в этом плане является наличие у личности смысла жизни как ведущего принципа ее духовности. Смысл жизни придает личности устойчивость, позволяет уверенно чувствовать себя в потоке общественных изменений, в концентрированном виде выражает ценностное основание индивидуальной жизни личности, определяет ее ценностные интенции.

В параграфе, посвященном русской философии, обосновывается утверждение, что для отечественной философии субстанциональная концепция личности, ее целостности, имеет прочную традицию, выраженную в специфических особенностях русского философствования. В соответствии с таким обоснованием приводится анализ теоретического содержания произведений

A.С. Хомякова, И.В Киреевского, JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского,

B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, C.JI. Франка. Исследование русского философского наследия автор проводит по двум основным смысловым линиям: во-первых, по линии смысложизненной проблематики, выражающей ценностное отношение личности к действительности и, во-вторых, по линии воплощения ценностных интенций личности в социуме. Ценностный характер русского национального сознания отразился уже в органической философии ранних славянофилов. Воплощением органичности стала идея цельности человека и познания, которая содержала положение не столько о противопоставлении, сколько о различении и единстве ценностного (воля и вера) и рационального элементов духа и жизни. В связи с этим автор обращается к философской антропологии, к идеям И.В. Киреевского, показывая неразрывность и целостность человека на основе его самости, утверждая тем самым единство ценностного миропонимания. Те же тенденции целостного мировосприятия выражаются в персоналистическом подходе к человеку. Единые устремления, а не показное единодушие возможны только при условии личностного переживания не общего энтузиазма, а индивидуального отношения к происходящему. Такое отношение возможно лишь на основе подлинно-личностного бытия человека. Соборность, по мнению автора, в русской философии не продуцирует антииндивидуализм, как принято было считать, а подчеркивает полноту жизни личности, основанную на ценностных императивах православия. Привлечение русского философского наследия к исследованию социально-аксиологического аспекта целостности личности преследовало в работе вполне определенную цель - понять, на каких ценностных основаниях строилось отношение личности к миру в представлениях русских философов «серебряного века». В этой связи отмечается, что русская философия всегда выходила за рамки обыденности, искала и находила высшие ценности в Истине, Добре и Красоте и по ним измеряла реальную действительность. Ценность человеческой личности для русской философии выступала как самоценность, как «микрокосм», в котором в свернутом виде «пребывает» вся Вселенная. Русская философия всегда тяготела к социальной проблематике, поэтому обращение к исследованию пространства ценностей современного российского общества отнюдь не случайно. В современной России ценностная сфера социума претерпела за последние пятнадцать лет качественные преобразования, которые были вызваны сменой фундаментальных оснований социума. Сегодня еще нельзя с полной уверенностью утверждать, что в российском обществе образовалась ценностная сфера, которая отражает интересы и потребности членов этого социума, что и выражается в наличии кризисных явлений, определяющих российское общество как общество риска. Модернизационные процессы пока что не привели к качественному улучшению жизни людей, а, следовательно, и к явно выраженным положительным ценностным ориентациям. Вместе с тем, следует отметить, что сфера свободного проявления человеческих сущностных сил значительно расширилась, что проявляется, прежде всего, в экономической сфере общества. Для социально-аксиологического аспекта исследования целостности личности этот срез анализа (и не только, естественно, в его экономическом выражении) представляет собой значительный интерес для дальнейшей исследовательской работы. Очевидно, требует дальнейшей, более глубокой теоретической разработки проблема ценностного выбора личности как условия становления ее целостности. В материалах настоящего исследования автор рассматривает ценностный выбор сквозь призму субстанционального подхода к личности, согласно которому она выступает в качестве носителя ценностного отношения к миру. В этом плане ценностный выбор может исследоваться на различных уровнях его осмысления: в политике, экономике, в духовной сфере и т.п. С учетом актуализации аксиологической проблематики в современном российском обществе, требуется, как нам кажется, углубленная «ценностная экспертиза» основных сфер жизни социума и самого социума в целом, что потребует, несомненно, дальнейших исследований в области социально-аксиологического анализа, развития его методологического потенциала.

 

Список научной литературыКоляда, Виктор Иванович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. Мысль 1991. 299с.

2. Агацци 3. Человек как предмет философского познания //О человеческом в человеке. М., 1991. С. 59-79.

3. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пос. М., 2003. 253 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Спб.: Питер, 2001. 288с.

5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль. 1988. 253с.

6. Анохин П.К. Философские основы теории функциональной личности. М. «Мысль», 1978. 259с.

7. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М. Изд-во «Онега», 1994. 162с.

8. Барулин B.C. Социальная философия. Ч. 2: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1993. 240с.

9. Барышков В.П. Диалогические основания информационного выбора //Человек и власть в современной России: Межвуз. науч.сб. Саратов: СГСЭУ, 2001. Вып. 4. С. 86-88.

10. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. //Культура и человек в современной картине мира: Межвузовский научный сборник. Саратов: Юл, 2001. С. 11.

11. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. Саратов. 2001. 364с.

12. Барышков В.П. Личность как пространство переживания. //Современная философия: возможности обоснования. Сб. науч. трудов /Отв. редактор Л.И. Тетюев. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. С.111-119.

13. Барышков В.П. Жизненный путь человека: аксиологический аспект. //Философия и наука: возможности взаимодействия. Сборник научных статей. Саратов: Изд-во « Слово», 2001. С.97-104.

14. Барышков В.П. Пространство личностного самоопределения. //Жизненное пространство России. Под редакцией проф. В.Б. Устьянцева и проф. В.Б. Самсонова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. С.98-104.

15. Бассин Ф.Р. О силе «Я» и психологической защите //Вопросы философии. 1969. №2. С. 118-125.

16. БатищевГ.С. Философия как работа человека над самим собой //Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991. С. 146-151.

17. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. С. 80-160.

18. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания //Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. М., « Московский клуб», 1992. Т.1. 317с.

19. Белов В.Н. Неокантианство. Ч. 1. Возникновение неокантианства. Мар-бургская школа. Герман Коген. Саратов. Научная книга. 2000. 172с.

20. Белов В.Н. Обыденное сознание и человеческое бытие. Саратов. Изд-во Сарат. Ун-та, 1996. 188с.

21. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1983. 157с.

22. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 382с.

23. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. 611с.

24. Бердяев Н.А. Русская идея //О России и русской философской культуре. М.: Наука. 1990. С. 43-271.

25. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480с.

26. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607с.

27. Бердяев Н.А.: pro et contra. Кн. 1. СПб., РХГИ, 1994. 573с.

28. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704с.

29. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808с.

30. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 67-103.

31. Веллмер А. Модели свободы в современном мире //СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991. 57-76.

32. ГаврюшинН.К. Русская философия и религиозное сознание //Вопросы философии. 1994. №1. С. 58-69.

33. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство. Заметки о русской религиозной антропологии //Вопросы философии. 1996. №5. С. 148-159.

34. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704с.

35. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля //Наука в зеркале философии XX века. М., 1992. С. 1-40.

36. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX XX вв. Л., 1989. 423с.

37. Гасилин В.Н. Идентификация как способ обновления в классической и современной философии //Современная философия: возможности обоснования /Сб. науч. трудов. Саратов, 2000. С. 6-11.

38. Гасилин В.Н. Принципы философского исследования человека на рубеже XXI века //Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI века. Ч. 1. Пространство цивилизаций и культур в современном социальном познании. Саратов, 1999. С. 49-54.

39. Гасилин В.Н. Принципы философского понимания целостности человека //Целостность человека и культура труда. Сборник научных трудов. Саратов. Изд-во Поволжского филиала Российского учебного центра. 1996. С. 14.

40. Гасилин В.Н.Новая идентификация человека и новая парадигма исследования. //Современная парадигма человека. Межвузовский научный сборник. Саратов. 2000. С. 11-14.

41. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т.З. М., 1977. С. 223-224.

42. Гернет М.И. Равенство. М., 1917, 380с.

43. Турин С.П. Современная антропология: предметное поле и методология. //Человек и власть в современной России: Межвуз. науч. сб. Саратов: СГСЭУ, 2001. Вып. 4. С.90-98.

44. Гражданское общество, правовое государство и право //Круглый стол журналов «Вопросы философии» и «Государство и право» //Вопросы философии. 2002. №1. С. 4 -67.

45. Григорьян Б.Т. Понятие о человеке в современной философии //О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. С. 358-383.

46. Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Вестник, 1997. 448с.

47. Гуревич П.С. Антропоцентризм как мировоззренческая установка. //Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. Тезисы VIII Ежегодной конференции Кафедры философии РАН /6-7 февраля 1995г. /М., 1995. С.17-22.

48. Гуссерль Э. Феноменология //Логос. 1991. №1. С. 15-23.

49. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М.: Мол. Гвардия, 1989. 317с.

50. Духовная деятельность человека. Межвузовский сборник научных статей аспирантов и соискателей. Саратов. 2001.126с.

51. Демин М.В. Проблемы теории личности. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1977. 240с.

52. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Л., 1982.

53. Дробницкий О.Г. Ценность //Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 462.

54. Жизненное пространство России. Под редакцией проф. В.Б. Устьянцева и проф. В.Б. Самсонова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 116 с.

55. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования). Киев: Наукова думка. 1995.432 с.

56. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб. Изд-во СПбУ, 1995. 338с.

57. Зарубина Н.Н. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимации предпринимательства в модернизирующихся обстоятельствах //Вопросы философии. 2001. № 10. С. 10-32.

58. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат. 1986. 223с.

59. Зеньковский В.В. История русской философии. Введение //О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. 382с.

60. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991, В 2-х т.

61. Ильенков Э.В. Идеал //Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 202.

62. Информационная цивилизация. Пространство, культура, человек. Под редакцией проф. В.Б. Устьянцева Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2000. - 168с.

63. Категории ценности и культуры. Межвузовский сборник научных работ. Саратов. 1994. 110с.

64. Кравченко И.И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса. //Вопросы философии. 2002. №9. С. 17.

65. Культура и человек в современной картине мира: Межвузовский научный сборник. Саратов: Юл, 2001. - 194с.

66. Каган М.С. Философия теории ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 274с.

67. Коган Л.А. Русская философия как социокультурный феномен //Вопросы философии. 1988. №9. С. 102-114.

68. Козин Н.Г. Ценность человека как элемента универсума. //Общественное сознание и мир человеческих ценностей. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та, 1993. С. 70-86.

69. Козловский В.В., Федотова В.Г., Уткин А.И. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995. 405с.

70. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 436с.

71. Коршунов A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982. 282с.

72. Культурология, XX век: антология: Аксиология, или филос. исслед. природы ценностей /РАН. ИНИОН. М.: ИНИОН, 1996. 144с. (Лики культуры).

73. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) //Вопросы философии. 2000. №5. С.36-47.

74. Красов Ю.А. Конфликт «власть и общество» в России: история и современность //Человек и власть в современной России: Межвуз. науч. сб. Саратов: СГСЭУ, 2001. Вып. 4. С 7.

75. Лавриненко В.Н. Социальная философия. М., 1995. 367с.

76. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., Республика, 1994. 384с.

77. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 187с.

78. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - 152с.

79. Личность в пространстве России. Под ред. проф. В.Б. Устьянцева и проф. В.Б. Самсонова. Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 2000. - 198с.

80. Лосский Н.О. История русской философии. М. 1991. 632с.

81. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью //Вопросы философии. 1988. №2.С.24-32.

82. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки /Под ред. Ю.П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. 432с.

83. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии //О человеческом в человеке. М., Политиздат, 1991. С. 8-22.

84. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СПб., 1997. 462с.

85. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. 564с.

86. Мид Дж. Интернализированные другие и самость //Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. 253с.

87. Митина В.И. Мир личности как мир культуры //Вопросы философии. 1997. №6. 15-23с.

88. Модернизация в России и конфликт ценностей. РАН. Ин-т философии. М., 1994. 250с.

89. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. 149с.

90. Москаленко А.Т. Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989. 202с.

91. Мунье Э. Что такое персонализм? М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 1994. 128с.

92. Наумова Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации //Социологический журнал. М., 1994. № 1. С. 10.-24.

93. Никитина А.Г. Структура «Я» и «фундаментальная политическая альтернатива» //Вопросы философии. 1999. № 12. С. 25.-34.

94. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 831с.

95. О России и русской философской культуре. М., Наука, 1990. 528с.

96. Общественное сознание и мир человеческих ценностей. Изд-во СГУ. Саратов. 1993. 140с.

97. О человеческом в человеке. М., Политиздат, 1991. 384с.

98. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. Изд-во «Русский язык», 1990. С. 870.

99. Орлов В.А., Андриянова Е.А., Коляда В.И. Структурно-функциональный и исторический аспекты целостности личности //Социальная форма движения. Проблемы целостности. Саратов: Изд-во СГУ, 1990. С. 139- 154.

100. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие. М., 1996. С.88.

101. Перспективы социальной эволюции современного общества: Меж-вуз.сб. /М-во Образования РФ. Саратов: Юл, 244 стр.

102. Пигров К.С. Амбивалентность социального (опыт исследования онтологических оснований) //Вестник СПбГУ. Серия 6. 1994. Вып. 4. С.32-43.

103. ПопперК. Открытое общество и его враги. М., Феникс, Междунар. Фонд «Культурная инициатива». 1992. Т. 1. 448с.

104. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 674с.

105. Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI века.Материалы Всерос. науч. конф. (Саратов, 29 янв. 1998г.) /Отв. ред. В.Б. Устьянцев; Саратов: Изд-во «Слово», 1998. 4.II. Цивилизация и культура на рубеже XXI века.-80с.

106. Пушкарева Н.В., Сегеда С.В. Жизненное пространство субъекта: конфликтные структуры. //Личность в пространстве России. Саратов. 2000. С. 36-37.

107. Разум и культура: Сб. науч. тр. /Под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2001. -244 с.

108. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М.: Медиум, 1995. 415с. ПО.Резвицкий И.И. Личность.Индивидуальность.Общество. М., 1984.141с.

109. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 413с.

110. Разум и культура. Сборник научных трудов. Саратов, 2001. 242 с.

111. Российская модернизация: проблемы и перспективы (материалы "круглого стола") //Вопросы философии, 1993, № 7. С. 10.

112. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. СПб., 1998. С. 160.

113. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 257с.

114. Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991. 143с.

115. Рязанцев С. Философия смерти. СПб., 1994. 234с.

116. Рыбаков О.Ю. Права человека и информационная цивилизация. //Современная философия: возможности обоснования. Сб. науч. трудов /Отв. редактор Л.И. Тетюев. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. С. 107-111.

117. Современная парадигма человека. Межвузовский научный сборник. Саратов. 2000. 197с.

118. Современная философия: возможности обоснования. Сб. науч. трудов /Отв. редактор Л.И. Тетюев. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 136с.

119. Самосознание европейской культуры XX века. М., Политиздат, 1991. 366с.

120. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М: Республика, 2000. 639с.

121. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. М: Политиздат, 1989. 342-364.

122. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., Изд во ЛГУ, 1990. 359с.

123. Сироткина Е.С. Ценности в мире человека: парадигмальный и социокультурный аспекты. Дисс. на соиск. уч. степени канд. филос. наук. Саратов, 1996. 457с.

124. Скворцов Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М., Политиздат, 1989. С. 27.

125. Смирнова З.В. К спорам о славянофильстве //Вопросы философии. 1987. №11. С. 136.

126. Смысл жизни в русской философии: Конец XIX начало XX веков. СПб, 1995. 338с.

127. Смысл жизни. Антология. М., 1994. 267с.

128. Смысл жизни: Опыт философского исследования. М., 1992. 383с.

129. Соболев А.В. О персоналистической гносеологии //Вопросы философии. 1998. №4. 25-32с.

130. Современная западная философия. Словарь. М., 1991. 431с.

131. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. 512с.

132. Современный философский словарь /Под ред. В.Е. Кемерова. 2-ое изд. М., Панпринт, 1998. 477с.

133. Соловьев B.C. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии. //Мир философии. Книга для чтения. 4.2 М. 1991. С. 114.

134. Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. М., 1988.

135. Мальцев Г.В. Буржуазный эгалитаризм. М., 1984. 432с.

136. Социальная идентификация личности-2. Под ред. Ядова В.А. М., 1994. 275с.

137. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 278с.

138. Сумерки богов. М., 1989. 487с.

139. Тельнова Н.А. Целостность личности в онтолого-антропологическом измерении. Саратов. Изд-во СГУ, 2002. 517с.

140. Толстой Л.Н. Собр. соч. В 20 т. М., 1960-1965. Т.16.

141. Трансформирующаяся Россия //ЧЕЛОВЕК. N4. 2002. С.180-184.

142. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. 632с.

143. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988. 261.

144. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. М., 1968. 258с.

145. Устьянцев В.Б. Жизненное пространство личности в обществе риска. //Вестник Российского философского общества. М. 2002. N 4 (24). С.37-41.

146. Устьянцев В.Б. Жизненное пространство цивилизации //Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI века. Ч. 1. Пространство цивилизацийи культур в современном социальном познании. Саратов: Изд-во Поволж. Акад. гос. службы, 1999. С.6.

147. Устьянцев В.Б. Жизненное пространство человека: ценностные и институциональные начала //Современная парадигма человека. Межвузовский научный сборник. Саратов. 2000. С. 110.

148. Устьянцев В.Б. Социоприродные и цивилизационные основания жизненного пространства российского социума. //Жизненное пространство России. Саратов. 1999. С.5-6.

149. Устьянцев В.Б. Ценностные структуры жизненного пространства человека. //Культура и человек в современной картине мира: Межвузовский научный сборник. Саратов: Юл, 2001. С.3-7.

150. Устьянцев В.Б. Жизненное пространство России: на перепутье цивилизаций. //Жизненное пространство России. Под редакцией проф. В.Б. Устьян-цева и проф. В.Б. Самсонова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.С. 3-12.

151. Устьянцев В.Б.Пространство личности: опыт философско-социологического исследования. //Личность в пространстве России. Под ред. проф. В.Б. Устьянцева и проф. В.Б. Самсонова. Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 2000. С.3-17.

152. Уткин А.И. Россия и Запад. История цивилизаций. М, 2000. С.72-76.

153. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения. //Вопросы философии. 2001. № 4. С. 17- 38.

154. Федотова В.Г. Неклассическая модернизация и альтернативы модерни-зационной теории //Вопросы философии. 2002. №12. С.33-26.

155. Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк, 1993. 349с.

156. Философия. Ч.П. Основные проблемы философии /Под ред. В.И. Кириллова. М, 1997. С. 243-245.

157. Философский энциклопедический словарь. М. Изд-во «Советская энциклопедия» , 1989. 730с.

158. Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. Тезисы VIII Ежегодной конференции Кафедры философии РАН / 6-7 февраля 1995г. / М., 1995. 224с.

159. Философия и наука: возможности взаимодействия. Сборник научных статей. Саратов: Изд-во « Слово», 2001. -119с.

160. Философия. Наука. Культура. Творчество: Материалы Всерос. Аскин-ских чтений (16 окт. 1998 г.). Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1999. - 172с.

161. Филимонова О.Ф. Ценностно-смысловые границы личностного пространства. //Современная парадигма человека. Межвузовский научный сборник. Саратов. 2000.С. 35-38.

162. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. 381с.

163. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991.246с.

164. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. 250с.

165. Франк С.Л. Смысл жизни //Вопросы философии. 1990. С. №6. С. 81-97.

166. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. 339с.

167. Франк С.М. Духовные основы общества. М., 1992. 510с.

168. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 288с.

169. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995. 187с.

170. Фромм Э. Иметь или быть? М., «Прогресс», 1986. 238с.

171. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности ПО человеческом в человеке. М., Политиздат. 1991. С. 195-206.

172. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» //Вопросы философии. 1990. N.7. С. 153-167.

173. ХеслеВ. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы философии. 1994. №10. С. 115-132.

174. ХеффеО. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994. 223с.

175. Целостность человека и культура труда. Сб. науч. тр. Саратов, 1996.163с.

176. Человек в социокультурной системе. //Тезисы докладов и выступлений на Республиканской научной конференции (октябрь 1996г.) Саратов. 1996. 76с.

177. Человек и власть в современной России: Межвуз. науч. сб. Саратов: СГСЭУ, 2001. Вып. 4. 200с.

178. Человек,культура,цивилизация на рубеже II и III тысячелетия: Труды Международной научной конференции, Волглград, 3-5 октября 2000г, в 2-х т. Т.1. / Волгоград, гос. техн. ун-т. Волгоград, 2000. -240с.

179. Шелер М. Ресентимент в структуре морали. Спб, 1999.280с

180. Шелер М. Философское мировоззрение. М, 1994. 270с.

181. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Геш-тальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 663с.

182. Шапошников JI.E. Философия Соборности. Очерки русского самосознания. Спб,1996. 199с.

183. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия //Философские произведения. 1990. 280с.

184. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527с.

185. Stern W. Die differentielle Psihologie. Leipzig, 1921, S. 320-321.