автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Цивилизация и духовная культура в философии Д. С. Мережковского

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Пчелина, Ольга Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Цивилизация и духовная культура в философии Д. С. Мережковского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пчелина, Ольга Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

1. Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ О ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И СУДЬБЕ РОССИИ.

1.1 ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

1.2 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И РОССИЯ.

1.3 Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ О БУДУЩЕМ РОССИИ.

2. Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ О РОЛИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОСТРОЕНИИ БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА.

2.1 Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ О СМЫСЛЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ.

2.2 ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Д.С.МЕРЕЖКОВСКОГО.

2.3 Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ О ПЕРСПЕКТИВАХ КУЛЬТУРНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Пчелина, Ольга Викторовна

Актуальность исследования. В духовной жизни начала XX века из значительного числа русских философов выделяется группа мыслителей, названных религиозными мыслителями. Среди них по праву должно быть названо имя Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865-1941), труды которого стали ярким культурным событием эпохи, а его идеи имели существенное значение для осмысления кризиса западноевропейской цивилизации, состояния культуры и духовности. Наблюдая кризис западноевропейской цивилизации, зарождение массового общества, представители русской религиозной философии искали пути выхода из состояния цивилизационного кризиса. Интенсивный поиск альтернативы массовому обществу с его приоритетами материального благополучия привел русских философов к размышлениям о миссии России в истории XX столетия. Д.С. Мережковский стремился к осуществлению возможного варианта возрождения общества, основанного на приоритете духовной культуры. Подобный взгляд на судьбу России и ее роли в мировом культурно — историческом процессе остается актуальным и сегодня.

Актуальность проблемы взаимоотношения цивилизации и духовной культуры в философии Д.С. Мережковского обусловливается, во - первых, тем, что без изучения особенностей взаимодействия культуры и цивилизации невозможно определить перспективы развития общества. Во - вторых, философские взгляды Д.С. Мережковского включают оригинальный проект выхода из захватившего мир цивилизационного кризиса, связанный с построением общества «Третьего Завета», отрицающий насильственные методы преобразования общества и основанный на приоритете духовной культуры. В связи с этим, поиск выхода из кризисного состояния общества, предложенный Д.С. Мережковским, является чрезвычайно плодотворным для осмысления и решения актуальных проблем современности. В - третьих, Д.С. Мережковским предложена оригинальная концепция взаимосвязи культуры и религии.

Интерпретируя религию как начало культуры, предвещая, что в будущем «культура заменит религию и сама станет религией», Д.С. Мережковский демонстрирует потенциал духовной культуры как силы, способной трансформировать и стимулировать позитивные исторические изменения. В - четвертых, изучение наследия Д.С. Мережковского определяется и потребностями дальнейшего совершенствования учебного процесса в системе общего и высшего профессионального образования.

Степень научной разработанности темы. Религиозно - философское наследие Д.С. Мережковского привлекало к себе внимание отечественных и зарубежных исследователей его творчества. Тем не менее, при широчайшей прижизненной известности, как в России, так и на Западе, его творчество до сих пор остается недостаточно исследованным. Главную роль, безусловно, сыграл семидесятилетний запрет на изучение творчества Д.С. Мережковского в России. Кроме того, творческое наследие Д.С. Мережковского, собранное во втором (и последнем) Полном собрании сочинений (т.1 - 24. М., 1914), названо полным весьма относительно, так как оно не было представлено полностью на период времени издания.

Литературу о философском наследии Д.С. Мережковского можно с достаточной степенью условности разделить на три группы: первая - дореволюционная и позднее эмигрантская, вторая - историко - философская литература советского периода истории (до середины 80-х годов), третья - исследования современных отечественных и зарубежных авторов.

В дореволюционный и эмигрантский период характерной чертой критики творчества Д.С. Мережковского было не столько обсуждение, сколько ожесточенные нападки. Подобному дружному неприятию удивлялся известный критик Б. Никольский еще в 1897 г., отметивший, что «порицания и глумления - вот все, что является ему наградою за его руководимую благороднейшими побуждениями деятельность»1.

1 Никольский Б. «Вечные спутники» г. Мережковского // Исторический вестник, 1897. №11.-С.594.

В этот период творчество Д.С. Мережковского рассматривалось не только в общем потоке русской религиозной философии, но и включало анализ отдельных аспектов концепции духовной культуры. Так, C.J1. Франк рассматривал идею «нового религиозного сознания», Н. Бахтин представлял творчество Д.С. Мережковского как «возрождение древней, исконной традиции», Е. Лундберг занимался проблемой культурно - исторического творчества.

В историко - философской литературе русского зарубежья необходимо отметить воспоминания людей, близко знавших Д.С. Мережковского, показавших атмосферу, глубокое понимание эпохи, культурный расцвет и философский поиск «нового религиозного сознания».

Обстоятельные исследования философских воззрений Д.С. Мережковского даны историками русской религиозной мысли, в частности, Н.А. Бердяевым, который не только охарактеризовал Д.С. Мережковского как «талантливого мыслителя», а его темы - как «гениальные» и «самые нужные» для человечества, но и осуществил подробнейший анализ его философской концепции. Высокую оценку философского наследия Д.С. Мережковского обосновали Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский, которые проанализировали его теоретические идеи, подчеркнув при этом их практическое влияние на жизнь общества. Среди наиболее глубоких критиков Д.С. Мережковского - публициста следует отметить П.Б. Струве, назвавшего идеи Д.С. Мережковского «далеко заброшенным идейным якорем».

Историки русского зарубежья Г. Струве, В.Н. Ильин и С.А. Левицкий увидели в лице Д.С. Мережковского не только «пророка» будущей культуры, «ведущую фигуру» русского религиозно - философского возрождения начала XX века, но и оценили его выдающуюся роль в мировой духовной культуре. Однако, несмотря на имеющийся анализ культурно - исторических и социально - политических воззрений Д.С. Мережковского, тема цивилизации и духовной культуры в его творчестве остается вне сферы внимания отечественных исследователей.

В советский период по понятным причинам творчество Д.С. Мережковского почти не рассматривалось, исследовательская работа была минимальной. В основном анализировались теоретические основы творчества «вождя символизма», становление мировоззрения, проблема взаимосвязи культуры и религии.

В постсоветское время изучение творческого наследия Д.С. Мережковского актуализируется и включается в современный культурфилософский анализ, но, несмотря на глубокую исследовательскую работу, творчество Д.С. Мережковского анализируется чаще всего в литературоведческом и культурологическом направлениях. Обращают на себя внимание работы, в которых наблюдается устойчивый интерес к историко - философской проблематике русского мыслителя, подробно анализируются истоки концепции культуры Д.С. Мережковского, идея Третьего Завета, социальная позиция философа, предвидение духовной деградации общества при дальнейшем развитии цивилизации.

Следует отметить фундаментальное исследование И.В. Корецкой, в котором показано отношение Д.С. Мережковского к проблеме определения пути развития России. И.В. Кондаков связывает позицию Д.С. Мережковского, выраженную в статье «Грядущий Хам», не только с предчувствием тоталитарного режима и стратегией спасения России, но и видит в ней одну из возможных концепций творчества, которая явится отражением революционного пути развития страны.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие в отечественной философской литературе активизировались исследования его творчества, Д.С. Мережковский все еще остается недостаточно изученным, в сравнении с другими философами XX века. Примечательно, что в 1991 году (5-9 марта) в г. Москве состоялась международная конференция, посвященная жизни и творчеству Д.С. Мережковского, которая показала возрастающий интерес отечественных и зарубежных авторов к творчеству Д.С. Мережковского. Однако, согласно опубликованной хронике выступлений, тема цивилизации и духовной культуры в его наследии на данной конференции не рассматривалась.

В современной западной исследовательской литературе анализ литературного - критического творчества и концепции цивилизации и культуры Д.С. Мережковского занимает важное место. Проблему религиозной философии Д.С. Мережковского, его отношение к «историческому христианству», причины создания «нового религиозного сознания» рассматривает Дж.П. Скенлен. Особенности социальной философии в годы первой русской революции, религиозно - мистические идеалы Д.С. Мережковского, а также влияние западных мыслителей на становление культурфилософских взглядов мыслителя анализирует Б. Розенталь. Истоками культурфилософии, анализом европейской культуры и особенностями религиозной философии Д.С. Мережковского занимается X. Бедфорд. Американская исследовательница и хранительница архивов философа Т. Пахмусс исследует поздние, эмигрантские по месту написания работы Д.С. Мережковского. В центре ее внимания находятся вопросы религиозной философии Д.С. Мережковского, роли духовной культуры в жизни общества и позиция русского философа по данной проблеме, его проект будущего общества - Третьего Завета, Царства Духа.

Вместе с тем, признавая важность и глубину перечисленных исследований, следует отметить, что до сих пор в научной литературе отсутствует исследование, посвященное целостному анализу проблемы цивилизации и духовной культуры в творчестве Д.С. Мережковского. Отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в отечественной и западной научной литературе, тем не менее, этого недостаточно для целостного понимания взаимоотношений цивилизации и культуры.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является историко-философский анализ проблемы цивилизации и духовной культуры в философии Д.С. Мережковского. В ходе реализации цели перед автором диссертации стояли следующие основные задачи:

-выявить идейно-теоретические предпосылки трактовки Д.С. Мережковским кризиса западноевропейской цивилизации;

-показать взгляды Д.С. Мережковского на степень влияния западного общества на культурно - исторический процесс России и взаимодействие западноевропейского и российского цивилизационных процессов;

-раскрыть специфику восприятия Д.С. Мережковским перспектив развития культуры и цивилизации в России;

-выявить смыслы и взаимосвязи понятий «культура» и «цивилизация» и систематизировать особенности существования бытия культуры и цивилизации в философии Д.С. Мережковского;

-проанализировать онтологические, аксиологические и антропологические основания концепции культуры Д.С. Мережковского;

-раскрыть историко - философские основы разработки Д.С. Мережковским модели будущего «Третьего Завета» и показать его взгляд на место и роль России в судьбе культуры и цивилизации.

Научная новизна результатов работы заключается в следующем: -показано, что становление взглядов ДС. Мережковского на проблему кризиса западноевропейской цивилизации и его влияния на развитие общества происходило под влиянием идей представителей отечественной философской мысли - B.C. Печерина, А.И. Герцена, П.Я. Чаадаева, Н.В. Гоголя, К.Н. Леонтьева;

-рассмотрены воззрения Д.С. Мережковского на характер и степень влияния западноевропейской цивилизации на культурно - исторический процесс России; показано, что анализ процесса европеизации российского общества привел Д.С. Мережковского к выводу о негативном влиянии западноевропейского кризиса на Россию и наличии в России потенциальных сил, способных вывести мир из цивилизационного кризиса;

-исследована проблема общественного развития России, которая решается Д.С. Мережковским на основе отрицания революционных преобразований и утверждения программы духовно - нравственного возрождения общества; проанализирована концепция «религиозной революции» Д.С. Мережковского, ведущую роль в которой должна сыграть «религиозная общественность» России;

-проанализирована проблема взаимосвязи цивилизации и культуры в творчестве Д.С. Мережковского; установлено, что утверждая примат духовных ценностей над материальными в условиях цивилизационного кризиса, Д.С. Мережковский возлагал надежду на духовную культуру как силу, способную вывести общество на путь культурного возрождения;

-установлено, что проблемы культуры рассматриваются Д.С. Мережковским в единстве онтологического (как проблема творения нового бытия), аксиологического (как проблема ценности культуры и ценностей в системе культуры) и антропологического (как проблема человека, личности - главного носителя и творца культуры) аспектов;

-исследована обоснованная Д.С. Мережковским концепция будущего общества. Показано, что социально - этический аспект концепции культуры Д.С. Мережковского состоит в утверждении духовной культуры как основы развития общества и именно с этой точки зрения Д.С. Мережковский разрабатывает оригинальный вариант будущего общества - Третьего Завета - Царства Духа с идеалом «Святой Плоти».

Теоретико - методологическое основание диссертации составляют общие принципы историко - философского исследования, а также базовые приемы текстологического и общефилософского анализа. В целом в процессе исследования применялись историко - философский, сравнительно - исторический, проблемно - тематический методы. В результате применения структурного и историко - философского анализа оригинальных текстов Д.С. Мережковского, а также трудов его предшественников, проведена историческая реконструкция культурфилософских взглядов мыслителя, были установлены особенности его категориального аппарата.

Источники исследования. В диссертации использованы работы Д.С. Мережковского, в которых затрагивается проблема цивилизации и духовной культуры: литературно - критические статьи, тексты публичных лекций, статьи в периодических изданиях, дневниковые записи, автобиографические материалы, сборники статей, исторические романы. Кроме того, к источнико-вой базе должны быть причислены работы по данной проблематике предшественников и современников Д.С. Мережковского, на которые опирался сам философ, вне контекста которых было бы невозможно понять его воззрения во всей их полноте. Использовались сочинения классиков философии, работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных анализу философского наследия мыслителя и проблеме цивилизации и культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении историко - философской проблематики, для углубления представлений о творчестве Д.С. Мережковского и для разработки вопросов о тенденциях развития отечественной философской мысли. Результаты исследования работ Д.С. Мережковского по проблеме кризиса западноевропейской цивилизации могут найти применение при чтении спецкурсов по истории русской философии и культурологии.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и была рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации докладывались на Вторых Вавилов-ских чтениях (Йошкар - Ола, 1997), на междисциплинарных научных конференциях аспирантов и соискателей АПК и ПРО РФ (Москва, 1998 - 1999), на международной научно - практической конференции (Москва, 2000), на межвузовской научной конференции (Йошкар - Ола, 2002), на Шестых Ва-виловских чтениях (Йошкар - Ола, 2002).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения, списка использованной литературы (191 наименование).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Цивилизация и духовная культура в философии Д. С. Мережковского"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать ряд существенных и взаимосвязанных выводов.

1. Проблема взаимоотношения цивилизации и духовной культуры является центральной в философии Д.С. Мережковского. В связи с тем, что она имеет множество аспектов, важное место отводится анализу смыслов и основных понятий «культура» и «цивилизация», связей и взаимодействия культуры и цивилизации в философии Д.С. Мережковского, без которого было бы невозможно определить перспективы развития общества.

2. Рассматривая взаимодействие цивилизации и культуры как единый общественный процесс человечества, Д.С. Мережковский считал необходимым проводить различия между цивилизацией и культурой, так как они имеют различные цели, задачи и законы развития. Д.С. Мережковский понимал культуру как ценность, ничего общего не имеющую с целесообразностью и полезностью, как творчество личности, характеризующееся исключительностью, неповторимостью, однократностью. Цивилизация, в отличие от культуры, полагал Мережковский, руководствуется в своем развитии внешними целями, формирует такое бытие, которое подчиняется знанию и рациональному умению. Д.С. Мережковский считал, что при нарушении связи «человеческой души с Бесконечным» происходит утрата истинного смысла культуры, ее целью становится дальнейшее развитие цивилизации, и во взаимоотношениях «цивилизация - культура» возникают противоречия. Согласно концепции Д.С. Мережковского, духовная культура, существует независимо от цивилизации и степени ее развития. Для Д.С. Мережковского очевидно, что материальная и духовная стороны культуры развиваются по различным законам, но, являясь двумя сторонами единого целого, в идеале должны сосуществовать в органическом единстве. Анализируя взаимоотношения цивилизации и культуры, Д.С. Мережковский не только обосновал их противопоставление, но и увидел в разрешении возникших противоречий залог гармоничного развития общества.

3. Размышления о противоречиях цивилизации и культуры привели Д.С. Мережковского к идее преображения материального мира силой духа, поскольку именно в преимуществе развития материальной стороны культуры над духовной Д.С. Мережковский увидел одну из основных причин западноевропейского кризиса. Противопоставление цивилизации и культуры привело Д.С. Мережковского к положению о том, что культура творит цивилизацию, объективируется в ней и поэтому именно культура служит духовным стержнем цивилизации. Самодостаточность приводит саму цивилизацию, а вместе с ней и все общество к кризису и тупику. С позиции взаимоотношений цивилизации и культуры Д.С. Мережковский рассматривает кризис как явление, обозначившее задачу будущего развития общества - сделать духовную культуру направляющим началом цивилиза-ционного развития.

4. Д.С. Мережковский рассматривал кризис западноевропейской цивилизации не только как локальное явление, характерное лишь для западной традиции, но как феномен более широкого масштаба, влияние которого вышло за пределы Западной Европы. В своих рассуждениях Д.С. Мережковский пришел к пониманию того, что цивилизационный кризис затронул различные стороны общественной жизни и заставил задуматься о кризисной тенденции человеческой истории. Итогом размышлений Д.С. Мережковского стала мысль о тупиковом характере модели развития западной цивилизации.

5. Анализируя природу западноевропейского кризиса, Д.С. Мережковский проследил кризисную ситуацию в контексте отношений России и Европы, истории, судьбы и предназначения России. В результате философ пришел к выводу о негативном влиянии западноевропейского кризиса на Россию.

6. Задумываясь о будущем развитии общества, Д.С. Мережковский не принял идеи революционного пути развития России как средства достижения справедливого общественного устройства, увидев в ней стремление к разрушению гражданского строя. Д.С. Мережковский не только развенчивал идею революции как пути реального общественного прогресса, но и пытался найти пути к духовному обновлению. Д.С. Мережковский видел решение проблемы в реальном переходе от государственного насилия к религиозной общественности, «от власти человеческой к власти Божьей», который и открывал путь к преображению общества. Социальная революция имела для Д.С. Мережковского смысл лишь при условии одновременно и религиозной революции, а точнее, их слияния, единства. Отрицая «европейский» революционный путь, по которому пошла Россия, Д.С. Мережковский предлагал собственное решение проблемы - революционно - религиозный путь, который должен был привести Россию и весь мир не к мнимой, а подлинной свободе. Задачу России Д.С. Мережковский видел в исполнении того, что не смогла сделать Европа - раскрыть политический, социальный и религиозный смысл революции, утвердить свободу со Христом - Абсолютною Личностью, решить проблему социального равенства, задачу, «заданную людям Богом». По мысли Мережковского, Россия должна была решить эту проблему, в отличие от Европы, не войной, а миром, соединением народов в единый всечеловеческий союз - «в Церковь Христову Вселенскую».

7. Д.С. Мережковским была предложена оригинальная концепция культуры, основанная на взаимосвязи культуры и религии. Интерпретируя религию как начало культуры, Д.С. Мережковский предвидел, что в будущем культура «заменит религию и сама станет религией». Идея Богочеловечества в культурологической концепции Д.С. Мережковского означала продолжение миротворения и выражала особое, качественно новое состояние человеческого сознания и человеческой общности. В связи с этим Д.С. Мережковский придавал культуре первостепенное значение и демонстрировал потенциал духовной культуры как силы, способной трансформировать и стимулировать позитивные исторические изменения. Понимая культуру как явление «сверхнациональное и всемирное», называя мировую культуру «вненациональной и внегосударственной всечеловечностью», Д.С. Meрежковский подчеркивал значимость каждой национальной культуры. Судьбу России Д.С. Мережковский связывал с Европой и только в единстве Запада и Востока философ видел перспективу культурно - исторического развития. Определяя русскую культуру как всемирную, Д.С. Мережковский был убежден в том, что в России есть силы, способные вывести гибнущую западноевропейскую цивилизацию из кризиса, а мир - из духовного тупика.

8. Критический анализ цивилизационного кризиса, оценка революционных и послевоенных событий привели Д.С. Мережковского к осмыслению вопроса о возможности альтернативного исторического развития. Утверждая примат духовных ценностей культуры над материальными в условиях цивилизационного кризиса, Д.С. Мережковский говорит о возможности религиозного преображения жизни как пути достижения подлинного бытия и предлагает оригинальный проект будущего общества, основанный на приоритете духовной культуры, отрицающий любые насильственные методы преобразования общества и способный вывести мир из цивилизационного кризиса. Идеалом будущего «Божественного общества», Царства Духа, Д.С. Мережковский провозглашал Святую Плоть, символизирующую органическое единство духовного и материального начал личности, культуры и общества в целом. Рассматривая путь религиозного преображения как путь спасения человечества, понимая всю тяжесть ответственности, которая при этом возлагается на Россию, Д.С. Мережковский верил в ее ведущую роль во всемирном соединении. Д.С. Мережковский был убежден, что вся жизнь в Третьем Завете станет общинной, социальное неравенство, главное зло века, будет устранено, частная собственность — упразднена. Для Д.С. Мережковского Третий Завет - это справедливое общество, новая заповедь любви, которая утверждает всемирное соединение на любви как на начале личном и общественном вместе, это и есть «царство Божие на земле, как на небе». В связи с этим, предложенный Д.С. Мережковским поиск выхода из кризисного состояния общества является чрезвычайно плодотворным для осмысления и решения актуальных проблем современности. Значимость диссертационной работы определяется также тем, что ее положения и выводы позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций, которые сгруппированы следующим образом.

Первая группа включает рекомендации по дальнейшему изучению проблемы цивилизации и духовной культуры, которая в силу своей многогранности не может быть исчерпывающим образом осмыслена в одном исследовании. Необходимы систематические исследования, углубляющие, в частности, те направления научного поиска, которые намечены в настоящей диссертационной работе.

Следует отметить, что как в теоретическом, так и в практическом аспектах проблема цивилизации и духовной культуры будущего развития общества является одной из самых актуальных для современного общества. Ценным в научных поисках философов, социологов, политологов представляется обращение к философскому наследию прошлого. В историко - философском плане особую ценность представляют работы Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. Трубецкого, C.JI. Франка. В истории осмысления проблемы будущего развития общества многое можно было бы прояснить через сопоставление представлений Д.С. Мережковского с концепциями Г.П. Федотова, Н.Ф. Федорова.

Представляется целесообразным продолжить изучение важнейших исходных понятий культурфилософской концепции Д.С. Мережковского (религиозная общественность, новое религиозное сознание, Вселенская церковь, Святая плоть, Царство Третьего Завета), имеющих основополагающее значение для формирования его представлений о будущем развитии общества.

Значительность и малоизученность философского наследия Д.С. Мережковского, его место в истории России обязывает поставить вопрос о необходимости объединения и координации усилий исследователей. Научная и практическая значимость работы определяется тем, что в ней раскрыта недостаточно изученная в историко - философском и социально - философском отношениях тема. Проблема «цивилизации и духовной культуры» должна быть рассмотрена в широком социокультурном контексте. Автору представляется перспективным продолжить историко - философский обзор видения проблемы на примере России и Западной Европы, а также сравнительный анализ многочисленных теорий, предлагавших решение данной проблемы. В этом видится не только расширение проблемы, но и ее постановка в современном контексте.

В связи с этим, идеи и результаты проведенного исследования имеют не только теоретическое, но и практическое значение - они позволяют по -новому взглянуть на развитие взаимоотношений цивилизации и культуры, на процесс современной реконструкции российского общества, а также на проблемы и перспективы исторического развития всего человечества.

Вторая группа практических рекомендаций связана с применением результатов исследования для дальнейшего совершенствования учебного процесса в средних и высших учебных заведениях.

Основные положения и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в преподавании истории отечественной философии, культурологии, обществознания, социальной философии, ряда специальных философских курсов. Ознакомление со взглядами философа позволит увидеть место философии культуры Д.С. Мережковского в системе духовных ценностей, ее значение для дальнейшего развития философии и будет способствовать пониманию необходимости духовного возрождения как основы возрождения России и всего общества.

 

Список научной литературыПчелина, Ольга Викторовна, диссертация по теме "История философии"

1. Августин А. Исповедь. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. - 198 с.

2. Аврелий (Брюсов В.) Вехи. III. Чорт и Хам // Весы. 1906. №3 4.

3. Адамович Г. Мережковский // Современные записки. 1934. № 56. -С.284 297.

4. Адамович Г. Одиночество и свобода. М.: Знание, 1996. - 447 с.

5. Адмони В.Г. Ибсен: Очерк творчества. М.: Знание, 1956. - 167 с.

6. Антихрист: Антология. М.: Высш. школа, 1995. - 415 с.

7. Асмус В.Ф. Философия и эстетика русского символизма // Литературное наследство. Т.27. М.: Жургазобъединение, 1937. - С.1 - 53.

8. Басинский П. Хам уходящий. «Грядущий Хам» Д.С. Мережковского в свете нашего опыта // Новый мир. 1996. №11. С.212 - 228.

9. Белинский В.Г. Полное собрание соч. В 13 т. - М.: Изд — во Акад. наук СССР, 1953 -59. Т.7.-260 с.

10. Белый А. Д. Мережковский. Гоголь и Чорт // Золотое Руно. 1906. №4. -С. 101.

11. Белый А. Мережковский. Силуэт // Белый А. Арабески. Книга статей. -М.: «Мусагет», 1911. С. 34 - 47.

12. Белый А. На перевале. I. Кризис жизни. Пг.: Алконост, 1918. - 166 с.

13. Белый А. Начало века. М.: Худож. лит - ра, 1990. - 687 с.

14. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -528 с.

15. Бердяев Н.А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926. - 268 с.

16. Бердяев Н.А. Новое Средневековье: Размышление о судьбе России и Европы / Николай Бердяев. Берлин: Обелиск, 1924. - 142 с.

17. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -223 с.

18. Бердяев Н.А. О русской философии: В 2 т. Т.2. Свердловск: Изд - во Урал, ун-та, 1991,-238 с.

19. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии. Париж, 1939. - 222 с.

20. Бердяев Н.А. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993. - 368 с.

21. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. -541 с.

22. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990. - 176 с.

23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Изд - во «Правда», 1989. - 608 с.

24. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 х т. Т.2. - М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. - 510 с.

25. Бицилли П.М. «Франциск Ассизский» // Русские записки. 1938. № 11. -С.199 200.

26. Бицилли П.М. Св. Франциск Ассизский и проблема Ренессанса (1182 -1226) // Современные записки. Париж, 1927. №30. С.536.

27. Блок А. Избранное. Стихотворения и поэмы. М.: «Детская литература», 1976. — 191 с.

28. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т.5. М. - Л: Гослитиздат, 1962. - 799 с.

29. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV XVIII в.в. в трех томах. Т.З. - М.: Прогресс, 1986. -679 с.

30. Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. -М.: Голос, 1993. 638 с.

31. Булгаков С.Н. Душевная драма Герцена. Киев: С.И. Иванов и К, 1905. -43 с.

32. Вагнер Р. Искусство и революция. Спб.: «Горизонт», 1906. - 36 с.

33. Валентинов Н.В. Два года с символистами. М.: ИД «XXI век -Согласие», 2000. - 384 с.

34. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Универсальная книга, 1998. 565 с.

35. Гайденко П. Д.С. Мережковский: апокалипсис «всесокрушимой религиозной революции» // Вопросы литературы, 2000. № 5. С.98 -126.

36. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2 х т.т. Т.П. - СПб.: Наука, 1999. -603 с.

37. Герцен А.И. Письма издалека: (Избранные лит. критич. статьи и заметки). -М.: Современник, 1981. - 463 с.

38. Герцен А.И. Собр. соч. в 8 т. Т. 5. М.: Правда, 1975. - 384 с.

39. Герцен А.И. Собр. соч. в 8 т. Т. 7. М.: Правда, 1975. - 607 с.

40. Гизо Ф. П.Г. История цивилизации в Европе. - Спб.: тип. Комелова, 1898.-258 с.

41. Гоббс Т. Избранные произведения в 2 х т. Т.2. - М.: Мысль, 1964. -748 с.

42. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в восьми томах. Т.З. М.: Правда, 1984.-335 с.

43. Гоголь Н.В. Собр. соч. В 4 х т. Т.2. - М.: Правда, 1968. - 543 с.

44. Грифцов Б А. Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов. М.: Издание В.М. Саблина, 1911. - 117 с.

45. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 Т. Т.2. -М.: Русский язык, 1999. 780 с.

46. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 573 с.

47. Долинин А. Дмитрий Мережковский // Русская литература XX века. 1890- 1910.-М., 1914.-299 с.

48. Д.С. Мережковский: pro et contra: Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников: Антология. СПб.: РХГИ, 2001.-568 с.

49. Дягилев С. В час итогов // Весы. 1905. № 4. С. 46 - 48.50. 3. Гиппиус Мережковская. Дмитрий Мережковский. - Париж: YMKA -PRESS, 2000.-308 с.

50. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т.2. ч.2. JL: ЭГО, 1991.-270 с.

51. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997. -368 с.

52. Злобин В.А. О «Тайне Трех» Д. Мережковского // Новый Дом (Париж), 1926. №1. С.32 - 35.

53. Золотое Руно. 1906. №4. С. 103 - 104.

54. Иванов Разумник. Заветное. О культурной традиции. - Пб.: «Эпоха», 1922.- 171 с.

55. Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия: В 2 кн. Спб.: Акрополь, 1995.-Кн 1.-476 с.

56. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 428 с.

57. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь, 1997. - 464 с.

58. Ильин И.А. Мережковский художник // Русская литература в эмиграции: Собрание статей. Питтсбург, 1972. - С. 177 - 190.

59. Кант И. Сочинения в шести томах. Т.5. М.: Мысль, 1966. - 564 с.

60. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. Санкт Петербург, Книга света, 1997.-447 с.

61. Кацис JI. Русская эсхатология и русская литература. М.: О.Г.И., 2000. -656 с.

62. Кн. Н.С. Трубецкой. Европа и человечество. София, 1920. - 82 с.

63. Колобаева JT.A. Русский символизм. М.: Изд - во Московского ун - та, 2000.-294 с.

64. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк.). М.: Наука, 1994. - 378 с.

65. Корецкая И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. -М.: «ВЛАДОС», 1995.-380 с.

66. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. - 574 с.

67. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Нач. XX века. М.: Мысль, 1980. - 309 с.

68. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996.-495 с.

69. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М.: Рус. кн., 1992. - 538 с.

70. Лобковиц Н. Иоахим Флорский и Миллениум // Вопросы философии, 2002, №3. с.55 - 68.

71. Лосский Н.О. История русской философии: М.: Высшая школа, 1991. — 559 с.

72. Лотман Юрий. Споры о языке в начале XIX в. как факт русской культуры // Труды по русской и славянской филологии, 24 (1975). -С.168 245.

73. Лундберг Е.Г. Мережковский и его новое христианство. Спб.: тип. Г.А. Шумахера и Б.Д. Брукера, 1914. - 192 с.

74. Манн Т. Художник и общество: Статьи и письма. М.: Радуга, 1986. -438 с.

75. Мережковский Д.С Автобиографическая заметка // Полное собрание сочинений Дмитрия Сергеевича Мережковского. Т. 1 24. М.: И.Д. Сытин, 1914. 1883 - 1910. - Т.24. - 294 с.

76. Мережковский Д.С. «Акрополь». Избр. лит.- критич. статьи. М.: Кн. палата, 1991. - 352 с.

77. Мережковский Д.С. Акрополь // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. - С.354 - 358.

78. Мережковский Д.С. Атлантида Европа: Тайна Запада. - М.: Русская книга, 1992.-411 с.

79. Мережковский Д.С. Балаган и трагедия // Мережковский Д.С. «Акрополь». Избр. лит. критич. статьи. - М.: Кн. палата, 1991. - С.252 -260.

80. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991. - 272 с.

81. Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник 1910 1914; Невоенный дневник. 1914- 1916.-М.: Аграф, 2001.-510 с.

82. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. -М.: Советский писатель, 1991. 496 с.

83. Мережковский Д.С. Гоголь и черт (Исследование) // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. - С. 213 - 309.

84. Мережковский Д.С. Гончаров // Мережковский Д. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. - С.464 - 474.

85. Мережковский Д.С. Грядущий Хам // Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991. - С. 13 - 45.

86. Мережковский Д.С. Данте. Томск, «Водолей», 1997. - 287 с.

87. Мережковский Д.С. Собр. соч. Данте. Наполеон. М.: Республика, 2000. -542 с.

88. Мережковский Д.С. Дважды два четыре // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин - та, 2001. - С.88 - 91.

89. Мережковский Д.С. Еще шаг Грядущего Хама // Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник. 1910 1914; Невоенный дневник. 1914 - 1916. -М.: Аграф, 2001. - С.344 - 353.

90. Мережковский Д.С. Записная книжка. 1919 1920.// Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. - СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин - та, 2001. - С.53 - 81.

91. Мережковский Д.С. Зимние радуги // Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991. - С. 113 - 121.

92. Мережковский Д.С. Иисус Неизвестный // Мережковский Д.С. Собрание сочинений. Т.1. М.: Республика, 1996. - 572 с.

93. Мережковский Д.С. Испанские мистики. Томск, «Водолей», 1998. -288 с.

94. Мережковский Д.С. «Как бы мне хотелось с вами много и много поговорить.» // Мережковский Д.С. Письма М.Н. Ермоловой // Театр. -1995. № 7. - С.96.

95. Мережковский Д.С. Леонардо да Винчи и мы. Духовный кризис Европы // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: Изд. Русск. Христ. Туманит, ин - та, 2001. - С.384 - 403.

96. Мережковский Д.С. Лица Святых от Иисуса к нам. М.: Фолио, 2000. -496 с.

97. Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. - 622 с.

98. Мережковский Д.С. Майков // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. - 479 - 487.

99. Мережковский Д.С. Мессия. СПб.: Изд. - во Ивана Лимбаха, 2000. -391 с.

100. Мережковский Д.С. Мистическое движение нашего века // Мережковский Д.С. «Акрополь». Избр. лит.- критич. статьи. М.: Кн. палата, 1991. - С.172 - 179.

101. Мережковский Д.С. Мистические хулиганы // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. - С. 109- 115.

102. Мережковский Д.С. Наполеон. М.: Терра - Книжный клуб, 1998. -409 с.

103. Мережковский Д.С. На пути в Эмманус. // Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник. 1910 1914; Невоенный дневник. 1914 - 1916. - М.: Аграф, 2001. - С.23 - 29.

104. Мережковский Д.С. Наш путь в Россию: Непримиримость или соглашательство? // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: Изд. Русск. Христ. Туманит, ин - та, 2001. -С.270 - 311.

105. Мережковский Д.С. О мудром жале. // Мережковский Д.С. Акрополь. Избр. лит. -критич. статьи. -М.: Кн. палата, 1991. С.294 - 304.

106. Мережковский Д. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. - С.522 - 560.

107. Мережковский Д.С. О религиозной лжи национализма. // Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник. 1910 1914* Невоенный дневник. 1914 — 1916.-М.: Аграф, 2001. - С.379 - 389.

108. Мережковский Д.С. О свободе и России. // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин - та, 2001. - С.245 - 248.

109. Мережковский Д. Павел I: Драма для чтения; Александр I: Роман; Больная Россия: Эссе. М.: Моск. рабочий, 1989. - 768 с.

110. Мережковский Д.С. Памяти Тургенева // Мережковский Д.С. Эстетика и критика. В 2 х т. Т. 1 - М.: Искусство; Харьков: СП «Фолио», 1994. -С.130- 134.

111. Мережковский Д.С. Письмо Суворину А.С. (1903 г.) // Записные книжки и письма. // Русская речь. 1993. - № 5. - С.30.

112. Мережковский Д.С. Плиний Младший // Мережковский Д. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.: Республика, 1995. С.370 - 384.

113. Мережковский Д.С. Пророк русской революции // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. - С.310 - 349.

114. Мережковский Д.С. Пушкин // Мережковский Д. JT. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. - С.487 - 521.

115. Мережковский Д.С. Реформаторы. Лютер. Кальвин. Паскаль. Томск, «Водолей», 1999.-447 с.

116. Мережковский Д.С. «Россия будет (Интеллигенция и народ)» // Дружба народов, 1991. № 4. -С.209 215.

117. Мережковский Д.С. Савинков и Врангель // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин - та, 2001. - С. 119.

118. Мережковский Д.С. Сервантес // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. - С.393 - 407.

119. Мережковский Д.С. Сердце человеческое и сердце звериное // Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991.-С.148 - 157.

120. Мережковский Д.С. Старая и новая непримиримость // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин - та, 2001. - С.437 - 439.

121. Мережковский Д.С. Старый вопрос по поводу нового таланта // Мережковский Д.С. «Акрополь». Избр. лит.- критич. статьи. М.: Кн. палата, 1991. - С.25-47.

122. Мережковский Д.С. Стихотворения и поэмы. Спб.: Фолио - Пресс, 2000. - 736 с.

123. Мережковский Д.С. Страшный суд над русской интеллигенцией // Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991. - С.73 - 78.

124. Мережковский Д.С. Тайна Трех. Египет Вавилон. - М.: «ЭКСМО -Пресс», 2001.-560 с.

125. Мережковский Д.С. Теперь или никогда // Мережковский Д.С Больная Россия. Л.: Изд - во Ленинградского университета, 1991. - С.46 - 72.

126. Мережковский Д.С. Тройная ложь. // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин-та, 2001. - С. 101 - 106.

127. Мережковский Д.С. Тургенев // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. - С.475 - 479.

128. Мережковский Д.С. Христос и Антихрист. -М.: Книга, 1989. 415 с.

129. Мережковский Д.С. Христос и Антихрист. Трилогия. Антихрист (Петр и Алексей) // Мережковский Д.С. Собрание сочинений в 4 томах. Т.2. — Москва: «Правда», 1990. 764 с.

130. Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. -СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин та, 2001. - 656 с.

131. Мережковский Д.С. Цветы мещанства // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. - С.70 - 77.

132. Мережковский Д.С. Чаадаев // Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник. 1910 1914; Невоенный дневник. 1914 - 1916. - М.: Аграф, 2001. - С.399 - 414.

133. Мережковский Д.С. Чем это кончится? // Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: Изд. Русск. Христ. Гуманит. ин-та, 2001. - С. 154 - 158.

134. Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2 Т. Т.1. М.: Искусство; Харьков: СП «Фолио», 1994. - 670 с.

135. Минский Н.М. Религия будущего (философские разговоры). СПб.: 1905.-С.126.

136. Минц З.Г. О трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Мережковский Д.С. Христос и Антихрист. М.: Книга, 1989. - С.5 - 26.

137. Мочульский К.В. Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов. -М.: Республика, 1997. 477 с.

138. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. - 528 с.

139. На рубеже XIX и XX веков (из истории международных связей русской литературы). Л.: 1991. - 325 с.

140. Ницше Ф. Соч. в 2 х т., Т. 1. - М.: Мысль, 1996. - 831 с.

141. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: 1990. -915 с.

142. Освальд Шпенглер и «Закат Европы». М.: «Берег», 1922. - 95 с.

143. Пахмусс Т. «Зеленая лампа» в Париже: (О литературном и философско -религиозном обществе русских писателей и поэтов первой волны эмиграции) // Литературное обозрение, 1996. №2. С.70 - 72.

144. Пахмусс Т. Вст ст., предисловия // Мережковский Д.С. Испанские мистики. Томск, «Водолей», 1998. С.5 - 20; С.209 - 221.

145. Полярная Звезда. 1905. Кн. III. С. 190 - 194.

146. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919 1939. - М.: Изд - во «Прогресс - Академия», 1994. - 296 с.

147. Родина: Ежемесячный Российский историко публицистический журнал. ЦК КПСС. - М., Зима 1995. № 1.

148. Розанов В.В. Соч. М.: Сов. Россия, 1990. - 588 с.

149. Розанов В.В. Собр. соч. Апокалипсис нашего времени. Вып. №1 10. -М.: Республика, 2000. - 429 с.

150. Розанов В.В. Собр. соч. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского; Литерат. очерки; О писательстве и писателях. М.: Республика, 1996. - 702 с.

151. Розанов В.В. Собр. соч. Мимолетное. М.: Республика, 1994. - 540 с.

152. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития: Лит. эстет. Работы разных лет. - М.: Искусство, 1990. - 604 с.

153. Розанов В.В. Среди иноязычных (Д.С. Мережковский) // Мир искусства. Т.10. 1903, №7,8;

154. Розенталь Бернис Г. Мережковский и Ницше (к истории заимствований) // Д.С. Мережковский: мысль и слово. М., 1999. - С. 119 - 135.

155. Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и цели: (Мемуары современников). М.: Изд - во МГУ, 1989. -445 с.

156. Седых А. У Д.С. Мережковского // Звено. Париж, 1925, 16 мар.

157. Серебряный век. Поэзия. М.: ACT ОЛИМП, 1996. - 672 с.

158. Сидорина Т.Ю. Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.-182 с.

159. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская война. М. - Л.: Акад. Наук СССР, 1947. - 532 с.

160. Смысл жизни: Антология. М.: «Прогресс Культура», 1994. - 592 с.

161. Стародум Н.Я. Журнальное и литературное обозрение. «Русский вестник», 1906, №3.

162. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.

163. Степун Ф. Россия накануне 1914 года // Вопросы философии. 1992. №9. -С. 104- 106.

164. Струве Г. Мережковский // Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж, 1956. С.85 - 93; С.253 - 256.

165. Струве П.Б. На разные темы: борьба за веру и борьба за догмат (несколько слов о Д.С. Мережковском). // «Русская мысль», 1909, кн. 1, 2 я пагинация. - С.210.

166. Терапиано Ю. Дмитрий Мережковский: Взгляд в прошлое. Конец Мережковских // Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924 - 1974): Эссе, воспоминания, статьи. Париж; Нью - Йорк, 1987.-С. 22-32; С.93-97.

167. Тютчев Ф. Полное собрание сочинений в стихах и прозе. М.: Вече, 2000. - 494 с.

168. Федотов Г.П. Лицо России: Сборник статей (1918 1931). - Paris, YMKA - PRESS, 1967. - 328 с.

169. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2 х т. - СПб.: София, 1991. Т. 1. - 350 с.

170. Флоровский Г. В мире исканий и блужданий. // Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. - 431 с.

171. Франк С.JI. О так называемом «новом религиозном сознании». // «Критическое обозрение», 1909, вып. 1.-С. 18-21.

172. Франк С.Л. Философия и жизнь: Этюды и наброски по философии культуры.-Пг., 1910.-213 с.

173. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Кльтура. М.: Ренессанс, 1992. - 289 с.

174. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.

175. Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. М.: Сов. писатель, 1991.-683 с.

176. Чаадаев П.Я. Сочинения, М.: Правда, 1989. - 655 с.

177. Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем: В 30 т. Т.5. Письма. М.: Наука, 1977.-326 с.

178. Шеллинг В.Ф.Й. Сочинения в 2 х т. Т.1. - М.: Мысль, 1987. - 637 с.

179. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. М.: «ВЛАДОС», 1995. - 208 с.

180. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт догматического мышления. -Л.: Изд во Ленингр. ун - та, 1991. - 214 с.

181. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М.: Мысль, 1993. - 666 с.

182. Энциклопедический словарь // Брокгауз и Ефрон. В 82 х т. Т. 33. -СПб.: Типо - Литогр. И.А. Ефрона, 1896. - 482 с.

183. Bedford С.Н. The Seeker: D.S. Merezhkovsky. Lawrence, University of Kansas Press, 1975,- 187 c.

184. K. Van Berkel, Renaissance der culturwetenschap. Leiden. 1986. P. 35. // Мосолова Л.Н. Найстен Г. Ям К.Е. Духовная культура: идеи, ценности, язык. Москва - Амстердам. 1996. - 47 с.

185. Mann Th. Gesammelte Werke. Vol. X. 1960. -P.59 61.

186. Pachmuss T. Merezhkovsky in Exile: The Vaster of the Genre of Biographieromancer. New York, 1990. -216 c.173

187. Patham L.F. Russian alternatives to Marxism; Christian socialism and ideatistic liberalism in twentieth centure Russia Knoxvalle, XII, 233 p. // Социальные идеи христианства в XX в. М., 1989. - С.70 - 94.

188. Rosental B.G. Nietzsche in Russia. Princeton: Princeton University, 1986; Rosental B.G. Nietzsche in Russia: The Case of Merezhkovsky // Slavic Review, 33, №3 (September 1974). P.429 452.

189. Scanlan J.P. The New Religious Consciousness: Merezhkovsky and Berdiaev // Canadian Slavic Studies, vol. IV, №1. (Spring, 1970). P. 38-41.