автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Туркмены-гарадашлы в XIX-начале XX века (Историко-этнографический очерк)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Диванкулиева, Бике Худайбердыевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ашгабад
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Туркмены-гарадашлы в XIX-начале XX века (Историко-этнографический очерк)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Туркмены-гарадашлы в XIX-начале XX века (Историко-этнографический очерк)"

Р1 ь им

1 6 т 19Е5

АКАДЕМИЯ НАУК ТУРКМЕНИСТАНА ИНСТИТУТ ИСТОРИИ им. Ш. БАТЫРОВА

На правах рукописи

ДИВАНКУЛИЕВА Бике Худайбердыевна

ТУРКМЕНЫ-ГАРАДАШЛЫ В XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА (Историко-этнографический очерк) Специальность 07.00.07 — этнология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

АШГАЬАТ — 19§4

Работа выполнена в Институте истории им. Ш. Батырова Академии наук Туркменистана.

Язлыев Ч. — доктор исторических наук, профессор, член АН Туркменистана.

Атаев Г. — кандидат исторических наук, доценг.

Ведущая организация — Туркменский государственный университет

им. Магтымгулы.

Специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Институте истории им. Ш. Батырова АН Туркменистана по адресу: 744000, ш. Ашгабат — Центр, ул. Гоголя, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Академии наук Туркменистана.

Автореферат разослан ^Й» 1994 г.

Научный руководитель: Оразов А. — доктор исторических наук.

Официальные оппоненты:

Защита состоится

заседании

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук

Общая характеристика работа

Актуальность исследования, .Исследование этногенеза и этнической истории туркменского народа, истории развития его государственности, этапов миграционных процвссов в древности .я/.средневековье, а также выявление локальных особенностей традиционной .1. культуры и быта отдельных туркменских пламен в прошлом-'- одна-из. важных и актуальных проблем. С этой, точки зрения избранная нами-твма диссертационной работы, посвященная одному из древних осед-' ло-земледельческих групп туркмен-г арадаши, является актуальной.

Происходящие в условиях независимого Туркменистана значительные социально-экономические и культурные преобразования з&став-, лявт по-новому взглянуть на наше прошив, порождают интвра.о к., своим историческим истокам. Это справедливо о там чаег Президент. Туркменистана Сапармурад Туркмеябаот: "Независимость дала туркменскому народу, возможность обратиться к бзс<ягертной история -■ страны, вписать в нее новые страниш,.осветить неизвестные эпизода, восстановить славное прошлое .

Изучение и восстановление забитых добрых.туркменских народошх традиций, обычаев, обрядов., праздников я развлечений является важнейшим условием для национального возрождения туркменского народа, его дальнейшего процветания. Это а обусловило выбор темы настоящей диссертационной раббгн. ,.

Цель я задачи исследования. По теме диссертации нанимается, специальных исследований. Автор, ставил парод собой задачу восполнить по возможности этот пробал.1

В диссертации стазятся слздутацие основные задачи:

1. Изучить и проследить историю формирования и этнической .. истории туркмон-гарадаплц, их роль в формировании туркменского народа.

2. Дать более ясную и полную характеристику истории язырского объединения племен, показать ого значение в истории туркменского народа. .."•'.

3. Исследовать конкретные исторические условия, которые привели к переселениям языров-гарадашы, показать основные отапи пх миграционного-процесса.

I Сепармурат Нияэов. Независимость. Демократия. Благополучие. -Ашгабат: Рух, 1994. - Кн. 2. - С. 18.

■ 4;-Исследовать хозяйство, материальную и луховную культуру и оемейную. кизнь туркмен-гарадашж, выявить локальные особенности бытового и культурного уклада жизни.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые всесторонне исследуются проблемы этнической истории, особен-.ности хозяйства, материальной и духовной культуры 'туркме н-гара-дашлы. В. работе автором вводятся в научный оборот новые, ориги-. нальнш подавив этнографические материалы, а также данные архива, иых документов к письменных источников, характеризуют« историчен ок'2 стадившиеся особенности традиционной культуры и быта туркмак-рарадашы.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ре-вультаты исследования могут быть использованы при подготовка обобщающих трудов по истории Туркменистана, а также в чтении . опецкурсов по истории к этнографии Туркменистана в высших учеб- . кых заведениях страны.

' Апробация работы. Диссертационная работа была обсуждена и -рекомендована к защита на заседаниях отдела этнографии (17 мая 1994 г.) и Ученого совета Института истории им. Ш.Батарова АН Туркменистана (21 октября .1994 г.). •

Степень изучекдости проблаиа. До сих пор не било специального этнографического наследования, посвященного туркменам-гарадашлы, хотя некоторые отдаяьныа вопроси юс истории и этнографии "раотааг-ривались в опубликованных работах.

Основной источниковедческой базой при написании диссертации явились оведения пиоьшшиых погочкякеш, архивные документы, данные архвологичешшх всоледошшй, исторической и этнографической . литературы, а такяе подевыз огнографачаские материалы.

. По раннему периоду асторка явыров-гарадашш ость сведения д. средазвекошх поровдокмх а арабских источниках1, а.такяа в трудах

I Материалы по истории гурюлаи и Ту&шскнк. - Т. I.. - Арабокиа и персидские истшики УП-ХУ вв, // Под ред. С1.Л.Волина, А.А.Ромаокевича, П.П.Иванова. - 11,-Д., 1939;

- средневековых авторов Фазлаллаха Рапид ад-Дина*, Абулвгази Бахадур хана2 и др.

Одним кз пврвих ученых, обратившихся к истории язиров-гара-дашш, бил академик В.В.Бартолзд^.

Ватм источником для изучения истории и этнографии туркмен-гарадашли в ПХ веке, явились хроники хивинских ханов, составляй-то Мунксом и АгахиЧ Весьма денными является их сообщения о переселениях гарадашш, о мостах их расселения в Хивинском ханстве. . ....

Особенно ценными источника-,та для исследования проблемы являются архивные иатардалц. В изучении история турга/з ч-гарадоиш, ; в частности, второй половинц XIX века, привлекались архивные докуконтн Азиатского дапарламента России^, а также сведения, содержащиеся в сборнике архивных материалов во Хивинскому'ханству . В работе такт.е использованы материала, хранящиеся в Центральном государственном архива Туркменистана. Наиболее ваяние 'для насей работы сведения получзну в документах, хранящихся в' фонде Р-125. Это сведения, о системе водоснабжения йнланлы, где., компактно проживали дарадвшш, о фрках пх землевладения до ' 1917 г., о способах ведения хозяйства и др. ■.•''...

1 Фазлаллах Ракпд ад-Лин. Сборник летошеей // Перевод Л.А.Хета-гурова. - Т-. I. -.'Л.-Л., 1052. Сазлаляах Рашвд ад-Дин. Огуз-на\м> /,/ Перевод Р.М.Шукировой. - М., 1991.

2 Кононов А.а. Родословная туркиац. Сочиненно Абульгазз Бахадур хана Хивинского. - м., 1353.

3 Бартольд В.В. Очерк истории туркменского парода. - Соч. -Т. 2. - Ч. 2. - М., 1963.

4 Купи о, Агехн. Сярдаус уль-Пкбачь. Гульшан-и-Деплвт. Дками уль-Вакнат-::-Сул?ани // МИГГ. - Т. 2. Иракские, бухарские источники. Под рад В.В.Струве, А.КЛЗоровкова, А.А.Ромасковкча, П.П.Иванова. -1.1.-Л., Т933.

5 0 полоне пин дел в Хивинском ханстзе.- Копии документов Азиатского департамента России. - СПБ., 1868-1870. •

6 Випиоки из' архпвнпх документов по топографическим и этнографя-чс скит исследованиям, от Каспийского торя до /илу-Дарьи. -1860-1870/ '

• При написании диссертации были' широко использованы полевиз этнографический материалы, собранные нами в X.99I-I993 гг. в ходе 'научных командировок в Йыланлынский, Акдапинский (бывший Ленинский), Болдасазский (бывший Калининский), им, С.А.Ниязова (бывший Октябрьский) и Кёнаургенчесяий этрапы Даиховузского .. .велаята-. Дашдаа полевых этнографических исследований привлекались-, главным образомпри освещении таких вопросов, как способы ' ведения хозяйства, народные промыслы, элементов материальной . •культуры, семьи и семейкой обрядности, верований туркман-гара- • дашлы.;

•Большой интерес дои избранной темы представляют труды,таких русских'авторов рубежа ПХ-ХХ вв., как H.H.Муравьев1, Ибрагимов^,

B.Лобачевский3, Д.И.Суйботкч4, Я.Таиров5 и др.

Для изучения этнической истории туркмен, в том числе и гарадарш, большое значение имеют труды А.Ю.Якубовского6,

C.П.Толстого7, Г.И .Карпова8. С.Г.Агадаанова9, А.Джикиава .

1 Муравьев H.H. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1820 г. -Ч. I. г И,, 1822.

2 Ибрагимов. Некоторые заметки о хивинских туркменах и киргизах// Военный оборняк. - 1874; - № 9. - С. 133-163.

3 Лобачевский В. Военно-отатистичзсков описание Туркестанского ».военного округа. Хивинский район, - Ташкент, 1910. : .

4 Субботич Д.И.. Материалы по землепользованию в Закаспийской . области. - Аохабад, 1903, ; . .5 Таиров Я.. Материалы по водопользовании у туркмен Захаспий-. окойобласти. - СПБ,, 1904.

.6 Якубовский.А.Ю. Вопросы этногенеза туркмен в УШ-Х вв. // . Сова токая этнография. - 1947. - Je 3. : . 7 Толотой С.П..Города гузов•// Советская этнография. •- 1947. -

' и з. .■.■-, .' •

: 8 Карпов Г,И, Родовые рзлего-л. туркмен // Из личного архива "

Г.К.Карпова. - Ашхабад, 1935., .....

9 Аг.адаано» С.Г. Очерки иотории огуаов и 'туркмвй. 1Х-ХШ вв. :-

1969 и др. .. ; . '

10 Дшшед А, Очерки происхождения и Армирования туркменского • народа в эпоху средневековья, - Ашхабад, 1991 и др.

В предлагаемой диссертации использованы и специальные -работы учеких-археологов Б.А.Литвинского1, Б.В.Андрианова2, Б.И.Вайн-бсрг3, Е.Атагарркева4, X.Юсупова*'.

Ценные сведение о хивинских туркменах, в том чиоле и тара-дашы, на-я! извлечены из трудов В.Г.Мошковой6, Г.Е.Маркова , 1 • Г.П.Васильевой®, Ю.Э.Брагеля^. Некоторый данные о хозяйстве турк-мен-гарадашлн имеются в работах М.Аняанепесова^, А.Оразова*1. •!.

1 Литвинский Б.Л., Мошкова В.Г. Изучение Така-Языра, Дуруна // Труда ЮТАКЭ; - Т. - Ашхабад, 1949.

2 Андрианов Б.В., Васильева Г.П. Опыт археолого-этнографического изучения покинутых туркменских поселений XIX.в. // Известия ... АН ТССР. - СОН. - 1957.. - !5 2.

3 Вайнберг Б.И. Поздние туркменские поселения и жилица "земель " древнего орошения" левоберекного Хорезма // Автореф. канд. '

дисо. - М., 1961. . ' . '. ..... '

4 Атагаррыев В, Материальная культура Шахр-Иолама, - Ашхабад, 1973. ' ...::•

5 Юсупов X. Средневековые крепости на Большом Балхане // Совет-., екая археология. - 1968. - № 2. Приузбойскиз туркменские. племена НУ-ХУ вв. - Ашхабад, 1975.

6 МошковаВ .Г.. Дневник начальника отряд а Й 5 ЮТАКЭ АН ТССР по изучению Бахарденского района. - Ашхабад, 1947.

7 Марков Г.В. Очерк истории формирования северных туркмен. ГЛ., 1961.

I

8 Васильева Г.П. Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. - М., 1969.

9 Брегель Ю.Э. Хорезмские туркмены в XIX в. - М., 1961.

10 Аннанепесов М. Земледелие и аграрные отношения в Туркменистане в ХУШ-Х1Х веках // Докт.дноо. - Ашхабад, 1973. ■

11 Оразов А. Этнографические очерки хозяйства туркмен Ахала в XIX - начале XX в. - Ашхабад, 1985.

В диссертации использованы также труда турецких ученых Али Ризы1', Фарука Сумэра2, в которых есть сведения о туркганах-гарадаолы Турции.

Сравнительные данные по другим туркменским группам автором приводились из работ туркменских учаных-этнограТов А.Оразова3, К.Овезбердаева4, Д.М.Овезова5, К.Нурмухаммедова , Ч.Язлыева7, К.Ниязклычева8, . К.Атаева 9 и др.

•' Таким образом, имеющиеся стагы и некоторые работа по исследуемой проблеме не представляют всестороннего ее освещения. Автор предпринял попытку на основа исторического и этнографического материала обосновать свой взгляд на решение данной проблемы.

С т оуктура дя с се ртаздт. Диссертация состоит из введения, трах глав, заключения, библиографии, списка информаторов и прилогшгий.

I' Ali. Riza. Genuyta Türkoeti Oyrnaklari.- Kioin I. - Ankara-Istanbul,

1931-1933.

2 Surasr Ogualar (2Urkir.enlor). - Istanbul,1992. . .

3 Ораэов А. Хозяйство к культура Саверо-Запэхлой Туркменки п конце ЙХ - начале XX в, йюторико-этногр.очерк). - Апхайад, 1972. • • ■

4 (Иазбердоев К. Материал!.по этнографии гуркмн-сарикоп Ши;дп:г-ского оазиса // ТШАЭ АН ТССР. - Ашхабад, 1962. - Т. 7,

.5 Овезов Д.М. Население долгой Ч'авдыра п среднего течения

' Сумбара. - Ашхабад, 1976. •''.■'.'.

6 Нурмухаммздов К. Этнический npoueоои и расселение туркмен в •ЭТ-XIX вв. - Ашхабад,- 1979.

7 Язлыав Ч. Водозем?льншг община у туркквн ШХ - нач. XX в.). -Ашхабад, 1989. -• ... '• .

6 Няязюшчав К, Туркыени-човдери // Авчгороф. канд.дисс. - М., 1968. • ; . ,

9 Атаев К. Хозяйство и иатеркояьквя куйьтура туркменского ииселенид Атвко в конца XIX;- нач. XX вв. /истдрико-втногре^нческиЯ очерк/ У/ Авторе«?, квнд.: дасо.: «-И.-, 1966.

Основное содержание дисоерташт

Во введении обосновывается актуальность теш, определяется цель-и задачи диссертации, освещается состояние изученности, проблемы, дается научный анализ источников и литературы.''.

В первой главе - "Этническая история и рассоление турккен-гарздашлы в XIX - начале XX века" - рассматривается краткая .. этническая история, расселение гарадашлы, их родо-плеиенной ■-' состав в ХСХ - начала XX в. ..

Гурккены-дарадацик является прямыми потомками многочисленного и могущественного в .прошлом огузского племени лзнр. Исторячеисиа факте, извлеченные из пяськзнянх источников, свидетельствуют о _ том, что в огузсксм государство языры ЯВЛЯЛИСЬ ОДНИМ из пяти племен, иглицах право ввдагать из своей среды верховного правителя. В первой половике Л века яосяздкй* из огузеких правителей Иахмвлик (Клыч Арслаз) погиб з срааашг с Тсгрул-боком. Победа сел&дкукидов явилась ударом дазг одузскях хапоз - предводителей ' племен, явлггзшйхет совзкяягмз Еачивлпка, "Часта снрдарзинских •'-. огузоп подушилась свльдаушл, а другая чшь, в чггслз которых оказались и язирз, избегая политической завпе^иега от-сельджуков, оказалась в водоворота крупёнх гагсрацяй. Кох повествует Ршкад од-Дин.в "Огуз-на^а", о яЕПрачл га долги*'Сардарьи уют •' овд несколько- огузеких- плзмп. Оттуда ои;т прггЬгл в Нуратпнокио гори, затем пвсзселяяясь в Прдбалхань'о п Нглгтагак* Зороятко, именно к этому пзрноду (вторая ко^озпи XI иока) относится (|ор~ гароваиио лиарского плетейного сокз'а.

Видимо, ясиры в Курат::ноких горке пробили п-здолго, так как я конце XI - начало ХП в. они появляется в Прнбадханье. Здаоь к шм присоединяется вэд дна пламени, о которых сообщает Мухамгед Бскран в своем труде "Д-кэхан-начз"'. Одно пз ттх било ираноязычным, другое - таркоязычшм, по всой вероятности, ото были кыпчаки, Гшетл образом, в ХП. з. яэцрекпй сота выступил на.поторичоскую арену ::ак крупное объединение плекен. В ого состав, как ш полагаем, гходили саларц, теко, йомуда, гоклекы, емрели, алили, човдурн и- те' огузо-туркмеяекпе пламена, названия которых уже на встречаются ореда современных турк,:ан: барани, солтенлы, бадане и др.' ■

- ю -

Письменные источники не содержат, к сожалению, сведений об общественном строе этого объединения. Можно предположить, что

верховный хан избирался из какого-либо определенного племени, входящего-в союз; избрание его происходило на совете военно-племенной знати. Видимо, во-многом общественное устройство язнрского ооюза было схоже с огузским. Не случайно, что опорная крепость языров в. Прибалханье (..¡¿уйнешгала) располагалась в неприступной 'горной местности, что было характерно и для огузов.

"Во второй половине ХП в. языры поселились в крепости Так в Хорасане,- что в Южном Туркменистане. К концу ХП - началу ХШ в. 'большинство языров уже били оседлыми земледельцами.

Язырс'кий союз племен распался под ударами монгольских орд. Часть язнроз ушла в Малую Азию. Примечательно, что в Турции они. известны как гарадашлы, хотя в источниках упоминание этого этнонима применительно к язырам встречается намного позке, т.е. в ' ХУИ1 в. -у Абульгази в его "Родословной туркмен". Это говорит о том, что .в язырском союзе этноним "гарадашлы" приняло самое многочисленное из племен, которое и возглавляло его, т.е. "собственно языры". С.распадом его возникла необходимость утверждения уже как самостоятельной группы туркмен. Это подтверждается и старинной' легендой туркмен-гарадапш, которая повествует о. .большом переселении (гочхэ-гочлук)в древности. Когда-то их пдедкп-языры жили в горах,' в местности Гарадаг (Черная гора)., откуда потом та пришлось уйти. Название этой местности в легенде совпадает с названием гор Каратау в. долина Сырдарьи.

На ооколках язырского союза вплоть-до ХУ в. происходило сложение ноеых племенных организаций туркмен,- самымизначительными из •которых были салырскцй и човдурский союзы. Таким образом, вплоть до- ХУШ в. туркменц-гарадашлы проживали в Южном Туркменистана. В первой четверти'ХУШ в. здесь появляются текинцы и постепенно вытесняют емрели, гарадшшш, алшш. Большая часть гарадашлы уходит в долину Сумбара, откуда в начале XIX в. они переселяются в Хивинское ханство. В Ахале остается небольшая их часть. Миграция туркг мен-гарадашлы охватывала несколько этапов и закончилась в начале XX в.

В Северном Туркменистане основная часть туршзн-гарадашлы, сохранившая присущие им некоторые языковш и битовна черты,

проживает ныне в Яыланлынском этрапв Дшиховузокого велаята. Кроме того, нвбольиши группами они живут в маетности Гнзылта-кыр Бапшского сельсовета, колхозах им. 27 октября и "Гуянагиэ" Болдумсазского о тратта, в колхозах Тагтннского, Губадагского, Кёнеургенческого этрапов Дешховузского велаята. Несколько семей гарадашш ж!гиет в колхозе им. Калинина Лорткульского района Кара-калпакстана.

За рубеком значительное число туркмен-гарадашлы- проживайт в области Анатолия Турецкой Роспублики, в Иране, Афганистана, Сирии.

Исследование этнической истории языроп-гярндашлы показало, что они приникали участие в формировании ряда тюркопзычтгх и ираноязычных народов Центрально!' я Мало!! А зил, Урала, Кптпза. Призером это.-,у может служить, в частности, банкирское племя яй и его племенное подразделение каратоулн, торекеивнскоа подразделение карадагли (.Лагестан) и др.

Турккены-гарадаишн разделяются на дна больших отдела -сатаклы и загланлн, 4 колена - бахты, орман, аргш и гурт, множество мелких племенных подразделений. Относительно происхождения большинства родовых групп у туркмен-гарадаот..! сунсствуют легенды :: народные предания, о которых подробно говорится в диссертации.

Вторая глава - "Хозяйство и материальная культура туркман-гарадаи:лы в XIX - начале У.У. зззка" - посвждена земледелию, скотоводству, ремесла1.!, поселения/,! я жилищам, одяэдэ, пице.

Туркмены-гарадашлы являются древними земледельцами с богатыми земледельческий традихиями. Начиная с XI-ХП вв., язиры-гарадашлы в своем хозяйство сочетали скотоводство с земледелием, свидетельством тому являются кяризы, обнаруженные недалеко от их опорной крепости ДуИнешгала на Большом Балхпна. Во второй половине ХЛ в., после паре соления в 'ОчннЯ Туркменистан, земледелие стало преобладающим в хозяйства языров-гарадаплн. ■

В конце XIX - начале XX в. северные гарадшшш занимались, . главным образом, земледелием. Основной формой землепользования у туркивя-гардашн были атлычше земли, а также'они арендовали государственную землю \падшалш;). Кроме того, небольшая чаогь гарадалшы (,в основном предводители родовых подразделений.

¡духовенство) владели мтальковой землей "инам", которая вручалась ям хивинским ханом в качестве дара. Размеры аглычного надела до

■ установления. русского протектората над Хивинским ханством. (1873 г.) колебались в пределах 30-50 танапов, но были наделы и в 10-20 танапов.

Искусственное орошение было основой земледельческого хозяйства ¡в Хивинском ханства. Ирригационными работами руководил мираб, ко-торы;'т избирался на неопределенный срок. Он руководил водопользованием 15-20 хозяйств и назывался у гарадашлы сайыпкэр , Маги- -сгралышми каналам;!, водой которых пользовались гарадашм в XIX -начале XX п., были Шаяат, Яргшш, Чстыр. Эти каналы, вьше денные нв Амударьи, сами по сабо для полива пашен не олужили, разделяясь на второстепенные (ял) и третьестепенные (салма) .отводы. Из . каналов вода отводилась в ябы без очероди. Из ябов вода .пропускалась в салкы под строгим контролем кнраба. Орошение о.суще.отвля-лось двумя способами: самотечным (аяк) и о.помощью водоподъемного колеса "жыкнр". *

Основными землсдольчоскими культурами, выращиваемыми туркко-иа\:я-гарадашш, были озимая и яровая цианида, ячмень, дзугара, люцерна, лен, просо, кункут. Сеял:; также бобовые (фасоль, маш),. бахчевые культуры. Например, дани были нескольких сортов: ранняя замча, бшаек, ■ гурбек, алокга,. мвмети, гургенгавун и. др. Тыквы различались как я;щзвка: ащкади, селлекоди, паловкади, таге и технические сорта: цвцналнеди, юмуртгахэди, из которых изготовлялись .различные сосуды. С. начала XX в. увеличилась посевная -площадь под хлопчатник. В 'диссертации подробно описываются приемы и способы сева а обработки полей, земледельцескиа орудия.

В хозяйстве турккеи-гарададлы скотоводство шало подсобное значение.. Разведением мелкого скота они занимались мало, в основном разводили крупный рогатый окот (гара мал), а также верблюдов,

■ лоаадей. Разведение крупного рогатого скота было обусловлено •тем,', что. волы, широко попользовались в качестве рабочей силы а земледельческом хозяйотла. , - ',...,--

У гарадаилы б исследуемый период отсутствовало характерноз.-ДЕЯ-коче^чх туркменских племен ковроделие.Однако у них издавна было развито шелкоткачество и оитцаткачество. В НХ-нач., XX р. в Хиакношы ханотве вдавились гарадапиганокиа шелковые ткани дарами, алатов,

паравуз, маллайы, а такке хлопчатобумажные тка'гл алача, элван, биз. Были развита также плотницкое, кузнечное, ювелирное ремесла.

Во втором разделе рассматриваются яилища, одеяда и пиза турк- ; мзн-гарадашлн. Для гарадаатанских посалешй Хивинского ханства в XIX - начале XX в. били характерны рассредоточенкно сельские поселения "оба" и укрепленные поселения "сенгир", "гала". Посолети типа "оба" были связаны с тем, что гарадаши переселялись из Южного Туркменистана в Хнвинское ханство, как правило, родовыми подразделениями. Например, в йнланлн ость села, названные в часта какого-либо определенного подразделе тот: .Мшппяге обасн, Пагтачц обасы, Такали о баси п. т.д. Строительство укрепленных поселения било вызвано политическими причинами (восстания хивинских туркмен в сер. XIX в.),и их било немного.

Характерным для усадеб 1ховлгп туркмен-гарадаали било налнчио глинобитного Iпахсового) 2-3-комнатного и более дома, возводимого на деревянном фундаменте 1дарнак). Ото делаю постройку прочной и изолирозало от грунтовых вод я соли. Крглли домов бил:; плоскими. В стенах жилых- комнат делались специальные ниш-текче для хранения хозяйствелноИ утвари и т.п. Эти шш, украшенше в верхних углах орнаментом, придавали комнатам своеобразный нарядны:; вид. В доме било такяа и помещение для хранения продуктов стелек). Усадьба огораживалась глинобитной стено',! в 2-2,5 метра высотой, . а внутри вдоль сто!Ш располагай сь хозяйственное постройки: помещение для скота (малятак), сарай для хранения сена (саманхана), помещение для молышцд ^харазтам) а маслобойки (дувазхана). Кибитка не была распространена у туркмен-гпрадащш, однако она, хотя и редко, бито лапа. А в начала XX в. кибитка повсеместно выходит из бита.

Одежда туркмен-гарадашлц мало чем отличалась от костюма других групп северных туркмен, до тем не менее наблюдалось некоторое своеобразие в доталя::. Оно проявлялось, налримзр, в крое мужской рубахи "эзя!{а", которая у сосадаих Йоиудов называлась "тагелек яка" и считалась захгматЕсааниой у вхных туркмен. Но в целом народная мужская одежда у гарадаплы была такая аа, как и у других туркмен. '.'■'•'*-

Женская одежда гарадошш была более разнообразной, в которой ярче проявлялись докальныа.особенности. Так, девичья шапочка

'"тахъя" имела несколько иную цлрму, чем, к примеру, текинская. Ее борта били чуть выше обычной, но не такими высокими, как в. Йомудской. Тахья богато украшалась вышивкой, преимущественно красными и черными шелковыми нитками ("гызыллама тахя"). Вообще Згарадакшинкп славились рукоделием, они были искусными вышивальщицами, Суиествовачи различные виды вышивки для отдельных видов ; одежды: "дуебоюк", "галлова", "гуигези", "туйнук", "сым", "ала-говурдак" и ир.

Еенекий головной убор гарадапиш, в отличие от других туркмен, украшался серебряной деталью "чеаде",.соотоящей из соединенных цепочкой ромбовидных пластинок.-

Ассортимент народной кухни туркмен-гарадашлы в основном был таким же, как и у других групп туркмен. В ней преобладали блюда, приготовляемые из муки, зерна, бобовых, разнообразных трав, ово-ffiCit, что является присущим для рациона оседло-земледельческого населения.

Третья глава - "Семейная и духовная жизнь туркмен-гарадажы в XIX - начале XX в." - посвящена семейной обрядности и религиозным верованиям.

В XIX - начале XX в. у туркмен-гарадашлы преобладающей формой оемьи была большая неразделенная семья. Она состояла из трах и более поколений: родителей, живущих вместе со своими женатыми оыновьями и другими малолетними детьми, а также детей женатых сыновой. Некоторые большие сети включали в себя и более отдаленных-родственников - двоюродных братьев, племянников или малолетних ойрот, взятых на воспитание, которые насчитывали несколько десятков человек. Большая семья называлась "ырегы бир машгала" (общий достаток), ее-возглавлял, как правило, старший по возрасту-дед или отец, редко - старшая по возрасту женщина. Такая семья владела общими землей и скотом, а дохода от всего хозяйства поступали в распоряжение главы семьи. Характерной особенностью больших оемей jr гарадашлы является то, что женатые сыновья по возможности старались не переезжать далеко от отцовского дома,

а жить рядом. Эта традиция идет у них. издавна. Туркмены-гарадашлы, переселяясь о Южного Туркменистана, старались, селиться в Хивин-

оком ханстве компактно, не растворяясь отдельными семьями среди

других груш туркмен, иначе они нередко могли быть лишены земли

и воды. И в настоящее время в других этрапах Дашховузского

велаята гарадашлы, как правило, проживают компактно. Естественно, это является исторически сложившейся традицией.

У гарадашш, как и у большинства туркменских племен, в иосле- 1 дуемый период существовала племенная эндогамия. У них, хотя и редко, встречалось заключение брака по обычаю левирата (дакылма), путем обмена невестами 1гаршылык). Не существовало у гарадашш основного брачного ограничения, бытовавшего в прошлом у некоторых групп туркмен деления на так называемых "иг" ^"чиотокровних") п "гул" V "нечистокровных"). У туркмен-гарадалш но практиковалось заключенно брака по предварительному сговору родителей малолетних детей (адаглама).

В обычаях свадебного цикла у туркмен-гарадашлы существовали присущие им локальные особенности. Так, примерно за неделю до свадьбы сторона жениха устраивала "гарындсаа ге^еии" - совет родственников, на который приглашались ближайшие родственники и на котором обсуждались вопроси по устройству предстоящей свадьбы. За 2-3 дня до свадьбы созывался также "яшулы гецеш" (совет старейшин), на который приглашались старейшины не тЬлько своего села, но и из соседних селений. Он устраивался для получения от уважаемых людей благословления на свадьбу (ак пата). Другим характерным для гарадашлы обычаем являлся обычай дарить подарки повитухам жениха и невесты. "мама койнек"). Ксли повитуха кива, подарок вручался ей самой, еоли нет, то ее дочери или внучка. У гарадашлы в прошлом существовал обычай, сохранивший отголоски матриархального быта, который заключался в."привязывании" мужчин оо стороны жениха к арбам свадебного поезда в случае, если их женщины проиграли в шуточной борьба "дагая ". Их отпускали пооле того, как женщинам со стороны невесты выплачивался небольшой вшсуп.

Некоторые черты древней земледельческой культуры гарадашлы напил отражение а их '„емейных обрядах. Так, в обряде "чиладен чыкармш:" на 40-й день посла рождения ребенка купали в воде и в нее бросали 40 мелких веточек от фруктовых деревьев. Растительный мотив присутствовал и в погребальном обряде гарадашлы: в изголовье покойника в могиле втыкали ваточк^ тутового или фруктового дерева о расщепленным концом, куда вкладывали талио-ман "дога".

- 1С -

Тарадаилы, как и вое туркмены, исповедовали ислам суннитского •гожа. Соблюдались основнуа предписания мусульманского вероучения - ожадневная пятикратная молитва (намаз), пост ораза, праздник гурбан-аЯт и другие. Наряду с исламом у гарадалшг в исследуемый период сохранялись, такжо обряды к обычаи, связанные с огнем -"иамар оды" и др., празднование нового года "Новруз", приготоате-ниа ритуального блюда "семени", которые являются остатками доисламских полуязычесгатх верований.•

В заключении на основании этнографгческого изучения подводятся ооновнко итоги исследования. Анализ приведешюго в диссертации фактического материала-позволяет сделать следующие выводы.

Туркмонп-гарадапши являются прямыми потомками огуоского племени языр. На раннем этапа в их этнической истории принимали у^аогиа также племена печенегов, алан и др. С приходом в Юхдый .. Туркменистан (ХП в.) происходит слияние языров-гарадаплн с древ-иш' коренным населением предгорных оазисов Копетдага.

Изучение хозяйства и маториальной культуры туркмен-гар.адаг.шы. позволяет сделать вывод о том, что они имели дровнюю оседогс-з.ем-ладельческую культуру. Это подтверждается высокоразвита.!!! .традициями земледелия, шалкоткачоства и ситца ткачества, преобладанием в рационе растительно" пищи и др.

В целом гарадаилы, имея нокоторые локальные особенности в.. культуре и быту, являются составной частью .туркменского народа.

Но тома диссертации опубликовшш следующие. статьи:

1. К вопросу о складывании язырского объединения племен // Тазисы докладов научной конференции, посвященной па\'яти Тогрул бека. - Ашгабат, 1994: - С, .22-23. ...

2. 'Гарадаилы туркменлериндо. мата докамак дэби // Тезисы докладов научной, конференция "Милли галкыныш Ее музейлер". -Ашгабат, 1994. С. 33-34.

3. К вопросу об огниче.скоГ: истории•туркмен-гарадапиы // Туркменистан Ыдамлар Академшсынын хабарлары. Гуманитар ылымлары.-1994. - К I. - 0,5 п.л.

4. Тепло очага //.Ашгабат. - Г994.- - Я12. - 0,25 п.л.

ч

(в производстве).

Б.Х.Лшашулиесашщ тарых нлымларьш ксаглг^ты глеи алымлык яерсл,есикн алиак учин "Гарадашш туркиенлс-рн XIX асирдэ - XX а сиры и бзаларынла-/TapwxH-UTHoi'-paííiK очерк/" диен тема дай яэан диссвртециясьиин

АННОТАЦИЯСЫ Ь т II о л о г и я — 07. 00. 07.

.Писсертациянын горалшм 19Уо-1Ш1 йшшк ___________;___ойындв

свгат_______Туркменистан Илимдар зкадемияс-мш; Ц Earupum

ояшдакы Тарих ииститутындд гечирилйэр. Аигабат шзхери, Гоголь кочесшшц 15 вдйы.

Хэзиркн дэвре ченли гарздашлы ттрюмклерикиц зткогра^гшсшы ©врениэк бабатда йвритз бир ылыи-дернев иш алшл б ¡; рил манда. Ху-сусон-да оларыц этники тарш.'на, ыапди rsM рухи медслиошне, иад-галс se адшиетчили.с дурмуиынг етерлик чпс Серпы?";;. «Слссертация-ннд микег-г.ч хрм yrjpro геррнеь альп бариэнглр.

Диссгр-.'атая Рг.рюапои,' *ч .йзг..пьн хчм i¡o'c;¡..'¡. liloftnfe

XSU ГЛТз омбпгтяьрии, llH*OpMj?OJv:i;pHH CülWUIJ 0>'1<ШГ)!4..1;:П[ГИр.

Гнрпдтм гомаш.'ц •i'ox*i*.n:ri!, ¿глин:"; барлан горН<н>лч: üi-; т.чснчил-ЛЦГ1Д üj.M'i тайгг.н эсас-дьнгшртяр, торихы чедислер лчи-хп ¿¡¿л yiyp-да алнкл Йордан кслор хакдэ дурлуп гечилЯар.

Еиринад бапга лэыр-гарадашлы туркыанлериниц этники тарыхн, олерыд орта есыршардакн мигрэциясы, XIX асырда - XX асырыц бааын-да Хива хаилыгына гочшги Сар я да гиииплейан баш эдилйэр.

Икин*л банда гараддшш туркиснлеринии яшайии дурыуыы, олсрыч экерянчилык, уссачылшс билен кедру лланыльаы, яаайш вдЛларшшц гврг н*шлери, у ли едакларып хем-де чзгалгрын э'гнн-оаикяери, шейло хаи, иймитлори илш тайдан дорсзл^зр.

Иашц учунэд бзбшдз гарздашшяарыц мзшгалз гатнацшклары, паи-гала биле» баглы дарен дзп-дессурлары дли иосалелере сероддлПэр. Шейле хеи сларыч гечделдо да и su одкп гелен аз хэзиркн гуилвра етеи ынанчлары, дурлн ыриыдер адатларц вврокилйзр. Тгркмаилориц гпродпщ. лы тспаршшц озуно ивхсус айратшишклори айдедлашдарыляр.

Нетивдде дерцеАйзн пшик хдами гдааденйэр. • •

Диссертация Туркшшистзнцц тарихыны тэзечэ пзшвндз ярдам здвр, Онуц леицион имдэ-де зхшети болар.