автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Творческая деятельность Гюбера Робера и ее значение для утверждения нового художественного вкуса в культуре Франции второй половины XVIII века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Коваль, Людмила Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Творческая деятельность Гюбера Робера и ее значение для утверждения нового художественного вкуса в культуре Франции второй половины XVIII века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Коваль, Людмила Валентиновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I . РОЛЬ И МЕСТО ИТАЛИИ В ФОРМИРОВАНИИ

ХУДОЖНИКА.

ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ГЮБЕРА РОВЕРА В ВЫСТАВКАХ

ПАРИЖСКИХ САЛОНОВ.

ГЛАВА III. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЮБЕРА РОБЕРА В ОБЛАСТИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

1780 ГОДОВ.

ГЛАВА IV. ТВОРЧЕСТВО ГЮБЕРА РОБЕРА В ГОДЫ

РЕВОЛЮЦИИ.

ГЛАВА V. МУЗЕЙНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГЮБЕРА РОБЕРА В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Коваль, Людмила Валентиновна

Окунувшись в удивительный мир Гюбера Робера, трудно не поддаться его обаянию. Этот мир, созданный художником, пленяет величественной красотой, поразительным лиризмом, мягкостью и музыкальностью.

Мало просто увидеть пейзажи Робера, их надо почувствовать, в них надо войти, стать частицей их бытия, прикоснуться к теплым, замшелым камням древних руин, посидеть в тени у журчащего водопада или фонтана, любуясь красками неба, вдохнуть южный воздух, насыщенный влагой и тогда станет доступной вся трепетность природы в этой поэтической вселенной Гюбера Робера. Природа, человек и его творения - всё находится в нерасторжимой связи и единстве - таков идеал живописца.

Творчество Робера с его сплавом фантазии и реальности, простоты и изысканности внесло звучную, живую струю во французское искусство второй половины XVIII века.

С середины века во Франции происходит смена художественных вкусов, связанная с новыми тенденциями в расстановке общественных сил и философскими концепциями просветителей накануне Великой Французской революции. Устав от манерной утонченности рококо, французское общество обращается к античности с её строгой и рациональной упорядоченностью, гармоническим равновесием и величавостью. Это обращение к искусству высокой классики возникает не просто как реакция на рококо, а как результат научного интереса в связи с большими археологическими открытиями в Италии. Раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланума вызывают огромный интерес к античному искусству: ученые и художники, а вслед за ними и любители искусств как бы заново открывают Италию, но Италию эпохи Древнего Рима.

На протяжении всего лишь нескольких лет появляется множество трактатов об античных древностях. Коллекционер Пьер-Жан Мариэтт /Прил. 1-43/ публикует в 1750 году "Трактат о резных камнях".

Граф де Кейлюс /Прил.1-31/, просвещенный человек своего времени, увлеченный античностью, начинает в 1752 году публикацию многотомного труда "Сборник древностей египетских, этрусских, греческих и римских" (окончание публикации в 1767 г.). В 1757 году вместе с Мариэттом он выпускает в свет "Сборник античной живописи". В 1754 году он учреждает медаль достоинством в 500 ливров тому, кто лучше всех сумеет осветить памятники прекрасной античности.

В Италии Джованни-Батиста Пиранези издает "Римские древности времен республики" (1750 г.) и "Римские древности" в 4-х тт.(1756г.) /Прил.1-52/.

Античность, о которой идет речь, это прежде всего, античность римская. Однако уже начинают интересоваться и Древней Грецией. Так, архитектор Жюльен-Давид Леруа, которому покровительствовал граф де Кейлюс, выпускает сборник "Руины прекраснейших памятников Греции" (1758 г.) /Прил.1-41/. Значительно позже в Англии будет опубликован 4-томный труд Джеймса Стюарта (совместно с художником Риветтом) "Древности Афин" /Прил.1-67/.

В искусство все больше начинают проникать строгие и тектонически ясные формы классической древности, и в 1750-е годы оно активно эволюционирует в сторону античности.

Изучение памятников древнего мира порождает жанр архитектурного пейзажа, одним из ярких мастеров которого становится Гюбер Робер. Его художественное формирование приходится на середину века и связано с его обучением в Италии. Он изучает античные руины, как ученый, и восхищается ими, как художник. Разрушенные и заброшенные, но прекрасные и живописные памятники прошлого, освещенные солнцем и оживленные зеленью деревьев и трав, они продолжают жить и служить людям.

Гюбер Робер - человек второй половины XVIII века, когда с развитием сентиментализма, личное и частное в жизни индивидуума становятся важнейшими темами в искусстве. И в пейзажах Робера всегда можно ощутить проникновенную задушевность.

Увлечение античностью в эту эпоху сочеталось с модой на пейзажные парки, устраиваемые под влиянием идей Жан-Жака Руссо о приобщении человека к естественному миру природы /Прил.1-57/. Только в пейзажном парке с извилисто убегающими вдаль дорожками, с густыми зарослями деревьев, с мирно журчащими среди живописных берегов ручейками и каскадами, с одиноко стоящими строениями человек мог предаться мечтам, размышлениям и отдохновению."С середины XVIII века, - пишет французский исследователь Морис Флоризон, - наступает некоторый конфликт между эрудицией и простотой. Считая себя ультрацивилизованными и одновременно уставшими от цивилизации, люди верят в прогресс науки, которая должна дать счастье человечеству, и в то же время утверждают, что только одна природа прекрасна, и что счастье можно обрести лишь в возврате к ней'71/.

Именно Гюберу Роберу удалось воплотить в своих произведениях эти разнообразные вкусы общества. Великолепный мастер французской школы живописи XVIII столетия, он был истинным сыном своего века. Ассимилировав в своем творчестве достижения таких представителей французского классицизма, как Никола Пуссен и Клод Лоррен, итальянских ведутистов и, прежде всего, такого блистательного мастера архитектурного пейзажа как Джованни-Паоло Паннини, Робер наметил дальнейший путь развития искусства пейзажа, который найдет отражение в творчестве Коро, живописцев барбизонской школы и далее у импрессионистов.

Робер получил известность и признание как "художник руин", его архитектурные фантазии были самым модным украшением дворцов коронованных особ и салонов в особняках аристократической и интеллектуальной элиты Европы. Проведя одиннадцать лет в Италии и будучи по своему образованию "латинистом" и "римлянином", Робер всегда оставался приверженцем высокого классического искусства. Это, естественно, выдвинуло его в первые ряды тех художников, чье творчество утверждало новый стиль в искусстве второй половины XVIII века.

Блестящий декоратор, Робер сыграл значительную роль в развитии и распространении нового вкуса в садовом строительстве времени Людовика XVI. Изучая в юности лучшие парки итальянских вилл эпохи Ренессанса, Робер, сначала в живописи, а затем и в натуре, развил декоративные принципы украшения садов в соответствии с изменением художественных пристрастий в обществе. Показательно то, что Роберу было присвоено звание Рисовальщика Королевских садов, которое до него имел лишь великий Ленотр - создатель садов Версаля эпохи короля солнца Людовика XIV. Новый облик Версальского парка во многом обязан Роберу. Следы его деятельности как декоратора садов, хотя и стертые опустошительным временем, еще сохраняются в садах Версаля, Рамбуйе, Эрменонвиля и Меревиля.

Наряду с архитектурными фантазиями и живописью садов Робер, развивая жанр ведуты, стал своеобразным хроникером различных событий парижской жизни. Пожары знаменитых зданий, разрушение домов и тюрем, сооружение памятников и массовые зрелища на площадях Парижа в годы революции - таков огромный диапазон творческих интересов художника.

Есть и еще один род деятельности Робера, смежный с творчеством. Робер стоял у истоков первого музея Франции. На протяжении почти двух десятков лет он был хранителем сначала Королевского, а затем Национального музея в Лувре, проводя чисто музейную работу по классификации и инвентаризации музейных ценностей, по формированию коллекций, а также по экспонированию их в Большой Галерее Лувра. Он оставил множество живописных работ, запечатлевших состояние музея в первые годы его существования. Особое значение имеют его проекты перестройки и освещения Большой галереи, что будет осуществлено спустя много лет после его смерти на основе его художественного видения.

Задачей настоящей работы монографического характера является многосторонее специальное исследование творчества Гюбера Робера, как одного из ярких представителей искусства XVIII века. Эволюция и художественный анализ творчества рассматривается во взаимосвязи с событиями истории и культуры, с общественно-философскими воззрениями в Европе и, прежде всего, во Франции, а также с той социально-политической обстановкой в стране от конца царствования Людовика XV до эпохи Наполеона.

Признание заслуг художника и широкий общественный резонанс, который получали все его работы, выявляют то принципиально новое, что отличало Робера от его предшественников и современников. Особое внимание уделяется вопросу взаимоотношений художника с русскими заказчиками. Автор базирует свое исследование на богатейших коллекциях произведений Робера из собраний российских музеев: Эрмитажа, Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, музеев-заповедников "Павловск" и "Царское Село", музея-усадьбы "Архангельское", Алупкинского дворца-музея, а также музеев Франции, Швеции и США, (с которыми автор ознакомился лично), проводит сравнения, аналогии, выдвигает новые атрибуции, что может быть использовано в музейной и выставочной практике. Впервые в отечественном искусствознании делается попытка представить личность и творчество художника во взаимосвязи с социально-политической обстановкой, с общественно-философским мировоззрением и явлениями культуры и искусства эпохи второй половины XVIII века.

Творчеству Гюбера Робера, получившему признание еще при жизни, посвящены многие страницы критических исследований, монографии и статьи. Первым, кто благожелательно отозвался о живописце, был его знаменитый современник Дени Дидро /Прил.1-27/. Философ-энциклопедист уделял большое внимание развитию эстетического вкуса общества своего времен и в течение более чем двадцати лет печатал обзоры художественных выставок в Парижском Салоне. Начиная с Салона 1767 года, в них часто встречается имя Робера. Критикуя его за быстроту в написании картин и, в особенности, эскизность фигур, Дидро, в целом, дает объективную оценку творчества художника, называя его одним из лучших живописцев современности /2/.

Современная Роберу критика постоянно отмечала выставки его работ. Неизменно положительными были отзывы в обзорах Салонов в "Меркюр де Франс" с 1767 по 1789 год.

Мнения современников всегда имеют немаловажное значение для изучения жизни и творчества любого мастера. В этом смысле Роберу повезло. Вдохновенные страницы, исполненные душевного тепла, посвятила ему в своих воспоминаниях художница Э.-Л.Виже-Лебрен /Прил.1-21/, которая была с Робером в дружбе и вела с ним переписку /31.

Большую ценность для исследователя творчества Г.Робера представляют каталоги выставок старой французской академии, которые дают полный перечень его работ, выставлявшихся в Салонах /4/, каталог-опись работ художника для продажи на аукционе через год после его смерти, составленный А.Пайе 15/, /Прил.1-48/, а также некролог, написанный человеком из ближайшего окружения Робера В.Виже /6/, /Прил.1-20/.

О значении и месте Гюбера Робера во французском искусстве XVIII века дают представление разнообразные работы общего характера. Французская литература по искусству, посвященная данному периоду, довольно обширна и разнообразна. Наиболее полными по объему и интересными по высказанным мыслям нам представляются следующие издания: "Французская живопись XVII-XVIII веков" члена Французской академии Оливье Мерсона /7/, небольшая, но содержательная работа Рене Шнейдера "Французское искусство XVIII века" /8/, изящное исследование Мориса Флоризона "Французская живопись XVIII века" /9/ и, особенно, монументальный двухтомник одного из крупнейших специалистов по искусству Франции изучаемого времени Луи Рео "История французской живописи XVIII века" /10/.

О.Мерсон стремится дать эволюцию французской живописи на протяжении двух веков. Задача нелегкая. Неудивительно, что некоторые явления получают поверхностное и шаблонное истолкование. Так например, не вдаваясь в анализ творчества Г.Робера, автор все сводит к живописи руин.

У Р.Шнейдера нас заинтересовала проблема развития французского пейзажа от Ватто, Депорта и Удри к Роберу. Шнейдер дает противоречивую оценку творчества Робера, отмечая, с одной стороны, что его архитектура живописна, природа жизнерадостна и красочна, а с другой стороны, умаляя достоинства Робера-пейзажиста, называет его всего лишь декоратором, к тому же монотонным, повторяющим всю жизнь итальянские впечатления. В данном случае автор, отдавая предпочтение Ватто, Депорту и Удри, которые умело вводили пейзаж в картины с изображением галантных и охотничьих сцен, необъективен к Роберу в своей необоснованной критике.

Труд Л.Рео, представляющий собой исследование живописи после Лебрена на протяжении всего XVIII века, заслуживает самого пристального внимания. Однако для нас наиболее важен вопрос об истоках творчества Г.Робера, чему автор уделяет значительное место. Эти истоки Рео видит в пейзажах Пуссена, Лоррена и Ватто. Он подчеркивает также большое значение интереса к античности в творчестве Робера и его совершенствование жанра архитектурного пейзажа, родоначальником которого считался Паннини. Л.Рео писал: "Гюбер Робер вовсе бы не заслуживал того места, которое он занимает в истории живописи, если бы стремился акклиматизировать во Франции жанр Паннини. Но он завоевал славу тем, что это итальянское изобретение довел до совершенства. Он гораздо выше своих учителей и соперников, благодаря чувству декоративности и мастерству световых эффектов. В его руинах никогда нет сухости архитектурного чертежа'711/.

По-настоящему современный взгляд на творчество Г.Робера мы находим у М.Флоризона, который подчеркивает, что Робер, одним из первых, стал работать на пленере, что не отказываясь от классических традиций, он заявил о себе как о художнике-реалисте. Подобно Рео и, в некоторой степени, Шнейдеру Флоризон дает картину эволюции пейзажа от Ватто к Депорту и Удри, а от них к Верне, Фрагонару и Роберу. Наконец, Флоризон указывает на настроение предромантизма в произведениях художника.

Из названных авторов наиболее правильными и объективными, на наш взгляд, являются мнения Л.Рео и М.Флоризона, во многом совпадающие с нашим отношением к крупнейшему пейзажисту Франции.

Большой и довольно монументальный труд английских авторов В.Г.Келнейна и М.Леви "Искусство и архитектура XVIII века во Франции" /12/ дает общую картину развития французского искусства, не прибавляя ничего нового о месте и значении живописи Г.Робера.

Что касается литературы об окружении Г.Робера, которое влияло на него и формировало его интересы и талант, следует отметитиь книгу братьев Гонкуров "Искусство XVIII века /13/, написанную прекрасным литературным языком, а также труды Л.Димье "Французские художники XVIII века /14/ и Ш.Блана "История художников всех школ. Французская школа" /15/. Ни одно из этих исследований не дает единой и стройной картины развития искусства, не говоря уже о жанре пейзажа, который занимал значительное место в эту эпоху. Первые два автора вообще выпускают Робера из поля зрения, и только Блан посвящает ему отдельный очерк довольно информативного характера. Довольно подробную картину состояния живописи в XVIII веке, и в частности, жанра пейзажа дает Л.Лагранж в своей книге "Жозеф Берне и живопись XVIII века" /16/. Значительно позднее Ф.Фоска в работе "Восемнадцатый век. От Ватто до Тьеполо" /17/ особо выделит жанр пейзажа во французском искусстве и определит значительное место, которое занимали в становлении и развитии этого жанра такие мастера, как Фрагонар, Берне и Робер.

Из общих работ о французском пейзаже XVIII века можно отметить небольшое эссе А.Дайо "Французская пейзажная школа XVIII века" /18/ и первую главу в книге П.Дорбека "Искусство пейзажа во Франции" /19/, в которых оба автора проводят интересную мысль о прямом продолжении традиций в развитии пейзажа от Г.Робера до К.Коро, а далее к барбизонцам и импрессионистам.

В литературе двадцатого века, в особенности 1970-1980-х годов, присутствует более глубокий анализ особенностей развития искусства во второй половине XVIII века, истоков зарождения "нового вкуса" на базе научно-художественных интересов к античности (Ф.Хаскэл "Вкус и античность'720/, П.Кжельберг. " Рим и его руины в живописи 18 века" и

21/) и страсти к путешествиям (Д.Саттои. Аспекты британского коллекционирования. Из Рима в Неаполь" /22/).

Своеобразный философский анализ мировоззренческой основы искусства века Просвещения, предшествующего Великой Французской революции, когда укрепляется дух свободы и раскрепощение личности, когда формируются новые эстетические и моральные понятия, дает профессор Женевского Университета Жан Старобински в своей монографии "Изобретение свободы" /23/. Он пишет также, что одной из любимых тем не только в искусстве, но и в мироощущении была тема руин, поскольку поэтика руин предполагает и мечту, и ностальгию, и утопию.

О новом восприятии и развитии темы руин говорится в работах многих авторов, например, в упоминаемой выше статье П.Кжельберга, в главах, посвященных Роберу и его окружению в книге Ж.Клея "Романтизм" /24/, а также в докладе одного из знатоков творчества Г.Робера М.Ролан-Мишель, прочитанном ею на конференции, приуроченной к открытию выставки "Пиранези и французы" в мае 1976 года: " От иллюзии к "беспокойной странности". Несколько заметок об эволюции руин у французских художников, начиная с 1730 года" /25/.

Поскольку Г.Робер - художник многоплановый, чье творчество имеет общие точки соприкосновения с развитием архитектуры и садово--паркового строительства, о роли и о вкладе его с эти области искусства мы находим сведения в труде французского знатока архитектуры Л.Отекёра "История классической архитектуры во Франции" (V том. Революция и Империя. /26/), в небольшой, но весьма насыщенной документальным и изобразительным материалом, книге "Архитекторы свободы" А.Жака и Ж.-П.Муилессо /27/, а также в материалах выставки "Сады во Франции. 1760-1820. Страна иллюзии. Земля эксперимента" /28/, состоявшейся в Париже в 1977 году.

О Гюбере Робере написан ряд монографий, в которых раскрываются различные аспекты изучения творчества художника. Самым первым и обстоятельным исследованием явилась книга французского автора К.Габийо "Гюбер Робер и его время", написанная еще в 1895 году и до сих пор не утратившая своей актуальности /29/. В пятнадцати главах подробно прослеживается путь художника, становление его таланта, тематика и направленность его произведений. В отдельные главы выделены Салоны с 1767 по 1798 год, где выставлялись картины Робера. Он уделяет внимание деятельности Робера как рисовальщика королевских садов и хранителя Лувра. Габийо показывает личность Робера на фоне общественной и художественной жизни Франции, обрисовывая окружение живописца, в которое входили почти все замечательные люди того времени. Автор приводит много документов, отрывки из писем и воспоминаний современников, высказывания прессы, что помогает нарисовать яркую картину эпохи. Работа Габийо всгда оставалась для последующих исследователей творчества Робера главным и авторитетным пособием. Однако следует отметить, что Габийо упускает из виду, или, скорее всего, не знает большие русские собрания картин Робера, упоминая лишь две из них, выполненные по заказу Павла I и выставлявшиеся в Салоне 1785 года.

Пятнадцать лет спустя в свет вышла вторая монография о Г.Робере члена Академии Пьера де Нолака, снабженная каталогом его произведений, составленном А.Панье /30/. Чтобы дать представление об этой книге, предоставим слово другим исследователям. Русский знаток А.Трубников в статье "Картины Гюбера Робера в России" пишет: "О художнике написаны две книги. Одна Габийо - очень интересна и дает много сведений, другая - де Нолака, роскошно изданная, не исчерпывая темы, к сожалению не оправдывает назначения дорогой монографии.

Книга эта - какой-то альбомный труд - ряд красивых фраз, иллюстрированный не репродукциями с наиболее хороших и типичных вещей мастера, а случайно имевшимися под рукой у автора снимками с катин Лувра и других парижских коллекций. О богатстве картин Робера в России сказано всего несколько слов" /31/. Советский искусствовед Т.Д.Каменская солидарна с Трубниковым, говоря, что книга Нолака -"роскошное издание in -4 с большим количеством таблиц фототипией. Построено на материалах Gabilllot, не прибавляя к ним ничего существенно нового" /32/.

Спустя двадцать лет Нолак выпустит книгу о французских художниках "Портреты XVIII века", одиннадцатая глава которой посвящена Роберу -"Гюбер Робер и французский пейзаж" /33/.

Вслед за монографией Нолака 1910 года появилось небольшое, талантливо написанное исследование Тристана Леклера "Гюбер Робер и французские пейзажисты XVIII века" /34/. Из шести глав две посвящены Роберу. В одной автор разбирает его работы итальянского периода, во второй - всё, что было создано художником во возвращении во Францию. Автор хорошо ориентируется в произведениях живописца, давая им верную с исторической точки зрения оценку. Несколько раз он как бы вступает в полемику с Дидро, упрекавшим художника в эскизности при написании фигур. Леклер впервые выступает в защиту Робера, указывая на живость и непосредственность фигурок, которые являются частью целого ансамбля.

Точку зрения Леклера поддерживает и развивает Поль Сантенак в монографии "Гюбер Робер" /35/. Автор, весьма своеобразно, разбивает материал по главам, а именно: Гюбер Робер - художник XVIII века, Гюбер Робер - человек XVIII века, Гюбер Робер - пейзажист, Гюбер Робер - художник руин и т.д. В каждой такой главе он старается обосновать особенности той или иной грани таланта художника. Быть может, он не совсем верно отделяет Робера - художника руин от пейзажиста и декоратора, поскольку всё это у Робера взаимосвязано. Однако высказывания и оценка, данные Сантенаком вполне удовлетворяют нашему современному представлению о Робере. В книге выявлена любовь художника к природе, использование им в работе этюдов с натуры, умение строить композиции, наполненные глубиной и воздухом, мастерство колориста. Вслед за Леклером Сантенак также оспаривает мнение Дидро в отношении фигур в картинах Робера, подчеркивая их реалистичность.

К первой трети XX века относится еще ряд работ о Робере. Так, период его пребывания в Италии и работы того времени освещены, хотя и в недостаточной степени, в первом томе книги Анри Лапоза "История

Французской Академии в Риме'736/, в XI томе "Переписки директоров Французской Академии в Риме с сюринтендантами зданий" /37/, а также в статье П.де Нолака "Первые римские произведения Робера" /38/ и во вступительной статье М.Фейе к альбому "Рисунки Оноре Фрагонара и Гюбера Робера в библиотеке и музее Безансона" /39/.Особый интерес вызывала у многих исследователей тема Рима в произведениях Робера, как например в статье Л.Жилле "Рим Гюбера Робера /40/ и в альбоме Г.К.Лукомского "Рим Гюбера Робера" /41/.

Имеется также ряд статей французских историков искусства, посвященных изучению произведений Робера, связанных с изображениями топографически точных видов Парижа и городов Франции, событий современной ему жизни /42/. Юбилейные даты Гюбера Робера были отмечены появлением статей в периодике /43/.

Последним пиком интереса к Роберу была большая выставка в Музее Оранжери (Париж) в 1933 году к 200-летию со дня рождения художника. К ней был издан каталог, имеющий непреходящую ценность, так как местонахождение некоторых картин, экспонированных в 1933 году, в настоящее время неизвестно /44/.

Затем в течение почти сорока лет интерес к Гюберу Роберу со стороны западноевропейских историков искусства исчезает. Лишь в журнале "Коннесанс дезар" предназначенном, прежде всего, для коллекционеров промелькнет несколько статей весьма специфического характера, основная цель которых было дать оценку произведениям искусства: Ж.Изарло "Гюбер Робер" с классификацией картин Робера по тематическому признаку (1953 г.) /45/, Ж.Николаи "Тюремные тарелки Гюбера Робера" о раритетных тарелках, которые расписал Робер, сидя во время революции в тюрьме (1958 г.) /46/, П.Кжельберг "Как узнать стоимость одной картины Гюбера Робера" (1968 г.) /47/. Широкий резонанс в среде коллекционеров получили также две распродажи работ Робера в Галерее Шарпантье: в 1937 г. из коллекции Л.Деглатини /48/ и в 1952 г. из коллекции К.Гру /49/.

Настоящим исключением после периода забвения является работа немецкого автора Х.Бурда "Руины в картинах Гюбера Робера" /50/, опубликованная в 1967 г.

В конце 1970-х годов появляются две работы о Робере, диаметрально противоположные по характеру и манере подачи материала. Первая из них - небольшая брошюра швейцарского профессора истории архитектуры А.Корбоза "Воинствующая живопись и революционная архитектура. По поводу темы туннелей у Гюбера Робера" /51/. Автор, анализируя многочисленные галереи в работах художника и сопоставляя их с произведениями античной и ренессансной архитектуры, а также с проектами архитекторов-современников Робера, проводит интересную мысль о близости фантастических "античных" руин Робера архитектурным замыслам архитекторов предреволюционного и революционного времени. Другая - книга Ж.-Ж.Левека "Мир Гюбера Робера" из серии "Тетради рисунков'752/. Она представляет собой лирико-философское эссе, которое комментирует альбом рисунков и сангин художника из музейных и частных собраний Франции.

Особое место в изучении наследия Робера, а также в возрождении интереса к мастеру принадлежит Жану де Кайё, известному французскому маршану (торговцу) картин и рисунков, признанному эксперту и знатоку французской и венецианской живописи XVIII века. Еще в 1957 году в его частной Галерее Кайё состоялась выставка, приуроченная к 150-летию со дня смерти Г.Робера /53/. В последующие годы Галерея Кайё провела ряд тематических выставок из произведений французских художников XVIII века, в которых постоянно участвовали рисунки Робера из собрания Кайё. Каталоги этих выставок познакомили широкие слои любителей искусств с графическим наследием Г.Робера /54/. Наибольший научный интерес представляет каталог, подготовленный Ж.де Кайё к выставке "Произведения Гюбера Робера из музея города Баланс" в 1985 г./ 55/. Его перу принадлежит большое количество статей в известных европейских журналах по искусству, предназначенных, главным образом, для коллекционеров и знатоков искусства /56/. В них он анализирует стиль и художественный метод Робера, раскрывает особенности и достоинства произведений художника, с которым, по его собственному выражению, он "давно дружит". Жан де Кайё является также автором двух монографий о Г.Робере. Одна из них - "Гюбер Робер и сады" /57/, богато иллюстрированная, посвящена такой мало изученной стороне деятельности художника, как декорация садов . Рассматривая парки и сады времени Людовика XVI, приводя в доказательство документы и произведения Робера, автор подчеркивает главенствующую роль художника в становлении нового стиля в садово-парковом искусстве Франции второй половины XVIII века. В 1989 году вышла его монография "Гюбер Робер" /58/, которая представляет собой своеобразный литературный опус. Строгая книга с небольшим числом черно-белых таблиц-иллюстраций, она не предназначалась для широкого круга читателей. Книга содержит редкие материалы из Национальных Архивов Франции, впервые обнаруженные автором в связи с его многолетним изучением жизни художника. Будучи сам коллекционером, автор уделяет большое внимание взаимоотношениям художника с его меценатами и клиентами, в том числе из России, обнаруживая широчайший спектр знатнейших фамилий как из среды аристократии, так и интеллектуалов того времени. В книге приводится много фактического материала, что же касается художественного анализа творчества художника, его эволюции в историческом аспекте, то это не акцентируется автором.

Период 1970-1980-х годов отмечен многочисленными выставками произведений Робера, из которых следует особо отметить уже упоминавшуюся выставку в городе Балансе, там же "Гюбер Робер и революция" /59/, "Лувр Гюбера Робера" в Лувре /60/, " Гюбер Робер. Рисунки и акварели" в Вашингтоне /61/, "Гюбер Робер. Прелесть руин" в Нью-Йорке /62/, "Жан-Оноре Фрагонар и Гюбер Робер в Риме" во Французской Академии в Риме /63/, "Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века" в Эрмитаже (Ленинград) /64/. Кроме того во Франции было подготовлено за рассматриваемый период несколько тематических выставок, имевших большой научный и познавательный интерес в вопросе изучения искусства второй половины XVIII века. Одно из центральных мест на этих выставках занимали произведения Г.Робера: "Пиранези и французы. 1740-1790" - Рим, Дижон,Париж, 1976 г./65/, "Сады во Франции. 1760-1820" - Париж, 1977 г.(упоминавшаяся выше), "Картина в картине" - Дижон, 1983 г./66/, "Картины и античная архитектура" - Тур, 1984 г. /67/, "Дидро. Искусство от Буше до Давида. Салоны:1759-1791" - Париж, 1985 г. /68/.

В рассматриваемый период появляются публикации о коллекциях произведений Робера из различных французских музеев /69/,публикуются издания иллюстрированных каталогов Лувра /70/, а также крупнейших музеев мира: Национальной галереи в Стокгольме и Метрополитено

Музея в Нью-Йорке, обладающих значительными работами художника /71/. Кроме того, появляются каталоги и публикации частных собраний, в которых имеются работы Г.Робера /72/, что значительно расширяет географию местонахождений произведений художника.

В 1980-1990-х годах интерес к художнику связан с новой волной увлечения коллекционеров руинами Робера. В каталогах аукционов Сотбис все чаще начинают появляться рисунки и картины Робера из частных собраний, при чем ранее неизвестные исследователям его творчества /73/.

Рассматривая в настоящей работе творческий путь Гюбера Робера, автор уделяет большое внимание взаимоотношениям художника с русскими заказчиками и обращается к богатейшему наследию художника, хранящемуся в настоящее время в музеях России и мало знакомому широкому кругу любителей искусства.

Первым из французских авторов, кто указал на богатство картин Гюбера Робера в России был Л.Дюссьё, в книге которого "Французские художники заграницей"/74/ имеются сведения о том, что Екатерина II весьма увлекалась произведениями художника и даже дважды приглашала его в Россию в 1782 и 1791 годах. Именно эти сведения использовали затем К.Габийо и Л.Рео в своих книгах о творчестве Робера. Луи Рео, единственный из французских историков искусства, кто в первой трети XX века углубленно занимался изучением французского искусства, и Робера в частности, в русских собраниях. Ему принадлежит ряд исследований, статей и каталогов, которые и в настоящее время не утратили своей ценности /75/.

Первым исследователем творчества Гюбера Робера в русском дореволюционном искусствоведении явился А.Трубников. В журнале "Старые годы" им было опубликовано три статьи. В двух из них: "Картины Павловского дворца" (1912) /76/ и "Французская школа в Гатчинском дворце" (1916) /77/ он останавливает внимание читателя на произведениях художника. В третьей - "Картины Гюбера Робера в России" /78/ автор ставит задачу рассказать об известном живописце и показать его эволюцию на примере коллекций работ художника, собранных русскими меценатами еще в XVIII веке. Статья носит довольно информативный характер, страдает отсутствием глубокого нализа и в то же время это единственный пример серьезного подхода к изучению творчества Робера в русском искусствоведении.

Самыми значительными коллекционерами картин Робера были граф А.С.Строгонов и князь Н.Б.Юсупов. Они одними из первых в России стали интересоваться современной французской живописью и лично знали многих художников. С Робером их связывали многолетние деловые и дружеские взаимоотношения. В XIX и в начале XX века были изданы каталоги этих двух знаменитых собраний /79/, а также вышли некоторые публикации в журналах /80/. После революции петербургские дворцы Строгоновых и Юсуповых с их богатейшими коллекциями были превращены в музеи, но в 1930-х годах их закрыли, а коллекции распределили между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. В настоящее время Эрмитаж обладает самой большой в мире коллекцией картин Гюбера Робера, созданных в различные периоды его жизни.

Произведения художника, хранящиеся в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина /ГМИИ/, Музее-усадьбе "Архангельское", Павловском и Екатерининском дворцах-музеях, Алупкинском замке, представляют огромный историко-художественный интерес и составляют вместе с эрмитажной коллекцией более 100 картин. Помимо этого картины Робера рассеяны и по небольшим российским музеям.

Первой и до сих пор единственной в отечественном искусствознании монографией о художнике является небольшая книжка "Гюбер Робер", опубликованная сотрудником Эрмитажа Т.Д.Каменской в 1939 году /81/. Автор останавливается на некоторых фактах биографии, имевших важное значение в творчестве художника, раскрывает эволюцию различных этапов его деятельности, основываясь преимущественно на работах Робера из собрания Эрмитажа и лишь вскользь упоминая некоторые картины из других музеев. Анализ отдельных рисунков и картин, разбор их композиции и колорита не заслоняет главного в книге: показа разносторонней деятельности Робера и того места, которое он занимал в искусстве в эпоху второй половины XVIII века.

В 1960-1970-х годах появилось в искусствоведческой литературе на русском языке несколько общих работ по истории искусства XVIII века, из которых наиболее значительной представляется книга Е.Ф.Кожиной "Искусство Франции XVIII века" /82/. Всего на нескольких страницах Кожина рисует эффектную картину, отражающую все особенности композиционных приемов Робера. Автор подчеркивает многогранность таланта живописца, у которого одинаково прекрасны и сельские виды, и декоративные панно, и архитектурные пейзажи с руинами. Ее рассуждения читаются как афоризмы: так выразителен и красив их язык. В двух фразах она дает образное представление о картинах Робера: "Грандиозные руины не существуют на его полотнах сами по себе: они поднимаются как острова, среди потока современной художнику жизни. Эти два мира - давно ушедший, но все еще сохраняющий даже в обломках свое титаническое величие, и сегодняшний, обыденный, но живой, человечный и непосредственный - всегда сопоставлены в его картинах" /83/.

Следует отметить научную и познавательную ценность каталогов по французской живописи в собраниях Государственного Эрмитажа и ГМИИ им.А.С.Пушкина /84/. Большой научный интерес представляют статьи о работах Гюбера Робера сотрудников Эрмитажа - Немиловой И.С., Новосельской И.Н. и Дерябиной Е.В. /85/, а также статья Мягкова П.И. о картинной галерее графа К.Г.Разумовского /86/ и диссертация Савинской Л.Ю. о русских коллекционерах французской живописи /87/.

В книгах об убранстве дворца в Архангельском /88/ и замка в Алупке /89/ имеются публикации картин Г.Робера.

По сравнению с обширной французской литературой о Гюбере Робере отечественные публикации о художнике невелики по объему и отличаются узостью тематики. Художник, чье творческое наследие столь широко представлено в музеях России, до сих пор еще не обрел достойного места в российском искусствознании, а его творчество не стало объектом всестороннего и многопланового изучения.

Основная задача автора настоящей работы состоит в том, чтобы показать весь творческий путь Г.Робера как яркий художественный феномен в искусстве Франции второй половины XVIII века, представить его в историческом и культурологическом контексте эпохи, выявить специфику его индивидуальной манеры и почерка как художника, его новаторство и нетрадиционность в трактовке жанра пейзажа.

Проанализировать работы Робера в области садово-паркового искусства, выявить его особую роль в становлении нового взгляда на искусство садов и значение для развития садово-паркового строительства как во Франции, так и в России.

Показать роль и значение работ Робера в изображении и трактовке современных сюжетов, что позволяет изучать исторические события, происходившие в Париже в эпоху Людовика XVI, Великой Французской революции и заканчивая приходом Наполеона.

Подчеркнуть особое значение деятельности Робера на посту хранителя музея в Лувре и то место, которое он занимал в эпоху создания первого Национального музея, предлагая новое кардинальное решение по приспособлению под экспозицию музея Большой Галереи Лувра.

На основании изученных материалов и огромного творческого наследия определить место и значение Гюбера Робера в европейском искусстве конца XVIII- начала XIX века и то влияние, которое он оказал на формирование нового вкуса в художественной культуре Европы XVIII-XIX веков.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творческая деятельность Гюбера Робера и ее значение для утверждения нового художественного вкуса в культуре Франции второй половины XVIII века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В произведениях Гюбера Робера, одного из крупнейших художников Франции второй половины XVIII века, как в зеркале, отразились увлечения и идеалы своего времени. Его творчество многогранно и насчитывает сотни живописных и графических работ, которые находятся в различных музейных и частных коллекциях Европы и Амери-ки. Самыми значительными являются собрания его картин в Лувре, музее Карнавале, Эрмитаже, Метрополитен-Музеуме, отчасти в Национальной галерее в Стокгольме. Графическое наследие наиболее полно представлено в музеях Баланса, Безансона, Лувра и в частной Галерее Кайё. Однако до сих пор не существует сводного каталога работ Гюбера Робера, так как многие из них, хранящиеся в частных собраниях, до сих пор не опубликованы, следы некоторых утеряны. Впервые за такую задачу взялся Пьер де Нолак, приложивший к своей монографии о Робере каталог, составленный Панье, но который однако не может претендовать на полноту, поскольку охватил лишь несколько французских коллеций. С того времени произошли большие перемещения коллекций, к тому же в настоящее время на аукционах появляются картины и рисунки Робера, к которому с конца 1970-х годов вновь появляется интерес у коллекционеров.

В настоящей работе мы постарались представить личность и творчество Гюбера Робера в историческом контексте эпохи, показать культурно-исторические предпосылки возникновения нового классицизма второй половины XVIII века, а также роль и значение Робера в формировании нового вкуса.

Страстный поклонник античности, он изобразил в своих картинах величественную архитектуру древности. Робер восхищается и любуется гармонической красотой античных зданий, передавая это настроение и зрителю. Если у Паннини, первого мэтра архитектурного пейзажа, строго линеарные памятники предстают как застылые монументы, подавляя своей грандиозностью человека и природу, то у Робера они пленительно горделивы и трепетно одушевлены. Великолепная и спокойно-величавая природа служит не просто фоном для его руин, а той естественной средой, в которой они существуют. Единство природы и архитектуры в произведениях художника является ценным качеством Робера-пейзажиста. Каждый уголок природы на его картинах обжит: среди руин и на ступенях храмов, в аллеях парков и на улицах Парижа - везде люди. У Робера нет ностальгии о прошлом, он весь в настоящем. Картины Гюбера Робера - это своеобразные "точки сгущения" простанства и времени, выявленные выразительным языком искусства.

Необходимо отметить новаторство Робера, который выступает подчас не просто как художник архитектуры, а как архитектор, сочиняя на полотне сооружения, отвечающие общим тенденциям развития французской архитектуры нового времени. Этого не увидели многие исследователи творчества Робера, называя его всего лишь "певцом руин".

Став законодателем в искусстве оформления интерьера, Робер блестяще проявил себя и как декоратор садов. Трудно переоценить роль Робера в садово-парковом строительстве в предреволюционные годы. Своей волшебной кистью он прошелся по всем паркам, придав им новое очарование. Версаль и Рамбуйе, Компьен и Фонтенбло, Шантелу и Мопертюи, Мулен-Жоли, Эрменонвиль и парк Монсо - везде в большей или меньшей степени можно проследить вклад Робера-паркостроителя. Шедевром его творчества как архитектора садов стал Меревиль. Однако отголоски влияния Робера в обустройстве мы находим в России, где пейзажи Павловского парка с постройками классического и пасторального характера напоминают картины Гюбера Робера. Есть и еще один пример: парк Монтичелло под Вашингтоном, устроенный президентом США Томасом Джефферсоном, который в 1780-х годах находился во Франции и также заразился новым французским вкусом.

Гюбер Робер одним из немногих явился хроникером парижских событий эпохи Людовика XVI и времени революции. Значителен вклад Робера и как хранителя музея в Лувре, когда он себя проявил и как проектант будущего музея и как экспозиционер, что впоследствии найдет отражение в музейной работе как во Франции, как и в Европе.

Особое внимание в работе уделяется связям художника с русскими клиентами, поскольку он много работал по заказам русских императоров: Екатерины II, Павла I, Александра I, а также знаменитых меценатов А.С.Строгонова и Н.Б.Юсупова. Кроме того картины Робера приобретались в коллекции Шуваловых, Репниных, Ростопчиных, Голициных и других известных фамилий.

Робер - великолепный колорист, мало кто из его современников умел с таким мастерством показать множество оттенков в окраске камня, воды и неба. Его по праву можно назвать мастером "водопадов и каскадов". Он любит освещать свои пейзажи утренним и вечерним солнцем, и одновременно блестяще демонстрировать эффекты ночных пожаров.

Особо следует отметить приемы композиции, когда художник словно втягивает зрителя в пространство картины, делая его соучастником происходящего.

Автором проанализированы и классифицированы произведения Робера из различных российских и зарубежных музеев, а также частных коллекций. Выявлен ряд аналогий и подготовительных рисунков к картинам художника, находящимся в российских собраниях, а также реатрибуция некоторых из них.

Материалы, изложенные в данной работе, могут быть использованы музейными работниками в экспозиционно-выставочной и лекционной деятельности, при составлении каталов, а также в атрибуционной практике.

 

Список научной литературыКоваль, Людмила Валентиновна, диссертация по теме "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов"

1. Blanc Ch. Histoire des peintres de toutes les ecoles. Ecole francaise.Т.П. Paris, 1865.

2. Biere G. et Marquet de Vasselot J.J. Vues de la Grande Galerie du Louvre par Hubert Robert. "Bulletin de la Societe de l'histoire de l'art francais", 1920.

3. Cailleux J. Dessins d'Hubert Robert. "Revue de l'Art", 1970, №7. Cailleux J. Un album inedit de croquis d'Hubert Robert. "The Burlington

4. Magazine", 1979, novembre,№38. Cayeux J. de. Les Hubert Robert de la Collection Veyrenc au Musee de

5. Collection des Livrets des anciennes expositions depuis 1673 jusqu'en 1800. Paris, 1869-1872.

6. Dayot A. L'Ecole paysagiste francaise au XVIII siecle. "L'Art et les Artistes". 1925, mai.

7. Dessins francais du XVIII siecle conserves a la Biblioteque de l'Ecole

8. Politechnique. Salle des Conseils. Paris, 1983. PP.71-77. Diderot D. Oeuvres completes. Paris, 1876. TT.XI,XII. Diderot. L'Art de Boucher a David. Les Salons: 1759-1791. Exposition. Paris, 1985.

9. Die franzosischen Zeichnungen. 1570-1930. Katalog. Staanliche Kunsthalle

10. Karlsruhe Kupferstichkabinet, 1983. S. 80-93. Dimier L. Les peintres francais du XVIII siecle. TT.I-II. Paris-Bruxelles, 1928-1930.

11. Dorbec P. L'Art du Paysage en France. Paris, 1925.

12. Dussieux L. Les artistes francais a l'etranger. Paris, 1856.

13. Exposition Hubert Robert. A l'occasion du Deuxieme Centenaire de sa

14. Naissance. Musee de l'Orangerie. Paris, 1933. (Preface de P.deNolhac. Catalogue par Ch.Steriing). 135 P. Feuillet M. Les dessins d'Honore Fragonard et d'Hubert Robert des

15. Bibliotheques et Musee de Besancon. Paris, 1926. Florissone M. Le dix-huitieme siecle. La peinture francaise. Paris, 1948.

16. Fosca F. The Eignteenth century. Watteau to Tiepolo. Geneva, 1952. Fragonard and landscape. Hubert Robert and Vernet. PP.90-115.

17. Gabillot C. Hubert Robert et son temps. Paris, 1895. 292 P.

18. Galerie Cailleux. Hubert Robert, Louis Moreau, exposition des centcinquantenaire de leur mort (cat.par J.Cailleux). Paris, 1957. P.56.

19. Galerie Cailleux. Un album de croquis par Hubert Robert.(Cat. par J.Cailleux). Geneve,1979. P.98.

20. Galerie Cailleux. Hubert Robert. Dessins et peintures. (Cat.par J.Cailleux).Geneve,1979. P.28.

21. Galerie Cailleux. Des Monts et des Eaux. Paysages de 1715 a 1850.

22. Cat. par J.Cailleux et M.Roland Michel). Paris-Geneve,1980-1981.P.79.

23. Galerie Cailleux. Rome 1760-1770. Fragonard, Hubert Robert et leurs Amis.

24. Cat.par. J.Cailleux et M.Roland Michel). Paris, 1983. P.67.

25. Galerie Cailleux. Le dessin en couleur. 1720-1830. (Cat.par M.Roland Michel).Paris,1984. P.76.

26. Galerie Cailleux. Oeuvres de jeunesse. De Watteau a Ingres. (Cat.par M.Rolan Michel). Paris, 1985. P.70.

27. Galerie Cailleux. Artistes en voyage au XVIII siecle. (Cat. par M.Roland Michel). Paris- Geneve, 1986. P.93.

28. Galerie Cailleux. Les etapes de la creation. Esquisses et dessins de Boucher a Isabey. (Cat. par M.Roland Michel). Paris, 1989. P.134.

29. Galerie Cailleux. 40 dessins par Hubert Robert. 11-е Salon du Dessin de Collection. Paris, 1992.

30. Galerie Charpantier. Aquarelles Dessins. Gouaches - pastels par Hubert Robert. Succesions de M.Louis Deglatigny. Vente 28 mai 1937. №№76-142. PP.39-76; ill. XIII-XXIX.

31. Galerie Charpantier. Tableaux anciens. Dessins pastels provenant de la collection Camille Groult. Vente 21 mars 1952. №№ 50-52, 87-89, 90-93.

32. Gesellschaft fur Kunstversteigerungen. Basel Summlung Dr. Rierre Pobe.

33. Auktion 9. 23,24 Februar 1979. Kunnnsthalle Basel. PP.78-82; 176-177.

34. Goncourt Ed. et J. de. L'Art du XVIII siecle. Paris, 1914.

35. Grate P. French Paintings. Eighteen century. Stockholm, 1994. PP. 301-313.

36. Haskell F., Penny N. Taste and the Antique. Yale University Press, New Haven and London, 1981. PP.80-85.

37. Hautecoeure L. Histoire de 1'Architecture classique en France. T.V.Re volution et Empire.1792-1815. Paris, 1953.PP.23-45.

38. Hubert Robert. Drawings and Watercolors.Exposition. (Cat.par V.Carlson) Waghington, 1978.159 P.

39. Hubert Robert. The pleasure of ruins. Wildenstein. Nov.-Dec.1988. (Introduction of G.Bernier). New York,1988. P.91.

40. Hubert Robert et la Revolution. Exposition.(Cat. par C.Boulot, J.de Cayeux, H.Moulin). Valence, 1989. 178 P.1.arlo G. Hubert Robert."Connaissance des Arts",1953, № 18,aout.

41. Jacques A., Mouilleseaux J.-P. Les architectes de la liberie. Paris, Gallimard, 1993. 176 P.

42. Jardins en France. 1760-1820. Pays d'illusion. Terre d'experience. Exposition.Paris ,1977.

43. J.H. Fragonard et H.Robert a Roma. Villa Medici. 6.XIL1990-24.II.1991. Accademia di Francia a Roma. (Cat. da C.Boulot, J.-P.Cuzin, P.Rosenberg). Roma,1991. 312 P.

44. Jeglot C. Les vues de Normandie par Hubert Robert. "Revue de l'art ancien et moderne", 1924, mars.

45. Kalnein W.G. and Levey M. Art and Architecture of the XVIII century in France. London, 1972.

46. Kiene M. Pannini. Les dossiers du musee du Louvre. Paris, 1992. 183 P.

47. Kjellberg P. Comment connaitre la valeur d'un Hubert Robert. "Connaissance des arts", juin 1968, №195. PP.137-139.

48. Kjellberg P. Rome et ses ruines dans la peinture du 18 siecle. "Connaissance des arts", №356, octobre 1981. PP.113-120.1. collection Bentinck-Thyssen. De Breughel a Guardi. Lausanne. 27 juin au 28 septembre 1986. №№51, 52. P.132.

49. Arts. Mars-Juin, 1984. Tours, 1984. PP. 46-48. Leveque J.-J. L'Univers d'Hubert Robert. Collection Les Carnets de Dessins.

50. Paris, 1979. P.95. "Mercure de France", de 1767 a 1789, №№ sept.-oct. Merson O. La peinture francaise au XVII et au XVIII siecle. Paris, 1900. Mongolfier B. de. Hubert Robert, peintre de Paris au Musee Carnavalet.

51. Bulletin du Musee Carnavelet", №№ 1, 2,1964. PP.2-35. Musee de l'Ermitage.Five Hundred years of French Painting 15 th to 18 th century. (Cat.E.Georgievskaya, E.Deriabina, N.Serebriannaya). Leningrad, 1990.

52. Musee de Louvre. Catalogue illustre des Peintures. Ecole Francaise XVII et XVIII siecles. II M-Z (par P.Rosenberg, N.Reynaud, J.Compin). Paris,1974. PP.87-99; 215-217. Musee du Louvre. Catalogue de la donation Othon Kaufmann et Francois

53. Schageter au Departement des peintures (par P.Rosenberg). Paris,1984. PP .56-61.

54. Musee du Prince Joussoupoff contenant les tableaux, marbres, ivoires et porcelaines qui se trouvent dans son hotel a Saint-Petersbourg. St.-Petersbourg, 1839.

55. Musee National du Louvre. Catalogue des peintures. Ecole francaise. Paris, 1986. Nicolay J. Les assiettes de prison d'Hubert Robert."Connaissance des

56. Arts", 1958, №74, avril. PP. Nolhac P. Hubert Robert. Paris, 1910.

57. Histoire de l'expansion de l'art francais moderne. Le monde slave et orient. Paris-Bruxelles, 1924.

58. Histoire de la peinture francaise au XVIII siecle. TT. I-II. Paris-Bruxelles, 1925-1926.

59. Hubert Robert, peintre de Paris. "Bulletin de la Societe de l'histoire de l'art francais", 1927.

60. Roland-Michel M. De l'illusion a "l'inquetante etrangete": quelques remarques sur evolution de la ruine chez les artistes francais a partir de 1730. "Piraneze et les Francais". Colloque 12-14 mai 1976. Roma, 1976. PP.

61. Sotheby's. Tableaux et Dessins Anciens. Chefs d'Oeuvre de la Collection de Martine, Comtesse de Behague provenant de la Succession du Marquis de Ganay. Monaco, 1 Decembre 1989. №№ 2-68.PP.1-71.1. Reau1. Reau1. Reau1. Reau1. Reau1. Reau1. Reau Reau

62. Metropolitan Museum of Arts. New-York,1955. Stroganoff A. Catalogue raisonne des tableaux qui composent la collection ducomte A.Stroganoff. St.Petersbourg, 1800. Sutton D. Aspects of British Collecting. Part II. VIII. From Rome to Naples.

63. Врангель Н.Н. Наследие Великой княгини Марии Николаевны.

64. Спб. Изд.Общ-ва защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.Б.г. Всеобщая история искусств. T.IV. М.,1963. Герчук Ю.Я. Воображаемая архитектура в живописи и графике.

65. Сборник: Западно-европейская художественная культура XVIII века. М.,1980.

66. Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи. Французская живопись XVIII века. (Автор кат. Немилова И.С.). Искусство-Альдо Мартелло Джунти Едиторе, 1985. Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века.

67. Каталог выставки. Л., 1984. 56 С. Дерябина Е.В. Картины Гюбера Робера в музеях СССР. Сборник:

68. Россия-Франция. Век просвещения". Ленинград, 1990.

69. Дерябина Е.В. Российская "лувриана" Гюбера Робера. Эрмитажные чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга. Тезисы докладов. Ст.-Петербург,1994. С.17-20.

70. Дерябина Е.В. Новое о декоративных ансамблях Гюбера Робера из русских собраний. Эрмитажные чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга. Тезисы докладов. Ст.-Петербург, 1995. С.11-14.

71. Дидро Д. Собрание сочинений. Т. VI. М.,1946.

72. Дьяков Л.А. Гюбер Робер. М.,1971. 29 С.

73. История Франции. В 3-х томах . Т.2.М.,"Наука", 1973. С.5-129.

74. Каменская Т.Д. Гюбер Робер. Л.,1939.

75. Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

76. Кузнецова И.А. Государственный музей изобразительных искусствим.А.С.Пушкина. Французская живопись XVI- первой половины XIX века. Каталог. М.Д982. С.175-182.

77. Лившиц Н., Зернов Б.,Воронихина Л. Искусство XVIII века. М.,1966.

78. Малая история искусств. Искусство XVIII века. М., 1977.

79. Моссэр М., Рабро Д. Шарль де Вайи и русские архитекторы. Париж, Французская национальная касса исторических памятников и монументов. Б.г. 21С.

80. Мягков П.И. Картинная галерея графа К.Г.Разумовского в Яготине Полтавской губернии. Памятники культуры.Новые открытия. М.,1998.

81. Немилова И.С. Картины Гюбера Робера на литературные сюжеты в собрании Эрмитажа. Труды Государственного Эрмитажа.Т.1. М.,1956.

82. Немилова И.С. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже. Научный каталог. Л.,1982. 296 С. 249-264.

83. Новосельская И.Н. Рисунки Гюбера Робера в Государственном Эрмитаже Сборник: Музей, вып. 2, М.Д981.

84. Прахов А. Художественное собрание князей Юсуповых."Художествен-ные сокровища России", 1907, №10.

85. Трубников А. Картины Гюбера Робера в России. "Старые годы", 1913, январь.

86. Трубников А. Французская школа в Гатчинском дворце. "Старые годы",1916, июль-сентябрь. Унанянц Н.Т. Французская живопись в Архангельском. Альбом-каталог. М.Д970.