автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творчество Б. Екимова: динамика "деревенской" прозы последней трети XX века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Кожевникова, Светлана Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Творчество Б. Екимова: динамика "деревенской" прозы последней трети XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кожевникова, Светлана Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Творчество Б.Екимова в контексте «деревенской» прозы

1970-х - начала 1980-х годов.

§1. Становление «деревенской» прозы как течения и его эволюция конец 1950-х - начало 1980-х годов).

§2. Творчество Б.Екимова в 1970-е - начале 1980-х годов: формирование писателя.

ГЛАВА П. Проза Б. Екимова перестроечного периода. Судьба деревенской» прозы.

§1. Трансформация «деревенской» проблематики в новеллистике

Б.Екимова второй половины 1980-х годов.

§2. Эволюция жанровых форм в прозе Б. Екимова (повесть

Пастушья звезда», роман «Родительский дом»).

ГЛАВА Ш. «Традиционное» и актуальное в прозе Б.Екимова 1990-х годов: обновление художественной системы.

§1. Особенности конфликта в рассказах Б.Екимова «чеченского цикла».

§2. Исследование духовных начал человеческого бытия в прозе Б.Екимова «религиозного» направления и в произведениях о детстве.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Кожевникова, Светлана Викторовна

Судьба «деревенской» прозы как течения в русской литературе XX века - один из самых обсуждаемых вопросов в современном литературоведении. Многие писатели-«деревенщики» продолжают работать в последнее десятилетие XX века (В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Е. Носов и др.), однако потенциал течения утрачен еще в середине 1980-х годов. Тем ни менее, достижения «деревенской» литературы значительны, и именно этот факт позволил В, Курбатову назвать данное течение «последней великой литературной школой»1.

Творческий путь Бориса Петровича Екимова (р. 1938 г.), современного волгоградского прозаика, лауреата Государственной премии Российской Федерации (1998 г.), лауреата международной литературной премии «Москва-Пенне» (1997 г.) и др. - это путь развития лучших традиций русской классической литературы. Творчество Б. Екимова неразрывно связано с течением «деревенской» прозы. Стремление постичь правду истории и через неб исследовать современность; раздумья о судьбе деревни и человека-труженика, попавшего в нелёгкие условия «выживания», просветительство, глубокий психологизм в изображении человека - эти черты составляют пафос произведений писателя.

Тема данного исследования «Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети XX века» вызвана потребностью выявить и осмыслить тенденции развития современной «традиционной» литературы (а именно, такого значительного течения в русской литературе как «деревенская»

1 Курбатов В. Последний (?) парад //Москва,-1995.- № 2,- С. 164. проза) на примере эволюции творчества волгоградского прозаика Б. Екимова.

Свой творческий путь Б. Екимов начал в середине 1960-х годов1. 1970-е годы стали для писателя периодом важных поисков и открытий. Изначально основным жанром произведений Екимова становится рассказ (малый жанр). И это, скорее всего, не случайно. Именно рассказ является одним из ведущих жанров в творчестве многих современных русских писателей (В. Белов, В. Шукшин и др.). Разработанный в русской литературе еще в 20-30-е годы XIX века жанр рассказа требовал особой достоверности изображения, следования правде жизни (творчество писателей натуральной школы). Будучи изначально устным жанром, рассказ перенёс в литературу особый колорит живого слова, стихию устной речи, эффект «рассказывания». Исповедальность стала одним из наиболее характерных признаков жанра и основной чертой творчества «деревенщиков» в целом.

Первые произведения Б. Екимова были написаны а рамках «производственной» прозы. Это было связано с трудовой деятельностью будущего писателя: до 1973 года Б. Екимов работал на тракторном заводе» затем учителем труда в сельской школе. Ранние рассказы писателя (например, рассказ «Не бросить.» (1971) позволили критику Б. Анашенкову утверждать, что проза Б. Екимова играет главную роль в общем потоке современной литературе на «рабочую» тему2. Первые сборники рассказов «Девушка в красном пальто» (1974) и «У своих» (1975) лишь подтвердили «производственную» доминанту творчества Б.

1 Первая публикация писателя: Екимов Б. Товарищи красноармейцы!// Молодая гвардия.-1965.-№4.

2 Анашенков Б. Организуемый процессами труда.: Публицистические заметки критика// Дружба народов.-1974.-№8.-С.242-256.

Екимова середины 1970-х годов. Но уже здесь, в ранних произведениях, определилась черта, характерная для прозы писателя в целом (индивидуальная писательская манера) -сосредоточенность на нравственной проблематике, интерес к ситуации нравственного выбора, который впоследствии приводит героя к каким - либо ключевым решениям в его жизни (рассказы «Синие горы» (1975), «Новый год» (1975) и др.).

Плавный переход к теме деревни (сборник «Офицерша» (1978)) сам писатель объясняет просто: «Переход был естественным, по жизни.»1. Скорее всего, ключевую роль здесь сыграли два фактора: во-первых, несмотря на то, что местом рождения писателя является город Игарка Красноярского края, «малой Родиной» писателя стал посёлок Кал ач-на-Дону, в жизни которого отражались все беды и горечи русской деревни, а, во-вторых, огромное значение здесь имело развитие «деревенской» литературы в целом (увлечение писателя прозой В. Астафьева, В. Белова, М. Шолохова, В. Шукшина). Действительно, можно утверждать, что определённые «заимствования» у своих собратьев по перу Бкимов сделал именно в «ученический», ранний период творчества. Это язык произведений, возвращающий нас к прозе М. Шолохова; герои-чудики, напоминающие о «Характерах» (1973) В. Шукшина; возвеличивание женского характера, образа Матери, особый психологизм, характерный для прозы В.Распутина. Но все эти «заимствования» лишь помогали писателю в нелёгком поиске своего слова, своего героя, пусть даже в рамках определённого течения. «Определяющим» произведением в творчестве Б. Екимова стал рассказ «Холюшино Стенограмма интервью с писателем (март 2002 г.) подворье» (1979), именно он раскрыл новые грани течения «деревенской» литературы.

1980-е годы - расцвет творчества Б. Екимова. В это время утвердилась проблематика его произведений - деревенская жизнь, невзгоды человека-труженика, вынужденного бороться за себя, своих детей, жизнь родного Хутора. В данный период творчества увидели свет такие рассказы писателя, как «На ферме Казачьей» (1985), «Ночь исцеления» (1985), «Солонич» (1986) и др.; в перестроечное время появился роман писателя «Родительский дом» (1988), родилась одна из лучших повестей «Пастушья звезда» (1989).

В своих рассказах 1980-х годов Б. Екимов, став продолжателем «абрамовской» линии в «деревенской» литературе, сумел уклониться от общей остроты проблематики произведений «перестроечного» периода. Его больше волнуют «извечные» проблемы русской деревни, психология крестьянина-труженика, что, в свою очередь, объясняет явные переклички с произведениями «деревенщиков» 1960-70-х годов. Публицистическое начало стало основополагающим в повести В.Распутина «Пожар» (1985), романе В.Астафьева «Печальный детектив» (1986), чего смог избежать Б.Екимов - его произведения поэтичны, насыщены метафорами, цветописью (этим отличаются и очерки писателя — «По Дону», «Снова в дороге» и др.). И тем ни менее, произведения Б. Екимова нельзя рассматривать вне временного контекста. В каждом произведении мы можем видеть (пусть и через призму «вечных» проблем) ломку человеческой психологии в канун социальных преобразований в жизни деревни и общества в целом. Яркий пример тому повесть писателя «Пастушья звезда» (1989). Эта повесть воплотила в себе напряжённые раздумья писателя о прошлом и будущем России. В центре внимания писателя явления перерождения нравственных представлений общества» болезни, поражающей все его слои, распространяющей свое губительное влияние и на село, с его уникальным жизненным укладом, из века в век считавшееся колыбелью нравственного здоровья народа. Л сочетание «нестареющих» конфликтов с тяготами, сложностью и противоречиями «нового» времени делают повесть Б.Екимова поистине уникальной.

Еще одним объединяющим фактором в развитии «деревенской» литературы является то, что в 1980-е годы произошло обновление художественной системы всех «деревенщиков» (В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Б. Екимова и др.). Это было связано с изменением характера отношений этих писателей к современности. В новых произведениях авторов не осталось и следа какой-либо идеализации народа - черта, наметившаяся в прозе Б. Екимова ещё в конце 1970-х годов (возвеличивание истинных тружеников и обличение жителей хутора, привыкших жить в советское время «за чужой счёт», трудиться «не для себя и не во благо»).

Последнее десятилетие XX века стало нелёгким периодом для русской «традиционной» литературы. Многие исследователи в начале и середине 1990-х годов начали разговор о том, что «деревенская» проза выродилась, исчерпала себя. В частности, можно привести в пример статью В. Курбатова с характерным названием «Последний (?) парад». Тем ни менее, наша точка зрения такова, что проза с реалистической доминантой не просто устояла в 1990-е годы, но и продемонстрировала свою способность к развитию, подлинному обновлению. Этому, без сомнения, способствовали многие завоевания «традиционной» литературы предшествующих десятилетий. На сломе двух десятилетий (1980-90-е годы) появилась новая часть романа В. Белова «Кануны», увидели свет роман Б. Можаева «Мужики и бабы», повесть Ф. Абрамова «Поездка в прошлое».

В 1990-е годы особое внимание писателей-реалистов уделяется теме войны (В. Астафьев - роман «Прокляты и убиты» (1992 - 1994), В. Богомолов - повесть «В кригере» (1993) и др.). В произведениях Б. Екимова на первый план выходит современность, определяя тематику рассказов, а именно, чеченский конфликт; психология людей, попавших в водоворот этой страшной войны. Рассказы «Возле стылой воды» (1993), «Продажа» (1996), «Наш солдат» (1999) и др. можно объединить в своеобразный «чеченский цикл».

И все же в прозе Б. Екимова 1990-х годов главенствуют так называемые «вечные» темы - жизнь родного Хутора, обуреваемого невзгодами нелёгкого времени, психология человека, находящегося на распутье - остаться жить на Хуторе или «предать», покинуть его в поисках лучшей жизни (повести «Высшая мера» (1994), «Наш старый дом» (1997) и др.); детская тема, главенствующая в прозе писателя буквально с начала его творческого пути и нашедшая свой кульминационный взлёт в прозе 1990-х годов (рассказы «Фетисыч» (1996), «Проснется день.» (1996) и др.); и «религиозные» тенденции, основанные на раздумьях писателя о значении истинной веры в жизни человека, о тайнах русской души, способной сотворить чудо ради спасения близкого человека (рассказ «Возвращение» (1998).

Конечно, никто не отрицает тот факт, что в конце XX века «деревенская» проза как течение уже не существует. Сам Б.

Екимов замечает, что «В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин создают в этот период не лучшие свои вещи»1, но мы, безусловно, можем согласиться с исследователем В. Чалмаевым, который так определил значение прозы Б. Екимова в начале нового, XXI века: «.в целом, Бкимов - один из последних «осуществившихся» деревенских писателей (в условиях «усталости», исчерпанности этого течения). он лучше всего изображает эпизоды взаимной моральной помощи, спасения, исцеления добротой»2.

Актуальность работы. «Деревенская» проза как отдельная ветвь прозы с реалистической доминантой стала наиболее значительным явлением русской литературы последней трети XX века. Исследованию её специфики и особенностям эволюции посвящено достаточно много работ советских исследователей и литературоведов. Однако, во-первых, анализ данного течения русской литературы проводился в работах 1960-80-х годов (в контексте литературного процесса советского периода), во-вторых, никто из исследователей не делал попытки осветить развитие деревенской» литературы, начиная с еб зарождения и заканчивая последним десятилетием XX века. В свою очередь, необходимо отметить, что проза Б. Екимова, эволюции которой посвящена данная работа, малоизученна. Критика уделяет недостаточно внимания анализу произведений писателя: творчество Б. Екимова анализируется в основном местными, волгоградскими изданиями (журнал «Отчий край», газета «Вечерний Волгоград» и др.). По мнению некоторых исследователей (в частности, П. Басинского), проза Б. Екимова

1 Стенограмма интервью с писателем (март 2002 г.)

2 Чапмаев В. Русская проза 1930 - 2000 годов на перекрёстке мнений и споров //Литература в школе - 2002.- № 4.- С.23. стоит особняком в современном литературном процессе и по идейным исканиям, отношению к действительности противостоит «деревенской» литературе, что вызывает наше несогласие. Поэтому исследование творчества Б. Екимова в контексте «деревенской» прозы является актуальной проблемой диссертационного сочинения.

Научная новизна исследования обусловлена малоизученностью прозы Б. Екимова - отсутствием монографий, диссертационных исследований по творчеству писателя, невниманием критики. Впервые предлагается анализ прозы писателя в контексте «деревенской» литературы последней трети XX века.

Цель исследования: проследить эволюцию прозы Б. Екимова 1970-90-х годов в контексте динамики «деревенской» прозы последней трети XX века, В связи с этим ставятся следующие задачи:

1)исследовать идейно-художественное своеобразие «деревенской» прозы Б. Екимова 1970-90-х годов;

2)проследить эволюцию жанровых форм;

3)выявить типологию героев екимовской прозы;

4)исследовать новое качество реализма прозы Б. Екимова конца XX века;

5)определить «выходы» Б. Екимова из пределов «деревенской» литературы в 1980-1990-е годы;

6)проследить динамику «деревенской» прозы как явления в литературе последней трети XX века.

Методологическая основа диссертации. В исследовании применены сравнительно-исторический, системный, сравнительно -типологический подходы к анализу. В основе диссертации лежат труды Н. Бердяева, Н. Лосского; М. Бахтина, Д. Лихачева, А.

Панченко, М. Храпченко; работы П. Басинского, Г. Белой, В. Курбатова, В. Смирнова, Е. Стариковой, В. Чалмаева; В. Виноградова, Л. Выготского; программные документы «традиционного» крыла литературы конца XX века.

Творчество Б. Бкимова в его эволюции (1970-90-е годы) является главной задачей исследования. Проза этого современного автора малоизученна. В настоящее время информацию о писателе можно получить в библиографическом указателе «Горький ветер земли»1. Не существует ни одной монографии; имя Б. Екимова не упоминается в учебных пособиях для школьников и студентов. Анализ прозы Б. Екимова проводится в газетных и журнальных статьях, которые чаще всего выходят в местных, волгоградских изданиях и не доступны широкому читателю и исследователям творчества писателя. Наиболее глубокий анализ произведений писателя мы можем проследить в статьях В. Компанейца2 и В. Смирнова3. Материал о творчестве Б. Екимова содержится в соответствующей главе книги В. Смирнова4: биографические сведения о Б. Екимове (материал, который найти в других изданиях невозможно), а также анализ значительных произведений писателя - повестей «Донос», «Пастушья звезда» и романа «Родительский дом».

1 «Горький ветер земли»: Библиографический указатель /Волгоградский ОУНБ им. М-Горького; Сост. И.С.Плюхина,- Волгоград, 1998.

2 Компанеец В.В. Мир Бориса Екимова //Отчий край.-1996,- № 3.

Компанеец В.В. Рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления»: герой в ситуации духовного испытания //Кирилло - Мефодиевские традиции на Нижней Волге: Тез. докл. науч. конф. Волгоград, 1997.

3 Смирнов В. Не страшась выводов (о прозе Б.Екимова) //Отчий край.-1994.- № 2, Смирнов В. Поиск диктуется временем //Живое слово.-1990.- № 5.

Смирнов В. Постижение правды: проза Б. Екимова //Наш современник -1982,- № 6.

4 Смирнов В. По следам времени (Из истории писательской организации Царицына -Волгограда).- Волгоград, 1996.

Удачной можно считать попытку осмысления прозы Б. Екимова в статьях И. Богатко, А. Горловского, Л. Клитко, И. Питляр, Я. Удина и др1. Исследователи выделяют ключевые понятия - символы прозы Екимова - Любовь, Жизнь, Быт. Действительно, в произведениях волгоградского прозаика мы не увидим бурных столкновений, героических деяний. Пространство рассказов предельно локализовано и обытовлено, через этот быт и открывается истинная жизнь каждого отдельного человека, именно поэтому проза Екимова понятна и доступна любому читателю.

В основе данной работы лежит и эксклюзивный материал: интервью с Б. Екимовым (встреча с писателем в марте 2002 года). Автор диссертационного исследования намеренно совершил поездку в г. Волгоград, чтобы встретиться с писателем. Во время беседы Б. Екимову были заданы злободневные для автора диссертационного исследования вопросы по поводу специфики ранних произведений писателя, об отношении Б. Екимова к «деревенской» прозе как литературному течению и т. д.

Гораздо больше работ в современном литературоведении посвящено анализу «деревенской» прозы 1960-80-х годов. Среди значительных исследований можно выделить работы А. Адамовича2. Исследователь называет «прародителей» истинной «деревенской» литературы - Л.Н. Толстого, Г.И. Успенского, выявляет специфику данного течения, анализирует произведения

1 Богатко И. «Серьёзнее некуда - жизнь». Предчувствие: Литературно-критические статьи и очерки.- М., 1990,- С.291-302.

Горловский А. По праву любви //Литературное обозрение.* 1985.- № 3.- С. 44-47. Клитко Л. Ожидание новизны //Литературная Россия.-1986.- № 22. Питляр И. Достоинство человека //Новый мир,- 1985.- № 8.- С. 250-254. Удин Я. О прозе Бориса Екимова //Волга.-1988.- № 3.- С. 130-141. г Адамович А. Война и деревня в современной литературе.-Минск, 19 82. Адамович А Додумывать до конца: Литература и тревога века.-М,1988. некоторых талантливых писателей-«деревенщиков» (Ф. Абрамова, В. Белова, Б. Можаева, Е. Носова). В другой работе А. Адамович анализирует «деревенскую» литературу перестроечного периода, выводя её на уровень «сверхлитературы», решающую проблемы истинного гуманизма и «нравственности ядерного века».

Особой обстоятельностью в анализе «деревенской» прозы отличаются работы Г. Белой1. Советская литература исследуется в философском аспекте: проблема смысла бытия, вопрос традиций, постановка проблемы народной и национальной жизни. По мнению исследователя, в 1960-70-е годы в «деревенской» прозе определяются два ракурса, две родовые черты: 1) художественное познание человека и человечества в их историческом единстве; 2) постижение души человека. Это двуединство определяет специфику и характер современной прозы, в частности, появление в советской литературе 1960-70-х годов героя особого типа - это «человек, отмеченный высоко развитым чувством личности, и столь же органической причастностью к общей жизни.глубоко выстраданное собственное жизнеощущение сплавлено в этом человеке с тысячелетним опытом народа, он его как бы единичный высокоорганизованный представитель»2. Именно такими качествами, по мнению исследователя, обладают герои «деревенской» прозы (Иван Африканович из повести В. Белова «Привычное дело» (1966), старуха Дарья, героиня повести В. Распутина «Прощание с Матерой» (1976) и др.). Общий анализ «деревенской» прозы как течения и «новых» героев, выведенных в произведениях писателей-«деревенщиков» помог автору Белая Г. Многообразие и стиль советской литературы. Вопросы типологии.- М., 1978.

Белая Г. Художественный мир современной прозы.- М., 1983.

2 Белая Г. А. Художественный мир современной прозы,- М., 1983.- С.7 диссертационного исследования при анализе характеров в прозе Б. Екимова.

Если говорить о современных исследованиях на данную тему, то необходимо отметить учебное пособие для студентов Н. Лейдермана и М. Липовецкого1: рассмотрена динамика «деревенской» литературы как течения со всеми ее открытиями и «тупиками».

Исследованию «деревенской» прозы как течения посвящены следующие диссертационные исследования: Блескун Л., Крамарска Д., Мелкумян Н. и др2. Но эти исследования или базируются на исследовании определенной «обоймы» авторов, или, по нашему мнению, слишком поверхностно затрагивают проблему динамики «деревенской» прозы в рамках литературного процесса последней трети XX века.

Также, в 1970-90-е годы появился достаточно большой ряд критических статей, затрагивающих вопрос зарождения и эволюции «деревенской» прозы. Среди наиболее интересных публикаций можно выделить статьи В. Акимова, Л. Вильчек, Г. Зябревой, Ф. Кузнецова, В. Курбатова, Е. Стариковой и др3.

1 Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: новый учебник по литературе в трех книгах. Книга вторая: Семидесятые годы (1968-1986): Учебное пособие.- М.: Эдиторнал УРСС.2001.

2 Блескун Л. Человек и его судьба в русском рассказе 1960 - 80-х годов (В.Астафьев, В.Распутин): Дисс. . канд. филол. наук.- М., 1992.

Крамарска Д. Характер и обстоятельства в «деревенской» повести 1960 - 1980-х годов: Дисс. канд. филол. наук.-Минск, 1991

3 Акимов В. Что же такое «деревенская проза»?: заметки по поводу современных литературных споров //Нева.-1982.-№1.

Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы (литературная критика) //Вопросы литературы-1985.-№6

Зябрева Г. Русская «крестьянская» проза конца XX века: типология, пути развития

Вопросы русской литературы. -1986. -Вып.2.

Кузнецов Ф. Судьбы деревни в прозе и критике //Знание. -1975. -№2.

Курбатов В. Богу содействующу //Москва.-1994.-№9.

Например, Л. Вильчек в своей статье оговаривает многие проблемы: касается самого термина «деревенская» литература, его правомерности в современном литературоведении; размышляет о путях развития «деревенской» прозы; обращается к произведениям наиболее признанных писателей-«деревенщиков», анализируя их; прогнозирует дальнейшую динамику данного течения современной литературы. Исследователь Г. Зябрева предлагает определение «крестьянская» литература (мы принимаем его наряду с термином «деревенская»), говоря о том, что эта формулировка наиболее приближает литературу о деревне к человеческому фактору, ибо именно судьба крестьянства как отдельной социальной группы волнует классиков русской литературы уже на протяжении двух столетий.

Наиболее интересно для автора научной работы исследование Б. Стариковой1, выполненное в полемическом ключе. В статье определяются направления трансформации «деревенской» прозы в начале 1980-х годов (различные «выходы» писателей из устоявшейся тематики).

Свидетельством внимания критики конца XX века к проблеме судьбы «деревенской» прозы стала статья В. Курбатова с характерным названием «Последний (?) парад» (1995). С категоричными заявлениями критика о полной исчерпанности темы деревни в конце XX века автор диссертационного исследования не согласен (полемика ведется в третьей главе научной работы).

1 Старикова Е. Искания современной «деревенской» прозы 1980-х годов //Поэтика писателя и литературный процесс: сборник научных трудов.-Тюмень, 1988.

Вообще, вопрос об эволюции литературного процесса является наиболее актуальным в современном литературоведении. Тот факт, что литературное творчество подвластно изменениям по мере движения истории, самоочевиден. Но важно и то, что литературная эволюция всегда совершается на некой устойчивой, стабильной основе. В составе литературы существуют явления динамичные и структуры универсальные, надвременные. статичные, которые нередко именуются топикой (от др.-гр. - место, пространство). У древних это понятие являлось принадлежностью логики (в частности, глава из книги М.Т. Цицерона1, которая так и называется - «Топика»). В близкие нам эпохи это понятие пришло в литературоведение. По словам А. Панченко, словесно-художественная культура «располагает запасом устойчивых форм, которые актуальны на всем её протяжении»2. Действительно, в литературном творчестве неизменно присутствуют нравственно-философские проблемы (добро и зло, истина и красота) и, конечно, «вечные темы», воспринимаемые литературой различных эпох. Веб это составляет фонд преемственности, без которого литературный процесс был бы невозможен.

Крестьянский» вопрос - один из самых актуальных для русского народа, уходящий своими корнями в долитературную архаику и пополняющийся от эпохи к эпохе. Так или иначе этот вопрос всегда присутствовал в литературе Х1Х-ХХ веков. Но и эта «вечная», «крестьянская» тема изменялась, подчиняясь законам развития истории и культуры в целом. Начиная с 1950-х годов в советской литературе произошел «перелом» - развитие «новых» тенденций «вечной» темы деревни и проблем человека,

1 Цицерон М.Т. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма.-М.„1994.

2 Панченко А. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения.-М.,1986.-С.240. работающего на Земле. Именно поэтому динамика «деревенской» прозы, литературы о деревне (извечный «крестьянский» вопрос) является актуальной проблемой русского литературоведения, истории и философии второй половины XX века. С точки зрения автора диссертации, никто из заявленных выше исследователей (литературоведов и критиков) не ставил перед собой задачи сделать полный анализ динамики «деревенской» прозы 1950-90-х годов (если учитывать материал научной работы в целом). Этот анализ, в свою очередь, преследует практические цели: исследовать эволюцию (1970-90-е годы) прозы малоизученного писателя-«деревенщика» Б. Екимова.

Апробация и публикации.

Данная работа прошла апробацию на межвузовских научных конференциях в Магнитогорске, Челябинске, Екатеринбурге. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русской литературы XX века имени профессора Л.А. Заманского МаГУ. В МаГУ был прочитан спецкурс по проблеме динамики «деревенской» прозы последней трети XX века.

Основное содержание работы нашло отражение в пяти публикациях, три из которых методического характера.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории современной русской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных как творчеству Б. Екимова, так и проблемам современной «традиционной» прозы. Работа может стать основой для пособия теоретического и историко-литературного характера для студентов и учителей средней школы.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования (проследить динамику течения «деревенской» прозы в целом; на основе этого материала проследить эволюцию прозы Б. Екимова 1970-90-х годов по отдельным периодам). Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Б. Екимова: динамика "деревенской" прозы последней трети XX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая наблюдения над процессом динамики прозы Б. Екимова 1970-90-х годов в контексте общей эволюции «деревенской» прозы как существенного звена литературного процесса последней трети XX века, следует отметить обновление подхода к «деревенской» теме в творчестве современного волгоградского прозаика, который, с одной стороны, «впитал» в себя лучшие традиции «деревенской» литературы: прошёл определённый «ученический» период творчества, находясь в поиске своей темы (начинал как автор «производственной» прозы), опираясь на специфику произведений признанных писателей-«деревенщиков» (В. Астафьева, В. Распутина, В. Шукшина и др.), а с другой стороны, выработал своё «видение мира», определил свой путь в общем потоке «традиционной» литературы (появление своего, екимовского героя; нахождение своего «пути» в рамках инерции «деревенской» прозы в целом).

В произведениях Б. Екимова 1970-х годов мы видим постепенное формирование индивидуальной творческой манеры писателя: от «производственной» прозы он перешёл к той теме, которая определяет специфику его творчества до сих пор, а именно, к теме деревни, родного Дома, Хутора. Калач-на-Дону, который стал настоящей Родиной писателя, определил «привязанности души», диктующие пафос лучших произведений Б. Екимова. Изначально будущий автор «Холюшиного подворья» формировался как «нравственник» (термин А. Солженицына): в его рассказах главенствует ситуация нравственного выбора, «приводящего героя на стезю «гражданских чувств и гражданских

деяний»'. В этот же период укрепился основной жанр произведений Б. Екимова - малая эпическая форма или рассказ (скорее всего, здесь сыграла свою роль малая проза В. Белова, В. Шукшина и др.). Новаторским произведением, определившим новую «грань» развития «деревенской» прозы, стал рассказ «Холюшино подворье» («Золотой хозяин») (1979). Рассказ вызвал бурную дискуссию на страницах «Литературного обозрения», и это неслучайно. Новой в рассказе явилась сама ситуация -превознесение, восхваление (пусть даже скрытое) человека, во всём противостоящего жителям Хутора (известно, что авторы-«деревенщики», и особенно это касается прозы 1970-х годов, идеализировали деревенских жителей, делали их носителями определённой нравственности, на которой базировались, держались сформированные веками законы бытия). Холюша -настоящий труженик «кулацкой» закалки, для которого каждодневный труд является не принудительной обязанностью, а зовом души, а, возможно, и зовом крови, предков, воспитанных на бережном отношении к земле и родному поселению. В этот же период в прозе Б. Екимова утвердился ещё один тип героя -«человек на распутье», стоящий перед нравственным выбором. В рассказе «Холюшино подворье» таким героем стал Митька-электрик, пьяница, дебошир, но не лишённый (стараниями автора) возможности исправиться, понять и принять основные законы жизни. «Золотой хозяин» стал новым словом «деревенской» литературы, определившим во многом динамику данного течения в 1970-90-е годы.

В произведениях Б. Екимова 1980-х годов, как и в творчестве В. Астафьева, В. Распутина и др., отразились такие общие для русской литературы тенденции, как «возросшая связь психологизма и этики», усиление философского начала. В начале 1980-х годов наметился (вслед за другими «деревенщиками») «путь» выхода Б. Екимова за рамки «деревенской» прозы (классификация Е. Стариковой). По нашему мнению, Екимову ближе всего путь Ф. Абрамова (выход в историю: социально-психологический анализ судьбы крестьян разных поколений), но здесь же наметился и свой «исход» - Екимов даёт социально-психологический анализ судьбы крестьян разных поколений, но одновременно с этим исследует современность, быт нынешнего Хутора со всеми его бедами (утеря нравственности, идущей от «почвы», разрыв между поколениями «отцов» и «детей», губительное влияние «городской» цивилизации и т. д.). И тем ни менее, современность в рассказах Екимова раскрывается через призму «вечных» проблем, актуальных для «традиционной» литературы в целом. Именно поэтому, на первый взгляд, проза Б. Екимова не отражает «остроты» данного момента истории (перестроечный период), слишком упорядоченна, «спокойна». Но произведения писателя нельзя рассматривать вне временного контекста, вне логики развития литературного процесса в целом. Произведением, обобщившим раздумья писателя о судьбе «малой родины», России, человека, поставленного в нелёгкие условия выживания, вынужденного ломать «стереотипы»

безнравственности, стала повесть конца 1980-х годов «Пастушья звезда». Тимофей Б. Екимова - это тот же психологический тип героя, что и Иван Петрович Егоров (герой повести В. Распутина «Пожар» (1985), Леонид Сошнин (В. Астафьев «Печальный

детектив» (1986). Это человек беспокойного духа, которого волнуют проблемы нравственности - новый герой перестроечного времени, способный на рефлексию, страдающий от несовершенства окружающего мира и собственного несовершенства. Герой утрачивает душевную целостность, но всем существом стремится к гармонии. Да и ситуация в произведениях Б. Екимова и В. Распутина схожа: «пожар», влекущий за собой гибель людей, «пожирающий» человеческие души. Во второй половине 1980-х годов появился единственный роман Б. Екимова «Родительский дом», подтвердивший, что писателю доступна и крупная эпическая форма. Роман интересен тем, что он как бы обобщил весь накопленный жизненный опыт автора, отразил его отношение к действительности, к бытию. Роман подтвердил и те «вечные» ценности, которые определяют прозу Б. Екимова по сей день: ничего не может быть важнее в жизни человека той «сосновой цитадели» (В. Белов), «родовы» (В. Распутин), пристани, к которой так или иначе возвращается каждый из нас на различных этапах жизненного пути (преемственность жизненных ценностей писателя подтверждает повесть 1997 года «Наш старый дом»).

1990-е годы стали действительно испытанием для русской «традиционной» литературы. Многие исследователи завели разговор об исчерпанности прозы с реалистической доминантой. Действительно, в последнее десятилетие тема деревни отошла на задний план, а постоянная угроза уничтожения мира, войны (внутренние военные конфликты, угроза внешних конфликтов) повлекла за собой всплеск современной «военной» прозы, что с одной стороны удовлетворила тоску по «традиции». В это время наметился ещё один выход Б. Екимова из рамок «деревенской»

темы: следуя своему главному принципу - откликаться на любые изменения «неспокойной» современности, писатель обращается к теме Чечни (выделение так называемого «чеченского цикла» в нашем исследовании). Истоки екимовского отношения к войне (психология человека, испытавшего на себе тяготы войны) можно выявить в лирической фронтовой повести (В. Астафьев «Звездопад» и т.д.). Рассказы «чеченского цикла» стали настоящей «высотой» писателя-психолога (рассказы «Возле стылой воды», «Продажа» и др.).

Действительно, в 1990-е годы «деревенская» проза трансформировалась: значительно изменились лики «малой родины». расширилась «география» (творчество писателей ближнего зарубежья) «традиционной» литературы. Вопреки общей тенденции «обмеления» литературы с реалистической доминантой, проза Б. Екимова осталась «на уровне», подтвердила истинную доминанту творчества «последнего осуществившегося

деревенщика» - поиск истинной нравственности, которая способна возродить человечество, избавив его от боли, страданий и разрушения. Именно поэтому творчество Б. Екимова последнего десятилетия опирается на «вечные», незыблемые темы, на которых столетиями держалась русская классическая литература: детская тема (рассказы «Фетисыч», «Проснётся день.), религиозные тенденции - рассказ «Возвращение» (попытка писателя решать проблемы философского, вселенского масштаба), тема «малой родины», родного поселения (повести «Высшая мера», «Наш старый дом»), которое вмещает в себя всё мироздание, всё бытие человека. Уникальным явлением для прозы Б. Екимова является то, что «жизнеподобный реализм» писателя в 1990-е годы приобретает новые черты: преодолевает границы условности,

реальности, постигает суть «небытия», сближаясь тем самым с литературой постмодернизма.

Таким образом, учитывая динамику «деревенской» литературы последней трети XX века, данное диссертационное исследование определяет особенности эволюции (1970-90-е годы) прозы современного прозаика Б. Екимова. Материалы диссертации могут служить основой для изучения динамики литературного процесса последней трети XX века, соотнесения «традиционной» и «другой» прозы на данном этапе развития литературы.

 

Список научной литературыКожевникова, Светлана Викторовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Екимов Б.П. Пастушья звезда //Роман-газета,-1989.- № 24.- С.2.

2. Астафьев В.П. Стержневой корень //Слово.-1991.- С.66.

3. Екимов Б.П. Пастушья звезда //Роман-газета.- 1989.- № 24.- С.З.2 Там же.- С.6.3 Там же.- С.6.4 Там же.- С.7.

4. Екимов Б.П. Пастушья звезда //Роман-газета.-1989.- № 24.- С. 16.2Тамже.-С.17,

5. Ерофеев В. Поминки по советской литературе //Литературная газета.-1990.- 4 июля.

6. Добренко Е. Дмитрий Пригов и конец советской литературы //Вопросы литературы,-1997.- №11.

7. Воздвиженский В. Путь в казарму, или ещё раз о наследии //Октябрь.- 1989.- № 5.

8. Чалмаев В. Русская проза 1980 2000 годов на перекрёстке мнений и споров //Литература в школе.- 2002,- № 4.- С. 19.

9. Курбатов В. Последний (?) парад /Москва,-1995,- № 2.

10. Распутан В. Где моя деревня? //Москва,- 1995.- № 2,- С.З.2 Там же,- С.4.

11. Немзер А. Взгляд на русскую прозу в 1996 году (Жизнь продолжается. Борис Екимов. Рассказы. «Новый мир». № 10) //Дружба народов.- 1997.- № 2.- С. 175.

12. Екимов Б.П. Сочинения в трех томах. Т.2. Рассказы.- Волгоград, 2000.- С,389.2Тамже.-С.389.

13. Михайлов О. Поэма о старой Москве. Предисловие //И.Шмелев Лето Господне.- М, 1988,- С. 14.

14. Басинский П. По ту сторону простого и сложного //Литературная газета.- 1996.- 13 ноября.- С.4.

15. Абрамов Ф. Высказывания о «деревенской» прозе //Вопросы литературы.- 1971.- № 8 С. 32.

16. Абрамов Ф. Чем живём кормимся (из открытого письма землякам) //Календарь «Круг чтения».- М.,1990,- С.21.

17. Астафьев В.П. Людочка //Новый мир.- 1989.- № 9.- С.З.

18. Астафьев В.П. Печальный детектив //Советская Классика: Золотой фонд. Печальный детектив. Зрячий посох: Роман и повесть.- М„ 1991.-С.23-142.

19. Астафьев В.П. Последний поклон. Главы из повести //Наш современник.- 1988.- № 6.- С.З.

20. Астафьев В.П. Прокляты и убиты. Роман. Книга первая //Новый мир.- 1992,- « 10.- С.60-106.

21. Астафьев В.П. Слепой рыбак //Наш современник.- 1986.- № 5.

22. Астафьев В.П. Стержневой корень //Слово 1991.- С.62-66.

23. Белов В. Привычное дело. Повесть,- М., 1986,- 158С.

24. Варламов А. Дом в деревне: Повесть сердца //Новый мир,-1997,- № 9.-С.3-36.

25. Варламов А. Падчевары: повествование в рассказах //Новый мир.- 2002.- №2.- С.84-114.

26. Екимов Б.П. Встреча не состоится: Рассказы Волгоград, 1988.

27. Екимов Б.П. Донос: Повести и рассказы,- М., 1990,- 428С.

28. Екимов Б.П. Живая душа: Рассказы М., 1987 - 191С.15