автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творчество раннего В. Маяковского в контексте русского авангарда

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Чернышева, Ольга Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Творчество раннего В. Маяковского в контексте русского авангарда'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чернышева, Ольга Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И МИРА В РУССКОМ АВАНГАРДЕ.

§ 1. Авангард как парадигма художественного сознания эпохи.

§ 2. "Личностная сетка координат": абсолютизация субъектного начала в лирике В. Маяковского.

ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В. МАЯКОВСКОГО.

§ 1. Особенности художественного пространства в ранней лирике

В. Маяковского.

§ 2. Время в художественной модели мира В. Маяковского.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Чернышева, Ольга Викторовна

Творчеству В. Маяковского посвящены фундаментальные исследования В. Перцова, А. Метченко, 3. Паперного, А. Михайлова, Б. Гончарова, К. Петро-сова, Н. Харджиева, В. Тренина, Ф. Пицкель и др. Появились книги и отдельные статьи, раскрывающие особенности того или иного периода творчества поэта, посвященные проблемам поэтики, языка и стиля. В этой связи хочется отметить работы Г. Черемина, И. Смирнова, В. Сарычева, М. Пьяных, 3. Паперного, JI. Кациса, Р. Спивак, И. Иванюшиной, Т. Соколовой, Т. Пономаревой, И. Искржицкой, JL Никольской, В. Смирнова. Тем не менее, многие проблемы поэтики раннего В. Маяковского странным образом "ускользают" от литературоведов. Прочтение творчества В. Маяковского в каком-либо одном ключе существенно обедняет истинный масштаб дарования и значимости поэта в культурном контексте эпохи.

Адекватность прочтения творчества В. Маяковского напрямую зависит от определения координат его поэтической системы. В современном литературоведении выделяется ряд оригинальных концепций, интерпретирующих особенности художественного метода поэта. Перспективным является экспрессионистическое прочтение раннего творчества В. Маяковского, представленное в работах Р. Спивак, В. Смирнова, Т. Пономаревой. Исследователи отмечают типологическую общность художественных систем дооктябрьской лирики В. Маяковского и экспрессионизма: созвучие повторяющихся и взаимосвязанных тем, мотивов, образов: богооставленность мира, абсурд социальной действительности, бездуховность, уродство плоти и ее гипертрофированные проявления, безликость толпы, агрессивность мира по отношению к человеку, страх и одиночество, страдание и искупление, приближение социального взрыва, решительных общественных перемен и катастроф, богоборчество, мотив безумия. Типологически общим, центральным образом, объединяющим творческие системы В. Маяковского и экспрессионизма, исследователи считают образ деструктивного, распадающегося на части, потерявшего устойчивость, ассиметричного, алогичного мира. Этот "распадающийся" мир получает свое выражение и в элементах словесной образности (неустойчивая подвижная композиция произведений, монтажность образов, графический сдвиг и т.д.).

Актуальной представляется мифопоэтическая концепция раннего творчества В. Маяковского. Основные представители: К. Петросов, С. Семенова, С. Чернышев, И. Смирнов, И. Деринг-Смирнова, М. Полехина, В. Топоров. Данный подход базируется на одной из фундаментальных особенностей культуры XX века - мифологическом восприятии технократического мира. Исследователи опираются на древнее мифологическое представление об антропоморфности мира. Творчеству В. Маяковского в высшей мере свойственно мифопоэтиче-ское представление о тождестве макрокосма и микрокосма.

Довольно близок предыдущим концепциям космистский подход. Он представлен в работах В. Альфонсова, И. Иванюшиной, Ю. Карабчиевского, американской исследовательницы К. Поморска. Подобный взгляд является непременным компонентом многих других исследований. Литературоведы обращают внимание на такие темы поэзии раннего Маяковского духовное и физическое бессмертие, неудовлетворенность физической формой и психическими возможностями человека, метафизическая проблема новых форм существования человечества, тождество человека как микрокосма с макрокосмом - городом. Их привлекает масштаб философских обобщений, космичность создаваемых поэтом образов.

Оригинальной является экзистенциальная концепция, представленная в работах В. Заманской, Н. Панфиловой. Ученые рассматривают творчество молодого поэта как художественное исследование пограничных ситуаций и пределов психических возможностей человека. В ранней поэзии В. Маяковский подходит к предельным граням человеческого существования: предельное одиночество лирического героя, его "вселенское сострадание" ущербному миру, грань между разумом и безумием, сумасшествием. Основные мотивы раннего творчества: ощущение мира как хаоса, его обреченность на трагедию, дисгармонию и катастрофичность, развоплощение мира и обезличивание человека.

В 90-х годах XX века появились концептуальные исследования А. Жолковского, И. Смирнова, М. Золотоносова, рассматривающие творчество В. Маяковского "в структуралистско-фрейдистской постмодернистской парадигме" (JI. Кацис). К ним примыкает и скандальное эссе Ю. Карабчиевского. Вни

V> ft мание исследователей к психотипологическому содержанию поэтической системы В. Маяковского знаменует собой новый этап изучения творческого наследия поэта.

Нельзя обойти вниманием и исследования, посвященные религиозному аспекту творчества молодого поэта. М. Вайскопф, М. Пьяных, С. Ломинадзе уделяют этой проблеме повышенное внимание. В исследованиях выделяется несколько позиций: от огульного атеизма до глубокой религиозности.

Очень много сопоставительных работ, рассматривающих особенности поэзии В. Маяковского в контексте творчества писателей и поэтов. Исследования, посвященные влиянию творчества Ф.М. Достоевского, J1.H. Толстого на идейно-образную систему поэта, ставят вопрос о соотношении традиции и новаторства у Маяковского, о психологизме его лирики. Одиночество лирического героя Маяковского, неприятие окружающей действительности, необыкновенный масштаб личности и бунтарство позволяет А. Метченко, А. Субботину, К. Петросову, С. Ломинадзе и другим исследователям вести разговор о романтической тенденции в творчестве поэта. Чаще всего сравнивают лирического героя М.Ю. Лермонтова и В. Маяковского. Существуют работы, посвященные сопоставлению творческих систем Маяковского и М. Цветаевой, О. Мандельштама, В. Шершеневича, Д. Мережковского, А. Блока, Б. Пастернака, А. Платонова и др. Совсем недавно появилось фундаментальное исследование Л.Ф. Кациса, который рассматривает творчество поэта в интеллектуальном контексте эпохи. Розанов, Анненский, Гейне, Чуковский, Блок, Философов, Ховин, Достоевский, Северянин, Евреинов, Карсавин - вот неполный перечень персон, которые, по мнению автора работы, своими идеями оказали существенное влияние на мотивно-образную структуру произведений В. Маяковского.

В контексте футуризма Маяковский начал изучаться еще в 60-70-х годах XX века. В исследованиях Г. Черемина, В. Перцова, Ф. Пицкель намечались черты футуристической эстетики В. Маяковского. Плодотворные изыскания В. Альфонсова, Н. Харджиева, В. Тренина доказали, что пространство русского авангарда является наиболее органичным контекстом для изучения ранней лирики Маяковского. Так творчество В. Маяковского представлялось в зарубежных исследованиях В. Маркова, К. Поморской, JI. Сталбергера.

Русский художественный и литературный авангард является наиболее естественным культурологическим контекстом раннего творчества В. Маяковского. В раннем творчестве В. Маяковского обозначились характерные особенности авангардной эстетики, определились тенденции развития русского авангарда. Не без влияния В. Маяковского в русском авангарде складывается особый тип художника-универсума, появляются произведения с качественно новыми характеристиками и возможностями. Сотрудничество художников и поэтов, совместные акции и выступления, постановка спектаклей, иллюстрирование поэтических книг художниками - авангардистами, создание манифестов свидетельствует о реальном воплощении в жизнь идеи "синтеза искусств" (Н. Бердяев), об универсальной природе искусства начала XX века. Наиболее интересным явлением становится глубинное созвучие творческого поиска живописного и поэтического авангарда. Русский художественный авангард должен осмыси-ваться как единый феномен художественного сознания XX века, яркое тому подтверждение - культурологические работы Д. Сарабьянова, А. Якимовича, Ю. Гирина, Е. Бобринской, Е. Вязовой, Т. Горячевой, В. Турчина и др.

Исследование природы художественной парадигмы русского авангарда, глубинных причин взаимосвязи авангардной поэзии и живописи, определение типологической общности и меры индивидуальности каждого явления представляются актуальными задачами литературоведения. Революционным прорывом в этой области можно назвать работы Н. Харджиева, В. Альфонсова, И. Васильева, В. Сарычева, И. Сахно, В. Кобринского, С. Бирюкова, Р. Дуганова, Е. Тырышкиной. Однако вопрос о роли Маяковского в становлении авангардной картины мира остается недостаточно проясненным. Исследование художественной природы русского авангарда, выявление глубинных причин взаимосвязи авангардной поэзии и живописи, определение их типологической общности - все это представляется нам актуальным.

Характерной особенностью русского авангарда является идея художественного синтеза, определившая характерные жизнетворческие проекты авангарда. Русская авангардная культура как явление футурологии ориентирована на активно-творческое пересоздание мира. В новой картине мира пересмотрено содержание основных ее составляющих (Человека, Пространства, Времени), по-новому осмыслен образ жизни "будетлянина". Представление о безграничных психических возможностях человека приводит к коренному пересмотру этико-эстетических позиций. Новое мировосприятие воплощается в художественных идеях бессмертия, жизни вне телесной оболочки и пространственно-временного континуума. Футурологическая направленность авангардного искусства выводит его проективную деятельность за пределы истории, где постисторическое время смыкается с доисторическим, мифологическим временем. Это определило "двуипостасную архаически-футуристическую природу авангарда" (Е. Штейнер). Поэзия Маяковского являлась не только художественным претворением идей авангардной футурологии, но и во многом формировала ее черты.

Выявление особенностей художественной картины мира В. Маяковского в контексте русского авангарда является целью данного диссертационного исследования. Обозначенная цель работы предполагает решение следующих задач:

1. Определить границы понятия "русский авангард".

2. Выявить особенности художественного воплощения нового человека в поэзии В. Маяковского, В. Хлебникова, А. Крученых, Д. Хармса и в живописных работах П. Филонова, М. Шагала, К. Малевича, В. Кандинского.

3. Исследовать мифопоэтические и футурологические черты авангардного хронотопа в художественной практике В. Маяковского, В. Хлебникова, А. Крученых и других поэтов и художников русского авангарда.

4. Осмыслить значение творчества В. Маяковского в формировании новой авангардной картины мира.

В русском авангарде наблюдается феномен "равноценности" и слияния в "метакартину", "метатекст" различных видов художественной деятельности, в которых осуществляются идеи футурологического жизнетворчества. Поэтому объектом исследования стала авангардная картина мира, представленная в литературных опытах кубофутуристов: В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. Бур-люка, В. Каменского, А. Крученых и поэтов группы ОБЭРИУ: Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого; а также в теоретических (философских, искусствоведческих) работах, в критических статьях, текстах публичных выступлений и в живописных работах.

Предметом исследования является процесс становления авангардной картины мира в ранней лирике В. Маяковского.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые творчество раннего Маяковского исследуется как феномен авангардной парадигмы художественного сознания эпохи, анализируется художественная картина мира, определяется футурологический характер ее составляющих: Человека, Пространства, Времени.

Методологические основы и теоретические источники. В работе сочетаются принципы конкретно-исторического, культурологического и системно-типологического подходов к анализу историко-литературного процесса, отраженные в трудах М. Бахтина, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова, А. Потебни, Г. Винокура, В. Виноградова, А. Веселовского и других. Использование герменевтического (Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер) и "контекстно-герменевтического" (В. Заманская) подходов позволяет исследовать парадигму авангардного сознания. Значимую роль в разработке темы сыграли философские труды А. Шопенгауэра, А. Бергсона, Ф. Ницше, Н. Федорова, Н. Бердяева,

П. Успенского, исследования в литературоведческой (В. Тюпа, И. Сахно, И. Васильев, А. Кобринский, Е. Тырышкина, В. Марков, В. Сарычев), искусствоведческой (Ю. Гирин, Д. Сарабьянов, Е. Бобринская, Н. Гурьянова, Е. Ковтун, В. Турчин) и культурологической (А. Якимович) областях

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при разработке новых программ по истории русской литературы XX века, истории искусства, культурологии, в спецкурсах и спецсеминарах.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на аспирантских семинарах и научно-практических конференциях: Внут-ривузовской студенческой конференции в МГПИ, 1999; межвузовской конференции «V Ручьевские чтения: Русская литература XX века: типы художественного сознания»: Магнитогорск, 1998; межвузовской научной конференции «VI Ручьевские чтения. На рубеже эпох: специфика художественного сознания»: Магнитогорск, 2001; научно-практической конференции "Современный урок литературы: диалог ученик - писатель - учитель": МГПИ, 1999; научно-практической конференции "Современный урок: теория, история, методика": Магнитогорск, 2000; III межвузовской научно-практической конференции «Современные научные концепции в филологии и преподавание словесности»: Магнитогорск, 2003.

Материалы исследования отражены в 9 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество раннего В. Маяковского в контексте русского авангарда"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественная картина мира, складывающаяся в искусстве русского авангарда, получила концептуальную разработку в поэзии В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. Бурлюка, А. Крученых, в живописных работах П. Филонова, В. Кандинского, М. Шагала, К. Малевича. В раннем творчестве В. Маяковского авангардная картина мира активно осмыслялась, получили новое содержательное наполнение основные ее "составляющие": Человек, Пространство, Время.

Программное высказывание Маяковского: "Мы новые люди новой жизни", - как нельзя лучше передает суть авангардной модели мира, нацеленной на проектирование нового человека и творение нового мира, адекватного этому человеку. Сложное переплетение идей Ф. Ницше ("Сверхчеловек"), А. Шопенгауэра ("Мировая Воля") и русского теософа П. Успенского ("искусство - авангард психической эволюции") приводит к появлению авангардного мифа о художнике как Демиурге, Новом Человеке, устрояющем мир своей креативной волей.

Культ автора как художника-творца, демиурга объясняет функции многочисленной и разветвленной системы масок лирического героя В. Маяковского (Художник-Демиург, Герой, Дикарь, Сумасшедший), демонстрирующих полноту и совершенство личности художника, его причастность к новой расе людей, будетлян, сверхчеловеков. В творчестве В. Хлебникова появляются типологически сходные образные ипостаси лирического "Я": Воина, Художника-Демиурга, Царя, Дикаря, Ребенка. Е. Гуро создает образ Матери Мира, К. Малевич и П. Филонов - всесильного Художника-Творца. Парадоксально переосмыслен и вывернут наизнанку авангардный миф о всесилии художника - креа-тора в опусах Д. Бурлюка и стихах А. Крученых, где сверхсознанием нового человека наделены черти, могильные черви, мертвяки. Итоговым завершением проекта по моделированию нового человека-Творца становится образ обэриут-ского бессильного автора, полностью разуверившегося в собственной креативности и силе человеческого гения.

Цель художественных проектов раннего авангарда - не только доказать читателю и противникам, что именно авангардные творцы являются новыми, идущими "в авангарде психической эволюции" людьми. Цель - формирование свойств и качеств новых людей и творение нового мира. Авангардное произведение целиком направлено в будущее, в новый мир. Творение нового мира мыслится авангардными художниками как создание оптимальных условий жизни для нового человека, обладающего полнотой божественного совершенства. Таким человеком становится лирический герой В. Маяковского, Е. Гуро, В. Хлебникова, И. Северянина, А. Фиолетова.

Важным для художественной системы В. Маяковского оказывается прием противопоставления: Старого мира - Новому миру, человека толпы - яркой индивидуальности Поэта-Будетлянина, замкнутого пространства земли - космическим просторам, пребывания во Времени - праздничной полноте Вечности, плена "земного загона" обыденности и свободы и ответственности, реализуемых в празднике творчества и любви. Эти же дуальные оппозиции организуют художественные миры В. Хлебникова. В карикатурном виде они представлены в футурологических проектах А. Крученых ("Победа над солнцем").

Образ лирического героя Маяковского, поэта-демиурга разрастается до размеров мира. Этот новый человек способен заменить собой мир, заместив его своим телом, отдав ему свою душу. Он творит чудеса, устанавливает законы мирозданья, обладает креативном логосом, волей и бессмертием. Тщательное прорисовывание свойств и качеств "будетлянина" характерно и для поэзии В. Хлебникова. Человек-Творец в новой модели мира является центром мирозданья, его матрицей.

Художественное пространство в ранней лирике В. Маяковского организуется в соответствии с образом этого человека. Особенно важным становится категория пространственного центра мира, замещаемого личностью лирического героя, и выраженного в архетипических ипостасях Древа-Креста, Мировой Оси, Храма-Мира. Равновеликость героя космическому универсуму выражается в особых пространственных конфигурациях мира, создающих антропное наполнение образа пространства: мир как телесность, мир как книга, мир как игvoeoe пространство. Данные мифопоэтичеекие образы пространства также характерны для поэзии В. Хлебникова и живописи П. Филонова.

Парадоксальное совмещение архетипических и футурологических свойств художественного пространства в ранней лирике В. Маяковского опирается на авангардную категорию будущего. Время в авангардном хронотопе ак-сиологично: будущее время имеет большую ценность, чем настоящее. Оно не может мыслиться в рамках человеческой истории. Трансформация человечества в новую форму, по мысли художников русского авангарда, приведет к завершению человеческой истории и прорыву в постисторическое, вневеремнное бы-гие, в котором постистория смыкается с доисторическим, мифологическим временем. Отсюда пристрастие авангарда к архаике, мифопоэтике (В. Каменский, В. Хлебников, Е. Гуро, А. Крученых, П. Филонов), повышенное внимание к примитиву (Д. Бурлюк, Н. Гончарова, А. Лентулов, М. Шагал). Богатое архе-гипическое наполнение образов Человека, Пространства и Времени, характерное для раннего творчества Маяковского, опровергает распространенную точку зрения о типологической общности поэта с итальянским футуризмом, и вписывает его в общее русло русской футуристической традиции.

Постистория человечества понимается в русском авангарде как переход из времени в вечность. Проблема бессмертия, как желанная свобода человека от времени, активно осмысливается русскими футуристами, в особенности В. Хлебниковым, К. Малевичем, Е. Гуро. В. Маяковский исследует эту проблему не с технической ("вычисление уравнения рока" В. Хлебникова), а с этической стороны. Он приходит к выводу, что бессмертие человеку, в его теперешнем состоянии, не к чему - это продолжение бессмысленного безвременного существования в обыденности. Выход за границы пространства в простор, за границы времени в вечность, преодоление любых пределов имеет главным условием решительное трансформацию внутренних качеств человека, преграждающих ему путь к свободному Творчеству и Любви.

Жизнетворческие проекты раннего русского авангарда были серьезно скорректированы уже в творческой практике обэриутов, авангарде "второй волны". Утопическое стремление футуризма к кардинальной переделке мира и человека сменяется в позднем русском авангарде деструкцией самих объектов, подлежащих коренному изменению, к уничтожению некоторых составляющих картины мира (Человека, Пространства, Времени), к признанию обэриутами собственного креативного бессилия, неспособности справиться не только с миром, но и с собственным творением. В современном искусстве авангардные проекты начала XX века более воплощаются по форме, нежели по содержанию. Человек так и не стал всемогущим Творцом и его сознание по-прежнему бьется в трехмерной клетке пространственно-временного континуума.

Всеобщая театрализация жизни, как феномен искусства XX века, породила особый тип художника, который должен был сотворить, сыграть свою жизнь, сделав ее темой собственного творчества. Жизнь поэта Владимира Маяковского является примером осуществления футурологического проекта нового человека, Творца-Демиурга, когда художник сотворил не только собственную жизнь, осуществившуюся по формуле мир как текст, мир как игра, но и собственную смерть, поставив "точку пули в своем конце".

 

Список научной литературыЧернышева, Ольга Викторовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. -1990. - №7- С.95-100.

2. Аверинцев С.Я. "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. // Вопросы литературы. 1970. - № 3 - С. 135- 143.

3. Автономова Н.Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 120-129.

4. Альфонсов В.Н. Слова и краски: Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. M.-J1.: "Сов. писатель", 1966. - 243 с.

5. Альфонсов В. "Эй, вы! Небо!." // В мире Маяковского. Сборник статей. Книга 1.-М.: Наука, 1984. С. 174-212.

6. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: в поэтическом мире В. Маяковского. Д.: Сов. писатель, 1984. 248 с.

7. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Монография. Д.: Советский писатель, 1990.-368с.

8. Аннинский Л.А. Серебро и чернь: русское, советское, славянское, всемирное в поэзии серебряного века. -М.: Изд-во "Книжный сад", 1997. 224 с.

9. Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. М.: Изобразительное искусство. - 1995.-208 с.

10. Арензон Е.Р. "Задача измерения судеб.". К пониманию историософии Хлебникова // Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). -М.: Языки русской культуры, 2000. 880 с.

11. Аркадьев М.А. Конфликт ноосферы и жизни (эскизное введение в "фундаментальную структурно-историческую антропологию") // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991. - С.74 - 87.

12. Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое. // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. -М.: Изд. полит, литературы, 1990. С.398-402.

13. Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М.: Изд-во "ГИТИС". 1999. -С. 33-46.

14. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века: Сборник. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Универ", 1993. - 368 с.

15. Баран X. Поэтическая логика и поэтический алогизм Велимира Хлебникова Ч Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. - 880 с.

16. Баршт К.А. Мотив телесности в прозе Андрея Платонова // Русская литера-гура. 2001. - №3. - С.53 - 70.

17. Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. М.: Наука, 2002.-215 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423с.

19. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и гехники. М.: Наука, 1986. с.65-69.

20. Бахтин М.М. К вопросам теории романа. К вопросам теории смеха. (О Маяковском). // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. Работы 1940-х начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1997. - с. 48-63.

21. Бахтин М.М. (О Флобере) // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. Работы 1940-х начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1997. - с. 130-138.

22. Белая Т. Авангард как богоборчество // Вопросы литературы. 1992. - Вып. Ш.-С. 115-124

23. Бергсон А. Воспоминание настоящего. СПб.: "Русская мысль", 1913. 329 с.

24. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999.-1408 с.

25. Бердяев Н.А. Кризис искусства. (Репринтное издание). М.: СП Интерпринт, 1990.-48 с.

26. Бердяев Н.А. Время и вечность. // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд. полит, литературы. - 1990. -С. 402-410.

27. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994. с.230-316.

28. Бердяев Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека. Харьков: Фолио; М.: ООО "Издательство ACT", 2002. - 688 с.

29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. Библейские общества, 1993. - Ветхий завет - 892 е.; Новый Завет - 306 с.

30. Бирюков С. О "Двояковыпуклой речи" В. Хлебникова // Тезисы докладов III хлебниковских чтений. Астрахань. 1989. - 44 с.

31. Бирюков С. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Фолио, 1994.-212 с.

32. Бирюков С. Авангард. Сумма технологий. // Вопросы литературы. 1996. Вып.5.- С.21-35.

33. Бирюков С.Е. Теория и практика русского поэтического авангарда. Тамбов, 1998.- 188 с.

34. Бирюков С. Поэзия русского авангарда. М.: изд. Руслана Элинина, 2001. -286 с.

35. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские раздумья о жизненных проблемах). / Этическая мысль. Научно-публицист. чтения. -М.: Политиздат, 1990.-480 с. С.16-58.

36. Бобринская Е.А. Взаимодействие поэзии и живописи в русском кубофуту-ризме. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. иск. - М., 1993 - 22 с.

37. Бобринская Е.А. Мотивы "преодоления человека" в эстетике русских футуристов // Вопросы искусствознания. №1. - 1994. - С. 199 - 211.

38. Бобринская Е.А. Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусствознания. № 1-2. - 1995. - С.476 -495.

39. Бобринская Е. Живописная материя в авангардной "метафизике" искусства. //Вопросы искусствознания. 1996.- №2.- С.439-458.

40. Бобринская Е. "Естественное" в эстетике русского авангарда // . 1999. -№1. - С.273-285.

41. Бобринская Е. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Крученых // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000.-С. 309-323.

42. Бобринская Е.А. Футуризм. М.: Галарт, 2000. -192 с.

43. Бобринская Е. Футуризм и кубофутуризм. Альбом. М.: Галарт, OJIMA-ПРЕСС, 2000. - 174 с.

44. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Калинин: изд. КГПИ., 1982. -256 с.

45. Богомолов Н.А. Заметки о русском модернизме. // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - с.669-677.

46. Боулт Дж.Е. Василий Кандинский и теософия // Малевич. Классический Авангард. Витебск-4. Витебск, 2000. - С105-120.

47. Боулт Дж. Наталья Гончарова и футуристический театр // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.248-260.

48. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. -М.: Аграф, 1997. -230 с.

49. Бройтман С.Н. Историческая поэтика: Учебное пособие. -М.: Флинта, 2001. -380 с.

50. Брюсов В. Собрание сочинений: В 7 т. М.: 1975. - т.6. - с. 403-404.

51. Бурлюк Д., Бурлюк Н. Стихотворения. СПб., Академический проект, 2002 -584 с.

52. Вайскопф М. Во весь логос: Религия Маяковского. Москва-Иерусалим: Саламандра, 1997.-432 с.

53. Ванна Архимеда: Сборник Л.: Художественная литература.- 1991 - 496с.

54. Васильев И.Е. ОБЭРИУТЫ. Теоретическая платформа и творческая практика. Свердловск: изд. УрГУ, 1991. - 93 с.

55. Васильев И. Поэтика пьесы- оперы А. Крученых "Победа над солнцем" в контексте авангардного движения 1910-х годов // XX век. Литература. Стиль:

56. Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900-1950). Екатеринбург: УрГУ, 1998. -Вып.З. - С. 141-150.

57. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: изд. УРГУ. - 1999.-320 с.

58. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие. М.: Высш. шк.; Издательский центр "Академия", 2000. -556 с.

59. Введенский А.И. Полное Собрание произведений: В 2 т. Том первый. Произведения 1926-1937; Том второй. Произведения 1938-1941. М.: "Гилея", 1993.

60. Вейдле В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. - С.268-293.

61. Венцлова Т. Павел Флоренский. // История русской литературы: XX век: Серебряный век. -М.: Изд. группа "Прогресс" "Литера", 1995. - С.209-214.

62. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., Наука, 1940 - 245 с.

63. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991.-447 с.

64. Владимиров С. Об эстетических взглядах Маяковского. Л.: Советский писатель, 1976. - 275 с.

65. В мире Маяковского. Сборник статей. Книга первая. М.: Советский писатель, 1984. - 463 с; Книга вторая. - М.: Советский писатель, 1984. - 416 с.

66. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999. - 520с.

67. Воронин B.C. "Законы" фантазии и абсурда в трагическом мироощущении русской литературы XX века. Диссертация на соиск. уч. ст. д-ра наук. Волгоград, 2001.-601 с.

68. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998.-480 с.

69. Вязова Е. Иконография города у кубофутуристов. // Искусствознание. -1999. №1. - С.252-273.

70. Гаврилова Е. Андрей Платонов и Павел Филонов. О поэтике повести "Котлован" // Литературная учеба. Книга первая. 1990. С. 164-174.

71. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-704 с.

72. Гарбуз А.В. "Групповой портрет" будетлян в свете фольклорно-мифологической традиции // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27-29 ноября 1990г. СПб., 1991. - 152 с.

73. Гарбуз А.В., Зарецкий В.А. К этнолингвистической концепции мифотворчества Хлебникова / Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (19111998). М.: Языки русской культуры, 2000. - 880 с.

74. Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский./ Очерки истории русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей. М.: "Наследие", 1995. -С.363 -396.

75. Гаспаров М.Л. Академический авангардизм: Валерий Брюсов "На рынке белых бредов" // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.684-694.

76. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Наука, 1988. - С. 159-174.

77. Гачев Г.Д. Наука и национальная культура (гуманитарный комментарий к естествознанию). — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1993.-320 с.

78. Геташвили Н.В. Театрализация художественного пространства в искусстве авангарда. // Русский авангард 1910-х 1920-х годов и театр. СПб, Дмитрий Буланин, 2000-С. 16-27.

79. Гивишвили Г.В. О "сверхсильном" антропном принципе. // Вопросы философии. 2000. - № 2. - С.43 - 54.

80. Гирба Ю. "Движение неизвестного путешественника". Тело, жест и пластика в поэтике театра ОБЭРИУ. // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 604-609.

81. Гиренок Ф.И. Русские космисты. // Философия и жизнь. №2, 1990. 63 с.

82. Гирин Ю. Авангардизм как пучок смыслов: Опыт исследования художественного сознания 1910-1930-х годов // Вопросы искусствознания. 1997. - №2. -С. 280-295.

83. Горячева Т. К понятию экономии творчества. // Русский авангард 19101920-х годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000. - С.263-274.

84. Горячева Т. Иконология кубофутуризма // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 139-148.

85. Гончаров Б.В. В.В. Маяковский и Н.А. Бердяев: к осмыслению исторического процесса. // Филологические науки. 1993. - №1. - С. 104-110.

86. Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. -М.: Наука, 1979.-343 с.

87. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля В. Хлебникова. М.: Наука, 1983. -224 с.

88. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М.: Советский писатель, 1986. - 236 с.

89. Григорьева Е.С. Культ как один из способов существования "деятельности организации пространства" // Вестн. Моск.Ун-та. Сер.7. Философия. 2000. ■ №2.-С. 90-100.

90. Гройс Б. Рождение социалистического реализма из духа русского авангард* // Вопросы литературы. 1992. - Вып. 1.- С.42-61.

91. Губанова Г. Групповой портрет на фоне Апокалипсиса: К проблеме толко' вания "Победы над Солнцем" // Литературное обозрение. 1998. - №4. - с.69

92. Губанова Г.И. Мотивы балагана в "Победе над солнцем" / Русский авангард 1910-х 1920-х годов и театр. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - С.156 - 165.

93. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. -СПб.: Алетейя, 2000. 447 с.

94. Гуро Е.Г. Небесные верблюжата. Избранное. СПб.: ЛИМБУ С ПРЕСС, 2001 244 с.

95. Гурьянова Н. Эстетика анархии в теории раннего русского авангарда. // По->зия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской сультуры, 2000. - С. 92-109.

96. Дуганов P.B. Проблема эпического в эстетике и поэтике Хлебникова. / Из-зестия Академии наук СССР. Сер. Литературы и языка. 1976, т.35.- №5. -3.437.

97. Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М.: Советский шсатель, 1990. -352 с.

98. Дуганов Р. "Мир погибнет, а нам нет конца!" или Театр наизнанку // Современная драматургия. 1993. - №3-4. - С. 158-162.

99. Дуглас Ш. За пределами разума: Малевич, Матюшин и их круг. // Малевич. Классический авангард. Витебск 4. - Витебск, 1999. - С.63 - 86.

100. Егоров И.М. Казимир Малевич. М.: Знание, 1990 (Сер. Искусство. Новое в жизни, науке, технике). 54 с.

101. Ершов Г.Ю. Взрыв сознания и мотив бомбы у русских футуристов. // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27-29 ноября 1990 года. -СПб., 1991. С.87-96.

102. Ершов Г.Ю. "Пропевень о прросли мировой" П.Н. Филонова // Искусство XX века. СПб.: Искусство, 1990. - С. 68-94.

103. Ершов Г. Филонов: истоки мировоззрения, философские основы аналитического метода. // Искусствознание. 1999. - №1. - С.330-351.

104. Есаулов И. Генеалогия авангарда // Вопросы литературы. 1992. - Вып.З. -С. 176-192.

105. Жаккар Ж.-Ф. Д. Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995.-471 с.

106. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.: "Советский писатель", 1994. -246 с.

107. Заболоцкий Н. Столбцы и поэмы. Стихотворения. М.: Художественная питература, 1989. - 352 с.

108. Заманская В.В. Пути художественного воплощения характера в русской питературе к. XIX н. XX века. - Магнитогорск: МГПИ, 1995. - 145 с.

109. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий. М.: Флинта - Наука, 2002. - 304 с.

110. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания: Монография. Екатеринбург Магнитогорск: Изд. Урал. Ун-та, 1996. - 409 с.

111. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков: Фолио; М.: ООО "Издательство ACT", 2000. - 256 с.

112. Зенкин С.Н. Человек в осаде. О писательском творчестве Жана-Поля Сартра. // Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. произведения. М.: Республика, 1994. -496с.

113. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. - 200 с.

114. Золотоносов М. M/Z или КАТАМОРАН: рассказ Поля Морана "Я жгу Москву" с комментариями. СПб.: ИНАПРЕСС, 1996. - 132 с.

115. Иванов А.В. Поэтика примитивизма в русском авангарде XX в. (Обэриуты и неоавангард 60-80-х годов). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук.-Минск, 1997-20 с.

116. Иванов Вяч.Вс. Маяковский, Ницше, Аполинер. // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 424426.

117. Иванюшина И.Ю. Творчество В.В. Маяковского как феномен утопического сознания. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Нижний Новгород: изд. Гос. Ун-та, 1992. - 18 с.

118. Искржицкая И.Ю. Эволюция художественной системы и метода В.В. Маяковского. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. М., 1980, - 24с.

119. История русской литературы: XX век: Серебряный век. М.: Изд. группа "Прогресс" - "Литера", 1995. -704 с.

120. Исупов К.Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. -1994.-№3.-С.106-114.

121. Йованович М. Полилог о конце: Блок Маяковский - Лунц. // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. - М.: Языки русской культуры, 2000.-С. 441-455.

122. Каган Л.А. Философия Н.Ф. Федорова // Вопросы философии. 1990. -№11.-С. 74-84.

123. Казютинский М. Русский космизм. М.: Мысль, 1995. 178 с.

124. Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда. - М.: ТПФ "Союзтеатр", 1992. - 288 с.

125. Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. М.: Знание, 1988. - 56 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Искусство"; №8).

126. Каменский В. Сочинения. Репринтное воспроизведение изданий 1914, 1916, 1918 гг. -М.: "Книга", 1990.-591 с.

127. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С.222-318.

128. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Изда-тельско-книготорговый дом "Логос", 2002. - 344 с.

129. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского (филологический роман). Эссе. М.: Русские словари, 2000. 384с.

130. Карасик И.Н. Манифест в культуре русского авангарда // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 129-139.

131. Карчавцев А. Грезы о земле и небе: Антология русского космизма. М., 1995.-436 с.

132. Катанян В.А. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М.: Сов. писатель, 1985.-648 с.

133. Кацис Л.Ф. Эсхатология в художественном сознании // Человек. 1995. -N«2. - с.143-154.

134. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интертекстуальном контексте эпохи. М.: Языки русской культуры, 2000. - 776 с.

135. Кацис Л.Ф. Русская эсхатология и русская литература. М.: Новое литературное обозрение, 2000 - 564 с.

136. Кириленко Г.Г. Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М.: Филологическое общество "Слово": ООО "Издательство ACT" 2002. - 480 с.

137. Клинг О.А. Футуризм и старый символистский хмель. (Влияние символизма на поэтику раннего русского футуризма) // Вопросы литературы. №5.1996. - с.56-92.

138. Клуге Р.-Д. Символизм и авангард в русской литературе перелом или преемственность? // Литературный авангард. Особенности развития. - М.: 1993.-с. 65-66.

139. Клягина Л.Р. Н.В. Гоголь и русский авангард. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Екатеринбург, 2002 - 22 с.

140. Кобринский А.А. Поэтика "ОБЭРИУ" в контексте русского литературного авангарда. В двух томах. М.: МКЛ №1310, 2000. 192, 144 с.

141. Ковтун Е. Очевидец незримого. О творчестве Павла Филонова. // Искусство. 1988. - №8. - С.33-39.

142. Ковтун Е. Русский авангард 1920-х 1930-х годов. - СПб.: Аврора, 1996. -287 с.

143. Ковтунова И.И. О поэтических образах Бориса Пастернака. / Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М.: "Наследие", 1995. - С.132-208.

144. Когай Е.А. Социальная экология. Человек и природа в русском космизме. // Социально гуманитарные знания. 1999. - №2. - С.68-81.

145. Констриктор Б.М. "Вбегает Мертвый Господин" (О поэме Введенского "Кругом возможно Бог") // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 590-604.

146. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.-214 с.

147. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1990. - С.29.

148. Кормилов С.И., Искржицкая И.Ю. Владимир Маяковский. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 128 с. - (Перечитывая классику).

149. Корнуэл Н. Черты Даниила Хармса. // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 619-629.

150. КорневиЩе OA: Книга неклассической эстетики. М.: Ин-т философии РАН, 1999.-305 с.

151. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. -304 с.

152. Красильникова Е.В. Николай Заболоцкий ("Столбцы"). / Очерки истории языка русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей. М.: "Наследие", 1995. - С.449-481.

153. Крусанов А. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор). В трех томах. Т.1: Боевое десятилетие. СПб: Новое литературное обозрение, 1996. -320 с.

154. Крусанов А.В. Самозванное искусство // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 109.

155. Крученых А. Стихотворения, поэмы, романы, опера. СПб.: Академический проект, 2001 - 480 с.

156. Кузмин М. Конец второго тома // Серебряный век русской поэзии. М.: Просвещение, 1993. - 432 с.

157. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980.-272 с.

158. Лазебник Ю.С., Ярмак В.И. Поэзия XX века: слово, текст, мир. Киев: Наукова думка, 1992. - 357 с.

159. Ланн Ж.К. Русский футуризм. // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М.: Изд. группа "Прогресс" - "Литера". - 1995. - С.527-558.

160. Ланн Ж.К. Велимир Хлебников // История русской литературы. XX век. Серебряный век. -М.: Изд. группа "Прогресс" "Литера". - 1995. - С.558-570.

161. Ларцев В.Г. Мифотворчество или фантастика-предвидение / Мир Велими-ра Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. - С.503-522.

162. Лебедев В.Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997. -180 с.

163. Лебедянский М. Русская живопись 1920-1930-х годов. Очерки. М.: Искусство, 1999. - 144 с.

164. Левинтон Г.А. Об одном ударении у Хлебникова / Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. -880 с.

165. Леннквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 1999. - 237 с. (Серия "Современная западная русистика", т.25).

166. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1991. - 253 с.

167. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М: НПК "Интелвак", 2001.- 1598 стб.

168. Литературные манифесты: От символизма до "Октября". М.: "Аграф", 2001.-384 с.

169. Липовецкий М.Н. (Лейдерман) Русский постмодернизм: поэтика прозы. -Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. доктора филологических наук. — Екатеринбург, 1996. 44 с.

170. Ломинадзе С. Небеса Маяковского и Лермонтова // Вопросы литературы. -1993. -№9-10. -С. 51-56.

171. Лосев Л. МОЯковский // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 431-441.

172. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. 352 с.

173. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров : Человек текст - семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

174. Макарова И.А. Очерки истории русской литературы XX века. СПб.: Новое литературное обозрение, 1995. - 213 с.

175. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 416 с.

176. Малевич К. Собрание сочинений: в 5 т. Т.1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929. М.: Гилея, 1995. - 393 с.

177. Маркаде Ж.-К. Николай Бердяев. // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М.: Изд. группа "Прогресс" - "Литера". - 1995. - С.237-242.

178. Маркаде Ж.-К. Казимир Малевич. // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М.: Изд. группа "Прогресс" - "Литера". - 1995. - С.428-438.

179. Маркаде Ж.-К. Подсознательное и алогизм в русском искусстве 1910-х и 1920-х годов // Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французскогоколлоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. — М.: Изд-во ТИТИС". 1999. С. 73-82.

180. Маркаде Ж.-К. Значение К.С. Малевича в современной живописи. / Малевич. Классический авангард. Витебск -4. Витебск, 2000. - С.55-63.

181. Маркаде Ж.-К. Малевич и православная иконография. / Малевич. Классический авангард. Витебск 4. - Витебск, 2000. - С.97-105.

182. Маркин Ю. Павел Филонов. М.: Изобразительное искусство. - 1995. -48с.

183. Марков В. О Хлебникове (попытка аналогии и сопротивления) // Марков В. О свободе в поэзии. СПб.: изд. Чернышева, 1994. - 368 с.

184. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. - 438с.

185. Марков В. Экспрессионизм в России. // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.541-557.

186. Матюшин М. Опыт художника новой меры. // Харджиев Н. и другие. К истории русского авангарда. Стокгольм. - 1976. - 245 с.

187. Махлин B.J1. Я и Другой (истоки философии "диалога" XX века). СПб.: Алетейя, 1995.- 148 с.

188. Машбиц-Веров И.М. Поэмы Маяковского. М.: Советский писатель, 1963. -512 с.

189. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений. Т.1. М.: Госуд. изд. художественной литературы, 1955. -464 с.

190. Маяковский В.В. Собрание сочинений в 12 томах. -М.: Правда, 1978.

191. Маяковский В.В. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Советский писатель, 1973.-Т.1.-342 с.

192. Маяковский. Материалы и исследования. / под ред. В.О. Перцова и М.И. Серебрянского. М., Гослитиздат, 1940. - 476 с.

193. Маяковский в современном мире: Статьи, исследования, материалы и воспоминания. JL: Лениздат, 1984. - 382 с.

194. Метченко А. Творчество Маяковского 1917-1924. М.: Сов. писатель, 1954-638 с.

195. Метченко А. Маяковский. Очерк творчества. М.: Художественная литература, 1964. - 504 с.

196. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М.: Советская энциклопедия, 1988; 1т. 671 е., 2т. - 719 с.

197. Михайлов А.А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. М.: Современник, 1990. - 464 с.

198. Михайлов А.А. Точка пули в конце (Жизнь Маяковского). М.: Планета, 1993.-544с.

199. Морозов А. (Проблемы круглого стола) / Авангард поставангард, модернизм — постмодернизм: проблемы терминологии // Вопросы искусствознания. — 1995. -№ 1-2. - С.43 -48.

200. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986 - 640 с.

201. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Издательство политической литературы, 1989. - 528 с.

202. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. М.: Советский художник, 1992. - 352 с.

203. Никитина Н.И. Проблема пространства в философии Павла Флоренского. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. философия. 1998. №6. с.45-50.

204. Никольская Л.И. Человек и время в художественной концепции В. Маяковского. Львов: Высшая школа, 1983. - 152 с.

205. Никольская Т.Л. Заместитель председателя земного шара. / Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). -М.: Языки русской культуры, 2000. С. 448-456.

206. Никольская Т.Л. Авангард и окрестности. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. - 320 с.

207. Нильсон Н.О. Алексей Крученых // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М.: Изд. группа "Прогресс" - "Литера". - 1995. - С.570-578.

208. Нильсон Н.О. Елена Гуро. // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М.: Изд. группа "Прогресс" - "Литера". - 1995. - С.574-578.

209. Нильссон Н.О. Архаизм и модернизм // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.75-83.

210. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. -М.: Мысль, 1990. т. 1 - 831 е., т.2 - 829 с.

211. Нойхауэзер Р. Авангард и авангардизм (по материалам русской литературы) // Вопросы литературы. 1992. - Вып.З. - С. 125 - 140.

212. Обухова О. Овладение пространством. Раннее творчество О. Мандельштама с точки зрения пространственных отношений. // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.635-640.

213. ОБЭРИУ (декларация) // Ванна Архимеда / Сост. А.А. Александров. Д.: Художественная литература, 1991 -С.456-463.

214. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987. - 193 с.

215. Очерки истории русской поэзии XX века: опыты описания идиостилей. -М.: Наследие, 1995. 559 с.

216. Павел Филонов в контексте художественной культуры XX века (круглый стол). // Философские науки. 1991. -№2. - с.95-115.

217. Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М.: Институт философии РАН - Интрада, 1997 - 256 с.

218. Пастернак Б.Л. Охранная грамота. Шопен. М.: Современник, 1989. - 96с.

219. Панов М.В. Даниил Хармс. / Очерки истории русской поэзии XX века: опыты описания идиостилей. М.: Наследие, 1995. - с. 481 - 506.

220. Паперный 3. О мастерстве Маяковского. М.: Сов. писатель, 1957. - 452с.

221. Паперный 3. Поэтический образ у Маяковского. М.: АНССР, 1961. -444с.

222. Паперный З.С. Бой за время // Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). -М.: Языки русской культуры, 2000. С.719-723.

223. Перцов В.О. В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. 1893-1917. М.: Наука, 1969.-365 с.

224. Перцова Н. Н. О "звездном языке" Велнмнра Хлебникова. / Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. - С.359-385.

225. Петросов К.Г. Поэзия Маяковского и проблема романтизма. Автореферат на соиск. уч. ст. д-ра филологич. наук. М., 1974. - 31с.

226. Петросов К.Г. Творчество В.В. Маяковского / О русской поэтической традиции и новаторстве /: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1985. - 151 с.

227. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.

228. Пицкель Ф.Н. Маяковский: художественное постижение мира. Эпос. Лирика. Творческое своеобразие. Эволюция метода и стиля. М.: Наука, 1979 -407 с.

229. Полехина М.М. Человек в художественном мире русской литературы первых десятилетий XX в. Магнитогорск: МГПИ, 1999. - 177 с.

230. Полехина М.М. "Векам, истории и мирозданью.": художественная космогония В. Маяковского: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 180 с.

231. Полехина М.М. Художественные искания в русской поэзии первой трети XX века (М. Цветаева и В. Маяковский. Художественная космогония): Монография. М.: Прометей, 2002. - 305 с.

232. Поэзия русского футуризма. СПб.: Академический проект, 1999, 752 с.

233. Правоверова Л.Л. "Историческое чувство" Павла Филонова. // Человек. -1995, №2. с.121-134.

234. Прокофьева В.Ю. Элементы мифологической картины мира в лексической структуре текстов Вячеслава Иванова. СПб.: Университетская книга, 1996. -268 с.

235. Пунин Н.Н. (Хлебников и государство времени) / Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 159-175.

236. Пьяных М.Ф. Богоборец с сердцем Христа. // Свободная мысль. 1993. -№5. - С.45-51.

237. Пьяных М.Ф. "Я пророк будущего человечества". Трагедия "Владимир Маяковский". // Нева 1993. - №7. - С.237-253.

238. Рабинович В. Авангард как нескончаемое начало. // Вопросы литературы. -1996. -Вып.1. -С.289-308.

239. Рабинович B.JI. Всегда на первой странице // Русский авангард 1910-х -1920-х годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000. - С.43-49.

240. Раппопрорт А. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова. // Вопросы философии. 1991. - №11. - с.З3-3 8.

241. Ростовцева И. Николай Заболоцкий. Опыт художественного познания. -М.: Современник, 1984. 304 с.

242. Ростовцева И.И. Мир Заболоцкого: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 102 с. - (Перечитывая классику).

243. Руднев. В.Л. Словарь культуры XX в. Ключевые понятия и тексты. М.: АГРАФ, 1997.-381 с.

244. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., «Наука», 1995 -624 с.

245. Русский авангард в кругу европейской культуры: Материалы международной конференции. М.: Наука, 1993. 342 с.

246. Русский авангард 1910-х 1920-х годов в европейском контексте. - М.: Наука, 2000.-310 с.

247. Русский авангард 1910-х 1920-х годов и театр. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.-407 с.

248. Русская философия. Словарь. Под ред. М.А. Маслина. - М., Книжный клуб «Терра", 1999. - 656 с.

249. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М.: Наследие, 2000. - 479 с.

250. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: Искусствознание, 1998.-432 с.

251. Сарабьянов Д.В. К ограничению понятия "авангард". / Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 83-92.

252. Сарабьянов Д.В. Неопримитивизм в русской живописи и поэзии 1910-х годов / Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. - С.619-637.

253. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века. М.: "АСТ-ПРЕСС", "Галарт", 2001. - 304с.

254. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. М.: Республика, 1994. -496 с.

255. Сарычев В.А. Маяковский: нравственные искания. Воронеж: 1984. -204с.

256. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема "жизнетворчест-ва". Воронеж: изд. Воронежского ун-та, 1991. - 320 с.

257. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция. Липецк: Липецкое изд-во, 2000. - 256 с.

258. Седакова О.А. Контуры Хлебникова. Некоторые замечания к статье X. Барана. // Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 568-585.

259. Семенов О. Искусство ли искусство нашего столетия? // Новый мир. -1993. - №8. - С.206-222.

260. Семенова С. "Новый разгромим по миру миф.: В. Маяковский в философском ракурсе // Молодая гвардия. 1997. - №10. - С.43-52.

261. Семенова С.Г. "Зачеловеческие сны" Велимира Хлебникова // Русская литература. 2002 - № 2. - С.69-89.

262. Силард JI. Карты между игрой и гаданием. "Зангези" Хлебникова и Большие Арканы Таро. // Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (19111998). М.: Языки русской культуры, 2000. - С.294-303.

263. Силард JI. Герметизм и герменевтика. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. - 328 с.

264. Скуратовский В.Л. Хлебников-культуролог // Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. -С.461-490.

265. Соколова (Мавлина) Т.А. Синтез искусств в творчестве В.В. Маяковского: проблемы эстетики и поэтики. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. филолог, наук. Саратов: 1992. - 18с.

266. Смирнов В.В. Генезис художественного метода раннего Маяковского. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. филолог, наук. Л., 1985. - 22 с.

267. Смирнов В.В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский. // Русская литература 1997. - №2. - С. 55-87.

268. Смирнов И.П. Место "мифопоэтического" подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского "Вот так я сделался собакой") / Миф фольклор - литература. - Л., Наука, 1978 -252 с.

269. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. -М.: Издательство "Наука", 1977, 203 с.

270. Смирнов И.П. Авангард и символизм // Russian Literature. 1988. Vol. XXIII. P. 164.

271. Смирнов И.П. Психодиахронологика. М.: Новое литературное обозрение, 1996.-352 с.

272. Спивак Р.С. Дооктябрьская лирика В. Маяковского. Пермь, 1980. - 128с.

273. Спивак Р. Ранний Маяковский и экспрессионизм: тенденция "деструктивной образности" // XX век. Литература. Стиль. Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900 1950). III выпуск. - Екатеринбург:, 1998. - С. 150-154.

274. Стригалев А.А. Картины, "стихокартины" и "железобетонная поэма" В. каменского // Вопросы искусствознания. 1995. - №1-2. - С.66.

275. Субботин А.С. Маяковский сквозь призму жанра. М.: Сов. писатель, 1986.-350 с.

276. Субботин А.С. О поэзии и поэтике: (О творчестве В.В. Маяковского и С.А. Есенина). Свердловск: Сред.-Урал. Книжное издательство, 1979. - 192с.

277. Сухотин М. О конкретной поэзии // Иностранная литература. 1994. - №1. - С.232-240.

278. Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М.: Изд-во "ГИТИС". 1999.- 190 с.

279. Тарасенко О.А. Магический театр Павла Филонова. // Русский авангард 1910-х 1920-х годов и театр. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - 407 с.

280. Тимофеева В.В. Язык поэта и время: Поэтический язык Маяковского. М.-Л.: Советский писатель, 1962. -318 с.

281. Тихомиров А. Экспрессионизм. // Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М.: Искусство, 1969. - С. 9-37.

282. Токарев Д. Даниил Хармс: философия и творчество // Русская литература.-1995,-№4-с.68-93.

283. Токарев Д.В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Самюэля Беккета. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 336с.

284. Топоров В.Н. Аптекарский остров как городское урочище (общий взгляд) U Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991 - С.200-272.

285. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифо-поэтического: Избранное. М.: "Прогресс" - "Культура", 1995 -624 с.

286. Топоров В.Н. Флейта водосточных труб и флейта-позвоночник (внутренний и внешний контексты) / Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 380 - 424.

287. Торшин А.А. Произведение художественной литературы: основные аспекты анализа: Учебное пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 190 с.

288. Тропкина Н.Е. Образный строй русской поэзии. 1917-1921 г.г. Монография. Волгоград: "Перемена", 1998. - 224 с.

289. Тростников М.В. Пространственно-временные параметры в искусстве раннего авангарда (Кузьмин, Заболоцкий, Хармс, Введенский, Мессиан) // Вопросы философии. 1997. - № 9. - С.66 - 81.

290. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

291. Тырышкина Е.В. Эстетика русского литературного авангарда (1910-1920-е гг.). Учебное пособие. Новосибирск: ИДМИ, 2000. - 84 с.

292. Тюпа В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.- 156 с.

293. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. СПб.: Издательство Чернышева, 1993.-560 с.

294. Успенский П.Д. Tertium organum: Ключ к загадкам мира. М.: ФАИР -ПРЕСС, 2000. -432 с.

295. Фатеева Н.А. Картина мира и эволюция поэтического идиостиля Бориса Пастернака (поэзия и проза). / Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М.: "Наследие", 1995 - с.208 - 305.

296. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Раритет, 1994, - 416 с. (Библиотека духовного возрождения).

297. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба. / Вопросы философии. №2. - 1994. - С.3-12.

298. Философия русского космизма. Отв. Ред.: А.П. Огурцов, J1.B. Фесенкова -М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - 376 с.

299. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 357-403.

300. Фиртич Н. Льюис Кэрролл и русский алогизм // Русский авангард 1910-х -1920-х годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000. - С.245-252.

301. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Соч. в 2 т.- М.: Правда, 1990.- С.328-329.

302. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: ООО "Издательство ACT", Харьков: "Фолио", 2001. - 672 с.

303. Флоренский П.А. Мысль и язык // Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: ООО "Издательство ACT", Харьков: "Фолио", 2001. - 672 с.

304. Хализев В.Е. Теория литературы. -М: Высш. шк., 1999. 398 с.

305. Хальтхузен И. Модели мира в литературе русского авангарда // Вопросы литературы. 1992. - Вып. 3. - С. 150 - 160.

306. Хамитов Н. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. -Киев: Ника-Центр. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2002. -335 с.

307. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: "Академический проект", 1999 - 512 с.

308. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М.: Советский писатель, 1970-328с.

309. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде: в 2-х т. М.: RA, 1997. Т.1, 2.

310. Хармс Д. Полет в небеса: Стихи. Проза. Драмы. Письма. Л.: Советский писатель, 1991 560 с.

311. Хармс Д. Собрание сочинений: в 3 т. СПб.: Азбука, 2000. (1т.- 576с.; 2т.-416с.; 3 т.-384 е.).

312. Хлебников Велимир Тгорения. М.: Сов. писатель, 1987. - 736 с.

313. Хлебников В., Крученых А., Гуро Е. Трое. СПб., 1913.

314. Хренов Н.А. Опыт культурологической интерпретации переходных процессов. // Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002. -С.11-56.

315. Хренов Н.А. Теории искусства в эпоху смены культурных циклов // Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002. - С.432-464.

316. Черемин Г.С. Ранний Маяковский. Путь поэта к Октябрю. М. - Д.: АН СССР, 1962.-192 с.

317. Черемин С.Г. В.В. Маяковский в литературной критике. 1917-1925. Д.: Наука, 1985.-296 с.

318. Чернышев С. Макрокосм и микрокосм в метафоре поэтов-урбанистов (В. Маяковский и В. Шершеневич). Вестник СПб. Ун-та. - Сер.2. История, языкознание, литературоведение. - 1994, Вып. 2. - С. 90-94.

319. Шихарева О.Н. Логика иррационального. К вопросу о позднем творчестве К.С. Малевича. // Русский авангард 1910-х 1920-х годов в европейском контексте. - М.: Наука, 2000. - С.253-274.

320. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Шопенгауэр А. Собр. соч. В 5-ти томах. Т.1. - М.: Московский клуб, 1992. - 457с.

321. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард. -СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. 352.

322. Шмидт Э. Василиск Гиедов: на краю молчания // Новое литературное обо-фение. 1998. - №33. - С.56-83.

323. Штейнер Е.С. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2002. -256с.

324. Эйнштейн А. К работе А. Фридмана "О кривизне пространства" // Успехи физических наук. М., 1963. - Т.80. - Вып.З.

325. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. В 4-х т. М.: Наука, 1965. - Т.1. 3аботы по теории относительности. 1905-1920. - 700с.

326. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. В 4-х т. М.: Наука, 1967. - Т.4. Статьи, рецензии, письма. - Эволюция физики. - 600с.

327. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. -1989. №12. - С.222-235.

328. Юдина Е. Об "игровом начале" в русском авангарде. // Вопросы искусство-шания. 1994. - № 1. - С. 154-165.

329. Яворская Н. Кубизм и футуризм // Модернизм: Анализ и критика основных шправлений. М.: Искусство, 1969. - С. 37-79.

330. Якимович А. Искусство XX века. (Эпистемология картин мира) // Вопросы 1Скусствознания. 1997. - №1. - с. 245-256.

331. Якимович А.К. Художник и слово. Визуальные и вербальные аспекты шангардизма // Искусствознание. 1999. - №2. - С.275 - 289.

332. Якимович А.К. Парадигмы XX века / Русский авангард 1910-х 1920-х годов в европейском контексте. -М.: Наука, 2000. - С.З -16.

333. Якимович А.К. Реализмы XX века: магический и метафизический реализм. Сюрреализм. Галарт, Олма - Пресс, 2000. - 176 с.

334. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 461 с.

335. Яковлев Е.Г. Время субъекта художественного творчества // Философские зауки. 1985. - №6. - С. 43-52.

336. Яковлев Е.Г. Заметки об эстетике русского авангарда (В. Кандинский и К. Малевич) // Философские науки. 1989. - №9. - С.90-95.

337. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: Модели про-лранства, времени и восприятия. М.: Гнозис, 1994. - 344 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

338. Ямпольский М. Беспамятство как исток (Читая Хармса). М.: Новое лите-эатурное обозрение, 1998. - 384 с.

339. Ястребова Н.А. На грани и через грань. Тенденции художественного создания XX века // Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные доследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, Z002. - С.161-169.1. БИЪЛ 'йШГ-rf