автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Участие тамбовского православного духовенства в общественно-политической жизни в конце XIX - начале XX в.

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Лисюнин, Виктор Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Участие тамбовского православного духовенства в общественно-политической жизни в конце XIX - начале XX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Лисюнин, Виктор Федорович

Введение

Глава I. Тамбовское православное духовенство в условиях системного общественно-политического кризиса

1.1. Правовое, политическое, экономическое и социальное положение духовенства

1.2. Православное духовенство как сословие, община и корпорация

Глава II. Тамбовское православное духовенство и политическая жизнь

2.1. Участие православного духовенства в процессе реформирования государства и общества

2.2. Участие тамбовского духовенства в думских кампаниях

2.3. Тамбовское духовенство и революционное движение

2.4. Политизация духовенства и церковных организаций

Тамбовской епархии

Глава III. Тамбовское православное духовенство и общественная жизнь

3.1. Православное духовенство и система народного образования

3.2. Просветительская и благотворительная деятельность тамбовского духовенства

3.3. «Портреты» тамбовского православного духовенства 169 Заключение 187 Примечания 195 Список используемых источников и литературы 234 Приложения

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Лисюнин, Виктор Федорович

Актуальность исследования.

Изучение роли православного духовенства в процессах, формирующих государственный и социокультурный облик России, всегда было актуально. Степень включенности духовенства в жизнь государства и общества, выявление основных характеристик духовенства как профессиональной корпорации, как структуры, обеспечивающей взаимодействие церковно- и священнослужителей со светскими учреждениями и мирянами - все эти вопросы остаются остро проблемными.

Незавершенность решений Поместного Собора 1917 г., итоги которого питают жизнь современного духовенства, также подтверждает сказанное [1]. Выявление общероссийских и региональных механизмов влияния духовенства на общество и государство позволяет уточнить понимание религиозной обстановки в Тамбовской губернии и на локальном конкретно-историческом материале сделать выводы о традициях религиозной жизни, о динамике взаимоотношений общества, государства и церкви. Изучаемые ситуации исторически связаны, ассоциированы с современным состоянием государства, общества и церкви, которые ищут гармоничные формы взаимодействия, в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.)

Многоконфессиональность государства, идущего по пути демократических реформ, требует продуманной, основанной на историческом опыте политики. Нерешенные проблемы рубежа XIX-XX вв. требуют углубленного анализа, как на общероссийском, так и региональном уровне, учета контекста эпохи, содержавшей альтернативные варианты развития страны. Анализ этого исторического опыта необходим для выстраивания конструктивных отношений церкви, государства и общества, о чем свидетельствуют Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ), принятые на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г. [2].

Заинтересованность духовенства в широком диалоге с государством и обществом требует всестороннего научного прогнозирования развития взаимоотношений Церкви и секулярного мира [3].

Поиск общенациональной идеи, способной объединить общество, еще более актуализирует изучаемую тему. Духовенство как проводник политики государства и одновременно как проводник деятельности Русской Православной Церкви, являющейся основой сохранения традиционных культурных ценностей, становится важной составной частью общества.

Объектом исследования является общественно-политическая область деятельности православного духовенства в последние десятилетия синодального периода истории Русской Православной Церкви, изучаемая в контексте взаимоотношений государства, церкви и общества в условиях системного кризиса поздней Российской империи.

Предметом исследования является экономическое, правовое, социокультурное, политическое состояние православного духовенства; внутрицерковные и внешние взаимоотношения и взаимодействие тамбовского духовенства со структурами коронной власти, клиром и мирянами в конце имперского периода истории России.

Хронологические рамки работы. В диссертации рассматривается переходный период Российской истории конца XIX - начала XX вв., для которого характерен поиск альтернатив политике т.н. «православного консерватизма», начало которой положил Манифест о незыблемости самодержавия Александра III от 29 апреля 1881 г. Вехами изучаемого периода стали Указ о свободе религии от 17 апреля 1905 г. и Манифест от 17 октября 1905 г. Николая II о создании законодательной Государственной Думы, в работе которой духовенство сыграло заметную роль. Период завершается событиями революции 1917 г., коренным образом изменившими историческую обстановку в России.

Географические рамки исследования охватывают территорию Тамбовской губернии, на которой развертывалась деятельность Тамбовской епархии, но не ограничиваются ею, поскольку следы деятельности тамбовского духовенства проявлялись и в столичных центрах, Санкт-Петербурге и Москве, и за границей. В свою очередь, Тамбовская епархия испытывала мощное воздействие глобального геополитического пространства, своеобразно отразив события конфликта Запада и Востока («бунт имяславцев» на Афоне, Холмщина и др.). Тамбовская духовная элита была тесно связана личными контактами, образованием, местами прежней службы епископов и архимандритов с соседними епархиями. Высокая интеграция тамбовского духовенства в события, происходившие в отдаленных местах, отражала взаимосвязь событий, глобализацию миропорядка.

Ввиду несоответствия епархиального и административного деления территории губернии в качестве единиц, представляющих территориальные образования, используются следующие: епархия, благочиние, приходская община.

Историография темы. Взаимоотношения церкви, государства и общества, основных институтов власти, всегда интересовали историков как основополагающая проблема, в том числе Н.М. Карамзина,

B.О. Ключевского, С.М. Соловьева [4]. Основные вехи взаимоотношений институтов власти в России традиционно рассматриваются в учебной литературе, посвященной синодальному периоду Русской Православной Церкви [5]. Протоиерей В. Цыпин определяет своеобразие этого периода как преобладание государственной власти над духовной, указывая на «значительное число канонизаций подвижников благочестия» в царствование Николая II [6].

Обострение и усложнение взаимоотношений общества и официальной политики православного консерватизма отмечали представители русского религиозного ренессанса Н. Бердяев, С. Булгаков,

C. Франк, В. Розанов [7]. Ту же тенденцию отмечали очевидцы и участники общественно-политического процесса в конце XIX - начале XX века: В. Завитневич, Е. Аквилонов, И. Айвазов, В. Левицкий и пр. [8].

Панорамное, в целом, видение актуальных проблем, стимулировавших участие духовенства в общественно-политической жизни, дают публикации в дореволюционной прессе, наиболее значимы в этом отношении журналы «Русская старина», «Русский архив», «Русский вестник», «Русская мысль», «Богословский вестник», «Вестник Европы», «Журнал Министерства народного просвещения», «Православное обозрение», «Православный собеседник», «Сборник Императорского Русского исторического общества», «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Чтения в обществе истории и древностей российских» и пр.

Огромное внимание дореволюционная печать уделяла проблеме духовной школы, участию духовенства в системе народного образования. Среди наиболее цитируемых - работы С.А. Рачинского, С.И. Анциферова, Ф.Н. Богословского, П.В. Знаменского, Б.В. Титлинова, И.А. Чистовича, М. Сенатского, В. Давыденко, С.А. Соллертинского, В.И. Чарнолусского и др. [9]. Либеральная печать критично освещала система подготовки священства в семинариях, именуемых не иначе как «бурса» [10]. Конфликтное состояние церковного образования изучалось А.В. Сушко, В.А. Федоровым [11].

В целом дореволюционная печать подчеркивала несовершенство его программ и слабость преподавательских кадров. В советский период отмечались диспропорции дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла, идеологическая рутина, современные авторы фиксируют отсутствие последовательности, стабильности традиционного церковного воспитания, неумение противостоять разрушительным тенденциям [12].

Благотворительная работа духовенства пользовалась определенным вниманием исследователей и дореволюционной прессы (В.М. Бензин, П.И. Георгиевский, В.Ф. Дерюжинский, Б.Б.Ильинский и др.) [13] и современной науки - Л.В. Бади, Т.Г. Деревягиной [14].

Архаика церковной печати с её двойной цензурой со стороны церкви и государства критически оценивалась уже в 1880-е годы, когда активным деятелям духовенства приходилось обращаться к читателю через зарубежную и светскую прессу. Показательна публикация «Записок» тамбовского протоиерея Певницкого в «Русской старине», которые из-за обилия критики в адрес церковного управления не могли быть напечатаны в местных «Епархиальных ведомостях».

Анализ работы епархиальных съездов духовенства провел В. Богоявленский [15].

История духовенства в контексте взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества в дореволюционной историографии была в основном событийной - проблемная сторона оставалась без должного освещения. Таковы исследования И.Г. Айвазова, С.Н. Булгакова, А.И. Введенского, Н.Д. Кузнецова, С.П. Мельгунова, А.С. Павлова, Г.С. Петрова, Ю.Ф. Самарина, П.С. Троицкого и др. [16].

Современные фундаментальные исследования отдельных аспектов истории взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства как институтов власти принадлежат P.M. Ахмедову, В.И. Ковалевскому, М.А. Бабкину, С.С. Бычкову, А.В. Соколову, СЛ. Фирсову, А.Г. Фирсову, О.В. Федченко и др. [17].

Сословная позиция духовенства дается в работах JI.K. Ермана и А.В. Ушакова, где обоснованно показана близость духовенства к интеллигентным слоям общества, следовательно, к среднему слою как основе буржуазной системы, который, не успев сформироваться, не мог и противостоять революционной катастрофе [18].

Тема политического развития России и отношения духовенства к революционным событиям затронута также в работах В.М. Бухараева, К.И. Зародова, В. Горна [19]. Социальные корни активности семинаристов в революционных событиях выявлены Т.Г. Леонтьевой, Г.А. Тетюшевым, Е.В. Титлиновым и др. [20].

Общеполитическая ситуация, вне которой нельзя понять включенности и роли духовенства в духовной, идеологической ориентации масс, отражена в исследованиях целого ряда историков [21]. Говоря об общеполитической ситуации в России в начале XX в., В.П. Булдаков подчеркивает как наиболее важную роль общества и его отношение к религии в период революции, эту сложную проблематику он рассматривал с культурологических позиций [22]. В свете сложившихся политических событий Д.В. Поспеловскоий говорит о начале XX в., как самом драматическом периоде истории Русской церкви [23]. Оценка революционных событий и причин, приведших к ним, рассматривается В.В. Журавлевым с точки зрения личности, в этой связи анализируется и поведение духовенства [24]. С.А. Степанов показывает политизацию духовенства в контексте его участия в деятельности «черносотенных» движений [25]. В свою очередь, проблема включенности духовенства в социал-демократическое течение рассматривается А.П. Логуновым, как нереализованная консолидация общества периода первой революции [26]. Р.Ш. Ганелин говорит о кризисе церкви как результате общего кризиса самодержавной системы, по его мнению, чрезмерная близость церкви к государству впоследствии сыграло свою роковую роль [27].

Кризис российской государственности усиливался расколом традиционных сословий, классов, слоев общества в ходе реформ и модернизации страны. В этих условиях деятельность духовенства и Церкви, оставшихся вне реформ, оказывалась малоэффективной, вела к изоляции духовенства от критически настроенного светского мира. Разным аспектам этой проблемы посвящены работы Б.Н. Миронова, А.А. Соловьева, В.Р. Лейкиной-Свирской, Н.А. Ивановой, С.Г. Зубанова, А.И. Новикова, B.C. Рахманина и др. [28]. Близость тамбовского духовенства как социальной корпорации к средним слоям населения, к городской и сельской интеллигенции конкретно показана исследованиями В.В. Канищева, П.П. Щербинина и др. [29]. С точки зрения популярной ныне теории модернизации ряд историков оценивает и состояние духовенства как оплота традиционализма - работы Л.Г. Протасова, Ю.И. Кирьянова и др. [30].

Значительный интерес к социальной истории России, в том числе к изучению истории, а также роли духовенства и церкви в общественно-политической жизни, проявляют зарубежные исследователи: участие духовенства в революционных событиях отмечают О. Файджес, А. Гейфман, Е. Амбургер,, Ж. Бейнон, Ф. Тенье, JI. Хаймсон, М. Хильдермайер, А. Рибер, Р. Хинли, Д. Филд, Г.Л. Фриз, Дж.А. Рукман, Дж.Л. Райе, У.Л. Уорнер, Г.М. Ходже, У.К. Лэйн и др. [31].

Наименее изученным аспектом темы остается проблема менталитета духовенства. «Духовенство на сегодняшний день - это единственное сословие, чей менталитет еще практически не изучен», - пишет А.Н. Розов [32].

Мозаичность и своеобразие типов провинциального духовенства во многом определяется влиянием природной и культурной среды, которая в изучаемый период быстро менялась. Роль пространственно-временного фактора в формировании облика социальных групп отмечена в трудах Ф. Броделя, Я.Е Водарского, Г.М. Лаппо, П. Полян и пр. [33].

Начало участия духовенства в общественно-политической жизни страны связано с возникновением парламентаризма в России. Конкретное участие духовенства, в том числе тамбовского, в работе Государственных Дум рассмотрено в работах А. Смирнова, И. Восторгова, И. Никанорова, В. Рожкова [34], в современных работах тамбовских авторов Л.Г. Протасова, О.М. Зайцевой, Н.В. Токарева и др. [35]. Официальный характер деятельности духовенства отнюдь не усиливал его действенности как структуры, зависимой от государственной, чиновно-бюрократической системы. Менее зависимый характер либерального, земского движения оказывался более плодотворным, именно оппозиционные общества, партии и союзы оказывались общественными лидерами. Эту тенденцию прямо и опосредованно выражают работы как дореволюционного, так и современного периода [36].

В послеоктябрьский период общественно-политическая, в частности думская деятельность духовенства, трактовалась негативно, как сугубо антинародная, [37] что объяснимо господством атеистической точки зрения, не оставляющей места религиозному сознанию как части духовной стороны человеческой деятельности. Эта оценка сохранялась и в 1950-х - 1980-х гг., когда духовенство чаще всего рассматривалось как враг прогресса и свободы вероисповедания. Как сторонник самодержавия представлялось духовенство в событиях революций 1905 и 1917 гт. в монографиях Л.И. Емелях, П.Н. Зырянова, П.Б. Кандидова, Г.Д. Костомарова, Ф.И. Путинцева, Б.В. Титлинова [38].

Иной облик православной Церкви дает зарубежная историография, представленная преимущественно русскими именами. Переходный период между XIX и XX веками отражен в работах И.М. Зернова, Д.В. Поспеловского, И.К. Смолича и др. авторов как возрождение религиозного сознания, обретения новой формы взаимоотношений общества и Церкви, Церкви и государства [39]. Революцию как трагедию духовенства и церкви рисуют исследования Р. Росслер, Г. Граббе, Г. Шавельского [40].

Оценки участия Русской Православной Церкви в общественно-политической жизни России резко меняются с середины 1980-х гг. в процессе перестройки теоретического исторического сознания. В исследованиях впервые выявляются противоречивые отношения различных слоев духовенства к самодержавию и синодальной системе Русской Православной Церкви, [41] ситуация, в которой духовенству приходилось действовать в интересах сохранения государства, а также в интересах своей корпорации [42]. Как трагедия духовенства показаны отрыв религиозной идеологии от демократической основы, политизация церкви в работах А.В. Полонского, С.Г. Пушкарева, С.В. Римского, В.А. Федорова, C.JI. Фирсова и пр. [43]. Социально-политическая активность духовенства характеризуется А.И. Коиюченко [44]. Исследованию социального положения духовного сословия в контексте пореформенной модернизации России посвящен капитальный труд Б.Н. Миронова, а также целый ряд работ Т.Г. Леонтьевой, научные труды которой в совокупности дают масштабное представление об истории православного духовенства [45].

Закономерный интерес вызывает проблема подготовки и проведения Поместного Собора, тесно связанная с различными аспектами общественно-политической жизни - консолидации общества под знаменами православия противилась как светская, так и синодальная власть, лидерским позициям духовенства препятствовало и либеральное общество (Г. Ореханов, С.Г. Рункевич и др.) [46].

Большое внимание современная историческая мысль уделяет проблеме раскола русского общества в изучаемый период. Духовенство находилось при этом в наиболее драматичном положении. Являясь основой традиционализма, оно входило в противоречие с процессом модернизации, закономерно вызывая упреки в косности, феодальной ориентации.

О сложном характере реформаторского процесса в среде духовенства пишет Л.И. Кучумова [47]. Этот процесс неизбежно упирался в многочисленные проблемы приходов, церковных общин, призванных поддерживать идейное единство общества. В научной литературе рассматриваются преимущественно материальные стороны вопроса (В. Иващенко, А.Г. Болдовский и др.), при этом авторы единодушны в признании неудовлетворительного положения приходского духовенства, его низкого авторитета [48]. Масштабное исследование истории православных приходов принадлежит Т.Г. Леонтьевой [49]. Как полагает И.К. Смолич, приходской реформе не способствовали противоречия между черным и белым духовенством, которые, признавая необходимость реформ, понимали их по-разному [50]. В центре внимания исследователей всегда находилась проблема состояния приходов, приходского духовенства и приходской жизни: материальное состояние - исследования А.Г. Фирсова, В.Д. Орловой и др. [51]; быт и нравы, а также деятельность регионального духовенства -О.Ю. Бабушкина, С.М. Васина, М.А. Голованова, А.А. Корелов, О.А. Курбатов, Э.Б. Саблина, А.В. Мендюкова, О.Н. Устьянцева и др. [52].

Противоречиво складывались отношения духовенства с основной массой прихожан - крестьянством, болезненно переживавшим последствия буржуазных реформ, подрывавших устои традиционной общины [53]. Распространение грамотности стимулировало стремление народных масс к сознательной вере, официальная же власть делала ставку на стихийную религиозность, не требующую просвещения. Тем не менее, несмотря на своеобразие народного православия, связь крестьянства с церковью, по мнению М.М. Громыко, в изучаемый период оставалась прочной, чего нельзя сказать о других слоях российского общества, прежде всего светской интеллигенций [54].

Проблема внутренней типологии духовенства, сложившейся к концу XIX века в регионах, излагается в работах Н.А. Белозерова, А.И. Дворжанского, В.А. Есиповой, А.И. Конюченко, Т.Г. Леонтьевой,

A.В. Мангилевой, Г.Н. Мелиховой, И.М. Покровского, А.П. Романова, О.Л. Королевой, К.В. Харламповича и др. [55].

Изучение тамбовского духовенства также имеет длительную историю. Дореволюционные авторы показывали местное духовенство в связи с событиями церковной истории, жизнью Тамбовской епархии, однако, в этих исследованиях не достаточно анализа и позитивного анализ и научно-объективной оценки. Таковы работы С.А. Березнеговского, Г.В. Хитрова, И.И. Дубасова, А.Е. Андриевского, А.А. Нечаева и др. [56]. Православные традиции и история Тамбовской епархии в конце XIX - начале XX вв. освещены в книге О.Ю. Левина, Р.Ю. Просветова, А.Н. Алленова «Кирсанов православный», в диссертации Н.Д. Шепелевой, в краеведческих работах

B.А. Кученковой [57]. Государственная политика в отношении к церкви и духовенству в новейший период анализируются в работах С.А. Чеботарева, А.Н. Аленова, которые излагают факты о репрессиях и о судьбах духовенства, чье мировоззрение сложилось в конце XIX - начале XX вв. [58]. Национально-конфессиональный облик Тамбовской губернии представлен в исследованиях С.А. Ильина, Е.П. Мареевой, Э.А. Морозовой, А.Н. Плужникова [59]. События истории Тамбовской епархии обзорно представлены в Тамбовской энциклопедии, под редакцией Л.Г. Протасова, а также в библиографическом указателе Ф.К. Сахарова [60].

Духовными и политическими оппонентами православного духовенства являлось активное «расколосектантство». Дореволюционная литература уделяла большое внимание этой проблеме: работы И.Г. Айвазова, Т.И. Буткевича, А. Дородницына, С.Д. Бондаря, К.Н. Плотникова, С. Маргаритова, В.В. Скворцова и др. [61]. Впервые как перспективную политическую силу оценил расколосектантов В.Д. Бонч-Бруевич и А.С. Пругавин [62]. Проблемам расколосектантства посвящены и работы современных авторов - М.В. Брянцева, А.С. Буевского, Н.А. Зеньковского и др. [63]. На тамбовском материале факторы роста активности расколосектантства выявляет история «имяславцев», всегда вызывавшая исследовательский интерес [64].

Таким образом, характеризуемые исследования достаточно подробно и детально представляют историю становления и деятельности духовенства как общественно-политической силы. Однако упомянутые авторы всегда показывали духовенство преимущественно по одному или нескольким параметрам, тогда как системного представления, равномерно охватывающего весь массив фактов (пусть и незначительный по временному охвату) о духовенстве как сложной и противоречивой социальной силе, известные нам исследования показывают не ярко. Данные обстоятельства и заставили нас разработать своего рода матрицу для системного представления сложной информации о духовенстве. Ограничителем в этом случае служит географический фактор - Тамбовская епархия, и временной -конец XIX - начало XX вв. Хотя история тамбовского духовенства составляет предмет специальных исследований, однако, многовариантность реальных общественно-политических позиций и роли тамбовского духовенства так и не было до конца представлено и проанализировано учеными историками. Настоящее исследование представляет собой опыт системного представления исторической информации о тамбовском духовенстве как сложной и противоречивой общественно-политической силе.

Цель исследования состоит в системной характеристике провинциального духовенства как корпорации; выявлении форм и степени его влияния на общественно-политическую жизнь губернии в разнообразных ее проявлениях. /

Для достижения намеченной цели ставятся и решаются следующие исследовательские задачи: > выявление экономического, правового, социального, культурного, политического статуса и положения духовенства; изучить тамбовское духовенство как сословие, корпорацию, церковную общину; тенденции его развития; выявить способы и характер адаптации к процессу реформирования государства и общества; 1 установить роль и место духовенства в политической жизни Тамбовской губернии конца XIX - начала XX вв.; охарактеризовать степень и характер участия духовенства в общественной жизни Тамбовской губернии; дать типологию священно- и церковнослужителей Тамбовской епархии по формам их участия в общественно-политической жизни.

Источниковая база исследования. Основными источниками изучения участия тамбовского духовенства в общественно-политической жизни конца XIX - начала XX вв. являются архивные документы, а также опубликованные материалы, современная исследуемым событиям пресса.

Информация об источниках изучения проблемы взаимоотношений духовенства и общества в наиболее концентрированном виде представлена в специальной справочной, энциклопедической и библиографической, литературе: Мануил (Лемишевский), А.П. Лопухин, Н.Н. Глубоковский, Э.А. Восканян, И.К. Смолич, С. Фирсов, Т.С. Тихомиров, М.М. Биович, В.Ф. Благовидов и пр. [65]. Сведения о событиях изучаемого периода, а также об их участниках систематизированы в справочных и энциклопедических словарях, а также в кратких списках лиц, служащих по ведомству православного исповедания [66].

О сложной регламентации всей системы жизнедеятельности Русской Православной Церкви синодалного периода истории свидетельствует законодательство того времени (ПСЗ), циркуляры Синода и пр. [67]

Наибольший массив используемых документов взят из тамбовских архивных фондов, главным образом из Государственного архива Тамбовской области (далее - ГАТО). Прежде всего это фонд 181 Государственного архива Тамбовской области - Дела Тамбовской духовной консистории (далее - ТДК): протоколы заседаний консистории, решения церковного судопроизводства, клировые ведомости и пр. Протоколы заседаний и другие документы ТДК отражают картину состояния Тамбовской епархии, характеризуют облик всех слоев духовенства, церковнослужителей, взаимоотношения клира и мира, политику епархиальной власти и пр.

Использованы также документы делопроизводства государственных губернских учреждений: Тамбовского губернского правления (Ф.2.); канцелярии губернатора (Ф.4); Тамбовской городской думы (Ф.16); Тамбовской городской управы (Ф.17); губернского по земским и городским делам присутствия (Ф.24); губернского по делам об обществах присутствия (Ф.25); Тамбовского губернского жандармского управления (Ф.272); Тамбовской уездной земской управы (Ф. 145); губернского дворянского собрания и др.

Тенденция духовенства действовать в русле проводимо самодержавной властью политики демонстрируют ежегодные Обзоры Тамбовской губернии (далее - ТГ), Обозрений Тамбовской епархии (далее

ТЕ), в которых давалась официальная оценка деятельности духовенства [68]. Однако факты в этих документах представлены согласно позиций элиты духовенства, чаще всего не сомневающейся в правильности магистрального движения церковных властей. Ценным источником, свидетельствующим о понимании необходимости радикального реформирования всей системы церковных отношений, являются отзывы правящих архиереев по поводу созыва Поместного Собора [69].

Обширные документальные материалы, отражающие положение духовенства и Русской Православной Церкви, представляют собой стенографические отчеты Государственных Дум (далее - ГД), активно проводившей интересы либеральной общественности, на стороне которой выступала и часть духовенства, что раскалывало позиции официальной политики православного консерватизма [70].

Позиции приходского духовенства, сложность взаимоотношения с модернизирующемся обществом показывают протоколы епархиальных съездов, отчеты миссионерских братств и благотворительных комитетов. Наиболее соответствовали реалиям времени протоколы съездов 1905,1906 гг., во время работы которых проявилась заметная надежда духовенства на грядущие перемены. В тот же период активно возрастает активность миссионерских братств и благотворительных комитетов, о чем свидетельствуют их отчеты. Самые острые вопросы, не решенные церковной властью в центре и на периферии, представляют протоколы собраний Тамбовского союза русских людей [71].

Уникальные факты жизни идеятельности представителей тамбовского духовенства содержат документы Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный исторический архив (РГИА), Государственный архив Российской федерации (ГАРФ), Архив Русского Географического общества (РГО). Хотя мы использовали архивные материалы начала XX века (до 1917 г.), социальные портреты духовенства изучаемого периода не могут быть представлены без учета фактов доказывающих готовность подавляющего большинства тамбовского духовенства, чья молодость и зрелость пришлась на конец XIX - начало XX вв., пожертвовать жизнь за свои убеждения и свою веру. Многочисленные подтверждения сказанному дают документы Центр документации новейшей истории Тамбовской области (ЦДНИТО), архив Управления федеральной службы безопасности Тамбовской области. Всего же изучено 32 архивных фонда, использовано 395 дел из архивов России и области.

Данные периодической печати, центральной и местной, светской и церковной, прежде всего Тамбовские епархиальные ведомости (ТЕВ) позволяют увидеть общественно-политические позиции духовенства. Особенной актуальностью отличаются публикации 1905, 1908, 1913 гг., что объясняется всплесками политической активности духовенства, обсуждением важных вопросов в Государственных думах. Как источник сведений о просветительской активности духовенства использовались выпуски Известия Тамбовской ученой архивной комиссии (ИТУАК).

Опубликованные документы позволяют судить об участии духовенства в революционных событиях, в частности в годы революции 1905-1907 годов и пр. [72].

Личностно окрашенную позицию духовенства представляют мемуары участников событий, в том числе архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), митрополита Евлогия (Георгиевского), митрополита Вениамина (Федченкова), епископа Зиновия (Дроздова), протопресвитера русской армии Г.И. Шавельского, протоиерея В.Ф. Певницкого и др. [73]. Характеристику конкретных персонажей, наиболее ярко представляющих эпоху, дают биографические и автобиографические источники, например, труды Ф.В. Благовидова, А.В. Журавского, иеромонаха Зосимы (Давыдова), М. Поповского и др. [74], а также мемуаристика деятелей царского режима -Николая II, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцева, В.Ф. Джунковского, А.И. Розанова и пр. [75]. Важным источником, характеризующим наиболее деятельного епископа Тамбовского и Шацкого изучаемого периода — преосвященного Иннокентия, являются его слова и речи [76].

Сословная замкнутость духовенства, в том числе тамбовского, позволила, несмотря на гонения, сохраниться в семейных архивах документам, письмам, фотографиям, записным книжкам. В семьях хранится и устная память о былых поколениях священно- и церковнослужителей. Подобные источники зафиксированы нами в виде опросов потомков тамбовского духовенства: Миловановых, Новочадовых, Савостьяновых, Карельских. Как источник используются документы из коллекции автора диссертации, фондов Тамбовского областного краеведческого муезея (ТОКМ), Научно-методического центра культурной антропологии ТГУ.

Основной массив архивных источников, на базе которых представляется и анализируется проблематика диссертационного исследования, дали фонды ГАТО. Степень сохранности, неравномерность качества источников часто создают препятствия объективному показу создания тамбовского духовенства, применительно ко всей территории Тамбовской губернии. Так, пункты формуляров отчетов о состоянии приходов, об активности сектантов и пр. представляют информацию в соответствии с личными качествами и общественными позициями отчетного лица. Субъективность и фрагментарность отдельных видов архивных источников преодолевалось нами с помощью комплексного, системного подхода к учету всех доступных наблюдению документов.

Методологическая база исследования представлена принципами историзма и объективности, требующими рассмотрения научного объекта как результата общественно-исторической практики. Выявление сословно-корпоративных характеристик духовенства обеспечивает системность исследования, использование всей совокупности источников обеспечивает его комплексность. Сочетание индуктивно-дедуктивного подхода к проблеме обеспечивает непредвзятость, объективность позиции. Сочетание регионального и цивилизационного подходов позволяет увидеть как анатомию вопроса, так и футуралистическую перспективу вероятностного развития актуальной проблемы.

В диссертации использовались специальные научные методы. Статистические данные приводятся с учетом коррекции среднеарифметического показателя по епархии и показателей по благочиниям, приходам, а также с учетом соответствующих показателей в других епархиях и России в целом. Выборка документальных источников и научно-исследовательских данных производилась с учетом избранной структуры работы, в соответствии с которой в поле зрения, прежде всего, оказывались документы различных ведомств и учреждений.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в чтении лекционных курсов, при подготовке учебных пособий по истории церкви и церковных учреждений, социальной истории России и её регионов, в краеведении.

Конкретно-исторический опыт участия тамбовского духовенства в общественно-политической жизни, его анализ используются автором в повседневной работе в качестве заведующего Информационно-издательским отделом Тамбовской епархии, в современной практике взаимодействия церкви, государства и общества.

Научная новизна. Проблема участия тамбовского духовенства в общественно-политической жизни конца XIX - начала XX вв. прежде не была объектом специального исследования. Эволюция отношений государства, церкви и общества, между тем, остается актуальной задачей, для решения которой необходимо учитывать региональный исторический опыт.

В ходе изучения источников были выявлены материалы и факты, ранее не привлекавшиеся в науке: архивные документы, публикации прессы и пр.

Новой является принципиальная точка зрения, согласно которой основой кризиса и, в итоге, временного поражения церкви является не материальное неблагополучие, а формализация отношений массы духовенства, а затем и паствы к православной вере и вере вообще («теплохладность»), поражение общинного принципа мироустройства перед утилитарной моралью капиталистического общества, с его скепсисом и эгоизмом.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования отражены в опубликованных статьях и тезисах, апробированы на научных конференциях, в частности: на конференции «Церковь и государство: XX век» (Тамбов, 2001), Международной научной конференции «Женская повседневность в России в XVIII-XX вв.» (Тамбов, 2003), Межрегиональной научно-практической конференции «Православная история и традиционная культура Тамбовского края» (Тамбов, 2006), Всероссийской научной конференции «Первая Российская революция: взгляд из будущего» (Тамбов, 2006), а также на внутривузовских конференциях и на ежегодных Питиримовских духовно-образовательных чтениях (Тамбов, 2002-2005 гг.).

Основные положения, выносимые на защиту. Анализ общественно-политической ситуации в России конца XIX - начала XX вв., в Тамбовской губернии в частности, позволяет выделить следующие положения:

Стабильный рост материального благосостояния тамбовского духовенства, зафиксированный в экономических показателях, не снимал эскалации социального напряжения.

Тамбовское духовенство, как проводник государственной политики, действовало строго в русле официального курса, находясь под двойной цензурой, светской и церковной. Оно являло собой экономически удобную, идеологически целесообразную, управляемую структуру, наиболее адекватную политике православного консерватизма. События истории Тамбовской епархии ярко характеризуют особенности периода правления Николая И: расцвет богословской мысли; рост мистических настроений как негативной реакции на реформирование государства и общества; тенденция секуляризации мышления и раскол общества на конкурирующие социальные группы. Высокая степень осознания необходимости эмансипации церкви от синодальной власти в среде тамбовского духовенства как на уровне городского, так и сельского, приходского духовенства.

Участие духовенства в Первой революции и в Государственной Думе способствовало его политизации, превращению в корпорацию, хотя единства по партийному принципу не наблюдалось.

Официальные церковные организации оказывались менее эффективными, чем их оппоненты. В изучаемый период тамбовское духовенство не представляло собой монолитной, идейно сплоченной силы, дифференцировалось на городское и сельское, старое и новое, стоявшее на позициях либерального реформирования. Сословная замкнутость препятствовала занятию общественных позиций, позволявших стать лидером активных общественных сил, не позволили церковной общине удержать позитивные традиции разлагавшейся крестьянской общины.

Духовенство было лишено возможности самореформироваться. Перестав отвечать требованиям времени, тамбовское духовенство разделило трагедию России, не сумевшей выйти из системного кризиса в 1917.году.

Структура работы. Диссертация состоит ■ из введения, раскрывающего все необходимые квалификационные позиции работы, трех глав, заключения, комментария и приложения. В приложении содержится список используемой литературы и источников, перечень сокращений, примечания и таблицы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Участие тамбовского православного духовенства в общественно-политической жизни в конце XIX - начале XX в."

Заключение

Анализируя историю Тамбовской епархии в конце XIX - начале XX вв., приходим к следующим выводам.

В количественном отношении духовное сословие Тамбовской епархии, как и в целом российское, выросло, что объясняется увеличением общественно-политической нагрузки, возлагаемой самодержавным государством на Церковь. Растет количество храмов, школ, богоделен, увеличивается благосостояние духовного сословия. Экстенсивное развитие духовенства потребовало и увеличения количества специальных духовных учебных учреждений, так как Тамбовская епархия испытывала дефицит квалифицированных и образованных кадров.

Наблюдается стремительная динамика развития всех структур Русской Православной Церкви. Параллельно шел процесс формирования приходской системы и строительства богослужебных заведений. В развитии Тамбовской епархии выделяется два этапа: 1) 1880-е годы - 1905 г., 2) 19051914 гг. На первом этапе решение новых проблем осуществляется в рамках старых структур и сложившейся практики, на втором - культовое строительство и обеспечение епархии кадрами становится составной частью религиозной политики. Государство в целях обеспечения влияния церкви более проявляет себя в регионах, где идет активное освоение, заселение территорий: здесь храмовое строительство ведется на государственный счет, причт содержится также на казенный счет. Тамбовская губерния в изучаемый период была явно перенаселена и полностью освоена: храмовое строительство здесь велось за счет местных средств, жалование выплачивалось лишь беднейшим приходам, зараженным сектантством. Размеры выделяемых денежных сумм существенно отставали от реальных потребностей епархии.

В системе управления приходами и благочиниями отмечается противоречивая тенденция. С одной стороны, наблюдается сокращение демократических начал, введенных в процессе либеральных реформ 1860

70 гг. Эта тенденция проявлялась в свертывании выборных начал благочинных и снижении роли и значении съездов духовенства. С другой, -прослеживается развитие церковно-общественного самоуправления в виде различных обществ, комитетов, советов, братств на епархиальном уровне и церковно-приходских попечительств на приходском.

Количественный рост сословия и церковных учреждений не поддерживался качественным уровнем. Вследствие больших расстояний, неразвитости коммуникаций работа управленческих структур епархии зачастую носила канцелярский характер. Территориальная и социальная удаленность церкви от верующих порождали их отчуждение и даже переход в другую конфессию, старообрядчество, сектантство. Низкий уровень образования духовенства пагубно отражался на взаимоотношениях клира и мира, создавал проблемы в реализации образовательных и просветительных функций на территории Тамбовской епархии, которые в конце XIX - начале XX вв. государство возлагало на Русскую Православную Церковь.

Анализ финансовой деятельности Тамбовской епархии позволяет сделать вывод о постепенном превращении церкви в неотъемлемую часть индустриального общества. В конце XIX - начале XX вв. она активно использовала такие способы получения доходов, как сдача недвижимой собственности в аренду, применение наемного труда при обработке церковных земель, получение процентов с капитала, обращенного в ценные бумаги.

Участие тамбовского духовенства в политической жизни в начале XX в. приобрело значительный масштаб вследствие предоставления ему прав участия в работе Государственной Думы. В ходе парламентского процесса духовенство осознало себя силой, способной добиться перемен в организации церковной жизни. Результаты и сам факт участия духовенства на стороне официальной власти по-разному оценивались самим духовенством и партиями. Участие духовенства в думском процессе не ограничивалось кругом вопросов, входящих в церковную реформу, анализ думской полемики и логики сопутствующих событий показывает, что ни одна реформа или законопроект не могли не затрагивать сферу интересов и функций церкви, так высока была степень её интеграции в общественно-политические процессы.

О том, что у духовенства был шанс стать консолидирующей силой общества, свидетельствуют материалы программы будущей церковной реформы, обсуждаемые в Предсоборном присутствии. Упустив шанс организовать Собор в 1912 г., духовенство осталось на обочине политического процесса, постоянно теряя наиболее активных своих представителей, уходивших влево.

Манифест 17 октября 1905 года несколько ослабила напряжение, но оно приняло латентные формы и вновь обострилось в момент поражений на поле Первой мировой войны. В конфликте власти и общества Русская Православная Церковь входит в сложные отношения с политически разноликой массой, обретая союзников и оппонентов, превращаясь в корпорацию, чьи надежды возлагаются на Поместный Собор. Идеи цезарепапизма, консолидации народа на основе церковной общины, приобретшей яркую национальную окраску, с одной стороны, и движение к демократическому обществу, на основе выборного начала и радикального реформирования, либо открытого политического конфликта, с другой, приводят духовенство к необходимости обнаружить свой политический выбор, свою стратегию и тактику поведения.

Конкретный ход событий и процессов отражает взаимосвязь с общероссийским и региональным контекстом. Хотя тамбовское духовенство, как и церковь в целом, поддерживало идею реформирования государства, синодального строя, улучшение своего положения оно надеялось получить от существующей чиновно-бюрократической системы. К острой и равноправной борьбе с различными политическими силами оно не было готово, как и к участию в парламентском процессе - подготовке и осмыслению законопроектной деятельности Государственной Думы.

Думской трибуной как средством достижения корпоративных, сословных интересов тамбовское духовенство не воспользовалось. Тамбовская электоральная почва более была подготовлена левоцентристскими силами, действовавшими не так открыто и прямолинейно, как правое духовенство, зато расчётливо и мобильно, играя на условиях исторического момента. Черносотенному правому крылу никогда не удавалось выступить единым сплочённым блоком с какой-либо парламентской силой. Мелкие землевладельцы, мещане, крестьяне, поддерживавшие тамбовское отделение СРН, не были участниками выборного процесса и их права, соответственно, защищать оказалось некому.

Инстинктивная боязнь политики как недостойного для священника поприща вполне оправдалась событиями, предшествующими 1917 году и последовавшими за ним. Синодальный строй превращал церковт в «Ведомство православного исповедания», духовенство в чиновников, а Православие в господствующую конфессию. Гарантированное первенство перед другими исповеданиями давалось ценой утраты самостоятельности и независимости, без чего невозможно существование самодеятельного общественного института, вбирающего в себя историю национальной культуры, каковым являлась Русская Православная Церковь. Генетическая потребность в свободе заставляла общество искать внецерковных форм проявления религиозного сознания, что делало православную паству массой для рекрутирования в ряды сектантства и атеизма. Итоги воздействия духовенства на аграрные выступления крестьянства и бунт семинаристов оказались неутешительными: масса их показала себя нейтральной, активное сопротивление и выраженное сочувствие составляли исключения.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что институт церкви в конце XIX - начале XX вв. поражен формализмом: преобладание бюрократических форм организации служения и контроля за деятельностью, корпоративность структуры и интересов, разрастание аппарата управления, отток наиболее способных и творческих сил в другие сферы деятельности, рост критических оценок деятельности церкви в массах.

Самодержавная власть вынуждала духовенство идти за ситуацией, упускать выгодные для себя исторические моменты. Учёное, мыслящее духовенство, понимая это, воспринимало сложившуюся ситуацию как результат конфликта церковной и светской власти, приведшего в конце концов к тому, что церковь осталась безучастной к отречению Самодержца от Престола. Такая безучастность возникла не вдруг: духовенство, в том числе и тамбовское, очень долго уповало на власть. Приходы жаловались благочинным на упадок веры и беспомощность существующей структуры противостоять хорошо организованной агрессии сектантов и атеистов, благочинные поднимали эти вопросы на епархиальных съездах, с мест паства жаловалась на произвол, безнравственность и алчность отцов-настоятелей в Консисторию, епископы отчитывались перед Синодом, надеясь, что сумма фактов окажет давление и власть пойдёт путём перемен.

В конце XIX - начале XX вв. церковная пресса, центральная и епархиальная, используется как официальное средство формирования общественного мнения по важнейшим общественно-политическим проблемам. Однако действенность этой формы ограничивалась низким уровнем грамотности населения и неготовностью приходского духовенства быть посредником между государством и обществом, несовершенством формы и ущербностью концепции церковной консервативной печати. Всё это объясняет факт большей популярности изданий либерального толка, а также успех нелегальных социал-демократических изданий.

В изучаемый период тамбовское духовенство являлось заметной общественно-политической силой. Оно взяло на себя основную ответственность за выполнение государственной задачи - введение всеобщей грамотности. С помощью приходов строились и обеспечивались необходимым ЦПШ, школы грамотности. Духовенство выступало в качестве учителей, получая более низкое жалование, чем светские учителя земских школ. Заметно улучшилась система подготовки и переподготовки учительских кадров с помощью Епархиального училищного совета. Справляясь с количественными показателями образовательной программы, церковная школа уступала земской в качестве, что объясняется не благополучным материальным положением школ.

Духовенство играло значительную роль в культурной и общественной жизни Тамбовской губернии. Основными видами участия духовенства в жизни общества стали миссионерская, образовательная и культурно-просветительная деятельность, благотворительность. Его работа по этим направлениям была четко организованной. Она осуществлялась путем проповедей, организации школ, библиотек, лекториев, приютов, больниц, богаделен, благотворительных и трезвеннических обществ. Благодаря созданию церковно-приходских попечительств, образовательным, просветительским и благотворительным мероприятиям духовенство стало восприниматься как лидер сразу в нескольких направлениях. Храмы и монастыри играли роль культурно-просветительских центров для окрестного населения, способствующих формированию нравственности и системы жизненных ценностей, росту грамотности.

По мере становления и развития общества благотворительная деятельность приобретала религиозно-светский характер, в процессе которой священно- и церковнослужители занимались просвещением населения во время эпидемий, оказанием помощи врачам, сбором средств для пострадавших от неурожая, войн. Именно в процессе благотворительной деятельности на деле осуществлялся союз местных гражданских и светских властей. Анализ выявленных документов позволил сделать вывод, что в изучаемый период на организацию благотворительной деятельности Тамбовской епархии главное влияние оказывали политические и социально-экономические события и условия в государстве в целом.

Такого рода деятельность была продиктована духовенству государством, исходящим из реальных потребностей социальноэкономического, политического и духовного развития страны. Но основная заслуга в этом была, прежде всего, самого духовенства, которое в массе осознавало, что осуществление этих мероприятий способствует поддержанию его авторитета у паствы. И среди служителей Тамбовской епархии было немало незаурядных, творческих, образованных личностей. Однако до конца реализовать задуманные программы Тамбовскому духовенству мешали низкий уровень образования и квалификации, текучесть кадров, особенно в сельской местности, иногда формальный подход при осуществлении проектов, острая нехватка денежных средств. То, что в общественной жизни церковь выступала как активный сторонник внутренней и внешней политики государства, и все формы её работы пронизывала идея воспитания паствы в духе веры «в Бога, Царя и Отечество», зачастую приводило к возникновению непонимания и отчуждения между духовенством и паствой.

На просветительском и благотворительном поприще духовенство также было активно действующей силой. С его помощью привлекаются необходимые средства для реализации самых важных государственных задач: поддержание армии во время военных компаний, организация лазаретов, социальная поддержка нуждающегося населения и пр. Однако и на этом поприще у духовенства обнаруживаются не менее успешно действующие конкуренты в лице либерального светского общества.

Среди тамбовского духовенства было немало лиц, глубоко и правильно оценивающих складывающуюся общественно-политическую ситуацию: деструктивную природу революционизма, ограниченность парламентских форм взаимодействия государства, общества и церкви, порочность синодального принципа организации церкви. Активное личное противодействие антигосударственным силам оказали епископы Иннокентий (Беляев) и Кирилл (Смирнов), попытку объединить общество на основе национально-патриотической идеи предпринимают архимандриты о. Феодор (Поздеевский), о. Семион (Холмогоров), протоиерей о. Иоанн

Панормов. С помощью миссионерского просвещения боролись против основной опоры революционизма в Тамбовской губернии - сектантов -епархиальные миссионеры Третьяков, Базарянинов и др.

Во многих приходах священники добились успешного реформирования церковных общин, например в Покровском приходе города Тамбова. Несмотря на раскол и упадок приходских общин, поколению людей, чьё личностное становление приходится на конец XIX -начало XX вв., удалось сохранить силу православного миропонимания. Этот факт подтверждают многочисленные жертвы, принесенные русскими православными людьми во имя веры.

 

Список научной литературыЛисюнин, Виктор Федорович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. ИСТОЧНИКИ1. Архивные источники

2. Архив РГО. Архив Русского Географического общества1. Разряд 16. Д.1.2. Р.22. Оп.1. Д.З.3. Р.40. Оп.1. Д.З 1,34.

3. РГАЛИ. Российский государственный архив литературы и искусства4. Ф.87.0п.1. Д.334.Л.198.

4. Ф.1208. Оп.1. Д 26. Л.156-156 об. (Воспоминания Н.П.Муратова). РГИА. Российский государственный исторический архив

5. Ф.796. Оп.204. Отдел 1. Стол 5. Д. 132; Оп.445. Д.423,426.

6. ГАРФ. Государственный архив Российской федерации.8. Ф.13.Д.9.9. Ф.24. Оп.1. Д.268.

7. Ф.102. Департамент полиции (Особый отдел). Оп.1905. Д.2. 4.26.

8. Ф.124. (Министерство юстиции). Оп.11. Д.1308.12. Ф.533. Оп.1. Д.1275.

9. Ф.990. Оп.2. Д.513. Л.76 об. Дневник. Д 565. Л. 1-2. ГАТО. Государственный архив Тамбовской области

10. Ф.2. Тамбовское наместническое правление. Тамбовское губернское правление. (Дела о выборах в ГД). Оп.1. Д.20, 23, 28, 30; Оп.57. Д.605; On.lOl. Д.12, 16; Оп.143. Д.13,£ 156,408.

11. Ф.8. Коллекция листовок, брошюр, прокламаций, воззваний и газет политических партий, нелегально и легально распространявшихся в ТГ в 1901- 1918 гг. Оп.1. Д.200 0 68,70-118,130-181,183-186,192-213.

12. Ф.16. Тамбовская городская дума. (О благотворительности). Оп.9. Д.8; Оп.13. Д.14; Тг^ ОП.39.Д.17.

13. Ф.17. Тамбовская городская управа. (Окладные книги. Списки членов партий). Оп.43. Д.45; Оп.44, Д. 59,79.

14. Ф.24. Тамбовское губернское по земельным и городским делам присутствие. (Дела о „ vjr передаче ЦПЩ в ведомство земств 1913). Оп.1. Д.82, 268, 273, 275, 276, 278.

15. Ф.25. Тамбовское губернское по делам об обществах присутствие. (Рапорты уездных исправников о наличии партий). Оп.1. Д.9, 11, 37, 54, 62, 79, 92, 102, 106, 110, 127, ^ 142, 176,178, 188,189, 190, 222, 236, 325, 326, 327, 332.

16. Ф.31. Коллекция карт и планов населенных пунктов в ТГ. Оп.56. Д.38.

17. Ф.46. Строительное отделение Тамбовского губернского правления. Оп.54. Д.26,44.

18. Ф.107. Тамбовская губернская мужская гимназия. 0п.90. Д.ЗО.

19. Ф.145. Тамбовская уездная земская управа. (ГД). Оп.1. Д.1, 176, 22, 23, 27, 33, 34, 416, 42, 43, 92, 102, 128, 138, 140. Оп.2. Д.5, 69, 191, 337. Оп.З. Д.1, 2, 3, За, 4; Оп.4. Д.1;1. Ю Оп.9. Д.1,2,3.

20. Ф.161. Тамбовское губернское дворянское собрание. Тамбовский губернский предводитель дворянства. Оп.1. Д.9103, 9104, 9303.

21. Ф.181. Фонды учреждений религиозного культа. ТДК. Описи ТДК за 1759-1918 годы. Тамбовский Епархиальный Совет. 1918-1923. Оп.1. Тамбовский Епархиальный Совет. 1918-1923. Оп.1. Д.1280, 1026, 1792, 1926, 1936, 1937, 1995, 2020, 2053, 2065, 2092,

22. У Г 2113,2115,2128,2129, 2134,2137,2154,2174,2175, 2180,2265.

23. Ф.186. Правление Тамбовской духовной семинарии. Оп.107. Д.1.

24. Ф. 272. Тамбовское губернское жандармское управление. Оп.1. Д.21, 36, 80, 106, 1147/ 116,122,145,174-176,217-220, 275,279,282, 298, 346, 678,996,1581,5631.

25. Ф.382. Комиссия по выборам в ГД. Оп.1. Д.315. (TCPJ1).

26. Ф.888. Кирсановское духовное управление. On. 1. Д.80.

27. Ф.1048. Личный фонд Шильдер-Шульдера Н.Ю., тамбовского вице-губернатора. Оп.1. Д.13.

28. Ф.1049. Коллекция метрических книг ТГ. Оп.5. Д.3288.

29. ЦДНИТО. Центр документации новейшей истории Тамбовской области

30. Ф. Р-6, Тамбовский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительные комитеты (горсовет, горисполком). Оп.1. Д.42,45,91, 96,163.f 34. Ф.382.Оп.1.Д.315.

31. Архив Тамбовского епархиального управления

32. ЦГИНЛ. Ф.799. Оп.1. Д.64,1905.

33. Домашний архив Вирты Татьяны. Отрывок из воспоминаний. «О моем деде и отце». Рукопись. 2003.

34. Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1946. № 9. С.74.

35. ЖМП. 1989. №. 11. С. 20-21.

36. Известия Тамбовской ученой архивной комиссии (ИТУАК). Вып.22. Тамбов, 1888.

37. ИТУАК. Вып.41. Тамбов, 1897.

38. ИТУАК. Вып.55. Тамбов, 1913.46. Красный Архив 1922. Т.2.

39. Отечественные Записки. 1881. июнь. Внутреннее обозрение.

40. Православный церковный вестник. 1905. №51.

41. Русская мысль. 1903. Кн.7. Отд.2.

42. Русская речь. 1880 июнь; 1913. С.206 207.

43. Русское знамя. 1912. №№ 5,11,13,17, 26.55. Русское слово. 1912. № 4.

44. Христианское чтение. 1871.4.11. С.103.

45. Церковно-общественный вестник 1876. №37; 1881. № 88; 1906. № 1. С.6; 1914. №24. С.12.

46. Церковный вестник. 1906. № 1; 1915. 06 августа.59. Церковь. 1908. № 3.v.'11. Газеты

47. Воронежский телеграф. 1906. 25 февраля.61. Голос. 1876.

48. Земщина. 1912.21 сентября, 30 сентября, 8 октября.

49. Козловская газета. 1902. 19 сентября, 1 декабря; 1905. 20 января, 6 февраля, 10 февраля, 1 марта, 6 марта, 13 марта; 1906. 3 мая, 1907. 7 января.

50. Комсомольское знамя 1991. № 40-41 С. 9.

51. Курский вестник. 1906. 23 марта.

52. Новый путь. 1903. № 1,1904. №8.

53. Полоцкие епархиальные ведомости. 1908. № 5. С.15-19.

54. Прибавление к церковным ведомостям. 1907. № 43. С.27-29; 1909. № 23. 4.1. С.23-24, №4. 4.2. С.2070; 1909. № 27. 4.1. С.734—738; 1912. № 5. ч.1. С.154; 1912. № 8. 4.1.

55. С.298-302; 1913. № 1. 4.1. С.33-34.

56. Санкт-Петербургские ведомости. 1901.29 сентября.70. Свет. 1912. №№ 11,12,24.

57. Тамбовская жизнь. 1913. январь.

58. Тамбовские отклики. 1914. 3,11,12 января.

59. Тамбовский голос. 1906. 26 ноября, 1906. 21 мая.

60. Тамбовский край. 1905. № 233; 1907. №27, 29, 35, 1455; 1910. №15; 1912. № 1455; 4 1913. № 1,17, 1702; 1917. №14, 15,40; 1914. № 194.

61. I. Документальные источники

62. Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии на 1913 год. Тамбов, 1913.

63. Адрес-календарь на 1914г. Тамбов, 1914.

64. Андреев Д. Сборник правил о средствах содержания духовенства и о разделе их между членами причта. СПб., 1906.

65. Биович М.М. 4лены Государственной Думы (портреты и биографии). Первый созыв1906-1911 гг. М., 1906.

66. Биович М.М. 4лены Государственной Думы (портреты и биографии). Второй созыв1907-1912 гг. М., 1907.

67. Биович М.М. 4лены Государственной Думы (портреты и биографии). Третий созыв. 1907-1912 гг. Изд. 6. М., 1913.

68. Биович М.М. 4лены Государственной Думы (портреты и биографии). Четвертый созыв. 1912- 1917 гг. М., 1913.

69. Бонч-Бруевич В.Д. Материалы к истории и изучению русского раскола и сектантства. В 7 т. СПб.-Пг., 1908-1916.

70. Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 1866 1914 гг. СПб., Пг., 1868-1916.

71. Глубоковский Н.Н. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907.

72. Государственная Дума. Указатель к стенографическим отчетам. Первый созыв. Сессия 1. СПб., 1907.

73. Государственная Дума 2-го созыва. Стенографические отчеты. Т. 1-2. СПб., 1907.

74. Государственная Дума. Указатель к Стенографическим отчетам. Ч. 1-3. СПб., 1908.

75. Государственная Дума 3-го созыва. Стенографические отчёты. Сессия 1. СПб., 1909.

76. Государственная Дума 3-го созыва. Ст. отчёты. Сессия 3.4.1. СПб., 1910.

77. Государственная Дума. Стенографические отчёты. Сессия 5. Ч.З. СПб., 1911.

78. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В 5 т. М.: Новоспасский монастырь. 1994. (Репринт)

79. Докладная записка священному правительственному Синоду Иннокентия, епископа Тамбовского и Шацкого. Тамбов, 1906.

80. Докладная записка Святейшему Синоду Иннокентием, епископом Тамбовским и Шацким, Тамбов, 1906.

81. Дородницын А. Материалы по истории религиозно-рационалистических движений на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1908.

82. Журналы и протоколы заседаний Высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия. В 4 т. СПб., 1907.

83. Духовно-учебные заведения ведомства Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1899.

84. Историческая переписка о судьбах православной церкви. М., 1912.

85. ЮО.Краткий очерк деятельности ТСРЛ 1906.144 с.

86. Крестьянское движение в Тамбовской губернии. Сборник документов. М., 1957.

87. Юб.Обзор деятельности Государственной Думы Ш созыва 1907-1912 гг. Сост. Канцелярией Государственной Думы. В 3 ч. СПб., 1912.

88. Обзор Тамбовской губернии за 1901 год. Приложение к всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1903.

89. Обзор Тамбовской губернии за 1902 год. Приложение к всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1904.

90. Ю9.0бзор Тамбовской губернии за 1903 год. Приложение к всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1905.

91. ПО.Обзор Тамбовской губернии за 1904 год. Приложение к всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1906.

92. Обзор Тамбовской губернии за 1905 год. Приложение к всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1907.

93. Обзор Тамбовской губернии за 1906 год. Приложение к всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1908.

94. Обзор Тамбовской губернии за 1910 год. Тамбов, 1912.114.0т Тамбовского отделения ИППО. Тамбов, 1904. 7 с.

95. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. В 2 ч. М., 2004. 4.1. 1031с. Ч. 2. 1056 с.

96. Пб.Отчет о состоянии и деятельности Православного миссионерского общества в 18751914 гг. СПб., 1877-1916.

97. Отчёт обер-прокурора Святейшего Синода за 1866. СПб., 1867.

98. Памятная книжка Первой Государственной Думы. СПб., 1906.

99. Памятная книжка по СПб епархии / Сост. Н.М. Кутепов. СПб.: Типография Отдельного корпуса, б.г.

100. Первая всеобщая пебрепись населения Российской империи 1897 года: Общий свод по империи результатов разработки данных первой переписи населения, произведённой 28 января 1897 года. В 2 т. СПб., 1905. Т.2

101. Первая Государственная Дума. Обзор деятельности. // Приложение к «Биржевым новостям». СПб., 1907.

102. Первое общее собрание членов Тамбовского церковно-археологического комитета. Тамбов, 1913.

103. Покровская в г. Тамбове церковно-приходская школа: исторический очерк за 20 лет ее существования / Сост. М.И. Новочадова. Тамбов, 1906.

104. Поместный Собор Русской Православной Церкви. 30 мая 2 июня 1971 г. М., 1972.

105. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева лавра, 6-9 июня 1988 г. Материалы. М., 1990.

106. Правила о ц.-п.ш. СПб., 1885.