автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
В.А. Озеров и романтизм

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Бруснецова, Ольга Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Харьков
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'В.А. Озеров и романтизм'

Полный текст автореферата диссертации по теме "В.А. Озеров и романтизм"

од

• З'Л С>ГШ1КСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЙ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.С. СКОВОРОДИ

На правах рукописи

БРУСЕНЦОВА ОЛЬГА ДМИТРИЕВА

В.А.ОЗЕРОВ И РОМАНТИЗМ Специальность IO.OI.OI. ь русская литература

Автореферат диссертации на соиокшше ученой степени кандидата филологических наук

Харьков - 1995

Диссертацией является рукопись.

Работа выполнена в Харьковском государственном педагогическом университете им. Г.С.Сковороды

Научный руководитель: Официальные оппоненты;

Ведущая организация:

доктор филологических наук, профессор Л.Г.Фризман доктор филологических наук, профессор М.М.Гиршман кандидат филологических наук, доцент И,В. Черный Херсонский государственный педагогический институт.

. Защита диссертации состоится им^МлЛ 1995 г.

I Н часов на заседании специализированного совета К 113.24.01

по защите диссертаций на сои&кание ученой степени кандидата филологических наук при Харьковском государственном педагогическом университете им. Г.С.Сковороды /310078, г.Харьков, ул.Черны-шевского,60/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Харьковского государственного педагогического университета им.Г.С.Сковороды.

Автореферат разослан сшия, 1995 г.

Ученый секретарь специализированного совета

-кандидат филологических наук' (/(/г) —

Б.С.ГГриходько

Стремительный характер развития русской литературы в начале XIX века затруднял в прошлом и затрудняет до.сих пор дать верную оценку творчества Владислава Александровича Озерова / 1769 - 1816 / и определение его ме/;иа в истории русской трагедии. Его искания в области драматургии были сложны и противоречивы. Освоение жанра трагедии было для него одновременно и освоением новой системы художественных средств, к которым не прибегали драматурги эпохи классицизма! "Озеров никогда не потеряет цены...но цена его не определена еще; он у нас один; сравнивать не с кем; будем же им заниматься, постараемся отличить хорошее от дурного, ибо не слепое удивле- ■ ние, но похвала, на рассудке основанная, приносит честь стихотворцу"

Актуальность темы диссертации. Творчество Озерова отно -сится к явлением переходной эпохи. Эстетическая природа пред-романтизма, романтизма, его место в литературе и творчестве русских писателей XIX века - все это актуальные проблемы, которые в последнее время привлекают все большее внимание иссле- . дователей.Как отмечается в коллективной монографии "История романтизма в русской литературе", " сегодня, уже нет надобности в инвективах или дифирамбах по отношению к романтизму. Дело теперь заключается в том, чтобы объективно раскрыть особенности исторического бытия романтизма" . Необходимо изучить творческое наследие писателей-предровднтиков, уяснить существо их творческого метода, видения действительности и

* Катенин П.А, Продолжение споров // Сын отечества. - 1820;

- 1(528. - С.85.

История романтизма в русской литературе. Вып. I. - М.,1979.

- C.I0.

г

особеннрсти его художественного воплощения, исследовать ' . творческие искания отдельного драматурга в многообразии • его связей с творчеством современников, с исторкко-лите -тературным процессом , выявить в нем как индивидуальное,; так и типологически значимое, определить его вклад в романтическое искусство. Этим и определяется актуальность темы, которой посвящена диссертация. В пору первых постановок • своих трагедий Озеров бил властителем дум того времени. В его трагедиях, вместо Неподвижного в своем величии героя сумароковских и княжнинских трагедий является человек,чувствующий, эмоциональный, мечтательный, духовно гораздо болев сложный и богатый, чем герой русской классицистической трагедии. Это усложнение было связано с гуманистическими ' идеями предромантизма, с которым творчество Озерова было тесно связано. Драматург переходного периода, известный поэт,-относится ныне к числу писателей второго ряда, к "не очень четкому понятию литературного фона эпохи" ^ Последующие поколения критиков равнодушно проходили мимо наследия Озерова, отмечая в его творчестве только традициг онность, считала его. эклектиком, в то время как его трагедии представляют собой значительное художественное явление.

Художественный метод Озерова не был пока предметом специального изучения, хотя исследователи нескольких поколений создали необходимые предпосылки для постановки и решения этой научной проблемы.

1 -Лотман Ю.М. Поэзия Г*Ю-18Ю годов // Поэты 1790-1810 годов. - Л.,.1971. - С.6 - 7.

Общей характеристике творчества'Озерова, анализу его произведения:.!, его связям о общественно-литературным движением своего времени, с европейской культурой посвящены ста-' тьи А.Архиповсй, А.Бочкарева, Г.Гуковского, Ю.Левиьа, И.Мед--ведезой, Б.Токакевского и др. Многие из этих исследователей касались проблемы творческого метода Озерова и высказали немало обоснованных суждений. Вместе с тем в целом она остается нерешенной. Уже у современников.Озерова возникали споры о влиянии романтических элементов, на поэтику его трагедий. Они продолжились и филологической наукой XX века: одни склонны были считать поэтику трагедий классицистической, другие . видели в ней моменты нарождающегося романтизма.

Выделяя в трагедиях Озерова национальную самобытность, ■ Вяземский отнес его трагедии к "роду романтическому", роман- ' тическими эти трагедии сделали отступления от правил,"исполненные жизни и носящие свой образ". По' мнению Вяземского, дра-. матург выполнил первое, главное требование романтизма: обратился к самобытным, "северным" и национальным источникам вдохновения, создав произведения, содержание-которых ни у кого "не бкл'о заимствованным". Критик имел все основания считать трагедии "уже несколько" принадлежащими к романтическо- ; му роду.Это добавление - "уже несколько" - и определило последующие трудности в определении роли и места Озерова в развитии романтизма, ие преодоленные в полной мере по сей день: таким образом, научная новизна работы определяется сосредоточением внимания на малоизученном аспекте проблемы, уста -новкой работы на определение стилевого и жанрового новаторства драматургии Озерова, Нами руководило е¥р§мйвНйё про-

..... 4' следить эволюцию писателя в области создания трагедии нового . типа. Поэтика трагедий Озерова чаще всего не была основным предметом исследования, она обычно находилась на периферии внимания, затрагивалась лишь для того, чтобы придать необходимую полноту анализу трагедий клаосицизма; либо для того, чтобы глубже понять те или иные содержания романтизма в истории русской литературы. К исследовании привлекается ряд материалов, впервые вводимых в научный оборот.

Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе анализа ■ периодической печати XIX века, библиографических и архивных разысканий дать более полную характеристику творчества Озерова в контексте литературного процесса того времени и установить его идейно-худот.ественное своеобразие, определить место и значение драматурга в истории русской литературы и становлении романтизма. Достижение названной цели предполагает решение следующих задач: а/ определить, в чем заключается специфика "озеров-ского направления" в драматургии, своеобразие его романтизма; б/ рассмотреть трагедии Озерова с точки зрения формирования в них поэтики предромантизма; в/ определить новое в структуре творческого метода как некоторое устойчивое единство принципов озеровского художественного освоения действительности.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют труды современных исследователей, посвященные прот блемам романтизма, истории русской литературы XIX века, методике анализа литературных явлений. В работе используется ист_оричо-генетический и. сравнительно-типологический методы.

5 "

Основным объектом изучения служат художественные произведения Озерова, которые рассматриваются в соответствующем историко-литературном контексте.

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что материалы диссертации могут бить использованы при чтении общих курсов истории русской литературы первой половины XIX века, специальных куосов истории критики, театра и др.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Харьковского государственного педагогического института им.Г.С.Сковороды. Основные положения исследования были изложены в выступлениях на Межвузовской конференции по проблемам романтизма /П Гуляевские чтения, Калинин, 1988 г./ и У1 научной межвузовской региональной конференции в Томске "Проблемы метода и жанра в русской и советской литературе" /1988г./, а также на научно-практических конференциях в Харьковском педагогическом институте /1986,1987/. По теме диссертации имеется 6 публикаций. '

Структура диссертации обусловлена задачами исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 177 названий.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность темы исследова- .. ния, излагается история вопроса, фиксируется степень его разработанности, формулируются задачи работы, намечаются пути их решения.

В первой главе "Античные трагедии Озерова" /"Эдип в Афинах", "Поликсена" / решаются вопросы творческой эволюции драматурга в контекстё развития литературы начала XIX века.

б

На материале анализа эстетических.концепций того времени й' . конкретных сопоставлений различных художественных текстов выявляются новаторские тенденции, своеобразие стиля драматургии Озерова, связанного со становлением разных "романтиз-мов". Определьние позиции Озерова по вопросам античной мифологии представляется существенным как для характеристики эс-■ тетино литературных взглядов писателей карамзинского направления, так и для понимания собственно метода и стиля самого драматурга. Установить, в какой мере использование античного сюжета-способствовало расширению художественного познания человеческой личности в эпоху предромантизма, - одна из важных задач данной главы. .

Античность как культурная реальность и представление присутствует в литературе карамэннской эпохи. Выступая в эту эпоху.как живой культурный фактор, она оказывает влияние на творчество всех без исключения поэтов и драматургов начала XIX Эпоха предромантизма создает новое представление

об античности как о культуре хотя и предельно высокой, но все же не исключительной, равной культурам других народов. У писателей нет уже, как некогда у классицистов, непогрешимого образа античной культуры, служившего единственным источником для подражания. В античной мифологии, наряду с отечественной историей и фольклором, видели "лучший, чистейший дар, вернейший источник для поэзии" Как известно, эстетико -литературные взгляды Озерова формировались под влиянием эстетики салона Оленина, а эстетика салона - "средняя линия эпохи", тот общий вкус и стиль, воздействие которого испыта-

*'Литературные манифесты западноевропейских классицистов. -р 1983| • С »458*

ли все литературные направления. "Античность" воспринималась драматургом как культурно-историческая традиция и как художественная реальность, воспринималась как вымысел, поэтическая условность. Таким образом она определялась и у драматургов-клас- ■ сицистов в духе рефлективного традиционализма, оставалась постоянной литературного развития. При этом категория жанра "античной" трагедии оставалась более существенной, чем категория авторства. Но так как в литературе действительность эпохи бо-.гаче и противоречивее, чем сознание эпохи, открытие эпохи Карамзина в литературе следует рассматривать в плане непосредственной исторической преемственности, так как не могло быть большого разрыва между трагедией классицизма и драматургией нового времени^ Предромантические веяния в драматургии Озерова воспринимались, например, Гнедичем, как "притворная чувствительность и меланхолия"," которые являются болезнями новых стихотворцев, которые решились светлым дарам богов нанести меланхолип на весь род человеческий"

Русская трагедия даже на более ранних этапах своего развития не отличалась строгостью и замкнутостью.системы, поэтому в конце ХУШ века в нее стали проникать элементы нарождащегося течения. Таким образом, споры о трагедии "Эдип в Афинах", "Пог ликсена" - это не только разговоры о драматических правилах, но и обсуждение идей, содержания предромантической трагедии. Все. это подводило исследователей и рецензентов к решению новых проблем, вставших в связи с зарождением романтизма.

Например, использование эпического начала в трагедии -партии хора - один из способов воссоздания ситуации античной

^ Описание торжественного открытия императорской публичной библиотеки, бывшего генваря 2 дня 1814 года.-Спб.,1814.-С.80.

трагедии, темы; это - та риторическая фигура, воспринимаемая • как начало вымысла, романтическая микология, таким, образом, входит в структуру трагедии. В выступлениях хора преобладает монолог-декламация. Он приближал трагедию к типичной классицистической схеме, одновременно разрушая эту схему чужеродными элементами: условный фон хора, как правило, утверждает этический га шел трагедии: "Высокий сан представляемых лиц служит для пышности зрелища, для внешнего украшения, но едва ли усиливает страсть и чувство", - "нравы действующих лиц,- утверждает журнал "Вестник Европы",- несравненно важнее для поэта, нежели их зва ния" * .

Движение чувств, настроений героев трагедии "Эдип в Афинах" - главное в развитии конфликта трагедии. Монологи Антигоны привлекают .лиризмом, открытостью, отзывчивостью Человека к миру, и поэтому выстраданная идея единения главных героев перед лицом опасности - это то примиряющее начало, способствующее совершению очищения, проявлению катарсиса особенного свойства. Большинство монологов по своему характеру блит.е всего к элегии, в которой трагическая сторона жизни Признавалась извечно существующей и выступала в форме абстрактной и непреодолимой сущности, противоположности добра и зла, в конечном счете идеала и действительности. Элегичность монологов усиливается описанием природы, образ которой передает се душевное состояние, возникшее под влиянием определенных обстоятельств, и носит характер . медитации. Элегические монологи трагедий служили средством, благодаря которому читатель воспринимал их не как рассказ о Несчастии отдельного человека,

1 Вестник Европы. - 1807. -Р18. - 4.35. -С.120

а как жалобу на жестокую судьбу, угнетающую всех людей. Все это помогало Озерову-предромантику, по выражению Гегеля, подвести "единичные моменты созерцания и сердечного опыта под всс более общие точки зрения"

•Обращение Озерова к элементам элегичности было не случайным. У романтиков элегия являлась выражением чувствования нового человека. Показательно, что стихотворение Батюшкова "К Тассу" было создано под непосредственным влиянием Озерова. Судьба героя Батюшкова осмысливается в этом стихотворении в связи с кризисом идеалов гуманизма, которые приводят поэта, тйн же как и его современника Озерова, к религии, 'к осмсылении жизни в трагическом ключе. В своей элегии Батюшков частично заимствовал поэтическую лексику Озерова, и 'это стало возможным потому, что многие монологи героев его трагедий воспринимались современниками как элегии.

Высокий трагизм "Поликсены" обусловлен отходом автора от • трагедийности, проникновение элегических настроений способствовало усилению традиционного конфликта в мифе. Эмоциональной доминантой трагедии Озерова на античный сюжет является элегичность. Под влиянием времени /"Каждый пусть будет, по-своему греком! но только пусть будет"/ у Озерова происходит ориентация на поэтику античной трагедии, однако он идет далее "воссоздания колорита эпохи", используя античный миф как литературный материал, который в эпоху предромантизма приобретает особое значение: это время несет на себе отражение замыслов драматурга: античный сюжет используется, кодируется писателем, напрэв-

1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. - М.,1958,- Т.Х1У. - C.3I9.

лен от использования "по слз'чаю" до попытки создания нового ' • '. художественного целого, связанного с определенна.! типом восприятия действительности, Наметилась предромантическая интерпретация античного сют.ета, движение в соблюдении исторической логики развития действия, использования по-новому.основных . элементов поэтики: катарсиса, хора, плача, конфликта и т.д.

Античные трагедии "Эдип в Афинах" и "Поликсена" относятся, к явлениям переходной эпохи, ознаменованной становлением романтизма. В этих трагедиях Озеров отходит от создания ' идеального мира прекрасной разумности, который обязан был "просвещать" читателя и зрителя, давать им определенное знание истины. У Озерова'- иное восприятие античного мифологического сюжета: он вводится не только как возвышенное, неизменное, ' . вечное. Драматург отходит от мифа риторической фигуры /носителя всех традиционных смыслов и содержаний/, он принимает "мифологическую фантазию" как литературный материал и связывается с, определенным типом культуры, вырабатывается новый опыт в понимании мифа. Миф остается прежним, только его ощущение и переживание в трагедиях меняется существенно, и с • этим меняется: смысл /новое в содержании партий хора, катарсис/.

, Современникам Озерова трагедии на античный сюжет казались великими и знаменательными, так как в своих отступлениях от мифа образовывали новый тип предромантической трагедии:- ав -г торская воля драматурга нарушала традиционные представления . о жанре трагедии, греческий миф обретал новое наполнение, в котором проявилось желание автора выразить, защитить прежде . всего свои чувства. Преобладание многочисленных монологов способствовало тому, что действие в этих трагедиях основано, .

главным образом, на демонстрации и развитии душевных движений к размышлений, оно не разрушает конфликта, а только де-. монстрирует его в определенной тональности.Меняется и характер монологов в пределах одной трагедии: от созерцательно-медитатнзного он приближается к монологу, тесно связанному с другими элементами сюжета. Такого рода монологи настраивали

на сопереживание, сострадание, способствовали возникновению *

катарсиса, созвучного нравственным и эстетическим идеалам начала XIX зека.

Вторая глава "Исторические трагедии Озерова" отмечает, что' обращение Озерова" к историческим.сюжетам не предполагало воспроизведения подлинных событий, действие в трагедиях "Ярополк и Олег", "Димитрий Донской" строилось на условном сюжете,основанном на различных трансформациях устойчивой трагедийной ситуации, сэтеты строились по закону "вероятности или возможности" /Аристотель/, Озеров лишь заботился о самом общем * ' соответствии историческому изображению события, проблемы исто- •• рической жизни воспринимались под определенным эстетическим знаком, существовали в собственной форме ггредромантической исторической трагедии: драматические жанры использовали исторические стаетн едва ли не в большей мере; чем все другие жанры литературы. В' озеровекой трагедии на исторический сюжет не могли быть разрешены противоречия романтической эпохи, личность не подчинялась в ее национальном определении конкретным и историческим условиям жизни. Историзм трагедии воспринимается как "колорит- эпохи", а не как обоснование обществ иной активности человека.

первая историческая трагедия Озерова "Ярополк и Олег" ставила вопросы: как сохранить героическое начало в трагедии и избежать риторики, соблюсти Требуемые традицией классицизма правила и "тронуть" сердца зрителей, как добиться исторической верности и наДти должную мотивировку поступков главных героев с точки зрения современного человека. Сшетное время первой траге-дии отличается от сумароковского: в конце лУШ века Озеров располагал более полним и достоверным источником о древнейших временах отечественной истории. Противоречивость в действиях героев, некоторое "ослабление пружины трагедии" сделали ее характеры отличными от трагедий классицизма, так как до Озерова этого ослабления цельного образа не наблюдалось

Монологическая природа классицистической трагедии пыта-. лась удержать поиски драматургов в области художественного синтеза, была задана определенная историческая тема, сопровождающая тему тональность /эмоция/, дана четкая этическая оценка автора, существовали определенные отношения между и тематикой и способом стилистического выражения. Трагедия "Ярополк и Олег" намечает и фиксирует некоторый сдвиг, начало движения, отмечаются тенденций к разложению и ньюансировки страсти, чувства. Отвечая требованиям времени, Озеров наполняет отдельные сцены, монологи трагедии неповторимым "лиризмом", который в последующих трагедиях составит их своеобразие. Эпоха же нредромантизма создавала.свои коллизии, художественное восприятие трагического предполагало осмысление его причин. Поэтика жанра требовала разрешения конфликта в духе высокой классицистической трагедии, .однако процесс разрушения жанрового мышления в драматургии и отклонения от поэтики классицизма значил для Озерова и обновление, расширение самой теш исторической трагедии. Для Озерова

предромантика также существовал "заданный" стиль: Именно в нем концентрировалось то, что вводилось 'в драматургию как . историческое содержание.

Вторая трагедия на историческую тему "Димитрий Донской" ставит ряд вопросов, связанных с жанровой природой трагедии, ее новаторством и связям с традицией, обновлением ее эстетической концепции. С этой трагедией связано целое направлшме в развитии русского театра, так как в .ней особенно выразительно проявились типологически значимые особенности русской предро-мантическоЯ драматургии м своеобразие таланта, творческой манеры самого Озерова. В этой главе уделяется внимание рассмот-. рению художественной композиции, особенностям пространственно-временной организации материала! В основе трагедии, как известно, лежали связанные с исторической победой русских войск в 1350 году над полчищам;: Мамая на Куликовском поле.Обращение к этой теме в тот момент, когда Россия терпела неудачи в военных действиях против Наполеона /поражение под Аустерлицем/ было, разумеется, не случайным. Выделяются три направления при рассмот^ рении хронотопа трагедии "Димитрий Донской". Во-первых, определение жанрового йремени и пространства трагедии как явлений определяемых творческим методом Озерова. Во-вторых, определение сюжетного хронотопа внутри тр::здии, выявляющееся на уровне сюжетного развертывания пред«- т"ого содержания. В-третьих, изучение пространственно-временны;; отношений на собственно образном уровне. Подчеркнутые тирады монологов трагедии воспринимались в художественном пространстве,кай модель современного мира. Озеров строит пространство трагедии, по законам которого монологи героев и содержащиеся в них идеи, становятся определенными символами. Для современников драматурга это

был верный знак воспринимать явления как "художественную реальность" и в ключе "библейских образов".

Создавая трагедию нового типа, Озеров, может быть, неосознанно сформулировал один из главных вопросов, который в эстетике романтиков будет определен как сложный комплекс исторически сложившихся особенностей, которые они будут отыскивать, объяснять в истории, фольклоре и т.д. В трагедии "Димитрий Донской" Озеров почувствовал и уловил одну из традиционных метафор, широко, использованную в литературе, увидев в ней отражение национальных обычаев, характера и духа времени. Это "целостность" композиции проявилась в нахождении драматургом так называемой конструктивной идеи, которая способна была обьединить в одно целое все дальнейшее развитие трагедии,

В истории литературы религиозные ценности нередко сливаются с ценностями эстетическими и художественными. Это пбьясняется известным единством структур и функций различных видов ценностных отношений. Озеров неоднократно подчеркивал подлинность исторической основы трагедии, в ней видны "следы" работы автора над историческими материалами. В пространстве трагедии возрождался традиционный миф о троице, воспринимающийся современниками драматурга как развернутая метафора во времени, и .связана она была с временами победы Димитрия над татарами, когда идея единства стала объектом религиозного культа. В ХШ веке мистическая утопия Сергия Радонежского /идея троицы/, представляла знаменательное явление в истории культуры, так как была обращена на духовное единение.народа. Это была светская идея, которая не могла быть лишь обьектом религиозного культа. Миф Троицы воспринимался как перифраза идеи единения народа перед лицом опасности.

Таким образом, общепринятый религиозный символ сближался с традиционными образами русского народного эпоса. У Озерова .В; трагедии этот миф открыт историческому содержанию.

Вводя в свою трагедию лирический сюжет, Озеров отступает от жанрового канона классицизма. Анализ этого процесса позволяет проникнуть в природу авторского замысла, определить меру условности поэтики Озерова: меняется тональность • трагедии, "лирический сюжет" не вписывается в контекст трагедии. Драматический сюжет у Озерова-классициста, казалось бу, должен схватывать в событии динамическое ядро-действие, поэтому все, что способствует раскрытию главной темы, идеи: прямая .линейная композиция с определенной перспективой, логическим завершением - все, что отступает- от главного, будет исключено. На самом деле у Озерова-предромантика нарушается диалектический ряд, стягивающий характеры к центру единого конфликта. А сам способ развертывания главной теш трагедии, способ формирования особого видения мира у Озерова, нарушал, таким образрм, условности жанрового стиля. Для Озерова важно передать динамику лирического волнения, переживания.

Художественная полемика, развернувшаяся в русской кри- -тике начала XIX века по поводу трагедии "Димитрий Донской" -в известной мере предсказала пути развития русской трагедии и предромантизма в целом. Пародия П,Семенова "Митюха Валдай-, ский", ее третий план, прочитывает.:.; под непосредственным-влиянием заметок на полях "Димитрия Донского",предположительно выполненных А.С.Шишковым. Рассматривается стремление автора в форме пародии и замечаний определить эстетическую ' позицию по отношению к предромантической трагедии й представить в художественной стилизации содержание литёратурноЙ

полешки начала XIX века.

Резонанс трагедии "Димитрий Донской" был столь велик, что ни один русский драматург начала века не мог разработать исторической, темы, так или иначе не выявив своего отношения ■ к этому произведению. Наше исследование "за" и "против" сис-■ темы художественных приншшов исторической трагедии Озероза позволило уяснить те процессы, которые происходили в русской исторической трагедии, определили ее лицо и художественную практику в эпоху предромантизма.

Третья глава "Трагедия Озерова "шингал" рассматривает вопрос о влиянии .тематики Оссиана на творчество драматурга. Трагедия Озерова "Фингал", впервые поставленная на сиене Петербургского придворного театра в 1805 году - наиболее значительное произведение русского оссианизма. Она пользовалась успехом и продолжала ставиться до середины XIX века.' Изданная в 1807 году она была переведена на французский и немецкий языки, "Оссиановокий колорит", созданный■предроман-тизмом Озерова",стиль помпезной романтики","стиль Озерова -вмпир","классическая трагедия по внешней форме" - все эти неоднозначные определение поэтики, места и роли Озерова в истории, литературы XIX века так или иначе связаны с самой популярной трагедией драматурга В главе исследуются значение и смысл обращения Озерова к Оссиану. Нами принимается положение А.Архиповой, которая в статье "О русском предроман-тйзме" пришла к выводу:

-^Сакулин П.Н. Русская литература. ч.П. - Л. ,1929. <-С.32 Маслов Ю.Д. Оссиан в русской литературе. - Л.,1980.-0.47.

оссианизм не может быть соотнесен ни с классицизмом, ки с сентиментализмом, так как во всех европейских литературах он был сигналом предромантизма В трагедии "Сингал" правомерно видеть модификацию жанра трагедии XIX века. Новый герой, разочарованный мировой несправедливостью, сознает, что мир движется. Утвер-здалось право художника писать о себе, о своей личности, чувствах. Писатели оценивают общественные проблемы не со стороны разумности, .а через отчуждение и рефлексию человека. Герой трагедий такого типа не может быть автобиографичным, только

"рефчекс автора, внесенный в него, действительно его заверша-„ 2

ет , герой в своей жизненной установке изнутри себя самого выдергивает чисто художественное завершающее единство, придаваемое е>.?у автором, в каждом своем проявлении, в поступке, в мимике остается верен своему эстетическому принципу.

С этих же позиций оценивал Оссиана и сам Карамзин. В его произведениях на темы Оссиана выдвигаются на первый план не героика, образы северных богатырей, а особая лирико-эмоциональ-ная атмосфера. Становится понятным, почему Карамзин не принимал некоторые образы трагедии Озерова с ее героико-торжественной направленности). Некоторая неопределенность позиции литераторов во многом затегшяла суть споров по вопросам, становления трагедии нового типа, где классицистические традиции были особенно устойчивы, а литература разевалась стремительно: классицизм, сентиментализм, предроман; ям - их движете было вза-

имопрошщаемо, стилистические границы зыбки.

Поэтика трагедии. "Фингал" связана с процессом интенсивного

создания образа-характера, так как оссианизм, не отвечающий 1 Русская литература. - 1978. - Р1. - С.27.

^ Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества,- М.,19,79.-С.7-18С

нормам классицизма, медитациям Карамзина, подавал представление о возвышенном и прекрасном, порождая многочисленные литературные . споры. Во всяком случае оссиановские герои трагедии "вызывали мысль о несовпадение с традиционным миром героев классицизма. Одни почитатели "Фингала" воспринимали этот хаос, дисгармонию как покушение на эстетику сентиментализма /Карамзин/, другие /Чуковский/ понимали: перед ними талантливое художественное произведение. В трагедии "Сингал" екладывадся такой образ лирического героя, который ле мог выйти за пределы переливаний и внутренних исканий отдельной личности. Некоторые мотивы стихотворений Жуковского, Батюшкова близки к монологам Фингала э трагедии, так как в восприятии окружающего мира для предромантизма характерна установка на непосредственное проявление чувства, . субьективно-лирическое восприятие мира.

Новая волна интереса к трагедии была связана уже с 1812 го-• дом, когда образы Фингала, Старна, Моины нашли новое переосмысление в критике. Пересматривалась и сама поэтика трагедии, вызывая многочисленные споры сторонников и противников романтизма. Возвышенная атмосфера оссиановских образов трагедии способствовала •возникновению особого, возвышенного лиризма, который объединял и поэта и читателя. Эта важнейшая структурообразующая черта трагедии.Озерова -"элегический лиризм"- порождала своеобразие ее связей -с .художественной и внехудожественной реальностью,. Лирическое движение монологов, их элегическая направленность выступила, ¡следовательно, не только как особенность формы трагедии, но и жак -конструктивный жанрообразущий элемент трагедии. Монологи те^юев объединены в романтическую вартсовиу; элегический монолог-медитация, разрушая традицион-' ныл канон, приближается тто лирической напряженности к стихо-

творению, uto однако у Озерова не знаменует обретения новой драматургической формы,

В закАючениц подводятся итоги исследования. Предромантизм как самостоятельное направление в русской литературе XIX века утвердился в значительной мере и в результате творческих исканий Озерова. Предромантизм - явление переходное, имеющее ряд признаков, которые, по мнению Б.Томашевского, "ведут к роман-тиэму^гэто прежде всего ясное выражение личного, субъективного отношения к описываему, наличие чувствительности / у предроман-тиков - преимущественно мечтательно-меланхолической/; чувство природы...изображаемый пейзаж всегда гармонировал с настроениями поэта . Отмеченные признаки характеризуют творчество Озерова как явление переходного периода, движение его трагедий от классицизма к романтизму.

Одной из первых попыток осмысления творчества Озерова явилась статья Вяземского, предварявшая первое издание■сочинений драматурга. Эту статья читал Пуикин и оставил на ней пометы, значение которых трудно переоценить. Вяземский, бывший в ту пору одним из самых деятельных- борцов за романтизм, увидел в произведениях Озерова весомый аргумент в пользу пропагандируемых им идей и не удержался ради этого от известной модернизации его творчества и его подгонки пол свою концепцию.

Но Вяземскому пришлось столкнуться с твердым противодействием Пушкина, в котором созревали уже основы эстетики "истинного романтизма",- под которым понимался: реализм.

Поэтому Пушкин не мог не выступить против того, что он считал заблуждением многих критиков, которые под общим словом романтизма. .. разумеют произведения, носящие на себе печать уныния или мечтательности". Поэтому счел "ничтожными определения" те, которые относят Озерова "несколько к романтическому роду".

Было бы глубоким заблуждением, думать, что Пушкин недооценивал значение творчества Озерова. Напротив, размышления над ним повлияли на его собственные искания. Но если статья Вяземского, проницательная и талантливая, несла на себе печать своего времени и была голосом участника тогдашних споров, то пометы Пущкина содержат в себе нечто вневременное, помогающее и сегодня оценить место Озерова в историко-литературном процессе.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

X. Античный цикл В.А.Озерова // Ленинские чтения по исю гам научно-исследовательсЬЬй работы в 1987 г.:Тез.докл. -Харьков,1988.- С.46.

2. Оссиановские мотивы в творчестве В.А.Озерова // Ленинские чтения по итогам научно-исследовательской работы в 1988 г.:Тез. докл. - Харьков,1989,- С.49.

' 3. Своеобразие метода и стиля "античных" трагедий В.А.Озерова //Проблемы литературных жанров: Тез. докл. У1 научной межвузовской конференции. - Томск, 1990,- С.34-36.

4. Романтические тенденции в русской драматургии начала XIX века и творчество В.А.Озерова // Актуальные проблемы изучения и преподавания фил.дисциплин: Тез.докл.-Харьков,С.33-34..

5. Художественное своеобразие трагедии В.А.Озерова "Эдип в Афинах" // Проблемы автора и авторской позиции в литературе.: Сборник научн. трудов, - Харьков, 1990,- С.63-6У.

6.Проблема катарсиса и художественное восприятие "Моцарта и Сальери" Пушкина // Теория'и практика обучения русскому языку иностранных студентов. Тематический сборник научных трудов. - Харьков, 1993.- С.23-26. ?

М03М1Я

Бруспнпова 0-,Д„ ВЖЛЗзеров та романтизм // Дисертаитя на эдобутт* науновюго жтутечад кандидата фхлолог1Чних наук si . йпоцхальностг 10.01*03. — ¡рмййська лгторатура. Рукопис. Харкхвський доржагний ¡пгда-поггчний университет im.Р.С.Сковороди. - Харктв, 1995.

У диссртацН досяддауояться остотична природа трагед1й В.О. Озерова, ризначайтщоя ira-жанрове новаторство. Творчтсть Озерова взноситься до ятищ шорохiflHoi' опохи. На основх аналиу перходичних в и дань "XIX. «тойття, 6i6jiiorpaiI]iuiwx та apximmx ■ пошуктв додаеться Simian тпта хасактпристика творчостт Озерова i його рол1 в статжппмкг ¡pocitlCbKoro романтизму.

■ ■ АКВДТАЖМК

Brueenntova О.Э,. X'Aj.Oz-frov and l?ora*ntisra // Dissertation, for the award of C«naie«t« <of .science depree (Ph.D. decree •lfcnt) under the epecieai^ HOJSI.OI.- Russian biterafcure.Manuscrip Kharkov State PedaEaKii-oeO. Itoiibpersity named after G.S.SIcovoroda.-Kh»rkov,I995.

In thie Thee±<8 unssfcheti.c nature of Ozerov1 б tragedies is investigated,itя ргягре ilmnowetfcion ie deterrained.Ozerov» в creative worlds t>elieved ito ®tm трЫпопеп« 6Г the transition period.More

perfect characteri«idOT off (Oaeirov* в creative work end his role

X

In the foraatioo oi ¡НпявИчт ¡Romantlsa is on the basis of

IDC century peric>ai®*l ямедае ®nalysie and bibliographical and •rchitrlefc гввещгсЬм^ - Ключевые слова: иассшиаи, романтизм, элегия, монолъг. Кййчов! слова: клвеипкзм., ¡романтизм, елегхя, монолог.