автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
В. В. Берви-Флеровский в российском освободительном движении

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Заблоцкий, Виталий Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Днепропетровск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'В. В. Берви-Флеровский в российском освободительном движении'

Полный текст автореферата диссертации по теме "В. В. Берви-Флеровский в российском освободительном движении"

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им- 300-летия ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

На правах рукописи

ЗАБЛОЦКИЙ Виталий Петрович

УДК 947.081.2

В. В. БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ В РОССИЙСКОМ ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

07.00.02 — История СССР

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

ДНЕПРОПЕТРОВСК— 1990

Работа выполнена на кафедре истории СССР Донецкого государственного университета.

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор В. Г. Сарбей.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Г. И. Марахов; кандидат исторических наук, доцент С. И. Светленко.

Ведущая организация — Киевский ордена Ленина и Октябрьской Революции государственный университет имени Т. Г. Шевченко.

Защита состоится (ИьТ^Ъа , 1990 г. в часов

на заседании специализированного совета К 053.24.03 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Днепропетровском государственном университете (320065, ГСП-211, Днепропетровский, пр. Гагарина, 72, корпус 1, аудитория 604).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного со< кандидат исторических

КРИВОЙ

Актуальность темы. Яркую страницу в истории составляв4 революционное народничество. Ему по праву принадлежит важное место в отечественной революционной традиции, оно оставило глубокий след в истории общественной мысли и культуры. Обращение к революционному прошлому приобретает большую значимость в условиях всестороннего обновления общества.

Среди деятелей народничества вадное место принадлежит Василию Васильевичу /Вильгельму Вильгельмовичу/ Берви-Ф/°ровскому /1829-1918/. Его участив в освободительном движении продолжалось несколько десятилетий - с первых пореформенных лет до середина 90-х-гг. В отлична от таких корифеев, как П.Л.Лавров, М.А.Бакунин, П.Н.Ткачев, которые долгие.года провели в эмиграции, Борот-Флеровскнй практически не покидал России. Выдающийся труд Фле-ровсного "Положение рабочего класса в России" /1869/ "открыл" мир русского народа и Западной Европе, и русскому "образованное обществу".

Проблема изучения маота и роли В.В.Берви-Флеровского в российском освободительном движении важна для более глуоокого изучения революционной традиции, для понимания тех сложностей, которые сопровождали развитие передовой общественной мысли России. Сама биография Берви-Флеровского - яркая страница в история борьбы с деспотизмом.

3 отечественной и зарубежной историографии история революционного народничества, роль его лидеров нэр-едко искажаются. Ставятся под сомнение идеалы а борьба российских революционеров, в том числе народников. Историкам предстоит выполнить нелегкую, но. благородную работу по воссозданию правдивой картины освободительного движения, отдать должное.крупным его деятелям. -

Историография проблемы, В дореволюционной литературе имя Берви-Флеровского отановигся известным в 60-70-е годы по его публикациям в "Отечественных записках", "Леле", "Слова", "Неделе" и др. Ингерйо к работам Флеровокого проявляли не "дни только отечественные общественные деягели. В известном письме русским револициояерам Марко дал высокую оценку, книги "Положение рабочего класоа в России": "Это - груд серьезного наблюдателя, бесстрашного труженика, беспристрастного критика, мощного худож- . няня и, прежде всего, человека, возмущенного против гнетя во

всех 8го видах, на терпящего всевозможных национальных гимнов и страстно целящего все страдания и вое стремления производительного класса.

Такие труда, как Фларовокого к как вашего учителя "Чернышевского, делают действительную чеоюь России и доказывают, что ваша страна тока начинает участвовать в общем движении нашего века"*. Отзывы Маркса о Флеровском явилась основанием марксистского подхода к идейному наследию Флеровского.

Участники народнического движения отмечали большое влияние книги Флеровского "Положение рабочего класса". Попыток своль-ни-будь полно выяснить роль Фларовокого в общественном движении представителями данного направления -г соратниками Флеровского -не предпринималось. Но эта роль признавалась ими весьма значительной^.

Либерально-буржуазные авторы также, как правило, говорят о Берви-Флеровском в связи о "Положением рабочего класса"®. Следует отдать должное авторам данного направления - именно они сделали уже в начала нашего века попытку "вернуть" имя незаслуженно • забытого деятеля обществу"*.

. Статья И.С.Шумнгорского являет собой редкий пример обращения к фигуре Берви-Флеровского со стороны консарвативно-монархи-ческого лагеря. Это была попытка изобразить видного деятеля подлинным "Ставрогиным" 70-х гг. XIX в., каким-то злонамеренным да-

* Маркс К. Генеральный Совет Международного Товарищества Рабочих - членам Комитета Русской Секции в Женева // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - T.I6. - С.428.

ßtepnyak Б. The Russian Philosopher in London // Free Eussia.-1893.- No.1С; Никифоров Л.П. Василий Васильевич Берви-флеров-ский // Вяемес. журн. лигераг., щуки и общ. жизни. - 1914. -№ 15. - С,141-145,

о

См.: Барриве I. Освободительное двиаднгэ в царствование Александра П. Исторические очерки. - М., 1909; Богучарский В.Я. Активное народничество семидесятых годов. - М., 1912; Глинский Б.В. Революционный период русской истории /1861-1881/я др. 4 Малиновский H.A. На пора ли вспомнить? // Рус. шсль. - 1905.-№ 4. - С.130; Пругавин A.C. Две биографии /Б.Португалов, В.Берви/ // Рус. ведомости,- 1910. - 3 янв.

МОНОМ "ЙбСОЗЩШШ"1.

Советскую литературу по истории народничества можно раздп-лить на три периода: от Великой Октябрьской социалистической революции до середины 30-х годов; от середины 30-х до середины 50-х; от середины 50-х до настоящего времени.

В первый период появилось немало мемуаров участников движения революционного народничества. Эти произведения зачастую ноояли .выраженный исследовательский характер, и это придает им известное историографическое значение. Ветераны народнического движения отмечали большое влияние книги Флеровского "Положение рабочего класса в России"2. Заслуга привлечения внимания к личности Берви-Флеровского принадлежит О.В.Аптекману. Он, используя архивные источники, рассмотрел отношения Флеровского с народническими кружками начала 70-х гг., издал сборник материалов о Флеровско^. Работы Аптекмана способствовали пробуждению интереса к личности Борви-Флеровского.

Свидетельством этого явились работы Д.Б.Рязанова, М.Клевен-скогС и Г.А.Новополина. Первый характеризовал Флеровского как властителя дум революционеров 70-х гг., причем совершенно незаслуженно забытого: "даже специалисты не имеют никакого представления о его Действительных заслугах"^. М.Клевенский столь же высоко поставив имя Флеровского, определил его мировоззрение как . "наиболее ярко выраженный русский утопический социализм за весь

* ШумигорскиЁ U.C. Исторический Ставрогин и русская молодежь второй половины XIX в. // Ист. вестник. - 1916. - № 4. -С.265-272.

2 Лзйч Л.Г. За полвека. - M., T.I. 4.1-2. - Î922-I923; Иванчин-Пиоарев А.Я. Хоадэниа в народ. - М.-Л;, 19X9; Ковалик O.S. Революционное движение 70-х и процесс 193-х. - М., 1928; Чарушин H.A. О далекеЯ! прошлом. Из воспом. о'револ. движении 70-х гг. XXX в. M., 1924 и др.

О

Аптекман О.Б. Флеровский-Берви и кружок /Ьлгушина // Былое. -1922. - ß 18. - 0.58-78; Его же. Флеровский-Берви и чайковцн // Былое. - 1922. - № 19. - C.II9-I34; Его же. Василий Васильевич Берви-Флэровский. По материалам б.Ш отд. я Д.Г.П. - I.,1925.

4 Рязанов Д,Б. Письмо Флеровского К.Марксу /предисловие/ // Ле- ' тописи марксизма. - 1929. - IX-X. - С.55-57.

XIX век"1. Г.Новшолин, подчеркивая заслуги деятеля, характеризовал Флеровского как "великого человека", одного из основоло-лояников революционного народничества^.

Проблему отношений Флеровского с кружком А.В.Долгушина затронул Б.П.Кузьмин в предисловии к книге А.А.Кункля "Дэлгушинцы" Ди, 1931/^. Б.П.Козьмиа отмечал громаднейшее влияние Флеровского яа долгуштщая, но полагал, что "дооледоватэля Верви не могут быть признаны учениками Чернышевского". С возражениями выступил И.А.Теодорович, справедливо указавший на черты общности воззрений Барви и Чернышевского^.

Анализу мировоззрения Берви-Флеровского посвятил свою статью Л.Б.Каменев. Однако, в идейном наследии Флеровского усматриваются одни слабости, противоречия и заимствования /особенно, по мнению Л.Б.Каманава, у Прудона/ .

В интересной работе Л.М,Добровольского воссоздавались эпизода драматической истории цензурных преследований Берви-Фларов-г .ского, запрета и -/ничтожения его книг6.

Таким образом, в первый период развития советской историо-; графии прослеживается признание заслуг Берви-Флеровского в освободительном движении. Однако эти заслуги сводились к созданию . книги "Положение рабочего класса". Вывода делались н;. ограниченном круге источников. За исключением О.В.Аптекмана, никто не анализировал специально революционной деятельности флеровского,• Но и у Аптекмана рассматриваемый першд ограничен /1861-1962 гг.;

* Клевенский М. Предисловие к книга Флеровского "Записки равоЛ1>-

ционера-мечтателя". - M.-JI., 1929. - С,3-8.

2 Новопол}н Г. Затрачена могила // Зоря. - 1929. - Ji 9. -С.25-26

® Козьмин Б,П. Лолгушияокяй кружок в истории русского революционного движения // Кункль A.A. Долгушинцы... - 0.7-21.

^ Теодорог га H.A. Кем же, наконец, была долгушинцы? /К 60-летию кружка долгушинцев/ // Каторга и ссылка. - 1933. - № 2. -С .7-36.

® Каменев Л.Б. Маркс о Флеровоком // Лит. наследство. - 1932. -№ 2. - С.55-60.

® Добровольский Л.М. Запрещенные и уничтожешше книги В.В.Берви-Флеровского // Лит. наследство. - 1933. - & 7-8. - 0.163-180.

начало 70-х гг./.

В середина 30-х гг. многие направления исторических исследований были необоснованно свернуты, утвердилась искаженная оценка революционного народничества. Авторы, писавшие о Флеров-оком в этот период, как правило, не говорили о связи этого деятеля о движением народничества, "констатируя", что он нв входил в народнические кружки, не разделял взглядов народников, отрицал революцию*. Подобный подход присущ и обстоятельной ра^та ГЛо-дорова, посвященной экономическим воззрениям Флеровского2.

Новый период в изучении народничества начался после XX съезда КПСС. На основе ленинской концепции освободительного движения в России советс-ие историки создали ряд ценных работ по истории народничества. В.Ф.Антонов, Б.С.их'енберг, Ш.М.Леьин, В.А.Твардовская, П.С.Ткачанко, Н.А.Троицкий, Р.В.Фюшшов отмечали большое влияние книги "Положение рабочего класса" на участников народничвского движения.

Попытку рассмотреть практическую деятельность Флеровского как революционрра предпринял Т.С.Рязанцав3. Его работа'оставляет противоречивое впечатление. Круг источников, привеченных автором, представляется явно ограниченным. Упрощенно трактуется процесс идейной эволвции деятеля.

Говоря о существенном- .влиянии идей Берви-Флеровского в • 70-80-х гг. XIX в., В.И.Каминский выдвигает ничем не подкрепляемый тазис, что ФлароЕсмй "оставил эаматный след в истории революционно-освободительного движения в России, на сливаясь с на-родничзотвом" /подчеркнуто мной. - В.З,/4, "Отделение" имени д -ятеля от потока народнического движения можно оценить как воо-произваденае оценки второй половины 30-х годов.

* Абрамович 0. Предисловие // Флеровский Н. Положение рабочего

класса в Роооий. - М,^ 1938. - С.У-ХХ1У; Бушуев С, Рецензия на

книгу Флеровского // Историк-Маркоиот.-М.,1938.Кн.5.-С.203-204.

2 Подоров Г, Экономические воззрения В.В.Берйи-Флеровсгсого.-М.,

ч 1952. л

Рязанцев Т.С. Флеровский В.В. в.русском революционном движении

// Учен. зап. Коми па д. ин-та. - Сыктывкар, 1968. - Вып.б, -

С.31-108.

4 Каминский В.И. В.В.Бврвя-Флеро'вскиЙ в русском общественно-лигатурном движении 70-80-х гг. // Из истории русских лптвра-, тур1шх отношений ХУШ-ХХ веков,- М.-Л., 1959. - С.255.

М.Ы.Плакида выяснил ряд фактов биографии Флеровского и ьпарьиа воссоздал эту биографию в книге "Бесстрашный труженик" /Спалило, I960/. Популярная по форме книга содержит ценный материал о деятельности /прежде всего литературно-публицистической/ . Флеровского, однако в згой книге имеются многие фактические неточности и утверждения, не подкрепленные источниками. Неразрешимым остался и вопрос о мировоззрении деятеля.

Вклада Берви-Флеровского в движение народничества посвящается глава в монографии И.К.Панкина. По его мнению, Берви-Фларов-.; скиЗ вместе с П.Д.Лавровым, М.А,Бакуниным и П.Н.Ткачевым стоял j непосредственно у истоков действенного народничества*, Можно вяол-i не согласиться с этой оценкой.

Выходят работы, посвященные различным аспектам теоретичес-. i ких воззрений Берви-Флеровского'ч Однако на одно из этих иссяедо- ■ ваний не содержало рассмотрения народнической доктрины в идейном .' . наследии Флеровского /хотя близость его к народникам отмечалас^/..? Значительная часть работы Т.С.Рязанцева3 посвящена рассмотрению взглядов Флеровского на революцию, но за рамками исследования осталось развитие взглядов деятеля, упущено то важное обстоятельство, что концепция революции у Флеровского укладывалась в общие воззрения на общественный прогресс и была подчинена им.

Зарубежная историография революционного народничества не

* Пангин U.K. Социалистическая мысль в России; переход от утопии

• к науке. - М., 1973, - С.196-197.

2 Мудров А.И. Философские и общественно-политические взгляды

B.В.Берви-Флеровского: Автореф, ... канд. философ, наук. - М.,

. 1958; Плакида М.М. Экономические взгляды В.В.Берви-Флеровского: Автореф. ... канд. экон. наук, - Жданов, Г962; Друшшин Н.М. Исторические взгляды В.В.Борви-Флеровского // Проблемы истории общественного движения и историографии. - M.f 1971. - C.3I2-329; Прибутько П.С. Философские вопросы певолюции, войны и мира в мировоззрении В.В.Берви-Флеровского: Автореф, ... канд. фи-лос. наук. - Киев, 1983. ^ Рязанцев Т.О. Социально-политические взгляды В.В.Флеровского // Некоторые вопросы теории и истории общественного сознания / Науч. тр. Моек; гос. заочн. ляд. ин-та. - 1976. - Внп.49. -

C.63-76.

• оставила Берви-Флэровского вне поля зрения. Монография М.Ваври-ковой включает главу о нем /в связи о деятельностью долгусшнцецЛ Автор констатирует, что в начала 70-х гг. XIX в. влияние Флеров-ского на революционную молодежь мояно сравнить лишь с влиянием ЯД1 .Чернышевского в начале 60-х. Крупным идеологом народничества называет Флеровского Д.Оффорд, подчеркивающий его "очень большое влияние на революционных народников. Другие исследователи иногда используют мемуары Берви-Флеровского как авторитетного свидетеля и участника событий, лишь попутно касаясь его личности.

Подводя итоги историографическому обзору, можно констатировать, что исследователи признают крупный вклад Флвровского в революционную борьбу народников, затрагивают отдельные аспекты его воззрений. Вместе с тем отсутствует специальное исследование, посвященное общественно-политической деятельности Флеровского, его участию в революционном движении. Не была предметом исследования народническая доктрина в идейном наследии мыслителя, формирование и эволюция его воззрений. Вызывает сожаление практически полное отсутствие упоминаний о Барви-Флеровсвом в учебной литературе, во многих обобщающих трудах по народничеству.

Цель данной работы - выяснить место и роль Берви-Флеровского в российском освободительном движении, определить значение его личности и творческого наследия в современных условиях. При этом ставятся следующие задачи:

- проследить основные этапы жизненного пути Берви-Флеровского, уточнить, систематизировать биографические данные; рассмотреть черты личности деятеля;

- проанализировать идейное наследие Берви-Флвровского как идеолога революционного народничества;- исследовать общественно-политическое значение деятельности Флеровского в соединении социологии с революционной традицией" и для формирования этики революционного народничества.

Теоретико-методологической основой исследования является метод диалектического материализма в применении к общественным явлениям, а также ленинская концепция освободительного дпяташп в России. В рамках освободительного дрижжия В.И.Ленин виделот

^ Wawrykown М. Rewolucyjne narodnictwo w latech cteti°mrlzipsin-

tych XIX wieku. - Viarszawn, 1963. - B. 30? - Y¿>\. ^ Offord D. The Russian HsvolutiortnTy Movement in ttm 1880" я. -

J",., 1936. - Г.З.

а

разночинский этап - примерно I86I-I895 гг. Народничество, по его определению, представляло тогда "господствующеа направление, со-ответсгс^ющее точке зрения разночинца"1. Классовую сущность народничества В.И.Ленин видел в протеста против крепостничества и кагчтализма с точки зрения мелкого производителя, крестьянина. "Народничество есть идеология /система взглядов/ крестьянский демократии в России", - писал он .

В ходе работы автор исходил из марксистского положения о том, что "исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тоод, ч з они дали нового сравнительно со своими предшественниками" .

Иоточниковая база иослекования. Первую группу источников составляют произведения основоположников марксизма. В рамках темы эти произведения имеют значение многоплановое. Используемые как источники, они позволяют понять, в каком направлении действовали произведения Злеровского, как оценивали их современники.

Вторую группу источников составляют документы и материалы •оудабно-следственного и административного делопроизводства. Использованы источники из 16 фондов, хранящихся в 8 архивохранили-. щах страны. Многие документы впервые ввомтся в научна оборот. Использованы тгкже опубликованные документы, относящиеся к данной гр-vnne.

К третьей группа источников относятся программные и органа-.аационно-уставные документы народнических кружков начала 70-х гг, XIX в., программа "Земли и воли" 70-х гг., программа "Народной воли" и т.д. Эти материалы показывают, какое место занимали произведения Берви-Флеровского в "иерархии" авторитетов участников народнического движения.

Четвертую группу источников составляют нелегальные народнические издания, позволяющие реконструировать во всем многоцветье и противоречивости контвкат духовных поисков участников народнического движения. Свидетельства, содержащиеся в этих изданиях,

* Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати в России // Полн.собр.

соч. - Т.25. - 0.94. 2 Ленин В.И, 0 Народничестве // Поли.собр.соч.- Т.22. - 0,304. ® Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма // Полн. собр.coq. - Т.2, - С.178.

говорят о большом авторитета автора "Положения рабочего класса в России" в радикальных кругах. Использованы следующие издания: "Колокол", "Земля и воля", "Набат", "Вольное слово", "Народная воля" и др.

Пятую группу источников составляют материалы легальной периодической печати. Они дают возможность сделать выводы о том, какой общественный резонано имела литературная и публицистическая деятельность Берви-Флеровского. Использованы такие издания, как "Отечественные записки", "Дело", "Слово", "Русская мысль" и др.

Шестую группу источников составляют материалы личного происхождения, переписка и мемуары участников революционного и общественно-литературного движения. Использованы соответствующие материалы из II фондов 5 архивохранилищ. Автор признателен Владимиру Федоровичу Барви - внуку Флеровского - за предоставленные для работы материалы из личного архива. Использованы опубликованные мемуары участников народничесшгр движения*.

Ценнейшей группой источников являются произведения, материалы самого В .В.Берви-Флеровского. Во-первых, его книги общественно-политического и философско-соодологического содержания..Они, как прияло, издавались в России легально, а впоследствии запрещались. Это "Положение рабочего класса в России" /1869/, "Азбука социальных наук" /1871/, "Исследования по текущим вопросам" /1871/, "Свобода речи, терпимость и наши законы о печати" /1869/, "Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина" /1878/. Выявлены неопубликованные подготовительные материалы к "Азбуке" /ОР ГБЛ, Ф.135, ЦГАЛИ СССР, Ф.68/.

Вторую, подгруппу составляют произведения Флеровского, изданные в России нелегально или за рубежом. Это брошюра-прокламация "О мученике Николае и как должно жить по закону правды и природы" Денева, 1873/, ее переработанный вариант, роман "На жизнь

* Аптекман О.В. "Земля и воля" 70-х годов. - М., 1924; Деникер И.О. Воспоминания // Каторга и ссылка. - 1924. - № 4. - С.20-41; Корнилова-Мороз А.И. Перовская а основание кружка чайкив-цев // Каторга и ссылка. - 1926. - № J. - С.7-13; Кропоткин П.А. Записки революционера. - М,, 1966; Морозов H.A. Повести моей.жизни. - М,, 1965. - Т.1-2; Сажин М.П. Воспоминания 18601880 гг. - М,, 1925 и др.

И

и смерть. Изображение идеалистов" /Еенава, 1877/, "Азбука социальных наук" /Ч.Ш, Лондон, 1894/, Именно в Этих произведениях можно найти адекватную действительным взглядам деятеля оценку событий или идей. Третью подгруппу составляет публицистика Флеровского. Изучены все известные его статьи. В процессе работы обнаружены несколько неизвестных рукописей, в том числа относящихся к 1904-1905 гг.

Важным источником являются мемуары Флеровского. Особую ценность представляет его книга "Три политические системы: Николай I, Александр П и Александр И" /Лондон, 1897/. Широко используется также эпистолярное наследив деятеля.

Вез указанные источники в своей совокупности составляют систему, их использование позволяет раскрыть тему о достаточной степенью полноты и достоверности.

Новизна диссертации заключается в том, что она является комплексным исследованием общественно-политической деятельности п мировоззрения В.В.Берви-Флэровского. Впервые стала объектом специального изучения личность этого видного деятеля; предложена и 1 обоснована периодизация развития его мировоззрения. Определяется круг революционных связей Флеровского, характеризуется его практическая пропагандистская деятельность. На основе рассмотрение народнической системы воззрений, представленной в идейном наследии Флеровского, ставятся вопрос о необходимости переосмысления обтай оценки историчтского значения народнического .движения и народнической мысли, о генезиса революционной этики разночинцев и формировании соответствующего типа личности революционера и т.д.

Практическое значение исследования состоит в следующем. Актуальная задача постижения социализма немыслима без изучения наследия видных Представителей отечественной социалистической мысля. В этом отношении "философия коммунизма" Флеровского должна привлечь внимание и занять подобающее место в истории социалистических: учений. Результаты работы могут использоваться при подготовка учебных курсов по истории ССОР в вузах и школах. Личность а-дело Флеровского могут и долкны быть действенными аргументами против попыток дискредитировать идеалу и борьбу российских рево-лшигоцчрор. Выводи и материалы диссертации позволяют по ряду от-ноиена!! поставить назревши вопрос о переосмысления традиционно о цело гс народнического дктешч /л частности, относительно ого утоитчостя, мелкобурчеуягшоотн, иасощмпиотичностп и т.п./.

Гг

Апробация работы. С изложением основных положений исследования автор выступал на Всесоюзных чтениях, посвященных памяти Н.Г.Чернншввокого /Саратов, 1989 г./, республиканских научно-теоретических чтениях "Молодежь и актуальные проблемы исторической науки" /Черновцы, 1989; Киев, 1990/.

Структура работы определяется задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и построена по проблемно-хронологическому принципу.

Во введении обосновывается актуальность, новизна и практическое значение теш, содержится обзор историографии и источнико-вой базы исследования, определяются его цель и задачи, теоретико-методологическая основа.

В первом разделе диссертации рассматривается жизненный путь Берви-Флеровского, анализируются черты его личности. Показано, что начало общественно-политической деятельности В.В.Берви связано с общим либеральным подъемом середины XIX в. Тогда молодой чиновник министерства юогициц сближается о кругом "Современ-; ника", общается с Н.Г.Чернышевским и Н.А.Некрасовым. На рубеже 50-60-х гг. мировоззрение Берви-Флеровского "укладывалось" в рамки либеральной оппозиционности, в которой силен был элемент "юридического идеализма", "легализма". Непреклонный в своих нравственных принципах, Берви выступает с протестами против полицейских гонений на студентов /осень 1861 г./, против ареста тверских мировых посредников /весна 1862 г./. Эта выступления не выводили за пределы дворянской либеральной оппозиционности, но сам зыбор роли "правозащитника" был еызовом. Радикализация воззрений Зерви-Флеровского началась в период астраханской ссылки, особенно под влиянием событий польского восстания 1863 г. Он решается стать на сторону революции, примкнув к группа политических ссыльных /"комитету"/, участвует в пропаганда среди местных крестьян. 3 года сибирской ссылки Берви утверждается на позициях демократизма, делая значительный шаг в сторону социализма /внимание к крестьянской общине/. Собирая материал для книги о положении трущихся, он открывает для себя мир человека труда, делает народ дантром своего миропонимания и этики, становится народником в не-юсредстванном смысле этого слова /приверженность идеалам и делу народа/. Это предопределяет его значительную роль в радикальном унижении 70-х гг. XIX в. Тесно связанный с кружками чайковцэв и делгушинцев, Флеровстшй делится с молодежью опытом пропаганды,

оказывает определанное влияние на разработку программ деятельности. Вое это время не прекращается непосредственная пропагандистская деятельность Флеровского. Это создало деятелю значитель-• ный авторитет - молодые пропагандисты считали его своим "учителем жизни", "предтечей" хождения в народ. Кандидатура Берва-Флеров-ского /наряду о Н.К.Михайловским/ была в числе первых, когда чай-ковцами был задуман зарубежный периодический орган для руководства радикальным движением. Произведения Флеровского играли серьезную роль в одном из ключевых предприятий чайковцев - "книжном деле". Именно ему «ни предложили создать "революционную этику" /начала еа были изложены Флеровским в "Азбуке социальных наук"/, а долгушинод - "революционное евангелие" /брошюра "О мученике Николае"/. Власти констатируют, что Берви "находится в центре социалистов", что средоприделило очередной арест и административные преследования. Берви-ФяеровскиЙ в местах ссылки /Вологда, Архангельск, Шенкурок, Кострома/ неизменно становится центром притяжения молодежи, создает кружки из политссыльных и учащихся, продолжает пропаганду. В публицистике Флеровокий проводит коренные положения народнической доктрины, ставит проблемы, волнующие передовые круги: положение трудящихся, необходимость свободы слова, печати и т.д. Флеровокий не отступает от своих жизненных идеалов - ужа освобожденный.от надзора, преклонного возраста l больной, он находит возможность выехагь за границу, чтобы с помощью революционеров-эмигрантов издать завершающую часть своей-главной книги - "Азбуки социальных наук". Там же Флеровокий пишет воопо-минаншг - "Три политические система", где обосновывает мысль о том, что в складывающейся исторической обстановке Россия может быть освобождена от самодержавного деспотизма и преобразована социально только с помощью народной революции.

В.В.Ёерви-Флеровский был личностью нравственно выдающейся, цельной и незаурядной. Живущий одной жизнью с народом, постоянно пребывая в гуще крестьянской среда, Берви-Флеро~ский все дела и помыслы подчинил идее служения народу. В этом подвижничестве, с Флеровским может сравниться мало кто из современников. Весь образ жизни этого замечательного человека был примером подлинного самоотречения, единства слова и Дела, образцом "Яичного народни-' чяствя". -

Во втором разделе рассматривается наследие Берви-Флеровско-. 14

:о как идеолога революционного народничества. Доказывается на ос-гове анализа произведений'Флеровского, что по всем основным поло-кениям народнической доктрины он примыкал к другим видным идеологам народничества /признание капитализма упадком, регрессом; обоснование возможности самобытного развитая России; внимание к >бщине и т.п./. Анализ общественно-политических воззрений Флеров-зкого показывает, что возможность бескризисной, накапиталистичес-шй эволюции России он связывал с мелким трудовым крестьянским созяйством /индивидуальное пользование при общинном владении/, юдчеркивал пагубность р"окрестьянивания и пролетаризации для зтранн, где большинство грудящегося населения - крестьяне. Именно 13 интересов громадного большинства трудящихся и исходил во всех звоих теоретических построениях мыслитель. Нынешняя "реабилита-;ия" фермерства, свободного индивидуального груда на своей земле, юзвращэяие из небытия наследия А.В.Чаянова - все это позволяв! ^видать за народнической мыслью реальную социальную основу, а в сех тенденциях, на которые указырали народнические теоретики -зеальные исторические альтернативы ускоренному "догоняющему" варианту российского капитализма. Возможно усомниться также в бвз-¡говорочном причислении народнической мысли к "утопическому" со-даэлизгУне на приходится сомневаться, что соединение тружзяи-ш с собственностью не несет в себе никакой "мелкобуржуазности", 1в ведет к "реставрации" капитализма, не противоречит социализму. 5 давнем историческом споре российских марксистов и народников, >чевидно, за последними следует признать также немалую долю исто-ютаской правоты.

Социальное преобразование России Флеровский связывал со ;воими общими воззрениями на общественный прогресс, на социализм 'который прежде всего связывал с возможностью свободного всвсто-юннего развития личности/ на движение к социальному миру, соцм-¡льной гармония. Мыслитель неоднократно высказывал мысль, что ин -;ересы всех людей солидарны, и наиболее бескризисный, приемлемый 1уть возможен тогда, когда понимание этой солидарности утвердит -¡я в людях. Отсюда - чрезвычайная важность свободы слова, печати, юестороннего развития просвещения и науки. Эти общепросветитеяь-!кие идеи, связанные с глубоко присущим Фларовскому гуманизмом, юбуждали его сосредоточиваться на поиске таких путей, которые ¡опрягались бы о наименьшими потерями для народа, наименьшими

г ■ ;

страданиями, Разделяя позиции "этико-социологической" школы, Фле-ровский но воспринимал народ как объэкг благодеяний. А потому проблема цены развития была для народнического идеолога одной из первостепенных. Он никогда не отказывался от возможности изложит: на страницах печати проекты земельной реформы /ликвидация крупного помещичьего землевладения, создание крестьянского банка и т.п./, обосновать необходимость уменьшения налогового бремени на крестьян и рабочих, провести мысль о важности народного образования. Вместе с тем он был далек от иллюзий, что потребности прогресса могут быть, реализованы сами собой, без борьбы. Уже со времени польского восстания 1863 г. Берви-Флеровский на исключал возможности социального переворота посредством народной, крестья. стой революции.

Берви-Флеровскш! был убежден, что революцию нельзя вызвать "искусственно", посредством заговора - корни революций глубже, они вызревают естественно, и никем ускорены быть не мэгут. Исход из этого понимания динамики революционного процесса, Берви-Флеро. окий полагал, что силы революционеров должны быть сосредоточены на подготовительной пропаганде, вносящей в сознание народа понимание задач общественного прогресса, осознание собственных интересов а т.п.

Вопреки имеющимся в литературе утверждениям, что Флеровски исповедовал анархические' идеалы*,в диссертации показывается, что Флэровскай последовгтельно ототаивал общедемократические идеалы, на всех этапах своей дзятельности признавая огромную важность борьбы за политические свободы, демократические идеалы.

Придерживаясь в целом идеалистических представлений об обществе, Берви-Флвровский неизменно проявлял глубокий интерес к экодомичеоким, материальным факторам в жизни общества, используя это при интерпретации исторических событий. Можно вполне согласиться с П.С.Шкурйновым, поставившим имя Берви-Флвровского в ош1 ряд с именами В.О.Ключевского, А.П.Щапова, М.И.Ковалевского, которые сыграли "важную роль в подготовке к восприятию материалистического понимания истории в налей стране на рубежа двух веков"

f Ияяерицкий В.В, Революционная историческая мысль в России. -M., 1974. - С.301, 311, 341.

2 Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX в. - И., 1980. - 0.315.

В третьем раздала рассматривается распространение и влияние идей Берви-Флеровского, специальному изучению подвергается проблема "Флеровский и этика революционеров-народников".

Делается вывод, что одной из значительных заслуг деятеля явилось соединенна революционной традиция в России с социологическим знанием. Книга Флеровского "Положение рабочего класса в России" положила начало целенаправленному и систематическому изучению революционерами жизни трудящихся, сбору статистако-экономи-ческих сведений, составлению соответствующих программ, вопросников, анкет и т.п. Многие оригинальные работн о положении трудящихся по своему построению и подходам "вырастали" из "Положения рабочего класса" Флеровского. Эта ¡снята сыграла значительную роль в становлении народнически идеологии. Приводятся сведения о степени распространенности книг Берви-Флеровского /главным образом "Положения рабочего класса" и "Азбуки социальных наук"/. В 70-х -начала 80-х годов XIX в. книги Флеровского неизменно входили п состав библиотек большинства наррдничаских кружков, студенческих и гимназических кружков, первых рабочих организаций, активно попользовались в народнической пропаганде. Отмечаются случаи использования "Положения рабочего класса в России" в работа социал-демократических кружков.

Обосновывается вывод о том, что о именем Берви-Флеровского следует связать в немалой степени я становление этических оснований революционно-народнического движения. В русле этических поисков Флеровского возникла его "религия равенства" - манифест безрелигиозной веры, этическое учение, обосновывающее нравственнуй оправданность и необходимость борьбы за правду.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы обобщающие вывода и намечены перспектшзц дальнейшего изучения проблемы.

Результаты исследования позволяют заключить, что в лице В.В.Берви-Флеровского мы имеем крупного деятоля освободительного движения России пореформенного периода, яркого представителя, а во многом и вдохновителя подготовительно-пропагандистского направления в революционном народничестве.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

I. К.Марко и В.В.Бэрви-Флеровский // Тезисы докладов облает-

ной межвузовской конференции "Теоретическое наследие К.Маркса й проблемы перестройки преподавания общественных наук. - Донецк, 1988. - С.43-44 /0,1 п.Л./.

2. В.В.Бврви-Флеровский о революционном движении в Россий // Тезисы общественно-политических чтений "Молодежь й актуальные проблемы исторической науки". - К., 1989. - С.282-284 /0,1 п.л./.

3. В.В.Берви-Флеровский и его книга "Положение рабочего класса в России". - Донецк, 1989. - 24 с. /I п.л./.

4. Взгляда В.В.Берви-Флеровского на революцию. - Рукопись, двпонир. в ИНИОЕ /№ 38076 от 26.05.1989/.

6. Народничество: необходимость нового прочтеайя // Тези оусп1льно-пол!тичних чигань "Молодь I актуальн! проблема вторично! науки". - К., 1990. - С.20-21 /0,1 п.л./.

Эаблоцкий Виталий Петрович В.В.ББРДО-ЙЕРОВСКИЙ В РОССИЙСКОМ ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ

движши

СпвцивльнооМг 07.00.02 - История СССР

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидате исторических наук

По'гп.в печать 10.07.90. Формат 60x84 1/1б.Бумега оберточная.

Офсетная печать. Усл.печ.л.О.ЭЗ.Уч.-иед.лЛ.О.Усл.кр.-отт.^О.

Тираж 1?.5 экз. Закеэ »5 9-6982. Бесплвтно. _

ДнепропотровокиНгосудврстванннй университет, __ 320065. ГСП-Ш.Днепропетровск.10. пр.Гагарина.72 ...

ДМПП, 3'Ю050, Донецк, ул.Артеме, %