автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Великая Французская революция и якобинство в романах "Девяносто третий год" и "Боги жаждут" к проблеме историзма В. Гюго и А. Франса

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Пустынникова, Галина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Великая Французская революция и якобинство в романах "Девяносто третий год" и "Боги жаждут" к проблеме историзма В. Гюго и А. Франса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Великая Французская революция и якобинство в романах "Девяносто третий год" и "Боги жаждут" к проблеме историзма В. Гюго и А. Франса"

РГ6 Ой

На правах рукописи

ПУСТЫННИКОМ Галина Александровна

ЕЕЛЖЛЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕБОЖВДЯ И ЯКОБИНСТВО В РОМАНАХ "девяносто ТРЕТИЙ ГОД" И "ЕСГИ ЖАЖДУТ" К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИЗМА В. ГЮГО И А. ФРАША

Специальность: 10.01.05 - Литература народоь Европы,

Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации да соискание ученой степени каедидата филологических наук

М0СКВА-1е95

Работа выполнена на каредре истории зарубежных литератур и класй сической филологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор

Ё.А. Петроза.

Официальные оппонента - доктор филологических. *аук, профессор

Ю.П, Уваров - кандидат филологических наук, доцонт Е.Г. Петраш ■

Ведущая организация - Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореаа

Защита состоится 46" 06 _ 1995 г. в часов

на заседании Диссертационного Совета Д 053.05«13 при Филологлче--оком Факультете МГУ им. М.В. Ломоносова по адресу: 119899, Москваг Воробьевы торг , 1-ый гуманитарный корцуо МГУ. '

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Филологического факультета МГУ.

. Автореферат разослан " ^ 1995 г.

Ученый секретарь Совета, доцент

А.В. Сергеев

: . Диссертация обращена к проблеме историзма, являющейся одной из кардинальных в литературоведении и современной.науке в целом. Про-5леыа эта поставлена в связи с исследованием исторических романов 3. Гюго "Девяносто третий год" /1872/ и А. Франса "Боги жаждут" '1912/, воплотивших в себе своеобразие творческого метода каждого 13. писателей и представляющих собою две равновеликие вердины б исто-жи французского романтизма и реализма второй половины XIX - падала ОС bpkoJo

Эта произведения при всем различии их эстетичьокой природы сблн-сает прежде всего то, что они.посвяшены художественному осшслегош гстории Великой Фрашзуской революции. Последнее делает законэкер-юй при их'изучении постановку проблемы историзма, обусловившей Мьвннй аспект диссертационного исследования,. . Актуальность избранной ' те^;- определяемся современной значимость» :е только нейтральной исследовательскойпроблемы историзм, но и :амой проблематики изучаемых 'исторических романов В. Гюго и А.Фран- . ;а,.которая приобрела неожиданно острую злободневность в конце XX ¡тодеткя. Споры вокруг Французской революции Х7а1 века, не утихаьиш га протяжении двух столетий,.вспыхнули недавно с новой силой. Этому :пособствовали.кризисные процессы во многих.странах, наследовавших ¡еволзшдарнные традиции прошлого. Интерес к нему.был мотален и бур-иш дис|/ссшпж,' сояровождавшшж подготовку и проведение 14 июля .989 годй.ЗОО-чдетнего юбилея Великой французской револищн, широко тмечавшегосл ео Франции и далек за ее ттрёделамк.В ожесточенных порах заново осмысливались многие жгучие вопросы, на которые в вое. время мучительно искали ответы В. Гюго и А.. Франс. " Новизна, настоящей диссертации обусловлена разработкой темы.толь-о накеченнбИ;;.'нО; ещё не решенной;, исследователя?/!!!.' К сегодняшнему цК в результате,усилий; отечественнмх и .зарубежных литературоведов ворчество В. Гюго к А. Франса изучено уже достаточно разносторонне глубоко^. Определено в ном'обгпее значение интересующих нас прокз-

06 этом.свидетельствует ке только масса вошедолх в круг нашего иоу-•енин•• раэнотемных И:разножанровых статей,но и десятки монографий,. освященные русскю/я и зарубежными исследователями мшшгд творче-тву В. Гюго /см.,напр^, .Трескунова-N!. Виктор Гюго. Л., 1969, Евтгл- . а Е. Виктор Гюго. М., 1976, ВгоиЬегЬ У. Victor Hi^jo et. le román islorawtre. P., 1985 и Decaux A. victor Hugo. P., 1985 других второв/ и А. Франсу /см, труда:. Лиуодзпет<и-1 С. Ап^тэлъ Зраие«

-'■■." - 2 - '■.

ведений. Однако романы "Девяносто третий год" и "Боги жаждут" в сопоставлении бшш рассмотрены лишь однажды - в книге И.М. Воинова "Прг1л0мы исторического романа В. Гюго, и А. Франса" /М.-Л., 1927/. Попнтка, предпринятая учеными, безусловно важна, но ею не монет довольствоваться современная наука, Дело не только в том, что книга несет на сибэ печать социологизма, характерного jum литературоведения 1520-х годов, За три четверти гека, прошедшие после ее появления изменились многие литературоведческие подходы и оценки, связанные, в частности,с интерпретацией методов романтизма и реализма, соотно-аения мировоззрения и творчества писателя. Выдвинулась в число первостепенных, требут многогранной разработки, проблема художественного историзма. Совершенствование филологической науки позволяет на новоЯ методологической основе осмыслить сходство и различие двух шедевров шровой романистот, привлекших наше внимание, • '.'

Цгль данной диссертации состоит в постановке и рэвенаи проблемы историзма В. Гюго и А, Франса, воплотившейся в романах о Великой французской революции - "Девяносто третий год" и "Боги жаждут". ; Для постижения поставленной цели мы и попытаемся в настоящей работе проаналиэирозатезти романы,с тем, чтобы выявить как соприкосновенно творческих устремлений В. Doro и А. Франса, так я спецг)ику историзма каждого из писателей. Диссертация носит историко-литературный хг.рахтэр и не предполагает теоретической разработки проблемы историзма, но содержит ряд опорных определений , -в которых историзм писателя трактуется как одно из важнейших свойств, творческого подхода ху, зжника слова.

Цель исследования определила и круг поставленных задач:.

- проследить процесс становления концепции Французской ревешь : ции в творчестве В. Boro и А, Франса от их ранних опытов вплоть до романов "Девяносто третий год" и "Боги жаждут", созданных в пору зрелости художников;

' - исследовать характер и степень влияния Французской историографии, посвященной революции .1789-1794 годов, на исторические- концел ции изучаемых писателей и пригдаш их художественного историзма ■ /для этого привлечены труда историков - от А. Тьера и Ф. Ыинье до

Очерк творчества. Тгшжент, 1962, Фрид Я. Анатоль Франс я его время М., 1975,, Banwjuart М.-С. Anatole Ггаисе polebtste. Р., 1363, le-vaillant u. Les aventuresdu scepticisme. E&eal *ur l'évolution intellectuelle d'Anatole Frajice. P., 1965 и

Подробный перечень .литературоведческих работ приведен в библиографии, приложенной к диссертации.

- 3 -

Л. R-a,гг. л S. Корю?..

- нкятать соотноиеиие традиционного я ногторсо э начал в го«»а-Ht.x "Дек-Еиосто третий год" и "Eon: -осядут", япхвпп stx в контекст литературного наследия Фр&шдех, посвякеикого Рополгши /от iLa-rodp?-ана и де Сталь до Рркмана-Шатрлана д Рол тела/

- проанализировать "Девяносто третей год" и "Боги ж.ч?;1ут" б ::х осн'М'оц дагаящх моментах, свяьаиккх о лро&теякмгаксП роияноз и рлс-крккагаглх СЕ09оСра?ко г. •»тэдслогаческях аригапног. ¡гетеризма В. Гтого к А. О; -.¡¡са, которое отразилось '• и особенностях р.-5о?к рс;.:г. /стоя с ястор*:ческУ!?я источ!Гг*кпгл1 совр°:.:тгткоа п участников

Рево..тлчп:т л др./.

унчгкть работа определяется та:,", что ее и*-» зультата могут быть псподт-'-'Огчге! для яауч«я!*я фрчь,;узской л,лтерг;,"у-ры последней гррти XIX ■ начала XX одхоэ, при чтем:: о<Чсго курса по ясторхя рорубеяной литературы последней трети XiX - начала XX -••>. коп, в спецсеминарах я cnsaxypcax, посвящрчкнх фрпьиузски?.1> рома ¡ту этого периода. Работа мох ет представ.хять интерес для тех, кто г.таотся изучением ^раыус-ского исторттческ.. го рот.тана, а так,те '••-•.орчео-тва j. Гюго и А. фрцрса.

Апробация .раг'отн. Диссертация обсу.тдалась па заседании каф--дрт1 которая зарубежных литеаатур к классическое филологии Саратовского гесук.тверситета здееяя Н.Г. Чергьтюг-ского, ча за« доли*' кафедры лего рки зарубежной литературы МГУ вмени И.Б. ЛомокоСога. От,;елып; положения pa<v,-ra 'кеют. отражений в трех публикациях, а такт" в докладах на тучных конференциях филологического факультета Ораторского гоо-унир^рсктета и секции фклологи:. в Саратовском агро-ншлонертюм уня вероитото.

Поставленное цел; определили я структуру работы. Исс ледоганне постоит кз Введения, двух глав основной части, Заклкмеиия, Примечаний и Библиограф^!)«,

Во введении обосновывается актуальность и павиана избранной темы. На 0СН0К9 краткого обзора критической литератур., освещается степень ее изученности в отечественном и французском литературоведение. Удедчется внимание методологической основе'исследова: ;я, определяется понятие кеторлама как одного из важнейших свойств творческого метода писателя.

В первой г'гге. поррящонноЯ В. Гюго, прослетииаетсяг история ос-мчслет;я писать лом р.яу.неГпого для него и все/* его страны собтштя -Готикой франаузстсо':1 реголгахии. Нейтральное »т°сто в главе отвалено геслодор.' чкг рот.'ага "Девяносто третий год', лг-чвлогося итогом этого аег'.'нгл«. н;тд и в полкоР ;/епе воплотавдего писательскую конпэлнаи

1'ЭЗ года как апогея Революции.

Концепция эта складывалась медленно, постепенно, претерпевая существуйте изменения на протяжении всего .чеканенного и творческого пути писателя - от резко отрицательного роялистскою восприятие ревс"здмг и ее вождей /статья 'Вольтер", 1823/ до восторженного 1.мна во славу революции, который характерен для романа "^евяност* треткй год". Формированию ее, связанному с общей эволюцией мировоззрения, в частности, политических взглядов В. Гюго, способствовали мг огие факторы, сред., кривых важнейшим следует признать опы1 осмысления событий 1789-1794 годов французски.® писателями и уче-ньи"*. Творчески усвоенный и диалектически преломленный в романе "Девяносто третий год", опыт этот ."о многом определил характерные особ_;тости концепции Великой французской революции, воплощенной в системе образов и идейном пафосе романа, оказал существенное влияние на формирование принципов историзма В. 1"юго.

Наверно^, можно без- особого преувеличения сказать, что В. Гюго генетически связан с Великой французской революцией. Известно, чт отец будущего писателе был одним из активнейших у частников ревато ции, точнее ее республиканских войн, как внешних, так и внутрен-KI-,:. Участвовал он и в подавлении контрреволюционного мятежа в Вандее, который mhoi'O лет сгтуотя составит фабулы"» основу "Девяносто "ре ьего ток • От отца своего В. Гюго и получил первые све деншг о трягтвскях событиях в Вавдее.

Од: 1ко раннее творчество В» Гюго проникнуто духом роялизма. Эт связано с тш, что молодые годы поэта отмечены х.ачатыо времени, о наменованного восстановлением монархического трона и соответству щей ем*. идеологией. В 1819 году В. Гюго пишет оду "Вандея", в кот рой по существу, прославляет как справедливую бо> ьбу мятежных конт революционеров, а два года спустя - оду "Кибе^он", где революция трактуется iuk кара небесная и време: ноо торжество дьявола. В эти произведениях начинающего поэта отчетливо ощупается влияние Шато-бриана - авт ра "Опыта о революциях".

Новое восприятие 1789 года справедливо связывают с эволюцией мировоззрения.В. Гюго, приведшей его в лагерь оппозиции правител! ству Бурбоноь. ^/Я-'

В 1830-е годы мысль художника неоднократно возвращается к собь тиям 1789-17С ! годов- В "Этюде о Чирабо" /1834/ В. Гюго высКазывг убеждение, что Великая французская революция дала ключ для решош многих социальных проблем. А ~амо развитие революции и смена ее i литг'-хских деятелей представляется теперь писателю проявлением oí

- 5 - ... '

■деленной закономерности. Здесь сказывается освоение о^та роганти->ской историографии /в частности, работ Ф. Минье и А. Тьера/, кото-1Я к э 1 ому времени уже определила г>вое отношение к революции как явлению исторически закономерному во всех его стадиях.

После государственного переворота, сворлеш'то Л., и Бонапартом в ¡кабре 1851 года, Ь. Гюго, ушедший в .знак протеста в добровольное знание, создает поэтический соорник "Возмездие". Именно здесь он гервые обращается к те"э 1793 года, как великого исторического при-!ра могущества народа, проявившего г/даество в борьйе с тиранией. И 5едительное доказательство тому для писателя - победа Республики щ мятежной Вандеей.

Свое дальнейшее развитие тема 1у93 года нашла в романе-эпопее )тверженные", точнее во Второй части его, созданн^Л в изгнании. )тверженные" • роман о современной Гюго Франции, однако тема рево-шии и ее апогея - 1793 года занигает в нем существенное место /в ютности, в многочисленны:' риторских отступлениях и сравнениях ге->ев-участников республиканского восстания 30-х годор с лидерами )ликой французской.революция: АнжольрасЁ - с Сен-Яюстом, Ком^ефе-I - с Кондорса и т.ч./. Непосредс.венное отражение тема я/.оОинско-

> террора и связанная с ней проблема правомерност:: револх'тонного 1Силия вообще нашла в словесном поединке епископа Ми; "¡эля и члена жвента Я. Для писателя оба пр^вы: л епископ, провозгласивший,что ¡стокости нет и не може! быть в принципе оправдания, и член Конвен-I, утвердивший, ' то логика развития самой революции выгадала яко-гацев быть безжалостными с врагом, ибо благо народа превыше всего. ;есь уже по суцеству намечен трагический конфликт героев "Девянос-

> третьего года" Говэна и Симурдэна.

К созданию рогланг "Девяносто третий год" В. Гюго гот вился дол> и тщательно, ¿фактически почт!, все десятилетие /с 1863 по 1873 го-I/ было заполнен"* для Гюго напряженной работой, начиная с.^'сбора азнообразн!:.. материалов к рома :у и кончая их концептуальным осшс->нием, составившем основу стетного действия и сисимы образов в 'евяносто третьем годе".

Принципиально, что в якобинском периоде В. Гюго избран с мый ге-жческяй его этап - лето 1793 года. Уже в самом этом выборе заклю->на установка художижа на принятие якобинизка.

В центре внимания автора - справедливая Ройна якобинской раслуб-гкк против ее врагов. В этой .зойне нет погтра"гя якобшгца'.га нравот-шности, кет здесь акцента и на кестокостях праггтьльстра, шссовкх гртв регрессий. Уязвимые, спорные моменты в истории яксблнизж как I иынесенУ за рамки повествования, отодвинуты в т°нь /так называв-

мые сентябрьские убийства, кагнь короля, боздллостное истребление партии жирондистов.../. В. Гюго словно бы очщаот 1793 год, стремясь преете всего акцентировав его величественнго. суть. Ь центре романа - собитае, которое, пс убеждении автора, безусловно оправдывает ро-вол^пию и чре^вычайние керн якоб"исксю правительства, - война с мятезш Л Вздкеей. Бела и можно говорить о беспощадности якобинцев, то рта беспощадность, по логике автора,' являлась закономерной ответной рее .цией на жестокости самой Балдей.

Символично, что рокак начинается с акта милосердия, совершенного республиканским отряде:.* по огнояекию к вдове и детл;,"» поглбяего ван-дейца. Волонтеры сяасаит осиротевшую семью от голодной смерти и,не колсосясь, 'зр^т под свою зашг гу. Иная участь ожидает к» зстьянку Флзаар к ее детой при зтрече с отрядом вандейцев под командованием Лаятекака: мать бале расстреляна, а дети взяты заложниками.

Обращаясь к теме Вс'.щей, В. Гото фактически кгк бы сосредотачивает Екк"1ние читателя ж. истоках суровости рйвол^'яи, причинах будущего якобинского террора и логикой образного строя романа доказывает, /опирало- на концепцию Л. Блана/: беспощадность революции была обус. звлона необходимостью решительных /вплотг до крайностей/ мер по разите ресцуб^тси. •

Вторая -.лсть романа переносит читателя в Париж. Здесь дела краткая, ко е:л:ая зарисовка революционной столицы 1733 года, представлен собирательны:': образ героического и стойкого Пари-ка. В переносе действия романа из Вандеи * Парик, есть с.воя строгая логика, хотя щ-первый ьзглят он и нарушает единство сюкетного действия романа. Именно отсюда, из Парик.", дул мояюый ветер великих револэтционш« перемен, здесь осуществлялась политика якобчнекой диктатуры. В. Гюго убежден, что I >литик.а эта была. ро;хдена настоятельной потребностью текущего момента. Особый интерес во Второй части представляв т глава "Кабачок на Павлиньей улице". Здесь представлена встреча трех лидеров революции: Робеспьера, Дантона и Марата, вызванная опаснейшей ситуацией, слокизаеися во Фпанции к лету 1?93 года. Именно эта ситуа цкя и побуждает вождей якобинского Конвента поставить вопрос о чрезвычайных мерах - плоть до диктатуры - по отношению к врагам Республики, Правда, в „осприятии. главной' опасности, угрожающей Новой Франции, лидеры Конвента разделились: Дантон видел ее в уязвимости внешних русожей Республики, Марат - в разброде и шатании внутри страны, Робеспьер - в контрреволюционном мятеже Вандеи, поддержанном англичанами. Каждый из них в глазах создателя романа по-своему безусловно прав. Однако сакнм прозорливым - по логике Гюго - оказывается

все-таки Робеспьер.- Кгленно в Вандее .ютом 1793 го?1 резалась судь-За Республики.

Главку» ответственность эа стройную войну в Вандее В, Г?тго. возлагает на аристократия, поддержанную давним ¿рагсм Фракции Англией. Iain .как - единственный /за ксключенкем эпизодической фзгура Гава,-ра/ аристократ-роялист в р.,;,.ане. Гюго создает яркий родаютачесг.Л характер человека, бросившего вызов новому миру во имя воззрацета* иитор:г: вспять. Будучи душой контрреволгдеонного мятежа, Данте-как готов во имя поставленной. цели на все •- даз?е на то, чтобы предать Францию ангяя'Лскям интервентам. С врагом своим'Лантенак жесток и беспощаден, как а со псе;,и тега, кто - пусть даже по волк случаяоказался рядом с его противником, ¿удь то жендика лля дети.

Ему противостоит в романе такой яе человек-монолит - якобинец Склурдэн. То,, что Симурдэн -'в прошлом священни- является наизет-кейшлм фактором в романе. Любая религия основана на фанатизме, и .эловек, служапий ей, неминуем^ становится фанатиком. Когда знания разрушили веру в Сшурдэке , ему по требовалось взамен утраченных религиозных догм сбрести дог,.л иные. Он нпве* их в идее состраданкя уюр-енкым и обездоленным к, как следствие, з страстной жжде аде-ши угнетателям народа.

С Спмурдэнсм в романе связана тыз революционного террора. Революционер" 1793 .'ода свято верили э справедливость сээего дела и, hp задумываясь, сокрушали все препятствия на пути к намеченной цели. Суровая необходимость заставила их прибегать и к страшному оружию - революционному терзору, во многом дискредитировавшему якобинцев в глазах современников и последующих поколений, ибо в этой суровой политике таилось глубокое противоречие с пзрвоначальккмк идеалами резолюция и общечеловеческий! ценное,л;®!.

Проти-орзчие это нашло-отражение в романе з идейпо-нравствокном конфликте Говзна и Симурдэна. Гонэн, виконт по крови, был воспитан Симурдэнсм я просветите"ъеком духе. Оба - и учитель, я ученик беззаветно прчдг-гш революции, но конечный резул: гат ее, как и пути ого достижения, видятся им по-разному. Два принципа 'революции представляли эти зщи: принцип милосердия и принцип устрааеняя.

Гаялтот позиций ГоЕэна и Симурдэна в ыематой мере связано с тем, что они пришли в революцию разными путями. Симурдэн вынужден был пэойтк ?.<зииЗ суть позиция и горестна разочарований,. прежде чем нааел вошоЕвние своего идеала в революционном преобразовании

- 3 -

Франции. Для Говона ;:;е идея обновления человечества была с.зетлоЙ и предельно ясной, как и благородный путь достижения ее. Если для Си-мурдэна революция стала прежде всего мщением за тяжкое прошлое народа, то для Говгна - ступенькой, ведущей в прекрасное будущее.

В свете приближающейся развязки противостояния республиканцев и шуанов возникал неизбо-дай вопрос, как распорядиться будущей победой. Симурдэн настаивал на том, что неос!*одико сурово покарать побежденных, чтобы устрашить тем сакрм всех врагов Республгт'.и.. Говэн, напротив, был твердо убендеп в [миротворческой миссии побег'Д, I вторая позволит продемонстрировать гуманность победителя и таким образом приумножит числа сторонников-революции.

. Противоречие двух принципов - милосердия и ^озмоздия - лежит в основе слаинейлой в 'родине и, локалуй, самой спорной проблеет французской революции : проблемы правомерности якобинского террора. Сложность этой проблемы и раскрываемся в идейно-философском конфликте Говэна и Сиглурдэна.

В конечном разрешении.этого конфликта В. Гюго как бы предложил подняться к д трагической ситуацией 1793 года, бросив взгляд в будущее. И носителем-щ алов этого'будущего предстает не Симурдэн, а Говэн. Если в связи с ситуацией 1793 года Говэн. и признает правоту решения Симурдэна, то в представлениях о будущей идеальной республике он со своим учителем решительно расходится. По убеждению Го-вэна^общество будущего должно быть основан^ на добровольных началах, и фундаментом его послужит гармония. Иною представляется будущая республика Симурдэну. Все в ной основ но на четко обозначенных ц, л-т:е и долге.. Человек в таком обществе должен бгть дисциплинирован и ■грозен.

В словесном поединке Говэна и Симурдэна В. Гюго словно бы возвращается к давней /в осмыслении французами феномена 1793 года/ дилемме - дилемме сложной диалектики двух крайностей, двух на первый взгляд взаимоисключающих на-.ал - строгих нормативов государственного интереса и бескомпромиссных "остулатов неизменной нравственности — тс, -что было болез, чем полустолетие предметом ожесточенных споров и трагическик умозаключений во французской классической историографии от Минье I. Тьера до. Ламартина и Дуй Бяаьа.

Аилекул'эта для В. Гюго, б отличие от его предшественников, предстала не как антагонистическое противоречие двух взагалс "скличаюзшх ндч&л - государственного интереса и абсолютной нравственности, а как два голюеа едкной в условиях 1793 года истины, что и воплощено им I) духовном союза Гсзэна и .Симурдэна. .

Вторая глава посвящена роману А. Франса "Боги зиждут" как одному из ыдающихоя произведений реалистической прозы первой трети XX века. В ней прослеживается эводюцкя те«« Французской революции, нашедшей наиболее полное воплощение в романь, констатируется различие в подхода и оценке опыта Революции - и в особенности ее якобинского этапа -, в разные периоды творческого пути /от положительного - проекта Энциклопедии Революции, относящегося к юным года.'-, до резко отрицателкюго - в "Алтарях страда" - романа, над которым А. Франс работал в 1880-е голы, опубликовав шесть новелл из него в сборнике 1392 года "Перламутровый ларец"/'.

Центральная часть главы посвящена роману "Боги жаждут", рассмотренному в контексте развития французской историографии конца XIX — начала XX веков./от К. Тэна до Ж. Жореса/ и литературы, посвященной револхщии 1739-1794 годов. Ш ходу анализа романа выявляются как соприкосновения творческой мысли А. Франса и В. Гиго; так и различия. методологических подходов'этих писателей к оценке исторических событий периода якобинской диктатуры.

В романе'"Бота жаждут" внимание-.А. Франса сконцен- рировано Сэмом сложном и уязвимом для апологетов революции периоде - периоде якобчнекой диктатуры. Именно сквозь .призму якобинской диктатуры, обнажившей многие противоречия революции, и предстает перед читателем в романе революционная эпоха»

Еглк автор романа "Девяносто третий год" видел спи главную задачу в том, чтобы воспеть величие революции и ее высокий трагизм, то А. Франс поставил перед собой чную цель - раскрыта социальную природу якобинской республики и выяеить механизм действия якобинского террора, который привел в конечном итоге революцию „поражению. Цель эта отражала я специфику реализма как метода, главную задачу которого сформулировал еще Стендаль - "исследовать", отличительной 'эртой франсовской позиции здесь явилось требование предельно объективного и всестороннего анализа фактов, позх тающего глубже грошошуть в природу <жобинско!Гдиктатуры и вместе с тем в психологии людей, прибегнувших в вихре жестоких юбнтЕй к террору. " Как и в "Девяносто третьем годе" В» Гюго, в.произведении А. Франса Французская революция предстает как революция глубок'-, народная. Неслучайно главным героем романа является рядовой якобинец, человек сугубо демократического происхождения, почти бедняк художник Эварист Гаылен. Он - ояг" из многих по существу бесчислен..лх патриотов, которые составляли глазную опору якобинского правительства, поддерживаемого народом.

- n -

К все sie есть существенная разница в изображении .Французской ре-bo.t/cihk как народно2 и великой революции в произведениях 3. Гюго и А. Франса. Разница ата особенно очевидна при сравнении парижских эпизодов "Девяносто третьего года" и изображения французской столицы в роиапе "Еоги хаад'т". В произведении 3. Гюго .••■апечг"лен апофеоз революционной верп' ..лржан, как бы слившихся в однион патрио-ткческом' порыве с якобински:.". Конвентом. Тозсегл гш« предстает Пари^. в произведении А. Франса. Ке-.:.,г,тря на отдельные всплеокл революционных эмоций /запечатленные, например, в опизодах, связан: чх с реакцией толпы на освобсд.^зний Марата и известие о его трагической гибели/, народ Пар: -.а предстает' в взображетяг Франса как правило з состоянии апатии, усталости, даже некоего pt -дрохниая ка тяготы ?л:.тс-рпалъкого бытия. ' Белл в пари-оку ■ эпизодах В. Гюго народ французской столицы пред ставлен как некий могучий монолит, "о в "Богах ,-:ал,-:ут" он' ч шр всего /даже в кассовых сценах, удобных cljiic очереди за хлебом/ раз-кол:« и порсонн['ицпрован.

3 отдачи* от "Девяносто третьего года" В» Гыго с его четко выде-дакнымг тремя главк»"? героями, "Боги ,т.-и;ут" — произведение много-геройиое, гатя гладким в ром?. ;е и выступает якобинец Гачлен, являющий собой живое роплощение той силы, наименование которой и вынесено в заглавие романа. Место исключительных титанических личностей ■"Девяносто третьего года" в "Богах'жаждут" чакяли личности рядовые, леях малоирллечателый л, ординарные, воплощайте,однахо,т:*лп1ческке черты .пноголикой столшц1 'Франции времен Революция /мать главного те роя гракданиа Г&мтен, его возлюбленная Элод.1, гравер- Демаа, драгун А.:ри, супруги Ремак.г-, лавочшн' Кан Егез. и другие/.

Структур^ романа "Боги каждуг" такова, что от ь^ех событи» и пер сов.й'хеЯ, представленных в нем, нити так ют шк. ге тянутся к глнвно-ty ге^оп Зваристу Габену. Его фигура чрезвычайно ваетга в идейно-ху тожественной системе яре зв дения, ибо с судьбой Гагл/гена рошнист пргазрнвко связал осмысление основных коллизий и исторической судьбы хной Французской революции в период якобинской диктатуры. НеоСь найно важен этот образ г- для понимания специфики эстетических подходов автора к ос вое гин действительности, отлячывдга: метод А. Франса от метода В. Гиго.

Различие худежествешшх методов отих писателей, обнатккваюцее еябя гтри сравнении романа "Боги жа,:дут" с "Девяносто третьим годом' кс! уровнях, пожалуй, i игде не проявляется 'с такой степенью

очевидности, как в принципах изображения главных героев Известно,

то в процессе, поиска героя для романа о Революция, А. Франс оста-авливал свой выбор на Дантоне, затем - ка Робеспьере - фигурах, оторне по яркости и силе характеров бита лодстать романтическим вроям "Девяносто третьего года". Однако А. Франс напряженно искал ! нашел своего,'единственно нужного ему героя, сродненного с той ¡ассой обыкновенных людей, которыми.так густо населен его реалиста-[еский роман. Именно через судьбу такого человека автор и стремился постичь судьбу самой Революции.

Главное в Гамлене - его беззаветная преданность революции, Ок -гасть той огромной массы французского народа, котируй от всего :ердда:приветствовал ь поддержал Революцию, ибо связал с. ней свои сиэяды па лучшее будущее. Однако безоговорочная преданность героя рядового участника Револгащи трансформируется.яа деле в слепую,, фанатичную веру в идея, провозглашаемые ее вождями. Фангтагчннй характер революционной верк Гамтет находит отражение з быстрой смене зго политических кумиров, что кстати также подчеркивает типичность образа Зваркста как человека той эпохи.

. Гагллен живет й действует в конкретных обстоятельствах своего времени н, как следует; из самого романа, они-то; и определяют в немалой степени трансформации личности, героя. Ресну&цпса находится в смертельной. опасности: Вокруг- нее все плотнео смыкается кольцо интервентов, о северо-запада наступает Вандея, с юго-запада - федералисты. Не менее трудная к опасная сятурчдя сложилась ж в тылу. Весной 1793 года перед резоягционкгл правительством вплотную встала грозная проблема голода* В .г той-, тяжелейшей ситуации правительство и решает во имя спасении Республики.'прибегнуть к, террору.

. Именно в этот момент, рокового поворота политического курса етра-. на в сторону террора Гамлен волей случая:попадает в его вянцентр -революционный' трибунал.' Предельно; ьершй реалистическим принципам изображения дейста'гельности. А. Франс как бы погружает своего героя в атмосферу революционного трибунала 1793-1794 годов и гаятоль-но исследует моганизм трансформацте личности Г&млена. .; .. Судьба Звариста Гамлена' и как художника,. и кшс гражданина ггогсга-н& драматична. Драма посредственной .личности, подхваченной • вихрем • революционных' преобразований,, перерастает в .коллен'дакуп 1ра-гедйо, когда терой ,романа; получает возможность вершить суд гид дру-..ттт людьми. Назначение; прксякны\;' революционного гр•Абуи?.~п,

совпавшее по временя с установлегогем. ре*:ка якобинской дггттгуры," и явилось:отправной герол.

Раскрявая судьбу своего героя, А. не~.1-:7с.\2;елечно дс-г,т до- ^

нять читателю, что трансформация эта явилась е результатом воздействия на него идеологии '.кооинцев, в особенности их вождя Робеспьера, который после смерти Марата занял в сознании Эварйста место, идеологического кумира.

Самой сложной для А. Франса явилась проблема якобинского террора. Решение ее связано з романс ;с образом Гзашша, который : предстает в произведении как некое .орудие для претворения в жизнь политики якобинского правительства. Однажды поверив в спасительный, '-а-рактер этой политики, Эварист до конца своих дней убегден, что име! но путем террора Республика обретет мир И спокойствие., :'.;■>'

Однако в орбит., революционного террора наряду с подлинными врагами революции все чаще-и чаще попадают простые, ни в чем не, повинные люди. Тенденция ¿та многократно.усиливается после, вступления в силу закона 22 прериаля. Единственная футашх■ суда.заключается • темпер! в тем, чтобы ссукдать. Революционное,правосудие становится -механическим. ; :: --;,-.,'.'■■' '■'•••'.■

В романе показано, как по мере усиления.террора и нагнетания атмосферы всеобщей подозрительности все больше и больше замутняется разум Гамлена, Стремление разоблачить и покарать вообргт.аегливраго; Республики становится для него настоящей манией. Чем дольше ..герой заседает в революционном трибунале, тем больше он теряет свою личностную индивидуальность. Трибунал, членом которого -является Гамле! роковым образом преврашается в некую уяасну» мазпну, господствуют щуи .не только над свою® жертвами, но и над теми, кто дол-сен 'был бн. ею упрь./зля2ь. '• ■■•:-'./■

: В романе Гамлеку. буквально во веек противостоит Бротто. Именно . он. и берет на себя роль идейного противника к критика якобинского периода революции. Особенно нечриемлемы для Бротто принципы,революционного правосудия, провозглашенные партией Робеспьера, жертвой которого- становится большое количество людей, принесенных на алтар] отечества. Истоки неоправданной жестокости якобинцев кроется, по мнении Бротто, в том, что они руководствуются ложной теорией, согласно которой истребление врагов революции очищает добродетельное от природы человечество от привнесенных извне пороков. Теория эта привела на практике, .как утверсзДает, французский герой, к полному, : нравственному самооправданию тех, кто осуществлял террор. Во гдюги: суждениях своих Бротто безусловно- близок А. Франсу / хотя романист : не:всегда г.о конца солидаризируется с героем.

Наибольшего накала, трагизм достигает в изображении центрального героя А. Франса., Причем исключительно, важную роль вэтом :приобре- ,

.. ... - 13 - ."■■/.'

ае? впечатляющий художественный прием, создающий некое коль- .евое Зршление судьбы Гашена, сопоставленной в начале и в когад лове-гвования с судьбой езрипидова Ореста, ставшего героем наокончен-зй и лучшей картины самого Эвариста. Именно в этом сопоставлении аскравается и. подлинный смысл названия роман?. "Боги жаждут". 1 Как и Оресту, Гамлену, суждено 'било стать но только орудием жая.-¡гщих крови богов, но и их жертвой. Однако в романе Гамлен пред-гает одновременно и как жертва собственных трагических заблззде-1Й, неся на своем челе печать трагической вини, истинную суть ко-эрой ему самому понять не дано. .Сознавая, неизбежность своей кон-пш, Гамлен даже перед смерть» не .раскаивается в совершенных кро-элролитаях. В судьбе г.оавного героя очевиднее всего раскрн-i , Франсом жуткая логика якобинского террора, безудержный размах зторого по -уществу и подорвал силы революционного лагеря якобин-зв, оттолкнув от них народные массы в самый критический момент, зм и воспользовались истинние враги республики, совершавшие 9 тер-чдора контрреволюционный переворот.

Есть и еще одна существенная грань в решении проблемы трагиче-сой вины героя А. Франса. В романе со всей непреложностью возкк-1ет вопрос: действительно ли террор 1733-1794 годов мог открыть >рогу к ToiCiy "желанному будущему, во имя которого Гаглен насилует предает свое человеческое естество? Ответ на этот вопрос содор-ггся в зшигочательной главе романа, гдо позиции автора наиболее !эк6 и до конца расходятся б позицией якобинца Гашгена. Здесь пи-1тель, доведя статное действие до трагической развязки 1794 года, )едлагает в качестве своеобразного эпилога зарисовки парижских «вов, характеризующих жизнь столицы зимой 1795 года. И становкт-[ очевидным, что с точки зрения А. Франса вика развязавших террор собинцев, обернувшаяся их собственной трагедией, не только оказа-юь губительной для республики, но и расчйстила дорогу к.грядуще-1 торжеству буркуааии, которая всегда била ненавистна писателю. ' Исследуя трагическую историю Великой французской революции, , Франс с горечью констатирует/ что в жизни сбываете:' на прекрас-1Я мечта, а скорбное предсказание Гамлена: посмертно его имя вме-'в с именами погибших соратников предано проклятию и забвению, ¡о якобинцы принесли богам слишком мног*» жертв, чтобы .поди смогли I простить.

3 эпилоге автор"выбирает для себя роль наблюдательного художни-I-натурщика, бегло набрасывающего живые детали быта и нравов яог:-|рев~шищ"чного Парижа¿Но сколь бы ни был при этом отстранение

■/." ■> 14 . 1

сдержанным тон авторского повествования,, в этих избирательно сдельных зарисовках явно ощутим внутренний пафос, порожденный характе я® для. А. Франса нелриктком буржуазной действительности. .Тем са~ шм исторический роман. "Бога яаждуг" оказывается, прочно связанным с произведениями нтаателя о его современности, органически входя в мкогоаанрэвов творчество классика французского реализма;

1 Даклячетпт диссертации содержатся выводы по результата:.'; тощ доьаяия. Особое внимание акцентируется на особенностях творческого метода В. ГУ-го.и-А. Франса - создателей .романов'о Французской • ревадациг. Результаты исследования- раскрывают своеобразие историзма каждого из писателей, обусловленное кан индивидуальными подходами В. Гюго и А. Франса, так и тем, что авторы романов "Девяност* третий год" и "Воги какдут" принадлежали к. различным "политическим к литературным эпохам.

. По ;геме диссертации опубликованы следуйте работы:

1. К истории взаимоотношений - А'.' Франса и К. Еореса //Реализм в за рубежных литературах X1X-JCC веков. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1939. С. 174-178.

2. Об одном из источников романа В. Гюго -Девяносто трет Л год"// Реализм в зарубежных литературах Х1Х-ХХ веков. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,,1991. С. 219-227,

3. Ii проблеме якобинского террора в "Девяносто третьем годе"

В. Гюго /Б. Лого и Л. Блан/ //Реализм в зарубежных литератург ; Х1Х-ХХ веков. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. С. 65-70.

ЕУСЖЧНлКОЕА Галина Александровна ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОШЩ-И. ЯКОБИНСТВО В РОМАНАХ "ДЗВЯНГ^ТО ТРЕТИЙ ГОД" И -БОГИ ЕАЖДУТ» К ПРОБЛЕМЕ ЖТОРИЗМА В. ШГО И А. ФРАНСА '; :

Автореферат •

.Ответственная за выпуск кандидат филолох'ическгос наук, доцент Н.:<*. Пьянова

Годпгсапо к печати 10.04. . Формат 60 84 1./16

Бумага 'Г Объем 1 п. л. ■■ Заказ 100 эк?.

ООП. Гпротзеиш» отатксткпи. 4103.30, Саратов, Сакко к Ванцетти