автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Виды оценок в тексте немецкоязычного художественного репортажа

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Черемисина, И. В.
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Виды оценок в тексте немецкоязычного художественного репортажа'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Черемисина, И. В.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА1. ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ

ОЦЕНИВАНИЯ В ДИСКУРСЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

РЕПОРТАЖА.

1.1 Особенности дискурса художественного репортажа

1.2 Когнитивный подход к категории оценочности. 21 •

1.3 Предпосылки изучения процедуры оценивания и характеристика оценок.

1.3.1 Логико-философские основания категории оценки

1.3.2 Категория оценки в лингвистике.

1.3.2.1 Содержательная характеристика оценки

1.3.2.2 Структурная характеристика оценки

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРОЦЕДУРЫ

ОЦЕНИВАНИЯ В ДИСКУРСЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

РЕПОРТАЖА.

2.1 Виды субъектов оценки.

2.1 Виды стереотипов оценки.

2.3 Виды объектов оценки.

ВЫВОДЫ

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОЦЕНКИ В

ДИСКУРСЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕПОРТАЖА

3.1 Формирование эстетических оценок.

3.2 Формирование этических оценок.

3.1 Формирование утилитарных оценок.

ВЫВОДЫ.

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по филологии, Черемисина, И. В.

Данная диссертация посвящена исследованию когнитивных оснований и способов лингвистического выражения процедуры оценивания в тексте художественного репортажа.

Проблема оценки исследовалась в логике, философии, психологии, литературоведении, а также в лингвистических дисциплинах: стилистике, лексикологии, синтаксисе. В каждой из указанных дисциплин оценка рассматривалась в соответствующих категориях, по отношению к высшей коммуникативной единице, тексту, оценка оказалась недостаточно изученной. Сложность этого феномена вызывает стремление прояснить природу оценки в тексте и изучить ее когнитивные основания и ее коммуникативную интенцию с ориентацией на фактор адресанта, которые рассматриваются как предпосылки организации языковой базы текста и его последующего воздействия.

Выбор темы диссертации обусловлен тем, что вопросы, связанные с определением когнитивных механизмов и категориальных оснований процедуры оценивания в тексте и, в частности, в дискурсе немецкоязычного художественного репортажа, не получили теоретической и практической разработки ни в отечественной, ни в зарубежной лингвистике.

С опорой на ранее проведенные исследования считаем необходимым сосредоточить свое внимание на осмыслении оценки в новом теоретическом контексте и, в первую очередь, рассмотреть ее с позиции субъекта, то есть в русле антропоцентрического направления, ставшего особенно актуальным в связи с направлением в лингвистике "человек в языке".

Актуальность работы связана с дискурсивно - когнитивным подходом к тексту и рассмотрением художественных моделей ситуации в качестве основных структур представления знаний в художественном репортаже, с выявлением видов знаний, используемых в процедуре оценивания, а также определением ее категориальных оснований. Актуальность диссертации определяется и исследованием роли оценок в создании макро- и суперструктуры текста.

Диссертация является междисциплинарным исследованием, выполненным с опорой на положения лингвистических дисциплин и, в первую очередь, лингвистики текста и теории интерпретации художественного текста, а также когнитологии, литературоведения. Это соответствует тенденциям развития современной лингвистики, вырабатывающей новые формы взаимодействия с другими науками при изучении комплексных проблем функционирования языка.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены категориальные основания создания и функционирования оценки в тексте, а также виды ее реализации - эксплицитные или имплицитные.

Оценка впервые рассматривается в широком контексте дискурса как лингвистическое явление, обусловленное когнитивными структурами и процессами, предопределяющими ее лингвистические особенности и роль в осуществлении коммуникативной интейции субъекта. Новым является и рассмотрение процедуры оценивания как феномена, актуализируемого фрагментом текста или всем текстом, при создании которого субъект, исходя из своего замысла, намеренно задает частную модель ситуации.

Цель данного исследования состоит в выявлении когнитивных и лингвистических особенностей процедуры оценивания в художественном тексте, а также в создании содержательной типологии оценок для определенного типа текста - художественного репортажа.

Данная цель предопределила рассмотрение следующих задач:

- установить основные структуры представления знаний в художественном репортаже и рассмотреть категориальные основания процедуры оценивания, а также содержательные и структурные характеристики оценки, включая ее эксплицитную или имплицитную реализацию;

- создать типологию субъектов, объектов и оценочных стереотипов, характерных для данного дискурса;

- рассмотреть когнитивные основания процедуры оценивания, ее лингвистические особенности, а также создать содержательную типологию оценок;

- на этом основании сформулировать понимание процедуры оценивания в художественном тексте;

Материалом исследования послужили репортажи таких авторов как Э.Э.Киш, А.Э.Йохан, Г.Вальраф и др. Относясь к разным литературным направлениям, творчество этих писателей включает произведения, которые можно отнести к данному дискурсу. Исследовались преимущественно путевые художественные репортажи этих писателей /Ве^евсМА^еНег/, хотя привлекались и другие виды репортажей.

Достоверность и объективность полученных в результате данных определяется объемом фактического материала: картотека охватывает свыше 700 контекстуальных примеров, рассмотрено 153 художественных репортажа 10 авторов. Достоверность выводов обеспечивается анализом литературы по изучаемой проблематике, а также такими методами исследования, как анализ когнитивных структур, контекстуальный анализ оценок, дискурсивная интерпретация художественного репортажа.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что определены основные структуры представления знаний и рассмотрены когнитивные механизмы, лежащие в основе процедуры оценивания. В применении к тексту определены категориальные основания оценок в немецкоязычном художественном репортаже, создана типология этих оценок и рассмотрены виды их реализации - эксплицитные и имплицитные.

Практическая ценность работы заключается в том, что анализ процедуры оценивания дает возможность использовать его положения и выводы в прикладных целях, например, в языковом вузе при обучении немецкому языку и переводу. Материал диссертации может быть использован в лекциях и на семинарских занятиях в курсах "Интерпретация художественного текста"/ раздел "Экспрессивная передача информации в художественных текстах"/, "Стилистика текста" / раздел "Художественный текст, его лингвистически и экстралингвистически обусловленные свойства"/, в спецкурсах "Лингвистика текста" /раздел "Художественный текст"/ и "Теория перевода" /раздел "Художественный перевод"/. Выводы и практические результаты исследования смогут помочь преподавателю-практику при составлении методических разработок и указаний для студентов факультетов иностранных языков педагогических институтов и филологических факультетов университетов и институтов иностранных языков.

Вышеназванные цели и задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех исследовательских глав, заключения, библиографии, списка использованных художественных текстов, приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Виды оценок в тексте немецкоязычного художественного репортажа"

Выводы по третьей главе:

Когнитивные операции и языковые средства создания и функционирования оценок в пространстве художественного репортажа устанавливались, исходя из единой процедуры. Все тексты были проанализированы по схеме, включающей определение когнитивных структур, лежащих в основе процедуры оценивания, лингвистическое выражение оценок, а также их соотношение с основными параметрами текста - его супер- и макроструктурой.

Дискурсивный анализ продемонстрировал привлечение к процедуре оценивания не только лингвистических знаний, но и знаний по социологии, психологии, истории, включая национально-культурное своеобразие, литературоведению.

Проведенное исследование показало, что ограниченная лишь двумя комплексными оценками "хорошо/плохо" группа общих оценок не является релевантной для исследования процедуры оценивания в художественном репортаже. Объяснить эту процедуру в тексте во всем ее многообразии возможно лишь с опорой на частные оценки.

Наиболее распространенными оценками в дискурсе художественного репортажа являются эстетические, этические и утилитарные. Взаимодействуя в тексте, эти имплицитно выраженные частные оценки способствуют созданию художественной модели ситуации, которая может содержать в качестве компонентов элементы как предметных, комбинационных, так и ирреальных, в первую очередь сказочных моделей ситуации.

Приоритетная роль среди актуализируемых в данном дискурсе оценок принадлежит эстетическим оценкам, причастным к созданию новых художественных образов мира, что связано с эстетической направленностью художественного текста. В основе процедуры оценивания, актуализирующей эстетическую оценку, лежат следующие когнитивные механизмы: "перенос фреймов", "совмещение фреймов", "развертывание фрейма за счет новой информации", а также "привлечение фрейма извне".

Эстетические оценки в дискурсе художественного репортажа формируются с позиций разнообразных оценочных субъектов, среди которых ведущие позиции занимают персональный повествователь в субъективной форме, аукториальный повествователь, фиктивный персонаж и цитируемый автор. Эстетические оценки относятся ко всем группам объектов, встречающимся в данном типе текста, возникая на основе образной, характерной для художественной картины мира информации об оцениваемых объектах. В процессе создания эстетических оценок происходит, как правило, разрушение традиционных стереотипов объектов в картине мира.

Новая модель ситуации в процедуре эстетического оценивания в художественном репортаже формируется с помощью таких лингвистических средств, как тропы, заменяющие реальный план метафорическим, для которого характерно как бы случайное соединение разрозненных, далеких друг от друга объектов. Существенна роль разнообразных эпитетов, а также других лексических выразительных средств, экспрессивного синтаксиса. Все эти явления косвенно указывают на эстетическую оценку, которая, таким образом, реализуется имплицитно и определяются путем естественного вывода.

Анализ материала позволил содержательно определить эстетические оценки, среди которых мы можем выделить прекрасное", "безобразное", "трагическое", "возвышенное", "величественное", "комическое" и др.

Новизна, причудливость, даже некоторая непостижимость образов являются основанием формирования в данном дискусре супер-оценки, к которой мы относим эстетическую.

Экспликации, объективированию мира, опредмечиванию образов, лежащих в основе практической деятельности человека, или, иными словами, передаче фактуальной /фоновой/ информации об окружающем мире служат эстетические и утилитарные оценки.

Когнитивным механизмом, лежащим в основе процедуры оценивания, актуализирующей этическую оценку, является "совмещение фреймов", "привлечение фрейма извне", "развертывание фрейма за счет заполнения его слотов нестереотипной, новой, а также предметно-логической информацией об объектах". Этические оценки в дискурсе актуализируются, в первую очередь, с позиций таких оценочных субъектов, как персональный повествователь, цитируемый автор и фиктивный персонаж. Объекты, на материале которых актуализируются этические оценки, ограничены и представляют собой группу социальных и социологизированных явлений. В процессе создания этических оценок происходит либо разрушение традиционных стереотипов определенных явлений в картине мира, либо подтверждение их.

В формировании новой модели ситуации участвуют в процедуре этического оценивания такие лингвистические средства, как тропы, эпитеты, аллюзии, сравнения, повторы, являющиеся косвенными показателями этической оценки, которая реализуется имплицитно.

Когнитивной основой процедуру оценивания, актуализирующей утилитарные оценки, является^ "развертывание определенного фрейма", обусловливающее представление предметно-логической, фактуальной информации. При формировании утилитарных оценок ведущие позиции занимают такие оценочные субъекты, как персональный повествователь в субъективной форме, аукториальный повествователь и персонаж с реальным прототипом. Объекты, на материале которых актуализируются утилитарные оценки, ограничены и представляют собой группу артефактов и конкретно наблюдаемых явлений.

При формировании утилитарных оценок происходит, как правило, подтверждение традиционных утилитарных стереотипов определенных объектов. Утилитарные оценки в пространстве художественного репортажа выражены, как правило, имплицитно и представлены в виде описания определенной ситуации как содержащей фоновую информацию об объектах. В формировании новой модели ситуации участвует в процедуре утилитарного оценивания такое средство стилистического синтаксиса, как разнообразные перечисления, вносящие в данный дискурс элементы деловой речи, а также повторы, обеспечивающие эпичность изложения в художественном тексте, придающие ему особую эмоциональность.

К группе утилитарных оценок мы можем отнести такие, как "полезно", "вредно", "благоприятно", "неблагоприятно" и др.

В дискурсе художественного репортажа встречаются также комбинированные оценки в содержательном отношении, которые актуализируются при наложении одной оценки на другую, например, этической на эстетическую - безобразно, аморально.

Проведенное исследование выявило также особенности взаимосвязи всех трех типов оценки с содержательными и структурными параметрами текста - его макроструктурой и суперструктурой.

Оценки всех трех видов в составе определенного эпизода суперструктуры репортажа не просто способствуют воплощению его интенции, но и придают эпизоду новизну и образность. Следует отметить, что эстетические оценки могут встречаться во всех элементах суперструктуры, среди которых ведущие позиции занимают заглавие, введение, зарисовочная заставка, развитие действия.

В абсолютном большинстве выделенные оценки направлены на формирование макроструктуры текста. Эстетические оценки воплощают макроструктуру, позволяя представить новые, необычные образы посредством известных, знакомых. Этические оценки формируют макроструктуру, выражая нравственную, этическую позицию субъекта по отношению к определенным социальным явлениям и личностям. Особым образом взаимодействуют с макроструктурой текста утилитарные оценки, раскрывая фактуальную информацию об объектах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в рамках дискурсивно-когнитивного подхода к тексту исследование процедуры оценивания в художественном репортаже выявило весьма сложный характер этого процесса, включающего как языковые, так и неязыковые знания и подтвердило мнение о неоднозначности и известной противоречивости категории оценки.

Под дискурсом в данной работе понимается связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, участвующими в коммуникативных и когнитивных процессах. Дискурс не ограничивается рамками текста, а дает представление о целостном фрагменте действительности, что предполагает привлечение для его понимания не только лингвистических знаний, но и знаний по социологии, психологии, литературоведению и т.д.

Когнитивная модель обработки дискурса включает в себя анализ структуры представления знаний; в качестве такой структуры в работе выступает частная модель ситуации. Базовое информационное основание модели ситуации составляет общий фонд знаний коммуникантов. На этом основании строится частная модель ситуации субъекта оценки, которая активизируется единицей текста или текстом в контексте дискурса.

Художественная модель ситуации, содержащая в качестве компонентов элементы как предметных, комбинационных, так и ирреальных, в первую очередь, сказочных моделей, создает представление действительности в художественном репортаже, в котором не просто отражены особенности реальности, но и переосмыслены имеющиеся в мире связи и отношения.

Сочетание в художественном репортаже протокольности отображения действительности с ее художественным осмыслением является источником возникновения разнообразных оценок.

Эстетическая направленность художественного репортажа, а также влияние "фактора адресата" и принципа антропометричности, связанных с созданием прагматического потенциала дискурса, приводят к столкновению стандартного и творческого, субъективного и стереотипного. Использованию нормативных средств системы языка и стереотипам знаний, установок, мнений, представлений, имеющимся в данной культурной и социальной среде, противопоставлено творческое обращение с языком и субъективное видение и понимание мира.

Процедура оценивания понимается в данной работе как один из видов когнитивной деятельности, а именно, как процесс создания частной модели ситуации в результате преобразований концептуальных структур - фреймов. Ее категориальными основаниями являются субъекты оценки, с точки зрения которых дается оценка в тексте, оценочные стереотипы, включающие нормативные представления, своего рода схемы суждений, лежащие в основе оценок, а также объекты оценки - лица, предметы, явления или положения вещей, к которым относится оценка в тексте.

Процедура оценивания реализуется фрагментом текста или текстом в контексте дискурса. Текстовыми коррелятами процедуры оценивания в художественном репортаже являются выделенные в процессе исследования шесть видов оценочных субъектов, пять тематических групп объектов и актуализируемые в процессе их взаимодействия наиболее характерные для данного типа текста эстетические, этические и утилитарные оценки.

Центром, участником, мерой процедуры оценивания является субъект оценки, выступающий в разнообразных ипостасях.Особенность художественного репортажа, заключающаяся в сочетании протокольного/фактуального/ и художественного аспектов, находит свое отражение в разнообразных типах субъектов, которые могут быть носителями различных оценок. Это особенно ярко проявляется в сосуществовании в данном дискурсе характерных для публицистики субъектов процедуры оценивания - персонального повествователя в субъективной форме /ich - Erzaehler/ и субъекта -персонажа с реальным прототипом, а также типичных в первую очередь для художественной литературы персонифицированного и аукториального /е г - Erzaehler/ повествователей, фиктивного персонажа, цитируемого автора и промежуточной формы - субъекта man /man - Erzaehler/, своего рода объективированного персонального повествователя, ассоциирующего себя с социумом.

Ведущую позицию среди субъектов оценки занимает персональный повествователь.

Разнообразные субъекты оценки служат для показа различных сторон одного и того же объекта, способствуя его всестороннему представлению.

Оценочный стереотип не существует вне субъекта. В отличие от нормы стереотип рассматривается как основание актуализации оценочных значений. Оценочные стереотипы включают собственные свойства предметов, образующие стандартные наборы признаков, а также субъективные представления о месте объекта в картине мира. В художественном репортаже можно выделить такие виды оценочных стереотипов, как социальные, национально-культурные, утилитарные, где каждый отражает определенную сторону оценочного объекта. При актуализации эстетической оценки и создании художественного образа обычно происходит разрушение стереотипов.

В процедуре оценивания велика также роль объекта, т.к. его свойства и качества определяют отношение к нему субъекта. Художественный репортаж на фоне обычных качеств объектов раскрывает их дополнительные характеристики, т.е. свойства, которые не вытекают из факта принадлежности объекта к определенной тематической группе.

Объекты оценки, отобранные по тематическому принципу, в данном дискурсе образуют следующие группы: человек и его социальная среда внешность, социальное поведение, речевой портрет, практическая деятельность/; артефакты / предметы быта, продукты питания, технические средства, средства передвижения, архитектурные сооружения/, животный и растительный мир; явления природы; элементы неживой природы.

Проведенное исследование показало, что ограниченная лишь двумя многоаспектными оценками "хорошо/плохо" группа общих оценок не соответствует особенностям процедуры оценивания в художественном репортаже. Из целого спектра существующих классификаций релевантной для данного исследования является типология содержательных частных оценок, способная передать разнообразие и оригинальность встречающихся в художественном репортаже оценок.

В процессе взаимодействия субъектов, их стереотипов и объектов реализуются оценки, наиболее характерные для данного типа текста: эстетические, этические и утилитарные.

Эстетические оценки в дискурсе художественного репортажа формируются с позиций разнообразных оценочных субъектов, среди которых ведущие позиции занимают персональный повествователь в субъективной форме, аукториальный повествователь, фиктивный персонаж и цитируемый автор. Эстетические оценки относятся ко всем группам объектов, встречающимся в данном типе текста.

Этические оценки в дискурсе актуализируются, в первую очередь, с позиций таких оценочных субъектов, как персональный повествователь, персонифицированный повествователь, цитируемый автор и фиктивный персонаж. Объекты этической оценки ограничены и представляют собой группу социальных и социологизированных явлений.

Утилитарные оценки формируются преимущественно с позиций таких оценочных субъектов, как персональный повествователь, аукториальный повествователь и персонаж с реальным прототипом. Объекты утилитарной оценки представлены группой артефактов и конкретно наблюдаемых явлений.

С когнитивной точки зрения в основе перечисленных оценок лежат разнообразные преобразования фреймов, ведущие к изменению существующих и появлению новых моделей ситуации.

Так, в основе процедуры эстетического оценивания лежат такие когнитивные механизмы, как "перенос фреймов", "совмещение фреймов", "развертывание фрейма за счет заполнения его слотов нестереотипной, новой информацией", а также "привлечение фрейма извне", в результате чего происходит разрушение традиционных стереотипов объектов и создаются новые художественные модели ситуации.

Лингвистическая реализация эстетических оценок происходит в тексте главным образом с помощью тропов, а также разнообразных эпитетов, средств экспрессивного синтаксиса. Все эти явления косвенно указывают на эстетическую оценку, которая, таким образом, реализуется имплицитно.

В основе процедуры этического оценивания лежит "совмещение фреймов", "привлечение фрейма извне", "развертывание фрейма за счет заполнения его слотов нестереотипной, новой, а также предметно-логической информацией об объектах", в результате чего раскрываются предметно-конкретные аспекты художественных моделей ситуации, а также создаются новые модели.

Такие лингвистические средства, как эпитеты, аллюзии, тропы, сравнения, повторы являются косвенными указателями на этическую оценку, которая реализуется имплицитно.

В основе процедуры утилитарного оценивания лежит "развертывание фрейма", в результате чего уточняются такие стороны художественной модели ситуации, как ее предметно-конкретные параметры.

Утилитарные оценки лингвистически актуализируются чаще всего в точных описаниях фактов, а также путем перечисления объективных признаков объекта, которые являются косвенным показателем утилитарной оценки, реализуемой имплицитно.

В дискурсе художественного репортажа одна концептуальная структура может лингвистически выражаться несколькими способами. Так, когнитивная операция "привлечение фрейма извне" является основой цитаты и аллюзии.

В художественном репортаже при наложении одного вида оценок с позиций разнообразных субъектов актуализируются бинарные оценки обобщенного характера, а также комбинированные, при которых происходит наложение двух видов оценок / например, этической и эстетической/.

В то время, как субъект и объект оценки, как правило, выражены эксплицитно, собственно оценка и оценочный стереотип реализуются в художественном репортаже всегда имплицитно путем естественного вывода. При этом в виде большей посылки выступают разнообразные знания от практических до научных. Меньшая посылка обеспечивается лексическими, синтаксическими, стилистическими языковыми средствами, косвенно указывающими на оценку. Выводом является содержательная характеристика оценки.

Оценки всех трех видов в составе определенного эпизода суперструктуры репортажа не просто способствуют воплощению его интенции, но и придают эпизоду новизну и образность. Следует отметить, что эстетические оценки могут встречаться во всех элементах суперструктуры, среди которых ведущие позиции занимают введение, зарисовочная заставка, развитие действия. Утилитарные оценки, в основном, сосредоточены в развитии действия и являются основой для актуализации этических оценок, которые чаще встречаются в кульминации и концовке.

Информационная насыщенность художественной модели ситуации увеличивает плотность информации и позволяет передать в художественном репортаже не только непосредственное восприятие действительности, но и ее субъективное видение и осмысление.

В абсолютном большинстве обнаруженные оценки направлены на формирование макроструктуры текста. Особенности действительности, обусловливающие ее осмысление как уникальной и парадоксальной передаются посредством эстетических оценок, представленных такими разновидностями, как "прекрасное", "ужасное", "возвышенное", "величественное", "трагическое", "комическое" и др. Для передачи зарождающихся в человеке, обществе конфликтов, тенденций, настроений используются этические оценки, имеющие в исследованном материале преимущественно отрицательные значения: "жестоко", "аморально", "антигуманно", "немилосердно" и др. Стремление изобразить такие стороны действительности, как целесообразность, взаимообусловленность явлений вызывает появление утилитарных оценок с их подвидами: "полезно", "благоприятно", "вредно", "неблагоприятно" и др.

Примененная методика исследования позволила продвинуться от таксономического описания оценок в высказывании к содержательной интерпретации этого явления в тексте.

Уровень текста обнаруживает по сравнению с уровнем высказывания гораздо большее разнообразие компонентов процедуры оценивания, т.е. субъектов, объектов, оценочных стереотипов и собственно оценок, а также способов их реализации - эксплицитных и имплицитных.

Содержательный спектр эстетических, этических и утилитарных оценок в дискурсе художественного репортажа создает оценочную полифонию текста, что способствует неоднозначному, тереоскопичес-кому изображению мира и образует базу последующего воздействия текста.

 

Список научной литературыЧеремисина, И. В., диссертация по теме "Германские языки"

1. Арнольд И.В. Статус импликации в системе текста. Сборн.научн.тру-дов.-Л.: Изд-во Ленинградск.пединститута, 1983.-С.3.-13.

2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл.М., 1976.- 247с.

3. Арутюнова Н.Д. Лингвистические проблемы референции ( Новое в зарубежной лингвистике.Вып.ХШ: Логика и лингвистика.М.)1982,- с.46-68.

4. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка. (Проблемы структурной лингвистики, 1982.-М.:Наука. 1984.-c.5-24.

5. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Вступительная статья (Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16.-М.-Прогресс), 1985.-с.13-16.

6. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений, оценка, событие, факт. М., Наука, 1988,- 388с.

7. Баженова И.С. Способы обозначения эмоций и их роль в структуре художественного текста, Дисс. канд.филол.наук.-М., 1990.-220с.

8. Балли Ш. Французская стилистика.-М.: Издательство иност ран-ной литературы, 1962.-394с.

9. Баранов А.Н. Аксиологические стратегии в структуре языка (па-ремиология и лексика) Вопросы языкознания, N3.- 1989.С.72-89.

10. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Концептуальная модель значения идиомы // Когнитивные аспекты лексики: Издательство Тверского государственного университета,Тверь, 1991 .-с.3-13.

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.-М.:Искусство, 1979.-423с.

12. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров / М.М. Бахтин Эстетика словесного творчества.-М.:Искусство, 1986.-с.250-296.

13. Бачинин В.А. Проблема этического артефакта (Эстетика и искусство в контексте мир.культуры)- М., 1989.-с.44 86.

14. Бердова Н.М. Категория "субъективного" и иносказательный смысл //Когнитивные аспекты лексики: Сборник научн.трудов.Тверской государственный университет.-Тверь. 1991.-C.2Q-28.

15. Бодуен де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию.^ 2-х томах).-Т.1 -М.: Изд-во АН СССР,1963.-384с.

16. Брандес М.П. Переводческая стилистика, немецкий язык. Практикум для самостоятельной работы. Учебное пособие для институтов и факультетов иностранных языков.-М.: Высш.шк.,1988. 127с.

17. Брандес М.П. Стиль и перевод (на материале немецкого языка). Учеб.пособие.-М. Высшая школа, 1988.-127с.

18. Брандес М.П. Языковой стиль художественного повествования: Ав-тореф.дисс.докт.филол.наук.-Киев.1989.- 32с.

19. Брандес М.П. Стилистика немецкого языка: Учеб.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш.шк., 1990.-320с.

20. Брандт Г.А. Единство нравственного и эстетического в искусстве: Автореф.дисс. канд.филол.наук.-Л., 1984.-24с.

21. Будасси Э.В. Популяризация как форма обработки научно-технической информации: Автореф.дисс.канд.филол.наук.,М., 1992.-25с.

22. Вайнцвайг В.О.Полякова М.П. Механизм мышления и моделирование его работы в реальном времени //Интеллектуальные процессы и их моделирование.-М.: ИНИОН АН СССР, 1987.-С.208-229.

23. Вакуров В.Н.,Кохтев Н.Н,Солганик Н.Я. Стилистика газетных жанров, М.,Высш.школа, 1978.-189с.

24. Вендлер 3. О слове good.-В кн.: Новое в зарубежной лингвистике.М., 1981, вып.X.-с.127-146.

25. Верещагин Е.М.,Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвостранове-дение и преподавание русского языка как иностранного.4-е изд.,пере-раб.и доп.-М.:Русс.яз.,1990.- 246с.

26. Виноград Т.К. К процессуальному пониманию семантики //Новое в зарубежной лингвистике.-М.:Прогресс, 1983.-Вып.ХИ, С.123-170.

27. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей.-М.:Госпо-литиздат, 1961.-245с.

28. Виноградов В.В.Стилистика.Теория поэтической речи.Поэтика.-М.: Госполитиздат, 1963.-256с.

29. Виноградов В.В. О теории художественной речи.-М.:Высшая школа, 1971.-240с.

30. Витгенштейн Л. Логико-фолософский трактат. М.,Изд-во иностр. л ит., 1958.- 133с.

31. Власова Л.И. Некоторые особенности структуры публицистического текста. Автореф.дисс. канд.филол.наук.-Киев, 1985.-24с.

32. Власова Л.И. Некоторые особенности структуры публицистического текста./Дисс. канд. филол. наук., Воронеж, 1985.-220с.

33. Волкова О.В. Функционально-коммуникативный аспект научно популярного текста (на материале прессы ГДР).Дисс.канд.филол.наук.^., 1988.-210с.

34. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки.-М.:Наука, 1985.223с.

35. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.-М.:Наука, 1981.-139с.

36. Герасимов В.И.,Петров В.В. Когнитивная парадигма языка. Вступит, статья //Новое в зарубежной лингвистике: Вып.23. Когнитивные аспекты языка:Пер.с англ./Сост.,ред.,вступ.статья Герасимова В.И., Петрова В.В.-М.:Прогресс,1988.-с.5-8.

37. Гик М.,Холиок К.Дж. Когнитивные основы переноса знаний. Пер.с англ./Редколлегия: Герасимова В.И.,Петров В.В.Воронина СБ. М.ИНИОН АН СССР, 1990.-68с.

38. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. М.,Мысль, 1964.-Т.1,- 583с., Т.2,- 748с.

39. Гореликова М.И.,Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Русс.яз. 1989.-152с.

40. Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика. Моделирование языкового общения //Новое в зарубежной лингвистике:Вып.ХХ1\/.

41. Компьютерная лингвистика:Пер.с англ./Сост., ред., и вступ.ст. В.Ю. Г ородецкий.-М.Прогресс 1989.-c.5-29.

42. Городникова М.Д. Текст и его действительность.//Сб.науч. трудов МГПИИЯ им.М.Тореза.-1980.-c.41 -50.

43. Городникова М.Д.Попов М.Н. Интерпретация художественного текста в языковом вузе //Сборник науч.трудов МГПИИЯ им.М.Тореза.Вып.232.-М.:МГПИИЯ им. М.Тореза, 1984.-е. 188-204.

44. Городникова М.Д. Эмотивные явления в речевой коммуникации //Изд-во МГПИИЯ им.М.Тореза.-М., 1985.-70с.

45. Городникова М.Д.,Супрун Н.И.,Фигон Э.Б. и др. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе.-М.: Просвещение, 1987.-158с.

46. Городникова М.Д. Стратегия понимания при интерпретации художественного текста //Тезисы докладов X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации.-М., 1991 .-с.59-61.

47. Городникова М.Д. Когнитивное моделирование при интерпретации художественного текста //Когнитивные аспекты лексики.Сборник науч.тр.Тверской гос.университет.-Тверь, 1991.-С.20-28.

48. Гулы га A.B. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.-285с.

49. Гусейнов A.A. Этика Аристотеля.-М.: Знание, 1984.- 64с.

50. Дейк ван Т.А.Динч В. Стратегия понимания связного текста //Новое в зарубежной л и н гвисти ке: В ып. 23. -М.: П рогресс ,1988,- с. 153-211.

51. Дейк ван Т.А. Язык.Познание.Коммуникация.Пер.с англ./Сост. В.В.Петров, Под ред.В.И.Герасимова.-М.:Прогресс, 1989.-312с.

52. Васильева А.Н. Художественная речь: Курс лекций по стилистике для филологов, учеб.пособие.-М.:Русский язык.-1983.-256с.

53. Драгунова Р.Г. Роль "чужого слова" в реализации игровой функции художественного текста //Сборник научных трудов МГЛУ.

54. Вып.379.-М.: МГЛУ, 1991.-c.5-11.

55. Дридзе Т.М. Интерпретационные характеристики и классификация текстов (с учетом специфики интерпретационных сдвигов) //Смысловое восприятие речевого сообщения; Сборник.-М.:Наука, 1976.-с.34-53.

56. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семасоциологии. М.:Наука, 1984.-268с.

57. Долгов K.M. Современная культура и проблемы эстетики //Тезисы докл.Всес.научн.конференции.М.,30 мая-1 июня 1989.-c.8-9.

58. Долинин А.К.Интерпретация текста.-М.:Просвещение, 1985.-232с. Домашнев А.И.,Шишкина И.П.,Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста,2-е изд.,дораб.М.:Просвещение,-1989.-208с.

59. Ефимов И.С. Типология художественных текстов и их филологический анализ:Автореф.дисс.канд.филол.наук.-М., 1982.-23с.

60. Загадка человеческого понимания.//Под общей ред.А.А.Яковле-ва;Сост В.П.Филатов.-М.-Политиздат, 1991.-352с.

61. Залевская A.A. Понимание текста. Психолингвистический подход.-Калинин: Изд-во Калининского гос.университета. 1988.-95с.

62. Залевская A.A. Индивидуальное знание.- Тверь:Тверской университет, 1992.-115с.

63. Зверинцев В.А. Язык и знание.//Вопросы философии.-1982. N1.-с.71-80.

64. Змеева Т.Е. Имплицитное выражение эмоции в функционально коммуникативном аспекте /на материале совр.франц.языка//Автореф. дисс.канд.филол.наук, М., 1989.-23с.

65. Зубов A.B. О языковых средствах выражения категории оценки в современном английском языке./Автореф.дисс. канд.филол.наук,М., 1974.-23с.

66. И вин A.A. Ценности в научном познании.//Логика научного познания: Актуальные проблемы/Отв.ред.Д.П.Горский.-М.: 1987.- с.230-258.

67. Ирисханова K.M. Фактор адресата как системообразующий пара-метрстиля //Текст в функционально-стилевом аспекте. Сб. науч. трудов МГПИИЯ им.М.Тореза, 1988.-С.10-15.

68. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста,М.,Издво МГУ, 1989,с.23-34.

69. Каменская О.Л. Текст и коммуникация,-М.:Высшая школа, 1990.-152с.

70. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.-М.: Наука, 1987.-262с.

71. Касевич В.Б. Язык и знание//Язык и структура знаний.Сборник -М.:Наука, Институт языкознания, 1990.-c.8-25.

72. Кассирер Э. Познание и действительность:Понятие о субстанции и понятие о функции./Пер.с нем.-СПБ, 1912.-С.286-309.

73. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.:Наука, 1972.-216с.

74. Клаус Г. Сила слова: Гносеологический и прагматический анализ языка.-М.:Прогресс.-1967.-215с.

75. Кожина М.Н. О функциональных семантико-стилистических категориях текста //Филологические науки.-1987.-N2.-С.35-41.

76. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975.-231 с.

77. Колшанский Г.В.Контекстная семантика.-М.-Наука,1980.-149с. Колшанский Г.В.Коммуникативная функция и структура языка.- М.:Наука, 1984.-175с.

78. Корниенко В.О.,Корниенко Е.В. Эстетическое как общечеловеческое //Тезисы докл.Всес.научн.конференции, М.:Прогресс,1989.- 312с.

79. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания //Понимание как познание, как вид мышления, понимание в производственной деятельности: Учебн.пособие /Ярославский гос.университет. Ярославль, 1979.-89с.

80. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика . -Ч асть 1. -Теория. -М., 1920. -234с.

81. Крюков А.Н.Фоновые знания и языковая коммуникация //Этно психолингвистика: Сборник.-М. .Наука, Институт языкознания, 1988.с. 19-34.

82. Кубрякова Е С. Текст проблема понимания и интерпретации //Семантика целого текста.Сб.статей.М.:Наука,1987.-с.86-109.

83. Кубрякова Е.С. Введение //Человеческий фактор в языке.Язык и порождение речи.Авт.Е.С.Кубрякова, А.И.Шахнарович, Л.В.Сахарный.-М.: Н ау ка .1991. -с. 4-20.

84. Кумлева Т.М. Коммуникативная установка художественного текста и ее лингвистическое воплощение //Филологические науки. N3 -1988.-c.5-8.

85. Купина H.A. Принципы и этапы лингво-смыслового анализа художественного текста: Автореф.дисс.докт.филол.наук.М.-1985.-32с.

86. Леонтьев A.A.Восприятие текста как психологический процесс //Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия.-Киев:Высш.шк. 1979,- с.68-105.

87. Литвин Ф.А. Речевая многозначность слова. Авто-реф.дисс.докт.филол.наук.-М.,1978.-48с.

88. Лукьянова H.A. О соотношении понятий экспрессивность, эмоциональность, оценочность //Актуальные проблемы лексикологии и словообразования.Вып. V.-1986.-с.3-20.

89. Лукьянова H.A. Экспрессивная лексика разговорного употребления (проблемы семантики).-Новосибирск, Наука.-1986.-230с.

90. Маслова В.А. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности.-М.: 1991.-е. 179-205.

91. Минский М. Фреймы для представления знаний.-М.:Энергия, 1979,151с.

92. Падучева Е.В. Прагматические аспекты связности диалога, ИАН СПЯ.-1982.-N4.- с.46-78.

93. Рахимова Н.М. Амбивалентные структуры художественного текста и стратегии их интерпретации /Автореф.дисс.канд.филол.наук, М.-1993.-24с.

94. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира /Б.А.Серебрянников, Е.С.Кубрякова, В.И.Постовалова и др.-М.- Наука1988.-216с.

95. Салеев В.А. Своеобразие национально-художественной культуры //Тезисы докл. Всес.научн. конференции, М.-ЗО мая-1 июня1989,с.23.

96. Синдеева Т.И. Речевой жанр "газетная рецензия" и его лингво текстовые характеристики:Дисс.канл.филол.наук.-М., 1984.-154с

97. Смирнов A.C. Публицистические и метафорические формы выражения авторской позиции в прозе 80-х годов //Филологочиские науки.-N3.-1992.-c.3-10.

98. Солганик Г.Я. Стиль репортажа.-М.:МГУ 7.-1970.-74с. Солганик Г.Я. Лексика газеты.-М.:Высш.шк., 1981.-112с.

99. Стегер Л.В. Средства выражения экспрессиности в научно популярном тексте (на материале немецкого языка): Автореф.дисс. .канд.филол.наук.-М., 1990.-16с.

100. Степанов Ю.С. В поисках прагматики (проблема субъекта)//Извес-тия АН СССР.Серия литературы и языка.-Т.40.-N4.-1981.-С.325- 332.

101. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция //Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988.-С.26-52.

102. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира //Роль человеческого фактора в языке: Язык и картины мира .-М.:Наука, 1988.-е. 173-204.

103. Тюпа В.И. К новой парадигме литературоведческого знания (раскрытие категории "эстетический дискурс")//Межвузовский сборник научных трудов.-Новосибирск.Изд.НГПИ. 1991.-164с.

104. Унапкошвили М.Д. Оценка как тип прагматического знания. В кн.:Известия АН Грузии.Серия языка и литературы.N2, Тбилиси, 1991 .-с. 13-20.

105. Унапкошвили М.Д. Средства экспрессивно-оценочной номинации в современной немецкой идиоматике. Автореф.дисс.канд.филол.наук.-М., 1991.-24с.

106. Фуксон Л.Ю. Мир литературного произведения как система ценностей //Межвузовский сборник науч.трудов.-Новосибирск: Изд.НГПИ, 1991 .-164с.

107. Хахалова С.А. Нетрадиционная метафора в тексте: (На матер, совр.нем.языка): Автореф.дисс.канд.филол.наук.-Пятигорск.-1986.-16с.

108. Хинтикка Я.Логико-эпистемиологические исследования:Сб.избр. статей.-М.: Прогресс, 1980.-447с.

109. Человеческий фактор в языке:Языковые механизмы экспрессивно-сти/Ин-т языкознания, Отв.ред.В.Н.Телия.-М.-Наука,1991.-214с.

110. Человеческий фактор в языке:Язык и порождение речи.-М.-Наука, 1991.-240с.

111. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе.Автореф.дисс.на соискание уч.ст.докт.филол.наук.

112. Шаховский В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания. Учебное пособие.-Волгоград: Изд-во Волгоград.гос.пед. ин-та.-1983.-94с.

113. Шорабаева Н. Оценочная функция фразеологических единиц в современном немецком языке. АКД, М.,-1984.-с.8.

114. Эстетика творчества, Сб.ст.(Отв.ред. К.М.Долгов) Ин-т философии.-М.-Новосибирск.-1 987.-146с.

115. Эстетические ценности предметно-пространственной Среды/ A.B. Иконников, М.С. Каган, В.Р. Пилипейко и др.: под общ. ред. A.B. Иконникова; М.: Стройиздат, 1990.-335с.

116. Baier К. The moral point of view: A rational basis of efhics, lthaka(N.Y.), 1958,-21 OS.

117. Balk Th. Egon Erwin Kisch und die Reportage.Internationale Literatur 3.V(1935),- 160S.

118. Berruto Gaetano, La semantica., Bologna, Zanichelli, 1977, 189c.

119. Brinker K. Linguistische Textanalyse: eine Einfuehrung in Grundbegriffe und Methoden /von K.Brinker.-3., durchges, und erw.Aufl.-Berlin: Erich Schmidt, 1992.-163S.

120. Danes F. Preprints of the Planary Session Papers XIV-th International Congress of Linguists.Organized under the Auspices of CIPL. Berlin, 10-15 August 1987.- Berlin, 1987.

121. Dijk vad T.A. Textwissenschaft. Eine interdisziplinaere Einfuehrung, Tuebingen (Original 1978), 1980.-260S.

122. Gorodnikowa M. Wertungsmodalitaet in Diskurs und Text // Proceedings of the Fourteenth International Congress of Lihguists.- Berlin, 1987.-S.2090-2092.

123. Hartmann P.Texte als linguistisches Objekt. ln:W.-D.Stempel (Hrsg),Beitraege zur Textlinguistik.Muenchen, 1971.-S.9-29.

124. Harweg R. Praesuppositionen und Rekonstruktion.Zur Erzaehl situation in Thomas Manns "Tristan" aus textlinguistischer

125. Sicht/ZTuebingen, 1975.-SS.66-185.

126. Jmhasly B.: Konzepte der Linguistik.e.Einf./Bernard Imhasly .- 3. Aufl.,-Wiesbaden: Aula-Verlag, 1986,-238S.

127. Jsenberg H. Texttypen als Interaktionstypen //Zeitschrift Fuer Germanistik.-N5.-1985.-SS.261 -270.

128. Kisch E.E. Wesen der Reportage. Das literarische Echo 8. XX19188).

129. Kunze R. Wesen und Bedeutung der Reportage, Lpz, 1960.-146S. Queisser G. Die Komposition der Kisch-Reportage. Diss.Ms. Leipzig, 1963,-230 S.

130. Ruban W A. Zu einigen Fragen der Sprache und des Stils publizistischer Werke, Brl, Tribuene, 1954,-170S.

131. Schlenstedt D. Die Reportage bei Egon Erwin Kisch. Berlin, 1959 (Germanistische Studien, ed. Hans Kaufmann und Hans-Guenter Thalheim),-95S.

132. Schlenstedt D. Egon Erwin Kisch. Leben und Werk, 1985,-120s. Schmidt D. Journalistische Genres als Gestaltungs und als Kampfformen; in Zeitschrift fuer Journalistik, H.3, 1961.- SS.-27-52.

133. Siegel Ch. Die Reportage. -1. Aufl.-Stuttgard: Metzler, 1978,-146 S. Llhse B. Erinnerungen an Edon Erwin Kisch, Wochenpost 28. (1959).-180S.

134. Wright G.H.von The varieties of goodness. L., 1963,- 270S. Villiain J. Plaedoyer fuer Aschenbroedel. Ueber Reportagen und Reporter.-Halle-Leipzig: Mittildeutscher Verlag. 1982.-140S.

135. Кондаков Н.И. Логический словарь. М., "Наука", 1971, 658с.

136. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н.Ярцевой, М.: Советская энциклопедия, 1990. -684с.

137. Психология. Словарь.//Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошев-ского.-2-е изд.,испр.и доп.-М.: Политиздат, 1990.-494с.

138. Словарь по этике. /Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона.-6-е изд -М.: Политиздат, 1989.-447с.

139. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова.- 6-е изд.,перераб.и доп.-М.: Политиздат, 1991.-560с.

140. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия, 1983.-840с.

141. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А.А.Беляева и др.-М.: Политиздат, 1989.-447с.

142. Bl-Universallexikon: in 5 Bd.-Leipzig Bibliografisches Institut, Bd.4: Moto-Seil,-1987.-587S.

143. Das grosse Meyers enzyklopaedisches.-Lexikon.in 25 Bd.-Mannheim: Bibliografisches Institut Bd.20.Rend-Schd.-1977.-620S.

144. Duden. Das grosse Woerterbuch der deutschen Sprache. In 6 Baenden. Bd.1-6.Hrsg.u.bearb. unter Leitung von Drosdowski. Bibl. Institut (Dudenverl.), Mannheim, 1976-1977.1.wandowski Th. Linguistisches Woerterbuch.-Heidelberg. Quelle & Meier.- 1984.-925 S.

145. Woerterbuch der deutschen Gegenwartssprache.-Hrsg.von R.KIappenbach und W.Steinitz.-Baende 106.Berlin, 1970-1978.1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

146. Boell Н. Der tote Indianer in der Duke Street // Boell H. Irisches Tagebuch.- Muenchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1986,- SS.90-96.

147. Eckart G. Per Anhalter //Eckart G. Geschichten und Erlebnisse.-Berlin: -Buchverlag Der Morgen, 1987,-SS.135-142.

148. Frischmuth B. Istanbul //Frischmut B. Unzeit. Erzaehlungen.-Stuttgart: Verlag Philipp Reclam jun., 1986,-SS.44-47.

149. Johann A.E. Gefaerliche Bootsfahrt // Johann A.E. Westwaerts nach Oregon.-Reisen durchs unbekannte Amerika.- Frankfurt/Mein; Berlin: Verlag Ullstein, 1992,- SS. 11 -22.

150. Johann A.E. Begegnung mit einem verschollenen Gott //Johann A.E. Abenteuer der Ferne: die schoensten Reisegeschichten.-Frankfurt/Mein; Berlin: Verlag Ullstein, 1992,-SS.22-30.

151. Johann A.E. Heldentod im Hinterwald //Johann A.E. Abenteuer der Ferne: die schoensten Reisegeschichten.- Frankfurt/Mein; Berlin: Verlag Ullstein, 1992.-SS.-10-22.

152. Johann A.E. Der Fischer und der Monsun //Johann A.E. Abenteuer der Ferne: die schoensten Reisegeschichten.-Frankfurt /Mein; Berlin: Verlag Ullstein, 1992,-SS.332-375.

153. Johann A.E. Jaak River ein Amerika der Pionierzeit //Johann A.E. Westwaerts nach Oregon: Reisen duchs unbekannte Amerika.-Frankfurt/Mein; Berlin: Verlag Ullstein, 1992,-SS. 198-200.

154. Johann A.E. Onkel Toms Huette Renoviert II Johann A.E. Abenteuer der Ferne: die schoensten Reisegeschichten.-Frankfurt/Mein; Berlin: Verlag Ullstein, 1992,- SS.272-298.

155. Johann A.E. Revolution frisst Menschen II Johann A.E. Abenteuer der Ferne: die schoensten Reisegeschichten.- Frankfurt/Mein; Berlin: Verlag Ullstein, 1992,-SS.37-53.

156. Kisch E. Baggermaschinen baggern Gold //Kisch E. Paradies Amerika. Berlin: Buchverlag Der Morgen, 1968,-SS.46-54.

157. Kisch E. Borinage, vierfach klassisches Land //Kisch E. Ein Lesebuch fuer unsere Zeit.- Berlin: Aufbau Taschenbuch Verlag, 1991,-SS. 113-130.

158. Kisch E. Ausschank von Kalorien //Kisch E. Ein Lesebuch fuer unsere Zeit.- Berlin: Aufbau Taschenbuch Verlag, 1991,-SS.34-40.

159. Kisch E. Die Fahrt der Floesser // Kisch E. Ein Lesebuch fuer unsere Zeit.- Berlin: Aufbau Taschenbuch Verlag, 1991,-SS.46-55.

160. Kisch E. Ein Vulkan bricht aus //Kisch E. Entdeckungen in Mesiko.-Koeln: Verlag Kiepenheuer&Witsch, 1981,-SS.20-29.

161. Kisch E. Ein Reporter wird Soldat //Kisch E. Ein Lesebuch fuer unsere Zeit.- Berlin: Aufbau Taschenbuch Verlag, 1991,-SS.55-66.

162. Kisch E.Interview mit den Pyramiden //Kisch E. Entdeckungen in Mexiko.- Koeln: Verlag Kiepenheuer&Witsch, 1981,-SS.57-72.

163. Kisch E. Lever der Stadt //Kisch E. Ein Lesebuch fuer unsere Zeit.-Berlin: Aufbau Taschenbuch Verlag, 1991,-SS.31-34.

164. Kisch E. Geschichten mit dem Mais //Kisch E. Entdeckungen in Mexiko.- Koeln: Verlag Kierenheuer&Witsch, 1981,-SS.11-20.

165. Penzoldt E. Der Delphin //Deutschland erzaehlt.-Frankfurt/Mein: Fischer Taschenbuch Verlag, 1986,-SS.159-173.

166. Seghers A. Geschichten aus Mexiko.- Berlin/Weimar: Aufbau Verlag, 1972,-SS.5-36.

167. Schaad I. Der Leidensweg eines Peugeot 305, Vierzy., im Schnittpunkt der Randstaendigen //Schaad I. Knowhow am Kilimahscharo.- Zuerich: Limmat Verlag, 1984,- SS.133-147.

168. Wallraff G. "Essen mit Spass" oder der letzte Frass //Wallraff G. Ganz Unten.- Koeln: Verlag Kiepenheuer&Witsch, 1985,- SS.28-37.

169. Wall raff G. Gehversuche //Wall raff G. Ganz unten.- Koeln: Verlag Kiepenheuer&Witsch, 1985,-SS. 16-23.

170. Wallraff G. Die Verwandlung //Wallraff G. Ganz unten.- Koeln: Verlag Kiepenheuer&Witsch, 1985,-SS. 11-14.

171. Walser R. Der Taenzer //Deutschland erzaehlt.-Frankfurt/Mein: Fischer Taschenbuch Verlag, 1986,-SS.61-63.1.