автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Виртуализация театра

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Кривоспицкая, Яна Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Автореферат по культурологии на тему 'Виртуализация театра'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Виртуализация театра"

На правах рукощ(си

КРИВОСПИЦКАЯ ЯНА ВАДИМОВНА

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРА

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

5 ДЕК 2013

Кемерово - 2013

005543249

005543249

Работа выполнена на кафедре культурологии и социологии в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Научный руководитель: Апухтина Нина Георгиевна,

профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философских наук ФГБОУ ВНО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», заслуженный работник высшей школы РФ

Официальные оппоненты: Кириллова Наталья Борисовна,

профессор, доктор культурологи, профессор кафедры культурологии и социально-культурной деятельности, ФГБОУ ВГЮ Уральского федерального университета им. Первого Президента РФ Б. Н. Ельцина, заслуженный деятель искусств РФ Соломко Дмитрий Витальевич,

кандидат философских паук, доцент кафедры философии и социологии ФГБОУ ВПО Южно-Уральского университета (национально-исследовательского)

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургская академия театраль-

ного искусства

Защита состоится 27 декабря 2013 г. в 09-00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.006.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора культурологии при ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17, ауд. 221.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан 26 ноября 2013г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д210.006.01, кандидат философских наук

Волкова Т. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования.

Активная трансформация общественного сознания современности формирует новый тип культуры - постписьменный, в котором авторитет знания (и связанной с ним «знаниевой культуры») во многом вытесняется технологиями прагматического использования информации, а, соответственно, и новым типом экранной, аудиовизуальной культуры. В рамках настоящей работы выявляются аспекты, создающие образно-символический тип виртуальности театра, в котором объективная реальность сценического пространства, способна изменять границы обычного восприятия, взаимодействуя с субъективной реальностью всех участников театрального процесса.

Реалии современного мира наглядно показывают, как динамично развивается театральное искусство от классического, в истоках которого лежит школа переживания К. С. Станиславского, к новому, имеющему в своих арсеналах множество технологических, мультимедийных, интерактивных решений, световых, звуковых систем и других средств, созданных человеком для расширения художественно-функциональных возможностей театра. Эти новации, несомненно, влияют на условия создания и восприятия зрителем пространства сценического искусства, заставляют обратить особое внимание на условия взаимодействия современного театра и зрителя с позиции осмысления «виртуализации» театра.

Формулировка виртуальности как совокупности различных видов, форм, элементов реальностей, а также специфическая среда и атмосфера, созданная с применением компьютерной графики, видеопроекций и звуковых эффектов создает возможность рассматривать виртуальность театрального искусства.

Большинство исследователей акцентируют внимание на одной из характеристик виртуальной реальности - ее вторичности, производности от объективной реальности. Театральное искусство тоже вторично, оно воспроизводит заново, «погружает» человека в другую среду - творческую, вымышленную, в мир возвышенный, идеальный, или не идеальный, но способный быть соотнесенным с жизненной правдой. Именно поэтому мы можем рассматривать театр как иммерсионную технологию, посредством сценического действа создающую «виртуальную реальность».

Новый взгляд на природу театра с применением особенностей вир-туалистики предполагает историко-культурологический и психологический аспект трактовки «виртуализации театрального искусства» как феномена культуры. Важным обстоятельством, обуславливающим актуальность данного диссертационного исследования, является то, что процессы, совершенствующие современный театр новейшими техническими средства-

ми, меняют сущность театрального действа и пространства. Осмысление этих изменений имеет не только практическое, но и теоретическое значение, поскольку такие процессы расширяют наши представления о сущности и формах воздействия театрального и других видов искусств на человека.

Степень научной разработанности темы «виртуальности» театрального искусства связана с многочисленными попытками дать определение «виртуальности» в целом, как части проблематики множественности реальностей, в контексте философских теорий, начиная с Античности и раннего Средневековья, проблеме различных видов реальности и понимания сущности гштеэ^Ба (подражания, воспроизведения в искусстве) уделяется пристальное внимание в трудах Аристотеля, Платона, Исаака Сирина. Подробно анализируется семантика «другой реальности» Марком Туллием Цицероном (сочинение «О природе Богов»), Августином Блаженным (трактат «О сущем и сущности»), рассматриваются категории «потенциальное» (возможное), «актуальное» (действенное) философами Ф. Аквин-ским и Н. Кузанским. Дальнейшее развитие идея «виртуальной реальности», пусть терменологически не всегда четко оформленная, обретает в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, Г. Лейбница, Ж. Бодрийара, Ж. Деле-за, Дж. Локка, М. К. Мамардашвили, М. Хайдеггера и других. К литературе общего характера следует отнести труды, в которых, рассматриваются виды различных реальностей сосуществующих друг с другом, что нашло отражение у русских философов: М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, Ф. Федорова, П. А. Флоренского.

Теоретические аспекты понимания виртуальной реальности применительно к различным сферам художественной и научной жизни отражены в работах М. Б. Абсалямова, И. А. Акчурина, В. С. Бабенко, И. Т. Красавина,

A. А. Малышко, Г. П. Меньчикова, С. А. Наумова, А. М. Орлова, А. В. Рос-сохина, М. Т. Рюминой, А. В. Шестаковой, Е. В. Уханова, С. Г. Хоружего, О. Г. Яцюк.

Среди современных отечественных авторов разрабатывающих тему философских аспектов виртуальной реальности, имеющих культурную направленность, - И. А. Акчурин, П. С. Борсук, Е. В. Грязнова, Е. В. Кова-левкая, И. Г. Корсунцев, Д. И. Репкин. Виртуальная реальность, как феномен культуры, и предпосылки конвергенции театрального искусства и виртуальной реальности рассматриваются в трудах П. И. Браславского.

Следует отдельно выделить наиболее крупных теоретиков исследователей виртуальной реальности Н. Б. Маньковскую, В. В. Бычкова,

B. М. Розина и Н. А. Носова. Последний дает такое широкое определение виртуальной реальности: это реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и проч.) обладающая такими свойствами, как порожденность, актуальность, автономность и интерактивность. Все эти свойства соотносятся и с театральной ре-

алыюстыо. В исследованиях Н. Б. Маньковской и В. В. Бычкова содержится комплексная классификация видов виртуальной реальности, ориентированных, прежде всего, на параметры эстетического переживания: реальности сновидений, грез, фантазий; реальности арт-практик, психоделического искусства, видеоинсталяций и синтетических лазерных шоу. Рядом авторов -О. И. Немыкиной, М. Ю. Опенковым, С. И. Ореховым, В. М. Розиным и др. выделяется виртуальная реальность погружения (основанная на иммерсионном качестве человеческого сознания, способности погружаться в конструированную автореальность) и коммуникативную виртуальную реальность технологий Интернета. Технологические виды реальностей, новации в мультимедиа рассматривают Р. Ф. Абдеев, А. А. Давыдов, С. А. Дацюк, В. А. Кутырев, А. И. Каптерев.

В сферу исследования театрачьной реальности включается теоретический материал основных драматических систем XX века, содержащийся в трудах основателя русской драматической школы переживания К. С. Станиславского; создателя «Театра и его двойника» А. Арто: режиссера театра смерти Т. Кантора; основоположника антропологического театра Е. Гротов-ского и автора «Пустого пространства» П. Брука. Обобщенный взгляд и анализ творчества великих режиссеров, деятелей театра XX века, представлен в грудах В. И. Березкина, Н. Я. Берковского, Б. Е. Захавы, В. А. Петрова, О. Я. Ремеза, Л. Л. Рудницкого, Ю. А. Стромова, А. М. Смелянского, Л. Я. СулержиЦкого, М. В. Сулимова, В. В. Фокина, Е. М. Ходуновой, Л. М. Шихматова. Специальная работа, основанная на ретроспективе интеграции виртуально-технических средств в театре, написана выдающимся английским актером и теоретиком искусств С. Диксоном.

Вместе с тем, несмотря на широкое распространение идей виртуапи-стики, наличие различных подходов к пониманию виртуальной реальности, осмысление виртуальной природы отдельных видов и форм художественной деятельности и искусства в современных философско-культурологических исследованиях явно недостаточно; насущно необходим тематически-определенный и концептуально-выраженный подход к пониманию театра как виртуальной реальности, а так же всесторонний анализ виртуальной природы театрально-сценического искусства.

В основе проблемы диссертационного исследования реальное противоречие современной театральной практики между стихийными процессами виртуализации художественной деятельности и отсутствием адекватной концептуально оформленной рефлексии по этому поводу, способной вписать эти новации в общий историко-куль турный контекст эволюции театра.

Объектом данного исследования является театральное искусство как феномен, сочетающий множество видов различных реальностей.

Предмет исследования - процессы виртуализации театрального искусства в XX- начале XXI века.

Цель данного исследования - выявление факторов и тенденций формирования виртуальной реальности в современном театре.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты становления понятия «виртуальная реальность», в контексте его применения к театральному искусству.

2. Раскрыть природу театра как особого вида виртуальной реальности и специфические механизмы, меняющие зрительское восприятие.

3. Исследовать истоки виртуализации театра в основных драматических системах XX века и современном театральном искусстве.

4. Выявить роль виртуализации как основы театральных новаций.

Теоретико-методологической базой исследования. Ведущими методологическими подходами диссертационного исследования являются: деятельностный, историко-генетический, феноменологический, структурно-функциональный.

Основные положения исследования диссертант базирует на общенаучных методах: анализа и синтеза, сравнения, логико-типологическом, абстрагирования, используются также методы классификации в процессе упорядочения культурных феноменов на основе одного или нескольких признаков.

В качестве теоретико-методологического основания исследования виртуальной реальности выступают положения, изложенные в трудах философов и культурологов Ж. Бодрийяра, С. Жижека, Ж. Ф. Лиотара, М. Маклю-эна, М. Хайдеггера, Д. Ховштадтера, а также работы отечественных исследователей: Р. Ф. Абдеева, Е. В. Грязновой, Е. В. Ковалевской, Н. Б. Маньков-ской, Н. А. Носова, А. Я. Флиера, С. С. Хоружего и др.

Эмпирической базой исследования стал анализ театральных постановок российских и зарубежных театров ХХ-ХХ1 веков. При рассмотрении избранных постановок используется анализ их ведущими критиками, исследователями театра и журналистами, видеозаписи спекгаклей, собственный 13-летний опыт работы в качестве актрисы иЮ-летний опыт работы преподавателем актерского мастерства.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Проанализированы истоки возникновения понятия «виртуальная реальность»; проведены параллели виртуальной реальности и виртуальности театрального искусства в ряду подобных реальностей (физической, психической, символической, социальной и т. п.). На основании анализа исторической эволюции в понимании виртуальности (включая подходы не оперировавшие этим термином формально, но подразумевающие его по существу), автор предлагает концептуальные основы генезиса театральной виртуальности, на основании синтеза психо-, техно- генной, символической виртуальности и механизмов социального конструирования реальности.

2. Определены функции театральной виртуальности, как способа особого эмпирического сверхчувственного существования, которое объясняется специфическими особенностями драматического искусства, актуализирующими теорию виртуальной реальности: вторичность - воспроизведение «правды жизни» в условиях сцены, сиюминутность - существование «здесь и сейчас», наличие собственного пространства и законов существования в нем, интерактивность - осуществление обратной связи, контакт со зрителем. Установлены средства формирования и создания виртуальности театрального искусства, опосредованно фиксирующие его влияние на сознание зрителя.

3. Осуществлено сопоставление феномена виртуальности театрального искусства в рамках основных драматических систем XX века, воплощенных в творчестве К. С.Станиславского, В. Э. Мейерхольда, А. Арто, Т. Кантора, Е. Гротовского и П. Брука. Эволюция драматических систем в дискурсе виртуальности представлена в следующих вариациях осмысления и практического соединения виртуального и реального: психологическая, прото-виртуальная (технологическая), сюрреалистическая, метареалистическая (паравиртуальная), медитативная и реалистическая виртуальность.

4. Выявлена специфика применения электронно-технических средств в театральном искусстве, а также актуальные тенденции новых художественных форм, представленных: а) технологической виртуальной реальностью, визуализирующей мир воображения, использующей морфинг, - совмещающий экранных персонажей с живыми актерами, создающий возможность их взаимодействия и превращения одних в других; б) использованием жанра verbatim, обладающего безусловной виртуальной достоверностью документализма и сохранением жизненной правды.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-исторический анализ осмысления проблемы множественности реальностей и природы виртуальной реальности свидетельствует о многоаспектности трактовок данного понятия (начиная с Античности до современного периода). Природа театрального искусства представлена в двуедином контексте существования зрительского восприятия: фактического реального бытования (постановки, декорации, актеры) так и виртуального: условного, мнимого мира, основывающегося на субъективном ощущении участия в конструируемых событиях, существующего только «здесь и сейчас».

2. Театральное искусство, погружающее человека в иную среду (творческую, вымышленную, в мир возвышенный, идеальный, или не идеальный, но способный быть соотнесенным с жизненной правдой), выступает как иммерсионная технология, создающая особую виртуальную реальность. Жанрово-стилевое разделение театрального искусства определяет различные вариации прочтения виртуальности через метафорические и образно-символические основания: метафору, метаболу, фантазм.

3. Динамика проявлений виртуальной природы театра на примере основных драматических систем XX века, нашедших свое воплощение в творчестве великих режиссеров, способствует выявлению различий в соотношении виртуального и реального в театральном действии. Она предполагает следующую последовательность прочтения виртуальности театрального искусства: психологическая виртуальность (К. С. Станиславский), протовиртуальная экранная технологическая виртуальная реальность (В. Э. Мейрхольд), сюрреалистическая виртуальность (А. Арто), ме-тареалистическая виртуальность (Т. Кантор), медитативная виртуальная реальность погружения (Е. Гротовский), реалистическая виртуальность (П. Брук).

4. На современном этапе развития театра актуальным фактором его виртуализации становится технологическая составляющая реальности благодаря информационно-компьютерным и техническим средствам. Примером такой виртуализации театральной реальности является развитие жанра verbatim, понимаемого как «виртуализация документального»: соединение документального и художественного начал. Театр и пространство спектакля есть «виртогенез», рождающий реальность, существующую в сознании человека под влиянием психологических документальных аспектов («виртуализация документального») и новейших мультимедийных технологий (технологической виртуальной реальности театрального действия).

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты конкретизируют методологические принципы дальнейшего анализа форм виртуальной реальности, виртуального характера современного искусства. Теоретические положения диссертации эксплицируются на исследования современного состояния многообразных форм современного театра. Материалы данной работы могут быть использованы и востребованы в высшей школе в учебных курсах культурологии, философии, других искусствоведческих и гуманитарных дисциплин, а так же в ряде курсов профессионального театроведческого цикла - «Теория драматического искусства», «История театра», «Анализ новых театральных форм и направлений» и др. Разработанные в диссертации научные положения могут служить основой для разработки и внедрения специализированных учебных дисциплин: «Философия театрального искусства», «Культурологические аспекты виртуальной реальности», «Виртуальность театра: культурологический аспект» и других. Основные идеи диссертации могут успешно использоваться в качестве методологии режиссерского и постановочного процесса с порождением новых направлений театрального искусства.

Апробация работы осуществлялась автором в процессе обсуждения на заседаниях кафедры театрального искусства, кафедры культурологи и социологи, на семинаре-практикуме аспирантов и соискателей РИФКИ Челябинской государственной академии культуры и искусств, в выступлени-

ях и докладах на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ЧГАКИ (2006-2013 гг.), IV Всероссийской конференции студентов и аспирантов «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2008); Всероссийской конференции «Создание документального спектакля в технике «вербатим»» (Москва, 2008); Международной конференции «Новая драма в России» (Лион, 2009); Международной конференции «Особенности языковой толерантности в восприятии зрителем театрального искусства» (Лион, 2010); Всероссийской конференции «Проблемы современной драматургии» (Омск, 2010).

Основные идеи диссертации нашли отражение в педагогической деятельности автора с 2004 г. в цикле практических занятий по дисциплине «Мастерство артиста драматического театра», в постановке дипломных студенческих спектаклей, в чтении спецкурса «Виртуальность театра». Результаты исследования также были использованы в создании и проведении научно-практического мастер-класса для студентов театрального факультета Таджикско-Славянского университета.

Основные положения и выводы исследования нашли отражение в 13 публикациях общим объемом 3,5 п.л., в том числе 3 в изданиях включенных в перечень ведущих рецензируемых изданий ВАК РФ.

Диссертация обсуждена в 2013 г. на заседании кафедры культурологии и социологии ЧГАКИ и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации обусловлены последовательностью разрешения цели и основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка используемой литературы (300 наименований).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность и выбор темы исследования, обозначена степень научно-теоретической разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, определены научная новизна и научно-практическая значимость диссертации.

В первой главе «Театр как феномен виртуальной реальности» осуществлено определение смыслового поля трактовок виртуальной реальности, соотнесено данное понятие с театральным искусством как феноменом кульгуры; раскрыты особенности театрального искусства: порож-денность (вторичность, воспроизведение жизни в условиях сцены), актуальность (существование «здесь и сейчас», сиюминутность театрального действа), автономность (наличие собственного пространства и законов существования в нем), интерактивность (наличие обратной связи, контакт и реакция зрителя), конкретизирована сущность виртуальной природы театра в контехсте исторического и современного опыта.

В первом параграфе «Теоретико-методологический анализ проблематики множественности реальностей» раскрыта сущность понимания виртуальности в философско-культурологических концепциях; представлены взгляды исследователей на различного рода реальности, их трактовки соотнесены с современным пониманием виртуальной природы театрального искусства, как способе особого эмпирического сверхчувственного существования.

Все возможные толкования «виртуальной реальности» приведены в трех группах: 1. техническое (объективистское), где виртуальная реальность рассматривается обычно в компьютерных системах; 2. абстрактное (обобщенное) толкование, в соответствии с которым виртуальная реальность включает в себя как объективную, существующую вне человека, так и субъективную, т. е. существующую в сознании человека, реальность; 3. психологическое (субъективистское) толкование, в соответствии с которым виртуальная реальность - это психологический феномен образования в сознании человека некоторых пространственно-временных образов, вне зависимости от причин, их вызвавших. Рассмотрена классификация виртуальной реальности по четырем основным типам: имитационная, условная, прожективная и пограничная виртуальная реальность. В философском смысле виртуальная реальность понимается как реальность отличная от объективной и имеющая четыре основных свойства, сочетающихся с законами сценического существования: порожденность (вторичность, воспроизведение жизни в условиях сцены), актуальность (существование «здесь и сейчас», сиюминутность театрального действа), автономность (наличие собственного пространства и законов существования в нем), интерактивность (наличие обратной связи, контакт и реакция зрителя).

Виртуальность противопоставляется объективной реальности, но отождествляется с жизненно-верным, правдивым, предстает перед нами частью социального континуума и обязательно находится внутри реальной реальности, в точности соответствуя театральной реальности с ее обязательным требованием «правды жизни».

Таким образом становление понятия «виртуальность» в историко-культурологическом контексте сопряжено с идеей множественности миров и говорит о том, что виртуальность существует в потенциальном виде и имеет возможность оказывать влияние на действительность. Историческая ретроспектива «виртуальности» раскрыла перед нами прочтение термина в различных вариациях: от буквального использования термина, до его смыслового содержательного наполнения, философы Античности, Средневековья, Нового времени в своих трактатах уделяли значительное внимание данной проблематике. Наиболее полно термин был раскрыт в современных философско-культурологических концепциях, средствами постмодернистских теорий, в которых статус виртуальной реальности охарактеризован как организованное пространство симулякров - особых объектов,

«отчужденных знаков», которые в отличие от знаков-копий фиксируют не сходство, а различие с референтной реальностью. В противоположность актуальной действительности, выражающей целостность, стабильность и завершенность, виртуальная реальность является источником различия и многообразия. Таким образом, виртуальность является феноменом, имманентным самой структуре бытия, воплощающим возможность творческой, генерирующей деятельности. Возможность человека погружаться в виртуальность, благодаря способности сознания и совершать переходы из одного виртуального состояния в другое, свидетельствует о том, что люди, так или иначе всегда стремятся обустроить окружающий мир, создавая свои миры, по сути являющиеся виртуальными. В театральном искусстве присутствует налицо факт слияния субъекта и симулякра, т. е. субъект обращается в собственный симулякр, и, физически, телесно оставаясь в действительном мире, он ментально переходит в мир виртуальный, пространство симулякров, где наделяется новым телом, не имеющим ничего общего с телесностью.

В выводах первого параграфа, мы констатируем, то, что начало философских представлений о «виртуальной реальности» было заложено в античной философии с VI века до н. э., в которой реальность, по существу, отождествлялась с различными видами вещества и их комбинациями. В V веке до н. э. Платон поднял проблематику реальности и ее отображения на основе слова «virtus». Аристотель в своих работах часто употребляет «virtus» как множество индивидуальных предметов, заключающих в себе сущность; не имеющих никаких самостоятельных сущностей, пребывающих вне конкретных образований. Средневековая схоластическая философия обозначила применение термина «virtus» как актуальной действующей силы. Философия Нового времени и эпоха Просвещения широко представлена понятием «виртуального» в работах Р. Декарта, Г. Лейбница и Дж. Локка в полемике по поводу принципа идей.

Опираясь на анализ, проведенный в первом параграфе, мы можем говорить о том, что становление понятия «виртуальность» в историко-философском контексте преимущественно связано с онтологической сферой и разрешением вопросов соотношения реального, идеального, иллюзорного, мнимог о, воображаемого, в том числе реального и символического, земного и Абсолюта, оригинала и копии, природного и искусственного, а так же сопряжено с идеей множественности миров, где виртуальность существует в потенциальном виде и имеет возможность оказывать влияние на действительность.

На современном этапе наблюдается возврат и явный интерес к осмыслению понятия «виртуальности» с позиций философии, культурологии, киберкультуры и т. д. С позиций культурологии мы можем заявить об осмыслении свойств виртуальности как соотношения трех пространств бытия: объективного мира природы, субъективного мира человека и ис-

кусственно созданного мира человека. Их синтез рассматривается как пример виртуальности театрального искусства.

Создание единой теории «виртуальной реальности» является актуальной проблемой не только для исследователей, но и для жизни общества в делом, затрагивая все сферы деятельности человека. Виртуальность театрального искусства проявляется не умозрительно, действенные факты говорят о наличии важного, качественного взаимодействия различного рода реальностей, воплощающихся в сценическом пространстве.

Во втором параграфе «Театр как предмет современной виртуа-листики», рассматриваются особенности современного понимания театра через призму идей виртуалистики, представляя его как виртуальное образование.

Сегодня вопрос о наличии в искусстве виртуальной реальности должен ставиться и решаться совсем иначе. Все искусство, в том числе и театральное, в XX в. существенно изменилось, пройдя путь от классики через авангард, модернизм, постмодернизм к всевозможным инновационным техникам современности. Поэтому искусству необходимо учитывать изменения общественного сознания и привлекать в свои арсеналы все те возможности, которые дает виртуалистика.

Компьютерные мультимедийные технологии радикально изменили представление о театральной реальности: визуальные и звуковые эффекты, интерактивные решения, создают иллюзию взаимодействия с воображаемым миром, моделируемая трехмерная (ЗИ) среда осуществляет реальный контакт со зрителем, проекционные, экранные средства создают иллюзию непосредственного вхождения и присутствия, погружает человека в иную реальность, затрагивая его душевную, духовную, эмоциональную сферу, активизирует и сознание, и чувства, влияет на уход человека в себя или заставляет его глубоко сопереживать.

Использование инновационного технического потенциала дает развитие новой эстетики театрального искусства. Цифровая техника позволяет визуализировать мир воображения, желаний, фантазий, образов, создаваемых драматургом и режиссером. Новыми художественными приемами в театре, обусловленными цифровыми технологиями, становятся совмещение и взаимодействие живых действующих актеров с проекционными видеообразами и видеорядом, позволяющим воссоздавать любые декорации и пространства. Специальные графические программы позволяют имитировать всевозможных героев, фантастические, ирреальные картины, ландшафты, образы и т. д., все это блистательно реализует компьютерная графика с ее неисчерпаемыми техническими возможностями и творческим потенциалом.

Виртуализация стала основной отличительной чертой постсовременности, а виртуализация личности - новой жизненной стратегией, которая не может не оказывать мощного воздействия на процесс функционирова-

ния театрального искусства. Зрителя активно вовлекают в пространство искусства, превращая его из реципиента в соучастника действа, современный зритель становится интегральным, системообразующим компонентом театрального представления. Театральная практика деконструирует существующую между зрителем и сценическим пространством традиционную модель рецепции, предполагающую психологическую, пространственную и эстетическую дистанцию, превращает зрителя из анализирующего оценщика в активного соучастника. Новации театрального искусства, начиная с пространственного минимализма, использования инсталляций, всевозможных технических средств, актуализирует художественный контекст, превращая каждую постановку в событие - виртуальное событие. Такая среда позволяет зрителю глубоко погружаться в происходящее, чувствовать, мыслить, достигать просветления — гратуала, попадать в другую реальность - виртуальную, порожденную в самом себе, или раскрытую в себе -в истинную реальность. Идея виртуальности дает возможность мыслить принципиально иначе, создает новую парадигму мышления, которая раскрывает сложность устройства мира, меняет язык традиционного искусства на технизированные арт-практики и сетевые арт-феномены. Объединив театральное искусство и виртуальную реальность, а, точнее, рассматривая театр как феномен виртуалистики, мы опирались на базовые теоретико-методологические положения современных исследователей В. В Бычкова и Н. Б. Маньковской. Они классифицируют пять видов «виртуальной реальности», так или иначе связанной со сферой искусства и эстетическим опытом: естественная виртуальность (сфера духовно-психической деятельности человека, реализующаяся в сновидениях, грезах, мечтах, видениях наяву, бредовых галлюцинациях, детских играх, фантазировании), искусство как виртуальная реальность (весь образно-символический мир, создаваемый искусством, может быть понят как своеобразный космос виртуальных миров, каждый из которых уникален и полностью реализуется только в акте эстетического восприятия конкретного произведения искусства конкретным реципиентом), паравиртуальная реальность (психоделическое искусство и всевозможные наработки элементов виртуальности в авангардно-модернистско-постмодернистском искусстве, возникающие на базе традиционных «носителей» искусства, без применения особой техники, прежде всего, электроники), протовиртуальная реальность, (к этой сфере относятся все формы и элементы виртуальности, возникающие или сознательно создаваемые на базе или с применением современной компьютерной техники), виртуальная реальность (специфическая среда, особого пространственно-временного континуума, создаваемого с помощью компьютерной графики, реализуемая в психике субъекта, выходит за рамки эстетического опыта и касается любой деятельности человека, активно внедряется в сферу художественно-эстетической культуры).

Так же во втором параграфе рассмотрены жанрово-стилевые шкалы театрального искусства и вариации прочтения виртуальности через метафорические и образно-символические основания: условно-метафорическая шкала (границы этой поэтической шкалы характеризуются соотнесением жизнеподобного и условно-метафорического, находятся во власти главной категории — метафоры и условно-метафорического языка), концептуализм (метареализм) (полноценная жизнь и функция, реальная действительность и суждение о ней, рассогласование окружающей реальной действительности с рациональным ее освоением - суть конфликта этой шкалы, оперирует понятиями метафора и метабола), сюрреализм (одно из самых трагических направлений в искусстве, связанное с попыткой избавиться от беспричинного страха перед жизнью, состояние прорыва души, бессознательные действия, немотивированные поступки, иррациональное начало - вот категории этого направления, сопряжены с понятием фантазм).

Обнаружено сходство театрального события с семью свойствами виртуального события, разработанными Н. А. Носовым: непривыкаемость (сколько бы раз данное событие не возникало, каждый раз оно переживается как необычное и непривычное) в театре события проживаются актером заново, независимо от того сколько бы раз он играл спектакль; спонтанность (никто в своих описаниях не говорит о точном моменте возникновения данного события, виртуал возникает неожиданно и ненамеренно; возникновение виртуала не контролируется сознанием и не зависит от воли (намерений и желаний) человека) погружение зрителя в театральное действо происходит, либо не происходит, независимо от того желает он этого или нет; фрагментарность (у человека, находящегося в виртуале, появляется ощущение какой-то отделенное™, отдельности частей своего тела от себя, виртуал порождается фрагментом человеческой деятельности, а переживается всем человеческим существом) сознание зрителя, находясь под воздействием происходящего на сцене, способно переживать катарсис и испытывать любую гамму чувств от эйфории до сострадания; объективность (о чем бы человек ни говорил - об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затмении сознания и т. д., он говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, эти мысли, эти действия, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия) зритель в театре всегда находится под влиянием внешних сил; изменение статуса телесности (в виртуале человек выходит из обычной реальности и переходит в другую, необычную реальность; фактически это есть обретение другой телесности) в состоянии глубокого погружения и зритель, и актер становятся другими; изменение статуса сознания (в виртуале меняется характер функционирования сознания, в гратуале («приятном» восприятии) сфера деятельности человека расширяется - человек легко схватывает и перерабатывает весь необходимый объем информации; в ингратуале сфера деятельности уменьшается - информация усваивается и перерабатывается с тру-

дом), соучастники театрального процесса испытывают либо эмоциональный подъем, либо упадок; изменение статуса личности (в виртуале человек совсем иначе оценивает себя и свои возможности, в гратуале деятельность совершается без волевых усилий со стороны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама собой), попадая в виртуальность театрального спектакля, актеры и зрители совместно проживают события с ними происходящие.

Итак, в первой главе мы осуществили попытку соединения виртуальности (рассмотрев ее как в исторической динамике представлений, так и на современном этапе) и театрального искусства. Категория «виртуальность» заставляет по-новому Езглянуть на старые представления, в частности, об объективности «реального» мира.

Виртуализация информационного общества стала основной отличительной чертой постсовременности, а виртуализация личности новой жизненной стратегией, которая не могла не оказать мощного воздействия на процесс функционирования театрального искусства. Зрителя активно вовлекают в пространство искусства, превращая его из реципиента в соучастника действа, современный зритель становится интегральным, системообразующим компонентом театрального представления. Театральная практика де-конструирует существующую между зрителем и сценическим пространством традиционную модель рецепции, предполагающую психологическую, пространственную и эстетическую дистанцию, превращает зрителя из анализирующего оценщика в активного соучастника, подразумевая специфические психологические состояния человека, в момент которых происходит «переключение» из основной (константной) реальности в виртуальную.

Таким образом, мы можем говорить о необходимости понимания театра как способа создания новой художественно-виртуальной среды, активно использующей самые многообразные формы и средства выражения, создавая для аудитории эффект погружения в иной мир виртуальной реальности.

Осмыслению виртуальности театрального искусства как в контексте основных драматических систем XX века, так и в новых художественных формах, посвящена вторая глава диссертационного исследования «Виртуализация театра: создание новых художественных форм». В первом параграфе «Виртуальность театра в контексте основных драматических систем XX века» мы представили динамику осмысления виртуальной природы театра на примере основных драматических систем XX века, нашедших свое воплощение в творчестве К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, А. Арто, Т. Кантора, Е. Гротовского и П. Брука. На наш взгляд, именно в данных театральных концепциях наиболее ярко прослеживаются различные соотношения виртуального и реального в театральном действии. Динамика образов прочтения, как нам представляется, предполагает следующую последовательность прочтения виртуальности театрального

искусства: психологическая виртуальность (К. С. Станиславский), прото-виртуальная экранная технологическая виртуальная реальность (В. Э. Мейрхольд), сюрреалистическая виртуальность (А. Арто), метареа-листическая виртуальность (Т. Кантор), медитативная виртуальная реальность погружения (Е. Гротовский), реалистическая виртуальность (П. Брук). Анализ практического опыта показывает, что режиссерский театр XX века, создал точные и определенные предпосылки соотносить искусство театра с виртуальной реальностью. Режиссерские системы XX века наполнили сценическое пространство различными видами виртуальности, цели и задачи творчества, каждой режиссерской системы и их соотношение с виртуальной реальностью приводятся ниже в табл. 1.

Таблица 1

Эволюция основных драматических систем XX века в дискурсе виртуального

Деятели театра XX века Сверхзадача системы Цель творчества Способ существования актера на сцене Правда ЖИЗНИ Соотношение с виртуальной реальностью

Станиславский Духовное возрождение . Стремление к вере, надежде, любви, нравственности Сопереживание, жизнь духа по образу и подобию Духовная (психологическая) Психологическая виртуальная реальность

Мейерхольд Обрести пространство игры между Вечным и Сиюминутным Преодолеть распад современного человека и искаженного сознания Гротеск страшного и смешного, биомеханика, условность Иррациональная Протовиртуальиая, экранная, технологическая, вкртуаль-ная реальность

Арто Освободиться от иллюзий Исцеление от страданий и страхов Приспособление Экзистенциальная, сюрреалистическая Сюрреалистическая виртуальность

Кантор Примириться со смертью Освободить душу от страданий несо вершен ного тела Эстетизация Метафизическая, мета-реалистическая Метареалисти-ческая, паравирту-альная реальность

Гротовский Соединиться с бесконечностью вселенной Остановить время, соединиться с космосом Медитация, транс, перенос энергии, пер-фоманс Антропологическая Медитативная виртуальная реальность погружения

Брук Воспеть жизнь Искупить вину, возродить человека Борьба за жизнь Сама жизнь Реалистическая виртуальность

Утверждение жизненной правды в искусстве открыло колоссальные возможности, обусловило и наполнило дальнейший ход развития теории реализма великим множеством наблюдений за жизнью. К. С. Станислав-

ский считал подлинную органическую правду чувств и переживаний единственно возможной и способной проникнуть глубоко как в духовную и психическую, гак и в физическую природу, не только артиста, но и зрителя. Достигается этот эффект, по нашему мнению, благодаря виртуальности театрального искусства, она дает возможность поверить и актеру и зрителю в происходящее, как в саму жизнь. Здесь возможным становится такое суждение - чем больше вера и погруженность зрителя в художественную правду сценического творчества, тем оно виртуальнее, т. е. виртуальность достигает своего пика в момент, когда правда жизни максимально вовлекает зрителя и заставляет его мыслить и чувствовать. Театр всеми своими средствами воссоздаёт действительность заново. Именно в процессе воссоздания заключается право на вариативность модели, иначе говоря, на творчество. Не условная природа модели является признаком театрального искусства, его признаком следует считать такой способ создания модели, который предполагает именно воссоздание действительности, а не анализ или умозаключения о ней.

Вс. Э. Мейерхольд считал, что театр конкурирует с кино, что театру необходимо осуществить на сцене целый ряд технических приемов киноэкрана, оборудовать сцену по требованиям новой техники, чтобы создавать спектакли, которые будут привлекать не меньшее количество зрителей, чем кинотеатры. На рубеже 20-30-х годов, Мейерхольд задумывает спектакли в жанре того, что мы называем «мультимедиа», они носят характер формальной смелости, которой в то время не было равных.

Режиссерский театр XX века осуществил переворот в мире искусства: художнику стало тесно в границах реальности, и каждый из рассмотренных нами деятелей своим творчеством доказал, что вправе строить собственную, художественную, альтернативную, виртуальную реальность, которая подчиняется законам, им же выстроенным, рождая новые измерения и иную действительность. Виртуальная реальность высекается здесь на самом стыке реальности жизни и художественном вымысле, «готовая реальность» присваивается и сливается с произведением искусства.

Итак, резюмируя все вышеизложенное, мы можем говорить о том, что эпоха режиссерского театра XX века выявила несколько театральных систем, каждая из которых различно трактует сценические и актерские задачи, по своему определяя их место в спектакле, выстраивая, таким образом, различные модели понимания виртуальности театрального искусства. Жизнь спектакля вне времени и пространства и является основополагающим феноменом виртуального бытия театрального искусства.

Второй параграф «Виртуальность театра в художественных новациях» направлен на осмысление актуальных художественных форм выражения виртуальной природы театра, представленных, на наш взгляд, в двух основных вариантах: технологической виртуальной реальности театрального действия и театрализации реальности через развитие жанра

verbatim, понимаемой как «виртуализация документального». О жанре verbatim мы говорим как о «документальном театре», как о театре, который воплощает на сцене не драматургический материал, а монтаж дословно записанной речи, подлинные документы, интервью и реальные судьбы, горячие новости и события, требующие незамедлительного отклика и ответной реакции. Мы можем говорить о том, что режиссерский театр XX века предвосхитил появление этого жанра, спровоцировал становление и огромный интерес к нему. Обратившись к истории, мы обнаруживаем первые упоминания о документальных спектаклях в 1920-х годах в Европе, и в России, опять же в театре В. Э. Мейерхольда (спектакли «Зори» 1920 г., «Даешь Европу»1924 г., «Алло, алло, говорит Москва» 1930 г. и др.) Современный документальный театр фиксирует повседневную реальность, зачастую несет острую провокационность материалов и текстов, лишенных цензуры, на сцену, создает крайне близкий контакт со зрителем, к такому живому, реальному, несущему глубинное воздействие, театру стремились идеологи драматических систем XX века.

Становление новой эстетики театрального искусства активизировало использование инновационного технического потенциала. Цифровая техника позволила визуализировать мир воображения, желаний и фантазий, создавая образы, порождаемые механизмом бессознательного, фиксируя не изображение, а момент уходящего времени, видимые и невидимые его характеристики. Дала возможность связать две стороны сознания, отражая физическую и психическую жизнь человека, бинарность внешнего и внутреннего мира. Мультимедийные и интерактивные технологии открыли реальную перспективу возникновения нового искусства, стирающего грани между созданным на экране компьютера графическим изображением и подлинной жизнью. Будущее - за основанным на новейших технологиях новым театральным языком, говорящим с молодым поколением зрителя, растущим на Интернетные технологии. Современные мультимедийные решения, компьютерная графика позволяет создавать многослойные электронные декорации, вместо реальных, громоздких, тяжелых и менее функциональных. Рынок театральных технологий становится все шире, проходят различные выставки, семинары, фестивали, где можно не просто увидеть, но и попробовать, а заодно и научиться применять все новые технические средства. К использованию предлагаются: световые и звуковые системы; различные виды проекторов; всевозможные модификации экранов (для фронтальных, обратных, двухсторонних проекций); матовые экраны различных цветов, размеров, форм, прозрачностей, туманностей, обладающие различными отражающими способностями и т. д..

Так же во втором параграфе в качестве репрезентативного материала приведены исторические и современные примеры интеграции видео в театр опираясь на исследование С. Диксона «Цифровой перформанс».

Виртуальность театрального искусства меняет форму и содержание сценической условности, отходя от классической определенности, использует приемы документалистики (verbatim), мультимедиа, цифровых видеоэффектов, трехмерной графики, анимации, морфинга как способа превращения одного объекта в другой путем постепенной непрерывной деформации и т. д. Размытость границ виртуального артефакта оказывает существенное влияние не только на трансформацию сценического пространства, но и меняет эстетическое восприятие. Восприятие становится центром внимания театрального искусства, художников и теоретиков все больше увлекает процесс создания новой реальности. Виртуальное искусство, виртуальность театра, виртуальный способ существования культуры, виртуальное художественное творчество - все это реалии настоящего времени и их появление не просто обогащает современную культуру, но представляет собой новую качественную фазу развития общества. Виртуальность открывается творческому художественному взгляду как непременная, специфическая грань культуры, а театрально-виртуальное пространство, дает возможность реализовать новые модели искусства.

Толкование «виртуальной реальности», включающее в себя объективную, существующую вне человека реальность дает возможность понимать театр и пространство спектакля как «виртогенез», рождающий реальность, существующую в сознании человека под влиянием психологических документальных аспектов («виртуализация документального») и новейших мультимедийных технологий (технологической виртуальной реальности театрального действия).

В заключении подведены итоги проведенного исследования, сформулированы выводы, значимые для театральной практики.

Основные идеи диссертации изложены в следующих публикациях:

Публикации в изданиях перечня ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Кривоспицкая, Я. В. Современное театральное искусство как феномен виртуальной реальности. [Текст] / Я. В. Кривоспицкая // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. — № 2(26). - С. 79-81 (0,2 пл.).

2. Кривоспицкая, Я. В. Театр и его роль в воспитании молодежи вир-туачьными средствами мультимедиа. [Текст] / Я. В. Кривоспицкая// Вестник Таджикского национального университета. - 2011. - № 1(65). -С. 254-257 (0,2 пл.)

3. Кривоспицкая, Я. В. Виртуальная реальность как условие развития современного театра. [Текст] / Я. В. Кривоспицкая // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Уде. 2011. - Вып. 14а. - С. 228-230 (0,2 пл.).

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций

1. Кривоспицкая, Я. В. Обучение студентов творческих специальностей с использованием мультимедийных технологий (на примере творчества В. Э. Мейерхольда) [Текст] / Я. В. Кривоспицкая // Вестник института культуры детства. Сер. Педагогика и психология / ред. Лит-вак Р. А. - Челябинск, 2012. - № 13. - С. 68-72.

2. Кривоспицкая, Я. В. Некоторые аспекты виртуальности театрального искусства. [Текст] / Я. В. Кривоспицкая// Приволжский научный вестник. Ижевск. - 2012. - №2(6) - С. 138-140.

3. Кривоспицкая, Я. В. Виртуальная реальность в сфере современного театрального искусства. [Текст] / Я. В. Кривоспицкая// Материалы Всерос. науч. конф. «Информационно-комуникативные технологии в системе культурно-цивилизационныхх преобразований». Челябинск, 21 окт 2010 г. / сост. Берестова Т. Ф., Гушул Ю. В. - Челябинск, 2010.-С. 318-322.

4. Кривоспицкая, Я. В. Виртуальность театра и «настоящий» театр Питера Брука. [Текст] / Я. В. Кривоспицкая// Сб. науч. ст. «Культура и искусство глазами молодых ученых» / ред. В. Я. Рушанин. - Челябинск, 2010. - С. 23-28.

5. Кривоспицкая, Я. В. Виртуалистика и театральное искусство. [Текст] / Я. В. Кривоспицкая // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития. Материалы IV Всерос. науч.-практич. конф., Волгоград, 3-5 июня 2010 г. / ред. В. К. Крючек. - Волгоград: ВНИ, 2010. - С. 131-133.

6. Кривоспицкая, Я. В. Влияние театрального искусства на духовно-нравственное становление молодежи средствами виртуалистики и современными мультимедийными технологиями. [Текст] / Я. В. Кривоспицкая // Вестник института культуры детства. Сер. Педагогика и психология /' ред. Литвак Р. А. -Челябинск, 2010. - № 11. - С.78-82.

7. Кривоспицкая, Я. В. Современная виртуалистика и искусство театра. [Текст] / Я. В. Кривоспицкая // Искусство глазами молодых: материалы IV Всерос. науч. конф. студентов и аспирантов, 22-23 апреля 2008 г. - Красноярск. - С.140-143.

8. Кривоспицкая, Я. В. Виртуальная реальность - двойник театрального искусства. Некоторые аспекты концепции А. Арто, [Текст] / Я. В. Кривоспицкая // Сб. материалов межрегион, науч. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей «Молодежь в науке и культуре XXI века». -Челябинск, 2005. - С. 84-87.

' 9. Кривоспицкая, Я. В. Художественный образ как результат творчества. Некотроые особенности психологического восприятия образа. [Текст] / Я. В. Кривоспицкая // Культура - искусство - образование:

материалы науч.-практич. конф. проф.-пед. состава академии 4 февраля 2005 г. - Челябинск. - С. 67-70.

10. Кривосгшцкая, Я. В. Виртуальная реальность и искусство театра. [Текст] /Я. В. Кривоспицкая // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы третьей научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей 2 ноября 2004. - Челябинск, 2004. -С. 293-302.

Кривоспицкая Яна Вадимовна

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРА

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Формат 60X84 1/16 Заказ №1382

Отпечатано в Челябинской государственной академик культуры и искусств. Ризограф. 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а

Объем 1,2 п. л. Тираж 100 экз.