автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Заморкин, Антон Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности"

На правах рукописи

ЗАМОРКИН АНТОН АЛЕКСЕЕВИЧ

ВИРТУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ /

09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ставрополь, 2014

1 а ИЮН 2014

005549875

Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Шульга Марина Михайловна

Официальные оппоненты: Грачев Василий Дмитриевич,

доктор философских наук, профессор, Ростовский юридический институт (филиала) ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Чистяков Анатолий Васильевич

доктор социологических наук, доцент, Шахтинский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова», профессор кафедры «Экономика и право», зам. декана факультета очно-заочного и дистанционного обучения

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Кубанский государствен-

ный университет (г. Краснодар)

Защита диссертации состоится «27» июня 2014 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.245.04 при ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 120.

Автореферат разослан « » мая 2014 г. Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат социологических наук, доцент А. Э. Гапич

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется глобальной тенденцией расширения форм и способов социокультурной коммуникации в современном мире. Информационная революция, одним из достижений которой стало появление Интернета, повлияла на все коммуникативные процессы, привела к появлению глобального коммуникационного пространства, в которое вовлекаются все больше и больше жителей Земли. Научно-техническая революция, в частности, развитие информационных технологий сделали доступным выход в Интернет не только со стационарного компьютера, но и планшета, коммуникатора или даже мобильного телефона. Всеобще доступными становятся не только постоянная связь, но и возможность оперативного получения необходимой информации. Интернет, являясь инновационным медиапространством современных массовых коммуникаций, оказывает огромное влияние на социокультурные практики, как отдельных индивидов, так и всего общества. Складывается противоречие между стремительным расширением новых коммуникативных технологий, с одной стороны, и адекватной исследовательской рефлексией этого явления - с другой.

Интенсивное развитие глобальной компьютерной сети привело к появлению новой социокультурной ситуации, в которой виртуальные практики становятся неотъемлемой составляющей всех сфер жизни общества. Это втягивает людей в новые каналы коммуникации, ведет к изменению характера и направленности социальных взаимодействий, что актуализирует изучение социально-коммуникативных практик, сложившихся в виртуальном пространстве в современном российском обществе.

Значимость изучения проблем виртуальных коммуникаций связана с неоднозначностью их социокультурного влияния. Наряду с тем, что виртуальные коммуникации ускоряют и глобализируют культурный обмен, их влияние на формирование и трансляцию индивидуальных, групповых и со-циетальных ценностей трудно поддается изучению и контролю. В последние годы виртуальное пространство часто используется для организации агрессивного информационного воздействия, объяснить результативность которого можно только поняв механизмы действия виртуальных коммуникативных технологий.

Справедлива констатация наличия острой социокультурной проблемы, заключающейся в противоречии между инновационным коммуникативным потенциалом виртуального пространства и его рисками. Анализ самой сущности и содержания виртуальных коммуникаций должен стать отправной точкой для дальнейших исследований этого социокультурного феномена. Концептуализация виртуальных коммуникаций с позиции социальной философии позволит получить объективную информацию об их социокультурной сущности и направленности, объяснить факторы их привлекательности для современного человека, потенциал и риски влияния на социальных субъектов.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена: во-первых, несоответствием стремительных темпов расширения сферы виртуальной коммуникации степени научного анализа этого явления; во-вторых, дифференциацией самих виртуальных коммуникаций; в-третьих, необходимостью проведения социально-философского анализа виртуальных коммуникаций как важного феномена современности.

Степень научной разработанности проблемы. Научная разработанность темы может быть представлена несколькими крупными блоками научной литературы.

Первая группа включает в себя работы, анализирующие сам феномен коммуникации и социальной коммуникации: С. Выготский, В.Н. Курбатов, A.A. Леонтьев и др. отождествляют понятия «коммуникация» и «общение», акцентируя тем самым социальную природу этого явления. М.С. Каган, Г.М. Андреева считают, что коммуникация в отличие от общения является однонаправленным информационным процессом передачи тех или иных сообщений.

Идее универсальности и необходимости коммуникативных процессов в обществе посвящены работы М. Бахтина, О. Больнова, М. Бубера, С. Франка,

A. Шюца, К. Ясперса, и др. Важность коммуникации для развития индивида раскрыта в коммуникативной теории личности Э. Мунье.

Работы таких отечественных ученых, как М.М. Назаров, JI.H. Федотова, Г.Г. Почепцов, Б.А. Грушин, В.П. Конецкая, Б.Б. Флисов посвящены исследованию сущности коммуникации как общественного феномена.

В эту же группу следует включить работы, рассматривающие понятие «информация», широко используемое в теории коммуникации: В. П. Терин,

B. В.Василькова, В. П. Конецкая, В.Н. Березин.

Ю. Лотман в своих работах анализирует особенности социальной коммуникации как процесса общения между различными социальными субъектами. К. Ясперс, рассматривая социальную коммуникацию, обращает внимание именно на культурный аспект такого социального взаимодействия.

Вторую группу составляют работы, посвященные вопросам социокультурных и социокоммуникативных преобразований в обществе: А. Моля, И. Масуды, Н. Лумана, Д. Белла, Г. Маклюэна, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера. Сюда следует отнести и социологические интерпретации теорий информационного общества, к которым относятся работы П. Дракера, Р. Инглегарта, М. Кастельса, А. Этциони.

Третью группу составляют работы, посвященные анализу феномена масс-медиа в современном мире, изучению воздействия массовых коммуникаций на общественную жизнедеятельность: Ж. Бодрийяра, Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда, Р. Мертона, Г. Маклюэна.

Вопросами использования потенциала новых информационных и коммуникационных технологий, в свою очередь, занимались Вартанова Е.Л., Зубарева Ю.Б., Засурский Я.Н. и Иноземцев В.Л. Также к исследователям данной проблемы можно отнести и Курносова И.Н., Кристального Б.В., Мелю-

хина И. Отдельного внимания заслуживают и работы таких исследователей, как Симоненко В.Б., Тихонова М.Ю., Шафрина Ю.А и Семенюка Э.П.

Заметный вклад в теорию и методологию исследований перспектив виртуальных коммуникаций и интернет-технологий внесли труды таких известных западных социологов и философов как У. Галстон, Д. Барлоу, В. Геринг, Р. Уочбройт, X. Нюссбаум, Т. Хилд, Э. Усланер. Не меньшее влияние на изучение данной проблемы оказали и наши соотечественники - Е.Л. Вартанова, В.Л. Иноземцев, Ю.Б. Зубарев, И.Н. Курносов, Б.В. Кристальный, Э.П. Семенюк, И.С. Мелюхин, В.Б. Симоненко, а также М.Ю. Тихонова, Г.Л. Смолян, Ю.А. Шафрин и А.Д. Урсул.

Непосредственно анализу виртуальности и виртуальной реальности посвящены работы зарубежных мыслителей: О. де Гассета, Гваттари Ф., Делеза Ж., Н. Лумана, Ж.-Ф. Лиотара, М. Маклюэна, У. Бека, К. Кели, Дж. П. Барлоу, С. Сассена, Тимоти Лири Хайма М., Хэмита Ф., М. Кастельса, А. Турена, М. Уотерса, Р. Робертсона. Изучению социологических моделей современности, в основу построения которых легло понятие виртуальности, нашли свое отражение в работах А. Бюля, М. Паэтау, А. Крокера и М. Вэйнстейна.

К проблеме виртуальности в отечественной науке обращались Д. Иванов, Ковалевская Е.В., Л. Микешина, Розин В.М., Носов Н.А., Г. Семенова, Сивиринов Б.С., Корсунцев И.Г., Яновский Р.Г. и др.

Работы, посвященные непосредственно виртуальным коммуникациям, практически отсутствуют. Сюда можно отнести концепцию социальной сети Д. Барнеса, исследования виртуальных сообществ Г. Рейнголда и некоторые другие. Однако необходимо отметить, что при всем многообразии работ, посвященных социальной и виртуальной коммуникациям, выбранная тема диссертационного исследования является малоизученной в социально-философском аспекте и требует дальнейшей разработки.

Объектом исследования являются коммуникативные практики современного общества.

Предметом диссертационного исследования выступают виртуальные коммуникации как конституирующий социокультурное пространство современности феномен.

Цель исследования: проведение комплексного социально-философского анализа потенциальных возможностей и угроз виртуальных коммуникаций в контексте развития индивида и общества.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- уяснить основные подходы к осмыслению социокультурной коммуникации в современной гуманитаристике;

- выявить особенности виртуальных коммуникаций как инновационной технологии социокультурной коммуникации в современном мире;

- определить доминирующие факторы возрастания роли виртуальных коммуникаций в глобализирующемся обществе;

- типологизировать основные виртуальные коммуникации современного общества;

- провести анализ виртуального контента в аспекте его влияния на современное общество.

- определить основные направления воздействия виртуальных коммуникаций на жизнедеятельность современного человека.

Гипотеза исследования: неограниченность, полифункциональность виртуальных коммуникаций и универсальный виртуальный контент обладают позитивным потенциалом воздействия на личность и общество, расширяя и ускоряя возможности социокультурных взаимодействий. Риски виртуальных коммуникаций заключаются в проникновении определенных регрессивных тенденций из виртуальной реальности в социальную, и в негативном влиянии на социокультурные модели поведения коммуникантов.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляет социокультурный подход к пониманию сущности коммуникативных процессов в обществе, который позволил определить виртуальную коммуникацию в качестве социокультурного феномена современного общества.

Для обоснования значимости виртуальных коммуникаций в современном мире использовались теория «мозаичной культуры» А. Моля, теория «симулякра» Ж. Бодрийяра и коммуникативная теория личности Э. Мунье. При проведении анализа социальных последствий распространения современных виртуальных коммуникаций использовалась теория социального капитала Р. Патнэма.

С целью эмпирического подтверждения авторских теоретических выводов в июле-августе 2012 года был проведен опрос 819 активных пользователей виртуальных коммуникаций.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Осуществлен компаративистский анализ теорий коммуникации в современном социально-гуманитарном познании и установлено, что, несмотря на наличие множества специализированных концепций, описывающих социокультурную коммуникацию, существует необходимость и в дальнейшей разработке социально-философского подхода, способствующего определению универсальных характеристик этого феномена.

2. Исследована специфика прогрессирующих в современном мире виртуальных коммуникаций и аргументирована высокая значимость их социально-философской концептуализации, реализация которой связана с методологическим затруднением, обусловливающимся дифференциацией областей знания и выражающимся в необходимости сочетания специализированного эмпирического базиса и общефилософских подходов.

3. Рассмотрены особенности социокультурного развития в эпоху всеобщей глобализации, обусловливающуюся прогрессирующим ростом коммуникаций и технологий, и выявлены глобальные, социетальные и социально-психологические факторы, трансформирующие роли виртуальных коммуникаций в современном мире, уже не только опосредующих процессы общественного развития, но и определяющих их направленность.

4. Аргументировано, что ведущим типом современных виртуальных коммуникаций является виртуальное сообщество, описаны виды виртуальных сообществ по интересам коммуникантов (территориальные, социально-демографические и досуговые).

5. Проведена конкретизация современного виртуального контента, выявлены интерпретационность и диалогичность как его важнейшие особенности и обоснована необходимость проведения контроля за этим контентом со стороны общества.

6. Определено, что позитивный потенциал виртуальных коммуникаций связан с повышением мобильности общества, расширением возможностей общения и самоидентификации индивидов; риски виртуальных коммуникаций заключаются в примитивизации социокультурных взаимодействий, провоцировании девиантных форм поведения личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Всякая социокультурная коммуникация возникает в результате обмена информацией между социальными субъектами с помощью определенной знаково-символической системы, созданной в процессе развития человеческого сообщества, транслирующейся от поколения к поколению и постоянно модифицирующейся. Однако с общим количественным ростом коммуникаций в современном глобализирующемся обществе происходит парадоксальное явление: культур-трансляционные процессы ослабевают, инновации начинают превалировать над традициями, что не может не вести к снижению общественной значимости социокультурной коммуникации, а следовательно и к качественному регрессу социальных коммуникаций, фиксируемому в концепте массовой культуры. В современном социально-гуманитарном знании существует множество специализированных концепций, в определенном аспекте описывающих коммуникационные феномены, однако для того чтобы уяснить их существенные стороны, понять механизмы их развития и объяснить связанные с ними парадоксальные метаморфозы необходима социально-философская концептуализация как коммуникационных процессов вообще, так и социокультурной коммуникации в частности. И определенным шагом в этом направлении будет являться осмысление новейшей частной модификации феномена социокультурной коммуникации - виртуальных коммуникаций.

2. Сугубо технологические вопросы, возникающие при стремительном росте интернет-коммуникаций, а также исключительно лингвистические проблемы изучения языка виртуальных коммуникаций становятся неразрывно взаимосвязанными с социально-философскими проблемами и вопросами. Причина этого кроется в том, что главными участниками этих коммуникаций становятся виртуальные сообщества и организации. В процессе взаимодействия появляется сеть социально-коммуникативных факторов и взаимосвязей между ними. Именно это позволяет исследователям проводить многогранный анализ данного явления с использованием как общефилософских методов, так и более специфических, среди которых нужно отметить методы теории графов, математической статистики, теории информации и коммуникации.

Причем эффективность применения последних обусловливается их подчиненностью единому теоретико-методологическому подходу, формирование которого возможно только в рамках той или иной социально-философской концепции. Ведь лишь составив представление о сущности виртуальных коммуникаций, которая не выводима из мира технических объектов, а уясняется через осмысление метаморфоз индивидуального и общественного сознания, создающих и виртуальные миры, и саму воплощающую их в подобие реальности (виртуальности) технику, мы сможем прогнозировать ход дальнейшего развития этих коммуникаций и даже управлять ими. В связи с этим проведение эмпирических обобщений, имеющих в перспективе цель создания социально-философской теории виртуальных коммуникаций, представляется высокоактуальным и эвристичным. Однако формирование базы для таких обобщений требует знакомства социального философа с тонкостями современных компьютерных технологий, что является методологическим затруднением, обусловленным резкой дифференциацией знаний в современном обществе, именно поэтому процессы виртуальной коммуникации не подвергаются сегодня соответствующему осмыслению, а значит - выпадают из сферы должного контроля со стороны социума.

3. В современном мире политический, экономический и даже научный успех в первую очередь зависят от образов, а не от реальных поступков и вещей. Пора признать, что сформированный образ оказывает большее воздействие на индивида, чем реальность. Таким образом, даже такие классические социальные институты, как государство, рынок, политические партии и пр. перестают быть частью социальной реальности и постепенно становятся частью реальности виртуальной. В течение двух предыдущих веков перечисленные социальные институты существовали практически автономно от конкретных индивидов. Фактически они являлись лишь набором норм, которые регулировали существующие между людьми взаимодействия. В основу данного регулирования был положен набор социальных ролей, к каждой их которых был однозначно привязан статус индивида. Примерами таких ролей могут служить предприниматель, работник, избиратель или депутат, студент или преподаватель. Однако в современном мире социальные роли потеряли былое могущество. В мире, где исполнение ролей и следование нормам переносится в виртуальную плоскость, социальные институты также становятся лишь образом, частью новой «игры образов». Виртуализация реальности, а также постоянный рост сферы влияния ее на реальный мир - вот две тенденции, которые явно указывают на увеличение значения виртуальности в современном мире.

4. Специфические характеристики виртуального пространства коммуникации фактически определяют сущность нового - виртуального - социума, который изменяет жизненный мир человека XXI века. Интернет - глобальная сеть, которая была придумана человечеством для усовершенствования способов передачи информации. Однако сейчас Интернет перестает быть просто средством для обмена данными, а, фактически, становится упрощенной копией объективной реальности. Темпы развития этой новой реальности замет-

но опережают эволюцию объективного мира. Ведь своей мобильностью и гибкостью виртуальная реальность уступает лишь человеческому сознанию или скорости полета человеческой мысли. Любые мыслимые характеристики могут лечь в основу при формировании данной виртуальной модели действующей реальности, при этом скорость построения ее практически не ограничена. Пожалуй, именно это ее свойство стало самым важным и столь заманчивым для человека. Ведь каждый теперь имеет возможность создать свой собственный мир, конструировать свою реальность, основываясь лишь на своих желаниях и специфике своего восприятия, а не изменять себя, свою личность в попытках подстроиться под особенности окружающей его объективной действительности. Многие пользователи Сети, настолько впечатленные своей новой властью, способностью хотя бы на время превратиться из творения в творца, начинают не просто использовать Интернет как удобное средство коммуникации, но и практически живут в созданной ими реальности. Именно этот психологический феномен обусловливает возникновение виртуальных сообществ. Стоит отметить, что по способу формирования обычно выделяют такие сообщества, как целенаправленно сложившиеся и стихийные сообщества. Первые представляют собой группу постоянных пользователей-соавторов какого-либо интернет-ресурса. Вторые не имеют четко сформированного круга участников. Они относятся к так называемому интегральному типу виртуальных коммуникаций, объединяя в себе возможности межличностной, групповой и массовой коммуникации.

Существует и другие классификации виртуальных сообществ. Территориальные сообщества объединяют людей, проживающих на определенной территории, приоритетной темой коммуникации которых являются региональные новости и проблемы. Социально-демографические сообщества близки по своему характеру территориальным, но строятся вокруг интересов и проблем различных социальных групп. Досуговые сообщества объединяют людей по интересам. Приоритетными формами виртуальной коммуникации являются микроблоггинг и социальная сеть.

5. При анализе виртуального контента может создаться ощущение спонтанности, стихийности процесса его формирования, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что это далеко не так - во всяком виртуальном сообществе незримо присутствует модератор, направляющий этот процесс в соответствии с ведомыми ему целями. И цели эти далеко не всегда можно интерпретировать как положительные, несущие для всего общества блага. Поскольку в наши дни «информационное оружие» является очень действенным, а реальные войны выигрываются благодаря успехам в войнах информационных, контроль со стороны общества за содержанием, наполняющим «виртуальные миры» и конструирующим их ценности, становится вопросом безопасности. Виртуальные миры вполне ощутимо влияют на самую что ни на есть объективную социальную реальность, и влияние это остается практически вне контроля организаций, обеспечивающих общественную безопасность, несмотря даже на то, что сегодня в силовых структурах создается множество специализированных компьютерных служб. Объясняется это

сложностью проведения такого контроля в виртуальном пространстве, формирующемся усилиями миллионов пользователей, часто обезличенных. Однако их деятельность все же обусловливается и направляется вполне конкретными лицами, регистрирующими сайты и модерирующими их. Поэтому контроль над виртуальным миром возможен, и осуществляться он должен посредством введения мер ответственности «корректоров» виртуального контента за действия, несущие угрозу общественной безопасности. Но не только фильтрацию негативного контента должно осуществлять общество, в идеале оно должно форматировать виртуальный контент с целью использования его возможностей на благо общества. Например, перспективным направлением в этом может являться ненавязчивое внедрение образовательных технологий в виртуальный контент, воспитывающих и образовывающих человека, немалое время погруженного в виртуальные миры. Если уже это длительное погружение, препятствующее осуществлению человеком своих социальных функций, предотвратить или сократить невозможно, то следует попытаться повлиять на него, и посредством самого виртуального пространства вернуть обществу гражданина.

6. Виртуальные коммуникации содержат в себе как позитивный потенциал в контексте развития общества и личности, так и определенные риски. Позитивный потенциал развития общества связан с упрощением процесса информационного обмена, который ускоряет и во многом облегчает реальную жизнь. Для индивида виртуальные коммуникации обеспечивают неограниченный круг общения, выполняя тем самым компенсаторную функцию, способствуя свободе самоидентификации. Риском для общества является трансляция упрощенных форм взаимодействия из виртуальной в социальную реальность. Анонимность и отсутствие контроля в виртуальной реальности провоцируют девиантное поведение индивидов как в виртуальной, так и социальной реальности. Негативные последствия виртуальных взаимодействий — оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности наладить сильные связи между коммуникантами значительно проще, чем в реальном мире. Именно эта легкость для многих пользователей Сети превращает виртуальные коммуникации в наиболее притягательный способ взаимодействия. Процесс формирования сильных связей в виртуальном пространстве требует от человека гораздо меньше не только материальных, но и моральных затрат. А сформированные таким образом связи предполагают меньшие ограничения и ответственность, чем в реальной жизни. Уже сегодня заметная часть пользователей Сети предпочитают не затрачивать излишних усилий, несмотря на тот неоспоримый факт, что виртуальные отношения лишены многих достоинств, присущих реальным. Постепенно такие пользователи в своей жизни практически полностью ограничиваются лишь «виртуалом». Парадоксальный рост архаизации современного общества на фоне совершенствования технологий и коммуникаций вызывается, в том числе, и неконтролируемостью виртуального пространства, в эпоху глобализации становящегося фактором, непосредственно влияющим на жизнедеятельность всего человечества, в связи с чем проведение дальнейших исследований этого про-

странства и уяснение конкретных шагов по управлению им является насущной задачей как для социальной философии, так и для всех дисциплин социально-гуманитарной области знания.

Теоретическая значимость исследования заключается в осуществленном синтезе теоретико-методологических подходов к изучению социокультурной коммуникации, в возможности приращения социально-философского знания по проблеме изучения виртуальных коммуникаций и инновационных коммуникационных технологий в современном мире.

Основные положения и выводы диссертации могут стать теоретико-методологической основой для проведения дальнейших исследований в области изучения виртуальных коммуникаций, их роли в социокультурном развитии.

Практическая значимость исследования заключается в определении позитивных возможностей и рисков виртуальных коммуникаций в контексте развития личности и общества, необходимых для совершенствования процесса социального управления.

Полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности преподавателями, специалистами по связям с общественностью, журналистами и др.

Данные диссертационного исследования могут найти применение в образовательной деятельности для разработки материалов курсов социальной философии, социологии, философии культуры и др.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Работа соответствует области исследования научной специальности 09.00.11 -Социальная философия в таких ее пунктах как: 12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотнесенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей; 19. Философские проблемы социального управления; 24. Источники и механизмы социокультурного изменения; 33. Глобальные проблемы современной цивилизации.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры общей социологии и политологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» и рекомендована к защите по специальности 09.00.11 - Социальная философия.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на научно-методологических конференциях Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2011, 2012 гг.); международной научно-практической конференции «20 лет нового пути России: политика, общество, экономика, международное сотрудничество» (Ставрополь, 2011г.); VIH ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону, 2012 г.).

Основные положения диссертационного исследования отражены в 8 публикациях, общим объемом 3,03 п.л. в том числе в 3 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, библиографии, включающей 189 источников, из них 26 на иностранном языке. Содержание изложено на 222 страницах машинописного текста.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень научной разработанности проблемы, определяются методологические и теоретические основы исследования, формулируются его цель и задачи, аргументируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы и представляются формы её апробации.

Первая глава «Теоретико-методологические основы социально-философского анализа виртуальных коммуникаций» посвящена определению методологии диссертации, философскому анализу социокультурной коммуникации в контексте гуманитарного знания, концептуализации понятия виртуальной коммуникации и рассмотрению возрастающей роли виртуальных коммуникаций в современном мире.

В первом параграфе «Социокультурная коммуникация в контексте гуманитарного знания» диссертант обращается к рассмотрению различных интерпретаций понятия коммуникации и, основываясь на них, утверждает, что любой процесс коммуникации неразрывно связан с определенным временем и пространством, в пределах которых он осуществляется. Вследствие этого, в список ключевых категорий теории коммуникации входят понятия коммуникативного пространства и коммуникативного времени. Несмотря на это, будет ошибкой отождествлять данное понятие с некоторой протяженной средой, в пределах которой находятся участники процесса. Коммуникативное пространство, в отличие от географической местности, невозможно отделить от коммуникации. Оно существует лишь до тех пор, пока происходят коммуникативные взаимодействия.

Общество формирует свое коммуникативное пространство. Это социальные институты, особое социальное пространство, агентами которого становятся не только отдельные люди, но и целые группы. Социальное коммуникативное пространство складывается из разнообразных связей, которые возникают между группами, социальными институтами, людьми, людьми и группами, группами и социальными институтами и пр., при этом плотность и протяженность являются ключевыми параметрами данного пространства. Протяженность коммуникативного пространства есть не что иное, как коммуникативная дистанция. Непосредственный контакт предполагает небольшую дистанцию между участниками взаимодействия. Подобная дистанция обычно характерна для взаимодействия в малых группах или для межличностной коммуникации. Для массовой коммуникации, напротив, характерна большая дистанция. Такой вид взаимодействия зачастую не предполагает непосредственного контакта между источником и получателем информации.

Связь участников коммуникации опосредована специальными техническими средствами коммуникации. Таким образом, на выбор стратегии общения, способов и средств, используемых в его процессе, значительное влияние оказывает именно коммуникативная дистанция. Плотность указывает на тот факт, что коммуникационное пространство неоднородно, его концентрация в разных точках различна и зависит от интенсивности и количества взаимодействий.

Далее диссертант рассматривает принятые в современной социальной философии типологии коммуникаций, важнейшие из которых основываются на следующих критериях:

1. По масштабности процесса коммуникации - коммуникации внутриг-рупповые, межгрупповые, массовые.

2. По способам установления и поддержания контакта - прямые и дистанционные (опосредованные) коммуникации.

3. По инициативности - коммуникации активные и пассивные.

4. По степени организованности - случайные и организованные.

5. По используемым знаковым системам - вербальные и невербальные.

6. По сферам коммуникации - бытовые, научные, образовательные, политические, культурные и пр.

Заметив, что возможны и иные критерии типологизации коммуникаций, автор обращается к рассмотрению собственно социокультурной коммуникации и отмечает, что не только особенности культуры оказывают влияние на коммуникацию, но сама культура подвергается влиянию со стороны данного процесса. При общении человек в той или иной степени усваивает ценности и нормы культуры, с представителем которой он взаимодействует, такой процесс носит название инкультуризации. Изучение культуры человеком происходит на основе информации, получаемой из разнообразных источников. Даже не задумываясь над этим, утверждает диссертант, мы ежедневно влияем на свою культуру, просто читая, наблюдая, обмениваясь новостями с различными людьми. При этом такой обмен возможен лишь в рамках одной из форм коммуникации.

Процесс глобализации в контексте культуры, отмечается далее в диссертации, есть слияние, объединение в общую мировую культуру отдельных этнических культур. Базой для этого процесса, как ни удивительно, являются результаты технического прогресса: развитие и появление новых средств связи, разработка скоростных транспортных средств, приводящих к удешевлению процесса общения людей, живущих на значительном удалении друг от друга. В межкультурной коммуникации глобализация проявляется в заимствовании культурных ценностей и норм, а также расширении культурных контактов и миграции людей между культурами.

По мнению автора диссертации, правомерен тезис о том, что социокультурная коммуникация в самом общем виде есть любой обмен информацией между социальными субъектами с помощью определенной знаково-символической системы, созданной в процессе развития человеческого сообщества, транслирующейся от поколения к поколению и постоянно моди-

фицирующейся. Однако с общим количественным ростом коммуникаций в современном глобализирующемся обществе происходит парадоксальное явление: культур-трансляционные процессы ослабевают, инновации начинают превалировать над традициями, что не может не вести к снижению общественной значимости социокультурной коммуникации, а, следовательно, и к качественному регрессу социальных коммуникаций, фиксируемому в концепте массовой культуры.

В современном социально-гуманитарном знании, отмечает диссертант, существует множество специализированных концепций, в определенном аспекте описывающих коммуникационные феномены, однако для того чтобы уяснить их существенные стороны, понять механизмы их развития и объяснить связанные с ними парадоксальные метаморфозы, необходима социально-философская концептуализация как коммуникационных процессов вообще, так и социокультурной коммуникации в частности. И определенным шагом в этом направлении будет являться осмысление новейшей частной модификации феномена социокультурной коммуникации - виртуальных коммуникаций.

Во втором параграфе «Виртуальные коммуникации: концептуализация понятия» автор акцентирует внимание на том, что сегодня благодаря достижениям современного технического процесса Земля оказалась окутанной плотной сетью коммуникаций. Уже слабо контролируемое развитие этих связей вызывает беспокойство из-за инициирования ими нежелательных и деструктивных для общества последствий. Однако вместе с тем он признает, что сегодня государства, этносы и сообщества, являющиеся их частью, с большей легкостью находят способы для общения и проще достигают взаимопонимания. Технический прогресс стал толчком для значительных экономических, политических и культурных трансформаций, а развитие общей коммуникационной сети явилось основой для формирования и распространения единой глобальной культуры. Сейчас внутри этой новой глобальной структуры уже формируются представления о разнообразных проявлениях мира, выявляются ключевые для новой культуры сходства и различия. Именно поэтому для формирования взаимопонимания между участниками коммуникации в наше время особенно важной является способность быстро определять культурные особенности других участников, что позволит им получить взаимное признание.

В условиях непрерывного улучшения технических средств коммуникации и возрастания активности взаимодействия между индивидами возник новый тип коммуникации - виртуальная коммуникация. В основу его обособления легла такая характеристика взаимодействия, как используемый в процессе коммуникации канал передачи информации. Именно поэтому ключевой особенностью виртуальной коммуникации является ее опосредованность. Данный тип взаимодействия всегда реализуется посредством применения специальных технических средств, будь то компьютер, планшет или мобильное устройство с доступом к глобальной сети. Как следствие, именно функциональные возможности того или иного девайса во многом определяют и

качество всей коммуникации в целом. Виртуальная коммуникация отличается от традиционных форм коммуникации своей дистантностью и высокой степенью мобильности: коммуникантом может оказаться индивид, который может находиться в любой части света. Виртуальная коммуникация, таким образом, носит глобальный и межкультурный характер.

В современной социальной философии, показывает диссертант, проанализировав некоторые существенные теории виртуальности, параллельно существует несколько концепций виртуальности. Однако чаще всего понятие виртуальности воспринимают через призму компьютерно-смоделированных «миров». Данный контекст связан с историей применения термина в современной науке, неразрывно связанной с изучением имитированных посредством технических устройств сред. Но, несмотря на единую основу, у каждой из концепций есть свои характерные черты. Так, один из подходов (Е.В. Ковалевская, В.М. Розин, Ф. Хэмит, М. Хайм) рассматривает понятие «виртуальная реальность» как особый вид символических реальностей, возникающих на базе компьютерной и некомпьютерной техники, и обязательно предполагает наличие обратной связи. Данное определение характерно для инженерно-семиотической концепции. В основу второго подхода к исследованию проблемы «виртуальности» легло изучение социальной реальности через призму языка. Эту концепцию обычно называют символической концепцией «виртуальности» (И.Г. Корсунцев, Б.С. Сивиринов, H.A. Носов, Р.Г. Янковский). В своих работах исследователи утверждают, что любая социальная реальность включает в себя признаки виртуальности. Для подтверждения данного тезиса они указывают на тот факт, что любая реальность так или иначе воспринимается через определенные символы и знаки, которые всегда наделяют реальные объекты и явления неким дополнительным смыслом, отличным от их строго-семантического значения. Фактически, каждый человек существует и действует в «достроенном» им самим мыслимом информационном пространстве. Данная среда складывается из теорий, знаний, эмоций, стереотипов, образов и оценок данного индивида, которые являются своеобразными «виртуальными ресурсами», без которых существование данного человека немыслимо. В рамках социального постмодернизма была сформирована еще одна концепция «виртуальности» (Ф. Гварттари, Ж. Делез, Ж. Ба-тай Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар). По мнению сторонников этого подхода, виртуальная реальность формируется в процессе создания социальной действительности на основе какой-либо философской концепции. Таким образом, можно утверждать, что данный подход базируется на принципе символического удвоения реальности, сформированном на основе предыдущих двух концепций.

На основании рассмотренных концепций и подходов диссертант делает вывод о том, что современное информационное общество заметно отличается от теоретических представлений исследователей, сформировавшихся в самом начале его становления. Сегодня многие социологи и философы говорят о коммуникации, а не информации самой по себе, как о смыслообразующем базовом элементе постиндустриального общества. Здесь открывается суще-

ственный социально-философский момент. Дело в том, считает диссертант, что многие создатели теорий постсовременного общества предпочитают говорить о некоем новом когнитивном человеке, чуть ли не физиологически отличающемся от человека традиционного. Между тем, наряду с прогрессирующим количеством усваиваемой современным человеком информации, ее знаниевое качество не растет, более того, возможно утверждать даже о его снижении, выражающемся в так называемом «клиповом мышлении», основанном на информационном переизбытке, которое не сопровождается умением обобщать и анализировать поступающие сведения, что объясняется снижением уровня самостоятельного мышления. Так что человек физиологически остался тем же, однако при росте объема информации сегодня налицо снижение ее качественного усвоения.

Таким образом, заключает автор исследования, виртуальные коммуникации - инновационные, опосредованные Интернетом технологии культурной коммуникации в современном обществе - обеспечивают безграничный, мобильный, интерактивный, мультисубъектный по характеру и универсальный по содержанию процесс социокультурного взаимодействия, имеющий как положительные, так и отрицательные стороны. Важно то, что виртуальные коммуникации становятся сегодня действенным фактором, качественно меняющим как общественное сознание, так и саму социальную систему, и учет этого фактора, наращивающего свою силу, в социально-философских концепциях необходим для контроля за социальной динамикой, управления ею, сочетающего теоретические конструкты с общественной практикой.

В третьем параграфе «Возрастание роли виртуальных коммуникаций в современном мире» констатируется, что информатизация общества связана с возникновением и развитием объективно обусловленных информационных технологий. С ростом и усложнением управляемых систем возник информационный барьер, который невозможно было преодолеть без создания программируемых электронных средств для сбора, накопления, переработки, транспортировки и представления информации. Увеличение количества и усложнение общественных объектов и связей между ними обусловили появление больших массивов информации, что потребовало качественного скачка в обработке первичной информации с целью получения информации нового качества о состоянии субъекта, процесса или явления, то есть информационного продукта. Стремительное расширение роли новых информационных технологий, а главное Интернета, привело к увеличению «плотности» личностных и межгрупповых коммуникаций. Это дает возможность изменять направление потока этих коммуникаций, создавая возможность трансформации социальной структуры общества. Направленное конструирование специальных виртуальных организаций, призванных повысить эффективность межличностного взаимодействия по сравнению с привычными для Интернета механизмами взаимодействия - форумами, чатами, социальными сетями, в этих условиях кажется диссертанту наиболее перспективным.

Сближение социальной эволюции с информационными технологиями, утверждается в диссертации, позволило создать новую материальную основу

для пронизывающих все строение общества видов деятельности. Таким образом, движение информации приобретает не «вертикальный характер», свойственный традиционному обществу, а «горизонтальный», охватывая самые разные узлы, находящиеся в горизонтальных плоскостях социальных структур. В начале XXI века коммуникационная картина мира проявляет свои качественные изменения, выражающиеся в быстром развитии уникального типа коммуникации, называемой сетевой. Такие характеристики сети как её принципиальная открытость, отсутствие централизации, многопоточность, повторяемая, ячеистая структура, определяющая единство сети, обеспечивают доминирующие позиции для сетевой коммуникации в современном коммуникационном пространстве. Достоинства сетевой коммуникации проявляют себя в процессе информационной глобализации, играющей важную роль в создании мирового сообщества.

Социальные институты как совокупности норм, необходимых для регуляции взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности и превращающих эти взаимодействия в систему социальных ролей, полагает диссертант, на протяжении последних веков существовали отдельно от индивидов. Они представляли собой «социальную реальность»: существует система норм, имеющая социальный «вес», статус человека напрямую связан с той или иной социальной ролью - работник, предприниматель, студент, профессор, лидер партии, избиратель. Однако теперь, когда следование нормам и исполнение ролей переносится в виртуальность, социальные институты теряют власть над индивидом, становясь образом, являющимся частью виртуальной системы других образов.

Развитие информационных технологий приводит к перемещению в виртуальность политических, экономических операций, управления организациями и т. п. Виртуальный образ, символ становится предметом потребления и производства. Происходит виртуализация частной жизни. Досуг, покупки, трудовая деятельность, контакты с противоположным полом, а также групповое и межличностное общение осуществляются с помощью сетевых технологий в виртуальном пространстве. Порождаются виртуальные аналоги действительности, сообществ и социальных институтов. Но самое важное, это то, что любой пользователь может активно принимать участие в создании или находить виртуальное пространство, в котором воплощаются актуальные или важные личностные смыслы. Поэтому сегодня стирается грань между потенциальным и актуальным, действительным и возможным: виртуальная реальность становится «информационной надстройкой» реального мира, огромной частью повседневной жизни современного человека. Перемещение в виртуальность становится не только способом компенсации внутреннего напряжения, переживания фантазий, достижения целей, блокированных в реальном мире, воплощения внутренних потребностей, но и дополняет и позволяет укрепить существующие связи и потребности.

Таким образом, умозаключает диссертант, виртуализация социальной реальности как следствие развития информационных технологий и как социокультурная характеристика информационного общества делает неизбежным

повышение значимости виртуальных коммуникаций в обществе. Это ведет к витруализации как межличностных, так и социетальных взаимодействий, усиливает социокультурную дифференциацию в обществе, создавая мульти-контентное пространство массовых коммуникаций. Разнообразная тематика сетевых ресурсов полностью отражает разнообразие реальной жизни, а сам Интернет уже давно слился со всеми сферами жизни общества. Распространённость Интернета создала идеальные условия для роста в новой среде принципиально новых способов коммуникации, равносильно применимых к политике, науке, бизнесу, повседневному общению и развлечениям.

Во второй главе «Тенденции развития виртуальных коммуникаций в современном мире» диссертант обращается к типологизации виртуальных коммуникаций, анализу контента современных виртуальных коммуникаций и уяснению антропологического аспекта последних.

В первом параграфе «Типологический анализ виртуальных коммуникаций» отмечается, что в пределах виртуального коммуникативного пространства можно выделить типы виртуальной коммуникации, аналогичные типам, существующим в социальной коммуникации в целом. Однако в рамках данного исследования диссертант наибольшее внимание уделяет межличностной коммуникации, предполагающей обмен информацией между двумя (или более) индивидами, находящимися в непосредственном взаимодействии. В зависимости от того, как личность применяет свой коммуникативный потенциал, ее можно отнести к одному из следующих типов: доминантный коммуникант, мобильный тип, ригидный коммуникант или же ин-тровертный тип.

Изначально исследователи виртуальных коммуникаций, утверждает диссертант, в качестве ключевой особенности взаимодействия в Сети выделяли «растворенную телесность», при которой тело как таковое отсутствует, а коммуниканты представляются друг другу через тексты. Отсутствие возможностей для визуального контакта привело не только к глобальной нехватке выразительных средств для традиционного выражения эмоций, но и стало причиной полной анонимности, которая культивировалась в сети Интернет XX - начала XXI века. Человек был вынужден самостоятельно придумывать себе образ, надевать карнавальную маску. При этом диссертант обращает внимание на тот факт, что многочисленные социальные сети не отменяют этого принципа, но лишь предоставляют уже готовую базу реального жизненного опыта для реализации идеального образа собственной личности. Ускоряющийся темп развития сетевых технологий приводит к вытеснению традиционных форм общения с их заменой виртуальными коммуникациями. В процессе интернет-взаимодействия изменяется способ самоопределения индивида как личности, члена какого-либо социального сообщества или группы и даже коммуниканта. Всё это дает право говорить о модификации процесса личностного развития в связи с широким распространением виртуального общения в современном мире.

Трансформация объективного мира под воздействием отдельного индивида практически незаметна. Действительность эволюционирует значи-

тельно медленнее, чем ее виртуальные модели. В обычной жизни человек вынужден ежедневно подстраиваться под окружающее его общество, действовать в рамках установленных норм морали и права. Виртуальность более восприимчива к действиям пользователей. Она дает каждому почувствовать себя творцом, принять непосредственное зримое участие в формировании «нового мира». Это ощущение значимости лежит в основе желания индивида перенести большую часть своей жизни в виртуальное пространство. Иллюзорная возможность неограниченного самовыражения, демонстрации собственного многогранного «я» является следствием меньшего влияния предрассудков и стереотипов объективного мира и традиционного общения в виртуальном пространстве. Эта свобода виртуальной коммуникации обладает огромным терапевтическим потенциалом. Правильное использование возможностей интернет-общения помогает человеку справится с психологическими комплексами, страхами и другими видами личностных отклонений. В процессе виртуальной коммуникации человек может примерить на себя множество ролей, воспользоваться различными способами самопрезентации. При этом анонимность такого вида общения снижает страх неудач, повышает уверенность индивида как участника коммуникации. Однако такая раскрепощенность может привести и к дезориентации человека в интернет-пространстве или даже деградации его личностных качеств.

Диссертант констатирует, что на современном этапе виртуальные коммуникации отделились от породивших их коммуникативных форм. Они сформировали свои собственные типологии и формы коммуникации, объединив вместе старые методы и новые виртуальные методы, которые не ограничены физическими или географическими оказиями. Виртуальные коммуникации могут быть классифицированы не только по группам или механикам коммуникации, но и по времени и многим другим специфическим характеристикам, которые неприменимы к реальным коммуникациями. Вне пользователя и его интересов, вне запросов на какие бы то ни было определенные сведения информация в Сети не имеет никакого смысла. Сами по себе сведения, в отличие от тех же традиционных журнальных изданий, фактически не существуют.

Таким образом, виртуальные коммуникации осуществляются в пространстве коммуникаций виртуальных сообществ, объединяющих в себе возможности межличностной, групповой и массовой коммуникации. В зависимости от предмета интереса коммуникаций принято выделять территориальные, социально-демографические и досуговые виртуальные сообщества, которые создают пространство социокультурных взаимодействий в форме микроблоггинга и социальных сетей, а также чатов и форумов.

Во втором параграфе «Контент виртуальных коммуникаций современного общества» отмечается, что жанры виртуальной коммуникации возможно подразделять на канонические и неканонические, к последним относятся те жанры, которые зародились собственно в виртуальном пространстве: форум, электронная почта, игровой портал, блог, мессенджер, чат, социальная сеть. Все они основаны на использовании определенной программ-

ной периферии. У каждого из них легко можно выделить ряд характеристик, относящихся к особенностям и условиям функционирования в виртуальной среде.

Виртуальный контент в наиболее общем виде можно дифференцировать на прагматический, досуговый и смешанный жанры, которые презенти-руются через языковые и идеографические формы, не имеющие однозначного смысла и нуждающиеся в постоянной интерпретационной деятельности со стороны виртуальных коммуникантов. Диалогичность большей части виртуального контекста делает его политематическим и неустойчивым, что усложняет процесс более узкой его тематизации. При анализе виртуального контента может создаться ощущение спонтанности, стихийности процесса его формирования, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что это далеко не так - во всяком виртуальном сообществе незримо присутствует модератор, направляющий этот процесс в соответствии с ведомыми ему целями. И цели эти далеко не всегда можно интерпретировать как положительные, несущие для всего общества блага. Поскольку в наши дни «информационное оружие» является очень действенным, а реальные войны выигрываются благодаря успехам в войнах информационных, контроль со стороны общества за содержанием, наполняющим «виртуальные миры» и конструирующим их ценности, становится вопросом безопасности.

Диссертант отмечает, что виртуальные миры ощутимо влияют на самую что ни на есть объективную социальную реальность, и влияние это, констатирует он с сожалением, остается практически вне контроля организаций, обеспечивающих общественную безопасность, несмотря даже на то, что сегодня в силовых структурах создается множество специализированных компьютерных служб. Объясняется это сложностью проведения такого контроля в виртуальном пространстве, создающемся усилиями миллионов пользователей, часто обезличенных. Однако их деятельность все же обусловливается и направляется вполне конкретными лицами, регистрирующими сайты и моде-рирующими их. Поэтому контроль над виртуальным миром возможен, и осуществляться он должен посредством введения мер ответственности «корректоров» виртуального контента за действия, несущие угрозу общественной безопасности.

Но не только фильтрацию негативного контента должен осуществлять социус, считает автор исследования, в идеале оно должно форматировать виртуальный контент с целью использования его возможностей на благо общества. Например, перспективным направлением в этом может являться ненавязчивое внедрение образовательных технологий в виртуальный контент, воспитывающих и образовывающих человека, немалое время погруженного в виртуальные миры. Если уже это длительное погружение, препятствующее осуществлению человеком своих социальных функций, предотвратить или сократить невозможно, то следует попытаться повлиять на него, и посредством самого виртуального пространства вернуть обществу гражданина.

В третьем параграфе «Антропологический аспект виртуальных коммуникаций» утверждается, что из-за опосредованного характера вирту-

альной коммуникации многие ее формы отличаются анонимностью своих участников и возможностью любого коммуниканта прекратить свое участие в общении в произвольный момент времени. Две эти ключевые характеристики заметно уменьшают психологический страх индивида в процессе взаимодействия с другими участниками сообщества. Человек получает возможность озвучивать свои самые потаенные желания, высказывать самые резкие взгляды и суждения в процессе виртуального общения, которые были бы недопустимы в объективном мире.

Таким образом, с одной стороны интернет-общение способствует большей открытости и искренности его участников, а с другой косвенным образом провоцирует девиантное, маргинальное поведение, ярким примером которого является феномен «троллинга». Сам этот термин лежит за пределами научного дискурса, и возник как элемент сленга участников интернет-сообществ. Если же попытаться дать данному понятию близкое к научному определение, то стоит рассматривать троллинг как процесс осознанного размещения участником коммуникации в виртуальном пространстве сообщений провокационного характера, главной задачей которых являются нарушения этических норм взаимодействия и создание конфликтных ситуаций.

Однако анонимность виртуальной коммуникации обуславливает не только троллинг, но и процесс конструирования индивидом как образа своих собеседников, так и правил и норм общения с ними. В основе подобного моделирования обычно находятся персональные неосознанные страхи и ожидания, проецируемые участником сообщества на формирующийся образ собеседника. Виртуальные персонажи - лишь моделируемые человеком образы, лишенные реальных тел и какого-либо материального представления. Следствием этого является фактическое отсутствие у них возраста, пола. Они не принадлежат к какой-либо конфессии, расе или этносу. Социальная и личностная идентичность виртуальных персонажей множественна, а оттого размыта. Таким образом, очевидным становится тезис об отсутствии в виртуальном пространстве факторов и характеристик социального неравенства, специфичных для объективного мира. Виртуальная коммуникация обладает ярко выраженным внестатусным характером.

У виртуальных коммуникаций, полагает диссертант, уже сейчас существуют значимые социальные последствия, как положительные, так и отрицательные. К положительным можно отнести терапевтические возможности коммуникаций, расширение круга общения, обладающего ярко выраженной эмоциональной окраской. Причем, в отличие от множества других механизмов социальной компенсации «эмоциональной недостаточности», виртуальное общение дает человеку не искусственные эмоций, а самые настоящие, поскольку взаимодействия происходят между образами реальных людей. Кроме эмоциональной насыщенности, участниками виртуальных коммуникаций приобретается социальный опыт, который вследствие виртуальности можно приобрести без последствий.

Но негативные последствия виртуальных взаимодействий— оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности наладить сильные

связи между коммуникантами безусловно проще, чем в реальности. И для определенной части пользователей эта простота намного притягательнее реальности. В виртуальных коммуникациях образование сильных связей требуют от индивида меньших, чем в реальной жищни, ответственности, материальных и моральных инвестиций. Поэтому часть людей активно следует по пути наименьшего сопротивления и практически ограничивается виртуальным общением. Все это приводит к своеобразному компьютерному эскапизму и является одним из видов «интернет-зависимости», которая также становится важной проблемой с распространением виртуальной коммуникации и развитием мобильной телекоммуникации.

Таким образом, виртуальные коммуникации содержат в себе как позитивный потенциал в контексте развития общества и личности, так и определенные риски. Позитивный потенциал развития общества связан с упрощением процесса информационного обмена, который ускоряет и во многом облегчает реальную жизнь. Для индивида виртуальные коммуникации обеспечивают неограниченный круг общения, выполняя тем самым компенсаторную функцию, способствуя свободе самоидентификации. Риском для общества является трансляция упрощенных форм взаимодействия из виртуальной в социальную реальность. Анонимность и отсутствие контроля в виртуальной реальности провоцируют девиантное поведение индивидов как в виртуальной, так и социальной реальности, в том числе ретризм как форму ухода в «карнавальный» виртуальный мир.

Парадоксальный рост архаизации современного общества на фоне совершенствования технологий и коммуникаций вызывается, в том числе, и неконтролируемостью виртуального пространства, в эпоху глобализации становящегося фактором, непосредственно влияющим на жизнедеятельность всего человечества, в связи с чем проведение дальнейших исследований этого пространства и уяснение конкретных шагов по управлению им, заключает диссертант, является насущной задачей как для социальной философии, так и для всех дисциплин социально-гуманитарной области знания.

В Заключении подводятся основные выводы диссертации и определяются важнейшие, по мнению диссертанта, перспективные направления дальнейших исследований проблемы виртуальных коммуникаций в современном обществе, а именно следует:

- осмыслить механизмы трансформации виртуальных коммуникаций в глобализирующемся обществе:

- найти способы контроля и управления развитием виртуальных коммуникаций, что необходимо для обеспечения информационной и общественной безопасности;

- разработать методики насыщения виртуального контента воспитательно-образовательной информацией, способствующей возвращению личности из виртуального пространства в реальное.

III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Заморкин, А. А. Фолксономия и социальный теггинг как новые явления виртуальной коммуникации [Текст] / А. А. Заморкин // Вестник Ярославского государственного университета им П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - №3 (21) - С. 173-177. - 0,5 п. л.

2. Заморкин, А. А. Исследование портрета активного пользователя сети Интернет [Текст] / А. А. Заморкин // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. - 2013. - № 1(13). - С. 181-185. -0,6 п. л.

3. Заморкин A.A. Социально-философские подходы к изучению феномена виртуальной коммуникации // Теория и практика общественного развития. - 2014.-№ 1. - С. 21-25.

Статьи и публикации в прочих изданиях:

4. Заморкин, А. А. Виртуализация коммуникации как механизм взаимодействия общества и власти в модернизирующемся российском обществе [Текст] / А. А. Заморкин II Сборник статей 56 научно-методологической конференции Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Ставролит, 2011. - С. 139-143. - 0,5 п. л.

5. Заморкин, А. А. Особенности сервисов обратной связи государственных сайтов [Текст] / А. А. Заморкин, М. Н. Перебейнос // Сборник трудов «Современные проблемы информатизации в моделировании и социальных технологиях». Вып. 16. - Воронеж: Научная книга, 2011. - С. 231-234. -0,5 / 0,25 п. л.

6. Заморкин, А. А. Медиасфера Рунета: проблемы и тенденции [Текст] / А. А. Заморкин, М. М. Шульга II Сборник материалов международной научно-практической конференции «20 лет нового пути России: политика, общество, экономика, международное сотрудничество» - Ставрополь: РИО ИДНК, 2011. - С. 381 -384. - 0,5 / 0,25 п. л.

7. Заморкин, А. А. Проблемы информационной стратификации современного общества [Текст] / А. А. Заморкин // Материалы VIII ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. - С. 399-400. -0,25 п. л.

8. Заморкин, А. А. Влияние виртуализации на коммуникативную культуру современной молодежи [Текст] / А. А. Заморкин // Материалы 57 ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов Ставропольского государственного университета «Университетская наука -региону. - Москва, Ставрополь: СГУ, 2012. - С.81-83. - 0,3 п. л.

 

Текст диссертации на тему "Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности"

ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201460174

ЗАМОРКИН АНТОН АЛЕКСЕЕВИЧ

ВИРТУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ

ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ

09.00.11 - Социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор социологических наук, профессор М.М. Шульга

Ставрополь -2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ВИРТУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ......................................................................18

1.1. Социокультурная коммуникация в контексте гуманитарного знания... 18

1.2. Виртуальные коммуникации: концептуализация понятия.................59

1.3. Возрастание роли виртуальных коммуникаций в современном мире...93

ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.............................122

2.1. Типологический анализ виртуальных коммуникаций.......................122

2.2. Контент виртуальных коммуникаций современного общества............154

2.3. Антропологический аспект виртуальных коммуникаций..................168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................198

БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................................203

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется глобальной тенденцией расширения форм и способов социокультурной коммуникации в современном мире. Информационная революция, одним из достижений которой стало появление Интернета, повлияла на все коммуникативные процессы, привела к появлению глобального коммуникационного пространства, в которое вовлекаются все больше и больше жителей Земли. Научно-техническая революция, в частности, развитие информационных технологий сделали доступным выход в Интернет не только со стационарного компьютера, но и планшета, коммуникатора или даже мобильного телефона. Всеобще доступными становятся не только постоянная связь, но и возможность оперативного получения необходимой информации. Интернет, являясь инновационным медиапространством современных массовых коммуникаций, оказывает огромное влияние на социокультурные практики, как отдельных индивидов, так и всего общества. Складывается противоречие между стремительным расширением новых коммуникативных технологий, с одной стороны, и адекватной исследовательской рефлексией этого явления - с другой.

Интенсивное развитие глобальной компьютерной сети привело к появлению новой социокультурной ситуации, в которой виртуальные практики становятся неотъемлемой составляющей всех сфер жизни общества. Это втягивает людей в новые каналы коммуникации, ведет к изменению характера и направленности социальных взаимодействий, что актуализирует изучение социально-коммуникативных практик, сложившихся в виртуальном пространстве в современном российском обществе.

Значимость изучения проблем виртуальных коммуникаций связана с

неоднозначностью их социокультурного влияния. Наряду с тем, что

виртуальные коммуникации ускоряют и глобализируют культурный обмен,

3

их влияние на формирование и трансляцию индивидуальных, групповых и социетальных ценностей трудно поддается изучению и контролю. В последние годы виртуальное пространство часто используется для организации агрессивного информационного воздействия, объяснить результативность которого можно только поняв механизмы действия виртуальных коммуникативных технологий.

Справедлива констатация наличия острой социокультурной проблемы, заключающейся в противоречии между инновационным коммуникативным потенциалом виртуального пространства и его рисками. Анализ самой сущности и содержания виртуальных коммуникаций должен стать отправной точкой для дальнейших исследований этого социокультурного феномена. Концептуализация виртуальных коммуникаций с позиции социальной философии позволит получить объективную информацию об их социокультурной сущности и направленности, объяснить факторы их привлекательности для современного человека, потенциал и риски влияния на социальных субъектов.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена: во-первых, несоответствием стремительных темпов расширения сферы виртуальной коммуникации степени научного анализа этого явления; во-вторых, дифференциацией самих виртуальных коммуникаций; в-третьих, необходимостью проведения социально-философского анализа виртуальных коммуникаций как важного феномена современности. Заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Научная разработанность темы может быть представлена несколькими крупными блоками научной литературы.

Первая группа включает в себя работы, анализирующие сам феномен

коммуникации и социальной коммуникации: С. Выготский, В.Н. Курбатов,

A.A. Леонтьев и др. отождествляют понятия «коммуникация» и «общение»,

4

акцентируя тем самым социальную природу этого явления. М.С. Каган, Г.М. Андреева считают, что коммуникация в отличие от общения является однонаправленным информационным процессом передачи тех или иных сообщений.

Идее универсальности и необходимости коммуникативных процессов в обществе посвящены работы М. Бахтина, О. Больнова, М. Бубера, С. Франка,

A. Шюца, К. Ясперса, и др. Важность коммуникации для развития индивида раскрыта в коммуникативной теории личности Э. Мунье.

Работы таких отечественных ученых, как М.М. Назаров, Л.Н. Федотова, Г.Г. Почепцов, Б.А. Грушин, В.П. Конецкая, Б.Б. Флисов посвящены исследованию сущности коммуникации как общественного феномена.

В эту же группу следует включить работы, рассматривающие понятие «информация», широко используемое в теории коммуникации: В. П. Терин,

B. В.Василькова, В. П. Конецкая, В.Н. Березин.

Ю. Лотман в своих работах анализирует особенности социальной коммуникации как процесса общения между различными социальными субъектами1. К. Ясперс, рассматривая социальную коммуникацию, обращает внимание именно на культурный аспект такого социального взаимодействия.

Вторую группу составляют работы, посвященные вопросам социокультурных и социокоммуникативных преобразований в обществе: А. Моля, И. Масуды, Н. Лумана, Д. Белла, Г. Маклюэна, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера.2 Сюда следует отнести и социологические интерпретации теорий информационного общества, к которым относятся работы П. Дракера, Р. Инглегарта, М. Кастельса, А. Этциони.

Третью группу составляют работы, посвященные анализу феномена масс-медиа в современном мире, изучению воздействия массовых

1 Лотман Ю.М. Семиосфера // Авторский сборник / Лотман Ю.М. - СПб.: Искусство-СПБ, 2010. - 704 с.

2 Белл Д. Третья технологическая революция и её возможные социальные последствия // Доклад. - М.: АН СССР, ИНИОН, 1990.-8 с.

коммуникаций на общественную жизнедеятельность: Ж. Бодрийяра, Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда, Р. Мертона, Г. Маюиоэна.1

Вопросами использования потенциала новых информационных и коммуникационных технологий, в свою очередь, занимались Вартанова Е.Л., Зубарева Ю.Б., Засурский Я.Н. и Иноземцев В.Л. Также к исследователям данной проблемы можно отнести и Курносова И.Н., Кристального Б.В., Мелюхина И. Отдельного внимания заслуживают и работы таких исследователей, как Симоненко В.Б., Тихонова М.Ю., Шафрина Ю.А и Семенюка Э.П.

Заметный вклад в теорию и методологию исследований перспектив виртуальных коммуникаций и интернет-технологий внесли труды таких известных западных социологов и философов как У. Галстон, Д. Барлоу, В. Геринг, Р. Уочбройт, X. Нюссбаум, Т. Хилд, Э. Усланер. Не меньшее влияние на изучение данной проблемы оказали и наши соотечественники -Е.Л. Вартанова, В.Л. Иноземцев, Ю.Б. Зубарев, И.Н. Курносов, Б.В. Кристальный, Э.П. Семенюк, И.С. Мелюхин, В.Б. Симоненко, а также М.Ю. Тихонова, Г.Л. Смолян, Ю.А. Шафрин и А.Д. Урсул.2

Непосредственно анализу виртуальности и виртуальной реальности посвящены работы зарубежных мыслителей: О. де Гассета, Гваттари Ф., Делеза Ж., Н. Лумана, Ж.-Ф. Лиотара, М. Макшоэна, У. Бека, К. Кели, Дж. П. Барлоу, С. Сассена, Тимоти Лири Хайма М., Хэмита Ф., М. Кастельса, А. Турена, М. Уотерса, Р. Робертсона.3 Изучению социологических моделей современности, в основу построения которых легло понятие виртуальности, нашли свое отражение в работах А. Бюля, М. Паэтау, А. Крокера и М. Вэйнстейна.

1 Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего // Концепции / Пер. на рус. Ирина Тюрина - М.: Академический проект, 2005. — 496 с.

2 Вартанова ЕЛ. Новые проблемы и приоритеты цифровой эпохи / Е.Л. Вартанова // Информационное общество. — М.: Институт развития информационного общества, 2001. -№ 3.-156 с.

3 Кастельс Ю.М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под научи, ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

К проблеме виртуальности в отечественной науке обращались Д. Иванов, Ковалевская Е.В., JI. Микешина, Розин В.М., Носов Н.А., Г. Семенова, Сивиринов Б.С., Корсунцев И.Г., Яновский Р.Г. и др.1

Работы, посвященные непосредственно виртуальным коммуникациям, практически отсутствуют. Сюда можно отнести концепцию социальной сети Д. Барнеса, исследования виртуальных сообществ Г. Рейнголда и некоторые другие. Однако необходимо отметить, что при всем многообразии работ, посвященных социальной и виртуальной коммуникациям, выбранная тема диссертационного исследования является малоизученной в социально-философском аспекте и требует дальнейшей разработки.

Объектом исследования являются коммуникативные практики современного общества.

Предметом диссертационного исследования выступают виртуальные коммуникации как конституирующий социокультурное пространство современности феномен.

Цель исследования: проведение комплексного социально-философского анализа потенциальных возможностей и угроз виртуальных коммуникаций в контексте развития индивида и общества.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- уяснить основные подходы к осмыслению социокультурной коммуникации в современной гуманитаристике;

- выявить особенности виртуальных коммуникаций как инновационной технологии социокультурной коммуникации в современном мире;

- определить доминирующие факторы возрастания роли виртуальных коммуникаций в глобализирующемся обществе;

- типологизировать основные виртуальные коммуникации современного общества;

1 Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0 / Д.В. Иванов. — СПб.: Издательство «Петербургское Востоковедение», 2002. - 224 с.

- провести анализ виртуального контента в аспекте его влияния на современное общество.

определить основные направления воздействия виртуальных коммуникаций на жизнедеятельность современного человека.

Гипотеза исследования: неограниченность, полифункциональность виртуальных коммуникаций и универсальный виртуальный контент обладают позитивным потенциалом воздействия на личность и общество, расширяя и ускоряя возможности социокультурных взаимодействий. Риски виртуальных коммуникаций заключаются в проникновении определенных регрессивных тенденций из виртуальной реальности в социальную, и в негативном влиянии на социокультурные модели поведения коммуникантов.

Теоретико-методологическую основу диссертационного

исследования составляет социокультурный подход к пониманию сущности коммуникативных процессов в обществе, который позволил определить виртуальную коммуникацию в качестве социокультурного феномена современного общества.

Для обоснования значимости виртуальных коммуникаций в современном мире использовались теория «мозаичной культуры» А. Моля, теория «симулякра» Ж. Бодрийяра и коммуникативная теория личности Э. Мунье1. При проведении анализа социальных последствий распространения современных виртуальных коммуникаций использовалась теория социального капитала Р. Патнэма.

С целью эмпирического подтверждения авторских теоретических выводов в июле-августе 2012 года был проведен опрос 819 активных пользователей виртуальных коммуникаций, также использованы данные, взятые из материалов исследований, проведенных ведущими зарубежными и российскими исследовательскими службами (ICANN, РосНИИРОС, RU-CENTER, ФОМ, Nielsen/NetRating, ВЦИОМ и др.); результаты частных

1 Baudrillard J. Simulacra and Simulation // The Body, In Theory: Histories of Cultural Materialism. -University of Michigan Press, 1995. - 164 p.

Michigan:

исследований, опубликованных в сборниках и специализированных периодических изданиях («Социологические исследования», «Computers in Human Behavior», «Cyberpsychology&Behavior», «International Journal of Human-Computer Studies», «Социальная реальность» и др.).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Осуществлен компаративистский анализ теорий коммуникации в современном социально-гуманитарном познании и установлено, что, несмотря на наличие множества специализированных концепций, описывающих социокультурную коммуникацию, существует необходимость и в дальнейшей разработке социально-философского подхода, способствующего определению универсальных характеристик этого феномена.

2. Исследована специфика прогрессирующих в современном мире виртуальных коммуникаций и аргументирована высокая значимость их социально-философской концептуализации, реализация которой связана с методологическим затруднением, обусловливающимся дифференциацией областей знания и выражающимся в необходимости сочетания специализированного эмпирического базиса и общефилософских подходов.

3. Рассмотрены особенности социокультурного развития в эпоху всеобщей глобализации, обусловливающуюся прогрессирующим ростом коммуникаций и технологий, и выявлены глобальные, социетальные и социально-психологические факторы, трансформирующие роли виртуальных коммуникаций в современном мире, уже не только опосредующих процессы общественного развития, но и определяющих их направленность.

4. Аргументировано, что ведущим типом современных виртуальных коммуникаций является виртуальное сообщество, описаны виды виртуальных сообществ по интересам коммуникантов (территориальные, социально-демографические и досуговые).

5. Проведена конкретизация современного виртуального контента, выявлены интерпретационность и диалогичность как его важнейшие особенности и обоснована необходимость проведения контроля за этим контентом со стороны общества.

6. Определено, что позитивный потенциал виртуальных коммуникаций связан с повышением мобильности общества, расширением возможностей общения и самоидентификации индивидов; риски виртуальных коммуникаций заключаются в примитивизации социокультурных взаимодействий, провоцировании девиантных форм поведения личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Всякая социокультурная коммуникация возникает в результате

обмена информацией между социальными субъектами с помощью

определенной знаково-символической системы, созданной в процессе

развития человеческого сообщества, транслирующейся от поколения к

поколению и постоянно модифицирующейся. Однако с общим

количественным ростом коммуникаций в современном глобализирующемся

обществе происходит парадоксальное явление: культур-трансляционные

процессы ослабевают, инновации начинают превалировать над традициями,

что не может не вести к снижению общественной значимости

социокультурной коммуникации, а следовательно и к качественному

регрессу социальных коммуникаций, фиксируемому в концепте массовой

культуры. В современном социально-гуманитарном знании существует

множество специализированных концепций, в определенном аспекте

описывающих коммуникационные феномены, однако для того чтобы уяснить

их существенные стороны, понять механизмы их развития и объяснить

связанные с ними парадоксальные метаморфозы необходима социально-

философская концептуализация как коммуникационных процессов вообще,

так и социокультурной коммуникации в частности. И определенным шагом в

этом направлении будет являться осмысление новейшей частной

10

модификации феномена социокультурной коммуникации - виртуальных коммуникаций.

2. Сугубо технологические вопросы, возникающие при стремительном

росте интернет-коммуникаций, а также исключительно лингвистические

проблемы изучения языка виртуальных коммуникаций становятся

неразрывно взаимосвязанными с социально-философскими проблемами и

вопросами. Причина этого кроется в том, что главными участниками этих

коммуникаций становятся виртуальные сообщества и организации. В

процессе взаимодействия появляется сеть социально-коммуникативных

факторов и взаимосвязей между ними. Именно это позволяет исследователям

проводить многогранный анализ данного явления с использованием как

общефилософских методов, так и более специфических, среди которых

нужно