автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.15
диссертация на тему:
Внешняя политика Эфиопии, 1974-1991 гг.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Бадеге Фекаду Иймер
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.15
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Внешняя политика Эфиопии, 1974-1991 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бадеге Фекаду Иймер

Введение.

Глава первая.

Становление внешнеполитического курса Эфиопии.

1. 1. Внешняя политика Хайле Селассие в последние годы правления.

1.2. Формирование концепции внешней политики военно-революционными "демократами".

1.3. Основные направления внешней политики.

Глава вторая.

Отношения Эфиопии с СССР и другими странами социалистического лагеря.

2. 1. Политические и экономические отношения.

2. 2. Военные отношения.

Глава третья.

Эфиопия в межафриканских отношениях. 3.1. Эфиопия и ОАЕ.

3. 2. Двусторонние связи Эфиопии со странами Африки в годы революции.:.

3. 3. Эфиопо-сомалийский конфликт 1977-1978 гг.

Глава четвертая.

Эфиопия и страны Запада

4. 1. Эфиопия, Англия и США в период эфиопской революции.

4. 2. Отношения Эфиопии с другими странами капиталистического мира.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Бадеге Фекаду Иймер

Эфиопия - крупное государство в Северо-восточной Африке. С глубокой древности Эфиопия представляла собой обширный и в известной степени замкнутый географический и экономический регион, отчетливо выделяющийся среди других регионов Африки южное Сахары. Эфиопия была единым политическим образованием, в котором воплощались ценности уникальной цивилизации, уходящей своими корнями в историю полулегендарного Аксума.

Уникальность Эфиопии состоит еще и в том, что она была единственной африканской страной, не попавшей в длительную колониальную зависимость от европейских держав, хотя в отдельные периоды своей истории она подвергалась колониальным вторжениям и завоеваниям.

Контакты страны с внешним миром уходят в глубь столетий. Особенно широкое развитие внешних связей Эфиопии начинается со второй половине XIX века, с открытия Суэцкого канала в 1869г. и проникновения европейских колониальных держав - Великобритании, Италии и Франции - на Африканский Рог. Именно к концу XIX века страна превратилась в сравнительно сильное единое государство с границами, практически совпадавшими с контурами современной Эфиопии. Используя противоречия и столкновение интересов Великобритании, Франции и Италии, Эфиопия отбила натиск великих держав, укрепила свою территориальную целостность. В 1896г., в ходе итало-эфиопской войны, Эфиопия нанесла поражение Италии в битве под Аду а.

Несмотря на подписанный в 1928г. договор о дружбе и взаимопонимании с Италией, последняя в нарушение его статей и устава Лига наций вторгалась в 1935г. в Эфиопию и заявила об аннексии страны в мае 1936г. За исключением Советского Союза и ряда малых стран, основные европейские державы, в том числе Великобритания, Франция и Германия признали итальянскую аннексию Эфиопии1.

Вскоре после объявления Италией 10 июня 1940г. войны Франции и Великобритании, руководители Англии предложили военную помощь эфиопским патриотам. 6 апреля 1941г. английские войска и эфиопские партизаны заняли Аддис-Абебу, вновь приведя на трон 5 мая императора Хайле Селассие. После поражения Италии эфиопское правительство было вынуждено предпринять энергичные дипломатические усилия для того, чтобы заставить Великобританию подписать 31 января 1942г. договор, по которому та признавала независимость Эфиопии, а в дальнейшем заключить еще ряд соглашений, направленных на прекращение оккупации Великобританией эфиопских территорий, восстановление полного суверенитета Эфиопии в пределах предвоенных границ страны.

В послевоенный период усилия эфиопской дипломатии были направлены на всемерное развитие дружественных отношений со странами как западного, так и восточного блоков в целях получения от них максимальной экономической, технической, военной помощи и политической поддержки. В то же время она всегда пыталась, причем не без успеха, ограничить или свести до минимума вмешательство всех внешних (в частности европейских) сил в районе Африканского Рога, стремилась создать благоприятные международные условия для укрепления независимости и территориальной целостности Эфиопии и модернизации страны.

Внешняя политика Эфиопии, как и политика любой другой страны обусловлена как внутренними, так и внешними факторами. К наиболее важным факторам, определяющим эфиопскую внешнюю политику, можно отнести такие, как геополитическое положение страны, наличие людских и материальных ресурсов и естественная заинтересованность эфиопского народа в развитии, благосостоянии и безопасности, характер политической

1 BearG.W. Hie coming of Italo-Ethiopian war. Cambridge., 1967. системы и личностные качества руководителей страны, отношения центра с окраинными территориями, давление и влияние внешнего мира. Последний фактор сыграл особенно важную роль в определении внешней политики Эфиопии. Подобно многим другим развивающимся странам, Эфиопия всегда была восприимчива, а иногда даже уязвима, по отношению к внешним давлениям и влияниям.

Эфиопские правители стремились к установлению союзнических отношений с европейскими державами в ходе своего противостояния соседним исламским странам и в борьбе с вторжениями мусульман, происходившими с начала XVI в. Вместе с другими факторами такое противостояние порождало стремление Эфиопии к заключению союзов и с великими державами, включая установление связей с США и СССР.

С развитием международных связей Эфиопии постепенно сложилась система внешнеполитических принципов страны. Первым руководящим принципом внешней политики имперской Эфиопии со времен Лиги наций был принцип коллективной безопасности. Император Хайле Селассие был глубоко убежден в необходимости твердой приверженности этому принципу и поддержки таких международных организаций, как Лига наций, а затем ООН.

Несколькими десятилетиями позднее, в 60-х гг., важным руководящим принципам внешней политики Эфиопии, в частности в ее отношениях с соседними странами, придерживавшимися различной политико-идеологической ориентации, стал принцип мирного сосуществования.

Император верил, что все международные споры могут быть решены посредством мирных переговоров, без применения насилия. Таким образом, наряду с энергичными усилиями по укреплению обороноспособности страны, император стремился к миру и мирному разрешению проблем с соседними странами, в частности с Сомали.

После того, как Эфиопия приняла участие в конференции солидарности стран Азии и Африки в Бандунге в 1955г. и встала на позиции афроазиатского сообщества в ООН, еще одним руководящими принципам внешней политики стал принцип неприсоединения, в результате чего страна постепенно начала диверсифицировать свои внешние связи и успешно поддерживать дружественные отношения со странами как западного, так и восточного блоков.

Будучи местом расположения штаб-квартир ОАЕ и Экономической комиссии ООН для Африки (с 1958г.), Эфиопия выдвинулась на центральные роли в африканской политике. Высокий престиж и влияние имперской Эфиопии на международной арене вообще, и на Африканском континенте, в частности, ассоциировались в сознании политиков многих стран с именем императора.

Созыв в Аддис-Абебе в 1963г. африканской встречи в верхах, положившей начало ОАЕ, и последующая ликвидация разделения Африки на касабланкский и монровийский блоки, были в значительной степени результатом усилий тогдашнего правительства Эфиопии. С момента создания ОАЕ оно внесло большой вклад в достижение африканского единства, часто помогая избежать кризиса внутри организации. Как старейший африканский лидер, находившийся у власти в течение почти пяти десятков лет, Хайле Селассие почитался мотором панафриканской политики и был признанным чрезвычайным уполномоченным организации для использования посреднических функций при разрешении различных межгосударственных и внутренних конфликтов.

Руководствуясь вышеупомянутыми принципами и твердо придерживаясь уставов международных организаций, в которых состояла страна, дореволюционная эфиопская дипломатия внесла свой вклад в укрепление мира и международного сотрудничества, занимала активную позицию на Африканском континенте.

Однако сбалансированная, пользующаяся поддержкой в Африке и в мире в целом внешняя политика имперской Эфиопии резко контрастировала с репрессивной абсолютистской внутренней политикой Хайле Селассие, особенно усилившейся к началу 70-х гг. Последнее обстоятельство и привело к революции 1974г.

Внешняя политика продолжала оставаться наиболее важной сферой политической деятельности правительства и послереволюционной Эфиопии. Буквально с первых дней революции новому эфиопскому правительству пришлось вплотную заняться внешнеполитическими проблемами, поставившими под вопрос само его выживание в связи с войной на севере страны и вторжением Сомали в Огаден.

Таким образом, процесс выработки и становления внешнеполитического курса постимперской Эфиопии, конечно, не может рассматриваться изолированно, вне связи с тогдашними реалиями: угрозой внешней агрессии, жесткими внутренними конфликтами и гражданской войной, необходимостью разрешения острых социально-экономических и других внутренних и внешних проблем, которые встали перед страной с первой дней нового режима2.

Внешнеполитические принципы постимперской Эфиопии формировались в ходе революции. Изложению и анализу принципиальных основ и главных направлений внешней политики нового правительства посвящена значительная часть этой работы.

При написании диссертации автором были использованы разнообразные, доступные ему источники, включая архивные и мемуарные материалы; а также советская (российская), амхарская и западная пресса и литература по исследуемой проблеме. Источники можно разделить на следующие группы:

2 Крылова Г. А - Национально-демократическая Революция в свете нового политического мышления (на примере Эфиопии). М., 1988г. СТ. 43. а) российские архивные; в частности документы Архива МИДа СССР/Российской федерации:- Фонд историко-дипломатическое управление; Фонд ОАЕ; Фонд Сотрудничество.1 б) официальные публикации правительства Эфиопии и советского правительства, касающиеся эфиопско-советских отношений и эфиопской внешней политики в целом. в) периодические издания (на амхарском, русском и других языках), в частности, эфиопские издания такие, как Аддис-земен, Эфиопиэн Геральд и др. г) мемуары и дневники (см. список испол. литературы).

Ряд документов и публикаций (в первую очередь - амхарских) вводится автором в научный оборот впервые.

Среди документальных источников наибольший интерес и значимость (по крайней мере - для российских обществоведов), на наш взгляд, представляют документы имперского и революционного правительств и пресса на амхарском языке. Это тексты эфиопских конституций 1931, 1955 и 1987гг., документы, касающиеся официальных визитов Менгисту Хайле Мариама в СССР и его речи и доклады, документы эфиопской революции - декреты, постановления, заявления, государственные планы и программы развития и т.д. Координационного комитета вооруженных сил, полиции и территориальной армии (ККВС), Временного военного правительства (ВВП), Комиссии по организации партии трудящихся Эфиопии (КОПТЭ) и Рабочей партии Эфиопии (РПЭ), Программы Национально-демократической революции и РПЭ и др."

1. Фонд- Историко-дипломатическое управление - Дела 11, 13, 014/2 (1978г.); Депо 1,2(1979г.); Дело 013/2 (1978г.); Дело 8 (1980г.); Дело 042/6 (1979г.);

Фонд - ОАЕ. Дело 189/11,13 (1977г.). Фонд - Сотрудничество. Дело 014(1978/1979г.).

2. Наиболее значительные документы обсуждаются непосредственно в тексте работы.

Во многом эти источники дают представление об определенной преемственности идей революционного движения, о том теоретическом потенциале, который был накоплен в стране к моменту выступления военных в 70-х гг., однако эти идеи были дискредитированы в ходе дальнейшего политического противоборства уже в рядах самих революционеров.

Научная и общественно-политическая литература об Эфиопии (как и в имперский, так и в революционный периоды) весьма обширна. Речь идет как о работах специально посвященных Эфиопии, так и об исследованиях, затрагивающих более широкие проблемы научно-практического значения.

К числу последних следует отнести, в первую очередь, исследования о так называемой социалистической ориентации стран третьего мира.

Группа советских/российских ученных, обобщающая опыт развития национально-демократических революций, опубликовала ряд работ, содержащих оценки современного революционного процесса, а также проблем и особенностей развития стран так называемой социалистической ориентации. Это, прежде всего, работы Брутеца К.Н., Громыко Ан.А., Кацмана В.Я., Крылова В.В., Лучиновы С.Н., Макиева Д.А., Симоновича Ш.А., Симонии H.A., Старушенко Г.Б., Тягуненко В. Л., Ульяновского P.A., Хазанова A.M. и других.1

В этих публикациях наиболее отчетливо выявилось два подхода. Ряд исследователей (Ульяновский P.A. и другие) полагал, что хотя концепция социалистической ориентации и нуждается в совершенствовании, но в целом она себя оправдала и верно отражает закономерности общественных процессов в государствах, заявивших о социалистическом выборе.

1. См. Список использованной литературы.

Большинство же ученых обществоведов- (Александров Ю.Г., Шейнис B.JL, Кива А.В., Крылов В.В., Гаврилов Р.Н. и др.) критически относились к данной концепции, полагали, что при ее обосновании был допущен ряд методологических ошибок, что многие ее положения недостаточно аргументированы, отличаются декларативностью и связаны с игнорированием реальных фактов, а перспективы перехода к социализму стран с низким уровнем социально-экономического развития весьма завышены. Диссертант в целом разделяет взгляды второй группы ученых, хотя и не считает проблему "социалистической ориентации" окончательно решенной.

В работе широко использованы публикации, посвященные различным аспектам социально-экономической и политической истории Эфиопии и внешней политики стран Африки (работы Гальперина Г.Л., Денисова Е.К., Кобищанова Ю.М., Кокиева А.Г., Крыловой Г.А., Райт М.В., Шараева В.И., Цыпкина Г.В., Яблочкова Л.Д., Ягьи B.C., справочник "Современная Эфиопия", подготовленный в Институте Африки РАН и др-)

Автор также использовал работы западных ученых Эрлика Хагги, Хенза Поуля Б., Келлера Э., Кленхэма К., Корна Д., Маклана Дж., Маркакиса Дж., Маркуса Г., Дэвида Матеу, Оттоуэй Д., Холл идей Ф., Хенце П., Шальяна Ж., Паузванга Р., Шермана Р., и др.1 Публикации зарубежных ученых содержат богатый фактический материал, во многих из них используются категории социального анализа, содержатся выводы о неизбежности социальной революции и ее внутренней обусловленности; отмечаются объективные факторы развития Эфиопии, закономерность революции 1974г., являющейся, по мнению большинства

1. См. список использованной литературы. ученых, следствием обострения противоречий, вызванных анахронизмом социально- политических структур феодальной монархии и слабым развитием капитализма, неоднозначность и противоречивость преобразований, В то же время для многих авторов характерно отношение к революционному руководству как антинародному, проявляется тенденциозность в освещении вопросов советско-эфиопского сотрудничества.

Автор специально не останавливается на дискуссиях по проблемам социалистической ориентации, поскольку их результаты достаточно полно отражены в российской научной литературе и публицистике. Однако в тексте работы ему неоднократно (и неизбежно) приходилось обращаться к разным аспектам этой проблемы.

Революционный период в Эфиопии трагически оборвался в 1991г.; будущее страны неопределенно, хотя нынешнее руководство Эфиопии заявляет о своем приверженности принципам рыночной экономики и намерении строить свои отношения с внешним миром в соответствии с этими принципами.

Конечно же, переживаемые последствия "социалистической ориентации" свойственны не только для Эфиопии. Их рассмотрение представляет значительный интерес для понимания тех процессов, которые развертываются ныне на всем постсоциалистическом пространстве. Для российской общественной науки значение изучения внешней политики современной Эфиопии связано так же с и такими обстоятельствами как наличие длительной исторической традиции сотрудничества России и Эфиопии, конфессиональной общности значительной части населения наших стран. В этой связи можно говорить и о перспективе возвращения Эфиопии в сферу национально-государственных интересов России.

Цели и задачи :- целью предпринятого исследования является характеристика и анализ основных направлений, тенденций и особенностей внешнеполитического курса Эфиопии в рассматриваемый период. Конкретно они сводятся к следующему : проанализировать развитие внешней политики и дипломатических отношений страны в дореволюционный период; ❖ показать становление и развитие основополагающих принципов внешней политики революционной Эфиопии; ♦♦♦ рассмотреть этапы формирования нового внешнеполитического курса Эфиопии после революции 1974г., а также проблемы и трудности в осуществлении новых подходов во внешней политике страны.

Хронологические рамки основной части диссертации охватывают период с 1974г. (с момента свержения монархии в Эфиопии) по 1991 г.(время падения режима Менгисту Хайле Мариама).

В диссертации рассматриваются также основные этапы становления и развития дипломатических связей императорской Эфиопии, что позволяет дать более 'объемное' представление о месте этой страны в международной политике в Африке и в мире в целом.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, недостаточной разработанностью этой темы в эфиопской, российской и западной научной литературе, противоречивостью оценок и подходов к ней в целом и к отдельным событиям в истории Эфиопии в рассматриваемый период.

Актуальность темы диссертации состоит в ее связи с наиболее острыми и важными проблемами современной Африки. Исследование внешнеполитических отношений Эфиопии в рассматриваемый период представляет весьма важную научную задачу еще и потому, что оно в известной мере позволяет прогнозировать дальнейший ход внешне- и внутриполитического развития Эфиопии, а также ее участия в политической жизни Африканского Рога и всего континента. 1991г. стал своего рода

13 рубежом во внешне- и внутриполитической жизни этой страны, которая в течение ряда лет считалась одним из "оплотов" социалистической ориентации в Африке и особенно - на Африканском Роге.

Научно-практическое значение работы состоит в возможности ее использования в научной, преподавательской и дипломатической деятельности. Приводимый в работе фактический материал и ее основные положения могут быть полезны сотрудникам министерства иностранных дел Эфиопии, преподавателям и студентам высшей школы, изучающим проблемы внешней политики. Некоторые вопросы, поставленные в диссертации, могут представлять интерес и для ученых, которые не только специально занимаются исследованием эфиопской внешней политики, но и проблемами так называемой социалистической ориентации, изучением политических биографий выдающихся африканских политических деятелей, проблемами войн и конфликтов в Африке.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Внешняя политика Эфиопии, 1974-1991 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, главные сферы внешнеполитической деятельности революционного правительства включали: отношения страны со странами Африки, социалистическими (в то время) и капиталистическими государствами. Эти три основных направления внешней политики Эфиопии была рассмотрены в данной диссертации. Каковы же главные выводы, которые можно сделать на основе проведенного исследования?

Для Эфиопии социалистическая ориентация стала ведущим, императивным фактором ее общественного развития лишь на непродолжительный период.

Давая оценку программным документам эфиопской революции и соотнося их с реалистическим анализом практической деятельности эфиопских властей, следует отметить : успехи нового военного руководства в начальный период революции во многом объяснялись тем, что его политика отражала объективные потребности - прежде всего, уничтожение феодальной системы и проведение аграрной реформы. Кроме того, даже если конечные цели общественного прогресса были поставлены без учета реальных возможностей их достижения, ошибки революционеров и негативные последствия их порочной стратегии еще не были так заметны; но далее они стремительно нарастали и становилось все более очевидным, что поспешные преобразования чреваты социально-экономическим кризисом.

При анализе внешней политики революционной Эфиопии нельзя не учитывать двух одновременных процессов, происходящих в развитии отношений между африканскими государствами. Первый - стремление к единству Африки, объединению сил и действий, всестороннему сотрудничеству в обще континентальных масштабах. Второй процесс -политическая активность в ООН, в движении неприсоединения и других международных организациях. Эфиопия входит в число государств -основателей ООН, ОАЕ и движения неприсоединения. Она активно участвует в принятии различных резолюций, которые затрагивают актуальные международные проблемы, а также межафриканские отношения. В какой-то мере сыграл свою роль и военный режим - Дерга. Военному правительству, видимо, удалось сломать лед недоверия и подозрительности к событиями в Эфиопии и даже установить более тесные чем прежде, связи с несколькими государствами.

Исследование, осуществленное автором данной диссертации, позволило сделать вывод о том, что, а рассматриваемый период не входя целиком в политическую систему социализма, Эфиопия, должна была поддерживать и развивать свои экономические отношения и с капиталистическими государствами. Фактически Эфиопия оставалась составной частью мирового капиталистического хозяйства, а капиталистические государства занимали (и занимают) твердые и широкие позиции в экономике этой страны, как и всех других развивающихся стран мира.

Отношения между Эфиопией и социалистическими государствами первоначально базировались на декларировании идеологии марксизма-ленинизма и укреплении военно-политического влияния Восточного блока в регионах Ближнего Востока, Африканского Рога и в целом Африканского континента. Справедливо будет отметить, что развитие этих связей позволило Эфиопии успешно преодолевать одну из острых проблем - защиту национального суверенитета и целостности страны.

Эфиопия и Россия имели немало точек соприкосновения еще в XVIII -Х1Хвв., когда между ними не существовало никаких негативных непосредственных контактов, они уже действовали на внешнеполитической арене, скорее, как союзники, в частности против своего общего врага -Османской империи. Признаки заинтересованности в восстановлении и расширении отношений между Эфиопией и Советской Россией проявились в

20-30-х гг. XX в. Установленные (21 апреля 1943г.) дипломатические отношения между двумя странами, развиваясь и укрепляясь, переросли в реальное идейно-политическое, экономическое и военное сотрудничество на протяжении революционного периода.184

В политической мысли Эфиопии в рассматриваемый период произошли существенные сдвиги, что связано со внутренними переменами в самом эфиопском обществе. Проблемы сохранения национальной государственности, единства и независимости, общественного развития, которые в течение столетий связывались с укреплением центрального феодального государства и сильной самодержавной властью монарха, не утратили своей прежней значимости, но их решение стало мыслиться совсем в иной плоскости. Перед страной настоятельно встал вопрос об альтернативе многовековой феодальной отсталости.

Решение задачи экономического развития, подъема народного благосостояния, преодоления отсталости в кратчайшие исторические сроки связывались эфиопскими революционерами с выбором социалистического пути развития, созданием народно-демократической республики и современной политической системы, социалистическими преобразованиями в экономике. Многие идеи революции вошли в сознание немалой части масс. Это, прежде всего, представления о социальном равенстве и справедливости, народовластии и политической демократии, участии различных социальных групп и слоев в политической жизни как необходимого условия прогресса общества, социальных функциях государства. И хотя многие из них пока еще скорее являются декларативными, так как конкретно-историческая обстановка и уровень социально-экономического развития предопределяет весьма ограниченные "

184. Badege Fekadu. - RUSSIA - ETHEPIA: A century friendship. (1898-1998). (coll. articles) M., 1998. возможности их реализации, а политическая практика далеко не всегда подтверждает подобные представления, без этих понятий немыслимо развитие демократического процессов и политической культуры не только в Эфиопии, но и в любой африканской стране.

Необходимо подчеркнуть, что влияние идеологии на жизнь общества резко возрастает в период революционных преобразований, что налагает особую ответственность на политических лидеров, поскольку именно они формулируют цели развития - "иллюзорные" или "действительные", достижимые или недостижимые, определяют тот или иной вариант решения социальных и политических проблем, с чем в известной мере связана эффективность из функционирования. Отражают ли они объективные общественные потребности, существуют ли реальные возможности достижения поставленных целей, в какой степени закономерен оптимальный путь общественного развития?

Эфиопская революция начиналась и осуществилась в острой форме; в отличие от большинства других стран Африки, она произошла не в ходе и результате борьбы за завоевание национальной независимости, а "внезапно", как "взрыв", хотя предпосылки для зтого "взрыва" вызревали десятилетиями.

Эфиопская революция приняла поистине народный характер, и в этом также проявилась уникальность Эфиопии среди стран африканского континента. Общественные противоречия в рамках феодального общества достигли высокого уровня развития и социально-политическая поляризация отличалась собой выраженностью. В отличие от других национально-демократических революций эфиопская революция была не только "революцией сверху", но и "революцией снизу". Именно благодаря широкой социальной базе она была принята широкими массами. Она отличалась исключительным динамизмом, буквально в считанные месяцы несколько раз происходило размежевание уже в лагере революции. Все это было следствием остроты противоречий, годами накапливавшихся в эфиопском обществе, которые с такой силой дали о себе знать в ходе революции; бескомпромиссности и беспощадности революционеров не только к идейным противникам, но и к тем, кто, по существу, находился по одну сторону баррикад, соперничества лидеров в экстремальных ситуациях. В этом - одна из трагедий Эфиопии. Нельзя не упомянуть и о той жестокости, которая сопутствовала эфиопской революции и которую можно понять только с учетом остроты многовековых общественных коллизий, копившихся в Эфиопии, национальных и конфессиональных противоречий; сказалось также и отсутствие традиций политической демократии и неразвитость политической культуры как таковой.

В изучении революции в Эфиопии возникает другой и немало важный вопрос о перспективах национально-демократических революций в очень отсталых странах. Ведь возможности той или иной революции связаны не только с субъективными, но и объективными факторами, не только с внутренними, но и внешними предпосылками, и, в конечном итоге, не следует забывать, что уровень формационной зрелости общества играет большую роль.

Многие исследователи критически относились к эфиопской революции и различным заявлениям военного руководства о восприятии идей научного социализма. Дерг, как и множество других движений, в сущности являющихся националистическими, позволил интеллектуальному вакууму в Эфиопии заполниться воинствующими марксистскими лозунгами, дополняя свои конкретные политические и экономические программы социалистической доктриной, оправдывая любые свои действия псевдомарксистской риторикой. В социализме руководители "революции сверху" находили обоснование своих попыток преобразовать Эфиопию в современное государство.

Хотя и нельзя исключить элементов прагматизма в политике военного руководства, но при таком упрощенном подходе многое пока остается "за скобками", в том числе и сам факт обращения к идеям марксизма-ленинизма в отсталой феодальной стране.

Эфиопские политики рассчитывали, что успешное освобождение от всех форм внутреннего и внешнего давления и гнета, борьба за экономическую самостоятельность, завоевание достойного и равноправного места в мировых делах возможны лишь при широкой экономической и технической поддержке социалистических государств. Но, автор считает, что реальное противодействие дискриминационной политике из - вне и осуществление коренных социально-экономических преобразований в стране, совершается лишь при гибкой политической позиции ведущего органа. Между тем, как показано в диссертации, руководство революционной Эфиопии - ВВАС допускало немалые ошибки.

Государство, его политическое руководство может содействовать развитию уже назревших тенденций общественной жизни, но оно не в состоянии по своему желанию создать новые структуры, новые отношения, когда еще не созрели экономические предпосылки, оно не в состоянии волюнтаристический навязать обществу такие формы общественных отношений, которые оно еще не способно воспринимать.

Работа написана, она представлена на Ваш суд, и в рамках традиционного краткого заключения я хотел бы поставить перед собой и, может быть, перед Вами следующие вопросы :а) Было ли вообще возможным осуществление радикальных преобразований в обстановке господствовавших, глубоко укоренившихся в имперской Эфиопии реалий или нет? б) Если "да", то в чем состоит суть ошибок, допущенных новым эфиопским руководством и почему военное правительство, а в нем, несомненно, были способные, честные люди, настоящие патриоты, не смогло

144 осуществить эти преобразования, несмотря на действительную огромную военно-техническую помощь СССР? в) Нужно ли все сводить к "злой" воле Запада, хотя я считаю, что именно западные страны много сделали для того, чтобы свернуть Эфиопию с поступательного пути? г) Может быть, — я говорю "может быть", но это не значит, что я прав -все дело в укоренившихся столетиями имперско-феодальных традициях, внутреннем сепаратизме и авторитарной системе правления, в исконной застойности общинных отношений. Может быть, Эфиопия, как и ряд других африканских государств, в свое время причисленных к так называемым странам социалистической ориентации, была неверно сориентирована теми, кто создал эту концепцию? Может быть, это был лишь эксперимент большой истории, пока еще отдаленного будущего?

 

Список научной литературыБадеге Фекаду Иймер, диссертация по теме "История международных отношений и внешней политики"

1. Архив МИДа СССР /Российской федерации :

2. Фонд историко-дипломатическое управление;

3. Дела-11,13,014/2 (1978г.) Дело- 1,2 (1978/1979г.) Дело-013/2 (1978г.) Дело-8 (1980г.) Дело-042/6 (1979г.) Дело-042/4 (1979г.)12. Фонд ОАЕ ;1. Дело- 189/11,13(1977г.)13. Фонд Сотрудничество ;1. Дело 014(1978/1979г.)

4. Визит Менгисту Хайле Мариама в СССР, 27.10. 10.11.1980г. -Документы и материалы. М., 1980г.

5. Визит Менгисту Хайле Мариам в СССР ,12 16 /10/1985г. Документы и материалы. М., 1985г.

6. Программа Национально-демократической революции Эфиопии. Аддис-Абеба, 1976г. (на амх. языке)

7. Правительство Эфиопии. Десятилетий план развития, 1977 -1986гг. Аддис-Абеба, 1977г. (наамх.яз.)

8. Программа Рабочей партии Эфиопии. Аддис-Абеба, 1984г. (на амх.яз.).

9. Basic Documents of the Ethiopian Revolution. Addis-Ababa, 1977.

10. Proclamation No- 174 to provide for the Establishment of COPWE. Addis-Ababa, 1979.

11. Report of the Provisional Military Administrative Council. Submitted to the Inaugural Session of the National Shengo. Addis-Ababa, 1987.

12. Доклад ознакомительной Миссии палаты представителей США о положении на Африканском Роге. Вашингтон, 1977г.1. Мемуары и Дневники

13. Абиссиния (Эфиопия). Сборник статей. M.JI. Академия наук СССР. М, 1936г.

14. Артамонов JI.K. Через Эфиопию к берегом Белого Нила. М., 1979г.

15. Булатович А.К. С войсками Менелика II., 1971г.

16. Булатович А.К. Третье путешествие по Эфиопии. М., 1987г.

17. Ефрем Архимандрит. Поездка в Абиссинии. М., 1901.

18. Шведов Н.К. Русский красный крест в Абиссинии в 1896г. Спб. 1897г.1.. Литература.

19. Бартницкий А., Мантель-Нечко И. Некоторые вопросы политической истории Эфиопии на рубеже XIX XX вв. История, социология, культура народов Африки. М.,1974г.

20. Бартницкий А., Мантель-Нечко И. История Эфиопии. М.,1976г.

21. Белый дом и черный континент. М.,1984г.

22. Буртенц К.Н. Современные национально-освободительные революции. М., 1974г.

23. Васин ИИ- Политика капиталистических держав в Эфиопии (8о-9о-е гг. XIXb.). M., 1974г.

24. Всесоюзная конференция по эфиопским исследованиям. М.,

25. Всесоюзная конференция Африканстов. Новое мышление и Африка. АН.СССР. М., Институт Африки, 1989г.

26. Гальперин Г.Л. Эфиопия : процесс становления. Мировые экономические и международные отношения. М., 1978г.2. 27.Гальперин Г.Л.- Эфиопия : революция и деревня. М., 1981г.

27. Гальперин Г.Л.-Аграрная революция в Эфиопии. М., 1985г.

28. Горбатов О.М., Черкасский,- Сотрудничество СССР со странами Арабского Востока и Африки. М., 1973г.

29. Горбачев М.С.- Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987г.

30. Громыко Ан. А. Советско-эфиопские отношения. Изучение Эфиопии СССР. М., 1979г.

31. Громыко Ан. А. / отв. ред./.- Современные проблемы и внешняя политика Эфиопии. М., 1982г.

32. Громыко Ан. А- Африка в мировой политике. М., 1985г.

33. Денисов Е,- Эфиопия-шаг в будущее. М., 1984г.

34. Ефимова К.Г.- Проблемы разработки концепции социалистической ориентации и некоторые аспекты ее реализации на современном этапе. М., 1989г.

35. Иванович А.Ю. ОАЕ. М., 1969г.

36. Иванович Ш.В.- Эфиопия шагает в будущее. М., 1984г.

37. Кацман В.Я.- Внешняя политика стран соц. ориентации Африки. М., 1985г.

38. Кистанонова И.Ф.- Печать революционной Эфиопии. М., 1980г.

39. Кокиев А.Г.- Эфиопия строит новую жизнь. М., 1977г.

40. Коровиков В.- Эфиопия-годы революции. М., 1979г.

41. Крылова Г.А.- Национально-демократическая революция в свете нового политического мышления (на примере Эфиопии).

42. Народы Азии и Африки. No.l. М., 1988г.

43. Лобаченко Б.И.- Были эфиопской революции. М., 1987г.

44. Лучинова С.М.- Освободившиеся страны. Классовая сущность и движение силы революционно- демократических преобразований. М., 1987г.

45. Райт М.В.- Советский Союз и борьба народов Эфиопии против итальянской агрессии. Основные проблемы Африки (в кн.). Эфиопия, История и Философия. М., 1973г.

46. Рябчиков Л.Н.- Проблемы разработки концепции соц. ориентации и некоторые аспекты ее реализации на современном этапе. М., 1989г.

47. Современная Эфиопия (справочник). М., 1988г.

48. Хормая И.А.- Итальянская агрессия в Эфиопии и позиция СССР в 1935-1936гг.(в кн.)Россия, СССР и международные конфликты первой половины XX века. М., 1989г.

49. Цыпкин Г.В. -Эфиопия в антиколониальных войнах. М., 1988г.

50. Цыпкин Г.В. и Ягья B.C.- История Эфиопии в новое и новейшее время. М., 1989г.

51. Шараев В.И. -Эфиопия шагает в будущее. М., 1984г.

52. Яблочков Л.Д. -Принципы внешней политики Африканских стран. М., 1974г.

53. Ягья B.C.-Эфиопия в новейшее время. М., 1978г.

54. Ягья B.C. -Неизвестные страницы истории Эфиопии начала XX в. (по неопубликованным письмам дипломата В.А. Чемерзина и его жены), (в кн.) Страны и народы Востока. Вып. XXV. Д.А. Ольдарогге. М., 1987г.

55. Addis Hiwet. Ethiopia: from Autocracy to Revolution. L., 1975.

56. African Kingship in perspective: political and modernization in Monarchical Setting. L., 1977.

57. Africa and Europe : From partition to interdependence or dependence? SesayA.(ed.). L., Crom Helm, 1986.

58. Aleme Eshte. The Sino - Soviet Conflict and the conflict in the Horn of Africa. In. International Conference of Ethiopian Studies. 8-th. Addis-Ababa., 1984.

59. Alemneh Dejene. Peasants, Agrarian Socialism and Rural Development in Ethiopia. Boulder, Colorado, 1987.

60. Alemneh Dejene. Environment, famine and politics in Ethiopia. A view from the village. Boulder, Colorado, 1990.

61. Aliboni R. The Red Sea region: Local actors and supper powers. L., Sydney, Croom Helm, 1985.

62. Aluko 0.(ed.). Africa and the Great powers in 1980-s. Lonham etc. Univ. press of America 1987.

63. Barazade Edward. Fraternal Relation: Ten Years of Soviet -Ethiopian Treaty of Friendship. Soviet Military Review(Moscow), 1988.

64. Babile Tola. To kill a Generation: The Red Terror in Ethiopia. Washington, 1989.

65. Bahru Zewde. A History of Modern Ethiopia, 1855 - 1974. Athens: Ohio Univ. press, 1991.

66. Bender, M. Lionel.(ed.).-Peoples and cultures of Ethio-Sudan Borderlands. East Lansing: African Studies center, Michigan, 1981.

67. Claphman Christopher S. Transformation and Continuity in Revolutionary Ethiopia. Cambridge Univ. press, 1988.

68. Clark John. Resettlement and Rehabilitation: Ethiopia's campaign against Famine. L., 1986.

69. Clay Jason W. and Bonnie K. Holcomb. Politics and the Ethiopian Famine, 1984- 1985. Cambridge, 1986.

70. Cliff L. and Basil D. The long struggle of Eritrea for Independence and constructive peace. Trenton: Red Sea press, 1988.

71. Cohen John M. Integrated Rural Development: The Ethiopian

72. Dawit Wolde Giorgiss. Red Tears: War, famine and Revolution in Ethiopia. Trenton, 1989.

73. Dessalegn Rahmato. Agrarian Reform in Ethiopia. Trenton: Red Sea press, 1985.

74. Erlich Haggai. Ethiopia and the challenge of Independence. Boulder, Colorado: Rienner, 1986.

75. Ethiopian Revolution Information center. Ethiopia in Revolution. Addis-Ababa, 1977.

76. Ethiopian Revolution Information center. The Ethiopian Revolution and the problem in Eritrea. Addis-Ababa, 1977.

77. Ethiopia: The politics of Famine. N.Y., Freedom, 1990.

78. Fage J.D. and Roland O. (ed.). The Cambridge History of Africa. Cambridge, Univ. press, 1986.

79. Farer Tom J. War clouds on the Horn of Africa: The Windenig storm. N.Y.,1979.

80. Gaim Kibreab. Refugees and Development in Africa: The case of Eritrea. Trenton, Red Sea press, 1987.

81. Garhoff Raymond L. Detente and Confrontation. Washington: Brookings Institution,1985.

82. Glover Michael. An Improvised war : The Abyssinian campaigns of 1840 - 1941. L., 1987.

83. Gorman Robert. Conflict in the Horn of Africa. N.Y. Preager, 1981.

84. Great Britain. Ministry of Information. The Abyssinian campaigns. L.,1942.

85. Grilz Almerigo. Jane's Defense weekly. L., 1987.

86. Haile Selassie I. My Life and Ethiopia's progress, 1892 - 1937. Oxford, Univ. press, 1976.

87. Halliday Fred and Maxine Molyneux.-The Ethiopian Revolution. L., 1981.

88. Hance William A. -Geography of Modern Africa. N.Y.,1975.

89. Harbeson John W. The Ethiopian Transformation.: The Quest for the post-Imperial State. Boulder, Colorado: Westview pess, 1988.

90. Harris Myles F. Breakfast in Hell. N.Y.,1987.

91. Henze Paul B. Russians and the Horn: opportunism and the Longview. California, 1983.

92. Henze Paul B. Communist Ethiopia: Is it succeeding? Santa Monica, California: Rand, 1985.

93. Henze Paul B. The Ethiopian Revolution: Mythology and History. Santa Monica, California: Rand, 1988.

94. Henze Paul B. Eritrea: The Dilemmas of Marxism. Philadelphia: Foreign policy Research Institute, 1989.

95. Henze Paul B. Ethiopia: Crises of Marxist Economy. Santa Monica, California: Rand, 1989.

96. Henze Paul B. Ethiopia in 1990: The Revolution unraveling. Santa Monica, California: Rand, 1991.

97. Hess Robert L. (ed.). Proceedings of the Fifth International Conference on Ethiopian Studies. Chicago, 1979.

98. Jansson Kurt. The Ethiopian Famine. L., Zed Books, 1987.