автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Военная песня в духовной жизни российского общества

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Колесникова, Надежда Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Военная песня в духовной жизни российского общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Колесникова, Надежда Александровна

Введение.

Глава I, Теоретические основы исследования военной песни в контексте духовной жизни общества.

§ 1. Духовные основы современного общества.

§2. Военная песня как специфический вид музыкально-поэтического творчества и социально - политическое явление (подходы к изучению).

Глава II. Военная песня в дореволюционной России.

§ 1. Старорусская военная песня (X - ХУЛ вв).

§2. Военная песня в период Российской империи и существования регулярной армии (ХУШ в. - 1917 г.).

§3. Военная песня в контексте исторически сложившихся жанров.

Глава Ш. Военно - песенная культура в послереволюционной

России.

§1. Военная песня в период Гражданской войны и первых десятилетий советской власти (1917-1941г.г.).

§2. Военная песня в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945г.г.).Ю

§3. Военная песня в жизни страны в послевоенный период (1945 г - н.п.).

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Колесникова, Надежда Александровна

Актуальность исследования. Современное состояние социальной жизни с точки зрения стратегической перспективы нельзя не оценить как кризисное. И ядром системы воспроизводства этого состояния является, как показывает социология духовной жизни, не экономика, не политика, а духовная жизнь или кризис духовной жизни.

К объяснению причин этого кризиса, к его описанию можно подойти по - разному. Можно использовать подход, при котором увидим следующее: в естественных экосистемах три вида обмена - веществом, энергией, информацией - почти неразрывны, а в социоприродных - гораздо более обособлены друг от друга. Информационный обмен осуществляется в w сердцевине социокультурного процесса - в духовной жизни. Результатом нарушения как вещественного, энергетического, так и информационного обмена становится засорение. Засорение веществом ведет к нарушению материального баланса между основными подсистемами социоприродной экосистемы, а засорение информационное - в каналах информационного обмена между основными элементами экосистемы - между природой и «второй природой», а также к нарушению сбалансированности духовной жизни. Все труднее становится отделить главное от второстепенного, нарушается иерархическая вертикальная выстроенность информации - в духовной культуре общества в целом и каждой личности в отдельности. В результате духовная сфера превращается из сферы смыслов в сферу шумов, где смысл - это сущность понятой, освоенной, включенной в мировоззрение информации, а шум - это непонятная, нерасшифрованная информация.

Шумы мешают воспринимать и отражать мир, дезориентируют человека и общество в целом. Преодоление этого кризиса засорения связано, прежде I всего, с духовным оздоровлением общества, с переходом к новому качеству обменных процессов в социальной системе. И в этом смысле сохранение и изучение военной песни может сыграть большую роль. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Именно в рамках этого жанра происходит наиболее глубокое осмысление проблем жизни и смерти, дружбы и предательства, победы и потери, любви и ненависти.

Военная песня всегда была явлением, консолидирующим, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо масштабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Следовательно, изучение военной песни является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями.

Степень научной разработанности темы. Военная песня -безусловное достояние каждой нации. В настоящее время именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении. Проблема военной песни издавна привлекала внимание многих исследователей. Ее изучали музыканты

- теоретики, фольклористы, историки, филологи. Вопросы непосредственно связанные с военной песней йаиболее разработаны в трудах таких музыкантов

- исследователей, как Бирюков Ю.Е., Гречина О.Н., Гудошников Л.И., Дрейден С.Д., Друскин М.С., Житомирский Д.В., Крупянская В.Ю., Минц

С.И., Целиковский В.В.1 Их исследования посвящены определенным историческим периодам, в контексте которых рассматривается военная песня. В основном названные авторы изучали песни, связанные с какой - либо одной войной. Эти работы содержат богатый фактический материал по проблемам военной песни, но они не поднимаются на уровень обобщения или выхода за рамки чисто музыковедческого анализа.

Поскольку военная песня как особый жанр неотделима от исторических событий, постольку в поле нашего внимания оказались труды, посвященные исторической песне. В первую очередь - это сборники исторических песен. Среди наиболее значимых можно отметить сборники, составленные Игнатовым В.И., Алексеевой О.Б., Долматовским JI.B., Емельяновым Л.И., Криничной П.А., Миллером В.Ф., Путиловым Б.Н. Представленные в названных сборниках песенные тексты, охватывают период с XIII века до наших дней. В комментариях к сборникам и к отдельным песенным образцам прослеживается история России через военную песню, анализируются в основном литературные тексты и не уделяется внимания музыкальной стороне песен.

Достаточно значимый материал для настоящего исследования заключен в трудах фольклористов, которые собрали и систематизировали военно -песенный фольклор. В этой связи мы обращались к трудам В. Абрашкиной, М.Ю. Абросимова, А.И. Кузьмина, B.C. Сидельникова, В.И. Чичерова и других.3 Работы названых авторов посвящены исследованию таких песенных

1 Бирюков Ю.Е. В одно моленье души русские сольем //Родина, №9,1993; Бирюков Ю.Е. Слава коннице лихой.// Советский воин, N21, 1979; Гречина О.Н. Партизанские песни гражданской войны.//Вест.Лен. Ун-та, N 1 1, 1952; Гудошников Л.И. Язык и стиль песен Великой Отечественной войны. - Воронеж, 1959;Друскин М.С. Революционные песни 1905 года,- Л,1936; Круявнская В.Ю. Минц С.И. Материалы по истории песен Великой Отечественной войны. -М., 1953.

2 Миллер В.Ф. Исторические песни русского народа XVI - XVII вв.- Пг, 1915; Исторические песни ХП века. /Из подгот. О.Б.Алексеева [Вступ. Ст. Б.М. Добровольского^.- М. - Л.,1966; Исторические песни ХШ - XVI веков. /Из подгот. Б.Н. Путилов, Б.Н. Добровольский. -М. - Л., 1960; Исторические песни XIX века. /Изд. подгот. Л.: Долмановский, О.Б.Алексеева, Э.С. Литвин. [Вслуп. Ст. Э.С. Литвин, с.6 - 26]. - Л., 1973.

3 Абрашкина В. Фольклор гражданской войны /Советский фольклор. - Л., 1939;Абросимов М.Ю. Фронтовая поэзия в годы гражданской войны. - М., 1938; Кузьмин А.И. Военная героика в русском народно - поэтическом жанров, как частушка, народная песня, старинная былинная песня, старинная солдатская песня, рекрутская песня и другим фольклорным жанрам. Наиболее значимым для нас являлся тот факт, что в названных работах имеется анализ не только поэтических текстов, но и затрагиваются музыкальные особенности песен.

Изучая военную песню, в первую очередь как музыкальный жанр, мы не могли не коснуться работ, посвященных общемузыковедческим проблемам, в которых раскрываются вопросы музыкальных стилей и жанров, объясняется природа воздействия музыкального искусства на человека, анализируется музыкальная сторона произведений. Эту группу работ составили труды таких известных теоретиков, как М.Г. Арановский, Р. Арнхейм, Б.В. Асафьев, И. Бачинская, Б.И. Гаспаров, Н.П. Корыхалова, Т.А. Курышева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, С.С. Скребков, А.Н. Сохор, В.Н. Холопова и другие.4

В связи с тем, что военную песню мы рассматривали в контексте духовной жизни общества, возникла необходимость обращения к трудам, философов и культурологов раскрывающим проблемы духовной жизни общества. Работы Калашникова В.А., Козловой О.А. и других5 в той или иной степени касаются этой проблемы.

Безусловно, изучение военной песни практически невозможно без опоры на музыкально - нотный и поэтический материал. Поэтому в поле нашего зрения оказались нотные сборники, как популярные, так и редко издаваемые. творчестве. - М.,1987;Сидельников B.C. Красноармейский фольклор //Литературный критик, 1937, № 2; Чичеров В.И. Материалы к истории советского фольклора// Советская этнография, 1949. №4.

4 Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке //Музыкальный современник: Сб. Статей. Вып. 6. - М., 1987; Асафьев Б.В. О русской песенности / Избр. Статьи Вып. II. М., 1952; Асафьев Б.В. Советская музыка и музыкальная культура // Советская музыка, 1946. №5; Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. - Л.,1979; Медушевский В В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - M.,1976j Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М ,1982; Сохор А Н Музыка как вид искусства. - М., 1970.

5 Калашников В.А. Духовная сфера жизни общества /Философия. - М.,1997; Козлова О Н. Социология духовной жизни: концептуальные основания/ /Социально - гуманитарные знания, №1 -3, 2001. г Кроме того, источником материала, освещающего проблемы военной песни, ее восприятие слушателями, бойцами, исполнителями служат страницы периодической печати разных лет, которые дают возможность сделать срез общественного мнения, определить и объяснить взгляды теперь уже ушедших поколений, их отношение к описываемым событиям и к их отражению в песне.

Исследуя роль военной песни в духовной жизни российского общества, мы обращались к трудам и высказываниям известных и авторитетных политических деятелей, деятелей искусства и культуры, среди которых можно назвать А.В. Луначарского, И.О. Дунаевского, JI.O. Утесова, Р.И. Рождественского и других.6

И, наконец, огромное значение для настоящего исследования имели личные архивы Ю.Е. Бирюкова,7 к сожалению пока научно не систематизированные, содержащие письма радиослушателей, записи выступлений на радио, лекции, прочитанные в Военно-Политической Академии им. Ленина, копии материалов из архивов (ЦГАЛИ), воспоминания фронтовиков и известных деятелей искусства и культуры.

Объектом исследования является военная песня как культурологический феномен.

Предмет исследования - значение и роль военной песни в духовной жизни общества.

6 Луначарский А.В. В мире музыки. Статьи и речи. - М.,1971; Луначарский А.В. Восславьте Октябрь //Музыка и революция, 1926 № 11; Дунаевский И.О. Выступления. Статьи. Письма. Воспоминания. - М., 1961; Рождественский Р.И. Разговор пойдет о песне. - М.,1976; Утесов Л.О. Желанные гости бойцов //Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. С.Красилыциков. - М., 1985.

7 Ю.Е.Бирюков - полковник в отставке, преподаватель Военно-Политической Академии им. Ленина, композитор и музыковед, автор и ведущий телевизионного цикла «Песня далекая и близкая»(1971-1991г.г.), радийного цикла «Россия в песне», автор и составитель книг и сборников военных песен.

Цель работы - исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в различные исторические периоды. Для достижения цели предлагается решить следующие задачи: определить теоретические основы исследования военной песни в контексте духовной жизни общества; рассмотреть духовные основы современного общества; проанализировать военную песню как специфический вид музыкально - поэтического творчества и социально - политическое явление; проследить становление и развитие военной песни от зарождения до Великой Октябрьской революции 1917 года;

- установить место военной песни в контексте исторически сложившихся жанров; определить особенности и значение военно - песенной культуры в послереволюционной России по настоящий период; провести систематизацию военной песни; выявить особенности воздействия военной песни на личность; выявить основные функции военной песни. Теоретической и методологической основой диссертации являются к. работы исследователей духовной культуры, а также искусствоведов и фольклористов, посвященные исследованию проблем военной песни. В качестве методов исследования использовались: исторический метод, предполагающий исследование возникновения, формирования и развития военной песни в хронологической последовательности, в результате чего получены дополнительные знания об изучаемом объекте в процессе его развития; анализ литературных источников, в том числе периодической печати; анализ первоисточников: литературных и музыкальных текстов военных песен; беседы и интервью с участниками Великой Отечественной войны; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.

Научная новизна исследования состоит в определении теоретических основ исследования военной песни в духовной жизни общества; проанализирована военная песня как специфический вид музыкально -поэтического творчества и социально - политическое явление; исследованы пути становления и развития военной песни от зарождения до конца XX века; произведена систематизация военной песни и представлена ее жанровая классификация; выявлены основные функции военной песни и особенности ее воздействия на личность; дано культурологическое определение понятия «военная песня», которое в определенной степени отличается от искусствоведческого.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы и наблюдения, приведенный в ней историко - культурный материал, могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы военно - песенной культуры.

Анализируемый в диссертации материал, ее методология, положения и выводы могут найти применение в общих и специальных курсах лекций по истории культуры, культурологии, истории музыки, истории искусства.

Кроме того, материал, изложенный в диссертации может стать основой для выработки программ оздоровления национальной духовности на различных уровнях - от рядового культпросветучреждения, общеобразовательной школы, до федерального уровня.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях, звучали в докладах на заседании кафедры общественных наук и в выступлениях перед работниками культуры.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, а также приложений, содержащих репертуарные списки песен военных лет, копии оригинальных листовок с песнями военных лет.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Военная песня в духовной жизни российского общества"

Заключение

Рассмотрев становление и развитие военной песни в духовной жизни российского общества, можно сделать следующие выводы, ч Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, срез» духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско - мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру.

Военную песню в настоящем исследовании мы рассмотрели в соотнесенности с духовной жизнью общества, и вполне можно сделать вывод, что это явление нельзя рассматривать только как явление художественной v культуры, поскольку военная песня напрямую связана и с политической и с нравственной составляющими духовной жизни общества.

Таким образом, в рамках данного исследования в понятие «военная песня» мы включаем музыкальные произведения, написанные в песенном жанре, отражающие события личной или общественной жизни на фоне военных событий или имевшие распространение во время военных событий и оказавшие влияние на духовную жизнь, как армии, так и гражданского населения.

При исследовании проблем военной песни, выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, в исследовании приведена классификация военной песни.

В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением основных особенностей воздействия военной песни на личность, а через нее и на духовную жизнь общества. Основными особенностями воздействия военной песни на личность, на наш взгляд, заключаются в следующем:

-создание ощущения эмоционального подъема;

-объединяющая сила; -обучающая роль;

-влияние на направленность личности; -передача атмосферы времени.

Перечисленными особенностями воздействия и возможностями песенного творчества определяется его роль и значение в духовной жизни общества или, говоря иначе, социально - эстетические функции военной песни. Для настоящего исследования наиболее значимыми представляются следующие функции военной песни:

- прикладная;

- познавательная и коммуникативная; ^ - воспитательная.

Военная песня как специфический вид музыкально - поэтического творчества родилась вместе с зарождением древнерусского государства. Вся история военной песни неотделима от истории развития государства, от его идеологии, от его морального духа. Состояние военной песни во многом определяется политической сферой государства, и в первую очередь теми войнами, в которых так или иначе участвовало государство.

Военная песня во многом определяется таким социальным институтом, как армия. Именно в армии она зародилась и именно для нее, она имеет наибольшее значение. Но, вместе с тем, было бы неверно ограничивать влияние военной песни только на армейскую часть нашего общества. Оно, безусловно, значительно шире. Масштабы влияния военной песни на духовную жизнь российского общества в разные периоды истории было различным и зависело от популярности в народе тех событий, которые послужили поводом для создания военной песни.

В древнерусском государстве военная песня - это в основном песни, исполняемые в дружине перед боем. В первую очередь здесь надо отметить песни, рассказывающие о тех или иных военных событиях. Нельзя не сказать, что военная песня древнерусского государства не только повествовала о событиях, но и формировала общественное мнение по их поводу. Какие бы войны не вела Россия, в том числе и захватнические, в песнях никогда не осуждались действия государей, наоборот, их действия всячески поощрялись и преподносились с самой выгодной стороны, что способствовало укреплению российской государственности.

Примечательно, что в военных песнях периода становления древнерусского государства, военные действия напрямую связываются с именами государей, которые практически всегда предстают героями отечества, строгими, но справедливыми полководцами.

В последующие периоды роль военной песни в духовной жизни общества несколько изменяется. Несмотря на то, что песня по прежнему в основном отражает военные события, в ней постепенно начинают появляться критические нотки. То осуждаются действия полководцев, то сетуется на тяжелое солдатское житье, на несправедливость солдатской жизни. Но, вместе с тем, все сюжеты, которые касаются политики ведения войн, в большей степени оправдывают действия государства. Песня постепенно начинает исполнять не только функции рассказчика о событиях, не только констатирует факты, но и выступает как бы своеобразным судьей, который не зависим от политической цензуры, от официального мнения, который выражает мысли и чувства простого русского солдата.

Большой всплеск военной песни можно наблюдать в начале двадцатого века. Смена общественного строя повлекла за собой и необходимость создания новых военных песен, способных выразить идеологию нового государства. Это сложный период не только в истории нашего государства, но и не менее сложный в контексте развития военной песни. Многие старые дореволюционные патриотические военные песни были попросту уничтожены. Им присвоены новые тексты, не всегда художественно полноценные. Но, вместе с тем, звучание новых песен на старые, известные и любимые в народе и в армии военные песни с новыми революционными текстами как нельзя более соответствовали настроению народных масс. Они оказались способны консолидировать народные массы, объединить их на борьбу за построение светлого будущего. Именно военная песня этого периода сыграла роль идейного стержня, вокруг которого сплотилась народная масса.

Огромный пласт военно - песенной культуры связан с периодом Великой Отечественной войны. Большое разнообразие жанров, тем и образов дала военная песня этого периода. Появившиеся в начале войны песни -призывы и песни - мобилизации, вскоре сменились лирическими военными песнями, позволившими высказать самые сокровенные чувства и самые заветные мысли. Эти песни призваны были не столько призвать бойцов к * победе, сколько показать, что они могут потерять в случае проигрыша, чего лишиться. Необходимо было напомнить то, во имя чего надо сражаться. И здесь, наряду с такой всеобъемлющей категорией, как Родина, появляются не совсем свойственные войне категории любви, возлюбленной, семейного счастья, родного дома, то есть те составные части, из которых и складывается большое понятие Родины.

Великая Отечественная война надолго оставила след в сознании нашего народа. Эта тема, пожалуй, до сих пор волнует музыкантов и поэтов. Масса песен, сложенных о Великой Отечественной войне уже после ее окончания, сыграли заметную роль в жизни нашего общества. Одни из них осмысляют итоги войны, оценивают и сопоставляют понесенные жертвы и как бы измеряют цену победы. Другие попросту дают простую человеческую возможность выплакаться о потерях. Третьи вспоминают о подвигах и героях. Но все вместе они не дают забыть, что человек рожден для счастья и мира, а война - это великое бедствие, которое необходимо предотвратить.

Современная военная песня - явление, еще не до конца оформившееся. Надо сказать, что современные локальные войны - это войны, не популярные в народе. В обычной жизни политика ведения этих войн не поддерживается народом, частично, не разделяется она и в армии. Но, тем не менее, эти войны касаются определенной части нашего населения. Поскольку часть этих войн ведется на территории России, и мирное население только в отдельных районах имеет непосредственную причастность к боевым действиям, постольку и песни, рожденные этими войнами, имеют в первую очередь значение для тех солдат, которые непосредственно связаны с ведением войны. Эти песни не стали всенародно любимыми и исполняемыми. Да и в жанровом отношении - это в основном так называемая «авторская песня», то есть песня, исполняемая, как правило, в походных условиях под гитарный аккомпанемент. В основном - это песни - раздумья, песни - воспоминания.

Среди песен последних локальных войн пока не появилось определяющей, стержневой песни, такой, как скажем, «Священная война». Безусловно, это связано и с масштабом войн, но нельзя сбрасывть со счетов и иной боевой настрой современных воинов. Сегодня еще трудно определить роль современной военной песни в духовной жизни российского общества. Эту песню Россия просто не знает и не поет. Но роль этой песни в армии, особенно в тех частях, которые ведут боевые действия, перекликается с традиционной ролью любой военной песни.

Таким образом, военная песня возникала тогда, когда люди испытывали самые обостренные чувства, попадали в самые экстремальные ситуации, в ситуации опасности. Эти песни возникали тогда, когда требовалась мобилизация всех физических и нравственных сил, когда проявлялась вся суть человека. И поэтому именно военная песня имеет огромный потенциал влияния на духовную жизнь общества, как никакой другой песенный жанр.

 

Список научной литературыКолесникова, Надежда Александровна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абрамкин В. Фронтовая поэзия в годы гражданской войны.- М., 1938.-С. 162.

2. Абрашкина В. Фольклор гражданской войны /Советский фольклор.-Л., 1939. С.200.

3. Абросимов М.Ю. Фронтовая поэзия в годы гражданской войны.-М.Д938.-С. 216.

4. Авторская песня. М.,1997. - С. 135.

5. Андреев Ю.А. Наша авторская. История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М., 1991. - С.38.

6. Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке //Музыкальный современник: Сб. Статей. Вып. 6. М., 1987.-С.5-44.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. С.392.

8. Асафьев Б.В. М.И. Глинка. 1804 1857. Анализ творчества. - 2-е изд. М., 1952.- С.321.

9. Асафьев Б.В. О русской песенности / Избр. Статьи Вып. П, М., 1952. -С. 58-61.

10. Асафьев Б.В. Советская музыка и музыкальная культура / Советская музыка, 1946 .№5. С 35 - 39.

11. Афанасьев И.Ф. Дом солдатской славы. 3-е доп. изд.- М., 1970.1. С. 143.

12. Афанасьев И.Ф. Фронт без тыла: Записки партизанского командира / Лит. обраб. А.Н. Афанасьева. Л., 1983. - С.300.

13. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия: Учеб. пос. для муз. училищ. -4-е изд. М.,1974. -С.ЗОv 14. Березко Г. Сильнее атома. М., 1970. С.285.

14. Бирюков Ю.Е. В одно моленье души русские сольем //Родина №9,1993.-С.60.

15. Бирюков Ю.Е. Всегда на страже. М., 1988. - С.288.

16. Бирюков Ю.Е. Место и роль песни в героико-патриотическом воспитании советских воинов. / Лекция. М.,1981. - С.48.

17. Бирюков Ю.Е. Песня далекая и близкая. М.,1987. - С.96.

18. Бирюков Ю.Е. Слава коннице лихой.- // Советский воин, №21,1979. С.26.

19. Бирюков Ю.Е. Рожденные революцией. М., 1987. - С. 177.21. «В атаку». Газета Четвертого Украинского Фронта от 22 января1944г.

20. Вагант. Научно-популярный журнал. №1-3, 1997.

21. Васинский А. Человек от нуля до бесконечности. М., 1973. С. 72.

22. Вспомним дни походного привала: Фольклор периода Великой Отечественной войны /Запись, обработка, составление текстов, предисл., коммент. А.Г. Борисова. Саранск, 1990. -С. 221.

23. Высоцкий B.C. Где твой черный пистолет или побег на рывок. -М., 1996. С.76.

24. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики // Вопросы психологии. 1980, №1.- С. 94-99.

25. Гаккель Л. Думая о Чайковском, мы думаем о себе //Гаккель Л. Я не боюсь, я музыкант.- СПб., 1993. С.82.

26. Гаспаров Б.И. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка //Труды по знаковым системам. /Гос. Тартуский ун-т. -Тарту: 1969. Вып.4. - С.174 - 203. ч 29. Гольденштейн М. Музыка в жизни Владимира Ильича Ленина. - Л.,1959.-С. 142.

27. Гречина О.Н. Партизанские песни гражданской войны.//Вест. Лен. Ун-та, №11,1952.

28. Гудошников Л.И. Язык и стиль песен Великой Отечественной войны. Воронеж, 1959. - С.274.

29. Гульянц Е. Из истории Древней Руси. Написанная история./Сб.Музыкальный калейдоскоп. -М., 1977. С.77-78.v. 33. Демченко А.И. Летопись гнева и борьбы: К 75-летию русскойреволюции. //Сов.музыка, 1980, №12. С.58-63.

30. Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. М., 1973. -С. 286.

31. Дрейден С.Д. Музыка революции.- 2-е изд.,переработ, и доп. -М.,1970. -С.608.

32. Дрейден С.Д. «Солнце всходит и заходит»: из истории песни.: К 100-летию со дня рождения А.М.Горького.//Музыкальная жизнь, 1968,№6. -С.3-5.

33. Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной /Автор - сост. А.Е. Луковников. - М., 1975. - С. 193.

34. Друскин И.О. Интернациональные традиции в русской революционной песне. В кн.: Друскин М. Исследования. Воспоминания.- Л.; М., 1977. - С.76-96.

35. Друскин М.С. Революционные песни 1905 года. Л., 1936. - С.72.

36. Друскин М.С. Русская революционная песня. Л.,1959. - С69.

37. Друскин М.С. Студенческая песня в России 1840-60-х годов./ Друскин М. История и современность: Статьи о музыке. Л., 1960. - С. 163183.

38. Дунаевский И.О. Выступления. Статьи. Письма. Воспоминания. М., 1961.-С. 190.

39. Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. М., 1978. - С.274.

40. Житомирский Д.В. Из прошлого русской революционной песни: Очерки. М.,1963. - С.70.

41. И поет мне в землянке гармонь /Сост. Б.П. Кирдан. М., 1995. С.288.

42. Иванов П. Толки народа об урожае, войне и чуме. /Этнографическое обозрение, №3,1901. С. 134.

43. Ивашкин А.В. Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994. - С. 293.

44. Игнатов В.И. Русские исторические песни. Хрестоматия. М., 1970. -С.225.

45. Информационный сборник Оргкомитета ССК СССР. № 7-8, 1944.

46. Искусство агитатор.//Литература и искусство, 18 июля 1942.

47. Исторические песни XII века. /Изд. подгот. О.Б.Алексеева Вступ. Ст. Б.М. Добровольского.- М. Л., 1966. - С.385.

48. Исторические песни XIII XVI веков. /Изд. подгот. Б.Н. Путилов, Б.Н. Добровольский.- М. - Л., 1960. - С.696.

49. Исторические песни XIX века. /Изд. подгот. Л.В. Долмановский, О.Б.Алексеева, Э.С. Литвин. Вступ. Ст. Э.С. Литвин, с.6 26. - Л., 1973. -С.284.

50. Исторические песни XVII века. /Изд. подгот.О.Б.Алексеева, Б.М.Добровольский, Л.И.Емельянов, Б.Н.Путилов и др., М.- Л., 1966. - С.385.

51. Исторические песни XVIII века: Тексты. / Изд. подгот. О.Б.Алексеева, Л.И.Емельянов; Отв. ред. А.Д.Соймонов. Л., 1971. - С.356.

52. Исторические песни. М., 2001. С.526.

53. Калашников В.А. Духовная сфера жизни общества /Философия.- М., С. 170-175.5 8. Канн Новикова Б.И. Вы жертвою пали в борьбе роковой: Рассказы о песнях.-М, 1968.-С. 107.

54. Корнеев А. Молодые партизаны Смоленщины. Смоленск, 1946.1. С. 172.

55. Козлова О.Н. Социология духовной жизни: концептуальные основания //Социально гуманитарные знания, №1 - 3, 2001.

56. Колесникова Н.А. Военная песня в духовной жизни современного российского общества: подходы к изучению./Актуальные проблемы культурологии. Вып.З М.:2002.- С. 23 - 31.

57. Колесникова Н.А. Отечественная военная песня дореволюционного периода.// Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 4. Новосибирск, 2002. - С. 42 - 53.

58. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л., 1979. С.208.

59. Корыхалова Н.П. Музыкально исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. - СПб., 2000. - С.272.

60. Колосова H.JL, Добровольский Б.М. Песня душа народа. - JI, 1959. -С. 120.

61. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры. -В 2-х кн. -М., 2001.-С.220.

62. Крайнюков К.В. От Днепра до Вислы. М., 1971. - С.20 - 21.

63. Кривощеков А.И. Легенды о войне.// Исторический вестник. №10,1915.

64. Криничная П.А. Народные исторические песни начала XVII века. -Л., 1974.-С. 183.

65. Крупянская В.Ю. Минц С.И. Материалы по истории песен Великой Отечественной войны. М., 1953. - С. 274.

66. Кузьмин А.И. Военная героика в русском народно поээтическом творчестве. - М., 1987. - С.95.

67. Кулаковский Л.В. Песнь о полку Игореве: Опыт воссоздания модели древнего мелоса. М., 1977. - С. 175.

68. Куликов Б. "Ой, да вспомним, братцы!" //Молодая гвардия, 1969, №1. С.258-264.

69. Курышева Т.А. О рож музыки в синтезе искусств //Советская музыка. 1980, № 8. С. 47 - 51.

70. Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны. М., 1979. - С. 215.

71. Лебедев П.В. Песни в боях за Украину. Киев, 1984.- С. 132.

72. Лебедев П.В. Песни в боях за Черноморье и Крым. Киев, 1988.1. С. 175.

73. Лебедев П.В. Песни, рожденные в огне. Волгоград, 1983. - С. 143.

74. Лебедев П.В. Песни боевых походов. Солдатское песенное творчество Великой Отечественной войны. Саратов, 1986. - С. 398.

75. Лебедев П.В. Песни и частушки брянских партизан. Брянск, 1963.1. С.31.

76. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. -СПб., 1999.-С. 190.

77. Луначарский А.В. В мире музыки. Статьи и речи. М., 1971. - С.368.

78. Луначарский А.В. Восславьте Октябрь //Музыка и революция, 1926, №11. -С. 3-7.

79. Мазель Л.А. Эстетика и анализ / Л.А. Мазель Статьи по анализу музыки. М., 1982. - С. 3 - 54.

80. Марков М. Теория искусства: функциональный подход. /Восприятие музыки: Сб. статей /Ред. сост. В.Н. Максимов. - М., 1980. - С. 28 - 37.

81. Мастера советской эстрады. Вып. 1. М., 1986. - С.24.

82. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки //Восприятие музыки: Сб. статей / Ред. сост. В.Н. Максимов. - М., 1980. - С. 178 - 194.

83. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» //Восприятие музыки: Сб. статей / Ред. сост. В.Н. Максимов. - М., 1980. - С. 141-155.

84. Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: сущность. Аспекты анализа / Сб. ст. Киев, 1988. - С. 5 - 18.

85. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - С.254.

86. Меркель Бутом С.И., Каменецкая О.И. Движение и музыка. - JL, 1933.-С.52.

87. Миллер В.Ф. Исторические песни русского народа XVI ХУП вв. -Пг, 1915.-С.793.

88. Минералов Ю. Так говорила держава. М., 1995. - С.204.

89. Надырова Д.С. Совершенствование методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Автореф. канд. пед. наук.- М., 1987. С. 16.

90. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988. - С.254.

91. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. -С.319.

92. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М., 1965. - С.95.

93. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.-С.324.

94. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека //Психологический журнал, № 6, 1984. С. 79 -85.

95. О боях пожарищах. Фронтовой фольклор и малоизвестные песенные тексты из армейской многотиражной газеты / Авт. - сост. П. Лебедев. - Краснодар, 1983. - С.27.

96. Очертовская Н.Л. Об отражении действительности в музыке. Л., 1979.-С.71.

97. Павлова Г. 1812 год в народной песне: К 150-летию Бородинского сражения.// Муз. жизнь, 1962, №17. С.7-8.

98. Пожидаев Г.А. Краснознаменный ансамбль: путь песни и славы. -М., 1988.-С.243.

99. Поляновский Г. А .В.Александров. М.- Л., 1975. - С.81-82.

100. Попова Т.В. Основы русской народной музыки: Учеб. Пособие для муз. училищ. М., 1997. - С.224.

101. Потебня А. А. Объяснения малорусских и сродных народных песен. T.I П. - Варшава, 1883 - 1887.

102. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. - С. 239.

103. Протопопов В.В. Музыка петровского времени о победе под Полтавой.// Сов. музыка, 1971, №12. С. 97-105.

104. Путилов Б.Н. Русский историко песенный фольклор XIII - XVI веков. - М. - Л., 1960. - С. 200.

105. Работа композиторов и музыковедов Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Л., 1946. - С. 76-77.

106. Рождественский Р.И. Разговор пойдет о песне. М., 1976. - С.79.

107. Русская историческая песня: Сборник /Вступ. ст. сост. и примеч. Л.И. Емельянова, ред. Л.С. Гейро. Л., 1990. - С.461.

108. Сечевик И. Исторические судьбы солдатской песни и ее современные идеалы.// Русский инвалид, 1903, № 62.

109. С ид ельников B.C. Красноармейский фольклор //Литературный критик, 1937, № 2.

110. Скорая И. А. Военно-патриотические песни. Киев, 1985. - С.48.

111. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М., 1973.-С. 446.

112. Славянская мифология. -М., 1995. С. 102.

113. Соболев П.М. Фольклор Смоленского края. Смоленск, 1946.1. С.216.

114. Соболева Г.Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. М., 1976. -С. 446.

115. Советская военная музыка. М., 1977. - С.37.

116. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. JL, 1975. - С. 48.

117. Сохор А.Н. Горький и песни революции: К 100-летию со дня рождения А.М.Горького.// Муз. жизнь, 1968, № 6. С. 1-3.

118. Сохор А.Н. Ленин и революционная песня.// Советская музыка, 1957, №4.

119. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1970. - С. 192.

120. Сохор А.Н. Русская советская песня. Л., 1959. - С.235.

121. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы/ Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. В.З.- Л., 1983. - С. 129— 142.

122. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке./ Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. В.2. - Л., 1981. - С.231 - 293.

123. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М, 1997. - С.824.

124. Стихи, песни, частушки времен гражданской войны в Забайкалье /Ред., вступ. ст. с.З 52. и примеч. Л.В. Элиасова. - Чита, 1957. - С.399.

125. Терещенко А.В. Быт русского народа. М., 2001. - С. 414.

126. Ткаченко П.И. Когда поют солдаты. Современное самодеятельное песенное творчество советских воинов, выполняющих интернациональный долг в Афганистане. М., 1987. - С. 154.

127. Утесов Л. Желанные гости бойцов //Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. С.Красилыциков. -М., 1985. С.217.

128. Фронтовой фольклор. М., 1946. - С. 131.

129. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1994 - С.258.

130. Холопова В.Н. Музыкальное содержание: зов культуры наука -педагогика //Музыкальная академия. - 2001. №2. - С.34—41.

131. Хотунцов Н.А. Декабристы и музыка. Л., 1975. - С. 88.

132. Целиковский В.В. Музыка в Красной Армии за 15 лет. М., 1933.1. С.57.

133. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М., 1964.-С. 159.

134. Чичеров В.И. Материалы к истории советского фольклора. //Советская этнография, 1949, №4. С. 18 - 24.

135. Шипов Р.А. Нет хода нам назад. 33 московских барда. М., 1991.1. С.165.

136. Шульгина Л. У истоков советской песни.//Советская музыка, 1957,9.

137. Эвентов И. Революционная солдатская поэзия 1917года //Литературный современник, 1937, № 8. С. 21 - 23.

138. Часть И. Музыкально нотный материал и источники1. 100 народных песен, собранных в Карелии. Петрозаводск, 1970. 1. С.131.

139. Аксюк С.В. Русские старинные и современные песни. Музфонд, 1954, стеклогр.

140. Акулыпин Р.И. Наши песни. //Музыка и революция, 1926, №7-8. -С. 19-28.

141. Альбрехт Е.К., Вессель Н.Х. Сборник солдатских, казацких и матросских песен. В.1. - СПб., 1875. - С.86.

142. Аракелов Х.А. Собиратель русских песен. //Советская музыка, 1963, №8. С.33-35.

143. Багриновский М.М. Семь терских казачьих песен. М., 1926. - С.22.

144. Балакирев М.А. Сборник русских народных песен. СПб., 1866.1. С.96.

145. Баранов Ф.Н. Песни оренбургских казаков. Оренбург, 1913. -С.115.

146. Бардин А.В. Фольклор Чкаловской области. Чкалов, 1940. - С.422.

147. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков для одного голоса и хора с аккомпанементом ф.-п. В. 1-14. СПб., 1896-1898.

148. Бирюков Ю.Е. За спиной была Москва. М., 2001. - С.229.

149. Бирюков Ю.Е. Песня военная. СВЭ т.6. С.305-306.

150. Бугославский С.А. Русские народные песни в записи Пушкина. -М.-Л., 1941.-С.210.

151. Бугославский С.А., Шишов И.П. Песни Донских и Кубанских казаков.-М., 1937.-С. 109.

152. В бой за Родину. Сборник песен Великой Отечественной войны. -М., 1941.-С.47.

153. В бой за Родину. Сборник песен Великой Отечественной войны. -М., 1942.-С.63.

154. В бой за Родину. Сборник песен Великой Отечественной войны. -М., 1943.-С.74.

155. Вечер на рейде / Сборник песен Черноморского флота. М., 1996.1. С.165.

156. Вильбоа К.П. Русские народные песни. СПб., 1860. - С.67.

157. Вожов В.И. Четыре русские народные песни. M.-JL, 1949. - С. 12.

158. Вы, орлы-то мои, орлы сизокрылые.// Комсомольская правда, 1942, №181, 4 августа.

159. Голубинцев Н.Н. Песни донских казаков. М., 1911.- С.79.

160. Городцов А.Д. Народнопевческие хоры. / Муз. хрестоматия. В.6. -М., 1916.-С.94.

161. Гранадчиков П. Сборник сунженских военных песен Терского войска. СПб., 1876. - С.31.

162. Егоров П.Ф. Сборник избранных песен для солдатского хорового пения. Екатеринослав, 1893. - С.79.

163. Ельчева И.М. Народные песни Ивановской области. Ярославль, 1968.-С.180.

164. Железнова А.В., Железное В.Ф. Песни уральских казаков. СПб., 1899.-С. 124.

165. Захаров В.Г. 25 русских народных песен. М., 1938. - С.36.

166. Захаров В.Г. Песни села Балман. Новосибирск, 1969. - С. 111.

167. Земцовский И.И. Образцы народного многоголосия. JL- М., 1972. -С.78.

168. Игнатьев А. Современная война и народная песня.// Русская муз. газета, 1915, №37-38.-С.13-15.

169. Истомин М.Ф., Дютш Г.О. Песни русского народа. СПб., 1894. -С. 142.

170. Кольбе Г. Пять песен донских национальных. СПб., 1824. - С. 10.

171. Кравчинская В.А., Ширяева П.Г. Русские народные песни записанные в Ленинградской области. Л.-М., 1950. - С.86.

172. Красноармейский песенник /Сост. Васильев Буглай. - М., 1923.1. С. 68.

173. Край наш Воронежский./Песни и хоры из реп. Воронежского рус. нар. хора.-М„ 1971.-С.59.

174. Кондратьев С.А. Русские народные песни в обработке для голоса с фортепиано. Яетр.1-4. -М.-Л., 1944-1947.

175. Копылов Т.Н., Шнейдер А.Е. Стихотворное свидетельство русского солдата. / Исторический архив, 1961, №1. С. 188-189.

176. Котикова Н.Л. Народные песни Псковской областа/Под общ. Ред. С.В.Аксюка. М., 1966.-С.371.

177. Лаговский Ф.Н. Народные песни Костромской, Вологодской, Новгородской, Нижегородской и Ярославской губерний./в. 2. Кострома, 1923. -С.78.

178. Лазарев А.И., Хоменко В.Л. Родные напевы. Старинные и современные русские народные песни Урала. В.1. - Челябинск, 1969. -С. 100.

179. Левашов B.C., Новиков А.П. Сибирские народные песни. М., 1963. -С.96.

180. Лисин Н.Г. Поет Урлукский хор. Иркутск, 1966. - С. 47.

181. Листопадов A.M. Песни донских казаков.Т.Т. 1-5. М., 1949-1954.

182. Львов Н.А., Прач И.Г. Собрание народных русских песен с их голосами на музыку. СПб., 1790. - С.43.

183. Макиенко П.А. У донских казаков. // Советская музыка, 1956, №9. -С.76-83.

184. Мелодии народным песням /записанные П.А.Некрасовым в Соликамском уезде в 1890-1891г.г.//Записки Уральского острова любителей естествознания, 1901, Т.22, нота прил. С. 1-12.

185. Мосолов А.В. Песни Краснодарского края. М., 1959. - С. 124.

186. Мы вышли в открытое море. Сб. песен северного флота. М., 1996. -С.147.

187. Мякушин М.Н. Песни Лешуконья. Архангельск, 1940. - С.88.

188. Новиков А.П., Левашов B.C. Сибирские народные песни. -Новосибирск, 1957. С, 174.

189. Несокрушимая и легендарная. Репертуарный сборник. М., 1978. — С.218.

190. Орлов С.П., Щеглов Ф.Н. Песни нашей армии. М.П.Юргенсон, 1915.-С.39.

191. Ошанин Л. Стихи и песни о друзьях. М., 1952. - С. 180.

192. Песни военно-морского флота. В.1. М., 1945. - С. 103.

193. Песни Красной Армии. М., 1924. - С.93.

194. Песни, опаленные войной. /Сост. Ю.Е.Бирюков. М., 1984. - С.236.

195. Песни оренбургского казачества. Оренбург, 1938. - С. 159.

196. Песни Печоры. /Изд. подгот. Н.П.Колпакова, Ф.В.Соколов, Б.М. Добровольский. -М.-Л., 1963. С.459.

197. Песни Родины моей./Запись с голосов донских казаков Н.Вержбицкого и Е.Хохлова. М., 1915. - С.85.

198. Песни русских поэтов ( XVIII первая пол. XIX в.). - М., 1936.1. С.248.

199. Песни, рожденные в боях /Сост. Ю.Е. Бирюков. М., 1985. - С. 224.

200. Песни Сибири. /Сост.Л.Кондырев, А.Новиков. Новосибирск, 1945. -С.65.

201. Песни сибирских казаков, /в. 1. Обраб.для мужск. Хора Я.Ф.Буркова. -Пг., 1916.-С.88.

202. Песни якутских казаков и шаманские заклинания якутов.- М.,1961. -С.288.

203. Плотниченко Г.М. 15 кубанских народных песен для хора и солистов./Обраб. Г.Плотниченко. Краснодар, 1972. - С.60.

204. По военной дороге./ Сост. Ю.Е.Бирюков. М., 1988. - С.423.

205. Поет Сибирский хор./Песни из реп.Гос. Сиб. рус.нар.хора. Сост.

206. B.Левашов. -М., 1963. -С.55.

207. Поклонимся великим тем годам. К 50-летию Победы. Песни. М., 1995.-С.163.

208. Полное собрание старых и новых российских и протчих песен для форто-пиано. 4.1-3. СПб., 1797-1798.

209. Попов Г.М. Боевые песни русского солдата./изд.2.- СПб., 1893.1. C.123.

210. Ресин А.А., Насонов В.Т. Военный досуг.ЛЗО избр. Хоровых военных песен. СПб., 1912. - С. 160.

211. Русские народные песни. М.-Л., 1950. - С.87.

212. Русские народные песни Воронежской области. М.-Л., 1939.1. С.84.

213. Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях./Сост. Б.М.Добровольский и А.Д.Соймонов. М.-Л., 1956. - С.206.

214. Русский фольклор. / Сост. Мельц М.Я. Л., 1967.- С. 143.

215. Руднева А.В. Народные песни Курской области. М., 1957. - С.65.

216. Трутовский В.Ф. Собрание русских простых песен с нотами. СПб., 1778-1782.-С.89.

217. Уральские народные песни./Собр. и сост. И.С.Зайцев. Челябинск, 1969.-С.130.

218. ВСПОМНИМ. БРАТЦЫ. ПРО ПОЛЯРНОЕ.

219. Ста* А.Ойслендегл Myзык» Б.Т«грг»ть*ч»1. Vx^whho, не амогимя-м «»ш у-чи-TUib et-ли-иий ки нол-ч» гля-яел бо-ке К1. Л К

220. МО-ЯП ДОСТЬ СЛУ-Ш»ЛА CJ10-60, что OCelVXHF ПО КЫ-Hf жи вит: „Пслов-НО! мог»cv-fo-fto , не w дет на п-к-к-флот! Иг. шу-ми, вел на кап«АЯ,-вяс-ныР- день ив шторм моч-еоЛ сно»» Пстие ТИТ НДС По-яягмо! МД КОшш

221. МуЗша <и£оо«€и-Мше*#сй>ч94*1. ТРИ БРАТА

222. Слова Вас. ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧА Муз. Дм. н Дай. ПОКРАССи1. В темпе маршат