автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Щапова, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия"

На правах рукописи

Щаповл Елена Владимировна

Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия

Специальность 17.00.02 — Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Ростов-на-Дону - 2013

005059080

005059080

Работа выполнена на кафедре хорового дирижирования Академии хорового искусства имени B.C. Попова

доктор искусствоведения, профессор Ефимова Наталья Ильинична

Волкова Полина Станиславовна

доктор искусствоведения, доктор философских наук, профессор, Ростовская государственная консерватория (академия) имени C.B. Рахманинова профессор кафедры истории музыки

Левко Оксана Александровна

кандидат искусствоведения, доцент, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, доцент кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов

Российская академия музыки имени Гнесиных

Защита состоится 23 апреля 2013 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.016.01 в Ростовской государственной консерватории (академии) имени C.B. Рахманинова по адресу:

344002, Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовской государственной консерватории (академии) имени C.B. Рахманинова

Автореферат разослан «22» апреля 2013 г.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты

Ведущая организация

Ученый секретарь <D.-¿rsTéif —

диссертационного совета ^^ Дабаева Ирина Прокопьевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В истории развития отечественной музыки есть немало страниц, которые требуют своего прочтения сегодня. Среди них особого внимания заслуживает история Всероссийского хорового общества (ВХО) (1957-1987), в целенаправленной системной деятельности которого нашли отражение многие стратегически важные вопросы развития отечественной хоровой культуры второй половины XX столетия.

Уникальность ВХО как явления культуры советской эпохи выражалась в охвате многообразия форм деятельности, благодаря которым российское музыкальное искусство обогатилось выдающимися профессиональными, любительскими, детскими хоровыми коллективами, а хоровое движение приобрело массовый характер. ВХО содействовало обновлению хорового репертуара и возрождению старинной русской духовной музыки, стимулировало развитие детского хорового искусства, помогало улучшению системы народного музыкального образования и просвещения, тесному взаимодействию и взаимообогащению русской хоровой культуры с музыкальной культурой других народов, расширению социального слоя ценителей музыки, музицирующих любителей и пропагандистов-просветителей, способствовало популяризации и широкому развитию хоровой и других видов художественной самодеятельности.

Очевидно, что явления подобного рода должны быть осмыслены, не только сами по себе, но и в их отношении к отечественной хоровой, и шире, музыкальной культуре. Именно тогда можно дать объективную историческую оценку результатам функционирования ВХО в отечественной музыкальной культуре, продуктивно обсуждать аопрос о возможности и необходимости его воссоздания в новейшей социокультурной ситуации современной России.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в музыкознании нет специальных работ, посвященных осмыслению всей совокупности художественных целей и установок, просветительско-познавательных средств,

методов и приемов практико-преобразующей деятельности ВХО, его конструктивной работы. Предпринятое исследование призвано восполнить данный пробел. В нем особое значение придается комплексному анализу деятельности ВХО, что способствует целостному восприятию и осмыслению панорамы хоровой традиции с точки зрения культуры переходных периодов (от эстетики социалистического реализма к культурному плюрализму, вплоть до кризисных явлений, наблюдаемых в культуре начала XXI века).

Объектом исследования является деятельность Всероссийского хорового общества (общественно-организационная, учебно-методическая и творческая), впервые осмысленная как целостное явление.

Предметом исследования выступает содержание, формы и методы работы Всероссийского хорового общества, благодаря которым возникли и оформились новые направления в развитии отечественной музыкальной культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают весь период истории функционирования ВХО с 1957 по 1987 годы. Выход за обозначенные хронологические рамки обусловлен стремлением проследить цепь исторической преемственности в деятельности общественных музыкальных организаций дореволюционной и современной России.

Источниковую базу исследования составили материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ, ф. 2925), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ, ф. 646), архивы частных лиц (В.Г. Вулькина и О.И. Аверьяновой), Научной музыкальной библиотеки имени С.И.Танеева, Российской государственной библиотеки. Автором проведены записи бесед с представителями руководящего состава и членами ВХО. В исследовании использовались основополагающие документы ВХО - постановления, материалы съездов, труды по вопросам хоровой культуры того времени, статистические, методические, нотные издания и периодическая печать.

Массив документальных и нотных материалов раскрывает:

■ содержание и особенности практики функционирования ВХО -«добровольной массовой организации» (Устав 1959 г.), уставными задачами которой были «всемерное содействие развитию искусства хорового пения во всех видах и жанрах», «повышение эстетических вкусов и всемерное удовлетворение художественных запросов советских людей» (Устав 1959 г.);

■ историческую динамику развития ВХО и отечественного хорового движения (во взаимосвязи «профессионального» и «любительского», «государственного» и «общественного»);

■ важные компоненты, механизмы и инструменты внутренней и внешней работы ВХО, направленной на реализацию уставных задач и позволяющей определить место и роль этой организации в отечественной музыкальной культуре второй половины XX столетия.

Цель исследования — на основе всех доступных фактов и документов, дать по возможности емкую и полную характеристику деятельности ВХО, рассмотрев ее в совокупности всех основных составляющих (общественно-организационной, учебно-методической и творческой).

В соответствии с поставленной целью, определены задачи исследования:

■ реконструировать историю ВХО в контексте, советской эпохи и определить периодизацию этапов его развития;

■ рассмотреть динамику развития основных направлений деятельности ВХО в соотношении с фактами развития хорового искусства и хорового образования в России во второй половине XX века;

■ устранить допущенные фактические неточности в имеющихся публикациях, так или иначе связанных с деятельностью ВХО;

• на основе комплексного анализа уставных, организационных и других опубликованных и неопубликованных документов дать объективную историческую оценку роли ВХО в деле развития отечественной хоровой и музыкальной культуры;

■ осмыслить наследие ВХО и результаты его работы с тем, чтобы способствовать продуктивному обсуждению вопроса возрождения ВХО в новейшей социокультурной ситуации.

Основными методами исследования стали исторический метод, примененный в музыкально-историческом анализе, и метод исторической реконструкции. Наряду с междисциплинарным подходом к изучению исторических и современных источников в области музыкознания, методами музыкальной педагогики, истории музыкально-исполнительского искусства, эстетики, философии, использовались также источниковедческие методы описания и анализа, обобщения и систематизации статистических данных, документов и других материалов, фактов и событий, относящихся к деятельности ВХО. ...

Системный подход позволил рассмотреть уникальность явления ВХО с различных ракурсов. Так, исторический ракурс помог осветить вопросы, связанные с возникновением ВХО, выявить этапы его развития и носые тенденции (перспективы) реконструкции ВХО сегодня. Структурный ракурс позволил показать, из каких элементов состояла общественно-организационная, учебно-методическая и творческая работа ВХО, раскрыть внутреннюю организацию этой работы, характер связей и способы внутреннего и внешнего взаимодействия для достижения поставленных целей. Функциональный ракурс позволил осмыслить, какие функции выполняло ВХО в развитии отечественной музыкальной культуры, выделить важные компоненты, раскрывающие инструменты и механизмы его внутренней работы.

Научная новизна исследования определяется системным изучением истории ВХО, деятельность которого впервые рассмотрена как целостное явление. Раскрыты направления, формы и методы работы ВХО по развитию массового хорового движения, выявлены основные достижения этой работы. Введены в научный обиход документальные материалы, связанные с деятельностью ВХО. Новизну обуславливает сама методология исследования, которая базируется на комплексном междисциплинарном

подходе, объединяющем методики музыковедческого, исторического, культурологического, социологического, педагогического научного знания.

Положения, выносимые на защиту:

1. ВХО - феномен своего времени, чья деятельность оказала существенное влияние на формирование духовно-нравственного климата советской эпохи.

2. Системная общественно-организационная, учебно-методическая и творческая работа ВХО способствовали развитию профессионального и народного музыкального образования, повышению музыкальной культуры общества.

3. Комплексная межведомственная и междисциплинарная работа ВХО в области детского музыкально-эстетического воспитания позволила значительно улучшить преподавание пения в стране, содействовала изучению детского голоса и популяризации культуры пения, привела к повышению качества детского хорового исполнительства, повлияла на совершенствование хорового репертуара, что в совокупности укрепило фундамент детского хорового искусства.

4. Модельный характер работы ВХО служит источником для внедрения идеи реконструкции хорового движения в современности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в обиход отечественного музыкознания вводится новое знание о Всероссийском хоровом обществе, его структуре, содержании и направлениях деятельности, лидерах и подвижниках. Проанализированы, систематизированы и обобщены малоизвестные материалы, дифференцированы этапы истории ВХО. Материалы исследования могут быть использованы в программах учебных курсов дисциплин «История хорового искусства», «Хоровая литература», «Хороведение», «История русской (советской) музыки» средних и высших музыкальных учебных заведений. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего осмысления деятельности ВХО в различных областях гуманитарного знания (культурологии, философии культуры,

социологии, музыкальной педагогики) изучающих прогностические особенности моделирования творческих процессов и формирование их конструктивных основ.

Апробация работы проходила на заседании кафедры хорового дирижирования Академии хорового искусства имени В.С.Попова 15 февраля 2013 г. Основные положения излагались в публикациях, статьях и докладах на научно-практических конференциях, в лекциях на курсах повышения квалификации, на заседании Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Российской Федерации.

По теме исследования опубликовано три статьи. Из них две статьи в изданиях, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией РФ для апробации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата наук.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы (410 наименований). В приложение к диссертации вошли наиболее значимые для формирования стратегии ВХО правительственные постановления и приказы, схема структуры организации, статистические сведения, фотографии атрибутов ВХО и другие исторические фотоматериалы, а также документы, свидетельствующие о мерах, принимаемых сегодня для возрождения ВХО.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель, задачи, основные. принципы методологии, представлен обзор научной литературы по проблеме исследования, названы значимые достижения ВХО в советской культуре.

Первая глава - «История Всероссийского хорового общества в документах эпохи» - посвящена рассмотрению истории ВХО и реконструкции этапов его деятельности в опоре на документальную источниковую базу.

В первом параграфе — «Источники» - комплексно рассматривается и систематизируется широкий круг документов и научной литературы. Для осмысления деятельности ВХО привлечены архивные материалы, ставшие базовой основой диссертации, документы, непосредственно связанные с функционированием хорового общества, материалы искусствоведческой, исторической, культурологической, общепедагогической направленности, а также статьи и рецензии, материалы периодической печати, посвященные проблемам музыкальной, в частности, хоровой культуры, народному музыкальному просвещению, детскому музыкально-эстетическому воспитанию.

Периоды истории ВХО документированы неравномерно. Наиболее подробно представлен период с 1957 по 1964 годы. Изучение материалов Российского Государственного архива литературы и искусства и Государственного архива Российской Федерации позволило реконструировать историю организации, проследить механизмы, оказывающие влияние на преобразовательные процессы в отечественной хоровой культуре, определить взаимосвязь между организационной и творческой работой ВХО и раскрыть ее специфику.

В меньшей степени представлены материалы (главным образом внутренние), связанные с деятельностью ВХО в период с 1964 по 1987 годы. Для оценки работы ВХО в данный период автором использовались опубликованные источники, что дало возможность осмыслить стратегию и результаты деятельности ВХО.

Опубликованные документы представлены двумя группами источников:

1. Внутренние документы ВХО (материалы съездов и пленумов ВХО, методические" указания и информационные письма, пособия, брошюры, положения, инструкции и справочные материалы, отчеты и т.п.);

2. Официальные директивные документы руководящих органов страны (партии, правительства, министерств и ведомств, имеющих непосредственное влияние на работу ВХО, определение его стратегических ориентиров).

Комплексный системный анализ указанных источников позволил оценить масштабы деятельности ВХО, обозначить основные вехи его развития, осветить главные достижения и проблемы.

Большое внимание уделяется очеркам о хоровых деятелях, принадлежавших к активу ВХО, их собственным воспоминаниям, письмам, статьям, выступлениям. В разделе проводится анализ источников, обзорно освещающих деятельность ВХО по направлениям:

■ общие вопросы хоровой культуры, хорового репертуара, профессионального хорового искусства, народного хорового образования;

■ проблемы детского хорового искусства и вопросы детского музыкально-эстетического воспитания;

"аспекты взаимодействия профессионального и любительского в области хоровой культуры;

■ становление национальных хоровых школ;

■ развитие хоровой инфраструктуры регионов России.

Анализ диссертационных работ и монографий, относящихся к «эпохе ВХО», позволяет сделать общий вывод: роль ВХО как инициатора многих важнейших событий в отечественной хоровой культуре недостаточно освещена в специальной литературе.

Второй параграф - «Рождение организации (1957-1959)» - посвящен двухгодичному стартовому периоду в истории ВХО (с момента учреждения его Оргкомитета до Учредительного съезда). Здесь рассмотрены базовые основы для построения ВХО, поэтапно прослежен процесс открытия его региональных отделений, выявлена роль государственных органов управления культурой, общественных организаций, профессиональных музыкальных коллективов, учебных заведений. Частично анализируется специфика региональных условий, раскрываются преимущества культурно-образовательной инфраструктуры одних и недостатки других (применительно к возможностям развития хоровой организации).

Ключевым событием на начальном этапе формирования организации, рассматривается Первый пленум Оргкомитета ВХО (7-8 апреля 1958 г.), на котором были подведены первые итоги и намечены основные стратегические ориентиры, остававшиеся приоритетными на все годы работы общества:

■ массовое привлечение трудящихся к хоровому пению;

■ содействие наилучшей организации певческого и музыкального воспитания и образования детей в общеобразовательной школе;

■ массовое музыкальное образование;

■ подготовка кадров руководителей хоров;

■ развитие хорового репертуара.

Особое внимание уделено Учредительному съезду, как кульминационному завершающему событию этапа рождения ВХО, наметившему три генеральные линии работы организации:

I. Содействие широкому развитию хоровой художественной самодеятельности;

II. Содействие эстетическому образованию и внешкольному воспитанию детей и юношества в связи с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР»;

III. Содействие росту мастерства профессиональных хоровых коллективов. ■

Обсуждение на съезде комплекса проблем, связанных с внедрением хоровой культуры в бытовую среду, охраной и гигиеной голоса, обновлением научно-методического комплекса, развитием детского хорового исполнительства и репертуара, созданием единой программы и музыкального учебника для общеобразовательной школы, сохранением местных фольклорных особенностей в творческом почерке народных хоровых коллективов указало ориентиры для совершенствования деятельности ВХО, укрепило его позиционирование в качестве центра прогрессивных музыкально-просветительных и образовательных идей. Сделанные съездом практические выводы помогли сформулировать планы предстоящей работы.

Третий параграф - «Между Учредительным и II съездами (19591971). Укрепление позиций ВХО» - раскрывает наиболее яркий и динамичный по своей насыщенности и. достигнутым результатам этап становления и укрепления ВХО. Создание методической базы для разработки учебно-образовательных пособий и развития хорового репертуара для хоровой самодеятельности, распространение методических материалов в регионах, популяризация организационного и творческого опыта лучших профессиональных и любительских хоровых коллективов, создание учебных программ для курсов ВХО по подготовке хормейстеров и учителей пения получают здесь свое освещение. В параграфе подробно рассмотрены планы работы Президиума ВХО, репертуарно-методического и издательского отделов, приведены результаты Пленума «О первых итогах выполнения решений Учредительного съезда Всероссийского хорового общества» (1960), дан анализ процессам роста организации, создания финансовой базы и развития производственного комбината ВХО.

Одной из важнейших областей применения сил ВХО стала хоровая самодеятельность. Для целостного осмысления процессов происходящих в этой области, ВХО инициировало проведение Всероссийского смотра, посвященного 50-летню Великой Октябрьской социалистической революции (1967). Его историческое значимость заключается в привлечении (впервые в истории РСФСР в таком масштабе) хоровых коллективов различной ведомственной подчиненности.

Среди положительных моментов работы ВХО, как обозначено в его внутренних документах, отмечено улучшение хоровой культуры автономных республик (Чувашии, Якутии, Тувы, Бурятии, Марий Эл) и ряда краев и областей, где хоровое пение стало достоянием народностей, у которых отсутствовали какие-либо традиции хорового исполнительства.

Основные результаты деятельности ВХО в данный период проявились: а) в выборе и применении организационно-творческих форм работы по пропаганде массового хорового искусства, популяризации музыкальных

знаний, музыкально-эстетическому воспитанию; б) в создании «широкого актива», подразумевающего установление деловых контактов с вышестоящими партийными органами, министерствами и управлениями культуры, местными партийными и профсоюзными организациями, в результате чего ВХО превратилось в самую крупную, авторитетную музыкальную общественную организацию, когда-либо существовавшую в России.

Изучение документов показало, что в этот период основные усилия ВХО были направлены на решение следующих задач:

1. Подготовку кадров для работы с хоровой самодеятельностью;

2. Распространение работы по музыкальному просвещению;

3. Музыкально-эстетическое воспитание детей и молодежи;

4. Укрепление национальных традиций и развитие фольклора;

5. Расширение и совершенствование хорового репертуара;

6. Развитие профильного профессионального музыкального образования в РСФСР.

Объединяя усилия профессионалов и любителей музыкального искусства в достижении своих целей, ВХО приобрело бесценный опыт по всем обозначенным направлениям работы. Этот опыт был востребован во многих общественных музыкальных организациях республик СССР.

Четвертый параграф - «От II к IV съезду. Пора зрелости ВХО (1971— 1983)» - раскрывает практику реализации фундаментальных по своей значимости инициатив ВХО, внесших существенные изменения в развитие отечественной хоровой культуры.

Главная инициатива связана с восстановлением отечественных хоровых традиций и обращением к художественному наследию прошлого, что имеет непреходящее историческое значение, положившее начало важным историко-культурным процессам. Вершинами этого процесса стало празднование 100-летия создания Русского хорового общества в Москве. (1978), проведение I фестиваля «Невские хоровые ассамблеи» и . научно-практической

конференции «Прошлое и настоящее русской хоровой культуры» в Ленинграде (1981).

Участие в реформировании детского музыкально-эстетического воспитания - еще одна важная инициатива ВХО, претерпевшая значительные преобразования в ходе своей реализации. Лишь двадцатилетний опыт работы ВХО при поддержке всех государственных институтов власти открыл реальный путь к ее решению. Последующие директивные постановления, выработанные в ходе пленума «Музыкально-эстетическое воспитание детей» (Суздаль, 1983 г.), дополнили цели и задачи ВХО в части: а) расширения форм внеурочной работы в школах; б) усиления научно-методической помощи школьным учителям пения и руководителям детских хоров; в) всемерного содействия внедрению в школе программы Д.Б. Кабалевского «Музыка». На пленуме были сформулированы предложения, вынесенные в законодательные органы, о принятии необходимых мер по реформированию отрасли.

Следующая значимая инициатива ВХО потребовала коренного пересмотра организационно-творческой деятельности хорового общества в связи со спадом активности в работе всей системы художественной самодеятельности. В данном параграфе подробно рассматривается проведение пятилетнего (одновременно с XI пятилеткой) смотра-соревнования хоровых обществ РСФСР, результаты которого послужили импульсом для положительных изменений в хоровом движении, стимулировали творческий рост, способствовали более активному распространению передового опыта внутри ВХО, привели к расширению перспектив деятельности этой организации.

Пятый параграф - «Последние ■-оды работы ВХО (1983-1986)» -

посвящен анализу итогов, с которыми ВХО подошло к своему 25-летию. В эти годы окрепла система самофинансирования ВХО, что позволило масштабно развернуть творческую и образовательную работу. Завершение смотра хоровых обществ активизировало поиск новых действенных форм работы с привлечением большого круга музыкальных деятелей и любителей других

видов искусства (музыкально-инструментального, хореографического, театрального). Под девизом «Каждый музыкант - просветитель» привлекалось все большее число музыкантов-профессионалов, что во многом послужило основой для расширения и поиска новых форм и методов работы ВХО. В этот период было заложено основание для естественного перехода ВХО во Всероссийское музыкальное общество (ВМО).

В шестом параграфе - «Причины и последствия реорганизации ВХО во Всероссийское музыкальное общество» - раскрыта история реорганизации ВХО, прошедшая «сверху» (как и его создание), осмыслены последствия этого процесса для хорового движения.

Вторая глава - «Феномен ВХО в музыкальной культуре советской эпохи» - рассматривает ВХО как исключительное явление отечественной культуры второй половины XX века, во многом определившее развитие хоровой музыки, музыкального просветительства, детского музыкально-эстетического воспитания, хорового репертуара, творческих практик. Ее первый параграф - «ВХО — феномен советской эпохи. Структура и лидеры» - подробно раскрывает многоступенчатую структуру ВХО, освещает его функции, задачи, компетенции, принципы работы. В разделе раскрыта деятельность председателей Правления ВХО - A.B. Свешникова, А.Г. Новикова, A.A. Юрлова, В.Г. Соколова, Н.В. Кутузова. Выявлены основные направления их работы, дана оценка вклада каждого в историю хорового общества.

Во втором параграфе - «ВХО — инструмент популяризации хорового искусства» — систематизирован комплекс" задач и представлены основные направления по управлению хоровым движением страны. Главное внимание уделено анализу наиболее эффективных методов, способствующих росту популярности хорового искусства в обществе.

Конпертно-фестивальная деятельность ВХО охватила всю вертикаль от местного до всероссийского уровня и явилась мощным стимулом в развитии и укреплении хорового движения. ВХО учредило Всероссийский конкурс

патриотической музыки, проводило праздники песни, смотры художественной самодеятельности, конкурсы. Основной заслугой ВХО в этой области по праву может считаться введение в стране традиции системного проведения подобных мероприятий.

Пропаганда хорового искусства в средствах массовой информации оказывала влияние на формирование стабильного интереса к хоровому движению в обществе. Наряду с освещением деятельности ВХО в ведущих центральных и региональных периодических изданиях, музыкальных журналах, журналах культпросветработы, ресурсы радио, кино и телевидения активно создавали и пропагандировали образ поющей России. ВХО занималось также организацией экспериментальных теле- и радиопрограмм: образовательных и концертных передач, теле- и радиоуниверснтетов, репортажей с предприятий и из учебных заведений, программ по разучиванию песен; проводило теле- и радиоконкурсы различной направленности. Множество документальных фильмов, фильмов-концертов, видеосюжетов новостных журналов было посвящено деятельности хоровых, в том числе любительских, коллективов. Анализ материалов объединенного электронного архива документальных фильмов и кинохроники, предоставленных различными киностудиями и кинофондами, позволил осуществить попытку частичного восстановления и систематизации «хоровой фильмолетописи» того времени.

Работа по повышению качества певческой культуры и хорового исполнительства. Благодаря инициативе ВХО были пересмотрены и приведены в соответствие учебные программы хорового и вокального факультетов, а на дирижерско-хоровых отделениях введены дисциплины, касающиеся техники голосообразования и гигиены голоса. ВХО наладило консультативную и практическую помощь профессионалам и любителям хорового пения, ориентировало любителей пения на высокие образцы академического искусства, что в свою очередь оказало положительное влияние на повышение качества хорового исполнительства и рост популярности хорового искусства.

Третий параграф - «ВХО - инструмент музыкально-эстетического воспитания» - освещает деятельность ВХО по поддержке детского хорового искусства. Перспективные планы ВХО рассматривали обеспечение всеобщей музыкальной грамотности. Большие надежды были возложены на возможности общеобразовательной школы при условии правильной организации уроков пения. Для изучения ситуации в школе ВХО совместно с Министерством просвещения инициировало и провело Всероссийский смотр постановки музыкального воспитания в школах (1959-1960). Смотр выявил ряд проблем, главной из которых была названа острая нехватка педагогов-специалистов.

Решая кадровую проблему, ВХО содействует открытию музыкально-педагогических факультетов, направляет в школы педагогов со средним и высшим профессиональным музыкальным образованием, организует в школах практику студентов-хормейстеров, создает сеть курсов по повышению квалификации учителей пения, разрабатывает методическую программу уроков пения в школе, открывает всероссийский методический центр «Камертон» (рук. Г.А. Струве, 1975 г.) и его филиалы, учреждает координационный отдел по работе с детьми и юношеством. Добившись значительных результатов, ВХО, несмотря на многие спорные моменты, поддерживает программу «Музыка» Д.Б. Кабалевского, внедренную в систему школьного образования в 1970-1980-е гг. Перенесение акцента с пения на слушание музыки не было обеспечено столь же широким кругом мер по организации общешкольных и классных хоров, поэтому достижения ВХО в общеобразовательной школе не удалось удержать на том же уровне. Спустя годы они значительно снизились.

Наиболее показателен результат работы ВХО в области внешкольного детского воспитания. Значительно развив область детской хоровой самодеятельности, ВХО создало и распространило новую форму массового музыкального воспитания - детские хоровые студии (первая ДХС «Пионерия», созданная Г.А.Струве в 1953 году, стала творческой лабораторией для последующего внедрения опыта и повсеместной организации подобных учреждений).

Благодаря ВХО получили распространение качественно новые формы исполнительства - детские народные хоры и фольклорные ансамбли. ВХО обеспечило систематическое проведение детских певческих праздников, повлияло на расширение детского хорового репертуара. Результатом данной работы стал рост детского хорового исполнительства, повышение художественного мастерства коллективов, решение многих проблем художественного воспитания.

Четвертый параграф - «ВХО и проблемы хорового репертуара» -посвящен раскрытию репертуарной политики ВХО, обеспечившей в перспективе качественный рост любительского хорового исполнительства. Анализ внутренних документов ВХО показывает, что методистами ВХО были разработаны рекомендации по формированию репертуара и четкие критерии для его оценки (полноценность - идейного содержания и высокое художественное качество, доступность исполнительского уровня, мотивация к профессиональному росту, развитию певческих и музыкально-слуховых навыков, пригодность к концертному исполнению).

Репертуарно-методический отдел ВХО активизировал изучение, отбор, популяризацию и распространение хорового репертуара, обеспечивая его адаптацию для любительского уровня. Развивая сотрудничество с союзами композиторов и самодеятельными авторами, ВХО способствовало созданию нового хорового репертуара на современные темы. Большая работа велась с музыкальными издательствами, которые ВХО ориентировало на выпуск необходимого хорового репертуара.

Анализ хоровой литературы, более 150 хоровых репертуарных сборников различных серий под общим названием «Из репертуара...», предлагаемых для освоения, показал, что до момента создания ВХО популярностью у издателей пользовался лишь ограниченный круг профессиональных хоров. При этом значительное внимание уделялось репертуару народных хоров, а не академических. В результате реализации стратегии ВХО к 1970-м годам сам круг подобных популярных изданий

значительно расширился. В него вошел оригинальный репертуар любительских, студенческих, академических и детских коллективов. В 1960-1980-х годах массовыми тиражами вышли сборники из накопленного репертуара самодеятельных хоровых коллективов.

Реализация репертуарной политики ВХО привела к переориентации репертуарных предпочтений хоровой самодеятельности, обеспечила массовое хоровое движение необходимой хоровой литературой, поддержала любительские хоры в их исполнительских устремлениях, значительно улучшила художественный уровень и положительно сказалась на росте качества хорового исполнительства.

В пятом параграфе - «Исторические уроки и новые перспективы ВХО» - предпринята попытка обобщить опыт музыкальных общественных организаций дореволюционной и постреволюционной России, который стал базовой основой при формировании целей и задач хорового движения под эгидой ВХО. Большая роль здесь отводится Русскому хоровому обществу (РХО), чья демократическая направленность, обеспечение связи профессионалов и любителей, деятельность по воспитанию певцов и дирижеров, концертная практика, народное музыкальное образование, формирование нового оригинального репертуара, финансовая самостоятельность во многом послужили ориентиром для официального признания РХО предтечей ВХО и подтверждения исторической преемственности между ними.

Другой исторический ориентир - Императорское русское музыкальное общество (ИРМО), которое значительно активизировало процессы развития отечественной музыкальной культуры. ИРМО и ВХО приняли на себя основную миссию в становлении общественной, публичной музыкальной жизни страны, превращая ее в динамичный процесс в регионах и на периферии. Обе организации имели достаточно разветвленную сеть своих отделений по всей территории государства, вели образовательную и филармоническую деятельность, участвовали в создании учебных заведений, работали над

повышением профессионального мастерства и качеством провинциальных музыкальных коллективов и объединений, занимались музыкальным просветительством, поднимая общий уровень художественной культуры в обществе. В документах ВХО не проводится прямых параллелей с деятельностью ИРМО, но сравнительный анализ уставных документов показывает, что обе организации выполняли тождественные функции, находясь (в отличие от РХО) под покровительством государства (императорской семьи в одном случае, правительства РСФСР - в другом).

Известно, что создание ВХО предвосхитили кардинальные изменения в органах государственного управления культурой в период «оттепели». Новые установки на «воспитание личности реализующей в культуре свои устремления и интересы», на «формирование и поддержку различных социальных общностей (любительских, творческих и т.д.)» способствовали активному продвижению дел ВХО. Комплексное планирование в сфере музыкальной культуры обеспечивало государственный заказ, определяло многолетние перспективы для обновления и развития массовых культурных процессов. Все это создало основу для успешного функционирования ВХО.

В динамике развития советской музыкальной культуры второй половины XX века ВХО заняло особое место. Оно обусловливало постоянный рост возможностей хорового исполнительства, вело к «упрочнению хорового музицирования как равноправного вида концертного исполнительства», развивало хоровой репертуар. Данный процесс сопровождался усложнением хорового письма, применением крупных форм, развитием художественных и технических возможностей хорового исполнительства. Благодаря своей консолидирующей деятельности ВХО поддержало развитие национальных и региональных композиторских школ, способствовало расширению интернациональной составляющей советской музыкальной культуры, способствовало содружеству композиторов и хоровых коллективов («хоровых лабораторий»), что благотворно сказалось на композиторском поиске. Вследствие особого внимания ВХО к фольклору и поддержке хоровых

традиций села, в музыкальной среде было достигнуто качественно новое постижение фольклора, а «новейшая фольклорная волна» оказала мощное влияние на обновление музыкально-выразительных средств не только в хоровом искусстве. Организация академических капелл и камерных хоров при ВХО {или непосредственном его участии), рост популярности академического хорового исполнительства стали заметными явлениями в отечественной хоровой культуре.

В современном мире сохраняется устойчивый интерес к хоровому пению, развиваются и укрепляются международные связи между различными видами хоровых обществ. В историческом многообразии хоровых союзов и ассоциаций ВХО продолжает оставаться приоритетной моделью для отечественной культурной традиции. Системное изучение положительного опыта ВХО необходимо не только для восстановления истории отечественной музыкальной культуры. Факт учреждения в феврале 2013 г. Некоммерческого партнерства «Всероссийское хоровое общество» под руководством В.А. Гергиева актуализирует изучение опыта ВХО и применения его в современности.

В Заключении подведены основные итоги проведенного исследования и указаны возможные пути дальнейшей разработки темы.

Проведенное исследование не претендует на окончательные ответы на все возникшие в ходе его реализации вопросы. Раскрывая особенности содержания работы ВХО, оно вносит вклад в соответствующий раздел истории отечественной хоровой, и шире, музыкальной культуры.

Комплексный анализ, основанный на документах эпохи, помог увидеть ВХО как слаженную систему, осознать важность его внутренней и внешней работы нацеленной на результат, оценить вклад лидеров и каждого подразделения в достижение общих целей. Комплексный подход в изучении темы помог осмыслить историческую роль ВХО и определить место этой организации в отечественной музыкальной культуре второй половины XX столетия.

Направив свою работу на преодоление негативных явлений в культуре (разобщенность между различными культурными организациями, слабая пропаганда классической музыки, нехватка хорового и методического материала и нотного обеспечения, ограниченность репертуара самодеятельных исполнителей, музыкальная безграмотность среди любителей хорового пения, некомпетентность большинства руководителей самодеятельных коллективов, неудовлетворительный уровень певческого воспитания в школе, острый недостаток профессиональных кадров и выпускающих эти кадры учреждений и др.), ВХО добилось значительных положительных изменений.

Благодаря деятельности ВХО была обеспечена интеграция научных знаний, осознана необходимость комплексного решения профессиональных проблем (их изучения и внедрения в единстве творческих, учебно-методических, социальных, экономических, управленческих и других аспектов). Были созданы условия для динамичного развития горизонтальных (между подразделениями ВХО) и вертикальных (межведомственных) связей, что усилило эффективность работы хорового общества и повысило ее качество.

Формирование условий для музыкально-эстетического образования и внешкольного воспитания детей и юношества явилось наиболее яркой и плодотворной страницей истории ВХО. Инновационным достижением хорового общества можно считать создание новой формы детского массового музыкального воспитания - детских хоровых студий с их практикой углубленного учебно-образовательного цикла хоровых занятий и дифференцированного подхода к различным возрастным группам. Расцвет детского хорового искусства в 1970-1980-е годы, рост исполнительского уровня детских хоровых коллективов, значительное обогащение детского хорового репертуара - все это происходило благодаря целенаправленной и планомерной работе ВХО.

Деятельность ВХО оказала существенное влияние не только на процессы отечественной хоровой и музыкальной культуры, но и на формирование особой духовно-нравственной атмосферы советской эпохи. Комплексное системное

исследование ВХО помогает расширить представление о художественных и культурно-исторических процессах, происходивших в России во второй половине XX века, и открывает новые возможности для многих научных направлений.

Публикации по теме диссертации:

1. Щапова Е.В. Из наследия Всероссийского хорового общества: исторический опыт созидания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 5 (49). - С. 239-243. [0,4 пл.]. (Издание, рецензируемое ВАК).

2. Щапова Е.В., Ефимова Н.И. Просветительская роль Всероссийского хорового общества в вопросах охраны голоса и вокальной культуры // Голос и речь: мультидисциплинарный научно-практический журнал. № 1 (6) — 2012. — С. 27-36. [0,4 п.л.]. (Издание, рецензируемое ВАК).

3. Щапова Е.В. Феномен хорового общества в свете истории // Вестник АХИ -2011.-№ 1 (1).-С. 61-81. [0,7 пл.].

4. Щапова Е.В. От Русского к Всероссийскому хоровому обществу. История, традиции, современность: Лекция для образовательной программы повышения квалификации преподавателей детских музыкальных колледжей и колледжей искусств (Программа реализации механизмов развития эффективности использования потенциала московских вузов в интересах г. Москвы по субсидии Департамента образования г. Москвы). - М.: АХИ имени B.C. Попова, 2012. - 26 с. [1 пл.].

Подписано в печать: 20.04.2013 Объем: 1,0 усл.пл. Тираж: 100 экз. Заказ № 858 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7, стр. 1 (495) 623-93-06; www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия"

АКАДЕМИЯ ХОРОВОГО ИСКУССТВА имени В.С. ПОПОВА

Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

На правах рукописи

Щапова Елена Владимировна

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

Н.И. Ефимова

Москва - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................3

ГЛАВА I. История Всероссийского хорового общества

в документах эпохи..................................................................................................................................10

1.1. Источники..............................................................................................................................10

1.2 Рождение организации (1957-1959)..............................................................23

1.3. Между Учредительным и II съездами

(1959-1971). Укрепление позиций ВХО....................................................51

1.4. От II к IV съездам (1971-1983).

Пора зрелости ВХО......................................................................................................................................79

1.5. Последние годы работы ВХО (1983-1987)............................................100

1.6. Причины и последствия реорганизации ВХО

во Всероссийское музыкальное общество................................................115

ГЛАВА II. Феномен ВХО в музыкальной культуре советской эпохи.... 124

2.1. ВХО - феномен советской эпохи. Структура и лидеры............124

2.2. ВХО - инструмент популяризации хорового искусства............150

2.3. ВХО - инструмент музыкально-эстетического воспитания 163

2.4. ВХО в деле формирования хорового репертуара..............................178

2.5. Исторические уроки и новые перспективы ВХО..............................190

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................203

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................213

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................................................................251

Введение

В истории развития отечественной музыки есть немало страниц, которые требуют своего прочтения сегодня. Среди них особого внимания заслуживает история Всероссийского хорового общества (1957-1987), в целенаправленной системной деятельности которого нашли отражение многие стратегически важные вопросы развития отечественной хоровой культуры второй половины XX столетия.

Уникальность Всероссийского хорового общества (ВХО) как явления культуры советской эпохи выражалась в охвате многообразия форм деятельности, благодаря которым российское музыкальное искусство обогатилось выдающимися профессиональными, любительскими, детскими хоровыми коллективами, а хоровое движение приобрело массовый характер. ВХО содействовало обновлению хорового репертуара и возрождению старинной русской духовной музыки, стимулировало развитие детского хорового искусства, помогало улучшению системы народного музыкального образования и просвещения, тесному взаимодействию и взаимообогащению русской хоровой культуры с музыкальной культурой других народов, расширению социального слоя ценителей музыки, музицирующих любителей и пропагандистов-просветителей, способствовало популяризации и широкому развитию хоровой и других видов художественной самодеятельности.

Очевидно, что явления подобного рода должны быть осмыслены, не только сами по себе, но и в их отношении к отечественной хоровой, и шире, музыкальной культуре. Именно тогда можно дать объективную историческую оценку результатам функционирования ВХО в отечественной музыкальной культуре, продуктивно обсуждать вопрос о возможности и необходимости его воссоздания в новейшей социокультурной ситуации современной России.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в музыкознании нет специальных работ, посвященных осмыслению всей совокупности художественных целей и установок, просветительско-познавательных средств,

методов и приемов практико-преобразующей деятельности ВХО, его конструктивной работы. Предпринятое исследование призвано восполнить данный пробел. В нем особое значение придается комплексному анализу деятельности ВХО, что способствует целостному восприятию и осмыслению панорамы хоровой традиции с точки зрения культуры переходных периодов (от эстетики социалистического реализма к культурному плюрализму, вплоть до кризисных явлений, наблюдаемых в культуре начала XXI века).

Объектом исследования является деятельность Всероссийского хорового общества (общественно-организационная, учебно-методическая и творческая), впервые осмысленная как целостное явление.

Предметом исследования выступает содержание, формы и методы работы Всероссийского хорового общества, благодаря которым возникли и оформились новые направления в развитии отечественной музыкальной культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают весь период истории функционирования ВХО с 1957 по 1987 годы. Выход за обозначенные хронологические рамки обусловлен стремлением проследить цепь исторической преемственности в деятельности общественных музыкальных организаций дореволюционной и современной России.

Источниковую базу исследования составили материалы Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного архива Российской Федерации, архивы частных лиц (В.Г. Вулькина и О.И. Аверьяновой), Научной музыкальной библиотеки имени С.И. Танеева, Российской государственной библиотеки. Автором проведены записи бесед с представителями руководящего состава и членами ВХО. В исследовании использовались основополагающие документы ВХО - постановления, материалы съездов, труды по вопросам хоровой культуры того времени, статистические, методические, нотные издания и периодическая печать.

Массив документальных и нотных материалов раскрывает: ■ содержание и особенности практики функционирования ВХО -«добровольной массовой организации» (Устав 1959 г.), уставными задачами

которой были «всемерное содействие развитию искусства хорового пения во всех видах и жанрах», «повышение эстетических вкусов и всемерное удовлетворение художественных запросов советских людей» (Устав 1959 г.);

■ историческую динамику развития ВХО и отечественного хорового движения (во взаимосвязи «профессионального» и «любительского», «государственного» и «общественного»);

■ важные компоненты, механизмы и инструменты внутренней и внешней работы ВХО, направленной на реализацию уставных задач и позволяющей определить место и роль этой организации в отечественной музыкальной культуре второй половины XX столетия.

Цель исследования - на основе всех доступных фактов и документов, дать по возможности емкую и полную характеристику деятельности ВХО, рассмотрев ее в совокупности всех основных составляющих (общественно-организационной, учебно-методической и творческой).

В соответствии с поставленной целью, определены задачи исследования:

■ реконструировать историю ВХО в контексте советской эпохи и определить периодизацию этапов его развития;

■ рассмотреть динамику развития основных направлений деятельности ВХО в соотношении с фактами развития хорового искусства и хорового образования в России во второй половине XX века;

■ устранить допущенные фактические неточности в имеющихся публикациях, так или иначе связанных с деятельностью ВХО;

■ на основе комплексного анализа уставных, организационных и других опубликованных и неопубликованных документов дать объективную историческую оценку роли ВХО в деле развития отечественной хоровой и музыкальной культуры;

■ осмыслить наследие ВХО и результаты его работы с тем, чтобы способствовать продуктивному обсуждению вопроса возрождения ВХО в новейшей социокультурной ситуации.

Основными методами исследования стали исторический метод,

примененный в музыкально-историческом анализе, и метод исторической реконструкции. Наряду с междисциплинарным подходом к изучению исторических и современных источников в области музыкознания, методами музыкальной педагогики, истории музыкально-исполнительского искусства, эстетики, философии, использовались также источниковедческие методы описания и анализа, обобщения и систематизации статистических данных, документов и других материалов, фактов и событий, относящихся к деятельности ВХО.

Системный подход позволил рассмотреть уникальность явления ВХО с различных ракурсов. Так, исторический ракурс помог осветить вопросы, связанные с возникновением ВХО, выявить этапы его развития и новые тенденции (перспективы) реконструкции ВХО сегодня. Структурный ракурс позволил показать, из каких элементов состояла общественно-организационная, учебно-методическая и творческая работа ВХО, раскрыть внутреннюю организацию этой работы, характер связей и способы внутреннего и внешнего взаимодействия для достижения поставленных целей. Функциональный ракурс позволил осмыслить, какие функции выполняло ВХО в развитии отечественной музыкальной культуры, выделить важные компоненты, раскрывающие инструменты и механизмы его внутренней работы.

Основу методологии исследования составил междисциплинарный подход в изучении феномена ВХО. В области теоретического и исторического музыкознания автор опирался на труды Б.В. Асафьева [157, 158], Е.С. Власовой [172], П.С.Волковой [174, 175], Г.В.Григорьевой [189, 190], А.И.Демченко [222], Е.О. Долинской [195], Н.И. Ефимовой [205-207], Ю.В.Келдыша [223], E.H. Куриленко [222], Т.Н. Левой [221], Л.Д. Никитиной [222], С.И. Савенко [222], И.В. Степановой [222], Ю.Н. Холопова [222, 381] , A.M. Дукера [222, 390392], Т.И.Чередниченко [394-398], Б.Л.Яворского [409] и др. В области исполнительского музыкознания и музыкальной педагогики - на труды К.Н. Дмитриевской [193], С.А. Казачкова [228-230], И.Б. Марисовой [259, 346], К.Ф. Никольской-Береговской [280], Т.К. Овчиннниковой [284], Ю.И. Паисова

[289, 290], Г.П. Рогожниковой [314, 315], Е.А. Романюк [320], Т.С. Рудиченко [321, 322], С.А. Тараканова [357, 358], А.Т. Тевосяна [361-370], Т.Г. Томашевской [372]. В области социологии, культурологи, истории и эстетики искусства, музыки и музыкального образования - на работы Ю.Б. Борева [162], Н. Верта [169], В.Н. Дмитриевского [351], Е.В. Дукова [168, 197, 198], А.Д. Понько [300], П.С. Рейфмана [313], А.Н. Сохора [350], М.Е. Тараканова [356], М.В. Ходякова [281], H.A. Хренова [349, 387, 388]. В области детского музыкального воспитания - на работы Э.Б. Абдуллина [145], Е.А. Бодиной [161], Е.Я. Гембитской [183], Е.А.Егоровой [201, 202], Т.А.Ждановой [208], Д.Б.Кабалевского [225, 226], Ю.М. Кузнецова [243], И.П. Пономарькова [297], B.C. Попова [301, 380], Г.А. Струве [353], П.В. Хлабузарь [380], В.Н. Шацкой [402] и др.

Научная новизна исследования определяется системным изучением истории ВХО, деятельность которого впервые рассмотрена как целостное явление. Раскрыты направления, формы и методы работы ВХО по развитию массового хорового движения, выявлены основные достижения этой работы. Введены в научный обиход документальные материалы, связанные

с деятельностью ВХО. Новизну обуславливает сама методология исследования, которая базируется на комплексном междисциплинарном подходе, объединяющем методики музыковедческого, исторического, культурологического, социологического, педагогического научного знания.

Положения, выносимые на защиту:

1. ВХО - феномен своего времени, чья системообразующая деятельность оказала существенное влияние на формирование духовно-нравственного климата советской эпохи.

2. Системная общественно-организационная, учебно-методическая и творческая работа ВХО способствовали развитию профессионального и народного музыкального образования, повышению музыкальной культуры общества.

3. Комплексная межведомственная и междисциплинарная работа ВХО в области детского музыкально-эстетического воспитания позволила значительно

улучшить преподавание пения в стране, содействовать развитию здоровьесберегающих технологий в области голосовой культуры, добиться высоких результатов в повышении качества детского хорового исполнительства, повлиять на совершенствование хорового репертуара, что в совокупности укрепило фундамент детского хорового искусства.

4. Модельный характер работы ВХО служит источником для внедрения идеи реконструкции хорового движения в современности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в обиход отечественного музыкознания вводится новое знание о Всероссийском хоровом обществе, его структуре, содержании и направлениях деятельности, лидерах и подвижниках. Проанализированы, систематизированы и обобщены малоизвестные материалы, дифференцированы этапы истории ВХО. Материалы исследования могут быть использованы в программах учебных курсов дисциплин «История хорового искусства», «Хоровая литература», «Хороведение», «История русской (советской) музыки» средних и высших музыкальных учебных заведений. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего осмысления деятельности ВХО в различных областях гуманитарного знания (культурологии, философии культуры, социологии, музыкальной педагогики) изучающих прогностические особенности моделирования творческих процессов и формирование их конструктивных основ.

Апробация работы проходила на заседании кафедры хорового дирижирования Академии хорового искусства имени В.С.Попова 15 февраля 2013 г. Основные положения излагались в публикациях, статьях и докладах на научно-практических конференциях, в лекциях на курсах повышения квалификации, на заседании Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Российской Федерации.

По теме исследования опубликовано три статьи. Из них две статьи в изданиях, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией РФ для апробации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата наук.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы (410 наименований). В приложение к диссертации вошли наиболее значимые для формирования стратегии ВХО правительственные постановления и приказы, схема структуры организации, статистические сведения, фотографии атрибутов ВХО и другие исторические фотоматериалы, а также документы, свидетельствующие о мерах, принимаемых сегодня для возрождения ВХО.

ГЛАВА I. История Всероссийского хорового общества

в документах эпохи

§1.1. Источники

Базовой основой для изучения избранной темы стали архивные материалы и документы, непосредственно связанные с деятельностью Всероссийского хорового общества. Для полного осмысления всех сторон деятельности Общества потребовались также материалы искусствоведческой, исторической, культурологической, общепедагогической направленности, а также статьи и рецензии, материалы периодической печати, посвященные проблемам музыкальной и, в частности, хоровой культуры, народному музыкальному просвещению, детскому музыкально-эстетическому воспитанию, имеющие отношение к «эпохе ВХО». Все эти материалы, разные по стилю и характеру содержащейся в них информации, часто имеющие конкретную идеологическую основу, но, безусловно, требующие нового прочтения, привлекались к работе с целью прояснить общую картину деятельности ВХО, которое во многих своих начинаниях было и остается эталоном системной созидательной работы.

Заметим, разные периоды существования ВХО документированы неравномерно. К примеру, период с 1957 по 1964 гг. представлен в неопубликованных документах наиболее подробно. Архивные материалы [1-62] содержат целый ряд важнейших сведений и представляют исключительную ценность по изучению организационно-творческих процессов. Анализ этих источников в значительной мере позволил воссоздать поэтапную картину организации и становления ВХО, проследить механизмы, оказавшие влияние на последующие преобразования в русской хоровой культуре, определить взаимосвязь между организационной и творческой работой Общества, помог раскрыть ее специфику. Детально изученные материалы Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ, ф. 2925) и Государственного архива Российской

Федерации (ГА РФ, ф. 646)1 позволяют реконструировать момент создания ВХО (постановления, распоряжения, должностные и прочие инструкции, устав, положения об отделах), восстановить все этапы формирования организации, ее структурно-управленческой модели. Протоколы и стенограммы заседаний и пленумов оргкомитета, президиума, секретариата президиума правления общества, Учредительного съезда ВХО и пленумов Правления ВХО; директивные указания Правления ВХО, документы зональных совещаний республиканских, краевых, областных хоровых обществ, протоколы заседаний редакционного совета и комиссий по просмотру хоровых произведений, рекомендуемых для издания; протоколы заседаний зональных жюри смотров и конкурсов требуют сегодня особого внимания, так как наглядно воссоздают и иллюстрируют многообра�