автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Взаимосвязь мировоззренческой и методологической культуры в духовном мире личности офицера

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Гребеньков, Валерий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Взаимосвязь мировоззренческой и методологической культуры в духовном мире личности офицера'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимосвязь мировоззренческой и методологической культуры в духовном мире личности офицера"



ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

На правах рукописи

ГРЕБЕНЬКОВ Валерий Николаевич

ВЗАИМОСВЯЗЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНОМ МИРЕ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА

Специальность 09.00.11 — социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

М О С К & А • 1993

Работа выполнена на кафедре ф^осс^ии и религиоБедсния Гуманитарной академии Вооруженных Сил.

Научный руководителе

- доктор философских наук, профессор Тгакевич С.А.

-фициадм!ые оппонент«

- доктор философских наук, профессор Кяльков Б.Н.

- кандидат философских наук

Клягин C.B.

Ведущая организация

- Вооннчй институт Министерства Оборони

Защита состоится ".({.* 1993 г. » /А. чясов

на заседании диссертационного сокета по философски»" няухаи (Д.106.01.С2) при I^-манктаркой.ападекик Boopj «.-•-..•х "иг i IC3ICC г. 'VjcvBa, К-107, Б.Садовая ул. 14).

С диссертацией иочно ознакомиться в Сиблкогекк аЕадеихк.

Автореферат разослан .......... IS93 года.

Ученый секретарь диссертационного советь кандидат философских наук

Г.-ï. В/лук

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ.

Многообразие, противоречивость, теигты и глубина пером«»- k Российской-Федерации, осуществление процессе реформирования и новления в новом качестве Зооруадчтлс Сил в сложных, неод'юзясччкх. быстро меняааихся условиях требувт активной, творчески действуие?1 личности, а не «ехонического исполнителя чухой воли, йеэяикого "ы -нтика" административной системы. Ь нояых условиях меняется пеихг..-'-гяя, стиль гяшлекия, снстеиа ценностных оркенгшжй и установок личности. Икыма становятся сегодня качественнее характеристика кух:^*-ного 15?ра российского о|к«9ра, его обц«Я фгьгур*. Их важный»! показателями вкатутюг етровоээрвкчесиая к методологическая культура яптостн. Очевадио, <г?о о ходе реформкрованая Ьооруявнкьа Сил воз» рк стает взшуюгсаэь отхх кммур, оказшзавзая специфическое воздействие на духовный tstp офицера, содерашаа ого профессиональной де-skjmioctii.

Актуальность тепм исследования обусловлена сдедуосзиия обсто-ятвльстаами.

Во-оерашс, сотрзбноетыз неуч ко го осмысления проблей форииро-к»мя духовного карэ дяч костя офицера в условиях кризисной ситуации а духо«иой яасэка oSqeersa и армил, необходимостью формирования мировоззренческой я »¿втододогяческой культуры офицера с учетом нов;« реалнй развития государства, Эооруяан«« Сил.

Во-втормх, необходимость» с учетом новюг*реалий: отказе -т идеологизированного обучения и воспитания, уменьаения гю'итизахя* Вооруаенких Скл и т.д., осмысления места и роли мировоззренческой я методологической дультуры в духовной ккре личности офицера для уяснения их сзгяиости, содьряакия.

3-третмгх, назрэгаей потребность») вскрытия сущности и ссдер-вачия диалектической взаимосвязи мировоззренческой и методологической цультуры личности офицера, специфики ее проявления в процессе воинской деятельности, претеpneeauqero за последнее время большие измгчекия.

Б-четьерткх, важностью глубокого знания военным» кадрами реального уровня мировоззренческой я методологической куяьтури воечно-слутадах, критериев кх определения и разработки научно-обоснованных рекомендаций по фориироваюю данных культур как одной из основ по-вм-скяя действенности обучения я воспитания будущих офицеров в гнно-/чебн:лс за ведениях.

СГеЖИЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Представления об уровне разработанности названной проблемы можно составить па основе публикаций, рассматривающих духовный мяр человека, деятельность, мировоззренческухги методологическую культуру субъекта действия. Их мо:«но разделить на несколько групп.

Первую группу представляют работы, в которых анализируется духовный мир чело-века*. Б нихпредставлена философская концепция личности, сущность к содержание ее духовного ¡лира. Духовный мир предстает как определенная целостность, структурные элементы кото-сой находятся з диалектическом единстве и взаимосвязи, чтс позволяет лзослздить процесс его развития, обогащения. Много внимания у.це-:>:атон ачалтпу таких компонентов духог-гагс мирз личности как знание, ■--¿ль, идеал. Исследуется творческая активности личности, система духовных ценностей и ее значение для формирования духовного мира, выявления ценностных ориентация. Рассматривается связь духовного :<яра личности с различными сармами общественного сознания.

Ряд актуальных проблем духовного мира личности исследуется ■ военными философами*^. Ими рассмотрены вопросы структуры духовного мира военнослужащего, показан процесс развития знания, связанного с такими элементами духовного мира как разум, рассудок, чувства, эмоции, воля. Проанализированы взаимосвязи различных компонентов в духовном мире воина^.

1. См.: Адуло Т.Н. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект -Минск:1988; Бессонов Б.Н. Человек: пути.Нормирование личности.- М.:1988; Бабосов Е.М. Духовный мир сове-.—огс человека.- Минск:1983; Андршина H.H. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Автореф. дис.... канд. филос. наук.- М.:1992; Ерушевич Г.Д. Духовный мир личности как предмет филосойЬско-социологического диализа: Дис.... канд.Зилос.наук. Киев:1987; Каган М.С. О духовном//Вопросы филосо($ии.-1985.-К.и др.

2. См.: Волкогонов Д.А. Методология идейного воспитания: Вопросы теории идейно-воспитательной работы в Советских Вооруженных Силах. М.:1980; Гидиринский В.И.. Духовный мир личности советского воина: Проблемы методологии исследования.- М.:1970: Ремизов В.А. Искусство и формирование эмоционального мира воина,- Я.:1992; Сафронов В.В., Дорогова Л.Н. Мир человека.- М.:1975 и др.

3. См.: Васянович Г.П.. Философско-соцкологический анализ нравственной и поазозой ответственности личности советского воина: Автореф.

дис----канд.4илос.наук.- 2.:19до; Жаворонков Ю.П. Зоенно-пройессио-

япльные научнее знания в системе мировоззрения офицврских кадэов социалистической армии: Автореф. дис....канд.филос.наук.- У..: 1988; Onv:p;tH A.C. взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их рель

v ^орм^рэвль-ии личности советского воина: Автоией. дис'. ...канд. фи-.;:с.на7к.- ..i.:I9ü7 тз. '

К

- О -

Вторая группа публикаций посвязена анализу деятельности. Данная проблеме достаточно активно обсуядается представителями р*-— личных наук*, чей объест, и предмет исследования так или иначе срезам с про5лемой человека. Деятельность предстает в результата рассмотрения как предмет исследования и как объяснительный принта для построения определенных теорий, способных к объяснению большего числа фактов. Она т рассматривается и как понятие, фксирупзее некоторую сторону реальности.

Анализ военно-научной литературы^ позволяет сделать йырод, I что воинская деятельность как разновидность человеческой деятельности, в различных своих аспектах , является постоянным объектом внимания военных педагогов, (философов, психологов. В их работах воинская деятельность предстает как предмет проектирования и планирования, как способ организации и управления, как ратный труд, как ценность»

1. См.: Деятельность: теория, методология, проблемы.- 51.:1990; Зильчинский З.Я. Познание и практика в структуре деятельности,- Ри-га:1988: Граждан З.Д. Категория деятельности в системе философского знания:(Современные проблемы;: Дис.... д-ра филос.наук,- М.:1990: Каган М.С. Человеческая деятельность,: onvi системного анализа.- л.: 1975; Дукуикина Е.й., Логунова Л.В. Мировоззрение, познание, поак-тика,- J.:I939: Леонтьев Х»Н. Деятельность, сознание, личность,- Ы.: 1975; Николов л. Структуры человеческой деятельности,- И.:1975; Панкратов А.З. Деятельность: Субъективное огнооенке к о{гьекти?н.!Чу миру (философско-социологические аспекты перестройки).- Киег:10й2; Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологии::-r,-t проблемы современной пауки.- И.:1973 и др.

2. См.: Алев Г.А. -Культура воинской деятельности, - М. :3.1А,1984; Баяаховский A.A. Зоенно-педагогическое творчество: гулкость, с:держание и условия оптимизации (йилосозско-методологичегккй ачн.гл-'. U. :БЛА,1Э80; ааг.еиин Л.А. Принцип единстве магериа.-.ьнэго и духовного Бездеятельности офицерских кадрор: Дкс....кан-.^илос.нгук.- !<!.: 1992; гидиоичский 3.'А. Политическая активность личности нои^а г -циалистической армии.- .4. :5.*iA,IS82; Дьяченко U.V.. Гтк.голсгич-::1«;-анализ бэезай подготовки советских воинов: Дис..г.гкх'■■■: З4.:19с9; Горячев А.И. Объективное и субъективное в социален: г.

ти масти советского зскна: Азтореф. дис....кокд.фил.: с. наук.- ."..: 1932; Кокорин А.А, Ди а л е к т к к о -м а т е р / ь г.и с т'.' ч j к и ? очилиг / дсг.гггл»--

ёсончых кадров,- Саратов:löoa; Ксеноёгнтоя b.h. полити-

ческое м'-гллекие к его зеализапия в созкач;:;: ^деятельности со1-' теки:: роенких кадров (£илосо£ско-социологическай эспс-кт!.-гахи.у.02 и.Х.-А. ¿»Мективнссть воинской деятельности: нраьстьс;ш;:Г. аспект.- М. :ЗЛА,19о5; Чечеткки 'Л.3. Стиль профессиональной деятельности .полктсаботника и поо^лемы его.йормипования 5 учебном пг>jUi'c-ci?.- Ü. :ЪЛА',19о8; Ц/лко A.C. лшзсо^скэ-ссщолсгеческнй анализ золе рог: компонента ссзначия в деятельности военньас кадров: Дис.... качд.^илос.наук,- «I. :1991 и др.

В третьей группе работ как по отдельностй, так к вместе, рассматриваются проблемы мировоззренческой я методологической культур« личности. Анализ литературы свидетельствует, что интерес к проблеме мировоззренческой культуры личности обозначился в начале 80-х годов, когда стали появляться отдельные работы1, только ставившие вопрос о необходимости исследования сущности и формирования данной составляющей культуры личности. Уже в них предпринимается лопытки дать ее определение, структуру, наметить пути формирования.

Военными исследователями данная проблема не рассматривалась, хотя термин получил определенное распространение в военной среде.

Во второй половине 80-х годов появились публикации, затрагиваете проблецу мировоззренческой культуры личности, но в большинстве их анализ данной культуры осуществлялся лишь на уровне явления, описывались только ее внешние проявления^. Хотя появились исследования^, в которых представлен глубокий анализ: рассматривались сущность, структура, факторы и пути формирования мировоззренческой культуры.

1. См.: Бальсис А.Б. Мировоззрение в жизни человека и общества: Особенности становления, формирования и развития научного материалистического мировоззрения трудящихся в зрелой социалистическом ,. обществе.- Вильнюс:1981; Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека.- Минск:1983: Николаев Н. Основная цель идейно-воспитатёль-ной работы партии/ЛЬлитичесхое самообразование.-1984.- №9 и др.

2. См.: Вопросы эстетики и теории культуры.- М.:Х989; Воспитание мировоззренческой культуры-студента в преподавании философии: Современнее проблемы и опыт решения,- Минск:1939; Малафеев A.B. Миро-, воззр—.чсская культура специалиста сельского хозяйства (философские и методологические проблемы научного обеспечения АПК): Материалы Всесоюзной научно-практической конференции,- М.:I989.-C.I2I-122; Никонорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные проблемы ого формирования.- Киев:1989 и др.

3. См.: Азархин A.B. Эстетические факторы развития мировоззренческой ■'уг>туры личности: Автореф. дис....канд.филос.наук.- Киев: 1986; Александров В.Б. Противоречия»в развитии личности (к понятию мировоззренческой культуры личности)// Теоретические вопросы форми-зочания мировоззренческой культуры личности,- Каликмн:1987.- С.27-Зо; Дуков JD.H. Сущность и современное состояние Киро50ззреннеской культуры личности в советском обществе: Автореф. дис.-...канд.филос. наук.- М,:1990; Проблемы формирования мировоззренческой культуры, Смоленск:1989; Ыировоззрензеская культура личности (философские проолемы формирования).- Киев:1986; Кореняко В.П, Сущность, структура мировоззренческой культуры и ее социальные функции,- Минск: 1УШ: Соболева Н.И. мировоззрение и жизненный выбор личности,- ßli« тДдпАрмирование мировоззренческой культуры молодежи.- Киев: ^УЬУ; ■«едотоваЗ.Г. Практическое и духовное освоение дойотэд'редъ» юсти.-J. :1991 и др.

В эти.годы предпринимаются попытки исследоаать мировоззренческую культуру личности война, дать ее определение, рассмотреть отделение элементы структуры, показать ее практическое значение1". И только недавш осуществлено исследование, посвященное социально-философскому. анализу мировоззренческой культуры зсяна, направлениям и путям ее развития з условиях воинской службы з период реформирования Вооруженных Сил?

Более пристальное внимание уделялось исследователями разработке проблем методологической культуры: сутцностн, структуры .^характеристике основных ее элементов, особенностей формирования0. Следует ответить, что большинство работ было ориентировано на исследование методологической культуры ученого^. Позтоцу особенно зазсньЕл представляется стремление ряда военных философов исследовать метпдологичесхуо культуру применительно к военной сфера, осудест-вить ее анализ как духовного образования личности офицера. Это в значительной степени относится я работам З.В.Дибижеза, Л.Г.Ивлева, Р.И.Тимопева, М.И.Нули5.

1. См.: Гидиринский В.И. Исторический материализм и современность. М.:ЗИЛ, 1969: Колганов В.М. 'Марксистско-ленинская концепция зойкн

и мира как фактор научного мировоззрения воинов: Дис....канд.филос. каух,- М.:1987; «ирсенкоз В.А. Сухость культуры личности советского офицера// Культура личности советского офицера,- Новосибирск; НЗЗЛ0УГ1985.- С.Б-1Гидр.

2. Щербаков В.З. Цировозсренческак культура воина и ее реализация

е условиях воинской службы (Социально-философский аспект): Автореф. дис...,канд.филос.наук,- М.:i993.

3. См.: Методологическая культура - предпосылка исследовательского успеха// Коммунист*- 1979.- £16,- С.38-45; Интеллектуальная культура специалиста в условиях ИГР: Сб..науч. трудов.- Новосибирск: I9S3; Интеллектуальная культура специалиста: Со. науч. трудов,- Ко-зосийирск:19!?8; Взаимосвязь методологии к методов специальных наук. У. :198о; Фовмяроваюге методологической культуры интаенеса,- Курск: 1989 и др.

4. См.: Кочзрган А.Н. Теоретические к методические вопросы ¿¿армирования философской культуры.- Li.: 1969; Розова С.С. Методологическая культура ученого.// Интеллектуальная культура специалиста з условиях ИГР,- Новосибирск: 1933.- С, 14-25; Прсо.тгкы методологической культуры ученого: Сб. науч. трудов.- Новосибирск:1986 и др.

5. См.: Дибилев В.В. К .вопросу о методологической культуре соеу?'!-них офицерских кадров// Ар^гия з современном обществе. - i. :ЗДА,1£>£ j. С. I4I-I43; Он Проблема форипрозанкя методолоптеской культура советского военного и:"!бзне?а// Личность советского коеняого йнч/ж:1 -¿:а.~ 11. :ЗЗИА лм.Н.Е.Чукотского, 1985,- С.38-41; Гужа*. ГЛ., Дибкэдг о.З.Методологическая культура н новое поенно-полктичззное мышление// rioBoe 'каление и военная политика.- М. :I36S.- С.289-292; Ивлсз Л.Г. Роль категорий ¡материалистической диалектики э формнр'»-

Однако ред вопросов остается еще недостаточно разработаннм Нуждается в осмыслении новая духовная ситуация, слетавшаяся в обществе в Вооруженных Силах, ее влияние на состояние мировоззренческой и-методологической культуры личности офицера. Назрела необходимость комплексно рассмотреть проблецу взаимосвязи мировоззренческой к методологической культуры личности офицера; уточнит« категориальный аппарат исследования данной взаимосвязи; выяснить сущность, структуру и- механизм взаимосвязи данных феноменов в процессе воинской деятельности. Кроме того, имеется ряд дискуссионных моментов, связанных с проблемой исследования: определение места, роли мировоззренческой р. методологической культуры в духовном кире личности офицера, тенденции их развития в системе общей культуры личности в условиях новой духовной ситуации.

Недостаточность исследования мировоззренческой культуры личности офшера как самостоятельного феномена и отсутствие анализа ее связей с методологической культурой личности затрудняют теоретическую разработку модели личности офицере, отвечавдей требованиям ссгодняанего дня я организации процесса формирования такой личности ь военно-учебных заведениях. Вместе с те«, наличие определенной- информационной базы позволяет всесторонне исследовать взаимосвязь мировоззренческой и методологической культур« личности,

Актуальность проблемы, предпосылки ее научного и практического решения определят? объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Сбы-Угоц исследования является духовный мир личности, офицэ; Пре-ггом. непосредственного изучения выступает взаимосвязь мировоззренческой к методологической культура личности офицер.

Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении комплексного Зкдософского анализа механизма- и содержания взаимосв ги мировоззренческой и методологической культуры, компонентов, определяющих вьугренний мкр и деятельность личности офицера. -

Для достижения этой цели предполагается.последовательное р<

(продолжение сноски)

в&нии методологической культур»; советского сфщера: -Дис... .какд.ф лос.каук.- к.:1935; Ну*»* И.И. Философ-кая культура военного иссле^ дователя: генезис, содержание, ,направления совершенствования:Ди?.. канд.филэс.наук.- М. :Х991;Лил!Эшев ^>.1». .Методологическая культура

б системе "факторов повыас-ния эффективности управления вокнекики коллективами: Дис.... канд. филос.наук.- М.:Х991.

шение следующих задач?

- рассмотреть сущность, содержание, характеристику основных элементов мировоззренческой и методологической культуры личности офицера; , -

- выявить место и роль мировоззренческой и методологической культуры в духовном мирз личности офицера в условиях новей духовной ситуации в обществе и в Вооруженных Силах;

- исследовать сущность и содержание механизма взаимосвязи основных .компонентов мировоззренческой и методологической культуры личности офицера в процессе воинской деятельности;

- раскрыть содержание и особенности работы субъектов воспитания

по повышению эффективности управления процессом формирования мировоззренческой и методологической культуры личности офицера в воен-нс-учебных заведениях.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили положения и выводы из философских работ, по- • священные а о прет: ам сущности, социальной роли мировоззрения, методологии, деятельности в целом. 3 диссертации использованы результанты исследований отечественных я зарубежных авторов в области фило- ' софии, психологии,- педагогики; методологии, касающиеся проблем становления и развития духовной культуры личности и таких ее составляющих как мировоззренческая и методологическая культура, ззакмосвя-зм "Лфозоззрения и методологии. Использованы теоретические полосе- -■'-• ния о человеческой деятельности как источнике культуры, о детерминации личностной культуры профессиональной (воинской) деятельностью.

В основание исследования был половен деятельносткый подход . к изучаемым явлениям. Использован ряд общенаучных (системный, структурный, функциональный) я философских методов (восхождение от * абстрактного к конкретному; движение от общего к единичному; единство исторического и логического), а также возможности меядисцип- > линаоной методологии.

Эмпирическую базу диссертации составили; коккретко-социоло-гическое исследование идейно-политических качеств курсантов погра- /'-' ничшсс училищ, в котором принимал участие автор; материалы-социоло-.'\ гических исследований ученых кафедры философии и религиоведения Г4 ..." БС; контент-анализ -лзтериалов периодической печати. Кроме того, пи- ' ссестант спирался на личный опыт практической и педагогической ра-Зотм в пограничных войсках и з Высшем пограничном училище.

СТРУКТУРА й ОСНОВНОЕ СОДКШНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

Зо введении обосновывается актуальность темы, показана степень ее разработанности, определены объект, предмет, цель, захачи исследования, характеризуются его теоретико-методологические основы и эмпирическая база исследования, научная новизна, положения выносимые на защиту, а также научнчя и прастяческая значимость ра- . боты.

В первом разделе - 4 Место к роль мировоззренческой и мотодологической культуры в духовном мире личности" - всесторонне анализируется содержание духовного мира личности, рассматривается сущность , структура, содеркание мировоззренческой и методологической культуры личности, выявляется кх место и роль в духовном нире личности.

Во втором разделе - " Взаимосвязь мировоззренческой и мето* дологической культуры личности офицера в яроцзссе воинской деятельности" - рассматривается единство и различие ив*ду мировоззренческой- и ыетодологическсй культурой личности офицера. Через содеряа-тельнуо сторону процесса воинской деятельности исследуются структурные взаимосвязи даладх фзш>е?.нов, ке основе чего показывается механизм образования интегральней Духовных -«качеств к состояний личности о'"иера-.

В третьем разделе - " Управление формированием ькровозгрен-•¡еской и методологической культуры личности офицера" - рассматриза-ется система управления и анализируются ее основные элементы, раскрывается влияние объективных исубъективных факторов на данный процесс, показывается их взаимосвязь. Определяются основные направления формирования исследуемых срстаЕляюдкх общей культур к; личности офицера в .современных усдоеиях, акцентируется внимание на при-сувдех им проблемах. ^ '

Б закличеник -подведены итоги исследования, сформулированы выводы и поставлены новые проСлеьтл, тр-буетие дальнейшего изучения, предложены рекомендации по практическое реализации предложений, вытекагацих кз диссертации.. .

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЗОСНЭЭДЫК ПОЛОЖЕНИЯ.

ванссшх на зону.

НАУЧНАЯ Н03ЛУ1А ИСЖЛ:;'ВАНг;Я ЗАКД1ЧАЕТСЯ в том, что;

- предлокчьг» авторская интерцретация сущности, структур'» содср-•¡к..-жя мировоззренческой еу.тьтуш личности офицере в условиях со-«калько-политических перемен в обществ« и реформировали Вооруяза-ньк Сил;

- выявлены место в роль ыиромззренчес кой и методологической культура личкосгк о£июра е его духовном мире в связи с новой политической, идеологической гктугцией г отчестве и вызванных этим новых моментов б характере воинской деятельности;

- представлена нозгя трактовка характера а механизма взаимосвязи мировоззренческой и методологической культуры личности офицера в. процессе ьоирсхой деятельности;

- сбосиован» система управленгя процессом форшро.пйния мировоззренческой г методологической культуры личности офицера в военно-учвб-'. нях эеаедвикдх. •. ..

нл зашит/ б^носягся егшрдиг осчовж ползавш; < ■

I. Цвозг-ек-ггс-.я ку-льтура личности офитнрз представляет особое -сачестко »<иповоззрения личности» в котос-ок ъь-раиаптся осковше тазненже позиции. цвнностина остента-¡-'л* ее в дтноачгжи у деятельности - по вкпо.геечир кэнетитугк-<.:■? '.го долга .10 зв'цкт? Отечеств. Г> стсуггурном этношен:-:>: она рнступает как, едкнеп о определенна?: лухевчьпе ¿мишв-а-;-•^рекческих к делтель'ностных компонентов

Познание мировоззренческой культуры личности .офкцзра проходит путь от осмысления ее внеаних аспектов к раскрытия сухости-:>г0"1р-;ннгх, повторяемся, ткео5щкх, необходимы:* сэдзей, то еегь , суячоста.

и познали,/ сущегс избран .путь движения мысли от "общего* через "осэ^кно?-" к "единичному"» 3 качестве с&цаго вчетупяет понятие "культура", в вачс-стве "особенного" - "кулэчтура лкчисет«", ь » качестве "едпкнтпг--!4 - "•шровйзлренчегкзя чультур* личности".

Кроме тяго|- единичное понятие для такого случая г "аироЕО.г- • . зре^-ческая .культура личности офкц&ра" ■'*. результат своего рода таг-." ' «их базовых для него почягиЯ, так "культур*" ^"мировоззрение".^' "

Проанализировав различнее определения -понятий "культура",' .•, • "мировоззрение", "икровэззретеездл .»ультура. личности* диссертант .;."• проходит х эак.т^ченкч, что миро вез зрояческая культура личности <>$»-.., ■ .является '•«»с?»»; «»Г/зеЛ ну.тьтуру .ите-гги, икрагве? качественное

состояние мировоззрения личности офицера. Мировоззренческая [гуль» тура личности офицера - продукт и проявление человеческой деятельности, связана с системой ценностей, служит возвияекию личности, находит реализацию в повседневной практике и постигается человеком лишь в меру его культурного развития;

Такой подход позволил уточнить-сущность мировоззренческой культуры-личности офицера и определить ее понятие, рассматриваемое как <:ас?ь общей культуры личности, особое качество мировоззрения, с помощью которого выражаются основные ценностные ориентации личности офицера, яизненные позиции к отношении к выполнения своего воинского долга по защите Отечества.

Понятие мировоззренческой культуры личности применимо для выяснения соотношения мировоззренческих и деятельности!« моментов самореализации личности офицера.

В целях раскрытия ее содержания-в диссертации осуществлен анализ структуры мировоззренческой культуры личности офицера, позволивший представить ее как сло«чэе духовно-практическое образование, содержание которого организованно. Мировоззренческая культура личности офицера, исходя из деятельностного подходе, выстуг.ае1 как единство определенных духсвнкх (мировоззренческих) и деятель-ностных компонентов к включает и себя: мировоззренческие энания-коаплекс знаний о природе, обществе, человеке; стют- мьслекия; мировоззренческие ценности; мировоззренческую деятельность.

Мировоззренческие знания - переосмысленные, ирочувотворлн-кые и внутренне пережитые, обобщенные до цельной концепция (теории или принципов знания, в которых выражается отнозение с^кцера г. миру, к себе, своим связям с действительности в форме убеждений, нора, идеалов, ценностных ориентация, побуадапщкх к действкг.

Они вхлючагт в себя комплоте знаний о человеке (проиехтчи;«— кие, механизмы психической деятельности, мчхление, познаьг.тельн,'е к преобразовательные возмояностк, место в природе, о'-щестьс, с^ст. жизни и т.д.); комплекс знаний о природе (энанин-ло естественна* наукам, формирующим естесгве'гнэнпучцу^ картин:' мир-з1; комплекс знаний об обществе как цельной систе*е (совокупности ссс-г-льчо-политкческих, философских, экономических,. исторических, лкчески*, эстетических знаний и других, составляющих карг и чу егдаальчой действительности). В состав мировоззренческих знаний о^яцега до.-ччч также включаться основополагающие знания о войне, мире, «'«емкой политике к т.д. сег&схеикые и обобщение с научжде пеяи15:Я.

Эта цельная система мировоззренческих знаний. выступав? мировоззренческим кругозором, которой является тем прочным ¿ундаием-тоы, опираясь на который о<}мцер вырабатывает ссковополагасдие принципы своей *кзнедеятельное?*. Необходимо учитывать, что содерадкж-мировоззренческих знаний в настоящее ьремя претерпевает изменения, вызванные изменением социально-политической к идеологической ситуации в обществе к Взорукемных Силах. Лоэтоцу в процессе подготовки офицерских кадров васко давать полное и систематизирован*1:~ знание, причем не ограниченное одной идеологической доктриной, а всестороннее к глубокое, начиная с различных учений античности до современных общественных теорий.

Стиль моления - социально детерминированный, свойственный конкретной личности офицера спедафический способ осуществления мыслительных операций, построенный на базе ранее подученных мировоззренческих знаний-, фунхцконирувгдхх в интер-есах углубления личностью знаний о реальной действительности и осуществления на их основе -.!леналряЕленной деятельности.

Мировоззренческие цеяностя - совокупность ценностей, регу-лкрусакх поведение » деятельность офицера в кахболее зкячимюс ситуациях ее активности через такие качества как цельность, надежность, следованно определенном идеалам х принципам, активность хз<-зченчоЯ позиции. Противоречивость мировоззренческих ценностей порождает непоследовательность в поведении и деятельности офицера, неразвитость кх - инфектклкзн. 3 настоящее нремя изменяется содержание ценностей, что отражается на состоянии и деятельности роэ. Необходима последовательная работа по формирования ценностей, среди которых осмовопслагагоомдля офицеров долт.чы бить высеке, о'^ечеларочеоогг ценности. Среди нынегнкг ценностей достойное нес-то до.тяик занять патриотизм, рокнсквя честь, вернотть долгу, Отечеству. 3 работе по кх фэрм-дрованкг> следует опираться ка ту скстс-Ч" сеннзете?., которая знработаме вековьи развитием России, ее культур'. ?. и ее и старее?.

^ятельность - процесс вареботки, усвоения, пе^дачк, лрни»?не»гая в процессе- профессиональной деятельности «чрор^ззренчссхих точностей.

элемент мировоззренческой культуры личности офицера хг:р~гггиркзуется определенным уровнем развития. При это-.' их фэрми-ро'йчие осуществляется «орлямоиермо к на различиях этапах развитая л^ччзсти их сэстноленям меняется. За счет форжрования лысо'-?

мировоззренческой культуры личности как конечного результата par.-s/.тия достигается мировоззренческая зрелость.

2. 3 условиях изцечг.вшейсч соим^льно-политическоК и иде-о.ттгичаской ситуации б обществе, вызванных этик олреие-лрнждс изменений г- характере воинской деятельности. ии-роноззреическар и методологическая культура вчступ&л1 ядром духовного мира о&шеоа и интегрирующим качеством зсех его компонентов

3 исследовании обращается внимание на то, что определение места и роли мировоззренческой и методологической культуры связано с пониманием духовного икра личности.

Автор исходит из того, что духсзныЯ шгр личности - своего рода проекция общественного сознания я содаальнсй псжквхи, а также отражаем-дс хш метерйальных и духовных ценностей общества на духовную ягазнь офицера в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Формирование духовного мира личности связано с культурой. Заражением уровня развития духовного мира личности выступает мировоззренческая к методологическая к>'лкгура офицера.

Мировоззренческая пультурь личности выступает определяющей » духовно« мире офицера. Она способствует «го системной организации, наполняет определенным идейным содержанием, интегрирует все оосх__^кпзве в некуь целостность, ансамбль, обеспечивая егау относит ельнуа самостоятельность, автономность, избирательность в су.-теыз конкретных объественных целей, шполияя кнтсгрютокьую, котп-вацкоаную, орхентируззс/», нормативную, пксислогодеску« г. ■корректирующую функции, мировоззренческая культура.', наделяет личность ордера такими качествами, каг: образованность, убежденность, лнггу,-ативность, цглегообразнэст*>, самостоятельность, самокритичность, .принципиальность, целеустрейлениость. Поэтому рнс способствует гтре--ирвцвшпо' офгцера.в.сознательного и активного участника деятельности, определяет исходные ^установки познания и д'.'.-гге.тьностк, лрля.ет-ск основой самоопределен»ц в мире. Зчступая иктггркрутазгм- звеном в духовном мире личности '.офицера, .мировоззренческая кульзура является црказахеже«;Со1Г.'--лькой .зрелости этой личности.

Методологическая -культура, личности • лвлягтдй. нертъемликкм компонентом хавдой^ве®й&2ЯВ2§Г: об^ей -культур: .o-^tjepsy- Обладая ин-•тегративнъщ качеством,, придавая чтелоотмость'- о'гдей культуре личное-

ти, методологическая культура занижает центральное место в духовном мире личности офицера. Ояа способствует компетентности, осознание принципов своей деятельности, определяет стиль мыпления к деятельности офицера. Благодаря этецу выступает одной из качественных характеристик сг.едаалиста, важным средством формирования его интеллектуальной культуры.

Выполняя следующие функции - прогностическую, гносеслоги. -ческую, информационную. эвристическую методологическая культура личности придает духовному миру офицера следующие качества: истинности, научности, последовательности, прозорливости, эвристичности, а так;гз способствует формированию качеств преемственности я совре-. ценности. Выступая матрицей долгого поведения и действия, методологическая. культура личности офицера способствует формированию духовного мирз личности.

Мировоззренческая я методологическая культура личности в'духовном мире тесно связаны с политической, правовой, нравстпелноЯ, ■ эстетической, философской, религиозной культурой офицера, но не являются их суммой. Обе исследуемых культуры активно взаимодействует с последними, э ходе которого происходит взакмообогащеиие друг друга целям рядом качеств. Они ориентированы не на отдельную стэгс<г/ деятельности офицера, а на все богатство•его связей в'процессе .та-знедеятельностя.

3. Д процессе воинской деятельности мировоззренческая я методологическая культура личности о1ягера находятся в диалектической взаимосвязи'и через различные ее стороны оказывают-определенное влияние на процесс этой деятельности. 'В этой 'взаимосвязи просле.-сив'ается единство у, различие-данных'культур."" взалмозсз.де'йст'вив друг на друга

3 диссертации, иехедя из замысла исследования и ргаае«ых в ней задач, основное внимание сконцентрировано на комплексной анализе взаимосвязи мировоззренческой и методологической кугьтуры личности офиязра в процессе разносторонней воинской деятельности в содержательной в структурном аспектах.

Обрежется внимание на то, что мировоззренческая и методе— логич.-ская культура личности находятся в прямой зависимость- как части единого целего, где цел;л,: выступает общая культура личноптя офицера, В диалектике чаете!', вм^трк целого, их •влияния друг на друга и кз цзлое, проявляется данчяя взаимосвязь.

; Взаимосвязь мировоззренческой и методологической культуры личюсти офицера предстает как взаимосвязь всех сторон я свойств, . всех компонентов, всех функций, черт, проявлявшихся в отношениях друг с друга«. Диалектический характер-в.чаимосвяэи иссяедуежос культур позволяет енявить кх относительнуп самостоятельность, единство и различие, а также взаимовлияние каждой из этих культур на другу» в- процессе воинской деятельности. Относительная самостоятельность мировоззренческой а методологической культуры личности ■ офицера позволяет говорить о собственных закономерностях раз*-витки культур, а также о их существенном влиянии на жизнедеятельность войск. Акализ взаимосвязи со стороны единства и различия позволяет увидеть зависимость этого единства от характера и уровня развития общества, армий и личности офицера в целрк. Различие мировоззренческой и уетодологической культуры проявляется в степени воздействия каздой из них на духовный мир офицера через определенные функции, а такхе в степени воздействия на характер деятельности офицера.

Взаимосвязь мировоззренческой и методологической культуры личности з процессе воинской деятельности предстает как воэдейст-1>г.о каждой' из них друг на друга. В результате мировоззренческая культура обусловливает характер методологической деятельности офицера с позиций ценностной ориентации личности, а методологическая культура формирует способы получения мировоззренческих знаний, применения, их в деятельности, а значат является стержнем и условием развития мировоззренческой -культуры личности офицера. Наиболее отчетливо взаимосвязь этих культур проявляется в управлении, как одном кз аспектов профессиональной деятельности офицера, что позволяв говорить о необходимости формирования определенных личностных качеств: целеустремленность, целенаправленность, образованность, самостоятельность, ответственность, получающих в современных условиях новее наполнение.

В диссертации вычленены в каждой из исследуем:« культур личности основные элементы и установлен характер и способ их взаимосвязи. Наиболее существенными разновидностями данной взаимосвязи яг-лаотся: а) взаимосвязь мелду мировоззренческим и мадодслогическим сознанном; б) взаимосвязь мечцу стилем чмалечия и «етодалс-г-ической деятельностью; а) взаимосвязь метду мировоззренческим:: и метсдологичесодзг зна.х'-^лм; г) взаимосвязь ме::-:д;/ 'лировэззрекческой >: метсдсасгкческой доя ,:ьностьм.

4. Система управления ¿армированием мировоззренческой к . методологической культуры личности р<1мцер& в виенео-учебких заведениях

Сущностную основу управлеккя процессом форккроаакнл мкро-воззренческой в методологической культуры личности офацера составляет обеспечение максимально полного соответствия содержания тс деятельности объективным потребностям временя. В практическом пла- ■ не это означает подчинение конхретннх задач формкросаняя даникх ' V культур основным задачам гоинс::ой деятельности офицера. r.V.

В общем виде формирование мировоззренческой и методолога-''> . ческой культура личности офицера в ззекно-учеб;г^ заведениях зклпчает в себя следующий аеханпзм: субъект (кадры), содержакае-(целз, идеш, задачя), средства (фэраы, методы), объект (личностьЬ

При философском акалгзг, как правило, в цггггре ккаиания '•-. оказываются категории субъекта л объекта. Поскольку понятие "фор--, мирование" приложено в первуг очередь с процессу обучения язепк-/.; таняя курсантов в военном вузе, то в качестзэ субъекта управления процессом формирования мировоззренческой я методологической 1гуль- • туры личности офкиара анализируется ггрекдо всего деятельность преподавателя и коллеетзва кафедры. На основе этого определен перечень управленческих качеств преподавателя, предложены некоторые рекомендации для деятельности кзфедр военно-учебных загеденнй по ■ оптвкмзацге процесса формирования мкравоззренчесгсй « методслолг- .'. ческой культуры у будущих офицеров.

Определив за основной объект управления лнч.юсть курсанта, в диссертация определены диалектически взапчосяязвляк^ этапы формирования мировоззренческой п методологической культуры личности, выявлены основные направления их формирования.

В диссертации последовательно ргссьгатренк—программа форуя-ровадая мировоззренческой к методологической ку;гьтуры лкчностх офяцера, сущность планирования этой работы я- ее основные принципы, условия, путк формирования.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИСЗДЕДОВАШЙ И ЕГО ¿.ПРСЕАЦИЛ

Практическая знр.чкуост* исслесозрная ссстост в том, что его • гесреткчесхие выгоды и практические рекомендации позволят более иелсг-лправлеино и конкретно подходить к организации процесса фор-ыироЕаняя и раэтетил мирэлоэзренчеехсЗ в методологической культуры "

офицеров,'а -также других категорий военнослужадах российской ар-мпк а реальных условиях воинской слуябы. Некоторые теоретические положения диссертация могут найти применение в процзссе преподавания философии, культурологии в военно-учебних заведениях, а также при проведении зр.няткй 9 системе гуманитарной подготовки «иного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроне того, м»т«риали исследования могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательская работе по мировоззренческой, методологической и культурологической проблематике.

3 диссертации формулируются рекомендации, имеи'дяе теоретический к непосредственно практический характер, 1. В обретя ;г-у»чо-исолодо5<1т&сксЯ работы:

I. Целоссс'р-знс' продолжить исследование таких теоретических пробег?. роззиг'д к реализации мировоззренческой « методологической культуры личности о'/лцера, как:

- деятель; юстнче аспекты мировоззренческой и методологической культу ри личности о^ипера С социально-философский анализ);

- самопознание как процесс реализации мировоззренческой и методологической кул^турч ефшерз;

- вскрытие специфики проявления соотноаенгя мировоззренческой к методологической культуры конкретных категорий военноелужапшх;

- взаимосвязь философской и мировоззренческой (методологической) культуры личности 0'{.кцерч;

- взаимосвязь мировоззренческой (методологической) и политической (правовой, краг.стзеннои.1 культура: личности;

- соотношение объективного субъективного в мировоззренческой (методологической) культуре личности;

- критерии оценки уровней развития я реализации ь деятельности мировоззренческой (методологической) культуры личности офицера;

- самопознание как процесс реаллза:?ш творческих способностей личности военное лужа'дего;

- обобщение зарубежного опыта формирования мировоззренческой и методологической культуры зоенносдужадего.

?,. Силами центра гэенно-социолзгическкх, г:а и --соло гпчес гсих праве-¡31« у.сследоваьшй с пру'в-.ечедаей военняс уче«кх, занимаэя-дйся проблемами мировоззренческой и кегодолсг/.чгскок куяьтурн личности вс-енносдужа'цих, провести иселедовагиз развит/, я л реализации даничх культур н процессе еснчсхоУ деятельности. Результатом этой работы . долша стат:. :/лногрг.у.,. , ¿.эдхтш'авдая ео'ясяоглческуй сторону дан-

ньвс проблем, а такяе выпуск сборников результатов конкретных военно-социологических исследований для учета в конкретной работе военных-ученьа, педагогов, психологов, воспитателей. Командиров я начальников.

i

3. Целесообразно включать а очередное издание-Военной энциклопедии и Военно-энциклопедического словаря отдельные статьи: "Мировоззренческая культура личности11, "Методологическая культура личности", "философская культуре личности" и другие, раскрывающие сущность и основное содержание понятий, входящих в общую культуру личности.

2. Э области учебно-методической работы.

1. Проблему развития и реализации мировоззренческой и методологической культуры личности офицера необходимо включить в тематические планы и программы военных училищ и академий, издать отдельное пособие для курсантов и слушателей ВВУЗов "Мировоззренче-ско-методологическая культура личности офицера: сущность, содержание, условия я пути реализации".

2. В военной печати открыть рубрику "Общая культура офицера", ь которой, наряду о другими вопросам» состояния общей культуры офицеров российской ариии освещать вопросы подготовки офицерских кадров по мировоззренческим и методологическим проблемам, современные методологические проблемы военной теории и практики.

3. 3 связи с необходимостью гуманитаризации образования в рамках проведения реформы высшей военной школы целесообразно отвести на изучение гуманитарных наук до 60 процентов учебного времени.

4. За счет целевого финансирования Министерством Обороны Российской Федерации наладить выпуск военко-меыуарной, правовой (юридической) справочной, учебнд-методической я научно-популярной литературы через Военное издательство, а также издавать историко-философскую серию "Военные ъмслители проалого".

3. 'Рекомендации для работы в войсках.

I. В планах командирской подготовки офицеров предусмотреть изучение ряда специальных тем по проблемам совершенствования миро-воззрэнческой и методологической культур» офицерских кадров. Такой цикл занятий - 14 часов, может включать следующее? Лекция: "Мировоззренческая и методологическая культура офицера -

¡зазщое условие erg профессиональной деятельности". Лекция: "Стиль профессиональной деятельности офацера".

Лекция: "Научно-теоретические к методологические основы самосовершенствования офицера". Лекция: "Нравствеянке основы современного мышления офицера". Семичар: "Сущность, сод-лр-Т-ание работы офицера то форжро;анию мировоззренческой и методологической гугл-тур^ рояна".

2. В частях и соединениях организовать группы обобщения и распространения методологического опьгта деятельности офицеров -руководителей воинскими коллективами.

3. 3 целях улучзекхя качества самостоятельной работы офяце-роэ-ло сэверщенствспачив мировоззренческой и методологической »•ультурк в библиотеках частей к Домов офицеров организовать подбора литера тур-.; по данньм проблемам. ■•

4. Оспов.-ые усилия в индивидуальной воспитательной работе' сосредоточит» на утверадения среди офицеров традиций воинской честк, патриотизма, д&Сросоеестнсго служения народу, Отечеству.

5. Для совераенстБоваякя работы по отдельном вопросам мировоззренческой к методологической подготовки офицеров рекомендовать подготовить в издать разработки методического характера. Всзмоят^-ша вариантами юс могут быть: "Опыт работы по формирования мировоззренческой культуры воинов г процессе реализации военной-рефорк»", "Методологическая подготовка офицерских кадров", "Сущность, содержание работы офицера по формирование мироэозэренческо-методологи-ческой культуры личности воина".

АПРОБАЦИЯ ИССШЭЗАНИЯ.

Основные теоретические положения и вывод;; дкссерт&цик изложена в выступлениях автора на Республиканской научно-практической конференции "Мировоззренческая культура учителя" С март 1991 г., г. Чита), на межвузовской конференции "Проблемы гуманитаризации о*рлзс»ачйя в техническом ЗУЗег - (май 1992 г., г. Брянск 1, нь нь-у ч н ~ -п р з .к т 1: ч е с к о Г. кочферекк:к "Новке реальности к оснорчье направления созергаенгтьов&кия воспитательно?, работы в учебн:» заведениях \Г~. СССР" - »фенраль I9SI г., г. Москва), на теоретических к методологически/. семинарах ка^едрьг философии Института по выя е-ни я ягалифахаи/и преладаьателей с'щегтьенчь-х наук МГУ им. U.3. Ломоно-c;«s н 19'!^ г., Ьютего пограничного училища, в процессе препеда-философии в Ввезем пограничном училище. Разработан'и прь-дс-Tbf-3-i кафедру философии и религиоведения ГУианитарней Академик Ьг сг/т'-чмяс Сил д-пдгктичегкк?. материал по исследуемой про Слеме для использования 2> процессе обучения сдусателей.

Основные полоаения диссертации изложены з публикациях:

I. Мировоззренческая культура как компонент духовной культуры

преподавателя // Мировоззренческая культура учителя: Материалы докладов Республиканской научно-практической конференции. - Чита: 1991. - 0,3 п.л.

2. Армирование мировоззренческой культуры лэтности - эачяый фактор подготовка офицера // Новые реальности и сснорнке неправления совераенстБОзажя воспитательной раоотн н уиеоных заведение КГБ СССР: Материала научно-практической конференции. - !.!.: 1991. - 0,3 п.л.

3. л'зтодологичаскля культура как .фактор лодготоэхи слешглиста // Лро5ле\ш гуманитаризации 'образования э техническом ЗУое: Тезисы докладов ме:*вулозской хон?ерендаи. - Брянск: 1992. - С,3 п..т.

4. ЗоинсхиЯ труд я культура мьшлания: приеяы :.:исл:1тольно?; деятельности // Научные основы учебной деятельности курсантов: учебное пособие. - Голицино:1993. - I п.л. Сз лрсизнсдстзе).

5. Проблемы формирования мировоззренческой и ^етодслогаческой культуры будущих офицеров. — Голицино:1393. — 2,5 п.л. (з производстве).