автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Зарубежная пропаганда исламского образа жизни и изучение ее влияния на молодежь

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Караев, Бегенч Сапарович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Зарубежная пропаганда исламского образа жизни и изучение ее влияния на молодежь'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Зарубежная пропаганда исламского образа жизни и изучение ее влияния на молодежь"

ИНСТИТУТ МОЛОДИКИ ЦК ВЛКСМ И ГОСКШ'ГРШ СССР Специализированный Совет Д-150.01.01

11а правах рукописи

КАРАЫЗ Бегенч Сапарович

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОПАГАНДА ИСЛАМСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА МОЛОДЕЖЬ (На материалах Туркменской ССР)

Специальность 09.00.02 - Теория научного социализма и коммунизма

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Мое 1та-1991

Работа выполнена на кафедре теории социализма и политологии Института молодежи при ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР.

- доктор философских наук, профеооор, Заслуженный деятель науки РСФСР АНУФРИЕВ Евгений Александрович

- доктор философских наук САВДКШШ® Сайд Мухтар Сайд . Г&екевЬш

кандидат философских наук

ЗШШНК0& Бори о Иванович

í *, ■

- Академия общественных наук при ЦК КПСС, кафедра социологии духовно-идеологических процессов

Защита диссертации оостоится " /Т " ..'а/,,-у/? 1991 г. в f-'/.Зс' часов на заседании Специализированного Совета Д-150.01.01 по теории научного социализма и коммунизма Института молодежи при ЦК ВДКСМ и Госкомтруда СССР.

Адрес: III442, Москва, ул.Юности, 5/1. Институт молодежи, 3-й корпус, зал заседаний Совета.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Института молодежи (3-й корпус).

Автореферат разослан » I99X г.

Учений секретарь ^

специализированного Совета,

кандидат философских наук / у. <v//<" ^ Т.С.Сулимова

Подписано в печать 14.03.91 г.'

Формат 60x84 I/I6 Зака® 175. Ткрая 100

Институт молодежи ЦК ВХКСИ и Госкомтруда СССР

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сложные социально-политические процессы, происходящие в нашем обществе, по-своему, но четко преломляются в ценностных ориентациях молодого поколения. Отдавая предпочтение тем или иным жизненным ценностям, молодев люда склонны весьма конкретно соотносить общественные идеалы с фактами реальной гмзнм. Пра этом юноши и девушки ориентируются но привлекательные с их точки зрения модели образа жизни.

Б последние годы образ лшэнн, как система основных форм ялзнедеятельности, все больше приобретает политическое содержание. Это видно хотя бы из того, что социально-политическая оценка образа жизни стала играть определяющую роль в сопостав-хепил различных обичоственно-политическлх систем. В связи с мим. пропаганда определенного типа образа жизни такта выдвигается но передний план в деятельности различных органов внеишо-полвтвческой пропаганда. В этих условиях нообходями новые подходи я исследованию образа низниР о учетом его актуальности не только как теории д практики, но н в качестве ориентация реальных политических действий. Кроив этого, актуальность теш исследования обусловлена целка рядом других, на мэнее важных аргу-ггэнтов:

- во-первых, образ жизни, даже в рамках одного общества, трудно свеста к одному типу. Так, в образе газнн народов Средней Аэнп пероплетаотся множество особенностей различного происхождения: "восточного" а "западного", "азиатского" а "европейского", "социалистического" и "феодального", "светского" я "религиозного", "современного" и "древнего" и т.д.;

- во-вторых, происходите в ряде регионов обострение на-

циональной проблематики, б соча танин с неспособностью руководителей эффективно решать ыэЕнапионадьныв конфликты, в определенной мера свидетельствузт о недостаточности аканий особенностей образа кизни, роли в ней ывЕнацпоналышх отношений, национальных традиций, языка, обычаев и т.д.;

- в-третьвх, существенной проблемой, встающей перед исследованием образа жизна„ является необходимость изучения его во взаимосвязи с комплексным анализом способов производства ез различных срезах развития человеческой цивилизации. Для данного исследования большое значение имеет анализ соотношения западного в "азиатского" - по шракеняю К.Маркса, способов производства, поскольку широко распространенная тоорая общзствонно-вкономаческих формаций во шогоы отражает закономерности раввд-тия "западного" общества;

- в-чагвзртых, феномен ислама, утверкдащийся на только как религия, но и ¡гак образ низни в последней аспекта ещз но иашел достаточного освещения в научной литература. Отсюда вось-ыа актуальной становится задача научного осмысления влияния "исламского фактора" на современные процессы в среднеазиатских республиках, особенно в молодежной среде;

- в-пятых, продолжает актуализироваться проблема изучения мнения молодежи о ценностях того или иного образа жизни. Как наиболее восприимчивый и динамичный социальной слой общества, молодежь постоянно находится в центре внимания варубеглых пропагандистских центров. Однако вопрос еффективности влияния зарубежного вещания на молодежь изучается недостаточно. Не являются исключенной и вопроси анализа пропагандистской деятельности радиостанции "Голос исламской революции", активно вещающей с территория Исламской республики Иран.

Степень иссдадораниостп теш. Необходимо отметить, что ислам, как образ жизни, еще но стал предметом специального научного анализа, так ко^как и исламский образ Еизнп,пока но исследован о качестве предмета зарубежной социологической пропаганды. Лвторы некоторых робот, опубликованных в кашей стране, по поплл дальше констатации специфики ислама как образа янзпл*. С другой стороны, на особенности ислама, как образа гсизнп, обратили внимание некоторые зарубешшз исследователи, такие как Г.Парвоз, 3.Сардар, И.Эспозато, М.Фишер п другие.

Анализ ислама как обра;?"низка опирается на фундаменталь-хше труда советских исследователей, посшгдошшо теория образа гшзнн в целом. За последние десятилетия советскими учеными про-воденн широкие а всесторонние исследования супггсста образа яаз-ни кап реальности, научного понятая п идеала. По некоторым под-счэтан, только в 70-е годы по стой проблеме опубликовано около 2 тысяч работ. Весоетй вклад в разработку теоретических п практических вопросов образа яшзнп, в том числа а социалистического, внесли такпо учзгшо-сбадствоведа как Е.А.Ануфриев, И.В.Еэс-тужэв-Дада, А.П.Вутенко, Н.Я.ВроалоЙ, В.И.Касьянонко, М.Н.Рут-

I. См.: Лрипов Ы.К. Сощ^льниАидеел ислама (мифы и реальность). - Ташкент: Узбекистан, 1989: Али ров Н. Эволюция ислама в СССР. - M.s Политиздат, 1973; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М.: Политиздат, 1982; Ахмедов А. Ислам в современной идейно-пблатическоа борьбе. - М,: Политиздат, 1985; Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. -М.: Политиздат, 1989; Ислам: Краткий справочник. - М., 1986; Каримов Г.М, Шариат и ого социальная сущность. - М.: Наука, 1978; Медведко л.И., Германович A.B. Именем Аллаха... - М.: Политиздат, 1988; Редаепова О.С. Интернациональные традиции советского народа. - Ашхабад: Ылым, 1981; Саидбаев Т.С. Ислам и обюестБо: (опыт исторако-социологячэского исследования). - м.: Наука, 1984; а др.

кввич, В.И.Толстих и другие*.

Однако в имеющихся теоретико-методологических и научно-прикладных разработках проблем образа жизни слабо отражена его региональная, этно-конфессиональная специфика. Недостаточно изучено п раскрыто влияние общественного сознания, надстройки в целом на формирование национальных особенностей образа жизни, что создает значительные затруднения в исследовании поставленной в диссертации проблемы.

Можно с определенной долей уверенности отметить, что проблему образа жизни народов Средней Азии нельзя исследовать в отраве от изучения роли и влияния религиозного исламского фактора, особенно в условиях усилившейся зарубежной исламской пропаганды. К сожалению, кроме отдельных публикаций, носящих постановочный характер, проблемы зарубежной исламской пропаганды в целом и образа жизни в частности, не стали предметом специальных исследований. Вопросы зарубежной исламской пропаганды лишь в об;цих чертах затронуты в работах А.Ахшдова,

I. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни: (методологические и методические вопросы). - М.: Высшая школа, 1980; Ануфриев Е.А., Тадавосян Э.В. Изучение материалов КУП съезда КПСС в курсе научного коммунизма. - М.: Высшая школа, 1986; Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи: (тенденции, проблемы и перспективы). - М.: Высшая школа, 1988; Бромлвй Н.Я. Образ жизни в условиях совершенствования социализма: (опыт историко-сравнителыюго исследования). - М.: Наука, 1986; Бутенко А.П. Социалистический образ жизни. - М.: Наука, 1978; Касьяненко В.И. Советский образ жизни: (проблемы исследования). - М.: Мысль, 1982; Касьяненко В.И. Советский образ жизни: (история и современность). - М.: Политиздат, 1985; и др.

О.БогмурадоЕа-, А.В.Белова, О.Реджэповой, Р.Ульмасова*.

Констатируя эти обстоятельства, следует отметить, что упомянутые rano исследования охватывают исламскую пропаганду в целом. В них не выделена пропаганда исламского образа жиз-ня. Поэтов автору пришлось обратиться к работам ряда советских и зарубежных учоных, посвяще1шых как пропаганде в целом, тпк и пропаганде образа тхизш (иначе говоря - социологической пропаганде)2.

Цели и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в том, чтобы исходя из условий нарастающего исламского влияния и необходимости научно обоснованной идеологической я политической работа среди молодежи, изучить влияние зарубежной пропаганды исламского образа яизни на молодежь и вира-

1. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе.

- М.: Политиздат, 1985; Бегмурадов 0. Средства массовой информации и атеистическое воспитание молодежи (на туркменском языке). - Ашхабад: Знание, 1987; Белов А.З. Клерикальный антикоммунизм: (идеология, политика, пропаганда). -И.: Политиздат, 1287; Редаепова О.С. Средняя Азия в объектива буржуазной советологии. - Ашхабад: Туркменистан, 1986; Ульмасов Р. Использование ислама империалистическими и клерикальными центрами в антикоммунистических целях: (критический анализ): Автореф.дяс. ... канд.филос.наук.

- fi.s АОН при ЦК КПСС, 1987.

2. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда: (очерк теории

и практики). - М.: Высшая школа, 1984; Волкогонов Д.А. Психологическая война: (подрывные действия империализма в области общественного сознания). - М.: Воениздат, 1984; Контр-пропаггнда: (теория и пропаганда). -М.: Воениздат, 1988; Антисоветские идеологические кампании: (вопросы социологического анализа). - М. : Молодая гвардия, 1981; Иванов В.Н. Социология сегодня: (опыт п проблем социологических исследований). - М.: Наука, 1989; Лавровский А. Американская социологическая пропаганда. - М.: Прогресс, 1978; Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации. - М.: Изд-во МГУ, 1988; Феофанов O.A., "Социологическая пропаганда" в развитых капиталистических странах и идеологическая борьба // Вопросы философии,-1974. -й I.

(Зотать конкретные предложения для заинтересованных организаций, особенно для комитетов ВЛКСМ, молодежных средств массовой информации.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:

- проанализировать взаимосвязь образа жлзни и способа производства. Изучить место и роль ислама как веры я образа лизни в обществе, основанном на "азиатском" способе производства;

- исходя из исламской доминанты в восточном обществе, раскрыть основные чорты ислама как образа еизнипоказать особенности ислама как формы общественного сознания в как системообразующего феномена в формировании образа газнв;

- на основе имеющихся исследований по вопросам социологической пропаганда показать сущность и основные чорты зарубежной исламской социологической пропаганды;

- выявить отношена© молодежи к зарубежной пропаганде по каналам радиоэфира, научить степень влияния стой пропаганды на молодежь;

- предложить конкретные рекомзндэции по изучению аару-бааной исламской социологической пропаганды с использованием выводов для повышения эффективности Едейно-полатйчвс.коЁ работа среди молодежи, намотать возможные пути перестройка деятельности молодежных средств массовой информации.

Теоретической и методологической основоП исследования являются соответствующе труды К.Маркса, Энгельса, В.И.Ла-ияна, работа советских в зарубежных исследователей, а также основополагающе документа КПСС и ЫКСМ по вопросам идеологии в пропагандистской работа. Наиболее ценными в теоретическом

плане являются марксистская концепция "азиатского" способа производства, а такхе положения о взаимосвязи и единстве способа производства и образа глзни.

Эмпирическую базу диссертации составляют результаты конкретно-социологических исследований, проведенных автором среда молодежи приграничных районов республики, а также дэшшо контент-анализа радиопередач радиостанции "Голос исламской республики" из иранского города Горган. В ходе исследования были изучена также документы из текущего архива ЦК ЛКСМ Ту рк.м о наста на , обкомов, ряда райкомов, горкомов ЛКСМТ. Использованы материалы статистики, периодической печати, результаты практических экспериментов, проведенных комитета?«! комсомола.-

Научная новизна исследования;. В данной диссертация, впор-выо I) научной литература, предпринят анализ сущности ислама по только как религии, но и как свстевдобразупщаго фактора образа гязна, На основе изучения зарубоаной исламской пропаганда и'использования методика социологии пропаганды. вводится а пэучзжй оборот понятно "исламская социологическая пропаганда". Новизна отражена в слэдуюигих основных выводах:

- в исследовании показана объэктивная взаимосвязь систа-мообразувдах факторов восточного общества и образа ¡кизни, основанного на исламских нормах и традициях;

- выдвинута идоя о новом понимании сущности ислама но просто как религии, по п как образа зизни, органично связанного с "азиатским" способом производства,который отражает суть восточного общества;

- сформирована и обоснована позиция автора относительно возрастания влияния ислама на молодежную среду ко только как фактора сугубо религиозного, но и гак конкретной модели образа

казни;

- впервые анализируется понятие "исламская социологическая пропаганда", раскрывается ее сущность, содержаниз и механизм осуществления в условиях активизации зарубежной, исламской пропаганда на СССР;

-на основе комплексного анализа места в роли ислама в обществе, изучения идеологической платформы и содержания зарубежной исламской социологической пропаганда, сформулированы принципиальные подходы к выработке целостной системы изучения эффективности зарубежной пропаганда среда молодежи.

Практическая значимость диссертации. Исслздо^тальская работа в рамках данной теш велась в тесной связи с практикой комсомольской работы, с деятельностью молодежных средств мао-совой информации. Результаты проведенных социологечасках исследований, а такта ряд положений и выводов, сделанных в хода диссертационного исследования, была использованы в подготовке материалов бззро, пленумов ЦК ЛКСМ Туркменистана, Тошауаского ОК ЛКОГГ.

Теоретические и методологические положения и вывода диссертация могут быть использованы при выработке и осуществлении социально-политических программ по молодегщой проблематике, в изучении проблем ислама в среднеазиатских республиках или ш в регионах с типичной'спецификой, а также в подготовке учабно-методических пособий и лекционных материалов по соответствующей тематике для аудитории.

Па защиту выносятся ело дующие основные положения]:

- по мере роста национального самосознания народов Средней Азии активизируется исламское влияние, не только в сфере общественного сознания, но и в сфере культуры, градаций быта,

образа жизни в целой;

- имея объективную социальную базу повреждения, исламская идеология и исламская модель образа жизни оказывают активное воздейотвие на значительную часть молодежи. Не последнюю роль

в этом играют зарубежные исламские пропагандистские центры, например, радиостанция "Голос исламской республики", расположенной в иранском городе Горган.

- Идеи К.Маркса относительно специфика восточного общества, "азиатского" опособа производства являются основой анализа многих явлений и процессов происходящих в азиатском рогдоне. Их переосмысление о точки зрения современности, способствует осуществлена» оптимального соцаально-полнтвчеокого курса раэ-ввтия среднеазиатского общества;

- в уоловиях развития политического а идеологического плюрализма молодежь оказывается перед выбором различных вариантов г^зненяой ориентации а социального идеала. В среднеазиатских республиках она в большинство своем склонна следовать идеалам старшего поколения, приверзепа к национальной культуре, традициям и образу 2В8ни. На являются здеоь исключением и пс-дамокяе идеалы в традициях и образе жизни населения.

Апробация работы, Основные положения диссертации были изложены автором на научно-практических конференциях, организованных ЦК ВЛКСМ и АН СССР, ЦК ЖИЛ и АН Туркменской ССР, в брошюре и книге, в журнальных отагьях, публикациях на страницах печати, в выступлении на молодежной оекции 7 Чатакуоской конференции общественности США и СССР в 1989 г. в Питсбурге. Диссертация обсуждена а одобрена кафедрой теории социализма и политологии Института молодежи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР.

Структура работн обусловлена целями, задачами и логикой

диссертационного исследования. Оно состоит из введения, двух глав, заключения в библиографии. Ряд материалов выделен в приложении.

ОСНОВНОЕ ССЩЕРЖАЩШ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы исследования; дается краткая характеристика степени разработанности темы; очерчивается круг проблей, являющихся предметом анализа данной работы; определяется цеди и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе-"Исламская концепция веры и образа жизни аналигируетоя важнейшая проблематика иолама, отражающая его сущность как специфического типа образа жизни. Логика анализа в данной главе обусловлена особенностями ислама как древнего и в то же время динамичного феномена современности, активно влияпцего на ход социально-политических процессов в различных регионах мира. Это обуславливается рядом факторов, отраженных в соответствующих параграфах главы.

Во-цервых, это глубокая причинно-следственная взаимообусловленность процесоов возникновения ислама и формирования образа жизни в обществе, основанной на так называемом "азиатском" способе производства. Ыарксова концепция "азиатского" способа производства позволяет раскрыть специфические особенности восточной цивилизации, послужившие становлению ислама не только в качестве сильнейшей социальной доминанты общественной жизни, но и в качестве социально-политического регулятора.

Во-вторых, религиозно-культовая, обрядовая система ислама " обуславливает его социальную роль в качестве мощного субъективного фактора форинрущего образ жизни людей. Другими словами,

в исламе отчетливо проявляется регуляция повседневной жизни, реального поведения людей, нежели апелляция к духовному, к загробной жизни.

В-третьих, сильная социально-политическая направленность ислама послужила основой формирования политики иоламизации, которая в качестве одной из главных задач предусматривает утверждение исламского образа жизни. Эта политика и лежит в основа мног^-х пропагандистских кампаний исламских центров.

В первом параграфе-"Азиатский способ производства как основа формирования исламского образа жизни"-автором подробно анализируется марксистская концепция "азиатского" способа производства. Автор показывает, что именно в исламе спроецированы такие существенный черты воотогного общества^ как:

- обожествление верховного правителя, стоящего во главе государства-собственника;

- обезлнченнооть ыасо, при отоутствии классовой дифференциация и развитости иерархии планово-корпоративной структуры;

- отсутствие иди же жесткое ограничение частной собственности, монополия государства я абсолютной виста правителя во всех сферах общественной жизни;

- коллективное, практически в масштабах общества, производство средств потребления, необходимость и укрепление централизации во всей сфере производственных отношений.

Такой подход позволяет убедиться в том, что именно в условиях "азиатского" способа производства, через объективно сложивши еоя социально-политические отношения, была генерирована та система ислама, которая явилась не просто религией, но и стала образом жизни восточного общества, его отдельного индивида. Иолам стал социальной доминантой, олицетворением восточного об-

щества, исследование которого выходит далеко за рамки традиционных стереотипов. В связи о этим время от времени возобновляются дискуссии об обоснованности "пятичленной" схемы общественно-экономических формаций применительно к исследованиям восточного общества1.

Характерной особенностью восточного общеотва при господстве азиатского способа производства являетоя то, что общественные отношения, определят®е деятельность субъекта относительно оебя я окружающего мира, жестко контролируются, направляются и как бы программируются на государственном уровне всеми механизмами "восточного деспотизма", от имена Бога и народа или от имени одного из них. Сильное централизованное государство поддерживало всеобщую зависимость населения от верховного владыки, олицетворяющего властелина и гаранта ислама.

Во втором параграфе "Ислам как единство веры и образа лизни" автор анализирует содержание исламских предписаний как цедоотноЁ социально-духовной и политической оиотемы, составляющей основу образа жизни. В этой связи раскрывается место и роль т.н. "пяти отолпов" иоламокой веры, Корана и шариата в жизни мусульман. Анализируя особенности ислама как системообразующего фактора образа жизни, автор обосновывает следующие полоае-

I. См.; Народы Азии и Африки: Алаев Л.Б. формационные черты феодализма и Восток 77 й 3. - 1987; Фува Т. Марксова теория развития и азиатский опособ производства /7 *1. - 1988; Васильев Л.С. Что такое "Азиатский споооб производства? //

* 3. - 1988; Брагина Н.М. Современное сельское хозяйотво Японии, сфера производства или образ жизни? // & 4. - 1988; Туроунов А.Т. Некоторые теоретические проблемы взаимодействия культур и цивилизаций /7 А 5. - 1988; Олимов М.А. Эталон некапиталистичес^го развития?// Л 4. - 1988; Васильев Л.С. Изучение Востока в проблемы перестройки // * 3. - 1989.

нал:

- в отличив от иудаизма и хриотианства, иоламская религия проявляет более отчетливое стремление интегрироваться в образ жизни;

- отождествление ислама о образом жизни верующих, которых, принято называть "мусульманами", имеет объективную основу, связанную о историческими, социально-политическими и формационньыи корнями восточного общеотва. Исламская религиозная оистема не ограничивается только рамками сугубо духовного. Она охватывает широкие сферы социально-политических проблем, включает доктрины исламской власти, исламского образа правления, образа жизни общностей и индивидов;

- исламская религия утвердилась не только как философско-прооветительская система, но и как социально-регулирующая сила. Посредством идейных догматов и практических методов воздействия на мышление и поведение лгщей, она стала определяющей социальной доминантой, приспособившей к своим потребностям (или создав законы) соответствующие ей нормы, духовные и этические ценности, ритуалы и церемонии, праздники, обряды и стереотипы поведения;

- основополагающие п/лнципы иолама как образа жизни наиболее ярко видны при анализе пяти главных обязанностей - "пяти столпов" веры, Корана и шариата. Раскрытие их сущности, места

и роли убедительно показывает, что ислам является не только религиозной формой общественного оознания. Он составляет основу иоламского законотворчества, регулирующего социальные порядки и жизнедеятельность людей в их целостности.

В третьем параграфе-"Современные концепции иоламского общества - как основа исламского экспансионизма- проанализированы

современные концепции исламских идеологов, развиващях идеи "экспорта и о ламе кои революции", "исламизации общества я утверждения исламского образа жизни". Изучение основных направлений политики исламизации позволило автору объемно показать идеологическую платформу зарубежной пропаганды исламского образа жизни.

В контексте данного вопроса рассмотрены концепции А.Хомей-ни, К. Си дайка, С.А.Мауддида, 3. Сардара и др. Концепция "исламского" образа правления А.Хомейни отала отправной точкой политики исламизации иранского общества, а,также экспорта исламской революции. Работы К.Сиддика посвящены обоснованию "всемирно-освободительной миссии исламской революции". С.А.1!аудид является основателем движения "Ажами-ат-и Ислами" (Исламское общество) , устав которого обязывает каждого мусульманина принимать ислам в качестве строгих жизненных установок.

Реализацию принципов исламского образа жизни некоторые исламские исследователи пытаются осуществить через системный анализ общества. Об этом свидетельствуют, например, концепции директора Чикагского центра исламской политологии в футурологии 3.Сардара, а также правительственная программа исламизации общества, подготовленная в 1978 г. Советом Исламской идеологии Пакиотана.

Вторая глава диосертации-"Современная исламская социологическая пропаганда и изучение ее влияния на молодежь-посвящена научно-прикладному аспекту темы исследования. Основываясь на теоретических положениях предыдущей главы, а также на богатом фактическом материале, автором раскрыты сущность, содержание и основные направления современной исламской социологической пропаганды.

В первом параграфв-"Сущность, основные цели и механизм организации современной исламской социологической пропаганды"-проанализированы основные положения современной теории социологической пропаганда и на основе этого определены сущность и особенности ообстванно иоламской социологической пропаганды. При этом особое внимание обращено на следующие обстоятельства: во-первых, понятие социологической пропаганды формировалось на основе "западной" пропаганды и соответственно на основе "западного", "американского" типов образа жизни, тогда как исламская социологическая пропаганда базируется ка другом образе жизни, на "мусульманской цивилизации", которая связана, как указывалось выше, о азиатским способом производства;

во-вторых, по своей целенаправленности "западная социологическая пропаганда" в основном ориентируется на формирование новых* в большинстве извне привнесенных элементов и моделей образа жизни. В отличие от нее иоламская социологическая пропаганда, будучи направленной на мусульманские регионы, не столько формирует новый, сколько консервирует, возрождает и активизирует имеющиеся в этих регионах основы исламских традиций, обычаев, стиля и образа «ияни. Еоли традиционно понимаемая социологическая пропаганда * ¡спахивает поле", то исламская социологическая пропаганда выполняет функции не "вспашки", а "рекультивации", "удобрения" данной почвы, как правило, с добавлениями элементов доктрины, господствующей в государстве-оубъек-те пропаганды;

в-третьих, важной особенностью иоламской социологической пропаганды является то, что ее влияние распространяется не только на молодежь, но и на старшее поколение. Если информация, полученная молодежью, выражается в определенной модели

поведения, то старшее поколение частично репродуцирует данную информацию в виде реального примера поведения для подрастающего поколения. Этому способствуют существующие и действующие традиции почитания старших, послушания их, следования их советам и т.д. В итоге, социологическая пропаганда как бы резонирует в среде старшего поколения, а затем в более дополненном виде, вторично поступает в молодежную среду.

Во втором параграфе-"Основнне направления исламской социологической пропаганды и некоторые проблемы ее изучения - рассмотрены проблемы социологии ислайокой, пропаганды и показаны особенности современной деятельности иранокого пропагандистского центра. На основе богатого фактологического материала, а также контент-анализа передач радиостанции "Голос исламской республики" до 1988-1989 гг. автор прослеаавает содержание, организацию и направленность зарубежной исламской ооциологиче-окой пропаганды.

Программу вещания РС "Голоо исламской республики" условно можно разделить на три большие группы: а) ислам; б) внешняя и внутренняя политика иоламской республики Иран; в) ообытия в СССР. Автором особенно подробно анализируются програшы перодач раздела "Ислам". Материалы этого раздела охватывают следующие направления:

1. Передачи, посвященные иоламской теологии, философии, идеологии.

2. Передачи по вопросам дичнооти о точки зрения ислама, его образа жизни.

3. Передачи об иодамоком общзотве, путях иоламизацив человеческого общества в целом.

4. Передачи, пропагандирующие Коран, шариат и пять "стол-

пов" веры,

5. Пропаганда мировой исламской револщии, восхваление исламской револкции в Иране.

6. Пропаганда образа Бога, пророка Мухаммеда, его последователей, восхваление образа жизни Хомейни.

Являясь осноешхм предметом пропаганда в передачах РС "Голос исламской республики", исламская религия, идеология и образ казни преподносятся в качеотвэ единственной, всеохватывающей нормы, определяющей все сферы жизнедеятельности и потусторонней жизни человека. Жизнь и деятельность мусульманина рассматривается в неразрывности о идеями поклонения Богу, следования по цуги пророка Мухаммеда, одуаения установкам Корана, Шариата, принципам ислама. Аллах указывается в качеотве единственного со Вселенной Бога, стоящего выше всех других божеств.

В третьем параграфе "Опыт ооциологического изучения зарубежной исламской пропаганды на молодежную аудиторию" проанализированы вопросы изучения эффективности зарубежной пропаганды исламского образа жизни на молодежную аудиторию. Социологический аопект вопроса окладовается из двух составляющих: из анализа отношений молодежи к средствам массовой информации в целом и роли зарубежной исламской пропаганды в антисоветской, антисоциалистической клерикальной пропаганде в целом.

Определенные выводы об отношении молодежи к средствам гязссоЕОЙ информации, ее интересах и потребностях дают результаты кошерэтных социологических исследований, проведению автором а ноябре-декабре 1980 г. на территории пяти приграничных районов Туркменской ССР. Вш! опрошены учащиеся, молодые представителя интеллигенции, ИТР, рабочие, колхозники. Анкета была 'составлена на туркменской языке и распространялась преимуществен-

но среди молодежи туркменской национальности. Исследование показало, что молодежь больше предпочитает музыкальные передачи, рассчитанные на развлечение и отдых (68,3^). В то же время немало места в интересах молодежи занимают и вопроси морали, культуры и семьи (25,2$), новости (28,3$). Учет этих обстоятельств особенно важен в связи с тем, что значительное место в материалах СШ республики занимают производственные вопросы, хотя только 6,С6/й молодежи оценивают ах как интересные и близкие. По результатам исследований автора.слушатели РС "Голос исламской республики" составляют практически половину (48,5#) опрошенной молодежной аудитории в пограничных районах республики.Фактически ежедневно или через день слушает зарубежное радио одна треть (32,6$) опрошенных.

Автор объясняет интерес молодежи к передачам зарубежного радио их оперативностью, насыщенностью информацией, умением манипулировать фактами, что привлекает внимание аудитории. Каждый третий опрошенный (32$) мотивирует свой интерес к передачам зарубежного радио тем, что они более оперативно и объективно информируют, о текущих событиях.

Исследование показывает, что молодежь более склонна слушать передачи, связанные о запросами их повседневной жизни, предпочитая музыкальные, развлекательные и бытовые теш. Идеология или политика в "чистом" виде для нее менее привлекательны. Понимая, что.часто пропагандистские приемы, преследующие цель распространения идей, доктрин или лозунгов, служащих задачам их внешней политики, не всегда достигают цели, авторы исламских передач все более активно используют методы социологической пропаганды. К сожалению, это не проходит бесследно для молодежной аудитории республики. Из числа опрошенных, 24,7$ считают, что

прослушивание передач Гургенского радио существенно изменили их мысли и чувства, сыграли определенную роль в образе жизни, 14,6$-статают, что исламский образ жизни делает человека более мудрым и полезным членом общества.

Наряду о итогами социологических исследований,'в данном параграфе автор обобщает опыт ряда комитетов комсомола, в частности, Ташаузского обкома, Кизил-Атрекского райкома ШСшТ по контрпропагандистской, массово-политической работе среди молодежи .

В зпкдючитедьиой части работы формулируются основные выводы исследования. Автор обращает внимание на то, что изучение ислама в качестве образа жизни показывает важные стороны роли духовно-ролигиозных факторов в повседневной жизни молодежи.

В связи с этим подчеркиваются следующие обстоятельства: -место и роль ислама в обществе, в политике, в социальных процессах определяется тем, на службу чьим интересам он в конечном итоге поставлен. Нельзя не заметить того, что нередко исламские призывы становятся лозунгами антикоммунистов и крайних националистов. Не на пользу народу идет и пропаганда тоталитарной власти ислама, при которой значительно замедляется прогресс общества, консорвируется потенциал человеческой природы. Примеров тону, как показывает исследование, немало. С другой стороны, было бы ошибкой не видеть некоторых общечеловеческих и гуманистических начал в исламе. В этом качестве он выступает как неотъемлемая часть человеческой культуры, общественного сознания и образа етэни. Подытоживая исследование, диссертант сделал следуодие выводы:

- во-первых, изучение исламского феномена но только как веры, но и специфического типа образа жизни свидетельствует»

что предстоят еще веоьма не простые проблемы теоретического и социально-философского исследования общества восточного типа. При этом марксова концепция "азиатского общества" и "азиатского способа производства" может стать сильной теоретической и методологической базой социально-политических исследований и прогнозов относительно восточного общества, в том числе и среднеазиатского. Это утверждение зивдется на современном видении основных характеристик среднеазиатского общества. К ним относятся:

- коллективный характер труда", значительное преобладание аграрного сектора общественного производства связанного с искусственным орошением;

- достаточно мощный фундамент института власти, основанный на единоначалии, централизованный институт управления в регулирования общественной жизни, при сохранении корпоративности общественных связей, основанию: на родо-племенпой инфраструктуре, этио-соцаалышх отношениях;

во-вторых, итоги диссертационного исследования дают основание утвзрвдть, что национальное возрождение народов Средней Азии вполне может иметь тенденцию усиления исламских духовных и культурных ценностей, которые были тесно вплетены в традиции и образ жизни этих народов. Поиск духовных источников национального возрождения нередко уводит к дооктябрьскому периоду, и тем примерам национального, которые в течение веков формировались в рамках исламской цивилизации;

- в-третьих, анализ перспективы общественного развития невозможен без учета того, что стратегия исламизации во многом определяет суть исламской экспансии в восточно-азиатском регионе. Идеологи исламской экспансии не отрицают свои притязания

па иславдзещш народов Средней Азии;

в-четвертых, исследуя зарубежную исламскую пропаганду, следует обратить внимание на использование в» многих общечеловеческих ценноотей, составллпцих привлекательный фасад современной пропаганды иоламского образа жизни.

Результаты ооциодогических исследований, проведенных среди молодежи, свидетельствуют иэ только об устойчивом интересе определенной части молодежной аудитории к передачам зарубекного иоламского радио, но и об их практическом воздействии на образ Еизна молодеет. Нарастащие проблемы социально-бытовой неустроенности, призрак безработицы, роот наркомании и преступности влияют на социальную уверенность и устойчивость молодежи. Поэтому необходимо уке сегодня принять на государственном уровне комплеко програш по социальному обеспечению молодежи, а значит н будущих поколений наизго общества. Критика негативных оторон исламского образа жизни только тогда достигнет своей цели, когда будет проводиться активная и эффективная социальная политика , подчиненная всесторонней заботе о культуре, быте и здоровье молодежи.

Наконец, говоря о формировании мировоззрения молодежи, автор подчеркивает необходимость создания единой системы изучения общественного тетя молодежи а разработки научно -обоснованной модели ее информатизации. Надо вырабатывать у юношей и, девушек способность объективно и критически воспринимать информацию.

Заключая работу, диссертант обращает внимание на бозроота-нцую значимость социально-философского изучения современного среднеазиатского общества на основе творческого развития марк-совой концепции "азиатского общества" с учетом всего комплекса

социально-экономических, политических и духоБно-нравствешшх проблем.

■ Основные положения диссертации отракенн в оледупцвх основных публикациях автора:

1. Деятельность комитетов комсомола Туркменистана по патриотическому и интернациональному воопитанию сельской молодежи // Актуальные проблемы патриотического и интернационального воопитания молодежи: (материалы Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов). (Баку, 7-17 апреля 1986 г.). - М.: Молодая гвардия, 1987. - С.136-139.

2. Некоторые аспекты интернациопального воспитания молодежи в условиях развития единого народнохозяйственного комплекса страны // Научно-технический прогресс в общеотво: (тезисы докладов УШ республиканской научной конференции ыолодшс ученых

и специалистов Туркменистана). - Ашхабад, 1986. - С.26-28.

3. Некоторые вопросы контрпропагандиотской работы в условиях активизации за рубежом "исламского фактора" // Научно-технический прогресо и общество: (тезисы докладов УШ республиканской научной конференции молодых ученых и специалистов Туркменистана). -Ашхабад, 1986. -C.I52-I56.

4. К вопросу об изучении влияния на молодшсь исламской пропаганды и пережитков прошлого // Тезисы У1 научно-практической конференции молодых ученых и специалистов АН ТССР. - Ашхабад: АН ТССР, 1987. - C.I0-II.

5. Интернациональное и атеистическое воспитание молодежи (на туркменском языке)'.1 - Ашхабад: Знание, 1988. - 25 с.

6. Твой вклад (на туркменском языке). - Ашхабад: Магарыф,

1988. - 40 с.

7. Что стоит за "исламизацией?" // Агитатор Туркменистана,

1989. - № 12. - С.4-7.