автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Жанр "фэнтези" в литературе Великобритании: проблема утопического мышления

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Приходько, Алексей Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанр "фэнтези" в литературе Великобритании: проблема утопического мышления'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Приходько, Алексей Михайлович

Введение.

Глава I Жанр «фэнтези» как жанр современной массовой беллетристики.

Глава II Проблематика утопического мышления в историческом контексте.

параграф 2.1. Античный утопизм.

параграф 2.2. Утопическое мышление в эпоху Средневековья.

параграф 2.3. Утопия в эпоху Возрождения и в Новое время.

параграф 2.4. Утопическое мышление в XX веке.

Глава III Проблема взаимосвязи утопического мышления и мифотворческого процесса в жанре «фэнтези».

параграф 3.1. Утопическое мышление и мифотворческий процесс в жанре «фэнтези».

параграф 3.2. Особенности жанра на примере романа «Властелин колец» и других образцов литературы «фэнтези».

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Приходько, Алексей Михайлович

глава I Жанра «фэнтези» как жанр современной массовой беллетристики.170

глава II Проблематика утопического мышления в историческом контексте.172

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанр "фэнтези" в литературе Великобритании: проблема утопического мышления"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе шла речь о феномене утопического мышления и о его проявлениях в культуре XX века. В наше, подходящее к своему концу столетие, ознаменовавшееся глобальными катаклизмами и попытками переоценки прежних ценностей, еще до относительно недавнего времени регулирующих систему человеческой жизнедеятельности, утопическое мышление вновь заявило о себе как о явлении, которое еще рано списывать со счетов. События, развивающиеся на арене века, заставляют нас более внимательно и вдумчиво подойти к проблеме утопии как к одной из актуальнейших проблем современности. Действительно, трудно было бы представить еще в XIX веке, когда казалось, что человечество уже достигло высшей отметки цивилизованности, а рационалистический подход к миру и человеку вроде бы почти не оставил белых пятен ни в понимании человеческой природы, ни в понимании природы вообще, что через несколько десятков лет человечество будет уничтожать само себя в ужасных войнах. В середине прошлого столетия гениальный русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать». В чем-то Толстой был, безусловно, прав. Открытия Ле Бона, Тар да, Сигеле, Фрейда, Юнга и др. подтвердили мысль о том, что человеческое «я» не исчерпывается только безусловной разумностью, но также вмещает в себя глубокий, если не глубочайший, бессознательный пласт, определяющий человеческое поведение в большей степени, чем даже это можно было себе представить. Открытия, сделанные психологией масс, позволили заявить о массе как об иррациональном явлении, позволили вплотную подойти к проблеме массового общества. В этом историческом контексте на сцену истории вновь вышло утопическое мышление, заявившее о своей дееспособности еще в эпоху средних веков, где оно управляло крестовыми походами и армиями искателей земного рая. Утопическое мышление заставило человека XX века добиваться установления идеального общественного устройства, во имя которого можно было бы пожертвовать собственной жизнью.

•В нашей работе мы показали, что утопическое мышление в той или иной форме присуще каждой культурно-исторической эпохе. В ходе экскурса в историю мы наблюдали две стороны утопизма. Утопическое мышление вообще присуще человеческому «я», являясь его неотъемлемой частью. Такой утопизм рождает мифы о прекрасных и далеких землях, обитатели которых не ведают обычных человеческих горестей, лишены страданий, а порой и смерти. Таковы Гиперборея древних греков, остров Аваллон и страна Кокейн в средневековой мифологии, Царство небесное христианских догматов. Природа такого утопизма заложена в произведениях Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Компанеллы, Ф. Бэкона и др. В этих легендах, мифах, сказаниях, литературных произведениях находит свое отражение мечта человека о лучшей жизни, связанная с глубинной верой в возможность иного, более совершенного общественно-социального устройства. Но когда такие утопические тенденции переходят из области чаяний, из области мифов и литературы в сферу реальности, они попадают в разряд социальных феноменов, опасных и разрушительных. Становясь социальным явлением, утопизм теряет свои безобидные черты, облекаясь подчас в крайне непривлекательные формы. Все это и требует самого пристального внимания к проблеме утопии, требует внимательного изучения этого феномена.

•Два аспекта утопизма: социологический и рассматриваемый как внутренне присущий человеку (находя свое отражение в мифологии и литературе, он позволяет с некоторой натяжкой говорить о себе как об эстетическом явлении) сосуществуют бок о бок. В различные эпохи и даже в различные временные отрезки в рамках самой исторической эпохи, что связано с целым рядом специфических условий, равновесие между ними может смещаться то в одну, то в другую сторону, т.е. то в сторону утопизма социального, то в сторону утопизма эстетического. Последствия таких смещений в первом случае являются предметом изучения истории и социологии, во втором, как правило, - истории искусства. К концу XX столетия происходит постепенное перемещение утопических элементов из социальной в эстетическую сферу. Этот процесс связан, на наш взгляд, прежде всего с тем, что человек нашего времени смог увидеть те последствия, к которым могут привести попытки воплощения в реальное бытие утопических проектов, смог наглядно лицезреть негативную сторону утопии. Отныне человек, до тех пор, пока жива еще память о событиях недавнего прошлого, будет с известной долей недоверия относиться к утопии, стараясь вытеснить ее из социальной сферы. Этому в немалой степени способствуют и тенденции демократизации общества, хотя и известно, что массы способны пожертвовать собственной свободой в пользу тоталитаризма. Тем не менее, если вести речь о Европе и, в первую очередь, о Северной Америке, то как раз именно здесь наиболее ярко проявляется процесс вытеснения утопии из социальной сферы. Мы не касаемся при этом исламского мира.

Наоборот, нам кажется, что утопия переживает там сейчас очередное рождение, чему подтверждением может являться религиозный экстремизм. К сожалению, последние события на Балканах показали, что и в Европе далеко еще нет того уровня стабильности, который явился бы известным гарантом от возникновения новых утопических чаяний со всеми вытекающими из них последствиями. Но исследование таких возможностей - сфера социологии. Тема же нашего исследования значительно уже, и если она и затрагивает некоторые социологические аспекты, то только в той мере, в какой нам это казалось необходимым для полного раскрытия своей мысли. На возможное почти полное исчезновение утопии с арены XX века указывал еще К. Манхейм, но, говоря об утопии, немецкий социолог, конечно же, имел в виду утопию как социальный феномен. Утопические элементы в силу их обязательной присущности миру нашего «я» не могут поддаться окончательному вытеснению из реальности и должны получить свою объективацию во внешнем мире. Речь может идти лишь о форме такой объективации. Где же искать в таком случае область проявления утопического мышления? Ответ напрашивается сам собой: в сфере искусства. Действительно, искусство уже само по себе, стремясь к завершению незавершенного в мире, к идеализации того, что заведомо не может быть идеальным, вбирает в себя утопические черты. И все-таки, есть области искусства, которые мы можем назвать более восприимчивыми к такому восприятию в себя утопических элементов, нежели другие. Безусловно, литература занимает здесь в силу своих специфических особенностей одно из лидирующих мест. Мало того, в рамках самой литературы есть жанры, которые в качестве своей приоритетной задачи ставят именно обеспечение человеческой потребности в утопическом мышлении. Эти жанры представляют собой своеобразную альтернативу социальной утопии и могут рассматриваться в качестве своеобразной попытки противостоять социальному аспекту утопизма, предлагая массовой аудитории, на которую они, собственно, и ориентированы, возможное русло, в которое должна направиться энергия, создающая, творящая утопические чаянья. Это то, что отечественный исследователь В.А. Лекторский назвал «выработкой альтернативной фабрики утопий». Одним из таких жанров как раз и является литературный жанр «фэнтези», на котором мы и сосредоточили свое внимание в ходе данного исследования.

•В настоящей работе мы рассмотрели феномен мифа и роль последнего в культуре и, в частности, литературе XX века. При этом мы поставили целью определить связь между тем интересом к мифу, что характеризует культуру нашего столетия, и таким явлением, как утопическое мышление. Связь эта заключается, как видится нам, в следующем: истоки интереса к феномену мифа, а также интерес к эпохе Средневековья стоит искать в кризисе рационализма и последовавшей реакции на данный кризис. Действительно, к концу XIX века все настойчивее начинают звучать голоса, возвещающие о необходимости пересмотреть всю систему ценностей, сформированную рационалистическим мышлением XVIII - XIX столетий. Авторы антирационалистических высказываний усматривают в культе рационального научного мышления тенденции, ведущие прежде всего к снижению значения отдельной личности, утрате последней своей значимости, ценности. По их мнению, рационализм, делающий ставку на достижения научно-технического прогресса, приводит к тому, что личность становится лишь частью огромной машины, в которой проблема соотношения больших и малых величин неизменно решается отнюдь не в пользу отдельного индивида. К числу таких мыслителей в русле русской культуры, безусловно, можно отнести Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В л. Соловьева, Н.А. Бердяева и др. На Западе в связи с этим контекстом в первую очередь хочется назвать имена А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В это же самое время, в качестве реакции на рационализм пробуждается интерес к мифу, который привлекает к себе внимание именно присущей ему иррациональностью. Стоит уточнить, что, несмотря на тот факт, что мифу в определенной степени свойственен и аспект рациональности, в глазах человека указанного времени, соотносящего миф с сегодняшним днем, он видится абсолютно иррациональным явлением. Можно в качестве примера вспомнить, сколько внимания уделил тот же Ницше разработке идеи дионисийства, которая напрямую, по его мнению, связана все с той же иррациональностью, будучи антагонистична рациональному (по античным меркам) аполлонизму. Обращение к мифу, характерное еще для романтиков, становится по-настоящему популярным. Миф начинает рассматриваться в это время в качестве феномена, заложенного в основах европейской культуры. Именно таким образом рассматривал миф немецкий композитор Рихард Вагнер, заслугой которого считается популяризация мифа. Все это активизирует внимание и к эпохе средних веков - хранительнице мифологического наследия варварских народов. Немало способствует поддержанию интереса к мифу открытия, сделанные психоанализом и, в частности, лично 3. Фрейдом и К.Г. Юнгом. Психоанализ выдвинул тезис о том, что на бессознательном уровне сложная структура человеческой личности может вбирать в себя мифологические элементы. Иными словами, психоаналитики заявили, что миф играет в жизни человека весьма существенную роль. К середине XX века, хотя развертывание данного процесса можно было наблюдать и ранее, миф становится неотъемлемой частью культур европейского тоталитаризма. Утопические тенденции начинают сближаться с мифологическим мышлением тогда, когда в тесно связанных с мифом эпохах, одной из которых мыслится эпоха раннего, дохристианского средневековья, начинают усматривать некий «золотой век» культуры. Пускай этот золотой век не совсем отвечает понятию гуманности, но зато ему приписывается антирационалистическая направленность, на что, кстати, умело сделали ставку лидеры немецкого фашизма, предложив немецкой нации образ героя средневековых мифов, находящего справедливость лишь в собственной воле. Каким образом идея «белокурой бестии», наслоившаяся на представления о германском героическом прошлом, завладела массовым сознанием, а воля к смерти, присущая германо-скандинавской мифологии, стала частью идеологии Третьего Рейха - это остается открытым вопросом для социологии и, возможно, для психологии масс. Мы же хотим обратить внимание на тот факт, что произошло своеобразное ретроспектирование идеала в средневековое мифологическое прошлое с последующим проектированием его в качестве идеала утопического в непосредственно ближайшее будущее. На наш взгляд, причиной всему этому явился кризис рационализма.

•Жанр «фэнтези», первые произведения которого принято датировать самым началом нашего века, обрел свою эстетическую программу в работе - эссе английского прозаика Дж. P.P. Толкиена «О волшебных сказках». В этой работе писатель, роман - эпопея которого «Властелин колец» и возвестила о начале массовой популярности литературы «фэнтези», утверждает, что в основе подобного рода произведений должен быть заложен принцип эскапизма, т.е. бегства от действительности. Мир наличной реальности, и здесь Толкиен желает говорить от лица всего человечества XX столетия, воспринимается человеком как пугающий. Альтернативой такому миру должен стать, по мнению Толкиена, мир реальности эстетической, реальности литературного текста. Свою концепцию Толкиен пытается обосновать с позиции христианства, находя аналогии волшебной сказке - именно так он называет произведения жанра «фэнтези» - в евангельском тексте, который, как считает писатель, сумел превратиться из сказочного повествования в самую настоящую реальность. Отсюда следует, что для автора мир художественный имеет не меньше оснований претендовать на право называться реальным, нежели сама наличная реальность. Таким образом, сам принцип эскапизма оказывается тесно связанным с феноменом утопического мышления, заключая в себе, при этом, определенного рода религиозную функцию. Изолировать читателя от пугающего мира реальности, предложив ему взамен идеальный мир реальности эстетической, - это, по сути, функция религиозно - утопическая. Конечно же, такое стало возможным именно в XX столетии после открытий психоаналитиков и модернистов, заявивших о внутреннем мире человека как о единственно истинной реальности. Можно вспомнить в этой связи философию А. Бергсона и теорию относительности А. Эйнштейна -эти настоящие мифы XX века, которые оказали колоссальное влияние на становление самосознания человека нашего времени.

•Исходя из вышеизложенного, нам кажется правомерным рассматривать мифотворческий процесс, отражением которого как раз и является литература «фэнтези», как процесс, находящийся в самой тесной связи с процессом утопического мышления. Принцип эскапизма уводит читателя в мир, организованный по мифологическим законам. Все авторы литературы «фэнтези» будут творить миф, апеллируя при этом как к уже известным, традиционным мифологическим системам, так и разрабатывая свою собственную оригинальную мифологическую концепцию мира. Существенным признаком такого рода литературы становится при этом квазифеодальный фон, на котором разворачивается сюжетная линия произведения. О сближении в нашем столетии утопического и мифологического мышлений уже шла речь выше. Основной наш тезис можно сформулировать так: мифотворческий процесс и утопическое мышление обретают в рамках литературы «фэнтези» самую тесную связь.

•Мы считаем, что литературный жанр «фэнтези» по своей сути может быть назван утопическим жанром. Попытаемся еще раз акцентировать внимание на этом утверждении.

1. Утопия предлагает образец идеального общественно-государственного устройства, модель идеального государства. Все это так, но бесспорно и то, что, начиная со времени Томаса Мора, говоря об утопии, мы говорим о некоем рациональном описании государственной системы. Такого описания мы в литературе «фэнтези» в чистом виде не найдем. Но, как уже было заявлено, само появление жанра можно рассматривать как следствие волны реакции на рационализм, которая возникает в русле XIX века. Не рационализм, а иррационализм, присущий, по мнению авторов «фэнтези», эпохе средних веков, и должен стать определяющим признаком такого рода литературы. В этом смысле стоит утверждать, что квазифеодальный средневековый фон, сознательно противопоставленный рациональному описанию общественного уклада, обычаев и нравов, принятых в идеальном государстве, и должен заменить последние в произведении, являясь носителем, по сути той же функции.

2. Будь то эстетическая утопия или же социальная, но, так или иначе, она направлена на то, чтобы быть воплощенной в реальности. Любые чаянья о лучшей жизни имеют конечной целью свое осуществление. Мир реальности эстетической, мыслимой не менее реальной, нежели сама наличная реальность, - это и есть полное самоосуществление утопии, которую предлагает нам жанр «фэнтези». Мир художественного текста - это и есть мир, в котором сбываются все утопические чаянья. Литература «фэнтези» не ставит своей задачей предоставить читателю образец, во имя достижения которого читатель должен направить свою волю на изменение окружающей его наличной реальности. Литература данного жанра производит своеобразную «подмену» реальности, по-иному расставляет акценты. Взамен одной реальности предлагается другая, в которой уже осуществилась утопия. И в данном случае «фэнтези» точно выполняет завет своего духовного наставника, Толкиена, -несет людям радость, радость обретения идеала. Именно здесь и нарушается временной принцип, лежащий в основе градации утопий. Рассматриваемой нами утопической модели мы предложили имя «параллельной утопии», где слово «параллельная» означает «сосуществующая одновременно».

В заключение хочется добавить, что нами рассмотрен лишь один аспект утопической проблемы, в то время как сама проблема еще очень далека до своего окончательного разрешения и требует дальнейшей разработки.

 

Список научной литературыПриходько, Алексей Михайлович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Андерсон П. Сломанный меч. СПб.: Северо-Запад, 1992-640с. Брэдбери Р. О скитаньях вечных и о земле. М.: Правда, 1987656с.

2. Брэдбери Р. Тени грядущего зла. СПб.: Северо-Запад, 1992608с.

3. Бэкон Фрэнсис. Новая Атлантида // Утопический роман XVI-XVII веков. М.: Библиотека всемирной литературы, 1971. С. 193227.

4. Верас Дени. История Севарамбов // Утопический роман XVI-XVII веков. М.: Библиотека всемирной литературы, 1971. С. 309451.

5. Гаррисон Гарри. Запад Эдема. Пер. с англ. Екатеренбург: МП «Виктори» при участии МПК «Джаконда», М., 1992 - 399с.

6. Джойс Джеймс. Собр.соч. в 3 Т. М.: Знаменитая книга, 1993.

7. Дансейни Эдвард. Рассказы сновидца. СПб.: «Амфора», 2000525 с.

8. Де Бержерак Сирано. Государства луны. Утопический роман ХУ1-ХУП веков. М.: Библиотека всемирной литературы, 1971. С. 227-309.

9. Желязны Роджер. Создания света и тьмы. Т.1. М.: Аргус, 1993-384с.

10. Желязны Роджер Князь света. СПб.: Северо-Запад, 1992-414с.

11. Желязны Роджер. Хроники Эмбера. СПб.: Северо-Запад, 1992413с.

12. Замятин Е. Мы // Евгений Замятин. Мы. Олдос Хаксли. О дивный новый мир. М.: Художественная литература, 1989, С.7-163.

13. Кампанелла. Город солнца // Утопический роман ХУ1-ХУП веков. М.: Библиотека всимирной литературы, 1971. С.143-193.

14. Киплинг Р. Сказки Пака // Сказки старой Англии, М.: Мастер, 1992-С. 5-207.

15. Коулсон Дж. Цитадель бога смерти. Кишинев.: ГДГ- МИА, 1991 -288с.

16. Ланье Стерлинг. Путешествие Иеро. Л: Северо-Запад, 1991317с.

17. Ле Гуин У.К. Маг Земноморья. Пер. С англ. М.: Улей, 1991224с.

18. Ле Гуин У.К. Ожерелье планет Эйкумены. Т.1. СПб.: Северо-Запад, 1992-606с.

19. Ле Гуин У.К. Левая рука тьмы. М.: Радуга, 1992-384с.

20. Лейбер Фриц. Мечи против колдовства. СПб.: Северо-Запад, 1992-479с.

21. Ли Тэнит. Владыка иллюзий. СПб.: Северо-Запад, 1999-432 с.

22. Льюис Клайв Стейплз. Хроники Нарнии. М.: Космополис, 1991-683с.

23. Манн Томас. Смерть в Венеции. // Томас Манн. Новеллы. Л.: Художественная литература, 1984. С.96-143.

24. Мэлори Томас. Смерть Артура, в 2 Т. М.: Художественная литература, 1991.

25. Мор Томас. Утопия. // Утопический роман XVI-XVII веков. М.: Библиотека всемирной литературы, 1971. С.41-143.

26. Муркок Майкл. Повелители мечей. Хроника Корума. Л.: Северо-Запад, 1991-383с.

27. Муркок М. Поющая цитадель //512 Magazine of science fiction and fantasy, 1992, № 0., C. 36-39.

28. Нортон Андре. Колдовской мир. СПб.: Северо-Запад, 1992416с.

29. Нортон А. Трое против колдовского мира. СПб.: Северо-Запад, 1992-607С.

30. Нортон А. Да здравствует лорд Кор! // 512. Magazine of science fiction and fantasi, 1992, № 0-1 C. 22-35; 28-41.

31. Оруэлл Джордж. 1984. Соч. В. 2.Т. Пермь.: Капик, С.5-231. С.

32. Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий. М.: Мысль. 1999-501С.

33. Платонов А. Чевенгур. Платонов Андрей. Собр. соч. в. 5.Т. М.: Информпечать, Т.2. 1998. С.5-308.

34. Платонов А. Котлован. Платонов Андрей. Собр. соч. В. 5.Т. М.: Информпечать, Т.2. С.308-398.

35. Предания и мифы средневековой Ирландии. М.: Издательство Московского университета, 1991 -284с.

36. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль. М.: Правда, 1981560с.

37. Старшая Эдда // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.: Библиотека всемирной литературы, 1975-750с.

38. Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Понедельник начинается в субботу. Сказка о тройке. Попытка к бегству. Трудно быть богом. М.: Московский рабочий, 1989-527с.

39. Стюарт Мэри. Кристальный грот. М.: Недра, 1993-446с.

40. Стюарт Мэри. Полые холмы. Жизнь Мерлина. СПб.: Северо-Запад, 1992-416с.

41. Стюарт Мэри. Последнее волшебство. Жизнь Мерлина. СПб.: Северо-Запад, 1992-5 Юс.

42. Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец. Л.: Северо-Запад, 19911005с.

43. Толкиен Дж.Р.Р. Сильмариллион. М., 1992-416с.

44. Толкиен Дж.Р.Р. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. М.: РИФ. 1991-301с.

45. Толстой Николай. Пришествие короля. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999-672с.

46. Фармер Филип Хосе. Пробуждение каменного бога. М.: Улей, 1991-224с.

47. Хаксли О. О дивный новый мир. // Евгений Замятин. Мы. Олдос Хаксли. О дивный новый мир. М.: Художественная литература, 1989. С163-350.

48. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! // Хемингуэй Э. Прощай, оружие! Рассказы. М.: Художественная литература, 1977. С.3-221.

49. Хемингуэй Э. По ком звонит колокол.// Хемингуэй Э. По ком звонит колокол. Праздник, который всегда с тобой. М.: Правда, 1988. С.11-469.

50. Херберт Фрэнк. Дюна. М.: Центрполиграф, 1992-5 76с.

51. Чапек Карл. Война с саламандрами. // Карл Чапек. Война с саламандрами. Рассказы. М.: Художественная литература, 1980. С.13-213.

52. Bradbury R. A Madicine for Melanholy/ Toronto, N.Y. L.: Bantam Books, 1977- 184 p.

53. Eddison E.R. The worm Ouroboros. N.Y.: Ballantine Books, 1974520 p.

54. Guin. U.K. Orsinian Tales. L., Toronto, Sydney, N.Y., Panther. Granada Publishing, 1978-176 p.

55. Guin. U.K. The Farthest Shore N.Y.: Bantam Books, 1975-1981. P

56. Guin U.K. The Tombs of Atuan. N.Y.: Bantam Books, 1975150 p.

57. Guin. U.K. Tehanu. N.Y., Toronto, London, Sydney, Auckland: Bantam Books, 1991-280 p.

58. Guin U.K. Always coming home. Toronto, N.Y., L., Sydney, Auckland: Bantam Books, 1987-564 p.1.wis C.S. That Hideous Strenght. N.Y.: Colier Books, 1990-3841. P1.wis C.S. Voyage to Venus. L., Sydney: Pan Books, 1976-208 p.

59. Powys J.C. Glastonbury Romance. L.: Pan Books Limited, 19771120 p60.

60. White Т.Н. The Once and Future King. L.: Fontana Paperbacks, 1986-640 p.

61. White Т.Н. The Book of Merlin. N.Y.: Berkley Boocks, 1982-1961. P

62. Zelazny Roger. Hand of Oberon. N.Y.: Avon, 1977-193 p. Zelazny Roger. The Court of Chaos. N.Y.: Avon, 1979-144 p.1. ИССЛЕДОВАНИЯ

63. Араб-Оглы Э.А. Утопия // Философская энциклопедия. Т. 5. М„ 1970.

64. Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 49 -79.

65. Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Изд-во полит, литерат., 1989.319с.

66. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопической сознание в США. М„ 1982.

67. Баталов Э.Я. Современное капиталистическое общество и утопическое сознание // Вопросы философии. 1973. № 10.

68. Белль Г. Франкфуртские чтения // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Изд.-во полит, литерат., 1991. С. 293 338.

69. Бергсон Анри. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс., Кучково-поле, 1998. 382 с.

70. Бердяев H.A. Новое средневековье. М.: Феникс ХДС-пресс, 1990. - 82 с.

71. Вебер Макс. Наука как призвание и как профессия // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Изд.-во полит, литерат, 1990. С. 319 345.

72. Бенедиктова Т.Д. Поэзия американского романтизма: своеобразие метода: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора филол. наук. М., 1990-42 с.

73. Вико Джамбаттиста. Основания новой науки об общей природе наций. М., Киев: Refl-book ИСА, 1994-628 с.

74. Виндельбанд Вильгельм. История философии. Киев.: «Ника-Центр», «Вист-С», 1997. 553 с.

75. Виндельбанд Вильгельм. От Канта до Ницше. М.: Канон-пресс., Кучково-поле, 1998. 492 с.

76. Виппер Р.Ю. История Нового времени. Киев. «Ника-Центр»., «Вист-С», 1997.- 621 с.

77. Володин А.И. Утопия и история М., 1976.

78. Воробьев JT. Утопии и действительность // Утопический роман XVI XVII веков. М.: Изд. -во «Художественная литература», 1971. С.5 - 41.

79. Геллер М.Я., Некрич A.M. Утопия у власти. М. Изд-во «МИК», 2000,- 856 с.

80. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М.: Наука, 1987.-432 с.

81. Губман Б.Л. Миф и религия // Культурология. XX век. Словарь. СПб. Университетская книга, 1997. С 285 287.

82. Гудков. JT., Дубин Б. Ителлигенция. Заметки о литературно-политических иллюзиях М.: Эпицентр; Харьков: Фома, 1995.-187 с.

83. Гудрик-Кларк Николас. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию.: Пер. С англ. СПб.: Евразия, 1993.- 243 с.

84. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство. 1984.-352 с.

85. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: 1990,- 400 с.

86. Гуссейнов А., Скрипник А. Пессимистический гуманизм Артура Шопенгауэра // Шопенгауэр Артур. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 5 20.

87. Гюнтер Г. Жанровые проблемы утопии и «Чевенгур» А.Платонова // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс. 1991. С. 252 277.

88. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.177 с.

89. Жаринов Е.В. «Фэнтези» и детектив жанры современной англо-американской литературы. М.: Международная академия информатизации. Академия средств массовой информации, 1996. -128 с.

90. Зарубежная литература XX века: учебник / Под ред. Андреева Л.Г.- М.: Высш. шк,- 575 с.

91. Иконников А. Утопия и антиутопия в современной архитектуре // О современной буржуазной эстетике. Вып. 4. М., 1976.

92. Ильин Илья. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 256 с.

93. Ильин И. Духовный смысл сказки // Литература в школе. 1992, № 1. 1992.

94. История американской литературы / Под ред. Н.И. Самохвалова. Ч. 1. М., 1971. 344 с.

95. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.: Высшая школа, 1987. 415 с.

96. Камю Альбер. Бунтующий человек. М.: Изд-во полит, литер,1990.-415 с.

97. Кандаков И.В. Тоталитарная культура // Культурология. XX век. Словарь. СПб. Университетская книга, 1997. С.474 480.

98. Кардини Франко. История средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987.-384 с.

99. Козлов A.C. Мифологическое направление в литературоведении США: Учеб. Пособие для филол. фак. Ун-тов. М., 1984. 175 с.

100. Кочубиевский Ф. Что вероятнее: случайное возникновение жизни на земле или ее целенаправленное создание? // Наука и религия. 1991. № 8. Август. С. 9 11.

101. К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX XX веков: Сб. М., 1978. - С. 29-34, 35-43.

102. Крейг У. Было ли у Вселенной начало? // Наука и религия.1991. №4. Апрель. С. 13-20.

103. Кукаркин A.B. По ту сторону рассвета. М.: Изд-во политической лит., 1981. 384 с.

104. Ласки М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс. 1991. С. 170 210.

105. Ле Бон Г. Психология толп; Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998,- 416 с.

106. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. Нейхардт A.A. М.: Изд-во «Правда», 1987. 576 с.

107. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 376 с.

108. Лекторский В.А. Гуманизм как идеал и как реальность // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 103 115.

109. Лики массовой литературы США. Под ред. Зверева A.M. М.: Наука, 1991.-334 с.

110. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки ( на материале русской литературы 1920 1980-х годов.) Свердловск.: Урал, 1992. -184 с.

111. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. М.: Прогресс, 1977 1979.

112. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 368 с.

113. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979,- 416 с.

114. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977,208 с.

115. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994,- 919 с.

116. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль., 1993.- 956 с.

117. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд-во политической лит., 1991,- 524 с.

118. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1. М.: Искусство, 1992.-656 с.

119. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 2. М.: Искусство, 1994,-604 с.

120. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин: Александра, 1992- 1993.

121. Лотман Ю.М. Выход из лабиринта // Умберто Эко. Имя Розы. СПб.: Симпозиум, 1997. С.

122. X/J Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.700 с.

123. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Изд.-во полит, литерат., 1991. С. 130 149.

124. Марраваль X. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 210 233.

125. Массовая культура» иллюзии и действительность. М.: Искусство, 1975. - 256 с.

126. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, Школа «Языки русской культуры», 1995,- 408 с.

127. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии // Мифологический словарь. М.: Научн. изд-во «Большая российская энциклопедия» «Лада-Маком», 1992. С. 653 658.

128. Мечта и действительность: американские писатели и «американская мечта»: Из прозы и поэзии США / Сост. и авт. очерков Т.Г. Голенопольский. М., 1986,- 287 с.

129. Михайлов А. «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори // Мэлори Томас. Смерть Артура. М.: Художественная литература, 1991. С. 5 -25.

130. Михайлов A.B. О Людвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штернбальда» // Людвиг Тик. Странствия Франца Штернбальда. М.: Наука, 1987. С. 279 340.

131. Морсон Г. Границы жанра // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс. 1991. С. 233 252.

132. Мортон А. Английская утопия. М., 1956.

133. Московичи Серж. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998,- 560 с.

134. Московичи Серж. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.-475 с.

135. Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 115 - 136.

136. Мулярчик A.C. Спор идет о человеке: О литература США второй половины XX века. М.: Сов. Пис., 1985,- 359 с.

137. Мулярчик A.C. Массовая беллетристика // Литература США в 70-е годы XX века. М.: Наука, 1983. С. 269 296.

138. Мэмфорд Л. Миф машины // утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 79 98.

139. Мэнюэль Ф.; Мэнюэль Фр. Утопическое мышление в западном мире // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс. 1991. С. 21 -49.

140. Никитин Е.П., Никитина А.Г. О системе идеалов (на примере схематизирующего историзма О.Конта.) // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 85 103.

141. Николюкин А.Н. Жанры американской романтической прозы / Предисл. к сбор. Американская романтическая проза. На англ. и русск. яз. М., 1984,- 528 с.

142. Николюкин А.Н. Массовая поэзия в Англии конца VIII -начала XIX веков. М.: Изд-во АН СССР, 1961,- 275 с.

143. Николюкин А.Н. Антикультура: массовая литература США. М.: Знание, 1973,- 63 с. Ницше Фридрих. Сочинения.: В 2 т. М.: Мысль, 1990.

144. Новиков A.A. О парадоксах идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 136 156.

145. Повель Луи, Бержье Жак. Утро магов. Власть магических культов в нацистской Германии: Пер. С франц.- М.: Из. центр «Российский раритет» , 1992,- 76 с.

146. Поляков Лев. Арийский миф. Исследование истоков расизма. СПб.: Евразия, 1996,- 355 с.

147. Пропп В.Я. Собрание трудов/ Морфология волшебной сказки / Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998,- 512 с.

148. Рукетт М.Л. О знании масс (Опыт политической психологии) М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 400 с.

149. Русские философы (конец XIX середина XX века): антология. Вып. 1 / сост.: А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин. Л.Г. Филонова. М.: Изд-во «Кн. палата», 1993. - 368 с.

150. Сартр Жан Поль. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: Изд. полит, литературы, 1990. С. 319 - 345.

151. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1990. С. 5 47.

152. Сигеле С. Преступная толпа (Опыт коллективной психологии); Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я»; Вунд В. Проблемы психологии народов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 320 с.р

153. Тодоров Цветан. Введение в фантастическую литературу. Пер. С французского. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997,- 138 с.

154. Толкиен Дж.Р.Р. О волшебных сказках // Толкиен Дж.Р.Р. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. М.: РИФ, 1991. С. 247 -297.

155. Топоров В.Н. миф. Ритуал. Символ. Образ: Исслед. В области мифопоэтического: Избранное. М., 1995,- 624 с.

156. Тронский И.М. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1988.-464 с.

157. Трубецкой Евгений. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. //Литературная учеба, 1990. Кн. 2. Март-апрель. С. 100- 117.

158. Флиер А.Я. Массовая культура // Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 265 268.

159. Фойгт А. Социальные утопии. Спб. 1906.

160. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Зигмунд Фрейд. По ту сторону удовольствия. Пер. с нем. М.: Изд. группа «Прогресс», «Литера», 1992. С. 256-324.

161. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988,- 544 с.

162. Хейзинга Й. Homo ludens. M.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992,- 464 с.

163. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М.: Мир, 1990,168 с.

164. Хокинг С. Будет ли необходимость в идее Создателя, когда нам станет понятен замысел Бога? // Наука и религия. 1991. № 8. Август. С. 11-14.

165. Хоркхаймер Макс., Адорно Теодор В. Диалектика просвещения. Пер. с нем. М. СПб.: «Медиум», «Ювента», 1997,310 с.

166. Черткова ЕЛ. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 156 188.

167. Чистов В.К. Русские народные социально-утопические легенды XVII XIX вв. М.: Искусство, 1989. - 303 с.

168. Швырев B.C. Знание и мироотношение // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 12 85.

169. Шестаков В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического // Вопросы философии. 1972. № 8

170. Шкунаев C.B. Герои и хранители ирландских преданий // предания и мифы средневековой Ирландии. М.: Издательство Московского университета, 1991.С. 5-30.

171. Шопенгауэр Артур. Собр. соч. В 5 т. Т.1.: Пер. с нем.- Мир как воля и представление. М.: Московский клуб, 1992,- 395 с.

172. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность: Пер. с нем. -Мысль, 1993.- 663 с.

173. Эвола Юлиус. Мистерия Грааля // Милый ангел. М.: Арктогея, 1991. С 32 52.

174. Элиаде Мирча. Космос и история. М.: Прогресс, 1987,- 312 с.

175. Эстетика американского романтизма: Пер. с англ. М.: Искусство, 1977,- 464 с.

176. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994,- 336 с.

177. Юнг К.Г. О психологии бессознательного // Психология бессознательного. М.: Канон, 1996. С. 27 175.

178. Юнг К.Г. Отношения между Я и бессознательным // Психология.бессознательного. М.: Канон, 1996. С. 175 316.

179. Якимович А.К. Культура XX века // Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 209 223.

180. Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М.: Изд-во полит, лит., 1991,- 527 с.

181. Ash S.E. Social Psyhology. N.Y.: Prentice Hall, 1952. 255 p.

182. Campbell Joseph. The Masks of God: Creative Mythology. N.Y.: Penguin Books, 1987. 730 p.

183. Kateb G. Utopias and Utopianism // Encyclopedia of Philosophy. N.Y., 1972. V. 8.

184. King Stephen. Dance Macabre. N.Y.: Berkley Books, 1985. 4371. P

185. Sargent L. British and American Utopian Literature, 1516 1975: An Annotated Bibliography. Lowrence, 1977.

186. Shaw Harry E. The Forms of Historical Fiction. Sir Walter Scott and His Successors. Ithaca; London, 1983. 375 p.

187. Summers V. The Gothic Quest. A History of the Gothic Novel. L.,1969.

188. Vogel L. To See a Promiced Land: Americans and the Holy Land in 19 century. Pennsilvania, 1993. 339 p.

189. Welsh Alexander. The Hero of the Waverly Novels. New Haven; L„ 1963; 2 nd Ed. Princeton, 1992.