автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанр рассказа в творчестве Ибрагима Керимова

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Багирова, Лейла Джафаровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанр рассказа в творчестве Ибрагима Керимова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Багирова, Лейла Джафаровна

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ЖАНР РАССКАЗА В ТВОРЧЕСТВЕ ИБРАГИМА КЕРИМОВА 1950 - 1970-Х ГОДОВ. 19

1. Жизненный и творческий путь писателя .19

2. Идейно-художественное своеобразие «уральского» цикла рассказов 27

3. Особенности воспроизведения колхозного производства, жизни села 57

4. Первые попытки художественного постижения И. Керимовым военной тематики 82

ГЛАВА II. МАЛАЯ ПРОЗА ИБРАГИМА КЕРИМОВА

1980-1990-Х ГОДОВ.101

1. Идейно - художественные особенности цикла «Рассказы о хлебе» 101

2. Новое осмысление прошлого в малой прозе конца 80-х -90-х годов 130

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Багирова, Лейла Джафаровна

Художественная проза кумыков, являя собой составную часть литературного процесса народов Дагестана, имеет славные традиции. Знаменательным представляется тот факт, что стоящие у её истоков Нухай Батырмурзаев, с созданными им повестями «Бедная Хабибат» (1910), «Давуд и Лейла»(1912), «Гарун и Зубайдат, или Несчастная Джанбийке» (1914), и Абдул-Гусейн Ибрагимов-Кизлярлы, с датируемым 1915 годом романом Аманхор, еще в дореволюционный период способствовали становлению и формированию в литературах Дагестана жанров повести и романа.

Как известно, в досоветский период поэзия, по сравнению с прозой, в словесном искусстве нашего края занимала доминирующие позиции. Однако в первые годы социалистического строительства, в 20-30-ые годы XX века, это отставание было существенно преодолено, о чем свидетельствует творческое наследие русскоязычного автора Э. Капиева, кумыков Ю. Гереева, А. Аджаматова, К. Абакарова, аварца Р. Динмагомаева, даргинца С. Абдуллаева, лакцев А.-К. Закуева, И.-Х. Курбаналиева, А. Омаршаева, тата М. Бахшиева, лезгина А. Фатахова и др.

Значительными достижениями художественная проза ознаменована в период Великой Отечественной войны (М. Хуршилов, С. Абдуллаев, А. Аджаматов, 3. Эфендиев). В особенной степени ускоренное развитие художественной прозы обнаруживается в 50-60-е годы, когда данная родовая разновидность литературы в полной мере стала вровень с поэзией. Произведения А. Аджаматова, А. Мудунова, 3. Эфендиева, С. Абдуллаева, а также молодых авторов, только начинавших пробовать свои силы на художественном поприще, М.-С. Яхьяева, И. Керимова, М. Магомедова, К. Меджидова, М. Гаджиева и мн. др. утвердили значимость художественной прозы в литературном процессе Дагестана. Прежде всего, привлекает внимание обилие имен, количественные параметры их наследия.

Относительно кумыкской прозы, следует подчеркнуть, что в 50-е годы почти одновременно начали трудиться на ниве прозы участники Великой Отечественной войны - Ибрагим Керимов и Магомед-Султан Яхьяев, и вот уже более полувека активно участвуют в художественном процессе, способствуя дальнейшему развитию словесной культуры. Если к названным авторам добавить Шарипа Альбериева, Микаила Абукова, Камала Абукова, Ибрагима Хамава Бамматули, Умукурсюн Мантаеву, Зарипат Атаеву, Хизри Арсланбекова, Айнутдина Мамаева, Абаса Мамаева, Абаса Дациева, Ахмеда Устарханова, Ислама Казиева, Хайбуллу Давудова, Магомедбека Османова, Мустапу Гусейнова, Алима Кабардиева и др., которые своими талантливыми романами, повестями, рассказами внесли определенную лепту в формирование целостной картины кумыкской прозы второй половины XX века, то становится очевидной весомая роль национальных авторов в истории дагестанской литературы в целом.

Наиболее плодотворными кумыкскими прозаиками в отмеченный период являются, несомненно, Ибрагим Керимов и Магомед-Султан Яхьяев. Во многом содержание их творчества обнаруживает близость, родство. На начальном этапе оба автора обратились к жанру рассказа. Кроме того, немало произведений они посвятили детям. В последующем ими были созданы значительные произведения в жанре историко-революционного романа. В последние годы И. Керимов и М.-С. Яхьяев, находящиеся в преклонном возрасте, апеллируют к своим воспоминаниям, делятся с читателями своими думами о прошлом, выступая также в текущей кумыкской прессе.

Нам представляется, что обстоятельное изучение творчества старейших авторов дагестанской литературы, как, впрочем, и многих иных авторов прошлого и настоящего, внесших весомый вклад в сокровищницу национальной словесности, давно является настоятельной необходимостью.

Актуальность исследования обуславливается тем, что многогранное по жанровому, тематическому, идейно-стилевому содержанию творчество известного в Дагестане и далеко за его пределами незаурядного мастера слова Ибрагима Керимова, более полувека активно участвующего в литературном движении кумыков и Дагестана в целом, заслуживает всестороннего, специального монографического изучения. Заметим, до сего дня таких работ не выполнено, хотя заслуги писателя столь значительны, что данное обстоятельство не может не вызывать недоумения.

Художественная проза И. Керимова отличается масштабностью, объемностью. Им написаны десятки книг рассказов, повестей, романов. В этой связи нам представляется, что попытка объять все творчество писателя в рамках одной работы, пусть и столь значительной как наша, может оказаться малопродуктивной; это может привести к поверхностным суждениям, к констатациям «общих мест», а также создаст затруднения в выявлении его творческой индивидуальности, художественно-стилевого своеобразия его произведений.

В связи с этим видится целесообразным изучение его творчества сквозь призму определенной жанровой разновидности. Выбор озаглавленной темы не случаен. Дело не только в том, что Ибрагимом Керимовым издано около десятка книг рассказов. Исследуемый автор, помимо этого, по существу начинал свой творческий путь в прозе с жанра рассказа. Анализ его наследия демонстрирует эволюцию его творческих исканий, движение от малых форм к крупным. Кроме того, на разных этапах его творчества данный жанр оказывается востребованным, в том числе в поздний период его деятельности, именно в последние годы, как об этом свидетельствуют его публикации в прессе.

Таким образом, изучение жанра рассказа дает возможность, выявить внутрижанровые его разновидности, идейно-тематическое, художественно-стилевое содержание произведений, проследить эволюцию творчества Ибрагима Керимова и высветить её своеобразие, оригинальность.

Исследование творчества писателя за более чем полувековой период дает возможность обозначить основные контуры литературного развития, важные вехи словесной культуры кумыков в частности и Дагестана вообще. Данная работа является первой попыткой изучения жанра рассказа в кумыкской литературе на примере творчества И. Керимова.

Цели и задачи исследования продиктованы отсутствием литературоведческих работ по творчеству выдающегося мастера слова Ибрагима Керимова. Первым шагом в освещении его многогранной деятельности является предпринимаемая нами попытка всестороннего и углубленного исследования жанра рассказа в его творчестве. Видится целесообразным анализ рассказов писателя в контексте литературного развития народов Дагестана, всей России, что дает возможность проследить идейно-тематические, художественно-эстетические пристрастия художника, эволюцию его творчества на протяжении пятидесяти с лишним лет вдохновенного труда в области кумыкской прозы.

Задачей нашей работы является также выявление своеобразия рассказов И. Керимова, общего и особенного, роли традиций и новаторства, этнохудожественной специфики, социальной значимости его произведений малой прозы.

Объектом исследования стали книги малой прозы Ибрагима Керимова «Большой Урал» («Уллу Урал», Махачкала, 1953), «Сельские девушки» («Юртлу къызлар», Махачкала, 1958), «В разведке» («Разведкада», Махачкала, 1970), «Пшеничные зерна» («Будай бюртюклер», Махачкала, 1985), «Смелый Баташ» («Батыр Баташ», Махачкала 1992), а также рассказы, опубликованные в последние годы на страницах журнала «Тангчолпан» на кумыкском языке. Данное исследование выполнено на основе оригиналов произведений, однако в отдельных случаях приводятся примеры и из их переводов на русский язык. В русскоязычном переводе рассказы писателя опубликованы в книгах «Алый горизонт» (Махачкала, 1954), «Начало пути» (Махачкала, 1956), «Заря над Каспием» (Москва, 1979).

Степень изученности темы. Жанр рассказа в творчестве Ибрагима Керимова, впрочем, как и все его творчество, не становилось доныне объектом специального монографического исследования. В дагестанском литературоведении данная жанровая разновидность является одной из малоизученных. Тем не менее нельзя сказать, что в этой области зияет совершенный пробел, ибо рассказу уделяется должное внимание как в обобщающих научных трудах, к примеру, таких, как «История дагестанской советской литературы» (Махачала, 1967), «Очерки дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1957), «Дагестанская литература: закономерности развития» (1999), а также книгах-исследованиях, диссертационных работах, посвященных художественному наследию известных дагестанских прозаиков, выполняемых особенно успешно в последние годы.

Заслуживает отдельного упоминания исследование A.M. Вагидова «Современный дагестанский рассказ» (Махачкала, 2000), которое являет собой первую попытку монографического изучения малого жанра прозы в литературах нашего края, осуществленное на основе произведений национальных авторов, переведенных на русский язык. Совершенно верно им отмечается, что рассказ «остается наименее изученным жанром дагестанской прозы».1

Хотя в работе констатируется о том, что в ней охватываются произведения 1960 - 1990-х годов, внимание A.M. Вагидова, в основном,

1.Вагидов A.M. Современный дагестанский рассказ. Махачкала, 2000. С.З. привлекают рассказы последних двух десятилетий. С сожалением приходится констатировать, что малая проза Ибрагима Керимова остается вне поля зрения автора монографии. Впрочем, выбор материала - неотъемлемое право исследователя. Да и обилие произведений, авторов затрудняет всестороннее научное освещение художественных явлений столь солидного периода в развитии литературы. «Современный дагестанский рассказ» A.M. Вагидова отличается конкретикой; в нем подробно рассматриваются содержание, идейно - художественные особенности рассказов А. Абу - Бакара, Ф. Алиевой, К. Абукова и др. Кроме того, избрана концепция, согласно которой выделяются в отдельные разделы «Рассказ как эпический жанр», «Сатирические и юмористические рассказы», «Лирические рассказы», в которую, по нашему мнению, трудно укладываются произведения исследуемого нами писателя (о чем будет сказано и в ходе данного исследования).

В то же время следует подчеркнуть, что творчество Ибрагима Керимова вниманием литературоведов не обделено. Надо заметить, что повышенный интерес исследователей вызывают, прежде всего, крупные произведения Ибрагима Керимова: посвященный истории революции роман «Махач», «Глубокий родник», с доминирующей в нем темой колхозной жизни.

Однако в ранний период деятельности писатель оперировал малой формой прозы, творил в жанре рассказа, причем достиг заметных успехов, что нашло адекватное отражение в литературоведении и критике Дагестана.

На заре творческой деятельности, в 1950-ые годы, Ибрагимом Керимовым были изданы книги рассказов «Большой Урал» (1953) и «Сельские девушки»(1958). Произведения, в них вошедшие, были переведены и опубликованы в книгах «Алый горизонт», «Начало пути». Своеобразие и оригинальность творений молодого прозаика были замечены дагестанскими учеными. В частности, в «Очерках дагестанской советской литературы», а именно в разделе посвященном литературе народов Дагестана послевоенных лет, в качестве знаменательного явления отмечается цикл произведений И. Керимова из книги «Большой Урал», главными действующими лицами которых предстали рабочие одного из индустриальных регионов страны. «Значительный интерес представляет названный цикл рассказов, посвященный жизни рабочих. Автор расширил в них местные рамки отображения действительности. Героями этих рассказов являются русские люди - рабочие Урала»1,- подчеркивается Г. Б. Мусахановой в «Очерках дагестанской советской литературы», в разделе о послевоенной литературе, выполненным ею.

Стремление художественно отобразить восстановление разрушенного войной народного хозяйства характерно дагестанской литературе 50-х годов. В связи с тем, что наша республика в тот период являлась по существу сельскохозяйственным регионом, промышленность была еще слабо развита, в словесности края основное место занимали образы тружеников полей, колхозников.

В этой ситуации совершенно оригинальным представал цикл о рабочих Урала И. Керимова, благодаря которому «индустриальная тема» нашла достойное выражение в национальной литературе. Г. Ф. Садыкова в этой связи совершенно верно отмечает: «Одним из «первопроходцев» рабочей темы в дагестанской литературе стал И. Керимов».2 Ею указываются также качественные признаки рассказов: «Очерковость, документализм присущи этим произведениям писателя. Об этом говорит бесхитростный сюжет, воспитательная, несколько познавательно-информативная направленность».

И. Керимов в своем творчестве 50-х годов не ограничился «индустриальной» темой; героями многих его рассказов являются жители села, колхозники. Важным виделось писателю не столько изображение человека

1.Мусаханова Г.Б. Литература народов Дагестана послевоенных лет II Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957. С.186.

2.Садыкова Г.Ф. Тема рабочего класса в дагестанской литературе. Махачкала, 1978. С. 56.

3.Там же. С. 56. какой-либо отдельной профессии, а его отношение к своему делу. «Новое, своеобразное отношение к труду, к своему месту в обществе характерно, прежде всего, для рассказов кумыкского прозаика Ибрагима Керимова. Труд он сделал определяющим признаком индивидуальности каждого' из своих героев и в этом - определенная заслуга писателя»,1- утверждается в коллективном труде дагестанских литературоведов «История дагестанской советской литературы»(раздел, посвященный послевоенной прозе, откуда и взята цитата, выполнен З.И. Имамкулиевой).

Именно умение, дар художника показать в облике человека черты времени, эпохи, в контексте его самоотверженного труда отобразить связь отдельного индивида с народом, страной, через профессиональную деятельность, через честное и верное служение избранному делу, ремеслу высветить героику труда, патриотизм советских людей наглядно проявляются в ранних рассказах И. Керимова. Эти стороны его художественной манеры озвучены и в «Истории дагестанской советской литературы»: «Его (И. Керимова - Л.Б.) рассказы неравноценны по своим художественным достоинствам, но их выделяет именно стремление автора показать, как новое входит в человеческие отношения, стремление сосредоточить внимание на внутреннем мире героев, на их судьбах, будничной работе, творческих поисках».2

Значительные суждения высказаны о малой прозе И. Керимова в критике, в рецензиях на сборники его рассказов. Ел. Ивакина в своей рецензии на книгу «Алый горизонт», словно вторя дагестанским литературоведам, отмечает дар писателя подметить новое в образах современников: «Изменился аул, изменились и люди. Нынешний житель горного селения - человек, живущий интересами всей страны, народа. Широк и светел мир, окружающий его».3

1 .История дагестанской советской литературы. В 2-х т. Махачкала, 1967. Т.1. С. 210.

2,Там же. С. 302.

3.Ивакина Ел. Рассказы Ибрагима Керимова //Дагестанская правда (газ.). 1954. 16 ноября.

В начале своей творческой деятельности исследуемый автор, наряду с темой труда, уделял должное внимание, теме войны, участником которой довелось быть ему самому, а также создал увлекательные рассказы для детей. Высокой оценки удостаиваются рецензентом детские произведения писателя. «Мы симпатизируем маленьким героям этих рассказов - первокласснице Шамау, вырастившей дерево на пустыре, любознательному и отзывчивому Али, который никогда не оставит товарища в беде, упрямому Осману и другим школьникам, о которых рассказывает автор», - пишет автор отклика.

Г. Судаков в рецензии на книгу «Начало пути» выявляет жанрово-тематическое многообразие творчества анализируемого мастера слова: «Рассказы, включенные в сборник, посвящены разным темам. В одних писатель повествует о жизни колхозного села, в других - о рабочих промышленных предприятий. Есть рассказы, повествующие о пережитках прошлого, есть и такие сюжеты и образы, которые навеяны автору - участнику Великой Отечественной войны - фронтовыми буднями».1 Примечательно, что одним из лучших произведений признается рассказ о войне «Диктант», в котором «чувствуются жизненные наблюдения,. мы видим живых людей, героев повествования, героев войны, мужественных, простых, сердечных».

Исрапиль Исаев обратил внимание на существенную особенность «Большого Урала» (что, к слову сказать, внимания литературоведов не привлекло). Отмечая основное значение рассказов - «радостный труд молодых советских людей, преданность Советской Родине», рецензент находит, что «автор в своих рассказах, наряду с изображением труда и дружбы молодых людей, очень умело осветил спутницу молодости - горячую любовь». Действительно, тема дружбы, любви занимает значительное место в рассказах, в том числе и в «уральском цикле». Тем не менее этот аспект остается вне поля .Судаков Г. Расчищенным путем //Дагестанская правда (газ.). 1956. 9 окт.

2.Исаев И. Большой Урал //Дослукъ (журн.). 1955. №4. С. 123. На кум. яз. Здесь и далее подстрочный перевод везде наш - Л.Б. зрения исследователей, да и рецензент это также лишь констатирует. Однако дела «сердечные» героев И. Керимова заслуживают должного внимания, что будет продемонстрировано нами в посильной мере в ходе исследования.

Читателя радует в рассказах из книги и то, что молодые люди, будь то девушка или парень, получив в городе образование, возвращаются затем туда, где они нужны, - в села, чтобы претворить полученные знания в жизни»1, -указывает рецензент книги "Сельские девушки" М.Османов, замечая в отдельных произведениях незаурядные примеры психологической мотивировки образов, их действий, поступков.

В последующем творчестве писателя нашел выражение также жанр мемуаров, рассказов - воспоминаний. Народный поэт Дагестана А.- В. Сулейманов, констатируя активизации в многонациональной советской литературе данной жанровой разновидности прозы, отмечает, что в национальной словесности мемуары нашли выражения в творчестве «одного из видных представителей кумыкского народа» Ибрагима Керимова - « писателя, доктора филологических наук, участника Великой Отечественной войны».

Доктор филологических наук, профессор С.- М. X. Акбиев посвятил творчеству И. Керимова несколько статей, опубликованных на страницах кумыкской республиканской газеты «Ёлдаш». В них привлекает внимание то, что им высокой оценки удостаиваются рассказы писателя, в особенной степени созданные в 50-е годы. « По его мнению, богатство, мирная жизнь страны о зависят от ее экономического благосостояния», - считает исследователь, базируясь на малой прозе И. Керимова начального периода деятельности. Кроме того, будучи коллегой по работе изучаемого писателя С.-М. X. Акбиев отмечает схожесть художественных образов с образом самого И.Керимова, -отзывчивого, трудолюбивого, доброжелательного человека.

Османов М. Сельские девушки // Ленин ёлу (газ.). 1959. 28 февр. На кум. яз.

2.Сулейманов А.-В. Немного о «рассказах - воспоминаниях» // Ленин ёлу (газ.). 1969. 18 февр.На кум.яз.

3.Акбиев С. - М. X. Наш любимый писатель //Ёлдаш (газ.). 1992. 30 июня. На кум. яз.

Данная мысль повторяется и в его следующей статье «Писатель, ученый и просветитель», и при этом, что представляется символичным, называются книги рассказов «Большой Урал», «Пшеничные зерна», «Мои ровесники», «Сельские девушки».1 Таким образом, на наш взгляд, С.-М. X. Акбиев, пусть и в своеобразной форме, оттеняет значительную роль «малого жанра» в творчестве И. Керимова, что нам видится важным подчеркнуть особо.

Следует заметить, что наиболее изученными являются ранние книги рассказов писателя. Это обстоятельство обуславливается тем, что в 50-е годы данный жанр занимал в его литературной деятельности доминирующие позиции. С течением времени исследуемый нами автор стал пробовать свои силы в крупных прозаических формах. Написанные в 60-е годы романы «Махач», «Глубокий родник» засвидетельствовали о росте его художественного мастерства. Названные и другие произведения кумыкского прозаика получили высокую оценку в дагестанской критике и литературоведении. В частности, можно назвать кандидатские диссертации X. М. Хамзаевой, 3. И. Имамкулиевой, М. А. Гусейнова 2 и др., в которых отдельные романы и повести писателя подвергнуты достаточно тщательному исследованию, обозначены их место и роль в художественном процессе Дагестана.

Тем не менее целостное восприятие творчества И. Керимова отнюдь не свидетельствует о том, что рассказ стал для него периферийным жанром. В 8090-ые годы увидели свет его новые книги малой прозы, особенно активно стал обращаться автор «Большого Урала» к малой прозе, в пору демократизации и гласности, поделившись на страницах кумыкской прессы воспоминаниями о войне, обратившись к неординарным событиям 30-х годов, осмысливая их на совершенно отличном, чем прежде, в советский период, уровне. Данный пласт

1.Акбиев С. - М. X. Писатель, ученый и просветитель // Ёлдаш (газ.). 1993. 10 апр. На кум. яз.

2.Хамзаева Х.М. Становление историко - революционного романа в дагестанской литературе. Махачкала, 1968; Имамкулиева З.И. Жанры дагестанской послевоенной прозы (1945 - 1965). Махачкала, 1972; Гусейнов М.А. Кумыкская проза 60 -80-х годов (жанровый аспект изучения). Махачкала, 1992. рассказов не получил еще должной оценки исследователей, и включается в научный оборот в данной работе впервые.

Таким образом, ранние рассказы Ибрагима Керимова в определенной степени становились объектом исследования. Однако они нуждаются в новом прочтении и осмыслении, в русле современных веяний в науке о литературе, что также является целью нашей работы. В противовес ранней малой прозе, поздние рассказы писателя, являющие собой наглядную иллюстрацию эволюции его творческих исканий, не получили еще должного освещения. В этой связи нашей задачей становится включение их в литературоведческий оборот, выявление их истинной художественной значимости, роли в творчестве писателя и в национальной литературе вообще.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые предметом монографического изучения становится жанр рассказа в творчестве Ибрагима Керимова, как и проза писателя вообще. Кроме того, впервые в кумыкской литературе объектом изучения становится жанр малой прозы, что обуславливает выявление национальных его особенностей, специфики.

Подробно анализируются произведения 50-60-х годов, когда писатель, в основном, оперировал в своей литературной деятельности малым жанром, отмечаются новаторство, национальное своеобразие его произведений и типологическая общность с произведениями дагестанских авторов, всей советской литературы; выявляется эволюция творчества писателя, подчеркивается актуализация роли рассказов - воспоминаний в более поздние периоды.

Ибрагим Керимов русскоязычным читателям известен прежде всего как автор романов «Махач», «Глубокий родник» и др. В данной работе нами демонстрируется, что он является в высшей степени самобытным, оригинальным мастером малой формы прозы - рассказа.

Методологической и теоретической базой диссертации послужили труды представителей русской литературно - критической классики В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, советских исследователей Б. М. Эйхенбаума, В. М. Жирмунского, М. Б. Храпченко, Г. Н. Поспелова, JI. И. Тимофеева, М. М. Бахтина, П. В. Палиевского, П. С. Ульяшова, А. В. Огнева, A.A. Нинова, И. Н. Крамова, Э. А. Шубина и др.

Большим подспорьем стали также работы дагестанских исследователей, литературоведов, которыми изучались проблемы прозы, в том числе анализировался жанр рассказа в творчестве отдельных писателей. В их ряду можно назвать Г. Г. Гамзатова, А.-К. Ю. Абдуллатипова, А. М. Вагидова, З.Н. Акавов, С. М. - С. Алиева, С.-М. X. Акбиева, К. И. Абукова, К. Д. Султанова, С. X. Ахмедова, М. А. Гусейнова и т. д.

Жанр рассказа в советском литературоведении в теоретическом плане изучен достаточно глубоко и всесторонне. Рассказ, наряду с новеллой, очерком, относится в разряд так называемой «малой прозы»; выявлены специфические его особенности, в том числе в сопоставлении с более крупными прозаическими формами, как повесть и роман.

Данная жанровая разновидность прежде всего характеризуется малым объемом, малым количеством действующих лиц, ограниченностью сюжетных линий, гибкостью, оперативностью, быстрым откликом на события действительности.

Углубленное представление о специфике рассказа дают труды советских исследователей второй половины XX века, которыми детализируются существенные качественные признаки малой прозы.

А. В. Огнев подчеркивает, что рассказ «обладает очень большой художественной емкостью, особо действенным лаконизмом, который достигается строжайшим отбором минимального количества персонажей и сцен, умелым использованием наиболее действенных в художественно-изобразительном отношении деталей и подробностей, вызывающих у читателей целостное представление о характерном явлении жизни».1

Названный литературовед в то же время акцентирует внимание на примечательной специфической черте жанра: «В рассказе не только ограничено количество образов, но и сами образы раскрыты не с такой полнотой, как в романе. Рассказ не может дать таких тщательных и полных мотивировок, таких подробностей, какие в большой форме вполне уместны».2

В литературоведческом исследовании И. Н. Крамова «В зеркале рассказа» указывается: «Концентрированность всех средств выразительности - вот что дает возможность сразу же ощутить художественную атмосферу рассказа».3 Во вводной статье к коллективному труду советских литературоведов «Русский советский рассказ» высказывается следующее суждение: «Рассказ не только «осколок зеркала», в котором отражается какая-то локальная частность реальной жизни. Он в то же время «оптический фокус», в котором сосредоточивается большой мир».4

Аналогичная мысль выражена и A.A. Ниновым: «Локальная ситуация рассказа получает оправдание лишь в том случае, когда достаточно ясна ее связь с «общим», с тем, что характерно для жизни в целом».5

Выявление всех характерных свойств жанра рассказа не является нашей задачей; эта тема слишком обширна, в связи с чем нами акцентируется внимание лишь на некоторых наиболее важных из них, а к его иным отдельным качествам мы будем апеллировать в ходе исследования. Следует сказать, что теоретиками, историками литературы выявлены периоды активизации, расцвета и спада изучаемой жанровой модификации.

1.Огнев A.B. Русский советский рассказ. М., 1978. С. 12.

2.Там же. С. 14.

3.Крамов И. Н. В зеркале рассказа М., 1979. С. 20.

4.Русский советский рассказ. М., 1970. С. 6.

5.Нинов A.A. Современный рассказ. Л., 1969. С.4.

Весомый вклад в разрешение данной проблемы внесен Э. А. Шубиным, который, соотнося художественный процесс с общественным развитием утверждает: « Расцвет жанра рассказа всегда был связан с периодами глубоких духовных сдвигов в общественном сознании, с периодами идейных метаний и мучительных поисков ответа на острейшие социальные вопросы политические, правовые, нравственные, философские и религиозные».1

Глубокий смысл, правомерность приведенного суждения подтверждается в научных исследованиях, посвященных советской литературе, когда именно в отмеченные периоды, а именно в 1920-е, в годы войны, в 1950-ые годы наблюдается активизация малой прозы. Творчество исследуемого прозаика И. Керимова также укладывается в общехудожественный процесс, о чем свидетельствует активное им оперирование жанром рассказа в 50-е годы, а также определенный интерес к нему в конце 80-х-90-е годы.

Кроме того, считаем нужным подчеркнуть, что рассказу, как, впрочем, и другим жанрам, свойственна эволюция, обуславливаемая развитием литературы и общества, - изменяются обновляются, трансформируются его проблемно-тематические, идейно-эстетические характеристики, в том числе изобразительно-выразительные средства.

Теоретическая и практическая ценность данной работой исследования заключается в том, что ставший впервые предметом специального исследования жанр рассказа в творчестве Ибрагима Керимова, подчеркнем при этом, изучение его в контексте развития художественной мысли народов Дагестана, всей России за более чем полувековой период, дает возможность выявить новаторство и традиционность литературных исканий писателя, роль и вклад его в развитие национальной словесности. Кроме того, на примере произведений исследуемого автора ярко высвечиваются характерные признаки художественного процесса Дагестана второй половины XX века.

1.Шубин Э. А. Современный русский рассказ. М., 1974. С. 14.

Исследование «малой прозы» Ибрагима Керимова дает возможность обозначить эволюцию идейно-тематических, художественно-стилевых характеристик как собственно жанра рассказа, так и всей дагестанской литературы с 1950-х годов по наши дни.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе могут быть прочитаны спецкурсы для филологических факультетов вузов, педколледжей нашей республики. Выводы и заключения данной диссертации могут быть использованы при написании учебников, учебных пособий по кумыкской и дагестанской литературам для вузов, средних специальных учебных заведений и школ. Выполненная нами работа может быть опубликована в качестве монографии.

Апробация диссертации. Данная работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре фольклора и литератур народов Дагестана и Востока Дагестанского государственного университета. По теме диссертации опубликованы статьи в республиканской прессе, научных изданиях.

Структура и объем диссертации обусловлены предметом исследования, ее целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического указателя. Объем диссертации составляет 163 машинописных страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанр рассказа в творчестве Ибрагима Керимова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество Ибрагима Абдулкеримовича Керимова составляет одну их ярких страниц кумыкской да и всей дагестанской литературы второй половины XX века. Начав свою художественную деятельность на ниве поэзии (в 30-40-ые годы), он довольно скоро перешел на прозу и опубликовал в последующем более двух десятков книг - рассказов, повестей, романов на родном кумыкском языке и в переводе на русский язык, отдельные из которых были напечатаны в центральной прессе, изданы в московских издательствах («Махач», «Глубокий родник», «Заря над Каспием» и др.).

Значительное место в творчестве Ибрагима Керимова занимает жанр рассказа. Малая проза писателя, которая составляет более десяти отдельных книг: таких как «Большой Урал», «Сельские девушки», «Алый горизонт», «Начало пути», «В разведке», «Заря над Каспием», «Пшеничные зерна», «Смелый Баташ» и др., получила, наряду с романами «Махач», посвященным революционной теме, и «Глубокий родник», с доминирующей в нем темой колхозного производства, довольно высокую оценку в дагестанском литературоведении.

В 1950-е годы в литературной деятельности исследуемого автора рассказ занимал лидирующие позиции. Первые книги молодого прозаика были признаны примечательным явлением в истории словесной культуры нашего края. Так, в частности, Г.Ф. Садыкова отмечает, что И. Керимов стал «одним из «первопроходцев» рабочей темы в дагестанской литературе»1. Вместе с так называемой «индустриальной» темой, столь актуальной в годы создания «уральского» цикла рассказов, в котором впервые в национальной прозе обрели

1. Садыкова Г.Ф. Тема рабочего класса в дагестанской литературе. Махачкала, 1978. С. 56. полновесное отражение образы трудящихся промышленности, автором «Большого Урала» и «Сельских девушек» значительное внимание уделялось колхозному производству, труженикам села. «Новое, своеобразное отношение к труду, к своему месту в обществе характерно, прежде всего, для рассказов кумыкского прозаика Ибрагима Керимова. Труд он сделал определяющим признаком индивидуальности каждого из своих героев, и в этом - определенная заслуга писателя»1, - подчеркивается в коллективном труде дагестанских ученых.

Гибкость, оперативность, присущие «малому» жанру прозы, которым в основном оперировал писатель на заре своей творческой деятельности, способствовали тому, что актуальные проблемы действительности нашли художественное воплощение в его произведениях. Восстановление разрушенного войной народного хозяйства, развитие советской экономики виделось важным в 50-е годы. Своевременно данной проблематике отдал дань И. Керимов, в связи с чем его рассказы были удостоены самых лестных отзывов.

Опираясь на суждения предшествующих исследователей, при этом базируясь на достижениях современного литературоведения, нами выявляются характерные художественные особенности исследуемой прозы. Лирические отступления, пейзажные зарисовки, изображение внутреннего мира персонажей, психологическая мотивировка их поступков свидетельствуют о незаурядных задатках художественного мастерства писателя. Кроме того, не совсем позитивное восприятие предыдущими исследователями отдельных признаков, свойственных стилевой манере И. Керимова, обуславливавшееся веяниями прежних лет, критериями соцреализма (в частности, «любование» своими героями, «удачливость» концовок), нам представляются не совсем

1 .История дагестанской советской литературы. Махачкала, 1967. Т. 1. С. 210. If верными и убедительными, что и продемонстрировано нами на основе конкретного анализа.

Изданные в послевоенный период «Два клина», «Холодное спасибо», t

Знакомый голос», «Спустя три года» и многие другие рассказы своими яркими художественными особенностями и сегодня пробуждают к себе живой интерес.

В этом ряду можно назвать и рассказы о войне «Диктант», «Встреча». И. Керимов, являвшийся участником Великой Отечественной войны, не спешил делиться с читателями о виденном, пережитом на фронте. Однако его первые рассказы засвидетельствовали о том, какой неизгладимый след в душе воина оставила война с фашизмом. В лучших «военных» рассказах писателя, в которых главный герой и повествователь предстают в одном лице, в ком легко угадывается автор, акцентируется внимание не на героику, подвиги; ценностным в них видится образ человека на войне, его думы, мысли, переживания, память о павших друзьях, о фронтовых тяготах.

Суждение исследователя Э. А. Шубина о том, что «расцвет жанра рассказа всегда был связан с периодами глубоких духовных сдвигов в общественном сознании»1, в определенной мере подтверждается творчеством Ибрагима Керимова. В пору демократизации общественной жизни в нашей стране, в 1980 - 90-ые годы, как это наблюдалось в 50-е годы, малая прозаическая форма упрочивает свои позиции в его творчестве.

Своеобразное движение, эволюция усматривается нами в том, что если в начальный период деятельности кумыкский прозаик значительное внимание уделял социальному аспекту, то в поздний период на передний план им выдвигается морально-нравственная проблематика.

И. Керимов проявляет особую склонность к объединению, циклизации своих произведений. Рассказы из «Большого Урала» - это цикл о рабочих тяжелой индустрии, «Сельские девушки» - о сельской жизни, колхозном

1. Шубин Э. А. Современный русский рассказ. М., 1974. С. 14. производстве, «В разведке» - о войне. Наиболее цельным нам представляется цикл «Рассказы о хлебе» из книги «Пшеничные зерна», в котором выразились весь жизненный и творческий опыт, художественное мастерство писателя, в том числе мастерство рассказчика. Символично, что и сам автор, и некоторые исследователи относят данную книгу в разряд лучших в его творчестве.

Совершенно оригинальными по своему идейно-тематическому содержанию предстают рассказы Ибрагима Керимова последнего десятилетия, опубликованные на страницах кумыкского журнала «Тангчолпан» (рассказы «Сон мой это, или явь», «Беда от угля», рассказы-воспоминания «Долгие годы, длинные дороги»). Новое осмысление вех советской истории, национального прошлого, в частности, перекосы, имевшие место в период коллективизации, тема репрессий ни в чем не повинных людей, стали в них предметом художественного воспроизведения. Символично, что актуальные ныне «белые пятна» истории нашли освещение в первую очередь в так называемом «развед жанре» - малой прозе И. Керимова, который по праву может быть признан одним из ярких представителей национальной литературы.

В числе характерных примет рассказов Ибрагима Керимова можно назвать сюжетность, концентрированность всех средств художественной выразительности, проблемность, гибкость и оперативность отклика на явления действительности. Особой восприимчивостью писателем веяний времени, движения художественной мысли обуславливается то, что его малая проза органично вписывается в контекст советской словесной культуры, литератур народов России.

Весом вклад исследуемого автора в малую прозу народов Дагестана вообще и кумыков в частности. Вместе с М.-С. Яхьяевым, Ш. Альбериевым, А.-В. Сулеймановым, М. Абуковым, К. Абуковым, И. Ибрагимовым (ныне - И. X. Бамматули), М.-Б. Османовым, Муст. Гусейновым, А. Кабардиевым и др.,

Ибрагим Керимов способствовал своим творчеством развитию жанра рассказа в национальной литературе второй половины XX века.

Ибрагим Абдулкеримович Керимов, находящийся в пике своей творческой зрелости, демонстрирует в последние годы богатство и широту своих потенций, способность к обновлению своих взглядов, к диалогу с современностью. Нам представляется, что и читатели и исследователи вправе ожидать от него оригинальных произведений, что станут новой вехой в его прозаической деятельности, явлением в национальной литературе.

 

Список научной литературыБагирова, Лейла Джафаровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абдуллатипов А.-К. Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала, 1978. - 57 с.

2. Абдуллатипов А.-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984 . - 127с.

3. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы: Часть 11. Махачкала, 1995. 213 с.

4. Абдуллатипов А.-К.Ю. Темирболат Бейболатов. Махачкала, 1995. -288 с.

5. Абуков К. Открытое письмо И. Керимову// Ленин ёлу (газ.). 1962. 27 окт. Накум. яз.

6. Абуков К.И. За литературу воспитывающую. Махачкала, 1969. - 62 с.

7. Абуков К.И. У костра, зажженного Горьким. Махачкала, 1972. - 108 с.

8. Абуков К.И. Выход на магистраль. Махачкала, 1976. - 175 с.

9. Абуков К.И. На посту. Махачкала, 1978. - 224 с.

10. Абуков К.И. Ступени роста. М., 1982. - 208 с.

11. Абуков К.И. Разноязычное единство. Махачкала, 1992. - 236.

12. Адамов A.M. Ничего важнее: современные проблемы военной прозы. М., 1985.-288 с.

13. Акавов З.Н. Нравственные истоки. Махачкала, 1978. - 94 с.

14. Акавов З.Н. Биринчилер (Они были первыми). Махачкала, 1981. - 192 с. -На кум. яз.

15. Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. - 229 с.

16. Акбиев С.-М.Х. Связь времен и дружба литератур. Махачкала, 1985. - 128 с.

17. Акбиев С.-М. X. Наш любимый писатель // Ёлдаш (газ.) 1992. 30 июня. На кум. яз.

18. Акбиев С.-М. X. Писатель, ученый и просветитель // Ёлдаш (газ.). 1993. 10 апреля. На кум. яз.

19. Акбиев С.-М.Х. Истоки Махачкала, 1994. - 112 с.

20. Акбиев С.-М. X. Реальные события // Ёлдаш (газ.). 1995. 1 июля. На кум. яз.

21. Акбиев С.-М.Х. Подвижники духа. Махачкала, 2000. - 350 с.

22. Алексеев М.Н. Избранные произведения. М., 1978. - 507 с.

23. Алиев С. М.-С. Дорога в современность. Махачкала, 1977. - 147 с.

24. Алиев С.М.-С. Зарождение и развитие кумыкской литературы. Махачкала, 1979. - 124 с.

25. Алиев С.М.-С. Асрулар сезе гелген асыл сёз (Слово, испытанное веками). -Махачкала, 1989. 152 с. - На кум. яз.

26. Антонов С.П. Письма о рассказе. М., 1964. - 300 с.

27. Антонов С.П. Я читаю рассказ. М., 1973. - 255 с.

28. Арсланбеков X. Правдивость прежде всего // Комсомолец Дагестана (газ.) 1988. 4 декабря.

29. Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. Махачкала, 1972. - 174 с.

30. Астафьев В.П. Посох памяти. М., 1980. - 367 с.

31. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала, 1978. 185 с.

32. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала, 1990. 152 с.

33. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996. -280 с.

34. Бальбуров Э. А. Поэтика лирической прозы. Новосибирск, 1985. - 132 с.

35. Барштейн А. Жанровая типология советской прозы 70-х начала 80-х годов. - Вильнюс, 1987. - 66 с.

36. Батырова У.А. Кумыкская социально-историческая проза в свете реалистических традиций русской литературы: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1986. - 23 с.

37. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 502 с.

38. Бекизова JI.A. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974 - 288с.

39. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983. - 191с.

40. Белик Е. Роман о народном герое // Дагестанская правда (газ.). 1964. 25 ноября.

41. Белинский В.Г. Избранные статьи. М., 1979. - 384 с.

42. Белкин A.A. Рабочий-главный герой. М., 1977. - 96 с.43 .Бочаров А.Г. Требовательная любовь: концепция личности в современной советской прозе. М., 1977. - 368 с.

43. Бровман Г.А. Проблемы и герои современной прозы. М., 1966. - 311 с.

44. Бровман Г.А. Труд. Герой. Литература. М., 1978. - 373 с.

45. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала, 1887. - 237 с.

46. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Махачкала, 2000. - 460 с.

47. Вагидов A.M. Современный дагестанский рассказ. Махачкала, 2000. - 114 с.

48. Вайнштейн М. Герой гор // В мире книг (журн.). 1964 . №10.

49. Вестник: Вып. 1. Махачкала, 2001. - 184 е.; Вып. 2. - 2002. - 212 с.51 .Взаимосвязи фольклора и литературы: сб. статей. Махачкала, 1986. - 143 с.

50. Воронов В.И. Художественная концепция: из опыта советской прозы 60-80-х годов.-М., 1984.-382 с.

51. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. Махачкала, 1982. -174 с.

52. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала, 1986. -458 с.

53. Газатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990. -309 с.

54. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. - 653 с.

55. Гамзатов Р.Г. Верность таланту. М., 1970. - 128 с.

56. Гасан-Гусейнов М. Где же герой современности?// Дагестанская правда (газ.) 1963. 20 апр.

57. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература: история и современность. Махачкала, 1998. - 472 с.

58. Гинзбург Л.О. О психологической прозе. Л., 1977. - 443 с.

59. Глушков Н.И. Очерковые формы в советской литературе. Ростов-на-Дону, 1969.-223 с.

60. Гранин Д.А. Точка опоры. М., 1989 - 317 с.

61. Гринберг И.Л. Полет стиха и поступь прозы. М., 1976. - 192 с.

62. Гринберг И.Л. Два крыла литературы. М., 1982. - 368 с.

63. Гусейнаев А.Г. Очерки лакской советской литературы. Махачкала, 1964. -196 с.

64. Гусейнов Муст. Писатель и ученый// Тангчолпан 1992. №6. На кум. яз.

65. Гусейнов М.А. Картины эволюции кумыкской прозы 60-80- х годов. -Махачкала, 1993. 165 с.

66. Дагестанская народная проза: сб. статей. Махачкала, 1982. - 148 с.

67. Деркач Д.Б. Современный историко-революционный роман. Киев, 1989. -191 с.

68. Добролюбов А.Н. Вопросы, заданные жизнью. М., 1986. - 351 с.

69. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы: сб. статей. Калинин, 1986. - 166 с.

70. Ивакина Е. Рассказы Ибрагима Керимова // Дагестанская правда (газ.). 1954. 16 ноября.

71. Иванов В.Д. Златая цепь времен. М., 1987. - 381 с.

72. Иванова Н.Б. Точка зрения: о прозе последних лет. М., 1988. - 423 с.

73. Имамкулиева З.И. Дагестанская послевоенная проза (1945-1965): Дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1971. - 197 с.

74. Исаев И. Большой Урал//Дослукъ (журн.). 1955. №4. На кум. яз.

75. Исаковский М.В. Письма о литературе. М., 1990. - 240 с.

76. История дагестанской советской литературы// Под общ. ред. А.Ф. Назаревича и Р.Ф. Юсуфова, Махачкала, 1967. - T.I. - 418 е.; Т.П. - 499 с.

77. История национальных литератур: Вып. 1. М., 1995. - 199 е.; Вып. 1. - М., 1995. - 1996.; Вып. 2. - 1996. - 288 е.; Вып. 3. - 1998. - 240 с.

78. Каверин В.А. Счастье таланта. М., 1989. - 316 с.

79. Камянов В.И. Доверие к сложности: современность и классическая традиция. -М., 1984.-383 с.

80. Капиева Н.В. По тропам времени. М., 1982. - 233 с.

81. Карпов П. Новое в борьбе со старым в произведениях кумыкских писателей// Дагестан (альманах) Махачкала, 1960. - С. 181-186.

82. Кедрина З.С. Литературно-критические статьи. М., 1956. - 319 с.

83. Керимов И.А. Уллу Урал (Большой Урал). Махачкала, 1953. - 264 с. На кум. яз.

84. Керимов И.А. Алый горизонт. Махачкала, 1954. - 56 с.

85. Керимов И.А. Начало пути. Махачкала, 1956. - 123 с.

86. Керимов И.А. Юртлу къызлар (Сельские девушки). Махачкала. 1958. - 101 с. На кум. яз.

87. Керимов И.А. Мусалавну хабарлары (Рассказы Мусалау). Махачкала, 1963. - 56 с. На кум. яз.

88. Керимов И.А. Гечеги къувун (Ночная тревога). Махачкала, 1966. - 70 с. На кум. яз.

89. Керимов И.А. Мени тенглилерим (Мои ровесники). Махачкала, 1969. - 112 с. На кум. яз.

90. Керимов И.А. Разведкада (В разведке). Махачкала, 1970. - 58 с. На кум. яз.

91. Керимов И.А. Заря над Каспием. 1978 - 246 с.

92. Керимов И.А. Къаракъушну ери кёкдюр (Место орла небо). - Махачкала, 1983.-92 с. На кум. яз.

93. Керимов И.А. Будай бюртюклер (Пшеничные зерна). Махачкала, 1985. -184 с. На кум. яз.

94. Керимов И.А. Батыр Баташ (Смелый Баташ). Махачкала, 1995.

95. Керимов И.А. Узакъ йыллар, узун ёллар (Долгие годы, длинные дороги) Тангчолпан. 1992. №6. 1994. №3; 1994. №6; 1996. №5. На кум. яз.

96. Керимов И.А. Тюшюммю, тюлюммю (Сон мой это, или явь) Тангчолпан. 2000. №1-2. На кум. яз.

97. Керимов И.А. Кёмюр балагь (Беда от угля) Тангчолпан. 2000. №3. На кум. яз.

98. Керимов И.А. Озокъда, насиплимен (Конечно, счастлив) Тангчолпан. 2002. №2-3. На кум. яз.

99. Керимов И.А. Гьёюонч (Досада) Тангчолпан. 2002. №5. На кум. яз.

100. Коган А.Г. Перечитывая войну. М., 1975 - 318 с.

101. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1990. - 543 с.

102. Коробков Л.Д. На подступах к поступку. М., 1988. - 223 с.

103. Косолапов В.А. Летопись мужества. М., 1985. - 350 с.

104. Костелянец Б.О. Творческая индивидуальность писателя. Л., 1960. - 548 с.

105. Крамов И.Н. В зеркале рассказа. М., 1979. - 296 с.

106. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе: нравственные искания в современной прозе и методология критики. М., 1978. - 616 с.

107. Кузнецов Ф.Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. М., 1975. - 64 с.

108. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. Л., 1985.- 137 с.

109. Латынина А.Н. Знаки времени: заметки о литературном процессе, 1970-80-е годы. М., 1987. - 367 с.

110. Леонов Б.А. Свет подвига: героико-патриотическая тема в советской литературе. М., 1985. - 348 с.

111. Липин С.А. Сквозь призму чувств. М., 1978. - 288 с.

112. Липин С.А. Человек глазами природы. М., 1985. - 232 с.

113. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. М., 1975. - 246 с.

114. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1953. - 333 с.

115. Магомедов З.А. Даргинская народная лирика. Махачкала, 1983. - 118 с.

116. Магомедова З.К. Зарождение и развитие малой прозы в дагестанской литературе 20-30-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1987. - 26 с.

117. Маликов М.-С. Крылатая девушка//Ленин ёлу (газ.) 1973. 7 июня. На кум. яз.

118. Маликов М.-С. Памятник герою//Тангчолпан. 1992. №6. На кум. яз.

119. Михайлов A.A. Право на исповедь: молодой герой в современной прозе. -М., 1987. 207 с.

120. Нагибин Ю.М. Размышления о рассказе. М., 1964. - 109 с.

121. Нинов A.A. Современный рассказ. Л., 1969. - 287 с.

122. Нинов A.A. Сквозь тридцать лет: проблемы, портреты, палемика. JL, 1987. - 464 с.

123. Огнев A.B. Русский советский рассказ. М., 1978. - 208 с.

124. Оскоцкий В.Д. Связь времен. М., 1977. - 159 с.

125. Османов М. Сельские девушки//Ленин ёлу (газ.). 1959. 28 февр. На кум. яз.

126. Османова 3. Героика революции и средняя проза//Литературная газета (газ.). 1965. 27 марта.

127. Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957. - 407 с.

128. Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1979. - 287 с.

129. Панков В.К. О живом потоке: о советской литературе 1945 1975 гг. - М., 1979. - 397 с.

130. Писарев Д.И. Исторические эскизы. М., 1989. - 608 с.

131. Плоткин Л.А. Литература и война. М., - Л., 1967. - 358 с.

132. Подзорова H.A. Корни и побеги: проза 60-70-х гг. М., 1979. - 216 с.

133. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978. - 351 с.

134. Русский советский рассказ: очерки истории жанра. Л., 1970. - 735 с.

135. Садыкова Г.Ф.Тема рабочего класса в дагестанской литературе. -Махачкала, 1978. 96 с.

136. Сидоров Е. Ю. Время, писатель, стиль: о советской прозе наших дней. -М.,1978. 263 с.

137. Скачков И.В. Нравственные уроки истории. М.,1984. - 256 с.

138. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж,1982 - 155 с.

139. Старцева A.M. Поэтика современной советской прозы. Ташкент, 1984 -104 с.

140. Судаков Г.Расчищенным путем//Дагестанская правда (газ.). 1956. 9 окт.

141. Сулейманов A.B. Несколько слов о «рассказах воспоминаниях»//Ленин ёлу (газ.) 1969. 18 февр. На кум. яз.

142. Султанов К.Д. Къумукъланы адабияты (Литература кумыков). Махачкала,1964.-230 с. На кум.яз.

143. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М.,1978. - 270 с.

144. Султанов К.К. Достоинство слова. Махачкала, 1976. - 96 с.

145. Султанов К.К. По законам художественности. Махачкала, 1979. - 128 с.

146. Ульяшов П.С. Этот неумирающий жанр. М.,1987. - 112 с.

147. Усахов М. Аварская проза: Автореф. дис. . канд. филол. наук -Махачкала,1965.-23 с.

148. Толченова Н.П. Хлеб и проза. М., 1976,-191 с.

149. Хайбуллаев С.М. Наследия и открытия. Махачкала, 1983. - 190 с.

150. Халипаева И.А. Мифологические персонажи кумыкской несказочной прозы: Автореф. дис. .канд.филол.наук. -Тбилиси, 1987. 20 с.

151. Хамзаева Х.М. Становление историко-революционного романа в дагестанской литературе: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Махачкала, 1968.- 18 с.

152. Хмельницкая Т.Ю. В глубь характера: о психологизме в современной советской прозе. Л., 1988. - 255 с.

153. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1986. - 439 с.

154. Чернышевский Н.Г. Литературная критика. М., 1981. - 367 с.

155. Шагалов A.A. Верность человеку труда: проза 70-х-80-х годов о рабочем классе.-М., 1987.-334 с.

156. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Л., 1974. - 182 с.

157. Шкловский В.Б. Художественная проза. МД961. - 667 с.

158. Эйхенбаум Б.М. О прозе Л., 1969.-503 с.

159. Эльяшевич А.П. Горизонтали и вертикали: современная проза от семидесятых к восьмидесятым. Л., 1984. - 367 с.