автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанрово-стилевое своеобразие киргизской советской поэзии 60-70-х годов

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Туйбаев, Абдыкалый Джумакадырович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Фрунзе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанрово-стилевое своеобразие киргизской советской поэзии 60-70-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Туйбаев, Абдыкалый Джумакадырович

ВВЕДЕНИЕ. I

Глава первая. ПРОБЛЕМ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КЛАССИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И ВОПРОСЫ ЖАНРОВО-СТШГЕВОГО РАЗВИТИЯ КИРГИЗСКОЙ СОВЕТСКОЙ ПОЭЗИИ.

§ I. К проблеме традиции и новаторства в новописьменной киргизской поэзии (60-70-е года). II

§ 2. Традиции фольклора, акынского творчества, и жанрово-стилевое своеобразие киргизской поэзии 60-70-х гг.

Краткие выводы.

Глава вторая. ОПЫТ ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЙ ДИШЕРЕНЦИА-ЦИИ СОВШШНОЙ КИРГИЗСКОЙ ПОЭЗИИ В СВЕТЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБЩЕСОЮЗНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА.

§ I. Идейно-художественные искания современной киргизской поэзии.

§ 2. Проблема, жанрово-стилевой определенности киргизской советской поэзии 60-70-х гг.

§ 3. Жанрово'-стилевые искания и своеобразие стихотворных форм современной киргизской поэзии.

Краткие выводы.

ЗАКЛШЕНИЕ.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Туйбаев, Абдыкалый Джумакадырович

Обоснование выбора теш. Выявление и установление художественного многообразия, богатства идейно и эстетически единой многонациональной советской литературы эпохи развитого социализма является одной из актуальных проблем современного литературоведения. Киргизская литература - одна из тех, которые родились только после Великой Октябрьской Социалистической революции, и потому изучение того, какою она стала за исторически короткий срок, представляется особенно интересным, важным. Этим и объясняется выбор теш настоящего диссертационного исследования - "Жанрово-стилевое своеобразие киргизской советской поэзии 60 - 70-х годов."

Истоками того, что побуждает представителей многонациональной советской литературы к напряженным художественным исканиям в творческой практике, являются диктуемые самой жизнью потребности обновления многовековых традиций национальной культуры и все то новое, что утверждается социалистическими общественными отношениями, социалистическим образом жизни, сложными процессами, связанными с научно-технической революцией, развитием национального самосознания и его интернационализацией, углубляющимися взаимосвязями, взаимодействиями литератур народов СССР, и самое главное - формированием нового человека.

В поэзии народов СССР в 60 - 70-е годы происходили сдвиги, свидетельствующие о том, что она целенаправленно перестраивалась исходя из задач необходимости постижения и правдивого воссоздания с позиций социалистического реализма всего многообразия, сложности внутреннего мира, помыслов, устремлений и деяний нового советского человека в его взаимосвязях и взаимоотношениях с окружающим миром, современностью. Осмысление этих сдвигов и является целью исследования литературного процесса, и в том числе, ведущих жанрово-стилевых и других содержательных художественных форм, все большего углубления интернационализации принципов художественного творчества писателей, представляющих различные национальные советские литературы.

Киргизская советская поэзия является составной частью многонационального искусства слова социалистического реализма. Она с каждым днем все более разносторонней и глубже, опираясь на собственные национальные художественные традиции и на опыт художественных культур других братских народов, и прежде всего - опыт русской классической и советской литературы, не теряя своей самобытности, отражает в своем развитии общие закономерности, присущие общесоюзному литературному процессу. Это ярко выражается в жанрово-с тилевых исканиях национальных поэтов, творчество которых, обогащаясь современной содержательностью и идейностью, становится все более многообразным, богатым в идейно-художественном отношении.

На каждом этапе динамического развития перед многонациональной советской литературой встают новые проблемы и задачи, которые требуют своего решения и находят многогранное отражение в определенных тенденциях развития содержательной поэтики, основывающейся на традиционных и новаторских качествах, присущих национальным советским литературам эпохи развитого социализма. В данном отношении киргизская советская поэзия 60-70-х годов является во многом знаменательной, в ней обнаруживаются закономерности, присущие общесоюзно^ литературному процессу, и свойства, которыми отличаются советские новописьменные литературы. Это также обусловливает оправданность выбора для диссертационного исследования теш "Жанрово-стилевое своеобразие киргизской советской поэзии 60 - 70-х годов".

Актуальность иссоедования. В современную эпоху "происходят процессы всестороннего движения, расцвета и взаимообогащения национальных культур, формирования культуры идейного совет скотго народа - новой социальной и интернациональной общности". Это предполагает интенсивное развитие национальных советских культур, ярчайшим подтверждением чего может быть художественная культура киргизского народа.

В силу своеобразия искусства слова как особой формы общественного сознания и творчества проблема преемственности, и в том числе, традиций и новаторства, на каждом новом этапе, в условиях каждой новой культурно-исторической ситуации, ставится и решается по-особенному. Преемственность - объективная закономерность художественного творчества, литературного процесса. Верное научное осмысление явлений, возникающих в силу действия этой закономерности, насущно необходимо, так как это позволяет установить ведущие тенденции поступательного развития национальной литературы. Выражающаяся в диалектических связях традиций и новаторства, преемственность материализуется в художественных исканиях писателем, где и рождается передовое, новое, изживается старое, отжившее. Обоснованным представляется суждение А.С.Бушмина: "Проблема исследования прогрессивных и преодоление устаревших традиций всегда остается актуальной и для литературы в целом и для ее отдельных представителей". Проблема эта особенно актуальна в наше время, когда советское общество, а с ним и литература социалистического реализма, вступило в новую фазу исторического развития - эпоху развитого социализма.

Во всех сферах национальных художественных культур, и в том числе, в поэзии, наблщцаются интенсивные процессы новаторских преобразований, выражаются сущностные стороны межнациональ

1. Материалы ХШ съезда КПСС - М: Политиздат, 1981,с.77-83.

2. Бушмин А.С.Наука о литературе: Споры. Проблемы. Суждения. - М: Наука, 1980, с.140. ного взаимообогащения, которые дают о себе знать кал в кецэгиз-ской, так и во всех других национальных литературах в СССР. В современной киргизской поэзии такие процессы отражаются прежде всего в обогащении содержательных изобразительно-выразительных способов, средств, в развитии жанровых и стилевых форм, в возникновении новых соотношений между ообственно национальными традициями и явлениями, ставшими интернациональными.

Новаторские жанрово-стилевые тенденции в поэзии складываются и развиваются в рамках двуединого процесса активизации внутренних потенщальных возможностей, заложенных в национальных традициях, и одновременно - в их переосмыслении, накоплении художественного опыта, соответствующего требованиям современности. Национальные поэты теперь не могут ограничиваться лишь художественными формами, которые бытовали прежде, которые были

V о «УЧ присущи фольклорной классике. В их творческих исканиях синтезируется и положительное, перспективное художественного опыта прошлого, и то, что порождается новым эстетическим сознанием, практическим опытом, в том числе, благодаря переосмыслению инонационального художественного опыта. Это характерно для всей современной советской многонациональной литературе, и поэтому исследование таких процессов в киргизской поэзии в соотношении с общесоюзным литературным процессом со всем основанием следует считать актуальным.

Актуальность исследуемой теш объясняется также тем, что теоретическое и историко-литературное осмысление вопросов, касающихся жанрово-стилевых исканий, присущих современной киргизской поэзии, развивающейся в органических взаимосвязях с литературами других народов СССР, может внести вклад в разработку проблем постоянно движущейся поэтики искусства слова социалистического реализма.

Материалом исследования является современная киргизская поэзия, представленная превде всего творчеством национальных поэтов 60 - 70-х годов, и в том числе, М.Абылкасымовой, Т.Ады-шевой, С.Джусуева, Т.Кожомбердиева, К.Маликова, Дж.Мамытова, Р.Рыскулова, Б.Сарногоева, О.Султанова, А.Токомбаева, Т.Умета-лиева, С.Эралиева и ряда других. В необходимых случаях привлекались произведения М.Алыбаева, Дж.Бокомбаева, А.Осмонова, Дж.Ту-русбекова, Р.Щукурбекова, М.Элебаева, раннее творчество А.Токомбаева, киргизских акынов, а также образцы русской классической и советской многонациональной поэзии народов СССР.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является установление характера и направленности жанрово-стилевых исканий, присущих современной киргизской поэзии в соотношении с ведущими тенденциями, присущими общесоюзному литературному процессу.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты и решались следующие задачи:

- выявить закономерности решения проблемы традиции и новаторства в новописьменной киргизской поэзии;

- установить роль и значение традиций фольклорной и акын-ской поэзии для жанрово-стилевого развития современной киргизской поэзии;

- проанализировать процессы дифференциации и синтеза жанро-во-стилевых форм и раскрыть диалектику выражения в них национального и интернационального в киргизской поэзии 60 - 70-х годов;

- обозначить перспективные тенденции жанрово-стилевых исканий в современной киргизской поэзии.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является марксистско-ленинская философско-эсте-тическая концепция единства содержания и формы, историзм в подходе и оценке фактов и явлений литературного процесса, ленинское учение о культурном наследии прошлого, ленинские принципы классовости и партийной литературы. Основополагающими являются документы ХХУ1 съезда КПСС, постановления ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972 г.), решения июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.

Ленинское положение о диалектике соотношения единично-инди-ви,дуального и общего служит методологической основой исследования, потому что киргизская литература осознается как единично-национальное, существующее и развивающееся в контексте интернационального, общего, каковым является многонациональная советская литература. Изучение избранного для рассмотрения вопроса под таким углом зрения оправдывает себя потому, что позволяет верно исследовать избранную для изучения проблемы на основе сравнительно-исторических и типологических принципов анализа материала, относящегося к жаярово-cтилевоэду развитию национальной поэзии 60 - 70-х годов в соотношении с общесоюзным литературным процессом.

Научная новизна исследования. В современной киргизской литературной критике и литературоведении национальная поэзия рассматривалась до последнего времени по преимуществу лишь на уровне идейной содержательности, проблематики, воздействия русской и других советских литератур на киргизскую.

В монографических исследованиях литературоведов К.Артыкбае-ва, Б.Керимжановой, Р.Кыдырбаевой, Ш.Уметалиева и других анализируется идейно тематическая и художественная особенность творчества Дж.Боконбаева, Ал.Осмонова, А.Токомбаева, Т.Уметалиева, т

С.Эралиева и некоторых других поэтов республики. Такие критики

I. См.: Керимжанова Б. Творческий путь Джоомарта Боконбаева (на кирг.яз.). - Ф: Киргязстан, 1950; Кадырбаева Р. Лирика А.Ос-монова. - Ф.: Изд-во АН Кирг.ССР, 1957; Уметалиев Ш. Аалы Токоми литературоведа, как К.Артыкбаев, С.Джигитов, К.Даутов, Б.Ма-ленов, Е.Озмитель, М. Ity-дов, А.Садыков, А.Эркебаев, Г.Хяыпенко и другие,1 в работах, посвященных современному состоянию национальной поэзии, основное внимание уделяют выявлению и установлению истоков формирования и развития киргизской профессиональной поэзии, проблемам влияния на нее поэтических традиций устного народного творчества и новаторства - в рамках собственной национальной эстетической системы и в творчестве отдельных творческих индивидуальностей, вопросам трансформации, "вживания" реалистических традиций русской классической, советской и многонациональной советской литературы в художественно-эстетическую систему национальной поэзии. Но вопросы жаярово-стилевого порядка, и тем более, касающиеся национальной поэзии 60-70-х годов, пока еще фактически остаются в целом неисследованными.

Жанрово-стилевые искания, присущие современной национальной советской поэзии в диссертации рассматриваются с целью выявления основных тенденций идейно-художественного обогащения современо «» <> ной киргизском поэзии в ее связях с опытом русской литературы и баев: Творческий путь (на кирг.яз.). - Ф.: Мектеп, 1958; Артык-баев К. Поиски и находки: 0 поэтическом мастерстве А.Токомбаева (на кирг.яз.). - Ф.: Кыргызстан, 1966 и др.

I. См. Маленов Б. О влиянии устного народного творчества на профессиональную киргизскую советскую поэзию (на кирг.яз.). -Ф.: Мектеп, I960; Садыков А. Традиция и новаторство в поэзии А.Осмонова (на кирг.яз.). - Ф.: Кыргызстан, 1962; Рудов М. Звенья открытий: Литературно-критические статьи. - Ф.: Кыргызстан, 1970; Джигитов С. Стихи и годы: Литературно-критические статьи (на кирг.яз.). - Ф.: Кыргызстан, 1974; Даутов К. К новым рубежам: Литературно-критические статьи (на кирг.яз.). - Ф.: Кыргызстан, 1980; Озмитель Е. Наследие классики и киргизская ли/ тература. - Ф.: Кыргызстан, 1980; Эркенбаев А. Современность и киргизская поэзия: Литературно-!фитические статьи (на кирг.яз.). - Ф.: Кыргызстан, 1980 и др. литератур других народов СССР.

Практическое значение -результатов исследования. Результаты полученные в ходе осуществляемого исследования, могут способствовать уяснению многих спорных моментов развития современной киргизской советской поэзии в ее отношениях к национальным художественным традициям и общесоюзному литературному процессу эпохи зрелого социализма.

Результаты изучения и исследования используются в научной, критической, учебной работе, в частности, в процессе подготовки и ведения курсов "Литература народов СССР", "Киргизская советская литература", а также спецкурсах и в спецсеминарах, посвященных поэзии народов СССР.

Апробация -работы. Основное содержание диссертационного исследования отражено, в статьях, тезисах докладов автора общим о объемом в 4,о5^п.л. Результаты исследования нашли отражение в докладах и сообщениях автора на ряде научных конференций, в том числе следующих: "Некоторые особенности рифмы киргизской советской поэзии в свете сравнительного стиховедения" - на Республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы сравнительного стиховедения" (Фрунзе, Киргосуниверситет, 1980); "Пути использования киргизской поэзии для активизации освоения теоретических понятий ритм, рифма, строфика в пропедевтическом курсе русской литературы" - на Республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы преподавания курса пропедевтики по русской литературе" (фрунзе, Пединститут русского языка и литературы, 1981); "Традиции фольклора и акынской поэзии в жанрово-стилевом развитии современной киргизской поэзии" - на Республиканской научно-практической конференции молодых ученых (Фрунзе, Фрунзенский политехнический институт, 1981; "Современная киргизская литературная критика и проблема новаторских форм национального стиха" - на Республиканской научно-практической конференции "Марксистско-ленинская критика и литературный процесс" (Фрунзе, Киргосуниверситет, 1982); "Традиции Маяковского и новаторские искания в современной киргизской поэзии" - на Республиканской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.В.Маяковского (Фрунзе, АН Киргизской ССР, 1983). Все доклады получили положительную оценку.

Структура и объем -работы. Диссертация состоит из введения, двух глав - "Проблема преемственности классического наследия и вопросы жанрово-стилевого развития киргизской советской поэзии", "Опыт жанрово-стилевой дифференциации современной киргизской поэзии в свете закономерностей общесоюзного литературного процесса" и заключения. Основной текст диссертации насчитывает

 

Список научной литературыТуйбаев, Абдыкалый Джумакадырович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.15-78.

2. Энгельс Ф.М.Гаркнесс (начало апреля 1888 г.). - Маркс К., Энгельс Ф.,, Соч., 2-е изд., с.35-37.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. М.: Искусство, 1967.

4. Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.'-соч., т.2, с.505-550.

5. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

6. Ленин В. И. Критические вопросы по национальному вопросу. -Полн.собр.соч., т.24, с.ПЗ-150.

7. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, с. 316-322.

8. Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре. -Полн.собр.соч., т.41, с.462.

9. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд. 5-е. М.: Худож. лит., 1976. - 827с.

10. Ленин В.И. О культуре. М.: Политиздат, 1980. - 336с.Документы и материалы КПСС и Советского государства

11. Программа коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. 144 с.

12. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

13. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

14. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 32 с.

15. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

16. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 31 с.

17. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочеред. седьмой сессии Верхов. Совета СССР девятого созыва, 7 окт.1977 г. М.: Политиздат, 1978. - 61 с.

18. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК, т.II. 1972-1975. - М.: Политиздат, 1978, с.29-33.

19. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления СП СССР. -Литературная газета, 1984, 28 сентября.Материалы писательских съездов научных конференций

20. Шестой съезд писателей СССР, 21-25 июня 1976 г.: Стенографический отчет. М.: Сов.писатель, 1978. - 696 с.

21. Шестой съезд писателей Киргизии: Впечатляющие свершения, новые творческие дали: Докл. Председателя Правления Союза писателей Киргизии 23 июня 1976 г. Литературный Киргиз-стан, 1976, $ 4, с. 8-42.

22. Седьмой съезд писателей СССР, 30 июня 4 июля 1981 г.: Стенографический отчет. - М.: Сов.писатель, 1983. - 608 с.

23. Актуальные проблемы эстетики и поэтики социалистического реализма в литературах Советского Востока: Материалы Всесоюзной научной конференции. Казань: Казанск.гос. университет, 1979. - 312 с.

24. Актуальные проблемы сравнительного стиховедения: Тезисы докладов. Фрунзе: Киргосуниверситет, 1980. - 152 с.

25. Закономерности развития новописьменных литератур и проблемы социалистического реализма: Тезисы докладов и выступлений. Фрунзе: АН Кирг.ССР, 1980. - 90 с.Художественные тексты

26. Абдыкалыков Дж. Мгновение: Стихи и сатиры, поэмы (на кирг. яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1981. - 204.

27. Абылкасымова М. Избранное: Стихи и поэмы (на кирг.яз.). -Фрунзе: Кыргызстан, 1981. 228 с.

28. Абдыкадырова С. Запах земли: Стихи и поэмы (на кирг.яз.).- Фрунзе: Кыргызстан, 1974. 150 с.

29. Абдыкадырова С. Любовь и весна: Стихи и поэмы (на кирг.яз.) .- Фрунзе: Кыргызстан, 1983. 119 с.

30. Адышева Т. Счастье: Стихи, поэмы (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1972. - 104 с.

31. Адышева Т. Стихи и поэмы (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1979. - 124 с.

32. Адышева Т. Мои дни: Стихи, поэмы (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1983. - 92 с.

33. Акматбекова С. Лунный холм: Стихи (на кирг.яз.). Фрунзе:Мектеп, 1978. 124 с.

34. Алыбаев М. Избранные произведения: Стихи, сатиры, эпиграммы (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1977. - 208 с.

35. Анталогия киргизской поэзии, т.1. Фольклор и стихи народных поэтов (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1980. -772 с.

36. Байзаков Т. Избранное: Стихи и поэмы (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1983. - 368 с.

37. Боконбаев Дж. Избранные собрания сочинений в 2-х томах: Стихи и поэмы (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1973.

38. Джакшылыков А. Утренний восход: Стихи (на кирг.яз.). Фрунзе: Мектеп, 1977. - 72 с.

39. Джаркынбаев Н. С высоты времени: Стихи и поэма (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1979. - 128 с.

40. Джусуев С. Золотая чинара: Стихи и поэт (на кирг.яз.). -Фрунзе: Кыргызстан, 1973. 144 с.

41. Джусуев С. Восхищение: Стихи и поэмы (на кирг.яз.). Фрунзе: Мектеп, 1977. - 216 с.

42. Карагулов Б. Магелланы вселенной: Публицистическая поэма (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1977. - 140 с.

43. Кожомбердиев Т. Неугасимый очаг: Избранные стихи и поэмы (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1972. - 443 с.

44. Кожомбердиев Т. Горы при свете луны: Стихи (на кирг.яз.). -Фрунзе: Кыргызстан, 1981. 149 с.

45. Мамытов Дж. Жизнь воды: Стихи и поэмы (на кирг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 1981. - 172 с.

46. Осмонов А. Собрание сочинений в 3-х томах (на кирг.яз.). -Фрунзе: Кыргызстан, 1965.47,48,49,50,51