автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанрово-стилевое своеобразие повестей Ахмедхана Абу-Бакара

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Рагимова, Анжела Ханмирзаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанрово-стилевое своеобразие повестей Ахмедхана Абу-Бакара'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанрово-стилевое своеобразие повестей Ахмедхана Абу-Бакара"

На правах рукописи

РАГИМОВА Анжела Ханмнрзаепиа

ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТЕЙ АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (северокавказские литературы)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 8 ФЕВ 2013

Махачкала - 2013

005050208

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент

Хурдампева Сампля Халидовна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Вагндов Абдулла Магомедович (ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»)

кандидат филологических наук, доцент Баго,медов Рашид Расулович (ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»)

Ведущая организация - ФГБУН «Институт языка, литературы

и искусства им. Г. Цадасы ДНЦРАН»

Защита состоится «/¿~~>> марта 2013 года в 14 часов, на заседании диссертационного совета Д 212.051.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Дагестанском государственном педагогическом университете по адресу: 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57, ауд. 78 (2-й этаж)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Автореферат разослан и размещен на сайте ВАК РФ « февраля 2013 г. Адрес сайта: wvvvv.vak.ed.gov.ru

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук,

профессор _ Э-Н. Гаджиев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Творчество замечательного дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара в разное время и на разных уровнях становилось объектом исследования. Обращение к его произведениям на новом витке исследовательского внимания имеет своей задачей внести вклад в дальнейшее изучение феномена творчества писателя.

Произведениям Абу-Бакара не свойственна однолинейность, здесь сочетаются разные стилевые направления, однако именно те тексты, в которых превалирует широкое использование фольклорного материала, стали предметом преимущественного внимания, как читательской аудитории, так и литературоведов и критиков.

Широкую известность получили такие повести, как «Снежные люди», «Тайна рукописного Корана», «Даргинские девушки», «Ожерелье для моей Серминаз», «Чегери», «Браслет с камнями» и многие другие.

Искрящийся юмор, шутки, широкое использование фольклорного материала делают произведения писателя привлекательными для читателей всех возрастов и национальностей.

В творчестве писателя обозначились и нашли реализацию новые тенденции, получившие развитие в произведениях ведущих художников слова страны. 70-80-е годы стали временем, когда перед писателями встал вопрос: что же происходит с человеком, воспитанным в традициях народной этики и национальной культуры, когда он сталкивается с проявлениями новых веяний в обществе?

Писатели разных национальностей отвечали на этот вопрос по-разному. Ч.Айтматов, В. Распутин, Ф. Абрамов, Г. Матевосян, Ю. Рытхэу внесли в традиционное содержание деревенской фольклорной орнаментальной прозы новое философское звучание, раздвинув границы темы.

Приметы нового осмысления действительности видны в повести А.Абу-Бакара «Белый сайгак». Социально-аналитическое и критическое начало, художественная обрисовка сложившейся общественной ситуации станет теперь неотъемлемой чертой ряда произведений Абу-Бакара. И хотя писателя по-прежнему привлекают фольклорные мотивы, он не делает их элементом идейного и сюжетного развития.

В исследуемых нами повестях «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая», «Анида» автор практически отказывается от фольклорной поэтики и, сохраняя философскую, нравственную подоплеку, вводит в повествование яркие жизненные реалии, неординарные ситуации, социально-детерминированные коллизии.

Неожиданное совмещение тем, использование несвойственных его манере приемов конструирования сюжета, использование новой для писателя лексики, ритмики, построения фразы - все это придает своеобразный

колорит текстам, й свидетельствует; об укреплении новых стилевых тенденций в творчестве Абу-Бакара.

Объектом исследования является художественная проза Ä.Абу-Бакара. В качестве основного материала используются повести «Исповедь на рассвете», Ютелло из Баршамая» и «Анида». '

Предмет исследования - жанрово-стилевые новации в повестях А.Абу-Бакара «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая» и «Анида», включающие особенности композиции, конфликтов, специфику авторской позиции в каждом отдельном произведении, способы отражения социальных реалий, примет бытия, особенности использования экспериментальных художественных форм построения произведения.

Целыо диссертации является выявление и описание проблемно-тематических и жанрово-стилевых особенностей в повестях «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая», «Анида».

В соответствии с поставленными целями определены следующие задачи:

- охарактеризовать историко-литературный контекст 70-80 гг. XX века, в котором развивалось творчество А.Абу-Бакара;

- исследовать особенней и функции конфликта как смыслообра-зующего фактора в повестях А. Абу-Бакара;

- рассмотреть формы авторского присутствия в каждой из анализируемых повестей;

- выделить роль социальных процессов в динамике характеров повестей;

- показать особенности нарративного дискурса в каждом из произведений;

- подвергнуть анализу элементы и характерные черты «прозы нравственного эксперимента».

Степень разработанности темы: -

Многие аспекты произведений А. Абу-Бакара затронуты в исследованиях литературоведов и критиков: С.М. Хайбуллаева, Ф.О. Абакаровой, С.Х.Ахмедова, М.И. Зульфукаровой, A.M. Вагидова, З.Г. Казбековой, К.К.Султанова, Ш.А. Мазанаева, А.-К.Ю. Абдуллатипова, З.К. Магомедо-вой и других, а также в периодической российской печати разных лет в форме откликов, отзывов и рецензий. Кроме того, отдельные вопросы стиля, хронотопа, системы образов, особенностей повествования рассматриваются в диссертационных трудах Э.М. Омаршаевой, P.A. Альбурие-вой, Г.К. Магомедшапиевой, П.К. Рамазановой и др.

Вместе с тем, вопрос исследования новаторских тенденций, смены художественных парадигм в ряде произведений писателя остается до се-

годняшнего дня открытым. Несмотря на немалое количество исследований, проблема эта далека от решения.

Научная новизна работы обусловлена впервые предпринятой попыткой разработки принципов системного анализа жанрово-стилевых и композиционных особенностей вышеназванных повестей писателя, в которых доминируют новые черты поэтики, отличные от традиционных; исследования особенностей композиции, конфликта, способов наррации, их глубокого и детального анализа.

Таким образом, диссертационное исследование демонстрирует новый, комплексный взгляд на разнообразие жанрово-стилевых особенностей исследуемых повестей А.Абу-Бакара, который позволяет в значительной степени расширить рамки интерпретации и других произведений писателя.

Повести «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая», «Анида» в той или иной мере упоминались в работах исследователей, однако эти тексты не подвергались системному анализу с концептуальной точки зрения.

На примерах анализа наиболее характерных аспектов исследуемых текстов в работе выделены те композиционные структуры и содержательно-повествовательные компоненты, посредством которых автор пришел к созданию радикально новых для себя повествовательных конструкций.

Теоретической н методологической основой послужили труды

B.Г.Белинского, В.В.Вино1радова, М.М.Бахтина, В.Г.Томашевского, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Л.Я.Гинзбург, В.Г.Хализева и др. В исследовании отдельных аспектов поэтики - Б.М.Храпченко, Г.Н.Поспелова, Л.А.Соколовой, А.Б.Есина, К.К.Султанова, Н.Д.Тамарченко, Л.А.Шерлаимовой и др. Использованы работы историко-литературного плана - А.Г.Бочарова, Н.Л.Лейдермана, М.НЛиповецкого, А.М.Черняка и ДР-

В процессе работы над темой автор также ориентировался на исследования дагестанских ученых: акад. Г.Г.Гамзатова, Ф.О.Абакаровой, А.-К.Ю. Абдуллатипова, К.И.Абукова, С.-М.Х.Акбиева, А.А.Алихановой,

C.Х.Ахмедова, А.М.Вагидова, З.Г.Казбековой, Э.Ю.Кассиева, Ш.А.Мазанаева, З.К.Магомедовой, Г.Б.Мусахановой.

Диссертационное исследование базируется на следующих методологических принципах:

1) системном подходе к изучению повестей А.Абу-Бакара; .

2) многоуровневом анализе художественной структуры рассматриваемых текстов с точки зрения смены доминантных художественных парадигм.

В работе применялись историко-эволюционный, описательно-аналитический и сравнительно-типологический методы исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

- наличие ряда произведений А.Абу-Бакара, часть из которых мы анализируем, позволяет говорить о том, что писатель отнюдь не был «заложником» собственного стиля. Рассказы и повести, созданные им в совершенно иной стилевой манере, отличной от традиционной, но не менее значительные, чем его «фольклорные» тексты, свидетельствуют о том, что писатель «художественно-сознательно» (М.Бахтин) владел своим стилем;

- в повести «Исповедь на рассвете» писатель отказывается от устоявшихся в его творчестве стереотипов орнаментальной прозы и уделяет пристальное внимание изучению причин и следствий человеческих поступков;

- повесть «Исповедь на рассвете» резко отличается от большинства произведений соцреализма в идейно-тематическом плане;

- повесть «Отелло из Баршамая» стала предтечей дагестанской «перестроечной» литературы. В данном произведении повествователь, -главный герой повести, - является аИег-ецо автора, транслирующим его мысли, передающим его мировоззренческое противостояние с новыми хозяевами жизни;

- в повести «Анида» нет социальной направленности, но романтическая история любви решена писателем в новом ключе. Абу-Бакар обращается к «прозе нравственного эксперимента», что предполагает условность ситуаций, моделирование определенных сюжетных коллизий, нетипичность поступков героев и их окружения;

- писатель строит действие повести «Анида» по определенной модели, подводящей читателя к назидательным выводам. Таким образом, в повести задействована схема притчи, но эта притчеобразность произведения лишена фольклорной подоплеки;

- разнообразие способов воплощения материала в жанровых рамках повести, смена стилей, лексики, многообразие композиционных вариаций, обращение к экспериментальным формам построения произведения свидетельствуют о широте художественного диапазона писателя.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она восполнила некоторый пробелы в имеющихся трудах, посвященных рассмотрению творчества А.Абу-Бакара. Создание разносторонней картины стилевого, тематического и художественного разнообразия повестей писателя будет содействовать расширенному восприятию его творчества, более полному описанию современного состояния дагестанской литературы!

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в вузовских спецкурсах и спецсеминарах,

посвященных проблемам дагестанской литературы второй половины XX века, творчеству А.Абу-Бакара, при составлении программ и учебных пособий в вузовской практике, колледжах и школах.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в опубликованных научных статьях. Диссертация обсуждена на кафедре литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Отдельные части представлены в качестве докладов на научных конференциях.

Структура диссертации определяется ее содержанием и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определяется объект и предмет исследования, научная новизна и актуальность работы, степень ее изученности, методологические основы, определяется структура работы, ее цели и задачи. "

Первая глава «Проблемно-тематическое и жанрово-стплевое своеобразие повести Ахмедхана Абу-Бакара «Исповедь па рассвете» посвящена рассмотрению композиционных и сюжетных особенностей повести, идейно-нравственной проблемы как основного конфликта повести. '

В основу повести, вышедшей в свет в 1974 году, положены реальные и вымышленные события, в которых в единый узел завязываются конфликты эпохальные и частные.

Фабульная основа повести - расследование загадки неординарной личности, потомка княжеского рода, Эльдара, который в бурные годы революции и гражданской войны потерял все - родителей, невесту, состояние -- и, ценою отказа от родового имени, сохранил себе жизнь, став колхозником Мутаем.

Данное произведение принадлежит к числу тех, которые в 70-е годы минувшего века не имели широкой типологии. Абу-Бакар показал героя, который не поучал, а делился выстраданным опытом, без утайки рассказывал о своей вине и о своей боли. Манера повествования с удивительной пластикой передает правду чувств, самодвижение характера.

Тема повести, фабула, сюжет, воспроизводимые события служат проникновению в ту сферу жизни индивида, которая до сих пор была спрятана от окружающих. Писатель развертывает монолог героя, раскрывает сюжет в потоке пережитых им событий. Хронологическая цепь как бы разорвана, а звенья ее перепутаны, переплетены.

Повесть представляет собой жанровую разновидность автобиографической прозы-исповеди, временные рамки которой охватывают период в несколько десятков лет. В основе сюжетосложения здесь не переломная

точка биографий одного человека, а биография как таковая-, но всей ее протяженности, в совокупности слагаемых. ■<■■• '

Абу-Бакар не выступает с осуждением своего героя, предоставляя ему полную возможность выговориться, открыть всю правду"й'ё'только о себе, но и о многих событиях прошлого, которые сыграли роковую роль в судьбе героя. ■ '■•:•■

1 Несмотря, на динамичный сюжет, насыщенный множеством событий, ритм повествования довольно размерен, здесь есть место и деталям, и пейзажным описаниям. * "

Композиционный охват повествования вбирает в себя революционные события, гражданскую войну, период установления советской власти в Дагестане. Автором описаны и события Великой Отечественной войны, и послевоенный период восстановления народного хозяйства.

Все это подается посредством одного рассказчика-нарратора, бывшего княжеского сына, а ныне простого колхозника Мутая в уютной обстановке дома, куда собрались по его просьбе несколько человек,, и которым умирающий Мутай решается перед кончиной рассказать правду о своем происхождении и поведать историю своей жизни.

В неторопливо разворачивающийся сюжет включаются новые персонажи, причем, случайных типажей здесь нет, каждый,.имеет определен-, ную смысловую нагрузку.

Вся повесть - это монолог человека, чья история жизни прошла в переломное время, беспощадное к судьбам людей. Его собственная судьба исключительна по драматизму. Были в его жизни и светлые страницы, но больше таких, которые он предпочел бы изъять, вычеркнуть, но не делает этого и рассказывает обо всем без утайки.

Стилевой облик произведения родственен многим повестям Абу-Бакара, но имеет свои особенности. .

В первую очередь это относится к характеру конфликта! Здесь конфликт связан не только с формой произведения, но, прежде всего, с идей-, но-тематическим содержанием произведения, выступает основой организации композиции сюжета, раскрытия человеческих характеров.

Отдельные фабульные линии повести объединены вокруг главного конфликта, который теперь выходит на передний план. Эю конфликт между социальными сдвигами и судьбой одного человека. Конфликты такого рода нередко встречаются в классической литературе. Очень ярко выражен подобный конфликт в «Тихом Доне» М.ШолохоЕа. Метания, поступки его героя, Григория Мелехова, вытекающие из всего этого последствия целиком построены на конфликте между временем и индивидуумом. Как и у Шолохова, в повести Абу-Бакара судьбоносной становится борьба старого с новым, и эта борьба также порождает превалирование в

произведении показа негатива, которым полна жизнь Эльдара, Поиски выхода из безнадежной ситуации не дают результата, и тогда он прячется за чужой судьбой, надевает чужую личину.

Трагизм ситуаций, обусловленный происхождением Эльдара, его пребывание]VI какое-то время на службе в царской армии, в его новой ипостаси вынуждает его менять лексику, манеру поведения, саму ,его личность. Постепенно он теряет что-то важное в своем характере, В предсмертном монологе убедительно показаны ступени деградации его личности и, лишь уходя, прощаясь с жизнью, он вновь становится потомком князей Кайтага, обретает былой лоск, его речь и манеры разительно меняются, Абу-Бакар тонко передает этот нюанс: возвращение аристократа к своим истокам. ,. ; ■ • .. ;.-¡.

Именно с этой точки зрения он оценивает свои жизненные метания, смотрит на них глазами подошедшего к жизненному рубежу человека. Рассказанные им события многочисленны и значительны: в единый узел завязываются конфликты между характерами, между характерами и обстоятельствами, борьба внутри одного характера.

К прямо выраженному сюжету добавлены дополнительные смыслы, вербально не выраженные. Они достаточно многообразны: здесь и тщательно хранимая тайна, и гложущие в глубине души сомнения, уходящая молодость, ход времени, с которым человек не в силах совладать.

Судьба Эльдара тесно связана с эпохальными событиями. Именно через его видение и в его рассказе передана картина бурных дней Дагестана.

Приводимые автором факты исторического характера становятся одним из главш>гк средств создания художественной иллюзии реальности. Повествовательные рамки расширяются за счет таких композиционных приемов, как смещение временных пластов, широкое использование ретроспективных планов.

Уходящий из жизни Эльдар предельно откровенен и со слушателями и с самим собой. Неоднозначность его.личности, несформированность характера подтверждается в повести композиционными приемами. Движение Эльдара к истине, которую он так и не нашел, сопровождается острым чувством отчуждения от окружающего мира. В повести просматриваются душевные состояния, внутренние муки, далеко не адекватные внешнему

их выражению, не исчерпывающиеся исповедью.

При этом совершенно очевидно, что Эльдар подвергает суровому анализу прожитую жизнь, пытается постичь причины сроих злоключений.

С самого начала он смогрел на события, резко поменявшие его жизнь, как бы с двух точек зрения. Он видел и оценивал революцию и по-

следующие события, как наследник княжеского рода, а порой и как простой рядовой горец.

Следует особо отметить, что в данной повести А.Абу-Бакар отошел от традиций литературы социалистического реализма, романтизирующей все, что связано с революцией. Он дает своему герою говорить и от имени представителей свергнутого класса. Эльдар рассказывает о бесчинствах и разнузданном поведении тех, кто в свое время служили батраками у его семьи. Именно их гнусные поступки и толкнули тогда еще юношу Эльда-ра в ряды белогвардейцев. Писатель показывает и бывших бедняков, ставших после революции хозяевами жизни и беззастенчиво этим спекулирующих. Не утаивая изнанки времени перемен, Эльдар все же не становится озлобленным обличителем всего позитивного, что принесла народу советская власть.

Абу-Бакар представляет в своей повести широкий круг умонастроений персонажей и часто пытается обосновать их, показать подоплеку этих взглядов.

Параметры повести настолько широки, что порой соединяют весьма далекие концы реальности - политической, социальной, бытовой, географической.

Подлинное потрясение пережил Эльдар во время Великой Отечественной войны, когда проезжая по территориям, побывавшим в руках фашистов, он увидел картины их чудовищных злодеяний. Рассказывая об этом, Эльдар оставляет свой ироничный тон, в его речи появляются ярко выраженные эмоции.

Так, постепенно, шаг за шагом, не форсируя обстоятельства, писатель психологически точно показывает процесс внутреннего перерождения Эльдара.

Новый тип героя привносит в прозу Абу-Бакара свою искренность и свой максимализм, свое несогласие с окружающими реалиями и свои претензии. Он может совершать поступки, далекие от того, что принято считать правильными, ошибаться и оступаться. Однако герой этот готов изменить свое отношение к прошлому, отторгнуть то, что тяжким грузом лежало в тайниках его души.

Понимая, что слишком поздно, Эльдар все же вкладывает в свою исповедь всю душу. Не утаивая ничего, предстает он перед судом людей, прежде чем, как он говорит, предстать перед судом Всевышнего.

Глава вторая «Социально-аналитическая и критическая направленность повести «Отелло из Баршамая» посвящена рассмотрению бытования названной повести в литературном контексте 80-х годов XX века, выявлению особенностей ее художественно-стилевой организации.

В 70-80-е годы XX столетия в советской литературе намечается переход к новым повествовательным стратегиям. Сохраняя элементы фольклорной поэтики, философскую, нравственную подоплеку, Абу-Бакар разнообразит свой стиль, вводит в повествование новые жизненные реалии, непривычные ситуации, факты из общественной жизни.

Наиболее ярко стремление к документальности проявилось в повести «Отелло из Баршамая», созданной в канун распада страны, в конце 80-х годов.

Повесть наиболее показательна в плане выражения авторских интенций периода «смуты». Это не только история небольшой группы людей, а широкий социальный срез пластов жизни республики.

Писатель радикально отходит от привычного стиля. Чуткий к веяниям времени, неравнодушный к судьбе страны, народа, Абу-Бакар не мог не среагировать на ситуацию в преддверии «лихих девяностых».

Многочисленные события и истории персонажей повести как бы нанизаны на сюжетную линию главного; героя Марио (Отелло), являющуюся

ОСНОВНЫМ Стержнем ПОВеСТВОВаНИЯ. ): ' -'.Л

Названный отцом ¡романтичным именем Марио, герой повести приобретает второе имя, Отелло, когда талантливо исполнил эту роль на сцене только созданного даргинского театра. Молодые актеры, среди которых был и Марио, получили подготовку в театральной студии Еревана. Вдохновленные импульсами, которые они получили, общаясь со знаменитыми мэтрами театрального мира, впитав в себя ауру культурных центров древнего Матенадарана, возвращаются, они на родину. С самого начала все складывается не так, как мечтали молодые актеры. По большому счету их студия не нужна ни чиновникам от искусства, ни зрителям, далеким от культурных запросов.

Таков главный идейно-тематический посыл повести. Все последующее повествование раскрывает отдаленные последствия этой коллизии.

Становится очевидным, что искусство теряет свой гуманистический потенциал, оставляет человека одиноким и страдающим. Все более наглядным становится исчезновение способности слышати и уважать друг друга, умение ценить достоинство и профессионализм. Деконструкция ценностно-содержательных понятий и явлений негативно отражается на всех сторонах общественной жизни.

Многие из друзей Марио уже осознали бесперспективность творческой карьеры, и это понимание, высказываемое вслух, становится отправной точкой для развития сюжета в новом направлении.

Абу-Бакар прослеживает параллельно судьбы героев, действующих в разных жизненных сферах. Он не стремится рассказать читателю о них

все, но выбирает отдельные эпизоды и конфликты, в которых наглядно проявляются изменения их характеров и поступков.

Если в начале повести внимание автора нацелено на выявление нравственных приоритетов героев, то теперь наступило время испытания их на прочность. Писатель представляет широкий круг умонастроений людей, с которыми довелось встречаться его герою.

С публицистической достоверностью описывает он существующие противоречия в сфере идеологии, все более откровенную демагогию чиновников от власти, Абу-Бакар открыто обращается к прямому публицистическому выражению своих чувств и мыслей, но делает это не через авторские отступления, а через случайно услышанные диалоги, которые неоднократно встречаются в повести.

В уста своего героя, Марио, писатель также вкладывает обличительные тирады, направленные на выявление недостатков в перерождающемся обществе, теряющем СВОЮ идеологию. ■■■■' ! 1

Монологи героя, фиксирующие самое важное, характеризующее время, не раз повторяются в повести. Критический пафос Абу-Бакара распространяется практически на все стороны дагестанского бытия, будь то искусство, быт, экономические вопросы, вопросы нравственности, семейные отношения. Писателя беспокоит духовный вакуум, подстерегающий современного человека.

Упадок культуры влечет за собой много других проблем и, в частности, морально-этического плана. И об этом говорит в своей повести писатель, выражающий живой интерес к состоянию и тенденциям развития национального общества. Сами проблемы, поднимаемые Абу-Бакаром в повести, свидетельствуют об эволюции его художественной манеры.

Рамки повествования расширяются за счет введения в текст новых реалий, имен ведущих советских актеров, писателей. В эпизодах, связанных с пребыванием героя на стажировке во МХАТе, фигурируют имена Олега Ефремова и И.Смоктуновского. Соприкосновение персонажей повести с культурой Армении оставило глубокий след в их сознании. Это были уже не те молодые люди, которые отправились из своих сел учиться искусству актерства.

Жизнь распорядилась по-своему. С самого начала молодая трупПа даргинского театра столкнулась с бытовыми трудностями: здание театра ветхое, унылое, зрители не ходят на спектакли, зарплата мизерная.

В людях, стремившихся посвятить жизнь искусству, постепенно стало просыпаться чувство социальной ущемленности, которое в каждом из них обусловило наличие некоторой психологической доминанты, сочетающей в себе крайнее самоуничижение и болезненные амбиции. Все чаще задают они себе трагические и риторические вопросы о смысле бытия.

За частными судьбами, за личйыми коллизиями в повести ясно угадываются горизонты социальной жизни и конфликты самого общества.

' Фабула повести могла бы обЬрнуться сопоставлением скромной, но честной жизни с процветающим пороком стяжательства.

Но этого не случилось. В повести отчетливо слышится голос писателя-публициста, сумевшего изнутри 'вскрыть проблему, получившую внешне «благополучное» разрешение. Сап их сделался мелким торговым начальником, Мирза заведует промтоварным складом, Амир-Чупан - хозяйственным магазином. !' ••'•*

Абу-Бакар сталкивает бывших друзей в особом художественном пространстве, он выделяет неожиданные экспрессивно-смысловые оттенки, причудливые художественно-эстетические образные грани. Меняется сюжетный и повествовательный строй повести, углубляются и усложняются взаимоотношения героев, вместе с тем углубляется и психологический анализ характеров, усложняется композиция произведения. Сугубо бытовые, служебные конфликты приобретают психологический характер и, как инвариант общей образности, проявляются во внутренней связи элементов повествования, их взаимодействии и смысловой направленности'.

! Переход Отелло-Марио из мира искусства в мир торгашества предрешен самим ходом событий. Писатель углубляет бытовые коллизии, наполняет их нравственным смыслом. Отелло тоскует по исчезающему людскому сочувствию друг к другу, способности слышать и уважать друг друга, пытается сохранить достоинство. Уход от любимой профессии, отказ от искусства означает для него и отказ от частички своей души. Конфликт в повести внутренний, скрытый, как скрыта та борьба, которая происходит в душе героя. Поэтому многочисленные монологи, рассуждения о невозможности прожить на тот минимум, который он получал, теперь похожи на оправдания.

Надо отметить, что у героя не было причин для оправдания - слишком тяжелой стала не только материальная сторона, но и моральная атмосфера, сложившаяся в обществе во второй половине 80-х годов. Абу-Бакар на ярких и вполне реальных примерах показал, сколь разрушителен синтез неблагоприятных общественно-политических условий и незащищённости простого человека.

Каждая новая встреча героя с друзьями, их монологи, диалоги отражают все растущие негативные процессы, происходящие в республике. В тот период такие же проблемы поднимали в своих произведениях В.Распутин, С.Астафьев, Ч.Айтматов, О.Чиладзе. Они изучали глубокие процессы в сознании людей, ведущие к деградации личности, связывая их с отказом от многовекового религиозно-нравственного опыта народа. В

отличие от них, Абу-Бакар даже в завуалированной форме не затрагивает религиозной тематики. . ; ,,

. Весь его, обличительный пафос направлен в публицистическое русло. Сугубо прагматическое отношение к жизни, приводит к разрушению культурных, рациональных традиций. .

. , Писатель показывает, как ни странно, человек быстро привыкает к положению потребителя. Получив работу шашлычника, Отелло становится совсем другим человеком. В дом пришел достаток, отныне не нужно думать о ежедневном пропитании. Герой доволен своим положением, открывшимися, новыми возможностями, но при этом в его монологах проскальзывают нотки сомнения в правильности избранного пути.

В повести нет ни одной удавшейся судьбы, все друзья Отелло, достигшие материального благополучия, так или иначе, терпят крах. Большинство из них так и не вписалось в ряды новых хозяев жизни, не смогло играть по их правилам.

Абу-Бакар показывает, что любой вакуум созидательной духовности неизбежно заполняется разрушительной отрицательной энергией. Этот печальный закон жизни подтверждает автор своим произведением. Главный герой, пройдя испытание нуждой, неустроенностью, а потом и легкими деньгами, приходит к выводу: «все в жизни хаос и суета, судьба смеется над человеком и нужно жить, особенно не задумываясь»,:

Повесть пронизана сигналами, посылаемыми временем накануне, распада страны, потому так остро и настойчиво проявляется в .произведении публицистическая направленность.

Итоги новой, благополучной жизни Отелло плачевны, он рассказывает о своей судьбе не на воле, а из «зоны», куда попал по указке негодяя. Салиха, единственного из всей компании некогда одержимых мыслями об искусстве молодых людей, кто остался на плаву и„по мысли автора, стал, активным участником начавшейся «перестройки».

Авторская позиция включает в себя два аспекта: позицию писателя в реальной действительности, реализованную в произведение через замысел, стилистику, художественные средства, и его позицию в самом произведении, его отношение к происходящему, к героям, к событиям. В повести практически снимается противопоставление двух этических планов -плана автора и плана главного героя.

Разворачивая многосложную панораму человеческих судеб и поступков, Абу-Бакар выделяет концептуальную мысль о важной роли мировоззренческих установок персонажа. Поэтому столь подробны монологи Отелло о современном ему мироустройстве. Он не выступает в какой-то специальной роли хроникера, наблюдателя. Он просто живет и рассказывает о том, что видел, чувствовал, думал в процессе самой жизни.

Повесть строится на достаточно жестком публицистическом каркасе. Бытовые, вещные детали, разговоры персонажей о быте как бы затушевывают остроту высказываний повествователя.

Следует отметить густонаселенность произведения персонажами основными и случайными. У каждого своя речь, своя история, свое отношение к жизни. Благодаря активному использованию монологов, диалогов между действующими персонажами, одни и те же события получают многомерное освещение.

Все персонажи повести в той или иной мере актуализируют запрограммированность сюжетных коллизий на раскрытие их «поучающего» содержания, заостренность морально-этических вопросов.

Истории каждого из действующих лиц повести - цепь микросюжетов, каждый из которых мог бы послужить темой для отдельной повести. Но эти сюжеты крепко связаны между собой.

Бытовой план повести составляет первый слой действия, где обыденное, благодаря скрытому подтексту, обретает драматический смысл.,

Общий конфликт произведения кроется в характере основного персонажа, в сущности, жизни, во многом инициированной примерами из окружающего мира. Объединение отдельных элементов повествования вокруг основного конфликта порождает превалирование в повести отражения негатива, как в жизни главного персонажа, так и второстепенных.

В достаточной степени оформившийся конфликт оказывает воздейг ствие на общую композицию произведения, характер его изобразительных средств.

В данной повести писатель заметно тяготеет к острой конфликтности, сложной динамике, к углубленному исследованию нравственных вопросов. Все это приводит повествование к стилевой многослойное™, когда каждый персонаж проявляет свою суть через речевое самораскрытие.

Монологи и диалога, на которых основано композиционное построение повести, сдержаны в русле единой художественной схемы, несут основную информационную нагрузку.

Эмоциональные монологи героя - отражение его внутреннего состояния, попытка отстоять систему нравственных постулатов, усвоенных им с детства - привлекают полнотой человеческих эмоций и душевных побуждений.

В текст повести вклинивается множество реальных событий, фактов общественной жизни республики. Зачастую в произведении доминирует публицистический дискурс, фигурируют детали социально-экономического плана.

Свободный стиль изложения, поставленные автором сложные вопросы бытия, типология образных рядов свидетельствуют о том, что по-

весть «Отелло из Баршамая» - одно из первых произведений в национальной литературе, обозначившее те явления, о которых позже активно станут писать другие авторы.

В третьей главе - «Повесть Анида: проза нравственного эксперимента» выделены особенности нарративного дискурса повести, рассмотрены элементы сюжета как художественный прием, анализируется морально-этический аспект данного произведения.

Повесть «Анида» - еще одно свидетельство стремления Абу-Бакара к новым формам художественной выразительности, иным принципам осмысления действительности.

Она привлекает внимание спецификой выбора тематики, непривычной для дагестанской литературы стилистической манерой, образными рядами, выходящими за привычные рамки, а главное — иными, отличными от устоявшихся в творчестве писателя, принципами осмысления действительности.

В этом произведении писатель демонстрирует радикальный отход от привычкой стилистики, обращение к средствам изображения, свойственным так называемой «прозе нравственного эксперимента».

Основные характеристики этой прозы связаны с тем, что здесь существует своя художественная условность, свои средства решения художественной задачи. Создавая художественный мир повести, Абу-Бакар использует краски и настроения принципиально иной палитры, чем обычно. Решение сюжетных коллизий, при всей их внешней романтичности, отчетливо выходит за рамки романтической традиции.

В основе повести лежит смоделированная реальность, поступки персонажей соответствуют логике избранного автором замысла, потому зачастую кажутся иррациональными.

Писатель подводит читателя к мысли, что характер человека не может быть объяснен лишь воздействием среды, что бывают стороны сознания, которые вообще невозможно рационально объяснить, бывают поступки, истоков которых нельзя найти в обстоятельствах окружающего бытия.

Центральная тема повести «Анида» - женская судьба. Основу сюжета составляет история любви и взаимоотношений двух людей, каждый из которых является яркой индивидуальностью, не зависит психологически от мнения окружающих. Герои повести - Нури и Анида - подвергаются жестким жизненным испытаниям, но основной конфликт повести выражен гораздо мягче, чем в двух рассмотренных нами повестях.

Образ Аниды один из самых нетипичных женских образов в дагестанской литературе. Также нетипичны и сюжетные коллизии, взаимоот-

ношения героев с окружающими людьми, отношение их к традициям горного села.

Для автора более важны «моделидоведения» героев повести, нежели глубина характера персонажа/Это приводит к некоторой схематичности образов, и одновременно придает им загадочность.

Отсутствие типичности в поведении героев, их взаимоотношениях восполняется тщательно разработанной автором системой вещных примет национального быта, подробной детализацией пейзажа, обстановки жилищ, одежды.

В композиционном плане повесть представляет собой образец обрамленного повествования, «рассказ в рассказе». Основные события предваряются метатекстом, включающим в себя вставные минйновеллы, бы-тописательские зарисовки, диалоги персонажей второго и третьего ряда.

Образ рассказчика принимает в повести разнообразные формы, но всегда неразрывно связан с образом автора.

В первбм и заключительном метатекстах, представляющих собой «рамку» повести, автор говорит от первого лица, он субъективизироеан, и повествование передается посредством его личностного восприятия явлений. Объективное повествование реализуется в основном тексте.

В основной части повести автор имплицитен, а в роли рассказчика выступает главный герой повести Нури.

Здесь все узлы сюжета связаны между собой причинно-следственной связью, которая формирует особую, Притчеобразную стилистику произведения. Все звенья сюжета сводятся к главной идее произведения - человек расплачивается за все содеянное им, даже если к дурному поступку его подводят обстоятельства.

Имплицитность автора в основной части повести, образы главных героев Нури и Аниды, их поступки смоделированы так, чтобы главная идея высветилась как можно ярче. Онтологический принцип равновесия зла и добра срабатывает в повести безоговорочно, как и всегда в произведениях Абу-Бакара.

Разница в том, что во многих повестях писателя этот принцип основан на постулатах мифопоэтических, архетипических, а сами повести несут в себе богатый пласт фольклорной поэтики. В повести «Анида», несмотря на притчевоеть сюжета, автор отходит от использования фольклорных семантических и стилистических элементов, а притчевоеть носит характер скрытый, основанный только на определенной схеме событий.

В основе повести сюжетная конструкция, которая может быть исчерпана одним словом — «случай». Случайно здесь все - встреча автора-нарратора с героями своего описания Нури, Анидой, их Друзьями, родными, соседями. Случай приводит Аниду поздней ночью в дом врача Нури с

необычной, практически невозможной целью - избавить ее от нежеланного ребенка. Случай определяет и новую встречу Аниды и Нури, который никак не мог забыть таинственную незнакомку, искал ее повсюду.

Эта встреча и последующее развитие событий концентрируют на себе смысл текста. В нем проявляются и характеры людей,, и нравственный аспект,, и бытописательская обстоятельность.

,. Нури вынужден исполнить просьбу Аниды,, ибо в противном случае женщина собиралась лишить себя жизни. Само появление Аниды в доме Нури, последующие за этим события, вписываются в рамки прозы «нравственного эксперимента», когда события строятся в соответствии с определенной моделью, что приводит к некоторой схематичности образов и поступков. Отсутствие психологической глубины характеров ослабляет причинно-следственные связи сюжета, поэтому столь велика роль случая на всем протяжении сюжетного развития повести.

Отношения Нури и Аниды романтизированы, их мотивировка дана вне социально-психологической детерминированности, которая, как известно, является важнейшей приметой реализма. Легкий налет ирреальности присущ не только образной системе повести, но и поступкам всех без исключения действующих лиц повести.

При этом события повести разворачиваются в рамках вполне реального топоса и в конкретных жизненных условиях.

. Биографическое, время характеризует жизненный путь героев, перипетии их жизни, показывает, как прошлое предопределяет будущее.

; «Прозе нравственного эксперимента» более свойственен интерес к событийной, фабульной стороне повествования. Нравственная оценка поступков преобладает над художественностью их воплощения.

Моделирование ситуации не самоцель, а способ выведения определенных результатов, чаще всего дидактического назидательного характера..Так, поступок Нури и Аниды, совершенный как будто по необходимости, оборачивается драмой не только для них, а также для его родителей, тщетно ожидавших ребенка от единственного сына. Когда же, наконец, мечта супругов сбылась, Анида умирает- в родах. Эта пронзительно-грустная тревожная нота становится сквозной в повести. Концовка повести проста и сложна одновременно. Здесь выпукло проявляется этическая проблематика, получившая разрешение в притчевой парадигме. Важно отметить, что эта притчевость лишена характерной для творчества Абу-Бакара фольклорной подоплеки.

Символика образов, запрограммированность сюжетной коллизии на раскрытие ее поучающего содержания, заостренность морально-этических выводов, которые делает сам читатель - все это элементы притчи.

Обращение Абу-Бакара к экспериментальным формам художественного высказывания свидетельствует о широком жанровО-стилисгическом диапазон«; его творчества, свободном обращении к различным формам художественного высказывания.

В заключении сформулированы выводы, полученные в ходе' исследования. Помести; А.Абу-Бакара «Исповедь на рассвете», «Отелло иЗ Бар-шамая» и «Анида», созданные в 70-80-е гг. XX века, отмечень! отходом от традиционной фольклорно-орнаментальной стилистики, усилением психологизма, остротой конфликтов, внешних и внутренних, углубленным исследованием причин и следствий социально-нравственных вопросов, стиУ/евой миогослойностью, сменой стилевых парадигм.

Абу-Бакар использует приемы публицистической и мемуарной литературы,^ экспериментирует с жанрово-стилевыми моментами, смешивает формы,'ифаег со словом и временем, формирует сложную внутреннюю структуру, допускает "специфическое соотношение историзма фактов и художественности, приводит различные формы авторского присутствия в текстах.

Обращение к исследованию жанрово-стилевых особенностей и композиционных новаций в прозе Абу-Бакара дает основание считать, что усложненность, многомерность произведений писателя обусловлена поисками новых форм художественного выражения, которые могли бы вместить в себя все многообразие и противоречивость времени.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в изданиях, включенных в перечень ВАК

РФ.

1. Исторический фон и выбор главного героя как элементы художественной концепции действительности в повести «Исповедь на рассвете» А.Абу-Бакара // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Вып. 3. Махачкала, 2012. С.91-94.

2. Повесть Ахмедхана Абу-Бакара «Отелло из Баршамая» в литературном контексте 80-х годов XX века // Личность. Культура. Общество. Т. 15, Вып. 1, №77-78. М„ 2013. С.313-321.

Статьи, опубликованные в других изданиях:

3. О жанровой структуре повести А. Абу-Бакара «Исповедь на рассвете». - Материалы VI Межрегиональной конференции «Проблема жанра в филологии Дагестана». Вып. 7. Махачкала, 2011. С.156-159.

4. Своеобразие авторского стиля А. Абу-Бакара (теоретический аспект). - Материалы всероссийской научно-практической конференции «К проблеме нового прочтения и осмысления национальных литератур наро-

дов Кавказа»: Дагестанская литература: история и современность. - Вып. 6. -Махачкала: ДГПУ, 2012. С.50-52.

5. О художественной структуре повести А. Абу-Бакара «Исповедь на рассвете». Вестник литератур народов Дагестана. - Вып. 9, Махачкала: ДГУ, 2011. С.83-88.

, 6, Морально-этический аспект повести А.Абу-Бакара «Анида» // Региональная научно-практическая конференция. Дербент: ИГУ, 2012. С.24-

зо. ........

7. Диалектическое единство романтического и реалистического в повести «Анида» А. Абу-Бакара // Региональная научно-практическая конференция, посвященная 50-летию кафедры литератур народов Дагестана и России. Махачкала, 2012. С. 144-150.

8. Ретроспекция как средство выражения самосознания героя повести А. Абу-Бакара «Исповедь на рассвете» // Региональная научно-практическая конференция. Махачкала, 2012. С.150-155.

Формат 60x84 1/16. Бумага офсет 1. Печать ризографная. Гарнитура Тайме. Усл.п.л. 1,2. Заказ № 011-13 Тир. 100 экз. Отпеч. в тип. ИП ТагиеваР.Х. г. Махачкала, ул. Батырая, 149. 8 928 048 10 45 а і=» Г^ІАТ"

 

Текст диссертации на тему "Жанрово-стилевое своеобразие повестей Ахмедхана Абу-Бакара"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201355138

РАГИМОВА Анжела Ханмирзаевна

ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТЕЙ АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА

Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (северокавказские литературы)

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -к.ф.н, доц. Хурдамиева Самиля Халидовна

Махачкала - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА «ИСПОВЕДЬ НА РАССВЕТЕ»..................................................................................................133

I. 1. Композиционные и сюжетные особенности повести..............................133

I.2. Идейно-нравственные проблемы как основа...............................................38

конфликта повести................................................................................................38

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОВЕСТИ «ОТЕЛЛО ИЗ БАРШАМАЯ»...................55

II. 1. Повесть Абу-Бакара в литературном контексте.........................................55

80-х годов XX века................................................................................................55

II. 2. Особенности художественно-стилевой организации повести «Отелло из Баршамая»..............................................................................................................82

ГЛАВА III. ПОВЕСТЬ «АНИДА»: ПРОЗА НРАВСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА................................................................................................92

III. 1 .Особености нарративного дискурса повести «Анида».............................92

III. 2. Элементы условности сюжета как художественный прием................105

III.3. Семейно-этический аспект повести «Анида».........................................121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................137

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................145

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Творчество замечательного дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара уже становилось объектом изучения на разных уровнях. Обращение к его произведениям на новом витке исследовательского внимания имеет своей задачей внести вклад в дальнейшее изучение феномена творчества писателя.

В произведениях Абу-Бакара нет однолинейности. Здесь сочетаются различные стилевые направления, однако именно те тексты, в которых превалирует широкое использование фольклорного материала, стали предметом преимущественного внимания, как читательской аудитории, так и литературоведов и критиков.

Широкую известность получили такие повести как «Снежные люди», «Тайна рукописного Корана», «Даргинские девушки», «Ожерелье для моей Серминаз», «Чегери», «Браслет с камнями».

Искрящийся юмор, шутки, прибаутки, широкое использование фольклорного материала делают произведения Абу-Бакара привлекательными для читателей всех возрастов и национальностей.

Все исследователи творчества Абу-Бакара отмечают уникальность его художественного мира, особенность его этико-эстетической реальности. Самобытный слог и оригинальная манера изложения завоевали популярность у дагестанского, всероссийского и зарубежного читателя.

Многие его произведения изданы на немецком, польском, японском, хинди, персидском, болгарском языках.

По произведениям Абу-Бакара снят ряд художественных фильмов, таких как «Тучи покидают небо», «Браслет с камнями», «Чегери», «Снежный человек», «Кубачинская свадьба» и другие.

Еще одна, главная причина успеха книг Абу-Бакара, - скрытая за видимой легкостью философская подоплека его творчества, которая состоит в том, что в его рассказах, повестях предметом изображения становится не

аул, как таковой, его быт, история, а горский мир, как некая онтологическая модель всего мира.

При этом горцы являются носителями архаической модели мировосприятия, для которой характерно особое состояние времени и пространства, отношения к жизни и смерти, памяти, особое понимание смысла жизни. Мир горцев Абу-Бакара - это микрокосмос, существующий по своим законам.

Одновременно в его творчестве набирают силу новые тенденции, получившие развитие в произведениях ведущих художников слова страны. 70-80-е годы стали временем, когда перед писателями встал вопрос; что же происходит с человеком, воспитанным в традициях народной этики и национальной культуры, когда он сталкивается с проявлениями новых веяний в обществе.

Писатели разных национальностей отвечали на этот вопрос по-разному. Ч. Айтматов, В. Распутин, В. Шукшин, Ф. Абрамов, Г. Матевосян, Ю. Рытхэу внесли в традиционное содержание деревенской, фольклорно-орнаментальной прозы новое философско-публицистическое звучание, раздвинув границы темы.

Приметы нового осмысления реальности видны в повести А. Абу-Бакара «Белый сайгак», получившей широкую известность не только в республике, но и во многих уголках бывшего СССР.

Социально-аналитическое и критическое начало, художественная обрисовка сложившейся общественной ситуации, станет теперь неотъемлемой чертой ряда произведений Абу-Бакара.

Часты в его повестях и обращения к истории, стремление понять природу наиболее сложных и противоречивых явлений современности, их истоки и корни. И, хотя писателя по-прежнему привлекают фольклорные мотивы, он не делает их элементом идейного и сюжетного развития.

Наиболее яркими произведениями, демонстрирующими широту творческого диапазона А. Абу-Бакара, являются повести «Исповедь на

4

рассвете», «Солнце в гнезде орла», «В ту ночь, готовясь умирать», «Анида», «Отелло из Баршамая», «Опасная тропа», рассказы из сборника «Из неизданного».

В этих произведениях автор практически отказывается от фольклорной поэтики и, сохраняя философскую, нравственную подоплеку, разнообразит свой стиль, вводит в повествование яркие жизненные реалии, неординарные ситуации, социально-детерминированные коллизии.

При этом рассказы и повести Абу-Бакара несут назидательную, дидактическую функцию, что свойственно чисто фольклорным жанрам. Стилевая доминанта его произведений определяется совокупностью всех присущих ему художественных средств.

Своеобразная «экспансия стиля» наиболее очевидно проявилась в публицистических сборниках «Ты земле поклонись, человек» и «Пламя родного очага», изданных в Москве в 70-х годах. Совмещая несовместимое -публицистику и фольклор - Абу-Бакар сумел создать нечто новое, непривычное, обогатившее корпус национальной публицистики.

Таким образом, очевидно, что приемы одного жанра зачастую используются им для решения задач другого.

В диссертационной работе, посвященной анализу повестей «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая» и «Анида», предпринимается попытка на конкретном материале рассмотреть процессы художественно-культурной перекодировки художественной манеры и стиля писателя, овладение им различными способами отображения жизненных явлений. Неожиданное совмещение тем, использование несвойственных его манере приемов конструирования сюжета, использование новой для писателя лексики, ритмики построения фразы - все это придает своеобразный колорит текстам и свидетельствует об укреплении новых стилевых тенденций в творчестве Абу-Бакара.

В основу повести «Исповедь на рассвете», вышедшей в свет в 1974 году положены реальные и вымышленные события, в которых в единый узел

5

завязываются конфликты эпохальные и частные. Фабульная основа повести -расследование загадки неординарной личности, потомка княжеского рода, который в бурные годы революции и гражданской войны потерял не только родителей, невесту, имущество, но и ценою отказа от родового имени сохранил себе жизнь.

Повесть представляет собой жанровую разновидность автобиографической прозы-исповеди, временные рамки которой охватывают период в несколько десятков лет.

Следует отметить, что в период создания данного произведения, в 70-е годы минувшего века, произведения такого содержания не имели широкой типологии. Абу-Бакар показал героя, который на смертном одре без утайки рассказывает о своей богатой событиями, нелегкой и зачастую не праведной жизни. Манера повествования с удивительной пластикой передает правду чувств, проявления характера героя.

Писатель развертывает монолог бывшего князя, растворяет сюжет в потоке пережитых им событий. Абу-Бакар нигде не выступает с осуждением героя повести, предоставляя ему полную возможность выговориться, открыть всю правду не только о себе, но и о многих событиях прошлого, которые были не столь однозначны, как это было принято считать.

В 80-е годы минувшего столетия в советской литературе намечается переход к новым повествовательным стратегиям. Это было связано с назревавшими перестроечными процессами в обществе. Одним из первых в дагестанской литературе Абу-Бакар обратился к проблемам, приведшим великую страну к развалу. В повести «Отелло из Баршамая» он проявил удивительную социальную прозорливость и предвидение. Он показал первые шаги будущих «хозяев жизни», психологию нарождающейся прослойки «всепожирающих людей», слабость интеллигенции, неумение людей искусства противостоять всеобщему напору бездуховности.

Данная повесть наиболее показательна в плане выражения авторских интенций периода «смуты». Это не только история небольшой группы людей, а широкий социальный срез пластов жизни республики.

Поводом для конкретного разговора на темы социальной морали стал сюжет о группе молодых людей, захваченных чувством любви к искусству, преодолевших трудности в своем стремлении стать актерами, создать театр.

Упадок культуры влечет за собой множество других проблем морально-этического и социального плана. И об этом говорит в своей повести писатель, выражающий живой интерес к состоянию и тенденциям развития национального общества.

В повести отчетливо слышится голос писателя-публициста, сумевшего изнутри вскрыть проблему, получившую внешне благополучное разрешение.

Как и в более ранней повести «Белый сайгак», писатель заметно тяготеет к острой конфликтности, сложной динамике, к углубленному исследованию нравственных проблем, однако в данном произведении нравственность индивида ставится в неразрывную связь с социальной ситуацией в обществе.

Свободный стиль изложения, поставленные автором сложные вопросы бытия, типология образных рядов свидетельствуют о том, что повесть «Отелло из Баршамая» - одно из первых произведений, обозначивших те негативные явления, о которых позже активно станут писать другие авторы.

Повесть «Анида» - еще одно свидетельство стремления Абу-Бакара к новым формам художественной выразительности, иным принципам осмысления действительности. Это произведение привлекает внимание спецификой выбора тематики, непривычной для дагестанской литературы стилистической манерой, образными рядами, выходящими за привычные рамки, а главное - иными, отличными от устоявшихся в творчестве писателя, принципами осмысления действительности.

Столь радикальный отход от привычной стилистики обусловлен обращением писателя к модели «прозы нравственного эксперимента».

7

Основные характеристики этой прозы связаны с тем, что здесь существует своя художественная условность, свои средства решения художественной задачи.

Для автора более важны «модели поведения» героев повести, нежели глубина характера персонажа. Это приводит к некоторой схематичности образов и, одновременно, придает им загадочность. Отсутствие типичности в поведении героев, их взаимоотношениях восполняется тщательно разработанной автором системой вещных примет национального быта, подробной детализацией пейзажа, обстановки жилищ, деталей одежды.

В композиционном плане повесть представляет собой образец обрамленного повествования, «рассказ в рассказе». Основные события предваряются метатекстом, включающим в себя вставные мининовеллы, бытописательские зарисовки.

Образ рассказчика принимает в повести разнообразные формы, но всегда неразрывно связан с образом автора.

Символика образов, запрограммированность сюжетной коллизии на раскрытие ее поучающего содержания, заостренность морально этических выводов, которые делает сам читатель - все это элементы притчи, но притчи, лишенной фольклорной подоплеки.

Обращение Абу-Бакара к экспериментальным формам художественного высказывания свидетельствует о широком жанрово-стилистическом диапазоне его творчества, свободном обращении к различным формам художественного высказывания.

Объектом исследования является художественная проза Абу-Бакара. В качестве основного материала используются повести «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая» и «Анида».

Предмет исследования - жанрово-стилевые новации в повестях Абу-Бакара «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая» и «Анида», включающие особенности композиционного построения и конфликтов, специфику авторской позиции в каждом отдельном произведении, способы

8

отражения социальных реалий, особенности использования экспериментальных форм построения произведения.

Целью диссертации является выявление и описание проблемно-тематических и жанрово-стилевых новаций в повестях «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая», «Анида».

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- охарактеризовать историко-литературный контекст 70-80-гг. ХХ-го века, в котором развивалось творчество А. Абу-Бакара;

- исследовать особенности и функции конфликта как смыслообразующего фактора в повестях А. Абу-Бакара;

- рассмотреть формы авторского присутствия в каждой из анализируемых повестей;

- выделить роль социальных процессов в динамике характеров героев повестей Абу-Бакара;

- выявить особенности композиционного построения повестей А. Абу-Бакара;

- показать особенности нарративного дискурса повестей;

- подвергнуть анализу элементы «прозы нравственного эксперимента».

Степень разработанности темы.

Несмотря на то, что творчество А. Абу-Бакара изучалось в разное время и на разных уровнях, осталось еще немало вопросов, которые подлежат подробному анализу. Одной из первых работ посвященных творчеству писателя была статья С. М. Хайбуллаева «Ахмедхан Абу-Бакар», опубликованная в коллективном труде Института истории, языка и литературы РАН, двухтомнике «История дагестанской литературы»1. В статье рассматривался начальный этап творчества А. Абу-Бакара.

В этот период имя писателя приобретает известность, появляется ряд трудов, освещавших различные аспекты его творческой деятельности. В

1 Хайбуллаев С.М. А.Абу-Бакар // История дагестанской советской литературы. В 2-х тт. -Махачкала, 1967. Т.2.-С. 163-171.

трудах Ф.О. Абакаровой,2 С.Х. Ахмедова,3 М.М. Зульфукаровой,4 A.M. Вагидова,5 З.Г. Казбековой,6 приводятся изыскания по различным жанрам, начиная от коротких рассказов из серии «Кубачинские айту», до произведений среднеэпической формы - повестей. Отдельное внимание уделено публицистической деятельности писателя.

В диссертационных трудах P.A. Албуриевой, Э.М. Омаршаевой, П.К. Рамазановой, Г.К Магомедшапиевой затронуты как общие, так и конкретные вопросы, касающиеся специфики художественных текстов писателя.

Вместе с тем, вопрос исследования новаторских тенденций в творчестве А. Абу-Бакара до сегодняшнего дня остается открытым.

Научная новизна работы обусловлена впервые предпринятой попыткой разработки принципов системного анализа жанрово-стилевых свойств повестей, в которых доминируют черты поэтики, отличные от привычных, традиционных; исследованием особенностей композиции, конфликта, способов наррации, их глубокого и детального анализа.

Таким образом, диссертационное исследование демонстрирует новый, комплексный взгляд на разнообразие жанрово-стилевых особенностей исследуемых повестей А. Абу-Бакара, который позволяет в значительной степени расширить рамки интерпретации и других произведений писателя.

Повести «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая», «Анида» в той или иной мере упоминались в работах исследователей, однако эти произведения не подвергались системному анализу с концептуальной точки зрения.

На примерах анализа наиболее характерных аспектов текстов выделены те композиционные структуры и содержательно-

2 Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы (1917-1965). - Махачкала, 1969.

3 Ахмедов С.Х. Ахмедхан Абу-Бакар. - Махачкала, 1975.

4 Зульфукарова М.И. Традиции, влияние, новаторство. - Махачкала, 1981.

5 Вагидов A.M. Власть таланта. // Поиск продолжается. - Махачкала, 2000. - С.394- 4000; Он же: Повесть 1950-1960-х годов // Дагестанская проза второй половины XX века - Махачкала, 2005. -С. 134-231.

6 Казбекова З.Г. Волшебник из Дагестана // Советский Дагестан, 1991. №5,- С.46-52.

10

повествовательные компоненты, посредством которых автор пришел к созданию радикально новых повествовательных конструкций.

По теории прозы автор опирался