автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Жизнь и творчество Али Хуша

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Шодиев, Махмуджон Маъруфович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жизнь и творчество Али Хуша'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и творчество Али Хуша"

На правах рукописи ШОДИЕВ МАХМУДЖОН МАЪРУФОВИЧ

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛИ ХУША

Специальность: 10.01.03-Литература народов стран зарубежья (таджикская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Душанбе - 2013

II АВГ 2013

005532156

Работа выполнена на кафедре теории и новейшей персидско-

таджикской литературы Таджикского национального университета.

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Худойназар Асозода

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор кафедры государственного языка и философии образования Таджикского технологического Университета Восиев Курбон

кандидат филологических наук, доцент кафедры печатных СМИ и РЛ Росисйско-Таджикского (славянского) университета Аминов Азимджон

Ведущая организация: Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Защита состоится «12» сентября 2013 г. в «13.30» часов на заседании диссертационного совета Д. 737.004.03. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора филологических наук при Таджикском национальном университете (734025, г.Душанбе, пр. Рудаки, 17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г. Душанбе), пр. Рудаки, 17).

Автореферат разослан <9 •¿¿¿&1А' 2013г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор

Нагзибекова М.Б.

Льлуалыюсгь исследуемо» темы. Исследование биографий и литературного наследия представителей таджикской литературы тридцатых годов XX века можеп стать освещением с границ истории значимого и судбонос-ного периода таджикского народа. Однако, к сожалению, жизнь й лйтера-турнос наследие некоторых представителей данной эпохи остаются малоизученными, хотя учеными проводились исследования по данной теме, тем не менее, отсутствуют научные работы, посвященные жизни и творческому наследию отдельных представителей литературы, ставших жертвами политических репрессий своего времени. , • г

В 1957 годы судебными органами были оправданы некоторые из пределов тёлёй данного поколения, подвергшиеся клевете, однако большинство из пострадавших остались забытыми, а современные таджикские исследователи, изучающие литературу данного периода, довольствовались одним упоминанием имен этих талантливых поэтов и писателей. На наш взгляд, подобные упущения произошли в отношении исследования жизни и литературного наследия самого молодого члена Союза писателей Таджикистана - Али Хуша. Именно в этот период, благодаря прогрессивным взглядам Литераторов тридцатых годов, началось восстановление и формирование современной таджикской литературы, как с точки зрения новых литературных жанров и продолжения классических традиций, так возрождения литературных взаимосвязей и т.д. В тридцатые годы именно стремлением этой молодежи таджикская журналистика набирает новые обороты и становится отражателем реальной жизни общества данного периода. Самым важным вкладом представителей литературы данной эпохи является то, что они соединили недалекое Прошлое с новым будущим и послужили мостом для дальнейшего развития классических традиций в литературе нового времени.

Значимость исследования жизни и творческого наследия поколения «комсомола», а именно Али Хуша заключается в том, что в их произведениях отражены литературная среда и историческая реальность тех лет. Изображение жизни нового общества содержится в творениях именно этих поэтов и писателей. В связи с этим изучение таджикской литературы тридцатых годов, исследование литературного наследия его представителей представляется актуальным. Наиболее яркими из них являются Сотом1 Улугзаде; Гани Абдулла. Рашид Абдулла, Бахриддин Азизи, Хаким Карим, Джалол Икроми, Абдусалом Дехоти, Мирзо Турсунзаде, Мирсаид Мирша-кар, Али Хуш, Хамид Бакозаде, Обид Исмати и др.

Необходимо отметить, что в формировании и развитии литературы нового поколения велика заслуга некоторых личностей, особенно Али Хуша. На наш взгляд, биография и творческое наследие Али Хуша, будучи клю-

чевой фигурой среди представителей таджикской литературы тридцатых годов, осталось вне поля зрения исследователей. Следует отметить, что Али Хуш в таджикской литературе признан основоположником таких жанровых видов как исторический очерк и короткий рассказ. В учебных программах школ и вузов не изучается его творчество, несмотря на то, что Али Хуш оставил в наследство таджикской литературе ценные произведения. К примеру, очерк «Шуриши Усмон» («Восстание Усмана») является рервым историко-литературным очерком в таджикской литературе, который описывает одно важное историческое событие. Его перу принадлежат десятки очерков и рассказов, многочисленные статьи и журналистские исследования, повесть «Ду фронт» («Два фронта»), его критические заметки в области литературы, статьи из жизни и творчества известных личностей тридцатых годов, которые по настоящее время остались неисследованными.

- Другой фактор значимости исследования данной темы заключается в том, что в своем творчестве писатель изображает реальную действительность жизни народа й дает представление о Советском Таджикистане в ключевое и судьбоносное для таджикского народа время. Али Хуш относится к числу тех писателей, в творчестве которых делается попытка увидеть свой народ счастливым. Творчество Али Хуша имеет большую художественную значимость, сущность его творчества составляют идеи гуманизма, интернационализма, воспевание дружбы народов, признание истории, благодеяния и трудолюбия.

Степень изученности темы. Исследователи ещё при жизни Али Хуша проявили интерес к его творческой личности. Согласно мнению народного писателя Таджикистана Джалола Икроми, изложенного в книге «Он чи аз cap гузашт» («То, что было пережито»), несмотря на свою молодость Али Хуш в литературе тридцатых годов был известен вместе с такими именами, как ПАбдулло и Б.Азизи. В 1934 году ему всего было 22 года, когда председатель оргкомитета Союза писателей Таджикистана С.Носиров назвал Али Хуша наряду с Икроми, Хакимом Каримом, Р.Джалилом, Турсунзаде и считал его перспективным молодым литератором, подчеркивая следующее: «Своими рассказами и очерками Али Хуш обогатил нашу литературу». К личности Али Хуша проявили заинтересованность также два основополож-никатаджикской литературы С.Айни и АЛахути. Они увидели в лице этого молодого человека и нескольких других прекрасное будущее литературы.

К сожалению, после тюремного заключения 25 лет, в следующие 22 года Никто не вспоминал его имя. Как будто в таджикской литературе и не было писателя по имени Али Хуш. И только после его оправдания в 1959 году студент 11У имени Ленина С. Саидов под руководством профессора

С.Табарова защитил дипломную работу. Эта работа была первой попыткой ознакомления таджикского читателя 60-х годов с этим талантливым писателем тридцатых годов. Позднее в 70-80 годы исследованием творческого наследия Али Хуша занимались известные ученые С. Табаров, С. Саидов, Х.Асозода, А.Махмадаминов, М. Имомов и журналист Б. Муртазоев. Эти исследователи рассматривали его литературную и журналистскую деятельность, подчеркивая его особый статус и роль в таджикской литературе. По настоящее время «Адиби мубориз» («Боевое перо Али Хуша») является единственной книгой, в котором литературовед А.Махмадаминов 'вкратце исследует жизнь и творческое наследие писателя.

Несмотря на существующие отдельные статьи о разнообразии литера-, турной деятельности Али Хуша и его месте в литературе тридцатых годов, однако жизнь и творческое наследие писателя не изучены в йолном "объеме, и пока еще остается очень много открытых вопросов, касающихся его творческой деятельности.

К подобным вопросам относятся его детство, учеба в медресе, в школе нового времени, учеба в Самарканде, его общественная деятельность, начиная с 13 лет до последних дней , семейная жизнь, которые требуют более тщательного рассмотрения. До настоящего времени не создано еще полное монографическое исследование относительно жизни и творчестра Али Хуша, также мало изучены документы из архивов, касающиеся его биофафии и литературного наследия. В связи с этим современному таджикскому читателю остались не известными большое количество его произведений.; Ученые - фольклористы не изучали вклад Али Хуша в собирание устного народного творчества Когда исследовался вклад писателей тридцатых годов в собирание материалов устного народного творчества, было забыто имя Али Хуша - автора первой книги «Образцы таджикского фольклора». С литературной точки зрения, не было филологических исследований, касающихся художественного творчества и языка произведений писателя. - Хотя- Али Хуш относится к числу тех писателей, творчество которого сьирало важную роль в развитии и формировании художественной прозы и таджикской публицистики тридцатых годов. ; '

Цели и задачи исследования. Основная цель данного исследования заключается в полном изучении и восстановлении биографий Али Хуша, анализа его творческого наследия, и, таким образом, определения его места в современной таджикской литературе. Для достижения данных целей решены следующие задачи: , >>'<£:; - изучение й дополнение жизни и творчества Али Хуша; оп '- определений места Али Хуша в таджикской литературе; - —

- место очерка и рассказа в творческом наследии Али Хуша;

- роль Али Хуша в развитии таджикской журналистики;

- творческий талант и художественное наследие АлиХуша. •• •.

' В; диссертационном исследовании сделана попытка установить вклад Али Хуша в развитие таджикской журналистики и прозы тридцатых годов, его новаторство в тад жикской прозе, т.е. его место в таджикской литературе.

Новизна исследования. Впервые в данной работе рассматриваются вопросы, касающиеся семьи писателя, его детства и юности, учебы в медресе и в новой советской школе, причины приобщения писателя к творческой работе, его авторство в отношении книги «Образцы таджикского фольклора»^ идейно-тематический анализ незаконченной повести «Ду фронт» («Два фронта») и др.

Однако детали биографии писателя, например: культурный уровень семьи писателя, образование его матери - чтеца Корана, его близких, получивших образование в медресе Бухары, его учеба у выдающихся ученых своего времени, практически нигде не упоминаются. По настоящее время в таком полном объеме ни один исследователь не рассматривал эти вопросы. В данной работе впервые произведен подробный анализ повестей и очерков Али Хуша, впервые исследованы его публицистические и фольклорные работы, талант и способности писателя анализированы в расширенном формате и современным взглядом.

Методология исследования основана на комплексном историко-филологическом' подходе, предполагающем соединение традиционного описательного филологического анализа и сравнительно-исторического метода изучения явлений литературы. Автор диссертации придерживался принципа историзма, оценивая жизнь и творчество Али Хуша. Основные идейно-эстетические и художественные особенности творчества Али Хуша рассмотрены в пределах современного литературоведения.

Объектом исследования данной диссертационной работы являются жизнь и творчество Али Хуша, опубликованные в тридцатых годах статьи и Отдельные книги. К тому же объектом данной работы послужили исследования литераторов С.Саидова «Жизнь и творчество Али Хуша Найистони», (дипломная работа11959), статья С.Табарова «Али Хуш»-в книге «Жизнь, литература, реализМ»:ч.З. и «Боевое перо Али Хуша» А.Махмадаминова, Л. Демидчик Таърихи адабиёти советии точик ч.2.Душ: дониш 1978, и др.

Научная и практическая значимость работы состоит в Том, что она проливает свет на неизученные проблемы жизни и творчества Али Хуша, дает возможность научного осмысления его литературного наследия, в особенности рассказов, очерков, повестей и публицистики. Научное значение

работы состхш также в исследовании прозы тридцатых годов, на примере творчества Али Хуша, как наиболее яркого представителя таджикской прозы XX века.

Результаты проведенного исследования восполнят'существующие пробелы в изучении современной таджикской литературы, особенно тридцатых годов XX столетия и расширят представления об особенностях и путях её развития. Материалы и выводы диссертации могут быть полезны при изучении вопросов прозы, соответствующих разделах курса «Современная таджикская литература», в чтении спецкурсов по проблемам жанров прозы.

Основные положения, выносимые на защиту:

- жизнеописание Али Хуша; '

- роль исторического очерка и рассказа в таджикской литературе XX века;

- развитие этих жанров в творчестве писателя;

- этапы развития творчества поэта;

- место публицистики в творчестве писателя;

- тематика произведений писателя; • >■

- роль Али Хуша в воспитании будущих поэтов; ; : ;

- новаторство Али Хуша;

-оценка ведущих представителей таджикской литературы творчества писателя.' ...

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались и рекомендованы к защите на заседании кафедры теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета(протокол №7 от 7 марта 2013 г). Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях, в том числе в журнале «Вестник Таджикского национального университета» (3 статьи, в 2012 г.), рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ и одной монографии, список которых приводится в конце автореферата.

Структура диссертации подчинена решению основных целей и задач данного исследования/Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 183 страниц компьютерного набора.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень ее разработанности, цель и задачи исследования,. обосновывается ее актуальность и научная новизна, приводится краткая характеристика источников научного анализа и определяется теоретическая и практическая значимость работы.

Глава первая, названная «Жизнеописание Али Хуша», состоит из трех разделов, которые посвящены анализу и исследованию. важнейших деталей жизни и творчества Али Хуша. Рассматриваются факты, относящиеся биографии Али Хуша: место рождения, детство, учебы в Самарканде, общественная и журналистская деятельность. Автор диссертации впервые в полном объеме изучил факты семейной хроники, детали биографии Али Хуша, его родителей, детские и юношеские годы жизни. Он отразил в своей диссертации и горькую правду об их семье, и противоречивые взгляды исследователей относительно даты смерти писателя. ; В данной главе также подчеркивается, что в современном таджикском литературоведении отсутствуют полные и глубокие исследования относительно жизнедеятельности Али Хуша На данный момент единственной ценной книгой, касающейся жизнедея-тельноси писателя, является книга А.Махмадаминова («Боевое перо Али Хуша») и дипломная работа С.Саидова («Жизнь и творчество Али Хуша»),

^Необходимость специальной главы, посвященной биографии и творческому наследию Али Хуша, вызвана тем, что, несмотря на существование ряда работ о жизнедеятельности Али Хуша, в таджикском литературоведении до сих пор отсутствует монографическая работа, которая охватывала бы целиком биографию и творческое наследие писателя.

Али Хуш родился в 1912 в селе Сари Шухон Гармской долины, однако относительно даты смерти писателя имеются противоречивые мнения. К примеру, кончину Али Хуша исследователь С.Саидов относит к 1938 году, однако профессор А.Махмадаминов в книге «Боевое перо Али Хуша» называет 1942 год. Причины таких противоречий заключаются в отсутствии достоверных мате-

риалов относительно даты смерти многих просветителей, приговоренных к смерти в тридцатые годы. Тем не менее, существует много фактов, свидетельствующих о том, что Али Хуш скончался в 1942 году. Согласно мнению большинства земляков писателя, из числа тех, кто были задержаны и отправлены в тюрьму в 1937 году, родные Али Хуша не получили известия о его смерти.

Следует отметить, что относительно учебы писателя в Самарканде или в Ташкенте среди литераторов существуют различные мнения. Однако существуют достоверные и убедительные аргументы, свидетельствующие о том, что в 16 лет Али Хуш учился не в 4-летней педагогической школе Ташкента, а закончил 2-годичные учебно-воспитательные курсы в Самарканде.

Али Хуш - литературный псевдоним писателя, его полное имя должно быть Али Хушмухаммадзода или Али Хушмухаммадов, однако, как отмечается в официальных документах, то должно быть Али Мухаммадов. Свои статьи и публицистические заметки он опубликовал за подписью «А.Хушмухаммадзода», «Али Хуш», «Али», «Найистони», «Али Хуш Найистони», «Али-Хуш», «А.Х.Наистони», «Алихуш», «Гарми», «А-Х», «А.Хуш», «Тиррон-чак». Причина предпочтения негативного псевдонима «Тйрончак» заключается в том, что за свои критические заметки он некоторое время находился под преследованием и давлением властей1."

В данной главе отмечается, что Али Хуш был принят в Союз писателей Таджикистана, будучи самым молодым членом в 1934 году, а также на него была возложена должность заведующего литературного архива этого заведения.

В первом разделе данной главы - «Основы формирования творческой личности Али Хуша» рассматриваются те факторы, которые повлияли на решение Али Хуша стать писателем. На наш взгляд, культурно-просветительская среда родного края является основной причиной занятия писателя литературой, наукой, в целом, творческой деятельностью. В детские годы в селе, котором, жил писатель, функционировали три медресе с тремя большими библиотеками, которые охватывали большое количество учеников со всех концов Каратегинской долины. Другой важный фактор - прирожденный талант и способности, его устойчивая и удивительная

память, о; которой имеются свидетельства его одноклассников и учителей. К примеру, его одноклассник Иброхим Гани отмечает, что .во .'время уроков «Чоркитоб» (Четыре книг) и «Х,офизхони» (чтение дивана Хафиза) поэзию Бедиля и другие рукописи свободно читал ломаной графикой (шикаста, сложная арабская графика -Ш.М). л4 ,;.г

Другим^ немаловажным фактор его формирования является семья, а-именно- его мать - образованная и грамотная женщина, будучи чтецом Корана, сыграла важную роль в воспитании и развитии своего ребенка.

В диссертации подчеркивается, что наряду с учебой в Самарканде, изучение школ творчества С.Айни и А. Лахути стало причиной творческого формирования Али Хуша. Если поэт Дехоти отмечает, что «Айни очень любил его», то народный писатель Таджикистана Дж. Икроми утверждает, что известные таджикские писатели Айни и Лахути с гордостью заявляли, что «Он наше дитя...».

Влияние народного фольклора и классическая литература, русская и европейская прогрессивные литература и культура, возможно, также являются другим фактором формирования Али Хуша как творческой личности.

Во втором разделе первой главы - «Творчество Али Хуша» -подчеркивается, что литературная деятельность Али Хуша берет свое начало, когда поэту было 18 лет. Однако из воспоминаний поэта А. Дехоти получается, что Али Хуш еще в студенческие годы пишет статьи для газеты «Овози тоник» («Голос таджика»). По окончании Самаркандской школы Али Хуш устраивается на работу в редакцию газеты «Точикистони Сурх» («Красный Таджикистан») и первым его поэтическим произведением является «Доги асирй ва дами дилшодй» («Боль узничества и наслаждение свободой»), состоящее из 32 строк, изданное 19 сентября 1930 год. Это произведение является единственным поэтическим произведением поэта, оставшемся в наследство, хотя многие исследователи утверждают, что он является автором данного поэтического сборника, однако по настоящее время этот сборник остается недоступным.

Подобная творческая неопределенность была свойственна поч-

та всем произведениям Али Хушу. С 1934 по 1937 год выходит в свет его сборник на латинской графике, в который были включены рассказы: «Шестопалов», (1934) «Шуриши Усмон», («Восстание Усмона»1934) «Дар багали куххо», («В объятиях гор», 1935) «Чавонони далер» («Отважная молодежь», 1937). Из воспоминаний поэта С. Джвхаризода выходит, что в 1937 году в Союзе Писателей Таджикистана был обсужден и рекомендован к печати роман Али Хуша, однако после его ареста судьба романа осталась неизвестной. Профессор ТНУ А.Махмадаминов приводит воспоминания профессора В.Асрори, в котором отмечается, что роман назывался «Кингола» («Влюбленный женатый мужчина»), и он прочитал этот роман именно под этим названием. Однако Навруз Исрошгов один из земляков Али Хуша отмечает, что роман назывался «Ошик ва Маъшук» («Влюбленный и возлюбленная») и по возвращению вместе с Лахути из Москвы в Ташкентском педагогическом училище прочитал отрывки из этого романа. Слово «кингола» в разговорной речи имеет значение женатый влюбленный мужчина С уверенностью можно заявить о том, что этот роман наряду с другими его рукописями после его ареста были конфискован. Несмотря на это Али Хуш оставил после себя огромное литературное и художественное наследие: десятки рассказов, очерков, многочисленные статьи в виде репортажей, информации, фельетонов и критических заметок на разные темы, свидетельствующие о светлом будущем" молодого перспективного писателя. Именно по инициативе Али Хуша и совместных усилий этого молодого писателя в соавторстве с А.Н. Болдыревым была издана книга «Образцы таджикской литературы», которая, к сожалению, после задержания писателя под стражей вышла в свет без указания его имени. Следует отметить, что заслуги Али Хуша в составлении этой важной книги в таджикском литературоведении по настоящее время остаются неоцененными.

В третьем разделе первой главы диссертации - «Али Хуш и литературная среда тридцатых годов» - рассматривается социально-политические факторы, влияющие на литературную жизнь того времени, преследование художников-литераторов, их задер-

жание под арест. Несмотря на то, что видеть врага в лице писателей и поэтов начинают в начале тридцатых годов, их задержание произошло в 1933 году, однако кульминации эти события достигают в 1937 году. Али Хуш относится к числу тех писателей, которые были арестованы - это Дж. Икроми, Хаким Карим, Р. Абдулло, Г. Абдулло, М. Расули, X .Мирзозода, Р. Хошим, Обид Исмати.

В данном разделе приводятся воспоминания Фатхиддина, брата Али Хуша о том, что он до последних мгновений своей жизни верил в свою невинность: «Я поехал в Душанбе и две недели остался с ним, затем вместе с его семьей вернулся в Гарм. Он с нами не вернулся, остался в Душанбе. Я спросил причину, а он сказал, что «он ни в чем не виноват и если его выслушают, то он уверен, что его отпустят».

Было очевидно, что в эти тревожные дни Али Хуш заранее почувствовал опасность и поэтому со страхом в душе попросил брата уберечь его семью. После его ареста судьба поэта в тюрьме остается неизвестной, и, судя по событиям тех лет, можно сделать вывод, что поэта оклеветали, и он скончался мученической смертью. .

Во второй главе - «Творческая деятельность Али Хуша» -подвергается исследованию фольклорная и журналистская деятельность писателя.

В первом разделе, названном «Вклад Али Хуша в собрание фольклора», речь идет о заслугах Али Хуш в сборе и составлении первой книги «Образцы таджикского фольклора».

В тридцатые годы изучение фольклора велось в исторически важное для народа время, с одной стороны, устод Айни своей книгой «Образцы таджикской литературы» доказал тем, кто не признавал историю этого древнего народа, с другой стороны, вышла в свет другая, не менее важная книга, в которой было собрано тысячелетнее народное творчество . Согласно мнению исследователей, авторы данной книги Али Хуш и А.Н.Болдырев разработали новые принципы составления «Образцов таджикского фольклора», в котором содержится устное народное творчество всех регионов Таджикистана. В данном разделе также отмечается, что в ней встречаются практически все фольклорные жанры. Книга вышла в 1938 с указанием только одного его автора - А.Н.Болдырева, но в

ответном письме от 23 сентября 1958 года С.Саидову сам Болдырев пишет следующее: «Значительная часть материалов, вошедших в сборник 1938 г.,записана и собрана Али Хушем. Где он собирал, когда и от кого мне неизвестно». Книга «Образцы таджикского фольклора» состоит из введения и двух частей. Во введении авторы - составители знакомят читателя с сущностью и необходимостью изучения таджикского фольклора. В первой части приведены различные жанры таджикского фольклора на темы «Принудительный брак», «Любовь неимущих», «Солдатчина», «Лирика батраков» из разных регионов Каратегинской долины, Дарваза, Куляба, Гиссара, Бадахшана и Худжанда с сохранением диалектов того региона.

В данной главе рассматривается роль книги «Образцы таджикского фольклора» в аспекте столетней истории таджикского устного народного творчества.

Одним из важных моментов данной книги является указание на то, с чьих слов и при каких обстоятельствах приводятся собранные рубай и народные песни. Например, в главе о «Принудительном браке» приведены рассказы со слов женщины, которую насильно выдали замуж; девушки, возлюбленный которой вынужден жениться на другой; мужчины, возлюбленная которого принудительно выдана замуж за другого.

Конечно, народный фольклор является во многом отражением происходящих исторических событий и судеб народа в тот или иной период его жизни. Следует отметить, что авторы в некоторых случаях критически анализировали свою книгу, прося прощение у читателя. Так, во введении, относительно темы «Солдатчина» составители приводят всего пять рубай и считают это недостатком своего труда

В данном сборнике приводятся и исторические песни, собранные составителями - Али Хушем и А.Н.Болдыреваым - и имеющие важное значение. Во второй части содержатся 360 рубои, чтение которых дает яркое представление о падении и взлетах, горечи и радости, мечтах и грезах народа в разные периоды его существования. Данный сборник состоит из 3500 строк, и авторами дается краткое предисловие к каждой части.

Во втором разделе второй .главы - «Журналистская деятельность Али Хуша» подвергается исследованию журналистская деятельность и роль писателя в развитии таджикской журналистики. Необходимо отметать, что ключевую роль в развитии творческой молодежи, которая в тридцатые годы делала свои первые творческие шаги в журналистике, сыграли издания тех лет. Наряду с тем, что Али Хуш был беспристрастным журналистом, он также работал сотрудником литературного отдела редакции газегы «Точикистони Сурх» («Красный Таджикистан») и в конце 1930 года - ответственным секретарем общего отдела, затем с 1934 по сентябрь 1937 года - ответственным секретарем редакции. Али Хуш как известный журналист сыграл важную роль в развитии журналистики, воспитании молодых журналистов, формировании районных газет, когда таджикская журналистика только начинала развиваться. Так, в воспоминаниях Косима Дайлами, бывшего ответственного редактора газеты «Точикистони Сурх» отмечается то, насколько была яркой деятельность Али Хуша в периодической печати тридцатых годов, и, собственно по его инициативе впервые в Таджикистане был впервые организован съезд корреспондентов. На страницах таких журналов и газет, как «Точикистони Сурх» («Красный Таджикистан»), «Комсомоли Точикистон» («Комсомол Таджикистана»), «Пионери Точикистон» («Пионер Таджикистана»), «Ищилоби маданй» («Культурная революция»), «Зарбдори сохтмони Вахш» («Ударник строительства Вахта»), «Барои ада-биёта сотсиалистй» («За социалистическую литературу»), «Бо рох,и ленинй» («Ленинским путем»), «Барои маорифи коммуниста» («За коммунистическое образование»), были опубликованы его статьи, эссе и критические заметки под разными псевдонимами. В данном разделе отмечается, что широкий спектр тем, затрагиваемый Али Хушом как журналистом-аналитиком, имеют разносторонний характер. Как талантливый журналист и аналитик, он затрагивал практически все стороны жизни общества, написал много статей, в которых знакомил таджикского читателя со сферой народного образования периода коллективизации и большими стройками Советского Таджикистана в тридцатые годы. Али Хуш постоянно

выезжал в творческие командировки и не ограничивал себя одним только регионом.

В третьей главе, названной «Место рассаказа и очерка в творчестве Али Хуша» - исследуются его рассказы и очерки, так как его своеобразие его творческой манеры определяется именно в сочинении этих двух литературных жанров.

В связи с тем, что в тридцатые годы Таджикистан только выходил из гражданской войны с басмаческими бандами и по сравнению с другими Советскими республиками отставал в коллективизации, восстановлении промышленности и культуры, при таких условиях именно рассказ и очерк могли своей мобильностью показать сущность и преимущество новой жизни. То есть время не могло ждать, пока писатель будет сидеть и писать в два или три года одно большое произведение. С другой стороны, большинство из писателей того времени не имели достаточного опыта для создания крупных произведений. Однако в очерках тридцатых годов больше всего изображалась материальная сторона жизни, ощущалось отклонение в изображении человеческих ценностей. ЛДемидчик отмечает, что в очерках тридцатых годов «ярко представляется человеческая деятельность и работа, а не личность человека и его духовные ценности с разнообразием его природы».

Тематику очерков Али Хуша можно разделить натри части: 1 .Исторический очерк «Шуриши Усмон» («Восстание Усмана»). 2.0черки, охватывающие темы гражданской войны. 3.Очерки, в которых изображены события, связанные со строительством социализма

В диссертации отмечено, что очерк «Шуриши Усмон» («Восстание Усмана») в творчестве Али Хуша занимает центральное место, так как он основывается на реальном историческом событии. Али Хуш в свои 19 лет был единственным, кто писал о мятеже Усмана против правителя Гарма через 11 лет после восстания (1920). Встречи и беседы с реальными свидетелями событий дали возможность писателю привести достоверные факты, касающиеся этого события, позднее нашедшие свое научное подтверждение у историков.

Одной из ярких характерных особенностей «Шуриши Усмон»-а является то, что, несмотря на отрицательные мнения относительно данного события в тридцатые годы, писатель затрагивает исторические факты недалекого прошлого.

Очерк начинается такими нравоучительными и назидательными словами: «Изучение и знание истории является для нас не только занимательным делом, но и полезным и необходимым». Литературовед С.Табаров относит очерки «Шестопалов» и «Шуриши Ус-мон» к «первым образцам литературно - исторических произведений» в творческом наследии молодых писателей тридцатых годов. На наш взгляд, Али Хуш в современной таджикской литературе является первым, кто в жанре очерка затрагивает историческую тему, как историк приводит научно - обоснованные факты относительно места, времени и процесса восстания. Спустя 30 лет историк А.Меджлисов в книге «Каратегин накануне установления Советской власти» приводит те же аргументы и факты, когда-то приведенные Али Хушем в своем очерке.

В очерке упоминается далекое прошлое нации, впервые писатель пишет о восстаниях Оламгира и Зардака в Дарвазе, которые нашими историками даже не упомянуты в книгах по истории таджикского народа, мы не знаем о том, кто такие были Оламгир и Зардак. Одним из недостатков данного очерка, на наш взгляд, является то, что писатель вместо подробного описания этого исторического события, в основном применяет метод пояснения и толкования. К тому же, происходящие события не изображены в действиях персонажей, а сопровождаются рассказом самого автора В очерке наблюдается некоторая поспешность в пересказе событий восстания. Другим недостатком очерка, на наш взгляд, является отсутствие портрета Усмона - главного героя данного произведения.

Другой очерк, занимающий примечательное место в творчестве Али Хуша— «Шестопалов», охватывает события гражданской войны. По объему данный очерк является самым крупным среди произведений писателя, однако события, изображенные в данном очерке, происходят в течение 7 дней. В данном очерке описываются реальные жизненные события, история о том, как Советская власть была восстановлена ценой упорной борьбы и истязаний. По такой

же схеме в диссертации подвергаются научному анализу очерки «Чавонони даЛер» («Отважная молодежь»), «Дар канорахои кухдстон» («В окраине гор »), «Аз болои Челонтог» («Над Джелон-тогом»), темы которых связаны с гражданской войной 20-30 годов против басмаческих группировок В некоторых очерках встречается большое количество басмачей и малое красноармейцев, в неловком положении, но вдруг, откуда не возьмись; внезапно появляются спасательные аэропланы и заставляют басмачей отказаться от борьбы и совершать побег. Гибель коня одного из положительных образов и появление главного героя после того, как не станет коня, встречается и в очерке «Шестопалов», и «Чавонони далер» и в «Дар багали куххо». Конечно же, создание очерков и изображение этих реальных событий в короткий промежуток времени было необходимостью, диктуемой временем. На наш взгляд, недостатком очерков является одностороннее изображение событий, которое как бы прикрывает завесой реальную действительность, то, что происходило на самом деле.

Во многих других сочинениях Али Хуша, написанных на темы гражданской войны, историко-документальная значимость превалирует над художественной правдой, и поэтому они могут служить хорошим материалом для ученых - историков. К числу таких очерков относятся «Фата; хдмеша бо мост» («Победа всегда за нами») и «Як кахрамони аср» («Единственный герой века»).

Другая часть очерков писателя посвящена колхозной жизни, их содержание составляют судьбы людей и прошлое народа. Сюда относятся такие очерки, как «Я стал всем не из кого», «Прославленный храбрец», «Сапимджон - наша гордость», «Слава труда», «Новая жизнь в Вахше», «Букет цветов», «Мы учимся» и др. Очерк «Я стал всем не из кого» рассказывает о судьбе Кушоке Мухамма-дали, работника колхоза «Мехнаткаш», района Янгибозор. Главная идея очерка - это уважение к человеку труда в советском обществе, как бесправный раб становится счастливым. Судьба героя очерка тождественна судьбе героя повести «Одина» С. Айни. Однако различие заключается в том, что Одина, герой повести Айни, не достигает счастья, а Кушок добивается поставленной цели. Возможно,

очерк «Я стал всем не из кого» относится к числу тех отдельных очерков, которые подверглись некоторому текстовому изменению. В диссертации подчеркивается, что после изменений социально-политических условий в последующие годы редакторы сняли имя Сталина из текстов 1962 и 2008 годов. Хотя самым интересным моментом в очерке является тот, когда Кушок сфотографировался вместе со Сталиным и Ворошиловым.

Несмотря на то, что очерки имеют историко-художественную значимость, в них отсутствует изображение человеческих чувств, эмоций, высоких человеческих ценностей, чувства любви и привязанности. Человек изображен как робот, который ничего не чувствует, трудится и борется, как будто в голове у него нет других мыслей, кроме как работать. Однако, несмотря на бесправие людей, которое унесло миллионы жизни в тридцатые годы, писатели больше описывали экономические преобразования. .

Относительно того, к какому жанру относить некоторые произведения Али Хуша, среди исследователей нет единого мнения. Некоторые его очерки рассматриваются как рассказы, а рассказы -как очерки. В целом, изучение его очерков и рассказов тридцатых годов показывает, что в них наблюдается некоторое сходство в содержании, изображении хода событий, действий персонажей, описании пейзажа. Л.Демвдчик причиной подобного сходства считает «смешение жанров», наблюдаемое в те годы.

Рассказ или краткая история занимает особое место в творчестве Али Хуша Так, в рассказе «В палате №2» писатель передает свои воспоминания о поездке в Россию, где на несколько дней он оказался в больнице. Несмотря на то, что рассказ «В палате №2 » является первым рассказом Али Хуша, но в нем автор смог передать свое представление об идеалах человечности и гуманности. Воспевание лучших человеческих качеств, недопущение непристойных деяний, воздаяние за каждый неправильный проступок занимают центральную идею рассказа. Таким образом, суть данного рассказа в показе истинного пути человека через благодеяние, благой поступок и благое слово. .

Следует отметить, что в данном рассказе писателем изображается красивая природа России, приятный благоуханный ветер и река

Волга. Описание вида из окна больницы: движение кораблей, мастерство матросов, выполняющих свою работу, несмотря на сильные штормы и ураганы, вышло красиво и очень заманчиво. Все части рассказа тесно взаимосвязаны между собой.

В рассказе Али Хуша - «История безрассудной женщины» - писатель пишет о горькой судьбе матери, потерявшей свой рассудок из - за разлуки с сыном, испытывающей муки и истязания. Из содержания рассказа узнаем, что в апреле 1929 года Фузайл Махсум совершил нападение на район Хаит, и повесил на виселице трех молодых учительниц, одна из них бьша матерью той женщины, которую все называют «безрассудной». По сравнению с другими рассказами и очерками Али Хуша в данном произведении автор не выступает сторонником социального реализма, его герой не активный член общества, он пессимист, ненавидящий жизнь, потерявший всякую надежду на светлое будущее. Однако, согласно литературным нормам того времени советского человека нельзя было изображать безнадежным и потерявшим всякую надежду, даже если он потерял родное дитя, он должен принимать участие в строительстве нового общества.

Четвертая глава именуется «Идейно-тематический анализ рассказа «Ду фронт» («Два фронта») или «Вахши вахшй» («Дикий Вахш»), Исследователи до 80-х годов считали главы «Вахши вах.шй» («Дикий Вахш»), «Чушон канал» («Бурлящий канал»),

«Чанг бо штик» («Борьба со штыком») «Шуълахои анхори (кана-ли) зарфишон» («Искры золотоносного канала») частями данной повести. Однако А.Махмадаминов верно отмечает, что глава

«Ч,анг бо штик» не является частью повести «Ду фронт», она часть другой незаконченной повести Али Хуша «Махсуми Фузайл». Под

заглавием «Цанг бо штик» в газете «Точикистони сурх» в скобках написано (Отрывок из повести «Махсуми Фузайл»), что подтверждает тот факт, эта глава не имеет ничего общего с повестью «Ду фронт». Исходя из чего, можно сделать вывод, что Али Хуш хотел написать большое произведение о гражданской войне. С. Носиров -председатель оргкомитета Союза писателей Таджикистана - об

этом писал следующее: «...на данный момент пишет повесть о нападении Фузайл Махсума». Возможно, полный текст «Ду фронт» и «Махсуми Фузайл» был у Али Хуща, и если бы он остался живым, то наверное, довел бы его до конца. В повести «Ду фронт» изображается строительство повой жизни Вахшской долины. Повесть именуется «Ду фронт» («Два фронта») потому, что в ней изображается борьба двух фронтов - сторонников нового социалистического общества и его врагов. В центре событий - Вахшская плотина, основные действия происходят именно здесь. В условиях независимого Таджикистана повсеместное освещение домов, орошение земель, строительство новых гидроэлектростанций и наличие в Республике значительных запасов пресной воды, как главного природного ресурса, являются актуальными темами, об экономической значимости которых писал Али Хуш еще в 30 - е годы XX столетия. Историческое значение повести «Ду фронт», на наш взгляд, заключается именно , в том, что ещё 80 лет тому назад таджикский писатель Али Хуш обращал внимание на эти темы.

В диссертации приводится отрывок из письма профессора Х.Асозода поэту М.Миршакару, где подчеркивается, что «...Али Хуш является первым таджикским писателем, имеющим смелость писать о строительстве Вахша, и в связи с этим незаконченная его повесть заслуживает особого внимания». Али Хуша в свое время также называли «первооткрывателем Вахшской долины».

Художественную значимость повести «Два фронта» об орошении залежных земель Вахшской долины таджикский литературовед С Табаров признавал наряду с романами Сергея Бородина «Египетский хлопок» и Бруно Ясенского «Человек меняет кожу», написанными одновременно с этой повестью.

В повести «Ду фронт» автор создает образ таджикской труженицы, принимающей участие в строительстве новой жизни. С.Табаров отмечает, что впервые Али Хуш создает образ таджикской труженицы в лице Раъно. Как выясняется повесть «Ду фронт» богата конфликтными ситуациями. Эти конфликты никогда не закончатся примирением, потому что одна! конфликтующая сторона должна полностью быть уничтожена другой. Суть повести «Два фронта» - могущество человека, который своим интеллектом и фи-

зической силой покорял бурлящую реку, превратил долину, где обитали дикие звери, в цветочный сад. Из частей «Вахши вахши», «Чушон канал», «Шуълахои анхори зарфишон» можно понять идею повести , так как основной целью героев повести является строительство канала Автором красиво изображается финал строительства и орошение засохших земель водами реки Вахш.

Таджикские литературоведы вслед за устодом С.Айни признали Али Хуша одним из создателей образа труженика в таджикской литературе двадцатого века.

В пятой главе диссертации, именуемой «Творческое мастерство Али Хуша» впервые в полном объеме рассматривается художественные особенности и мастерство писателя.

Али Хуш, молодой писатель тридцатых годов, в создании образов, характеров, описании портрета героя, пейзажа, решении актуальных вопросов своего времени проявил высокое художественное мастерство. К тому же, в его произведениях ясно прослеживается журналистский стиль. Хотя в очерках и повестях не встречаются сложные сюжеты и всесторонний анализ личности героя, однако в большинство его творениях он стремится показывать образы впечатляющими и раскрыть характер своих героев.

В повестях «Шуриши Усмон», «Шестопалов», «Ман аз хеч, хар чизам» и в других произведениях Али Хуш добился успехов в создании выразительных образов и сильных характеров. Образ Усмана - образ молодого человека, горного мужчины, имеющего честь и достоинство, и возможно, художественная ценность этого исторического очерка не меньше, чем у некоторых повестей и романов. Почти во всех очерках и повестях Али Хуша персонажи и другие герои произведения вступают под собственными именами, то есть прототипы названы своими именами. Его ровесникам были знакомы эти люди. Али Хуш был также мастером в изображении портрета В своих повестях и очерках иногда одним предложением он рисовал портрет своих героев. К примеру, портрет Гульдасгы из очерка «Гулдаста» автор описывает следующим образом: «Женщина среднего роста, хорошо Одетая, в сапогах, с полным смуглым лицом». Или имеются и более краткие описания, представляющие ге-

роя своему читателю: «Он был страшным, черным афганцем». В его творчестве пейзаж занимает важное место. В описании пейзажа он подобен художнику, искусно рисующему картину, от просмотра которой зритель может получить удовольствие. Наши подсчеты показывают, что в повести «Шестопалов» описание пейзажа встречается тридцать раз. В зависимости от настроения героев природа нарисована яркой и радостной, в случае горечи и печали героев -мутной, тусклой и безжизненной, созвучным с состоянием их горькой судьбы. На наш взгляд, с точки зрения выражения мыслей, описания пейзажа, мало кто из писателей, в тридцатые годы прошедших великую школу прозы С. Айни, смогли' придать этой прозе что-то свое, какие - то новые оттенки, как это сделал Али Хуш.

В творениях Али Хуша наблюдаются различные художественные приемы изображения. К примеру, в очерке «Восстание Усмо-на» автор предупреждает своего читателя о необходимости быть осведомленным и образованным: «Изучение и познание истории для нас является не только интересным, но и полезным и необходимым». Однако в очерке«Я стал всем не из кого» нить повествования в руках у героя очерка: «больше 17 лет своей золотой поры жизни я провел под гнетом грусти и печали».

В произведениях Али Хуша встречаются разнообразные художественные приемы и изобразительные средства, посредстом которых автором создаются поэтические картины. К примеру, метод сравнения: «Несмотря на то, что враг умирает, однако все равно нападает, как раненый медведь». Или метод ташхис: «Поворачивая своё яркое лицо в его сторону, луна смотрела на него совсем грустно ...». Прием метафоры: «Здесь расплескалась кровь от лезвий сабель».

Применение монологов и диалогов в творчестве Али Хуша свидетельствует о его большом таланте. Некоторые фразы, употребленные писателем, кратки и изящны: «Полумесяц исчез, однако утро не наступило».

Али Хуш соблюдал нормы литературного языка, избегал употребления диалектизмов и ненужных слов. Поэтому стиль произведений Али Хуша отличался изяществом, а его вклад в таджикскую литературе тридцатых годов заслуживает высокой оценки.

В заключении подведены итоги проделанной работы. Результаты исследования показывают, что Али Хуш в пятилетнем возрасте начал учебу, за короткий промежуток времени, благодаря своей хорошей памяти, усвоил науки. В 13 - летнем возрасте он уже работал секретарем сельсовета, в четырнадцать лет избирается секретарем ревкома района Нусратобод (ныне Навобод Раш-та). Благодаря его грамотности, 17-летнего Али Хуша С. Айни попросил в 1929 году переписать его роман «Дохунда», который впервые появился переписанный почерком Али Хуша В 1934 Али Хуш был принят в ряды Союза писателей Таджикистана как самый молодой его член. . ■

Как стало известно, свою трудовую деятельность он начал с журналистского дела и был признан одним из лучших таджикских журналистов своего времени, он являлся также инициатором создания первого съезда журналистов Таджикистана

Также он был первым писателем в таджикской литературе, собиравшим материалы и составившим книгу «Образцы таджикского фольклора» совместно с известным русским востоковедом А. Болдыревым.

Исследование наследия Али Хуша показывает, что, несмотря на давление идеологического аппарата того времени в творчестве писателя было ярко выражено чувство национального самосознания. Его понимание истории, стремление брать уроки у прожитой жизни составляют суть многих его произведений.

Необходимо отметить, что Али Хуш впервые в таджикской литературе после устода Айни изобразил в повести «Два фронта» образ таджикской труженицы на примере своей героини Раъно.

Наряду с художественным талантом современники отмечали его высокие моральные и человеческие качества Так, известные таджикские прозаики Джалол Икроми, Сухайли Джавхаризаде, Мухаммаджон Рахими в своих воспоминаниях отзываются о нем как об общительном, жизнерадостном и понимающем юмор товарище. Это значит, что в то политически нестабильное время он ни разу не предавал своих друзей, никому не причинял зла Напротив, как было выше упомянуто, когда это было нужно, он защитил ин-

тересы устодов Айни и Лахути и других писателей и поэтов своего времени. Помимо кропотливого творческого труда на него были возложены ответственные дела Он был первым казначеем Союза писателей Таджикистана, служил во благо развития этого священного места.

На наш взгляд, в трагической судьбе Али Хуша виноваты завистники, враги таджикского народа, и, прежде всего, пантюркисты. Его уникальный талант, острое перо, его плодовитость, национальное самосознание, частое издание трудов этого молодого писателя; конечно же, не могли понравиться опустившимся и недоброжелательным людям. -

В творениях Али Хуш, самого молодого писателя тридцатых годов, были и свои промахи, чувствовалась его неопытная рука. Однако новаторство, творческие изыскания показывали его постоянное стремление к лучшему. Темы: строительство новой жизни, гражданская война, классовая борьба, превращение долины реки Вахш в прекрасный сад, жизнь народа в советское время - все это ярко отображено в творчестве писателя, несмотря на определенные творческие запреты. Он сравнивает прошлое с настоящим, описывает жизнь народа в разные исторические периоды. Он хотел увидеть свой народ счастливым.

В диссертации отмечается, что в таджикской литературе мало кому удавалось достичь в таком молодом возрасте подобных ярких успехов;:Его неповторимый успех стал причиной того, что он за короткий промежуток времени - в 25-летнем возрасте он смог оставить после себя богатое творческое наследие. Али Хуш - художественная личность, которой не уд&тось осуществить все свои мечты, отдав все свои силы и умения во благо любимого народа и любимой Родины. Будучи совершенно молодым, он ушел из жизни, однако если он был бы жив, то в 2012 году ему исполнилось бы 100 лет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Абдуманнон А.Пийдорхо ва ингорхо.-Душанбе: Адиб, 2006,-216

с.

2.Али Хуш. Дар багали кухх,о.-Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1962.-128с.

3.Али Хуш. Шуриши Усмон.-Душанбе: Адиб, 2008.

4.Асозода X. Адабиёти точик дар садаи 20,- Душанбе: Мао-риф, 1999,- 447с.

5.Асозода X. Вокеият, сиёсат ва С.Айни,- Душанбе: Шучоиён,2010.-208с.

6. Асоев X. Симои коргар.-Душанбе: Ирфон,1983.

7.Болдирев А.Н. Намунаи фолклори точик.-Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон,1938.

8.Демидчик Л.Н. Таърихи адабиёти советии точик. - ч.2. - Душанбе: Дониш, 1978.

9. Икроми ЧЧ Он чи аз cap гузашт. - Душанбе:Шарки озод,2009.-271 с.

10. Имомов М. Таносуби портрет ва сужет дар асари бадей// Х,ак,ик,ати х;аёт ва чустучух;ои адабй.-Душанбе: 1994

П.Камолидцинов Б. Забон ва услуби Хдким Карим.-Душанбе: Ирфон,1967.

12.Махмадаминов А. Адиби мубориз,- Душанбе: Ирфон, 1988.-64с.

13. Рачабй М.Таърихи танк,ид ва адабиётшиносй.-Душанбе: АдибД997.-208с.

14. Саидов С. Хаёт ва эчодиёти Алй Хуши-Найистонй, (рисо-лаи дипломй),Сталинобод: 125 с.

15.Табаров ,С. Хаёт, адабиёт реализм. Ч-З.- Душанбе: Ирфон, 1983.

Основные положения диссертаций отражены в следующих публикациях автора:

1. Журналистская деятельность Али Хуша //Вестник Таджикского национального университета. Научный журнал серия филологии № 4\5 (94). - Душанбе: Сино, 2012,- С. 260-263. (на тадж.яз).

2. Али Хуш - фольклорист //Вестник Таджикского национального университета. Научный журнад серия филологии №4\6(97).-Душанбе: Сино, 2012. -С. 196-201 (натадж.яз).

3. Творческий талант Али Хуш //Вестник Таджикского национального университета. Научный журнал серия филологии №' 4\6 (97).-Душанбе: Сино, 2012.-С. 244-247. "

4. Роль Али Хуша в развитии таджикской литературы. - Душанбе, 2013,55с.; ' • ''

5. Алй Хуш ва Улугзода.(Шабох;атх;0 дар рузгор ва осор). Ма-води конфронси дуюми илмйи олимон ва мухак,к,ик,они чавони ФДДОТ ба номи С. Айнй дар носили Ращт. -Душанбе: 2013, (на тадж. яз). '

Сдано в печать 05.06.2013. Подписано в печать 13.06.2013. Бумага офсетная. Формат 60x84 '\|б. Тираж 100 экз.

Книга печаталось в типографии ОО «Центр пропаганды литературы» г. Душанбе ул. И.Сомони, 8.

 

Текст диссертации на тему "Жизнь и творчество Али Хуша"

\

ТАДЖИКСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

04201362173

Шодиев Махмуджон Маъруфович

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛИ ХУША

10.01.03. - литература народов стран зарубежья (таджикская литература)

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель:

доктор филологических наук Асозода Худойназар

Душанбе-2013

Донишгохи миллии Точикистон

Бо хукми дастнавис

Шодиев Мая,мудчон Маъруфович

Зиндаги ва осори Али Хуш

Ихтисос: № 10.01.03. - Адабиёти халкдои хори^и кишвар

(адабиёти точ,ик)

Рисола

барои дарёфти дарацаи илмии номзади илми филологй

Рох,бари илмй:

доктори илм^ои филологй,

профессор,

Худойназар Асозода.

Душанбе -- 2013

Мундарича

Мук;аддима.........................................................................3-14

Боби 1. Зиндагиномаи Алй Хуш..........................................15-35

Фасли 1.3амина^ои ташаккули шахсияти адабии Алй Хуш ......36-48

Фасли 2,Осори Алй Хуш.........................................................49-56

Фасли 3. Алй Хуш ва му^ити адабии солкой сиюм.....................57-66

Боби 2. Фаъолияти э^одии Алй Хуш....................................67-

Фасли 1. Са:х;ми Алй Хуш дар ч,амъоварии фолклор...................67-

Фасли 2. Алй Хуш-рузноманигор.............................................79-

Боби 3. Макоми х,икоя ва очерк дар эчодиёти Алй Хуш........101-

Боби 4. Тах,лили мундари^авй ва гоявии к;иссаи «Ду фронт» («Вахши вах;шй»)-и Алй Хуш..........................140-152

Боби 5. Мал;орати э^одии Алй Хуши Найистонй.................153-161

Хулоса...............................................................................162-167

Фех,расти асарх,о...............................................................168-183

Мукаддима

Харгиз намирад, он ки дилаш зинда шуд ба нищ, Сабт аст дар чаридаи олам давоми мо.

(Хофиз).

Пас аз зонуи тафаккур задан дар сари пайдо намудани як байт барои зебоии ^усни матлаъ бар ин навишта х;амин шо^байти Х,офиз ба ёд омад, ки аз назари мо ба рузгори бобаракати Алй Хуш хеле рост мегирад. Зеро у ошики х,аёт буд ва бо к,алби пур аз му^аббат ба зиндагй эцод мекард. Аммо барои ин ч;авон умр вафо накард ва нагузошт он х;ама мак,саду орзух,ои некаш амалй бишавад. Бо далелх;ои муътамад ва боварибахш метавон гуфт, ки Алй Хуш дар замони худ шахсияти камназир буд ва дар адабиёти точ,ик басо кам иттифок, уфтодааст, ки як адиби х;амагй 25-сола аз худ ин к,адар осори мондагоре бар чсш бигузорад. X¡ap он нафаре, ки ба осор ва рузгори у ошно мешавад ангушти х;айрат мегазад, ки чй тавр як ч;авон дар аввали солх;ои 30-юм чун тундбоде ба адабиёт ворид гашт ва бо к,алами сех;рангези худ тавонист к,алби садх;о дустдорони каломи бадеъро тасхир ва дар миёни ахди адаб мак,оми вижаеро касб бисозад. Адабиётшинос Сох;иб Табаров меорад, ки С.Айнй баъди ба охир расонидани романр! «Дохунда» рубардор кардапи онро дар охири соли 1929 ва ё огози соли 1930 аз Алй Хуш илтимос менамояд».(180,120). Адабиётшинос Сайфулло Саидов дар ин бора аз А.Дех;отй чунин хотирах,о шрифтааст: «Алй Хуш бо Садриддин Айнй бисёр наздик буд. Бай х;амрох;и С.Айнй кор мекард. Алй Хуш бо илтимоси Айнй китоби «Дохунда»-ро аз pypi дастхати Айнй рубардор иамуда буд. Чопи аввалаи китоб низ аз руи хаттр! Алй Хуш ба амал омадааст».(176Д27)

У бо хатми мактаби дусолаи Самарканд дар сипни 18 солагй ба идораи бонуфузтарин нашрияи х;амонвак,та - «Точикистони Сурх» ба кор омад ва дар муддати камтар аз 7 сол, то пушти панч;араи зиндон нишастанаш, дар анвои гуногуни адабй осоре бар чой гузошт, ки ин осор човидона ва рушангари сах;ифах;ои як давраи зиндагии миллати то^ик будаанд. Ва аммо Алй Хуш бо тух,мату бух,тон дар ^амон х;аводиси дахдттбори соли сиюх;афтум аз дасти бахилопу х;асудон ба мисли да^о нафар зиёиёни дигари то^ик «душмани халк,» эълон шуд ва ба хорию зорй, азияту шиканч;аи зиёде ба марг расид. Х^ануз то равонаи зиндон шудаи эчодиёти нависанда мавриди истик,бол ва омузиш i^apop шрифта буд. Масалан, С.Носиров Раиси комитети ташкилии Иттифок,и нависандагони То^икистоп соли 1934 Алй Хушро дар к,атори Икромй, Х^аким Карим, Р.Ч^алил, Турсупзода аз адибони умедбахш ном мебарад, ки «бо х,икоя ва очеркх,ои худ адабиёти бадеии моро ганй гардонидаанд».( 155,36)

Таассуфангез аст, ки баъди марги Алй Хуш солх,ои мадиде мероси у аз ёди нок,идони сухап ба фаромушй рафт ва гуё чунин ь^аламкаш дар адабиёти солх;ои сиюм арзи ^астй накарда бошад. Х,атто китоби «Намунаи фолкори точик»,(141) ки дар якцоягй бо А.Болдирев тах;ия шуда буд, бе номи Алй Хуш ба табъ расид.

Бо 1узашти солх;о аввалин бор мушток,они осори нависанда х;икояи Алй Хуш «Шестопалов»-ро соли 1957 дар мачаллаи «Шарк,и Сурх» мехонанд. Аммо дар сарсухан ро^еъ ба зиндагинома ва фаъолияти эч;одии у як маълумоти хеле мухтасар оварда шудааст: «Солкой ей номи нависандаи боистеъдод Алй Хуш /Алй

Хушмух;аммадзода/ дар байни хонандагоии тоцик хеле машхур ва маъруф буд. «Шуриши Усмон», «Ч^авопони далер», «Дар багали кухдо» барин кр1тоб^ои хурду калоии у хоиандагони бмсёре пайдо карда буданд.

Афсус, ки марги бемах;ал ин нависандаи сох;ибк,алам ва баландтабъро аз сафи мо рабуд. Аксарияти асар^ои у ба мавззЬь:х;ои чанги гражданй, чангх;ои зидди босмачиён ва дар Тоцикистон барк,арор шудани Хркимияти Советй бахшида туда буданд». (185,59)

Адабиётшинос С. Саидов пас аз ду соли нашри ^¡икояи «Шестопалов» зери рох,барии узви вобастаи Академиям илмх;ои Чумхурй С. Табаров дар мавзуи «Х^аёт ва эч;одиёти Алй Хуши-Найстонй» рисолаи дипломй дифоъ мекунад. У дар кораш дуруст мегуяд, ки: «То солх,ои охир х,атто номи асарх;ои нависандаро касе дуруст иамедонист».(176,3)

Сипае бо кушиши ягона писараш Шох;ин Алиев дар соли 1962 мачмуаи к,иссаву х;икоях;ои Алй Хуш тах,ти унвони «Дар багали кухдо» (125) аз чоп баром ад, ки дар ин китобча, мутаассифопа, шарх;и х;оли Алй Хуш низ наомадааст. Хонаидаи ин китоб барои худ маълум карда наметавонад, ки нависандаи ин сатрх;о кй буд ва чй рузгореро пушти cap кардааст? Х,амии аст, ки рузномаиигор Бахтиёр Муртазоев дар мак,олааш, ки «Мачмуаи нави Алихуш» пом дорад, дар нашрияи «Комсомоли Точикистон», чопи китоби мазкурро хабар медихдд ва х;амзамон як нигох;и мухтасар ба рузгор ва осори Алй Хуш намуда, чунин мегуяд: «Дар мач;муа мух;имтарин асарх;ои Алй Хуш гирд оварда шудаапд...Хеле хуб мебуд, ки агар дар мачмуаи «Дар багали

кухдо» дар бораи муаллифи он :х;ам маълумоти пурратаре дода мешуд. Таассуф, ки ии вазыфа ич;ро нашуда моидааст.

Дар китобча солх,ои таълифм асар^ои алох;идаи М.Алихуш низ к,айд иашудааид, х;ол он ки ин барои муайян кардани такомулоти эчодии адиб хеле зарур буд». (163,3).

Бо итминони комил метавон гуфт, ки дар миёни адабиётшиносон нахустин нафаре, ки ба э^одиёти Алй Хуш тавач;ч;у;х; намудаву зарурати тах;кики онро ба дустдорони каломи бадеъ ба миён 1узоштааст, ип адабиётшинос С. Табаров аст. Зеро мах;з бо тавсияи у тавре ки дар боло гуфтем, соли 1959 шогирди донишго>;ияш С. Саидов вобаста ба мавзуи «Х^аёт ва эч,одиёти Алй Хуши-Найистонй» бо ашхосе х;амсух,бат шудаву ёддоштх;о гирд овардааст, ки Алй Хушро аз наздик мешинохтанд, наврасих;ои уро дар ёд доштанд, ^¡амзамон баъзеи дигар х;амрох,и у кор карда буданд, мавод чамъоварй менамояд. Адибон Де:х,отй, Икромй, Турсунзода, С. Ч^ав^аризода, Ра^имй, Ниёзй, муаррих 3. Ра^абов, рузноманигорон Крсим Дайламй, Кддир Наимй ва наздикопу пайваидону ^амдиёронаш дар бораи Алй Хуш хотироти худро баён доштаанд. Арзиши кори дипломии мазкур ба пазари мо дар он аст, ки тавассути ин ёддоштхр С. Саидов тавонистааст то ч;ое дар комил намудани шар>;и х;оли Алй Хуш са^м бигирад ва х;амзамоп мероси адабии уро муаррифй бисозад. Бахшида ба 70-солагии Алй Хуш ду маколаи С.Табаров «Адиб, публисист, журналр!ст» (181,4) ва «Адиби ватаппарвар» (180,119-124) руи чоп меоянд,ки он 40 роч;еъ ба макоми у дар рузноманигорй ва адабиёти точ;ик дар солкой сивум сухан меравад. Маколаи «Алй Хуш» дигар аз

навиштах;ои С.Табаров аст,ки дар китоби у «Х|аёт,а дабиёт,реализм» (176,120-128) ба дасти хонанда расидааст. Х^амзамон бахшида ба 70-умин солгарди Алй Хуш адабиётшинос Ма^мадюсуф Имомов матлаби чо^иберо та;х;ти унвони «К,алами мубориз» ба табъ расонидааст. (149,3).

Тавач,ч;ух;и С. Табаров ба осори Алй Хуш ба андешаи мо худ як ч;асорат дар он солх;о буд. Зеро, ^арчанд ки Алй Хуш ва дигар адибони ^урбоншудаи то^ик, баъд аз бист соли марг (дар соли 1957) сафед шуда бошанд х;ам, аммо дар тафаккур х;амоно аз таъсири сиёсатхр, ки инх,о адибони сиё^шудаапд, барои аксари мунак^идон побарч;ой буд. Аз суи дигар, дар он сол^о тахдил ва омузиши вок,еии эчодиёти ин афрод номумкип буд.

Адабиётшинос Л.Демидчик, ки насри солкой 30-ро ба тах;к,ик,у баррасй гирифтааст ба эч;одиёти Алй Хуш тавач,ч;ух;и зиёд зох;ир месозад. Бай зимни тахдили мавзуъ ва мундарич;аи насри он солх;о, бисёре вижагщои очерку х;икоял;ои он давраро дар навиштах;ои Алй Хуш иишон медих;ад: «Масалан, таълифоти яке аз чавонтарин насрнависони солкой сй-Алихуш, ки х;амеша дар сох;аи матбуот маинули кор будааст, саросар заминаи хучдатй дорад».( 146,158)

Баъдтар дар солкой 60-80-ум бо ба майдони адабиёт омадани наели нави мух;ак,к,ик,они ч;авон осори Алй Хуш мавриди таваччу*;и бештаре ь^арор мегирад. Ба назари мо дар ин солх;о як ниго^и нав ба шахсиятх;ои адабиву фар^ангир! миллат дида мешавад, ки муддати мадиде рузгору осори ощо аз назари мух;ак;к,ик,он дур афтода буд. Адабиётшинос А.Мах;мадаминов яке аз пажух;ишгарони Алй Хуш

мебошад, ки роцеъ ба рузгор ва осори Алй Хуш ва муайян намудани иак,ши у дар адабиёти дах;аи сеюми к,арпи бист зах;мат^о кашида, х;амзамон чанд х;икояву очерки уро, ки дар нашриях;ои солх;ои сивум бо расмулхати бобой ва лотинй чоп шуда будаыд, ба хати крилй баргардон ва пешкаши хонандагон намудааст. Натицаи ^амин мух;аббати А.Мах;мадаминов ба эч;одиётр1 Алй Хуш будааст, ки мавсуф китобчаеро бо номи «Адиби мубориз»(155) ба дасти хонандаи точ^ик расонидааст. То ба имруз ин ягона пажух;ишест, ки дар шакли асарр! алох;ида аз рузгор ва осори Алй Хуш накд мекунад. Ин мух;ак,к;ик, ба зодгох;и Алй Хуш низ сафар дошта, замони зипда будани х;амсари нависанда аз вай хотирах;ое дар бораи шавх;араш гирифтааст.

Ва дар х;амип х;ол дар китоби «Симои коргар» пахдух;ои эцодиёти Алй Хуш ба таври мухтасар х;ам бошад, аз назари профессор X. Асоев дур намондааст. Дар ч,авоби мактубе, ки соли 1974 мавсуф ба шоири халк,ии Точ;икр1Стон Мирсаид Миршакар навиштааст чунин сатрх;оро мехоием: «Алй аввалрш нависандаи точ,ик буд, ки ба навиштани повеет дар бораи сохтмони Вахш цуръат кард ва барои х;амии х;ам асари нотамоми у сазовори диктат аст».( 138, 22).

Зимни тахдили симои коргар дар адабиёти тоцик X. Асоев ба повести нотамоми «Ду фронт» бах;ои баланд дода, ин асарро як к,адами циддии насри солх;ои сиюм дар масъалаи тасвири мавзуи синфи коргар донистааст.(138,22-23)

Х^амзамон ро^еъ ба фаъолргятр! адабир! Алй Хуш дар матбуоти солх;ои 80-ум микдоран кам ^ам бошад, навиштах;ои рузноманигор Б. Муртазоевро вомехурем, ки ч;олиби дик,к,атанд. «Сарнавипгш шучор!

номдор» унвони мак,олаест, ки муаллифон бо к;ах;рамони очерки «Шучои номдор»-и Алй Хуш-Азизмох; Сафарова су^бат намуда, хотирах;ои уро дар бораи Алй Хуш овардаанд. (139Д-2).

Дар соли 2005 бо ибтикори Хазинаи адабиёти Иттифок,и нависандагоии Точикистон ба хотири гиромидошти нахустин раиси хазинаи ин иттщодия-Алй Хуш ма^филеро баргузор кард, ки дар он Чих;ати гирдоварии осори у нахустин бор таъкид шуд то ки наели имруза «аз ^аёту зиндагй, аз эчодиёти Алй Хуш бохабар гардад». ( 158,14).

Х,амин икдоми Иттифо^и навргсандагони Точикистон буд, ки нашриёти «Адиб» соли 2008-ум мачмуаи очерку х,икоях;ои Алй Хушро та^ти унвони «Шуриши Усмон» ба чоп расонд. Ин мачмуа аз ч;ониби нависанда Мачид Салим мураттаб шудааст. Дар китоб очерку х;икоя:х;ои Алй Хуш «Шуриши Усмон», «Ман аз ^еч чиз х;ар чизам», «Шестопалов», «Дар багали кух^о», «Ч,авонони далер» омадаанд, ки хонандаи завк,манду андешапарварро ба як к,исмати осори Алй Хуш метавонад шииос созад. (126) М. Салим дар сарсухап ба ин китоб ба эчодиёти Алй Хуш бах;ои баланд дода, зарурати омузиши na^yx,opi то ^ануз норушани зиндагиномаи у ва чопи осорашро ба миён гузошта, таъкид мекунад: «Х^арчапд дар зиндагияш баъзе асарх;ои вай табъу иашр шудаанд, вале то х;ол на х;амаи эчодиёти Алй Хуш дастраси хонандаи точик гардидааст».(126,14)

Алй Хуш нависанда ва рузноманигоре буд, ки х;амеша дар миёни халк, к,арор дошт. К,иссаи «Шуриши Усмон» як мисоли рушанест дар даркр! мавзух,ои таъррххй аз суп Алй Хуш дар он солх;о. Ба ибораи

дигар, метавон гуфт, ки Алй Хуш дар миёни адибоии наели солкой сиюм аз аввалищост, ки а^аммият ва зарурати навиштани мавзух;ои таърихиро пай бурда буд. Х,амин аст, ки у ба зодгох;и сардори шуриш-Усмон Ма^мадаминов, дех;аи Янголик,и Барм ва дех;оти гирду атроф, ки амалиётх;о зидди мири Барм ба вукуъ пайваста буд, бо шох;идони зинда мулок,от кард. Дар асоси далелу арк,оме, ки а^аммияти зиёди таърихй дораыд, ин к,иссаро навишт. Ин фак,ат як мисол аз эцодиёти Алй Хуш х;аст, ки павиштах;ои зиёде то х;ануз ба дасти хонанда норасидаи уро, ки х;ама саршор аз масъалагузорй, ошкори камбудимом ч,иддй ва саду як масоили дигар ^астанд, дар рузномаи «Точ;икистони Сурх» мехонем, ки бо хати арабй ва лотинй чоп шудаанд ва кас ба зиндагй ва рузгори миллат дар як давраи х;асоси таърихй ошно мешавад.

Зимни та^к,ик,и осори нависандагоии солкой сиюм дар навиштах,ои мунак,к,идон аз х;ама кам номи Алй Хуш ёд шудааст. Мутаассифона, то ба имруз му^ак,цик,они эч;одиёти шифох;ии мардумй за^матх;ои мураттиби нахустин китоби «Намунах;ои фолклори точ;ик»-ро нодида гирифтаанд. Ва дар х;амин ^¡ол шоири маърифатманд М. Ра^имй аз Алй Хуш ^амчун нависандаи ^авон ва журналисти бомах;орат ёд намуда, роч,еъ ба фаъолияти фолклор-пшносии у чунин гуфтааст: «...Ба гайр аз ин Алй Хуш ба чамъ намудани фолклори точ;ик низ машгул буд. Бай ба районх,о рафта эч;одиёти дах,онии халк,ро ч;амъ намуда ва омада бо х;амрох;ии рафик,он мух,окима мекард. Бай х;амрох;и Болдирев А.Н. мач;муаи фолклори точикро тартиб доданд. Афсус, ки фак,ат бо номи Болдирев дар соли

1938 чоп гардид, >;ол он ки кариб х;амаи материалх;оро фак,ат Алй Хуш ч;амъ ыамуда буд. Умумап Алй Хуш як патриоти (ватандусти-Ш.М.) даврони худ буд». (176,133).

Аз суи дигар, дар баробари рузноманигори варзида будан, са^ми Алй Хуш дар рушди ин со^а, ташкили рузномах;ои нох,иявй ва таъмипи ош<;о бо мухбироии ^ирфай, ^амзамон дар коркой ташкилй ва даъвати нахустин анчумани мухбирони Точикистон кобили кайд аст, ки он х;ама хеле омузапда мебошад.

Мавриди тазаккур аст, ки зиндагипомаи Алй Хуш то ба имруз ба таври лозимй омухта нашудааст. Дар нашриях;ои энсиклопедй ва дар китоби «Нависандагопи Точ;икистоп», агар роч;еъ ба шар^и х,оли Алй Хуш маълумоте омада бошад ^ам, мутаассифона, он маълумот чандон мукаммал пест. Санаи фавти уро С. Саидов (176,20) соли 1938 гуяд, дар китоби «Нависандагони Точ;икистон» бошад марги уро соли 1942 нишон додаанд. (153).

Ба назари мо зарурати ру овардаи ба ин мавзуъ он аст, ки то ба имруз зиндагинома ва эцодиёти бойи Алй Хуш ба таври комил мавриди тадкик карор нагирифтааст. Он зах;матх;ое, ки С.Табаров ва шогирдопаш С.Саидов ва А.Мах;мадаминов ва М.Имомов дар та^;киКи осори Алй Хуш ва муайян намудапи ч,ойго>^и у дар адабиёти солкой ей анч;ом додаанд, дар адабиётшипоей кобили кадрдонист. Аммо то кунун омузиши саросарии осор ва рузгори Алй Хуш та^к,ик нашуда, х;амоио ба дустдорони адабиёт муаррифй нагаштааст. Эч;одиёти ин нависаидаи ч;авон бах;реро мемонад, ки х,ар кадар ба он бештар ворид шавй, чиз^ои пав ба нав кашф мешаванд. То ба имруз осори зиёде аз

эчодиёти Алй Хуш дар нашриях;ои iynoiyiiPi солх;ор1 ср!вум ба хуруфр! форсиго лотиий хобргдаанд, ки бештари аз ии навишта^о х,амоио ах;аммиятр1 худро гум иакардаанд. Ба ак,идаи мо :х;атто фаъолияти рузноманигоррш у, ки масоили замонр! худро ба баррасй шрифта, дар бахшх;ои мухталифи имрузаи х;аёти мо дорой а^амият ва омузандаанд. Са^ми нависанда дар гирдоварии осори шифох;й ва нахустин китоби у «Намунаи фолклорр1 тоцрж» то ба ршруз мавридр1 тах;к,ик, к,арор шрифта нашудааст. Х^амзамон бисёре аз очерку х;икоях;ои Алй Хуш то ба ин дам мавридр! тахдилу тах;к,Р1к,и адабиётшииосон к,арор нагирифтаанд. Гузашта аз ин, miróle ба зодгох;, хоиаводаи волидайн ва сарнавишти талхи рш хонадоп, аёми бачагй, тах;сили мадрасавй, омузиш дар мактаби coxtpi нав, аввалрш устоди мактабии у ва дигар аз пахдух;ор1 зиндаши вай, ки бевосита ба фаъолияти эч;одрш эшон робитаи к,авй дошта ва уро чун як нафари маърифатманд ба чодар! навР1саидагй ра^намун сохтаанд, дорор! ах;аммият хох,ад буд.

Алй Хуш дар як муддатр1 умрр1 кутох; яке аз чех;рах;ои шинохтаи замоир! худ ма:х;суб мешуд ва pih шух;рат бевоср1та ба фаъолияти эч;одир1 у рабт дорад. Бинобар ин мо зиндагй, осор ва мак,оми ур° дар адабиёти солкой ей мавридр! баррасй к,арор додем. Ин хусусиятр! мавзуъ сохтори тах^рнедш мазкурро муайян кард ва он аз мук,аддима ва панч; боб ва хулоса Р1борат аст.

Дар мук,аддр1ма дара^аи омузипш зиндагй ва осори Алй Хуш дар адабрхётшиноей, мух;ршмршти та^к,ик,р1 мавзуър! мазкур дар х;олр! х;озир мухтасар сухан ронда, инчунин ба рузгор ва мак,омр! у дар адабиёт ицмолан х;ам бошад, тавакдуф кардем.

Боби аввал ба зиидагиномаи Алй Хуш бахшида шудаааст. Дар мавриди рузгор ва осори у öoppi аввал мупосибати даста^амъй карда шуд. Инчунин дар мн боб мо сарчашма^ои ба кори э^одй пардохт�