автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Жизнь и творчество ашыга Гусейна Шамкирли

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Мамедова, Назиля Алы кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Жизнь и творчество ашыга Гусейна Шамкирли'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и творчество ашыга Гусейна Шамкирли"

г; г.<г

министерство народного образования

азербайджанской республики азербайджанский государственный

ПЕДАГОГИЧЕСКИ» УНИВЕРСИТЕТ им. Н. ТУСИ

На правах рукописи

МАМЕДОВА НАЗИЛЯ АЛЫ кызы

жизнь И ТВОРЧЕСТВО АIIIЬ!ГА ГУСЕЙНА ШАМКИРЛИ

10.01.09—Фол клористика

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

САКУ - 1002

Работа выполнена в отделе фольклора Института литературы им. Низами АН Азербайджана.

Научные руководители:

—доктор филологических наук, профессор В. А. Велиев. —кандидат филологических наук П. Л1, Гасымов.

Официальные оппоненты:

—доктор филологических наук, профессор М. И. Акимов. —доктор филологических наук, профессор Г. М. Намазов.

Ведущая организация—Гянджинскин государственный педагогический институт им. Г. Зардаби.

Защита диссертации состоится . " 199^ г.

в г 1У" часов на заседании Специализированного совета К 054.01.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Азербайджанском государственном университете им. Н. Туей по адресу: 370000, Баку, ул. Уз. Гаджибековс., 34.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АГПУ им. II. Туси.

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат филологических/Ч

наук ( \ V ^ КАФАРОВ Р. О.

■ •• • ,- '-'Л .

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тени. Адыгское искусство тюргаязычных народов Востока,прошедшее тысячелечний поучительный путь развития и накопившее богатейший огшт,представляет собой интересное явление. Вобрав в себя общественно-политическую и литературно-культурную атмосферу всех эпох,это искусство дошло до наших дней.Однако путь,пройденный им,не всегда был ровный,а содержание - было различным на отдельных исторических этапах. Примечательно,что апыр* ское искусство было богато и разнообразно нв тоиьис по содержанию, но и по форне,соответствовала условиям того или иного региона.

В этом смысле исследование низни и творчества видного пре/* ставитемя классического наследия,а также азербайджанской ашыг--сйой поэзии XIX века - Ашыга Гусейна Иамкирли, анализ породившей и окружавшей еххз литературной среды, исторической эпохи, представляется крайне важным я необходимым,обуславливая актуальноеть избранной темы.Своим Многогранным,богатым творчеством Ашыг Гусейн Иамкирли прославился,как устад-профессональный художник не только в Гейчинском,Кельбаджарском,Кэдабекском, Гянджинском, ¡Дамсаддин-ском.Казахском.Нахичевакском,Карабахском округах,но и далеко за пределами Азербайджана.

Не случайно,что по разнообразию тематики и богатству стихотворных форм,литературное наследие Аиыга Гусейна привлекло внима-4 ние азербайджанской - тор некой, фольклористики, которая проделала значительную работу в области издания и исследования его произведений.

Б азербайджанской фольклористике первые сведения о кнзни и творчество Ашыга Гусейна встречаются в- книгах М.гаахсилдаадида.В. Хулуфлу и Г,Ализаде.Впоследствии ценные мысли об уотаде были высказаны учеными-фольклористами А.Ахундовыи,М.Г.Тахмасибои,В.Ве1и-

е1ши, П. 3<1ендиевым,М. Акимовым,Р.Руста1тде,".Алескеровым, турецким ученым Урфаном Эквер Касреддиногп; w др. Были опубликованы и образцы из его поэзии.Все эти работа,безусловно,будучи ценным источником по изучении хузни и нас кедия ашыга,имеют большое значение.С .но ко,несмотря на проделанную работу,по сей день живут,сохраняются нз записанные,однако широко распространенные в народе, н такие в репертуаре профессиональных аиыгов - исполнителей стихи у ста да с различной тематикой, сазовис мелодия, по этические д налоги, дастаны. Их собирание,изучение и полное издание стоит перед азербайджанской фольклористикой в качестве важной задачи.

Ашыг Гусейн йзмкярли бил художников,тесно связанным с традициями ашгов-классиков.Мм были творчески продолжены и развиты трад.-ции классических представителей ашыгского искусства - ГУр-бани,Аббаса Т>фарганлы,Сары ДаыгаДестс Г&сыма, Ашыга Валеха.Аг Анн га. В формировании,становлении Ашыга Гусейна, как худояник:-устада.вигну» роль сыграли яамкирская ашыгская среда,творчество Яхьи бека Дилъгема.

Творческий связи Иамь.ирли Гусейна со знаменитыми современниками. Ашыгом Али из Кызыл Банка,Лзагом Алескерон свидетельствуют о его авторитзте в окружавшей ашыга литературной среде,Изучение жизни и творчества ашыга'в тесной связи имегго с этими художниками такие предопределило актуальность избранной темы.

Основной предмет исследования составили опубликованные в различных сборниках с тихи,выявленные в архивах, записанные у родст-ьешщюв, народных arcaккалов.ашыгов,произведения*,образцы искусства Asura гусейна Вамкирли. Одновременно,в качестве источника в процессе исследования были использованы книги А.Ахундова "Amar Гусейн Шккирли" (IS7I),книга "Алшги-устады" (1983)» составленная

диссертантом и т.д.

Цель у задачи исследования. Главной целью диссерташя явилось привлечение жизни и богатого литзратуриого наследия Агаыпз, ГУссй-на Оамкирли к обстоятельному и всестороннему научному исследовании.

В круг задач диссертанта входило решение оледущих вопросов:

а) выявление исто ков, питавших творчество ГУсейна Иамкирли; .

б) изучение вопросов собирания .издания,юс ледования и пропаганды художествзиного наследия ашыга; '

в) анализ формы и содержания,жанровых,"деЯно-эстет^ческих особенностей произведений ашыш;

г) объяснение особенностей.мастерства,худонественсо^описаие-кышх и выразительных средств в .творчестве ашыга.

Цетодологическуа оинову исследования составил принцип оценки классического литературно-культурного, наследия о объективной исторической точки зрения. Основные тезисы и выводи диссертации опираются на научно-теоретические и методологические суждения о литература и искусстве видных классивов-искусствоведов и литературоведов,соответствующие положения о фольклоре.По мере надобнос ти в работе использованы научно-теоретическге суждения,труды и исследования об ааыгском творчестве современных азербайджанских фольклорчстов.

При объяснении проблем,фактов.исторгческих явлений в ходе исследования,в диссертации использовались принципы историко-хро-нологической последовательности и сравнительного анализа.

Научкуи новизну исследования составили следующие характерные особенности:

- в диссертации выявлены источники,питавшие творчество Азыга

- 6 -

ГУсеЛна Шаыкирли,«зучена его жизнь;

- дан анализ тематики,жанрового' разнообразия,идейно-смысловых особенностей лирики ашыга;

- сопоставлена записанные V незаписанные варианте лирико-эпического творчества - дастанов Ашыга Г>сейна;

• изучены стихотворные формы.единство формы и содержания в творческой синкретизме ашыга, музыкальная оригинальность, особенности исполнительского мастерства;

- г сопоставительной форме изучены традиция и новаторство в творчестве ГУсейна Шам'кирлм;

- в свете научно-теоретических принципов современной фольклористики всесторонне проанализированы особенности высокого мастерства алыга и др.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что обстоятельно изученные кизнь и творчество видного художника XIX веш Ащнга ГусеЕна ¡Ьмкирли, мохут сыграть роль полезного источника при исследовании его воздействия на устное народное творчество послздущого периода.

Работа но2(ет быть использована в качестве, научного источника при изучении характерных особенностей различных видов лирического канра, вопросов традиции и новаторства, дувей развития савовых." мелодий в авыгском творчестве.

г

Диссертация представляется значительной у как материал учебного пособия и спецкурса на филологических факультетах в ву-ьах. Она ноже г быть полезна для изучающих народную литературу и, 'особенно, янтересувцтсся ашнгским те*усством.

¿пробацуп теш. Диссертация "Жизнь и творчество Агшга. ГуссПка В*нктфпи" виполней в отделе фзвгклера Института лите-

ратуры им. Ни за ми ЛИ Азербайджана.

Основные выводы и заключения исследования наялг сзоо отражение в выступлениях соискателя на конференциях, ccecvкx и семинарах, а такке в республиканской печати.

Структура чсслодования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной .литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Д"ССКРТА1Гга

Во "Введении" обосновывается, актуальность темы, определяются цель и задачи, методологическая основа, предмет, научная новизна, теопетическое и практическое значение работы.

Первая глада диссертации называется "ОТ^знь Ашыга Гусей;:а йзмкирли и его поэзии". Е этой главе обстоятельно изучает-

ся кизнъ поэта, определяется егс место в ашыгской среде, освещаются творческие связи и отношеься с отдельными {-.¡пьтами, рассматриваются вопросы собирания его литературного наследия, история издания и исследования, выявляются истоки поэзии атига.

Начиная с восемнадцатого столетия, яв-омпегося одним "з основных этапов в подъёме азербайджанского адыгского творчества, в Пямкирском округе живёт, и творит поколеН'»е зяьтов, принявших эстафету от предыдущих поколений, продолжавших развивавших это народное искусство. Мх литературное наследие св"детельствует о том, что замкирская ашыгская ореда выпее.-.а ча прочной и величественной словесно-музыкальной основе, восходяще/. х очень дрзв-ним временам. Яхья бек Дильгам, Демирчи !1зджнун, У.амеджафар ;.!ис-кинлк, ?<астер баяты Ашг Аббас, Сейфа л ли .'Панах, Гарадкаамирли Ашыг Гасым, Азыг Хамаил и десятки других прославились в пароде как талантливые художники, выросцие на ыамкирской земле. Нет сомнения в том, что ерздк этих .известных художников, нмею^гх се^л неповторимый стиль и почерк, роль Гусей на йамкир'ии. исключктель-

на. Обладающий глубокими знаниями, широким кругозором, этот вид-•'ный художник ещё при своей жизни занял достойное место как прекрасный поэт, умелый исполнитель и талантливый композитор среди знаменитых устадов не только Еамкира, но и всех округов Азербайджана, прославился далеко за его пределами - в Иране, Грузии, Турции, Армении и Дагестане и, несмотря на большой временной промежуток, по сей день продолжает пользоваться большим уважением в литературно-ашыгском мире. ' .

Несмотря на отсутствие конкретных .исторических документов о жизненном пути Ашыга Цусейна Шамкирли, стало возможным частично осветить его жизнь, благодаря определённым сведениям, собранным со страниц печати начала XX века, в ходе бесед с живущими в Шамкире аксакалами, народными аиыгами. Первые сведения с ГУсей-но Иамкирли были даны в 1926 году в журнале "Дан увдузу" Шамс^й-джадидом. В своей статье." "Народные асшги", опубликованной в этой журнале, он, отмечая большое уважение и авторитет ГУсейна ИЬмкир-ли в народе, писал:"Ашыг ещё при жизни завоевал глубокое уваже-. ние народа ив настоящее время является одни51 из любимых поэтов, Поэт жил приблизительно веком раньше".*

В опубликованной в 1927 году ценной книге "Народные ашыги", учёный-фольклорист Вели Хулуфлу писал в разделе, посвященном ГУ-сейну Еаикирли:"Апгаг ГУсейн родился в селении ГЪпанлы Гянджин-ского уезда. Впоследствии он переехал и жил в Лараджаамирли.

Ашыг Гусейн скснчался в конце девятнадцатого века".^

Приблизительно подобные же сведения об ашыге даны и. самоотверженным соби&~д!лем ашыгското творчества гумметом Ализаде в книге "Аиыги", опубликованной в 1935 году.3

£начительно обогатились сведения об ашыге, благодаря обна-

Т. Шамсиадкадид. Народные поэты.-Дан улдузу, 1926, К?25.

2. Хулуфлу В. Народные ашыги.-Баку, 1927, с.47.

3. Адыги (собиратель Г.Ализаде).-Баку:Азернешр, 1935, с.183.

рушенным Алиманом Ахундовым фактам о времени, месте его рождения, семье и родословной. Как указывает иоследователь'.'Аиыг Гусе Г: н ТУрбан оглу родился в 19П-м году з селении Гапанлы Ъамхор-ского (имеется в виду С&мккр - Н.М.) района. В молодые годы переехал из села Гапанлы в село 1^радааампрли,1де жил до гонца своей жизни. Родом Ашыг Гусейн был из села Даг Кесеменли Казахского района ( на самом деле это - Даг Кесемен),из фамилии Сарилар.Некоторые из его родственников в настоящее время живут в селении Даг Кесеменли. По утверждениям,он - племянник ( сын сестры) Мол-ла Панах Вагифа".*

информация,представляющая определенную ценность в освещении жизни и творчества Гусейна Шамкирли, содержится и в письменном сообщении старейшего народного устада,живущего в настоящее время выселении Кэчили !ймкира,ашыш Маояма Сатарова,заполученном в 1986-м году и хранящемся в архиво Республиканского "Объединения ашыгов"Дак указывается в сообщении:"ЕЬмкирди гусейн был учеником Ашыга Багира из села Алабашлы Иамхорского района,в совершенстве усвоил от него секреты ашыгского искусства.По сведениям,он получил такко религиозное образование в Кране,прекрасно знал арабе кий, персидский языки.Вследствие досконального знания правил шарчата.в затруднительны • положениях местные священнослужители

приходили к нему за советом.Он изумительно играл и на сазе,и на р

таре".

Весьма ценным и достоверным источником об «5 тори и ухода Дам-к'»рли ГУсейна га низни'является воспоминание жителя села Гараджа-амирли, девяносто летнего народного аксакала л/ршида ГЬсым огль'. "Отец «ой был ашыгом,-вспоминает информатор. Его звали Гасни.

1.Аиыг Гусейн 1Ьмкиряи(составитель и автор предисловия А.Ахувдов) -Баку: Гянджлик,1971,с.З.

2. Архив Республиканского Объединения ашыгов,папка 12,с.69-70.

Ашыг Гусейк йамкирли умер летам а селении Г&ла Кедабека. .Приблизительно в 1891-92-« голах. 'Лз-?а маркой погода тело покойного не удалось привезти на равнину. Он бил доставлен в село Чайгары-шан тоге же района.Могила его та;.!." 1

С :едовательнс ,аяыг-устад окончался,приблизительно,б восьмидесятилетнем возрасте.К сожалению,из-за невнимательности мох>ла. порта на старинном кладбицз села Чайгарышан затерялась среди старых могил и -иперь очень трудно ез определить.

Богатое художественное наследие Ааыга Г^/сейна, прославившегося благодаря созданным вд жемчукинам искусства в. ПЬмкире и далеко за его предела ми,не было вовремя записано дойным образом. По многочисленным свидетельствам,¿'стад .будучи образованным,собственноручно записал большую часть своих произведений,но после его смерти его рукописи,переходя иь рук в руки.затерялись. Но записанному диссертантом в 1582 году свидетельству живущего в Гяндже.восьмидесятилетнего внука ешыга ,£Усейна Гусейнова,значительная ч: сть рукописей Димкирля Гусей на была увезена в середине двадцатых годов в Баку Вьли Хулуфлу,собиравшегося опубликовать их,но лиль небольшая их часть увидела свет в 1927 году в сборнике "Народные поэты".Необходимо отметить,что первым издателем стихов Еамкирли Гусейна является именно Валг Хулуфлу. Год спустя - в 1928 году два стихотворения ашыга були опубликованы во втором томе книги "Народные поэты",с большим трудом изданной Са.манок Кум<азом.

Значительное место йамкирли Гусейну отвел в подготовленных к изданию сборниках,талантливый, фольклорист 1уммет Ализаде. В его книге "Азербайджанские ашыги"(1530г.)/'Ашыги"(1935-36гг.),

I. Сообщение информатора было записано диссертантом в 1985 году.

- II - •

"Аяыгские гошмы"(1938) содержатся десятки стихотворения народного устада. Несколько стихотворений 1усейна Памкирли опубликовано, з книге "Аяиги", составленной Саттарои Ахундовым в 1960-м году. Часть его стихов помещена и в сборниках "Устады струнного саза" (составитель А.Ахундов, Баку, 1964), "Аииги" (составитель И.Тап-дыг,.Багу, 1970), "Избранное из ашыгской поэзии" (составители Г.Ариф и М.Акшов, Баку, 1984).

В 1971-м году фолькяориот Ахяиман Ахундов издал отдельную

книгу стихов ашыга.1 Чаоть этих стихов впоследствии вошла в сбор-

■р

ник "Азербайджанские аоыгг и народные поэты". Шамкирли ГУсейну посвящен и один из разделов Оборника "Ааиги - устады".*

Глубоко усвоивши® реяиггозно-фияософское мировоззрение сво-епо времени, изучивший успехи и достижения письменной и устной литературы, творчеотво предшественников, выразивший национально-этнографический клима* родного нароха, гусейн ¡Ьмки*ли вырос,как художник, на богатой и благодарной эстетической почве.

Получив определённую пользу от.знакомства с жизнью многих нахалов и литературно-культурной.среды. Гусей» Шамкирли сумел использовать впоследствии в свбем творчестве этот потенциал, значительно расширяя его райки (особенно, в дастанном творчестве).

Аиыг Гусейц Шамкирли подошел к многовековому литературному опыту ашыгского творчества предыдущих переходов, как к школе. Особенно привлекли его поэтические покоси и художественная притягательность творчества, такие известных представителей ашыгского искусства, как. 1>рбанй, Аббао Туфарганйы, Хесте Гаснм, Ашыг Ва/ех, Яхья бек Дильгбя, Не олучаПно, что во многих случаях поэзия Шамкирли звучи® гак удачное продолаение искусства, вышеупо-

1. Шамкирли Г.(составитель и автор.предисловия Ахпиман Ахундов).-» Баку:Гяндялик, 1971. ^ .'■.''■ ;'. !■'..'

2. Азербайдйанокм авыги и-народные пй5ты.-Баку^Зл^,Т9бЗ.

3.. Апыги-устады.-Баку:Пшдкятгк', ,1983.Раздал подготовлен диссертантов.

мянутых художников олова-устадов. Апыг Гусейн сумел мастерски использовать поэтические поиокк предшественников в своих художественных находках.

В формировании, шлифовке творчества Гусейна Шамкирли определённую роль сыграла и поэзия великого поэта восемнадцатого века Молла Панах Вагифа.

В первой главе реферируемой диссертации обстоятельно рассматривался также творческие и дружеские взаимоотношения Гусей-на ¡¡¡амккрли. с его современниками - Аяыгом Алн из Кызыл Банка и Ашыгсм Алескером.

В результате встреч диссертанта с внуком ашыга, живущего в городе Гяндже, с известными народными ашыгами, фольклоррстами, аксакалами, были выявлены и записаны неопубликованные стихи Гусейна Шамкирли, новые варианты его дастанов "Ашыг Гуссйн и Рей-хан ханум", "Ашаг Гусейн и Байчобан", предания и воспоминания, связанные с жизнью и'творчеством аиыга.

Впервые в реферируемой диссертации анализируются идейно-тематические и поэтически особенности всех изданий произведений ашыга и образцов, записанных диссертантом у отдельных лиц.

Вторая глава реферируемой диссертации называется "Тематика и жанрсвое своеобразие творчества Ашыга ГУсейна Шамкп>ли7

Творчество Ашыга ГУсейна привлекает внимание своей человечностью, гуманизмом, глубокой народностью,.ярш выраженным оптимизмом. №ключи1--льное значение имеют составляющие суть его творчества воспевание вселенской любви, патриотизма, друибы,.вер- ■ ностк, мудрости, героизма, критика таких отрицательных качеств, пак жадность, лицемерие, коварство, предательство, жестокость.

Безусловно, выявление и анализ общественно-философских, нра-воучителько-дидактическ'их мотивов в поэтическом творчестве ху-

доиника-устада представляет особый научный интерес. Бот почему в реферируемой диссертации было сочтено целесообразным привлечение к исследовании творчества апига по тематике и признакам художественной формы.

Исследование было проведено в следующих направлениях:

1. Любовная липика.

2. Общественно-философские мотивы в произведениях ашыгя.

3. Дастанное творчество.

Такая классификация была обусловлена содержанием и характером богатого,многогранного творческого наследия ашыга.

I. Любовная лирика.

Продолживший и развизиий путь своих предшественников, прославившийся среди современников своеобразием саза и слова, ГУсейн Шамкирли - автор г лубо го содержательных, ценных произведений, написанных на любовную, тему. Профессиональный мастер использовал самые различные жанры ашыгской поэзии при разработке этой темы, обогатил ашыгскую любовную лирику новыми оригинальными смысловыми оттенками и нюансами.

В поэтическом выражении своих лирически-любовных чувств,Гу-сейн Памкирли соединяется, в первую очередь, с Молла Панах Ваги-фом, Молла Вели Дт-дади и своими современниками Аяыгом Алы, Аашгом Алескером. Образцы, созданные ими на эту тему, похожи не только по своей форме и содержанию, но и по оптимистической настроенности, жизненным, реальный, образным выражениям. Списываемые этими художниками красавицы - девушки из народа, глубоко национальные об.азы, начиная оу. одежды, походки, осанки, кончая настроением и духовным миром.

В стихах Гусейна Шамкирли на любовную тему созданы художественные портреты белотелых, высокогрудых, черноволосых, стройных,

большеглазых, с алыми щеками, со сдадкими речами народных красавиц, достойных возвышенной, чистой любви. В описании подобных красавиц ашыг мастерски попользовал реальные .краски, естественные сравнения: •

Сэриндэ база! и,иалы. сачаглы, Бир шаКбаз кррданлы.биллур бухаглы. Вир к-|лк^з ¿анаглы.га^маг додаглы, Л1 кадыр чисминин а*ы Иаба.тан.*

(Накрашена в меру, покрыта шалью, Стррйная.как кипарис,с хрустальным подбородком, С алыми щеками.с .губками-сливками, Светится словно,зеркало,Набат.) (подстр, перевод

Любовная лирика поэта отличаетоя своеобразием,свидетельствует о его высоком этическом и эстетическом вкусе,глубоком понимании им красоты,»зящества,благородства.Знаменательно,что ашыг представляет красоту не односторонне,т.е. не довольствуется изображением лишь внешней красоты,убедительно и реально рисует внутренний мир своих героинь,желает видеть их не только физически красивыми, но и умными,верными, предприимчивыми, преданными:

ЬаР ¿етэн крзэл» цезэлдемэрам, Крзэлдэ бир ез^э эламит олур. Б1) лф да?ылар,чин-чин дчшгр ^эрдгиэ, Гашынзн, крзу нвн ишарвт олар.2

• (Не каждую красавицу назову красивой, 7. красавицы должны быть особые приметы. Волосг рассыпаны по плечам, Долина понимать все без слов.намеком) ' (подстр. перевод

В любовной лирике Аиыга ГУсейна Шамкирли любовь не ограничивается Лишь отношениями двух возлибленных.Ашг советует беречь и сохранять,как самые священные чувства,любовь к род"телям,к детяи,

1 Ашыг Гусейн Памкт'рли.-Бак*:Гянджлик,197.Т|с.'|1.

2 Там же,с. 40.

к'друзьям.Эти отношения во всем их многообразии и красочности изображены в творчестве ашыга посредством оригинальных поэтических деталей.

2.Общественно философские мотив» в творчестве А'зыга ТУсейнз.

Сбщественно-философсхие мотивы в творчестве Аяыга Гусейна Шамкирли привлекают внимание своей оригинальностью,проблематикой» Прежде всего это характеризуется объективным отношением устэда к происходящим собнтиян.Эти стихи,возннгаиБ,как результат глубок:« жизненных наблюдений, примечательны активной гражданской позицией автора.Своим творчеством аиыг-устад пел борьбу, за права и интересы простого трудового народа,был глалагаем »стяны,справедливости. Как известно,XIX век востел в истории Азербайджана,как сложный,богатый общественно-политическими событиями,беспокойный и противоречивый период.С одной стороны колониальная политика царизма,с другой - произвол местных властей, насилие^беспредел становились причиной гнева и ненависти простых тружеников.В результате растущего недовольства происходили серьезные стычки между местными правящими силами и царскими чиновниками,богачами и бедняками.Крестьян-ские бунты,гачагское движение в Закавказье оставили глубокий след . в творчестве ашыга Хусейна. Он вдохновенно воспевал, пропагандировал сне лих ..отважных сыновей народа, благодаря ему люди узнавали своих героев.

Ашиг Гусейн Шамкирли занимал суровую,непримиримую позицию против всего отрицательного,мешающего прогрессу,унижающего человеческое достоинство.В. таких устаднаме, как "Яхиыдыр"("Хорошо"),"Да-нышма" ("Не говори") и др. подвергнута критике и осмеянию негативные стороны ж из ни. Важнейшими качеств и для человека Алшг ¡усейн считал благоразумие,рассудительность,порядочность: Для него повыше всего гордость.честность,чувство собственного достоинства. В женщине ашыг видит прежде всего серьезную н умную-подругу:

Лад Цазар чакаргм иэркарсиз саздая . 2ер гуртар гл«ндгег к?зир нт^аздан. Овй яэнан гарь;дан,к,эзэо0н гиздан,т кгчл»агн кйлкнд&к лету ¿ахешдыр. 1

(Беда от ненастроенного саза, Раздай милостыню,"збавься поскорей, От ворчуньи женщчнн,гулящей девушки, Сметливо!; молодухи.ук лучше содержанка) (подстр. перевод)

Вполне естественно, что ГУсейк Шамкирлн, как мусульманский ашыг, питал большую веру и любовь к исламской религии, отвёл большое место в своём творчестве пропаганде и воспеванию исламского мировоззрения, в стихах на эту тему, начинающихся именем всемогущего аллаха, устад даёт сведения пропагандистского характера об истории исламской религии,: сурах и главах Корана, законах Шариата, Адаме и Еве, Хызре Ильясе, пророке Соломоне, Иисусе, Моисее, Юнисе, Ное, Гусане, Гусейне, райской жизни, адских муках и т.д.

Обращением к исламской религии, к священному Корану, ашыг призывал своюс слушателей к нравственной чистоте, превыше всего ставил человечность, гуманность, честность.

В амгеиэм творчестве наряду со стихами с различной тематикой и формой, были созданы и крупные лиро-эпические произведения— дастаны. В своём богатом творчестве 1Усейн ¡Замерли обратился и к этому жакру, создав.интересные и совершенные дастаны.

3..Дастанное творчество. . ..

По содержанию лиро-эпических стихов и поэтических дейишме Ашыга Гусейна Памкиряи ясно чувствуется, что созданные им дастаны, появились в результате впечатлений от путешествий ашыга.

Говоря о своеобразии дьстакного жанра в ашыгевпм творчестве, профессор М.Г.Тахиасиб очень-'^очко определил:, что:"Считать дао-таны, написанные,устадаыи-апшгами, произведениями других, неиз-

I. Азербайджанские ашыги и народные поэты, т.1, Баку, 1983, с.307.

зестных и непризнанных лиц, а зачастую, их учеников, принимать ото, как основной способ, ча на® взгляд, значит липать устадов их дастанной силы, отнимать способность создавать д ас таны у устадов и "дарить" её ученикам, ещё не ставшим устадамн.

...На наш взгляд, "Гурбаня" было создано самим ГУрбани, а

т

"Аббас и Гюльгез" самим Абйасом",

Опираясь на эту мысль, мох но сказать, что и дастаны, связанные с Иамкирли ГУсейном, были созданы им самим.

По мнению фольклориста Ахлимана Ахундова, /ян го к ГУсейном

о

было создано три дастана. Эту мысль подтверждает и М.Г.Тахма-

сиб:"Ашыг Гусейн - один тч' устадов, использовавших'большинство

асшгских поэтических форм. По имеющимся сведениям, он имел и три

дастана, из которых наиболее известными были 'Тусейн и Рейхан" •

з

и "Гусейн и Кешиш кызк". Дастаны ашыга "Гусейн и Рейхан" и "БаЯ-чобан" были опубликованы в 1927 году его земляком Вели Хулуфлу, в 1971 году с сокращениями - Ах лиманом Ахундовым, т» в 1963 году -вновь А.Ахундовым.

3 ходе исследования диссертантом были выялены полные варианты, отличающиеся от эти двух, опубликованных до сих пор дастанов Ашыга ГУсейнз. Один, из них -^л записан диссертантом в 1983 году со слов живущего в городе Гяндже 80летнего внука ашыга ГУ-сейна Гусейнова (сына Ашыга Чобана). Второй дастан впесте со сведениями о жизни и творчестве ГУсейна ГСамкирли был записан известным ашгом Еамкира Масумом Сафаровнм и представлен в "Объединении ашыгов". Все варианты были рассмотрены в реферируемой диссертации и сопоставлены с другими, имеющимися вариантами. Третий дастан, к сожалению, заиметь, пока н. /далось.

Дастан "Аиыг Гусейн и Рейхан ханым" отображает жизнь, спс

1. Тахкасиб Г. Азербайджанские народные дастаны (средние вска).-Еаку:Элп, 1972, с. 19-20..

2. Аиыг ГУсейн "Ьмкирли. (состав. Л.Ахундов) .-Баку: Гянджл!'к,1971 ,с.?

3. Аиыг Алсскер, кн.2,Баку:Элм, 1972, с.324.

собност", талант ааыга, его отноиение к людям. В дастане описывается состязание Гусейна Еамккряи с восемнадцатью ашыгами Нахичевани, встреча с те>гпераиектно£ Рейхаи хакын, спасение ачыгов. 3 этом дастане, созданном а стиле, отвечасзем традиционным дас-таннык принципам, наали своё художественное выражение ряд оригинальных характеров, встреч, взаимоотношений.

Второй дастан Ашга Гусейна "Аиыг Гусейн и Байчобан" был впервые опубликован в сокращённом виде фольклористом В.Хулуфлу в книге "Народные поэты",* а впоследствии Рустамом Рустамваде в книгах "Аыыгские предания" я "Ашыг Гусейн Шамкирди" под названием "Ашг гусейн и Ханчобан"1. Во всех других изданиях ото "произведение представлено как часть дастана "Аиыг Гусейн и Рейхан ха-ным".

Дастан "Аяыг Гусейн * Байчобан" посвящен бытовым событиям. В нём описывается участие Ашга Гусейна ¡Памкирли на многочисленны;: свздъбах, говоритсяо всенародной любви и уважении к нему, о поездке в госпг к знаменитому гейчинокому апшу Аяеокеру, о встрече с пастухами на благодатных пастбищах Карабаха,

Третья глава диссертации называется "Особенности маотерства творчества Асыш ТУсейна Еа к кнели".

Творчество 1усейна Еаашфад, прославившегося в истории азербайджанской апшгоной поэзии своим'сазом, по этическим словом и дао-танных искусством, заслуживает внимания ,п ш своим художеотвен-ро-эстетическгл качествам. Причина широгогс распространения,ио-. пудяркости его интересных, лирических стихов, гяубокосодержатеп»« ных, оригинальных дастанов. прежде всего заключается в выражении • ими пожеланий к чаяний народа в общедоступной форке, самобытной каиаре, высокохудожественная образным языком.

Г.Хулуфлу В» Народные ШИИ.-Баку, 1927, 0.115-312.

ГУсейн Шамкирли - мастер герайла, гоима, тздж--нисов, диванч, мухаммасов, гафнлбекдов, Мастерски используя образные формы апыг- ■ ской поэзии, он выразил свои мечты « желания, любовь и ненависть, радость и печаль впечатлявшим языком, обогатил классическую ашнг-скую псэзию новым содержанием и новой формой.

В поэзии Ашыга Гусейна, отличающейся национальным колоритом' и народной сущностью, умело и рационально использованы возможности и семантические оттенки художественного языка. Умение выбрать необходимое слово, уместно использовать его лексико-семантичес-кие нюансы, подогнать к ритму сазозой мелодии - ьот основные особенности поэзии устала.. Сила поэтического воздейстаия творчества йамкирли заключается из только в смысловой глубине, но-и в боль-ком мастерстве, отточенности языка, красоте.фо^мы и выражения. Ашыг гусь Ли с большим вкусом и мастерством использовал колорит и тонкости живого разговорного языка, присущее ему смысловое богат*-стао. Характерные для богатой разговорной'манеры златоз, привлекательность, изящность, игривость, плавность, своеобразная изюминка ~ все эти качества являются неотделимым стилетстически-эмс- ■ циональтм составом поэзии Шамккрли. 3 произведениях гусейна Нам , кирли, использовазпего з своих стихах трога», гиперболы и сравнения, крайне сильны ясность мыояи, богатство выражения, широта смысла и т.д. .

Тропы ещё более увеличили поэтичность его произведений,усилили вырзкаемые аиыгом мысли» По справедливому .высказыванию проф.

H.Акимова:"...тропы являются наиболее сильными, наиболее действенными средствами художественного -выражения, в них слова" ¡тспользгот-ся не в прямых, а в переносных значениях, и это требует от зшыга особого таланта".* В своём творчестве Ашыг 1усойи Панкттрди использовал простые и сложные виды тропов:

I. Акимов М. Азербайджанская аашгская литература,- Баку:Язычы,1983, с.176.

А лам билир сен !^се]нин ьт&зусэн, Захшы сахла ¿амшаг алтда сезУсэн.

Неиэ го<)дун синам устдэ ]дазу сэн,

* • I

Демирсэнми ¿а ¿андыра, ¿а дэл»?!*

(Весь свет знает, глаза гусейна-ты, Хорошо держи под ямшагом слова-ты. Как же ввергла мою грудь в огонь ты Не думаешь ли, ведь он сожгёт меня,ты), (подстр. перевод) Произведения Гусейна йамкирли отличаются своей художественностью, мастерством, образным языком. Встречающиеся в его.отихах многочисленные лирические обращения, совершенство использованных образов и трогов - всё это свидетельствует об усилении их эмоционального воздействия:

Хыналы назик вллэрин, Балдан ширинди диллэрин. Ар Чздэ теллэрин,

Гохуду '¿аоэмги, £у гыз.2

(Твои тонкие руки окрашены хной Твои речи слаще намного меда. Черные локоны на белом лице Пахнут сиренью,о девушка).

(подстр. перевод) .

Оригинальные эпитеты "нааик эл","ширин дил","ар чэ","си^аК тея-" значительно повышают экспрессивность стиха, ' Как известно,наиболее часто используемым в ашыгской поэзии художествешю-!»зобразительным средством является ташбих (сравнение). 1Ь справедливому мнению проф.М,Рафияи,ташбих - одно из художественно-изобразительных средств,вошедших в литературу из народ-

1 Авыги-уотадь.-БакугГяндилик,1983,с.И7,

2 Азербайджанские ашыги и народные поэты.--Ба*у:Элм,4.1,1983,с.302,

ного творчества.1

Широко использованы ташбихи и в творчестве Аяыга Гусейна Шам-кирли.Наряду с изображением в своих произведениях основных черт описываемого объекта,ашыг сравнивал его с другими объектами,предметами,явлениями,создавая тем самым интересные и оригинальные тая-бихи.Посредством этих ташбихов он создавал более полное и глубокое представление об описываемом объекте иди явлении,оказывал воздействие на лирически-эмоциональные чувства,духовный и психологический мир читателя,способствовал развитию его образного мышления:

Кезэлди гнлыгын,нэ хошду со]ун. Су,} у я ширин обн-Ьа^аты кими. Яэкэрди да^анын.мззэди д"лин, Додагларын Миснр набата

(Прекрзссн твой характер, чудес но обхожденье, V сладостна ты,словно иивая вода Медовые речи,шутливый язык Вкусны твои.губы,словно египетский сахар) (подстр. перевод) Как видно,в одном четверостишии создана целая галерея ярких, запоминающихся сравнений,позволяющих создать привлекательный об-, раз красавицы.

Одним из особенностей,индивидуализирующих мастерство Алыга Гусейна,является обращение его к редкой и трудной форме класса ческой ашыгской поэзии - "алиф-лам"у.В целом ряде стихотворений ашыг-устад использовал эту форму,облек в поэтическую одежду традиционные символические значения различных букв арабского алфавита^ некоторых же случаях придал им совераенно новое художественное качество: . . Элиф аллаЬын адыдыр Бе,) бин атдан эняа кэтт ™з. Те<| танры гнсмэт елщь, Бизи догру ¿ола кэркрз. Се^ сабитди.чгм Чэбра^л, Ре,)' эрши &"ла ^эрг^'З...

I Рафили М.Введение в литературоведение.-Баку:^зд-во АГМ,1958,с.14е ? Ащыг Гусейн Иамкнрл«.-Баку:,1янджл"к, 1-971 ,с. 49. 3' 7/з папки Гусейна- Э&мкирли, с. 35.

С Алт«Т) - '<мд всевышнего, Г>ей - с ромдеК"Я чудесно. Тей - да по комет боке. Встать нам на путь праведный. Сей - постоянство,даем - Акебраил, Peí: - вознесет хвалу до небес...) (подстр. перевод) Богатство художественного языка Адшга гуссяна проявилось и в мастерском "спольэовани" народных выражений,пословиц и поговорок. Выбранные из народной сокровищницы выражения поэтт -»ируются ашыгом,

обретают еще более выразительный характер.Значияльно усиливают эмоциональность стчха часто употребляемые поэтом художественные вопросы, художестве иные восклицания,все разновидности художественных-пов-торол(в начато,в середине,в конце),такие художественно-изобразительные средства,как ирония,насмешка,шутка,намек,«носказание.Особую прелесть v выразительность языку ашыга придают о мелимы, омоформы и др. Все эти '¿ермы обстоятельно рассматриваются в реферируемой диссертации на основе конкретных примеров из поэзии ашыга.

Заслуживают вникания и стихи Ашыга гусейна,созданные с помощью дкикасов, г. е. р^мованных с лов,выражающих в каждой строчке , различное значение.

Одн^й из особенностей,индивидуализирующих мастерство Аиыга Гусейна .является сравнение героев с мифологическими образами: ,

...Кэнсуру чвкд^лэр нэ дара ]ахшы, Нэ' лэг ощ ур me¡xp-3j¿ уб, ^эзрэт Уусиф нбни-Загуб.

.(Вздернули на виселице Мансура, Проклятья читает шейх-Эйюб, Хазратн Юсиф.сын Кгуба),

Как известно,по древним преданиям,еще задолго до хуруфизма ■Чансур пая жертвой своей идеи отрицания бога и возвеличивания человека,а-.йййюб был крайне терпеливым и стойким,претерпел все беды

I Стихотворение записано ti внука ашыга Г.ГУсейнова,1983,23 августа

и мучения,ниспосланные ему богом,не отступил от своих убеждений. Вот почему его имя издавна употреблялось в поэзии, как символ стойкости и терпения.

Анализ стихотворений Апнга Гусейна Еанкирли позволяет говорить о самостоятельности его отношения к религиозным и мифологическим понятиям.В этом смысле обращение ашыга к религиозным и микологическим понятиям,образам (Ной,/дам,Ева,Ягуб,Мансур,Енио,Рус-таии-Зал,Кероглы и др.) связано с его стремлением к воспеванию периодов нашего национально-исторического прошлого, бога то го героическими страницами. Посредством этих образов асыг старался укрепить духовную связь между ними и современниками,отдал предпочтение воспеванию этим художественным способом общеотвенно-освсбодитель-них идея своего времени,.

Алы г ГУсейн Яйикнря« сыграл важную роль и в развитии нлц'-о-нальной сазово-эпшгсгай иуэыки. т'"м был:' созданы такие сазовые мелодии, как "Шамктф гезеллёмес*", "ГусеЯни", "Оэшары "."Зейналабди", "За-рынджы".

В "Заключении" диссертации дастся выводы,»сходящие из самой работы " позволяющие утверждать,что поэтическое творчество Ааыга Р/сейна Змккрли, как вашшй литературно-культурный фактор,давший основательный толчок развитию а з ерба Гдаа не ко '"о аяагского искусства последующих периодов,навсегда сохранит свою теоретически-эстетическую ценность .будет прекрасным образцом искусства для многих поколений эшвгов.

Диссертация завериается обширным списком использованной литературы.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи и тезисы:

1.Стихи аянга.-Еженедельник "Эдебнйет во тподесенет",1975, 30 августа.

2.Стареть че буду.-Азербайджан гянджглри,1975,1Р апреля.

3. Прт«рода ^ворм' (С творчестве Ашнга Шекшира).-Азербайджан

4. Аииги-устады. Предисловие к книге.-Баку; Гянджлик, 1983.

5. Гусейн ¡йхмкирлг.-Баки,1983,ноября.

б.1>секн ^м^ряи.-Гсбустан,19б4,»-а4.

7 .Творчество Лсига Гусейна.2Тезисы научной нонференции(Баку, 1967,июнь.

в.йхья бек Дильгек.-Гобустан,198б,И.

9. Даш г Гусейн Иамкиряи.-Эдеб;»йет|1992,10 января. 10. Высокие горы меж нами. -0зан,1992,29 февраля.

'1