автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Жизнь и творчество танского поэта Юань Чжэня (779-831)

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Сторожук, Александр Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Жизнь и творчество танского поэта Юань Чжэня (779-831)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и творчество танского поэта Юань Чжэня (779-831)"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

---А г;_

. 5

? 3 ^ -1Л ^ На правах рукописи

СТОРОЖУК Александр Георгиевич

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

ТАНСКОГО ПОЭТА ЮАНЬ ЧЖЭНЯ (779-831)

Специальность 10. 01. 06 — литературы народов Азии и Африки

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - 1996

Диссертация выполнена ка кафедре китайской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Е. А. Серебряков

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Л. Н. Меньшиков кандидат филологических наук И. С. Смирнов.

Ведущее учреждение: Институт Дальнего Востока РАН (Москва)

Защита состоится 1997 года в часов на

заседании Диссертационного совета Д 063. 57. 38 по защите диссертаций на соискание степени доктора наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 11, ауд. 167.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького при СПбГУ.

Автореферат разослан " " £ 1996 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета кандидат филологических наук

Ю. В. Козлов.

Диссертационная работа представляет собой исследование жизни и творчества одного из крупнейших китайских поэтов эпохи Тан (618-907) Юань Чжэня (779-831).

Одной из основных целей исследования является комплексное изучение жизненного пути Юань Чжэня, его чиновничьей деятельности, философских взглядов и непосредственно произведений, создававшихся в различных прозаических и поэтических жанрах.

Актуальность темы. Эпоха Тан признается как самими китайцами, так и исследователями из друшх стран золотым веком китайской литературы. Из Тан берут начало многие поэтические формы, которым следовали поэты всех последующих эпох. Танская новеллистическая традиция ложится в основу китайской средневековой прозы, а впоследствии играет важную роль в становлении таких жанров, как драма и классический роман. Юань Чжэнь был одшгм из крупнейших поэтов периода Средней Тан (766-827), и в то же время, именно ему принадлежит авторство одной из самых известных танских новелл «Повесть об Ин-ин*. Также он вместе с его близким другом и литературным единомышленником Бо Цзюй-и (772-846) прославился как один из основных участников идеологического движения за возвращение к древности, впоследствии породившего множество последователей и оказавшего серьезное влияние на развитие всей китайской литературы. Поэтому сегодня, когда в Китае проявляется особенно активный интерес к классическому литературному наследию, изучение творчества Юань Чжэня, его философских идей и их воплощения в конкретные поступки и произведения предстаатается весьма актуальным.

Степень изученности темы. До настоящего времени жизнь и творчество Юань Чжэнь не являлись предметами отдельного исследования в отечественной науке. Кроме нескольких работ, в которых разбиралась история создания новеллы «Повесть об Ин-ин», перевода самой «Повести» и небольшого количества стихотворений, а также. упоминания поэта в отдельных трудах по истории китайской литературы, на русском языке практически не имеется материалов о нем.

Китайские источники представлены, прежде всего, произведениями самого Юань Чжэня, а также соответствующими главами династийных историй: в 166 цзюане «Старой танской истории» («Цзю Тан шу») и в 174 цзюане «Новой танской истории» («Синь Тан шу») приводится биография поэта. Дополнительную информацию о его жизненном пути дает работа сунского ученого Цзи Ю-гуна «Записи о танских стихах» («Тан ши цэи ши»). Также некоторые исследователи сунского времени, например, известный ученый Ван Чжи, обращаются к прозе Юань Чжэня, особенно к его «Повести об Ин-ин». Из юаньских источников наиболее значимым является «Описание танских талантов» («Тан цайцзы чжуань») Синь Вэнь-фана. В минское время известны размышления по поводу личности Юань Чжэня новеллиста Цюй Ю. И наконец, из цинских исследований самыми значительными в данной области были работы историка китайской литературы Цзинь Шэнь-таня и известного литератора Чжао И.

В XX веке творчеству Юань Чжэня посвящены соответствующие разделы во многих историях литературы, особенно известными из которых являются труды Чжэн Чжэнь-до, Лю Да-цзе и Ван Ши-цзина. Также есть несколько погодичных хронологий поэта, и статей об отдельных аспектах его творчества. Из западных работ основным является исследование А. Паландри, опубликованное в США.

Однако, многие стороны жизни и творчества поэта остались не только не исследованными, но даже никак не освещенными в предшествующих работах. Их изучению и посвящена настоящая диссертация.

Новизна исследования. В данной работе впервые осуществлена попытка изучения самых различных сторон творчества Юань Чжэнк в неотрывной связи с биографией поэта и его философскими воззрениями на разных этапах жизненного пути. Большая часть представленных в исследовании произведений была впервые переведена не только на русский, но и вообще на один из европейских языков.

Научная значимость. Данное исследование не только освещает ранее малоизученный пласт истории китайской литературы, но и содержит большое

количество новых материалов по средневековой китайской этнографии, идеологии, философии и другим смежным дисциплинам.

Практическая значимость. Материалы исследования, его методика и выводы могут быть использованы в качестве части курса истории средневековой китайской литературы, а также послужить основой специального курса. Кроме того, исследуемые материалы можно использовать при преподавании различных аспектов классического китайского языка вэньянь.

Материал исследования. В качестве основных источников в работе использовались стихи и проза самого Юань Чжэня, представленные в прижизненном сборнике поэта «Чашщнское собрание господина Юаня», тексты из «Полного собрания танской поэзии» («Цюань Тан ии»), соответствующие главы династийных историй и произведения друзей и литературных единомышленников поэта — Бо Цзюй-и, Ли Дэ-юя, Ли Шэня, Чжан Цзи, Ван Цзяня, Линху Чу, Хань Юя и других. В качестве дополнительных источников привлекались специальные исследовашш по истории Китая, китайской средневековой литературе, философии и другие работы, прсдстааченные в библиографии.

Методика. При написании данной работы автор опирался на классические труды по востоковедению В. М. Алексеева, а также на исследования по истории китайской литературы Л. Е. Бежина, К. И, Голыгиной, И. С. Лисевича, В. В. Малявина, Л. Н. Меньшикова, Е. А. Серебрякова, В. Ф. Сорокина, О. Л. Фишман, Л. Е. Черкаского, Л. 3. Эйдлина. Часть, посвяшенная буддийским мотивам творчества Юань Чжэня, была написана под влиянием идей О. О. Розенберга.

Также нельзя не отметить важную роль трудов виднейших китайских литературоведов Чжэн Чжэнь-до, Лю Да-цзе, Ван Ши-цина и У Вэнь-чжи.

Апробация работы. Некоторые основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах на научной конференции, посвященной 50-летию воссоздания посточного факультета СПбГУ (1994), на международной научной конференции «Межлитературные связи Востока и Запада» (1995), в изданном прокомментированном переводе стихов Юань

Чжэня. Тезисы первого доклада и статья по теме второго были опубликованы. В печати находится также еще одна статья по теме диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из трех глав, предстаатающих три основные этапа жизни и творчества Юань Чжэня, введения и заключения. Общее число страниц работы — 333, в библиографии представлено 255 работ.

Во введении дается краткая характеристика литературы четырех основных периодов эпохи Тан, показывается место Юань Чжэня в ряду других крупных танских литераторов и обосновывается необходимость специального изучения жизни и творчества этого поэта. Также описывается состояние изученности выбранной темы, дается краткая аннотация основных зарубежных и отечественных работ в этой области, приводится обоснование выбранной методики и ставятся основные задачи исследования.

Глава первая посвящена начальному этапу творчества Юань Чжэня. Она охватывает годы от рождения поэта (779) до начала цзянлинской ссылки (810). В работе приводится история рода Юань, берущего начало от императоров династии Северная Вэй, и делается вывод, что поэт, хотя и не считал свое происхождение основанием для получения каких-то дополнительных благ и привилегий, рассматривал историю фамилии как обязанность не уронить честь предков и, в то же время, как сопричастность их высоким моральным качествам. Отец поэта, Юань Куан, начальник отделения в уголовном приказе, скончался в 786 году, когда Юань Чжэню было семь лет от роду. Мать поэта, добродетельная и просвещенная женщина, приложила немало стараний к тому, чтобы ее сын получил хорошее образование, учила его сама и направила на воспитание в семью своего брата в округ Фэнсян, находившийся на территории нынешней провинции Шэньси. В Фэнсяне поэт проводит 7 лет, изучая классические книги и готовясь к сдаче экзаменов. Первая попытка сдать экзамен не заканчивается успехом, зато во второй раз удача сопутствует Юань Чжэню. Пятнадцати лет от роду он получает степень «минцзин» и переезжает в Чанъань. Здесь он проявляет особый интерес к творчеству Чэнь Цзы-ана (661-702) и Чжан Цзю-лана (673740), двух крупнейших поэтов Начального периода Тан, родоначальников движения за возрождение древних конфуцианских основ идеологии.

Гражданственные идеи и, в то же время, элементы даосского мистицизма, присутствующие в их работах, вызывают к жизни ряд подражаний, написанных Юань Чжэнем, самыми значительными из которых являются поэмы «Пишу в ста рифмах ог имени прошлых людей Цюйцзяна» и «Покойно живу в Кайюаньгуане и в тридцати рифмах вторю шшою У Ши-цзюю». В первой формулируется ряд установок, характерных для всего начального периода творчества поэта, в большей части справедливых и для более поздних этапов. Одной из таких установок является вера в возможность идеального служения. Идеальной представляется поэту служба в окружении императора, причем неотъемлемой ее частью должна непременно являться возможность оказывать влияние на государя, наставлять его на путь мудрых правителей древности. Убежденность в особенной роли добродетельного чиновника в обществе и надежда на возвращение с помощью таких чиновников к мироустроительным основам, заложенным древними мудрецами, является вообще одной из основных отличительных черт творчества Юань Чжэня начального периода. Вторая работа несет ira себе черты влияния даосских мотивов творчества Чэнь Цзы-ана. Обращение к ней связано, пока что, с активной духовной работой молодого поэта. Он никогда не станет ортодоксальным даосом, хотя интерес к мистической философии останется у Юань Чжэня до конца жизни.

Произошедшая в 802 году встреча с Бо Цзюй-и и общение с ним, переросшее впоследствии в самую сильную и преданную дружбу, также оказались очень важными факторами, повлиявшими на суждения и особенности творчества молодого поэта. Вместе с Бо Цзюй-и Юань Чжэнь впервые серьезно занимается анализом обстановки в стране, впервые вырабатывает комплекс советов двору по улучшению ситуации в Поднебесной, представленный в сочинении «Цэлинь». Однако, многие стороны жизни государства пока сокрыты от его взора, и поэтому суждения часто остаются слишком идеалистическими. Руководствуясь примером Бо Цзюй-и, поэт несколько пересматривает свой литературный стиль и начинает стремиться к максимальной простоте изложения. В этом Юань Чжэнь достигает замечательных успехов, и примерно с 803 года его стихи,

необыкновенно выразительные- и образные, создаются при помощи очень скупых средств. Влияние произведений крупнейших тайских литераторов, и в первую очередь, стихов Ду Фу, а также личная дружба и обмен поэтическими посланиями с представителями зарождающегося движения «гувэнь», такими, как Хань Юй и Лю Цзун-юань, продолжают формирование гражданственного и литературного мировоззрения Юань Чжэня. Иногда в свои произведения поэт вводит и элементы разговорной лексики, что присутствовало в работах многих представителей движения за возврат к древности. Впоследствии Юань Чжэнь широко применяет этот прием при создании песен в жанре юэфу. Желание подражать древним образцам и использование слов современного поэту языка' не вступают в противоречие друг с другом, поскольку последователи движения «гувэнь* стремились не следовать формальным особенностям песен и од «Шицзина», но возродить истинный дух классической поэзии, силу, проистекающую из максимальной простоты средств и ясности устремлений. Однако, в начальный период Юань Чжэню не удается полностью реализовать свои творческие установки в данной области. Зачастую ранние произведения еще лишены той образности и силы, которая присутствует в зрелых стихах поэта. Нет пока и широких обобщений, основанных на глубоком философском осмыслении проблем. Все это вполне справедливо и по отношению к циклу «Новых юэфу», созданному в подражание еще одному крупному литератору и близкому1 Другу Юань Чжэня Ли Шэню. Цикл состоял из двенадцати песен, по выражению'самого поэта, «наиболее ярко обличающих пороки времени», но пока что обличались, в основном, пороки высшего чиновничества. Проблемы и чаяния простых людей не освещаются Юань Чжэнем в этот период творчества.

Основным же поэтическим жанром начального периода творчества являются пяти и семисловные уставные стихи. Тематика этих произведений очень разнообразна: • кроме упоминавшихся стихотворений социальной направленности, имеется и множество посвящений друзьям, и бытовые зарисовки, и любовная лирика. Понимание поэтом истинного таланта, как великого дара, способствующего гармонии мира и призванного бороться со злом, отражено в поэме «Рассказ о мече».

Тема любви также находит выражение в прозе: основываясь на фактах собственной биографии, поэт пишет одно из самых известных своих произведений — новеллу «Повесть об Ин-ин». Обращение к прозаическому жанру также весьма показательно: многие сторонники движения «гувэнь», такие, как Хань Юй и Лю Цзун-юань, например, признавая в литературе приоритет за поэзией, уделяли сочинениям в прозе, очень большое внимание. В начале 800 годов поэт знакомится с молодой прекрасной девушкой по имени Ин-ин, его дальней родственницей по материнской линии. История их любви, длившейся около двух лет и закончившейся разрывом, впоследствии ложится в основу новеллы Юань Чжэня «Повесть об Ин-ин». Традиционно принято считать, что «Повесть» была написана в 801-802 годах, однако, исследовав текст самой новеллы и включенной в нее оды «Встреча с совершенной» можно однозначно утверждать, что произошло это не ранее 804 года. К тому времени поэт уже успешно сдал государственные экзамены, женился на Вэй Цун, дочери сановника Вэй Ся-пииа, и вместе с новой семьей переехал в Лоян. Не обретя счастья в любви, страдая от одиночества и раскаяния, Юань Чжэнь совершенно правдиво описывает историю взаимоотношений с Ин-ин, оставив без изменения основные факты, названия мест и даже многие имена. Таким образом, «Повесть об Ин-ин» становится первым произведением, рассказывающим о совершенно реальных событиях и переживаниях, присутствовавипгх в жизни автора. Сюжет Юань Чжэня о «любви в монастыре» стал впоследствии очень широко популярен. Он вызвал к жизни множество подражаний и лег в основу большого количества более поздних произведений различных жанров, как в. Китае, так и в других странах.

Тесть поэта, министр Вэй Ся-цин вскоре умирает. Недолгим оказывается и брак с Вэй Цун. В 809 году жена Юань Чжэня умирает. От брака с ней у поэта остается дочь Бао-цзы. Юань Чжэнь горюет о жене и создает несколько поэтических циклов в ее память.

Все это время поэт продолжает стремиться сделать успешную карьеру на государственной службе. На службе проявляются и завидная работоспособность поэта, и его принципиальность, верность собственным

представлениям об общественном благе и идеальном управлении Поднебесной. Все действия молодого поэта направлены на стремление рассказать правителю о тех или иных бесчинствах, творящихся в империи. Другими словами, представления о роли добродетельного советника в управлении государством находят выражение не только в стихах этого периода, но и в реальных действиях Юань Чжэня как чиновника. После успешной сдачи экзаменов «чжикз» в 806 году Юань Чжэнь получает пост при дворе и пишет несколько докладов на имя императора, в которых дает советы о том, как следует добродетельно управлять страной. К мнению поэта начинают прислушиваться, что порождает ненависть и зависть высоких придворных чинов. В результате их интриг поэта неоднократно понижают по службе и переводят на должность провинциального инспектора. Во время поездок Юань Чжэнь наблюдает за жизнью вдали от столицы, знакомится со многими талантливыми литераторами того времени. Так, в Сычуани поэт общается с поэтессой Сюэ Тао. Сталкиваясь с беззаконием и лихоимствами чиновников на местах, Юань Чжэнь пишет доклады императору, наживает себе еще больше недоброжелателей при дворе и, в конце концов, лишается должности. Предлогом для смещения оказывается столкновение с евнухами Лю Ши-юанем и Цю Ши-ланом. Юань Чжэня обвиняют в несоответствии должности и отправляют на пост инспектора трудовых повинностей в округ Цзянлин провинции Хубэй. В третьем месяце 811 года поэт отправляется к месту ссылки.

■ ■ • Вторая глава освещает десятилетие, ограниченное 810-820 годами. Практически все это время Юань Чжэнь проводит в ссылке: сначала в округе Цзянлин провинции Хубэй, а затем в округе Танчжоу провинции Сычуань. У поэта появляется новый крут общения: вместе с ним в провинции оказываются многие молодые талантливые литераторы того времени. Юань Чжэнь близко сходится с эрудитом и одаренным писателем Ли Цзин-цзянем, общается с известным своей принципиальностью, искренностью и человеколюбием чиновником Чжан Чжэн-фу, впоследствии завязывает дружеские отношения с поэтами Лю Мэном и Ли Юем. Не забывает он и старых друзей, и его стихотворная переписка этих лет с Бо Цзюй-и, вошедшая

в историю под названием литературного стиля Юаньхэ, наряду с произведениями в жанре народных песен становится необыкновенно популярна в самых различных районах страны и, как утверждают исторические хроники, практически во всех социальных кругах.

Вскоре по прибытии в Цзянлин Юань Чжэнь заводит новую семью, взяв в наложницы девушку по фамилии Ань, имя которой не дошло до нас, и в литературоведческих работах она называется просто «госпожа Ань». На протяжении четырех лет, то есть, большую часть цзянлинской ссылки, они живут вместе. В 814 году госпожа Ань умирает. От их брака остается трое детей: сын по имени Цзин и две дочери — Фань и Цзянь-чжэнь.

В ссылке Юань Чжэнь заболевает тропической лихорадкой, и последствия этой болезни сказываются на протяжении многих лет, вплоть до самой смерти поэта. В Цзянлине поэт служит до 815 года. Весной 815-го его неожиданно вызывают в столицу. Лю Юй-си, Лю Цзун-юаню и Ли Цзин-цзяню также велят вернуться в Чанъань. Однако, через Два месяца усилиями евнуха Тутучэнцуя поэта снова отправляют в ссылку. Новым местом службы оказывается сычуаньский округ Тунчжоу. Здесь поэт служит до 819 года, заводит новые знакомства и в третий раз женится. Новую супругу поэта- зовут Пэй Шу. В ней Юань Чжэнь находит не только любящую подругу, но и тонкого образованного собеседника. Союз с Пэй Шу, оказавшийся самым долгим и удачным, длятся до самой смерти поэта в 831 году.

Весной 819 года поэт покидает Тунчжоу и отправляется на место новой службы в округ Гочжоу провинции Хэнань, а почти сразу по прибытии получает высочайший приказ вернуться в столицу и заступить на должность в столовом приказе. Отъезд в столицу знаменует собой окончание ссылки, и вместе с тем, завершение второго периода творчества Юань Чжэня.

В ссылке Юань Чжэнь по просьбе Ли Цзин-цзяня впервые создает собственное поэтическое собрание, включив в него ранние стихотворения. Новых стихов он также пишет необычайно много, используя практически всю жанровую палитру того времени. Кроме древних и уставных стихотворений Юань Чжэнь создает и немало подражаний различным видам песенного творчества. Затрагиваемые поэтом темы очень разнообразны. Во время

второго периода Юань Чжэнь пишет множество посвящений различным людям, встречавшимся на его жизненном пути. Есть стихотворения о странствующих монахах, певичках, музыкантах, провинциальных чиновниках и простых крестьянах. Из произведений этого времени можно узнать множество интереснейших подробностей о быте и нравах людей во время Средней Тан. Однако, самыми известными работами, созданными во втором периоде, являются, бесспорно, песни юэфу.

В них Юань Чжэнь рисует многоплановую картину жизни страны и философски размышляет о причинах несовершенства отношений между людьми и несправедливости, царящей в обществе. Рассказывая обо всем этом, поэт затрагивает не только видимые причины бедствий народа, такие, как война, отсутствие порядка в сборе налогов, засилье иноземцев, но и глубинные философские понятия; Юань Чжэнь говорит о различных аспектах ритуала, таких, как музыка (например, в знаменитом юэфу «Песня о лютне»), размышляет о связи добродетелей монархов и их подданных с процессами, происходящими в обществе (например, в самом известном своем юэфу «Строфы о дворце вечного благоденствия»). В своих размышлениях он продолжает начатую прежде линию, основанную на возвращении к подлинным конфуцианским основам, но степень осмысления происходящего значительно глубже, и охват проблем намного шире, чем представленный в произведениях начального периода. Поэт приходит к выводу, что основой всех бедствий в стране является забвение древних истин и мельчание людей в целом;. порождаются эти явления упущениями в ритуалах и системе управления, и в свою очередь деградация моральных качеств и небрежение , мудростью прошлого влечет за собой еще большие нарушения ритуала и ошибки в управлении. Таким образом, круг замыкается, и реальный выход из него, по крайней мере для всех, не виден. Однако же, для себя Юань Чжэнь выбирает путь следования исконным конфуцианским принципам и стремления к идеалу, понимая тщету одиночного протеста. Пока что следование идеалу выражается, по большей части, в самоусовершенствовании. Однако, постепенно поэт приходит к пониманию необходимости использовать для воплощения своих устремлений те, пусть небольшие возможности, _

которые судьба дала ему. Он налаживает производство и разработку горных богатств в Тунчжоу и этим вносит свой небольшой вклад в улучшение жизни этой области.

Однако стремление оказаться вновь в окружении императора не покидает поэта. Очевидно, одной из самых характерных особенностей творчества второго периода было сочетание, с одной стороны, глубокого философского осмысления ситуации в обществе, постижения основ бед и несправедливости, царящих вокруг, и с другой стороны, веры в возможность реально исправить положение дел, находясь на высоком государственном посту.

В смысле художественных установок и основных требований, предъявляемых к собственным произведениям, Юань Чжэнь продолжает начатую в самом начале творческого пути линию, выражающуюся в стремлении максимально скупыми средствами создавать выразительные и наполненные смыслом произведения. В то же время, поэт стремится внести новое звучание в некоторые традиционные литературные формы; так, наряду с сочинениями в жанре «Новых юэфу», то есть, песен, написанных о современных поэту событиях и названных не по аналогии с классическими древними произведениями, а согласно тому, о чем в них говорится, Юань Чжэнь создает и «Юэфу со старыми названиями»-.' Поводом к их написанию послужило знакомство с творчеством Лю Мэна и Ли Юя. Здесь поэт, с одной стороны, следует традиции, используя заглавия и даже сюжеты некоторых старинных юэфу, но с другой выступает реформатором стиля, создавая совершенно самостоятельные по мысли и духу произведения, а чаще всего и полностью меняя смысл и фабулу исконной народной песни. Такое стремление к новым формам, и в то же время, к возрождению подлинного духа древней литературы также наиболее ярко проявляется во втором периоде творчества Юань Чжэня, и можно сказать, что это — еще одна отличительная черта данного периода.

К концу 810-х годов литературная деятельность Юань Чжэня снискала небывалую популярность. Его стихотворения и произведения его друга и единомышленника Бо Цзюй-и переписывались и передавались изустно по

всей Поднебесной. Списков делалось так много, что в некоторых местах из-за этого даже подорожала бумага. Популярность Юань Чжэня в некотором смысле определяет дальнейшую судьбу поэта, оказываясь одной из причин возвышения его по службе во время третьего периода.

В Третьей главе рассказывается о годах после воцарения Му-цзуна (SUSIS) и вплоть до самой смерти Юань Чжэня. Это время наивысшего подъема поэта по служебной лестнице, и в то же время, крупнейшего разочарования в придворной службе. Нужно сразу отметить, что здесь имеется в виду не разочарование в вдее добродетельного служения, но в реальном пребывании на высоком государственном посту в современных Юань Чжэню условиях.

Му-цзун был знаком с творчеством поэта еще до восшествия на престол, поэтому с его приходом к власти Юань Чжэнь сразу же получает высокую придворную должность. Однако на новом посту поэт не может найти себя. Идеи поэта не получают поддержки сановников, а сам он, не обладая умением плести интриги и ire имея к этому склонности, оказывается при дворе совершенно беззащитным. Император верит наветам недоброжелателей, Юань Чжэнь снова попадает в опалу и летом 822 года отправляется в ссылку сперва в округ Тунчжоу провинции Шэньси, а затем — в округ Юэчжоу провинции Чжэцзян.

Еще во время службы поэта в столице, две его дочери и сын Цзин умирают. Однако, ни это трагическое обстоятельство, ни новая ссылка не в силах сломить веру Юань Чжэня в избранный однажды идеал добродетельного служения. В провинции поэт реализует свое новое понимание борьбы за улучшение жизни в Поднебесной, прилагая основные усилия к приведению в порядок налогов и повинностей вверенного ему округа, справедливо распределяя в нем земельные наделы, налаживая систему ирригации и занимаясь другими хозяйственными делами. Юань Чжэнь не стремится больше к служебной карьере, не желает противостоять и бороться, стараясь изменить весь мир, но предпочитает теперь совершенствовать самого себя и то немногое, на что он реально может оказывать влияние.

Проявляется это изменение мировоззрения и в литературных произведениях третьего периода. В них все чаще возникают буддийские и

даосские идеи; решительный настрой действовать и бороться уступает место философской созерцательности.

Что касается буддийских или даосских идей, содержащихся в его стихах, то принципиально важным для понимания здесь является то значение, которое поэт придавал личности отшельников. Так, Юань Чжэнь совершенно отказывается обсуждать свое участие в делах представителей секты Тяньтай, считая, что монахи заботятся не об истине, а больше о собственном благополучии, и несмотря на это, поэт исполнен восхищения личностью странствующего отшельника Лю и считает, что инок действительно несет в себе высшую мудрость. Аналогичным образом Юань Чжэнь не признает даосизма Сюй Фу и Вэнь Чэна, но восхищен старцем Мао и полагает, что существование подобных ему оправдывает все учение в целом. Мистичность поэта и увлеченность тайными путями знания имеет одну существенную особенность: чаще чудо для него представляется не самим абстрактным знанием, но персонифицируется с подвижником, беззаветно этому знанию служащим. Таким образом, Юань Чжэнь не верит в правдивость истин, которым не следует проповедующий их. И в повседневной жизни поэт стремится придерживаться этого же правила, а именно, поступать согласно собственным идеалам. До конна дней он так и не изменяет себе и не отказывается от конфуцианского понимания добра и зла. Отличительной особенностью третьего периода как раз и является сочетание в произведениях поэта идей, характерных для даосизма и буддизма, с традиционным конфуцианским мировоззрением.

После отъезда из Тунчжоу Юань Чжэнь практически не пишет произведений в жанре песен юэфу; основной поэтической формой являются уставные стихи. Он создает множество посвящений, ведет обширную стихотворную переписку, прежде всего, с Бо Цзюй-и, Лю Юй-си и Ли Дэ-юем. Служа в Чжэцзяне, поэт приглашает на стужбу талантливых молодых литераторов, среди них Доу Гуна. Вместе с ними Юань Чжэнь совершает большое количество увеселительных поездок по живописным окрестностям и рассказывает о них в стихах. Также в это время поэт пишет множество различных докладов, эдиктов, памятных записей и других сочинений в прозе.

Творчество второй части третьего периода представлено не так широко, поскольку большинство дошедших до нас сочинений Юань Чжэня содержится в «Чанцинском собрании господина Юаня», составленном в 823 году. Остальные тексты, по большей части, утеряны. Есть несколько разрозненных дополнительных цзюаней, но полностью собрать все произведения 823-831 годов сегодня не представляется возможным. Среди дошедших до нас произведений этого периода много посвящений близким, в том числе, Пэй Шу, супруге поэта, а также друзьям, часто уже ушедшим из жизни, например, Ли Цзин-цзяню.

В 829 году поэт получает высочайший указ явиться в столицу. По дороге он заезжает в Лоян, где в последний раз встречается с Бо Цзюй-и. До нас дошли два четверостишия, которыми Юань Чжэнь попрощался с Бо Цзюй-и. Как и упоминавшиеся выше посвящения, эти произведения полны тонкого психологизма и необыкновенно выразительны. В своем стремлении к простоте выразительных средств и силе, которую эта простота дает, Юань Чжэнь действительно достигает совершенства.

В столице поэт служит на сей раз около трех месяцев, а затем получает назначение на пост генерал-губернатора округа Учан провинции Хубэй. Находясь на этом посту, двадцать второго числа седьмого месяцы 831 года Юань Чжэнь умирает.

В Заключении формулируются основные выводы исследования.

1.Творчество Юань Чжэня и его жизненный путь могут условно быть разделены на три этапе, тесно связанных между собой.

2. Разнообразие форм и тем, представленных в работах Юань Чжэня всех трех периодов чрезвычайно велико: кроме наиболее известных сегодня песен юэфу, посвященных социальным проблемам, есть произведения, в которых находит отражение тема дружбы, есть стихи о музыке, пейзажная лирика, раздумья о жизни и смерти. Есть древние и уставные стихи о придворной службе, об увеселительных прогулках, о болезни и выздоровлении, о храмах и почтовых станциях. Имеются также трактаты, записки, поздравительные и благодарственные листы, доклады государю с рассуждениями о положении дел. Самые различные жанры использовались

поэтом, и самые различные стороны жизни нашли отражение в его творчестве, поэтому сводить всю литературную деятельность Юань Чжэня только к какой-то одной тематике было бы ошибочным.

3.Жизненный путь и литературная деятельность Юань Чжэня тесно связаны с именем Бо Цзюй-и, который был не только его близким другом; но и единомышленником в вопросах поэзии. Однако, творчество Юань Чжэня является совершенно самоценным, и личность эта заслуживает самостоятельного всестороннего изучения.

4. При всей противоречивости Юань Чжэнь был очень цельной личностью.

5.3а всю жизнь он практически ни разу не изменил своим идеалам, оставаясь принципиальным, зачастую в ущерб карьере и материальному благополучию.

б.Основой мировоззрения Юань Чжэня была конфуцианская идеология. Всю свою жизнь поэт стремился к возрождению традиционных конфуцианских добродетелей и основанных на них начал построения общества.

7.Стремление к исконным идеалам конфуцианства нашло выражение в попытке возродить древние литературные формы, простоту и величие духа, присутствовавшее в песнях и одах «Шицзина». Поэт обращается также к формам и образам поэзии юэфу.

8.У поэта имеются стихи даосской и буддийской направленности, но проявляя большой интерес к различным философским школам, Юань Чжэнь всю жизнь оставался верен этическим нормам древнего конфуцианства.

9.Увяеченке Юань Чжэня буддийскими и даосскими идеями коренится, прежде всего, в интересе к личностям подвижников, проповедующих эти учения, восхищении их самоотверженностью и беззаветной преданностью своим идеалам. Абстрактно мистические способы познать истину в меньшей мере занимают поэта.

Ю.Творчество поэта существенно повлияло на дальнейшее развитие китайской художественной словесности. Желание найти новые решения традиционных тем, понимание важности содержательного наполнения елка,

стремление к выразительности служили примером для поэтов последующих эпох, а сюжет «Повести об Ин-ин» лег в основу выдающейся драмы Ван Ши-фу «Западный флигель».

Основные положения диссертации нашли отражение б следующих публикациях:

1.Некоторые особенности перевода на русский язык стихотворных вставок в классической китайской прозе (на примере стихов из новеллы танского поэта Юань Чжэня«Повесть об Инъин») — в сб. Филология и история стран Азии и Африки. Тезисы научной конференции, посвященной 50-летию воссоздания восточного факультета СПбГУ. Санкт-Петербург, 1994. с. 30-31.

2.Сюжет Юань Чжэня «любовь в монастыре» и его отражение в китайской и советской драматургии. — в сб. Межлитературные связи Востока и Запада (на материале литератур Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в эпоху средневековья, нового и новейшего времени). Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, «Петрополис», 1995.

З.Юань Чжэнь. Встреча с совершенной. Ода. Перевод с китайского, вступительная заметка и комментарии Александра Сторожука. — в альманахе ияВ1. вып. №6, Баден-баден. С. Петербург, «Атос», 1996. с. 114-118.

с. 92-102.