автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
"Жизнеописание шестерых вассалов" Нам Хеона (XV вв.)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Хойслер, Соня
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему '"Жизнеописание шестерых вассалов" Нам Хеона (XV вв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Жизнеописание шестерых вассалов" Нам Хеона (XV вв.)"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ХОЙСЛЕР СОНЯ

«ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ШЕСТЕРЫХ ВАССАЛОВ» НАМ ХЕОНА (XV в.)

Специальность 10.01.06 — Литература народов зарубежных стран Азии и Африки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 1993

Диссертация выполнена в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения Российской Академии наук.

Научный руководитель — Доктор филологических наук

М. И. Никитина.

Официальные оппоненты — Доктор филологических наук

Д. Д. Елисеев.

Кандидат филологических наук, доцент Г. Е. Рачков.

Ведущее учреждение — Институт мировой литературы

РАН (Москва)

Защита состоится 17 июня 1993 г. в 16 часов на заседании специализированного Совета Д 063.57.38 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 11, а уд. 167.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького при СПбГУ.

Автореферат разослан « __^¿¿-¿¿^-С---1993 г

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат филологических наук

Ю. В. Козлов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Настоящая работа поазяиэна переводу и исследованию'"Жизнеописания нестарых вассалов" ("йксмн д;хон"), созданного в конце XV в. Наи Хёоном (1454-1492)• Пгмзтчик написан на ханиуне (кореиэированнои варианте ..древнекитайского пенка). "Жизнеописание иестерых вассалов" - довольно известное про' изведение. Ссылки на него встречаются в балеэ поздних сочинениях, относящихся кХУП-ХУШ ев- Точно тгхяе достаточно заметной фигурой в корейской,культуре тех веков является и автор этого произведения- Наи Хёон-. ' ■

• Панятник посвяыен одноид, из,чентралыа-зх событий политической и духовной . пизни Кореи XV в. - неудавкецуся заговору 1*136 г. против узурпатора Содко (1455-1468)? 'я которой оказались вовлечены лучиие представители интеллектуальной элиты этого столетия- выдаициося ученые, участвовавшие с создании национальной пксь-ненности, и известные поэты, чьи стихи и сегодня зяас?т какдый кореец. К ник относились Пак Пхэппоп (1417 -1436), Сон Самиу.ч (1418-1456), Ли Гэ (1417-1456), Ха Видки (1387-1454),'Л:о Сснзои (? -1456) и Ю Ынбу (?-1456)> Их яяена в паслсдукинс врка стали символами преданных подданных, не измеиятоипх своим убездсняпн даже перед угроза!! смерти.

Данное произведение находится в эпицентра нравственных и этических проблей XV в., которые были актуальны для корейского общества и в следующие столетия- Оно дает интересный'материал для поникания элитарной личности этой очень ванной в истории Кореи эпохи, привлекающей особенно в последние годы внимание американских и западноевропейских исследователей - времени установления и укрепления новой династии Ли (1392-1910).

"Жизнеописание шестерых вассалов" относится к жанру биографий - чои) героями которых являются реальные исторические лица. Это произведение - "саностоятелышв", оно не включается в состав .больного сочинения типа "неофициальных историй"- Традиция "изолированных" жизнеописаний! если садить по наиболее раннену . ис сохранившихся панятникас - ."Жизнеописании Кюнё" ("Кюнё джон", 1075 г.), в корейской культуре достаточно давняя, предуснатрива-ючая-саиостоятельнум художественную значимость такого рода сочинений. Каковы они были в XV в- - неизвестно,, поскольку работ, поезяцэикых этой тена, нет- ■

■:• Научная новизна работы.,"Жизнеописание шестерик вассалов" до сих пор не' введено.в научный оборот* Оно не переводилось на европейские языки,' .и более'того - не переводилось с ханкуна на корейский и не кокиеитировалось■ Не удалось обнаружить в каталогах и - указания на какое-либо современное печатное издание текста этого панятнкка. Исследовательские работы, которые был; бы полностью или хотя бы частично посвящены "Жизнеописании шестерых вассалов" такта не обнаружены. Насколько ни нокси судить', таксе отсуствуат специальные-исследования истории заговора "Шес-терах казненных вассалов" и мировоззренческих аспектов, связан-■пих с иии... !-

В данной работе впервые дается перевод памятника. Перево,; снабжен подробным комнентариеи'филологического, исторического I культуроведческого характера. Поиино этого впервые в российског корееведешш рассматриваются на примере конкретного произведен!!? особенности ианра биографии (чон) в XV в- На основе текста зтогс произведения делаются выводы о систене ценностей корейской элитарной личности XV в-

Практическое значение работы. Материалы и основные поло-

Кения работа когут быть использованы исследователя::«, я-мишаоти-иисп литературой, псторпс-й i! духовной культурой Кореи, а также; и всего дальневосточного региона. Они погут йоть припененп при чтении уннзерситетского курс,?. лекций па корейской литературе, культуре», истории к йнлосос'ин.

Цель и задачи работа. Целыэ рабсти пзляется поревод и _ подробный коинпитории "Жизнеописания кестсрих гзассалол", его наследование как образца "'анра биографии (чан), a - представление научной общественности дяияего плкятнкха кз:с цвгпего источника по духовной культуре Кореи о. При этон ставится еа~ дача, расснотреть> насколько это псекоппо,..соединение n гтал произведении постной, корейской и обкей дальневосточной культур-них традиций.

IÍCT04üíIIC!l работа. В основу исследование "Хпзивеписг.ипя шестерых вассалов" положен текст рукописи, датируепой приблизительно 1сснцои XVI11 в.', хранящейся п Рзкаяксиол фонде Санкт-Петербургского филиала Iíiictktst¿\ воотскозодепяя Российской Лкяде-ш;и наук. Эта рукопись носит название "Пу кксич . д-:оп" ""¡изнеописание кэстермх вассалов с прилезо i:; п: п i" ■ Дополнительнпн источником была рукописна:! копия варианта этого сочинение, но-постного под плеванием "ГЗксип д:::оп" (""'ионеопиеппне кестерих вассалов"), с которип автор диссертации ознаконился о Пхеньяне• Для понимания самого текста и исторических ссбитий, отрапепнпх в пен, а так;::е культуркпх и битовых реалий той эпохи, приведенных в текстах обоих рукописей, бмли привлечена следующие источники п исследовании: 1) Ли Гынпк. Еллесиль кксуль (Записки Еллёсилп)-т. 1-2. Сеул, 19SQ-19S9- 2> Пак Уса. Иннуль хппгук са (История .Кореи п лицах), т- 3- Сеул, 1965. 3) Ли Tatíoij. Хакгук ханиунхж

es (Мета.:;:;; ког-'^еко:"; дгждатэри на ;:аш:уно). Сеул, 1961 > 4) Harms J. vTcj. Traditional Когс-а- A Cultural History- Seoul. 1972- 5) Tho Pise of líeo-Confucianisia in Korea- ed. by Wm. Th« do Багу arid Ja Пухл Kim Haboush- IJ.Y- 1935- и др-

АпРОбаЦИЯ РЛбО'ГЫ. Основные положения диссертации были изложена acTopoi! п сообщениях» сделанных на 12 научной конференция "Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока" в 1986 г- (Москва)! на XXII годичной научней сессии АО ИВ А£ СССР в 1937 г. и на XXIV годичной начной сессии АО ИВ АН СССР е 1939 г.

С'ГРУКТУГа РДбОТЫ. Диссертация состоит из введения, четырех глаз и заключения» снабжена приаечанкяккj списком использованной литератора и указателен я.-юц и учреждений» факсимиле текстов "Пу шсспи Д!.-:ок" и "Юксин д~.;о::".

ОСНОВНОЕ СОДБИШШВ РАБОТЫ

Во ВВОДенпн обоснован:! выбор изучаемого паиятннка» акту--алькость и иосиона исследования Кроме того» определяются пут! подхода к избранному источнику п структура диссертации-

ГЛАВА I отведена историко-идэологи«ескоцу фону эпохи, 1

В.первом разделе этой главы описываются экономические» политические и идеологические тенденции» которые наметились в эпох\ Корё (918-1391) и подготовили смени династии а Корее на рубе;:;£ XIV-XV св. Показана необходимость преобразований кореского об-цеотва- Подробно рассказывается о попытках рес-юрп, предпринята: государем Кокпин-ваном (1352-1374)» благодаря который из над!

пр-jго саола":1:а ¡лкзглл .л.::'-'г;: iii'j чел:*';; с::-

/ni¡ Есйннпо чнчоеш'лс:: ;зо г л :;::.■:• с Л:: Cci',vc-¡ Ч:':; з п В'л,;-

гз борьб"; с араг-:л; :: с, п о с м со1стс!=н:;оп

опито б ^ :т. : с.1 ; ; г ; n !д:;:;араль::оп плас тл, а

так;:::; - ч:'::о;::);::-с::, шх'олгл лс ::'\-::c:i.c ;* ср~,Сосз-

далс:з ) ICOTOP:::: pairea лоступ а r!:c:;;::e :л'~лач!.! :;лапт:! Сллл аа:ср:лт. Cnf3,":::;c;ina гзтих ,'wV« опл s ^ор^'а прот;:и vpyr:[\\-'ni\ кл'/лс:: дпэдцать лот пркаялс к цстг1:с:;лгн::'!г в lo'5I: i1, диидотя:! Л:: я создан::^ nos ого гсоидарстза на корэискса полуострове - под нзззгпп-Чосон-

!фат:;о лолагсетсп пстарлп раелростралапггт г,

Кар ос: с кокца XIII с- З.чак: :■::• спр2,г_>лсг:г:!зга кругл ;iaci:o::<: 'jtasKO-:coít лэтаратирп стало с пгрзо;: чгтсзртп »IV в- длп jcopsínrcoít ¡штсмла':ст'_;лл:л-:ой .ал::т:л clí.:""'":1^:.:":];. л'г-п:ж 'глч послрллпл:: i:,:'?:: китайского иссхокт-ипанстпл• Он:: пяля.'.« •» только "сг.сспС

тюля" » но "Л "спгсо£ лЫ:сьы:г>" • Сопоставляя пола ал::::; ::ccj:oï:0'j-циапотса г, той крят::чпс:соь cuTVctut-'iî» которая с/.о»иласт> в ссвря-i:c?i!]io:: :i:i oC-j-nrn-ij b;-:;t CTpan:ta":a- :ia:Vr:i з гтои учении практ:;-чсзскло ра:;о::'''!,:;аччл по расрггаглаап-л-: cr.corа ослюстпа.

Прп^я к алаотл, f.:i Co::ro :г aro прэдп»ппалп г":,i

rr.cpinî"ift!X :кзр по tr:s;Tpa,<;n:io;í аластп. Слагодарл dtck'J

пормп"! пек попой династии стал пракакол иолитячсского» лкоиопч-чоского 'ic;î:,arп коралгаазго гсочдаргзт:;a i а гака:; '.асраплачлл

СТО OC'opüüOünOCCÖHQDTM • ECS г:тп Л ЗИСЛПГГЗЛЫГСЗ:! K2P« Л'-П'СЛСЗИЛО !!

раецпот корейской ала.;:;:: и пульт'!?»» w.'.suzxa доститекиои :ссторой гюилось соаддиш.» с сарадпна У,\> з ■ ллцксиалипол письис-пности-

lîo axouou pfi:j'.о nepr.oíí глагл; воссоодабгся исгоулл сос'итаЯ 1456 г„ - заговора "Шзс'х'Оркх казненных"»

Стабильности гсс'.'ларстпг'.1, достигнутая ко в пооледшо» очп-

„ _, .'•.•. _ . . а ..-/ч. ;ч ¡"'-¡; длласт;;:; u kcokdii-

i ..;¡:.i".Ke~ , ¿охран:i/.aüb недолго-

Si;« ¡J оьг!.ж XV п. с Kope¿ разгорается нездодообиая борьба г.; прав-;л:_>п с,.:.;:-. Тгасой ход событий» по egg;"; вероятности) явился нео,;л;;;г;н:1ос'П,.:; ддд Ц2о::оп$уцк«мнхсой элиты« которая в активном D¡;:?Ape¡ii;:! у ko.-'c-^cko:; сознание кескокоуцианской система ценностей гкдэлг лиз гарантию устойчивости общества. Истории» од-K3i:a» поила пз-другоиг« Полптичгскио и социальные катастрофы ис-но удалок». Тот пор$!До:< престолонаследия - от отца к старику cimy» которой с соответствии с принципами Чх;у Си с начала династии Дц стремились проводить в ¡кизнь, вскоре был нару-ush крозавшк событляии ■

После скгртл просвс-ивииого государя Седжона престол в 1450 г-. пирьи.2/. г; ere cvc.?uauy сипу Нупдкону» тахае как и его отец страниц :.»«усг. воплотить с себе идзал образованного» совершенного госуд'арк• Псс'.м: прогдазрзяьанай скерти Микдеона в 1452 г- на просто/, ecvyn;.«; ого ски» соиедыаи с которой под кнешш Тандг.он-Тапд'-о::«,* тег;,:. ус^го-ьавсйго двенадцать лет- Поэтону Иукд-

с;-: 1 ии; п.п: длд наго были назначены Хсаиба Пн»

Кп:: Д.. Че:: lizií п лисый соеетш::: Ко ](у.

К;"'1-: ситуаци;:» когда!-, по главе; государства оказало::

гсалодстк/.Л г;.:., почти ребенок» спровоцировала вспыыку.борьбы oes сикозьакк Сйдотна (т.о- дядями Тандкона) • Они

стрсиплксь леполозовать а своих целях раздоры в среде аристократии. .К тону зрепЕЛн: заметно усилилась роль так называемых "аас-лу;;итп.-!х ч1ишзк;::;оь" (кепепи) - чиновников» особо приближенных к гссудар;»» их слповеи и прочей родни» иод контроль которых постепенно гкгрелш: практически с со ва^найине посты и государстве- Это внеадло п£?допсльство сродп чиновников > не входиввкх в эту элиту грзпш:рова:.цугзса вокруг Кии Даолсо» Кванбо Ина и др- Офорки-

лада аплалдчдалддд rpлдллраалд, ао г/..""'? доледал :лдл:.'л дст-алл Квел Нал Ü Лап Каллдг.

Особошго идлатолдолалл л sîmprx'iinm еггдедлез зторой cii:i Сод-::слд - кклаь C'jsiü ( Сугш-тгч".:^' ! соча дагдлд: з слС1:? л длларатчрл!!;: даладп' :: члдачанлаегь галкедллл искусства:!.'!. Олдрадль еппоал:-цлолио л^стродшл::: грчлпдрсадч Хг;: Калдаа - лаад! Н:л:а, c:i a 3 453 г- !пггр::г;'Л:: ,*о?идсл казни Кии Д: .сисо н Хпалйо !!>:л, а текго ~:ос~ тс:со распрааллсд о и:: сторонплдалл■ 0:; сачлд педт глдгп гссу~ дарстдаллсги! ссаата ( пасдотрл па сапр~т длл раде:ддддллоз reej-дарл д^ддлать дас/д: л гоаддаратдалпод алларата) :t садаатлл ';с:о ледннчд ада.с та а ста .-л: л. а и п пролллцддд• U :п создахл^лапл поле " апл1?, лило,дол Талдасл: л lai5и г-» in лторол дола ласгол лу-::l¡, vc-гиплл пр-де го л Счлп-тдгддл;, ла^аддллл! в истории лсд ллслол С i; а .' о -

Наслал с" галддл С-.дллт ~л".аг.тл Сулл-тагулол дстратлд раслод сауа.ааллй со адт-ролд учалдд кои^уцклацез :i i л парчу» очарада, сс сторон:! члалиа лридаорлол адададд;; Члпхалда'олi котпрш; пскроиа-тадлстдиал /л: Саддпч :t '¡д;пд аал . Счлтал д--лсггалл Садда'О лдсодпостд-дчлл с ода:-.л да глааллл лааааоа кои^уцисиотза - варнедтап ласал7.; гпечдаип, rj'"jnna чдлоалпдеа по глазе о Со:: Саплчпсд зс:г ¡слила ялгопер с иссстлноплекип на престола Танляоиа. Их сагопор »

од:г--чэ, алл рдслрлт адлгоддрд долосу оддпго лз участников Кня Чллд ( 1*22- 1-178) • Поддался;ала лоллп арлстсл и ¡гзотс.сих шггас прдчастлал-: л даго лору. 1'ала:: оо аргстд сордтипкоз , ña Connси ( ?-1-156) исдсолчлл с собой. Or жс-гаспх ппток л прлле упер Пак Пхзгпгйи. Оотадьлдх •- Сои Салшун, Ли Га, )!д Влдак ( 1387-145Ó) и а) Ь'дбу ( ? -l<?Sô) - чатдартолалл В дли ластсд лили 1456 г- Fïbîu лд-:сааалл л аса лд: ро.;стзс:;шг.сп до ч'рдглаго кодааа-

Сол Сал1лил, Пдь: Пишет! Ли Гз, Xa Bn/í.aiSi Л» Сснвоа :i ID Ынби .спослэлсто.чт! соила в пстарл::) к;\к "Слршспл" - ."К^стеро каашгишix

Sro'ii иг С-ù'L'r рат^П: да;.;:тс-..;;: » Cc/;:.q прадвор-

пу.-о а:;аде;:;.:о 4un:rc':wvo;i• Yа;:д::он (no предлогest::» Чоя Икдш» Спи Сукчу ;; Чо;: Ч:-:;:;:со:;а) il числа ыестой луны 1457 г- был понижен о тктуль- От;::.);::; g:; был лпыъ Носак-гук - правитель Киыан.

Его отправил;: г, ссылку с Еньоль ( провинция Кансопдо) • В Н57 г- находящийся в ссылке в Суахыке игэтой сап Седяона» Кыноок-твгун ( 1-12S-1157) ? так::;о занкслил заговор! чтобы восстановить Тандаона ьа престоле. Заговор был ргетсрыт благодаря доносу А;: Бохыца- ( ?-1457) ! градоначальника г. Супхына- Кы.чсск-тзгупу с скоро прислали яд для совершения самоубийства- А Танджои исл.'.>дстш1« зтого второго» неудавшегося заговора был превращен в врос;олпдкна (соки) и с десятой луне 1457 г- е:;у был прислан яд» что.;:: сп пс::с::ч;:.; с собой- Ему тогда было всего 17 лет»

Су^аатауат легенда» что в ночь после сверти Такд'аона Сед>::о приснилась его лг.тъ > Хепдск-ванху. Она яростно покосила его за убийство ее сына ;; сказала » что с отмыекие заберет к себе первого глд Сад.:о> :ы:г:д:;::ка престола Тскчска- Легенда дальые говорит j что кегда C-„vï.-.:o» встревоженный зт;;к с:юн» встал? е:;у уг;а пркизс/.и iioLccr::-: г, ток» что его сын скончался- В наказание за ъ :а гробница ¡.атерн Танджопа» укерыей eue в И 41 г-» была вскрыта к и:.- ост а,.л я п;:рсзахаро1;и:ш на берегу коря-

нанять о трагической судьбе гооудзря Тандкона в корейской народ:? овеаа и поныне. Среди е>::его.;ных праздников в Каной Корее упоминается Таь"д;:;онд:;:е - "цереиония в память государя Тандкоиа и его министра") сткачакцаяся в Енволе - песте ссылки и погребения Танд:;.апа- Папятпык пестом считается также и пошла "Сарюксин" в Норянд>;:пнс'! в Сеуле» где правительство Республики Корея в 1955 г- воздвигло стелу "Шестерым казненным вассалам"-

Такое уважительное отношение к "Шестерым казненнын вассаа

__ '1 о -

В xpoibou разделе пера olí гласи прослепшаехся судвба Паи Хё-они ~ одного "¡lacíopax вассалов, осхйваихся в живых"«

Поело pacrpaus п icSS г» оппозиции, выступившей открыта про-ткз Седхго, в с?-.,:,'-1 пиаогшгеоз-конфдциавдев продолжало существовать "пасспЕна'-'-отрпцато/.ьпз:: отношение к кепу п его политике- I знак протеста протхз его незаконного вступления на престол и i su&jc ссугдгл!::;: его позтеазп расправы с "Шестерики вассалаии" i х:х сгсрс:::;;;:са.ч:: часть чгпгозпиков-конфуцяенцев оставила службу: чготь» сдсз гоегглпрзтаегкыз зкзаненв» не стала служить , некоторые edswXo .сш:с.аал.:сь от сдач:: зкзаие-иоз- По аналогии с "Шестерил:: iíüc:u.*:iK\::r.i вссса.ла::п" ( "Сар::;сс::п") их лидеров назвали "Сэп-к..:сскл" "Laorcr-xüííi вассалахш» оотьсишшся в шш:"- Наиболе: ííf.cü i í;.ry?d"; был ¡iini Сг.сып (1435-1493). Папино троюрод-

ного с,-а се.; са::;;;-к:. - Coi; л(?-k5¿), Чо ё (1420-1489) líe;г ¡Jo í '.'-?) Л:; (?-?) к этой группе откосили U Па:

(кз-i- 1492), автора "^лзиеоплсаюш ыостерих вассалов С ";.':сс:::: • Euscstq Паи Хвоаа в число "Сэикгхсип" некого?:.:

Па:; кото:::;оа с пяток по:галзш:и известного гооударс

v..w.,-t;i;*c ¡i;-.:: Цло (1351-1419). Оп учился у известного <}и

1Г;п; Д;:;а1гд;:;;:ка ( 1431-1492). "ч:." Па;-- Лс'оаа был Шнекой- Своиии литературными ии£ i:au;i о:: i -.Лрад Чхдгйп ( "Ооекипя рока"), ЗСэидг Í "Дог;дь из абрпке cóbi:x ел^гшстко-з" ) , Чх^енакдан ( "Павильон 'высшей радости"), так;;^ п "Пс::сг" ("СБолыйЗ пасчакый ЕбермгЗ синего СручьяЗ") • Е ссох :::::: паи.:а отрасаппа его отиалышческая нисиь-

0г. с датских /.--т находился под впечатленной событий 1456 г-:.::ого рвз;зг.:лпл о преданности "Ксстерых казиешазх" своему гос. дар.з- С 1431 г- (по другим сведениям - в 1478 г-) он рсыпл пс дать г.а госуда^й Сшдоаяа (1470-149*1) прошзшш« о которс

- X 1 -

ходатайствовал о восстановлении усыпальницы Сорин - ие-ота погребения матери свергнутого государя Тандаона- Государи не было до-локено об этом прошении из-за происков чиновников Чон Чхансона (1402-1487) и Ни Сахока (1445-1506)- До Пан Хё'она доили разговоры о той, что он лишился рассудка- Поэтоку он, не добившись успеха, оставил мысль о слукбе и отправился бродить по стране-

Весной 1482 г- он подружился с Хон Мсоном (1431-1529), Ли Д::.'онынои (?-?), Ли Чхонои (?-1504), У Соконем(?-?), Ча Д-гад.-я: (?-?) и Хан Генги (1472-1529), разделявшими. мнение о ситуации в государстве- Как они считали, "мир в данное вреия не такав, чтобы идти служить"- Они образовали поэтическое сообщество, которое наззали "Сеперо мудрых из бамбуковой роши" ("Чуннии чхирхен")■ -Обраецоп для подракашш ии послужили прославленные ученые и.поэты Китая периода династии Цзинь (265-420 гг.), создавшие объединение с таким ::;е наззаниен. Их прнвле!сало учение Лас-цзп и Ч:::уан -Ц2Ы, ставнвиее под сомнение систеиу'официальных государственных ценностей и отрицавшее значимость карьеры, ориентировавшее личность на "естественность"- Все они отказались от государственной слу;:;бы, не заботились о прославлении своего инени и подвергали резкой критике положение дел в государстве- Позтску соврзненникп (такг.се как в свое время Цзиньскнх ученых) расснатривалн их объединение как "группу чистых речей" - "Чхондаи пха"•

До конца последовательный в своеп решении - не служить до тех пор, пока дела о заговоре 1456 г. не будет пересмотрено, Пап Хёон скончался от болезни во вреня странствий.

"Жизнеописание шестерых вассалов" ии было написано в конце ¡жизни- Оно долгое вреия считалось кощунственный- Это показывает, например, наставление своии подданный государя Сондяо (1568-1608), которое он дал в гад пёндгса - в 1576 г- (год казни "Иестерых вассалов" - 1456 г- - также приходился на год пёндяа).

Су.Нел: ív¿'c>ua - :;еполлтон незаурядной личности - сложилась г;пе.е:%;:. Его яьсиертная судьба была не лучке- В 1504 г-, со прс-кл "гонений на конфуцианских ученых с год капча", предпринятых Сгкоддаои Енсакгунон (1495-1506), па тан основании» что Нал "сон при ;::пегп: был ученнкои Кии Д;каид,::пка, а так::<е ходатайство;: «л с; t0wCTdi:024c-HHU усыпальницы Сорын, его иогила была вскрыта, труп обезглавлен- Его сын Сечхун был казнен»

Поспертпап судьба На:: Хёона "изкенилась к лучшаку" с вос-иоствис;п на престол государя Чундяона (1506-1544), который восстановил посисртко и звании н должности пать государя Танд:-;:она, а Наг; «»¿она l так"»е паспертно) присвоил титул чвосъшджи - левого ;ip;n-:níia;:b;rro указы в государевой канцелярии- .Государь Сукчон (1675-1720)5 окончательна реабилитировав "шестеро казненных,вассалов", раплог-иился о сооружении конфуцианского храпа Сосан (буки..* Западные герм) у подножья горе; Пзгксан ( "Гора Бо И") с уезде JíSHciíS» Туда были перс-несшш поминальные таблички ñu Мэи-д.хзна, Чо Е, Вон ïio, Кип Спсжпа, Сои £:«:су и Hais ХёЪна- Лиаь этот государь раерзекл и официальное издание спелого произведения Hau Jíc-oiití "^иакеопноапил вьстерих вассалов", хранившегося долгое вройя в оннла» Поскертная судьба На;: Хёона изиенплась eye один раз, у:::е в правление государя Чокд:;:а (Í777-1EOO), когда епу была побалована должность начальника палаты чипов (1782 г-) п присвоено nocKät>raoK нпл Нундыон-

' кроил "Кксин д;.:сш" Нэк Хооноп были напкеанп следующие произ-ведекнк: "Hx'jran нэнхва" - "Холодные рассказы Чхугана"« "Cay ;¡cu хэннсг:" ( или краткоî "Cay рок" - "0 наставниках и друзьях" ) и "Хьпспн и ей" - "Рассу>;-денх;я о духах"« Собрание всей прос; il поэзии Han Хеона впоследствии получило название "Чхуган даня". ( "Сбор;:!;;-; Чхугана" ) -

ГЛАЗА 2 поовяцена "Гцзиеописашга песгерых кассалов" как сако-стоятолънопу д о ;::е с з: в е пи ому явлена» - образцу ;,:анра "чон" (биографии)» П^нокоройокие ученые сообщают противоречивые данные относительно сохранности теиста ''Жизнеописания к= стерых вассалов"- Ли Бёндо и Ли 5'оидясгас зтвсржд?пт» что "йсскя ддеп" па сохранился- Ли Каван >:.е в своей "Истории керонсксй литоратурп па ханнуне" упонииает "Ккснн д::он" Чхугана (т-с- Па;; "попа) как в ходящий в седьмой квон "Сборгаяса сочнкенпй кэстегих вассзлсз» оставшихся в нивых" ("Сзннпксип Д";ия").

Нам были доступны два варианта этого произведения- Вариант "йксян д™он" хранится ч библиотеке Дкздэпип Обцесгвеиаих Паук КНДР- Он входит в пятый тон "Собрании сочинений Нам "зона" "Чхуган сонсэн иунд"-ип"- По утвер^денгп преподаватели Пхепьянс-гсого Уняпорситята Инн Еихзаиа»* "Собрание сочинений Паи "Ёопа" было издано в 1922 г- в провинции Юлягя Кёнсандо» в уезде Чхсн-догун- С этого издании в Г565 г- другим сотрудником Пхеньянского Университета Кип Енокон была сделана рукописная копии- Она была, выверена преподавателе:', ПхскьянскогсУ Университета ' Ли 3'онд:~окс::-Напи была получена имэнно эта копия, переписанная учетиш КНДР» Текст этот не разпачен и написан уставный почеркои-

и "Кксин д-хон" входят изсть саиостоптелышх кизпеопнедний "Шестерых казненных вассалов" ( пизнеописанир. Пак Пхэпнёпа, Сон Сагшуна, Ли Гэ> "а Видси, Лгэ Сштеона и 13 Кнбу) > а такие - авторское послесловие. Пе исключено, что зта последняя часть? тек ;:;й как и кпзнеоппепния, была сочинена сашш Нан Неоном-

Рукописный вариант "Пу :л-сс:ш д:::ои" - "Л'изпеописанин шестерых -вассалов с приложениями" хранится а Рукописной фонде Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской Акаде-

им; паук- Он ьходпт с коллекции П- А- Динтревского (Ыг« С- 61)• Дата поступления б $оид - 1907 г. "Пу кксин дион" включен как четвертая рукопись ( лл. 15-27) в конволют» состоящий из восьми рукописей. Суда по почерку весь коаволит написан полууставом од-кип и тен »8 лццои. Место к вреия создания рукописей не обозначены. Как оцшшваст 0. П» Петрова, весь конволют» по-видипому»

• отнооитсгГ к концу XVIII в.

"Ну кксин джон"' состоит ка одиннадцати кнзпеотюаний! аизке-опнсаний "-Шестерых казненных вассалов" (поиощашшх в той rte последовательности» что и в "Юкслн дкон"), а такхе пяти яизнеопкоа-ний . людей» так или иначе связанных судьбой с "Шестерыми вассалами". Эта - :л1ацсют;саш-:я "о Ху» Ап Д>:апюка» Чои Бона» Кип Сисыпа и Паи Хоопа. В конце биографии Кип Сисыпа приводятся суждения о поступках Кик Сисыпа» извлеченные» как отпечено в памятнике» . из "Юлы о;: СчипЭ"» т • е. сборника сочинений An И ( 1536-.15В4). Затеи te соответствующей ссылкой)» идет выдеркка на сочинения Кип Джсонгука (1485 -1541) "Садкэ чхокон". После этого следует ^parnuuv» расс.сазысгйо'анй о хизни Кии Сисыпа, особо не отмоченный как цитата» но ниекдой сходства с о дичи отрывком не сочинения Кип Акка (1431-1537) "Рассказы Енчхона» написанные г уединении" C'ïlivixau танд^ошеи" « Биография Нам лёона представляем собой ко;ш;х.аииаз» сосгавлегигуа на основе текстов следующих сочинений: "Пенджп чааса рок" - "Записи годов пенджин к чонса" -сочиненна Ни Еааниа (2~1358); "Санчхон еркон" - "Слова» [сказан-Саичхонон в одиночестве Св горах! " - сочинение Спи Хыи;

• (itîSô-1620)? "Cay онхзи нок" - "Записи о словах и деяниях нас ташписоа к друзей" - сочинение Син Енхый (XV в.)■ В конце биог

' рафп'н Hau îiëona помещен фрагмент без ссылки на какой-либо друга; пакятише. Этот отрывок ног быть написан сашш составителей "П ïckouk дкон" или се воспрриоведен mi по памяти по прочтении како

го-то еще сочинения- Данного подробнее те пге данный приводятся в "Пенсии рок" ("Записках о знаиенитпх подданных") и "Сонун свэ-рок" ("Записках о незначительном и иалоиззестнои")■

Если предположить> что данный вариант "Пу юкспи д::саи" не бил составлен в конце XVIII в- специально для включения в книгу, пине входяча» в коллекции Днитревского, а был только паролисан с какого-нибудь уже существующего текста, то на основе указанны;: в. "Пу иксии двои" ссылок на другие памятники санкн ранпии воакоз-ныи врег.епек создания зтогп изначального текста нозпз считать-1627-37 гг- и следующее за ним десятилетиеv Обстоятельства нап:г-саннп рукописи этого памятника паи но извест;::;. I!sr попей отпс?»' ■ тпть только, что текст переписывался (создавался?) в; спсвгсе tf для личного пользования. ' На кысль об этой наводят общая нс.брсй-иооть почерка, а такие и обилие сокращенных или очень рездюпе-вариантов иероглифов, ■ пропуски отдолышх чарт иероглифов или дате, целых иероглифов- . '

Различив двух рукописных вариантов в количество включпшшх в них биографии иосст бить связано с разлглгл'лн тина зшзгшописанил. Юкспи дяои" - коллективное хпзнеоппелпиэ, нпвариаекоо авторский послэслозиси в стиле Сына Цякя» содзрпаедш хвалу нравственной стойкости ысотерых корейских проданных подданных. Па фзвдции зто резлие близко славословии - "чхал", который завершались г.пзнес-пксашш видающихся деятелей корейского буддпзил в 'папятшпеах XIII в., наприпер» славословии группового анзнеапкеанкя палоиктс-ов - "Учители, которые? ходили в Индгаз"» логгеылккого . в "Сангшс иса"- йвторскоо послесловие в "Пкскп д:."ои", так !?.э как сла-

вословие буддийских подвижников, объединяет отдельгазс-з части произведения з единое идейное и художественное целее- "Пу шссип дкен" - такко коллективное жизнеописание- Но спс но "закрыта",, в иск отсутствует "подведение итогов" - авторское послесловии, ко-

- It. -

-.е.- .н . : • д;;;.. ■"г с-.- ;гсгераал и аоти^щюв&ло обрацегоге авто-

' ¡...раз::;

Эле о ••::-:'.■ келду ингяцпнися и иакэа распоряжении вариантами пронйьгденик проявляется и в' различии х-удокестсешшх функции Стихотворений, вкличанкых с их тексты-

Оба варис-'дта "Х'иопеопксанкн цестернх вассалов" относятся к канру б:.ограС-пи ~ чан (кит. чиуань) - Но они принадлежат к особо-i:y ее типу - неофициальной биографии, т- е- но включенной в официальное .историческое сочинение- Такого рода произведения создавались частныли лкцапи, далекиип от службы при дворе, по собственной инициативе- Прккерол иогут служить биографии в неофициальной историк "Саптук кса" - "События, оставшиеся от времен трех государств", созданной буддийскип ионахои Кик Иреной в 1285 г- ";.л;злезплс;\иле шестерых вассалов" так;;;е не было написано по указу гзеударл- C/.o:sjiEuas:cn ситуация подразумевала создание только кеа.-ицкалькоп биографии-

По своеиу седер'.лапню, стили, оценке деятельности человека i: т- д. бисгра-кл "Шестерых казненных", однако, долина была быть paciro'-'ti/pooTLU официальной биографии- Ее традиции с корейско: культуре ко врекеки создан!!1;; "Жканааансаппя шестерых вассалов' насчитывали иного веков- В этой области корейские авторы вплотс. до конца JCIX в- ориентировались правде всего на известный тру/ китайского историографа Сила Цяня "Ш: цз;:" - "Исторические запуска" -

Героини биографий, вклпченних с "Кизчеописанпе шестерых вассалов" избраны, как ¿; в официальных биографиях» лишь незаурядны! личности: известные конфуцианские ученые, литераторы- Их поведение ногло служить принерок в деле нравственного воспитания буду ших поколений- Героя изображаются пре:.;де всего в официальной государственной сфере- Сведения о санэйион кизни героев попадали ]

произведение лимь постольку) поскольку они имели отпсмение к центральной проблеме проиеве у.-ния - исполнение подданный!! своего долга перед государем- Образы героев в "Жизнеописании иестерых вассалов" характеризуются больной статичность»- "Еестеро казненных" с саиого начала характеризуются как преданные- подданные-

Однако! в отличие от официальных биографий в "Жизнеописании юзетерых вассалов" уделено значительное внимание? дуыевнону 'состоянию героев, описаниям их переживаний- Особо в этой отнокснин выделяется жизнеописание Кии Сисыпа- Такое повышенное внимание к мыслям и чувствам героя не характерно для официальных» конфуцианских жизнеописаний) ни для официальных жизнеописаний буддпйс-•ких подвижников предшествующего времени (например! "Жизнеописаний выдающихся понахов страны к Востоку от поря" - "Хэ'дон ко сын д;:;он"). При всей сосредоточенности буддистов на психологии, па мыслительных операциях личности, в буддийскузо агиографто обычно не попадали сведения о внутренней жизни героя, которая, судя по кизненныи обстоятельствам того или иного подвижника» должна была быть весьма напряженной» В то зге время иненно эта проблема напряженная духовная жизнь человека была центральной о жизнеописаниях жрецов-поэтоз периода Объединенного Силла (VII}' вз-), помеченных в неофициальной истории "Сапгук юса", поскольку считалось, что мобилизация всех внутренних сил личности в определенной (ритуально значимей) ситуации ииола непосредственное влияние на мир-

Связь "Жизнеописания иестерых вассалов" с местной традицией» вероятно, можно обнаружить и з нарочитом вынесении поэтического текста с соответствующий прозаическим обрамлением в конец жизнеописания (Ср- жизнеописания г:рецов-поэтов Чхундаиа и Воль-пена в "Саигук юса" ) -

Оба варианта "Жизнеописания шестерых ппссалсв" представляет

- IB -

о..;- • • in-л лл ллллл аьоллцлл корейской биографической ли-

тера гурд. Олл собой своего род« синтез традиций официаль-

ной леторлогрдрдл л ксофициальной» традиций китайских и корейских, ¡ó что особо следует ответить, они свидетельствуют о больиои «кодчеотк ииеино древних корейских представлений об элитарной личности л оначипости ее биографии.

ГЛАВА 3' отведена рассмотрению проблемы отражения в "Жизнеописании uecxepiix вассалов" представлений об элитарной личности»

Центральна» проблема всех хшзнеописашш» входячих в "Иксии ддоп" и "lly KKoiiu дг.он" , - отношение личности (героя кизнеописа-in::i) к незадонлпп действиям узурпатора Седло- Герои жизнеописаний определит с„сл> могхцшо в кризисной ситуации прежде всего, исходл по принципов конфуцианской этпки» зькотпо усиливичи спое вликииа с ¡'орде в первой половике XV в- Так, один из "Шестерых каелалыгд" , Сод Салкун, говоря о своей верности Тандг.ону, слегка пераараепруат нелестную цдтг,ту из "Мак -цен": "51 сделал это потопу, что ;;а лаое ¡лат двух солнц, а у народа нет двух государей"- (Ср. ГЬи-цзп! "На небе пат двух солнц, а у подданного пет даух-оеударад") lía китайскую традиций ориентируется и Кип Си-с;-)п, часто ютошшасыий при наступлении полнолуния о горько: судьба Цьй Панд, (333-278 гг« до п-з-) п люЗпеипп попользовать г своих, cthxüx "папоротки:;" как пота Фору су.дьбы Бо-и и Цу-ци-

Поведение.1 героев "Кнзнеописання шестерых вассалов" попит конфуцианских правил определялось еще п собственно корейски::: предатаилекгд.лк, слокившннися в древности и восходящими к идей' логин эпохи Объединенного Силла (VI 1-Х вв-) • На это, в частное Tí:j укгз.'-шает особая роль "еды", "кор.*:лмшл" в "Жизнеописани: кдетерш: вассалов"-

Ocoöos эцэчигов прилагалось, зо-звд:жэау» пз тэль:со "гсорпдэ-к:по" как таковоиу, но и г/аловань::) , которое получал ч:шознпк> находящийся на службе. Жалованье нпело поглкга ¿пигпсозой я крндл-ческой значимости екв и ритуальный ( вагкчгск:::!) егшел« Точна так :::е как кориленпе ученика хваранол-кастазнико:: означало вклпчонче ученика в состав ero овити (т- е- в состав его cS.ïkkt) » нпеначе-. нне государей жалованья чшгоз:пясу означало ярхзяапкгг его его:::: подданный,'лично с пни связанный- "Непринятие" ге еды от старшего свидетельствовало о сгиои реыятедькои разрезе енпг:: .пстду стары:*:! it клады;::! по ::н::чнлт::зе пладызто, отторыоиие кладыего от сблика старызго- (Ср. :::пт.т:е Хсзука в "Сайгу:: ::са", где. Хзеук от-■реглет себе кусок, от бедра и тел саны« "воовраыает" хварану слс--

денное г.и meo. по:'азы па я свое везкуыенче поведение:: хпграна. Соотпотстпекпо» отказ о-;' лиловая»»« лэлг.&п был восприниматься как с«з:с того» что данный чняпвп:::: пз считал себя поддан::!::: государя- '"-'с, Седв'о н?. допросе апр?ы::па;Т Сок Салкупа" "Разве ты не корпплся за счет ;-:а,"опа!:ьл ; которое я тебе д?вал? Ты брал жалованье и все ровна нзнгннл :п:е, боспрпицкппий t:i человек!" Однако выясняется - что Сон Сапку:: с пенекта вступления т;:а престол Сед-"Oi получая. :::аловпньа, не пспольсозал его. Он все ;::адсзапьз - к деньги к зерно - складывал в отдельной кскнате, где они хранились п неприкосновенности; несмотря на то, что секья его терпела нуыду. В тексте "''¡неваопнеания" сказано, что из всего докаынего кпудествл в доне Сон Сапнупа оставалась одна циновка- Нныки словаки. Сон Самкуц доказывает Седгзо, что он никогда ке считал себя его поддан:::::: к позтону внутренне свободен л икает моральнее право поднять против пего иятзл• Та г.:э саная логика свойствгияа к поот_т:кгк }{а Видпи- В caso» начале, когда Седяо только готовился захватить власть, Ma Зпд:::п в знак протеста продал свое красное парадное платье н выызл з отставку. Несколько лет спустя

-лях iwn «йгУйоол - nr.~r.¡ív¿o i',v.?i-io оагг^иь'« отувчйсэ глтглюп -¿о оллз нлил^снслло:!!: r:'¡ ни:!';,], - хллллл.лллп ;л-оло ч ло !.ллллЛл,ол „Kdoi'ßooj «i«tj},-w„ - „.V::.":,, и „-if.Jß,, ™пчл »:-::tr. • т<!-:То -ал о.icono л.'л1" r¡ 7 ло ; а: f." лгеллол;: слпллЛ^ли гЛлЛГл.лл: Г. : лл лл :: лл -ллгзолло лппнлГ^сп 1,,лслЛ л лл-д,, л ,,лл, -Л/ ллллл Лцу:; ой ■хллллкол лллЛсл/ лллллолзл л л ,дл;ллсл<-л :ллЛл,ллл; ллл

- 1?олиол!г;лл;{м п ллллл-'ллллл; лллллллпа лплплл Л:л-.■ л ---л'-'

■ лл.оолльллл дол лл ол-"> ■ лл.ллллл" - • л.л.л :лл

оло 1олп;ч1'Л1Л! г;:.'о дел л лллллЛл.Плл ;t:i -~< л л л-■ лл-л'^ i

o.LTi ■ л. и ; Ллл ллиллл ллЛлуп лп л Л' л, лл ллл л - л лгл л~ л::л

со -iEitna лх'ллк'олсЛ ллл лл Л.'Гл;ол/пллллЛ:;,п лплл.лл''' >л'л. л лг .л ajhZva a июагсУЬ'он/п^г.'.ч-ки -ллллл лл олол лсл г.:/ т. >

лдпл л. о ллЛл т. ! л лал-лц ллл:;] лл 'л-л :. - ' - ;лл л л-i ,п л^пР'Г.оо.т/ципсдллл ; oil: л-лл?л: лллло ohL'o -'Ллз ло ' .-п-лл ■ 'Л-'лл :¡ л.л л;; ■iiod(?i'iïacKi оло:лю1Л/сп ллллллЛлл лоллл,,лллл/олл л ; л-лл;; .: '.лл.'Лл'--угл о л. с пли лллДлл оогл ■ :ллл о 1лЛлЛГл.гал лсллл л: л:лл.л ллл"'~' лЛ: лл j ) on-y.y.:'dnaj.!;'oa л.:,:;л orar, гггл'С" а.'.:: л 1 лЛлЛЛллл л! 'ЛЛ'"-;; лл-лл- ■••п ПлллллсШ-сп '(ллЛл лл:ллгл" л ол-олл) еллллллл! -лл лЛлсл'" л! ': лл -попил игапсгио •лолл^анЛлсц лн алллм л ллЛлЛЛллл л ллл л;лс:лл, ллллугпо П;,Л:лл: яллао ллллт, ■ ( лс.ллллл ;л .г:"1 л.лл л э ¡л": ллл

-nuhojiat'oc! ннвигяог. л!/п - лулл лллл'олло ллд) ллллсл л"л лллсл-лл :ллгл1'сао гл.; лллл;; д ) • ллллл ло?:ллалоаллллол лл лл.:;,:.л лл: лл'ллл лльплон «ояугеэо я notívoxsh ГЛлЛ1/ 'ллнлоиль ллллгллл лслллл'лол ojj пиллгл'гл/о il л.олг.[ллллоп Чплш ЛЛллл лллллллллл ¡лл. л л-лллси í;k7 !1ллс!'?л,о 0Л:л1.ЛЛ1Л1 „лллсллЛал,, ллллеллл^л ллл • л л о;л лл;::;

- а ллл :iov3ví лллл'лглл алллл, :лз 'л.л -олол п 'олнллллои лолллллйллэ пл::"л :.т,о оллл л' - '-лл'-л:;) rr:-j л п зглл 1о::л:л.1 олг:л r¡ -лололлс; ллсЛлл:. "л ■ л'л : ' лл -л-

-ли лол1лл:лол оллл Л с'л '.л-р'лл !л1- : лл:- -■-л" ■■■■'.• --'л .ллГагэ -л лзллП'л'лл л ■■':'■■ • .-л ■ ¿ ■ ■- ■ _

- U3 -

рану-наставшпсу и в эпоху Объединенного Силла- Ср- хячга "Песня о хвараие Чукчи") сочиненная его учекикои Тыго, в "Саигук юса". Однако, если в эпоху Силла таким "старшин" мог быть хваран£-нас~ тавник, государь и, видимо, вообще любой старыми> то со временен это касалось государя и родителей. Об этом свидетольствует, например, стихотворение Чо Гванджо (1482-1519) на китайском языке, где говорится!

"Лгсбить государя (эгун) все равно., что любить отца (эбу)-"

Подчеркнуто зноциональное отношение, включающее "эстетический оттенок"1 к государю отражено и в корейской поэзии на родном языке з жанрах оиджо и каса КУ-ХУП вв., где государь характеризуется следующий образом! "кыриун" - "[тот], о которой тоскую; любимый", "оеппун" - "красивый, пилый сердцу; тот, которому сострадаю"; "ним" - "государь, любимый"; "коып" - "красивый, прекрасный, н.члып сердцу". Кроне того употреблялось также и слово китайского происхождения "ииин" -'"красавец, любимый"-

Пежду тем, как показывают контексты, в которых встречается иероглиф со значением ."лклЗить" - ( кор. з, кит. "ай") в "Лунь ке", "Да еле" и "Чжун юне", исходная китайская конфуцианская традиция не подразумевала такого оттенка отпоые-пия подданного к своему государы. Древняя же корейская государственная идеология акцентировала этот момент. Он был обязательным в "системе облика" - системе сложивиихся в Силла представлений о мире. В этой связи вряд ли случайно в поэтических текстах /ГУ з., авторани которых были стороншясн Танджона, больиая роль отводится "облику" (хён, но, мак, е.ч), например» в стихотворении Чо Сапчхи (?-?)■ О живучести древних представлениий об "облике" кожно судить и по "славословию" - "чхан", начертанному Кип Сисыпом на споем автопортрете.

Наследие древности прослеживается и в топ оценке, которую

"-.. [.bal е-. .. л'-лнч ciou. снлыкл: с солнце»; и луной• " I'-i о /...':..;.• о с о л: л ».и:: и луной с систеке традиционных

даль нал о о vu ллл : ллллл, пр л:...„дл'; л из Питая, естественно

д/.;> хар'-ктерллллк:- государ;;- Ср. характеристику государя в эпоху Tan: "Высот.. лелудлрл столь велика, что ле;::лт сравниться с Но — бои, ujii'O'íд стол-, oí'poiiHC.» что наполняет синл»« блеск СегоЗ равен С блеску] луны и солнца! пскрсписсть и достоверность соот-

Китайскан официальная система Еозерлннй на кир исходит из следу;, лай уст«чо;.ки5 коспическкй характер носит единственная личность 'ь государстве - ¡итератор. Он обладает особой силой д--ч ко.'орлй его наделило Небо, и г. ходе ритуала, находясь в

голо лил/;'лл.лгл л: ил подданных и на весь пир-

jüt'uiíit« -ko,-'w:;c:;u£í культурные представления, сдоднвипсоа с

тол"- Í . о л л л л л лл L'1J лнлченне пркда. а л ось i: ■■ только личности госу-д.-'p-ír но л , л : : л л лрулого сецпаллна еллчлл.лл'й л лл л (главы секьн, рода i чиновника нл должности губернатора к т■ ;>)• Более того -нл ь^лле лл_;чл.лл;; ПО" с у л л с т L у i был i; лебой социально иладыпй^ ет ' Н'_л'е г. тал г л л л пере зависел косническпй порядок, как и от стары_го- ;; селep„,оесбу..) роль играл в этой систепе >.:рац-по-лт- Он ллллллсл: дл'лшслии особого -пша» способной вступать в кип гак'.- со слелллан:: - солнце:; к луной, управлять пни и, в ко-jhuoü слете, управлять мрлнеклн- В ьтнх координатах сближение :.;ь1-'Ца-полта с сэлнцел и луной выглядит вполне унестпыи- (Ср-.,„лапесппо<.,нн:; неллов-лрецал VIII в- Чхулдапа к Вольиёна в "Сап-

гиг: гаа" ) ■

Представления о значимости подданного, в определениях отпо-венпях не исньшей, чей государя, отразились в одной не стихотворений Сон Саииуна, где Бо-и и Цу-ци сопоставлптотсг! с солиден и луной, что свидетельствует об их актуальности в корейской культуре XV в- По существу а топ о санссознанин элитарной л:;ч-ностн, брагщей на себя ответственность за происходящее в пире наравне с государей, говорят стихи других поэтов середины XV в■, не связанных с "Сарпксии", например, стихотворение талантливого полководца Наи И ( 1441-14'_:.8) -

Представления о значимости подданного, его активной возно:::-ности влиять на совтопипэ дел в государстве отражались в оСичзе» регулировавыеи взапиоатнощания государственного аппарата и государя ■ Одпнл из его проявлений были своего рода "сидячие денсис-трецяи", котсрис иногда проводили дчсшяси высыеп конфуцианской кгсоли Сспгинпан в зн"к протеста претив тех или шглх рзиеннн государя- Они сидели перед дворцом государя до тех пор, пека их требования не удовлетворялись - Государь обччпо бил вынужден сдаваться ■

Рассмотрев текст.ч ряда стихотворений автороч XV-, сбраткв-иись к свидетельства!! исторических сочинений типа "неофициальной истории", а так:::е непосредственно к текстаи жизнеописаний, попе-щзкктлх я "лке.чн даоп" и в "Пу тени д::;он", мы окогли убедиться, что поведение корейской элитарной личности в XV в- определяется не только кесконоуциакским воздействие« • Быть ио;::ет, в больмяй степени салооценка личности и принципы ее поведения определялись местной традицией, слокиеиэйся во времена Объединенного Силла-Эта в одинаковой степени относится и к сторонникам Сед:::о, и лица» > находившимся к нону в оппозиции - "Шестерым казнениын", "Шзстерюя оставыинся в аивых" и сочувствовавши! к нии, а такгеэ

4 ¡по.-.стсгляе? ссбоИ перевод пауяхнпке., рассматриваемо . 1з длссеогац;:::.

Поскольку отсутствуют кодкектировапнгл;.' издания п&пятиикв, ¿1 тот текст рукописи, лад который пц работали,. является нера.епечекнып, содержит редкие написания ксгйРДИфОВ п т.д. и труден для прочтения, пи считееп пирешод этого текста и коанс-итарии к ке;;у часть» работа, равноправной О другшш главами п вводик его в осиозкои корпус работа•

В Заключении п:л еде раз обращали вьлдаДид ца зкачикость "^пенлолпеанид и_атар;1Х иассадов" для пе'.гч'.'ппя истории XV п-, а тал:, е - по'дш.'аллд ааоллддпп кэнра &:огре.».лп (чан) • Виасте с теп ид. иодчлрккцоли г,о: ерденио исключительное его спачепп& для понимании ду;.а_,ил:ал лдлл: корейской элиты этого периода-

Но дл'ла дладедд а цдп опубликована! сдедуктдна работы:

Полтора. У: ала ; дадладел исесс.зпиой двенадцатой научной кон^е-

Ролл отллол и "Кнзнеописавии 'ддатер:г.с вассалов" Пап Хеопс* • - Пдсьпелниа плпктники и проблены истории культура пародов Востока • XXI годичная научная сессия ЛО НС /Ш СССР (докладу у. соабиечшя) ■ Ч- И-, 1987, 0,2 п-л-

функции кпрнленип и совместной трапезы с "Жизнеописании иасторих ¡засса/юл". - Писънеиные памятники и проблеии истории

культуры народов Востока- XXII годичная научная сессия ЛО ИВ Л}! СССР (доклада и сообщения). Ч- 2- M-, 1989- 0,2 п-л-

4- "Жизнеописание шестерых вассалов" Паи Хёопа и традиции биографической прозы- -.Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока- XXIV годичная научная сессия ЛО ИВ ЛИ СССР (доклады и сообщения). Ч- 2- 11-, 1991, 0,3 п-л.

* Я пользуюсь случаен принести поп глубокую благодарность преподавателю Пхеньянского университета Кип Енхвану за помощь а работе над "Жизнеописанием иеотерых вассалов".

4/о '/гмцсуоР" J)W°C32. T. m /3.05.93.