автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.04
диссертация на тему:
Журнал "Нюгат" и обновление венгерской литературы: первые десятилетия ХХ века

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Масленникова, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.04
Автореферат по филологии на тему 'Журнал "Нюгат" и обновление венгерской литературы: первые десятилетия ХХ века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Журнал "Нюгат" и обновление венгерской литературы: первые десятилетия ХХ века"

■/ье-

< -

АКАДЕМИЯ НАУК СССР . ' ' .

а 7 п *

ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ И БАЛКАНИСТИКИ

На правах рукописи

МАСЛЕННИКОВА Елена Николаевна

УДК 894.511.09

ЖУРНАЛ «НЮГАТ» И ОБНОВЛЕНИЕ ВЕНГЕРСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ: ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА

Специальность 10.01.04 — литература европейских стран

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1991

Диссертация выполнена в секторе славянских литератур Института славяноведения и балканистики АН СССР

Научннй руководитель -доктор филологических наук Ю.П.Гусев

Официальные оппоненты: ...

доктор филологических наук К.А.Шахова кандидат филологических наук Н.М. Куренная

Московский государственный Ведущая организация - университет им. М.В.Лшоносова

на заседании специализированного со:

Институте славяноведения и балканистики АН СССР /Москва, Ленинский проспект, 32а/ в 15 ч.

С диссертацией мояно ознакомиться в библиотеке Института славяноведения и балканистики АН СССР /Трубниковский пер.30а/

Защита диссертации состоится

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук

М.И.Ермаковг

Начало XX века - один из наиболее ярких и значительных периодов в развитии венгерской литературы. С 1905 года - момента опубликования "Новых стихов" Эндре Ади - начинается эпоха интенсивного обновления этой литературы. Преодолевая устаревшие каноны, венгерская литература проявила способность к синтезу самых разнообразных явлений. Стремление к углубленному психологическому анализу свойственно в начале века не только традиционной, но и той линии развития литературы, которую принято называть модернистской. Появилась литература потока сознания, тенденция, обозначенная Т.манном как Уег1ппег~ ИсГитв • При том же, что психологизм новой литературы опирался на конкретные достижения науки /Фрейд, Юнг и др./, он оказался в довольно тесной связи с совсем иной тенденцией -повышенным интересом художников к документу, факту в его публицистической обнаженности. Эти признаки, характерные для развития европейской литературы первых десятилетий нашего века, в своеобразной форме проявились и в венгерской литературе. Причем период с 1905 до начала 20- х годов стал для нее тем этапом, когда процесс стяяенного развития этой литературы привел ко многим интересным явлениям, таким, как сочетание /например, в творчестве Ж.Морица/ вершинных достижений критического реализма с усвоением им приемов модернистского искусства и типических черт т.н. реализма XX века;: особая выраженность неоромантических тенденций, обусловленная особенностями историко-культурного развития Венгрии, и пр. Выяснение специфики этого феномена обновления венгерской литературы в начале XX века, порожденного, с одной стороны, общеевропейскими литературными тенденциями нашего столетия, а с другой стороны, условиями венгерской действительности, определяем актуальность данной работы. Задачей ке ее является характеристика феномена литературного обновления в целом, а такие дифференциация явления, выделение его составляющих.

Центральный момент работы - подход к данному периоду ис-

тории венгерской литературы как к единому целому. Выделяя взаимодействующие художественные тенденции как в творчестве одного автора, так и у разных писателей, произведения которых создавались одновременно, диссертация создает общую картину литературного процесса 1905 - начала 20- х годов в Венгрии, устанавливает место этого периода в венгерской литературе XX века. Все это определяет новизну исследования.

Методологической основой диссертации служат работы советских и зарубежных литературоведов, посвященные теории литерат^ ры и закономерностям литературного процесса XX века.

Практическое значение исследования, положения и выводы работы могут быть использованы при построении общих курсов истории литературы XX века,и специальных курсов по истории венгерской литературы.

^пробация работы. Диссертация получила положительную оценку при обсуждении на заседании сектора славянских литератур Института славяноведения и балканистики АН СССР. Ее отдельные положения излагаются в опубликованных автором работах и докладах сделанных на союзных и международных конференциях "Литературы славянских и балканских народов на рубеже XIX-XX вв." /Москва, 1988/, "Литературные связи и литературный процесс" /Москва, 1989/, "Авангард в странах Центральной и Юго-Восточной Европы" /Москва, 1990/ и на III Международном конгрессе хунгарологов /Сегед, 1991/.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введени двух глав, заключения и библиографического списка. Основное содержание составляет 153 машинописных страницы. Список испол зованной литературы включает 229 названий.

Содержание работы Во "Введении" обращается внимание на сложность целостного анализа эпохи обновления венгерской литературы. Под обновлением можно понимать появление в литературе новых приемов, мотивов и пр. Однако подобный подход недостаточен: не слу-

чайно этот период развития венгерской литературы постоянно называется и писателями и учеными "эпохой". Видимо, необходимо не только рассматривать возникновение в отдельных произведениях поэзии и прозы нового качества, но и пытаться выяснить внутренние литературные связи, ставя их как в контекст развития венгерской литературы, тан и в общеевропейский контекст. Собственно, единая природа этого процесса не изучена до конца даже венгерской критикой и наукой о литературе. Эти объясняется парадоксальный факт: при наличии обширной и серьезной научной и критической литературы, посвященной отдельным проблемам, авторам, произведениям этого периода развития венгерской литературы /работы И.Шётера, И.Кирая, М.Бабича,, А.Серба и др./, в Венгрии до сих пор не появилось обобщающих трудов по этой эпохе; в известной мера этот недостаток восполняет лишь 5-й том академической "Истории венгерской литературы". Даже юбилеи журнала "Нюгат" отмечаются, как правило, выходом в свет сборников материалов, посвященных отдельным проблемам этого изданияДля исследователя венгерской литературы начала века особое значение приобретают концепции западноевропейских и советских литературоведов о природе реализма и романтизма /Э.Ауэрбах, Н.Берковский, документалистских и фактографических тенденциях в литературе XX века /Ю.Н.Тынянов, Ю.М. Лотман, В.А.Хорев/, неоромантизма в литературе XX века /В.М. Жирмунский/, а также об ускоренном и стяженном развитии литератур восточноевропейского и центральноевропейского региона /ГД.Гачев, С.В.Никольский/.

Венгерская литератора относится к так называемым "полным" литературам, то есть прошедшим все основные стадии, характерные для общеевропейской прозы и поэзии. В этом отношении динамика ее развития может быть определена как "ускоренная" или "стяженная". Но в прошлом венгерской литературы остались, тем не менее, некоторые лакуны, и, возможно, именно из- за этого проза, поэзия, драма второй половины XIX века развивались

здесь несколько иным путем, нежели это происходило в западноевропейской и русской литературах. Это обстоятельство во многом обусловило специфику венгерского литературного развития первых демятилетий нашего столетия, привело к такому явлению, как синтез разностадиальных тенденций, имевших место в европейской литературе нового времени. Их переплетение, взаимовлияние, сосуществование во многом и обусловили новое качество' литературы, ее быструю трансформацию.

В главе первой "Начало формирования новой венгерской литературы. 1905 - 1914 гг." мы показываем, каким образом проходил процесс обновления венгерской литературы на этом этапе. Глава состоит из двух параграфов, первый из которых - "Накануне создания "Нюгата" - характеризует литературный процесс ■в Венгрии до 1908 года - даты выхода первого номера этого журнала.

Главным литературным событием, давшим толчок развитию новой эпохи, представляется начало поэтической деятельности Эндре Ада. "Поэтический путь Ади приходится на первые два десятилетия XX века, и это можно считать символичным,- пишет венгерский литературовед И.Кирай,- действительно, в лице Ади в венгерскую литературу вступил первый поэт XX века. Ади первым в Венгрии глубоко пережил и высказал все те проблемы и альтернативы, перед которыми неизбежно оказывался любой думающий, много испытавший человек нашего столетия. Именно эта особенность - ярко выраженная принадлежность к XX веку - стала главной определяющей чертой творчества Ади и во многом обусловила его место в истории венгерской литературы Л Добавим, что эта особенность еще при жизни поставила Ади и его творчество в центр литературного процесса в Венгрии: именно в притяжении к его поэзии или в отталкивании от нее становилась -новая венгерская литература. Поэтому в данной работе творчество Ади рассматривается в связи с прозой'и поэзией его'сов-I/

'Кирай И. Эндре Ади. Избранное. Будапешт, Корвина, 1Э8Г,с.24

ременников, в связи со становлением некоторых новых тенденций литература;

В данном разделе диссертационной работы анализируются мотивы и образы первых стихотворений Ади, которые станут ключевыми для всей его поэзии и окажут заметное влияние на формирование новой венгерской литературы. В качестве материала для анализа выбраш три стихотворения этого периода: "Видение на болоте" /1903/, "Потомок царя Мвдаса" /1904/ и "Я из потомков Гога с Магогом" /1905/. Последнее, открывая сбор-; ник "Новые стихи", стало програмным для него. Библейская те~ матика, которая займет позднее значительное место в творчестве Ади и близких ему художников, находясь в русле общих тенденций мифологизма, в данном случае выполняет еще и символистскую фуннвдга - указывает на неразрывную связь двух миров: вещного /который включает в себя мрачные реалии действительности/ и вечного, вселенского, проникающего в первый через знаки, символы, которые лишь поэту дано понять и расшифровать. В "Видении на болоте" открывающийся перед исследователем комплекс символов интересен не только сам по себе: это -некая увертюра к целому пласту мотивов едва ли не всей новой венгерской литературы. На поверхности лежат образы болота, гнетущей серости окружающего мира, которым противостоит яркая, светлая личность поэта /Я - свет, окутанный тумаком.../. Они стали лейтмотивом венгерской поэзии и прозы вплоть до первой мировой войны и вызвали к жизни множество значительных произведений. Этот мотив оказался одной из основных составляющих прозы Морица, а также одним из источников мощного литературного движетя 30-х годов - движения "народных писателей". Немалую роль играет этот комплекс образов и в поэзии Атгилы Йожефа. С этой образной системой тесно связан мессианизм лирики Ади, характерное для всего его дальнейшего творчества ощущение высокой градцанской роли поэта. В данном случае мы имеем дело с преемственностью не только идейной, но и эстета-

ческой. В.M.Жирмунский в 1920 году называет свою эпоху "неоромантической", говоря о символическом языке поэзии, о размывании границ канонов, жанров, о попытках создания художниками XX века синкретического искусства, и в той же статье касается проблемы мессианского самоощущения творца поэзии

Понимание этого пласта мотивов поэзии Ади /и не только Ада/ не может быть полным без анализа его мировоззрения. Искусство начала века впитывало в себя и пессимизм Шопенгауэра, и волюнтаризм его последователя Нищие. Декадентское восприятие мира было свойственно многим венгерским литераторам этого времени. Надо сказать, что принцип l'art pour l'art представлял собой не только уход от действительности, но и выбор вполне определенной позиции - протеста и отрицания существующего порядка вещей. Анализ этого периода интересен а с точки зрения его последующей переоценки носителями подобного мироощущения. Именно с этой точки зрения рассматривается в диссвр-тации сборник стихов Ади "Кровь и золото" /1907/. Одновременно здесь анализируется поэтическое мастерство Ади-символиста.

Этот параграф заканчивается краткой характеристикой творчества молодых писателей так называемого "золотого поколения" "Нюгата", делавших в это время первые шаги на литературном поприще.

Следующий параграф посвящен эпохе становления ведущего литературного органа Венгрии первой половины нашего столетия, объединившего вокруг себя лучшие силы Еонгерской художественной интеллигенции - журнала "Нюгат". Созданный в 1908 году, oí просуществовал до 1945-го, и все это время был наиболее представительным 'органом венгерской литературы. В разное время егс возглавляли такие признанные мастера венгерской культуры как

-^Жирмунский В.М. О поэзии классической и романтической// Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Ленинград, Наука, I971; с. 136,137.

М.Бабич и Ж.Мориц. Само название его /"Запад"/ означало вступление венгерской литературы в общеевропейский культурный контекст.

Выход в свет его первого номера был подготовлен и. опубликованием упоминавшихся двух сборников Ади, которые явились как бы предвестником новой культуры, вобрав в себя давно вызревшие предпосылки ее возникновения; и приходом в венгерскую литературу таких ярких талантов как Ж.Мориц, М.Ьабич, Д.Косто-лани, М.Каффка, Д.Юхас и др. Несколько демятилетий "Нюгат" воодушевлял культурную жизнь Венгрии, стимулировал споры и дискуссии, в которых рождалось новое искусство, новая эстетика. В Г0-20-е годы этот журнал наиболее последовательно сочетал уважение к наследию прошлого и внимание к новым веяниям, постоянно сохраняя общегуманистическую тенденцию. На его страницах печатались едва ли не все крупнейшие литераторы Венгрии Ю-ЗОх-гг. нашего века.

Еще одним крупным событием в венгерской литературной жизни 1908 года была публикация в Надьвараде поэтической антологии "Холнап", включившей произведения Ади, Бабича, Юхаса и других поэтов, многие из которых составили спустя некоторое время круг "Нгогата". Выход в свет этого сборника и споры вокруг ннго показали, что Ади на одинок, что существует целая плеяда молодых литераторов, которых он возглавил силою своего таланта. Поэты "Холнапа" нередко увлекались новейшими для того времени формальными поисками, но их произведения представляли собой самое передовое, свежее, правдивое слово в венгерской литературе того времени. Литературные дискуссии, вызванные их произведениями, сыграли плодотворную роль в формировании и распространении новых взглядов на литературу.

Разнообразие же их взглядов, подходов, позиций по вопросам литературы, политики, философии явствует уже из содержания журнала "Нюгат" первого года издания. В диссертации проводится анализ некоторых литературоведческих и философских эссе-.этого

периода. Таким образом, в работе предпринимается попытка показать атмосферу создания и первых лет существования "Нюгата',' которая сыграла свою роль в последовавшем бурном развитии литературы.

Настоящей сенсацией стало появление в октябрьском номере журнала рассказа Я.Морица "7 крайцаров", обозначившего начало поворота венгерской прозы к изображению жизни беднейших слоев венгерского общества, к осмыслению порочных черт этого общества. На примере этого небольшого произведения, в частности, можно проследить изменение в использовании, .традиционного для венгерской литературы принципа анекдотизма. Если для К.Микса-та, как отмечает О.К.Россиянов, характерна ."язвительно-насмешливая интеллектуализация анекдота"*', то Мориц, отодвинув на задний план и развлекательность анекдотизма Йокаи и грустную насмешливость Миксата, заменил их злободневностью, приведшей в его творчестве к политизации анекдота.

Выход в свет "7 крайцаров" положил начало дружбе Морица с Ади. При большой разнице отправных позиций, мировоззренческих подходов, темпераментов многое роднило их творчество. Поэзию Ади и прозу морица при всем их внешнем различии объединяла общность реалистического мировосприятия и стремление к социальному анализу. И Ади и Мориц по-разному отражали в своем творчестве неизбежность граядущих преобразований, и после смерти Ади в 1919 голу именно Мориц продолжил начатую поэтом демократическую линию венгерской литературы.

Сила психологизма Морица могла в то время проявиться именно в живописном, напряжанно драматическом повествовании, как это видно из рассказа "Р крайцаров". Эта особенность обусловила также многие достоинства и недостатки его первого романа "Золото в грязи" /1910/, В заглавии нам видится пере-

Х//Россиянов O.K. Реализм в венгерской литературе на рубЯве ХН-ХХ веков. Москва, Наука, 1983, с. 141.

кличка со сборником стихотворений Ади "Кровь и золото". По-венгерски эти названия сближаются даже ритмически :"Багагапу" 'Уег ёа агату Исследователь встречается здесь с чисто романтической тенденцией к заострению ситуаций, которая сочетается в творчестве Морица с элементами натурализма. Это явление характерно не только, для венгерской литературы. Натурализм XIX века, например, схожим с романтиками образом рассматривает наследственность как роковое начало, фатально влияющее на судьбу человека /см. н-р, драму Гауптмлна "Перед заходом солнца"/.

В этом ройане Мориц впервые начинает раздумывать над последствиями многовекового конфликта крестьян и господ. Эта тема будет отныне присутствовать в венгерской литературе на протяжении нескольких десятилетий* Разине художники будут ре-шеть ее по-разному, но поколение "народных писателей" 30-х годов сделает ее основной для себя, и сам Мориц не расстанется с ней до конца СЕоей жизни.

В другом романе Морица, "Захолустье" /19.ТГ/, проблема провинциальности, застойности венгерской действительности решается на ином материала: в центре произведения находится изображение жизни провинциального города. В этом произведении автор использует оригинальный минус-прием: постоянное обыгрывание сгоста "Мадам Бовари" Флобера обманывает ожидание читателя - трагической развязви так и не происходит. Тем самым еще более впечатляющей становится атмосфера косности, неподвижности венгерского общества, его враждебность любой гуманной деятельности. Строящийся на чисто любовной интриге /что подчеркивается реминисценциями из Флобера/ роман приобретает острое политическое звучание.

Если в первом параграфе первой главы мн рассматривали творчество Э.Ади как импульс для развития новой венгерской

литературы, то далее отмечается, что с образованием журнала

"Нюгат", с обретением поэтом реального круга единомншленни-

-гаков, друзей, соратников он и сам стал испытывать воздействие формирующейся вокруг него литературы. На этом этапе можно говорить о взаимовлиянии поэтов и прозаиков грулпы "Нюгат" друг на друга, о взаимном обогащении их взглядов, мыслей, опыта.

В этой связи анализируется эволюция мессианского мотива у Ади и проводится параллель в развитии этого мотива у Ади и Гейне.

Одним из первых литераторов, на чье творчество Ади обратил внимание еще до образования "Нюгата", был Д.Костолани. С нашей точки зрения, его произведения, относящиеся к 20-30-м годам, полностью лежат в русле реализма, но реализма нового, реализма XX века. Это особенно очевидно, если сравнивать произведения Костолани и Морица. Творчество Морица - пример трансформации критического реализма XIX века в начале нашего столетия; творчество Костолани - пример того, как реализм усваивает достижения других направлений. Смешение этих линий дает необычные, иногда парадоксальные результаты, которые делают венгерскую литературу начала века чрезвычайно интересной как для художественного восприятия, так и для изучения.

Творчество Костолани до 1914 года рассматривается в венгерском литературоведении как декадентское. С нашей точки зрения, именно в это время в его творчестве происходила интенсивная подготовка к качественному перелому. Вылившаяся к 20-м годам в стройную своеобразную систему, сплавленную чеканным, отточенным стилем, поэтика прозы и поэзии Костолани 1908-1914 гг. представляет собой еще достаточно разнородный конгломерат. Наилучшим образом проявилась в нем прежде всего богатая фантазия литератора, расцвечивающая как мрачные, пронизанные мотивом смерти стихотворения, так и прозрачную поэзию "Жалоб бедного ребенка" /1910/. В перспективе последующего творчества Костолани эти произведения представляют собой, вероятно, скорее пробу пера, причем в первую очередь это относится к его прозе; недаром А.Серб сравнивает поэзию его первого пери-

- 11 - т/

ода o новеллистическим мастерством Д.Оомори и Д.Круди ' .

На примере творчества последнего в диссертации дается характеристика импрессионистического течения в венгерской литературе. Не нашедшее ярко выраженного развития в дальнейшем, это течение было чрезвычайно заметным в первые десятилетия века и, естественно, оказывало на прозу и поэзию одинаково большое влияние. Много общего проза Круди имеет с творчест- • вом Костолани ГО-х годов /обоих больше интересует в изображении жизни общее впечатление от нее, фон/, йсобый же интерес для данной работы представляет проблема соотношения прозы Круди и Морица, так как в ней, этой проблеме, преломились разные стороны развития наследия К.Миксата в венгерской литературе XX века '. При повышенном внимании практически к одним и тем же темам коренное различие их позиций заключается в том, что Мориц исходит из наобходимости изменения жизни, Круди же демонстрирует свое внутреннее родство с героями его произведений.

Сравнительный анализ творчества Морица и Круди позволяет продемонстрировать параллельное существование в венгерской литературе начала XX века реалистических и неоромантических тенденций. Причем между этими тенденциями не было "литературной борьбы". "Нюгат", как правило, публиковал и произведения этих литераторов и первые критические отклики на них^'„ Тем самым еще раз высвечивается исключительная роль этого журнала в формировании новой венгерской литературы.

Особое место в истории венгерской литературы интересующего нас периода занимает фигура Михая Бабича - poeta doctus, как его принято называть в венгерском литературоведении. Для

^Szerb A. Magyar irodalomtorténet, Bp, Athenaeum,1978,51б-522о. ^Szabolcsi M. Világirodalom a 20. században. Bp, Gondolât, 1987, 97 о.

5/CM.H-pSzép E. Szindbâd // Nyugat, 1911.1, 905-906 o.

прозы и поэзии молодого Бабича характерна постоянная игра со стилем, использование литературных канонов разных эпох, их переосмысление. С нашей точки зрения, наиболее наглядным примером литературных влияний, испытанных Бабичем, является его повесть "Калиф-аист" /1913/. Анализируя в этой повести реминисценции из "Тысячи и одной ночи", В.Гауфа, Э.Т.А.Гофмана, Э.По, О.Уайльда, мы приходим к выводу, что особенно важна здесь открытая центонность произведения. Кроме всего прочего, на этом примере мы разбираем одну из характерных черт новой венгерской литературы - самоощущение себя как равной в общеевропейском литературном процессе.

Таким образом, можно сказать, что процесс формирования венгерской национальной литературы привел к образованию своеобразной системы, органично вошедшей в общую систему европейского литературного процесса. Это развитие характеризовалось не только освоением новых приемов, стилей, т.е. формированием новой поэтики, но и новым самосознанием. Формальные новшества сочетались с новыми проблемами, темами, вопросами, питающими литературное сознание. Дальнейшее драматическое развитие мировой истории вообще и венгерской истории в частности углубил поиски в этих направлениях, заставило многих литераторов во многом пересмотреть свои прежние воззрения. Но опыт, приобретенный ими на первом этапе становления новой венгерской литературы, не пропал даром - он помог уверенно идти дальше, искать ответы на вопросы, которые поставило перед человечеством наше столетие.

Вторая глава "Развитие венгерской литературы с 1914 до начала 20- х годов" открывается параграфом, анализирующим состояние венгерской литературы во время первой мировой войны, которая оправдала мрачные предчувствия, охватившие европейскую творческую интеллигенцию на рубеже XIX- XX веков.

Сложное переплатение в творчестве Ади этих лет мотивов надежды и безнадежности, пророка одинокого и пророка, окру-

тем не менее во многом была близка поэзии Ада, Бабича, Тота '.

Второй параграф начинается с анализа творчества Морица 1Э19 - начала 20-х гг., которое не только в художественной, но и в публицистической своей части показательно с точки зрения развития некоторых тенденций, присущих венгерской литературе последующих десятилетий. Многочисленные репортажи Морица, написанные в этот период, оказали сильное влияние на художественную прозу. В это время в творчестве Морица сформировался ряд черт, способствовавших в дальнейшем развитию некоторых социографических особенностей прозы самого Морица и особенно формированию жанра социографии в венгерской литературе. Это тем более важно, что социография занимает большое место в венгерской литературе, начиная с 30-х гг. и до самого последнего времени, 'менно поэтому мы подробно останавливаемся на проблеме соотношения творчества Морица с этим жанром и стараемся показать, как некоторые тенденции обновления венгерской литературы, начавшиеся с 900-х годов, переходят в литературу более, поздних периодов, во многом определяя ее развитие.

Совсем по другому пути развивалось в 20-е гг. творчество Д.Костолани. Сравнивая развитие мировоззренческих позиций Морица, Бабича и Костолани, мы приходим к выводу, что при всем их различии они объединены общим чувством ответственности за все происходящее в мире, которое мы определяем /в соответствии с терминологией того времени/ как комплекс вины интеллигенции. исобое внимание уделяется анализу романа Костолани "Нерон, кровавый поэт" /1923/, который стал первой серьезной-ступенью на подходе художника к проблеме нравственности, которая в его сознании неотделима от проблем искусства. На первый план .снова выходит сопоставительный анализ. С одной стороны, роман Костолани тесно связан с творчеством Т.Манна. Костолани уже в нача-

1Vang G. Nyugat Ьв avantgarde // Mégis gyoztes, mêgis ûj 6s magyar. Bp, Akad&miai kiadô, 1980, 240-271 o.

-теле 20-х гг. уловил и подхватил манновскую тенденцию перехода от сюжетов национальных к общечеловеческим, мифологическим. С другой стороны, роман демонстрирует отказ венгерского литератора от собственной теории периода декадентства; делящей человечество на homo aestheticus и homo moralis. В основе своей эта теория близка О.Уайльду, отстаивая нравственный релятивизм. В диссертации проводятся условное деление исторической прозы первой половины XX века на два типа: "ианновский" и "фейхтвангеровский". Одно из основных отличий между ними состоит в том, что проза первого типа ищет в исторических событиях некую вечную модель, сродни мифу. Другой же пласт использует исторический материал для более или менее непосредственного соотнесения с настоящим, для завуалированного изображения современности.

Если роман "Нерон, кровавый поэт" Костолани мы относим к манновской линии исторической прозы, то исторические произведения Д.Круди 20-х годов типологически сближаются с фейхтван-геровским направлением. Попытка выработать свою историческую концепцию в романе "Мохач", прямые сопоставления прошлого и настоящего сближают его даже с прозой Ыорица, так ток,.рассуждая о ходе исторического развития, этот писатель, подчеркнуто далекий от общественной жизни, начинает поднимать социальные вопросы.

Вторая глава завершается характеристикой творчества М„ Бабича в 20-е гг. Этот выбор не случаен: именно Бабич становится с 2920г., вплоть до своей кончины в 1941-м, едва ли не центральной фигурой в венгерской литературе. Венгерские исследователи отмечают его отказ в этот период от элементов стиля сецвссион, усиление реалистических элементов"'-'. Мы прослеживаем в его поэзии и прозе 20-х гг. тенденцию использования сугубо реалистических приемов для выражения глубоко сим-

Raba Gy. Babits Mihaly koltSszete, Bp, Szepirodalmi konyvfci ado, 1981; IllySs fty. Babits Kihaly // NyuGat, 192?,IX, 375 о

волического содержания. Столь же характерно для творчества Бабича указанного периода обращение к проблемам нравственности, к социальным вопросам.

В "Заключении" подводятся итоги работы и делаются следующие вывода:

Г/ Обращение представителей обновляющейся венгерской литературы к национальным.традициям было во многом сопряжено с их протестом против т.н. народно-национального направления, благодаря чему стало возможным новое прочтение классиков венгерской литературы. При этом поэзия Петефи послужила основой для линии венгерской литературы, условно обозначенной нами как "романтическая'Ч творчество же Араня во многом способствовало развитию реалистических тенденций. Развивалась, видоизменяясь, традиция анекдотиама, прослеженная нами на примере творчества Я.Морица.

2/ Чрезвычайно важной представляется роль журнала "Нюгат"' в процессе обновления венгерской литературы. Именно этот орган оказался не только способным сплоти ть всех выдающихся представителей художественной интеллигенции Венгрии на первом этапе этого процесса, но и в дальнейшем, вплоть до 1941 года, оставаться главным форумом наиболее прогрессивных литераторов. Ярчайпгае представители т.н. "золотой поры" этого журнала на утратили своего значения и для следующих поколений. Как их творчество, так и их литературно-организаторская деятельность оказали сильное влияние на все дальнейшее развитие венгерской литературы.

3/ Знаком начала новой эпохи, импульсом к интенсивному развитию процесса обновления венгерской литературы стало творчество Э.Ади, которое стало объединяющим звеном для всех представителей новой венгерской литературы. Будучи тесно связано с явлениями неоромантизма в европейской литературе, наследие Ади тем не менее явилось стимулом и для развития реалистического направления в венгерской литературе.

- 18 -

4/ Сознательная установка на вхождение венгерской литературы в общий контекст мирового литературного развития явля ется, с нашей точки зрения, одной из важнейших характеристм ее обновления. Лишь обозначив связи творчества Ади с западне европейской поэзией /это явление достаточно подробно исследс вано/, мы сконцентрировали внимание на развитии этой тенденции в творчестве М.Бабича и Д.Костолани. В сочетании с аналк зом програмных установок журнала "Нюгат" исследование их тве чества в этом аспекте дает основание утверждать, что венгерская литература в интересующий нас период ощутила себя част! европейской литературы.

Б/ Особое место в новой венгерской литературе занимает сложное переплетение романтической и реалистической линий ее развития, что показано на примере анализа некоторых явлений в творчестве Ади, Бабича, Костолани, Круди.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Illyêst orom olvasni // Faklya, 1980, N 5.

2. Проблемы реализма в советском и венгерском литературоведении 20-х гг. XX века // Историография и источниковедение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Москва,1986

3. Становление венгерского марксистского литературоведения в начале XX века // Славяноведение и балканистика в странах западной Европы и США. Москва, 1989.

4. Творчество Ж.Морица и жанр социографии в венгерской литературе // Реализм в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Москва, 1989.

5. Архитектура стиля свцессион и некоторые вопросы венгерско поэзии начала XX века // На рубеже векш. Москва, 1989«

6. Рецензия на книгу: Mba Gy. Kihàly Babits koltésaete. Budapest, Gondolât, 1981. // Современная художественная литература за рубежом, 1983, № 3.

7. Рецензия на книгу: Россиянов O.K. Реализм в венгерской

литературе рубежа XIX-XX веков. Москва, 1983// Вопросы жтературы, 1984, № 7.