автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Зинаида Райх - актриса Всеволода Эмильевича Мейерхольда

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Коваева, Анна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Зинаида Райх - актриса Всеволода Эмильевича Мейерхольда'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Зинаида Райх - актриса Всеволода Эмильевича Мейерхольда"

005060181

На правах рукописи

КОВАЕВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

ЗИНАИДА РАЙХ - АКТРИСА ВСЕВОЛОДА ЭМИЛЬЕВИЧА

МЕЙЕРХОЛЬДА (К проблеме создания научно-документированной актёрской биографии)

Специальность — искусствоведение 17.00.01 - театральное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

МОСКВА

2013

3 О МАЙ 2013

005060181

Диссертация выполнена на Кафедре истории театра России Российского университета театрального искусства - ГИТИС

Научный руководитель:

Литаврина Марина Геннадиевна доктор искусствоведения, профессор Официальные оппоненты: Колязин Владимир Федорович

доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Государственный Институт Искусствознания Министерства культуры Российской Федерации

Петрова Ольга Геннадиевна

кандидат искусствоведения, профессор Российский Государственный Гуманитарный Университет Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский Государственный Театральный институт»

Защита состоится <¿-5* ШО-Ы- 2013 года в на заседании

диссертационного совета Д 210.013.01 по присуждению учёной степени кандидата искусствоведения Российского университета театрального искусства - ГИТИС (125009, г. Москва, Малый Кисловский пер., д. 6)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского университета театрального искусства - ГИТИС Автореферат разослан сх^У ^-¿¿-¿¿Д, 2013 года

Учёный секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор Ястребов А. Л.

Актуальность диссертационного исследования.

Имя Зинаиды Николаевны Райх (1894 - 1939) неразрывно связано с историей театра Мейерхольда. «Лес» (1924 г.), «Ревизор» (1926 г.), «Дама с камелиями» (1934 г.) - данные постановки, являясь крупнейшими достижениями режиссёрского театра, и сегодня остаются классическим материалом, на котором воспитываются новые поколения отечественных мастеров сцены. Центральные роли в этих созданиях Всеволода Эмильевича Мейерхольда исполняла Зинаида Райх. Сам режиссёр ставил её на первое место среди всех своих учеников. Об этом свидетельствует биограф Мейерхольда А. К. Гладков: «Я спросил как-то раз В. Э. Мейерхольда, кого он считает своими настоящими учениками. Он ответил без секунды раздумья: Зинаиду Райх!»1. Спектакли с участием актрисы часто вызывали в театральных кругах широкие дискуссии, но современникам-театралам было очевидно: с момента появления Зинаиды Райх в жизни и творчестве Мейерхольда спектакли ГосТиМа заметно меняются.

При всех противоречиях личности и возможном разбросе ее оценок (одни считали ее музой Мастера, другие, коих большинство, -его злым гением) Зинаида Райх была неотъемлемой частью творческого мира Всеволода Мейерхольда советской эпохи, поэтому в научном исследовании театра Мейерхольда как явления обойти её или рассматривать только в качестве «жены мастера» невозможно. Райх была не просто актрисой, но активным сподвижником Мейерхольда в театральном деле. С ней связана режиссёрская идеология спектаклей Мастера 20-30-х годов, его художественное видение, отдельные композиционные решения и репертуарная политика в целом. Эту мысль подчеркивает и первый биограф режиссёра Н. Д. Волков2.

Правомерно возникает вопрос: состоялась ли 3. Н. Райх как профессиональная актриса, удалось ли ей овладеть актёрской

' Гладков А. К. Мейерхольд. - М., 1990. - Т. 2, С. 252.

2 Волков Н. Д. Театральные вечера. - М., 1966.

системой Мейерхольда? Этот вопрос представляется принципиальным: в обыденной практике доминировало скептическое отношение к ее актерским возможностям, выражались сомнения в ее творческой самостоятельности. Тем более значительным представляется создание научно-документированной биографии актрисы, которая в 20-30-е гг. стала лицом Театра Мейерхольда. Исследуя творчество 3. Н. Райх, восстанавливая мизансцены спектаклей и проводя реконструкцию театральных работ, где она была задействована, историк театра может понять многие мотивы поступков самого Вс. Э. Мейерхольда. Это открывает иные перспективы рассмотрения эволюции его режиссёрского искусства советского периода. В постановках позднего Мейерхольда отчётливо прослеживается стремление все дальше отходить от системы биомеханики к более объемному реализму через пластический рисунок. В театре Мейерхольда указанного периода меняется стратегия актёра, подход к работе с ним. Отсюда вытекает актуальность данной диссертационной работы, направленной на детальное, документально подтверждённое воссоздание творческого пути актрисы Всеволода Эмильевича Мейерхольда — Зинаиды Райх, целостный актерский портрет которой в театроведении доныне отсутствовал.

Степень изученности проблемы.

Отношение к Зинаиде Райх в отечественной театральной культуре неоднозначно. Упоминания свидетелей и специалистов о ней делятся на две категории. Одни считают, что Райх сыграла негативную роль в жизни и творчестве Мейерхольда. Другие, наоборот, стремятся разобраться в сложившейся ситуации и объективно взглянуть на проблему и творчество Зинаиды Райх.

В литературе имя Зинаиды Райх упоминается, прежде всего, мемуаристами и биографами С. А. Есенина и Вс. Э. Мейерхольда.

Образ актрисы в этих работах предстаёт весьма субъективным, так как строится либо на личном восприятии, либо на старых мемуарных источниках, которым не чужда предвзятость и фактические ошибки. Документальных материалов, новых архивных свидетельств в отношении Райх большинство исследователей практически не приводят, а значит, публикации не обладают необходимой сегодня научной достоверностью. Образ Райх связан с целым рядом мифов и легенд, возникновению которых способствовала общественная обстановка последних лет жизни семьи Мейерхольда-Райх и трагический конец этой пары. При создании научной биографии актрисы необходима тщательная и всесторонняя верификация фактов, отделение их от вымысла. Мнение о негативной роли Райх в жизни Мастера заставляло усомниться в вещах и сугубо творческих, профессиональных. Сложился миф, что Зинаида Райх была непрофессиональной, «профнепригодной» актрисой, из-за чего признания при жизни так и не получила. Фигура актрисы оказалась вне театроведческого контекста и осталась до конца не реабилитированной в театральной среде.

Одним из первых, кто заговорил о проблеме исследования творчества 3. Н. Райх и особенностях ее актёрского стиля был Илья Эренбург. В беседе с Л. С. Рудневой он пророчествовал: «О Мейерхольде теперь будут писать, хотя ещё наврут и напутают. Но нужда в правде о нём будет возрастать. Но кто расскажет о ней -актрисе редкого дарования, его друге, жене?!.»3. В театроведении интерес к Мейерхольду давно перерос рамки интереса к конкретному деятелю театрального искусства и вылился в целое явление, направление мирового научного масштаба. А детальное, всестороннее осмысление творчества 3. Н. Райх в современной науке отсутствует.

3 Руднева Л. С. Зинаида Райх // Театр. - №1. - 1989, С. 121

Взглянуть на Зинаиду Райх с театроведческой точки зрения впервые попытался выдающийся исследователь творчества Мейерхольда К. Л. Рудницкий. Статью, «Зинаида Райх», которая после первой публикации 1987-ого года в журнале «Театральная жизнь» осталась практически без внимания, ее автор включил в сборник «Любимцы публики»4, изданный посмертно. Имя Зинаиды Райх было поставлено в один ряд с такими прославленными мастерами сцены, как, например, Александр Вертинский, Анатолий Кторов, Вера Марецкая и др. Своим авторитетом учёного К. Л. Рудницкий сообщил данному предмету исследования научную легитимность, раскрыв совершенно иной, незнакомый до этого образ Зинаиды Райх. Но работа крупного мейерхольдоведа XX столетия не учитывала многих архивных источников, которые стали известны только некоторое время спустя.

Серьезная научная работа по сохранению и изучению творческого наследия Вс. Э. Мейерхольда и его актрисы - Зинаиды Райх ведется в московском Музее Мейерхольда5. Например, с 1 сентября 2005 года по 1 сентября 2007 года здесь была развернута экспозиция «Мейерхольд. Пространство любви». Большая часть предметов, фотографий, документов, писем, представленных на выставке, принадлежали Зинаиде Райх. Эскизы, детали костюмов и реквизит спектаклей ГосТиМа впервые столь подробно и наглядно рассказывали посетителям об актёрской карьере хозяйки этого дома. Параллельно на центральном телевидении вышел целый ряд программ о 3. Н. Райх. В основном они касались её биографии, муссировалась тема взаимоотношений с Сергеем Есениным и Всеволодом Мейерхольдом. В последнее время всё больше привлекает внимание

4 Рудницкий К. Л. Любимцы публики. - Киев, 1990

5 Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда, Филиал Государственного Центрального Театрального Музея им. А. А. Бахрушина, Брюсов переулок, дом 12. Директор -Макерова Н. Ф.

тема трагической гибели актрисы; до сих пор обстоятельства её насильственной смерти официально не расследованы, не прояснены окончательно.

Сегодня общественный интерес к личности актрисы возрастает, но обращение к ней писателей, биографов, историков театра, кинорежиссеров по-прежнему чаще строится на обстоятельствах личной жизни актрисы, её непростых взаимоотношениях с коллегами, известными личностями 20-х гг. — анализ ее сценического творчества из оптики выпадает. Так в книге-биографии С. С. и Ст. Ю. Куняевых6 3. Н. Райх предстаёт однозначно негативной личностью, которая мешала развиваться таланту поэта Сергея Есенина.

Новая книга писателя Ольги Кучкиной называется «Зинаида Райх. Рок. Роман-биография»7. Работа основана на известных мемуарах современников актрисы. Талантливо написанная книга лишена научного аппарата, беллетристична, - не случайно в названии фигурирует слово «роман». Автор не ставила перед собой задачи всесторонне проанализировать и раскрыть профессиональный путь Райх-актрисы, вот почему этот литературный труд не дает ответов на многие вопросы, которые касаются сценического мастерства Зинаиды Райх, ее карьеры, и лишь закрепляет общие устоявшиеся положения.

Несмотря на укрепляющийся интерес к 3. Н. Райх, в истории советского театра до сих пор отсутствует подробный анализ эволюции её как личности и детальный актёрский портрет. Именно этот пробел диссертант попытался восполнить в данном исследовании.

Объекгг исследования — жизнь и профессиональная биография Зинаиды Николаевны Райх (1894 - 1939).

Предмет исследования - эволюция личности и своеобразие творчества Зинаиды Райх - актрисы Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

6 Куняев Ст. Ю., Куняев С. С. Сергей Есенин. - М., 2007

7 Кучкина О. А. Зинаида Райх. Рок. Роман-биография. - М., 2011

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является создание целостного актёрского портрета 3. Н. Райх на основе научно обоснованной, подтверждённой архивными документами биографии актрисы.

Задачи диссертационной работы:

- воссоздать полную биографию актрисы, ввести в научный оборот новые документальные источники, позволяющие сопоставить факты творческой биографии З.Н. Райх, отделить их от мифов, сложившихся в театральной среде;

- проследить эволюцию творчества актрисы Зинаиды Райх, поставив его в контекст театрального процесса 20-30-х годов XX века;

- определить отличительные особенности актёрского стиля 3. Н. Райх, выявив ключевые способы построения её сценических образов;

сопоставить точки зрения на творчество актрисы, зафиксированные в советской и зарубежной критике, провести их сравнительный анализ;

- определить место 3. Н. Райх в творчестве Вс. Э. Мейерхольда советского периода и деятельности ТиМа в целом.

Хронологические рамки исследования определены 1894 годом - годом рождения 3. Н. Райх, и 1939 годом - годом трагической гибели актрисы.

Методологическую основу исследования составляют в первую очередь принципы научной биографики8, проверка мифов документальными фактами из архивных источников. Подобный подход, с успехом реализованный в научных опытах таких театроведов разных поколений, как, например, Н.Д. Волков, К. Л. Рудницкий, М. И. Туровская, М. Г. Литаврина, позволяет

8 Рудницкий К. Л. Мейерхольд. - М., 1981; Рудницкий К. Л. Режиссёр Мейерхольд. - М„ 1969; Мацкин А. П. Орленев. - М., 1977; Туровская М. И. Бабанова: легенда и биография. - М., 1981; Литаврина М. Г. Яворская, беззаконная комета. -М., 2008

рассматривать творческую биографию Зинаиды Райх в русле театрального процесса 20 - 30-х годов XX века, тесно связанного со своим политическим и социальным временем, жизненным контекстом, историей страны в целом.

В работе используются как описательный, хронологический, так и историко-функциональный метод, нашедший отражение в новых трудах, посвященных всестороннему осмыслению социально-политических и художественных процессов XX столетия9.

В исследовании применялись фундаментальные театроведческие методики реконструкции постановок, фиксации и анализа актёрской игры. Именно методологический подход П. А. Маркова, отмечавшего, что при создании профессионального портрета актёра необходимо фиксировать: «1) общий технический и ритмический рисунок роли; 2) отдельные технические приёмы исполнения»10, был взят за основу при воссоздании актерского портрета Зинаиды Райх. Для раскрытия технической базы созданных актрисой образов используются экземпляры сценического текста с пометками самих актёров и записями режиссёра, содержащие подробную разработку рисунка роли. Приводятся также (в том числе никогда не публиковавшиеся) иконографические, иллюстративные материалы спектаклей из собраний отечественных архивов. Фотографии актрисы в ролях помогли впервые воссоздать «телесный костюм» образов Зинаиды Райх, то есть в работе применен и театрально-антропологический метод, к которому обращались в последние десятилетия В.А.

9 Театр и драматургия советского периода // История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века. - М., 2009. С.555-563; Золотницкий Д. И. Мейерхольд. Роман с советской властью. - М., 1999; Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953. - М., 1999; Соколов Б. В. Сталин, Булгаков, Мейерхольд. - М„ 2004; Жидков В. С. Театр и власть. 1917 - 1927. - М., 2003

10 Марков П. А. Фиксация актёрской игры // Театральная критика: история и теория.-М„ 1989, С. 261.

Подорога, Б.И. Зингерман, О.Булгакова11. Для реконструкции постановок ГосТиМа, воссоздания режиссерских мизансцен принципиальны труды театроведов В. А. Максимовой12, В. В. Гудковой13. Большое значение имели комментированные публикации режиссерских экземпляров Мейерхольда в 1990-е гг.

В работе используются различные теоретические уровни познания, в частности, аналитический, что позволило диссертанту проследить перемену в подходе Вс. Э. Мейерхольда к работе с актёрами, эволюцию репетиционного процесса в ГосТиМе в 20-30-е годы XX века. Характер исследования не позволяет обойти вниманием аналитические труды Б. В. Алперса14 и А. А. Гвоздева15. Для диссертанта это принципиальные научные публикации, в которых зафиксирован технический рисунок актрисы в ролях. В них отчётливо прослежена эволюция не только режиссёрского искусства Мейерхольда, но и его актёрской методологии, от жесткой рационалистичности биомеханики к более широкому сценическому реализму, через опыт социальной маски - к новым принципам пластического рисунка роли. Эта мысль доказательно прописана у Б. В. Алперса, пришедшего к выводу о том, что актёр-импровизатор на сцене ГосТиМа со временем уступает место мастеру живописной мизансцены-позы и «декоративной паузы» в игре. Также учитывались труды целого ряда современных авторов, занимающихся изучением творчества Вс.Э. Мейерхольда16.

11 Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. -М., 1995; Зингерман Б. И. Классика и советская режиссура 20-х годов. // В поисках реалистической образности. - М., 1981; Булгакова О. Фабрика жестов. -М„ 2005

12 Максимова В. А. 33 эпизода «Леса» // В поисках реалистической образности. — М„ 1981

13 Гудкова В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний». - М., 2002

14 Алперс Б. В. Театр социальной маски. - М. - Л., 1931.

15 Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. - Л., 1927.

16 Песочинский Н. В. Русское актёрское искусство XX века. - С.-П., 1992; Берёзкин В. И. Советская сценография 1917 - 1941. - М., 1990; Сергеев А. В.

Наряду со специфическими театроведческими методами в работе применялись и общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, интерпретация, аналогия. Вся методология была направлена на реализацию главной задачи данной научной работы -критического рассмотрения доныне сложившегося портрета Зинаиды Райх и восстановление полной, документально выверенной творческой биографии актрисы. В соответствии с принципом историзма материал изложен в хронологическом порядке.

Источниковая база исследования.

Исходя из целей и задач данного исследования, в работе использованы следующие группы источников:

1. Материалы архивов и архивных фондов музеев.

2. Опубликованные материалы и документы по истории ГосТиМа и творчеству Мейерхольда в целом.

3. Периодическая печать - российская и зарубежная.

4. Эпистолярные источники.

5. Мемуарная литература.

Материалы архивов и архивных фондов музеев

Большую часть источников составляют архивные материалы. В Фонде Вс. Э. Мейерхольда (РГАЛИ, Фонд №998)17 обнаружены документы, которые раскрывают работу 3. Н. Райх над образом, наглядно показывают, какое место она занимала во всей композиции мейерхольдовского спектакля. Здесь также хранятся письма, договоры и протоколы, характеризующие гастрольную и репертуарную политику ГосТиМа. Одна из особо ценных находок — отзыв критика

Циркизация театра. - С.-П., 2009; Щербаков В. А. Мейерхольд, режиссура в перспективе века. - М., 2001; Купцова О. Н. Из переписки (1926 - 1933) Вс. Э. Мейерхольда // Диалог писателей: Из истории русско-французских литературных связей XX века 1920-1970. -М., 2002

17 Российский Государственный Архив Литературы и Искусства.

Картера Хентли об исполнении Райх роли Маргерит Готье («Дама с камелиями»)18, ранее никогда не публиковавшийся в нашей стране.

В Фонде ГосТиМа (ф. 963) изучены собрания стенограмм репетиций, диспутов, докладов, режиссёрские заметки к спектаклям, экземпляры текстов ролей с пометками актёров, монтировочные карточки, описи костюмов и реквизита, коллекции рецензий, отзывов и писем, фотографии, карикатуры, шаржи, а также личное дело актрисы 3. Н. Райх. Документы, касающиеся репетиционного периода постановок, хранятся в фондах режиссёров-лаборантов ГосТиМа: Н. А. Басилова, M. М. Коренева и П. В. Цетнеровича10. Большая коллекция рецензий из советской прессы о театре Мейерхольда собрана в Фонде А. В. Февральского20.

Безусловный интерес представляет неопубликованная статья «О Зинаиде Райх» Виктора Ардова21, занимавшего в театре должность администратора. Он попытался взглянуть на проблему непредвзято. Симптоматично, что его рукопись датирована 1960-ми гг. Примерно в это же время обращается к жанру мемуаров актёр M. М. Штраух22. Из 61 листа своей рукописи 11 он посвящает актрисе. В 1993-м году мемуары увидят свет в журнале «Искусство кино» (№5). Актёр рассказывает о своей работе с Райх в спектакле «Баня», но не приводит анализа её игры; даются лишь общие характеристики.

В целом ряде архивов - Центральном Архиве города Москвы (ЦАГМ), Центральном Московском Архиве-музее личных собраний (ЦМАМЛС), Центральном Архиве Документальных Коллекций Москвы (ЦАДКМ), Центральном Историческом Архиве Москвы (ЦИАМ) - удалось найти вырезки из газет с материалами о спектаклях

18 РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Картер Хентли. Отзыв об исполнении 3. Н. Райх роли Маргерит Готье («Дама с камелиями»). Ф. 998, on. 1, ед. хр. 3749

19 РГАЛИ. Ф.2385, Ф.1476, Ф.2411

20 РГАЛИ. Ф.2437

21 РГАЛИ. Ардов В. Е. О Зинаиде Райх, воспоминания. Ф. 1822, on. 1, ед. хр. 155, 160

22 РГАЛИ. Штраух M. М. Проблема Зинаиды Райх. Ф. 2758, on. 1, ед. хр. 700

ГосТиМа (например, ЦАДКМ, Личный Фонд Дм. Скворцова, Ф. №1883). В диссертации используются также финансовые документы и отчёты о работе театра, протоколы ликвидационной комиссии (в частности, Годовой финансовый план Театра им Вс. Мейерхольда на 1937 г., 1938 г. - ЦАГМ, Ф. №2007). Эти документы позволили проследить репертуарную политику театра 30-х гг. и выявить курс, по которому он двигался и намеревался двигаться дальше, пока не был закрыт (1938 г.).

В фондах Государственного Театрального Музея им. А. А. Бахрушина отражен гастрольный период ГосТиМа. Здесь хранится большая подборка рецензий зарубежной прессы на французском и немецком языках23. В Пензенском доме-музее Вс. Э. Мейерхольда не удалось обнаружить каких-либо дополнительных документов или фотографий, связанных с творчеством и жизнью актрисы.

Помимо указанных источников, в работе использованы опубликованные материалы и документы по истории ГосТиМа.

В 1968-м впервые увидят свет многие автотексты Вс. Э. Мейерхольда - тезисы, доклады, письма24. Наряду с упомянутым выше актерским портретом Райх К. Л. Рудницкого стоит напомнить ещё одну статью — «Зинаида Райх» Л. С. Рудневой, лично знавшей актрису25. Главная особенность этой работы - психологический портрет Райх как личности. В свою очередь А. П. Мацкин в книге «На темы Гоголя»26 даёт подробное описание «внутреннего образа» Анны Андреевны - Зинаиды Райх («Ревизор»).

Четвёртый выпуск альманаха «Мнемозина»27, в котором собраны документы, связанные с гастролями ГосТиМа в Берлине и Париже

23 ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Закрытые фонды.

24 Мейерхольд Вс. Э. Статьи, письма, речи, беседы. - М., 1968.

25 Руднева Л. С. Зинаида Райх. Творчество и судьба.//Театр. - №1. - 1989

26 Мацкин А. П. На темы Гоголя. - М., 1984.

27 Купцова О. Н. Мейерхольд и Франция// Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4. - М., 2009, С. 741-818

(1930 г.), существенно дополняет актёрский портрет Райх в зарубежной прессе. Часть материалов, откликов, статей и рецензий, связанных с гастролями театра Мейерхольда во Франции и Германии, опубликованы историком театра В. Ф. Колязиным28 в его монографии. Периодическая печать В работе использованы многочисленные журнальные и газетные публикации, связанные с творческой деятельности театра Мейерхольда, самого режиссёра и его актрисы Зинаиды Райх. Подборки рецензий на спектакли, статьи театральных критиков с 1924 по 1938 год хранятся в различных архивных фондах, о которых говорилось выше. Часть этих публикаций была включена в сборник

29

«Мейерхольд в русской театральной критике» . С помощью приведённых рецензий можно проследить эволюцию творческого пути Зинаиды Райх от дебютного спектакля «Лес» (1924 г.) к «Даме с камелиями» (1934 г.), являющейся своеобразным апофеозом, выдержанным экзаменом на артистическую зрелость. Проанализированная периодика раскрывает амплитуду отношения рецензентов-современников к личности актрисы, самому типу женщины, который она олицетворяла на сцене.

Эпистолярные источники Эпистолярные источники разделяются на две группы: опубликованные и неопубликованные. К опубликованным относятся -переписка 3. Н. Райх с Н. И. Подвойским30, К. А. Эрбергом31, М. А. Чеховым32, письма Т.С. Есениной к К. Л. Рудницкому33. Обращение к последнему источнику помогло раскрыть взаимоотношения Мастера и его ученицы, воссоздать хронику и уклад жизни семьи. Книга в свое

28 Колязин В. Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия. — М., 1998.

29 Мейерхольд в русской театральной критике. - М., 2000.

30 Письмо 3. Н. Райх Н. И. Подвойскому//Театр. - №7-8. - 1994.

31 Письмо 3. Н. Райх К. А. Эрбергу// Театр. - №7-8. - 1994.

32 Чехов М. А. Воспоминания. Письма. - М., 1986. — Т. 1.

33 Есенина Т. С. О Вс. Э. Мейерхольде и 3. Н. Райх. - М., 2005

время явилась настоящим откровением-свидетельством о жизни Мейерхольда и Райх. В издании «Вс.Э. Мейерхольд - Переписка» опубликованы письма режиссёра к 3. Н. Райх34. Уцелевшая часть эпистоляриев позволяет реконструировать трудную историю отношений актрисы с труппой, известными коллегами, выявить эстетические и общественные идеалы исследуемой личности.

Неопубликованные письма хранятся, главным образом, в фондах РГАЛИ и личных архивных фондах ГЦТМ им. А. А. Бахрушина35. Это переписка 3. Н. Райх с Н. Д. Волковым в период гастролей в Европе. Трудности театральной работы в конце 20-х — начале 30-х годов, нагнетание критической ситуации вокруг театра Мейерхольда ясно отражены в письмах Райх данному адресату. В этих лапидарных посланиях она предстаёт не полноправной примой театра, а наоборот, сомневающейся в себе начинающей актрисой, только доказывающей правомерность быть первой в ансамбле ГосТиМа. К своему творчеству она относится не без самокритики, что отражено в её письмах к С. М. Эйзенштейну36. 3. Н. Райх не вела дневников (их не удалось обнаружить ни в одном архиве), поэтому письма актрисы представляют особую ценность для раскрытия её личностных качеств.

Мемуарная литература

Особенностью данной работы является активное привлечение мемуарной литературы, дневников, записных книжек. Их можно разделить на две группы - одни связаны с периодом жизни Зинаиды Райх с Сергеем Есениным, т.е. времени «пред-творчества», другие - к жизни с Вс. Э. Мейерхольдом. К первой относятся воспоминания коллег и друзей Есенина (например, А. Б. Мариенгофа37). Ко второй

54 Мейерхольд Вс. Э. Переписка. -М., 1976

35 ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 166 - Вс. Э. Мейерхольд, Ф. 688 - Собрание материалов Государственного театра им. Вс. Мейерхольда, Ф. 468 - Волков Н. Д.

36 РГАЛИ. Эйзенштейн С. М. Письма Райх 3. Н. Эйзенштейну С. М. Ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 2062

37 Мариенгоф А. Б. Мой век, мои друзья и подруги. - М., 1990. С. 110

группе можно отнести мемуары учеников и актёров Вс. Э. Мейерхольда (например, Э. П. Гарина, М. И. Царёва38). В 1967 году (спустя двенадцать лет после реабилитации режиссёра), вышел мемуарный сборник «Встречи с Мейерхольдом».39 Актёрские воспоминания как правило противоречивы. С одной стороны, коллеги выражают скептическую точку зрения на продвижение актрисы в центр композиции спектакля, с другой — признают за Райх творческие способности и профессионализм. Ценность этих работ заключается в отражении уникального портрета актрисы глазами современников. В то же время необходимо учитывать, что мемуары являются субъективным источником и требуют сравнительного соотнесения с другими свидетельствами, что и было сделано в диссертации.

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что в ней представлена подробная творческая биография Зинаиды Райх, проверенная и подтвержденная документами-первоисточниками. Вводятся в научный обиход новые материалы, обнаруженные в архивах и не публиковавшиеся ранее. Впервые осуществлено комплексное театроведческое исследование творчества Зинаиды Райх, построенное на детальном анализе процесса работы актрисы над ролями в ТиМе. Тем самым сделана попытка вписать творчество 3. Н. Райх в режиссёрскую эволюцию Вс. Э. Мейерхольда и его театра, что прежде историками и теоретиками театра не предпринималось. Благодаря проведённому исследованию можно утверждать, что актриса 3. Н. Райх - законный предмет для театроведческого изучения, ее образы в спектаклях Вс. Э. Мейерхольда на московской сцене 20-х-30-х гг. - непреложный ФАКТ театральной летописи отечественного театра XX века.

38 Гарин Э. П. С Мейерхольдом. - М., 1974; Царёв М. И. Жизнь и творчество. -М., 1975

39 Встречи с Мейерхольдом. - М., 1967

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что на основе обширного материала, связанного с историей Театра им. Вс. Мейерхольда, игравшего в определенный период времени роль идейного и творческого центра современности, воссоздан научно обоснованный портрет актрисы 3. Н. Райх. Факты и выводы, представленные в работе, могут быть использованы в учебных и специальных курсах по истории отечественного театра, включены в различные научные библио-биографические, энциклопедические издания.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы нашли отражение в публикациях автора по теме диссертации и в докладах на аспирантских конференциях в Российском Университете Театрального Искусства — ГИТИС. Главы работы всесторонне обсуждались на заседаниях Кафедры истории театра России Российского Университета Театрального Искусства — ГИТИС. Диссертантом опубликованы три статьи о творчестве 3. Н. Райх (в том числе две — в изданиях, рекомендованных списком ВАК РФ).

На защиту выносятся следующие положения, отражающие главные выводы данного исследования:

- Зинаида Райх намеревалась стать режиссёром массового действа, для чего и поступила в мастерскую Вс. Э. Мейерхольда. Сделать Зинаиду Райх актрисой своего театра и героиней новой театральной эпохи задумал сам режиссёр;

- актриса успешно прошла школу мастерских Мейерхольда, профессионально овладела навыками биомеханики, обладала выразительной фактурой, но биомеханика являлась для неё лишь базовым инструментом для строения образов. Зинаида Райх в зрелую пору стала выразительницей пластического реализма режиссера;

- характерную черту натуры Зинаиды Райх - умение «солировать» - Мейерхольд эффектно использовал во всех постановках, где она была занята. Вместе с этим, актёрская сущность Райх была лишена дара импровизации, равно как и игровой стихии, поэтому её образы детально, почти «математически» выверялись режиссером с учетом индивидуальности актрисы;

- Зинаида Райх никогда не была «инструментом» политического агит-театра, ей была присуща ярко-выраженная женская органика;

- зарубежные гастроли ТИМа принесли настоящее признание Зинаиде Райх как актрисе. В отзывах иностранных рецензентов она предстаёт примой советского театра и подлинным зрелым мастером;

- единственным партнёром и надежным товарищем для Вс. Э. Мейерхольда с конца 1920-х гг. и до конца жизни в искусстве стала Зинаида Райх, в ней он видел олицетворение «своего» театра, в результате чего ТИМ в итоге превратился в театр одной актрисы.

Структура диссертации. Работа «Зинаида Райх - актриса Всеволода Эмильевича Мейерхольда (К проблеме научного документирования актёрской биографии)» состоит из введения, шести глав, заключения, библиографии и приложения. Приложение включает иллюстративные материалы, биографическую справку и репертуарную справку актерских работ 3. Н. Райх.

Основное содержание работы.

Во Введении определены актуальность и степень разработанности темы исследования, поставлена научная проблема, сформулированы методологические принципы диссертации, обоснована её научная новизна, теоретическое и практическое значение.

Глава 1. Начало пути: от мастерских к театру (1894 - 1924 гг.)

отражает основные этапы жизни Зинаиды Райх до встречи с Мейерхольдом. Её увлечение революционными идеями, участие в

политических кружках в годы учёбы, работа в редакции газеты «Дело народа», где она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Есениным, рождение двух детей и тяжёлая, перенесённая болезнь, -все эти события дают Райх характеристику героини с непростой судьбой. Во многих отношениях Зинаида Райх — действительно «новая женщина» революционной эпохи. В главе приводятся подлинные биографические документы Зинаиды Райх - свидетельство о рождении, аттестат, выписки из метрической книги, сведения о родителях, регистрации и расторжения брака с Есениным, личное дело студентки ГЭКТЕМАСа, рукописные работы Райх для мастерской Мейерхольда.

Заниматься театром всерьёз она не планировала. К Мейерхольду на курсы поступила, чтобы стать режиссёром массового действа, выбрав профессию, которая была в тот момент очень актуальна. К выходам на сцену относилась лишь как к этапу учебного процесса. (В доказательство приводятся опубликованные письма актрисы к Н. И. Подвойскому40 и неопубликованные - к С. М. Эйзенштейну41). В главе описаны годы учёбы Зинаиды Райх в театральной студии, куда она поступила довольно поздно, в 30 лет, на курсе выделялась своей зрелостью среди юных студентов. Приложение к главе содержит иконографический материал — свидетельствующие о динамике личности фотографии Зинаиды Райх, сделанные до поступления в мастерскую Мейерхольда (1917 г., 1919 г.) и после (1923 г., 1926 г.). Параллельно с учёбой она уже играет на сцене ГосТиМа. На фото 20 -30-х гг. предстаёт решительная, деловая и социально-активная женщина, а со снимков 1917-го и 1919-го гг. еще смотрит, казалось бы, совсем другой человек — лиричная, мягкая и утончённая натура.

40 Письма 3. Н. Райх Н. И. Подвойскому // Театр. - №7-8. - 1994.

41 РГАЛИ. Эйзенштейн С. М. Письма Райх 3. Н. Эйзенштейну С. М. Ф. 1923, оп. I, ед. хр. 2062

Мейерхольд умело обыгрывал субъективные данные Райх -обособленность и умение выделяться, они удачно направлялись им в центральное русло спектаклей. Его волевые решения, заложницей которых стала Райх, приводят её к сомнениям в актёрском призвании и неуверенности в своих артистических талантах. Лишь спустя несколько лет она сможет признать в себе профессиональную актрису (см. письмо З.Райх к К. А. Эрбергу42).

Глава 2: «Дебют 3. Н. Райх в роли Аксюши в спектакле Вс. Мейерхольда «Лес» посвящена её первому актёрскому выходу на сцену ТиМа. После премьеры становится ясно, что в ТиМе появилась принципиально новая актриса с индивидуальной техникой. В постановке Мейерхольд всячески выделял героиню, актуализировал и обособлял от других персонажей. Об этом свидетельствуют визуальные решения: например, на лице Аксюши не было яркого грима-маски, в отличие от других героев, и носила она простое насыщенного розового цвета платье. Остальные персонажи были «раскрашены» режиссёром в ядовитые цвета, имели красочные «знаковые» парики. Такой приём обоснован тем, что в новой постановке Мейерхольд смотрел на героев А.Н. Островского через призму «театра социальной маски». И единственным живым, не карикатурным персонажем в постановке оказалась Аксюша - 3. Райх.

Основной чертой характера героини было свободолюбие. Мейерхольд разбавил её текст дополнительными вставками и ремарками, подчёркивающими её волевую натуру. Недовольство угнетённым положением Аксюша проявляла в действии: грубо отталкивала Гурмыжскую и перебивала её ритмичными громкими ударами скалки о стол. Независимость героини выражалась и в смелых позах, в общем телесном поведении, свободе жестов. Внешне она не была отмечена печатью рабства, страха перед хозяевами жизни

42 Письма 3. Н. Райх К. А. Эрбергу // Театр. - №7-8. - 1994.

и стилистически была близка «девушкам в косынках» 20-х. Лирическая сцена на гигантских шагах влюблённых Аксюши и Петра показала «октябриста»-Мейерхольда режиссером-романтиком, склонным даже к мелодраматизму, чего ранее не наблюдалось.

Испытание «Лесом» актриса прошла и справилась с поставленной режиссёром задачей. Наряду с другими артистами (прежде всего, М. И. Бабановой - соперничество Марии Бабановой и Зинаиды Райх сразу же стало предметом пересудов и разногласий в театральной среде, что отражено в диссертации) Райх доказала свою способность к существованию в мейерхольдовских спектаклях, развитию и восприятию новых тенденций театра, менявшего концепцию актера.

Глава 3. Становление и развитие творческого пути актрисы 3. Н. Райх в Театре им. Вс. Мейерхольда: Анна Андреевна в спектакле «Ревизор» (1926 г.), Софья в постановке «Горе уму» (1928 г.) приводится анализ двух работ актрисы. Роль городничихи стала для неё своеобразной отправной точкой в творчестве, так как впервые выявила черты индивидуального стиля Зинаиды Райх и наметила главные выразительные средства создания образа.

Принято считать, что роли, которые Райх играла у Мейерхольда, были продиктованы лишь ее честолюбивым желанием быть в центре. Это неверно. Она оказалась последней из претенденток, которым Мейерхольд предложил роль городничихи. Образ Анны Андреевны был изначально гротесково «раздут» и выдвинут режиссёром на первый план, он виделся ему вульгарным и безвкусным. Другое дело, что само исполнение Райх сообщило героине черты «вечной женственности» и привлекательности. На режиссёра посыпались обвинения критиков в том, что он решил таким образом преподнести публике во всей красе свою супругу. Изменения действительно были принципиальны. Внутренняя структура построения спектаклей ГосТиМа изменилась по сравнению с «Великодушным рогоносцем»

(1922), где доминировала коллективная актёрская личность -триумвират Иль-Ба-Зай. Теперь композиция всей постановки и отдельных сцен строилась вокруг одного героя, а точнее героини. Даже в сценографии «Ревизора» Мейерхольд стремился выделить тот сегмент сцены, где большей частью находилась городничиха. Для этого он использовал принцип «обратной перспективы». От «коллективного» актёра театр отказывался в пользу централизованного образа, центростремительной композиции, переходил от биомеханики к пластическому действу. (С этой точки зрения любопытны наблюдения Г. В. Титовой и А. Ю. Ряпосова43).

В постановке Мейерхольд прибегал к новым принципам работы с актёром, взяв за основу построения гоголевских образов технику немого кино. К главе прилагаются иллюстративные материалы, фотографии, по которым можно проследить наличие «эмблематической» составляющей в телесном поведении актрисы. Тщательно рассмотрены и реконструированы сцены с участием Райх, а также сопоставлен образ городничихи, выдуманный режиссером Мейерхольдом, с его реальным сценическим эквивалентом.

Еще одна героиня классического репертуара Райх — грибоедовская Софья - не стала для актрисы знаковой работой. В отличие от других персонажей Райх, Софью Мейерхольд режиссерски не выделял, она была вписана в общий композиционный ансамбль постановки. По мысли режиссёра, героиня была «испорчена» изначально и не имела развития характера. Она оставалась вызывающе-элегантным украшением «неживого» интерьера фамусовской Москвы. Единственным достижением в этой работе для Райх стал музыкально-ритмический характер роли. Это качество затем

43 Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. - СПб., 1995. Ряпосов А. Ю. Режиссёрская методология Мейерхольда. Режиссёр и драматург: структура образа и драматургия спектакля. - СПб., 2000.

найдёт своё место в образах Елены Гончаровой и Маргерит Готье, где текст роли режиссёром выверялся через музыку и мелодику речи.

В Главе 4. Спектакли ГосТиМа в Европе (1930 г.). Портрет актрисы 3. Н. Райх в гастрольной прессе рассматривается непростой период в жизни театра Мейерхольда, связанный с выездом труппы за границу, но по сути - самый взлётный в творческой карьере Зинаиды Райх. Актриса впервые удостоилась признания, да ещё на европейской сцене. Иностранная публика сравнивала её с великими примами театрального прошлого и настоящего. В данной части исследования анализируется актёрский портрет Райх в иностранной критике.

В начале главы приводятся документы (Письма Коллегии Наркомпросса РСФСР, комиссии по научным заграничным командировкам, телеграммы Мейерхольда в правительственные учреждения и председателю СНК СССР, которые находятся в фондах РГАЛИ и ГЦТМ им. А. А. Бахрушина), разъясняющие ситуацию 1928-го года, когда над театром впервые нависла реальная угроза закрытия (создана ликвидационная комиссия). Некоторые из документов приводятся впервые. Гастрольная поездка 1930-го года решила многие проблемы: она помогла избавить коллектив от финансового краха и открыла новые перспективы для творчества режиссёра. Ситуация вокруг гастролей по Европе прицельно анализируется для того, чтобы дать характеристику уже непростых к тому времени взаимоотношений Мейерхольда с советской властью. Неприятности ГосТиМа, таким образом, начинаются уже в период «великого перелома», что, отчасти, впоследствии приведёт режиссёра к мысли о надежности в сложившихся условиях прежней модели его театра, т.е. речь о новой перспективе построения «своёго» театра вокруг личности Райх. Её Мейерхольд представил заграничной публике исключительно как актрису большого драматического диапазона.

Первые спектакли ГосТиМа состоялись в Германии, затем театр отправился во Францию. Европейская публика увидела «Ревизора», «Лес», «Великодушного рогоносца» и «Рычи, Китай!». Глава содержит репертуарную таблицу гастрольных спектаклей, хранящуюся в РГАЛИ44. Наиболее подробный актёрский портрет Райх представила немецкая критика. При этом саму режиссуру Мейерхольда она приняла лишь отчасти, но работу актрисы поставила выше всех похвал. Почти в каждой рецензии немецкие авторы удостаивали комплиментов её игру, отмечая некую дистанцированность Райх от актёрского ансамбля и признавая в ней профессиональное владение биомеханикой. Звучали и парадоксальные, на первый взгляд, высказывания, - например, что она приверженка школы Станиславского. (В данной главе содержатся цитаты из ранее не опубликованных рецензий из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина). Исследование показало, что иностранная публика, не посвященная в закулисные взаимоотношения между режиссёром, актрисой и труппой, развеяла миф о бездарности и профнепригодности Райх, укоренившийся в советской печати. Контраст оказался явным и сильным, он снял собственные сомнения актрисы в выбранном пути. Единственные зрители, кто не был рад гастролям Мейерхольда заграницей, — это эмигрантские критики. Они упрекали театр в якобы пропаганде большевизма на европейской сцене и режиссерском произволе. Но, тем не менее, способности актрисы Райх многие авторы эмигрантских газет признавали45.

Изучение иностранных источников подчеркнуло важную особенность актёрской сущности 3. Н. Райх: она никогда не являлась «инструментом» политического театра, чем, по сути, и был актёр в теории биомеханики. Её героини в революционных постановках

44 РГАЛИ. ГосТиМ. Ф. 963

45 РГАЛИ. Коренев М. М. Статьи о гастролях ГосТИМ. Фонд 1476, оп. 1, ед. хр. 624

больше радовали глаз, чем призывали к решительным действиям. Фактура актрисы, её исполнение противоречили основным задачам политически-ангажированного зрелища, «театра будущего». Этим, отчасти, и объясняется неуспех Зинаиды Райх в современном репертуаре. Её героини были неубедительны, хотя саму актрису всегда отличала революционная настроенность, она вела политически активную жизнь, стремилась придерживаться советского мировоззрения.

Глава 5. Героини советской драматургии на сцене ГосТиМа в исполнении 3. Н. Райх. («Баня» В. В. Маяковского, «Список благодеяний» Ю. К. Олеши») посвящена женским образам, созданным актрисой в постановках современной драматургии. Особое внимание уделено двум работам - Фосфорической женщине Маяковского и Елене Гончаровой из пьесы Ю. К. Олеши. Обе роли являются и пограничными в творчестве Райх и наиболее значимыми. Их анализ позволяет вскрыть причины «неуспеха» актрисы на современной сцене и у левой политизированной критики.

В первой работе ей предстояло создать ирреальный образ представительницы будущего коммунистического мира. Героиня должна была стать для зрителя неким высшим олицетворением революционных идей. Но, пряча женственную фактуру Райх, её телесность, в глухой костюм «астронавтки», Мейерхольд добился обратного эффекта. Образ получился приземлённым и эклектичным. В своем костюме Райх смотрелась неуклюже и даже смешно. Именно сцены с участием Фосфорической женщины подверглись жёсткой критике. Однако авторы рецензий находили неубедительным и сам литературный образ. Публикации о спектакле «Баня», по сути, не имели никакого отношения к постановке, она почти не анализировалась - всё внимание было отдано пьесе. Исполнение Райх воспринималось рецензентами отрицательно.

В следующей работе Мейерхольду удалось избежать прежних ошибок, роль уже изначально писалась на актрису. Юрий Олеша использовал биографические данные Зинаиды Райх для создания более реалистичного и живого характера, который в композиции «Списка благодеяний» (1931) занял центральное место. Но и здесь удача отвернулась от Зинаиды Райх. Вписать образ Гончаровой в ряд современных сценических героинь так и не удалось.

В постановке оказалась затронута новая для театральной общественности тема - «трагедия индивидуума», которая противоречила господствующей идеологии коллективизма. К тому же, главной героиней спектакля оказалась представительница «отжившего класса» старой, дореволюционной интеллигенции. В центр действия режиссёр вводит стрежневого героя. Если раньше женские образы Райх выделялись только визуально и имели исключительно композиционную законченность, то в «Списке благодеяний» всё было направлено на смысловое выявление доминирующего образа. Игра актёров, мизансцены, сценография, музыкальное оформление - всё в спектакле оттеняло центральный характер. В тексте героини под влиянием Райх появились исповедально-лирические тона. Об этом говорят ремарки в режиссёрском экземпляре и записи репетиций, приведённые из научной публикации театроведа В. В. Гудковой46.

Несмотря на споры, которые вызвала тема пьесы и сама идейная позиция, излагаемая героиней в рискованных монологах о злодеяниях большевиков, актёрское исполнение претензий у критики практически не вызывало. Ситуация с «Баней» повторилась в прессе и со «Списком благодеяний»: обсуждение в основном касалось спорной проблематики пьесы и самого образа: нужен ли такой герой? Современен ли он? Редкая статья содержала фото из спектакля, чаще отзывы были проиллюстрированы карикатурами, едко

46 Гудкова В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний». - М., 2002

высмеивающими Лелю Гончарову. Анализ иллюстративного материала (см. приложение к данной главе) показал, что героиня Зинаиды Райх критику не убедила, но цензуру напугала. В итоге спектакль «Список благодеяний» был закрыт.

В Главе 6. Театр Вс. Мейерхольда - 3. Н. Райх: актриса в роли Маргерит Готье («Дама с камелиями») приводится анализ последней яркой работы Райх, утвердившей её на советской сцене и подтвердившей образ ГосТиМа как театра одной актрисы. (Заметим, что к этому моменту большинство прежних «солистов» уже покинут театр). Подробно рассмотрен репетиционный период создания спектакля, особое внимание уделено принципам построения образов, на основе подробных записей мизансцен, бесед Мейерхольда на репетициях воссоздаются элементы сцен-диалогов, анализируются герои «фона» и их действенная линия по отношению к «центру».

В данной постановке Мейерхольд прибегал к технике контраста, светотени и достиг удивительной выразительности. Фигура Маргерит Готье негласно конфликтовала с окружающим обществом и атмосферой роскоши Больших Бульваров (художник И. И. Лейстиков), через сценографию, режиссёрскую трактовку системы образов, мизансценирование, музыкальное оформление выявлялась яркая индивидуальность главной героини. Гротесковый фон выгодно оттенял прекрасный образ героини Райх. Костюмы для актрисы разрабатывались в соответствии с европейскими тенденциями моды и рисовали изысканный силуэт, что контрастировало с преднамеренно вульгарными нарядами остальных персонажей. Образ Маргерит, внешне тяготевший к живописи французских импрессионистов, контрастировал с остальными персонажами спектакля, которые были решены в духе графики французского художника Гаварни (в приложении к главе даны карикатуры типажей). Так в спектакле гротеск был приглушен и уведен в фон, а противопоставлена ему и

поглощает его КРАСОТА (в соответствии с Мейерхольдовской концепцией «Реконструкции театра», 1930), олицетворением которой стала Маргерит. По мысли режиссёра, только она, единственная в своем роде, всегда была настоящей. Через пластику, костюм Зинаида Райх добилась почти безукоризненного графического рещения образа. Ещё одним выразительным средством исполнительницы, которое наиболее полно проявило себя именно в этой работе, стала интонационная раскраска. Актриса демонстрировала богатую гамму голосовых оттенков. Режиссёр даже распорядился фиксировать голосовой рисунок, чтобы закрепить переходы и модуляции, что подтверждает анализ уникального документа, составленного его помощником Л. В. Варпаховским47.

При работе над «Дамой с камелиями» Мейерхольд пользуется впервые введённым им понятием «отказ» - своеобразном развитием понятия «предыгры» 1920-х гг., - когда актёр предвосхищает реакцию зрителя, направляя её в нужное русло, в зависимости от конкретных задач. Изобретательно-режиссерски построенный финал — смерть Маргерит — производил настоящий фурор в зале. Исследование показало, что все преобразования, внесённые Мейерхольдом в спектакль, были созданы для того, чтобы избавить довольно тривиальный сюжет Дюма от шаблонов мелодрамы. Зинаиде Райх удалось воплотить образ настоящей женственности, горячо воспринятый зрителем - он стал неким памятником зрелищного актёрского искусства и одной из вершин советской сцены 30-х. В этой заключительной триумфальной роли утвердился индивидуальный актёрский стиль Райх. И вместе с тем, надо признать: даже в этой мастерски сделанной роли её актёрская сущность была лишена, пожалуй, одного из главных качеств артиста —

47 РГАЛИ. ГосТиМ. Доклад режиссёра-лаборанта Научно-исследовательской лаборатории при ГЭКТЕМАСе Л. В. Варпаховского «Фиксация речи и движений актёра». Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1046

импровизации, равно как и игровой стихии. Её образы детально, почти «математически», выверялись режиссером.

В Заключении подводятся итоги исследования, в котором целостно воссоздана полная, документально подтвержденная творческая биография З.Н. Райх, прослеживается эволюция сценического искусства актрисы; определены отличительные особенности ее актёрского стиля, сопоставлены мифы и реальные факты ее творческой биографии, проверенные и подтвержденные документально. В соответствии с целью и задачами исследования подтверждены основные положения, выносимые на защиту, что отражено в выводах:

-личность Зинаиды Райх неразрывно связана с эволюцией всего творчества режиссёра Мейерхольда 20-х - 30-х годов. На смену биомеханическому театру «движения», провозглашённого в спектакле «Великодушный рогоносец», приходит театр выразительной статики и жестов. Прослеживается эволюция становления актрисы Райх параллельно внутреннему переустройству постановки, где композиция строилась вокруг центрального образа. Эта перестройка привела к кризису ансамбля ТиМа и утвердила «центростремительность» всей репертуарной политики целого театра. На смену герою-«запевале» середины двадцатых, в терминологии Мейерхольда, приходит женское начало, героиня;

анализ пластического рисунка роли, сопоставление сценического искусства Марии Бабановой и Зинаиды Райх, двух прим ТиМа и театральных соперниц, выявили в З.Н. Райх, при всей разнице в масштабе дарований, настоящего выразителя идей мастера, способного эволюционировать и влиять на смену амплуа в театре. Немаловажно, что биомеханика постепенно утратила свой изначальный схоластический смысл в ГосТиМе не без личностного актёрского влияния Райх, и перешла в пластический реализм. Райх

была присуща ярко-выраженная женская органика, восприимчивость — свои образы она строила через телесный костюм и интонационный рисунок. Поэтому олицетворением современного левого театра Райх (в отличие от покинувшей ГосТиМ Бабановой) никогда не являлась. Особой популярности ей удалось добиться в ролях классического репертуара;

- характерную черту натуры Зинаиды Райх - умение «солировать» — Мейерхольд эффектно использовал во всех постановках, где она была занята. Вместе с этим, актёрская сущность Райх была лишена дара импровизации, равно как и игровой стихии и самостоятельности, поэтому её образы детально, «математически» выверялись режиссером с учетом индивидуальности актрисы;

- зарубежные гастроли ТиМа принесли настоящее признание Зинаиде Райх как актрисе. В отзывах иностранных рецензентов она признана примой советского театра и подлинным мастером;

обстоятельства, которые складываются вокруг театра Мейерхольда с 1928-го года, лишают режиссёра собственного творческого пространства, подрывают его планы развития театра. Единственным партнёром и надежным товарищем для него стала Зинаида Райх, и в ней он нашёл продолжение «своего» театра, в результате чего ТиМ планомерно превращался в театр одной актрисы.

В диссертационной работе отражен взгляд на роли и образы, созданные 3. Н. Райх, с научной точки зрения, на основе тщательного изучения большого объема фактического материала и документов, обнаруженных исследователем в различных архивах. Предпринята попытка детальной реконструкции ее сценического поведения, проведен сопоставительный анализ ролей, определено ее место в театре Мейерхольда советского периода, что позволило вписать творчество актрисы Зинаиды Райх в театральный контекст эпохи.

Список работ, опубликованных по теме диссертации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1.Коваева А. А. Зинаида Райх - актриса Вс. Мейерхольда (1930 -1935 гг.)//Театр. Живопись. Кино. Музыка,- М., 2008. №1. -С. 11 - 29.

2.Коваева А. А. Театральные персонажи Зинаиды Райх // Театральная жизнь. - М., 2006. №4. - С. 28 - 32 .

В других изданиях:

Коваева А. А. Героиня Вс. Мейерхольда // Современные гуманитарные исследования - М., 2006. №6 (13). - С. 316 - 326.

Подписано в печать: 20.05.2013

Заказ № 234 Тираж - 60 экз. Печать трафаретная. Объем: 1,5 уел.п.л. «Печатный дом Маэстро» 120528, г. Москва, Страстной б-р, д.6, стр.1 (495)694 - 33 - 01 www.pd-maestro.ru

 

Текст диссертации на тему "Зинаида Райх - актриса Всеволода Эмильевича Мейерхольда"

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА -

ГИТИС

04201358155 На правах рукописи

КОВАЕВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

ЗИНАИДА РАЙХ - АКТРИСА ВСЕВОЛОДА ЭМИЛЬЕВИЧА

МЕЙЕРХОЛЬДА

(К проблеме создания научно-документированной актёрской биографии)

Специальность - искусствоведение 17.00.01 - театральное искусство

Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.

Научный руководитель: Доктор искусствоведения, профессор

Литаврина М. Г.

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................1

Глава 1.

Начало пути: от мастерских к театру (1894 - 1921 гг.)............................15

Глава 2.

Дебют 3. Н. Райх в роли Аксюши в спектакле Вс. Мейерхольда «Лес»......46

Глава 3.

Становление и развитие творческого пути актрисы 3. Н. Райх в Театре им. Вс. Мейерхольда: Анна Андреевна в спектакле «Ревизор» (1926 г.), Софья в постановке «Горе уму» (1928 г.).......................................................79

Глава 4.

Спектакли ГосТиМа в Европе (1930 г.). Портрет актрисы 3. Н. Райх в гастрольной прессе.....................................................................113

Глава 5.

Героини советской драматургии на сцене ГосТиМа в исполнении 3. Н. Райх. («Баня» В. В. Маяковского, «Список благодеяний» Ю. К. Олеши).....................................................................................137

Глава 6.

Театр Вс. Мейерхольда - 3. Н. Райх: актриса в роли Маргерит Готье («Дама с камелиями»)...............................................................................171

Заключение..............................................................................218

Приложения..............................................................................226

Репертуарная справка актёрских работ 3. Н. Райх...........................259

Биографическая справка 3. Н. Райх..............................................260

Библиография...........................................................................263

¿С

Введение

Актуальность диссертационного исследования.

Имя Зинаиды Николаевны Райх (1894 - 1939) неразрывно связано с историей театра Мейерхольда. «Лес» (1924 г.), «Ревизор» (1926 г.), «Дама с камелиями» (1934 г.) - данные постановки, являясь крупнейшими достижениями режиссёрского театра, и сегодня остаются классическим материалом, на котором воспитываются новые поколения отечественных мастеров сцены. Центральные роли в этих созданиях Всеволода Эмильевича Мейерхольда исполняла Зинаида Райх. Сам режиссёр ставил её на первое место среди всех своих учеников. Об этом свидетельствует биограф Мейерхольда А. К. Гладков: «Я спросил как-то раз В. Э. Мейерхольда, кого он считает своими настоящими учениками. Он ответил без секунды раздумья: Зинаиду Райх!»1. Спектакли с участием актрисы часто вызывали в театральных кругах широкие дискуссии, но современникам-театралам было очевидно: с момента появления Зинаиды Райх в жизни и творчестве Мейерхольда спектакли ГосТиМа заметно меняются.

При всех противоречиях личности и возможном разбросе ее оценок (одни считали ее музой Мастера, другие, коих большинство, - его злым гением) Зинаида Райх была неотъемлемой частью творческого мира Всеволода Мейерхольда советской эпохи, поэтому в научном исследовании театра Мейерхольда как явления обойти её или рассматривать только в качестве «жены мастера» невозможно. Райх была не просто актрисой, но активным сподвижником Мейерхольда в театральном деле. С ней связана режиссёрская идеология спектаклей Мастера 20-30-х годов, его художественное видение, отдельные композиционные решения и репертуарная политика в целом. Эту мысль подчеркивает и первый биограф режиссёра Н. Д. Волков".

1 Гладков А. К. Мейерхольд. - М„ 1990. - Т. 2, С. 252.

2 Волков Н. Д. Театральные вечера. - М., 1966.

¿Г

Правомерно возникает вопрос: состоялась ли 3. Н. Райх как профессиональная актриса, удалось ли ей овладеть актёрской системой Мейерхольда? Этот вопрос представляется принципиальным: в обыденной практике доминировало скептическое отношение к ее актерским возможностям, выражались сомнения в ее творческой самостоятельности. Тем более значительным представляется создание научно-документированной биографии актрисы, которая в 20-30-е гг. стала лицом Театра Мейерхольда. Исследуя творчество 3. Н. Райх, восстанавливая мизансцены спектаклей и проводя реконструкцию театральных работ, где она была задействована, историк театра может понять многие мотивы поступков самого Вс. Э. Мейерхольда. Это открывает иные перспективы рассмотрения эволюции его режиссёрского искусства советского периода. В постановках позднего Мейерхольда отчётливо прослеживается стремление все дальше отходить от системы биомеханики к более объемному реализму через пластический рисунок. В театре Мейерхольда указанного периода меняется стратегия актёра, подход к работе с ним. Отсюда вытекает актуальность данной диссертационной работы, направленной на детальное, документально подтверждённое воссоздание творческого пути актрисы Всеволода Эмильевича Мейерхольда - Зинаиды Райх, целостный актерский портрет которой в театроведении доныне отсутствовал.

Степень изученности проблемы.

Отношение к Зинаиде Райх в отечественной театральной культуре неоднозначно. Упоминания свидетелей и специалистов о ней делятся на две категории. Одни считают, что Райх сыграла негативную роль в жизни и творчестве Мейерхольда. Другие, наоборот, стремятся разобраться в сложившейся ситуации и объективно взглянуть на проблему и творчество Зинаиды Райх.

В литературе имя Зинаиды Райх упоминается, прежде всего, мемуаристами и биографами С. А. Есенина и Вс. Э. Мейерхольда. Образ актрисы в этих работах предстаёт весьма субъективным, так как строится

либо на личном восприятии, либо на старых мемуарных источниках, которым не чужда предвзятость и фактические ошибки. Документальных материалов, новых архивных свидетельств в отношении Райх большинство исследователей практически не приводят, а значит, публикации не обладают необходимой сегодня научной достоверностью. Образ Райх связан с целым рядом мифов и легенд, возникновению которых способствовала общественная обстановка последних лет жизни семьи Мейерхольда-Райх и трагический конец этой пары. При создании научной биографии актрисы необходима тщательная и всесторонняя верификация фактов, отделение их от вымысла. Мнение о негативной роли Райх в жизни Мастера заставляло усомниться в вещах и сугубо творческих, профессиональных. Сложился миф, что Зинаида Райх была непрофессиональной, «профнепригодной» актрисой, из-за чего признания при жизни так и не получила. Фигура актрисы оказалась вне театроведческого контекста и осталась до конца не реабилитированной в театральной среде.

Одним из первых, кто заговорил о проблеме исследования творчества 3. Н. Райх и особенностях ее актёрского стиля был Илья Эренбург. В беседе с Л. С. Рудневой он пророчествовал: «О Мейерхольде теперь будут писать, хотя ещё наврут и напутают. Но нужда в правде о нём будет возрастать. Но кто расскажет о ней - актрисе редкого дарования, его друге, жене?!.»3. В театроведении интерес к Мейерхольду давно перерос рамки интереса к конкретному деятелю театрального искусства и вылился в целое явление, направление мирового научного масштаба. А детальное, всестороннее осмысление творчества 3. Н. Райх в современной науке отсутствует.

Взглянуть на Зинаиду Райх с театроведческой точки зрения впервые попытался выдающийся исследователь творчества Мейерхольда К. Л. Рудницкий. Статью, «Зинаида Райх», которая после первой публикации 1987-ого года в журнале «Театральная жизнь» осталась практически без внимания,

3 Руднева Л. С. Зинаида Райх // Театр. -№1.-1989, С. 121

ее автор включил в сборник «Любимцы публики»4, изданный посмертно. Имя Зинаиды Райх было поставлено в один ряд с такими прославленными мастерами сцены, как, например, Александр Вертинский, Анатолий Кторов, Вера Марецкая и др. Своим авторитетом учёного К. Л. Рудницкий сообщил данному предмету исследования научную легитимность, раскрыв совершенно иной, незнакомый до этого образ Зинаиды Райх. Но работа крупного мейерхольдоведа XX столетия не учитывала многих архивных источников, которые стали известны только некоторое время спустя.

Серьезная научная работа по сохранению и изучению творческого наследия Вс. Э. Мейерхольда и его актрисы - Зинаиды Райх ведется в московском Музее Мейерхольда5. Например, с 1 сентября 2005 года по 1 сентября 2007 года здесь была развернута экспозиция «Мейерхольд. Пространство любви». Большая часть предметов, фотографий, документов, писем, представленных на выставке, принадлежали Зинаиде Райх. Эскизы, детали костюмов и реквизит спектаклей ГосТиМа впервые столь подробно и наглядно рассказывали посетителям об актёрской карьере хозяйки этого дома. Параллельно на центральном телевидении вышел целый ряд программ о 3. Н. Райх. В основном они касались её биографии, муссировалась тема взаимоотношений с Сергеем Есениным и Всеволодом Мейерхольдом. В последнее время всё больше привлекает внимание тема трагической гибели актрисы; до сих пор обстоятельства её насильственной смерти официально не расследованы, не прояснены окончательно.

Сегодня общественный интерес к личности актрисы возрастает, но обращение к ней писателей, биографов, историков театра, кинорежиссеров по-прежнему чаще строится на обстоятельствах личной жизни актрисы, её непростых взаимоотношениях с коллегами, известными личностями 20-х гг. - анализ ее сценического творчества из оптики выпадает. Так в книге-

4 Рудницкий К. Л. Любимцы публики. - Киев, 1990

5 Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда, Филиал Государственного Центрального Театрального Музея им. А. А. Бахрушина, Брюсов переулок, дом 12. Директор - Макерова Н. Ф.

биографии С. С. и Ст. Ю. Куняевых6 3. Н. Райх предстаёт однозначно негативной личностью, которая мешала развиваться таланту поэта Сергея Есенина.

Новая книга писателя Ольги Кучкиной называется «Зинаида Райх. Рок. Роман-биография»7. Работа основана на известных мемуарах современников актрисы. Талантливо написанная книга лишена научного аппарата, беллетристична, - не случайно в названии фигурирует слово «роман». Автор не ставила перед собой задачи всесторонне проанализировать и раскрыть профессиональный путь Райх-актрисы, вот почему этот литературный труд не дает ответов на многие вопросы, которые касаются сценического мастерства Зинаиды Райх, ее карьеры, и лишь закрепляет общие устоявшиеся положения.

Несмотря на укрепляющийся интерес к 3. Н. Райх, в истории советского театра до сих пор отсутствует подробный анализ эволюции её как личности и детальный актёрский портрет. Именно этот пробел диссертант попытался восполнить в данном исследовании.

Объект исследования - жизнь и профессиональная биография Зинаиды Николаевны Райх (1894 - 1939).

Предмет исследования - эволюция личности и своеобразие творчества Зинаиды Райх - актрисы Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является создание целостного актёрского портрета 3. Н. Райх на основе научно обоснованной, подтверждённой архивными документами биографии актрисы. Задачи диссертационной работы:

- воссоздать полную биографию актрисы, ввести в научный оборот новые документальные источники, позволяющие сопоставить факты творческой биографии З.Н. Райх, отделить их от мифов, сложившихся в театральной среде;

6 Куняев Ст. 10., Куняев С. С. Сергей Есенин. - М„ 2007

7 Кучкина О. А. Зинаида Райх. Рок, Роман-биография. - М„ 2011

- проследить эволюцию творчества актрисы Зинаиды Райх, поставив его в контекст театрального процесса 20-30-х годов XX века;

- определить отличительные особенности актёрского стиля 3. Н. Райх, выявив ключевые способы построения её сценических образов;

- сопоставить точки зрения на творчество актрисы, зафиксированные в советской и зарубежной критике, провести их сравнительный анализ;

- определить место 3. Н. Райх в творчестве Вс. Э. Мейерхольда советского периода и деятельности ТиМа в целом.

Хронологические рамки исследования определены 1894 годом -годом рождения 3. Н. Райх, и 1939 годом - годом трагической гибели актрисы.

Методологическую основу исследования составляют в первую очередь

о

принципы научной биографики , проверка мифов документальными фактами из архивных источников. Подобный подход, с успехом реализованный в научных опытах таких театроведов разных поколений, как, например, Н.Д. Волков, К. Л. Рудницкий, М. И. Туровская, М. Г. Литаврина, позволяет рассматривать творческую биографию Зинаиды Райх в русле театрального процесса 20 - 30-х годов XX века, тесно связанного со своим политическим и социальным временем, жизненным контекстом, историей страны в целом.

В работе используются как описательный, хронологический, так и историко-функциональный метод, нашедший отражение в новых трудах, посвящённых всестороннему осмыслению социально-политических и художественных процессов XX столетия9.

В исследовании применялись фундаментальные театроведческие методики реконструкции постановок, фиксации и анализа актёрской игры. Именно методологический подход П. А. Маркова, отмечавшего, что при

8 Рудницкий К. Л. Мейерхольд. - М., 1981; Рудницкий К. Л. Режиссбр Мейерхольд. - М., 1969; Мацкин А. П. Орленев. - М„ 1977; Туровская М. И. Бабанова: легенда и биография. - М„ 1981; Литаврина М. Г. Яворская, беззаконная комета. - М„ 2008

4 Театр и драматургия советского периода // История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века. - М„ 2009. С.555-563; Золотницкий Д. И. Мейерхольд. Роман с советской властью. - М., 1999; Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953. - М., 1999; Соколов Б. В. Сталин, Булгаков, Мейерхольд. - М„ 2004; Жидков В. С. Театр и власть. 1917 - 1927. - М„ 2003

создании профессионального портрета актёра необходимо фиксировать: «1) общий технический и ритмический рисунок роли; 2) отдельные технические приёмы исполнения»10, был взят за основу при воссоздании актерского портрета Зинаиды Райх. Для раскрытия технической базы созданных актрисой образов используются экземпляры сценического текста с пометками самих актёров и записями режиссёра, содержащие подробную разработку рисунка роли. Приводятся также (в том числе никогда не публиковавшиеся) иконографические, иллюстративные материалы спектаклей из собраний отечественных архивов. Фотографии актрисы в ролях помогли впервые воссоздать «телесный костюм» образов Зинаиды Райх, то есть в работе применен и театрально-антропологический метод, к которому обращались в последние десятилетия В. А. По дорога, Б.И. Зингерман, О.Булгакова11. Для реконструкции постановок ГосТиМа, воссоздания режиссерских мизансцен принципиальны труды театроведов В.

12 13

А. Максимовой , В. В. Гудковой . Большое значение имели комментированные публикации режиссерских экземпляров Мейерхольда в 1990-е гг.

В работе используются различные теоретические уровни познания, в частности, аналитический, что позволило диссертанту проследить перемену в подходе Вс. Э. Мейерхольда к работе с актёрами, эволюцию репетиционного процесса в ГосТиМе в 20-30-е годы XX века. Характер исследования не позволяет обойти вниманием аналитические труды Б. В. Алперса14 и А. А. Гвоздева15. Для диссертанта это принципиальные научные публикации, в которых зафиксирован технический рисунок актрисы в ролях. В них отчётливо прослежена эволюция не только режиссёрского искусства

10 Марков П. А. Фиксация актёрской игры // Театральная критика: история и теория. - М., 1989, С. 261.

11 Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. - М„ 1995; Зингерман Б. И. Классика и советская режиссура 20-х годов. // В поисках реалистической образности. - М., 1981; Булгакова О. Фабрика жестов. - М., 2005

12 Максимова В. А. 33 эпизода «Леса»// В поисках реалистической образности. - М., 1981

13 Гудкова В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний». - М., 2002

14 Алперс Б. В. Театр социальной маски. - М. - Л., 1931.

15 Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. - Л., 1927.

Мейерхольда, но и его актёрской методологии, от жесткой рационалистичности биомеханики к более широкому сценическому реализму, через опыт социальной маски - к новым принципам пластического рисунка роли. Эта мысль доказательно прописана у Б. В. Алперса, пришедшего к выводу о том, что актёр-импровизатор на сцене ГосТиМа со временем уступает место мастеру живописной мазансцены-позы и «декоративной паузы» в игре. Также учитывались труды целого ряда современных авторов, занимающихся изучением творчества Вс.Э. Мейерхольда16.

Наряду со специфическими театроведческими методами в работе применялись и общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, интерпретация, аналогия. Вся методология была направлена на реализацию главной задачи данной научной работы - критического рассмотрения доныне сложившегося портрета Зинаиды Райх и восстановление полной, документально выверенной творческой биографии актрисы. В соответствии с принципом историзма ма