автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
"Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Горячих, Владимир Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему '"Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Горячих, Владимир Владимирович

Введение.

Часть 1.

Сказка о золотом петушке» Пушкина — «небылица в лицах»

Римского-Корсакова Жанр. Сюжет. Комическое и сатирическое.

Сказка.» Пушкина и либретто Вельского—Римского-Корсакова

История создания. Стилистика. Поэтика.

Традиции русской литературной сказки и народной смеховой культуры в либретто оперы.

Персонажи.

Сны» в Золотом петушке.

Часть II.

Музыкальные характеристики.

Тематизм. Драматургия.

Синтаксис и формообразование.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова."

Заключение

Вырастающая» из Сказки о золотом петушке Пушкина и несущая в себе результаты «скрещивания» стиля Римского-Корсакова и богатейшей смеховой традиции «небылица в лицах» — явление принципиально новое в художественном отношении, беспрецедентное в историческом плане и, по своему смыслу, «пограничное». Становясь кульминацией и завершением не только творчества Римского-Корсакова, но и предшествующего этапа развития русской оперы (по крайней мере, трёх её жанровых разновидностей — волшебно-фантастической, сказочно-бытовой и комической), Золотой петушок, в то же время, намечает некоторые важные тенденции европейского театра XX века, во многом устремлён в будущее. Однако, как итоговое произведение — Петушок необычен и даже парадоксален. Можно, например, проследить генезис Петушка в оперном творчестве Римского-Корсакова (в сказочных операх, начиная со Снегурочки, а в некоторых аспектах — с Псковитянки). В «небылице» легко обнаруживаются многие характерные черты оперной эстетики и стиля композитора: это и наличие двух миров — реального и фантастического, и фатальная предуказанность событий, и тема красоты, лейтмотивом проходящая через всё творчество Римского

Корсакова, и образ героини — полуреальной-полусказочной красавицы, «сны» и «видения», и даже мотив «оборотничества» (в Сказке о царе Салтаие). Укажем также на красочность музыкального языка, колористичность оркестровки, сквозную музыкальную форму, огромную роль фольклорного материала и многое другое. Последняя опера Римского-Корсакова, так же как и Сервилия. Сал-таи и Кителе, «есть произведение музыкальное». К Золотому петушку идут нити от многих нереализованных оперных замыслов композитора; столь же многочисленны аллюзии и переклички с рядом произведений других композиторов.

Но «старое», уже знакомое в Петушке существенно изменяется, подвергается ироническому и пародийному прочтению, трансформируется и даже выворачивается наизнанку. Такие имманентно присущие композиторскому мышлению и стилю Римского-Корсакова черты, как рациональность, логичность, высокая степень организации, конструктивность получают в последней опере первенствующее значение.

Принимая во внимание возможность рассмотрения Золотого петушка как феномена позднего стиля, подчеркнём всё же огромную роль художественного контекста, понимая под ним оригинально «воссозданный» в произведении особый инвертированный и условный мир «небылицы». Амбивалентный характер происходящего на сцене, множественность значений, образов, персонажей заставляют переосмысливать актуализированные в опере традиционные контрасты и оппозиции, оборачивающиеся парадоксальной близостью и единством.

Отмеченные в работе особенности художественного текста Петушка делают это произведение принципиально «открытым» для сценических и иных интерпретаций, свидетельством чему служит история постановок оперы — от двух премьер (петербургской и московской) 1909 года и знаменитой оперно-балетной версии 1914 года в антрепризе Дягилева до наших дней, и история музыковедческих прочтений. Эти проблемы, как и рассмотрение коннотаций, возникающих при сравнении оперы с искусством XX века, функционирование Золотого петушка как культурного текста в инонациональных культурах, а также оставшиеся нерассмотренными аспекты музыкального текста могут явиться темами дальнейшего исследования.

 

Список научной литературыГорячих, Владимир Владимирович, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Адрианова-Перетц В. П. Комментарии II Русская демократическая сатира XVII века —М.: Наука, 1977.

2. Азадовский М.К. Литература и фольклор: Очерки и этюды.— Л., 1938.

3. Азадовский М. К. Источники сказок Пушкина II Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, 1—М.-Л., 1936 —С.

4. Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература.— Л.: Наука, 1987.— 613 с.

5. Амфитеатров А. В. Мысли об искусстве // Утро России, 31 янв. 1910 г.

6. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства.— М.: Композитор, 1998 — 344 с.

7. Асафьев Б. В. Глебов И. "Золотой петушок" — небылица в лицах. Опера Н. А. Римского-Корсакова II Хроника журнала "Музыкальный современник", 1916, № 5-6, сс. 1-4.

8. Асафьев Б. В. Глебов И. П. А. Римский-Корсаков.— Пг.: Светозар, 1922.— 62 с.

9. Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. III.— М.: Изд-во АН СССР, 1954,— 335 с.

10. Асафьев Б. В. Об опере. 2-е издание.— Л.: Музыка, 1985.— 244 с.

11. Асафьев Б. В. Симфонические этюды.— Л.: Музыка, 1970.— 264 с.

12. Астахова А. М. Сатира и юмор в былинном эпосе / Русский фольклор. Материалы и исследования. II — М.-Л.: АН СССР, 1957 — С.5~Ъ9.

13. А. Ахматова о Пушкине. Статьи и заметки.— Л.: Сов. писатель, 1977.— 318 с.

14. Бальмонт К. Д. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи.— М.: Правда, 1990,—608 с.

15. Бальмонт К. Д. Стихотворения.— М.: Худож. лит-ра, 1990.— 397 с.

16. Ванин А. А. Трудовые артельные песни и припевки.— М., 1971.

17. Барт Р. Ш.— М.: РИК «Культура», 1994 — 303 с.

18. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.— М.: Прогресс, 1994.— 616 с.

19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.— М.: Худож. лит-ра, 1990.— 544 с.

20. Бекман О. Л. Золотой петушок. Опера Н. А. Римского-Корсакова. Путеводитель по опере.— М.: Музгиз, 1932.— 32 с.

21. Белкин Д.И. К истолкованию образа Шамаханской царицы // Временник Пушкинской комиссии, 1976.— Л., 1979, с. 120-124.

22. Белый А. Символизм как .миропонимание.— М: Республика, 1994.— 528 с.

23. Бельский Р. И. Краткая биография В. И. Вельского И Музыкальная академия, 1994, №2, с. 145-146.

24. Бенуа А. Н. Мои воспоминания. В 5-ти книгах. Изд.2-е, доп.— М.: Наука, 1993.

25. Берков В. В., Протопопов В. В. Золотой петушок. Опера. Н. А. Римского-Корсакова. 2-е изд.— М.: Музгиз, 1962.— 56 с.

26. Бернандт Г. Б. Александр Бенуа. и музыка.— М.: Сов. композитор, 1969.— 229 с.

27. Библиотека великих писателей. Шекспир. Т. 4. / Под ред. С. А. Венгерова.— СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1903.— 605 с.

28. Билибин И. Я. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике.— Л.: Художник РСФСР, 1970 — 375 с.

29. Блок А. А. Лирика. Театр.— М.: Правда, 1982.— 543 с.

30. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства.— М.: Искусство, 1971.— 544 с.

31. Бойко К. А. Об арабском источнике мотива о золотом петушке в сказке Пушкина // Временник Пушкинской комиссии, 1976.— Л., 1979, с. 113-120.

32. Бонди С. М. Комментарии И А. С. Пушкин Собр. соч., В 10 тт. Т. III — М., 1960.

33. Бонди С. М. О Пушкине: Статьи и исследования.— М.: Худ. лит., 1978.— 476 с.

34. Боровский В. Е. Московская опера С. И. Зимина.— М.: Сов. композитор, 1977.— 174 с.

35. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Этщклопедический словарь. Т.XVIII.— СПб., 1896.

36. Былины // Библиотека народно-поэтического творчества.— Л.: Лениздат, 1984.— 398 с.

37. В. Г. Каратыгин. Жизнь. Деятельность. Статьи и материалы.— Л.: Изд-во ГИИИ, 1927 — 260 с.

38. Вацуро В.Э. Сказка о золотом петутже И Пушкин. Исследования и материалы. Т.XV. Сб. науч. тр — СПб.: Наука, 1995, с. 122-133.

39. Вестник Российского Гуманитарного научного фонда.— М.: Наука, 1999, № 1.— 392 с.

40. Волков Р. М. Народные истоки творчества А. С. Пушкина (баллады и сказки) П Ученые записки ЧТУ. Т. XLIV. Вып. 13 — Черновцы, i960.— 239 с.

41. Воспоминания о Б. В. Асафьеве.— Л.: Музыка, 1974.— 512 с.

42. Гейлиг М. Ф. Некоторые особенности крупной формы в сказочных операх Н. А. Римского-Корсакова И Научно-методические записки.— Саратов, 1959.— С.168-217.

43. Гейлиг М. Ф. Форма в русской классической опере.— М.: Музыка, 1968.— 120 с.

44. Гиляровская И. В. Римский-Корсаков и художники: Материалы к сценической истории опер Римского-Корсакова Н Музыкальное наследство. Римский-Корсаков. Т. II, VI.: АН СССР, 1954 — С. 261-318.

45. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока.— М.-Л.: Наука, 1966.— 346 с.

46. Гнесин М.Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. РимскомЛ{орсакове.— М.: Музгиз, 1956,— 334 с.

47. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 6 томах. T.V: Мёртвые души.— М.: Гослитиздат, 1937 — 584 с.

48. Гозенпуд A. A. Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова И Музыкальное наследство. Римский-Корсаков. T.I.— М.: АН СССР, 1954.— С. 145-251.

49. Гозенпуд A.A. Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества.— М.: Музгиз, 1957 — 188 с.

50. Гозенпуд A.A. Неосуществленный оперный замысел II Музыкальное наследство. Римский-Корсаков. Т.П.— М: АН СССР, 1954.— С. 253-260.

51. Гозенпуд A.A. Русский оперный театр мелсду двух революции: 1905 1917.— Л.: Музыка, 1975 — 368 с.

52. Гозенпуд А. А. Избранные статьи.— М.-Л.: Сов. композитор, 1971.— 240 с.

53. Голынец Г.В., Голынец С.В. И.Я Билибин — М.: Художник РСФСР, 1972.

54. Грачев П. В. Лейтмотив в операх Римского-Корсакова // De Música: Временник отдела истории и теории музыки Гос. Инст. Ист. Искусств. Вып.З.— Л., 1927, с. 76-96.

55. Григорьев С.С. О мелодике Римского-Корсакова.— М.: Музгиз, 1961.— 196 с.

56. Григорьева Г. В. Русская и советская комическая опера. Автореферат дисс. . канд. иск — М.: МОЛГК, 1967 — 20 с.

57. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции.— М.: Индрик, 1997,—912 с.

58. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века).— М.: Искусство, 1989.— 366 с.

59. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры.— М.: Искусство, 1981,—360 с.

60. Гуревич А. Я. Эдда и Сага — М.: Наука, 1979,— 192 с.

61. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.— М.: Изд-во ГИИНС, 1955. Т. 1-4.

62. Данилевич Л ¡¡.Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова.— М.: Музгиз, 1961.— 280 с.

63. Данскер О. Л. /7. А. Римский-Корсаков и В. И. Вельский II Всемирное слово, 1995, № 8, с. 57-59.

64. Данько Л. Г. Комическая опера в XX веке: Очерки.— Л.-М.: Сов. композитор, 1976,—200 с.

65. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX XVI вв.— М.: Наука, 1988 — 284 с.

66. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. Пародия в литературе и искусстве IX-XVI вв.— М.: Наука, 1992 — 344 с.

67. Державин Г. Р. Анакреонтические песни.— М.: Наука, 1987.— 192 с.

68. Древнерусская притча И Сокровища древнерусской литературы.— М.: Сов. Россия, 1991,—528 с.

69. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 2-е доп. изд.— М.: Наука, 1977,— 488 с.

70. Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классического наследия.— Л.: Музгиз, 1952.— 344 с.

71. Ерохина H.H. Тематизм образов Додонова царства: Дипломная работа.— ЛОЛГК им.Н. А. Римского-Корсакова: 1955.

72. Жарникова С. В. Александр Сергеевич Пушкин и русская народная волшебная сказка. Машинопись,— СПб ФЭЦ МК РФ, 1999.

73. Жирмунский В. М. Теория стиха.— Л.: Сов. писатель, 1975.— 664 с.

74. Жуковский В. А. Людмила Н Эолова арфа. Антология баллады.— М.,1989.

75. Звездочтец. Русская фантастика XVII века II Библиотека русской фантастики. 1.2. М : Сов. Россия, 1990 — 496 с.

76. Зилоти А. И. Воспоминания и письма.— Л.: Музгиз, 1963.— 468 с.

77. Зинькевич Е. «Фераморс» А. Рубинштейна в оперном контексте 1860-х годов II Антон Григорьевич Рубинштейн. Сб. статей.— СПб.: Изд-во СПбГК, 1997.— С. 102-121.

78. Зуева Т.В. Сказки A.C. Пушкина.— М.: Просвещение, 1989.— 160 с.

79. Иванова Т. Г. Литературные «Сказки» А. С. Пушкина и его записи народных сказок. Машинопись,— СПб ФЭЦ МК РФ, 1999.

80. Ипполитов-Иванов М. М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях.— Л.: Музгиз, 1934 — 160 с.

81. Ирвинг В. Альгамбра / пер. В.Муравьева.— М.: Худож. лит-ра, 1989.— 448 с.

82. Истомин И. А. Трудовые припевки плотогонов.— М., 1979.

83. Кабалевский Д. Б. Римский-Корсаков и модернизм (Против модернистской легенды о Римском-Корсакове) II Музыкальное наследство. Римский-Корсаков. Т. I,— М.: АН СССР, 1954.— С. 17-78.

84. Кандинский А. И. Высокая сказка или «весёлое представление»? И Советская музыка, 1988, № 10, с. 28-34.

85. Кандинский А. И. Заметки о "Золотом петушке" II Советская музыка, 1958, № б, с. 24-32.

86. Кандинский А. И. Римский-Корсаков Н. А. (1890-1900-е гг.) II Музыка XX века: Очерки. Ч. I. Кн. 2 — М.: Музыка, 1977 — С. 5-44.

87. Кандинский А.И. История русской музыки. Т. 2. Кн. 2. Вторая половина XIX века. Н. А. Римский-Корсаков.— М.: Музыка, 1979.— 280 с.; второе исправленное и дополненное изд.— М.: Музыка, 1984.— 310 с.

88. Кандинский А. И. Проблема народности в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова. Авторефератдисс. . канд. ис к.— М.: МГК, 1956.— 16 с.

89. Канкарович А. И. Путеводитель по стерам. Кн. 1.— Л.: Прибой, 1926.— 64 с.

90. Каратыгин В. Г. Золотой петушок И Апполон, 1910, № 5 (февраль). С. 36-39.

91. Каратыгин В. Г. Избранные статьи.— М.-Л.: Музыка, 1965.— 352 с.

92. Катенин П. А. Избранные произведения.— М.-Л.: Сов. писатель, 1965.

93. Кено Р. Голубые цветочки.— М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994.— 268 с.

94. Кириллина Л. В. Опера-буффа и XX век II Музыкальная академия, 1995, № 3.— С.179-188.

95. Кириллина Л. В. Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века Н Музыкальная академия, 1995, № 1.— с. 60-71.

96. Клепиков С. А. А. С. Пушкин и его произведения в русской народной картинке.— М., 1949,— 131с.

97. Комарницкая О.В. Композиция оперы в связи с жанровой и стилевой спецификой в русской классической музыке XIX века.— М.: МДОЛГК, 1991. Автореферат дисс. канд. ис ж., 28 с.

98. КошминаИ. "Золотой петушок" Н Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова — М.: Музыка, 1987, с. 82-92.

99. Краткая литературная энциклопедия. Т. 5.— М., 1968.

100. Крылов И.А. Избр. произведения.— М., 1979.~ ЪНс.

101. Крылов И.А. Сочинения'. В 2-х тт. Т.1: Сатирическая проза.— М.: Худ. лит., 1984.

102. Кунин ИФН. А. Римский-Корсаков (Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах).— М.: Сов. композитор, 1974.— 22,0с.

103. Куницын О. И. Балеты А. К. Глазунова.— М.: Музыка, 1989.— 62 с.

104. Ламм П. А., Попов С. С. Богатыри II Советская музыка, 1934, № 1, с. 87-94.

105. Лапшин И. И. Философские мотивы в творчестве Римского-Корсакова.— СПб., 1911,— 20 с.

106. Левина Е. М. Прозаическая небылица (к вопросу о границах жанра) II Фольклор народов РСФСР (межвузовский научный сборник).— Уфа, 1981.— С. 78-86.

107. Леонова Т. Г. Русская литературная сказка XIX века в её отношении к народной сказке (поэтическая система жанра в историческом развитии).— Томск: ТГУ, 1982,— 200 с.

108. Ливанова Т. Н. Римский-Корсаков и художественная Москва II Ливанова Т. Н. Статьи и воспоминания.— М: Музыка, 1989.— С. 103—149.

109. Липович И.Н. Иван Яковлевич Билибын.— Л.: Художник РСФСР, 1966. —

110. Лисицина Г. Г. История создания 3. И. Гржебгтым сатирического журнала «Жупел» (1905-1906) II Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры — СПб., 1995. 1.3. С. 103-141.

111. Литературная сказка пушкинского времени.— М.: Правда, 1988.— 480 с.

112. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси.—Л.: Наука, 1984.—296 с."

113. Лобанов М. А. Лесные кличи: Вокальные мелодии-сигналы на Северо-западе России.— СПб.: СПбГУ, 1997 — 232 с.

114. Лотман Ю.М. Избранные статьи: Т. 1-3.— Таллинн: Александра, 1992-1993.

115. Лукомская В. Е. Опера-балет «Млада» как этап творческого преломления Н. А. Римским-Корсаковым интонагцюнных влияний. Дипломная работа.— ЛОЛГК., 1973.

116. Луначарский A.B. В мире музыки. Статьи и речи. 2-е изд., доп.— М.: Сов. композитор, 1971,— 540 с.

117. Лупанова И.П. Русские народные сказки в творчестве писателей первой половины XIX века.— Петрозаводск: 1959. —50Чс.

118. Лупанова И. П. «Смеховой мир» русской волшебной сказки II Русский фольклор. Т. XIX. Вопросы теории фольклора.— Л., 1979.— С. 65-83.

119. Максимов С. В. Нечистая неведомая и крестная сила.— СПб.: Полисет, 1994.— 448 с.

120. Материалы к частотному словарю языка Пушкина.— М.: АН СССР, 1963.—5~Л с.

121. Медушевский В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект II Советская музыка, 1979, № 3 — С. 30-39.

122. Мейен Е. «Прибаутки» Стравинского Н Из истории русской и советской музыки. Вып. 3 — М: Музыка, 1978 —С. 195-209.

123. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа.—М., 1958—26Чс.

124. МетерлинкМ. Поли. собр. соч. / Пер. Н. Минского, Л. Вилькиной. Т. I.— Пг., 1915.

125. Мирбабаев А. К. Из истории культовой традиции: символика петуха II Борбад, эпоха и традиции культуры.— Душанбе, 1989.— С. 288-295.

126. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В. П. Зиновьев.— Новосибирск: Наука, 1987.— 401 с.

127. Михайлов А.Д. Старофураицузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры.— М.: Наука, 1986.—

128. Михайлов А. В. Языки культуры.— М., 1997.

129. Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке.— Л.: Музыка, 1990.— 280 с.

130. Можжевелова О. Б. Драматургия поздних опер Римского-Корсакова II H.A. Рим-ский-Корсаков. Черты стиля. Сб. статей.— СПб.: СПбГК, 1995.— С. 55-76.

131. Можжевелова О Б, Тематическое развитие и формообразование в операх Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-тш» и «Золотой петушок». Дипломная работа.— Л.: ЛОЛГК, 1975.

132. Мочалова В. В. Мир наизнанку: Народно-городская культура Польши XVI—XVII вв.— М.: Наука, 1985 —22.0с,

133. МузыкаXXвека: Очерки. Ч. 1, кн. 2.— М.: Музыка, 1977,— 574 с.

134. Музыкальное наследство. Римский-Корсаков. Т. 1-11.— М.: АН СССР, 1954.

135. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства.— М.: Искусство, 1994 — 606 с.

136. Набоков В. В. Николай Гоголь Н Набоков В. В. Романы, рассказы, эссе.— Спб.: Энтар, 1993 — 350 с.

137. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3-х тт.— М: АН СССР, 1984-1985.

138. Народный театр II Библиотека русского фольклора.— М.: Сов. Россия, 1991.— 544 с.

139. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15-ти тт. Т. 1. Стихотворения (1838-1855).—Л.: Наука, 1981 —720 с.

140. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII— начало XX века. Изд. 2., доп.— Л.: Искусство, 1988.— 216 с.

141. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. 2-е доп. изд.— М.: Сов. писатель, 1987.— С. 187-260.

142. Непомнящий В. С. Предисловие // Сказки Пушкина.— М.: Худ. лит., 1966.— С. 320.

143. Нестьев И. В. Музыкальная культура на рубеже веков // Музыка XX века. 4.1, кн.1 — М.: Музыка, 1976 — С. 11-94.

144. Новелла серебряного века: Сборник.— М.: Терра, 1997.— 576 с.

145. Образцова И.М., Образцова Н.Ю. H.A. Римский-Корсаков на Псковщине.— Л.: Лениздат, 1981 — 88 с.

146. Обрам В. А. Римский-Корсаков и народная песня // Музыкальное наследство. Римский-Корсаков. Т. I,— М.: АН СССР, 1954 — С. 252-284,

147. Орлов Г. А. Н. А. Римский-Корсаков на пороге XX века. Пути исканий II Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14.— Л.: Музгиз, 1975, с. 3-30.

148. Орлова А. А. Из переписки Н. А. Римского-Корсакова с В. И. Вельским / Публ. А. А. Орловой и В. Н. Римского-Корсакова // Сов. музыка, 1976, № 2,- С. 95-111.

149. Орлова А. А., Римский-Корсаков В. Н. Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества. Вып. 1-4.— М.: Музыка, 1969-1973.

150. Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки.— М.: Музыка, 1977.— 382 с.

151. Памятники литературы Древней Руси XVII в. Кн. 1.— М. : Худ. литература, 1988.

152. Паршин С. М. "Мир искусства".— М.: Изобразительное искусство, 1993.— 80 с.

153. Плотников В. И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины. XIX века — Л.: Художник РСФСР, 1987 — 284 с.

154. Погосян Е. К проблеме значения символа "золотой петушок" в сказке Пушкина II В честь 70-летия профессора Ю.М. Лотмана: Сб. статей.— Тарту: Эйдос, 1992.— С. 98-107.

155. Прокофьев Г. П. "Золотой петушок" в театре Солодовникова Н РМГ, 1909, № 40,— Стлб. 860-864; № 41 — Стлб. 899-906; "Золотой петушок" в Большом театре // РМГ, 1909, № 46 — Стлб. 1075-1078.

156. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.— Л.: ЛГУ, 1986.

157. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд.2 — М., 1969.-—

158. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха.— М. : Искусство, 1976.— 184 с.

159. Пропп В.Я. Русская сказка.— Л.: ЛГУ, 1984 — 334 с.

160. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи.— М.: Наука, 1976,— 326 с.

161. Пропп В. Я. Поэтика фольклора (Собрание трудов В.Я.Проппа).— М.: Лабиринт , 1998 — 352 с.

162. Протопопов В. В. Музыкальный язык "Золотого петушка" Н Советская музыка, 1938, №6 —С. 20 — 31.

163. Протопопов В. В. Полифония Римского-Корсакова II Полифония в русской музыке XVII начала XX века: История полифонии. Вып. 5.— М.: Музыка, 1987.— С. 143-163.

164. ПушкинА. С. Дневники. Автобиографическая проза.— М.: Сов. Россия, 1989.— 384 с.

165. Пушкин А. С. Полное собрание сочинении. Изд. 2-е, перераб. Т. 17. Рукою Пушкина.—М., 1997.

166. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 6 томах. Т. 3: Драмы. Евгений Онегин—М.: Худ. лит., 1937.— 520 с.

167. Пушкин В. Л. Стихи. Проза. Письма,— М., 1989,— Ъв8с.

168. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.1.— М.— Л., 1938.

169. Рахманова М. П. Вступление Н Музыкальная академия, 1994, № 2.— С. 41-43.

170. Рахманова М. П. Музыка Н Русская художественная культура второй половины XIX века —М.: ВНИИИ, 1991— С. 45 — 91.

171. Рахманова М. П. Последние годы II Музыкальная академия, 1994, № 2.— С. 7589.

172. Рахманова М. П. Н. А. Римский-Корсаков (1890-е и 1900-е годы) II История русской музыки в 10 тт. Т. 9.— М.: Музыка, 1994.— С. 42-147.

173. Рахманова М. П. Н. А. Римский-Корсаков И История русской музыки в 10 тт. Т. 8 — М.: Музыка, 1994 — С. 5-88.

174. Рахманова М. П. Николай Андреевич Римский-Корсаков.— М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.— 240 с.

175. Рахманова М. П. Римский-Корсаков и Вагнер И Русско-немецкие музыкальные связи,—М.: 1996, с. 179-214.

176. Ремезов И.И£> борьбе за реализм: Из прошлого русской оперной сиены Н Советская музыка, 1937, № 6 — С. 55-74.

177. Ремизов А. М. Царь Додои И Сказка серебряного века: Сборник.— М.: Терра, 1997 — С. 282-289.

178. Римская-Корсакова Т. В. Детство и юность Н. А. Римского-Корсакова.— СПб.: Композитор, 1995.— 280 с.

179. Римская-Корсакова Т. В. Н. А. Римский-Корсаков в семье (из семейной переписки).— СПб.: Композитор, 1999 — 372 с.

180. Римский-Корсаков А. Н. "Золотой петушок" на парижской и лондонской сценах И Аполлон, 1914, № 6-7 (август-сентябрь).— С. 46-54.

181. Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. 15 — М.: Музгиз, 1933-1946.

182. Римский-Корсаков В. Н. Из воспоминаний и материалов семейного архива Н Музыкальное наследство. Римский-Корсаков. Т. II.— М.: АН СССР, 1954.— С. 113176.

183. Римский-Корсаков М. Н. Воспоминания и замечания о жизни Н. А. Римского-Корсакова и его семьи Н Музыкальная академия, 1994, № 2.— С. 33 — 40.

184. Римский-Корсаков Н. А. Золотой петушок (либретто).— М.: Музыка, 1965.— 76 с.

185. Римский-Корсаков Н. А. Основы оркестровки. В 2-х тт.— М.-Л.: Музгиз, 1946.

186. Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. IV доп.— М., 1970.— 327 с.

187. Н. А. Римский-Корсаков. х1ерты стиля: Сборник статей.— СПб.: СПбГК, 1995,— 232 с.

188. Ровинский Д. А. Русские народные картинки. Книга 1-5.— СПб., 1881-1900.189. ¡'усекая бытовая сказка II Библиотека народно-поэтического творчества.— Л.: Лениздат, 1987 — 510 с.

189. Русская сатира XIX— начала XX веков.— М.-Л.: Худлит, 1960.— Ц-ЪОс.

190. Русская сатирическая проза XVIII века.— Л.: ЛГУ, 1986,— 4 4

191. Русская художественная культура конца XIX — начала XX века:. 1895-1907. 1908-1917. Кн. 1-4 —М.: Наука, 1967-1980.

192. Русские народные сказки в 3-х тт. Изд. 2-е. Т. 3. Социально-бытовые сказки.— М: Сов. Россия, 1992.

193. Русские народные гулянья по рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева в запаси и обработке Евг. Кузнецова.— Л.-М., 1948.— ?2с,

194. Русские народные песни.— М.: Музыка, 1984.— 128 с.

195. Русские народные сказки в 2-х тт. // Классическая библиотека «Современника». Т. 1 — М„ 1987.

196. Русские народные сказки: В 3-х тт. 2-е изд.— М., 1992.

197. Русские сказки писателей XIX и XX веков.— М., 1995. — 51%с.

198. Ручьевская Е. А. и др. Анализ вокальных произведений.— Л.: Музыка, 1988.

199. Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу.— СПб.: Композитор, 1998 — 268 с.

200. Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы.— Л.: Музыка, 1977.— 160 с.

201. Савушкина Н.И. Русский народный театр.— М.: Наука, 1976.— 152 с.

202. Сапожков С. В. Жанровое своеобразие сказок А. С. Пушкина 1830-х гг. (проблема цикла). Автореферат дисс. . канд. филол. наук.— М.: МГПИ им. Ленина, 1988 —2Чс.

203. Салонов М. А. Блеск (или срам9) жонглерской эротики II Искусство Ленинграда, 1991, №4 —С.46-48.

204. Сатира русских поэтов первой половины XIX века.— М.: Сов. Россия, 1984.— 256 с.

205. Саша Черный. Избранные сатиры и лирика.— Л.: Дет. лит-ра, 1991.— 223 с.

206. Священное писание. Книги Ветхого и Е1ового завета в синодальном переводе.— СПб., 1876.

207. Серебрякова Л. А. Образ бытия в художественной картине мира Н. А. Римского-Корсакова II Русская художественная культура второй половины XIX века.— М.: Наука, 1991 — С. 227-258.

208. Серебрякова Л. А. Пейзаж в творчестве Н. А. Римского-Корсакова // Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века.— М.: Наука, 1994,-С. 229-357.

209. Сиповский В.В. Пушкин. Жизнь и творчество.— СПб., 1907.

210. Сиповский В.В. Руслан и Людмила: К литературной истории поэмы // Пушкин и его современники. Вып. 4.— СПб., 1906.

211. Сказание о чудесах Н Библиотека русской фантастики. Т.1.— М.: Сов. Россия, 1990,— 528 с.

212. Словарь языка Пушкина: п. 1 4 VI.: АН СССР, 1956-61.

213. Слонимский С. М. Симфонии Прокофьева.— М.-Л.: Музыка, 1964.— 232 с.

214. Сокровища древнерусской литературы. Сатира Х1-Х1Д1 веков.— М.: Сов. Россия, 1987 — 512 с.

215. Соловцов А. А. Жизнь и творчество Римского-Корсакова.— М.: Наука, 1969.— 669 с.

216. Соловцов А. А. Н. А. Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества. 3-е переработанное изд.— М.: Музыка, 1984.— 400 с.

217. Сперанский Е.В. Актер театра кукол.— М., 1965.— 160е.

218. Станиславский — реформатор оперного искусства. Материалы. Документы. Изд. 2-е, доп.— М.: Музыка, 1983 — 384 с.

219. Старинные диковинки. Волшебно-богатырские повести XVIII века II Библиотека русской фантастики. Т.З, Кн.1.— М.: Сов. Россия, 1991.— 496 с.

220. Степанов В. Литературные реминисценции у Пушкина // Временник Пушкинской комиссии, 1972 —Л., 1974 — С. 109-112.

221. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XXвека: Исследования и очерки.— М.: Сов. Художник, 1984.— 296 с.

222. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ веков.— М.: Искусство, 1970.— 286 с.

223. Томашевский Б. В. Пушкин. Т.1: 1813-1824.— М.-Л, 1956.

224. Томашевский Б. В. Пушкин. Т.2. Юг, Михаиловское. Изд. 2.— М.: Худ. лит., 1990.

225. Третьякова Л. С. Страницы русской музыки: Русская классическая музыка на рубеже Х1Х-ХХвв.—М.\ Знание, 1979 — 160 с.

226. Тюменев И.Ф. Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове // Музыкальное наслесд-во. Римский-Корсаков. Т.Н.—М.: АН СССР, 1954 — С. 177-247.

227. Тютчев Ф.И. Стихотворения.— М.: Худ. лит., 1990.— 287 с.

228. Успенский Б.А. Семиотика искусства.— М.: Школа «Языки культуры», 1995.— 360 с.

229. Уч ен ко на М. Контрапунктические упражнения И. А. Римского-Корсакова (на материале нескольких автографов) И Н. А. Римский-Корсаков. Черты стиля: Сборник статей.— СПб. : СПбГК, 1995 — С. 138-156.

230. Фатов Н. Письма о Московской опере Н РМГ, 1917, № 31.— Стлб. 505-507.

231. Финагин А. В. 11то надо знать об опере "Золотой петушок".— М., 1933.

232. Финдейзен Н. Ф. Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Нотографическая заметка Р РМГ, 1908, № 39-40 —Стлб. 853-856.

233. Фокин М.М. Против течения. 2-е изд. доп. и испр.— Л.: Искусство, 1981.— 512 с.

234. Фольклорный театр.— М.: Современник, 1988.— 476 с.

235. Фрумкина Р. М. Статистические методы изучения лексики.— М.: Наука, 1964 —116с,

236. Хайям Омар. Рубай / Пер. с фарси Ник. Стрижкова.— Ташкент, 1980.

237. Хайям Омар. Рубай / Пер. с фарси.— Л.: Сов. писатель, 1986.

238. Цендровский ВЛУвертюры и вступления к операм Римского-Корсакова.— М.: Музыка, 1974 — 148 с.

239. Цуккерман В. А. О некоторых чертах стиля Римского-Корсакова // Сов.музыка, 1958, № 6 —С. 15-23.

240. Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып. 2.— М.: Сов. композитор, 1975.— 464 с.

241. Черкашина М. Р. Размышления о феномене оперы // Музыкальная академия, 1995, № 1 — С. 53-60.

242. Чернышевский Н. Г. Что делать?— Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во, 1950.— 464 с.

243. Шак Т. Ф. Гармония как фактор музыкальной драматургии в операх Н. А. Римского-Корсакова. Автореферат дисс. . канд. иск.— СПбГК, 1996.— 24 с.

244. Шарапова Л. А. Стих «Сказки о попе и о работнике его Балде» // Пушкин. Исследования и материалы. Т. XIII.— Л., 1989.— С. 88-102.

245. Шекспир В. Полное собрание сочинений в переводе русских писателей. Т. 1. Изд 4,— СПб.: Изд-во Н. В. Гербель, 1887 — 396 с.

246. Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания.— Л.: ГАТОБ, 1936,—254 с.

247. Шкловский Вб.О теории прозы.— М.— Л., 1925.

248. Штокмар М. П. Исследования в области русского народного стихосложения.— М.: АН СССР, 1952 — 422 с.

249. Энгель Ю.Д. Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке: 18981918 — Л.: Сов. Композитор, 1971 — 524 с.

250. Энгель Ю. Д. В опере: Сборник статей об операх и балетах.— М.: Изд-во Юрген-сона, 1911.— 304 с.

251. Ю. М. Лотмсш и тартуско-московская семиотическая школа.— М.: Гнозис. 1994,— 548 с.

252. Языков H. М. Стихотворения. Сказки. Поэмы. Драматические сцены. Письма.— М.-Л., 1959,— 508с.

253. Яковлев В. В. Пушкин и русский оперный театр (Мусоргский и Римский-Корсаков) // Советская музыка, 1937, № 6.— С. 42-54.

254. Яковлев В. В. Пушкин и музыка.— М.-Л.: Музгиз, 1949.— 246 с.

255. Янковский М. О. Римский-Корсаков и революция 1905 года.— М.-Л.: Музгиз. 1950,— 132 с.

256. Янковский М.О. Стасов и Римский-Корсаков И Музыкальное наследство. Римский-Корсаков. Ti. М: АН СССР, 1954.— С. 337-403.

257. Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики: Работа русских композиторов-классиков над оперой.— М.: Музгиз, 1953.— 404 с.

258. Ярустовский Б. М. Игорь Стравинский. Изд. 3-е, доп.— Л.: Музыка, 1982.— 264 с.

259. Ярустовский Б. М. Литературные образы Пушкина в оперных либретто Н Советская музыка, 1949, № 5.

260. Ярустовский Б. М. Опера // Музыка XX века. Ч. I, кн. 1.— М.: Музыка, 1976.— С.148-186.

261. Ястребцев В. О цветном звукосозерцанин П. А. Римского-Корсакова // РМГ, 1908, № 39-40,— Стлб. 842-845.

262. Ястребцев В. В. П. А. Римский-Корсаков. Воспоминания. Т. 1-2.— Л.: Музыка, 1959-1960,— 634 с.

263. Angelo Foletto Рецензия. // Música Viva — № 7/8, 1986 — P.22-23.

264. Frank Merkling. A Cry at Dawn II Opera News.— Vol.32/ No.2.— Sept.23, 1967,— P. 6-7.

265. Franz Zamazal. Das Kaleidoskop einer Gesellschaft II ÜZM. — Heft 1, 1993,— S. 5253.

266. Gerald Abraham. Satire & symbolism in 'The Golden cockerel' И Music & Letters.— № 1, 1971,—P. 46-54.

267. Henry Prunieres Рецензия. // La Revue Musicale — № 8, 1927 — P.297-298.

268. Joabim Herrmann Рецензия. // Música.— Heft 6 (November — Dezember), 1964.— S.315-316.

269. Montagu-Nathen Рецензия. // Monthly Musical Record.— Vol.84/ № 960.— October, 1954,—P. 210-212.г,к Т ^felTVifetío ч -J¥U.IHÍ íyn-vkxí ТуЛ-éo-u!1. Бер.• П j)' flufJk} \ |- 'i 7 » tü^M^N^1. KA fa % eäu-Zfc1. Эу., cm-focn, а^-росп.9.