автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
А. Довженко и романтическое течение социалистического реализма

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Кочерган, Юлия Федровна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'А. Довженко и романтическое течение социалистического реализма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "А. Довженко и романтическое течение социалистического реализма"

КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ЛСТЗЙ И ОРДЕНА (КГЙШСКОЯ ГСВ^Л^ГШ ТОСУДАРСТВЕРЛ11Й УНИВЕРСИТЕТ зш.Т;Г5П?;В'ЖЧКО

На правах Ьугазтск Кочэрхяя Итая Федоровна

УДК 88^.82-3

А<Д0ВКЕНК0 И РМАНПИЕСКОЕ ТЕЧШ?, СОЦШИСТИЧШСОГО РЕАЛИЗМА

Специальность 10.01¿02 - советская многстационздьнзя

литература

>

Автореферат гдезсертацая на оотскание ученой огегтрт! доктора фижолопгаесйих паук

Киов - 1968

Раоота рыподпапа ьа «гуидра украдшкок литературы дааыо f-ринковекого государственного педагогическою института им.В.С.Ста^анжа.

Офлциальше -одаоиенты;

- дй5:хор филологических наук, профессор О.К.Бабшкцк

- доктор ^кладоштескнх наук, профьссор Р.ТДромяк

- доктор фшюлогкческкх наук, црофесоор П.И.Орлик.

¡

Ведущая организация: Одесский государственный ушшерсктет ш.И.И.Мечтшова.

Задата состсахс« " Itf " Q&/Zftffy ¿ 1983 г. В jlJElacou на заседают сиециаЖщювашйго совета Д 063.18.16 по заште диссертаций на соискание ученой степени доктора фало-лошческих наук при Киевском государственное.университете им.'Г.Г.Шавчвнко /25¿0I7, Каев-17, бульвар Т.Шзвчешсс, 14, акюмй зал/.

Автореферат разослан "/4 - 988 Г.

• */

С дяссертацаей молено взкакошться в библиотеке университета,

Учрешл евкретдрь есчдапязврогзнного совота, кяпдгд'лт ^алодомпеейа наук,

дозчгт Н.П.Плвд

"" "Л ,( f

t- Л

Советское литературоведение в последнее десятилетие уделяет эльшре вниыанйе изучению специфики художественного освоения хла -1. $ это закономерно. Богатство приемов оОразного исследования фа определяет широту эстетических взглядов художника, уселичкьа-р Палитру эстетических восприятий читателя в псш;анш: жизни, В ха~ штере романтического шлдания украинских писателей,, столь ярко >едстаьленноМ в советской прозе, отражен их ноьы!! социальной и ¡тетичесюй опыт.

Актуальность настоящего исследования в гон, что шрвые в украинской литературоведении поставлена задачи изучения, ¡этики и стилистики художественного' контекста в решении проблеци ¡раза автора, характеров, сюжета романтического проказе,цепья, кг.-гален и исследовательский акцент - научение творческого наследия Довженко И влияния большого мастера литературы и кино на формк-|Санив нового романтического провидения и мирооцуг>;ения в литера-ре, привлекшего в худохастьешшй контекст 'литературных произве-ний призмы ккнорежиссуры, кинопоэтики, живописного и скульптурио-| показа. Вззультаты исследования определяют ноын взгляд на сисп-художественных от крыт го! пиоа№лей романтического течения в украдкой советской литературе. Индивидуальная неповторимость кавдого ведущих представителей романтического течения не исключаем черт ■готической обвдеости в характере художественного обйЦешш гиапен-го материала»

Цель работы - путем Ш'ализа лучших произведений А.Догаен-, Ю.Яновского, О.Гончара4 М^СтельыаХа раскрыть типологические рты в характере их художественного мышления, определить диялек-ческув связь в пройлеый традиций и новаторства, исследовать ху-явственные Компоненты естетичесМй систем романтического течения украинской советской прозе; Специфика художественного ныпшения ко вдоажается Ь повтическойструктуре отдельного ирЬизглценил и етд эстетической сийтй1й п дёЛоМ« Изучения поэтики романткческо-типа мшления представляется интересным и в типологическом, рая-эе исследования^ й в осмыслений шфшктой* проблем, характеров, ей времени. ^¿ВкХрапченко подчёркивал, что "поэЗика крупинх пи- • *елей является органическим звеном а эволкцин способов и средств разного раскрыт ияжйзни"*. Втйм обусловлена значимость Изучения этИки ведающихся мастеров литературы*

1 Храпченко МЛЗ» Историческая поэтика: основные направления следований // Контекст 1983. - м.: Наука, 1984. - С. 17.

{боричррвища роыаЩ'ИчеЦфгр (гвЧЗЧВД Р украинской советской дч терагуре предояредмано рбъектив^ыми условиями развитии общественной жизни, гр&еданркрй у£0зкцй(?й рнсафедей, щ худместевнндад орин ципами обобщения материала, артахичаскиц ввдвццац дара. Социальный прогресс обиде отрзирой лизни «ослу Взяткой О.тпбрьской революции способствовал поискам наш« худр¥зствевдь£!с редвниЦ В литературе. Высокая правда кивни обрела пслитичешю права из воплощений в Форме художественной правды» р контексте исторических ссбыты формируется новый астатический яДеад.

Йдей единства содержании и $орЩ| вцра«енцая в, художественном мире произведение, определяет иарда^р иг.слапуеиого материала, во-торий изучается иан йуяшвйие содержательной фррш и художественного содержания в диалектическом развитии. В центре исследовательского внимания образ а£!гора и Проблемы худо»ест»енной формы, характеры и концепции времени» своеобразие романтического сшет.а в композиционном, жанровом, поэтическом выражении стиля,

На защиту выносятся едедукшдае полакан и Я1 . '

1* Романтический характер ь&ровидтшя и худозестванного Удаления выражается в целостной сисгеш произведения, ,а Ме как касть целого. -

2» Романтический тип творчества - вТо фьрла кишшогб утверждений идеалов ВреЫеКн ^ искусство, ярко варёгеНИая й актуальности тем, проблематики, характеров, акцентирующих существенное 6 Номерностйх развития жмани.

3. Суггестивный характер содержания романтического НройзвеДе-Ния обусловлен особенностями ферму: образ автора, субъективнее изъявление которого - выделение ядра объективного содержания.

4. Для Представителей исследувыого течения свойственна масштабность в решении романтического характера /"В обычной человеке может поместиться мир", - А.Довженко/интерес к харавтерам» пред-ставлящии айАнгарч жизни.

5. Романтическое содержание обусловило монтажной решение композиции сгаета, непредвиденная характер его развития, высокую '"концентрации действия, своеобразное единения трагедийного^ ^рамати-

. ческого, комического. 1

Р>. В романтическом пафосе произведения высоко смысловое в эмо-

иойальное напряжение условных карт»!, стволов» экспрессивных форм ексшш,' выразительных йредстй стилистики*

Научная Новизна Исследования в Новой постановке роблем, определяющих характер ввддшш и Моделирования хуДад-.ествен-зго !.шра в ТЕОрчеОтвЗ украинских писателей романтического ТИНа мнения. Впервые п изучении ромаНигческиго течений поставлены протеин образа автора, отражающего многомерные связи писателя с оЗще-гвенноГ! ,-киэнью, й вопрос^ художественной формы произведения* созда-цей романтический контекст» проблемы характера, особенности постро-!ия сюжета исследуются в единстве С Изучением обй;ей атмосферы про-гведения, романтическим пафосо^ что дйет возможность нрййтя от звых н?£люденкй к нойьа! выведав О специфике художественного в>$е-¡я и мастерстве изображения»

В диссертации использованы ранее неизвестные архивные матариа-I литературного насЛёдия А»Довжешю, хранящиеся в ЦГАЛИ /черноёШ йроски, планы» варианты Произведений/* пр{юб1деНы (лногиа новш термические обобщения А.Дойт.ейко,. Исследование творчества А.Довженко контексте ведущих мастеров романтической ПЬозй способствовало вытянет новых положений о закономерном развитии романтического типа юрЧестба в украинской советской литературе во всех составных Ком->нентах решения проблема художественного»

Теоретическое и практическое з н а -е н и е работы состой* е ток» что исследуемые в диссертации проемы дают возможность понять й оценить большой вклад писателей ро-нтического типа мышлений в открытии образа времени и новых харяй-ров, опрепелящих Ведущие идеи жизни» Могучий романтический пафоЬ топскоГо випения и обобщения жизненного материала в х^ппхествен-н произведении созпай новый тип единений об та а автора и читателя» высил воспитательный И познавательный смысл литеоатурного проиэ-* пения я обществе, В диссептации исследуются социальные и эстета-, ские корни романтического. Матещалн диссертации могут нлйтй придание в вузовских лекционных курсах теорий литератур!^ украинской ветской литературы и в практике преподавания литературы в средней оле. Монография автора о твоьческой лабораторий А.Довженко вве.пе-в программу по украинской советской литературе для пединститутов.

Апробация работЬ. Диссертация обсужяаяась на'^&федре раинской литературы Ивано-Франковского госуцарстведаого педагога-" гкого института им. В.С.СтесЬаника и кафедте истории -украинской

•1 •

'литературы Киевского государственного университете им.. Т.Г.Шевчен» Агтор выступал с ь-атерналами исследовании на ежегодных научных кон ферадциях и йьяно-й'ранковском пединституте /1271 - 1966 гг/ и на республиканских ком£ердициях "Те о гая родов и ;;:шшов художественной литературы1' /Одесса, 197Ь/, "¡гёстидееятклетке Великого Октября к s noHoí.ü3pH&oTK литературного процесса периода развитого социализма" /Днепропетровск, Js77/, "A¿ П.Довженко - видный советский кинорежис сгр'и писатель" Ллтаов, 1984/, "Наследие Гоголя и современность" /Нежин, 2968/. ¡lo таt:s диссертации издана монография "Александр Дшшьнко. Нроблёии ¡.шстеротва" /Львов: Вища школа, 1963/. опубликовали статьи в республиканских и всесоюзных журналах и сбошикях.

Со r¡ е р.к а н и е работы. Диссертация состоит из введения, тр<зх глав, заключения и списка основной использованной литературы. Бо Предании сбосновмваются проблемы теоретической базы, оптюдрияю-¡¡(ие характер романтического типа мышления, раскрывается научная но-J.4'исследования, дается определение теоретического статуса поэти веского языка в художесчснной системе романтического типа мышления Целостный анализ Л учи. их произведений ведущих мастеров романтическог течения украинской советской литературы предопоеделил стержневые проблемы чхследовиния о романтическом контексте и особенностях его худол.естсеииого ворожения»

У первой главе "Автор и проблемы художественной •ioaui' иесле,дуется художественная структура произведения во всех слага'зии романтического контекста, представленная через образ автора как художника и гракдшшна. Проблема автора интересна в любом художественном открытии, в. романтическом произведении она ярко ак~ центиробяие. Субъективное начпло и высокая цель в содержании произведения создают романтическую настроенность» единство лиризма и идеала, как считает 'И.М.Дубровина? Лиризм/ замечает В. А. Апухтина*3, вы-pa^ccvpT в соответствующей стилевой манере /монологичность, патети-к», пристальное внимание к потоку чувств и смене настроений/. ■'

Дубровина И.М. Романтика в художественном произведении. -Н.: Внеш. школа, 1970. - С. 71.

3 Апухтина В. А. Современная советская проза /60-е - начало 70-х годов/. - К. i Шей. школа, 1977. - C.8I,

Б

зобразие субъективной метн в творческой инднвидуи.ъиост^ акценте-г н.КЛей^, считая, что она "тем определеннее, чем характернее, крупнее писатель". "Сбряз автора" - это намеренно избранная пи-злем позиция, находясь На которой он иолучяет наилучшие возкозно-дня воплощения идейного замысла своего произведения", подчерни-г О.В.Творогов0. С точки зрения В.В.Виноградова, "проблема обра-аитсра, по-разному, ртенши методами и с разных исходных позиций юдуемая литературоведом и историком языка художественной лите-ррн, является центральной проблемой стилистики и поэтики".®

В романтической прозе проблема автора ярко г-кражена в зримых мах автора-повествователя, автора - действующего лица. Личность меля романтического шипения четко определена в выборе теми, 5лем, конфликтов, характеров, которне передает образ времени в ведущих идеях и пооблеиах. Писатель романтического типа мшле-глубоко суггестивен в создании обг\зй атмосферы Ппоизведения. жественному замыслу автора подчинены ковдозиционное решение се-1, ритм, интонация, специфика портретировчния, лейтмотив в вира-ш главной идеи пооизведения. Романтическое ведение логически :;;овлено жизненным объектом исследования - образом эстетическог; зла времени» новым типом мироощущения художника, осознавшего 5 настоящего и буд'щего. Гера выражения субъективного в худо-ленном образе пооизведения - мера .авторского откровения и по-гия объективного в жизни.

Гдея событийного показа в сюжете вомантического произведения ¡ловливает наличие активного действия, четко выраженной социаль-и эстетической позиции автора. Художественное время ронанти-сого произведения тбепКтельно и ярко представляет историческую ¡у и ее идеалы. В характере изображаемого акцентируется внима-к-сбере эстетического. Сжатость, концентрация событийного по-I - свидетельство емкости социалышх обобщений, к чеку стреш-. писатели романтического мышления. Интерес к исторической теш

^ Гей Н.К, Художественность литературы: Поэтика. Стиль. -На^ка, 1975. - П. 213.

5 'Гворогов О,В. Об исследовании стиля литературного произве-[я П Анадиз литературного произведения. - Л,: Наука, 197А. - . Ю.

6 Виноградов В.В. О языке художественной литератур». - М.;

- С. 154.

определяет гражданскую позицию писателя. Социальная и моральная с нова художественных поисков в данной теме - выражение эсхетическс идеала в исторических конфликтах времени. Так следует понимать те чес кую судьбу А.Довженко, обратившегося к героической теме в кино повести "Арсенал", как явлению событийному, величественному в цце исторического факта. Тема восстания арсенальцев необходима не гол ко для истории, художественно зафиксированной, но и для понимания характера развития новой жизни - вдеи высокой гражданственности в формировании будущего. Новый жанр, утверкденный в литературе А.До женко, свидетельствовал о страстном желании автора раздвинуть рам экрана, заговорить "языком больших обобщений".''

Авторские поиски новых форм выражения, соответствующие- идеям времени, ощутимы в специфике повествования. Доренко осознавал те ретические принципы особенностей художественного выражения. "Огро: ность событий вынувдала меня саимать материал под давлением многи атмосфер", - писал художник.® Писатель глубоко чувствован диалект, ческую связь формы с содержанием. Кмкость социальных /классовых/ обобщений переходит в символы, обогащая цаею вадгния проблемы. Ма _ штабность изображения, своеобразие композиционного решения сюкета киноповасти "Арсенал" даны в кинематографической пилении событий. Поэтика кино внесла драматическую напряженность е характер повествования. Монтажные фразы усиМили обнято драматургию текста, В пэрв< довжвнковской киноповасти очень ощутимо авторское личностной отношение к художественному материалу, выявленное в активных формах а) торского "я": это к монтажной построение сгаеха, и лирические отступления, формы условного диалога с героями, читателями, очень 31 чины в психологическом прочтении детали портретной характеристики, Заметны романтические приемы акцэнтировчшш: повторы, параллелизм ассоциативные образы, ьлпегории. В поЕбгтвоЕитя контрастно представлено время эпическое и лирическое /авюрские мысля/. Действие динамически событийное, аивописно ярко», эмоциональное! концйпту-альное. Поэтический язык ккноповяети связан с фольклорной истоши каш. Интонационный речитатив монтажных фраз напоминает наиодиуь

7 Довженко Александр. Собр. соч.: В 4-х т, - М,; Искусство, 1966. - Т. I. - С. 48.

8 Там яп.

уму: "Ofi было у матери три сына", "Бша война", "Нет у матери трех ыновей". Синтаксическая структура текста изобилует повторами, рито-'ическиш вопросами, сценически обогащая драматические, трагические, омедиПные эпизоды киноповести. Художественное шипение Довженко вн-атсает тенденцию к ассоциативности образов с фольклорным, романти-еским видением объекта. В ассоциативном мышлении исследователь .А.Вязовский определяет две сферы ассоциативных образований : ав-орскую и сферу персонажей? У Довженко превалирует авторская сфера дсоциативных преобразований с четким выражением психологического концептуального содержания. Высоту и цельность авторских идеалов редставил главный герой киноповести "Арсен&ч" Тымш Стоян.

Коли идти за А.В.Чичериным'''0 о трех аспектах понятия автор автор биографический, художественно-идеологический, образ автора, одобный другим образам, но наиболее смыслообраэующий/, то в скон-енсированном сюжете "Арсенала" Довженко выражен в сдаслообразу-. п^см образе автора, интересном и в лирическом самовыражении, и В оциальных оценках явлений.

В исследовании образа автора большой интерес представляют ав-облографические произведения. Важную смысловую и эстетическую оль в текете выполняет заглавии, как выражение творческого замысла втора. Эпитет в названии киноповести "Зачарованная Десна" опреДе-яет оценочные критерии воспоминаний автора, сквозное романтичес-ое звучание основной ипеи того жизненного пласта, который с&орми-овал личность автора, как художника. Воспоминания А.Довженко о етстве - это социальная память, раздумья об истоках формирования ичности. Автор присутствует в художественной структуре текста в оли повествователя, в образе'автора в смысдообоазующей функции и ак пействущее лицо, активно выраженное во всех эпизодах сюжета.

В хасактесе дошкнкоеского повествования очень ощутима жанро-* ая специфика.произведения - киноповесть. Здесь все признаки белле-ристической повести в композиционном решении воспоминаний с ис-ользованием возможностей кию, обогащавших тр видения и воспри-тия. Коыыент'ировашпм отступления напсилнавт то дикторский текст,

^ ВиязоЬсыпй Григор'й. Твоше v"/слепня гогеь^еишка. - ff.: я!про, 1982. - С. 249.

Чичерин A.B. Ритм об саза: Стилистические проблемы. - И.: ( ов. писатель, 1980. - €. 280,

8 . lo драматические ремарки к театрализованному действий, тп текагве-д-ллнго. ИсполЬзоепш все возмокнне контакты с читателем. Экспрес-сигнал лексика а коНтексте эпизодов воспоминаний сказочно обогаца-?х романтическое видение. Интересно прочтение "Фильмов памяти" в двух ипостасж.' образа маленького Сашка, и с точки зрения автора. Ярко нгедстамен образ времени и образ восприятия. В смысловой значении очень вакНы авторские доиолНеняя-дамарки, Ьбогашакячяе зритель вне'st смысл ойш картины сюжета! Как псавчло, варианты юшоповести 'Зачарованная Десна" /четыре - на русском языке» два - на украинском/ обусловлены Hi5 уточнением ситуаций, образной глубины характера» а нарашванисм эпизодов, в Них виделась частичка палого, главной идек 1сш!оповест}1 - очарование Памяти* в котором жизнь предстала во teex ео социальных и эстетических Красках, в измерениях раз-. Инг. временных пчастов. Акцентирован образ хаты - чувство ропнто дома» Высокой морали

В авторских воспоминаниях о детстве заложены истоки видения условных карт i't;f ситу air-Л, тад характерных для художественного мы-итенил Догаенко в романтическом ведении героев и явлений. В детских восиошшаннях о юм, что было Чтриятяо" и что "любил" Сашка, чувствуется'проявления духовной осознанности событий г-.изни, тонкое восприятие кпасоты.. Пятнадцать раз повторит автор слово "любил" в еииаоде воспоминаний о незабываемом детстве. Детство вйранает психологическую первооснову наличия одаренного восприятия эстетического. В рэчявой системе автора очень важна оценка детских восприятий, комментария автора. обогащают мир восприятия читателя, его палитру едейно-эстетических оценок тенета» Присутствие автора в сюжете киНолсевсти - это.и композиционный прием» которай заостряет • сннслои» акценты прсизВедения, образ ¡¿рошлего- и настояг^его, создает над бы две сюжетные -линии, дополняйте одна другую;

Эпизоды сюжета представляют события в кинематографическом плане изобретения* вцраяая характер художественного мышления писателя. 'Выбор писателем определенного жанра» стиля ила художественного направления * тот всть выбор яэыкч, на котором он собирается говорить с Читателей", считает Ю.М.Лотыая . Л.В.Чернец подчеркивает

Лотмен D.M. Структура художественного текста. - м.• Искусство, J9Vri. -'0. 27.

го

ашкретичеевую'природу литературных жанров . Дошенко использовал > киноповести разные {ормы вццзния мира в искусств» Мир хуцояест-юнного осязания кивопксиого рисунка, искусство портретной .сииоья-!Н, скульптуры, определяющих стержень психологиадокэй сугцнос.'и Йраза, паьорамность в изображении донотиия, соошкЛиая 'иасштьб-юсть маю в параллельном изображении »нэненныл пластов, призри ро-[антической формы литературного происхождения оо'цений с читателе:, :спользование ремарок, как в драматическом произведен-/«!, узилокное йимание к ритмике и интонационному рисунку в литературно!.! произ-йдении, как в театрализованном действии - все ото создает ссобу» еповторимость в поэтике кичопопестиь Романтический пафос а.Дойгек-о - стилеобразующий фактор киноповести. С.Т«Гуднева определяет па-ос, как "источник важнейшей особенности художественной фориц как аковой, ее экспрессивности"*? Внутренний па£ои Довженко, как дневаля, в К1'.нспоЬР-сти "Зачарованная Десна'1 обусловлен желанием аьто-а открыть .в человеке глубину его духовных и моральных истоков, та акономерности общественной -лизни, Которые формировали художника, целителя. Незабываемая стоана детства, кок зачарованная река> ве-а Из прошлого в бупущее, обогащая вообоакение, социальную память прошлом воемени> укрепляя веЬнооФь ипеааам.

Очень близки к теме "Зачарованной Деснн" МДодаенхо аыобио-райические повести М.Птельмаха "Гуси-лебеди летят...", "Щэдрьй зчер". 4 Интерес к теме детства из случаен в романтической прозе, асатели бидят В ней моральнее и духовные истоки хуиожественного аланта во взаимосвязях проблем - детство и природа, детство и 4'ор-ирование гражданственности, понимание социальных'проблем общества. ■ зторы автобиографических Произведений прослеживают, как тпвпицки /ховноЩ. моральной ПРёемс1веНйОстй поколений переданы через кон-шкты, идеи, характера времени о позиций историзма.

Как и в ДовженковсКоЙ "Заиарованной Десне'' образ автора пред-гавлен в двух измерению;*, в образе рассказчика и образе автора* >ф&каяцего философское осмысление времени в лирических отступле-

. ^ Чернец Л.В. Литературные жанры. - М.: Йзд-ео Моск. ун-та, 382. - С. 8Ь, . ,

^ Руднева Й.Г. Пафос художественного произведения: Из исто-ш проблемы. - М;: Изп-во Моек, ун-та, 1974. - С, 157. .

ю

шшх. В мирооиутадийях М.СтелЬмаха болвше лиризма. Б поэтике сбггг-ной речи преобладают Ьпитеты» персонифйкации. Ь«ого общего Е ггли-иах б ¡.па с "Зачарованной Десной": сказывается близость типически сСстолгяльстз вшкени /не заимствование!/« Очень значима в зтж; произведениях тема пришли. Чувство природы развито с необычайной душевной глубиной. Пейзажи М.С£ельк«аха глубоко романтичны - это состояние души, настроение ¡автора, глубоко чувствующего юодцую землю, врко* психологически представлена тема родины. Детский мил автобко-гг»1мческого гесоя в контекста социальных и моральных истоков жизни: [.¡.Стельмах глубоко кашпен в характере поэтического мышления. Тонко чувствуя слово в его сусловом и эстетическом значении, М.Стельмах умеет создать зрительную картину и звуковой образ этой картшш, ко то [Лей становится "компонентом ритмической и стилевой организации текста"»^

Активность авторской позиции в теме детства выражается в утверждении традиций преемственности морали рода, йлассп, Дошниюушая идея автобиографических произведений рогдантической Прозы А.Довженко и И.Птольиаха - едшетво поколений В классовом выражении психологии их поступков, морали. Очень акцептируется сфяоа духовного, кая дошпшнтя в становлений рреащаяекпй позиции, святость детства в том, что оттуда идут корни моральных ценностей.

В автобиографических произведениях А.Довженко и М.Стельыаха чувствуется близость в композиционном решении теш: приемы обрамления в специфике экспозиции и развязки, заглавие решено-в плане перифраза с философским и эстетический подтекстом главной идеи стае-та романтического произведения»

Особенно информативен образ автора в исторической те»»*. В ро- • маня "Всадники" С.Яновский достиг той высоты единств« содержания К форет, когда1 художественное произведение "стало образцом ■романтического. стиля литературы социалистического.реализма. В теме большого исторического значения личность автора, как художника, находит •выражение во всех компонентах художественного мира его произведе-Ьш. Для Ю.Яновского тема гражданской война - это конфликт двух впох, встретившихся в смертельной поединке. Вот потому и художе-

Гей Н.К. Художественность литературы! Поэтика. Стиль. -М.«. Наука, 1975. - С. 245..

стгенное слово р. Яновского спроецировано в мир большие ¡щей, проблей кон^щиктов к героев. Романтика героических битв гражданской ьпйнц в авторском ведении теми требовала соответствующей 4ррш вщшмлш.

. Романтическая сшсяозач насыщенности ронеда !'Всадникн" обусдав-л^ца ассоциативностью образного мышления автора, скоицр.нтвдрсв&шой новеллистической структурой композиции, ритмической и интонационной особенностями фраар. Герои романа - мтаастваннцй авада&ид. Автоо разделяет мунество ц стойкость своих героев, донолцян их образ в народной манера сказа о их действиях: он прославляет их, "как героев угнетенного и врссташеро класса, называя босоногими кояуЬЗали революции. Авторская речь направлена На романтической видении ьригелт.-нцх и звуковых картин. Личчость автора "Всадников", замечаем И.Г."Тулинский, выражена во всех компонентах художественного целого и романа» В интонациях'к ритмах рогвда "Всадники" С.Илховсккй видил влияние исторической думы, гоголевй№й патетики, ритмомелодики Н}НЬшзбинского, стремительность ритма кино,^"'

Осиовнуй тональность романа "Взадники" Ю. Яновского определяет пафос утв31кдения правду бедных, Оиогема тропов, лексика, синтаксические конструкции романа направя-знц автором в русло реализации; романтического замысла - виражедай идеи бессизртия героев гр&щан-ской войны. Ю.Яновский любит в своих героях окрылекноегь идеей, вевдость долгу, Высоким слогом писал Ю.Яноьский о героях, одухотворенных идеями революции. Б образа безымянного письмено'сца автор выразил свое моральное сопричастиэ к ввлич!ш пуха герой: "так сильна его нейавйсть к контре, что РВДи этой ненависти не жалко цаже а жкзня, й закипела в его жилах коовь угнетенного класса, о, это великая честь стать над своей жизнь*)!* В романтической стили авторского мышления выразительно,видится личность писателя, как гражданина, его понимание эстетического идеала. Романтическому лишению свойственно исследовать героев, еосходяйшх на вериину под-¡йга, в максимальной мере поступка и чувств. О.Бабквдин подчеркнет основную тональность подвига письманосца в романе "Всадники":

^ Кулйнский Н.Г. Человек в литературе. - Киев: Наук, пупка, 983. - С. 81.

* ШаховськиЙ Семен. 10 роман1в та 1х автош, - К.: Рад. пилениях, 1967. - С. 87. . . ..

"Пека ciiCDDi с "Письмо в вечность" об кет au т оптимистическое эвуча-г.ря. Человек додлип отдать сноп п:энь не зря. К если смерть служит побед? роЕолшни. то такая смерть - прекрасна"^?

Абхоо испил)зует в сомане две речевые системы: сечь автопа и р<!чь ncpcouàv.eu. Гочь автора в структуре романа хотя vi совпала В пафос« всснтштип ре подь шинных вдей с мыслями г с осев пспизведения, оинакп авторское сидение и оценка явлений выше. Романтическое вшэа-г.еняэ обрнзов всадников революции дано чепез идею их духовных убеждений, вслдншш - это авангард эпохи, величие революционной иг.тошв, >.;'Лол ес1Ееш1лл праддя романа достойно выпазила высокую поашу грак-дггиекой воГпш и ее бессметных героев.

Тема подвига Bf романтической прозе помогает высветить главные чьоты эпохи и ее героев. Поэтому темя Великой Отечественной в^йны в творчестве Л.Гончаоа неиссякаема. 0.Тончай исследует в своих героях духоышК пото1Шнал личности на волне, li тягчайших обстоятельствах воин] 1 писатель сумел увидеть незыблемую ochobv советского человека. Ромгчтьесноо видение а^топа выпажено через обостренное чутье событийного в реальных пластах военного времени. Гетаэи п.Гончятда глубоко осозийц" истогшческии «шел той миссии, котопую возложила ка них истопил.'Они сознательно несут свпЦ долг перед человечеством. Высокое чукство историзма писателя определило смысловые и эмоциональные акцента романтического показа событий И героев. Герои 0.Гончара хорош понимает обпественную роль советского человека в мировых событиях. Высока и трагична эта миссия советского человека. Не слу-чаеа романтический портрет Юрия Брянского. Запомнится его подвиг и юношеская, лирическая красЬта внешности с пульсирующим подтекстом высокого романтического осмысления художественного факта: сколько ве их, юных, погибло, лав жестоко дорога цена победы вад фашизмом*

О.Гончвр исгяедуот- б своих героях ¿созванный героизм: опасность гоЯнн изменила человека, заставила мыслить масштабами cTpaiffl, человечества. Подвиг мыслится нормой. Б произведении высоко смысловое и Емоциопальное напряжение ассоциативных.образов, анкумулиру-гл;мХ роыантаческое восприятие. Поспешно налаживает связь Наковей: •"Создается шечатлейив, будто тянет ои красный провод на с натутаки,

17 Байивпйн O.K. Юр1й Яновський. - К.: Рад. письмегашя, 1957. -С. III;

гоящей на груди, а из самой груди. Тянет, как окровавленную .¿иьуо 4тку собственного нерва". В стилэ повествования р.Гончара соеди-Эзтся два типа ведения жизненного материала - конкретность д«таки одухотворенность восприятия подвига, как в ctj-эре Еоаыагеннсго. В лорском ведении знаменосцы - это герои, средни авангарду "Всади hkojI' ювского, арбенальцам Довженко. В характер« ютистнования О.Гспча-1 знаменосцы идут в иужественноы ритме, напоминая героев полка Чу-'нко. Герои и.Гончара - основа его романтического пафоса, за от- ' яьной личностью видится класс, общество, неистреСишая спя а духа 1ветского человека. В этом сказалось и обост1юннЬз чувство Ерзые-[,■ то ■^елоБекознание'' и "народознание" и.Гончара, которые Л.н.Но-ченко вццелил кав стержне вив черти художника!0 Исследуя проблему рактера в романтическом искусстве, 1'егель, в частности, в роментп-оком портрете отметил единство духовной индивидуальности, ь кото-u "духовный характер должен стать преобладающим и выделиться на рвый план"!9 Эту духовную доминанту в характере 0.Гончар убеди-пьно выразил в ассоциативно« образе названия романа "Знвмзносии". tecTEO, героизм, высокое чувство любви к Родина, гуианиэм, чув-во ответственности за жизнь каждого воина.

Характеру авторского повествования свойотьешю соединение лири-ï и драматически насиненного рассказа, предельно сжатого, четкого высоком смысловом определении действия.

Общее, Объединяющее в хар?ктере творчества писателей роыантп-:кого* типа мышления, - stû свойственная ка дону из них идейно-эсте-¡еонан доминанта - образ автора, активно участвующего в смысловых Iстатических акцентах с&яетного действия, образ, оттеняющий и [убляюпрй духовную, доминанту еде и произведения во всех хомпоиен-; художественного. Образ автора повшает активность восприятия (анТического в тексте* духовность романтической атмосферы, арти-гческое видение и показ йоб1|тий, действенно утверждая эстетичзс-вдеал в общественной жизни.

Вторая глава "Характер и концепция времени" поошф-главяым проблемам романтического произведения. ^Созданные писате-

Нсвиченко Л.М. Не !ллюстргщя - йдкриття! - К. s Рад. пись-нйк, 1967. - Ci 193.

Гегеяь. Сочинения. Лекции по эстетике, - М.: Изд-во соц,-ном. лот*, 1958. - Т. Х1У. - С. 74.

• Ц

леи характеры свидетельствуют о мировоззрении автора, его встети-ческом ццеале, о понимании тех задач, которые всегда ставит перед художником историческое время. В проблеме характера и эстетическ< го идеала важно исследовать доциашше и эстетические корт его з д ежесменного задела, мастерство содержания и формы.

Романтики понимали необходимость создания исторически реаль! героев, изменивших общественный строй страны и могущих воплотить жизнь идеалы револщии. Несомненно, что писатели романтического i пв мышления высоко иодщдаали культуру нового читателя, вводили ei В социальный, эстетический, культур! ша и моральный шр своего ьрх ви. Пример высокого романтического единения с читателем, как пиш .исследовательница советской романтической прозы И.М.ДуброЕина, п; вым заметил А.В.Луначарский, определивший па{юс автора "как мост от себя к другим'. первооткрывателями в романтической сфере hobí жиз^и были украинские поэты, воспевшие подвиг героев революции, i должное. IIЛичина, В.Сосюра, В. Чумак., В.Эллан-Елакитный сумели в< многих своих произведениях о революции и ррагдгиской войне передать пафос народных идеалов в духе украинской народной душ, исп рических песен, как продолжение традиций Ч'.Икгвчанко, Леси Украли Н.Гоголя, Писатели романтического типа мышления видели героев, ш торне сознательна несли ношу, достойную величия былинных героев. Новое рождалось в логически, смысловом и эстетическом единстве ( многообразием форм жизненной правды. В проблеме характера и зсте^ чеейого ццеада видна подлинная связь художника с исторической дф ствительност!)р. В Период остро развивающихся событий - ликввдацш кулачества и коллективизации села - А.Довженко избирает эту тему в киноповести "Земля11, писатель использует приемы беллетристического повествования, интонируя текст широким егшктром жизненных ci туаций, усиливающих достоверность художественного исследования, i бытия сюжета даны в плане авторских монологов-воспомшаниЯ, моно логов-раздумий, что особенно романтизирует контекст, создает ат сферу доверительного оси,ения с читателем. Автор мастерски об раб а тываат стает: все, в поведении главного героя должно убеадатЬ в Д| сюверности, цельности типа, предст?.Елтцего новое поколение общ ства, утверждающего в жестоких классовых битвах социалистические

. 20 Дубровина Й.М, Указ. соч. - С. 82 - 82. ,

Чёй. Гйубока Ьодеряатёйьнок А эмоциональная Информативность общей гмосЯерУ пройзведення; бт дополняет характер жиими красками вре-эни. Авторские НонодоЬй в контексте сюжета обог&шают жизненную йя-зркацйп событий с ЬысотЫ художественного проникновения в суть яв- ' знкй, Психологию факта.

Автор нередко прибегает к 'ЗольклорнсЯ манере сказа,- увеличивая таял образом роиаитйческиА потенциал сюжета; В образе автора чув-гвуотся золяййе раснрМгь исконное в крестьянине - еГО любовь к «ни, к земле» одухотворет»ой его либовьв;

Мир» йредставленйкй автором в стаете кйиоповести* исследуется формах самой жизнй. В этом внраяена убедительная сила худояест-знного стаета произведения; В ярко йодмечешгоЯ Индивидуальности сарого кулака РввЫ Уласа ¿.Довженко сумел передать характер типа, мволически обобщающего "кзваянке прослой эпохй'Ч В сшете этоЫ.. шзода А.ДовжеНко исЬолЬзует киноприем потхологйческой паузы; упо,-эебмй его й в литературной йроизведений;

Довженко Как художник хорошо ососнаСал социальные Ьроблемы земени; Поэтому и кикрообразн текста кинолсвзстй воспринимаются Ш ебразы, олицетворяющие эпоху: тай воспринимается в селе йрйход зактора-рэЁ&люционера. Романтический пафос ввденйя я художествен^ >Г0 утверждения жизненных идей Л.Догяенко ни в коей !«ере не визы-, шй желания вдеалйзировать своих героев: писатель видел их "убогий Ухминимум'1, однако водел й то, что им принадлежит будущее. Автор гйсТвовал необходимость создать живые колоритные тййы своего вре-!Йи» выразившие новую психологию мышления й поступков, Коллекти-гаация села разделила жизнь нё. две части: та, что била, И совсек ш - современная. Существеннейшая особенность создания характерой шоповести "Земля" - че+кая социальная определенность типов, кх ¡ихолоГЙи, В проблеме характера ярко выражены проблемы Времени: 1 йтем глубокий йсТориЗм творчества писателя.

Проблема эстетического идеала в кипоповгсти "Земля" утвёряда* >ся страсгйо и вдохновенно в образе Васкля Трубенко. Автор но [рывает своей'влюблённости в героя: все в нем гармонично, а то» ■о очень вырос за последней лето - так ведь время какое! В систе-| лирических отступлений художник выразит то глубокое.философской [общение » которое возникает на основании такйх частностей,- кай 1силь Трубенко. Герой утверждает идеи коллективизации всей своей

жизнь» и ухолит в бессмертие На девятнадцатом году жизни. Яркость характера' обязывает к яркости красок и приемов $ романтичен, высок кизнонньИ материал. А.Довженко постоянно мыслит в литературных и I • ж! е и й т о г р з.;; ич е с г.кх изнурениях. Взволнованность замысла требует реализации в «звуках, в пространственном выражешш, быстрой сшны событий, лексики, содеркаг(е1'! глубокое обобщение мысли (и чувств. Цдна из существенных особенностей композиционного решения характера - взаимосвязь характеров с конфликтом: развитие конфликта обусловливает развитие характера.

Мастерство портретной характеристики, выражающей ядро психологии образа, А.Доваенко привнес в литературу из живописи и кино. Автор романтически .акцентирует ведулдее черты в психологии характера, определяйте образ времени. Герои А.Довкенко, представляйте эстетический идеал времени в его концептуальном выражении, прдол-жают жить и <?ормирорать сознание и иораль других дам после своей гиболн. В еде о бессмертного подвига судьба Басиля Трубенко близка Юрда Брянскому из роман-» "Знаменосцы" О.Гончара,

припиши построения характера определяются материалом зашел а. В восьми вариантах "повести плал'ешшх лет" А.Довженко стремился передать правду войны в высоком художественном ее содержании. Название киноповости - перифраза о высокой правде войны, о<мужестве и героизме советского солдата, осознавшего- в пламени трагических лет войны и свое место в бою, и долг перед Родиной, поток событий строго отобран для фокусирования б характере героя тех черт, которне четко определяют тип гражданина, амплитуду его социальных и моральных убеждений.

В специфике созда*тя романтического характера очень существенна идея эстетического идеала, как мера гражданственности художника, его ответственности перед обществом, его вклад в формирование новых моральных требований своего времени, Довженко, как".романтику, .свойственно обостренное чувство человечного, истинно духовного, величественного в восприятия образа времени. Художник умел видеть личности, определяющие своими мыслями и поступками главные вдеи облр-ства. Мельчайте элементы формы подчинены содержанию. Ритм фразы, ее интонация максимально насыщены психологией событий, увеличивая смысловые акценты образа. Пейзажи дополняют романтическую картину стереовццешш обстоятельств. Так, в "повести пламенных лет" силь-

но чувствуется режиссерское решеййё замысла в проблеме характера, обстоятельств, пространства и времени»

Равный герой "Повестй плвшннкх ДЬт" глубоко оеознйят свою причетность к истории народа, в нем романтически выраяен обобщенный оораз народа, Идея его высокого подвига в годн Великой Отечественной войны. Бсо компоненты сшета произведения подчинены проблеме геровдеского характера, которзгй вццИтся й масштабном выражении вдей и конфликтов времени. Сюжетная канва киноповести строится по принципу эпизодов-кадров. В литературном йроизвэдении этот прием обладает широтой охвата, сконцентрированностью материала жизни, увеличивает смысловую и эмоциональную нагрузку эпизода, романтический потенциал текста. Структура художественного образа зависит от масштаба социальных проблем; Йьан 'Срлюк принадлежит к числу героев, разделяющих судьбу авангарда.Черты его характера напоминают -былинного героя, но преувеличения воспринимаются кал должное: таким мыслится советский солдат, приближающий День Победы над гитлеровским фашизмом.

Масштабность показа предопределена масштабностью ведения. Условные картины, использованные автором в создании образа, усиливают романтически-экспрессивный характер событий, где грани между жизнью и гибелью очень невелики. Лвтор чувствует себя летописцем времени, художественный материал дополняется документальным, создается образ подлинной народной трагедии.

Романтические образы в довженковской прозе рождены поэтикой времени. Картины действия построен^ на сопоставлений и противопоставлении. Поэтический синтаксис Динамичен, максимально концентрирует мысль и чувства: назывные, безличные предложения, приема амплификации в интонационном рясукне тонко, выражают атмосферу обстоятельств. Романтическую остроту подтекста вносит вставной эпизод о хате. Ье простой интерьер свидетельствовал о простоте нравов, о честной трудовой морали. Хата знала свои традиции: в ней поселились идеалы разных времен - "и темный белобородый бог в серебряной ризе", и Шевченко, и Ворошилов, и казак Мамай, й Буденный, и Георгий Победоносец. Хата - святыня, на которую Посягнули фашисты;

Образы героев'дополняют образ времени, как часть целого. Де-рушка-воип и Невеста в образе Ульяны - это лики времени, определяющие его напряжение, характер атмосферы» Довженко акцентирует в

is

своих персонажах /даже эпизодических/ icy масштабность мышления* что романтически возникает вдев образа. Духовный, психологический ста- : туе героев т;>ебует от читателя дополнить затекст. Герои И образ времени ьааимйб дополняют друг друга. Образ Марии-полонянки в ''Повести пламенных лет" отражает высокий трагизм военного времени. Ее диалог с памятником Павлу построен на высоком страданий Миллионов, оставшихся без' музей, без счастья материнства»

•Авторская речь, заполнившая временные it событийные перехода в егкете проиэьодегаш, Выражает Мозйцкю художника, мыслящего масштабами государственного деятеля. Конфликты и проблемы ЬреМени дала и через типы отрйцателького содержания. В отрицательных образах Допженко обобщил черты предательства, морального падения, без чего кортики "пламенных лдт" войны были бы не Полными.

Д.С.Лихачев считае*, что "все в пространстве связано между собой не только физически, но и эмоционально, Нравственно . ¡¿шн-но тая воспринимаются картины встреч и Прощаний отступающих советских воинов: "Не забивайте!", "Спасайтеi"t "Отомстите", "¡¡дате"; Это картины высокого трагедийной накала войны. ,

Выбор проблем времен« и ведение материала, вираяенное в художественном мире писателя^ - мера ответственности художника перед историей й народом. Образ времени Представлен в реалиях войны: "стонет земля". Мультипликация, дикторский текст расширяют райки показа, восприятия» Upiiett обраШения в Композиционном решении кино-? повести ярко выделяет идею "пламенных лет" - героическое мужество советского воина* победившего гитлеровский фашизм. Ю.Барабаш отметил очень важную черту ь дойаенкЪвских характерах: чврез призму пристального взгляда на .индивидуальность ввдеть -судьбу народа в масштабах истории, .

Традиции эпического повествования А.Доютенно й Ю.ЯяовскоГо по-своему, в более лирической Манера сказа продолжены М.Стельмахом, создавшим .художественную энциклопедию жизни украинского крестьянина-подолянина. [фаски' поэтического Еиденил его народа питают сииво-

21 Лихачев Д.С; Поэтика Древнерусской литератур!. - М.: Наука, 1959. - С. 350.

22 Барабаш D. Довженко s Некоторые вопросы эстетика и поэтики. « М;: Худож. лит.', 1968. - С. П7*

личесную объемность названий романов к-. Стельигла "Кровь лаская -не водица", "Большая родня", "Хлеб и соль", "правда и кривда", "Дума о тебе", "Четыре брода". М.Стедьмах хорошо оньл судыЗу своих Героев, ретаюддех главную проблему жизни - проблему зешш. образ земли в романах ц.Стельмаха в смысловой и поэтическом содержании олицетворяет народную судьбу: она была роскошной и убогой, ласковой и жестоко^. В этих поэтических образах предсгавяеи собирательный образ крестьян, их ведение зеши с точки зрения морали труженика. В поэтических образах м.Огельмаха внра.-.ен социальный и мораяь-ный статус крестьянина.

• Как ц в довженковс^ой прозе, очень рошнтичиа функции пейзш.а в характера повествования ; он выражает психологнч^с.-)шй настрой героя, создает яивую картину времени с его социаяьни:.«; мотивы;«, атмосферой событий, пейзаж одухотворен любовью г«Р<>ев и.Отельмаха к родной зеще, К еа судьбе. В поэтике характера крестьянина м.Стелющее развивает традиции м.Коцюбинского, Но у героев м.Стельнаха чувство земли осознанно социальна глубже, соответственно погону в решай.

А.Довзенко, Ю.Яновский, р.Гончар, г.иСтельмаХ иссле^увл' ъ своих Героях романтичэсную высоту человеческого духа, идагл человеческой несгибаемости в уйевденшх, гражданской позиции. Внимание писателей романтического мышления в сфере художественного вирал.мтя акцентировано на личности человека косой эпохи, его новом сознании, но отнкщь не "общечеловеческое начало" и не только "средоточием всего прекрасного для них становится ссраз земли", как считает Л.П.^горова^? В теме земли писатели романтического стиля нссладуит социальный конфликт, как главную вдев врекеши Характер конфликта определяет выбор героев» ра&ановку противоборству»^« сил. Конфликт, как правило, антагонистический, и характзры персонажей выражены действенно, художественно убедительно, в регистре времени. Стельмахолские характеры - Свирид Мирошшченко, Тшюфпй 1'ориивнт определяют вехи Нового социального развития жизни, новой иерали, ровых принципов духовной жизни. М.Стельнах глубоко и тонко исследует поэтическую душу крестьянина. Их искренние и глубокие чувства

0>"

м Егорова Я.П. О романтическом течении в' советской прозе. -Ставрополь, 1966. - С. 1Р9.

определены тем уровнен понимания жизни, в которой гадятся Kopmi фольклорной мудрости, Bf . трешшй моноцог героев м.Стельмаха, будучи классической формой романтического самовыражения, помогает писателю открыть глубинное, ядро характер»,

Интерес к экстремальным событиям р романтической прозе советской рошктичиекой литературы не случаен; именно б таких обстоятельствах определяется характер лак пт. 0.Гончар в романе "Циклон" сопоставляет деэ необычных ашзненных пласта - события Великой отечественной войны и весеннее половодье Прикарпатья. Довменковский пафос чувствуется в философско-оценочной функции авторского скаеа, в лирических отступлениях. Соединение вшгческого и лирического пластов в структура текста создает романтический najoc атмосферы, 6 которой выявляют свой духовный яир герои 0,Гончара. Неповторимость избранных героев подчеркивает сам автор, акцентируя то, что о них следовало бы поннить и в третьем тысячелетии. <

В личности своих героев Р. Гончар подчеркивает те социальные корни, которые формирует их мораль, граеданскую позицию! у них святое чувства к Родине, к историй, & родной культуре, (йльзя вычеркнуть в настоящем советском человеке то* что сформировало его, 0.Гончар почти не портреткрует своих Героев, его интересует Их внутренний мир. И главный герой ропака - Богдан Колосовский раскрывается в "фильмах памяти" t irait ярок мир воспоминаний»

Характеры героев 0.Гончара проходят апробацию' на несгибаемость ; боли в концлагере, где грани жизнии смерти беспредельно смещены. Это реальность жизненных обстоятельств, четко определявшая: меру Человечного и мужественного в личности. Почти все герои поставлена в условия, которые определяют ту высоту духовного и морального,что сродни категории возвышенного! в этой эстетической оценке дан образ украинской матери,'и Даввда-кавказца, и приси Еайдэшйой, и учителя химии. Авторское сопереживание в Контексте сюжета налаживает внутренний контакт с читателем, воспитывай в нем высокую'духовность . мыслей в оценок. Своими поступками герои 0.Гончара по-новому Прочитывают вдею бессмертия - как универсальную волю к жизни. Вот« ходом своих мыслей и поступков герои 0.Гончара исповедуют едею высокого смысла жизни. Писатель исследует в своих героях адеал духовности. Эстетический идеал четко выражен в атмосфере времени, его требований. О.Гончар видит связь времен и поколений, выраженных

в идеале соврекеннооти - это "золотая эстафета" поколений, традиции еысокого горения в жйзни.

В окружаящем мире писателя всегда интересует человек, в романтической прозе - личность яркой индивидуальности, социальной убежденности, моральной чистоты, мужества, стойкости в защите своей позиции. Герою романтической прозы присуще выретать в поступках и мш-легато высокий образ времени в его существенных вдеях социальной жизни» Герой романкгаескоП прозы близок авторскому мировидекив в идее высокого предназначения человека на земле. Художник апробирует своих героев в сложных конфликтах времени, в тех обстоятельствах, где компромиссное решение в характере убеждений героя исключено.

Пафос авторской речи усиливает вдею единства идеалов художника и его героев, он закреплен в интонационном контексте, в художественной атмосфере всего произведения и выражает Joe общи доМшанту зоцкальной и моральной позиции в кивни. Романпгческая доминанта , автора находит выражение в композиционном построении проийведения, шределяет специфику поэтического реоегая характера.

Характер в романтическом произведении всегда выражен в драматических коллизиях и акцентирует образ времени в напряжении его ганфликтов и проблем. Как в драло, фиксируется малейшее движение ¡уши героя: и жест, й слово, и взгляд, и поза, и интонация, и ритм ячи - все подано в психологически определенном содерктши. В ха-юктере, представляющем эстетический идеал, все цельна, действенно» шцептуально в смысловом и эстетическом 'определении.

В третьей главе "Сияет и поэтика стиля" поставле-а по существу проблема содержания и хэдожественной формы, опреде-яющей структуру художественного в проиэведешш. В специфике подачи гжета художник романтического мшлевия тонко передает и пульс со-иальной жизни, и ракурс видения жизненного материала. Сюжет в ро-4 -антическом произведений действенен, активен. Эмоцкопалыю-сдасло-.,-да связи в стаетгшх эпизодах закреплены в монтажной, композиции, _ ад заметил В.Е.Хализев.24 Такая форма выражения сшета обязывает . дожника к тщательному отбору художественного материала, очень

24Хализев В.Е. Сбщие свойства эпического и драматического ро->в литературы // Введение в литературоведение. - M;s Внсш: ткала, 183. - С. 126. . •

четкой работа худояес^ьо-нного мышления в русле высокой идейной гражданской позиции, кстесувенцо, новые социальные,, психологические, морал^цые и дсдедаскце идеи времени существенно влияют яа характер выбора, определенна, аиега, структуру художественного,

Писатели ромздт^аскога утц иышшщи- остро чувствовали наоб»1 ' нрсть и величие щЩ Октября: в строительстве норой жизни, Необходимо было найти й новые Форад отражения эуогр действительно неповторимого времен^, Шоодаеиио, ^та ррсрту рокантцчэекога падения определяла и выстраданносуь материала,* Е^ицадаю к сдаету, к худ оке сг-веннш приемам его вденкя определяет геориеский задшсед эсудоввдк^. Н,Л.Каденичепка подчеркивала характерен черту украинской прозы начала XX века - умение писателей найти ращцтедьный модаит'Е'жизни Персонажей» опредеядафй суть .событий и характеры произведения?* {I сфере Искусству Даккещ;о чувствовал себ<? активным деятелей р утрар; ■ дети жизненных ндаалой, В его правд ведения* чувствовался художник» осознающий необходимость художественно осмыслить важнейшие вехи торин своего народа. Так раедены сметы ^Зььиигоры", "Арсенала", "Зешш", "Е^орса", "довести пламаинр; лет", "Доэны о ыора", его рассказов, дикторских текстов^ публицистических статей.'

Лучшим своим произведением ¿.Довженко считал Киноцояееть "фрс1 Именно в отон произведении Доьаенко предстал р Новом жайровоЫ кыра-женйи - от кратких сценариев он йереиел к развернуто^ скмету-кино-Повести, которую задунал к&К народную апогею. Сше? кикоповести Предопределен выборок теьш; проблем, характерами персонажей/ Кела- • яие показать красийую^ высокую правду жйзни требовало поисков навой.« формы выражений. Высокая вдея ГракдадакоЙ бойпы ярко выражена в об-•'. щей романтически окрыленной ыанере повествования: ведь события и , характер их Показа должны били передать дух высокой народной борьбы, Эпический образ времени дополнен лирическими жизненными ситуациями.' Принцип историзма ояределад специфику повествования. 6 гщана, народного сказа, как в народной думе, уточнена д&та й место событий. Действенный, насыщенный глагольными формами рассказ создает убедительную Картину героического мужества народа в борьбе с оккуцент^ш. . Позкв 6 лекциях студентам ВГИКа А.Довженко не раз подытожит теоре-

25 Каленязеико Н.Л. Укра1нсЬка проза початку XX ст. - К.,* ; .. Нау*. думка, 1964; - С. 355; -л

ические принципы, определяющие структуру формы, эквивалентной к амыслу содержанияi "Я добывал кубические Kopmt Из материала Соот-етственно теме" /Довженко 1У 1984S 297/, Лирические, философские тступлеиия углубляли обрез Времени, его идею. В сфера показа Ьобн-ий превалирует стилистика романтического ведения - живописная, дей-гвенкая в экспрессивно!.! словесном выражении»

Высокая информативность рсмантйчесКогв Сюжета обусловлена скон-жтрировзнностыо жизненного материала, в котором доминантная рбл4> тринэдлеият вдохновенному, романтическому пафобу повествования, ют. яркая палитра изображаемых картин действия, а в стилевом вы-гаеиии очень активна роль синтаксической КОНстру}щин ípaaii, СозДа- j ¡ей высокое напряжение слога. Синтез языка Кино й беллетристики в яре киноповести аккумулирует романтический Пафос художественного ' нтекста. Если обратить внимание на характер построения смыслового нтекста произведения, то кысли И чувства читателя постоянно антит ■ зирует прием употребления контрастных образов, повторов.

В синтаксисе поэтического стиля кинойовести ¿.Довженко вне оз напряжение интонационного рисунка создается через зкспрессив- ' ¡ з лексику, динамический рига повествования, драматический рису-к интонаций, приемы эллипсиса, когда речь воспринимается, itas тление высокой взволнованности и страстности действия былинного зоя. Смысловая продуманность кагдого эпизода настолько обобщена горическим подтекстом, что идея эпизода воспринимается, как карга высокого философского обобщения. Выскочив на коне на вершину ¡ацкой могилы, Нещадименко как бы символизирует высокий ястори-:кий факт своей ненависти к оккупанта,í, он как бы соединяет продета и настоящий века в одно целое, сохраняя эстафету героичес-истории народа - не щадить врага.

Иивость И сценичность сюжетного показа действия активизирует лог, глубоко жизненный, ярко выражающий характер, психологию , ытия, социальную остроту времени. Четко и зримо ощутимый образ opa в сюжете произведений создает атмосферу активной позиции, эрую необходимо выработать и читателю, ведь автор Помогает по-ь романтическую окршеняость того идеала» который отстаивают герои киноповести в жестоких классовых битвах граздопекой вой-Нрием монолога всегда значим в стете эпизода, аде» проиэвёде-

кия, авторский мовддог о характере смыслового и эмоционального содержания произведения подан а.Довженко с позиции той высокой адеи, которая определяет гражданственность художника, высоко чтящею адеакы. народа, чувствующего необходимость ьоздать т должное в историческом значении событий, Эти.! определен принцип "чистого зрлота правды", ставший программным в цотшашш ром&нтичзокого пафоса А. Довженко,. Лирические отступления писателя - особое звено в цепи событий сшета, это каркас, цементирующий эпизоды, значимые в отдельно* оти, и глубоко одухотворяющие дбфстьиз в мшоповести, Автор помогает читателю осыеслить историческую судьбу своих героев, I „. Трагическое, фаматцческое, комедийное - весь этот кизнегашй сплав событий создает убедительную картину кизнк, неповторимой и правдивой. Ъши времени представлены в ярком стилевом определении. Форма глубоко оттеняет малейшие оттешси смысла. Довжэцно очень тонок в Восприятии народного ьшра. В сценах юмористического йодерка-ния очень важна деталь. Аористические картины написаны в плане нагнетания психологического рисунка и доводят характер события До : Гротеска. Штериат, взятый в структуру художественного мира киНопо-' вести, все время работает на выражение главной вдеи: в жестких битвах рождалась новая жизнь и новый челогек. ПеГ'заг: предвосхищает эмоциональную Атмосферу событий сшеть. Очень своеобразны связи психологического показа героя с портретной характеристикой! внутренний мир персонажа аккумулирует портрет, дополняя, вкашая новые ассоциации типа, характера, Предметом осмысления и исследования жизни у А*Довженко олужнг не только романтический объект. Следует подчеркнуть, что природа романтического героя связана с вдеей идеала. Однако характер конфликта обязываяг создавать й персонажей отрицательного содержания: они созданы в бытовой манере прочтения, иногда в гротескном смысловом и эмоциональном вырааенйи формы. Нельзя согласиться с Арк. Эльяшевичем, что А.Довженко освобоадает своих - персонажей "Яе только от всего, что мельчит их характеры, но и во- ■ обще от всего конкретного и индивидуального...Стремясь кап можно точно передать замысел, А.Довкенко много работает над сгаё-том, вводя новые эпизоды, выражавшее ядро характера персонажа. Ра-

^ Эяьяшевич Арк. ЗДивство цели - многообразие поисков. -•Д.5 Сов. писатель, 1980. - С.397.

Зота писателя над варйантаии' ПрОпяЕвдеЬйй свидетельствует, что Довженко стремился череп пеююлоГий iiocryiikbs передать смысловое на-1ряжениа идеи образа; Ромеятйка подвига b бессмертия величественного в человеке*

Работа над сюжетом и стелем повествовали подчинена проблеме характера. Очень вьфезительна в смысловом соДеркейи» 4<дея домысла. )цена Гибели Боженко в кглоповости "1!|орс" передана в духе легееды; Зысокий романтический настрой сцены продуман во всех компонентах (пизода. Шввчечков "Заповит", козшшсЬ; йодшйет от земли к небу герине глибы земли! в подтексте внражейа гаубоК&я ненависть народа ( врагам. Лирмеские отступления, которые Ввел писатель Bd втором ¡арианте киноповести, передают величие и силу народного подвига. В шторсккк отступлениях Довженко объяснит проёлёму выражения жизнен-гой правды в искусстве.

В поэтике сюжета А.Допкенко титанически выс*ргйвал нужный смы-яовой и эстетический контекст произведения» В архиве ЦГАЙИ хра-1ятся 16 вариантов кинопсшеста. Автор глубоко современен в поста-:овке главньк проблем времени, в разрешений социальных й моральных :онфлнктов, в которых глубоко 'вкрвжеиа активная гражданственность удожнила. Писателя глубоко волпуют герои, способные сделать tiöTO-ию родной страны частью своей биографии. Романтический пафос зиж-ется на реальной основе: творческий энтузиазм народа чувство со-ричастия к героической исторг страны - 3to реальнь-е истоки романического видения идеала;

Черновые материалы "Поэмы о море" свидетельствуют о глубокой родуканпости материала, Ь'высокой профессиональной подготовка в аботе над сюрсотом» Нлал киноповести Полностью совпадает с оконча-эльным вариантом текста, за исключением фамилий персонажей, '1Ъ, асколько ойи изменены, как гармонически вписываются в характер эрсоната, убещпет в том, что случайностей в сюжете нет; 11лал иу(5око точек в логической Последовательности йартпк. Эпизоды ни-эповести, пронумерованные, как кадры в кино, решались в кгагема-зграфическом характере ведения материала. Художественное Мышление хксирует богатство художественного таланта А.Довженко» В стаете эвженковсгах произведений чувствуется работа автора над материа-ui, который расширяет ршют ведения, дает возможность представ«1!?) злостную картину времени^ выраженную автором э эпическом й лнрй-

ческоы видении.

Стает глубоко освещает жизненные конфликты,выракающие широкие жизненные пласты в их исторшёском, моральном, этическом выражении. Своеобразие идей, проблем и конфликтов эпохи отражены в действиях, помыслах персонажей. Существенный признак романтической прозы -глубокая информативность текста, которая обогащает видение читателя в зрительных, звуковых, интонационных измерениях. Герои Довкенко мыслятся в контексте эпохи на срезе социальных проблем и в выражении национального характера. Используемый киноприем наплыва, дикторского текста в сюжете эпизода дает возможность соединить исторически разные жизненные пласты в необычном романтическом ракурсе ведения. Конкретные события сюжета всегда мыслятся в рамках масштабного видения жизни, как часъ целого. Романтика художественного мы-_ шленил Довженко аккумулируется реально существующими проблемами исторического значения, которые всегда умеет вццелить художник глубокой гратданской активности. В черновых материалах к "Поэме о море" Довженко запишет о необходимости мыслить целой Землей, не забывая о поэзии современности. Видя реальную поэзию в трудовой биографии советского человека, Довженко постоянно искал стиль выражения этого содержания.

Категория художественного времени, исследуемая писателем, определяет социальные, моральные, эстетические аспекты контекста сюжета. В психологии поступков героев автор высвечивает то главное, что определяет коллектив, эпоху, непреходящее в историческом развитии общества, выражающее движущие силы и идеи времени, образ автора-повествователя в контексте произведения выполняет очень необходимую роль: он объединяет разрозненные эпизоды-кадры в целостную картину, интонирует в смысловом и эмоциональном содержании идейный замысел художественной правды. Писатель щедро делится планами творческого замысла произведения, создавая Ковш романтические приемы общения автора с читателем, активизируя мышление читателя, внося новые ракурсы ведения художественного в контексте произведения.

В композиционном решении еже та очень высоко напряжение идеи взаимодействия голосов автора и персонажей: у них одна цель и мера социальной активности. Ярко представленные картины производствен--кого процесса в сюжете произведения Be заслоняют моральных проблем, выражающих сущность образа времени. Художественный мир Довженко

представляет образ нового исторического -времени на стыке процашш со старим- Условные картины сюжета наполнены идеей бозколлого и логичного в жизни. По контрасту с реальными картинами они создаит атмосферу активного эмоционального воздействия /к примзру, падает трехсотлетняя' верба, 'похороны Катерины в эпизоде глубокого страдания оскорбленного Саввы Зарудного/, Дикторский текст в интонационном рисунке напоминает речетатив народных дум, усиливая трагедийный смысл сюжета.

Проблемы формы, стиля требуют от писателя наличия ьшзнешгого опыта и художественного таланта, которые взаимодополняют п выражают- его индивидуальность. Несомненно, Довженко экспериментировал синтез искусств для выражения многообразных форм видения и познаш:л жизненного материала. Романтическую струю в сшета проиьведения вносят пространственно-временные образы. Иногда это звуновьз образы, воссоздающие фонограмму времени, как картшш воспоминаний о войне в "Поэме о море", Концептуальны в выражении образа времени картины природы.

Проблемы высокой духовностн, моральных обязательств роман-гн~ чески возвышены в стилевых приемах контрастного показа жизненных яартин. Есть еще приспособленцы, моральные иждивенцы, гоголевски--' Грызуны и в социалистическом обществе. В контрасте духовного мира положительных и отрицательных персонажей, психологии их поступкса— мера авторского ведения реальных идеалов времени. 1'л\<5око национальный юмор оттеняет содержание отрицательных персонажей, напоминая о славных традициях Н.Гбголя, О.Вишни. Для высокой здеи прощания с селом, что стане» дном будущего моря /"Поэма о море"/1 приезяшст нэ только достойные этой мечга, но и "заготуточьа, за-готбублшек, заготяблочко, райгусак..." и другие. В поисках стоя-.-вых Приемов выражения замысла нет ничего случайного. Б чзрновьх. материалах Довжбяка долго искал фамилию, "достойную" такого персонажа: Брехар-Брехарчеяко, Бреико, Брехун, Бра*. Й, наконец, а окончательном варианте - Врыкуя. '

Поиски поэтического содержания образа времени зримо предстае-леяы е монтажных формах выражения сюжета. Насыщенные содериатель-яым выражением идеи, впиайдн доЕжеяковских сюжетов представляют личность в конкретны* временных, моральных, социальных иэмере?чш. Писатель постоянно исследует в своих героях осознанную цель в их •

жизни. В долах довженковскях персонажей находит выражение мир их духовности, лкбяи, ненависти, гражданской позиции, определяющих образ громеяи и его идеи. Бред ли нолно согласиться с ЛЛ'.Еолев-ской, утверждающей, что принцип "чистого зелота правды" в пронзее-детка Довзенко исключают битовую реалистическую деталь в психологии характера.е,( Есть такие бытовые дет&1и и в образе Василя Трубен-ео, Щорса, Лристсрхова, Саввы Еарудногс и многих других, которые зримо представляют психологию образа, достоверность жизненной основа характера.

В стилевых акцентах выявления романтического весомо роль выполняют перифразы. В эстетическом освоений психологии обрара метафорическая перифраза в докг.еНковском сюжете Екражает сферу возвы-ыенного в чувственном восприятии явления: гремит сш$оиил композиторского геши Лристархова, прогремело третье лето войны, прилетела весна Сурголл! ii0t0kbj.ni,

Атпнвнал форма повествования событий представлена в отдельных эпизодах приемом движущейся кш'еры. ибщую атмосферу стаета часто интонируют музыкальные образы, посНя, выполняющие композиционную роль и создающие романтический подтекст, акцентируя эпизод, картину в смысловой и эмоциональном аспекте, уодиь выразительна поэтика • сравнений. У В.Яновского и А.Довженко они создают величественный и глубоко кнднпщуатышй характер романтического вид о га«: море, созданное руками тружеников, "волнует, как революции".

Стилевая выразительность дспаенковской поэтики, глубина мысли в творческом замысле образа решаются в романтической возвышенности, что достигается контрастными сочетаниями: человеческая жизнь длится мгновение, и все же человек всемогущ. Стилевым своеобразием романтического падения оингшотся портреты персонажей с акцентом высокой духовности. Филон Бессараб в "Пойме о море" напоминает и ю стол а. с кортик Эль-Греко. И мысли простого крестьянина сродни спостольским в масштабе общечеловеческого восприятия идеи жизни. , Портретная деталь высветила ядро характера.

Стилевой доминантой в поэтике дошенковского сюкета служит романтический пафос, объединяющий все компоненты художественной

^ Залссская Л.И. О романтическом течешш в советской литературе. - М., юта. - С. 174.

системы текста. В довженковском cteere ньйге эпизоды, Псявивгаиеся в последующих вариантах произведения, обогащают обстоятельства, а значит и характеры»'и конфликт. Достбнковский рбмантический ctaöT очень глубок в Передало драматических конфликтов» Психологическая канва сюжета .требует глубокого внимания. По убеждении А.Довженко в наименьшем повороте стоке га часто скрыта величавая акция.

Важнейший фактор худо;..естгениого шалейия Довженко - необычайно острое чувство времени, категория времени в его магистраль-чнх признаках дана з сюжетах произведений. Довженко тонко чувствовал социальное и эстетическое определение тем* Проблем, конфликтов, характеров, В художественном 'мире сюжетов акцентировал сложные исторические признаки времени в его развитии. Художественный мир дов.женковских сюжетов не автономен* ой глубоко выражает закономер- ' кости развития общества, характер его стегальных й моральных кон-, ^ликтов. Образ автора и его романтический характер видения глубоко выражен в поэтике стиля. Образ нового времени необходимо бшо представить в новом характере шплеиий и педологии дёйстбия. Поэтика кино в сшетах киноповестей А,Довженко выражала новый ракурс зйдекия. "Существует связь между проблематикой пройзведения и их трэтикой, между восприятием жизни художником ii характером образно-;ти его творчества?*®

Глубокие социальные конфликты наполняют романтическую прозу '.Г.тельмаха. Тема войны и тема борЬбы с социальной кривдой жизни I романе "Правда и кривда" обусловили стилевую яркость и динамич-гасть образного языка писателя. Экспрессивный характер лексики, < м-пзолические образы создайт драматически активный стает, вырата-щий .романтическую идею о высокой Правде, стоически отстаивающей деалы высокой народной морали* Своеобразие сюжетов стельйаховской розы в умении поднять важные ПЛастЫ жизни в социатьном и моральном онтексте событий, в которых логически обосновано формирование личности. Прием ретроспективного по раз а событий акцентирует мотивиро-анность идеи характера Персонажа.

Поэтика стиля М.СтеЯьмаха направлен^ на выражение зсшслй., тределегок авторской позиции в оценке эстетического идеала; Погори* смысловые контрасты, приемы олицетворения* сравнения емно-з содержательного и эмоционального выражения фольклорного-Проис-

28 Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. -Ü Худож. лит., 1975. - U; 2Ш - 211.

хождения , колоритней стельыаховские метафорические образы создают картины времени в высоком авторском йютетв вдеи произведения.

В Заключении даны итоговые мысли о характере романтического мышления в художественном мире писателя, о системе прй-емов, выражающих активныйдейственный образ жизни в Художественном произведении. О^раз рассказчика в сюжете романтического произведения выполняет ярко выраженную концептуальную, композиционную и эстетическую роль. Это голос автора, глубоко осмысливающего прошлое, нестоящее и будущее народа, чувствующего ответственность перед лицом народа и его историей как художник и гражданин. В.Виноградов счятгл активнуй роль Писателя в сюжете произведения проявлением литературного артистизма, а это свойственно романтическому мышлению.

>'0)'антически активный характер повествования обусловлен высокой задачей замысла - поэтизацией новой личности человека советской; общества, нового идеала эпохи. В поэтике авторского монолога М.СтеЛ} тх бл)ке л 0.Гончару - в лирической стихии рассказа, задушевности ' поотнческого слова. Однако преемственность традиций А.Довженко ощутила в принципах построения характеров, в специфике событийного по-. коза действия. Ассоциативность композиции, новеллистическая форма изложения сюжета у А.До.вженко, Ю.Яновского, О.Гоэтпра обусловлены особенностями кинопоэтики, Где сконцентрированность эпизодов выражена в кадрах кино» Действие романтического сюжета развивается не в хроникальной связи» а в сжатом выражении причинно-следственных связей между событиями, что углубляет смысловую выразительность эпизода, его эмоциональный ореол.

¡Глубокий интерес к жизни народа, его истории, идеалом, к конкретному человеку определил форш художественного исследования жизни в творчестве Л.Довженко, Ю.Яновского, О.Гончаш,' М.Стельмаха. Украинская романтическая проза высоко представляет идею утверждения должного, кал выражение моральной красоты новой жизни, которую утверждает автор всей сутью своего эстетического идеала. Очень высока познавательная и Воспитательная сущность украинской советской романтической прозы в Пафосе утверждения идеалов современности, в восприятии истории, в воспитании высоких моральных и политических качеств советского гражданина. Акцентируя задачи литературоведения" в свете решений ХХУП съезда КПСС, И.Дзеверии подчеркивает: "Изучая,

йрсявдуя художественную литературу - и ей ирторив, и во соьреизн-Иоа состояние, - ш к конечном результате изучаег», и общественную жизнь» породившую литературу и нашедщуя в пей отраженна. Осмысливая, .оценивая литературные явления* ш хотиы понять, решить» в ¡саном направлении происходит общественное развитая, и поддерживать здесь все плодотворные социальные тенденции1'. О этой точки эре-йия романтическое течение украинской литературы социалистического реализма дает пример создания очень убедительной и активной {дей-зв-эстегаческой системы в исследовании художественного материала з позший партийности искусства, народности и историзма, активного зойдействия литературы на характер йоспрдатия общественной яизии I ее едей.

^Дзевер*н I. Про заедавд л* Тературознвьства // Рад. лГтэ-даурознавство, 198?» - № 5. - О, 3.

Основные положения диссертации отражены в следующих цублика-

даш

1. Александр Довженко. Проблемы мастерства, - Львов: Вшца жела, I98S /6,3 й.л*, на унр.яэ,/.

2. Лирические отступления а "Пойме о море" А.ДощенКо // Укр. rafea 1 л!т. в тол!,' - 1973. - Й 2 /6,4 п.л.* на укр.яз./.

3. Проблемй жанра и характера в таакоп&бестях А,Докшто // еор^я род!в i'.saHpí» дудайньо! лЬераТури, - Ojieotía, 1575 /0,2 .Л. , на укр.ЯЗ;Л

• 4, К вопросу Метода к жанра кшгапойзстей А.Довженко // fflicT-есятир1ччя Великого Ковтнй t зйкоком1рност1 лГгературного йроце-у пер i олу розвакеНого соц!шШму. - Днепропетровск, Í977 /0,2 .я., на укр,яз./4 . ' • '

5. Творческий йафоо Л.Довкенко как выявление идейяо-эстети-еской позиция художника // О.Домонко - видатш^й радянський к i но эжисер Í нисьменияс. - Глухов,. 1984 /0,2 п.Л., на укр.яз./.

ё. Ритм и интонация в прозе Ю.кновекого й А.Довженко /на ма-зриало романа- "Всадники" и киноповести "Арсенал"/ // Фшкл.нау-I. - 1987. - Л 5 /0,4 п.Л», на рус.яз./. ; .

'7, Романтика как д^Лствие // Рад,д$тера,у1Л)ов!ЭДСТва. - 1988,* I /0,5 ц.л,, на укр,яз./.

8, Проблема артеуичеокого идеала в тема Великой Отечественной войны /на ¡материале произведений А.Довженко и 0.Гончара/ // Ущ>. мова 1 в школ}. - 1988. - Ни- /0,6 п.д., на укр.яз./.

9, Романтические традиции Н.В,Гоголя р творчества А,Довженко // Наследие Гоголя и современность. - Нежин, 1988 /0,2 п.л., на укр.яз .Д

И. 0?. 1988г.,

Объем 4п.л.,з>к.2888,тир.¡00.Размножено в 00(1 ГВЦ ГКС УССР .