Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Теория и история искусства Специальность ВАК РФ: 17.00.09

Динамика художественных процессов в театральном искусстве

Зыков, Алексей Иванович — Саратов, 2015

Театр в развитии культуры давно представляет один из классических, универсальных, видов искусства, способных в равной степени представлять как академическую традицию, так и новаторские поиски. Наиболее интересные тенденции прорисовываются при рассмотрении динамики художественных процессов, порождающих при пересечении нового и традиционного богатые...

Изобразительное искусство Приморья конца XX - начала XXI века

Левданская, Наталья Андреевна — Санкт-Петербург, 2015

Всестороннее исследование и анализ предпосылок, условий и результатов приобщения изобразительного искусства Приморья к «неомодернистским» и постмодернистским тенденциям является своевременным и важным...

Информационный подход в исследовании музыкального искусства

Полозов, Сергей Павлович — Саратов, 2015

Проникновение в музыкознание методологических подходов иных научных областей вызвало к жизни значительное число научных трудов, касающихся смежного исследовательского пространства. В результате синтеза появились музыкальная эстетика, музыкальная психология, музыкальная семиотика, музыкальная этнография, музыкальная палеография, музыкальная...

Норвежские деревянные резные порталы XI - XIII веков и монументально-декоративная скульптура Западной Европы и Древней Руси

Точилова, Надежда Николаевна — Санкт-Петербург, 2015

Монументальная скульптура и декоративная резьба порталов церквей Норвегии конца XI - первой половины XIII века является важным феноменом, помогающим понять художественные процессы, происходившие в средневековой Европе. История норвежской монументально-декоративной резьбы уходит глубоко в прошлое и неразрывно связана с языческим искусством...

Феномен "новой визуальности" в живописи и словесном искусстве русского модернизма

Чакина, Людмила Леонидовна — Саратов, 2015

Визуальность как понятие в разных сферах гуманитарной мысли воплощается в различных терминологических вариантах, суть которых связана с проблемами специфики зрения, визуальной поэтики, восприятия зрителем визуальных образов, отражённых в разных видах искусства...

Джаз в пространстве отечественной музыкальной культуры 1920-1930-х годов

Коваленко, Алексей Николаевич — Саратов, 2014

Объект исследования — немногочисленные, но достаточно характерные произведения музыкального авангарда, запечатлевшие джаз в виде аллюзий, а также пьесы, исполнявшиеся джазовыми оркестрами, но «обращенные» к музыке академической традиции...

Метатекст протестантского хорала

Домбраускене, Галина Николаевна — Владивосток, 2014

За пять веков своего существования протестантские песнопения получили повсеместное распространение, став средством культурной трансмиссии. Хоральная символика, сформированная под влиянием риторики, гомилетики, музыкальной синестезии, демонстрирует свойственный художественно-эстетическому мышлению эпохи Возрождения семиотический синкретизм...

Образ Богоматери в западноевропейской художественной культуре инвариант и эволюционные модификации

Немкова, Ольга Вячеславовна — Саратов, 2014

Последняя четверть XX столетия ознаменована в российской культуре нарастанием процессов интенсивного вовлечения искусствоведческой мысли и художественно-практической деятельности в сферу тем, сюжетов и образов, наполненных сакральными смыслами. При этом «гуманитарные знания явственно становились всё более комплексными»1. Ведущая роль в реализации...

Романсы П.И. Чайковского в контексте оперного творчества композитора. Жанрово-стилистические критерии

Ушуллу, Илья Ильич — Саратов, 2014

В наши дни новое прочтение вокальной музыки П. И. Чайковского всегда исходит из неиссякаемого источника, основанного на феноменальном качестве дарования композитора: соединение глубокого психологизма и сценичности. Романсные и оперные сочинения в этом плане являют уникальный образец комплементарности, позволяя раскрыть в полном объеме авторские...

Синестезийность как системное свойство художественного сознания

Зайцева, Марина Леонидовна — Саратов, 2014

Художественное сознание представляет собой результат развития структуры человеческого сознания, всей совокупности телесно-эмоционалыю-духовной сферы человека. Существует единое смысловое поле художественного, эстетического и социокультурного бытия. Однако художественное сознание обладает своими специфическими особенностями, оно имеет свою динамику...

Скульпторы Императорского фарфорового завода

Хмельницкая, Екатерина Сергеевна — Санкт-Петербург, 2014

Создание в отечественном искусствоведении полной картины развития фарфоровой пластики второй половины XIX - первой четверти XX вв. и изучение эволюции творческих поисков скульпторов требуют уточнения и анализа многих явлений. Всестороннее исследование этих процессов дает возможность точнее и полноценнее, с позиций современного научного понимания...

Художественные особенности произведений искусства из природного декоративного камня

Боровкова, Наталья Валерьевна — Санкт-Петербург, 2014

Судя по перечисленным источникам, при исследовании произведений декоративно-прикладного искусства из природного камня внимание искусствоведов привлекало, в первую очередь, их образно-художественное решение, место произведений в контексте творчества рассматриваемых авторов и современное искусство. При этом за пределами анализа оставалась...

Художественный образ Великой китайской стены в произведениях живописи XX и XXI веков

У Сяолинь — Санкт-Петербург, 2014

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина...

Чингён Сансухва - корейский пейзаж "реального вида" эпохи Поздний Чосон (XVIII - середина XIX вв.). Поиск национальной самобытности

Гутарёва, Юлия Ивановна — Санкт-Петербург, 2014

Корейская пейзажная живопись «горы-воды», на корейском языке звучащая как сансухва, имеет долгую историю развития: с момента зарождения в эпоху Трех государств (I в. до н. э. - VII в. н. э.), дальнейшего формирования пейзажа как жанра в периоды Корё (918-1392) и Ранний Чосон (1392 - ок. 1550), эволюции в Средний Чосон (ок. 1550 - ок. 1700) и...

Авторская кукла конца XX - начала XXI века в России: история, типология, изобразительная специфика

Лопаткина, Екатерина Владимировна — Санкт-Петербург, 2013

Кукла всегда играла значимую роль в духовной жизни человека, его познавательной и коммуникативной деятельности, в процессе творческой реализации. Оставаясь одной из древнейших форм репрезентации человека, в XX столетии кукла претерпела значительные метаморфозы, появился новый тип куклы - авторская. До настоящего момента это явление современной...

Диалог вербального и пластического в творчестве Михаила Шварцмана

Тюгаева, Ксения Олеговна — Санкт-Петербург, 2013

Такие формы Шварцман называл священным знаком - иературой1, название которых сформировалось в единое понятие иератического искусства, основанного на сложном мировоззрении художниками претворенное одновременно в живописном, графическом и литературном творчестве. Иератическое искусство построено на толковании знака как образа, подтвержденного...

Звуковой образ пространства в структуре художественного языка звукорежиссуры

Рустамов, Али Расул-оглы — Санкт-Петербург, 2013

Для сохранения и передачи этих объективных параметров и обусловленных ими слуховых ощущений в процессе звукозаписи и звуковоспроизведения было инициировано большое количество проектов направленных на разработку систем пространственной звукозаписи и звукопередачи (Dolby Digital, бинауральная стереофония, Ambisonics, Ambiophonic, Wave Field...

Иконописная школа Троице-Сергиевой лавры в контексте возрождения традиционного иконописания

Армеева, Людмила Алексеевна — Череповец, 2013

Изучение предшествующего опыта в области возрождения традиций иконописания обладает в настоящее время огромной ценностью и крайне востребовано в сфере культуры и образования. Потому столь актуально обращение к истории иконописной школы Троице-Сергиевой лавры - монастыря, воспитавшего выдающихся иконописцев...

Иконописное наследие Череповецкого ареала Русского Севера конца XIV - XIX веков

Галунова, Светлана Николаевна — Санкт-Петербург, 2013

Иконопись Русского Севера на протяжении десятков лет привлекает внимание исследователей. В поле зрения ученых оказалось обширное иконописное наследие северных территорий Великого Новгорода, включавших земли по берегам Онежского озера, Архангельское Поморье и регион с центром в Вологде...

Книжная и журнальная графика в России во второй половине XVIII - начале XIX в.

Белякова, Татьяна Владимировна — Санкт-Петербург, 2013

Русская книжная иллюстрация XVIII - начала XIX века представляет собой выдающееся явление в отечественной культуре. Однако исследователи последних десятилетий редко обращались к искусству русской книжной иллюстрации. В нашем веке изменились многие эстетические критерии, и эта локальная, но очень важная область русского искусства заслуживает...