автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Абсолют и истинность бытия

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Абдрашитов, Юрий Фарихович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Абсолют и истинность бытия'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Абдрашитов, Юрий Фарихович

Введение

Глава 1. Абсолют и истинность бытия в философских концепциях (от античности до современности)

1.1. Проблема истины в античной и средневековой философии

1.2. Гносеологизация исследований проблемы истины

1.3. Реставрация античных и средневековых учений об онтологической и гносеологической истине

1.4. Исследования проблемы истинности бытия в отечественной философии

Глава 2. Обусловленность Абсолютом истинности бытия

2.1. Метафизика Абсолюта.

2.2. Диалектика материального бытия

2.3. Идеальный аспект конструирования искусственного бытия

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Абдрашитов, Юрий Фарихович

Актуальность. Тема обусловленности Абсолютом идеальной истинности материального бытия издревле является основной в объективно-идеалистических направлениях философии.

В постсоветской отечественной философии почти нет разработок об Абсолюте, и в то же время наблюдается определенная деградация, ведущая к принятию оккультно-мистических представлений по данной проблеме в качестве концептуального основания философствования, что грозит разрушением логически правильного мышления и ведет к уничтожению философии. В этих условиях возникает необходимость в разработке непротиворечивого философского учения об истине, в котором бы исследовались и Абсолют, и материальное бытие.

Необходимо решить и проблему согласования метафизики и диалектики. Взгляд, что Абсолют и неизменные сущности вещей относятся к сфере метафизики, а материальное бытие - диалектики, позволяет взаимоисключающее противопоставление метафизики и диалектики. И кроме того появляется возможность согласования этих двух дисциплин в рамках одной теоретической системы. Разумеется, предметно-методологическое разграничение и непротиворечивое согласование метафизики и диалектики возможны только в случае усовершенствования метафизики и конструктивного преобразования диалектики. Это открывает перспективные возможности для развития философии.

Комплексные исследования Абсолюта и истинности бытия могут привести современную отечественную философию к новому синтезу, выводящему отечественную философию на более высокий уровень осмысления проблемы истины. Исследование данной проблемы имеет принципиальное значение для дискурсивной философии, поскольку в этой проблеме сосредотачиваются основные вопросы онтологии и теории познания.

Для науки диссертационное исследование может быть полезным в мировоззренческом аспекте, а также в плане нового понимания человеческого творчества. Современные естественные науки, и в первую очередь физика, вплотную подошли к проблеме идеального, что особенно заметно на примере творчества А.Н.Уайтхеда. Поэтому философские исследования в данной области имеют важное значение и для науки. Для естественных наук, преимущественно для теоретической физики, с учетом современного эпистемологического поворота к платонизму, определенное значение может .иметь исследование интуиции и доктрины идеальных причин материальных явлений.

Объекты естественной реальности всегда были примером для подражания в процессе создания человеком искусственной реальности. Исследования идеального совершенства вещей могут иметь не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку проблема совершенства создаваемой человеком искусственной реальности является основной проблемой технической онтологии, являющейся теоретической основой конструкторской деятельности. Поэтому часть выводов диссертационного исследования, вероятно, может быть рекомендована к применению в прикладных науках, в частности, для развития теории конструирования.

Степень разработанности проблемы. Обусловленность Абсолютом истинности бытия во все времена привлекала к себе внимание исследователей. Эта проблема состоит из нескольких аспектов. Во-первых, интерпретация Абсолюта. Во-вторых, каким образом Абсолют детерминирует истинность бытия. В-третьих, познание Абсолюта и бытия. И, в-четвертых, зависимость истинности производимой человеком искусственной реальности от его причастности к Абсолюту, мыслимому как абсолютное совершенство. При этом необходимо учитывать особенности истинности естественной реальности, генезис которой восходит к Абсолюту и истинности искусственной реальности, произведенной человеком.

Проблема Абсолюта и истинности бытия исследовалась преимущественно в метафизических учениях.

В античной философии проблема истины была одной из основных. Истина рассматривалась в двух аспектах: онтологическом и гносеологическом. В исследованиях Абсолюта, начиная с Фалеса Милетского, четко прослеживается освобождение представлений об Абсолюте от языческого антропоморфизма, что особенно проявляется в творчестве Анаксимандра, Гераклита, Анаксагора, Платона, Аристотеля, Филона Александрийского, Нумения и др. Результатом исследований античных мыслителей стало постепенное формирование представления о безграничности и трансцендентности «Бога философов», который, тем самым, все более приобретал свойства Абсолюта. Проблема истинности бытия решалась преимущественно в духе теории идей Платона.

В средневековой философии было четко сформулировано представление об Абсолюте как о сверхличностном существе, обладающем абсолютными свойствами, трансцендентном и одновременно имманентном всему материальному бытию. Свой вклад в исследование Абсолюта внесли почти все средневековые философы. Проблема онтологической и гносеологической истинности бытия была решена с помощью разработки доктрины «логосов», восходящей к библейской традиции и античной философии. Вещи истинны при условии соответствия идеальным причинам, обусловленным Абсолютом, которые есть разумные семена Логоса - Иустин Философ; идеи Абсолюта - Августин; мыслимые Абсолютом образы будущих вещей - Григорий Богослов; мысли Абсолюта о вещах - Максим Исповедник; первообразы вещей - Григорий Палама. Таким образом, истинность вещей есть соответствие вещей своим идеальным сущностям - первообразам, по которым все вещи были первоначально созданы. В этом плане средневековая философия, особенно реалистического направления концептуально более соответствует философии Платона, чем Аристотеля.

В дальнейшем мысль об идеальных сущностях вещей, через которые Абсолют обусловливает истинность вещей, в различном виде повторяется практически на протяжении всей истории философии. Достаточно четко эта мысль присутствует в творчестве Ф.Бэкона, Г.В.Ф.Гегеля, Д.Гильдебранда, Р.Декарта, Н.Кузанского, Г.Лейбница, Н.Мальбранша, П.Тиллиха, А.Уайтхеда, С.Л.Франка, В.И.Шеллинга.

К проблеме обусловленности Абсолютом истинности бытия и познания обращались также Н.С.Арсеньев, Х.Бальтазар, Д.Беркли, В.Н.Бондаренко, С.Боэций, Ф.Г.Брэдли, И.А.Ильин, И.В.Киреевский,

B.Комаров, С.Кьеркегор, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, Ж.Маритен, А.И.Осипов, Б.Паскаль, К.П.Победоносцев, Б.В.Раушенбах,

C.Соболев, В.С.Соловьев, П.А.Сорокин, Б.Спиноза, С.Н.Трубецкой,

П.А.Флоренский, А.С.Хомяков, О.Шпенглер, Х.Яннарас и др. Они видели в Абсолюте первопричину, идеал и цель существования всего существующего, основной смысл и внутренний закон бытия в соответствии которому и определяется истинность бытия.

В современной отечественной философии онтологическую концепцию истины исследовали А.ф.Кудряшев, Л.А.Микешина,

A.М.Рудаков, В.Н.Финогентов, В.С.Хазиев.

Человек, создавая искусственные объекты, подражает Абсолюту, к энергии которого восходит генезис совершенных объектов естественной реальности. Поскольку созданию какого-либо объекта предшествует процесс его идеального конструирования, постольку проблема истинности создаваемой человеком реальности тесно связана с проблемой истинности познания бытия.

Гносеологическую истину в концепциях корреспонденции и когеренции исследовали А.Р.Абдуллин, Д.М.Азаматов, Е.И.Андрос,

B.Ф.Асмус, С.П.Божич, Г.Х.Вригт, Б.С.Галимов, Ю.Ведин, Б.Н.Иванов, А.С.Кармин, Б.М.Кедров, В.И.Кириллов, П.В.Копнин, Г.А.Курсанов, Б.И.Липский, Л.М.Лопатин, Р.Х.Лукманова, Э.Мунье,

A.Л.Никифоров, Д.А.Нуриев, А.Л.Павленко, М.Планк, Л.Попов, Н.Решер, В.И.Свинцов, А.И.Селиванов, А.В.Славин, А.Тарский, Я.Хинтикка, В.Целищев, Э.М.Чудинов, А.П.Шептулин.

Проблему истинности творческой деятельности человека, направленной на создание искусственного бытия, изучали

B.В.Алехин, С.Ф.Денисов, Б.Н.Иванов, А.М.Коршунов,

C.Б.Крымский, Л.И.Логинов, С.С.Неретина, Ф.С.Файзуллин, Н.А.Шубина, И.Н.Экономцев.

Абсолют традиционно считался неизменным, но в диалектике Г.В.Ф.Гегеля Абсолют представлен изменчивым, что традиционно считалось свойством лишь конечных объектов.

В марксистско-ленинской диалектике отрицалось не только бытие Абсолюта, но и проблема истинности бытия.

Идеалистические варианты диалектики с рассмотрением роли Абсолюта в бытии разрабатывались преимущественно в зарубежной идеалистической философии, однако, с крайне слабой проработкой законов диалектики.

В современной отечественной философии все чаще раздаются призывы к совершенствованию теории диалектики с помощью лучших достижений философии и естественных наук. Об этом пишут Э.Г.Винограй, Н.С.Имянитов, Д.В.Ерахтин, А.В.Маслихин и др. Вследствие этого неизбежно возникает необходимость философского исследования Абсолюта, бытие которого уже более века настойчиво постулируется в естественных науках и, прежде всего в астрофизике, и проблема диалектики истинности бытия.

Исследование философии показывает, что проблема истины присутствует почти во всех направлениях философии. Однако в философии еще не существует комплексного непротиворечивого учения об истине, которое содержало бы в себе неизменную метафизическую истину Абсолюта и изменчивую диалектическую истинность материального бытия и не приходило бы в столкновение с современными данными естественных наук. Поэтому одна из основных задач данного исследования заключается в преодолении альтернативного противопоставления метафизики и диалектики, а также в их согласовании в рамках одной теоретической системы на основании предметно-методологического разграничения основных сфер их компетенций и в творческом развитии диалектики как теории изменчивости бытия.

Цель и основные задачи исследования. Целью настоящего исследования является создание концепции обусловленности Абсолютом истинности существующих форм бытия в аспекте онтологии и теории познания.

В соответствии с выбранной целью поставлены следующие задачи:

• изучить решение проблемы идеальной истинности бытия в истории философии;

• произвести предметное и методологическое разграничение сфер метафизики и диалектики;

• выяснить принцип детерминации Абсолютом истинности естественной и искусственной реальности;

• исследовать проблему истинности знаний.

Объектом исследования является Абсолют и бытие.

Предметом исследования является соотношение Абсолюта и истинности бытия, обусловленность Абсолютом истинности бытия и познания и процесса ее достижения.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования являются результаты исследований, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных философов (А.Р.Абдуллин, Августин, Д.М.Азаматов, В.Н.Бондаренко, Ф.Г.Брэдли, С.Н.Булгаков, Ю.Ведин, Д.Гильдебранд, Р.Декарт, В.Зеньковский, И.А.Ильин, В.И.Кириллов, А.Ф.Кудряшев, С.Кьеркегор, Л.И.Логинов, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский,

Д.А.Нуриев, Г.Палама, Б.Паскаль, П.Тиллих, А.Уайтхед, В.Н.Финогентов, А.П.Шептулин, В.С.Хазиев).

Методологической основой исследования послужили философский рационализм, основывающийся в методологическом аспекте, на учении логики о правильных формах мышления и принцип объективности. В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, интерпретация, индукция, дедукция, экстраполяция, идеализация, мысленный эксперимент.

Источниками диссертационного исследования послужили исследования, проведенные по данной теме в различных направлениях философии и в естественных науках.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• произведено разграничение предметной и методологической сфер метафизики и диалектики. Сформулированный принцип предметно-методологического разграничения метафизики и диалектики, в полном объеме, действителен только для тех вариантов метафизики и диалектики, которые представлены в данном исследовании. Основной сферой метафизики, понимаемой как учение о сверхфизических и неизменных предметах, является Абсолют и неизменные сущности вещей, а сферой диалектики, как учения о материальных и изменчивых предметах, являются процессы изменчивости материального бытия. Разграничиваются также и методы познания и практической деятельности, свойственные данным дисциплинам;

• сформулированы основы диалектики истинности материального бытия, представленной в качестве учения об изменении состояния материальных вещей в аспекте истинности -ложности. Онтологическая истинность вещи заключается в соответствии состояния существования вещи ее истинной сущности, в которой заключено высшее совершенство вещи, а ложность - в несоответствии состояния существования вещи ее истинной сущности. Таким образом, диалектика истинности бытия есть диалектика истинной сущности и существования;

• предложена новая трактовка объективности познания, заключающаяся в том, что сущность, объективно данная человеку и являющаяся его личностным началом, объединяет в человеке субъективное и объективное, делая субъективного человека способным к относительно истинному познанию объективного бытия;

• исследована зависимость истинности производимых объектов от истинности их создателей. Основным условием истинности производственной деятельности является истинность идеального аспекта конструирования вещи, который определяется степенью истинности субъекта творческой деятельности, обусловленной их причастностью к высшему совершенству, мыслимому как Абсолют.

В целом новизной диссертационного исследования является создание основ новой философской системы истины, в которой метафизика Абсолюта и диалектика материального бытия согласованы в непротиворечивой форме. Эта система не только внутренне логически непротиворечива, но и не противоречит положительным данным философии, религии и современной науки, что является дополнительным аргументом доказательства ее истинности.

Структура диссертации определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Абсолют и истинность бытия"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование разработок предшественников относительно проблемы обусловленности Абсолютом истинности универсума позволило значительно расширить представление о значимости решения данной проблемы для философии. Изучение результатов философских исследований подтолкнуло к новым открытиям в области дискурсивной философской онтологии и теории познания.

Для достижения большей степени соответствия философии специфике объекта и предмета исследования предложено расширение сферы компетенции философии за счет использования в философии положительных данных религии и науки без их смешения.

В связи с существованием неизменного Абсолюта и изменчивого бытия и различия методов их познания было проведено предметное и методологическое разграничение метафизики и диалектики, позволяющее согласовать их в рамках одной теоретической системы. Основной сферой метафизики, как учения о сверхфизических и неизменных предметах, является Абсолют и неизменные истинные сущности вещей, а сферой диалектики, как учения о материальных и изменчивых предметах, являются процессы изменчивости материальных объектов.

При исследовании Абсолюта было выяснено, что Абсолют является трансцендентным универсуму по своей сущности и имманентным по своей энергии, благодаря которой поддерживается существование универсума. Абсолют, обладая безграничными положительными свойствами, обусловливает истинность универсума, определяемую степенью соответствия различных объектов истинным сущностям, детерминированным Абсолютом.

Без Абсолюта системно необъяснимы многие явления, находящие свое объяснение только при учете такой иерархической структуры бытия, вершиной которой является Абсолют. Поэтому исследование Абсолюта имеет не только, казалось бы, отвлеченное значение, но позволяет увидеть любую проблему масштабно, с учетом ее места в иерархии бытия.

Было произведено уточнение онтологического и гносеологического определений истины в формулах корреспонденции и когеренции, что должно способствовать развитию философского учения об истине.

Сформулированы основы диалектики истинности материального бытия, представленной в качестве учения об изменении состояния материальных вещей в аспекте истинности -ложности. Онтологическая истинность вещи заключается в соответствии состояния существования вещи ее сущности, а ложность в несоответствии состояния существования вещи ее сущности. Преобразование диалектики должно способствовать дальнейшему развитию исследований процессов изменчивости бытия.

Исследованы основные условия и критерии истинности знания. Выявлено, что для получения истинного знания необходимо соблюдать целый ряд условий, основное среди которых - это истинность субъекта познания/ В процессе познания большое значение приобретает истинность интуиции, чувства очевидности истинности знания и семантическая истинность знания. Критериями истинности знаний являются: фактическая достоверность, заключающаяся в соответствии содержательной информации высказывания предмету исследования; логическая правильность, состоящая в соответствии формы рассуждения законам логики, внутренней непротиворечивости рассуждений и согласовании знания с теми знаниями, истинность которых доказана ранее; практическая подтверждаемость, заключающаяся в достижении результата, предсказанного в этой теории при выполнении ее предписаний.

Теоретически решена проблема обоснования объективности человеческого познания. Истинная сущность человека, являющаяся проявлением совершенства Абсолюта, дана человеку объективно. Являясь личностным началом в человеке, она объединяет объективное и субъективное, делая субъективного человека способным к относительно истинному познанию объективного бытия. Данные выводы могут противодействовать распространению субъективного идеализма.

В области создания искусственного бытия, на идеальном уровне, была показана зависимость истинности конструируемых вещей от истинности их создателей, обусловленной причастностью к Абсолюту. Исследования в этой области направлены на совершенствование теории конструирования.

В целом для философии диссертационное исследование имеет определенное значение, поскольку в нем системно исследованы наиболее важные проблемы онтологии и теории познания.

 

Список научной литературыАбдрашитов, Юрий Фарихович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абдуллин Р.А. Символы народного творчества как основа воссоздания традиционного искусства: Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 1995. - 23 с.

2. Августин. Исповедь / Пер. с лат. М.: Гендальф, 1992. - 544 с.

3. Азаматов Д.М. Из истории развития передовой общественно-политической и философской мысли Башкирии (конец XIX начало XX вв.). - Пермь: Изд-ние ПГПИ, 1979. - 100 с.

4. Айдинян P.M. Принцип конкретности истины // Система понятий и принципов гносеологии. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1991. -С. 181 - 215.

5. Алехин В.В. Техническое творчество инженера конструктора // ФН. - 1978. - № 6. - С. 31 - 37.

6. Алиева Б.А. Теория двойственной истины. М.: Мысль, 1972. -128 с.

7. Андрос Е.И. Истина как проблема познания и мировоззрения. -Киев: Наукова думка, 1984. 144 с.

8. Ансельм Кентерберийский. Об истине / Пер. с лат. // Историко-философский ежегодник, 1995. М.: Мартис, 1996. - С. 283 - 307.

9. Антология мировой философии: в 4 т. М.: Наука, 1969 - 1972.

10. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Пер. с греч. М.: Мысль, 19761984.

11. Арсеньев Н.С. Учение о Логосе Божием // Русские философы: Антология. Вып. 1. М.: Изд-во Книжная Палата, 1993. - С. 29 - 33.

12. Асмус В.Ф. Очерки истории диалектики в новой философии // Избранные философские труды: в 2 т. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969 - 1971.

13. Бальтазар X. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник / Пер. с нем. // Альфа и Омега. 1998. - № 2 (16). - С. 108-140.

14. Беркли Д. Сочинения / Пер. с англ. М.: Мысль, 1978. - 556 с.

15. Божич С.П. О способах истинностной оценки естественнонаучного высказывания // Логика и эмпирическое познание. М.: Наука, 1972. - С. 243 - 255.

16. Бондаренко В.Н. О понятии «метафизическая гносеология» // Культура философствования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции. Уфа: Изд-ние Башкирск. унта, 1998.- С. 38 - 39.

17. Бонько В.К. Исследование интуиции важнейшая проблема методологии научного творчества // Искусство, наука, техника: пути сопряжения. Тез. докл. к IV Всерос. науч.-практ. сем. - Уфа, 1989. -С. 127 - 129.

18. Боэций С. «Утешение Философией» и другие трактаты / Пер. с лат. М.: Наука, 1996. - 336 с.

19. Булгаков С.Н. Трагедия философии // Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1993. - С. 311 - 518.

20. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. / Пер. с англ. М.: Мысль, 1971 -1972.

21. Ведин Ю. Структура, истинность и правильность мышления. -Рига: Лиесма, 1979. 194 с.

22. Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // ФН. 1997. - № 3 / 4.- С. 138 - 142.

23. Вригт Г.Х. Логико-философские исследования / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986. 600 с.

24. Гаврюшин Н.К. Христианство и экология // ВФ. 1995. - № 3. -С. 53 - 59.

25. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

26. Галимов Б.С. Развитие содержания категории ассиметрии // Методологические вопросы современной науки. Уфа: Изд-ние Башкирск. ун-та, 1977. - С. 113 - 137.

27. Гегель Г.В. Место искусства по отношению к религии и философии // Гегель Г.В. Эстетика: в 4-х т. Т. l./Пер. с нем. М.: Искусство, 1968. - С. 109-113.

28. Гегель Г.В. Работы разных лет: в 2 т. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1970 -1971.

29. Гегель Г.В. Философия религии: в 2 т. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1976-1977.

30. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1975 - 1977.

31. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу? // ВФ. 1995. - № 2. - С. 37 - 47.

32. Гильдебранд Д. Что такое философия? / Пер. с нем. СПб.: Алетейя, 1997. - 374 с.

33. Григорий Палама. Беседы: в 3 ч. / Пер. с греч. Репринт. М.: Паломник, 1993.

34. Губин В.Б. История с энтропией // ВФ. 1997. - № 3 / 4. - С. 98 - 120.

35. Дезорцев В.В. Лжепророки, лжецелители, лжечудотворцы среди простаков. Уфа: Полиграф., 1998. - 176 с.

36. Декарт Р. Избранные произведения / Пер. с фр. и лат. М.: Госполитиздат, 1950. - 710 с.

37. Денисов С.Ф. Специфика технической, естественно-научной и философской онтологии // Философия техники и инженерная деятельность. Тез. докл. межресп. конф. (апрель 1992). Пермь, 1992.- С. 46 - 48.

38. Дернер Д. Логика неудачи / Пер. с нем. М.: Смысл, 1997. -243 с.

39. Долгов К.М. Диалектика и схоластика. Критический анализ неотомизма. М.: Изд-во политической литературы, 1983. - 158 с.

40. Дронов М. Наука и истоки «научной» веры // Альфа и Омега. -1999. № 3 (21). - С. 299 - 323.

41. Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские творения / Пер. с др. греч. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Институт Мировой Литературы им. "A.M. Горького Российской Академии Наук, Мартис, 1994. - 364 с.

42. Зеньковский В. Основы христианской философии в 2 т. Репринт. М.: Издание СВБ, 1992. - 268 с.

43. Иванов Б.Н. Проблемы практики в философии. Курск: Изд-ние КГПИ, 1974. - 156 с.

44. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 136 с.

45. Ильин В.Н. Статика и динамика чистой формы, или очерк общей морфологии // ВФ. 1996. - № 11. - С. 91 - 136.

46. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: в 2 т. М.: Рарогь, 1993. - 448 с.

47. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1 6 Кн. 1. - М.: Русская книга, 1993 - 1996.

48. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: в 2 т. Репринт. СПб.: Наука, 1994. 542 с.

49. Иоанн Дамаскин. Диалектика, или философские главы. М.: Наука, 1999. - 112 с.

50. Иустин Философ. Творения / Пер с греч. Репринт. М.: Паломник, 1995. - 485 с.

51. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появится как наука // Кант И. Трактаты. СПб.: Наука, 1996. - С. 147 - 258.

52. Кармин А.С. Познание бесконечного. М.: Мысль, 1981. - 229с.

53. Кедров Б.М. Логика научного открытия как логика установления новой истины // Разум и культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - С. 122 - 128.

54. Керн К. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.- 452 с.

55. Кириллов В.И. Логика познания сущности. М.: Высшая школа, 1980. - 175 с.

56. Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973. -464 с.

57. Комаров В. Кто управляет вселенной? // Наука и религия. -1997. № 7. - С. 38 - 40.

58. Коршунов A.M. Диалектика чувственного отражения // ФН. -1979. № 1. - С.53 - 63.

59. Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса // ВФ. 1998. - № 4. - С. 40 - 49.

60. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // ФН. 1991. - № 12. - С. 41 - 52.

61. Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования. -М.: Паломник, 1999. 96 с.

62. Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности. Уфа: Из-ние Башкирск. ун-та, 1998. - 316 с.

63. Курсанов Г.А. К оценке теории когеренции // ВФ. 1967. - № 8. - С. 94 - 106.

64. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. М.: Республика, 1993 - 385 с.

65. Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1987- 1989.

66. Леонтьев К.Н. Избранное. М.: Рарогь, Московский рабочий, 1993. - 400 с.

67. Липский Б.И. Практическая природа истины. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1988. - 152 с.

68. Лобковиц Н. Что случилось с томизмом? / Пер. с нем. // ВФ. -1997. № 1. - С. 93 - 106.

69. Логинов Л.И. Идея. Творчество. Духовность // Инженер и культура. Тез. докл. междунар. науч. конф. (октябрь 1993 года). -Пермь, 1993. С. 67 - 69.

70. Локк Д. Сочинения: в 3 т. / Пер. с англ. М.: Мысль, 1985 -1988.

71. Лосев А.Ф. Дерзания духа. М.: Политиздат, 1989. - 364 с.

72. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 480 с.

73. Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность. - М.: Мысль, 1994. - 919с.

74. Лосев А.Ф. Основной принцип мышления и вытекающие из него логические законы мышления // ВФ. 1998. - № 8. - С. 144 -152.

75. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - 959 с.

76. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

77. Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. -944 с.

78. Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432с.

79. Лосский Н.О. Идеал абсолютного совершенства // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - С. 48 - 62.

80. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - 400 с.

81. Лопатин Л.М. Аксиомы философии. Избранные статьи. М.: Рос. полит, энцикл., 1996. - 560 с.

82. Лукманова Р.А. Понятие истины в языке современной науки // Язык науки XXI века: Материалы научной конференции. Уфа: Изд-ние Башкирск. ун-та, 1998. - С. 102 - 104.

83. Майоров Г.Г. В поисках нравственного абсолюта: античность и Боэций. М.: Знание, 1990. - 64 с.

84. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М.: Мысль, 1979. - 431 с.

85. Маритен Ж. О человеческом знании / Пер. с англ. // ВФ. -1997. № 5. - С. 106 - 117.

86. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы / Пер. с фран. М.: Изд-во Гуманит. литер., 1995. - 215 с.

87. Материалистическая диалектика: в 5 т. М.: Мысль, 1981 -1985.

88. Материалистическая диалектика как научная система: в 8 кн. Кн. 1. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 295 с.

89. Материалистическая диалектика как общая теория развития. -М.: Наука, 1985. 496 с.

90. Мерло-Понти М. В защиту философии / Пер. с фр. М.: Изд-во Гуманит. литер., 1996. - 248 с.

91. Микешина JI.A. Современная проблематизация вечной темы // ФН. 1990. - № 10. - С. 77 - 83.

92. Мунье Э. Истина. Очерк персоналистической теории познания // Мунье Э. Персонализм / Пер. с фран. М.: Искусство, 1992. - С. 91- 94.

93. Неретина С.С. Умение ума (Некоторые предположения по средневековой философии техники) // ВФ. 1997. - № 11. - С. 145 -162.

94. Никифоров A.J1. Революция в теории познания? // Общественные науки и современность. 1995. - № 4. - С. 113 - 117.

95. Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. / Пер. с лат. М.: Мысль, 1979 - 1980.

96. Никулин Д.М. Истина, сеть и путь в философии Платона // Историко-философский ежегодник, 1994. М.: Наука, 1995. - С. 5 -13.

97. Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах // ВФ. -1995. № 5. - С. 48 - 59.

98. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии (системный анализ). Уфа: Изд-ние Башкирск. ун-та, 1995. - 156 с.

99. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Даниловский благовестник. 1997. - 336 с.

100. Павленко A.JI. Эпистемологический поворот // Вестник РАН.- 1997. Т. 67. № 5. - С. 424 - 432.

101. Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995. - 480 с.

102. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир / Пер. с нем. // ВФ. 1998. - № 3. - С. 120 - 132.

103. Платон. Диалоги / Пер. с др. греч. М.: Мысль, 1986. - 607 с.

104. Платон. Сочинения: в 4 т. / Пер. с греч. М.: Мысль, 1990 -1994.

105. Плотин. Соч. / Пер. с греч. СПб.: Алетейя, 1995. - 669 с.

106. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга, 1993. - 640 с.

107. Поваров В.Г. Философский аспект мировоззрения Константина (Кирилла) Философа первоучителя славян // ФН. -1991. № 4. - С. 156 - 162.

108. Попов JI. Недоразумение или противостояние? // Наука и религия. 1993. - № 7. - С. 12 - 13.

109. Раушенбах Б.В. Логика троичности // ВФ. 1993. - № 3. - С. 62 - 70.

110. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т./Пер. с итал. СПб.: Петрополис, 1994 - 1997.

111. Резвых П.В. Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Г.В.Й. Шеллинга (к шеллинговской постановке проблемы творения) // ВФ. 1996. - № 1. - С. 110 - 123.

112. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // ФН. 1997. - № 2. - С. 158 - 161.

113. Решер Н. Границы когнитивного релятивизма / Пер. с англ. // ВФ. 1995. - № 4. - С. 35 - 54.

114. Рудаков A.M. Чувственность как метафизическая истина бытия и познания: Автореф. дис. канд. филос. наук. Бирск, 2000. -23 с.

115. Свинцов В.И. Заблуждение, ложь, дезинформация (соотношение понятий и терминов) // ФН. 1982. - № 1. - С. 76 - 84.

116. Свинцов В.И. Истина, добро, красота // ФН. 1988. - № 1. -С.37 - 47.

117. Свинцов В.И. Квалификаторы «истинно» и «ложно» на непропозиционных уровнях // ФН. 1987. - № 3. - С. 55 - 62.

118. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров. -Уфа: Изд-ние Башкирск. ун-та, 1998. 360 с.

119. Семенов Ю.И. О проблеме истины и научном познании // Диалог. 1996. - № 9. - С. 41 - 48.

120. Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. М.: Русские огни, 1996. - 349 с.

121. Славин А.В. О природе интуиции // ВФ. 1972. - № 5. - С. 53 - 59.

122. Соболев С. Новое учение о Софии Премудрости Божией. Репринт. София: «ЕТ Кирилла - Маринова», 1997. - 526 с.

123. Соколов В.В. История средневековой философии. М.: Высшая школа, 1979, - 448 с.

124. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. -М.: Республика, 1996. 479 с.

125. Сорокин П.А. Кризис. Катарсис. Харизма. Воскрешение/Пер. с англ. // Вестник РАН. 1999. - Т. 69. № 3. - С. 268 - 272.

126. Соскин В.А. Философские концепции соотнесенности человека и Абсолюта: методологический анализ: Дис. канд. филос. наук. Уфа, 2000. - 142 с.

127. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. / Пер. с англ. -М.: Государственное издательство политической литературы, 1957.

128. Стяжкин Н.И. Проблема универсалий в средневековой философии // ФН. 1980. - № 2. - С. 108 - 117.

129. Сущность и явление. Киев: Наукова думка, 1987. - 296 с.

130. Тарасов Б.Н. Ф.М. Достоевский о науке и прогрессе // Вестник РАН. 1998. - Т. 68. № 6. - С. 547 - 553.

131. Тарский А. Истина и доказательство / Пер. с англ. // ВФ. -1972. № 8. - С. 136 - 145.

132. Тертуллиан. Избранные сочинения / Пер. с лат. М.: Издательская группа Прогресс, Культура, 1994. - 448 с.

133. Тиллих П. Систематическое богословие / Пер. с англ. СПб.: Алетейя, 1998. - 510 с.

134. Тимофей. Две космогонии. М.: Паломник, 1999. - 160 с.

135. Трубецкой С.Н. Основания идеализма // Русские философы: Антология. Вып. 2. М.: Книжная палата, 1994. - С. 388 - 421.

136. Уайтхед А. Избранные работы по философии / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990. 717 с.

137. Файзуллин Ф.С., Сулейманов М.Н., Курлов А.Б. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки. Москва-Уфа: Изд-ние УГНТУ, 1990, - 145 с.

138. Философия техники: история и современность. М.: Институт философии РАН, 1997. - 283 с.

139. Философские основания естествознания. М.: Издательство Моск. ун-та, 1977. - 345 с.

140. Финогентов В.Н. Основные концепции истины // Финогентов В.Н. Лекции по философии. Уфа: Изд-ние УТИС, 1998. - С. 110 -124.

141. Фихте И.Г. Сочинения: в 2 т. / Пер. с нем. СПб.: Мифрил, 1993.

142. Флоренский П.А. Столп и .утверждение истины // Сочинения: в 2 т. Т. 1. Кн. 1 2. - М.: Правда, 1990.

143. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Репринт. М.: Паломник, 1992. - 241 с.

144. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Репринт. -Вильнюс: Изд-ние ВПЕУ, 1991. 602 с.

145. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Пер. с др. греч. - М.: Наука, 1989. - 576 с.

146. Франк С.Jl. Основные принципы общественной жизни // Альфа и Омега. 1999. - № 1 (15). - С. 176 - 188.

147. Хазиев B.C. Философское понятие истины: Дис. докт. филос. наук. Уфа: 1993. - 312 с.

148. Хайдеггер М. Время и бытие / Пер. с нем. М.: Республика, 1993.- 447 с.

149. Халин С.М. Проблема типологического единства познания и метапознания: гносеологический аспект: Дис. докт. филос. наук. -Тюмень, 1999. 247 с.

150. Хилл Т.И. Современные теории познания / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1965. - 533 с.

151. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии / Пер. с англ. // ВФ. 1996. - № 9. - С. 46 - 58.

152. Хомяков А.С. По поводу отрывков найденных в бумагах И.В. Киреевского // ФН. 1991. - № 11. - С. 134 - 149.

153. Челпанов Г.И. Учебник логики. М.: Прогресс, 1994. - 248 с.

154. Целищев В. Логическая истина и эмпиризм. Новосибирск: Наука, 1974. - 114 с.

155. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. - 321 с.

156. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: в 2 т. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1987 - 1989.

157. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М.: Наука, 1967.- 376 с.

158. Шохин В. Классическая философия ценностей: предистория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. 1998. - № 4 (18). - С. 283 -308.

159. Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1998.143

160. Штекль А. История средневековой философии / Пер. с нем. Репр. изд. СПб.: Алетейя, - 1996. - 320 с.

161. Экономцев И.Н. Духовность и творчество // ВФ. 1996. - № 2.-С. 24-31.

162. Яннарас X. Вера Церкви. Введение в православное богословие / Пер. с новогреч. М.: Центр по изучению религий, 1992. - 231 с.

163. Arseni Culuda. Die klassische deutsche Philosophie. Ein Abris. Reklam Verlag Leipzig. 1990. - 432 s.

164. Hans Peter Durr. Wie offen ist die Zeit? Die Verantwortung fur unsere Zukunf // Was ist Zeit? Zeit und Verantwortung in Wissenschaft, Techik und Religion. Deutscher Taschenbuch Verlag. 1996. S. 180 -206.

165. Wollgast S. Die deutsche Philosophie von 1895 1917. Veb deutscher Verlag der wissenschaften Berlin. 1962. - 1 12 s.