автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Адыгейское златокузнечество (II пол. XIX - нач. XX вв. )

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Унарокова, Мира Юнусовна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Адыгейское златокузнечество (II пол. XIX - нач. XX вв. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Адыгейское златокузнечество (II пол. XIX - нач. XX вв. )"

АКАДЕМИЯ НАУК ГРУЗИНСКОЙ CGP' ИНСТИТУТ JÍCTOBffl, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ГРУЗИИ ИМ. И.ДИВШШВИЛИ'

На правах рукописи УДС 902.7 (47.893.1)

УНАКЖОВА topa Юнуоовка

АДЫГЕЙСКОЕ ЗЛАТСКУЗНВЧЕСТВО (П пол. XIX - нач. XX вв.)

Специальность - 07.00,07 - Этнография

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических йаук

Тбилиси - 1990.

Работа выполнена в Тбилисском государственном университете на кафедре этнографии.

гЬуч> Iй руководитель: академия АН ГрузлССР, профессор Г.С.Читая

Официальные оппоненты: доктор исторических наук БД.Бгшшоков

кандидат исторических неук К.К.Чолокашвилй

Ведущее учревдение: Адыгейский ордена Знак Почета научно-исследовательский институт экономики, языка, литературы и истории. ~

Зашита состоится - " г. в " часог

на заседании специализированного совета Д.С07Л3.01 по присуждения ученой степени кандидате наук в институте истории, археологии и этнографии Грузии им. И.Длзвахтабили (вдрзс: 380009, Тбилиси, ул.Иэликжзпили,10) ■

С диссертацией можно ознакомиться п библиотеке Ейсштута Автореферат разослан 1990 г.

Ученый секретарь специализированного п

совета, докт.ист.наук Качтария М.Б. . ' $/■//» О ^^ М■ №

I. ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Культура обработки благородных металлов известна на СевероЗападном Кавказе с древнейших времен. Златокузнечество является критерием оценки уровня развития как технологической мысли народа, так и его духовной культуры и художественного вкуса. В истории материальной культуры адыгов художественная обработка драгоценных металлов занимала особое место, обусловленное.как древностью ремесла, что подтверждается археологическими памятниками, начиная с энеолита, так и образом жизни народа, что создавало объективные условия для беспрерывного бытования златокузнечеотва на протяжении нескольких тысячелетий. НВ Закубанье в Ш тысячелетии до н.э. складывается майкопская культура... Важнейшим достижением майкопск ос племен были цветная металлургия и металлообработка, которые очень интенсивно развиваются... Появляются бога -тыо захоронения родовой знати с большим количеством золотых и серебряных вещей. Среди них выделяется знаменитый Майкопский йур -ган, который и дал название всей культуре" (Анфимов Н.В.).

Однако из-за сложившихся в результате завершения русско-кавказской войны (1864 г.) военно-политических, социально-экономических (отмена крепостного права в 1867 г., развитие капиталистических отношений) и демографических (массовое выселение адыгов за пределы Кавказа) условий в развитии древнейшего искусства наблюдается резкий спад, приведший в первой четверти XI века к его исчезновению как живого, действующего ремесла.

Начало УН века, характеризующееся бурным развитием капиталистических производственных отношений как в самой России, так на ее окраинах, ознаменовано ослаблением жизнеспособности не только художественных промыслов, но и всей куотарной промышленности в целом. -Говоря о капитализирующей роли пореформенной центра-

льной европейской Россия, В .И.Ленин подчеркивал, что вслед за политическим завоеванием Кавказа шло экономическое его завоевание, в результате чего вековые кустарные промысли вытеснялись привозными товарами фабричного производства. "...Падало старинное производств! оружия под конкуренцией яривозннх тульских и бельгийских изделий,падала кустарная выделка келэза под конкуренцией привозного русского продукта, а равно и кустарная обработка меди, золота и серебра..."*

Змпяричесниэ знания народных мастеров, связанные с злагокуз-нечеством, представляют собой комплекс оригинальных технологических, лингвистических, художественно-эстетических, этических древнейших пластов творческой мысли этноса, в которых заложен ценнейший материал для изучения национальной культя« адыгов. Народные звания - это исторический памятник, который впитал в себя тысячелетний опыт творческого труда этноса, это бесценный источник для изучения не только собственной истории, но и этнокультурных контактов, взаимовлияния различных этнических культур.:

Актуальность темы. Необходимость сбора, описания я введения в научный оборот этнографических "сведений , связанных о адагейо -ким златокузнечеством, которым грозит опасность быть утерянными для науки навсегда,обусловливает дятудльнорть данного исследования; Значение) изучения проблем адыгейского златокузнечества определяется и тем, что судьба кустарной промышленности и народных художественных промыслов, их роль в экономической, социальной я духовной жизни не только отдельно взятого народа, но и воей страны в ¡целом неоднократно становились предметом особого внимания Советского правительства. В декрете ЭДИК от 25 апреля 1919 года "О мерах содействия кустарной промышленности" четко и диффереяци-

•I Ленин В.И. Развитие капитализма в России // Полн.собр.соч.. -Т.З. - С.594.

рованно были опродблвнн социально-экономический статус, права и обязанности, условия снабжения сырьем и сбыта производимой продукции различных отраслей мвлнопрошгалеиного производства, в том числе и ювелирных промыслов*. Ленинская идея о необходимости развития народных промыслов нашла отраженно в последующих решениях партия и правительства. В постановлениях Совета Министров СССР от 14 августа 1968 года "О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов" и Центрального Комитета КПСС'от 29 января 1975 года "О народных художественных Промыслах"' традиционное народное декоративно-прикладное искусство рассматривается как неотъемлемая часть социалистической культура. Отмечается настоятельная необходимость в улучшении исследовательской работы в области народного декоративно-прикладного искусства, в восстановлении тради -

о

цнй художественного народного творчества". Подобная социально осознанная необходимость в возрождении и разлитии народных художественных промыслов свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы. Однако решения ЦК партии и йравительства, как и перечень мероприятий, намечонних местными партийными и советскими органами по выполнению вышеозначенных постановлений, в лучшем случае, мокно квалифицировать как благие намерения, оставшиеся на бумаге: сдвига в сторону реального реносанса в металлургии благородных металлов в исследуемом регионе пока что не наблюдается.

1 Докрет ВЩ!К от 25 апреля 1919 г. "О мерах содействия кустарной промышленности" // Донреты Советской власти. - М., 1971. -

Т.У. - С.102-105,

2 Постановление Совета Министров СССР от 14 августа 1968 года "О мэрах по цальн(Миому разштга народ!шх художественных промыслов" П Справочник партийного работника. - М., 1969. - Бнп. 9. - 0.130-136; Постановлений ЦК КПСС от 29 лнплрл 19715 года "О иароцпых хупокоотнешшх промыслах" // КПСС п ртолтилх и ришотшх СЧ13Д0Н, кот^фпгишй и нломумоп ЦК. - М., -

Т. 112. - С.4?и-Ь02.

Выбор теш диссертационной работы обусловлен, с одной стор ны, актуальностью проблем, связанных с адыгейским златокузнечес вом, особым местом, которое издравле занимала данная отрасль в художественной деятельности адыгов, с другой стороны, полнотой полевого этнографического материала, который удалось собрать. Адыгейское ювелирное производство до сих пор не было объектом специального исследования. Диссертационные и монографические ра боты, посвященные кустарной промышленности не только северокавк зского региона, но и других моноэтнических и полиэтнических peí онов, как правило, не ограничиваются исследованием одной отраол Обычно в круг рассматриваемых вопросов включаются вое отрасли л машней'(или сельской) обрабатывающей промышленности.

Естественно, 4to ремесло влатокузиецов, ставшее с древпейп времеп самостоятельным Каиром искусства и требовавшее от нсполе теля высочайшего мастерства и профессионализма, заслуживает глу бокого, всестороннего монографического исследования. При полнок отсутствии на протяжении полувека в этнографической действитель ности кивого элатокузнечного ремесла нам удалось собрать о bosn квой максимальной полнотой и систематизировать полевой материал по обработке благородных металлов в комплексе с большим лшзгвпс тическим пластом, насчитыващим около 140 терминов, более тркдг

• г

тй из которых но были зафиксированы лексикографией адыгских язь ков. Это обстоятельство позволило нам взять на себя смелость мс ноотраслевого исследования.

Цель диссертационной работа - всесторонне исследовать малс изученную отрасль традиционной материальной культуры адыгов -ювелирное цронзводство, определить его место в социалыю-эконог. ческой и духовной жизни этноса, установить степень самобытност! и вклад творческой мысля адыгов в сокровищницу общокавказской t льтуры, через нее - в общечеловеческую культуру. Последнее не i

кется претенциозным, если помнить о ленинской мысли, что "от-ггьноа не существует иначе, как в той связи, которая ведет к об-цу. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное"*.

Достижение вышеопределенной цели потребовало решения следую-% конкретных дщщз:

- определить природно-географические и иоторические предпо-пки для заровдения и интенсивного развития ювелирного производ-ва на Северо-Западном Кавказе;

- описать и проанализировать технологию адыгейского злато-знечества в сравнении с народнши способами обработки благород-* металлов других регионов Кавказа;

- выявить общие черты и характерные особенности развития составляемых очагов кавказского златокузнечества;

- определить номенклатуру, структуру, технику изготовления |ункцвд изделий адыгейских златокузнвцов;

- установить генезис и проследить преемственность художест-нных приемов, используемых адыгейскими злагокузнецами для деко-рования изделий из серебра; *

- исследовать лингвистический материал, связанный о алато-знечеством, в сравнительно-историчесном и сопоставительно-ти-логическом аспектах;

- проследить этнокультурные связи адыгов путем сравнительно-изучения традиционной техники и технологии адыгейского злато-

энечества и связанной с ней терминологии.

Методологической основой диссертации послужили труды класси-в марксизма-ленинизма, содержащие анализ социально-экономичес-х явлений, закономерностей их развития. Особое значение для учения поставленной пробломы имяот фундаментальное исследование.

Лонин В.И. К вопросу о диалонткке П Поли.собр.соч. - Т.29. С.318.

Б.И.Ленина "Разгоне капитализма в России", в котором дан анализ состояния мелких кустарных промыслов в капиталистической России. В.И.Ленин определил содержание понятия "кустарная промышленность" как социально-экономической категории. Кустарная промышленность характеризуется им как низшая, начальная стадия капитализма*. ■

Историография проблему. В дореволюционной историко-зтногра-фической литературе нет работ, объектом исследования которых стало бы ювелирное производство не только адыгов, но и других наро -дов Севэрного Кавказа. Инторесующие нас вопросы, связанные с на -родными способами обработки благородных металлов, крайне редко, предельно фрагментарно и,, как правило, в этнически нивелированном виде Естречавтся в трудах П.Острякова, О.В.Маргграфа, Г.В.Верте-пова, А.С.Пяралова, посвященных описанию кустарных проиъ'слов народов Северного З'йавказа.

Работа 0.3,Д!арггра$а, представляющая собой наиболее обстоятельное исследование, основана на материалах, собранных интернациональной по происхождению группой энтузиастов, среди которых нэт представителей адыгских народов, что заведомо предполагает отсутствие адыгского этнографического материала из первых рук из только по златокузнечеству, но и по другим отраслям кустарного производства. Появление в последующее время трудов по кустарнш промыслам народов Северного Кавказа не привело ни к увеличению фактического этнографического материала по адыгскому златокузне-честву, ни к углублению анализа ранее введенного в научный оборот материала.

' Не приходится также рассчитывать на наличие каких-либо конкретных этнографических сведений цо интересующему вас вопросу в работах авторов дореформенной России,- адыгских просветителей

I Ленин В;И. Развитие капитализма в России // Полл-собр.^". Т.З. - С.542.

XIX в. и, следуя далва по хронологической нисходящей, у авторов средневековья, так как эти работы по характеру повествования является обзорно-описательными. Но в них содержатся ценные сведения о качестве и художественных достоинствах ювелирных изделий работы адагоких (черкесских) мастеров, о номенклатуре, структуре и функциях изделий из благородных металлов.

Из работ совэтских этнографов, рассматривавших истории развития кустарных промыслов адыгских народов и касающихся златокуз-нечного производства, следует отметить монографии Мамбетова Г.Х. и статью Меретувова М.А., Общим для обоих авторов является то,что ювелирному производству в трудах каждого из них отводится почти равное по обты *у место, а анализируемый этнографический и литературный материал в большей части своей носит номинативно-оценочный характер, В работах Е.Н.Студенецкой, посвященных национальной одежде кабардинцев, прослеживаются вопросы этимологии и эволюции отдельных ее компонентов, в том числа и серебряных украшений.

Научная норизца исследования. Данная диссертационная работа является первой - и 18 только в этнографическом адыговеденил, но и в северокавказской этнографической науке - попыткой специального всестороннего моноотраслевого исследования златокузнечаства, что может послужить не только ликвидации одного из "белых пятен". в истории материальной культуры адыгов, но и поможет воссозданию более полной картины развития общекавказской культуры художественной обработки благородных металлов.

Практическая значимость работу. Материалы данного исследования могут быть использованы при этнической, территориальной и хронологической интерпретации археологического художественного серебра и золота, вновь вводимого в научный оборот советскими археологами. Выводы могут послужить основанием и для погосиотра и уточнения сложившихся в археологии научных и рабочг гипотез по опро-

долеплю этнокультурной цринадлеяшостЕ археологического серебра и золота широко известных памятников севарокавказского региона. Таковы разночтения когпльного инвентаря Майкопского, Белорочонсккх: курганов V ряда других памятников.

Результаты данного исследования будут способствовать енявлз-яиа культурно-исторических контактов адыгов как с порода?,ш Кавказа, так и с древнейшими цивштаащкшл.

Позпитпнэ итоги ретроспективного исследования сдагойскогс златокузнечества явятся определенным вкладом в реконструкции путей развития данной ограслк общзчоловеческой культуру.

Ллнгкютичэские взыскания, связанные с изучение:.! тормпдояо-гаи вдагейского алатокувявчоства, введут в научный■оборот адыгского языкознания более трех десятков лэвсёи-исторязков, не спрованяых словарями. Уникальный тор?.хшологлчос1:хй ыиаст, вшвдон-п.:! в связи с адыгейским-влатокузивчество.'-ь заставляет удивллтьсл изобретательности народного генгл в торг/ллотворчество. В-частности нзордоаарнве способы тармииообразовашга в"специальной .чекере убепдают, что лвбое явленно пазна, йуда то иовайшио достпеояия иаучно-технЕчесиого прогресса пли вораияы философской мысли, подвластно лингвистическому оаунсленпю ли5ь~л языкам лвбого народа.

Усхаповлешше терминологические шхраллолп в гетврогешшг языках - кберийско-кавказскнх, индоевропейских, тюркских - ставят под сомнение■некоторые, казавшиеся ранее незиблемшп, определения языковой принадлежности ряда слов отраслевой лексики. • . /Роль данного исследования в.возрождении и в дальнейшем развитии адыгейского ювелирного производства представляется нам бесспорной "и не нуждается в особой аргументации.

Пологения и вывода, сам анализируемый в диссертации этнографический и лингвистический материал могут быть использованы при разработке аналогичных или смежных проблем этнографами, археоло-

raira, историками, искусствоведами-, язнковедомит-лексикографами; понадобятся преподавателям высших учебпы.с заведений северокавкаэ-ского региона при разрабгтке курса лекций и спецкурсов по истории п этнографии Кавказа; будут полезли в студенческом научном творчество п в общеобразовательных иколах; могут бить использованы "чоторико-краовадчесипми музеям! в экспозиционной, экскурсионной, лекционной работе, а танке в творчестве профессиональных художников по благородным металлам.

Й2133Ш1Ш1- Иоточпиковую базу настоящего исследования составили: I) половой этнографический и лингвистический материал; 2) опубликованные архивные документы; 3) исследования и залией адыгских проевзтителой XIX века, русских и европейских авторов н путешесгвеьтипов; 4) лексикографические издания до адагскнм и грузинскому язллам; 5) неопубликованные документа местных партей-i;ux и советских органов по художественным промыслам, хранящиеся в Партийном архива Адыгейского обкома КПСС (ПААО КПСС) и в'Государственном архиве Адыгейской автономной области (ГАААО).

Использование вышеперечисленных, источников обеспечило всестороннее исследование адыгейского златокузнечества, суммирование целого ряда научных и п актйческих выводов, заключавших диссертационную работу.

Методику цосдэдовацэд. В основе диссертации лекиг полевой этнографический материал, собранный в аулах Адыгейской автономной области, Туапсинского и Лазаревского районов Краснодарского крал в IS73-I988 годах.

В полевой работе автор руководствовался принципами комплексно-интенсивного метода, разработанного академиком Г.С Литая*. Это позволило собрать систомагическио этнографические и лилгвис-

I Читая Г.С. Принципы и методы полевой атнографпоской работы // Советская этнография. - 1957. - Л 4.

тичеокие сведения о структуре, технике и. функции каждого компонента исследуемого объекта. Полнота сведений об адыгейском златокуз-нечестве позволила исследовать его основные приемы в сопоставлении и сравнении с аналогичными процессами, бытовавшими в ювелирном произр ■>детве других регионов Кавказа.

Атзобадпя работы проведена на кафедре этнографии Тбилисского. государственного университета и в отдела этнографического изучения материальной культуры, и хозяйственного, быга Института исторг, археологии и этнографии Грузии им. Й.Дкавахптьалн.

Стрткт-ура работы. Диссертация состоит из трах.глав, введепгл, заключения и библиографии. К работе прилагается альбом фотографий' инструментария и серебряных изделий». .. . .

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДИ РАБОТЫ ...

Вр введение обосновываются актуальность, цель, задачи и научная новизна исследования, раскрывается состояние изученности проблем, связанных о^ адыгейским златокузнече'ством, характеризует-' ся методологическая и источниковая база.

В первдй глдое "Исторпко-археологические предпосылки и сырьевая база адыгейского златокузнечества" рассматриваются вопросы, связанные с наличием постоянной сырьевой базы, обеспечивавшей поступательное развитие металлургии золота и серебра на Северо-Западном Кавказе с древвейших времен.

Северный Кавказ, по мнению специалистов, относится к основным районам месторождений серебро-свинцовых руд в СССР*.

При геолого-разведочных работах, которые проводились на серебро-свинцовых месторождениях Кубанской области на рубеже XIX-

I Гольдберг Т., Мишуков Ф.., Платонова Н., Постникова-Лосева М. ' Русское золотое и серебряное дело ХУ-ХХ вв. - М., 1967.'- С.69.

XX веков, неоднократно обнаруживались следа древни разработок. По мнении специалистов, разработки были заброшены в древности не из-за бедности недр, а вследствие того, что применявшийся в те далекие времена "огненный способ разработки" не позволял прокладывать более глубокие штольни по серебро-свинцовым жилам*.

Богатство недр Кавказа, в том числа и Северного, привлекало внимание многих народов с древнейших времен. Так, есть предположение, что еще в Ш тысячелетии до н.э. обитатели Сирийско-Палестинского побережья Черного моря и западных берегов Малой Азии из Принубанья вывозили, наряду с продуктами скотоводства, собирательства и охоты, "и золото, возможно, уда тогда добивавшееся на

о

р.Лабе" . По м 'ению авторов "Очерков истории Адыгеи", серебро и золото, которые добывались предками адыгов, не только служили источником сырья для местного златокузнечного производства и обеспечивали нужды местной обрабатывающей промышленности, но в определенные исторические периоды вывозились и в другие страны^.

Со времен установления более или менее стабильных политических контактов между средневековой Россией и северокавказскими народами , в частности, адыгами, наблюдается стремление России к освоению сырьевых ресурсов и природных богатств Северного Кавказа. Так, в начале ХУЛ река Россия заинтересовалась серебряной рудой . на территории Кабарда и с 1627 по 1629 год вела разведывательные работы.'Геолого-разведочная экспедиция, прибывшая из Мооквн на ' Северный Кавказ, подтвердила содержание серебра в руде, которая

1 Тебуев P.C. Зарождение промышленности в Карачаево-Черкесии. Черкесок, 1975. - С.50-51.

2 Соловьев Л.Н. Новый памятник культурных связей кавказского Причерноморья в эпоху неолита и бронзы - стоянка ЕоронцовскоЙ пе-. щеры // Труды Абхазского инотитута языка, литературы и истории. - В.XXIX. - Сухуми, 1958. - С.158.

3 Очерки истории Адыгеи. - T.I. - Майкоп, 1957. П.91.

доставлялась в Терский город самими кабардинцами. Однако места выхода серебряной руды не были показаны членам разведывательной группн под разными предлогами*.

Обостренный интерес средневекового царского двора к северокавказским серебро-свинцовым маоторовдеаяям становятся понятным, если иметь в виду, что "...в отноешеи приобретения вдетних ко-ташгоз русские златокузнецы находились в очень неблагоприятном положении. Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних

русских земель не было (IX-ЛН вв. н.э. - У.М.). Все эти металлы

»2

ввозились из соседняя стран..."

Интересно отметить, что в перечень статей черкесского импорта второй половины 2УШ века, приводимого М.Пейсонелем, на входили основные вида сырья адыгейского златокузаечества - серебро к золото. Исходя из этого, считаем возмоашым предположить, что и во времена М.Пейсоноля (1750-1762 гг.) адыгейское златокузнечество обходилось в основном благородными металлами местного происхождения3. |

Заинтересованность' русского правительства в разработке горных богатств Северного Кавказа в XIX веке не ослабевает, напротив, становится более настойчивой и результативной. В 1929 году была предпринята экспедиция в район Приэльбрусья для выявления горных богатств края. В результате были обнаружены серебро-свяп-цовые руды... и другие рудные богатства^. На их базе были основаны Садонскнй серебро-свинцовый рудник и Алагирский обогатительный завод (1853 г.) в Осетии, серебро-свинцовый рудник "Эльбрус"

1 Кабардиноко-русские отношения. - T.I. - M., 1957. - C.III-I26.

2 Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. - M., 1948. - C.L.3.

3 Пейсонель М. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750-1762 гг. - Краснодар, 1927. - С.24.

4 Маргграф О .В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производс.'ьа. - M., 1882. - С.204.

(1892 г.) в кубанской области*. .

В советское время (1930-1950 гг.) на Северном Кавказе был обнаружен ряд золотоносных приисков.

Учитывая, что одним из достоверных источников дам этнографического изучения любого элемента народной культуры является язык, автор диссертации ведет этнографическое исследование всех компонентов культуры металлургии золота и серебра параллельно с изучением соответствующего лингвистического материала. ...

В данной главе рассматриваются термины, связанные о основными и сопутствующими металлами, служащими сырьевой базой адыгейского златокузнечаства.- Результаты лиагвистического исследования микролексики сырья адыгейского златокузнечества- подтверждают древность, исксчность культуры художественной металлообработки в ис-

■.

следуемом peí лоне.

Термины основных металлов дышъ "золото" и тыжьыны "серебро" в которых сохранились экспоненты классных показателей да-/тн-, имеют общие морфологические корни с соответствующими, лексемами' не только абхазско-адыгской группы, но и.большинства иберийско-кавказских языков и, несомненно, относятся к древнейшему пласту лексической системы адыгсктх языков. -.

Терминология вспомогательных л сопутствующих металлов гъуадлъэ "медь", джэрз "бронза", гъофы "цинк", пцаш1о "овинёц", гъуч1ы "железо", дзэху (каб.) "олово" --покойно адыгская, олово-t образовательно, лексически и семантически близка лексике тех же металлов в языках абхазско-адыгской группы. .•■

В микролексике сырья адыгейского златокузнечества всего три заимствованных термина, два из которых имеют исконно адыгские лексические эквиваленты: малайские (через торкокиа.языки.- по Шаги-

I История народов Северного Кавказа (конец ХУЛ в. - I9I7 г..) -Кн. П. -M.i Наука, 1980. - С.74,572,574.

решу А-К.) къэлай "олово" в адыгейском языке ¡= исконно адыгское дзэху "олово" в кабардинском; домбвянъ "бронза" в кабардинском языке = исконно адыгское ,джэрз "бронза" в адыгейском.

Из терминологии сырья адыгейского златонузнечества другими языками заимствованы: деш "золото" - чечонсним, дошув "золото". - ингушским, Д552хуаа "олово" - осетинским, дзаш1уц1а "свинец" -абазинским и др. .

В итоге констатируется, что адыгейское златокузначество к.:о-ло такую естественно-геологическую базу, которая с древнейших, времен могла вызвать к жизни металлургию золота и серебра, модя и бронзы, способствовать яркому расцвету одной из удивительных отраслей творческой деятельности народов Северного Кавказа - художественной обработки благородных металлов.

В пэрвой главе также дается краткий обзор наиболее важных археологических Памятников, в инвентаре которых содержатся образцы художественного золота и серебра, к на этой основе воссоздается картина непрерывности развития металлургии благородных метал- ■ лов на исторической территориям адыгов.

Другой цельв археологического обзора' является констатация необходимости привлечения. данных этнографии при этнокультурной интерпретации археологических памятников.

К убаадэишв, что подобное яалошваняо общеизвестной истины необходимо, привода олоаившаяся десятилетиями тенденциозность в етпокуаьтурной. атрибуции археологических памятников исторической и современной территории адагов, которая заключается в стремлении специалистов-археологов к отчуждения памятников от история автохтонного народа.

ро второй гладе "Инструментарий и технология предварительной обработки благородных металлов" исследуется весь комплекс инстру-

ментов, обеспечивавших предварительную и художественную обработку свребра, рассмотрели конструктивные и функциональные особенности каждого из компонентов инструментария златокузнеца,'свидетельствующего о самобытности и самостоятельности развития данной отрасли прикладного искусства.

Б результате сравнительно-сопоставительного анализа установлено, что адыгейские златокузноци пользовались тремя вида",».и горна, которые различались по конструкции, функции и названию: я1нщ джэгу - кузнечный горн, екуапэ - глинобитный горн для плавки ое-рабра, еиэджэгу - золышй очазок для очщэняя серебра от примесей. Микролексика горна в адыгейском языке исконная.

Грузинские I,¿стера токо. пользовались всеми тремя разновидностями горна. Однако в грузинском литературно?,! языке они обозначаются одним термином кига , который является, вероятно, персидским заимствованием* (ахалцихские: коги д \ - видимо, фснетггеосяиЯ вариант Ни га, ~ тпрппзм, как и адыгейское - падочапнал труба). Заметим, что п в русском язкке очаг - твркпкоо заимствование.

В кубачппсксм златонузнечзство не оЛчарупо^о дифференциации горна но назначению. По свидетельству А.А.Магомэтсва, общей номи-нантной горна и моха является сложное слово, образованное оооди-нительним композитом: с! и 1срп-5,и1ка, где ^и !дап -горн, а и I к о - мех2. Ни в этнографии, ни в лэнсико яубачинского зла-токузнечества мы но находим эквивалента адыгойсиому "екуапэ".

Из есого ког/плокса златсяузночних инструментов этнографичос-кп и лингвистически описана впервые в данной диссертационной ра~

1 Абасв В.И. Скифо-овропеЛскдо изоглоссы. -М.: Наука, 1965. .

2 :Лагомотоп ' А. Терминология кубачкнекпх златокузнецов // Ежегодник пбпрг.Лско-кавказского языкозпания. - Тбилиси, 1975. -В.П. - С.234,239.

Йоте екуалэ - г-тазобитный златокузнечный горн, иыгу - «игалек, екьэджэгу - золз^Д очакок для очищения серебра от примесей, гъ»'.ъвлъ (къалып) - форма для фигурного литья, гъэчъалкъ - модель отливаемой- детали, чыбэгу хэуталъ - штамп дай ложной зерни,' 1унэуада - форма дал полусферических блях, хачыпкь - штихель, цГэтгьуахшь - инструмент для шлифовки черненых серебряных изделий, пэкошда - инструмент для насадки серебряннх блях на кожаную основу, ЩХЭШЫЛ1 - сосуд дан припоя, тижьынэщ1з 1адэхэр - клещи златокузнечные и др.

Во втором разделе П главы рассматриваются технологические процессы, обеспечивающие предварительную обработку серебра: тыжьын пщэкьын - очищение серебра от примесей, гъэтк1ун - плавка, фытэв - ковка.

Особый интерес представляет адыгейский способ очищения серебра от металлических примесей - шдзжьын: в расплавленную серебряную массу добавлялся свинец, равный по весу' одной трети обрабатываемого серебра. Свинец плавился, выгорал, собираясь пенообразной каемкой по краям расплавленного серебра, и "уводил" с собой примеси, Очищенное высокопробное серебро собиралось в центре кипящей серебряно-свинцовой, массы и затвердевало. Но завершении процесса очищения зольный очажок с окалиной выгоревшего свинца и при-меовй разбивался, оставался слиток однородного чистого серебра.

По ахалцихскому методу, в серебро, подлежащее очищению, к концу продолжительной плавки добавлялся свинец, а затем раскаленную маосу серебра ей свинцом быстро обливали холодной водой, чтобы "испаривииеся частицы свинца не присоединились и серебру"-1'. Различался,а вид получавшегося слитка: у адыгейского мастера -

X Соселвд Л.К. К изучонию златокузночества в Мэсхетя // Материалы к этнографическому изучению Месхот-Джавахатя (на груз.яз.), > Тбилиси,. 1972. - С.Ю9.

оплошной матового цвета, у ахалдихского - пористый, ноздреватый зплав.

Уг/.опие адыгских мастеров гыводить чистое, высокопробное зерэбтю из лвбого состава обеспечивало полученпо висококачестввн-юго сплава чэрпи; создавало благоприятные условия для сканно-£илгсгранной работы и басг.м; способствовало получении шгсококачз-;твенного припоя; позволяло использование естсствонных достсипств, ¡крытых в самой природе металла, при изготовлении целого ряда тралений (женских перстней, цепочек, витых браслетов); экономя-га серебро при изготовлении изделий на подкрое.

Термин ппзяьын на имеет лексического эквивалента в сравнива-мых языках - грузинском п кубачинском35. Тот факт5 что данное :лово, но зафиксированное адыгской лексикографией, гсгречается I контексте этнографии древнейших элементов материальной и духов-юй культуры адыгов - в севообороте и и культэ огця - является ¡бсспорнкм свидетельством древности самого технологического процесса.

Установлено, что вся лексика,- связанная о инструментарием : технологией предварительной обработки серебра, - исконно адыг-ная, за исключением двух - онджэкъ з яадлнл (яьалнп дублирует сконно адыгский гъэчьалъ),' которые являются йноязычпыни не толь-о в иберийско-кавказских языках, но и а целом ряде других язы-ов. Так, слово къалнп [^а!эр] встречается в адыгейском, гру-инском, кубачинском, арабском, русском, польском, чешском, туре-ком, киргизском, бурятском, уйгурском. На основа лингвистических зысканий, проведенных нами, возникла возможность предположить, го данное слово греческого происхождения:' новогреческое КсгАойТП фюрма, колодка восходит н древнегреческому декгхЛои - дерово, древесина, а %о\)£, ХоВ'о^

Имеется в виду кубачинс.. 4 диалзкт даргинского языка.

ступня, стопа, > га.'Отправной точкой для подобных изысканий посл-зило предкс;гокениа НЛубинашвили о греческом происхождении

Ы в грузинском1. Потому, вероятна, и русское "калыпь. волыбь" - не и:«онно славянское, как предполагали В.И.Даль и вслед за Б.А.Рыбаков, а общеславянское заимствование, и || .1>1 в грузинском - не арабизм, как считают авторы "Толкового словаря грузинского языка".

Тратья "Художественные приемы и техника изготовления

Изделий из серебра" посвящена описанию и сопоставительному изучению приемов художественной обработки серебра: золочения -дышъэпс егъэшъон', чернения - саут хэлъхьвн, штамповки - хэутын, литья - гъэчъыя, волочения серебряной канители - тыжыгаыр ищын. Рассматриваются также номенклатура и техника изготовления изделий рз серебра/

В первом раздела данной главы на основе полевого материала делается предположение о сочетании в адыгейском златокузнечестве на рубежа XIX и XX веков института ученичества с наследственностью мастерства.

• Исследуется становление и семантическое развитие терминов златокуэнечных специальностей в адыгейском и кабардинском языках в сравнении с - ах лексическими эквивалентами в грузинском и куба-чинскоы. Автором выявлена аналогичность словообразовательных моделей в адыгских и грузинском языках и схожесть семантического развития: и в общеадагскоы, и в древнегрузинском златокузнечестве мастера различались по металлу, по обработке которого они специализировались. В результате семантического развития один из терминов в каждом из языков, выходит из употребления, а второй в современных языках становится обобщающим термином для обеих спвциаль-

I ЧубинЕшюили И. Грузинский словарь с русским переводом. - Тбилиси, 1961. - С.Ш.

юстеЙ: в адыгейском - tezartAS.á (букв, серебро + делающий), г кабардинском - с/э5,а2' (букв, золото + кующий), в оовремен-юм грузинском -okromcedeli ', (букв, золото + кующий)! в дре-шегрузинском - дифференцированно - золотарь°кгощс.есЫ! ,| (букв, юлото + кующий), серебреник - ircírjc.ас.Iims^romdiídyKD. рвребро ■ долающий, работающий) и ire(v-)c:c\imcec!eU (букв. Ьеребро • куищий).

В отношении названий златокузночных специальностей кубачинс-!ий язык стоит особняком: в нем дифференцированы мастера по мгашу, при этом используется заимствованное слово' usta 'мастер" + название металла.

В первом разделе'описывается один из древнейших способов )бработки серебра - художественное литье - гъгч'ыш. Адыгейские 1латокузнецы обращались д литью при изготовлении женских плгруд-шх застежек - тшшга чыТу и некоторых видов блях - 1уяэ р. г!ужс :оиу-национальном/ поясному набору,

При рассмотрении техники литья устанавливается, что литей-1ая форт адыгейского златокузнеца идентична грузинской я, кубанской. Своеобразие адыгейского способа литья в том, что формо-ючное тесто изготавливалось из тертого обожженного кирпича и зо-ш, замешивалось на воде;-модели отливаемых деталей-в'сажизались i уже утрамбованное тесто; формовочное тесто сушилось у очага. 1сиользование кирпичного порошка в качестве формовочного материла, кажущееся не совсем ординарным, находит некоторую айалогив i кубачинском литейном деле: здесь, наряду с речным песком, це-юнтом,жженой тканью,использовалась обожженная раотолченная' глина.

В грузинском и кубачинском литейно-формовочном производстве ¡яжущим веществом служили нефть и'нефтепродукты.

Лингвисти.-ский анализ термина-адыг.-гъэчънн // кабард.' ■ъэжын свидетельствует о древности данной лексемы,а следователь-

по, п тохнологг узкого процесса, обозначаемого т. Доказательством являлся о.™., значность перевода в.адыгейских словарях гт^лли - отлило, наличие окаменелого показателя каузатива гъэ-, потерявшего сз: алтику побудительности и превратившегося в нейтральный словоос^азователышй аффикс, соответствие адыгейского гъ эчъш! а». кабардинского гъэеын по всем параметрам (лексическим, семантическим, словообразовательным, грамматическим) при семантическом несоответствии исходных - адыгейского чънн - застыть, затвердеть и кабардинского кын - трескаться, треснуть.

Предметом особого внимания и подробного изучения в данной главе являются излюбленные адыгейскими златокузяецамл приемы колористического рэшеиия орнаментальных композиций; золочение -дышъэпс вгъБшъон (букв, золотой водой поить) и чернение - саут хэльхьэн (букв, чернь влокить).

Золоченые серебряные и бронзовые изделия встречаются в археологических памятниках Адыгеи (Колосовский могильник - 1Х-Х вв. н.э., Белореченские курганы - Х1У-ХУ вв.).

' Адыгейскими мастерами использовалась сплошная и фрагментарная позолота. Иногда золоченые и черненые композиционные элементы чередовались на серебристом фоне,

функциональной особенностью золоченых серебряных изделий является применение интенсивной позолоты в украшениях к женскому национальному костюму. Серебряные компоненты адыгейского мужского кооткма золотились умереннее и фрагментарно.

Наряду с общими чертами процесса приготовления золотой амальгамы - дашъэр гъэл1вн (букв, золото умертвить), оригинальными в адыгейском способе золочения представляются: пропорции золота и ртути (3:1); откатие ртути; использование молочной сыворотки, чеонока и Соли в качестве фиксатора и усилителя позолоты на серебре - явление, не имеющее аналогий в литературе кавказ-

¡кого златокузночества. В этой связи интересно одно упоминание ¡6 .использовании молока в грузинском серэбряпсгл деле, приводило о '.Аялрг.силзилп из кнпгл царя Вахтпнга У1, по рецепту которого в ¡остап чзряп входит вэщсстзо - 2 Апдаг|* _ своеобразная окпсь, юлухаигаясл в результате ""взакг.'зд^йсткк кеда, селитры, ь-глока ; купороса''^.

Золочение кглеет гшроко разрабохавпуо зс-онно адыгскуц ;зл;ро-:оксику. Сою понятие "покрыть позолотой" обозначается пятью гла-'0ла\и в сочетания со словом золото "дшь", употребление каждого .з них строго регламентировано стилистическим кснтапсю?!: дваъо »фэн - золотом помазать, дильэпсл1з лея - золотой водой пэара-ить, дцтзео 2ЭГ5Э0И - в оояоту» воду окунугь, депгаспс опзгъоп -ологой юдсЛ вапоэть, дксъзпсир лся1утн - золохая ро.гд льотся с изделия серебряного).

Термин, которгл пользовались адыгойскяс кастора дав: обогнавши процесса получения золото" едолшеяв, более лея ортгппг.лзн: ккъэр гьзлГэч - золото умертвить. Глаголы л1гп - умерз?ь,гьлл1ся умертвить в словарях адыгских языков толкуются зяо пелпого ст-осэшш к златскузнэчоству.. В терминологии-кавказского златокуз-зчества начн на обнаружено но только лексяко-сомаптячезкого зпвп-злента адыгейскому дкшьэр гъолГзп, но я специального термина для Зсзлаченпл этого процесса.

Детально разработанная мякролексика золочения, вютчащзя з збя только исконно адыгские слова, - одно из свидетельств о сво-збразии, давности я высоком уровне развития техники золочения в дагейском златпкузпечество.

Типология образования ппреде.тательных композитов, обозначаю-IX золотую смальгаму, в адыгейском,' грузинском и кубачинском

Андриаивили И. Технология чернения Ц Мецпиереба да техника.

12, - 1971. - С .32-3' (7.а груз .яз.).

идэ?:>нчна - Еолото + вода: адаг. с)»вД золото + рзСа). г в°да; гру<>. окиоб - золото + - вода; вубач.ти^Шй- зо-

лото + 6,1 п - вода.

Применительно, что слово днжьыныгъо - серебро, покрытое позолотой (букв, серебро желтое), зафиксировано только в кабардинском языке, в котором оно, получив семантическое смещение, приобрело социальный смысл. В кабардинской сословной иерархии дыжьыныгъо - уораи (дворяне), занимавшие, по знатности третье место после пкы - князей и л1экъол1эш - первостепенных уорков. Б общественном быту адыгов атрибутами сословной принадлежности личности могли случить цвету7покрой, материал того или иного компонента одек-ды. В случае с дыжьыныгъо, видимо, имеет место то явление, когда ношение серебряных украшений с позолотой считалось привилегией определенной прослойки дворянского сословия, для которой данное слово со временем становится социальной номинантой.

В этом жа разделе Ш главы рассматривается технология чернения. Нет народа, который занимался бы художественной обработкой серебра и не был бы 'знаком с техникой черненця, не имел бн своего рецепта черни. Нами зафиксировано два способа приготовления черни, для чего адыгейские мастера пользовались серебром-выжигой - тыжьын шцэжьыгъ.

Первый рецепт: 2 части серебра; I часть бронзы; одна вторая бронзы или одна четвертая серебра - свинец; одна вторая свинца или одна'восьмая серебра - медь; серы столько, сколько по емкости занимает расплавленная масса всех остальных компонентов.

Второй рецепт: 2 части серебра и I часть красной меди плавились вместе, добавлялся чистый свинец (пропорция не определяется) я кипязщй сплав моталлов выливался в тигель с тем же количеством серы.

Далео описывается техника нанесения' гравированных узоров под чернь, техника чернения л лоследувшэй обработки. Сравниваются рецепты черни других народов, выявляются общие компоненты ее п своеобразие каждого рецепта.

Адыгская чернь отличается от общвкавказсдой пропорциями компонентов; вводом в оо состав бронзы, что увеличивает количество меди в сплаве п предполагает наличие олова, способствующего легкоплавкости; последовательностью технологических операций - адыгейские мастера но серу добавляли в расплавленную массу металлических компонентов, а в серу выливали сплаз, после чего еще продолжался процесс плавки.

Общим арабским заимствованием адыгейского, грузинского языков являются адаг. 5аи.1 груз.5ей-а.сГ| . Исконно картвельский термин ^^е^е сохранился в сванском языке, и это, видимо, не случайно. В сванской этнографической действительности зафиксировано наибольшее число вариантов рецептов по изготовлению черни (6 рецептов), отличающихся своеобразием*.

В разговорной речи грузинских мастеров, по свидетельству И.Андриаишшш, бытовало 5аАо - черный, равнозначное заимствованному Я'зи'д.с^ , В словаре Леития Лшье чернений перевод р

дится "ушусеге , что происходит от иГуц1э - черный. Эти лингвистические свидетельства позволяют предположить, что в адыгейском,как и в грузинском, наряду с заимствованным sa.it 1 // Зеи"а.с11 пользовались исконными словами, соответственно //Б8аО

которые могут быть восприняты как собственные самобытные термины.

Далее в главе вместо с процессом гравировки рассматриваются различные тиш узоров, терминология, связанная с ними. Наряду с исконно адыгскими тхыпхъ, бзыпхь, в лексике златсжузнечества ады-

1 Андриапвпла И. Технология чернения. - С.32.

2 Люльо Л. Словарь русско-черкасский или адыгейский.- - С.535

гейцев зафиксированы и заимствованные слова нагъыш (в груз, -пас^ пд^!^ ; в кубач. пас^^), сурэт (груз.бИгДо, гухьарэ.тамнгьэ. Интересно, что кубачинские мастера выработали особый тип орнаментики ¿агдаБ пасу!^ в отличив от собственно кубачинских тута и мархарай*.

Первый раздел третьей главы завершается описанием техники волочения серебряной канители - тыхьыныр ищын и адыгейского способа,изготовления ложной зерни - чнйэгу хэутын.'

Второй раздел третьей главы посвящен номенклатуре, технике изготовления, структуре украшений из серебра.

Все вышеописанное - инструментарий, технология предварительной обработки, Художественные приемы - призвано было служить своеобразной подготовительной работой для основного, кульминационного процесса7- изготовления изделий из серебра. ■

В разделе сначала рассматривается номенклатура и техника изготовления серебряных компонентов экипировки адыгского наездника. Подробно описаны способы изготовления наиболее разнообразных по форме, величине и по назначению украшений 1унэ - блях. Одновременно ошсмваегся и те виды работы, которые были связаны с монтировкой мужского поясного набора и конской сбруи.

Штамповка газырных колпачков - хьазыр1уп, особенности монтировки, орнаментации и декорировки, эволюция их функций исследуются с особой тщательностью.

Изготовление блэрыпо - цепочек рассматривается в двух плоскостях: как элементов, сопутствующих монтировке и декорировке газырных колпачков, и как самостоятельных компонентов женских и мужских украшений: это - цепочки о кулонами - капторгами -тнхьыл тгильилъ; серебряные тончайшие цепочки к женскому поясу

I !Ьгомотои А.А. То1».ишология кубачинских златокузноцов. - С.234.

и девичьим перстням и др.

В работе описывается и технология изготовления всех деталей ножен - деревянного остова, сафьянового покрытия и серебряных накладок .

Различались три типа къэглаЛэ - ножен кинжалов :нъэмэ къуапц1 - букв, кинжал смуглый, къэмэ къолэн - кинжал пестрый, къбмэ зэрызак1 - кинжал сплошной.

Третья глава заканчивается описанием номенклатуры и техники изготовления серебряных украшений к женской национальной одежде.

Выявлены и описаны три типа женских серебряных поясов: бгы-рыпх бгъундх - букв, пояс кособокий, бгнрыпх ек1ок1 - букв, пояс обходящий, бгырыпхышъхь - пряжка-пояс; шесть типов перстней -1алъын хъурай - плоское круглое кольцо наподобие обручального без орнаментации, 1алгыншъхьатес - перстень-печатка, мыхъур 1ал1>нн -перстень-печатка с рельефным или гравированным изображение^ фамильной тамги, хьадаэ 1алъын - спиралевидный в 2-3 витка перстень для соверпшвшх хада в Мекку, пшъэпгьэ 1алъын - девичий перстень, застегивавшийся на двух шариках, мышк1у 1алъын - перстень с нагл-нем. •

р здгдочанип суммируются основные итоги исследования.

В результате комплексного изучения полевого этнографического и лингвистического материала восстановлены узловые технологические процессы, инструментарий, приемы художественной обработки серебра, номенклатура и техника изготовления почти всех серебряных компонентов национальной одежды и конского убора адыгов.

Сравнительно-сопоставительный метод изучения как этнографии, так и лексики адыгейского, грузинского и кубачинского златокузне-чества, па наш взгляд, оказался более чем плодотворным: установлены обиио черты как в технологии златокузнечества, так и в тер-мшитпорчество, выявлены самобытные, присущие только одному'из

этносов особенности.

Лингвистические изыскания, преследовавшие цель установления исконности, древности того или иного термина, общности словообразовательных моделей и лексического материала в .сравниваемых языках, позволили заключить, что адыгейское злагокузнечество обслуживалось мдкролексикой, в основе которой леиал исконно адыгский древнейший лексический пласт. Как то: cías, Дахэпэ,

yltka»n, das.ár .¡¡•á\'áLnj exajag", sag; 'áda, uatá.

pakeápca, psázan, u"an, fatan, taEanas.á^ssá^csbá^'e и другие. Этимологический анализ показывает, что большинство из этих слов восходит, к общекавказским морфемам, имеющим общую семантику .

Иноязычная лексика адыгейского златокузнечества представляет собой терминологический корпус, дублирующий исконно адыгские слова с той -se семантикой:рс^аf-'^еДэ^, t^pce-napé4, járz-dornteTa'^., ^^laí Это явление характерно и

для грузинской и кубачинской отраслевой лексики, где большинство иноязычных докоем является общекавказскш заимствованием и имеет искоипиа локсячеагсие эквиваленты.

Взаимные заимствования, как правило, редки: в кубачинском -

-л . f

. адыгский узор - сйгср& nafj,iSe , из адыгских языков в ингушском . дошув "золото", в чеченском деши "золото", в осетинском дзееxj32 "олово", в абазинском дзши1уц1а "свинец" и др.

»

В итоге можно заключить, что адыгейское златокузнечество разышсшось самостоятельным, самобытным нутом, но но изолированно, а как часть общокпвказскоЦ культуры.

Осиоыша полижония диссортшиш излохопц в онубликонашшх работах antoja;

1. Очищопно .cojwója н шшгоИском ялитокуэночостио // Сообщения ají iter. - в. loo. - а - 1шо. - с.пь-т.

2. Технология золочения и чернения вадыгейоком златокузне-естве // Сообщения АН ГССР. В.101. - Л I, 1981. - С.209|-213.

3. Технология .литья в адыгейском златокузнечеотве Ц Сообще-ия АН ГССР. - В.101, - Л 3, - 1981. - С.745-748V

4. Инструментарий и некоторые технологические процессы ада-вйокого златокуэнечества /) Культура и быт адыгов. - В.1У. -айкоп, 1981. - С.97-127.

Б. Лексика адыгейского влатокуэнечества // Культура и бэт дагов. - В.УЛ. - Майкоп, 1989. - С.54-85.

6. Историко-археологическив предпосылки этнографического (учения адыгейского златокузнвчества // Культура и быт адыгов. В.УШ. - Майкоп '(в производстве). I п.л.