автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
"Александрийский квартет" Лоренса Даррелла и проблема романтизма

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Михайлин, Вадим Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему '"Александрийский квартет" Лоренса Даррелла и проблема романтизма'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Александрийский квартет" Лоренса Даррелла и проблема романтизма"

мсскоясетЯ ордена ордена сктябрккой шишки

и 0где11а труд ого го красною знлмзги государственной , . гНИВЕКЯПЕТ 'аиоаи М.ВЛОШОСбВА - ' • .

Фялологотесгя:9 фчкультзт

•" ■ ' '. ' . - На правах рркопгсп

ШАШШ Бадиа Юрьэвич : "АЛЕКСШИФККЙ квартет' ¿ОРЖА дошла И проблема

■романтизма ■ .

Спапнзльйость 10."01.^5 - Дтгагратура стран Западно» •• йсропн, 'Аяерят а Авегралгк»

А в г о р э Ф в р а * диосортагши па соескш'ио ученой стопенл гопдкдата ' ■ • . <Тигологичосют наук

Мосгза - 1991

Дислокация вдаолчвяа на кафира история заруЗеюдас яит<зрз-тур, ^плолотачесчого (Факультет* Московского ордена Лвшша, ордена Октяйрьсяо$ Революции к ордена Трудового Красного Знамонз гэсу^вротвоЕпота уишврслтета

Неучннй руководитель; доктор Филологических яауз» профессор 3. А. Соловьева Д

Офилиальнне олпоаеатн: '

доктор Ъталллогячэсклх паук А. М. Зввраг, каддвдат ФЕЛолсгетвскгос наук Е. Ю, Тепиош

Ведущее учреждений: '

Московский государственный подагоютескпй ушпюреитог швяа Б. К. Ленина

Защита состоится л_"_|___з 76 час., ка заседании

Спэплализпрозанзого Совага Д-053.05.13 в Московской ордена , Лег.гша, ордена Октябргсхой Револпцпи и ордена Трудоюго Красного Зпалени государственном университете /П7234, Москва, Лея. тот/. С диссертацией можно озтакомитызя в научной библиотеке пмопе АЛ'. Горького Московского государственного университета

Автореферат разослан „." _____ Т99Т года

Учер.нХ секротарь , • С7педЛталпзированного Совета каздддат ^лолэгечзскпх наук, допоит

А.В.Сергэез

. Творчество JIopoi:ca Даррелда /Р.ТЭТ2/ - одпэ пз заметнейших явлений в »пропеЯско!» литоратурс второй еоловюш 20 зека. Пройдя в молодости школу "ректщгонеров" ГО-30-х годов /Элиог, . Лоренс, Г. Миллер/, Дарреля «ел видяейшим ро-Ърлатором англоязычной словесности своего поколеная-. Его неоончпая для пешего времени гроза, прямо восходящая к барочной и романти^ескоЗ традиции, объединила дзухвековне искания новой европейской мысли о достотенпши 20 века в области литературной йормы.

Объектом исследования б настоящоЯ диссертации являются п основной четыре романа писатояя, соо.такгяощяэ "Александрийски? квартет": "Жйстик"/1957/, "Бальтазар"/1958/, иШунто.пнг;"/1558/. и "Клеа"/Т900/. Названная тётрелогия является на паа взгляд цбнтралькнм произведением так в составе "болькоЯ книги" Дар-ролла, вклйчаидей в сейя десять ромаяоз, напксашшт с 7938 по 19Г5 год, та., и в пределах всего его творческого пути. В "Квар-veT6" окончательно о*юрмклся круг идей, определила? направление творческого ттоиска'плсателя, слэж/лась неповторимая ддр-реялоЕслая капера писька.

А-кттельпость исслепзвания. Творчество Дарролла уже на одпо десятилетие продолжает инторесовать зарубежных исследователей, В посвященных ему монографиях и отдельных статьях собран богатый Фактический материал, содержится немало ценных наОлще- ■' ний. Наиболее интересными зредетавлялтея нам монографии А. Фридмана /I/, Дж.О.фразера /2/, Дж.Антврэкера /'3/. В пере?™-ленных трудах предпринят достаточно глубокий аналчэ идейного

1. Friedman A. W. bewreaoe Durrell tnd the Alexandrin Quartet. Ноиаел (Ofcla), 1970.

2. Fraser J, 5. Lawrîiice rturrell. L.» 1573«

3. Untereoker J. bowrenoe Durrell. ff. T. - L.t 1969«

.^ллсглчйсцогй овоеоЛразхЯ дарралловской прозы, рассмотри-пп осоЛ^пноста как отдельчнх романов "Квартета", так и всей Немалый интерес представляют и некоторое отдель-агз статьи, в частности'помещенная в антология "Мир Лоренса Дарреллат' статья К.Ьоуда, впервые привлекшая ьчшание кссяа- ■ дователей к таротноЗ слмволпсе в "Квартете"/!/.

bt.-.scre с тем следует заметил., что консгруктивпые оосхЗзн-пости "Квартета" до си^ лор лис1о сбходякись стороной, лч<5о анализировались на достаточно поверхностном уровне, заолояэнЕне густой красочностью языка п мнимо? шзаичностыэ о^ычинх орга-низукцях начат текста - действия, п'арсояатл к пространства, хотя на каш взгляд именно структурность и является одпем из определстдих качеств грози ДарродлЕ. Параллели о романтизмом ? оа}юкко возникали преимущественно га уровне стеля, либо касались ^кционировария отдельны! тем, идей и образов.

В советском литературоведении нет специальных исследований творчества Даррелла. Оно представлено в самом общем обзорном плане в единственной ойщей работе, посвященной английской литературе /2/, 7. еще в одной, переводной /3/ - если не считать кесн.олыапс раэрознеишх рецензий. .

'■Таучная: новизна исзлеяовавия. Впервые предметом специальна-^ го исследования стала конструктивная основа одного из наиболее значительных произведений Даррелла, вписанная нами в контэис? прчдлогсекноР гипотезы типологической картины романа 20 века, В

1 . Bede С. Л Guide to Älexandria. // The World of Lawrence Durrtll. Ed. Ъу H. I. Moore. Carbondale, 1962.

2. Акикяя 1'. „Ч. Л ороч с Дарредл. // Англ^ская литература Т245-

. трго. v., jsa?. ' ' • '

3. Бапчура Z. Двсддатъ лег- английского романа. Н., 1968,

тассертатют лредпряпя^а попитая эгродо^ть кэсто творчссгьа Дарргшм в тетзрли литогатурц ГС гехш, всслряглт^Я г-том лис-, лэ IT через пр::зму паслсдяя рочачттама, и и ссНстеэино "псстро-какти^еокой" тргдтосга.

МетодрлоггческоЗ асповоЯ диссертации являдтся рабств теоретиков гультурн, егязантсе прегде всего с эволтияеЕ 1 прм человеческого сознания, т теоретиков лнтаратурн, позглчешш1;. л сс-човяом проблемам лнтзратурн' 20 века.

Нггтко-птакуитескаяг ценност* кастоякеД ра<1этн состой з том, что «атергали и рззульгдтн исследования rjoiyv Ость пгшолкюлз-ни г:рл дальнвСпвм изучения творчества Даррзлла, при чтении !гурсоя по история еовреиепзнг зарубает!а дзтератур, для ттро-ботгш ттчпшс nocoöjr? по глгдаЯсг.оЯ ЛЕтерот/вд.

Структура птесортядптт. Дтссортагпт оостолт из гтеделия, ДБуг глав, зг-ялЕчештя я списка йсяздьзоваипой лиунритури.

ОСНОЬПЭг СОДЕГОЖЗ РАГОТЫ

So Ш-ЕПЯЗЗ обосновала актуальность избранной теш, ее научная новизна, даэтся ойзор зарубежной к оозетскоЗ крптпчвега? литературы, поавяшвяпоВ творчеству Даррелта.

В первой глазе. носящей общетеоретическая характер, предпринята попытка наметить основе титюлпгзчгстой картипы роняна "О века /глава носит название "Типология "Александрийского квартега" в контексте зврояеРсяого родагсз 20 века"/.

Советской литературоведение традиционно рассматривает мировой литературная процесс 20 века как арену борьбы двух методов - реалистического л модернистского. По мера освоения художественного опкта нашего столетия категоричность сценок, лл'есея-

по г1 tut 1 дкуг.: параметрам, снижается, но прл этом все более г'вньчл становится я то, что сами критерии реализт я 'лоцорнкзма

о

.. iivuV; K-rjef'vrVi!^ 0~> ь'.та но п слу—írt üü-

•.ni-оГ rooMDsi» Солоо ii&vo? i: сйьокивчсй oo оцэпка.

" >-::: pi: er, ¡:cj¿c.rt:i: терк-па. 1.ч>дзр;;гп;.'г - »tcroiuioa - ,:-¡i;'ci;>'j слот,о: í./.n.uiri-ra н-^окоз пч суть -:иск;'я m ocio- :год-r/^r-, ú/ i, перлсд i-oanr.K'ior.a;!^« твг^икп „о-;.- ïo;;i:/ уыь'вг'з.'.'у.дэсъ ksrash.'tejoza ота.:':;:».. :n o^opäklit: а'-лмаг'-с^уг: -'логескосяь, or

' Ро.г:суорон, сч-пчсгта n Уадксз, т.и. :г.гло чаог--

: ■ ■ v.i u'LKGo 2'.i¿."¿:v.:q , v! оогпадн-'Т с цчзео?.тс-;'. ст:.ля , г аооколлсу rjiOTUDcnocTa'üom« по.лерлпзг- гос.л-»'-;

..t rn: дзгеглтугт tiiuro поречзоено б <k;J3ctí пргстрчисг&зи-'Vi »¡ок/гзл:, чоргняимайтееим iio\ôr..:"".iïb ÏK бол?? пе-

rrc;;..^T...,, p.-.-j.pj.j, r YOn J, цсторол or. оу^огтсозал ь TS

í so -со, - госгэякти: о'ллснить ьортчлих npo::3D¿.r;e¡"¡!': 20 гекс,

>ro,:f. сч iwacr роазчс1?чсс1«5П /Т.Mann, '¡oïK.4?p, Рретг/, .•::. "е уйссхгл'ртсать "oíí:ior.';or.unñ" варкаят реализма, "па-МЕКлу i :} Д.-ЛПТЛ-- po.VbUocTi сО ь*ка", то истоки -отрго

'..Tiou'Mii.-ir гпслне wb»rep¡a!CTc:s'ai;t* - гЬ-эк^енгло-

i'.rs:.;J стго*лзтги 't -V ?\>лагичро::оЙ перзсргакчзацан структур;; n;-o;i3eíцо'ы^, Роргсон, 'РрэГ:д, Няцгао я т, д.. Крсмз того, я со-r-cror<of' л::то\т.турог.едческой трэлодсв fi &Ti2.a¡ терьпшамгт ne столько прочно сгязагш вполне корлсрстнкс оц<зночг»;е категорий, что оййектквпал оценка .тойот« ллтерэ'гурчого тсленгл, беруя.ът ste яогштея за основу, ьагруднена. •

Рэ-вгорнх, ярзиваег-cof.taeiine сало суц&етр.ованио шттч, обозначаемого понятием ''■гадоргмзм". Обнчно вцрел^егмо признак модетгигога - дегуулччадггля :'.ску<\ства, анттас.торизм, суй-ьокти-втзм, iTopb"äjd;2w и пестазм: а/ тоще;щчозно c-Njpwjûiposanii и, öy.'ij^iir проггтеезнн кет: до.л.-дз, отрагхтот просто г.31.:ене:ие снс-гтан мшиккля 20 вока г;о ср. с веком 19. Представав "цех-тот,-

?

"t'r.trf 4.V! г^г^сг.г.У!) г.'тыопои'ул ^с^хэтти:

Cra»?, "cyo;.'.'!:v:T.:::ü." г.л" ca!d.r<':ce'.®iiíi-3 о гощ-оу ул".у: .vitjJM-Я7.л кснпоГ'ПЧ'. , 0"1ъй1:тлт;!Ю?, гиолггю;0'.?' ст гс." тто,,

msvo гстпчя, "тт:г.!сторгз:т" xsx стро:'_.ег:;!.1 ccrp->:.'V.«c? vvc:. :- игл~-rsn:?-3 crop?э стрглутн г жзедагптпой irrr-icv-r .чл?"-'. эхо .:r>>'c\v.;r.oe_-v., "'оргл^пг-г' JIT.V,.

:: ■•?. г.- - .w:, .

] в Г: Э, "Л"'.............кгг-:ег г;

••• • •• л: 2 :'тг\? Л'?;. nri'-.n:;;:-'^ т..':; ¿••-•г:.--т..-

т.:'о " vzv"z~r s " úcsiT'nv-'*'"•"•' 'J "

Г< v.'/исч.нат ci'ocrí neon;/-:?.'.-.! -л"

л jt.'Í: r. TO1 ;.-.-••:*•

,r:r л "f.:"3? ~ p-.v :.•->, coc:-'' >

„..•••. r - -.. r ""-"г."' ::. v- : s : ; '

'.:r. r- : * : : • ~ н^""-"*3 " со?э&г^*> т,:?бр~.?7ТО-' " : -

•rp^y.zzz- ■:•:-<•- ..a рт'-Г-то 19> ~ Tj zi::-", :-

r-.1 •: • : v ; ^.V:. :::v : : • ......¡ • •

т..? • •;• • .г:'.тг.'гк --'".•.! • ', * " ^Cj,

со-*:»." "тгегь. e '

тглэгп. ^тт: ri;:: стгстл.'гг-T're а:;;лгзv с^ге.л';, • : ^ -——г ^-г ?" ~ . г/'с:г

"Т""7 ~П ГТ.тга"1£:7'.'.'Т Т'Л-С iГ''".":5Г Г.'.".>

• • ■ -" . ' • - rcrrj'.mzvi Г'тогз тгр-:от

п.е?стБ2тел1аостч ксхда гас природы субъекта,' из структу-, ри сознания /на любом уровче/ тли из законов тзкста - как начало. ¿трическоо. Движение лирика в романе от субъекта к объекту и драмы в романс от и&ектз * объекту существуют в единстве, патеко дг-полютт друг друге, и в чистом ввде едЕа ли встречаот-. сч. Однако подобный подход мотет оказаться, полезным как при рассмотрении общих закономерностей ^(азгатуя романа 20 века, : * \'вк и грп анализе индивидуального художественного шра, "букета4 каждого отдельного произведения. -

Еще сдча' посклка об.цато характера. Опическое, повосгазЕа-юльноо начало в литературе индивидуалистического общества, по-стулпруищего самостоятельность и маглимально возмогшую для данннх исторических условий свободу каэдо? личности, неизбеж- . но утрачивает неразрывное единство езтора и воспринимающего, коренящееся в безличности того и другого и осуществляющееся через также неЕчдиввдуадязпрованннй текст. Вплоть до конца 19 века единство гто в оольшеЯ или меньшей степени еще сохранялось за счет общности категурк^.ишлбЕкк г восприятия этих категорий кая фактов объективной'реальности. Тот Такт, что со второй половины простого века начался "процесс разрушения этого, холлоктивпстского в сьэеЕ основе способа сознания .и Еосиряятиз литературы, неоднократно отмечался многими запзднии исследователями. Это привело прежде -всего к краху традишоянчх движущих сил структуры повествования - характера /понимаемого как система социальных хара.ктэристик личности/ к, вместе с ним, трэдпгоонлого.пепхологттзиасюлета, во всех его разновкдкос-тгх, от авантюрного до психсшотческого, остававшегося социальным же з основа. РоМан постепенно утраивал присущую эпсоу задачу, а в,.гее.та с ней и возможность, опосредованно*^ постулирования общезлачикгх /соципльншУ истин. Длм преодоления про- .

пасти кьялу автором и читателем роман имел две гопг/э-т.чогтг. Либо максимальная объективизация, маскировка соботвопнЗ-ского начала в тексте, позволяющая дать читатели иллюзию самостоятельности и объективности оценки ^енокэна, т. о. драматизация; либо ;»е, напротив, намеренная условность, литературность, обпаглеипость призка, структуры,' демонстрация взаимозависимого треугольника автор-тепст-читатоль, дающая читателю понять, что ог) воспринимает и-ленло вторутэ действительность, че подчияопяуп законам действительности первой - то есть лирн-зацпя,

•Кстодя кз ыгиогзлот.енного, предпринята нощ.тха вютелить несколько оспов'шх типов романа /речь пикет образом но где? о создании яееткой классификации романа, что попросту псвозмпа-' ну, пмээтел в В'ду исключительно • типологические особенности отттичип !.г,'.ра, об!'р:е для различных худохествсшшс с.гстем. Рг>-

I

сак расскатрпзается с точкя зрзьия -зто гяосоодэгЕческоП 'Ъут-иии, представляотеРся основной. Тем более, что практически все наноолее сложные и интересные литературные явления с птп^ точки зрения находятся ла грани двух, а то и нескольких типов, что позволяет более полно охарактеризовать особенности произведения/. Кто, во-первых, два исходных, "чистех" типа - роман лирически? и объективистский, и, далее, связанные с лирическим романом роман-зссо, ро?,.ан-парат1раза и "структуралистский" роман и связанные с объективистским романом конструктивистский роман, роман-миф и роман-гротеск.

Лирический роман построен на демонстрируемом повествователе!/! субъективном восприятии действительности, па использовании действии, персонажа и пространства в качестве предлога для прямого выражения лирического отношен...( к миру /"^-Тюномен"/. ОФвирнеУшпЙ материал для исследования типологии собственно

лирического 'романа представляет романное творчество М. Пруста, Л, Сэлкпа, Л. Арагона, Г. Гессе, Т. Вул^а, Г. Миллера, Дя. Ке-руака, С. Ееллоу.

Объективистский роман^5ерет за основу открыто Феноменологическую когадепцип мира, уделяя при этом максимальное внимание внешней достоверности феномена, как единственно знакомой читателе и едукапеГ опорой для пояска скрытых сущностей, скрытого плана содержания. "Теория айсбзрга" у Хемингуэя, опора на зри, тельное и чувственное восприятие у Джойса и В. Вул$, мозаичная Феноменология "нового романа" имеют общие объективистские корни, хотя и -встроены в разные эстетические системы /"Мир-Леяо-мек"/.

Конструктивистский роман характеризуется введением сильного структурирующего /преимущественно рационального/ яачала при сохранении объективистской страсти к жизненной конкретике. Автор как 6и с^оит на грани мвзду первой и второй действительностью, пропуская во вторую действительность только очищенные от случайности, рационально псотигнутыо и приведенные к системе общие закономерности бытия, а затем наращивая па этот каркас плоть якобы хаотического потока действительности. Феномен изменяется б восприятии конструктивистов, теряя статус иероглифа всеобщей значимости, етаповится массовым, статистическим /ведь речь идет тленно о самых общих закономерностях/^ В различной степени конструктивизм 'характерен, к примеру, для творчества Дэблинь, Яос Пассоса, Воннегута, Вирджинии Вулф /в более мягком английском варианте/..

Томан-шгТ' сходен с конструктивистским романом в стремлении О

к структурировании "дикой"-Феноменологической действительности.. Но сслн конструктивизм обращается к постэпйческим индивидуальный рациональным структурам, то ромап-ми-З, как это следует из

. самого термина, борот за основу доэпччоскио миТчхяогические ' схемы. Б начато пека покоторгм исследователям казалось, что это - центральный путь двикения романа, да и вообще литература 20 века /олист/, и не смотря на то, что этот прогноз не оправдался, и мий используется романистами ч&-:це как эффектный повествовательный прием, а на в. качестве способа организации текста /как в нсевдомп*ологическом "Кентавре" Аццайка/, типология романа-мтгба монет бить изучена на весьма обширном материале - от Джойса и Фолкнера до Астуризса, Каркаса и Платонова.

Роман-гротеск построен на отрыве внешней видимой стороны феномена от его сущности с последующ! нарушением реально существующих кезду ними связей и относительно произвольным наполнением знаковой йормн чуздым ей содоргакиегл. Нити, связывающие первую и вторую действительность, рвутся и связкеаются заново - закономерности мира продолжают действовать, но сама действенность их уже абсурдна. IIa этом основана неоднократно • отмечавшаяся .-чуткая реальность явно условного ка первый взгляд мира КаФкг. Непрерывно ощущаемая достоверность происходящего мешает иногда- увидеть зобщем-то явную вещную природу персонажа у романистов вроде Ивлина Во, неоднократно обвинявшихся в цинизма ч 1изэнтропии. Иногда роман-гротеск явно облетается с. конструктивистским романом, реальные связи в подобных произведениях но рвутся, ао существенно смешены - таковы, к примеру, Г. Грасс и К. Воннегут. Другие же авторы, вроде Т. Пиячоиа, создают типологически более "чистые" романы.

Объект романа-эссе, как и объект лирического романа, тлеет к первой действительности лить косвенное отношение. Чо ее.тп» объект лирического романа растворен в субъекте, то для романа-эссе таковым является мир идей, ФилосоТюкая, эстетическая, социологическая и т. п. действительность. Действие, персонаж и

пространство используются в отом случае как предлог для изло--лядов автора на ту или иную проблему. Традиции Философской прозы 10 века, ин^рмативно-развлекательного романа Д. Берн, Кояан-Дойл/ плутонии бшш сначала развита Уйлдсом, остававшимся, однако, в рамках "дореволюционного" постулирования общззначголыг истин. 20 - 30-е годы дали иощчнй взлет рома-иа-эссе, от р^^ршроваьшего Уэллса Хаксли до явных рэволщио-неров Еида, Камю и Томаса Манна..

Роада!;-пара,т>раза основан на переосмыслении повествовательной структуры,'предположительно знакомой читателю и необходимо связанной в его сознании с определенйши.ггкслютельными схемами. Сравнительно с романом-эссе, интеллектуальная "начинка" здесь гораздо менее заметна при кахущеЯся меньшей условности повествования, Двигателем внутренней полемики является само противоречие ыетду соврёкс .ной системой мышления автора и читателя и •'архаичностью" текста, "Иосиф и его братья" Т^ '.'анна, "Г.енщи-на французского лейтенанта" ®аулза, романы Р. Ная и Карпентье-ра могут дать самый разнообразный материал для исследования Типологии рсмана-парабразы.

"Структуралистский" роман воспринимает прошьсдение прозде всего как самозначимый языковой Феномен, не нуддощиЯся во внешней мотивировке своего существования, развиьастдийся в себе самом и из себя самого, по свозил собственном законам. В этом случае действие, переояак и пространство становятся ■■Ьункциныи самого текста, предназначенными для возможно болео полного раскрытия законов его построения, его возможностей, для обеспечения его самодвижения. От Пруста и "^алшивоионет- . ' чиков" Тжз, от оюйсовнх'"Поминок по дшшегаяу" - к "цовог.ту" •• и "новом:/ новому" роману - таков путь его уволщии ./"Текст-феномен"/. о ' ■

Далее и nspnoít глава диссертации предложенная типологическая "сгстк/д координат" вписывается в общий эляотемологичос-кпй контекст. Особое внимарие уделено ромаптизму как внешнему выражению наиболее значительной ломка европейского сознания. Именно в эпоху романтизма в йвропе, наконец, открыто выходит на ецэну лирический способ сознания, составляя основную антитезу опитеско:/у, Предметом специального .яе-'урречия становится также нароадащийся драматический способ сознания, как "спровоцировавший" ротлачтическуто револшто, а тают взаимодействие гсшческого, лирического л драматического, понимаемых как эпчстематическле категории, в литературном процессе ТЭ и 20 веков. Типологические "центры притяжения", особо важные для полимания как места Даррелла в литературе нашего столетия,. так и собственно художественных особенностей "Александрийского квартета", рассматриваются более подробно - лирический роман /отдельный параграф посвящен. эволюции лирического в рот/ане/, ромап-эссз, .рокан-пара^раза, конструктивистский роман. Делается акцент на связи именно этих типологий с наследном романтизма. Главу завершает.гипотеза о типологической природе ":<вартета", пря»,га внтехаицая из приведенных выше теоретических посылок. Три романа тетралогии - ""'юстип", "Калмазар" и ' • "Члеа", взятие каждый в отдельности, являют собой более лли менее чистые образцы собственно лирического романа, хотя проявившаяся позге /дилогда "Восстал:" Афродиты", 1068, 1970/ ссло'шость Даррелла к роману-эссе сказывается в них "по парас-тaU'xeP". ТрогиР'рокая тетралогии, "Мауитолпа", подогнать под какую-то типологию более затруднительно, хотя у лае ямеятсл достаточно в°.с*.гиэ основания считать его тяготэкдам а парсун опзродь я ромэну-параТразо. Chantó "АлсясаццркЯсхаЯ юартет" в целом представляет собой явление ткнологичеекг болэе сл">я-

toe, кеяели его составляющие, которые, по мнения самого автора, в оптимальном варианте долглы были читаться параллельно, •Рад особенностей строго продуманной одичой внутренней конструкции "Квартета" позволяет говорить о существенном влиянии на его внутреннею Форму конструктивистской типологии. Впрочем, к типологические, в относящиеся к уникальной творческой манере саыого Даррелла особенности отдельных романов и всей гетрало-'' тин в целой более подробно освещены в еоответствуицях разделах второй, "практической" глазы работы.

Вторая глаг-д /"Александрийский квартет": "лирика" и структура/ открывается общими соображениями по поводу внутренней . формы "Квартета",' вписанной в логику построения "большой кни-ти" Даррелла. Некая изначальная заданность, структурность, каркас кш: оборотная сторона барочной и романтической свободы письма в высшей степени характерны для всех "серьезных" вещей Дарралла /"Черная книга", I93G, " Алекс а вд ри С с кий квартьт" а "Авяньонсгай квинтет", Т974 - 1935 - десять романов, представ-лящих на паи взгляд единое художественное целое/. >к-з з "Черной книга" эта тяга к структурности особого рода - к поиску »еявпой закономерности в хаосе, к опоре на всеобъешшзие с:лнс~ лсвыз цепочка, к использовании "готовой* системной символики /будь то средневековая мистическая традиция или строгая надра-циочальпая образная лотка старших арканов Таро/ сблишет автора скорэа по с Г, .киллером, как принято считать, но с ранним 'Г. С. Злкотом - вплоть до прямых цитат из "Бесплодной зегда:", . связанных тленно с оккультной символикой.

Если в "Черной книге" каркас только намечается, прячась за слизком явную хаотичность втого ромлна, то структурность "Кхартета" заявлена чуть ля но с с амого начала в достаточно претенциозном, с. потоку вкзвагде?! кассу •ирскэни? яредислоск.'?

. к роману "Глльтазпр", возводящем шгттроннта ^юрму тетралогия к эйнштейновой теория относительности. Ход, для Дарреяяа чрезвычайно характерный. Расценивать его как чистой воды издевательство гад читателей никак нзльзя, ибо u « сгчу деле чета-ре романа "Квартета" с готовностью встраиваютая в предложенную "естественнонаучную схему. Но доверять этой "бумажной конструкции", как сам автор окрестил еэ" однЗкйн, з.^лг^ з*>ря- -нов отказаться ото всяких .попвтоя приблизиться к понимании истинного смысла тетралогии, что а делают с успехом многие критики. В первой главе мн не случайно отвели столько места такс i! типологической общности кал конструктивизм. Иронической отношение к любо? рациональной схема, к любой изначально!1 за-дэпностп - вот что объединяет лучших романистов, близких ксп-структивизму, с Даррэдлом,- Структура, рациояальйкй каркас.в конструктивистском романа необходим, иначе до предела насыщенный энергией разнородный и разнокалиберный гаге риал просто рассыплется на самостоятельные внутри-себя-заверяопныэ отрыв-та. Более того, она постоянно демонстрируется, навязывается • читателя, но именно эту. структуру читатель и должен ломать, ибо она - лшь посылка для полешки, полем которой служит весь роман.

Структур, встраивающих персонажей я ситуация в рязличниэ

• смысловые системы, в тетралогии достаточно много. По только некоторые из них имеют прямое отношение к несудам конструкциям как отдельных романов, так и всего "Квартпта". В качается базисной структуры всей тетралогии использован так називз-змый Чврвознкэп оккультных наук, находящий отражение практически во всех рангах системах человеческого знания - от ивдукстскэ? коо-мсгонии до пифагорейской мистики чисел. Ха^дн^ га ро^чиов ".'{/эстета" соответствует ояяэЯ яа бут Умом Божьего /"йод-хе~

вау-хв"/, первые три кэ которых образуют всеобьемшоцяЯ античный и оккультный тернер. и единство пе с чнтвертым членом тст-рагр&гматона они являют codo!; кваторнер, символ единства мира и Бош, проницаемости мира для Закона Божьего, который есть Бог зтого мира, т. е. отрззипие того неявного поряди в видиком хаосе,.поиск котоуюго велся Дарреллом еще в "Черной книге" /"большая книга также построена по закону тернера/. В саком тексте конструкция из четырех романов прямо сьчзнвается с ютчевюл словом "дябовь". Четы1© букЕЫ тетрагрсшатона, отраженные в четных буквах английскою слова "любовь", становятся текоР "Квартета" и одновременно даэг кляч к ДЕйленко ого внутренних смыслов, -внвине отраженному в революции /в исходном смысле слова/, а затем к оволицм персонажей.

Помимо структуры, восходящей к гетрагрпжатсну и насвдзй достаточно внеанлГ' характер "естественнонаучной" схаа, к в>;утре;:нему глркасу тетралогии имеют отношение к несколько белее частных конструкций, связанных в основном с конкретными poua«fS!Jb'. Для "Еюстин" эте "гностический" скелет, оьаравдиГ.ся на структуру гностического Mi.;,a о падении души, о Софии. Для "Емьтазара" - "оккультний" скелет, и^енций под собой структуру Книги Tapo. В "МкунюлЕве" использована структура традиционного реалистическою романа воспитания, но, будучи встроенных! в общую систему "Квартета", он. приобретает выра^нные черты рокана-пара'лрази. "Хлеа" знаменуем собоК разрушение структурности, опираясь па даррелловскуи концепцию "геральдической* »оаденпой*, преодолегапцук по мысли автора ограниченность прочих предложенных способов внденья и объединяющую различные образные системы, При avou гностическая, таротнап к "геральди-xi^c t^Jí*' образность присутствует ео всех без исклаченкя романах тетралогии, сгуфясь для образования носуле!» ко:1стпукц?н в од-

1Г/

них п присутствуя и качество -}она в друглс. Основная функция этих кочспукций - удергивать в состава общего целого самый разнородный материал - воспоминания протагониста, рассказы к цитаты из писем, дневников, записей и художественных произведений болшого чпзла действующих лиц. Несколько иначе дело обстоит с самими персонажами и ситуациями. Каяднй из."скелзтов", давая свои трактовку гбразов и происходящих событий, не объясняет зх до конца, высвечивая лпяь те (Такты, которые "удобны" для данного варианта лрочтзггая., Обрагы существуют в "Квартете" самостоятельно, постоянно соприкасаясь о конструкциями в той или пной точг.е, но не совпадая с ними, па подпадая полностью под лх власть. И только финальный всплеск "геральдическсго"* симеолнзмй,. объединяющий все ей разные системы и тем разрушающий их замкнутость, разрешает' ято противоречие 1/еляу образом г цег'.гк. '

Раздел работы, посвященный анализу романа "Еюстин", открывается разбором структуры гностического мифа о София как осио-вополагаютего в системе этого текста. Прослеживаются параллели мо-згу сигетом мифа и судьбами лор' энагай романа, в первую очередь - с судьбой главной его героини, по имени которой и названа книга. Параллельный определившему жизнь. Жюстин безудеш-нсму. -почти истерическому стремлению к истине ошибочный поиск Софии /по гречески - "Мудрость" с оттенком рациональности/ воплощает у гностиков з одном аз толкований лифа трагические попытки рационального мышления самостоятельно пробиться к ис гене, к Богу, изначально обречённые на неудачу в силу своей односторонности и склонности скорее к анализу, к отказу от единства, я не к его постижению. Рассматривался также прямо связанные с сплетем -мифе тема падения-совращения л теки яворанея,. Хренка - неудачного .либо утраченного. Каждая из этих "гное-

~:-.ч.г) п ;iv.

—'( ífi - 1 -

' j " •', ' ; ' - с Г:

..'i.v-.^fn^'K/ ;T ■ 7'." 7"''

rjj- ■ V-'«'- - -

ri'îT Tfi/.т: . с -y. . \ ., r:::i '.;piKï'i', c;":r.r_r-,r, na i--ептузпгя. Т!з rrpí -.тс: об evo" írK.Tv г""""от':' ■ 'г, гсь гг'.чпл зпс r:::t,% ""oír рсмя - 'lor.rairrV '.г. следит1: yiinTio.««?'-' со лга::.~'Г!;'С'п.п пег:;; с.-.;

Т'пглядои sa со "-s- со&т-пт. 13 ктог-э, пгог.оль1?/ о.::-«зстпу* схс?7у' "zbcvrr." частппгт cso'-n Та.'ч.тг'пр."

'^•ryn-ic.:; v;; p."i ::.-.p': " ч у:. ' \ '•с Л , Г." г г::.!"'" г.Ч'Ч'.з:' v; ль'.э. го'.-? но с :

, ГШ ¡Л. ■. о

: г; VT-

ся з еьол о^орель дэ слиптом гадетл'аЯ с^тг.4 с:-, г,. Тлунтол.--zzx", чсе т гт rrapirim яропоподпрго кат- jprrx" :сл r> ¡:р-.-rax, и арэн'.л^схгй гтодтопст рзвнсгегно ръопр-д-ь»' :зд no iw. трем роклнь'м.• А гол об'пул орте!»тк)опанчос. » '.г.хготекс.л скорее на сул:гхтагз аспект» бытля и rrivfi:,'',!r.e\7">" ср;:ен?:!г.;-гьнность па.: гпост.-прского, ?ач к оккультного с: ¡¡слогах ni:'."-10Е, МОП1? попять, почему оП';'тс;;с;'л:я, ::редлэ"'!:г!!:о " "'.'зутэ-лпЕе", х<оспрг::пгта!?гся ut's с ïo.kw" eovr.e:'!:ct.i, л«яола r-'sp:*-

'анты. "Гюстин" п ■'Б&льтазара". В Ютистчо осаопи ромаянс5 структуры и прсдмота пара/йгсзировшшя здесь попользуется сис-тшп традиционного романа воспитания, шеста с которой переосмыслении подвергается, естественно, и сущ-чсствдм основы е-зро-дейского мышления прошлого века, тазядпо под собой прочный романтический фундамент. ■

В "Клоа" на поверхность выходят вле сколт.ко-нзбудь з^-ллша структуры, работавшие в предыдущие романах. Этот раздел работы открывается анализом структурных параллалеЗ мэзду "Квартетом" к "Бесплодной землей" Элиота, на художественные открып'л которого во мне га.: опярался Даррелл при создании тетралогий. В частности, при посредстве етгигользо разработанной таротной „символики "Квартета"*' отанопитсм, в плане обратной' свячз, понятней и родственный пласт елпотолской образностиг существенно. важнпЬ для восприятия по?мы. Пзя^есг во ко конструкции текста у Элиота помогает, понять природу дзрроллозспэго 7спглирог>гния . структур&ыя, Всо' предло-т.ег.нко ране« "скалата" объзданяются там' сайда-, снимаются как самоцекине в рамках окончательно осво-боядалще^ся в "Клеа" "гералиткчестай вселенной", В слово "ге-ралздпчэокий" в данном случав важна "фушщж нальпоя" попытка геральдики сохранить' постоянство и изменчивости. При втом практически полностью исключается сэ строгая кодифицированноств п наклонность к аллагэричзскому проадапия "знака". Акцент делается на творческом процессе "раденья" за разнородностью к зыбкостью (Тактов "герба" явления, который не ыо^вт быть переведен на язык' слов, но на который ко^но намекнуть, подводя тем самым воспринимающего через слова к сущностному прорыву. Рассмотрены б этом разделе к существенно гапныв в последнем романе■тетралогии евангельские юти, отратаооие ориишаль-- ннй езглгд Лагрелла на сущность и историю учения триста.

■ 2Т

Вгключлтолып/Й раздел "праятичзсксй" главы работа поопяпен тетралогии как единому полому. Акцент делается на игровой тгрк-роде текста, прямо восходящей к романтической иронии - именно это его свойство, как не парадоксально, используется Даррел-лом в качестве -фундамента для кзлсжэнея своего кредо. Выходя-' пая наружу на уровне макротекста стихия игры делает зримым столовой зазор мехду "произведением" и "текстом", заставляя читателя отбросить попытка рационального постижения обнаруживаемых смысловых полей. Опираться приходится лишь на опыт , "вчуаствовения", приобретенный в "общении" с частными коаст-рукциямн, ведь "в отличие от них "геральдическая вселеньая" не отсылает ли к какой традиционной, т.. е. нэ раз рациояализован» ной а обросшей коннотациями системе виденья мира. Здесь не' "Квартет" типологически приблизительно определяется как результат тгостструктуралистско? вволщют типологии литературного конструктивизма, испсльзупцего в качестве частных структур тилологачаскке "языки" собственно лирического романа, романа-зсса и романа-парафразы.

Затачотение посвящено итоговым! оодражеямм о роли романтического наследия в литературе 20 века 2 о маете Лоренса Дар-рэлла в неЕ, представляющимся в достаточной мере уникальным -по двум причинам. Во-первых, он являет собой одно из немногих связующих звеньев между двумя литературными революциями века, будучи младшим современником первой, сформировавшись под ее влиянием, встроив ее пафос и ее ориентиры в фундамент своего здания, я весьма заметным учаотяяком второй - узе в качестве зрелого мастера, идущего в ней своим уникальнш путем. Вс-вто-рыт;, в Даррёлле сошлись и доли счастливый синтез две ветви, романтического насладил в 20 столетии - "лирическая" я "драматическая" /понятая таким образом проблема "двух роыангкз-

нэп", их взаимодействия и кг идиллия на литера-гурный процесс К и 2и веков сача по оебб настолько объемна, что не монет на сколько-нибудь приемлемом уровпа быть рассмотрена в рамках настожей работы. Но опробсвгшнкй здесь подход к проблеме ро-ьлнтизш представллог'ся нам достаточно зшзиеспособныа и заслр-: хшвавцим дальнейшей разработки/.

По' теме диссетлагогз опубликованы следующее тоботы:

1. Об опенке Лоренса Даррелла в советской критике. // Реаетзм в зарубежных литературах Х1Х-ХХ вексз. Саратов, 1Э89,

с. 1С4 - 187, • - .5

2. <5е»"чее Александрии в "Александрийском квартете" Лоренса Дарредьа. // Реализм в аярубеянкх литературах Х1Х-ХХ вэков.. Саратов, 19Э0, о. 241 - 143. .

3. ;.штв11, х&ягепов. (¡а1пг. Ь., 1985. Рецензия/ // Волга, 199Г, ЛЗ. Сдано в печать. ■

Тщ.огг

_Тюа*<. '•/ее //Я,-?

'"ф1*н №ви „Полиграфе*".