автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Английский рассказ конца XIX - начала XX века. Проблемы типологии и поэтики.

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Бурцев, Анатолий Алексеевич
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Английский рассказ конца XIX - начала XX века. Проблемы типологии и поэтики.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Бурцев, Анатолий Алексеевич

Текот Прил.

В в е д е н и е

Глава первая ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА РАССКАЗА. В АНГЛИЙСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Глава вторая НЕОРОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ МАЛОЙ

ПРОЗЫ Р Д.СТИВЕНСОНА.

Глава третья ИНдаЙСКИЕ РАССКАЗЫ Р.КИПЛИНГА (ПРОБШШИКА, Ш IE

РОЙ, МЕТОД)

Глава четвертая

ЧЕЛОВЕК В РАННИХ РАССКАЗАХ Д.КОНРАДА

Глава пятая ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В "УЭССЖСКИХ РАССКАЗАХ" Т.ГАРДА.

Глава шестая

Ш10Л01Ш ОБРАЗОВ В РАССКАЗАХ Д.ГОЛСУОРСИ

Глава седьмая

ЧЕЛОВЕК И МИР В РАССКАЗАХ Г.УЭЛЛСА.

Глава восьмая ХАРАКТЕРОЛОГИИ Д.ДШЙСА (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА "Д7Б

ЛИНЦЫ")

 

Введение диссертации1990 год, автореферат по филологии, Бурцев, Анатолий Алексеевич

Сложившаяся в английской литературе система прозаических жан -ров изучена еще недостаточно полно. Преимущественное внимание литературоведов сосредоточено на романном жанре, и это во многом оправдано и закономерно. На протяжении почти трех столетий роман в английской литературе прочно сохраняет ведущие позиции.

Но при этом нередко вне поля зрения исследователей оказываются малые эпические жанры, выполняющие существенную функцию в литературном процессе. Между тем английский короткий рассказ (short story ) имеет, как и роман, свою историю и располагает классикой, которую составляют произведения Р.Л,Стивенсона, Р.Киплинга, Д.Конрада, Т.Гарди, Д.Голсуорси, Г.Уэллса, Д.Дюйса, К.Мэнсфщщ, С.Моэма.

В конце ИХ века в ряде национальных литератур, в том числе и в английской, рассказ переживает период интенсивного развития, отав своеобразной "фо^й вреизни" Этот подъем «аян* шшчео-ких жанров ни в коем случае не является выражением кризисного состояния литературы "конца века". Напротив, с жанром рассказа на рубеже веков были связаны поиски новых возможностей литературы, дальнейшее обновление и обогащение приемов и средств художественного постижения действительности. Рассказ в его лучших образцах оказался созвучным идейно-художественным исканиям эпохи.

Существенный вклад в искусство малого жанра внесли английские писатели конца ИХ - начала XX века. Однако в современном литераs Все примечания см. под соответствующими номерами в приложении к диссертации. туроведении изучение комплекса проблем, связанных со становлением и развитием жанра рассказа в английской литературе, находится еще в начальной стадии. Советская наука располагает незначительным критическим материалом о частных проблемах английской малой прозы, сосредоточенным в отдельных статьях, предисловиях и кандидатских диссертациях (143, 193, 214, 209, 151, 208, 149, 98, 187, 201, 142) ж. До сих пор короткий рассказ рассматривался советскими литературоведами преимущественно с точки зрения индивидуальных идейно-художественных исканий отдельных писателей в малом жанре. Логика же дальнейшего исследования должна вести от разрешения частных задач к постановке более комплексных и глубоких проблем. Именно так обстоит дело с американским рассказом, на материале которого уже созданы обобщающие исследования (220, 181, 180).

В англо-американском литературоведении изучение жанра рассказа носит экстенсивный характер. Совместными усилиями исследователей нескольких поколений и разных школ создан фактографический фундамент для рассмотрения англоязычного короткого рассказа, но многие важные аспекты теории и функционирования малых эпических жанров требуют более основательной и углубленной разработки. Это относится в пернув очередь к таким узловым проблемам, как жанровая традиция и новаторство, жанрообразутощие факторы, внутрижанро-вая классификация, соотношение жанровых разновидностей малой прозы, поэтика жанра .

Дело ограничивается в большинстве случаев обсуждением вопроса о происхождении " short story п и констатацией краткости как основного жанрового признака рассказа. В английском литературоведении остается неясным само понятие "короткого рассказа": в существующих работах нет сколько-нибудь стабильного и общепринятого опреs Цифры в скобках отсылают к списку использованной литературы деления этого жанра. Современные литературоведы пряно говорят о "пренебрежении" критики к короткое рассказу, о "незрелости" его теории

Положение еще более осложняется в связи с запутанность» терминологии. В критическом обиходе английских исследователей, имеющих дело с малый жанром, находится множество понятий и терминологических обозначений - "story ", "short story "t "long short story "novella ", "tale ", "yarn МвВДУ КОТОРЫМИ ПОДЧВС ТРУДНО Провести четкую грань.

Но состояние конкретного изучения вопроса и неразработанность его теории не могут быть препятствием для создания работ обобщаю" щего характера. Напротив, отсутствие сколько-нибудь значительных исследований по английскому рассказу в советском литературоведении свидетельствует как раз об актуальности изучения этой проблемы. Более того, объективное значение и высокий художественный уровень, достигнутый английским рассказом на рубеже XXX - XX веков, позволяют, на наш взгляд, квалифицировать избранную тему как перепек -тивное направление в той области современного литературоведения, которая занимается изучением английской литературы.

Исследователь английского короткого рассказа неизбежно оказы -вается перед рядом трудностей, связанных с существенными лакуна -* ми в теории малого жанра, очевидными и по настоящее время. Поэтому мы считаем целесообразным специально рассмотреть некоторые теоретические аспекты англоязычного рассказа в историческом плане, превде всего вопрос о типологии малого жанра, а затем уже попытаемся непосредственно проследить, как именно проявлялись обще законы жанра в литературном процессе и в творчестве отдельных художников. В то же время рассказы английских писателей рубежа веков в своей немалой части не были еще вообще предметом критического рассмотрения в советском литературоведении, и это обстоятельство он ределяет необходимость включения в работу значительного объема конкретного историко-литературного материала.

Особую проблем представляет вопрос о происхождении жанра рассказа в английской литературе, так как именно в историческом генезисе проявляются сущностные, глубинные черты жанра. Английские и американские литературоведы не могут никак окончательно догово -риться о времени возникновения и родословной короткого рассказа. Некоторые историки литературы полагают, что " short story " явля -ется древним жанром и имеет многовековую историю. Пытаясь создать длительную и непрерывную традицию короткого рассказа, они объединяют под эщдой "short story и "Кентерберийские рассказы" Чосера и трактаты Мильтона с эссеиотикой начала ОТ века и диккенсовскими "Очерками Боза". Кое-кто из литературоведов вообще придает "short story " внеисторический характер, включая в это понятие библейские сказания, древние мифы и легенды (266, с. 13).

Другая группа исследователей склонна рассматривать "short story " как относительно позднее явление. В частности, А.Коллинз настаивает на том, что короткий рассказ как особый жанр возник в английской литературе только в ХГХ веке (286, с.262). Э.Боуэн тоже говорит о коротком рассказе как о "молодом искусстве" (274).

В советском литературоведении вопрос о генезисе малых эпических жанров в английской литературе специально не обсуждался, но тем не менее установилась точка зрения на короткий рассказ как на историческую категорию. Ю.Ковалев считает, что новелла в англий -ской литературе - сравнительно молодой жанр и говорить о ней всерьез можно только в связи с литературой новейшего времени (143, с.498). С ©.Ковалевым солидарен Д.Урнов, по мнению которого английская литература не располагала "богатейшей новеллистической основой" (159, с.437).

Вопрос о времени происхождения рассказа в английской литератуt

- 7 ре во многом прояснится, если мы попытаемся разграничить понятия и выделить в самом термине "короткий рассказ" по крайне! мере два значения: с одной стороны, "short story " как термин, равнознач -ный малому жанру в целом, а с другой - "short story " как типологическую разновидность этой жанровой формы, соответствующую понятию "рассказ" В этом случае можно признать, что "short story", как малый жанр вообще, действительно имеет древнее происхождение, и его история с трудом поддается обозрению, a "short story " в значении "рассказ" получает относительно позднее развитие в ан -глийской литературе ^.

Источником, сыгравшим определяющую роль в формировании современного английского рассказа, явилась "tale короткая жанровая форма, тяготеющая к свободному построению сюжета и "сказовой" манере повествования. Само по себе понятие "tale " имеет достаточно длительную историю. По крайней мере оно встречается еще у ДЛосе-ра, автора "Кентерберийских рассказов" (The Canterbury Tales , 1387-1400). Жанр "tale " был представлен в ХЭД веке; например, "Зимняя сказка" В.Шекспира (The winter's Tale , I6I0-I6H), в ХУШ веке - "Сказка бочки" Д.Свифта (a Tale of a Tub, 1704), но с легкой руки М.ГЛьшса и В,Скотта, издавших в 18Ш г. сборник "Странных И ужасных историй" (Tales of Wonder and of Terror )„ наибольшее распространение он получил в ИХ веке.

Сначала появились назидательные рассказы М.Эджуорт (Moral Tales, I8QL; Popular Tales, 1804), потом прозаически© переложения шекспировских сюжетов, выполненные Ч.ЛЭМОМ (Tales from Shake -speare, 1807). Далее последовали лирические повести Байрона, в которых субъективное начало сочеталось с "элементами рационалистической интроспекции и объективного анализа" (108, с.93). В середине и конце века этим жанровым обозначением воспользовались Ч. Ддк-кеНС (Christmas Tales, 1843-1845), Р .КИПЛИНГ (Plain Tales from the Hills, 1887), Т.Гарди (Wessex Tales, 1888), О.УаЙЛЬД ( The Happy Prince and Other Tales, 1888), ДДонрад (Tales of Unrest, 1898).

Другим своеобразным "предшественником" рассказа явился "essay " традиция которого в английской литературе идет от эесеистики Д.Ад-дасона и Р.Стиля через прозу "лондонских" романтиков к "Очеркам Боза" и "Книге снобов". В 60-70-е гг. ХЕХ века свой вклад в развитие жанра эссе внесли Э.Гаскелл и Д.Элиот. В конце ИХ века очерк представлен в творчестве Стивенсона, Киплинга, Честертона, а в начале XX века блестящие образцы эссе продемонстрировала В.Вудф. Хотя систематическая история жанра еще не создана, советские литературоведы справедливо писали о необычайной жанровой синкретичности английского нравоописательного очерка, который имел неоценимое значение не только для развития романа, но и для становления рассказа (ПЗ, с.106).

Английский рассказ конца ПХ - начала XX века представляет собой явление сложное, многоплановое как по своим содержательным, так и формальным признакам. Попытка выделения определенных устойчивых, доминантных черт его содержания и художественной формы ставит нас перед необходимостью установления основных типов малого жанра в английской литературе рубежа веков. Речь идет при этом не о статических, замкнуто-изолированных контурах и компонентах жанра, а о коротком рассказе как подвижной историко-функциональной системе. Это обстоятельство не всегда учитывается в работах западных исследователей. Литературные жанры, в том числе короткий рассказ, нередко воспринимаются ими как неподвижные, неразвивающиеся категории. Ишнно этим объясняется неубедительность многих попыток классификации малых эпических жанров, предпринимаемых западными критиками, которые, имея в виду материал рубежа XIX - XX веков или даже современную литературу, исходят тем не менее из теоретических положений, сформулированных: еще ЭЛо.

Историко-типологический анализ английской малой прозы представляется особенно перспективным и актуальным в связи с тем, что рассказ как литературный жанр именно в конце НХ - начале XX века переживает период активного становления и роста. Сама переломная эпоха "конца века" давала импульс для развития рассказа. Степень его сопряженности с действительностью, е реальными процессами,фактами и типами была весьма значительной. Не случайно исследователи русской литературы обратили внимание на тот факт, что "расцвет жанра рассказа всегда был связан с периодами глубоких духовных сдвигов в общественном сознании, с периодами идейных метаний и мучительных поисков ответа на острейшие социальные вопросы" (250, с.14).

Типологическая соотносимость рассказов английских писателей рубежа двух столетий обусловлена и тем обстоятельством, что разви -тие "short story " происходило в контактах с мировым литературным процессом, в первую очередь с русским и французским рассказом, опыт которого так или иначе трансформировался в творчестве английских мастеров малого жанра. В связи с этим задача нашей работы не ограничивается национально-замкнутым изучением английского короткого рассказа на рубеже XIX - XX веков, но в то же время речь идет не о комплексном рассмотрении малого жанра на материале целого ряда литератур. Мы ограничились "введением" английского рассказа в общий контекст литературного развития конца ПХ - начала XX века.

Подобная постановка проблемы тоже обусловлена самим характером литературного процесса. И.Г.Неупокоева писала, что "общеевропей -ский контекст развития литературы" стал "исторической реальностью" уже в первой половине XIX века (175, с. 13). К концу столетия синхронизация типологически сходных процессов в национальных литературах приобрела еще более отчетливый характер.

Итак, проблема типологии ставится ваш на локальном материале английского рассказа конца XIX - начала XX века. Актуальность решения подобной проблемы связана, наконец, с тем, что "выяснение процессов формирования, расцвета, трансформации и упадка жанра, синтеза жанров и их дифференциации" рассматривается сегодня как "одна из важнейших задач истории мировой литературы" (175, с.19).

Принципы типологического анализа литературного процесса и отдельных его компонентов привлекают в последнее время пристальное внимание теоретиков и историков литературы, но, как справедливо указывает А.Н.Иезуитов, "вопросы типологического изучения литературы все еще разрабатываются преимущественно в самой общей форме; нет также общепринято! точки зрения на то, что именно считать ведущим типологическим признаком" (123, с.23).

В существующих работах получили теоретическое обоснование различные "уровни" типологических исследований. Наряду с типологией исторического развития литературы в различные эпохи и в разных странах, типологией литературных направлений и стилей, большое значение имеет типология жанров.

В последние годы советские литературоведы внесли существенный вклад в развитие жанролоши. Наряду с известными работами М.М.Бах-i тина, Г.Н.Поонелова, А.В.Чичерина, появились новые специальные исследования по жанровой теории. Методологические проблемы гено-лоши, историческое изменение жанровых норм, вопросы жанровой типологии рассмотрены в книге Л.В.Чернец (251). Общие принципы дифференциации и типологии эпических жанров изложены в работе Н.П. Утехина (233). Монография АЛ. Эсалнек, построенная на материале романа, посвящена рассмотрению внутрижанровой типологии или "типологии второго уровня", если под "типологией первого уровня" иметь в виду жанрово-родовую классификацию (258, с.20). Многие теоретико методологические положения этой работы сохраняют свое значение и применительно к малым эпическим жанрам.

Некоторые исследователи не без оснований выражают опасение, что типологическое изучение литературных жанров при всех своих очевидных преимуществах может привести и к известным потерям, так как "поиски общего заставляют отвлечься от неповторимости индивидуальных случаев". В монографии Н.С.Павловой о немецком романе первой половины XI века за "единицу типологического, членения" принята неповторимая творческая индивидуальность отдельного художника (183, с.З). Стремлением не выпускать из поля зрения эти "индивидуальные случаи" объясняется принятый в нашей работе монографический способ рассмотрения литературного материала.

Современные литературоведы в процессе теоретико-методологического и иоторико-типологического изучения литературы на уровне отдельных жанров имеют в виду в большинстве случаев вполне конкретные и определенные компоненты литературных произведений. Наиболее универсальной эстетической категорией, отражающей особенности как жанрового содержания, так и формы, следует признать идейно-худо -жественную концепцию личности. В частности, В.Г.Одиноков, говоря об определенных фазах развития русского классического романа, отмечает, что "эти фазы характеризуются прежде всего эволюцией концепции личности и принципов ее художественного воплощения" (178, с.190). Й.Д.Никифорова в работе "Африканский роман. Генезис и проблемы типологии" говорит о том, что "некоторые проблемы, и прежде всего проблема личности, героя. неизменно выдвигалась на первый план" (176, с.218-219). АЛ.Эсалнек, создавая внутри -жанровую типологию романа, утверждает, что "сверхзадачей" художника является исследование феномена "личности как участника жизненного процесса" (258, с.69).

Исследователи рассказа тоже усматривают существеннейшие черты и особенности жанра в способах раскрытия образа человека .В Д. Греч-нев констатирует"отчетливо повышенный интерес к личности, к непознанным загадкам и тайнам души человека" в русской литературе рубежа веков и отмечает, что "малый жанр с его лаконичной и в высшей степени ежой структурой как нельзя лучше отвечал в этом смысле потребностям времени" (103, с.199). В.П.Скобелев полагает, что в основе малой формы лежит принцип "испытания" или "проверки" героя (206, с.55). Н.Л.Лейдерман, опираясь на материал современно -го советского рассказа, показывает, что "малый жанр прозы вполне "вмещает" в себя целостную эстетическую концепцию личности". Бо -лее того, по мнению исследователя, "именно в рассказе раньше, чем в других, более обстоятельных жанрах, улавливается качественный сдвиг в представлениях общества о человеке, именно в рассказе, оформляясь, ищет себя назревающая новая концепция личности, именно в рассказе она впервые проходит проверку внутренней логикой художественного мира, воплощающего общий омыол жизни" (157, с.68).

Таким образом, категория характера как жанроопредедяющий принцип сохраняет свою актуальность и является общей едва ли не для всех жанров эпической прозы. Это обстоятельство приводит к необходимости внесения существенного уточнения в определение основополагающего критерия внутрижанровой дифференциации. Речь идет не просто о концепции человека и даже не о принципах создания художественного образа в малом жанре вообще, а о специфике воплощения характера в разных типах рассказа. Только в этом случае в основе типологических сопоставлений окажутся специфически литературные признаки.

Особую актуальность изучение феномена человека получает в связи с тем, что на рубеже ИХ - XX веков открылись неизведанные глубины и заповедные сферы человеческого "космоса". Усложнение структуры личности, проникновение саморефлексш в "сокрытые", "неявные" области человеческой психики не могли не привести к расширению и обогащению способов "познания самого себя", принципов зондирования естества и сознания человека. Возникновение метода психоанализа, распространение бихевиористских идей, реабилитация интуиции как способности непосредственного постижения истины не могли не отразиться в художественной практике писателей конца HI - XX веков, в том числе и в творчестве мастеров английского рассказа.

В свою очередь рассмотрение проблемы личности не только позволяет раскрыть специфику художественной системы, но и открывает путь к уяснению творческого метода того или иного художника, поэтому изучение в типологическом аспекте коротких рассказов таких выдающихся писателей, как Т.Гарди, Д*Голсуорси, Г.Уэллс, имеет непосредственное отношение к более широкой проблеме - типологии английского реализма рубежа веков, которая тоже не получила еще углубленного анализа.

Конец XtX - начало XX века представляет собой важнейший этап в истории реалистического искусства. Английский критический реализм на рубеже веков в условиях реального плюршшзма художественных методов и литературных направлений сумел завоевать прочные и влиятельные позиции. Этот новый этап реализма, который является дальнейшим развитием традиций "блестящей плеяды" критических реалистов середины XIX века, отмечен, с одной стороны, углублением обличительной, сатирической линии, а о другой - более присталь -ным вниманием к внутреннему миру человеческой личности. Эти процессы нашли выражение, наряду о другими жанрами, и в коротком рассказе.

Но картина литературного процесса в Англии на рубеже веков характеризуется не только развитием реализма, и рассказ, как, впрочем, и роман, демонстрирует также романтические, натуралистические, декадентские явления. Типология жанров, таким образом, находится в определенном соотношении с развитием литературных направлений. В свою очередь через типологию направлений выявляются особенности структуры литературного процесса эпохи. Все это с особой убедительностью свидетельствует об актуальности изучения типоло -гии жанров.

Приступая к систематическому изучению английского рассказа рубежа XIX - XX веков, следует учесть еще одно обстоятельство, о котором писал Ю.В.Стенник: "Жанры необходимо рассматривать не сама по себе, не в статической совокупности самостоятельно существу® -щих единиц, но как формы движения литературного процесса" (212, с. 188). Иными словами, рассказ целесообразно воспринимать не как автономное явление, вне его связей и отношений с другими жанрами, а напротив, в жанровом контексте эпохи. Прежде всего нас интересует сосуществование и взаимодействие крупных и малых жанров эпической прозы как в пределах творчества отдельного художника, так и в масштабах литературной эпохи.

Разумеется, круг рассматриваемых писателей мог быть гораздо шире, но автор не считал себя обязанным "закрыть" проблему и подвести окончательные итоги изучения английского рассказа. Отбор художественного материала был подчинен основной цели работы - установлению жанровых и характерологических особенностей короткого рас -сказа, а также специфических принципов и приемов персонификации в малой прозе. Этим объясняется обращение именно к рассказу рубежа веков, сохранившему свою генетически "чистоту" и национальную самобытность.

Предпринятое исследование призвано стимулировать дальнейшее исследование проблемы, прежде всего современного этапа развития "short story w, что позволило бы задуматься - в качестве следую -щей задачи - о создании целостной истории жанра.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Английский рассказ конца XIX - начала XX века. Проблемы типологии и поэтики."

Заключение

1) Именно так решают проблему исследователи русского рассказа (103, с.198).

2) Тесная связь индивидуального ж общественного бытия, а также причины "общего подъема чувства личности" в России в пореформенную эпоху детальш проанализированы В.И .Лениным (7, с. 433-434).

3) Форстер буквально писал: "Они (т.е. англичане - А.Б.) выходят в мир о прекрасно развитым телом, достаточно развитым умом ж совершенно неразвитым сердцем. Незрелое сердце не значит холодное сердце. Не в том дело, что англичанин не умеет чувствовать, нет,- а в том, что он боится дать волю чувствам" (43, с.285).

If

-1

 

Список научной литературыБурцев, Анатолий Алексеевич, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- T.I.- G.572-597.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Соч.- 2-е изд.- Т.2.-С.7-228.

3. Маркс К. будущие результаты британского владычества в Индии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т.9.- С.224-230.

4. Энгельс Ф. Подробности штурма Лакнау // Марке К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т. 12.- С.477-483.

5. Энгельс Ф. Партия рабочих // Маркс К., Энгельс §. Соч.- 2-е изд.- Т. 19.- С.286-288.

6. Маркс К. Ирландия от американской революции до унии I8GI г.// Маркс K.t Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т.45.- G.8-8I.

7. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества // Полн. собр. соч.- T.I.- С.347-534.

8. Ленин В .И. Пробуждение Азии // Полн. собр. соч.- Т.23.- С.145-146.

9. Ленин В.И. Конституционный кризис в Англии // Полн. собр. соч.-Т.25.- С.73-76.

10. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма // Полн. собр. соч,- Т.27.- С.299-426.

11. П. Ленин В.И. К вопросу о диалектике // Полн. собр. соч.- Т.29.-С.316-322.

12. Ленин В.И. Ответы на вопросы американского журналиста // Полн. собр. соч.- Т.39.- G.II3-II7.й х Раздел I дается в хронологическом, разделы П и Ш в алфавитном порядке.

13. Гарда Т. Возвращение на родину.- М., 1970.- 416 с.

14. Гарди Т. Повести и рассказы.- М., 1959,- 366 с.

15. Гете И .В. Собр. соч.: В 10 т.- M.t 1975-1980.

16. Голсуорси Д. Собр. соч.: В 16 т.- М., 1962.

17. Голсуорси Д. Новеллы.- М., 1981. 479 с.

18. Гонкуры S. и Э. Дневник: Записки о литературной жизни: В 2 т.-M.t 1964.

19. Горький М. Полн. собр. соч.: В 30 т.- М., 1949-1955.

20. Джойс Д. Дублинцы.- М., 1982.- 255 с.

21. Джойс Д. Дублинцы.- М. , 1937.- 238 с.ч 22. Джойс Д. Портрет художника в юности // Иностранная литерату -pa.- 1976.- В 10-12.

22. Джойс Д. Статьи. Дневники. Письма. Беседы / Публ. Е.Гениевой и А.Ливерганта // Вопросы литературы.- 1984.- Л 4.- C.I69-2I0.

23. Киплинг Р. Избранное.- Д.» 1980.- 535 с.

24. Кишшнг Р. Лиспет: Рассказы.- I., 1968.- 487 е.

25. Конрад Д. Избранное: В 2 т.- M.t 1959.

26. Конрад Д. о литературе / Публ. М.Соколянского и В.Цыбульской// Вопросы литературы,- 1978.- Л 7.- С.202-227.

27. Куприн А.И. Собр. соч.: В 6 т.- М., I957-I958. ^ 29. Лондон Д. Собр. соч.: В 14 т.- М., 1961.

28. Льюис С. Собр. соч.: В 9 т.- М., 1965.

29. Манн Т. Собр. соч.: В 10 т.- М., I959-I96I.

30. Мердок А. Черный принц.- M.t 1977.- 445 с.

31. Моэм С. Подводя итоги.- M.t 1957.- 227 е.

32. Паустовский К. Собр. соч.: В 6 т.- M.t 1957-1958.

33. По Э. рассказы.- M.t 1980.- 430 с.

34. Стивенсон Р.Л. Собр. соч.: В 5 т.- М., 1981.

35. Стивенсон Р.Л. Собр. соч.: В 5 т.-М., 1967.к ш

36. Теккерей 7. Собр. соч.: В 12 т.- М., 1974-1980.

37. Уэллс Г. Собр. соч.: В 15 т.- М., 1964.

38. Уэлле Г. Рассказы.- M.t 1981.- 624 с.

39. Уэллс Г. Приключения Томми / Публ. Ю.Кагарлицкого // Литера -турная газета.- 1970.- 23 декабря.

40. Флобер Г. Собр. соч.: В 10 т.- М., 1935-1938.

41. Форстер Э.М. Избранное.- Л., 1977*- 375 с.

42. Форстер Э.М. Поездка в Индию.- Л., 1987.- 312 с.

43. Conrad J. The Works: In 18 vols.- L., 1921.

44. Conrad J. Tales of Unrest.- Harmondsworth, 1981.- 184 p. v 47* Conrad J. Last Essays.- L., 1926.- 253 p.

45. Conrad J. Letters to E.Garnett: 1895-1924.- L.» 1928.- 335 p.

46. Conrad J. Letters to M.Paradowska: 1890-1920.- L., 1940.-147 p.

47. Conrad J. Letters to W.Blackwood and D.Meldrum.- Durham, 1958.209 p.

48. Conrad J. Notes on Life and Letters.- L., 1949.- 266 p.

49. Hardy T. Wessex Tales.- L., 1976.- 253 p.

50. James H. Letters / Ed. by P.Lubbock.- L., 1920.- 441 p.

51. Joyce J. Dubliners. A Portrait of the Artist as a Young Man.-Moscow, 1982.- 582 p.

52. Joyce J. Letters: In 3 vols / Ed. by R.Ellmann.- L., 1957-1966.

53. Kipling R. The Writings: In 36 vols.- H.Y., 1897-1937.

54. Kipling R. Plain Tales from the Hills.- L., 1903.- ЗЮ p.

55. Kipling R. Something Of Myself.- L., 1937.- 237 p.

56. Maugham W.S. Points of View.- L., 1960.

57. Stevenson R.L. Works: In 27 vols.- N.Y., 1909-1912.

58. Stevenson R.L. The Works: In 30 vols.- L., 1925-1926.

59. Stevenson R.L. Vailima Letters / Ed. by S.Colvin.- L,, 1912.281 p.л, 63. Wells H.G. The Time Machine. The Invisible Man. Short Stories.- 17

60. Essays,- Moscow, 1981,- 502 p.

61. Wells H.G, Experiment in Autobiography: In 2 vols,- L., 1934.

62. Wells H.G. The Country of Blind and Other Stories.- Edinburgh, 1911.- 574 p.

63. Wilde 0. Intentions.- K.Y., 1905.- 250 p.Ш

64. Аллен У. Традиция и мечта: Критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня.- М., 1970.-423 с.

65. Анастасьев Н.А. Продолжение диалога: Советская литература и художественные искания XX века.- M.t 1987.- 431 с.

66. Андреев Л.Г. Литература у порога грядущего века // Вопросы литературы.- 1987,- » 8,- С.3-42.

67. Андреев Л.Г. Методологические проблемы изучения западноевро -пейской литературы XX века: Модернизм и реализм // Методологические проблемы филологических наук.- М., 1987.- С.136-162.

68. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века.- М.» 1986.- 318 с.

69. Ахмечет Л. Концепция человека у Д.Конрада и американских пи -сателей (Фшщжеральд, Хемингуэй, Фолкнер) // Вопросы национальной специфики произведений зарубежной литературы ХГХ-ХХ веков.- Иваново, 1979.- С. 89-100.

70. Бахтин М,М. Проблемы поэтики Достоевского.- М., 1979.- 317 с.

71. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования раз -ннх лет.- М., 1975.- 501 е.

72. Вельский А.А. Неоромантизм и его место в английской литературе конца XIX века // Из истории реализма в литературе Англии.-Пермь, 1980.- С.90-100.

73. Вельский А.А. Литературно-эстетические взгляды Р.Л.Стивенсона // Филологические науки,- 1979,- & I,- С.23-33.

74. Берджес Э. Столетие «Джеймса Джойса // Курьер ЮНЕСКО,- 1982,-Ш 5.- С.28-32,

75. Боровой I, Дублинцы // Литературная газета,- IS88.- & 9,

76. Бушмин А.С. Методологические вопроси литературоведческих исследований,- Л., 1969,- 226 с.

77. Вялый Г. Чехов и русский реализм: Очерки,- Л,, 1981,- 399 с.

78. Вахрушев B.C. Творчество Теккерея.- Саратов, 1984,- 149 с.

79. Верли М. Общее литературоведение,- М., 1957,- 243 с.

80. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики,- М., 1981,- 320 с.

81. Виноградов В .В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.-М., ЮТ.- 255 с.

82. Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики: Избранные работы.-М., 1972.- 422 с.

83. Влодавская И.А. Образ героя и образ мира в романе Д.Дкойеаf- "Портрет художника в юности" // Образ героя образ времени.- Воронеж, 1984.- С.78-86.

84. Влодавская И.А. Поэтика английского романа воспитания начала XX века: Типология жанра. Киев, 1983.- 181 с.

85. Вознесенская И.А, Раннее творчество Д.Конрада: К вопросу об эволюции эстетических воззрений и творческого метода писателя: Ав-тореф. дис. . кавд. филол. наук.- Л., 1976.- 21 с.

86. SE. Вопросы методологии литературоведения,- М.-Л., 1966.- 283 с. 92. Воронина Я.И. Эстетическая функция колорита и пейзажа в прозе

87. Д.Голсуорси: Автореф. дио. . канд.филол. наук.- Киев, 1978.-25 с.

88. Воропанова М.й. Голсуорси-новеллист // Проблемы метода и жанра в зарубежных литературах.- Свердловск, 1982,- С.39-55.

89. Воропанова М.й. Джон Голсуорси: Очерк жизни и творчества.-Красноярск, 1968.- 548 с.

90. Гаврилюк A.M. Стиль форсайтовского цикла Джона Голсуорси: К борьбе за реализм в английской литературе XX века.- Львов, 1977.167 с.

91. Галанов Б. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь.- М.( 1974.341 с.j, 97. Галинис В. Интеллектуальность литературы // Вопросы литературы. 1966.- Л 10.- С.36-42.

92. Гениева Е.Ю. Комментарии // Джойс Д. Дублинцы. Портрет худож -ника в юности.- На англ, языке.- М., 1982.- С.457-579.

93. Гениева Е.Ю. Поминки по Финнегану // Проблемы английской литературы XIX и XX вв./ Под ред. В.В.Ивашевой.- М., 1974.- C.II5-I37.

94. Гениева Е.Ю. Художественная проза Д.Джойса: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- М., 1972.- 26 с.

95. Гиленеон Б.А. Предисловие // Уэллс Г. Машина времени. Человек-невидимка. Рассказы. Статьи.- На англ. языке.- M.t 1981.- С.5-34.

96. Гинзбург Л.Я. 0 литературном герое.- I., 1979.- 222 с.

97. ЮЗ.Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX XX века: Проблематика и поэтика жанра.- Л., 1979. - 208 с.

98. Динамов С. Два западных художника упадка // Революция и культура.- 1929. & 8.- С.77-79.

99. Добин Е. Сюжет и действительность: Искусство детали.- М., Ш.- 431 с.

100. Дорофеева Л.В. Поэзия Т.Гарди: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- М., 1967.- 16 с.д 107. Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века.t УП 1. Л», 1984.- 192 с.

101. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона.- M.t 1975.- 167 е.

102. Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма.- Л., 1970.- 231 с.

103. ПО. Дьяконова Н.Я. Джон Голсуорси.- М., I960.- 132 с. Ш. Дьяконова Н.Я. Дкозеф Конрад и его роман "Лорд Джим" // Конрад Д. Лорд Джим,- На англ. языке.- М*, 1959.- С.5-24.

104. Дубадшнский й.А. "Сага о Форсайтах" Джона Голсуорси.- М., 1979.- ПО с.

105. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения.- М., ¥ 1966.- 470 е.

106. П4, Еремин Й.П. Литература Древней Руси.- М.-Л., 1966.- 263 е. П5. Ерофеев В.В. Стилевое выражение этической позиции: Стили Чехова и Мопассана // Типология стилевого развития XIX века.- П., 1977.- С.421-435.

107. Жантиева Д.Г. Человек и политика: Клим Сангин и Теодор Бэл -пингтон // Советская литература и мировой литературно процесс: Изображение человека.- М., 1972.- С.334-369.

108. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс.- M#t 1967.- 96 е.

109. Жантиева Д.Г. Английский роман XX века: 19Г8 1989.- М., 1965.- 346 с.

110. Затонокий Д.В. Искусство романа и XX век.- М,4 1973.- 533 е.

111. Затонский Д.В. Что такое модернизм? // Контекст 1974.- M.t 1975.- С.135-167.

112. Зверев А.М. Понять или достигнуть? // Голсуорси Д. Новеллы.-М., 1981.- C.3-I0.

113. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века.- !. , 1984.488 е.

114. Иезуитов А.Н. Социалистический реализм в теоретическом оове-л щении.- I., 1975.- I7E е.i уш

115. История зарубежной литературы конца ИХ начала XX века: I87I-I9I7 / Под ред. Л.Г.Андреева, Р.М.Самарина.- M.t 1968.- 566 с.

116. Кагарлицкий Ю.И. Предисловие // Киплинг Р. Рассказы. Стихи. Сказки.- М., 1989,- С.3-52.

117. Кагарлицкий Ю.И. Уэллс новеллист // Уэллс Г. Раееказы.- М., 1981,- С.3-14.

118. Кагарлицкий Ю.И, Что такое фантастика? M.t 1974,- 349 с.

119. Кагарлицкий Ю.й. Г.Уэллс: Очерк жизни и творчества.- М», 1963.- 279 с.

120. Кагарлицкий Ю.Й. 0 Джозефе Конраде // Иностранная литерату -р pa.- 1957.- Я 12.- С.205-209.

121. Кагарлицкий Ю.Й. Предисловие // Голсуорси Д. Новеллы.- М., 1957.- С.3-14.

122. Калинникова Б.Я. Индия в творчестве англоязычных индийских писателей и писателей-англичан // Народы Азии и Африки.- 1968.* 4,- C.II7-I28.

123. Каминский В.И. Романтическое течение в русской литературе "переходного времени" // Русский романтизм.- I., 1978,- С.207-224.

124. Канторович И.Б. Рассказы Томаса Гарди // Ученые записки Свердловского пединститута. Выл.II.- Свердловск, 1955.- С.93-124.

125. Карельский А.В. О преимуществах читателя // Литературное обо1. У0зрение.- 1986.- & 10.- С.46-49.

126. Карельский А.В. От героя к человеку: Развитие реалистического психологизма в европейском романе 30-60-х годов XIX века // Вопросы литературы.- 1983.- Л 9.- С.81-122.

127. Кашкин И. Для читателя-современника: Статьи и исследования.-М., 1968.- 561 с.

128. Квятковский А. Поэтический словарь.- М., 1966.- 375 о.

129. Кеттл А. Введение в историю английского романа.- M.t 1966.-аД 446 с.

130. Киселева И.В. Жанровое своеобразие сборника "Дублинцы" Д.Джойса // Проблемы жанра литератур стран Западной Европы и (Ж: XIX первая: половина XX вв. - 1., 1983.- С. 143-156.

131. Киселева И.В. Некоторые особенности символики в сборнике рассказов Д. Джойса "Дублштщ" // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX вв.- Иваново, 1984.- G.84-92.

132. Ковалев В. Беседа с Г.Грином // Литературное обозрение.-1987.- й I.- С. 10-12.

133. Ковалев Ю. Искусство новеллы и новелла об искусстве в ИХ веке // Искусство и художник в зарубежной новелле ПХ века.- Л.,1986.- С.5-24.

134. Ковалев Ю. Заметки об английской новелле // Английская новелла.-Л., 1961,- С.498-512.

135. Кондратьев Ю.М. Позднее творчество Т.Гарди // Ученые записки МГПЙ им. В.ИЛенина.- Т.99.- Вып.4.- М., I960.- C.I63-I86.

136. Ковдратьев Ю.М. Записные книжки Т.Гарди // Иностранная литература.» 1956.- & 12.- G.252-253.

137. Конева Н.И. Основные этапы творчества Р.Киплинга: К проблеме творческой эволюции писателя: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М., 1978.- 15 с.

138. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе.- М., 1980.f360 с.

139. Крутов Ю.Й. Исторический роман Р.Л.Стивенсона: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- М., 19П.- 17 с.

140. Кубатиев А.К. Современный фантастический рассказ Великобритании: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- М., 1980.- 22 с.

141. Кузнецова Л.А. Язык и стиль научно-фантастических романов Г.Уэллса: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- Львов, 1967.- 20 с.

142. Кузьменко Л.М. Повести и новеллы А.Конан ДоЙла о Шерлоке Холм-к се: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- М., 1978.- 22 с.-1

143. Кузьмин Б. О Голдсште, о Байроне, о Блоке: Статьи о литературе,- II., 1977,- 310 с.

144. Кузьмук В.А. Типология современного русского рассказа: Авто-реф. дис. . кавд. филол. наук.- М., 1977.- 22 о.

145. Кургинян М.С. Человек в литературе XI века.- й., 1989,- 243 с.

146. Ладыгин М, Английский исторический роман неоромантизма // Вопросы национальной специфика произведений зарубежной литература.-Иваново, 1979.- С.54-68.

147. Левидова й. Английский рассказ в 70-е годы // Вопросы литературы.- 1984.- № 4.- С.43-73.

148. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра.- Свердловск, 1982,- 254 с.

149. Лейтес Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени: Учебное пособив по спецкурсу.- Пермь, 1980.- 89 с.

150. Литература эпохи Возрождения и проблемы веешрной литерату -ры.-М., 1967.- 516 с.

151. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.- М., 1970.178 с.

152. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы,- 1968,- J& 8,- С.74-87.

153. Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий.- М., 1979.263 с.

154. Луков В.А. Своеобразие французского неоромантизма // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе.- М., 1979,- С.19-31.

155. Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 т.- М., 1963-1967.

156. Любимова А.Ф. Концепция "маленького человека" в социально-психологических романах Г.Уэллса "Киппс" и "История мистера Полли" // Из истории реализма в литературе Англии.- Пермь,1980.-С.II2-I23.

157. Михальекая Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века,- 1., 1982,- 191 с.

158. Огнев А.В. 0 поэтике современного русского расеказа,- Сара -тов, 1973,- 219 с.

159. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа: Проблемы и суждения.- Новосибирск, 1976.- 196 с.

160. Олдингтон Р.Стивенсон. Портрет бунтаря.- M.f 1973.- 286 с.

161. Оленева В.И. Социальные мотивы в американской новеллистике: 60-70-е годы.- Киев, 1978.- 207 с.181, Оленева В.И. Современная американская новелла.- Киев, 1973,254 с.

162. Олганив Р.В. Киплинг-новеллист // Ученые записки МПЗИ им. В,И. ш Ленина: Зарубежная литература,- М., 1966,- C.I03-I20,1. Ь -ж

163. Павлова Н.С. Типология нешцкого рошна: 1900-1945.- М., 1982,- 276 с.

164. Петровский М.А. Морфология новеллы //ктз poetica. 4.1.-М., 1927.-C.69-I02.

165. Покровская Т.Г. Социальный роман Томаса Гарда: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- М#, 1954.- 14 с.

166. Поляков М. Вопросы поэтики ж художественной семантики.- М., 1978.- 444 с.

167. Порфирьева Т#А. Особенности поэтики О.Уайльда: Новеллы» роман, сказки: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- М., 1983.-25 с.

168. Поспелов Г.Н. Теория литературы.- М., 1978.- 351 с.

169. Поспелов Г.Н. Типология родов и жанров // Вестник МГУ.- Сер. 9: Филология. — 1978.- Л 4.- C.I2-I8.

170. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы.-М., 1972.- 270 с.

171. Пропп В Л. Принципы классификации фольклорных жанров // Советская этнография.- 1964.- Л 4.- С.147-152.

172. Пучкова Г.А. О жанровых особенностях английского рассказа конца XIX начала XX века // Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе.- Вып.1.- Красноярск, 1976.- С.70-86.

173. Пучкова Г.А. Английски! рассказ первой трети XX вежа ж традиvции АЛЛехова: Автореф. дис. канд. филол. наук.-М., 1966.20 е.

174. Радхакрипшан С. Индийская философия: В 2 т.- М., 1956-1957.

175. Реизов Б.Г. Вопросы периодологии в истории литературы // Филологические науки.- 1969.- I 3.- С.92-103.

176. Ремизов Б.Б. Элизабет Гаскелл: Очерк жизни и творчества.-Киев, 1974.- 173 о.

177. Ромм А.С. Шоу теоретик.- I., 1972.- 148 с.м 198. Руднева Е.Г. Романтика в критическом реализме как теоретик©- хш литературная проблема: Автореф. дне, . * докт. фшшл. наук,- М.( 1989,- 36 о.

178. Русская литература конца XIX начала XX века: Девяностые годы,- М., 1968.- 502 с.

179. Самарин P.M. Редьярд Киплинг // Киплинг Р. Лиспет: Рассказы. -Л., 1968.- С.3-22.

180. Себежко Е.С. Мастерство Конрада-новеллиста // Проблемы мае -терства писателя.- 1Ула, 1975.- С.69-85.

181. Сильман Т. Подтекст это глубина текста // Вопросы литературы.- 1969.- № I.- С.89-102.

182. Скляр Ф.М. Р.Киплинг-новеллист: От репортажа к рассказу // Вопросы зарубежной литературы.- «№ 603.- Ташкент, 1979.- С.53-62.

183. Скобелев В.П. Поэтика рассказа.- Воронеж, 1982.- 155 с.

184. Славянский сборник.- Вып. II.- Фрунзе, 1964.- 212 с.

185. Соколова Й.В. Современная английская новелла: К вопросу о поэтике жанра: Автореф. дие. . канд. филол. наук.- М.,1979.- 18 с.

186. Скороденко В. Предисловие // Современная английская новелла.-М., 1969.- C.3-I3.

187. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения.-Киев-Одесса, 1983.- 140 с.

188. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма.- М», 1988.232 с.

189. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе >h II Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения.- Л.,1.ш 1974.- С.168-202.

190. Субботина К.А .Чехов и Мопассан в традиции английского рассказа XI века // Историко-литературный сборник.- I., 1966.- С.327-347.

191. Субботина К.А. Чехов в Англии: Основные проблемы освоения и восприятия творчества писателя в Англии: Автореф. дие. . . канд. филол. наук.- I., 1969,- 24 с.

192. Сучков Б. Лики времени: В 2 т.- М., 1976.

193. Сучков Б. Исторические судьбы реализма: Размышления о твор -ческом методе.- M.t 1967.- 462 с.

194. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освеще-± нии. Роды и жанры литературы.- М., 1964.- 485 с.

195. Тимофеев Л.И. Советская литература: Метод» стиль, поэтика.-M.t 1964.- 523 с.2X9. Томашевский Б. Теория литературы: Поэтика.- Изд. 6-е.- М.-Л., 1981,- 244 е.

196. Тугушева М.П. Современная американская новелла: Некоторые черты развития.- М., 1972.- 78 с.

197. Тугушева М.П. Джон Голсуорси: Жизнь ж творчество.- M.t 1973.176 с.222. 1-ураев С.В. Концепция личности в литературе романтизма // Контекст 1977.- М., 1978.- С.227-247.v

198. Урнов Д.М. Соотношение творчества и жизненного материала // Контекст 1982.- М., 1983.- С. 136-163.

199. Урнов Д.М. Джозеф Конрад.- М., 1977.- 126 с.

200. Урнов Д.М. Реальная ж мнимая "объективность" в стиле Джозефа Конрада // Типология стилевого развития XIX века.- М., 1977.-С.465-481.

201. Урнов Д.М. Другая книга Джеймса Джойса: 0 романе "Портрет художника в юности" // Иностранная литература.- 1976.-й 12.-С. 187м 197.

202. Урнов Д.М., Урнов М.В. Литература и движение времени: Из опыта английской и американской литературы XX века,- М., 1978.-268 с.

203. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе.- М., 1986.382 с.

204. Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. Конец XIX начало XX века.- М., 1970.- 431 с.

205. Урнов М.В. Томас Гарди: Очерк творчества.- М., 1969.- 149 е.

206. Урнов М.В. Роберт Луис Стивенсон: Жизнь и творчеств© // Стивенсон Р.Л. Собр. соч.: В 5 т.- T.I.- М., 1967.- С.3-48.

207. Усачева Н.И. Подтекст в коротком рассказе // Анализ стилей ^ зарубежной художественной и научной литературы.- Л., 1962.- С. 7784.

208. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы.- Л., 1982.- 185 е.

209. Федоров А.А. Предметно-пространственный мир как средств® характеристики главной героини в романе Т.Гарди "Тэсс из рода д*Эр-бе рвиллей" // Из истории реализма в литературе Англии.- Пермь, 1980.- С.83-90.

210. Федоров А.А. Проблема мастерства Томаса Харди в романах 8090-х годов: Характер, сюжет, конфликт: Автореф. дис» . канд. филол. наук.- М., 1975.- 24 е.

211. Фоке Р. Роман и народ.- Л., 1939.- 232 с.v

212. Фомина Е.А. Социально-бытовые романы Г.Уэллса: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- М., 1971.- 21 с.

213. Фонер Ф. Джек Лондон американский бунтарь.- М,, 1966.-239 с.

214. Фортунатов Н.М. Особенности построения чеховской новеллы: К проблеме художественного метода АЛДехова: Автореф. дис. . докт. филол. наук.- М., 1979.- 38 с.

215. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт: Путь и метод.- М., 1965.- 374 с.

216. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма.- Л., ЮТ.- 292 с. 4 242. Харди Т. Еиобиблиографический указатель / Сост. Парчевская Б.М.- ОТ 1. M., 1982.- 120 с.

217. Храпченко Й.Б. Художественное творчество, действительность, человек.- М., 1978.- 365 с.

218. Хралченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М., 1975.- 407 с.

219. Цибульская В.В. Новеллистика Джозефа Конрада: Проблематика и поэтика: Автореф. дис. . канд. фалоя. наук.- Киев, 1982.- 23 с.

220. Цибульская В .В. К спорам о проблематике "Сердца тьмы" Д.Конрада // Филологические науки.- 1977.- В 6,- C.8I-86.

221. Цьовх Я.й. Эстетическая функция колорита в фороайтовском цикле Д.Голсуорси // Филологические науки.- 1982.- J 4.- С.32-37.

222. Шилиня Б.К. Сюжет и композиция романов Джозефа Конрада: Автореф. дис. . канд. фшгол. наук.- М., 1977,- 24 е.

223. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.- СПб., 1898.-431 с.

224. Шубин Э.А. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра.- Л., 1974,- 181 с.

225. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики.-М., 1982,- 192 с.

226. Чернец Л.В. О функциях литературного жанра // Известия АН СССР.- Сер. литер, и языка.- Т.38.- 1979.- № 6.- С.543-551.

227. Честертон Г.К. Чарльз Диккенс.- М., 1962.- 205 с.

228. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи.- М., 1975.- 375 с.

229. Чичерин А.В. Соответствия в истории разных литератур // Во -проси литературы.- 1965.- № 10.- С. 171-179.

230. Чуркин А.Н. Первый рассказ Герберта Уэллса // Нева.- 1963.Л I.- С.100-104.

231. Элиот Т.С. "Улисс", порядок и миф // Иностранная литература.-1988.- & 12.- С.226-228.

232. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения.-М., 1985.- 282 с.259* Albright Е.М. The Short Story: Its Principles and Structure.-N.Y., 1924.- 260 p.

233. Allen W. The Short Story in English.- Oxford, 1981.- 413 p.

234. Allen W, The English Novel.- L., 1978,- 376 p.

235. American Literary Essays / Ed. by L.Leary.- N.Y., 1960.-318 p. 263# Baines J. Joseph Conrad: A Critical Biography.- L., 1960.507 p.

236. Baker E.A. The History of the English Novel: In 10 vols,-L., 1939.

237. Balfour G. The Life of R.L.Stevenson: In 2 vols.- L., 1901.

238. Bates H.E. Modern Short Story.- L., 1942.- 231 p.

239. Beachcroft Т.О. A Survey of the Short Story in English.- L., 1968.- 286 p.

240. Bennett A. and Wells H.G.- Urbana, 1960,- 290 p.

241. Bennett E,K, A History of German Noveilе.- Cambridge, 1961,315 p.

242. Benstock B, James Joyce; the undiscover'd country,- N.Y., 1977.- 201 p.

243. Bojarski E.A, A Conversation with Kipling on Conrad // The Kipling Journal.- Vol.XXXIV,- No,162,- June 1967,- P.12-15.

244. Bodelsen C.A. Aspects of Kipling's Art.- Manchester, 1964.169 p.

245. Bonheim H, The Narrative Models: Techniques of the Short Story.- Cambridge, 1982.- 197 p.

246. Bowen E. The Paber Book of Modern Short Story,- L,, 1936.220 p.

247. Bradbrook M.C. Joseph Conrad: Poland's English Genius.- Cambridge, 1942,- 79 p.

248. Brown G.E. A Book of R.L.Stevenson's Works, Travels and Commentators.- L., 1919.- 298 p.277» Brown H. Rudyard Kipling,- L., 1946.- 224 p.

249. Canby H.S. The Short Story in English»- N.Y., 1909.- 386 p.279* Carpenter R. Thomas Hardy.- N.Y., 1964*- 223 p.

250. Carrington C. Rudyard Kipling! His Life and Work.- L.f 1978.652 p.

251. Cassill R.V. Writing Fiction.- N.?., 1963.- 304 p.

252. Caudwell C. Romance and Realism: A Study in English bourgeois literature.- Princeton, 1970.- 144 p.

253. Caudwell C. Studies in Dying Culture.- L., 1938.- 228 p.

254. Chesterton G.K. The Victorian Age in Literature.- L.» 1936.256 p.

255. Collier W. History of English Literature.- L., 1912.- 836 p.

256. Collins A.S. English Literature of the Twentieth Century.-L., 1956.- 378 p.

257. Conrad: The Critical Heritage / Ed. by N.Sherry,- London-Boston, 1973.- 393 p.

258. Cooper P. Some American Story-Tellers.- N.Y., 1911.- 388 p.

259. Cornell L. Kipling in India.- N.Y., 1966.- 224 p.

260. Costello P. James Joyce.- Dublin, 1980.- 135 p.

261. Critics and Criticism: Essays in Method.- Chicago, 1963.-276 p

262. Daiches D. Some Late Victorian Attitudes.- L., 1969.- 125 p. * 293. Daiches D. The Novel and the Modem World.- L.t 1939.- 220 p.

263. Dark L. The Outline of H.G.Wells.- L., 1922.- 162 p.

264. Dobree B. Rudyard Kipling: Realist and Fabulist.- L., 1967.244 p.

265. Doyle A.C. Mr. Stevenson's Method in Fiction // National Review.- 1890.- No.1.- P.47-53.

266. Duztman J. Rudyard Kipling Re-Estimated // Marxism Today. -August 1965.- P.242-248.

267. Eigner E.M. R.L.Stevenson and Romantic Tradition.- Princeton,

268. Ellraann R. James Joyce.- L., 1966.- 842 p.

269. Elwin M. The Strange Case of R.L.Stevenson.- L., 1950.- 256 p.

270. Evans I. English Literature: Values and Traditions.- L., 1962. 96 p.

271. Friedman A. The Turn of the Hovel.- L., 1970.- 212 p.

272. Frierson W. The English Hovel in Transition: 1885-1940.- Herman, 1942.- 333 p.

273. Gallienne Le R. The Romantics' 90-s.- H.Y., 1926.- 204 p.

274. Gardner J. and Dunlap L. The Forms of Fiction.- N.Y., 1962.657 p.

275. Gilbert E. "Without Benefit of Clergy": A Farewell to Ritu -al // Kipling and the Critics.- N.Y., 1965.- P.163-183.

276. Gordan J.D. Joseph Conrad: The Making of a Novelist.- Cam -bridge, 1941.- 430 p.

277. Gorman H. James Joyce.- H.Y., 1939.- 358 p.

278. Gosse E. Gossip in a Library.- L., 1891.- 437 p.

279. Grabo C.H. The Art of Short Story.- H.Y., 1913.- 321 p.

280. Graver L. Conrad's Short Fiction.- Berkeley and Los Angeles, 1969.- 239 p.

281. Gregor I. The Great Web: The Form of Hardy's Major Fiction.-H.Y., 1974.- 236 p.

282. Guerard A,J. Introduction // Conrad J. Heart of Darkness and The Secret Sharer.- H.Y., 1950.- P.3-18.314* Guerard A. J.Thomas Hardy: The Hovels and Stories.- Cambridge, 1949.- 177 p.

283. Gwinn S. R.L.Stevenson.- L., 1939.- 267 p.

284. Hanson C. Short Stories and Short Fictions: 1880-1980.- L., 1985.- 189 p.

285. Hardy F.E. The Life of Thomas Hardy: In 2 vols.- L., 1933.

286. Hardy Т.: The Critical Heritage / Ed. by R.G.Coz.- L., 1970.

287. Hewitt D. Conradj A Reassesment.- Cambridge, 1952.- 141 p.

288. Jean-Aubry G. The Sea Dreamer.- N.Y., 1957.- 321 p.

289. Johnson E.D. The Eighteen Nineties Perspective //Wilde and the Nineties.- Princeton, 1966.- P. 25-30.

290. Johnson E.D. The Art of Thomas Hardy.- N.Y., 1965.- 367 p.

291. Johnson P.H. John Galsworthy // New York Times Book Review.-196*7.- March 1.

292. Joyce: A Collection of Critical Essays / Ed. by W.M.Chace.-N.Y., 1974.- 184 p.

293. Joyce J.: The Critical Heritage / Ed. by R.Deming.- N.Y.,1970.

294. Joyce's J. Dubliners: Critical Essays / Ed. by C.Hart.-L., 1969.- 183 p.

295. Karl P.R. A Reader's Guide to Joseph Conrad.- N.Y., 1960.308 p.

296. Kennedy J.M. English Literature: 1880-1905.- L., 1912.-340 p,

297. Kiely R. Robert Louis Stevenson and the Fiction of Adven -ture.- Cambridge, 1964.- 285 p.

298. Kincaid D. British Social Life in India: 1608-1937.- L., 1939.- 344 p.

299. Kipling's Mind and Art / Ed. by A.Rutherford.- Edinburgh-London, 1964.- 278 p.

300. Kipling: The Critical Heritage / Ed. by R.L.Green.- L.,1971.- 409 p.

301. Kirschner P. Conrad: The Psychologist as Artist.- Edinburgh, 1968.- 298 p.

302. Lazarus A. and Smith H. Glossary of Literature and Composition.» N.Y., 1973.- 343 p.

303. Leavis P. The Great Tradition.- L., 1955.- 266 p.

304. Lubbers K. Typologie der Short Story.- Darmstadt, 1977.216 S.

305. Marrot H.V. The Life and Letters of John Galsworthy.- L., 1935.- 818 p.

306. Matthews B. The Short Story: Specimens illustrating, its development.- N.Y., 1907.- 399 p.

307. Maugham S. Maugham's Choice of Kipling's Best.- N.Y., 1952.324 p.

308. McConnell P. The Science Fiction of H.G.Wells.- N.Y., 1981. 235 p.

309. McMunn G. Rudyard Kipling: Craftsman.- L., 1937.- 184 p.

310. Megroz R. Joseph Conrad: Mind and Method.- N.Y., 1964.- 269 p< 343* Meyers J. Thoughts on "Without Benefit of Clergy'» // The Kipling Journal.- Vol.36.- No.172.- December 1969»- P.8-11.344» Najder Z. Conrad's Polish Background.- L., 1964»- 313 p.

311. O'Connor P. The Lonely Voice: A Study of the Short Story.-N.Y., 1963.- 220 p.

312. O'Paolain S. The Short Story.- L., 1972.- 269 p.

313. Orel H. The Victorian Short Story: Development and Triumph of Literary Genre.- Cambridge, 1986.- 213 p.

314. Osbom A. Joseph Conrad: A Study Non-Conformity.- N.^., 1959.- 212 p.

315. Pattee P.L. The Development of the American Short Story.-N.Y., 1923.- 388 p.

316. Peden W. The American Short Story: Continuity and Change: 1940-1975.- Boston, 1975.- 215 p.

317. Phelps W.L. The Advance of the English Novel.- N.Y., 1916.334 p.

318. Powys J.C.Essays on Joseph Conrad and Oscar Wilde.- Kansas, 1923.- 185 p.

319. Prophete J. Lea parapersonnages dans les tragedies de Racine. Paris, 1981.- 137 p.

320. Quiller-Couch А.Т, Adventures in Criticism*- Cambridge, 1924.- 222 p.

321. Raknem I. H.G.Wells and Ms Critics.- Oslo, 1962.- 475 p.

322. Rao K.B. Rudyard Kipling's India.- Norman, 1967.- 190 p.

323. Reid I. The Short Story: The Critical Idiom,- No,37#- L., 1977.- 76 p.

324. Reilly J, The Short Stories of Thomas Hardy // Rellly J, On Books and Men,- N,Y,, 1942,- РИ17-129,

325. Rickett A. A History of English Literature.- L., 1933.702 p.

326. Saintsbury G, A History of Nineteenth Century Literature: 1780-1895.- L., 1896,- 477 p.

327. Schalit L. John Galsworthy: A Survey.- N,Y., 1970,- 333 p.

328. Schwartz J. The Writings of A.E.Coppard.- L., 1931.- 73 p.

329. Scott A.P. Current Literary Terms,- L., 1965,- 324 p*

330. Scott-James R.A. Fifty Years of English Literature: 19001950.- L., 1951.- 255 p.

331. Serra E. Tipologia del cuento literario: Textos hispano -amer.- Madrid, 1978.- 199 p.

332. Shaw H. Dictionary of Literary Terms.- N.Y., 1972,- 402 p.

333. Shippey T.A. Borrowing and independence in Kipling's "The story of Muhammad Din" // The Modern Language Review.- Vol.67»-No,2,- April 1972,- P,264-270,

334. Short Story Theories / Ed, by C,E.May,- Athens (0.), 1976,251 p.

335. Singh B, A Survey of Anglo-Indian Fiction.- Oxford, 1934.344 p.

336. Smit J.H. The Short Stories of John Galsworthy.- N.Y., 1966,- 157 p.

337. Stevenson L. The English Novel: A Panorama.- Boston, 1960.539 p.

338. Stevenson R.L.: The Critical Heritage / Ed. by P.Maixner.-L., 1981.- 532 p.

339. Stevensoniana; an anecdotal life and appreciation of R.L. Stevenson / Ed. Ъу J.Hammerton.- Edinburgh, 19Ю,- 391 p.

340. Suberville J. Theorie de L'art et des Genres Litteraires.-Paris, 1955»- 486 p.

341. Swinnerton F, R.L.Stevenson: A Critical Study.- L., 1914.215 p.

342. Takahashi G. Studies in the works of John Galsworthy with special reference of his visions of love and beauty.- Tokyo,1954.- 392 p.

343. Viebrack H. James Joyce: Mensch und Werk.- Akzente*- Hf.2»-S.69-77.

344. Ward A.C, Aspects of the Modern Short Story English and American.- L., 1924.- 307 p.

345. Weber C, Hardy of Wessex: His Life and Literary Career N.Y., 1940.- 302 p.

346. Wells H.G.: The Critical Heritage / Ed. by P.Parrinder.-London-Boston, 1972.- 351 p.

347. White R.J. Thomas Hardy and History.- N.Y., 1974#- 152 p.

348. Wiese B. von. Die deutsche Novelle von Goethe bis Kafka,-^ Dusseldorf, 1967.- 350 S.