автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Антропология религии Пауля Рэдина

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Барашков, Виктор Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Антропология религии Пауля Рэдина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Антропология религии Пауля Рэдина"

На правах рукописи

Барашков Виктор Владимирович

АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ ПАУЛЯ РЭДИНА

Специальность 09.00.14 - Философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

28 ноят

Москва-2013 00554001О

005540010

Работа выполнена на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова».

Научный руководитель: Никонов Кирилл Иванович

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Элбакян Екатерина Сергеевна

доктор философских наук, профессор, образовательное учреждение профсоюзов ВПО «Академия труда и социальных отношений» (профессор кафедры социологии и управления социальными процессами социально-экономического факультета)

Канаков Дмитрий Владимирович

кандидат философских наук, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ) (доцент кафедры философии и культурологии гуманитарного института)

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский авиационный

институт (национальный исследовательский университет)»

Защита диссертации состоится «23» декабря 2013 г. в 13:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.09 на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, А-812.

Автореферат разослан «19» ноября 2013 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета Скворцов Алексей Алексеевич

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Интерес к изучению темы диссертационной работы возникает в связи с развитием исследований в современном религиоведении, в том числе и в отечественном, в области его истории и методологии. Одними из первых работ в этой области в России стали книги А. Н. Красникова «Методология классического религиоведения» (2004) и «Методологические проблемы религиоведения» (2007)1, в которых обстоятельно рассматриваются как основные этапы развития западного религиоведения, так и разнообразные методологические подходы, которые использовались исследователями. В них, в частности, отмечается значимость для религиоведения теоретической концепции Пауля Рэдина (Paul Radin, 18831959) - одного из ведущих американских антропологов исторической школы антропологии, основанной Францем Боасом2.

Первое, что привлекает исследователя в концепции П. Рэдина, это выдвинутая им методология изучения первобытных обществ и их религии, тесно связанная с методиками полевого исследования. По глубине разработки требований к полевому исследованию и качественному социальному анализу концепция П. Рэдина не уступает знаменитой концепции полевых исследований Бронислава Малиновского, созданной в те же годы.

1 Красников А.Н. Методология классического религиоведения. - Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение», 2004. - 148 е.; Он же. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2007. - 239 с. А. Н. Красников защитил в 2007 году докторскую диссертацию на тему «Методология западного религиоведения второй половины XIX - XX веков». Вопросы методологии и истории религиоведения (в частности, антропологии религии) разрабатывают также М.М. Шахнович (См.: Шахнович ММ. Антропологическое религиоведение в российской академической науке в первой четверти XX века // Петербургская академия наук в истории академий мира. Том IV. — СПб., 1999. - С. 96-100; Она же. «Наука о религии» в современном российском обществе // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002) / Сост. и науч. ред. М. М. Шахнович. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 75-79; Она же. Антропология религии // Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М. М. Шахнович - СПб.: Питер, 2006. - С. 362-383; Она же. Очерки по истории религиоведения. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 290 с.) и И.Н. Яблоков (См.: Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. - M.: Гардарики, 2004 - 317 е.; Он же. Антропология религии в структуре религиоведения // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 2. Исследования. Книга 2: Религиозная и философская антропология: история и современность. - М.: ИД «МедиаПром», 2012. - С. 12-28).

См.: Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007. С. 200. Концепция П. Рэдина освещалась также в следующих публикациях отечественных исследователей: Зильберман Д. Б. Личность и культура в антропологии Поля Радина // Вопросы философии. - 1971. - №6. - С. 163-172; Токарев С. А, Пол Радин о первобытной религии // Религия первобытного общества в свете современных данных: Сборник научных трудов. - Л.: Изд. ГМИРиА, 1984. - С. 18-32.

Во-вторых, фигура П. Рэдина интересна тем, что он соединил в одном лице неутомимого полевого исследователя, изучавшего североамериканское племя виннебаго более 50 лет, и создателя крупной теоретической концепции. Известно, что такие видные исследователи первобытного общества и религии, как Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль и др. были кабинетными мыслителями, и их концепции неоднократно подвергались критике со стороны полевых исследователей. П. Рэдин имел возможность обобщать полученные им самим наблюдения и сравнивать их с наиболее качественными монографиями этнографов по племенам аборигенов, обитающих в других частях света. Школа Боаса отличалась необыкновенно точным, дотошным собиранием фактов и одновременным отказом строить теоретические выводы и обобщения. Но в рамках этой школы строились и теоретические обобщения, в том числе в области религиоведения, примером чего является концепция религии П. Рэдина.

В-третьих, для религиоведа немаловажен тот факт, что из учеников Ф. Боаса П. Рэдин внес наибольший вклад в изучение религии и мифологии аборигенов, им опубликован целый ряд значимых работ в этой области, такие как «Первобытный человек как философ» (1927), «Первобытная религия: ее природа и происхождение» (1937), «Религиозный опыт естественных народов» (1951, на немецком языке), «Мир первобытного человека» (1953), «Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи» (1956). С 1970-х годов концепция религии П. Рэдина стала рассматриваться как один из «классических подходов» к религиоведению, наиболее важным свидетельством этого факта явилась публикация значительных фрагментов из его работ в известном сборнике «Классические подходы к религиоведению. Цели, методы и теории исследования» под редакцией Жака Ваарденбурга (1973)3. Статья о подходе П. Рэдина к изучению

3 Radin P. "The Nature and Substance of Religion", "Primitive Man as Philosopher", "The Religious and the Non-religious Man" // Classical Approaches to the Study of Religion. Aims, Methods and Theories of Research / Ed. by Waardenburg J. - The Hague - Paris: Mouton, 1973. Vol.1. - P. 567-587.

4

первобытной религии появилась в 14-томной «Энциклопедии религии» под редакцией М. Элиаде (1987, 2005)4.

Степень научной разработанности темы. Исследования по истории антропологии (и антропологии религии в частности) занимают важное место в западной историографии. Анализу методологических, теоретических установок представителей школы «исторической антропологии», к которой относился П. Рэдин, а также их вклада в отдельные области антропологии, в западной науке посвящено большое количество ценных монографий и статей. В первую очередь отметим здесь основательные историографические работы Регны Дарнелл, вышедшие в последние десятилетия: «Эдвард Сепир: лингвист, антрополог, гуманист», «Невидимые генеалогии: история американской антропологии» и другие5. Рассмотрению исторического контекста становления взглядов Боаса и его учеников посвятил свои работы известный историк антропологии Джордж Стокинг. Особенно важен в этом отношении сборник статей, изданный под редакцией Дж. Стокинга в серии «История антропологии» - «Уо1к8§е181 как метод и этика: эссе по этнографии Боаса и немецкой антропологической традиции»6. Отметим также новейшие историографические работы, написанные немецкими антропологами1.

Важным при изучении американской исторической школы антропологии является и взгляд «изнутри» - статьи и критические работы Боаса и его учеников, раскрывающие наиболее острые дискуссии по вопросам методологии и теории антропологии внутри самой школы. Прежде всего, здесь следует

4 Diamond Stanley. Radin Paul // Encyclopedia of Religion. Vol. 11 / Lindsay J. - Macmillan Reference USA, 2005 (1st edition- 1987).-P. 7596.

Darnell Regna. Edward Sapir: linguist, anthropologist, humanist. - Berkeley / Los Angeles / London: University of California Press, 1990. - 480 p; Eadern. And Along Came Boas: Continuity and Revolution in Americanist Anthropology. - Amsterdam & Philadelphia: Benjamins, 1998. - xviii, 331 p.; Eadem. Invisible Genealogies: a History of Americanist anthropology. - Lincoln and London: University ofNebraska Press, 2001. - xxvii, 373 p.

6 Slocking George W., Jr. Volksgeist as Method and Ethic: Essays on Boasian Ethnography and the German Anthropological Tradition. - Madison: University of Wisconsin Press, 1996. - 349 p. (History of Anthropology, Vol. 8); Idem. Race, Culture, and Evolution: Essays in the History of Anthropology. - New York: Free Press; London: Collier-Macmillan, 1968. - xx, 380 p.

' Hauptwerke der Ethnologie. Hrsg. von Christian F. Feest und Karl-Heinz Kohl. - Stuttgart: Kröner, 2001. - 568 S.; Köpping Klaus-Peter. Shattering Frames. Transgressions and Transformations in Anthropological Discourse and Practice. - Berlin: Reimer Verlag, 2002. - 294 p.; Petermann Werner. Die Geschichte der Ethnologie. - Wuppertal: Hammer, 2004. - 1095 S.; Heidemann Frank. Ethnologie. Eine Einführung. Vandenhoeck & Ruprecht, 2011. (UTB basics). - 285 S.

отметить две книги учеников Боаса, критически рассматривающие историю антропологии и ее методологию, выработанную к середине XX века: это работы П. Рэдина «Метод и теория этнологии: критическое эссе» (1933) и Р. Г. Лоуи «История этнологической теории» (1937)8.

В отечественной историографии также созданы ценные работы, критически разбирающие историю и методологию этой антропологической школы. Здесь, прежде всего, необходимо отметить фундаментальную работу этнолога-американиста Ю. П. Аверкиевой «История теоретической мысли в американской этнографии»9, а также ее статьи по конкретным проблемам американской антропологии в различных научных журналах и сборниках10. Рассмотрению этого вопроса посвящены несколько глав учебника «История зарубежной этнографии»11, написанного С. А. Токаревым. В последнее время стали выходить переводы отдельных работ представителей школы Боаса. Обычно такие издания сопровождаются содержательными статьями о жизни и творчестве их авторов12.

Особенную ценность для нашей работы представляют исследования американской антропологии религии. Отдельных монографий, посвященных этой проблеме, издано немного, однако существуют обзоры исследований в этой области и отдельные статьи. Важный обзор исследования религий коренных американцев антропологами составил известный шведский этнолог Оке Хульткрантц. В четырех статьях, опубликованных под общим названием

8 RadinP. The Method and Theory of Ethnology: An Essay in Criticism. - 2rf edition. - New York; Basic Books, 1966. - cxx, 278 p.; Lome R. H. The History of Ethnological Theory. - New York: Farrar & Rinehart, 1937. - xiii, 296 p.

9 Аееркиееа Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. - М.: Издательство «Наука», 1979.-288 с.

10 См.: Аееркиееа Ю. П. Франц Боас (1858-1942) // Краткие сообщения института этнографии. Вып. 1. - М., 1946. - С. 101-111; Она же: Современная американская этнография // Советская этнография. - 1932. - №2. - С. 97-102.

" Токарев С. А. История зарубежной этнографии: Учебное пособие. - М.: Высш. школа, 1978. - 352 с.

12 См. напр.: Кибрик А.Е.Э. Сепир и современное языкознание И Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - С. 5-22; Николаев В. Г. Антропология Альфреда КрСбера: основные штрихи // Крёбер А. Л. Избранное: Природа культуры. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 929-976.

«Религия североамериканских индейцев в истории изучения: общий обзор» 13 он рассмотрел труды американских антропологов до начала 1960-х годов. В своих более поздних работах он расширил этот обзор до конца XX века.

Источники по антропологической концепции П. Рэдина можно разделить на несколько категорий. Во-первых, это работы, в которых освещаются основные вехи его научной биографии и дается общий обзор его вклада в антропологию. Биография П. Рэдина раскрыта в публикациях Коры Дюбуа14, Стэнли Даймонда15, Дэвида Дж. Сепира16, X. Хойджера17, а также в энциклопедических статьях18. Обзор его вклада в антропологию сделал Стэнли Даймонд (в предисловиях к работам П. Рэдина и в уже названных нами энциклопедических статьях), а на рубеже веков вышли статьи Себастиана Брауна «Пауль Рэдин: попытка интеллектуальной биографии»19 и Кристера Линдберга «Пауль Рэдин: антропологический Трикстер»20, в которых впервые предпринималась попытка по-новому осмыслить вклад П. Рэдина в антропологию в контексте XX века и дать некоторые перспективы дальнейшего развития идей Рэдина в веке XXI.

Во-вторых, следует выделить работы, специально рассматривающие методологию П. Рэдина и его вклад в полевые исследования. Здесь следует отметить введение Артура Дж. Видиха ко второму изданию книги П. Рэдина

" Hultkrantz Âke. North American Indian Religion in the History of Research: A General Survey. Part I-IV // History of Religions: Vol. 6, No. 2 (Nov., 1966). - P. 91-107; Vol. 6, No. 3 (Feb., 1967). - P. 183-207; Vol. 7, No. 1 (Aug., 1967). -P. 13-34; Vol. 7,No. 2 (Nov., 1967).-P. 112-148.

14 Du Bois Cora. Paul Radin: an Appreciation // Culture in History: Essays in Honor of Paul Radin / Edited by Stanley Diamond. - New York, 1960. - P. ix-xvi.

15 Diamond Stanley. Radin Paul II International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 13 / David L. Sills ed. - The Macmillan Company & The Free Press, 1968. - P. 300-303; Idem. Paul Radin. An Appreciation // Radin P. The World of Primitive Man. - New York: Dutton, 1971. - P. xiii-xxxvii; Idem. Paul Radin // Silverman S. Totems and Teachers. Perspectives on the History of Anthropology. - New York: Columbia University Press, 1981. - P. 67-97; Idem. Radin Paul// Encyclopedia of Religion. Vol. 11 / Lindsay J. - Macmillan Reference USA, 2005 (1st edition - 1987). -P. 7596.

16 SapirJ. David. Paul Radin, 1883-1959 // Journal of American Folklore, Vol. 74, 1959. -P. 65-67.

" Hoijer Harry. Paul Radin, 1883-1959 // American Anthropologist, New Series, Vol. 61, No. 5, Part 1 (Oct., 1959). -P. 839-843.

18 См. напр.: Désveaux E. Radin Paul // Dictionnaire de l'ethnologie et de l'anthropologie / Sous la direction de Bonté P., Izard M. et Abélès M. et al. - P. : Quadrige : PUF, 2000. - P. 614-615.

" Braun Sebastian. Paul Radin. An attempt at an intellectual biography, 1998. //http://www.und.edu/instrucfc'sbraun/RADIN,pdf

20 Lindberg Christer. Paul Radin: The Anthropological Trickster // European Review of Native American Studies, Vol 14, No 1, 2000. - P. 1-9 // http://indis.se/index.php?option=com_content&view=article&id-28:paul-radin-the-antropological-trickster&catid=16:articles&Itemid=28&lang=en

7

«Метод и теория этнологии: критическое эссе»21 и его же статью «Пауль Рэдин и современная антропология»22. Обзор книги «Метод и теория этнологии» принадлежит также Клаусу-Петеру Кёппингу23. Специальную статью, посвященную рассмотрению общеантропологической концепции П. Рэдина, написал отечественный философ Д. Б. Зильберман24. Его концепция интересует Д. Б. Зильбермана с позиций собственной философско-антропологической системы, в данной статье он также дает анализ концепции религии П. Рэдина.

К третьей категории источников относятся работы, в которых рассматривается вклад П. Рэдина в конкретные разделы антропологии. Сюда входят статьи, разбирающие концепцию антропологии религии П. Рэдина. На данный момент таких работ издано немного. Глубокий анализ антропологии религии П. Рэдина в ее развитии дается в статье Дэвида Бидни «Пауль Рэдин и проблема первобытного монотеизма»25. Обзор книги П. Рэдина «Первобытная религия: ее природа и происхождение» дал в своей статье «Пол Радин о первобытной религии» С.А. Токарев26. Отметим также работы Т. Дзёдзи27, О. Хульткрантца28, Л. Сулливана29, Ниниан Р. Штайн30. Отдельные замечания о религиоведческих идеях П. Рэдина можно найти в обобщающих работах Э. Эванс-Притчарда31 и М. Элиаде32.

21 Vidich Arthur J. Introduction // Radin P. The Method and Theory of Ethnology. - 2nd edition. - New York: Basic Books, 1966. - P. vii-cxv.

22 Vidich Arthur J. Paul Radin and Contemporary Anthropology//Social Research. - 1965.-№4.-P. 375-407.

23 Kopping Klaus-Peter. Radin Paul, "The Method and Theory of Ethnology" // Hauptwerke der Ethnologie. Hrsg. von Christian F. Feest und Karl-Heinz Kohl. - Stuttgart: Kröner, 2001. - S. 376-383.

24 Зильберман Д. Б. Личность и культура в антропологии Поля Радина // Вопросы философии. -1971.- №6. - С. 163-172.

25 Bidney David. Paul Radin and the Problem of Primitive Monotheism // Culture in History: Essays in Honor of Paul Radin / Edited by Stanley Diamond. - New York, 1960. - P. 363-379.

26 Токарев С. А. Пол Радин о первобытной религии // Религия первобытного общества в свете современных данных: Сборник научных трудов. - Л.: Изд. ГМИРиА, 1984. - С. 18-32.

27 Joji Tanase. Paul Radin's Theory on Religious Ethnology: A Critical Review on "Primitive Religion. Its Nature and Origin" // The Japanese Journal ofEthnology, Vol. 4 (4), 1938. -P. 705-718 // http://ci.nii.ac.jp/naid/l 10001835322/en

28 Hultkrantz Ake. North American Indian Religion in the History of Research: A General Survey. Part II // History of Religions, Vol. 6, No. 3 (Feb., 1967). - P. 183-207.

29 Sullivan Lawrence E. Multiple levels of religious meaning in culture: a new look at Winnebago sacred texts // The Canadian Journal of Native Studies II, 2 (1982). - P. 221-247.

30 Stein Ninian R. Paul Radin and the Historical Origins of Debates on Indigenous Knowledge // Northeast Anthropology, 72 (Fall 2006). - P. 43-53 // http://www.albany.edu/northeast_anthropology/abstracts/issue74.htm

31 Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии / Пер. с англ. A.A. Казанкова, A.A. Велика; Коммеяг. и послесловие A.A. Казанкова. - М.: ОГИ, 2004. - 142 с.

32 Элиаде М. Ностальгия по истокам. Перевод с французского В. Большакова. - М.: ИОИ, 2012. - 272 с.

8

Специально следует рассмотреть степень разработанности темы в отечественной литературе. Отечественные этнологи, этнографы, религиоведы были знакомы с трудами П. Рэдина еще с 1930-40-х годов (Ю.П. Францев33). В 1950-80-е годы во многих работах исследователей можно найти ссылки на труды П. Рэдина, при этом особенно часто цитировались те из них, которые относились к области антропологии религии (Б.И. Шаревская34, В.Ф. Зыбковец35 и др.). Первые специальные статьи о концепции антропологии П. Рэдина появились в 1970-1980-е годы - это уже упомянутые в нашем обзоре статьи известного российского философа, культуролога Д.Б. Зильбермана «Личность и культура в антропологии Поля Радина» и видного этнолога С.А. Токарева «Пол Радин о первобытной религии». С.А. Токарев высоко ценил эвристические возможности концепции П.Рэдина, неоднократно ссылаясь на его данные о религиях американских индейцев в своих обобщающих работах о религии36, приводя в дискуссиях о сущности религии позицию П.Рэдина37, посвящая рассмотрению его методологических идей параграф в уже упомянутом нами знаменитом учебнике «История зарубежной этнографии». Из критических обзоров концепции религии П. Рэдина особенно отметим вышедшие в последнее десятилетие две работы этнографа и религиоведа В.Р. Кабо: «Происхождение религии: история проблемы»38, где два параграфа посвящены рассмотрению теорий религии американских антропологов XX века, и «Круг и крест: размышления этнолога о первобытной духовности»39, где автор, основываясь на своих полевых исследованиях, принимает и углубляет

33 Францев Ю.П. Фетишизм и проблема происхождения религии. - М.: Гос. антирелиг. изд-во, 1940. -144 с.

34 Шаревская Б. И. Проблемы первобытной религии в трудах современных буржуазных ученых (Обзор зарубежной научной литературы 1940-1950 гг.) // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия, том LI. - М,: Издательство Академии Наук СССР, 1959. - С. 76-112; Она же. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. -М.: Издательство «Наука», 1964. - 388 с.

35 Зыбковец В. Ф. Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. - 248 с; Он же. Проблема происхождения религии в современной буржуазной историографии // Вопросы истории. - 1970. - №10. - С. 56-69.

36 Токарев С. А. Ранние формы религии. - М.: Политиздат, 1990. - 622 е.; Он же. Религия в истории народов мира / Общ. ред. и предисл. А. Н. Красникова. - 5-е изд., испр. и доп. - M.: Республика, 2005. - 543 с.

37 Он же. О религии как социальном явлении (мысли этнографа) // Советская этнография. - 1979. - №3. - С. 87105.

38 Кабо В. Р. Происхождение религии: история проблемы. - Канберра: Алчеринга, 2002. - 149 с.

39 Он же. Круг и крест: размышления этнолога о первобытной духовности. - М.: Вост. лит., 2007. - 328 с.

9

идею американского антрополога о существовании «философов» среди обществ аборигенов. Идеи П.Рэдина стали получать освещение в курсах по антропологии религии40.

Настоящее исследование призвано восполнить имеющийся в отечественной науке пробел в исследовании истории и методологии американской антропологии религии. На русский язык была переведена лишь одна работа П. Рэдина - «Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи»41, а также небольшие фрагменты из его работ «Первобытный человек как философ» и «Мир первобытного человека»42. Планы по публикации в одном из петербургских издательств переводов его книг «Первобытный человек как философ» и «Первобытная религия» по разным причинам не осуществились. В настоящее время остаются непереведенными, а потому и малоизученными работы П. Рэдина теоретического характера. Изучение концепции П. Рэдина может обогатить отечественную науку новыми методологическими подходами, которые разработал и применял американский ученый, позволит ввести понятия и подходы П. Рэдина к изучению религии в оборот отечественной гуманитарной науки.

В качестве объекта данного исследования выступают труды П. Рэдина, в которых нашли отражение его взгляды на религию аборигенов.

Предметом исследования является антропология религии П. Рэдина как один из важнейших разделов его антропологической концепции.

Целью настоящей диссертационной работы является основанная на первоисточниках реконструкция и анализ системы идей антропологии религии

40 См. напр. Красников А.Н. Учебно-методический комплекс по магистерской программе «Этнография и этнология религии» // Религиоведение. - 2011. - №3. - С. 180-192.

41 Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи. Перевод с английского Кирющенко В.В. - СПб.: Евразия, 1999. - 288 с.

42 Радии П. Примитивный человек как философ: Предисловие; Введение к I части; Д. Дьюи. Вступительное слово. Перевод с англ. и послесловие Кириленко С.А. // Studia culturae. Вып. 5. Альманах. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 229-246; Радин П. Мир примитивного человека: Раздел III. Человек и его мир в мифе, литературе и философии. Перевод Е.В. Сорокиной // Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. - М„ 2005. - №1. - С. 135-178.

П. Рэдина, в особенности выделение основополагающих принципов подхода П. Рэдина (его методологии) к изучению первобытной религии.

Для достижения этой цели представляется необходимым решить следующие задачи:

- выявить предпосылки концепции П. Рэдина в исторической школе антропологии Ф. Боаса;

- следуя схеме, предложенной А.А. Никишенковым43, выделить основные уровни методологии П. Рэдина: философский - понимание предмета и задачи антропологии, конкретно-научный - оригинальные методы исследования, разработанные Рэдином в полемике с методами, использовавшимися в его время, и эмпирический - требования, относящиеся к методике полевых исследований;

дать общую характеристику концепции религии Рэдина, проанализировать подход Рэдина к определению религии и типы религиозных и нерелигиозных личностей, выделяемых им по степени интенсивности религиозного чувства, выявить наиболее существенные аспекты концепции «религиозного формулятора» как центральной для учения Рэдина о религии, рассмотреть роль экономических факторов в развитии религии;

- рассмотреть позицию Рэдина в дискуссиях о природе мышления первобытного человека, проанализировать концепцию Рэдина об «интеллектуальном классе» в первобытном обществе, разобрать отдельные примеры религиозных и философских систематизаций первобытного «философа».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- показано, что для современной науки остаются значимыми следующие положения концепции П. Рэдина: определение религии, фиксирующее роль религиозного чувства, введение в антропологию религии концепции

<3 См.: Ншишенков А. А. История британской социальной антропологии. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - С. 210-214.

«психологических типов», исследование религиозной дифференциации в первобытном обществе, анализ религиозных построений «мыслителей» в первобытном обществе;

- введены в научный оборот отечественного религиоведения не переведенные ранее работы П. Рэдина («Первобытный человек как философ», «Первобытная религия», «Мир первобытного человека» и др.) и полевых исследователей исторической школы антропологии Ф. Боаса - А. Гольденвейзера и Р. Г. Лоуи;

- воспроизведены идеи П. Рэдина о религии в целом, чего в религиоведении еще не было предпринято. Выявлены основные положения его концепции религии.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение диссертации заключается в проведенном систематическом анализе антропологии религии П. Рэдина и в выдвижении нового подхода к ее интерпретации. Результаты проведенного исследования могут быть включены в программы учебных курсов по истории религии, антропологии религии, психологии религии, а также в программы спецкурсов по методологии и истории религиоведения.

Методологическая основа исследования. При проведении диссертационного исследования мы использовали комплекс методов, разработанных в гуманитарных науках: религиоведении, философии, антропологии, социологии, психологии и др. К основным методам, применяемым в нашей работе, относятся дескриптивный и аналитический методы, сравнительно-исторический и герменевтический (внимание к контексту нашей проблематики, метод текстологической реконструкции) подход. Рассматривая концепцию религии П. Рэдина как целостное явление, выделяя в ней различные уровни, мы применяли философско-религиоведческий анализ.

Положения, выносимые на защиту:

1. П. Рэдином были разработаны следующие методы для изучения религии

12

первобытного общества: выведенный им из полевой практики набор требований к методике полевых исследований, метод автобиографий и метод использования «внутренних свидетельств» культуры. Основные направления методологии П. Рэдина относятся к методологии качественного социального исследования, . получающего все большее значение в современной гуманитарной науке.

2. Концепция религии П. Рэдина такими своими чертами, как психологическое толкование природы религиозного опыта и рассмотрение различной степени религиозности у людей (типов людей), продолжает и развивает традицию подхода школы Ф. Боаса к изучению первобытной религии. В то же время она вносит в эту традицию новый ракурс - учёт экономического фактора, влияющего на изменение в формах религии.

3. Рассмотрение П. Рэдином религиозного чувства как главного элемента религии позволяет ему, в зависимости от различий в интенсивности этого чувства, выделить несколько типов людей по степени их религиозности: «истинно религиозные», «время от времени религиозные», «индифферентно религиозные». Выявление различных типов религиозности является оправданным, поскольку фиксирует реально существующие различия в подходах к объяснению религиозных феноменов и поднимает проблему отношений между различными типами людей по поводу религии.

4. Признание П. Рэдином значимости роли «религиозных формуляторов» (которые, с одной стороны, разрабатывают собственные философские построения, с другой стороны, ответственны за компромисс с верованиями остальных членов племени) в развитии религиозных верований было обобщением проявляющегося в антропологии конца XIX - первой половины XX века интереса к изучению «религиозных специалистов» - шаманов, знахарей, жрецов.

5. Концепция П. Рэдина о существовании в обществах аборигенов «интеллектуального класса», «мыслителей», способных размышлять над человеком и окружающим его миром (т.е. над проблемами, традиционными для

13

философии) и строить свои концепции для объяснения тех или иных явлений, отразила тенденцию пересмотра в социальных науках традиционного «европоцентристского» понимания философии. Эта тенденция (и новые попытки ее обоснования) продолжает оставаться актуальной для антропологии до настоящего времени. П. Рэдин доказал, что многие религиозные концепции аборигенов (наделение этическими характеристиками Бога, разработка концепции «Высшего существа») можно лучше понять и объяснить, если признать их философскими построениями «мыслителей».

Апробация диссертационной работы. Основные положения и результаты настоящего исследования были представлены на следующих научных конференциях и семинарах, в том числе международных:

- XIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, 13 апреля 2007 г;

- Семинар Московского религиоведческого общества, Москва, 27 апреля 2007г;

- XV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, 10 апреля 2008 г;

- XVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, 16 апреля 2009 г;

- Совместная научная конференция Философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и ИФТИ св. Фомы «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Москва, 10-11 апреля 2009 г;

- II Межвузовская научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Москва, 23-24 апреля 2010 г;

- Конференция Российского Сообщества преподавателей религиоведения «История отечественного и мирового религиоведения», Москва, 3-4 декабря 2010 г;

- III Межвузовская научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Москва, 18-19 марта 2011 г;

- XVIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2011», Москва, 13 апреля 2011 г;

14

- IV Межвузовская научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Москва, 30-31 марта 2012 г;

- XIX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2012», Москва, 11 апреля 2012 г;

- Первый конгресс российских исследователей религии «Религия в век науки», Санкт-Петербург, 15-17 ноября 2012 г;

- Международная научно-практическая конференция «Человек и религия», Минск, Республика Беларусь, 14-16 марта 2013 г;

- V Межвузовская научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Москва, 5-6 апреля 2013 г;

- V Научный семинар по истории отечественного религиоведения, Москва, 15 апреля 2013 г.

Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Основные положения диссертации получили отражение в публикациях, список которых приведен в конце автореферата.

Структура и объем работы определены поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертации составляет 140 страниц. Список использованной литературы включает в себя 141 наименование, из них 79 - на иностранных языках.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, устанавливается степень научной разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, определяются его объект и предмет, указывается теоретико-методологическое основание исследования, раскрывается его научная новизна, перечисляются основные положения, выносимые на защиту, устанавливается теоретическая и научно-практическая

значимость диссертации, описываются её апробация и структура.

В первой главе - «Специфика американской антропологии школы Ф. Боаса. Методология П. Рэдина» - раскрываются особенности методологии исторической школы антропологии Ф. Боаса, к которой принадлежал П. Рэдин, и предпринимается попытка определить основные черты антропологии религии представителей этой школы. Анализируется методология П. Рэдина, состоящая из трех уровней.

Первый параграф первой главы - «Особенности методологии исторической школы антропологии Ф. Боаса» - содержит анализ контекста методологических дискуссий, характерных для исторической школы антропологии Ф. Боаса в рассматриваемый нами период. Рассматриваются распространенные в американской школе «количественные методы» (статистический, аналитический, распределения культурных черт и другие), которые ориентируются на методы и идеалы естественных наук. Разбираются основные положения критики Рэдином перечисленных методов с позиции «качественных» подходов, учитывающих специфику явлений культуры.

Во втором параграфе - «Основные черты американской антропологии религии исторической школы антропологии Ф. Боаса» -рассматриваются концепции религии Ф. Боаса и его учеников Александра Гольденвейзера и Роберта Гарри Лоуи. Выделяются общие черты подхода к религии исторической школы антропологии: опора на данные полевых исследований, выявление индивидуальных различий в религиях первобытных племен, психологическое толкование природы религии.

В третьем параграфе, озаглавленном «Методология П. Рэдина», и состоящем из трех разделов, раскрываются основные уровни методологии Рэдина: философский, конкретно-научный и эмпирический. Проводится анализ методов, разработанных и используемых ученым, в контексте поисков антропологией первой половины XX века собственных подходов и методов к изучению культуры.

В первом разделе третьего параграфа - «Формулировка предмета и

16

задачи этнологии» - рассматривается осмысление Рэдином предмета и задачи этнологии, отличающее его концепцию от теорий других представителей исторической школы антропологии Ф. Боаса.

Во втором разделе — «Методы конкретно-научного анализа» -выделяются подходы и методы, наиболее характерные для антропологической концепции Рэдина, в том числе для его антропологии религии. Основой его подхода к анализу культуры первобытных обществ является историко-культурный подход, рассматриваемый им в специфическом смысле описания современной культуры того или иного общества, учитывающего ее историю и направленность в будущее только в связи с разъяснением этого конкретного периода. В разделе описывается метод использования «внутренних свидетельств» культуры в изучении первобытной религии, позволяющий, по Рэдину, наиболее точно рассмотреть явления духовной культуры аборигенов. Также рассматривается метод автобиографии, вклад Рэдина в разработку которого признается практически всеми исследователями. Анализируются основные цели, которые ставит Рэдин при использовании данного метода, а также возможные результаты его использования для изучения мышления и религии аборигенов.

В третьем разделе - «Требования к методике сбора полевых данных» - выделяются пять основных требований, содержащихся в трудах Рэдина. Приводится анализ общего подхода Рэдина к полевым исследованиям, выявляются его основные отличия от современных Рэдину работ, дается оценка перспектив применения этих методов в современной антропологии.

Во второй главе - «Основные положения антропологии религии П. Рэдина» - приводится общая характеристика подхода Рэдина к изучению первобытной религии и рассматриваются более подробно основные положения его концепции.

Первый параграф второй главы - «Общая характеристика концепции религии П. Рэдина» - посвящен рассмотрению цели и задач

антропологии религии П. Рэдина. В нем приводится краткая характеристика работ П. Рэдина в этой области знания.

Во втором параграфе - «Психологическая природа религиозного опыта. Определение религии» - дается анализ оригинального определения религии, выдвинутого Рэдином, в котором утверждается связь в религии двух элементов - особого «религиозного чувства» и обычаев, верований, обрядов, связанных с этим чувством. При этом анализ «религиозного чувства» ведется американским антропологом с позиций психологии религии. В этом параграфе рассматривается также разграничение Рэдином понятий «религия» и «магия», «религия» и «фольклорный фон».

В третьем параграфе - «„Психологические типы" личности в первобытном обществе» - рассматривается выдвинутая Рэдином концепция выделения «психологических типов» в первобытном обществе: типов «мыслителя» и «человека действия», а также типов «религиозного человека» и «нерелигиозного человека». Анализируются основные характеристики приведенных типологий, прослеживается их связь с теорией «психологических типов» К.Г. Юнга.

В четвертом параграфе - «Религиозная дифференциация в первобытном обществе» - рассматривается другая типология, приводимая Рэдином, основанная, в отличие от первой, не на различиях в темпераменте, а на отношении групп людей к религии на основе различной степени их «религиозности». Исходя из этого критерия, П. Рэдин выделяет типы «истинно религиозного» (truly religious), «время от времени религиозного» (intermittently religious) и «индифферентно религиозного» (indifferently religious) человека. Раскрывается ключевое для концепции Рэдина понятие «религиозного формулятора», под которым Рэдин подразумевал знахаря, шамана, жреца в их функции создавать (формулировать) религиозные верования и приходить к компромиссу с верованиями остальных членов общества. Дается анализ основных, согласно концепции П. Рэдина, функций и задач религиозных формуляторов. Раскрывается различие их функций в простых и сложных

18

обществах. Рассматриваются основные характеристики этих типов людей в их взаимодействии между собой, а также фиксируется явление «динамики религиозности» в периоды личных и общественных кризисов.

Пятый параграф второй главы - «Экономические факторы религии» - раскрывает связь явлений религии и ее динамики с экономической структурой общества. Анализируется поставленная Рэдином проблема экономического использования магии и религии религиозными формуляторами для повышения своего престижа и власти.

В шестом параграфе - «Основные черты первобытного мышления и концепция „интеллектуального класса" в первобытном обществе» -раскрываются основные характеристики мышления первобытного человека согласно концепции Рэдина. Рассматривается критика им концепции Л. Леви-Брюля о первобытном мышлении и концепции Э. Дюркгейма о власти «коллективных представлений» в обществах аборигенов и отсутствии индивидуальных различий в таковых обществах. Приводится обоснование Рэдином существования «интеллектуального класса» (в который входили люди с темпераментом «мыслителя») в первобытном обществе и анализируются основные проблемы, которые разрабатывал первобытный «философ».

В седьмом параграфе - «Проблема первобытного монотеизма» -рассматривается позиция Рэдина в этнологических дискуссиях о «первобытном монотеизме». Отмечается определенное противоречие в его взглядах на это явление. С одной стороны, он рассматривал монотеизм как религию, к которой в своих размышлениях мог прийти «мыслитель» в любом обществе аборигенов. С другой стороны, он склонен определять воззрения о «Высшем Существе» у аборигенов как «философию», к которой могли прийти группы жрецов лишь в сложных обществах аборигенов и которая не связывалась с общественной практикой поклонения этому божеству.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования и формулируются основные выводы. Отмечается, что в диссертации были выявлены предпосылки концепции религии П. Рэдина в исторической школе

19

антропологии Ф. Боаса. Были установлены общие черты американской антропологии религии, свойственные и концепции Рэдина: психологический подход к определению религии, подчеркивание значимости эмоциональной стороны религии, попытка осуществить синтез имеющихся в то время теорий первобытной религии - анимизма и преанимизма, определение первобытного монотеизма как результата размышлений первобытного «мыслителя», выявление роли индивидуальных различий в духовной культуре первобытных народов, особое внимание к изучению роли «исключительных индивидов» -шаманов, жрецов, знахарей. Делаются выводы по анализу методологии П. Рэдина и отмечается более слабая разработанность ее философского, теоретического уровня, по сравнению с методами, разработанными им на конкретно-научном и эмпирическом уровнях.

Автор диссертации приходит к выводу о том, что о целостной системе антропологии религии П. Рэдина можно говорить, только если под ней мы будем подразумевать определенный набор понятий и категорий, которые Рэдин применял для решения религиоведческих проблем. Подобная схема рассмотрения религии претендует на то, чтобы быть универсальной и использоваться не только при изучении первобытной религии. В то же время, концепции религии в смысле логически упорядоченной системы утверждений Рэдин не создал, что явилось следствием противопоставления в американской антропологии «теории» и «фактов».

Также намечаются дальнейшие перспективы исследования темы. Указывается на необходимость проведения более тщательного исследования философских и религиозных систематизации «интеллектуального класса» в первобытном обществе и включения определения П. Рэдином природы религиозного опыта и его концепции психологических типов в контекст психологии религии. Отмечается, что для современного отечественного религиоведения особенно значимой является задача апробации методов, разработанных П. Рэдином, в конкретных религиоведческих исследованиях.

III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора общим объемом 3,8 пл.:

Публикации в периодических научных изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Барашков В.В. Пауль Рэдин об определении и основных характеристиках первобытной религии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2012. - №1 (8). - С. 214-220.

Статьи, дпубликованные в других научных изданиях:

2. Барашков В.В. Актуальные идеи антропологической концепции религии Пауля Рэдина (1883-1959) // Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». [Электронный ресурс] - М„ 2007. ISBN 5-7776-0079-4.

3. Барашков В.В. Пауль Рэдин о религиозности примитивного общества // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». [Электронный ресурс] - М., 2008. ISBN 978-591579-003-1.

4. Барашков В.В. Пауль Рэдин о роли «религиозного формулятора» в примитивном обществе // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] -М.: МАКС Пресс, 2009. ISBN 978-5-317-02774-2.

5. Барашков В.В. Пауль Рэдин о религиозной дифференциации в примитивном обществе // Научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» 10-11 апреля 2009 года. - М.: ИФТИ св. Фомы, 2009. - С. 223228.

6. Барашков В.В. Рассмотрение проблемы существования монотеизма в первобытных обществах в контексте антропологии религии Пауля Рэдина //

21

Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности: Вып. VI. - М.: Современные тетради, 2010. - С. 211-218.

7. Барашков В.В. Реконструкция религиозных представлений первобытного «философа» // Точки (Puncta). - 2010. - №1-2 (9). - М.: Институт св. Фомы, 2010.-С. 88-91.

8. Барашков В.В. Психологические типы первобытных людей в антропологии религии П. Рэдина // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВА 11» / Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2011. ISBN 978-5-317-03634-8.

9. Барашков В.В. Американская антропология об индивидуальных религиозных представлениях первобытных людей // Точки (Puncta). - 2011. - №1-2 (10). - М.: Институт св. Фомы, 2011. - С. 274-277.

10. Барашков В.В. Первые опыты теоретических обобщений в американской антропологии религии первой половины XX века // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2012. ISBN 978-5-317-04041-3.

11. Барашков В.В. Метод автобиографии в исследовании религиозного опыта первобытного человека // Точки (Puncta). - 2012. - №1-4 (11). - М.: Институт св. Фомы, 2012.-С. 246-250.

12. Барашков В.В. Американская антропология религии исторической школы антропологии Ф. Боаса // Вопросы религии и религиоведения. Вып.2: Исследования. Книга 2: Религиозная и философская антропология: история и современность. - М.: ИД «МедиаПром», 2012. - С. 613-628.

13. Барашков В.В. Антропология религии как раздел религиоведения: обзор литературы, история, основные проблемы // Религиозная антропология и антропология религии (сборник статей в честь 75-летия заслуженного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилла Ивановича Никонова). - М.: ООО «ИПЦ „Маска"», 2013. - С. 6-20.

Отпечатано в ООО «Издательство Спутник+» ПД № 1-00007 от 26.09.2000 г. Подписано в печать 15.11.2013 г. Тираж 120 экз. Усл. п.л. 1,25 Печать авторефератов (495)730-47-74, 778-45-60

 

Текст диссертации на тему "Антропология религии Пауля Рэдина"

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

04201365756

БАРАШКОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ

АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ ПАУЛЯ РЭДИНА

Специальность: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение

Диссертация

на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: д.ф.н., профессор Никонов К. И.

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................3

Глава первая. Специфика американской антропологии школы Ф. Боаса.

Методология П. Рэдина.......................................................................15

§ 1. Особенности методологии исторической школы антропологии Ф.

Боаса.............................................................................................15

§ 2. Основные черты американской антропологии религии исторической школы

антропологии Ф. Боаса.............................................................................20

§ 3. Методология П. Рэдина..................................................................31

3.1. Формулировка предмета и задачи этнологии.................................31

3.2. Методы конкретно-научного анализа..........................................35

3.3. Требования к методике сбора полевых данных.............................46

Глава вторая. Основные положения антропологии религии П. Рэдина...........56

§ 1. Общая характеристика концепции религии П. Рэдина..............................56

§ 2. Психологическая природа религиозного опыта. Определение религии......63

§ 3. «Психологические типы» личности в первобытном обществе.................70

§ 4. Религиозная дифференциация в первобытном обществе.......................80

§ 5. Экономические факторы религии.....................................................93

§ 6. Основные черты первобытного мышления и концепция «интеллектуального

класса» в первобытном обществе....................................................................100

§ 7. Проблема первобытного монотеизма.................................................113

Заключение.....................................................................................124

Библиография................................................................................129

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Интерес к изучению темы диссертационной работы возникает в связи с развитием исследований в современном религиоведении, в том числе и в отечественном, в области его истории и методологии. Одними из первых работ в этой области в России стали книги А. Н. Красникова «Методология классического религиоведения» (2004) и «Методологические проблемы религиоведения» (2007)1, в которых обстоятельно рассматриваются как основные этапы развития западного религиоведения, так и разнообразные методологические подходы, которые использовались исследователями. В них, в частности, отмечается значимость для религиоведения теоретической концепции Пауля Рэдина (Paul Radin, 1883-1959) - одного из ведущих американских антропологов исторической школы антропологии, основанной Францем Боасом2.

Первое, что привлекает исследователя в концепции П. Рэдина, это выдвинутая им методология изучения первобытных обществ и их религии, тесно связанная с методиками полевого исследования. По глубине разработки требований к полевому исследованию и качественному социальному анализу концепция П. Рэдина не уступает знаменитой концепции полевых исследований Бронислава Малиновского, созданной в те же годы.

1 Красников А.Н. Методология классического религиоведения. - Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение», 2004. - 148 е.; Он же. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2007. - 239 с. А. II. Красников защитил в 2007 году докторскую диссертацию на тему «Методология западного религиоведения второй половины XIX - XX веков». Вопросы методологии и истории религиоведения (в частности, антропологии религии) разрабатывают также М.М. Шахновпч (См.: Шахнович М.М. Антропологическое религиоведение в российской академической науке в первой четверти XX века // Петербургская академия наук в истории академий мира. Том IV. — СПб., 1999. - С. 96-100; Она же. «Наука о религии» в современном российском обществе // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002) / Сост. и науч. ред. М. М. Шахнович. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 75-79; Она же. Антропология религии // Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М. М. Шахновнч - СПб.: Питер, 2006. - С. 362-383; Она же. Очерки но истории религиоведения. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 290 с.) и И.Н. Яблоков (См.: Яблоков H.H. Религиоведение: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2004 - 317 е.; Он же. Антропология религии в структуре религиоведения // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 2. Исследования. Книга 2: Религиозная и философская антропология: история и современность. - М.: ИД «МедиаПром», 2012. - С. 12-28).

2 См.: Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007. С. 200. Концепция П. Рэдина освещалась также в следующих публикациях отечественных исследователей: Зильберман Д. Б. Личность и культура в антропологии Поля Радина // Вопросы философии. - 1971. - №6. - С. 163-172; Токарев С. А. Пол Радин о первобытной религии // Религия первобытного общества в свете современных данных: Сборник научных трудов. -Л.: Изд. ГМИРиА, 1984. - С. 18-32.

Во-вторых, фигура П. Рэдина интересна тем, что он соединил в одном лице неутомимого полевого исследователя, изучавшего североамериканское племя виннебаго более 50 лет, и создателя крупной теоретической концепции. Известно, что такие видные исследователи первобытного общества и религии, как Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль и др. были кабинетными мыслителями, и их концепции неоднократно подвергались критике со стороны полевых исследователей. П. Рэдин имел возможность обобщать полученные им самим наблюдения и сравнивать их с наиболее качественными монографиями этнографов по племенам аборигенов, обитающих в других частях света. Школа Боаса отличалась необыкновенно точным, дотошным собиранием фактов и одновременным отказом строить теоретические выводы и обобщения. Но в рамках этой школы строились и теоретические обобщения, в том числе в области религиоведения, примером чего является концепция религии П. Рэдина.

В-третьих, для религиоведа немаловажен тот факт, что из учеников Ф. Боаса П. Рэдин внес наибольший вклад в изучение религии и мифологии аборигенов, им опубликован целый ряд значимых работ в этой области, такие как «Первобытный человек как философ» (1927), «Первобытная религия: ее природа и происхождение» (1937), «Религиозный опыт естественных народов» (1951, на немецком языке), «Мир первобытного человека» (1953), «Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи» (1956). С 1970-х годов концепция религии П. Рэдина стала рассматриваться как один из «классических подходов» к религиоведению, наиболее важным свидетельством этого факта явилась публикация значительных фрагментов из его работ в известном сборнике «Классические подходы к религиоведению. Цели, методы и теории исследования» под редакцией Жака Ваарденбурга (1973) . Статья о подходе П. Рэдина к изучению первобытной религии появилась в 14-томной «Энциклопедии религии» под редакцией М.

3 Radin P. "The Nature and Substance of Religion", "Primitive Man as Philosopher", "The Religious and the Non-religious Man" // Classical Approaches to the Study of Religion. Aims, Methods and Theories of Research / Ed. by Waardenburg J. - The Hague - Paris: Mouton, 1973. Vol.1. - P. 567-587.

Элиаде (1987, 2005)4.

Степень научной разработанности темы. Исследования по истории антропологии (и антропологии религии в частности) занимают важное место в западной историографии. Анализу методологических, теоретических установок представителей школы «исторической антропологии», к которой относился П. Рэдин, а также их вклада в отдельные области антропологии, в западной науке посвящено большое количество ценных монографий и статей. В первую очередь отметим здесь основательные историографические работы Регны Дарнелл, вышедшие в последние десятилетия: «Эдвард Сепир: лингвист, антрополог, гуманист», «Невидимые генеалогии: история американской антропологии» и другие5. Рассмотрению исторического контекста становления взглядов Боаса и его учеников посвятил свои работы известный историк антропологии Джордж Стокинг. Особенно важен в этом отношении сборник статей, изданный под редакцией Дж. Стокинга в серии «История антропологии» - «Уо1к^е181 как метод и этика: эссе по этнографии Боаса и немецкой антропологической традиции»6. Отметим также новейшие историографические работы, написанные немецкими антропологами 1.

Важным при изучении американской исторической школы антропологии является и взгляд «изнутри» - статьи и критические работы Боаса и его учеников, раскрывающие наиболее острые дискуссии по вопросам методологии и теории антропологии внутри самой школы. Прежде всего, здесь следует отметить две книги учеников Боаса, критически рассматривающие историю антропологии и ее методологию, выработанную к середине XX века: это работы П. Рэдина «Метод и

4 Diamond Stanley. Radin Paul // Encyclopedia of Religion. Vol. 11 / Lindsay J. - Macmillan Reference USA, 2005 (1st edition - 1987).-P. 7596.

5 Darnell Regna. Edward Sapir: linguist, anthropologist, humanist. - Berkeley / Los Angeles / London: University of California Press, 1990. - 480 p; Eadem. And Along Came Boas: Continuity and Revolution in Americanist Anthropology.

- Amsterdam & Philadelphia: Benjamins, 1998. - xviii, 331 p.; Eadem. Invisible Genealogies: a History of Americanist antliropology. - Lincoln and London: University of Nebraska Press, 2001. - xxvii, 373 p.

6 Stocking George IK, Jr. Volksgeist as Method and Ethic: Essays on Boasian Ethnography and the German Anthropological Tradition. - Madison: University of Wisconsin Press, 1996. - 349 p. (History of Antliropology, Vol. 8); Idem. Race, Culture, and Evolution: Essays in the Ilistoty of Anthropology. - New York: Free Press; London: Collier-Macmillan, 1968. -xx, 380 p.

7 Hauptwerke der Ethnologie. Hrsg. von Christian F. Feest und Karl-Heinz Kohl. - Stuttgart: Kröner, 2001. - 568 S.; Köpping Klaus-Peter. Shattering Frames. Transgressions and Transformations in Anthropological Discourse and Practice.

- Berlin: Reimer Verlag, 2002. - 294 p.; Petermann Werner. Die Geschichte der Ethnologie. - Wuppertal: Hammer, 2004.

- 1095 S.; Heidemann Frank. Ethnologie. Eine Einführung. Vandenhoeck & Ruprecht, 2011. (UTB basics). - 285 S.

теория этнологии: критическое эссе» (1933) и Р. Г. Лоуи «История этнологической теории» (1937)8.

В отечественной историографии также созданы ценные работы, критически разбирающие историю и методологию этой антропологической школы. Здесь, прежде всего, необходимо отметить фундаментальную работу этнолога-американиста Ю. П. Аверкиевой «История теоретической мысли в американской этнографии»9, а также ее статьи по конкретным проблемам американской антропологии в различных научных журналах и сборниках10. Рассмотрению этого вопроса посвящены несколько глав учебника «История зарубежной этнографии»11, написанного С. А. Токаревым. В последнее время стали выходить

переводы отдельных работ представителей школы Боаса. Обычно такие издания

12

сопровождаются содержательными статьями о жизни и творчестве их авторов .

Особенную ценность для нашей работы представляют исследования американской антропологии религии. Отдельных монографий, посвященных этой проблеме, издано немного, однако существуют обзоры исследований в этой области и отдельные статьи. Важный обзор исследования религий коренных американцев антропологами составил известный шведский этнолог Оке Хульткрантц. В четырех статьях, опубликованных под общим названием

13

«Религия североамериканских индейцев в истории изучения: общий обзор» он рассмотрел труды американских антропологов до начала 1960-х годов. В своих более поздних работах он расширил этот обзор до конца XX века.

Источники по антропологической концепции П. Рэдина можно разделить на несколько категорий. Во-первых, это работы, в которых освещаются основные

8 Radin P. The Method and Theory of Ethnology: An Essay in Criticism. - 2nd edition. - New York: Basic Books, 1966. -exx, 278 p.; Lowie R. H. The History of Ethnological Theory. - New York: Farrar & Rinehart, 1937. - xiii, 296 p.

9 Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. - М.: Издательство «Наука», 1979. -288 с.

10 См.: Аверкиева 10. П. Франц Боас (1858-1942) // Краткие сообщения института этнографии. Вып. 1. - М., 1946. -С. 101-111; Она же: Современная американская этнография // Советская этнография. - 1932. - №2. - С. 97-102.

11 Токарев С. А. История зарубежной этнографии: Учебное пособие. - М.: Высш. школа, 1978. - 352 с.

12 См. напр.: Кибрик А.Е. Э. Сепир и современное языкознание // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - С. 5-22; Николаев В. Г. Антропология Альфреда Крёбера: основные штрихи // Крёбер А. Л. Избранное: Природа культуры. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 929-976.

13 Hultkrantz Ake. North American Indian Religion in the History of Research: A General Survey. Part I-IV // History of Religions: Vol. 6, No. 2 (Nov.; 1966). - P. 91-107; Vol. 6, No. 3 (Feb., 1967). - P. 183-207; Vol. 7, No. 1 (Aug., 1967). -P. 13-34; Vol. 7, No. 2 (Nov., 1967). - P. 112-148.

вехи его научной биографии и дается общий обзор его вклада в антропологию.

Биография П. Рэдина раскрыта в публикациях Коры Дюбуа14, Стэнли Даймонда15,

\С 17 1 в

Дэвида Дж. Сепира , X. Хойджера , а также в энциклопедических статьях .

Обзор его вклада в антропологию сделал Стэнли Даймонд (в предисловиях к

работам П. Рэдина и в уже названных нами энциклопедических статьях), а на

рубеже веков вышли статьи Себастиана Брауна «Пауль Рэдин: попытка

интеллектуальной биографии» 19 и Кристера Линдберга «Пауль Рэдин:

антропологический Трикстер»20, в которых впервые предпринималась попытка

по-новому осмыслить вклад П. Рэдина в антропологию в контексте XX века и

дать некоторые перспективы дальнейшего развития идей Рэдина в веке XXI.

Во-вторых, следует выделить работы, специально рассматривающие

методологию П. Рэдина и его вклад в полевые исследования. Здесь следует

отметить введение Артура Дж. Видиха ко второму изданию книги П. Рэдина

1

«Метод и теория этнологии: критическое эссе»" и его же статью «Пауль Рэдин и современная антропология» " . Обзор книги «Метод и теория этнологии» принадлежит также Клаусу-Петеру Кёппингу ~ . Специальную статью, посвященную рассмотрению общеантропологической концепции П. Рэдина, написал отечественный философ Д. Б. Зильберман24. Его концепция интересует Д.

14 Du Bois Cora. Paul Radin: an Appréciation // Culture in History: Essays in Honor of Paul Radin / Edited by Stanley Diamond. - New York, 1960. - P. ix-xvi.

15 Diamond Stanley. Radin Paul // International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 13 / David L. Sills ed. - The Macmillan Company & The Free Press, 1968. - P. 300-303; Idem. Paul Radin. An Appreciation // Radin P. The World of Primitive Man. - New York: Dutton, 1971. - P. xiii-xxxvii; Idem. Paul Radin // Silverman S. Totems and Teachers. Perspectives on the History of Antliropology. - New York: Columbia University Press, 1981. - P. 67-97; Idem. Radin Paul // Encyclopedia of Religion. Vol. 11 / Lindsay J. - Macmillan Reference USA, 2005 (1st edition - 1987). - P. 7596.

16 Sapir J. David. Paul Radin, 1883-1959 // Journal of American Folklore, Vol. 74, 1959. - P. 65-67.

17 Iloijer Harry. Paul Radin, 1883-1959 // American Anthropologist, New Series, Vol. 61, No. 5, Part 1 (Oct., 1959). - P. 839-843.

18 См. напр.: Désveaux E. Radin Paul // Dictionnaire de l'ethnologie et de l'anthropologie / Sous la direction de Bonté P., Izard M. et Abélès M. et al. - P. : Quadrige : PUF, 2000. - P. 614-615.

19 Braun Sebastian. Paul Radin. An attempt at an intellectual biography, 1998. //http://www.und.edu/instruct/sbraun/RADIN.pdf

20 Lindberg Christer. Paul Radin: The Anthropological Trickster// European Review of Native American Studies, Vol 14, No 1, 2000. - P. 1-9 // http://indis.se/index.php?option=com_content&view=article&id=28:paul-radin-the-antropological-trickster&catid=16:articles&Itemid=28&lang=en

Vidich Arthur J. Introduction // Radin P. The Method and Theory of Ethnology. - 2nd edition. - New York: Basic Books, 1966.-P. vii-cxv.

22 Vidich Arthur J. Paul Radin and Contemporary Antliropology // Social Research. - 1965. - №4. - P. 375-407.

23 Köpping Klaus-Peter. Radin Paul, "The Method and Theory of Ethnology" // Hauptwerke der Ethnologie. Hrsg. von Christian F. Feest und Karl-Heinz Kohl. - Stuttgart: Kröner, 2001. - S. 376-383.

24 Зильберман Д. Б. Личность и культура в антропологии Поля Радина // Вопросы философии. - 1971. -№6. - С. 163-172.

Б. Зильбермана с позиций собственной философско-антропологической системы, в данной статье он также дает анализ концепции религии П. Рэдина.

К третьей категории источников относятся работы, в которых рассматривается вклад П. Рэдина в конкретные разделы антропологии. Сюда входят статьи, разбирающие концепцию антропологии религии П. Рэдина. На данный момент таких работ издано немного. Глубокий анализ антропологии религии П. Рэдина в ее развитии дается в статье Дэвида Бидни «Пауль Рэдин и проблема первобытного монотеизма»" . Обзор книги П. Рэдина «Первобытная

религия: ее природа и происхождение» дал в своей статье «Пол Радин о

11

первобытной религии» С.А. Токарев" . Отметим также работы Т. Дзёдзи" , О. Хульткрантца28, Л. Сулливана29, Ниниан Р. Штайн30. Отдельные замечания о религиоведческих идеях П. Рэдина можно найти в обобщающих работах Э. Эванс-Притчарда31 и М. Элиаде32.

Специально следует рассмотреть степень разработанности темы в отечественной литературе. Отечественные этнологи, этнографы, религиоведы

33

были знакомы с трудами П. Рэдина еще с 1930-40-х годов (Ю.П. Францев ). В 1950-80-е годы во многих работах исследователей можно найти ссылки на труды П. Рэдина, при этом особенно часто цитировались те из них, которые относились к области антропологии религии (Б.И. Шаревская34, В.Ф. Зыбковец35 и др.).

25 Bidney David. Paul Radin and the Problem of Primitive Monotheism // Culture in History: Essays in Honor of Paul Radin / Edited by Stanley Diamond. - New York, 1960. - P. 363-379.

26 Токарев С. А. Пол Радин о первобытной религии // Религия первобытного общества в свете современных данных: Сборник научных трудов. - Л.: Изд. ГМИРиА, 1984. - С. 18-32.

27 Joji Tanase. Paul Radin's Theory on Religious Ethnology: A Critical Review on "Primitive Religion. Its Nature and Origin" // The Japanese Journal of Ethnology, Vol. 4 (4), 1938. - P. 705-718 // http://ci.nii.ac.jp/naid/110001835322/en

28 Hultkrantz Ake. North American Indian Religion in the History of Research: A General Survey. Part II // History of Religions, Vol. 6, No. 3 (Feb., 1967). - P. 183-207.

29 Sullivan Lawrence E. Multiple levels of religious meaning in culture: a new look at Winnebago sacred texts // The Canadian Journal of Native Studies II, 2 (1982). - P. 221-247.

30 Stein Ninian R. Paul Radin and the Historical Origins of Debates on Indigenous Knowledge // Northeast Anthropology, 72 (Fall 2006). - P. 43-53 // http://www.albany.edu/northeast_anthropology/abstracLs/issue74.htm

31 �