автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Археологический комплекс бронзы урочища Тамгалы

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Рогожинский, Алексей Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Археологический комплекс бронзы урочища Тамгалы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Археологический комплекс бронзы урочища Тамгалы"

Г Б ОД

? С::!! '1ГП';

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ЭТНОЛОГИИ ИМЕНИ Ч.Ч.ВАЛИХАНОВА

На правах рукописи

РОГОЖШСКИЙ АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ШЯШЕКС ЭПОХИ БРОНЗЫ УРОЧИЩА ТАМГАЛН

Исторический вдули 07.00.06,- археология

Автореферат диссертации на сокскение ученой степени кандидата гсгорггаеских наук

Алкаты, 1994 г

Работа киюлневд а Отдела первобытной археологи ¡ксгм^га орксозогш Еа.А.Х.Мар^уаана НаграоналыюИ Академии йауг Республик

>.'.«1 - каедида» ксторачвскк.' «йук

Ведеч-ш - кафедра археологии к ©тнолоуш Шг^содшч:

Государственного Уккераягега ш.Ась-£арйС Республики Казахстан

Офаралышо оппонента: доктор истерических наук, профессор Зайбера- Б.б.

кандидат исторических наук Ахивев А,Н.

Зацдаа состоится " л"" ¿/¿¿МЗд/Ш 1994 года в /О часов на ваеедании Специализированного совета Д.53.33.01 по прнсундзт ученой сгепэяы доктора исторических наук при Кнстигута погорай 1 осисзогки иц.Ч.Ч.Вадиханооа Национальной Ахадешш Науя Ресцубжш Н^йлхгаи

по адресу: 480100, г.Агнаты, ул.Шеаченко, 28

С диссаргацаай можно ознаксышъся в отдале рукописного фонда Инстизуиа комрии и этнология Национальной Академии Наук Респуй. Казахстан

Автерейграт разослан " " 1994 года

Учеай сехретарь с пецгшдазироваггного соэага, каидэдат исторических наук /'Ьь Ю.И.Романов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Активизация изучения памятников насна:тЬ'-ного искусства, отмеченная ростом числа публикаций в 60-80 гг, сделала возможней выработку р-^ца общепринятых требований к методн ¿¡мкеадяи, анализа и интерпретации петроглифов. Специализация в данной области позволила, правде всего, решить задачи хронологи! « периодизации петроглифов разных регионов. В то же время методсяо?з--сеские вопроси еенантик*! изображений остаются наименее разработанными.Наибольшие ."затруднения вызываем задача ^национального определения древних изобразительных текстов, что побуждает а практика исследований к изучении естественного (ландщзф®, падеогеара£«3 и культурного (археологический комплекс) контекста пе?рогли(|юи. Обида недостатасч многих современных исследований остается ограниченной иеточнизойедчесиим:! целями (датировка, культурная атрибуция) использование археояогтескж данны, полученных яра раскопках г'.огильн;!коз, поседений и ¥.д. Предлагаемые классификации гдаг-рогяифачеаких комплексов строятся зачастую кэ учете фортькк: признаков (кояи»ос»тпо ивоЗрвтвйиЗ, наличие вблизи другие ков) и, ке:с правило, из вэсйсвийо? кзг систему внутренних оуносасЗ, цельности. Намети в ваг.ея а петрогяифиае критическая си*уоцая издается савдсгаиэм раарыса мзду уровней грая»ическс?о научётя и се~ шеления пвхроглифоэ как ис5ор1!ваеаого яеючккаа.

Вмосгв с гем продс*авля»тся пяодотворжд« попытка сксгазмго иг.учениа петроглифических ьомпьепеоз. Дсникй цодхея нацзлйп на ?"» гонение простраисгаен^о-ир^еннаг-, Фунщштлък^х связеЯ обметав и требует глубокого -.юсдедопьния ка только петроглифов, но к других кптегоркй паиттнкяоз, обраауссчкх с нга нередко единый археологический иомп«йкс. Болыпоэ

рсггонструтадеи, опиряю^еся тягал на вняли» (ра аико-геогрзсЬгсоск«г

л

условий формирования и развития подобных комплексов. Определение; культурного контекста позволяет вводить качественнее кратерки сцйн-хя, харалторйзуздяэ петроглифические хокоодесц на уровне кг Енут-рзни£>1 структура (сочетание и пространственная группировка функциональных 'частей комикехса; конструкция изобразительного ряда) и корреляции с другими памятниками (географическое взаиморасположение и озаимоудаденкостъ; состав компонентов; единство содержательной основы изобразительного ряда). й!ирокая постановка вопроса требует-специализированного изучения памятников на значительных территориях, образующих ареал первобытного наскального творчества.

Исследование памятников урочища Тамгалы является попыткой реализовать метод системного поучения пегрхзглифичесаого коуглэг.са. Главные еыеоди и результаты подобных исследсзаний ыогуи слуяят; основой дая разработан будущей классификации изтроглифичесних некп-аехмш, пэаголяьт глубже обосновать (^ункццональиоз назначеикэ дрг-внчх изображений соответстаеачо, полнее расхить их семантику.

И<т и оацдчи исследования. Оснознця цель работа - оцредые-кке культурного контекста ис.горжо-аскеологтесксго комплекса Таа-галы и еоэдмгло рехонетяукцач качагьного периода его ОДшрооенгя (епом брснои).

В у.сде юследовения реггзагся следужсрге еида^я: . . определение структуры комплекса, вшпкагцэго упорадочекао распологешае и функционально спяьашие группа лагзкишю;

" - периодизация тушшои эпохи брояьы и их евдхрошаацкя; .... - еадеяеннс дрввнайпего археоюткчзокого кокпйекзз. уроп'Ед Тамга®; определение р^ътурно-типмогичзских" признаков группирования дашгсапкез • (ьогшгытоэ и петроглкфоп) внутри комплекс!.;

- ьшшекие приьцапов оргаипзацид и фушеционирозачия -гачг-гс гвега покплеяса - емтшпщз е гатрогда£г:,?и;

- &н«яхз структур! изобразительного ряда и *го

- шгголнемие на основе сумме ршга датмх археологических источ-нт.1:о& и палеогеографической характеристики района реконструкции комплекса Тамгелы и споху бронзы.

Исходим фактическим t/ате-рислом явились результаты исследований, проводившихся аптором в 1968-1993 гг в урочиме Тямг-чли. Глето иташус более двух десятков разновременных поселений, тридцати могильников и болео десяти мес-тснахолденгЛ петроглифов, расположенных как на территории собственно урочкца, так и sa его пределами. Рископкн проводились па трех поселениях, где били ззложеггы стратиграфические иур^к и на пяти могильниках эпохи бронзы, на которых исследовано 23 захоронений. В работе учтены также опубликованное материалы других исследователей. Обгп,им итогом по сбору исходных данных явилась составленная совместно с геологами археолого-геоморфологическая гарта уротида.

На основных группах (1-У) святилищ учтено 550 плоскостей с петроглифам. Виборка кз 422 изображений использована при коь-бккз-торнсм анали&е стилистических признаков. В реконструкции гаобрззн-тельного рядц рассматривается все петроглифа эпохи бронзы сйягили-г-а Тамгали.

Существенным исполнением к археолог1яегко»,«у изучен;» миятки-ков явилось комплексное остэствежю-геогрофотескоа и ге&тогичесш» исследование урсчща ,• Некоторые теоретические предположения и зрительные эффзкм, характеризующие систему изобразительного рлда святилища, прошли вксперимеятааькул npoaepty.

Работа являе*са обобщением исторических, археологических, естественно-географических данных, натопленных в ходе изучения Тамгата, начиная со времени открытия памятника А.Г.Максимовой э 1957 г. Обосновываемся периодизация дреэнеЯ-тих памятников урочища и проводится их синхронизация. Древние пэ-

мтгнтаи, рзкьеф и географическая среда урочища рассматриваются в кемексте сбв,ей реконструкции культурно-исторического комплекса. Подробно рассматривается процесс формирования комплекса в эпоху брс-нзы ;•. дастся обзор его дальнейшего развития вплоть до сосремен-

Предлагается кодель функционирования святилища, воспроизводящая зрительные в^Ззекти и принципы демонстрации петроглифов эпохи брсьзы. Раскрывается цельность изобразительного рада петроглифов! отражнщая единство представленного не скалах святилища мифологического повествования. Соответственно, семантика петроглифов вое-ста.чаьливзется при анализа всей совокупности ыогиноз и образов, обладающих узтойчйвоЯ иконографией и ьестополо&еннеи с системе изобразительного рзда.

Огсгт сотрудничества археологов со специалистами других областей внания (геология, антропологии, зоологии, геофизики и т.д.) позволил использовать в практике исследований современные методы датировки (радискарбонныИ, резонансный), анализа стратиграфии и топографии памятников. С помощью комплексной методики раскопок удалось установить, например, многие детали погребального обряда (сезон совершения захоронений, совместная кремация человека и пи-вотного и т.д.), определить периода синхронного функционирования могильников и массовых перекопов захоронений эпохи бронзы. Результаты. геолого-географических приемов анализа (геоморфология, палинология; минералогический, спектральный и др.) во многом определили содержание палеогеографической и исторической реконструкции комплекса Твигалы. Составлена археологе-геоморфологическая ав рта урочища Твигалы.

П{айХШ££Е§.а_2^ач™ость_темсдоЕаняя. Главные научные еывс-ды роботы легли в основу многих документов по обосногянию куль-

■гурно-исторической значимости комшекса Тамгалы, а также по осуществлению охраны и музеефякации памятника урочища. Технические материалы (фотопанорамы, топографические схемы, карты, научные отчеты и т.п.) служат документальной базой при выполнении практической реставрации петроглифов и дальнейшего изучения комплекса. Некоторые оригинальные приема, использованные для изучения памятников Тамгалы расширяют методический арсенал археологических исследований.

Результата работы могут быть использованы при написании обобщающих работ по археологии и истории Казахстана, для подготовки спецкурсов на исторических факультетах ВУЗов, а также в экскурси-онно-краезедческой работе.

iтов а ания, Результаты текущих работ

и общие итоги исследования регулярно докладывались на заседаниях Отдела первобытной археологии ИА HAH PK, "Маргулановских чтениях" 1990-1994 гг), а также Международном полевом семинаре, посвященном проблемам изучения петроглифов Центральной Азии (Тамгалы, 1993). Отдельные аспекты работы изложены в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация включает текст работы, состоящей из введения, пяти глав, заключения, библиографического указателя и приложения с картами, рынками и результатами аналитических исследований.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обоснование актуальности темы, определяется цели и задачи, хронологические и территориальные рамяи исследования, характеризуется Kfyr источников и методов их анализа, а также определяется новизна и практическая значимость работы.

ГзйЫ! 1. Г£ОДСГО-ГЁ0;.10РФ0Л0ГК4ЕШП И ШЖО-

ГЕОГРАШИ4ЕСКАЛ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОЧВДА ТАЬГШ

В главе рассматриваются естествешю-географичесске осо-Зоннос-5 Тядеады, расположенного в вго-восточноЧ адом ф-Гшк«1-

с^ гор. 1иучзн»;в природа»: условий стзволявт суцесг'ьенно до пол-гл!Я: г^дсмвлиа® ой истории урочища, поскольку именно в е;о« «¿.аде си&эдвиаяксь к хазривалась фэрмы катериалького ЕнаьвсЗеспв-¡лхяя, к сбраак •кяроронимапкя древних. Новейшие данные по гзлео-гео,*раф!:( района сввдетельствупт, Что в гидрографическом пиане на протяжения голоцена рельеф не претерпол заметных изменений. Д,чй е-гХ'М Йронг« но палинологическим и геологически»,; данннм реконструируется достаточно аридный и сухой кагкат. По соареме ¡тому состоянию урочище Тамгали и прилегапцаа территория относятся и зоне полупустынь с резкоконтинентальным аасувлнвым климатом, Зги наблюдения дают возможность принимать в целом нынешние условия для реконструкции природного контекста археологического комплекса Там-галы в эпоху бронзы.

Специфичные условия района в значительней мере обусловили характер топографии памятников различных эпох. При изучении геоморфологии урочища■отмечена определенная взаимосвязь типов памятников н микроформ рельефа. Многие могильники эпохи бронзы к настоящему времени оказались в ископаемом состоянии, в го время как погребения раннего железа отчетливо выделяются на поверхности. Исключительная локализация последних на положительных формах рельефа (конусы выносов, водораздельные участки, вершины сопок и т.д.) кокет свидетельствовать об изменении климатических условий (плю-виал) в этот период", приуроченность погребений эпохи бронзы к предсклоновым участкам долин, надпойменным террасам, напротив, объясняется более засушливыми условиями климата. Разновременные по-

селения (стоянки) ¡асполагаются, к.гс правило, на циркообрагных рнсширениах п верхней части логоз или на есзвшзшллс участках до-Л1|Н, Выбор ?<з<гг обитания определяется суммой г^ебовшгсв (мексимуц солнечного теп."!?., защищенность ос ьчтрэ, близость источников гол", нетчичио кормовой базы и т.д.), а поскольку а сильно расчлененном гор'гои рслье>Ъ веется ограниченное ч-оличесгьо участков, пригодны:;: для гскэнедеятельностм, стоянки «я а пых епох занимает одни а тс па площадки логов и долин.

Устойчивая привязка поселений к строго определенным типам реяьех-а указываем, очевидно, на достаточно стабильнко природяо-аяиматадескив условия, создавшие на протяжения многих веков свез--ооразяуз экологическую ниву с традиционными формами хозяйства.

Рельеф урочед* Тамгалы н прилегавшей территории вклвчае? з се'.;.! ияккосопочну.т: н равнины, В результата неотохтоничееких л еро-зионных процессов о устье ущелм воэшгк своеобразный учамся, ю:ез-ць.1 ьад скалистого «сяньокч. Это® живописный ландшафт сыграл иекгв-чите^ьнуэ роль о пространственной организации ядра комплекса -древнего святилища с петроглифами.

И узпоН долине, окруженной скальными массивами, создаются условия для ряда акустических и зрительных аффекюя, вероятно, вьюченных и использованньк создателями святилтцп.

В грлом, урочищз Тамгалы с его разнообразными археологическими памятниками и ш разительным своеобразием ландшафта представляется уникальным культурно-историческим и природным комплексом.

¡'лава 2. ПАМЯТНИКИ УРОЧИЩА ТАМГАЛЫ И ЭГАШ РАЗВИТИЯ ИСТОРШССЫШЪТУРНОГО КОМПЛЕКСА

В гляне дается характеристика-основных категорий археологических памятников урочища Тамгоды.

1'х систематики основами на культурной типологии памятников и

обусловлена в целом задачей выявления внутренних связей комплекса.

В пространственной организации комплекса (культурной и географической) обнаружилось группирование памятников по их функциональным отличиям: малые некрополи - петроглифы, большие некрополи - поселения.

Сопоставление в диахронии полученных культурно-хронологических срезов позволяет выявить обпую структуру Гамгалинского комплекса.

Формирование комплекса предположительно относится к периоду средней бронзы, когда складываются его основные структурные элементы; культовая зона (главное "святилище" с группой малых некрополей) и культурно-хозяйственнйя периферия (поселение(?) с обширным некрополем). На протяжении всех последующих эпох вплоть до середины XX в. структура комплекса оставалась неизменной. Однако, в различные моменты истории происходило измегсние границ сакральной и хозяйственной территории, что привело в итоге к обособлению ядра святилища и снижении роли остальных участков первоначальной культовой зоны. Впрочем, расширение хозяйственной зоны комплекса происходило исключительно за счет освоения периферии урочища. В целом, единство культурно-исторического комплекса Таигалы ио все времена определялось функциональной свяэьи его структурных компонентов.

Опираясь на данные археологического изучения памятников и их топографии, далее рассматриваются особенности культурного развития комплекса на разных этапах его истории.

Образование Тамгалинского комплекса происходило, по-видимому, в течении достаточно короткого периода: создание петроглифов ня скалах святилища совпадает по времени о началом {{ункционирования некрополей Тамталы I, П, входящих в культовую зону комплекса; одновременно вдет формирование могильника Тамгалы У1, входящего вместе с другими тямятниками в культурго-хозяйстпеинуи зону урочище.

!левду обеими зонами образуется своеобразное "буферное" пространство - топографически шйс-ляицняся территория, не занята;! какими-либо памятниками и с'ез явных следов хозяйственного ее с.с?.о~ е кия.

Святилище Тамголи имеет строгую планиграфию и включает шт;, основных групп, или массивов, с петроглифами. Ядро святилища образует участок дслкш с 1У и У группами петроглифов. С севера ;г святилтцу примыкает нзкрополи Тамгах;: J, П, сосредоточенные вой-руг одиночной сопки. Взаиморасположение памятников культовой нога доцускает существование ¿¡уккцигональной связи святилища и некрополей северной группы.

Зона культурно-хозяйственного назначения охватывает внутренние участки урочища. Обособленность nstteíf группы некрополей от срятилица указывает нт ¿ункциэнальное отжгчие от памятников культовой зоны. Такие особенности иогильника Тамгалы У1, квя генеральная положение в урочища, строгая многорядная планировка я многочисленность погребальных сооружений, позволяют видеть в нем главный, регулярно действовавши некрополь, ческо связанный с долго-в jtv.eHHuyH поселениями.

Топография памятников эпохи раннего железа свидетельствует о резком расширении згоэлйствекного освоения урочшц.и значителаняя часть уд о бшх по прлроднь-м условиям участков оказалась занята «оголениями или стоянками. Вблизи гаис повсеместно формируются shcsis-бли памятников, куда входят курганные могильники, малые сйптииеда с петроглифами и другими культовыми сооружениями. Важно, что see яти локальные комплекс» возникают исключительно на периферийных участка:: урочища, вокруг древнгй культовой зоны. Вместе с тем, южная группа некрополей теряет снов значение.

Сохраняется гипнигрчфия памятников культовой зоны н кургвнш.-е

погребения занимают свободные участки на некропвлях эпохи бронзы. На скалах святилища появляется сравнительно мало изображений; главным образом они выбиваются на плоскостях 1У и. У групп, ко более всего - ка периферии урочища, т.е. у поселений с их ыахъьш святилищами. На данном этапе происходит массовое подновление древних петроглифов, что можно расценить как акт обновления и "роста ара щи" потемневших древних петроглифов. Наряду с этим есть свидетельства разрушения, искажения изображений и целых композиций палимпсестами сакского звериного стиля. Установлено тагаа, что тюдавлящая часть захоронений эпохи бронзы тотально подвергается перело-там и ограблению во второй половине I тыс до и.о., а на двух исследованных поселениях раннего железного века отмечены пожарные слои. Эти.явления ыокно рассматривать как свидетельства катастрофа (экспансия?), неруиевяёй. ка какой-то срок сложившийся первдок жизни урочища. В целом, этап раннего железа следует расценивать как время активного культурно-хозяйственного освоения комплекса Тамгалы.

Сведения о средневековом периода истории урочища крайне скудны и фрагментарны. Захоронения этого времени в Тамгалы пока не обнаружены. Примечательно, что средневековые поселения занимают площадки, освоенные з предшествующий период, но число их уменьшается. Петроглифа торксного времени небольшими сериями появляется на скалах »¡алых святилищ, 1У и У групп. Как и сакскиэ петроглифы, средневековые.рисунки.нередко перекрывают изображения эпохи бронзы и раннего железа.

В целом, при заметном сокращении культурно-хозяйственной зоны комплекса, святилище Тамгалы остается средоточием творческих сил, преобразующих его в соответствии с новыми эстетическим'.) норками.

Важное значение для реконструкции Тамгалинсксго комплексе

жек? топография памятников этнографического периода. Сопоставление е-з с археологической картойурочицз делаег1 правомерной экстраполяции культурно-хозяйственных связей и атрибуции памятников Темгалч, госкольку специфическая географическая среда и консервативность сложившейся системы хозяйства, вероятно, обусловили почти неизменное существование кочевого быта на протяжении тысячелетий.

¡'ягогие зимовки возникают- га площадках, использовавшихся в раннем железном веке к средневекояье, но одновременно ооваивастся новые участки. Периферия урочща практически целиком оказалась охвачена цепью поселений к стоянок, сохраняя незанятой лишь территорию древней культовой зоны. При максимальной широте расселения традиционная планитрафия комплекса осталась ненарутпеной. Также сохраняют свой облик и значение локальные комплексы (поселение -некрополь - малое святилище) с той лишь разницей, что традиция выбивания рису ни он заменяется нанесением на скалах арабографичных надписей и тамг.

В цзлсм гланировка и локализация тмятников периферийной зо-ни сопоставима-с системой расселения кочевых.и полуоседлых групп, зафиксированной в XIX - нач. XX вв у казахов, иргизов, туркмен. Учитывая сходство топографии этнографических памятников и эпохи раннего железа, делается еывод, что характер освоения урочища в новое время аналогичен предшесгвущим периодам, отличаясь расширением хозяйственной зоны комплекса за счет полного охвата его периферии .

В развитии культовой зоны няо'людается угасание традиции подновления и нанесения рисунков на скалы святилища. Некрополи северной группы перестают функционировать, но структура культовой пснн сохраняется: место захоронения особо почитаемых умерякх переносится непосредственно на территорию святилища, перед 1У группой пе*-

роглифов. Вместе с тем рост числа »алых (родоянх) святилищ и снижение активности преобразования глазного святилища свидетельстзу-sï о забееш:! принципов его функционирования, наметившемся уме в средние века.

Глаза 5, ОЗЯТИЛЩЕ ТЛМГАЛЫ В ВПОХУ БРОНЗЫ

В главе рассматриваются вопросы организации и принципов функционирования святилища Тамгалы в опозу бронзы.

В специальном разделе обосновывается периодизация древнейших петроглифов святилища. Опираясь на общую схему периодизации петроглифов Тгчтады, разработанную ранее (Максимова, 1958), дается определение хронологии рисунков бронзового века. Анализ стилистических признаков позволил взделггь сери» петроглифов "тамгалинс-гоЛ традиции" (Медоев, 1Э79, с. 164), характеризующейся устойчивым набором изобразительных приемов, Сгратигрофия петроглифов святилища долаэнзает древнейвий возраст само!? многочисленной группы рисунков .

Время появления на скалах Томгалы первых петроглифов устанавливается благодаря находкам изображений в закрытых комплексах могильников Караяудук П и Тамгалы П и охватывает интервал: середина ЗЛУ - начало XÏÏ ез до н.э. Наскальные тобртеят ого fi грунты, обладая высокой степенью сгаетно-стклистического единства, »»рчиру-ют пространство главного святилища комплекса.

Пг.зииграфия и случая гезрзкрыззиия гогроглифов "гаыгалянского стиля" другими изображениями позволяет веделить второй гааст ри-сунхоэ епехп брснсы, По сумме сжетяс-стияистических характеристик ата группа петроглифов отражает воздействие восточной (Джунгария, Восточный Каачхстан) лкнии наскальной изобрчяггзльной традиции на формирование художественного $она святилища; предпяга*т-сп датировать ее епохой поздней бронзы.

Малочисленная, но выразительная серия петроглифов финальной броней также носит характер инновации, завершая древнейший период истории святилища Тамгалы.

Природный фон святилща образуют скальные массивы, строение которых создает при наблюдении с долины эффект единого гшана (амфитеатр) . Параллельные ярусы скал и широкие террас1?,обвспечикаЕт линейное группирование композиций петроглифов (галереи) и возможность свободного перемещения вдоль изобразительного ряда. Плаки-графия массивов и экспозиция отдельных плоскостей создают дополнительные акценты в архитектонике святилища (центр - периферия} ориентация скал по сторонам света). Как своеобразие Тамгалинского святилища отмечается возможность рассмотрения петроглифов с близкого расстояния и на некоторой удаления от скал. Анализ структуры изобразительного ряда позволяет реконструировать механизм зрительного восприятия петроглифов святилища:

1. Изобразительной ряд образуют две труппы плоскостей, отличающихся общими характеристиками (площадь, экспозиция, качество поверхности) и планом выражения (размеры, количество и состав Изображений).' В первуя группу входят плоскости с одиночными иэобравэ-ниями и мотивами - лошадь, бык, адоранты, стопа; во втору» - плоскости, занятые многофигурннмн композициями. Экспозиция первых позволяет видеть их только вблизи, при прохождении вдоль ярусов сяал| фронтальное рассмотрение мюгойигурных композиций зачастув войне--но лишь с удаленных от скал позиций.

2. Изобразительный ряд представляет собой цепочку одиночных изображений и сменяющихся многофигурных композиций, связанных а сметное повествование. Од точные рисунки - символы маркируй направление его развития и последовательность просмотр*. ■

3. Расчетами и экспериментальным цутем вопле 1-У Групп святилищ на (потноеги пмчвленн упветки, с которых одновременно наб-

годгтея Е-ле гласкогти с кэдтоф^гусныьги кскпоэищями. Условия к-*е-•„•о:!ехсздения данных площадок удовлетвориог ьеобходимым проксеьямес-'¡"'оиоуйнмад к образуют на местности фокусы оптимального виде-5.<г/бра«е1пЛ. Прч этом наблюдается изменение средней величины р;:еу№тов и ог.яалешюсть® их от точки гибмадентг. Адекватность гл-г;.«ыпги е¿сприятия гаобра*ений с удааеьнмх позиций подтвердилась I- ягд* кэнгрльвого эксперимента с ¡щк&лентньми лекалами петроглм-

4. Систола демонстрации петроглифа* сряздлища Тмгаян, веро-с. сеновяна га использовании рада тихо-фчэиологических •05, кегабеяно' Еозникакцизс при. коллективном восприятии ьзобраэи-.... :п-!гг' ряда (перспективное искажение, роль центрального и периферического еренин к т.п.), и могла осуществляться как взаимодействие у/естникоо - врителей и "ведущего", пзремеиатегося в заданном порядке рдоль линии композиции.

При структурно-типологическом анализе изобразительного рада К, П к У групп петроглифов обнаружилась устойчивая система иоти-чсв единой синтагматической схбод. Цепь мотивов, объединяющихся г блоки, характеризуется постоянством координаторе;-; и иконографии основ»«« персонажей и образует композицию епкета.

Значение и место в синтаксической конструкции отдельных мотивов (очкооброзный знак = колесница; бой бнка и вола и др.) позволятгг определить изс роль сравнений или негафзр как средств худо-явственного повествования,.

Тождество основных мотивов в системе изобразительного ряда ил П, Н и У группах, указывает на.цельность сюжета, иллвстрируемо-гп па скалах евлтилиадз, Устойчивость иконографии большинства образов свидетельствует как о единстве художественного замисля создателей святилища, так и о наличии глубокой, ттательно разрабо-тачной

мифологической кшщяш^к*, ч^ртп гг^то^юй ¡иогут ^конструи-

роэасюя на основе ¡яла ярхогоммс космогониП. Подчеркивается, чь:о

т; скатах Та»таян «..кумулируютси фактически все твеетпие образы и мзтивы шскалъного клк.усство бронзового века Центральной Лзии.

Твпям обряаом, ганерпретяция петроглифов строился по вуявже-сечэнтки основных мсгиьон и оОщеч контексте изобразительного руа", монография образен, к к ь»сго в с«:тбмв дааеиьования значительно с^каыт круг ьоаможнмх сопомалиениК и увеличивая* вэро-нгноегь оценки семантики чеке га. Содерялте пллсстрагишюй ьерсни »теологического текста, сапепя*лекного нп скалах свягилизд, позволяет гредполягять его &ату»лы*овть в контексте календарной обрядности .

Глава 4. ЮТТБШШР. ПАШШКИ '¿ГШ! БР01Ш

гри яш;л та.тлли

П настоящей главе рпесмотриоаятся ьопросн кулму рно-хроноло-Г'мескоЯ атрибуции иецрополей урочиир, а твкжо ссобгиности погребального отряда рпохи йропзы.

Из 60 расяопзнних погребений могильников Тент ли I, II, 1У, УТ полнена сравнительно небольшая, но информативная еернл находок, теропологичеекгег еегчткоя и костей ятеотшх. Типологически*! аня-ляэ вещей (перав/тя, металлических гадвлкй), особенности погребального обряда, а также п-таниропиа и топография памятников, позволяют определить хронологический интервал начального.этчпя развития комплекса Тамгалн. Результата аналитических исследований (палинологии, определения абсолютного позряста)-служат независи-гым контрольна источником при синхронизации гаиягнккоз .комгиекп.

Наиболее древними гамчтничдми комплекса предегавййятея >«-гипьниги Тамголн I ¡! У!. Их сближает обстшсть погребального обряда и многих злемонтоп материальной ¡гультур,г. Хронологическая и тгулы^ргтя атрибутрш памятников определяется достаточно пирази-

тельной серией керамики и металлических изделий.

Керамика представлена горшечнши, Саночными и горшечно-башч-ными формами. Основную часть коллекции составляет неорнаментираван-ная, грубо изготовленная посуда. Специфичны!} состав примесейt а также серийность форм этой группы позволяют рассматривать ее как местную, типологически близкую керамике семиреченсяих памятников (Ка-ракудук П, Ой-Джайляу Ш, УП). Также по технологическим особенностям, качеству формовки и декору небольшая группа сосудов (горшки) выделяется как импортная и находит соответствие в атасуских комплексах Центрального Казахстана. Вместе с тем в профилировке и характере орнаментации отмечается присутствие элементов федоровской гончарной традиции,

Металлические изделия представлены главным образом украиения-ми (подвески в полтора оборота, серьги с раструбом, накосники, бусы, пронизки) и бронзовой бритвой. В целом коллекция находок определяет датировку могильников второй половиной Х1У-ХШ во до н.э. Ражшю хронологическую позицию могильника Тамгалы I в комплексе подтверждает ЭДР - дата 2200 л.н.

Следующих! по времени возникновения представляется могильник Тамгалы П; его датировка до типологическим параллелям и определениям абсолютного возраста (С*4 - 3085 ^ 150 лет; оПР - дата -3100 л.н.) охватывает рубеж Х1У--ХП вв до н.э.

Находки рисунков, выполненных в "тамталинском стиле", на стенках погребальных камер позволяют синхронизировать начало формирования Тамгалы П и создание древнейших петроглифов па скалах святилиша.

Период образования могильника Тамгалы IУ надежно устанавливается до федоровскому набору инвентаря, особенностям погребальных сооружений и обряда. Радиокарбоновая дата (2870 - 1 SO л.н.), полученная по костным остаткам,принимается для синхронизации па-

меткгкоз урочига как ЮОО л.н. Комплекс находок определяет дату мсгильпжа XTJ-ХП ез до н.э.

Тг.хта обрезом, на начальном этапе (середина Х1У - начало ХШ ев до н.э.) существопяния комлгекса восстанавливается следущиЛ порядок событий: зезннкнопенг'.е некрополей Тямгали I и У1; создание пгрзнх изобретений нз скалах святилища и фору:чровамке кекрепэля Тангелы П; о^оргление святиличч петроглифами 'Чсмгалинсксго стиля" и сложение границ культовой зоны; образованна некрополя Тамгалы 1У ч дополнение изобразительного ргда сяятилгеца новыми петроглифами ("восточная" традиция).

Далее рассматривается особенности погребального обряда эпохи броней, представленного трупоположением, трупосожжекием и ие-нота$ат<и.

IIa всех исследованных могильниках зафтасирссано лиоъ 14 случаев трупополопекия. Мнгупация совершалась в казенных ящиках (Танталу I, У1) и цистах (Tat,тали Г1, 1У). Изучение стратиграфии погребений позволяет дать характеристику тех этапов отгрзбального обряда, которые часто сыпадапт из поля зрения исследователей: подготовка каста захоронения и создание надгробного сооружения. Отмечается также корреляция кзбора погребального шшенгаря и индивидуальных признаков (пол, зояраст) унэрпих.

Трупосоггяение, как вид погрэбальпбго обряда, отае»?ено только па могильниках Тамгалы II и У1.

Примзчешш даашх сграгигрэ(рш и пааниграфии захоронений, изучения костных остатков, а также результатов палинологических исследований делает везмошам восстановкзнке ряда последов я *елыact пкций этого обряда. '. .

Характер остатков и некоторих захоронениях (соаиестяоа кахсот-денке оэоленннх к пеозолгтнкых кое?еП) позволяет видеть э них ра-рулмпт- неполного трупосстстекия и ставить вопрос о виде теплияа

дня совершения огненного ритуала. Современный характер растительности ущелья определяется как пустынный; в ущелье имептся лишь большие сссоциации кустарников (птгиль, дикая вишня), г.оторие ьряд ли могли стать ооноиным видом топлива для регулярных кремаций. Вместе с оголенными костями в могилах эпохи бронзы часто встречаются куски древесного угля. Палинологические спектры из синхронных захоронениям сдоев содержат гильцу древесных пород: дуба, липы, ели, сосны, березы и ольхи. Присутствие в сочетании с последними пыльцы водных и прибрежно-аодных растений свидетельствует о разнообразии пойменной растительности Тамгалы в изучаемый период. Однако, если наличие пыльцы хвойных можно объяснить ветровым заносом, то пыльца широколиственных, пород (дуб, липа) могла быть принесена из других районов. Вероятно, из-за недостатка топливных ресурсов необъ-ходимые-для ритуала горючие материалы должны были доставляться в Тамгалы издалека. ,

Задача реконструкции погребального обряда ставит вопрос о песте проведения кремации. Ряд наблгдений и косвенных свидетельств (следы кострищ, обилие озоленных костей животных, густая растительность) указывает на возможное использование для ритуала небольшого участка мевду скалами I/ и У групп святилища. Топография участка соответствует характеристики пригодного для кремации места, предписываемого ритуальными комментариями (Хираньякеши - питрамедха сутра, I).

Порядок осуществления кремации и помещения остатков в могилу восстанавливается при анализе различных данных. Кремированные остатки занимают всегда придонные участки могил и, располагаясь равномерным слоем, включают обломки всех частей скелета: рук, ног, позвоночника, ребер, головы..При этом масса и фактический состаь костей свидетельствуют о неполноте остатков кремации, помещенных в могилы. С озоленными костями нередко находятся металлические из-

делия (украшения), сломанные и со, следами, пребывания в огне. Пред~' полагается нахождение вещей на погребальном костре вместе с трупом. Известны также случаи совместной кремации вместе с человеком определенных частей животного (овцы). Заключительным актом захоронения является засыпка остатков костей коpoco отсортированным грунтом и сооружение над ними каменного 'заклада. Перекрытие могил в такте случаю не возводилось. В составе заклада обычно находятся "жертвенные комплексы"! остатки разбиты?; сосудов и кости неполного скелета овцы без следов обгоранмя» Анатомический состав, а тек-ке изолированное (подсыпка, заклад) от захоронения местоположение костей позволяет рассматривать такие находки как остатка используемо Я в ритуале похорон шурн животного, разделанного определенным способом. В преднамеренном уничтожении посуды над зехорокекязот такте можно видеть следы заключительной процедуры обряда, направленной на ликвидация предметов утилитарного назначения; repr.r.i "жертвоприношение" к подобным комплексам находок, очевидно, неприменим. В целом, характер осуществлявшихся действий и их гиследова-тачьность, реконструируемые г.о археологическим сстетккм, нвходят соответствие s погребальной обрядности древни;; и современных нарз-дов Центральной Азии.

Символические захоронения (кенотайы) составляет приблизительно треть исследованная в урочище погребения, эпохи бронзы. Проводился сопоставление кенотафов с захоронениями го обряду кремации я кн-гумации; отмечается совпадение знакового кода символических л реальных яахоронений. , .

В завершение' подчеркивается разнообразие погребальных обычвея п период возникновения святилища Тамгалы и дается общая oüpswm принципов группирования некрополей комплекса. .

Политологические спектры свидетельствуют о совершении звхороне-нгЯ )'п территории культовой и культур»:о-хозяйственной зон в осенно-

г?.

летаий период года; данные об отличии могильников Таыгакы I, П и 1У, У1 то времени погребения умеряих пока отсутствую. Однако, на функциональнее отличие некрополей указывают особенности их шшкг-рафии и погребального обряда:

1, Б пределах культурно-хозяйственной зоны комплекса располагаются могильники, для которых характерны линейно-родовая планировка, многочисленность погребений и преобладание реальных захоронений, Локализация вблизи посетений дополняет оценку ех как мест регулярного захоронения умерших.

2. Некрополя культовой зона отличает малочисленность сооружений, свободная планировка оград на погребальном поле, о такие се-параиюе группирование могил с трупосожкениями я групоположеиинда (Тамгелы П). Яркой особенностью некрополей является преобладание символических захоронений над реальными. Остатки поминальных керт-воприношений (Тамгалы I) также указывают на особый статус погребенных вблизи сакрального центра округи.

Синхронизации памятников комплекса позволяет рассматривать указанные отличия некрополей как результат несовпадения их ритма функционирования. Формирование могильников культовой зоны могло бьть обусловлено ритуальным циклом святилища.

Глава 5. РЕКОНСТРУКЦИЯ ШШРНОГО ЬОмШШССЛ ШГШ ЭПОХИ £ШШ

Анализ археологических источников и данных других наук, раскрыв а «ядих своеобразие природного окружения, дает возмокшость установить систему внутренних- связей Тоигалинского комплекса в исследуемый период, Изменения структуры комплекса та поздних атаках развития позволят1 полнее представить специфику взаимодействия его главных компонентов в ¡эпоху бронзы. Особое .значение приобретает данные этнографии, документирующие ейогояние кимихекеа на последней стадии его трансформации в рамках традиционной культур«.

Начиная с эпохи бронзы, евятиледе Тамгялы выступало ядром всего комплекса. Оно служило местом проведения ритуальных церемоний, в которых галереи петроглифов выполняли роль иллюстративно-повествовательного фона. Цельность содержания изобразительного ряда петроглифов отряжает единство мифологической концепции и замысла ее воплощения на скалах святилища. Система вспомогательной маркировки позволяет реконструировать но только механизм демонстрации изобразительного ряда, но и определить направлгаздуп функции петроглифов в церемониальном прохождении всей культовой зоны.

Каждый из участков оказывается связан с другими, образующими в хилом замкнутув цепочку объектов, объединенных повествовательной логикой изобразительного ряда или системой сигнальной маркировки. Ритм функционирования святилища, по-видимому, обусловливался календарной обрядность», в которой особое место занимали ритуалы погребально-поминального цикла. Поэтому некрополи Тамгагн-1, П, заметно выделяясь своим- топографическим положением и чертами погребального обряда, обрззуат со святилищем единув культовую зону.

Посещение Древних усыпальниц, совершенно новых - символических и реальных захоронения ' "отггрзэленна гонцоз") - мзгяо спев^-здмго приурочиваться ко времени тоскеетвенгелс церемоний.

Замкнутое положение сэятилияа подчеркивается своеобразной буферной зоной, изолкрутдай «го га территории ксшкгаяса.

Ряд выразительных элементов ландшафта (гора, еодныЯ рубея) пходит в систему обозначений сакральной топографии культовой зоны,

Вндпщиеся масштабы Тзмгялинского святилища (болев тасячи изображений эпохи бронзы) и сложная система организации изобразительного ряда предполагают!' . '"

- коллективный характер церемониального прохождения зоны спятилища; .

- наличие спегтиального персонала, обслугивпияего евкрчяычуя

зону (создание а сбиов&еме петроглифа, ^ксаолско процессм; их деиоксггрйцчи, выполнение магических сбрддсЕ ;; т.п.).

Cieriwa> массовое,vu одновременного участи а ритуале определяется условно как максимальное число зр.ач-ле:], разувавших э фокус« оившьного вцдекия петроглифов II, £1 и У групч. "читмм яшяедь учаидоз а ирмикдая ьелг.чину нормальной проксемичс-сяоЧ дке^аншл (озлдо I м) »гаду вритгллми, предполагаемся, что количеетзо паб-лсдательй нагло достигать 60-60 человек.

Фуикиисшаш/ов обсяуиивмше и безопасность сакральной территории обеспечивались су-цестиовнниеи шяой и производственной периферии, куяа кшдипа lutcf.ö группе иекрожшЧ, сяу£йВ£их местом ре-гyaftjпего захоронения умерших. Кондвтрация на ограниченной пространстве долйш большого числа погрей?н>;Э »ираду с другист особенностям! Тамга ли 1У и J'I позволю? езлоивать i.5t с нахокдоягеи ьбли-ои долговременного поселения эпой; бронза., Альтернативой плаиигра-фиа ApeiuiefiiiiHX памятников урочища явяяетоя система рассредоточенных фсешш!) •■ отояник и ьогнльнгаоэ ршше-го железа я атногриф-ческого периода. Согласуясь с палеозоологической реконструкцией района, несовпадение их топографии, ш-вшушецу, orpasae-г различие хозяйствбнно-культурного уклада общества эпохи бронзы и нокадои раннего железа и XIX - нач. XX ьв. Однако зависимость хозяйственной периферии от культового центра наблюдается на всех этапах развития комплекса» что свидетельствует о сохранении характера его внутренние связей,-определившихся еще в бронзовом веке.

Так я»! образом, в формировании археологического комплекса 'i ангелы нашел шражен не дяительний процесс эволыцин культового центра древнего Семиречья, Значительные масштабы и внутренняя его организация в эпоху броней ьвделяот Тамгады среди других ирвйстннк памятников 1«гионя.

Г тд»-од«?С!! кгни ггронеденьглг рсслсдоаониЯ:

- I. Внергиз предпринята г-онатяа комплексного изучения р.змкт-кихсб уротигаа Чтгагы. !!-'• со«ог«ь«в аичячзо археологически: и се-1ес1гз'=ньо~геоггоф«1чески,-. ъ-т.^'-'л^оч скредшятся структура коми-дт'Уса п обосксвипветсн ос зссракуер на е-зог «ги««: 1.с~

тордаеспого рзнитня.

2, Вэдэднеувя ьэтальныГ э'.-зн фрмронаиия каяяекс» Тьигоян» Дача иультурчо-хро.-гологкче.скеш сг/й'уция тоников эпохи бронзы (мэгкюникоз, пагроглч^оп) к осу.-есгр/.снз еинхрогагаация.

3, Бчп*хви культурный кояте-ст кошиекеа, включавшего юэув зону со свлтнлищеи к культурно-хозяйственную перчферпв. Особенное*-« группирования ю'ттнлкоа страгапт Зункпионяльнчз отличия 1*. взаимосвязь оЗраоуицтс систем компонентой.

4, Анализ расположения петроглифов изволил пчязить к" пэ-вестповатеяьиуо структуру к обосновать котаниом зрительного восприятия изоброзчтельного ряда. Предложена интерпретация сетнтшсп повествования, иллюстрируемого петроглифами енятияища.

5, Дана реконструкция взаимодействия главных гекпокзктов; комплекса в период его активного, Зункцчонировоиия. Раскрыта концу-ниаативная роль петроглифов в ритуальном процессе,

6, Значительные масштабы. и сложная система организации Тайга-лкнекого комплекса позволяют рассматривать его как крупный культовый нрнтр, возникший в бронзовом пеке на атаке трех ггсторико-^суяь-турнше и природно-географических сонСемиречья, Еетюго п Центрального Кязчгстявд. Природное своеобразие и уникальный ¡- архвсяогичес*: к«Й комплекс урочища ставят Тамгалн в один ряд с памятниками культуры ярового значения.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Рогожинский А.Е., карьяшев.А.Н. Наскальные изображения в горах Еикиольмес.- Алма-Ата, Наука, 1991, - с.78 (авторский объем г п.я.)

2. Рогокинокий A.b., Ьаръяыев А.Н. Вопроси периодизации и хронологии петроглифов Казахстана // Скифо-сибирский мир.- Новосибирск, 1987 а,- с.Ш-124

3. Рогоаинский A.b., Ьаарышев А.Н. Йволгция звериного стиля в петроглифах Казахстана // Скифз-сибирский мир.- Новосибирск, 1937 б,- C.S8-I0I

Схема расположения памятников эпохи бронзы урочища Тамгали М 1:25 ООО

\!и ~ могильники ¡'3 -• П^ОРЛ <=!П1ГС

® $ - наскаЛьние изображения вЛи - древние каменоломни

/». S. TtOijczhbsky. An Artim^misxû Comptât of the ùtema attite TtmgalySlte

The Tamgaly sits iv located in lbs souîh-easteni part of ths Sfcu-JIi mountains (Scmwechi.e). Мше tîusn 100 г-rchaeo'ogicai monuments lir.ve been found ai ths site dated iront the Bronze age to îh3 eiid of the XtX century AD. ft was established that in the Bronze a-js (middle cf the XIV century ВС) a kigs cuii complex started to form here on the basis of a "sanctuary" with petroglyphs. Around ths sucrai centre, a cultural-economic zone davcioped including settlements snd necvopoiises.

Tfcs series of the Btonze age peiroglypfcs (Tamgaly style) on the recks of the sanctuary implements the iîlostrative version of an underlying mythological narration. Ths semantics of the pctroglyplis сан Ьг interpreted in tiie context of the season.;!! rites and cosmogony of the ancient peoples of Euiîtsia. The author proposes an explanation of the relationships among tiie main ciements of the Tamgaly complex at the initial period of its existence.

ГЬгожшскнЙ A.E. Тан.балыдагы *;ояа дэугрг археояогиялы^ комплекс!.

'Гацбалц йзтгсудагы Шу-1де таульрыньщ оцттстхк-Еыгис шгннда орналасцан. Бул яердан г;ола ^ayipinen бастап бгз-звманьашздыц XLX г. аягкла дейшг! ертурлх ескерткгп-тердщ гуадеи астами таСылдн. Зэртмэулер катиакс вде буд жзрде цола дэугрШц орта кеое*и»з /б.з.д. Х1У г./ ката-«I» шртас суреттерюен «уратын "хиелi оршннан" туратан та£ыиу комплекс! цалкптасцаш ада^таяды. ferlari цасизтг! орталкцтыц айн&ласына.цоныстар ман зираттер, ледени-варуа-шяыц «щ&едар цалиптас^ан.

Киел i орандагы цола дэугргнг^ cyperrepi каш мифо-'логаякызс ачиэдар tanicmii\ бейнехеу тур!ндег! бip вусца-ларьш едрауды.

Еартастагы суреттердхч ман-иазмуны Евраоиянын кеда халыц-тарышц налендарлык гурыпгары мен космогоняялыц ой—тус îhîk-tapi гуртысынан тусгндгр^лед!.

Тацбалы комплекс in цурайтен артгрл i элементтердгч ал-г&1кцы далыптаеу кеаеч1ндег1 взара irai байланыс-усынылып отерган TYciHflipMe - цалпына келт!рудгч б ip нусцасы болып табыяадм.