автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Авторская речь в романах И. С. Тургенева ("Дворянское гнездо", "Отцы и дети")

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Ле Нгок Май
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Авторская речь в романах И. С. Тургенева ("Дворянское гнездо", "Отцы и дети")'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Авторская речь в романах И. С. Тургенева ("Дворянское гнездо", "Отцы и дети")"

МОСКОВСКИЙ 01ДША ЛЕНИНА, ОВДНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЯЩЗД И ОЩШ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНА'.ЖШ Г0СЭДАРСГВБШ1Й ЛШВЕГагГЕГ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

ШОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

IIa правах рукописи

НЕ НГОК 1ЛАЙ

АВТОРСКАЯ РЕЧЬ Б РОМАНАХ И.С. ТУРШЕВА «

(Дворянскою гнездо", " Отцы ;i кети ") Специальность - 1С.01.01 - Русская дитература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени хандвдата фгаологичесмх наук

Москва - 1990

/>» л /L/

Работа выполнена на кафедре истории русской Итера -турк фиояотаческого фак)и>т&та Московского государственного университета ьмеьи М.В Ломоносова.

Научный руководитель: - доктор филологических наук,

Ведущее учреждение - Московский государственный педагогический институт имени Н.К.Крулской

Защита диссертации состоится "у.н", пяуркря 1990 г. на засодаеяи специализированного совета д 053.05.П при Московском государственном университете ьыени М.В.Ломо-нссова.

Адрес: 115899, Москвч, Ленинские £ ары, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факу штатов, филологический факультет.

С диссертацией кокно ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ.

Автореферат разосцан " \ _1990 г.

профессор Д.Г.ПУОТОВСЙТ

Одищсальмые оппийеаы: - доктор филологических наук

А.Я.ЭСАЛНЕК

- кандидат филологических наук

Т.Д.РЙГИНА

ЯЗЕЙ СЕКРЕТАРЬ СЯЗДШШРОЗАШЮГС

доктор филологических наук, профейор

¿.А.ИШСОИН

bBJ'-H XAPAKTEFM CHUCA РАБОТЫ

I- Актуальность то,'.ш . Авторская речь, как один из осноа-них. компонентов, сомавляюцих речевув ткань шдкпского процзло-г.эпая, относится к кругу суцестшпшх и ¡актуальных вопросов современного литературоведения: структуры повествования гатератур-по?о проквводспая, авторской субъективности, авторской позиции, образа евтора, стиля писателя и т.п. В последнее время со все-яо?рас?гг'^ц.) интерэссм литературоведов к вопросам такого рода. проЗиш авторской рэча а той или иной степени освещается в узо-гочлсленинх исс/вдеваниях, посвяпенних как теории литературы ао-jtísa, гак а творчеству отдельных плсатолоЗ. Крсш фундаментальных исследований М.М.Бахтина к В.В.Виноградова, в которых до -но теоретическое обоснованно проб ломи авторской речи и проведен конкретный анализ некоторых оё аспектов, проявляющихся в произведениях Ф.М. Достоевского, А.С.Цускшш, Л.Н.Толстого, в посидит десятилетия БШёл ряп работ, в которых »атрагпвавтея то или иные .аспект авторской речи в творчестве И.А.Гончарова, И.С.Тургенева , А.П.Чехова л других писателей. Однако, осла такие проблемы, xíaк структура повествования, образ автора, авторская позиция, привлекала специальное внимание литературоведов к представляла собой главный предмет во многих исследованиях, то авторская речь до настоящего времени р^осыатршаотсл только в caían с другим проблемам;. Монографических работ, специально пос-аящепных этой проблеме», ещё нет. Статьи же, содержащие наблюдения над авторской рэчьа, имеют фрагмовтарний характер.

Такое оезте.чалэ особенно вддво в тургенааецеции. В обширной литературе, посвященной И.С.Тургеневу, кот не только научных монографий, но н специальных исследований об авторской речи •

1-205/у

1

Тургенева, хотя немало тургеневедов так или иначе касаются этой проблема. Меаду тем, ее исследование, о одной стороны, позволяем постигнуть общие особенности художаствакаой речи - одного па самых существенных аспектов художэстбзнйоИ форш литературы как ис-I:-V о см о слова; о другой стороны, оно способствует обнаружению эыоцкокадьяо-ктейвого пафоса автора, что явшштся стершем содержания литературного произведения. Доэтоед необходимость в ¿,з0о-тех, в которых авторская речь представляет собой глаккый а самостоятельный предмет исследования, давно назрела в соаремзннси литературоведении с в тургенаведении, в частности.

2. Цаль исследования - анализ существенных аспектов а специфики авторской реч» в-романах И.О.Тургенева ( .'Дворянское гнездо", " Отцы и дети"). Автор диссертации акцентирует внама -ние на объективности и еубьвкшааосхи тургеневского авторского повествования, то-аыгь на вопросах, которые вызывают большой интерес и в то же время обнаруживают значительные расхождения у тургеневедов. А изучение объективности в субъективности повествования предполагает решение 'ряда других'вопросов: взаимопроникновение авторского начала г. начала героя ( что обусловливает степень объективности повествования), формы их выражения, многоголосие авторского повествования, проявление авторской субъективности через пафос к тональность автора - рассказчика, харак-. тер и формы выражения лирической, иронической и других выодао-цальных окрасок, обнаруживающие личность автора в повествовании.

оадзчи данной работы ограничены рассмотрением перечисленных выше вопросов.

Научная новизна диссертации ваклвчается в том, что

в ней проблема авторской речи в роканех И.С.Тургенева впервые изучается специально и систематически.

Б теоретическом плане в данной диссертации систематизируется и обобщаются отдельные яолзуошм об авторской речи и Фрагментарные наблюдения над этой проблемой в исследованиях советских филологов над языком художественной литература, образом автора и поэтикой писателей. На основе систематизации и обобшз -¡;ия выявляются основные подходы и аспекты при изучении проблемы авторской речи.

Взаимоотношения автора - рассказчика и героя в романах И.С.Тургенева, до сих пор наблюдающиеся только в их отдельных проявлениях, рассматриваются в данной работе на многочисленных различных уровнях: прямая речь, косгенная речь, несобственно-прямая речь, собственно авторская речь с цитированием слон га-роя. Вся система тональностей тургеневского автора - рассказчика, состоящая из лирической, юмористической, сатирической и других оттенков, впервыо освещается в её целостности, во взаимоотношениях различных тональностей, в обоих тенденциях целого произведения.

4. Пракгкчэская значимость диссертации состоит в тш, что её результаты могут быть использованы при чтении курса лекций

по истории русской литератур), в спецкурсах по кэстерстьу писателей^ семинарах, имевших отношение к творчеству И.С.Тургенева. Поэтому эти результаты будут полезны, в первую очередь,автору диссертации так преподаватота русской литературы во вьетнамской аудитории.

Диссертационная работа может дпть новее освещение произведениям И.С.Тургенева к быть вкладом в решение спорных вой- ■

з

росов вокруг его «романов. Кроме того, проведанное исследо -вашю в определенной мере может иметь значение и для разработка категории авторской речи в теоретическом плана.

мотддодогическув и теоротичоскув сснопу работы составляют ууворсшшося в научно-исследовательском обиходе, а так-ла нонйЛшо труди по теории и истории литературы и по творчеству И.С.Тургенева.

Ала гая проблем, поставленных в диссертации, проводится на основе лингвопоэтичаского метода исследования.

6. работы . в своём законченном вяяэ дпосэрта-цкя была обсуждена на засзкашш кафедры истории русской яатора-тури филологического'факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

7. Обьёы и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх гдав, заключения и списка использованной литературы.

Глава первая. Проблема авторской речи в теоретическом ас...»

пекте и в изучении романов И.С.Тургенева'"Дворянское гнездо" и "Ornji и доти".

Глава вторая. Взаимоотношения автора - рассказчика и героя.

Глава третья. Пафос и тональность автора- рассказчика в описании и повествовании.

Общий объём диссертации составляет 136 страниц. Список 'литература включает 185 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Бо " Бвэденип " обосновывается актуальность избранной теш, определяются цель и задачи диссертации, метод исследования и материал для анализа.

Актуальность проблемы обусловлена ей важным значением и малой И37ЧОННОСТЫО, что отмечается в кратком обзоре существенных исследований советских литературоведов, связанных в той или иной степени о проблемой тургеневской авторской речи, среди которых можно назвать монографии Д.Г.Дуотовойта, Г.Б.Кур -ляндскоЗ, С.Е. Шаталова, А.Г.Цейтлина. А.Б.Чичерина, статьи А.П.Рудакова, диссертационную работу Л.Н.Сарбаа. Обзор указывает на то, что проблема авторской речи в романах И.С.Тургенева, несмотря на её важность, до сих пор рассматривается только в связи о другим вопросами а ещё на представляет собой специального и самостоятельного предмета исследования адргеневе-дов.

Определяя целью данного исследования анализ основных особенностей и специфика авторской речи в романах И.С.Тургенева, которые ещё не разработаны или недостаточно разраббтешв турге-веведении .""диссертант сделал акцент на проблеме объективности и субъективности авторского повествования, которая вызывала у тургеневедов большой интерес и в го ли время большие расхождения. Задачи диссертации ограничены решением конкретных вопросов, связанных с этой проблемой: взаимоотношений автора-расска-ачяка и.гэроя, пафоса и тональности автора-рассказчика в описании и повествовании.

Во введении также отмечается, что применение лингвопоэти-ческого метода как'основного метопа исследования в данной работе обусловливается характером избранной теш, которая требует

2-2С5/у

5

лингвистического анализа текста в литературоведческих; целях. Выбор романов " Дворянское гнездо" и " Отцн п дети" как материала для анализа обгоняется тем, что два эти романа не только нэписаны в одной манере повествовав.'^, но и воплощают в себе крайности этой манори, что обеспечивает двустороиц'ость их изучения.

В гладе пешой дается теоретическое обосцовака.6 проблем: -юрской речи а обзор различных мнений тург-онзведов вокруг проблемы объективности и субъективности тургеневского авторского по -вествованяя и сацутсгвувдах вопросов.

В первом раздел? . посвященном теоретическому обоснована проблемы, выделяются.-три основных подхода к авторской речи, широко распространенных в' теории литературы: I) оозещать эту пробному на уровнях поэтики повествования; 2) постапкть её в сферу исследования ко об,теш автора в художественной литературе; 3) сочетая два первых подхода, рассматривать авторскую речь как важную проблему науки о языке художественной литературы.

Первый подход - в сфере поэтики повествования - в свою очередь разветвляется по двум основным направлениям: а) формы повествования; б) структуры повествования.

Рассматривая проблему азторской речи с точки зрения форм повествования, автор диссертации различают три случая. В первом случае повествование ведётся от имени героя - рассказчика ( в первом лице), и, следовательно, его отличительной особенность» является стилистическая соответственность характеру героя, Мокно постигнуть в повествовании такого рода и план автора и элементы авторского голоса ( и это - седа из важных задач поэтики повествования), но определить в дазноы случае

какую-то часть текста как сплошную авторскую речь - нельзя. Поэтому повествование от имони героя - рассказчика и в первом лицо но является главным материалом для изучения категории ав. -торской речи.

Во втором случае повествование ведётся также в первом отце, но в роли рассказчика выступает сам автор. Сложность состоит в том, что автор - рассказчик здесь не всегда - сам писатель, л частых случаях это только условный , персонифщпри-ванншТ автор. Ссылаясь на замечание В,В.Виноградова о манере повествования Достоевского в " Дядюшкин см сне", диссертант утверждает, что повествование такого тиса сохраняет а сочетает в так называемой авторской речи нвсянорашые элементы: я те, которые принадлежат уеловноад автору (рассказчику), и те, которые свойственны действительное автору (писателю). Непошш-пяо этой слогшости ловосгвовзния жшет привести к неверному анализу стиля писателя, к неточному установлению степени ответственности автора за конкретнна оценки и суждения, дающиеся в произведении. Поэтому при изучении авторской речи в произведениях с повествонаниэм,узкого типа очень ваэдо определить и верно осветить отношения между автором и рассказчикам.

В третьем случае - повествование от имени автора и в третьем лице - вообще кет значительной дистанции межу автором н повествователем. Двойной термин автор - рассказчик а этом случае можно использовать для обозначения единственного субъекта повествования, который является самим автором или очень близок ему.

' По сравнению с другими формами повествования в авторе- •

кой речи произведений с повествованием такого типа особенности стиля писателя проявляются наиболее прямо и сосредоточенно. Поэтому изучение авторской рочи здесь является очень важной задачей и связано, главным образом, со стилистическими проблемами .

При изучении структуры повествования проблема авторской речи освещается л других аспектах. Как известно, повествование в эпическом произведении составляют два основных гемионаита • авторская речь, и речь героя (собственно повествовано л ^полог). В сяду этого со структурой точки арония авторская рэчь должна быть рассмотрена в отношении к другая структурна;,с, компоненту - речи героя. В диссертации отмечается, что взаимоотношения двух этих компонентов выражаются в разнообразных и сложных формах, анализ которых - чрезвычайно важный аспект изучения авторской речи с точки врения структура посостзова-ния.

В сфере исследования проблещу автора в худого сгвеннсЗ яи-терагуре, в которую включаются многие вопросы, объединяющиеся общим интересом к личности автора, к выражении авторской субъективности в произведении, авторская речь рассмотрена как речевая форма выражения авторской субъективности. Нз основании соображений В.Г. Белинского, Д.Н.Толстого , В.В.Виноградова в диссертации сделан вывод, о двух сашх существенных аспектах проявления личности писателя в произведении: как тч -■ность ( тем более - /шностъ - худокник) писатель шракаот свое отношение (эмоциональное и идейное) к изображаемому им предмету, и как худокник слово, он обнаруживает себя в стилистических особенностях манеры изображения.-Доказав .что гва

£

этих аспекта личности автора - гмодионально - идейный и стилистический - находят в авторской рочи своеобразное выра.гвшю «раз пафос и тональность автора - рассказчика, диссертант приходит " шведу о том, что рассмотрение авторской речи как яркой форш г'тагваия авторской субъективности требует анализа в кэй пафоса п тональности автора-рассказчика.

Во втором раздела дается обзор существенных мнений об авторской речи И.С.Тургенева, исходящих в основном из рассмотренных нише лодхсщоа.

С точки арония поэтики повествования все романы И.С.Тургенева написаны в той форме, которая не предусматривает раэш-гввапие глеету автором л рассказчиком, поэтому внимание тургено-вэдоз обращено иа проблему взаимоотношений автора -рассказчика и героя. Анализируя эти взаимоотношения, тургеневеды стремятся к разрешении проблемы объективности и субъективности авторского повествования; они приходят к разлапым ответам, которые раадеяени в диссертации на три основных группы.

К первой группе относятся взгляд» исследователей, которые утверждают преобладание авторской субъективности над объективностью в романном повествовании И.С.Тургенева. Для взгиасв этой группы диссертант считает показательным мнение А.П.'Чудаков з, котернй видит в авторском повествовании '!. С .Тургенева "авторское руководство как доминантный повествовательный принцип " и открытое проявление автором отноиения к герою, и который, на этом основании, делает пивед о том, что"у Тургенева нет объективности в толстсвско-чеховском смысле..." .

Исследователи, относящиеся в второй группа, но отрицая у Тургенева проявления авторской субьектиэностн, считают самой

3-205/у

9

основной особенностью его романного повествования - обьектав -ность - К таким исследователям в диссертации отнесены А.И.Батю-то, Г.Е.Курлиндская, П.Г.Пуетовойт , А.Т.Цейтшщ, В.Р.Горбина и другие.

Кроме двух названных точек зрения,сущэствует в критике и третья, согласно которой исследователи считают отличительной особенностью авторского повествования в романах Тургок&сз аарзк-лельное существование и дажа слияние авторского начала и начала героя, объективности и субъективности, не определяя степени проявления каадого из двух этих начал илп преобладания одного над другим. Эту точку врения выражает С.Е.Шателов\ в монографии " Проблемы поэтами И.С.Тургенева". Автор диссертации, соглашаясь с этой точки зрения,анализирует представление С.Е.Шата -лона о " двупланоюсти" как важнейшей особенности манеры повествования Тургенева.

Онеяав оговорку о том, что такое распределение взгдадоз -по трем рассмотренным группам - веса® условно и относительно, учитывая долю обоснованности каждого ^З'-втих взглядов, диссертант считает наиболее целесообразным взгляды, относящиеся ко второй группе, т.е. взгляды исследователей, которые, признавая и объективность, и проявление авторской субъективности в рша-нах Тургенева, утвервдаиг преобладание первой над последней.

По сравнению с ¿¡нениями тургеневедов, исходящих с точки зрения поэтики повествования, мнения вокруг проблем пафоса а .тональности тургеневского автора- рассказчика не столь разно -речивы. В изучении згой проблемы тургевевады вообще не ведут полемики, но не повторяют, а дополняют друг друга, рассматривая различные её аспекты. Б диссертации подчеркивается вклад в разработку этой проблемы советских исследователей А.Г.Цейтлина,

П.Г.ПустовоЙта, Г.Е.Курляядской, А.В.Чичерина и другие. Если А.Г.Цейтлин рассматривает тургеневский лиризм. в его отношении к объективности, то Д.Г.Пустовойт акцентирует в авторском повествовании Тургенева соотношение лирического и сатирического начал. Языковые средства, при помощи которых выражаются пафос и тональность тургеневского автора-рассказчика, обнаруживаются а исследованиях П.Г.Дустовойта, Г.Б.Курляндской , А.В.Чичерина и других.

Глава первая заканчивается выводом о том, что хотя то или иные аспекты проблемы авторской речи И.С.Тургенева были затронуты советскими тургенэведами, полного разрешения эта проблема еще не получила.

В главе второй анализируются взаимоотношения автора - рассказчика и героя а целях определения объективности авторского повествования в романах И.С.Тургенева.

Стремясь доказать, что в авторском повествовании Тургенева наблвдаются оба типа взаимоотношений автора - рассказчика и героя ( первый - вторжение речи героя в авторское повествование, и второй - вторжение авторского-начала и авторское вмешательство в прямую рЕчъ героя), автор диссертации останавливается на особенностях кастой из форм выражения этих взаимоотношений.

Первая форма - несобственно-прямая речь. широко распространенная у Л.Н.Толстого и Ф.МДостоевоксго как средство сочетания планов авторов и героя, отличается в тургеневском романном повествовании но масштабом, а целями и эффектом ее использования. В диссертации различаются два случая: в первом несобственно-прямая рачь используятся в передаче речей персонажей, чуждых по духу писателю, во втором - в речи персонажей, которые близки

и

автору, к которым он относится с симпатией. Описывая взаимоотношения автора - рассказчика и героя, выражающиеся по-разному в каквом из двух; этих случаев .автор диссертации приходит к следующем выводам: во-трвых, второй случай занижает в авторском повествования Тургоеюм количественно гораздо более значительное мос-то, чем первый случай; во-вторих, з первом случае насоЗствесго-прямая речь используется главным образом дня иронии, « зо втором - для того, чгобы автор-рассказчик мог проникать во внутренний мир город и икра&ать своё сочувствие к нему. Позтс,.« для персоналий, авторс:;оо отношение к которым противоречиво и сложно, Тургенев вообще но употребляет несобственно-прямой рочл. Вот почему в романо ''.Отца и дети", главный герой которого принадлежит лагорю разночинцев-демократов, которых писатель уважает, но с которыми он расходился во многих взглядах, случаев использования несобственно-прямой речи гораздо меньше, чем в романе "Дворянское гнездо", посеяшзиом изображению трагической судьбы близкой писатели дворянской интеллигенции; разница межу использованием несобственно-прямой речи.ьри изображении различ -них типов персонажей за:шзчается и в ситуациях сё использования: для отрицательных дарсочааеЯ Тургенев ввода несобственно-прл-мув речь в повествование только в той ситуации, кота персонаж разговаривает с кем-то и бывает не один, а для близких автору . персонажей, напротив! Тургенев использует эту форму речи в той ситуации, когда персонаж только сщин и погружается и разшшяеяия. Иначе сказать, в первом случае несобственно-прямая речь служит средством передачи того, что герой говорит, а во втором она служи? средством передачи того, что герой думает.

Вторая и более характерная для тургеневской манеры форма

«

вгапнэо?иошз,;;к5 автора - рассказчика а горая - цитирование в авторском повествовании слеп го: г. а. 3 отличие от несобственно - пря"г'1 ví , кат; •• i чпаохьзусгся з. основной д.тя близких автору яорсгапжоЛ, •• зрея встречаются, главным qí-раг.о.,1, 5 Hoi'auiüuBam® ос <*ришгедь«ых, чуяаях лисатол» лжи вюроотелеяиых шроо-,"? В бояыитсгве случаев это открытое цетяровзняв: авгор формазь:г. и прязиак&уд ( как кавычки, :г.ур-саз) зяя оговооксг.л ( типа: "как сн выраетется", "по ой с доза«") ято указывяет на прин: x.oz..::^^ опоча ллч вирагэлия яэрссна -гл.',!, д на ctr/ - автору - расскавчш:?. Диссертант считает вго гхглрагсэ цнтировзвко слон героя ярка» нгцивакои двустронностн сисоо.''.. Ш/Звотвов«1)!.д Тургенева: с одяоП сторонм, зто стремяе-ни> к объективности, к изобразила действительности такой, нэ-Kt,-4 с;:з есть; с яругсП стороны, его активная позиция автора -рассказчика а охыоаеншг и гароо а его слсзу, это присутствие автора, которое чувствуется uomv и повествован г и.

Автор диссертации такта отмечает, что кроме цели обогащения объективности повествования, цитирование слов героя используется Тургеневым а в ироническом плане или с целью характеристики персонажей.

Третья форма дарагения взаимоотношений автора-рассказчика и героя - включение в авторскую рун- и чередование с ней прямой речи гэроя. - по существу явяяется развитием принципа цитирования слов гэроя. Г.Б.Курпявдская считает очень характерной для Тургенева с/шу^<уп фор :у взаимоотношения авторского повествования и прямой речи: " Оиккочксо сложное праиоа^аие прямой речи находится среди авторских предложения. Основой высказывания является авторская речь, а прямая включается как необходимой

пояснение ее"*. Утверждая справедливость этого замечания, надо добавить, что прямая речь - в тексте, где автор излагает события , и в тексте, гае огИ изображает внутренний мир персонала - выполняет различные фу:пйдаи. В тексте первого типа прямая речь поясняет и иллюстрирует то, что излагается в авторской речи; а в тексте второго типа прямая речь проползает то, что начинается в авторской речи, ею обычно заканчивается поток мышления персонажа, передающийся сначала а авторском пересказе. В обоих: случаях прямая речь придаёт авторскому повествованию объективную окраскз.

В диссертации большое внимание уделено четвёртой форме

выражения взаимоотношений автора-рассказчика и героя - ревенной речи . Это обусловлено в первую очередь большим количеством случаев использования Тургеневым косвенной речи в авторском повествовании. В романах Тургенева косвенная речь выполняет такие Ее функции, какие и прямая речь: иллюстрировать собственно авторскую речь, характеризовать персонажей, обогащать объективность повествования. Выполняя эти функции, косвенная речь отличается характерными для тургеневской манеры особенностями, среди которых автор диссертации сделал акцент на следующие: во-первых, в косвенной речи сохраняются лексическое своеобразие, интонация и экспрессивная окраска, присущие прямой речи персонажа; во-вторых, обнаруживается в косвенной речи и явленна "открытого датирования": автор-рассказчик выделяет кавычками от курсивом те, слова и обороты . принадлежность которых

I. Курланкская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста Тула. 1972, с-217.

персонажам он кочет подчёркпуть V в-третьих, наряду с точкой зрения героя, речь которого переде»тся авторсм-рассказчнкои, в косвенней рс'з отраг - тол а точка зрения автора-рассказчика ,ко-торий неравной:-;.:-;, к язобрдяэамсму им.."' в

П.;с7»е ааал^а форм вторжения голосов персонажей в авторское повествование, нву-мется другая сторона взаимоотношений автора-рассказчика и героя, а ш&чно авторское начало в речи героя.

Ссылаясь на ш&ниа М.У.Бахтина о том, что "преломлять свои мысли в чудом слове Тургенев на ;;~3ил и на умел", и исходя из наблвдеакЗ над тексте« Тургенева, автор диссертации пришел к слещга&ну шведу; нторшние авторского ирчапа в прямую речь героя у Тургенева не отличается тем, что авторский голос прямо звучит в речи героя, а выракаатоя главным образом в отношениях между авторскими комментариями и прямо!"! речьв героя. В диссертации выделяются четыреста авторских комментариев: в первом автор-рассказчик выступает как посторонний, объективный наблюдатель, во втором - жак пристрастный, субъективный наблюдатель, в третьем - как участник разговора персонажей, и в четвертом -как редактор, исправяяюиШй по-своему речь героя и обращающий внимание читателя на это в комментарии. На основа анализа этих четырёх типов, делается вывод , что воздействие авторского начала на прямую речь героя усиливайся со степенью пристрастия и участия автора - рассказчика; а простых случаях, автор-рассказ чик только объективно и коротко описывает речевую манеру, жэсты и мимические выражения персонажа, тем самым он придаёт прямой-речи какую-то новую окраску; в более сложных случаях, когда пристрастный автор-расскаачик не скрывает своего отношения к

персонажу и его слову, прямая речь персонажа может попутать от авторских комментариев новые значения. Посторонний, .объективный и пристрастный, субъективный - это два основных повествовательных вркщипа, мевду котораш тургеневский автор-рассказчик часто колеблется, но в целом наблюдается в авторских комментариях преобладание второго принципа над первым. Впрочем, в комментариях к паяной речи, связанной с психологическим состоянием персонажей, автор- рассказчик всегка склонен быть посторонним, объективным: Тургенев в своё время был противником манеры психологического анализа Ф.М Достоевского и Л.Н.Топстого, кото-рда как авторы стремились заглянуть в самые потаенные глубины души своих героев.

Заметим, что воздействие авторских комментариев на прямую речь героя оказывается не прямо,-а косвенно - через восприятия читателя. В своих комментариях автор-рассказчик обычно обращается к читателю, а не к героя: он сознательно выступает кек посредник мегау героем и читателем, корректируя восприятие читателем прямой речи героя. Модель " герой-автор-читатель" является одной из характерных форм связей автора -рассказчика и героя в тургеневских диалогических сценах.

В заключении второй главы сделан вывод о том, что авторское повествование в романах И.С.Тургенева движется мезду двумя пределами : один - это повествование, вбирающее в себя швые голоса трсснаглй; другой- повествование, окрашенное эмоционально-оценочным отношением автора-рассказчика. Стремление Тургенева к объективной манеры проявляется явственно, но существование парад с ним авторской субъективности объясняется тем, что ''Тургенев принадлежит к художникам, которые склонны скрывать

т

свою тенденциозность. И веч га ему это но всегда удаётся" Разнообразия ликов аптора-рассгазчш;а и форм введения голоса героя в авторское повествование прииаог многсаспектность взаимоотношениям автора-рассказчика и герм л многоголосие романному nq-весгаог:.; tia Л.С.Тург-.т^ва.

трэ'. • -''¡1вфс»1 ~ ... o-i-aявность автора-рассказчика в описа.чш: почос^роватад" - начинав геи рассмотренном систеш тональностей тургеневскому ^т'г-э-рассказ чикл в её целостности, с еЗ обадаля тенденциями, прояздяющашея в млом произведении. Тонатгпосиь автора-рассклзчкч-, з романах И. С .Тургенева отличаете.'. прежде веэго waoi'ocdoasiic;,?, оОлпиом гамм, сочотациом крайностей, гпбг'м i :'.ei!:j,'.'.c:i ?л.с-Д!1онагг,циу струй. Впрочем, в силу чувства ;.ерн и скконности :t одорашности чузства, так свойственна* гигерагуряому вкус? Тургенева, среди тональностей пзторя-расскаачика а его реданах преобладают лёгкие гаммы, среди форм выражения авторский оубхвкгиг'геотк писателя предпочитает скрытую форму открытой. Это обузясвотваес отбор, сочетание и использование слов, стилистические приёмы Тургенева и создает екну из самых отличительных особенностей его стиля. И лирическое, и сатирической начно редко находят у Тургенева их крайнее вырастало. Среди тургеневских сатирических приемов почти нот гро-тоскт, и к гиперболе писатель также на часто прибегает. Редко встречаются в романах И.С.Тургенева и пространные лирические отступления, и приподнято патетический гон автора-рассказчика, которой много говорит- о собе я о своём чуьствэ. Обычно лирическая

. I. Лустовойг П,Г. И.С.Тургенев - художник слова. Иэд-ео Московского JHHBQpOII'iw.i. 1.1. ,.1230,с. 133.

и сатиричэслая тональность а в т ора -ра с с ка з ч жа чередуются мазну собой, и тем самым шша тональность смягчает другую. В силу гибкого сочетания и изменения различных тональностей вообще нет отдельных зон для определённых тональностей, и строгие границы между ними таюяэ но существуют. Однако набшдавтся в романах Тургенева общие тенденции , согласно которым в' эпилогах особенно явственно обнаруживает себя лирическое начало, а в предысто-риях- юмористическое я сатирическое.

После рассмотрения общих особенностей и тенденций всей система тональностей тургеневского автора -рассказчика в диссертации даётся конкретный анализ характера, форм и средств выражения двух основных тональностей - иронической (калорической, сатирической) в лирической.

,.В рааделе об иронической тональности- отмечается, что проблема комического в тургеневской манере вызвала уже у современных писатели исследователей различные, даже противоположные,

»

мнения; некоторые кригаки полностью отрицали сатирический талант у Тургенева. Хотя мнения такого рода адосгаг.ствии ( властности - в советскую эпоху) подвергались критике, но они всё -таки - факт, который а известной степени указывает, что у Тургеневского автора-рассказчика свой особенный смех, непохожий на смех у писателей гоголевской школы и, доэтоад,непривычный для современников Тургенева.

Стремясь доказать своеобразие тургеневского смеха, автор диссертации останавливается на конкретных сатирических приёмах. Так, в приеме объединения в одном рану неоднородных элементов следует обратить внимание на разницу межад Тургеневым и Гоголем: еаяк у Гогояя нзхооям столкновеииэ в одном ряду

неоднородных предметов и явлений, которое внушает читателю чувство хаоса и абсурда, то у Тургенева - объединение неоднородных черт персонажа, его характера, его поведения, вызывает у читаге-я но чузсг' хаосу, а ировическую улиоку. „

Среди прийь.:.. г :.снс:.э ...с лекит неожиданность, диссертант гезпгааеч два случая: лоиг-гчскг.я неожиданность и иеожн-язнпоэ сочетание слов. 3 '¿урклевской авторской речи много раз-'мчных типов неожиданных сочетаний слов: сочетания глагола с существительным, прилагательного с существительным, наречия с глаголом. С этим приёмом сзязаио включение просторечных или зобб-це стилистически г^ап;.; рзднах слов б непривычный контокт; во • многих случаях вклачепие слов в иолривычный контекст у Тургенева основывается на в;3«ямо,связях прямого я переносного шаслой слова и, тзЕз.4 образом, вызывает у читателя интересные, смсшые ассоциации.

Другой приём, характерный для тургеневской манера - несоответствие обозначающего (авторского слова") обозначаемому (предмету изображения). Выделены два случая: в первом случае, авгор-расскаэчик употребляет книжную, высокую лексику для характеристик неблагородных персонажей зли для объяснения простых, низ -кях, даже пошшх явлений; во втором - разговорная речь к просторечия используются в довествоаасзп о лерсонаках светского общества, "высоких " лвдях.

Авторская ирония у Тургенева наиболее ярко проявляется но в самом потоке повествования, но там, ии автор-рассказчик временно останавливает о: • поток, даёт свод комментарии к сюжетному действию или горою ( его портрету, его слову). Анализируя три типа авторских комментариев, распространенных в романах

Тургенева ( комментарии к сюжетному действию).комментарии к герою (главным образом - к его портрету), комментарии к слову город), следует выделить Основу сноха в каждом типе (например: изменение позиции и тональности аз гора-рассказчика, неожиданные ассоциации и др.).

Особоо внимание удолоио приёму пародии " общего языка", который обычно выражает точку зрения светского круга. Употребляя такую пародию в повествовании о каком-то персонаже, автор -рассказчик шражаот двоякую иронию - это ирония не только по отношению к персонажу, но и для круга общества, точку зрения которого автор-рассказчик пародирует.

Кроме пародии " общего языка", в иронических целях. .Тургенев использует и форму пародии голоса персонажа, осуществляющуюся главны!, образом при помощи несобственно-прямой речи. На основе двух этих форм пародии строится форма иронической интерпретации текста, характерная для Тургенева и широко распространенная в ого романах. Это конструкция, состоящая из двух частей,соединяющихся друг с другом при помощи союза " то есть ". В пер-., вой части звучит голос, персонажа ( или чужой голос вообще ), а во второй - ироническое уточнение автора-рассказчика.

Кроме названных приёмов, в диссертации анализируются следующие средства выражения авторской иронии: сопоставление (конкретного, простого с абстрактным, возвышенным, человека с животным) , большое внимание мелким подробностям внешности и пове -дешш персонажей, формы лексики, носящие зкспрессивно-оценоч-шш характер ( например, уменьшительно-ласкательные слова) к ар. -

П равдчяе о лирической тональности показано, что ляри -чоскиа поты а авторской печл у Т.-ргвпова звучат главзкм образом г таюг: торс?* гг* иопксазкв дуиегошх состояний л ::;:угр!Л1;:их p--.iv •гзноя. Г; китом из этих видов текста тур-гл£-л' : ^оглзшйкс/ • к.:>ух. снсзшых формах - конкретно- лкрг.чаодс»! оиу^а^г «роя ч филос ©-¿с»о-лирическом глровос-приятиии автора.

Л:;а71изируя ягпическуы тональность азтор-з - рассказчика в тУм.:о;,евских пейзажах, спгог ■'/е^лрт.'-иии выделяет три случая. Е ларЕ.:.! случае прзргда сгнетается «игорскоЯ речью, ко о уоч-:а 5эс;:-.'л горел, з >лссо ххуяхъ тажл? нястроэьлэ героя п елляш-'?' .5 ним асгог" - сазсказчккя; авторская г-зчь э даннс;: сзг,'"ао особенно близка к речи героя и часто чередуется с внутренним монологом ( в форме прямо(5 рэ^я) героя. Во второй случае прярда оплжаогся" гиггд асгорокоЗ речью, но с ноолредо-.тзиноЛ го'-сси зр^аия; лириьм в едином случае доходит из того, что лряревд одинаково действует на автора - рассказчика и героя, сна вызывает у них одинаковое яаричзеноо оед^ениэ - то ощущение, которша насыщая пейзаж. В третьем случае, прирсаа описывается речью автора - рассказчика и с ого собственной точки зрения. Но даже в данном случае авторский лиричзскиП тон токе так близок по духу к гсоса, что герой нередко невольно,незаметно сливается с авторе.'/! -рассказчиком в лирическом восприятии природы, и описание, природы негзкотно лерэходит от авторской точки зренил и то-ис-з зрения героя.

Итак, лирически тонад:лость в тургневсках п^зажах редко звучит только от ав5ора-расс::азч^иа; нигде ко случается

так, что автор-рассказчик увлекается природой, тогда квк его герой полностью равнодушен к ней. В силу этого лирические пейзажи в романах Тургенева ^ сопровождают только персонажей,способных и склонных нас налаяться природой. Ионао сказать, что отличительной особенностью лиризма в тургеневских пойзалах является слияние двух струй - лирического восприятия природы автором -рассказчиком и лирического ощиэнля героя.

В описаниях цуиевцнх состояний персонажей такт обнаруживают себя две названные струи лиризма. По сравнению с лиризмом б пейзанах, здесь струя авторского лиризма проявляется активнее: она выражается не столько в о/линии автора-рассказчика с лирическим настроением героя, сколько в самых авторских лирических кошэн'х'а-риях к тощ, о он пЬзеетвуег. Истоком струя авторского лиризма является струя лирического оадщония героя, но эти струи могут течь и как отдельные, самостоятельные. Б ощущении героя, описание душоваых состояний нередко осущзствляется/несобствеино- прямо! речи. Л для авторского тризма характера)? форма речи, включакдая в себя ряд восклицательных ¡1 вопросительных ыгеяложений. ...

По эмоциональному зяучааии конкретно-лирическое ощущение героя и авторский лиризм неодинаковы. В первой случае.наряду с метко-лирическим тоном, иногда звучат и лирико-трагическшэ ноты, которые почти никогда не слышатся в авторских лирических комментариях. А отличительной особенностью авторского лиризма является ¡¡'Нлоссфско-лирическая зональности.

Кз средств хранения лирической тональности автора-рассказ-ъ романах Тургенева виде юны и проанализирован« следующие прхшл;: соадахжио мелодию повторение сдои, сопоставление,пауза.

Основная тональность автора-рассказчика зависит, главным образом, от отношения оасатега к главным героям. Симпатия и сочувствия Тургенева к героям "Дьоршокого ггсздч" - бдизклм к нему по духу - определяет вет-'цу» г.оль лирической тональности в этом роману. К шуш типа Баслроьа - главке,^о герол "Отцов а детей" - отношо-ние ЗДгеаоьа гораздо сложнее, писатель стремится быть объективным и, следовательно, автор-р ссказчик тоже сдержаннее в проявлении своих чувств: он склонез к нейтральному повествованию, недоли к повествованию, окрашенному эмоционально-сценочным тоном. Зпрочем, в обоих романах, если ироническая тональность о&чно проявляется местами, и маленьких стреьках ^екста, то лирическая тональность может с большей сосредоточенностью обнаруживать себя в объемных отрезках. Это в известной мере, сг.ядстоаьстауот о склонности Тургенева к лиризму, хотя лирическая тональность на всегда является ведущей струей*» авторской речи, романов Тургенева, который в силу объективности повествования стремится сохранить чувство меры в проявлении авторской субъективности.

В " Заключении" пскводятся итоги исследования , обобщатся наблюдения и вызедн, которые сделаны в процессе анализа двух-

роыанов И.С.Тургенева. На этом основании отмечается вклад Турге-ва в развитие художественной речи и вообще русского литературного языка; это использование с художественной целью языков различных общественных слоев, сочетание живой разговорноС речи шло.-: к их масс с языком культурной части русского общества того вреые-ни, обогащение языковых материалов русской литературы, обработка эффективных зыоцдочаилте языковых средств..

В заключении такта определено «осто Тургенева-романиста на стыке двух периодов русской ляторатда XIX века, что обусловливает исторические сьпзя'( по поэтике и стилю) писателя с ого предшествоавккаш и послед'оватвлями. На aiofi основа отмечает1 ся одна из перспектив дальнейших исследований: освещение авторс-коЛ рочи И.С.Тургенева в её тесном отношении к общему развитию .поэтики и стиля русской литературы ХП века.

Поди.в печ.22.11.90. Формат изд.60x84 1/16 Объем 1,5 ri.л. Заказ 20Б/у Тираж 100

Ш"Печатник"Мосгорпечати Н.Краснохолмская д. 5