автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Библейские мотивы и образы в "Хрониках Нарнии" К.С. Льюиса
Полный текст автореферата диссертации по теме "Библейские мотивы и образы в "Хрониках Нарнии" К.С. Льюиса"
На правах рукописи
Образцова Юлия Николаевна
БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В «ХРОНИКАХ НАРНИИ» К.СЛЬЮИСА
Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
2 8 НОЯ 2013
Мосаспа - 2013
005539782
Работа выполнена на кафедре всемирной литературы филологического^ факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный
университет»
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор НИКОЛА Марина Ивановна
Официальные оппоненты:
ЗЫКОВА Екатерина Павловна, доктор филологических наук, ФГБУН Институт мировой литературы им. A.M. Горького РАН (ИМЛИ РАН), Отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, ведущий научный
сотрудник
РЕДИНА Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», факультет русской филологии, кафедра истории зарубежных литератур, доцент кафедры
Защита состоится « 23 » декабря 2013 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.10 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, ауд. 304.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан <И5_» ноября 2013 г.
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А. М. Горького»
Ученый секретарь диссертационного совета
Кузнецова Анна Игоревна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Рассматриваемое диссертационное , исследование посвящено рассмотрению библейских мотивов и образов в «Хрониках Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса (Clive Staples Lewis, 1898-1963).
Клайв Стейплз Льюис известен как оксфордский ученый, филолог, теолог, специалист по истории средневековой литературы, писатель. Его перу принадлежат более шестидесяти трудов и художественных произведений. Среди них.литературоведческие исследования: «Аллегория любви. Изучение средневековой традиции» (1936), «Английская литература XVI века» (1954); философско-религиозные трактаты: «Современные переводы Библии» (1947), «Просто христианство»(1952), «Страдание»-(1940), «Расторжение брака» (1945), «Чудо» (1947), «Размышления о псалмах» (1958), «Любовь» (1960); научно-фантастическая трилогия «За пределы Безмолвной планеты» (1938), «Переландра» (1943), «Мерзейшая мощь» (1945), роман «Пока мы лиц не обрели» (1957) и, наконец, цикл романов-фэнтези «Хроники Нарнии» (1950-1956).
К.С. Льюис получил признание в литературе как автор критических и философских эссе, ярких, увлекательных романов, но именно цикл романов-фэнтези «Хроники Нарнии», впервые издававшийся в Англии в период с 1950 по 1956 годы, принес ему наибольшую известность. Об этом свидетельствуют перевод книг цикла более, чем на сорок языков, миллионные тиражи изданий, значительное число киноэкранизаций, радиопостановок, театральных постановок, посвященных «Хроникам Нарнии» К.С.Льюиса.
Текст художественного произведения К.С.Лыоиса предстает перед интерпретатором и исследователем как сфера эстетическая, рациональная, и одновременно духовная, трансцендентная, которая отражает множество философских и нравственных идей.
В связи с этим следует обратить внимание на авторский замысел всего цикла «Хроник Нарнии». В различных критических исследованиях приводятся аргументы, касающиеся вопроса о том, что можно считать главным связующим звеном для семи книг о Нарнии. Показательно, что целый ряд исследователей отмечает христианскую основу концепции автора. Так, по мысли Р.К.Трупиа, в основе всего цикла «Хроник» лежит идея о virtue - добродетели1-При этом первые три книги (в той последовательности, как они были опубликованы) раскрывают теологические добродетели (theological virtues) - любовь, веру, надежду (love, faith, hope), в то время как в остальных книгах представлено аллегорическое изображение четырех главных добродетелей - cardinal virtues. К ним относятся: prudence -
' Trupia R. C. Learning Christian Behaviour: The Way of Virtue in The Chronicles ofNarnia. London: The Lamp -Post, 1988. P.3-8.
v3
благоразумие, fortitude - храбрость, temperance - умеренность во всем, justice - справедливость 2.
Д.В.Монтгомери полагает, что темой, объединяющей «Хроники» в «единую интегрированную концепцию» (an integrated single conception), является «искупление Христа» (redemption through Christ)3.
Ч.А.Гуттар дает высокую оценку «Хроникам Нарнии», называя произведение К.С.Льюиса «в некотором смысле Библией» (a sort of Bible) Гуттар видит своеобразие книги Льюиса в том, что в тексте представлено обширное собрание разнообразного художественного материала, указывающего на основные события в библейской истории мира, от его сотворения и до логического завершения - «конца мира».
М.А.Манцалуа отмечает, что главной характерной чертой каждой из семи книг «Хроник Нарнии» является корреляция сверхъестественного, божественного начала с мирским, повседневным, обыденным (closeness of the supernatural, the divine, to the mundane, the everyday, the humdrum)5.
П. Шакель находит скрытые параллели между «Хрониками Нарнии» и философским трактатом К.С.Льюиса «Просто христианство»6. Это не единственное исследование, где «Хроники Нарнии» сравниваются и сопоставляются с другими произведениями. Так, Д.Майерс полагает, что ключом к прочтению «Хроник Нарнии» может быть книга Э.Спенсера «Королева фей». Исследовательница объединяет двух авторов на том основании, что они оба являются ярким «выражением англиканского сознания»7.
В отечественном литературоведении следует выделить исследование М.А. Штейнман «Поэтика английской иносказательной прозы XX века» , включающее сравнительный анализ творчества К.С.Льюиса и Дж.Р.Р. Толкиена. Заметим, однако, что материалом для диссертационного исследования М.А.Штейнман служат трилогия Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец» и трилогия К.С. Льюиса «За пределы Безмолвной планеты», «Переландра», «Мерзейшая мощь», а также его роман «Пока мы лиц не обрели», и, соответственно, «Хроникам Нарнии» уделено в этой работе небольшое внимание. Важно, однако, что М.А.Штейнман выявляет сходство между наиболее значимыми образцами художественного наследия
- Становление концепции virtue, начиная с эпохи Возрождения, рассматривается в диссертационном исследовании Черноземовой Е.Н: Черноземова Е.Н. Система драматических жанров 80-90 годов XVI века в Англии. Дисс. докт. филол. наук. М.: МПГУ, 1995. Гл.IV, параграф 3 "Функционирование ключевых слов в драматургии английского Возрождения". С. 310 - 336.
3 Montgomery J. W. Myth, Allegory and Gospel: an Interpretation of J.R.R.Tolkien, C.S.Lewis, G.K.Chesterton, Charles Williams. Minneapolis: Bethany Fellowship Inc., 1974. P.23.
4 Huttar C. A. C.S.Lewis's Narnia and the "Grand Design", in Peter J.Schakelfed.), The Longing For a Form, Essays on the Fiction of C.S.Lewis. Kent, OH: Kent State University Press, 1977. P. 130.
5 Manzalaoui M.A. Narnia: The Domain of Lewis's Beliefs, in David Graham(ed.), We Remember C.S.Lewis:Essays and Memoirs. Nashville: Broadman &Holman Publishers, 2001. P. 14.
6 Schakel, Peter J. Reading with the Heart: The Way into Narnia. Grand Rapids, Ml: Eerdmans, 1979. P. 13.
7 Myers D. T. Growing in Grace: The Anglican Spiritual Style in the Narnia Chronicles, in David Mills (ed.). The Pilgrim's Guide: C.S.Lewis and the Art of Witness. Grand Rapids, Ml: Eerdmans, 1998. P. 185.
8 Штейнман M.A. Поэтика английской иносказательной прозы.ХХ века (Дж.Р.Р.Толкиен и К.СЛьюис). Автореф.дис. на соиск. учен.степ. канд.филол.наук. Москва, 2000.
Дж.Р.Р.Толкиена и К.С.Лыоиса на уровне поэтики и доказывает их принадлежность к особому иносказательному типу повествования.
Следует также отметить исследование C.B. Максимовой «Античный миф в прозе К. С. Льюиса и Г. Э. Носсака 40-50-х гг»9, материалом для которого послужили роман К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели» и произведение Г.Э. Носсака «Некийя». Характеризуя сближающее Льюиса и Носсака обращение авторов к мифу, исследовательница подчеркивает талантливую способность обоих художников слова выразить с помощью мифологических образов и мотивов не только вечные, повторяющиеся идеи и закономерности, но и свое отношение к современной эпохе и современному обществу. Так, C.B. Максимовой представляется, что с помощью мифа писатели смогли не только передать свое восприятие реальности, но, в то же время, прозреть иное, бесконечное (Лыоис), а также ирреальное, «негарантируемое» (Носсак). Таким образом, исследование С.В.Максимовой посвящено специфике использования античного мифа К. С. Льюисом («Пока мы лиц не обрели») и Г. Э. Носсаком («Некийя»), и, кроме того, освещает ряд вопросов, связанных с мифологизмом XX века в целом.
Проблема жанра произведений К.С.Лыоиса затрагивается также в диссертационном труде Л.Н.Ефимовой «Эволюция прозы К.С.Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности»10. В данном исследовании рассматривается философско-религиозная публицистика и художественная проза К.С. Лыоиса 1930-х - начала 1960-х годов. Л.Н.Ефимова также особое внимание уделяет художественным особенностям героев прозы К.С.Льюиса.
Как видно из приведенных выше, наиболее значимых, на наш взгляд, исследований творчества К.С. Лыоиса, аспект специального рассмотрения библейских мотивов и образов «Хроник Нарнии» в них не предпринимался, что свидетельствует о насущности выдвинутой нами научной задачи.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в освоении на примере «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса сравнительно нового для российского читателя пласта детской литературы, в поэтике которого именно библейские образы и мотивы создают богатый эстетический и духовный потенциал.
Объектом исследования в настоящей работе стал цикл «Хроник Нарнии», состоящий из семи книг: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», « "Покоритель Зари", или Плавание на край света», «Серебряное кресло», «Племянник чародея», «Последняя битва».
Предмет исследования - библейские мотивы и образы, содержащиеся в произведениях указанного цикла.
Целью диссертации является анализ поэтики библейских мотивов и образов, представленных в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса, оценка их
5 Максимова C.B. Античный миф в прозе К.С.Льюиса и Г.Э.Носсака 40-50-х гг. Автореф.дис. на соиск. учен.степ. канд.филол.наук. СПб., 2009.
10 Ефимова Л.Н. Эволюция прозы К.С.Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности. Автореф.дис. на соиск. учен.степ, канд.филол.наук. M., 2010.
S
нравственно-эстетических функций.
Достижение названной цели выдвигает необходимость решения ряда задач:
раскрыть мировоззренческие - философско-эстетические и религиозные взгляды К.С.Льюиса;
показать основные вехи становления авторского мировоззрения; провести анализ «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса с точки зрения их связи с истоками европейской традиции (античностью и христианством), выявить основные способы взаимодействия художественного сознания писателя с культурными традициями прошлого;
проанализировать на материале «Хроник Нарнии» взаимодействие языческой и христианской образности в мифопоэтике К.С.Льюиса;
выявить своеобразие и функцию библейских мотивов и образов, представленных в тексте «Хроник Нарнии» К.С. Лыоиса.
В основу методологии исследования положен историко-литературный и герменевтический методы. Важными для осуществления работы стали труды как отечественных ученых (А.Н. Веселовский, М.П. Алексеев, М.М. Бахтин, С.С. Аверинцев, Е.М. Мелетинский, В.М. Жирмунский, В.Е. Хализев, Е.В. Жаринов, Н.П. Михальская, Вл.А. Луков, C.B. Максимова, М.А.Штейнман, О.М. Ушакова, Л.Н. Ефимова), так и зарубежных (Р. Барт, Н. Фрай, Ч. Мурман, М. Уорд, П. Крифт, М. Бэйн, Ч. Уолш, Э. Гибсон, М.Эдельсон). При анализе теологических и философских аспектов творчества К.С.Льюиса особую значимость представляли труды как отечественных религиозных философов (С.Булгакова, П.. Флоренского, Н. Бердяева и др.), так и зарубежных теологов и мыслителей (П. Тиллиха, Ж. Маритена, Х.-Г. Гадамера и др.), в том числе английских христианских апологетов (Г.К. Честертона, Дж. Макдональда. Ч. Уильямса и др.).
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Европейская культурная традиция для К.С.Льюиса органично связана с христианской. В процессе творческой эволюции христианство становится основой эстетики писателя. В возрождении и упрочении христианской традиции в культуре и литературе автор видит главную возможность преодоления духовного кризиса своей эпохи и одну из главных
задач своего творчества.
2. Ключевым понятием для мироощущения К.С.Льюиса является Радость, воспринимаемая им как высшее духовное проявление чувств, которое нельзя отождествлять со счастьем и удовольствием. К.С.Льюис выделяет «Радость» с прописной буквы, определяя это эстетическое переживание как термин, наполненный глубоким сакральным смыслом, означающий порыв к неведомому, высокому и прекрасному.
3. Эстетический потенциал фэнтези как иносказательной формы повествования наилучшим образом позволяет К.С.Льюису представить в аллегорической форме свое видение философско-нравственной модели мира.
Концепция романа «Хроники Нарнии» раскрывается в свете христианского представления автора о нравственных ценностях. Мотив духовного становления проходит сквозной нитью через все повествование «Хроник». Лаконично путь нравственных исканий героев можно выразить в обобщенной схеме: искушение - покаяние - искупление своей вины -духовное преображение.
4. Характерная особенность миромоделирования в романном цикле К.С.Льюиса заключается в органичном соединении положений христианской и платоновской философии. Своеобразие христианской модели мира находит в «Хрониках Нарнии» отражение в создании двух миров, действительного и ирреального, запечатленных в оппозиции - Англия и Нарния.
5. «Хроники Нарнии» отмечены соединением библейской и мифологической образности. Последняя, однако, подвергается в «Хрониках» переосмыслению в духе христианского мировоззрения. Текст «Хроник Нарнии» насыщен богатой библейской аллюзивностью, позволившей автору выразить христианские ценности в оригинальной художественной форме.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса получают новое в отечественном литературоведении рассмотрение со стороны значимости в их составе библейских мотивов и образов и анализа их поэтики. Проведенный анализ обогащает представление о мировоззрении и эстетике английского классика.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в изучении жанровых особенностей фэнтези, в его сопоставлении с жанром сказки, в изучении проблем библейской интертекстуальности, обогащающей художественный потенциал жанра.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке новых программ и учебных пособий по английской литературе XX века, в практике вузовского преподавания при чтении лекций по истории английской литературы, истории зарубежной литературы XX века.
Апробация наиболее.значимых результатов исследования состоялась на всероссийских конференциях «Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты» (Волгоград, ВГГУ, 2009), «Толерантность в России: история и современность» (Волгоград, ВГГУ, 2008), «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (Москва, МПГУ, 2007, 2013), XXI и XXII Пуришевских чтениях (Москва, МПГУ, 2009-2010).
Результаты диссертационного исследования отражены в семи научных статьях, три из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы определяется задачами и материалом исследования. Диссертация общим объемом 177 страниц состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 209 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, формулируются цели и задачи исследования, определяются теоретико-методологическая база и методы исследования, характеризуется научная новизна и практическая значимость работы, дается обзор научно-критической литературы по теме исследования.
В первой главе «Религиозно-эстетические взгляды Клайва Стейплза Льюиса» рассматриваются интеллектуальные и духовные истоки формирования мироощущения писателя. Это рассмотрение, опирающееся на тексты эссе К.С.Льюиса разных лет, не сводится к констатации сложившихся авторских убеждений, но представляет их в решающих фазах становления .
Первый параграф «Тенденции христианского Возрояедения в европейской культуре первой половины XX века» посвящен анализу историко-культурного контекста эпохи, социально-психологической почвы, ставшей основанием возникновения выдающихся художественных произведений К.С.Льюиса.
Проведенное исследование позволяет явственно увидеть, что творчество К.С. Льюиса органично включается в процесс религиозного Возрождения в европейской культуре первой половины двадцатого века. Социокультурная ситуация первых десятилетий XX века способствовала проявлению подобной тенденции. Основными причинами являлись следующие факторы: Первая мировая война, и как следствие ее - экономический кризис в Европе, Гражданская война в России, революционные перевороты, появление фашизма. Все это способствовало нарастанию кризисных отношений в обществе. Послевоенные настроения в Европе характеризуются разочарованием, утратой иллюзий, крушением привычных культурных устоев.
В то же время, рассматриваемая эпоха в поисках утраченных ценностей обращается к религиозной составляющей культуры. На фоне декадентских пессимистических настроений возникает потребность обретения гармонии миропорядка. Растущий интерес к идеям христианства напрямую отражает стремление многих художников и мыслителей восстановить душевное равновесие в эпоху распада, включиться в четко сложившуюся религиозную систему ценностей. Морально-нравственные основы христианства для многих мыслителей стали источником надежды, духовных ориентиров в
кризисные времена.
Таким образом, стремление Льюиса к возрождению христианских традиций является проявлением общеевропейского процесса поиска глубинного первоначала искусства и творчества, тенденции определения абсолютного и истинного в сфере познания.
Второй параграф «Проблема взаимодействия религии и литературы в эссеистике К.С. Льюиса» отражает развитие в творческом сознании писателя идеи о необходимости обращения к идеалам христианской веры в литературе и искусстве.
Программными работами К.С.Лыоиса стали «Христианство и культура» (1940), «О старинных книгах» (1944), «Современные переводы Библии» (1947) и «Возрождение или упадок?» (1958). Так, в эссе «Христианство и культура» К.С. Льюис, освещает роль христианства в становлении европейской культуры, настаивает на неразрывном единстве европейской культурной традиции и христианства.
Такие эссе Льюиса, как «Размышления о псалмах» (1958), «Современные переводы Библии»(1947) свидетельствуют о том, что К.С.Льюис был внимательным читателем Священного Писания, много размышлял над его страницами, его загадками и трудными местами. На Писание он смотрел как на боговдохновенный текст и одновременно как на книгу, памятник словесности, совокупность многих жанров. Особенно выделял он художественную выразительность псалмов. Интересовался Льюис опытом новых переводов Библии и считал, что они должны появляться и способствовать интересу к Библии современного читателя.
По мысли К.С.Лыоиса, изначальное, подлинное и высокое назначение литературы выявляется в согласованности с ценностями религии, сферой сакрального, в том числе знания, полученного через Божественное Откровение. Для самого К.С. Лыоиса христианская вера стала основой личностного и творческого опыта.
Третий параграф «Философско-религиозные взгляды К.С. Льюиса» посвящен анализу философских концепций писателя, обогащающихся в процессе его творческого развития.
Творческая эволюция писателя традиционно делится на два этапа: ранний, примечательный обращением к ряду проблем семиотики культуры, и второй, зрелый, характеризующийся ориентацией на христианскую мораль. В качестве сквозной темы, определяющей вектор творческого развития автора как в первый, так и во второй из названных периодов, выделена тема любви: если в 1930-е годы интерес К.С.Льюиса был сосредоточен на изучении трактовки любви в контексте средневековой культуры (начиная от поэтики трубадуров до Дж.Чосера), то в 1950-е у него вызревает сформированная христианской традицией концепция любви как духовного порыва к высшим ценностям и милосердию в реальной жизни.
В четвертом параграфе «Традиция Г.К.Честертона и "концепция Радости" К.С.Лыоиса» анализируется духовная биография К.С.Лыоиса, характеризуется понятие «Радости», ставшее ключевым в мироощущении писателя. Апеллируя к глубинам духовного, К.С. Льюис выявляет два уровня бытия: внешнюю жизнь, рутинную, и внутреннюю, полную ярких переживаний, духовных прозрений.
Первоначально Радость, в понимании К.С.Льюиса, была связана с чувством сопричастности литературному процессу. В дальнейшем, внутренний самоанализ привел К.С.Льюиса к мысли о том, что эстетическое переживание Радости выходит за границы собственных ощущений, становясь вектором, указывающим на нечто Иное, более важное, запредельное. В
поисках непреходящей Радости К.С.Лыоис обратился к христианской духовной литературе, в которой и нашел удовлетворение своих стремлений.
В этой связи особое значение для К.С.Лыоиса приобрело творчество Г.К.Честертона. В произведениях этого писателя Лыоис встретил созвучную ему философию радости и веры, которая основывалась на идее добра. Философия Честертона характеризовалась утверждением потенциала прекрасного в мире, утверждала радости земного бытия, призывала человека не требовать невозможного, а учиться дорожить тем, что доступно. Неоправданно подавлять себя сознанием несовершенства мира и человека, которые, с точки зрения Честертона, есть частные проявления и не характеризуют определяющую сущность мироздания: зло не является прерогативой мира. Честертон рассматривает человеческую благодарность по отношению к миру как залог счастья. В концепции Честертона Льюис усматривал полемику с теориями, утверждавшими идеи хаоса и распада мира, настроения ожидания его «заката» и «конца».
На Льюиса оказала особое влияние также творческая манера Честертона, т.к. именно Честертон в начале XX века продемонстрировал опыт оригинального синтеза увлекательной формы и глубокого, серьезного религиозно-философского содержания.
Вторая глава «Жанр "Хроник Нарнии" как форма воплощения христианской модели мира К.СЛыоиса» включает в себя анализ жанровой природы «Хроник Нарнии», определение ценностной направленности цикла, в свою очередь способствующее уточнению жанровой природы произведений, его составляющих.
В первом параграфе «Английская повествовательная традиция условных иносказательных форм в восприятии К.СЛьюиса» рассматривается особо значимая для творчества К.С.Льюиса традиция аллегорико-символического повествования. Имена Дж.Беньяна, Э.Спенсера, Дж.Макдональда, Г.К.Честертона были выделены самим К.С.Льюисом как литературные предшественники, оказавшие значительное влияние на формирование его эстетических взглядов.
Особенно важным, можно сказать поворотным моментом, для К.С.Льюиса стало знакомство с творчеством Джорджа Макдональда. В автобиографии «Настигнут Радостью» К.С.Льюис оставил выразительное признание о том, что при первом прочтении книг Макдональда он почувствовал себя мальчиком Данте, для которого встреча с Беатриче изменила всю дальнейшую жизнь. Благодаря Дж. Макдональду, К.С.Льюис открыл для себя христианскую литературу в новой, фантастической форме иносказательного повествования. Принципиальное влияние на К.С.Льюиса оказала книга Макдональда "Фантастес. Волшебный роман", которая, по мнению исследователей, находится у истоков современного фэнтези.
Во втором параграфе «Феномен "фэнтези" в эстетическом восприятии К.СЛыоиса и его жанровые особенности в "Хрониках Нарнии"» рассматривается понятие фэнтези в рецепции К.С.Льюиса. Выделение характерных признаков фэнтези, в свою очередь, позволяет
сделать вывод о правомерности причисления «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса к данному литературному феномену.
В жанре фэнтези К.С.Льюис увидел большой художественный потенциал для выражения своих апологетических идей. В результате проведенного анализа текста «Хроник Нарнии» можно сделать вывод о том, что жанр фэнтези, выбранный К.С.Льюисом для реализации авторского замысла, оптимальным образом подходил для передачи в иносказательной художественной форме библейских идей, мотивов, образов. Во-первых, К.С.Льюиса привлекала новизна жанра фэнтези, в котором это можно было сделать выразительно, увлекательно и ненавязчиво. К.С.Льюис прекрасно понимал, что он пишет для читателя XX века, привыкшего к более тонким намекам, а не прямым аллегориям, как, например, у более раннего христианского писателя Дж.Беньяна.
Фэнтези было для К.С.Льюиса той новой увлекательной формой художественной литературы, которая давала большие возможности экспериментировать. Выбор христианской тематики для фэнтези «Хроники Нарнии» было явлением новаторским. До «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса в жанре фэнтези нет прецедентного текста с такой обильной насыщенностью библейскими аллюзиями.
Обращение К.С.Льюиса к жанру фэнтези было в значительной мере определено тем, что в фэнтези, как правило, изображаемый мир находится на грани гибели или в состоянии опасности, а главный герой является, чтобы спасти погибающий мир. Заметим, что идея спасения мира, ярко выраженная в тексте «Хроник Нарнии», является магистральной идеей в Библии.
В этой связи особое значение имеет и такой признак жанра фэнтези, как изображение конфликта между Добром и Злом. Как в Библии первоначальным конфликтом стала борьба Добра со Злом, так и в фэнтези война сил Тьмы против сил Света неизбежно присутствует, и в обоих случаях эта борьба принимает вселенский размах. Для фэнтези характерным является широкий географический охват описываемых событий. Борьба Добра со Злом происходит во всем мире, во Вселенной, что, в свою очередь, напоминает библейскую масштабность описываемых событий. И подобно тому, как в Библии структура мироздания формируется на оси «земное-небесное», так и в «Хрониках Нарнии» художественное пространство включает в себя оппозицию «реальное-ирреальное».
Еще одной причиной, позволившей обосновать художественный потенциал жанра фэнтези для воплощения библейской тематики, является особенность изображения художественного времени. Временные рамки в фэнтези, как правило, охватывают события от создания мира и до его логического завершения. В «Хрониках Нарнии» К.С.Льюиса представлена вся история Нарнии от первых дней творения и до последних, что, в свою очередь, соответствует вектору библейского повествования от сотворения мира до предсказания о Конце Света (Апокалипсис).
Отметим и такой важный аспект, касающийся связи жанра фэнтези с библейским повествованием, как наличие мотива чудес. Сам К.С.Льюис
отмечал в своих эссе, что именно волшебный мир фэнтези или сказки наилучшим образом подходит для передачи библейских чудес. Все, что выходит за границы привычной реальности, К.С.Льюису удалось гармонично представить в жанре фэнтези.
В третьем параграфе «Традиция литературной сказки и "Хроники Нарнии" К.СЛыоиса» проведен анализ структуры художественного текста «Хроник Нарнии», который позволил выявить характерные черты жанра фэнтези и литературной сказки и на основе сопоставления подходов к ним показать принципиальные отличия жанров.
Интертекстуальность фэнтезийного жанра приводит к переработке уже освоенного материала (сюжеты, герои, география и т. д.). Подчеркнуты и имеющиеся у рассматриваемых жанров отдельные общие черты: обращение к фольклору, мифологии, присутствие магии, волшебных существ, артефактов и пр. Однако, как показало исследование, ряд характеристик у указанных жанров кардинально различаются, что позволило при детальном анализе в рамках данного исследования показать также и принципиальные разграничения произведений одного жанра от другого. Исходя из выявленных отличий на материале анализа хронотопа, образа главного героя, функций фольклорных и мифологических мотивов, присутствия мотива «чуда», конфликта Добра со Злом был сделан вывод о том, что «Хроники» К.С.Льюиса относятся именно к образцам фэнтези.
Таким образом, именно жанр фэнтези соответствовал авторскому замыслу и авторской концепции. Фэнтези «Хроники Нарнии» представляют собой выразительную форму воплощения христианской модели мира К.С.Льюиса.
Третья глава «Библейская традиция в «Хрониках Нарнии» К.СЛыоиса» посвящена анализу художественного текста «Хроник Нарнии». В данной главе объектом исследования выступают следующие аспекты поэтики: специфика мифотворчества, художественное время и пространство, главный герой и его место в системе образов, специфика библейской аллюзивности, сюжет и его особенности.
Первый параграф «Трансформация языческого мифа в свете христианского вероучения в романной прозе К.СЛьюиса» посвящен взаимодействию языческой и христианской образности в мифопоэтике К.С.Льюиса.
Определяя христианскую направленность творчества К.С. Льюиса, вместе с тем важно подчеркнуть как характерную особенность его творческой манеры объединение в рамках одного произведения разнообразных мифологических пластов, переосмысленных, однако, в контексте христианских идей. Иначе говоря, мифы и культурные архетипы других, не христианских верований, представляли интерес для К.С.Льюиса с точки зрения возможности их служить материалом для воплощения апологетических идей автора.
Заметим, что движение от языческого мифа к христианскому соответствует и творческой эволюции автора. При этом наличие разнообразных мифологических моделей и архетипов в тексте «Хроник
Нарнии» связано с тем, что К.С.Льюис своеобразно оценивал языческую мифологию и воспринимал ее как некое отражение сокровенной истины, позволявшей взглянуть на христианство извне, издалека, со стороны. По К.С.Льюису, язычество было в чем-то как бы «предчувствием христианства».
Таким образом, в основу художественного мира «Хроник Нарнии», как показал анализ текста, положен синтез мифологического материала, в котором важную роль играет языческий миф, переосмысленный в духе христианского мироощущения.
Во втором параграфе «Двоемирие в повествовательной структуре "Хроник Нарнии" К.С.Лыоиса» выявляются особенности художественного мира цикла «Хроники Нарнии», а именно, специфики репрезентации в нем категорий миметического и фантастического, определению их взаимосвязей. Обращение к данной теме обусловлено тем, что в литературоведении нет единства в вопросе об отношении «Хроник» к действительности. В рамках данного исследования развернута полемика с английским критиком Эндрю Хейлом, усматривающим смысл финала «Хроник» в побуждении читателя к деятельному участию в окружающем мире. Однако последовательный анализ всех семи романов, входящих в цикл «Хроники Нарнии», позволяет сделать вывод о неоднозначности авторской интенции, которая проявляется в усложнении и обогащении темы религиозным подтекстом по мере развития повествования от одной части к другой. Суждения аргументируются приведенными примерами из произведения, их анализом, ссылками на библейский текст, опорой на авторские высказывания о замысле цикла.
Анализ соотношения социально-исторического контекста с событиями, представленными в «Хрониках Нарнии», в дальнейшем приводит к выявлению аксиологических, онтологических проблем, выраженных в повествовательной структуре произведений К.С.Льюиса. При оценке реалистично изображенного мира Земли, как противоположности фантастического мира Нарнии, К.С.Льюис выступает в роли социального критика. Переклички между мирами в социальном аспекте затрагивают важные для английского писателя проблемы школы и школьного образования. При анализе так называемого «реального» мира проявляется характерная многослойность (многоаспектность). Таков, например, мир современности и мир прошлого, который явственно проступает в автобиографическом времени нарратора.
В целом, проблема взаимодействия соотносимых миров в повествовательной структуре «Хроник Нарнии» не ограничивается противопоставлением только мира реального и мира фантастического. В свою очередь, мир фантастический, ирреальный также лишен цельности и однозначности. По мысли К.С.Лыоиса, фантастический мир распадается на множество параллельных Земле миров, и это множество независимо возникающих и погибающих миров, как некое онтологическое единство, противопоставляется высшей и вечной реальности.
Сюжетным стержнем фэнтези К.С.Лыоиса становится странствие героев в пространстве различных миров. Испытания героев (преодоление искушений,
слабостей, ошибок) в конечном счете, выводят их на уровень высоких нравственных координат, значимых для всей авторской концепции «Хроник». Пережитые испытания становятся для героев романа своего рода «духовной школой», необходимой для нравственного становления
Проведенный анализ соотношения социально-исторического контекста с событиями, представленными в «Хрониках Нарнии», позволяет сделать вывод об апологетичности авторской интенции. Изображая фантастический и мимитический миры в «Хрониках Нарнии», К.С.Льюис раскрывает темы как аксиологического, так и онтологического характера.
В третьем параграфе «Библейские аллюзии и реминисценции в "Хрониках Нарнии" К.СЛыоиса» выявляются аллюзивные особенности романа-фэнтези К.С.Льюиса «Хроники Нарнии», в частности, исследование сфокусировано на обнаружении и анализе библейских аллюзий. Текст романа еще не подвергался специальному рассмотрению и оценке с позиций библейской аллюзивности. Обозначенный аспект поэтики романа позволяет составить более глубокое представление о концепции романа.
В рамках данного исследования было выявлено, что в различных аспектах поэтики «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса четко прослеживаются как прямые, так и косвенные ссылки на Библию. Подводя итоги, приведем лишь наиболее значимые наблюдения. Так, символично то, что «Хроники Нарнии» состоят из семи частей. Как в Библии семь дней творения, так и у К.С.Льюиса вся история Нарнии - от ее создания до гибели - дана в семи повествованиях.
В первой хронике («Племянник чародея») Аслан, являющийся детям в облике золотого сияющего льва, творит мир. Демиург Аслан повелевает, что только сыновья Адама и дочери Евы получают в управление новый сотворенный мир. В детальном описании первых дней творения просматриваются аллюзии на соответствующие строки Книги Бытия (Быт. 1, 26-27). Основные заповеди, которые дает Аслан нарнийцам, восходят к заповедям на скрижалях завета и заповедям из Нагорной проповеди Христа. Аслан требует от жителей своей страны, в первую очередь, любви: «И все любите друг друга» - аллюзия на Евангелие от Матфея, 22, 39: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», а также на Евангелие от Иоанна, 15, 1213: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Образ Аслана как аллегорическое представление образа Бога является наиболее значимым для автора. К.С.Льюис пишет о «царственном и миролюбивом и в то же время печальном» взгляде Аслана, что он был «добрый и грозный» одновременно. Золотистое сияние гривы Аслана, о котором постоянно упоминает автор, ассоциируется с золотом нимба. В Нарнии именем Аслана клянутся, герои произносят: «Во имя Аслана», «Асланом тебя прошу», а отшельник даже восклицает «Аслане милостивый!» Из следа Аслана берет начало ручеек, что напоминает многочисленные средневековые легенды об иссечении источников. Согласно Библии, «Бог есть свет», и по мере продвижения на восток в страну Аслана сама вода становится как свет, свет пронизывает весь мир, окружающий героев, и само
название повести и корабля, на котором путешествуют герои, - «Покоритель Зари», также является аллюзией на библейский образ Света.
В дихотомии Бог и человек проявляется на страницах «Хроник» не только образ Бога, но и не менее важный для эстетики К.С.Льюиса образ человека. В хронике «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» представлен эпизод, который показывает значимость понимания К.С.Льюисом момента непосредственной встречи человека с Богом, «обращения» человека при восприятия Его Имени: при имени Аслана Эдмунда охватил необъяснимый страх, Питер ощутил в себе необычайную смелость. Образ Аслана, безусловно, является центральным сюжетообразующим компонентом, вокруг которого «выстраиваются» все остальные образы.
Борьба Добра со Злом, в которую вовлечены главные герои «Хроник Нарнии», связана с важными эсхатологическими проблемами, которые затрагивает К.С.Льюис. По мысли К.С.Льюиса, само зло не живет - оно паразитирует на жизни и добре. Так и Колдунья не создается песней Аслана, а в Нарнию она попадает некоторым паразитическим способом -ухватившись за детей. В Библии, лишь искусив людей, зло получает власть во вселенной; в Нарнии Колдунья тоже делает людей своими соучастниками. При этом библейские образы Эдемского сада и древа познания также в аллегорической форме представлены у К.С.Льюиса.
Наиболее полно идеи К.С.Льюиса выражены в последней книге хроник. В ней рассказывается о том, как хитрый персонаж по имени Обезьян облачает простодушного осла в львиную шкуру, заставляет его играть роль Аслана и правит от имени Великого Льва. Из-за предательства Обезьяна тархистанцы завоевывают Нарнию, и она гибнет. Но оказывается, что погибшая Нарния была лишь отблеском Нарнии истинной (здесь проявляется влияние идей Платона на Льюиса), и все лучшее, что было в Нарнии прежней, сохраняется в Нарнии обновленной. Сюжет «Последней битвы» - это аллюзии на Апокалипсис и мотив наступления Царства Божьего.
Сравнивая Нарнию истинную с Нарнией, бывшей только слабым ее отблеском, Лыоис следует основному догмату христианства, трактующему жизнь земную как преддверие жизни вечной.
В этой связи органичной для К.С.Лыоиса была и тема семи смертных грехов, которая отражена в четвертом параграфе нашего исследования «Семь смертных грехов в структуре "Хроник Нарнии" К.С.Лыоиса».
В результате проведенного анализа было выявлено, что в каждой из семи книг «Хроник Нарнии» автор в системе персонажей делает акцент соответственно на одном из смертных грехов. Так, в книге «Лев, Колдунья и платяной шкаф» один из центральных персонажей Эдмунд Пэвенси фокусирует на себе внимание как герой, которого отличает жадность и чревоугодие.
Своеобразие художественного пространства «Хроник Нарнии» обусловлено его непосредственной связью с центральным конфликтом Добра и Зла. Через призму поступков Эдмунда Пэвенси раскрывается образ персонифицированного зла, представленного на страницах «Хроник Нарнии»
в лице колдуньи Джадис. Эпизод, когда Эдмунд за рахат-лукум предает Джадис родных сестер и брата, можно рассматривать как реминисценцию из «Потерянного рая» Мильтона, поскольку поведение Эдмунда весьма напоминает ненасытность в раю Евы, вкусившей запретный плод.
В следующей части «Хроник Нарнии», «Принц Каспиан», магистральной идеей является обличение двух других из вышеперечисленных смертных грехов: сребролюбия и тщеславия, которые представлены в образе тирана Мираза. После смерти законного короля, отца принца Каспиана, Мираз объявляет себя лордом-протектором несовершеннолетнего наследника престола и фактически становится правителем Нарнии. В дальнейшем, после загадочной смерти преданных прежнему королю лордов, Миразу удается полностью захватить власть в свои руки.
Для К.С.Лыоиса, создававшего «Хроники Нарнии» в 40-е и 50-е годы XX века, представлялось важным раскрыть образ тирана в любом обличии, в том числе и в художественном мире фантастической Нарнии.
В книге «"Покоритель Зари", или Плавание на край света» К.С.Льюис кроме жадности показывает и другие смертные грехи, в частности, гордость и сребролюбие на примере героя с символическим именем Юстэс Вред. Окрыленный предвкушением мнимой славы, Юстэс попадает в опустевшую пещеру, где обнаруживает драконьи сокровища и незаконно присваивает их себе. Однако наказание следует незамедлительно: заснув на драконовых сокровищах, с драконьими помыслами, Юстэс просыпается в облике не человека, а дракона. В эпизоде с перевоплощением Юстэса проявляется значимый для эстетики К.С.Льюиса мотив покаяния и преображения. Аллегорична сцена освобождения Юстэса от драконьей шкуры. При встрече с Асланом Юстэс трижды пытается сбросить драконью шкуру, однако все попытки безуспешны. И только с помощью Аслана, предварительно раскаявшись и осознав свою вину, Юстэс наконец обретает свой прежний облик. Согласно концепции К.С.Льюиса, духовное преображение человеку не всегда по силам, и только благодаря помощи свыше можно обновиться для духовной жизни.
В другой части «Хроник Нарнии», «Серебряное кресло», объектом критики К.С.Лыоиса становятся такие качества, как леность, праздность, нерадение к выполнению добрых дел. В начале повествования обычная английская школьница Джил впервые попадает в Нарнию, встречает Аслана, который дает ей задание найти потерянного принца Рилиана - единственного наследника нарнийского престола, сына короля Каспиана. Для выполнения этого задания Джил получает от Аслана знаки, которыми он будет вести ее. К.С. Льюис очевидно перекликается с Второзаконием: подобно тому, как Моисей получил заветы от Бога (Втор. 6, 6-9), так и Аслан дает своим подданным соответствующие знаки. Главным заданием героини «Хроник» Джил является точное исполнение полученных заветов. Однако Джил не повторяет знаки, она не выполняет поставленную перед ней моральную задачу. И тогда сам Аслан является ей во сне и пробуждает ее веру. Не реализовав первые три завета по нерадению и лености, Джил все-таки
вспоминает четвертое и выполняет возложенную на нее миссию. Изображая Джил, К.С. Льюис не только обличает лень как порок, ему важно проиллюстрировать мысль о том, что человек способен победить свои недостатки, если приложить к этому соответствующие усилия.
В целом, обращаясь к теме семи смертных грехов, К.С.Льюис ставит задачу не высокомерного обличения человеческих слабостей и недостатков, а побуждения к их преодолению. Авторская интенция включает в себя задачу показать стремление человека к самосовершенствованию, внутреннюю духовную борьбу и возможность победы над самим собой.
Таким образом, роман-фэнтези «Хроники Нарнии» является закономерным и в то же время вершинным достижением развития тех художественных приемов, которые писатель использовал и совершенствовал на предшествующих этапах своего творчества. И именно в тексте данного произведения, как показало исследование, через обильно насыщенную библейскую аллюзивность автор достиг выразительной формы для воплощения глубоко волнующих его христианских идей.
Благодаря библейским аллюзиям «Хроники Нарнии» выходят за рамки обычного фэнтези, включая множество сложных философских и нравственных представлений. Рассмотрение художественного произведения в аспекте отражения в нем библейских образов и мотивов открывает новые возможности анализа литературного текста, вскрывает его глубинный духовный подтекст.
В заключении подводятся итоги работы, намечаются темы и направления дальнейших исследований.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Афонина (Образцова) Ю.Н. Двоемирие в повествовательной структуре «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2012. - № 1 (17).-С. 130-136 (0,7 п.л.);
2. Афонина (Образцова) Ю.Н. Проблема сохранения библейских и мифологических аллюзий в русских переводах «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса // Мир русского слова. - 2011. - № 4. - С.62-66. (0,4 п.л.);
3. Афонина (Образцова) Ю.Н. Традиция Г.К.Честертона и «концепция Радости» К.С.Лыоиса // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 1(2). -С. 167-171. (0,5 и .л.);
4. Афонина (Образцова) Ю.Н. Повествовательная традиция условных иносказательных форм в восприятии К.С.Льюиса // Всемирная литература в контексте культуры: Сборник научных трудов по итогам XXII Пуришевских чтений. -М.: МПГУ, 2010. - С.134 - 140. (0,4 п.л.);
5. Афонина (Образцова) Ю.Н. Семь смертных грехов в структуре «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса // Всемирная литература в контексте
культуры: Сборник научных трудов по итогам XXI Пуришевских чтений. - М.: МПГУ, 2009. - С.118 - 124. (0,4 п.л.);
6. Афонина (Образцова) Ю.Н. Феномен толерантности в произведениях К.С.Льюиса // Толерантность в России: история и современность: материалы Всероссийской науч.-практич. конф. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008. - С. 7-8. (0,1 п.л.);
7. Афонина (Образцова) Ю.Н. Духовно-нравственная основа толерантности в «Хрониках Нарнии» К.С.Льюиса // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых: материалы VI Всерос. науч.-практич. конференции молодых ученых. - М. - Ярославль: Ремдер, 2007.-С.295-298. (0,1 п.л.).
Подписано к печати 13.11.2013 Объем 1 п.л. Заказ № 48 Тираж 100 экз.
ГУ Т.МПГУ
Текст диссертации на тему "Библейские мотивы и образы в "Хрониках Нарнии" К.С. Льюиса"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»
04201450483 пРавахрукописи
Образцова Юлия Николаевна
БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В «ХРОНИКАХ НАРНИИ» К.С.ЛЬЮИСА
специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор
Никола М.И.
Москва-2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................4
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КЛАЙВА СТЕЙПЛЗА ЛЬЮИСА........................................................................................14
1.1 .Тенденции христианского Возрождения в европейской культуре первой половины XX века.....................................................................................................14
1.2. Проблема взаимодействия религии и литературы в эссеистике К.С. Льюиса........................................................................................................................21
1.3. Философско-религиозные взгляды К.С. Льюиса............................................27
1.4.Традиция Г.К.Честертона и "концепция Радости" К.С.Льюиса.....................35
ГЛАВА 2. ЖАНР «ХРОНИК НАРНИИ» КАК ФОРМА ВОПЛОЩЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ МОДЕЛИ МИРА К.С.ЛЬЮИСА.........................................................................................................46
2.1. Английская повествовательная традиция условных иносказательных форм в восприятии К.С.Льюиса...............................................................................46
2.2. Феномен «фэнтези» в эстетическом восприятии К.С.Льюиса и его жанровые особенности в «Хрониках Нарнии»......................................................56
2.3. Традиция литературной сказки и «Хроники Нарнии» К.С.Льюиса.............69
ГЛАВА 3. БИБЛЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ В «ХРОНИКАХ НАРНИИ» К.С.ЛЬЮИСА.........................................................................................................77
3.1. Трансформация языческого мифа в свете христианского вероучения в романной прозе К.С.Льюиса....................................................................................77
3.2. Двоемирие в повествовательной структуре «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса...............................................................................................................109
3.3. Библейские аллюзии и реминисценции в «Хрониках Нарнии» К.С.Льюиса...............................................................................................................124
3.4. Семь смертных грехов в структуре «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса..........146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................155
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................165
ВВЕДЕНИЕ
Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) известен как оксфордский ученый, филолог, теолог, специалист по истории средневековой литературы, писатель. Его перу принадлежат более шестидесяти трудов и художественных произведений. Среди них литературоведческие исследования: «Аллегория любви. Изучение средневековой традиции» (1936), «Английская литература XVI века» (1954); философско-религиозные трактаты «Просто христианство»(1952), «Страдание» (1940), «Расторжение брака» (1945), «Чудо» (1947), «Любовь» (1960), научно-фантастическая трилогия «За пределы Безмолвной планеты» (1938), «Переландра» (1943), «Мерзейшая мощь» (1945), роман «Пока мы лиц не обрели» (1957) и, наконец, роман-фэнтези «Хроники Нарнии» (1950-1956).
К.С. Льюис получил признание в литературе как автор критических и философских эссе, ярких, увлекательных романов, но именно роман-фэнтези «Хроники Нарнии», впервые изданный в период с 1950 по 1956 годы, принес ему наибольшую известность.
Текст этого художественного произведения К.С.Льюиса предстает перед интерпретатором ' и исследователем как сфера эстетическая, рациональная, и одновременно духовная, трансцендентная, которая отражает множество философских и нравственных идей.
В связи с этим следует обратить внимание на авторский замысел всего цикла «Хроник Нарнии». В различных критических исследованиях приводятся аргументы, касающиеся вопроса о том, что можно считать главным связующим звеном для семи книг о Нарнии. По мысли Роберта К. Трупиа, в основе всего цикла «Хроник» лежит идея о virtue - добродетели1. При этом первые три книги (в той последовательности, как они были опубликованы) раскрывают теологические добродетели (theological virtues) -любовь, веру, надежду (love, faith, hope), в то время как в остальных книгах
1 Trupia R. С. Learning Christian Behaviour: The Way of Virtue in The Chronicles ofNarnia. London: The Lamp -Post, 1988. P.3-8.
представлено аллегорическое изображение четырех главных добродетелей -cardinal virtues. К ним относятся: prudence - благоразумие, fortitude -храбрость, temperance - умеренность во всем, justice - справедливость 2.
Дж. В. Монтгомери полагает, что темой, объединяющей «Хроники» в «единую интегрированную концепцию» {an integrated single conception), является «искупление Христа» (redemption through Christ) 3
Ч.А. Гуттар дает высокую оценку «Хроникам Нарнии», называя произведение К.С.Льюиса «в некотором смысле Библией» (a sort of Bible)4. Гуттар считает этот термин наиболее точным для определения своеобразия «Хроник»: в данном случае представлено обширное собрание разнообразного фактического материала, указывающего на основные события в истории мира, от его начала, затем развития, и далее до логического завершения -вплоть до конца «сего мира».
В исследовании М.Ворда «Планета Нарния. Семь Небесных сфер в воображении К.С.Льюиса»3 представлена оригинальная интерпретация текста «Хроник» К.С.Льюиса с точки зрения астрономической символики всех семи книг цикла о Нарнии. По мысли М.Ворда в каждой части «Хроник» на образном уровне усматривается аллегория на определенную планету Солнечной системы. Так, например, в сюжете романа «Принц Каспиан» большое внимание уделяется батальным сценам, что косвенным образом вызывает ассоциации с мифологическим образом греческого бога войны Марса. Данное наблюдение позволяет сделать М.Ворду вывод о том, что роман «Принце Каспиане» в аллегорическом смысле напоминает читателю о планете Марс. Далее, в качестве примера М.Ворд рассматривает роман «"Покоритель зари", или Плавание на край света», где доминирующим
2 Становление концепции virtue, начиная с эпохи Возрождения, рассматривается в диссертационном исследовании Черноземовой Е H Черноземова Е H Система драматических жанров 80-90 годов XVI века в Англии Дисс докт филол наук M МПГУ, 1995 Гл IV, параграф 3 "Функционирование ключевых слов в драматургии английского Возрождения" С 310-336
J Montgomery J W Myth Allegor)' and Gospel an Inteipietation of J R R Tolkien, С S Lewis, G К Chesterton, Charles Williams Minneapolis Bethany Fellowship Inc 1974 P 23
4 Huttar С А С S Lewis's Narnia and the ' Giand Design in Peter J Schakel(ed ), The Longing Г01 a Foim, Essays on the Fiction of С S Lewis Kent, OH Kent State Uni veisity Press 1977 P 130
5 Ward M Planet Nainia The Seven Heavens in the imagination of С S Lewis Oxford Univeisity Piess, 2010
5
является образ света, вынесенный уже в название книги. Свет, в свою очередь, напрямую ассоциируется с Солнцем. В романе «Серебряное кресло» на уровне символики цвета указывается на серебристое сияние Луны. В остальных книгах «Хроник Нарнии» М.Ворд видит следующую соотнесенность: Меркурий изображен в романе «Конь и его мальчик», Сатурн представлен в «Последней битве», Юпитер в аллегорической форме представлен в хронике «Лев, колдунья и платяной шкаф», и, наконец «Племянник Чародея» повествует о Венере.
Другой исследователь творчества Льюиса М.А. Манцалуа обращает внимание на роль «сверхъестественного» начала в сюжете «Хроник Нарнии». Манцалуа отмечает, что главной характерной чертой каждой из семи книг «Хроник Нарнии» является именно корреляция сверхъестественного, божественного начала с мирским, повседневным, обыденным, {closeness of the supernatural, the divine, to the mundane, the everyday, the humdrum)6.
П. Шакель находит скрытые параллели между «Хрониками Нарнии» и философским трактатом К.СЛьюиса «Просто христианство»7. Это не единственная работа, где «Хроники Нарнии» сравниваются и сопоставляются с другими произведениями. Так, позиция Дорис Майерс выражена в том, что ключом к прочтению «Хроник Нарнии» может быть книга Э.Спенсера «Королева фей». Исследовательница объединяет двух авторов на том основании, что они оба являются «выражением англиканского сознания»8.
В отечественном литературоведении выполнено исследование М.А. Штейнман «Поэтика английской иносказательной прозы»9, включающее сравнительноый анализ творчества К.С.Льюиса и Дж.Р.Р. Толкиена. Однако материалом для диссертационного исследования М.А.Штейнман служат трилогия Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец» и трилогия К.С. Льюиса «За
6 Manzalaout M A Narnia The Domain of Lewis's Beliefs, in David Giaham(ed ), We Remembei С S Lewis Essays and Memons Nashville Bioadnian &Holman Publisheis, 2001 P 14
7 Schäkel P J Reading with the Heart The Way into Narnia Grand Rapids, Ml Eerdmans 1979 P 13
8 Myeis D T Giowing in Giace The Anglican Spintual Style in the Naima Chiomcles, in David Mills (ed ), The Pilgrim's Guide С S Lewis and the Ait of Witness Grand Rapids, Ml Eeidmans, 1998 P 185
9 Штейнман MA Поэтика английскоП иносказательной прозы XX века (Дж P Р Толкиен и К С Льюис) Автореф дис на соиск учен степ канд филол наук Москва, 2000
пределы Безмолвной планеты», «Переландра», «Мерзейшая мощь», а также его роман «Пока мы лиц не обрели», и, соответственно, «Хроникам Нарнии» уделено в этой работе небольшое внимание.
Кроме того, в своем исследовании М.А. Штейнман основное внимание уделяет именно жанровому аспекту указанных произведений. И «Властелин Колец» Толкиена, и такие крупные художественные произведения Льюиса, как т.н. «космическая трилогия» и «Пока мы лиц не обрели», характеризуются М.А.Штейнман как оригинальные жанровые образования, которые «сопротивляются» включению в традиционную систему жанров. В рамках своего исследования М.А.Штейнман подчеркивает наличие у К.С.Льюиса и Дж.Р.Р. Толкиена сближающих их оригинальных форм иносказательного повествования.
Следует также отметить исследование C.B. Максимовой «Античный миф в прозе К.С.Льюиса и Г.Э.Носсака 40-50-х гг»10, материалом для которого послужили роман К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели» и произведение Г.Э.Носсака «Некийя». Анализ С.В.Максимовой произведений Льюиса и Носсака, построенных на переосмыслении античных мифов, показывает, что английский и немецкий писатели были вовлечены в диалог, предметом обсуждения которого были важные экзистенциальные вопросы, поднятые Сартром и Камю.
В то же время С.В.Максимова не считает, что Льюис и Носсак могут быть причислены к экзистенциалистам, скорее, по ее мнению, их можно назвать авторами, которые ставили экзистенциальные вопросы: жизни, смерти и бессмертия, саморефлексии личности, ее ответственности за вину, понимание границ свободы и стыда и т.д. Как показывает С.В.Максимова, чаще всего писатели приходят к совершенно иным выводам, по сравнению с французскими мыслителями. Так, для Льюиса и Носсака сохраняется осознание ценности бытия, общезначимых нравственных начал, которые
10 Максимова C.B. Античный миф в прозе К.С.Льюиса и Г.Э.Носсака 40-50-х гг. Автореф.дис. на соиск. учен.степ. канд.филол.наук. СПб. 2009.
укрепляются верой в трансцендентное, для Люиса - в христианского Бога.
Характеризуя сближающее Льюиса и Носсака обращение авторов к мифу, исследовательница подчеркивает талантливую способность обоих художников слова выразить с помощью мифологических образов и мотивов не только вечные, повторяющиеся идеи и закономерности, но и свое отношение к современной эпохе и современному обществу.
Более того, C.B. Максимовой представляется, что только с помощью мифа писатели могли передать свое чувство реальности и, в то же время, прозреть иное, бесконечное (Льюис), а также ирреальное, «негарантируемое» (Носсак). Таким образом, исследование С.В.Максимовой посвящено специфике использования античного мифа К.С.Льюисом («Пока мы лиц не обрели») и Г.Э.Носсаком («Некийя»), и, кроме того, включает круг вопросов, связанных с мифологизмом XX века в целом.
Проблема жанра произведений К.С.Лыоиса затрагивается также в диссертационном труде Л.Н.Ефимовой «Эволюция прозы К.С.Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности»". В данном исследовании рассматривается философско-религиозная публицистика и художественная проза К.С. Льюиса 1930-х - начала 1960-х годов.
Л.Н.Ефимова также особое внимание уделяет художественным особенностям героев прозы К.С.Льюиса. Автор исследования приходит к выводу о том, что публицистика Льюиса составляет важный этап в творческом становлении и эволюции автора. Это связано с тем, что в публицистике Льюиса нашли отражение крайне важные размышления автора о природе человека, значимости для него опоры в Боге, сохранения причастности к духовным ценностям, коренным нравственным началам. Тем самым публицистика уже предопределила ту христианскую проблематику, которую автор будет развивать в своем художественном творчестве.
Что касается жанровой системы творчества К.С. Льюиса 1930-1940-х
" Ефимова Л.Н. Эволюция прозы К.С.Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности. Автореф.дис. на соиск. учен.степ. канд.филол. наук. М., 2010.
годов, то она представлена в исследовании Л.Н.Ефимовой в совокупности следующих жанров: романа-аллегории, притчи, фантастики с фэнтезийными элементами. Специфика жанра связывается исследовательницей с авторской концепцией, находящей свое выражение в том числе в нравственном выборе созданных Льюисом героев.
Стремление Льюиса выразить в своих романах сущность христианской любви, ее значимости для земного и посмертного жребия человека, веру в чудо и милосердие, по мнению Л.Н. Ефимовой, и определили жанровую систему творчества автора. Ведущими жанрами у Льюиса становятся философско-религиозная притча и христианская разновидность фэнтези.
В то же время Л.Н.Ефимова обращает внимание на то, что жанровое богатство художественного творчества К.С.Льюиса определяется его жанровыми исканиями, а также тенденцией к трансформации и синтезу формы.
Синтетическую жанровую природу произведений Льюиса исследовательница прослеживает на целом ряде произведений К.С. Льюиса («Кружной путь», «Письма Баламута», «Расторжение брака»). Так, к примеру, роман «Кружной путь» в исследовательском видении соединяет
притчевое начало со сказкой и аалегорией. А эпистолярные «Письма
/
Баламута» обнаруживают тяготение к фэнтэзи. Наиболее же органичным представляется соединение фэнтэзи и сказки, которое автор работы усматривает в филосовско-религиозной притче - «Расторжении брака».
Таким образом, в целом ряде как зарубежных, так и отечественных работ обнаруживаются подступы к христианской проблематике творчества К.С. Льюиса. Однако конкретный анализ ее художественного воплощения, как видно из приведенного экскурса, затрагивал преимущественно другие произведения автора, а не «Хроники Нарнии», хотя они пользовались большой читательской любовью.
В предлагаемом исследовании «Хроники Нарнии» впервые получают специальное рассмотрение в отечественном литературоведении, в то время
как творчество К.С. Льюиса вызывает все больший интерес и в России, и за рубежом, что свидетельствует об актуальности льюисовского наследия. -
Что касается актуальности выбранной темы исследования, то она заключается в освоении на примере «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса сравнительно нового для российского читателя пласта детской литературы (не исключающей внимания взрослых), в поэтике которого именно библейские образы и мотивы создают богатый эстетический и духовный потенциал.
Объектом исследования в настоящей работе стал цикл «Хроник Нарнии», состоящий из семи книг: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», « "Покоритель Зари", или Плавание на край света», «Серебряное кресло», «Племянник чародея», «Последняя битва».
Предмет исследования - библейские мотивы и образы, содержащиеся в произведениях указанного цикла.
Целью диссертации является анализ поэтики библейских мотивов и образов, представленных в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса, оценка их нравственно-эстетических функций.
Достижение названной цели выдвигает необходимость решения ряда задач:
раскрыть мировоззренческие - философско-эстетические и религиозные взгляды К.С.Льюиса;
показать основные вехи становления авторского мировоззрения;
провести анализ «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса с точки зрения их связи с истоками европейской традиции (античностью и христианством), выявить основные способы взаимодействия художественного сознания писателя с культурными традициями прошлого;
проанализировать на материале «Хроник Нарнии»
взаимодействие языческой и христианской образности в мифопоэтике К.С.Льюиса;
выявить своеобразие и функцию библейских мотивов и образов, представленных в тексте «Хроник Нарнии» К.С. Льюиса.
В основу методологии исследования положен историко-литературный и герменевтический методы. Важными для осуществления работы стали труды как отечественных ученых (А.Н. Веселовский, М.П.Алексеев, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтин, С.С. Аверинцев, Е.М. Мелетинский, В.М. Жирмунский, В.Н. Топоров, В.Е. Хализев, Е.В. Жаринов, Н.П. Михальская, Вл.А. Луков, C.B. Максимова, М. А. Штейнман, О.М. Ушакова, Л.Н. Ефимова), так и зарубежных (Р. Барт, Н. Фрай, Ч. Мурман, М. Уорд, П. Крифт, М. Бэйн, Ч. Уолш, Э. Гибсон, М.Эдельсон). При анализе теологических и философск�