автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Быт и культура аварцев, проживающих в Грузии (в Кахети)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Омарашвили, Нанули Наскоевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации:
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Быт и культура аварцев, проживающих в Грузии (в Кахети)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Быт и культура аварцев, проживающих в Грузии (в Кахети)"

АКАДЕМИЯ НАУК ГРУЗИНСКОЙ ССР

Институт истории,археологии и этнографии имени И.Д.Джавахишвили

На правах рукописи

Омарашвили Нанули Наскоевна

УДК 902.7(47.922)

БЫТ И КУЛЬТУРА АВАРЦЕВ,ПРОЖИВАЮЩИХ В ГРУЗИИ(В КАХЕТИ)

Специальность 07.00.07-Этнография

Автореферат

дисертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Тбилиси- 1990

Работа выполнена в Институте истории,археологии и этнографии им.И.А.1Ькавахишвили АН Грузинской ССР

Научные руководители~член-»корресповдент АН ГССР доктор исторических наук,профессор А.И.Робакидзе - доктор исторических наук М,В.Кантария

Официальные оппоненты-д.и.н.проф.В.Дк.Итонишвили -д. и.н.проф. Т.Дж.Боцвадзе

Ведущая организация-Государственный музей Грузии имени С.Н.^яакашия.

10 Д/

, „ Защита состоится"---"---------1990года в

13

-часов на заседании специализированного совета

Л.007.13.01 при Институте истории,археологии и этнографии ин.И.А.Дкавахиывили АН Грузинской ССР по адресу: 380009, Тбилиси ,ул. Мелиюшвили ,10.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории,археологии и этнографии им.И.А.Джавахио-вили АН Грузинской ССР.

Автореферат разослан"-----"------------1990 года.

Ученый секретарь специализированного совета,

доктор исторических наук КМ.В.Кантария

ОНДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность доследуемой теш. Изучение межэтнических культурно-исторических взаимоотношений всегда являлось важным в этнографической науке как с теоретической, так и cyi?6o практической точки зрения. В современных условиях, когда проблема межнациональных отношений особенно обострилась и нередко переходит в политический конфликт, вдвойне возрастает значение научного исследования основ этих отношений. Поэтому понятно, насколько большое значение приобретает изучение вопросов быта и культуры негрузинского населения, проживающего в Грузии, в слогных демографических условиях нашей страны.

Из всего вышесказанного становится ясным значение исследуемой темы. С этой точки зрения наш изучена история переселения аварцев в Грузию в разные периоды, что показало необходимость дифференцированного подхода к этому вопросу. Исследованы причины переселения, процессы, протекагщие после обоснования в грузинской среде и, вообще, быт и культура аварцев-переселенцев. Материал рассматривается в двух сравнительных разрезах: в сравнении с грузинской культурой, с одной стороны, и с основным дагестанским трои - с другой. »

Целью исследования является изучение грузинско-дагестанских культурно-исторических взаимоотношений. В частности, сделана попытка глубокого изучения тех политических и экономических связей

/

мевду грузина}® и дагестанцами, которые создали основу для возникновения аварских поселений на кахетинской земле. С этой цельв в иоторико-этнографическом разрезе рассматривается бит и культура аварцев, проживающих в Грузии (в Кахети)*.

I В грузинской научной литературе, по примеру языковедов,

■¿ -

Последствия коварной целенаправленности царской полигики переселения аварцев в Грузию в период волнений кавказских горцев, эта две страш испытывай по сей день: часть аварцев была оторвана от родины, а малоземельная Грузия ока зала оь перед тяжелейшими проблемами в связи о землепользованием и демографией.

Цалыэ работы также является изыскание оптимального решения дли возвращения аварцев на историческую родину, что полноотью отвечает интересам обоих народов. СЗегодня, как никогда, требуется os них выдернка и взаимопонимание, дабы национальное движение достигло своей цели в общекавкаэском масштабе.

С научной точки зрения, целью изучения быта и культурыазар-цев, прояававдше в Грузии, является выявление общекавказских черт, свойственных этим народам, выделение элементов культуры, характерцах для донных этнических единиц и усвоенных другим народом без изменений или se своеобразно.

Вопросы, представленные в работе, сами по себе ыиогосторон-кя в, в ином случае, могли бы служить предметом отдельного исследования, но на этот jas мы ставали целью изучение адльтуры и быта аварцев, нрог-аваицах в Грузии, во взаимоотношении с грузинским

прнаято объединять этническую группу лвдей, говорящих на аварско--андилско-дидойских языках под термином "хипиё/ 3 русскоязычной литературе ему соответствует термин "аварцы". Соответственно, в грузинских источниках, страна, населенная этими племенами, именуется ", в русских - "авария". Термин "аихпе(!ей| » -"аварцы" известен и грузинской исторической литературе. Следуя традициям, в работе применяем термин "зсиг>зе.&|' ", но в силу идентичности, иногда употребляем такие термин "аварда". В автореферате ^е (так как он написан на русском языке) употребляем лизь один термин - "аварш".

миром, в окружении грузинского быта. С этой точки зрения, мы сочли необходимым сравнить едльтурю-исторические элементы, возникшие и получившие развитие в Дагестане, которые были перенесены горцами в Грузию, где они приобрели характерще для местной среда черты, или же радом с ними возникли совершенно иные, качественно ноше обычаи.

Методологическая основа. Камеральная обработка материала, добытого путем непосредственного наблюдения и комплексно-интенсивного метода изучения, опиралась на исторический метод исследования развития общества. Путем сопоставления источников, литературных данных, языковых и археологических материалов выявились те процессы, которые протекали в обществе в определенный исторический отрезок времени.

Та или иная этнокультурная черта или явление представлены, с одной стороны, в грузинском, а с другой - в дагестанском быте .и кургьтуре. Сравнительный метод является важнейшим средством при изучении культурно-исторические взаимоотношений.

Источниковедческая база. Работа основала, на этнографическом материале, собранном в 1985-90 годах в районах Цунти и Тлиарати Дагестана и в селах Кварельского района Кахеуи.

Для изучения грузинско-дагестанских культурно-исторических отношений, важным источником является грузинская историческая литература, Значительный материал по интересующему нас вопросу сосредоточен в фондах Грузинского центрального государственного архива и его телавского филиала. Неоценимо значение "Актов Кавказской археографической комиссии" в деле исследования истории Грузил я, вообще, Кавказа. Картина политических взаимоотношений Грузии и Дагестана в XIX веке представлена на страницах газеты "Кавказ". Весьма интересен также грузинский и дагестанский фольклорный мате

риал. В работе широко Использованы исследования грузинских (И.А. Джавахшшыш, Н.Бердзенишвили, Г.С.Читая, А.И.Робакидзе, Р.Л.Ха-радзе, В.В.Барцавелвдзе, П.Гугушвшш, В.Г&мрекели, Т.Боцвадзе) и дагестанских (Р.¡Магомедов, Х.Хашаев, С.Асиатилов, Ы.Агларов, С.Гаджиева, С.Агашранова) авторов.

Научная новизна и практическая цзнносте. Грузинско-дагестанские культурно-исторические взаимоотношения исследованы неоднократно. Хорошо изучена история и этнография Дагестана, также немало написано по вопросам истории и этнографии Кахети. Но быт и культура дагестанцев, переселенных в Кахети, исторические причины и условия их переселения, весь спектр возникших в силу этого переселения последствий во взаимоотношениях грузин и аварцев, монографически не изучены.

Основываясь на архивном материале, нами предпринята попытка представить историческую картину переселения аварцев в Грузию, которая зыяЕИла значение Кавказа для России в ее царских планах, связанных с Востоком. Вследствие изучения документов стало ясным, чтс поселение аварцев в Кахети имело целью оказать влаяшхе на все ецз непокоренных грузин и на остальных кавказцев. Это явление следует оценивать исходя из сегодняшних событий.

Выяснение мекэтнических взаимоотношений является весьма деликатным делом и ее исследование требует тонкого подхеда. Именно этнограф может указать нулошй дуть к регулированию этих отношений. В этом состоит практическая ценность работы. Материалы и выводы

работы могут быть использованы нз только специалистами по истории

«

культуры, но им моек о найти практическое применение с целью упорядочения межнациональных отношений.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседании оэдела этнографического изучения грузин-сдо-:сав:сазс1^2с культурно-исторических взаимоотношений .1нс?::тута

истории, археологии и этнографии им.И.А.Дгаьахишвили АН Грузинской ССР. Основная часть этих положений опубликована в специальных сборниках, часть представлена на республиканских и институтских сессиях и конференциях.

Структура работа. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения. К работе прилагается список использованной литературы и список сокращений.

ОСНОВНОЕ СОДЕКШЕЕ РАБОТЫ.

Во, вв,сдерни обоснована актуальность, теоретическая и практическая значимость исследуемой теш, представлены цель и задачи работы, дан обзор использованной литература и источников. Здесь ге представлены сведения об этнической, языковой и религиозной при-наддехдости аварцев, пронивапдих в Грузии, об их расселении, вопросах этногенеза, некоторых аспектах культурно-исторических взаямо-связей и образцы фольклора.

Глава I. "Время и условия поселения аварцев в Грузин".

§ I. Взаимоотношение Кахети со свободными общинами Дагестана (Аварии). Представлена историческая картина сношения Грузии с Дагестаном с учетом их социально-политических уровней, начиная с ХУ-ХУ1 веков. Этот краткий исторический экскурс устанавливает органическую связь с возникновением в дальнейшем аварских поселений на кахетинском земле, результатом чего явилось отторжение Восточной Кахети (Саингило) от Грузии.

Переселение аварцев на территорию Саингило и Гавазсклй край имело свои социально-экономические и политические основания и соответствовало определенному периоду. Органическая связь мевду шиш просматривается хотя бц с такого угла зрения: когда в 1727 году Османский султан особой грамотой утвердил за чарскими аварцами захваченные ими земли а область их набегов простерлась до Гавазяс Цкали, тем самым способствовал обоснованна спускавшимся вниз по

течению Гавазис Цкали аварцев в Кахети. Вначале на грузинскую землю шли заинтересованные зимними пастбищами скотоводы, имевшие тесные экономические связи 'с Кахетинским царством, но сформирование аварско-цахурских свободных племен явилось своеобразным толчком . для закрепления аварцев северо-западнее от нее- Этому способствовала и тогдашняя политическая ситуация.

Чарские а аванисхьвские аварцы часто объединялись для набегов на кахетинские села. В результате этого грузинское население с.

покинуло Дзвели Гавази. Свободные общинники Анцухи и Капу чаи имели более близкое сношение с Кахети чем. с ханством и шамхальством. Известно, что отряды Ираклия П пополнялись и аварцами, за что грузинские села платили налог. После воссоединения Грузии с Россией сноЕСИле анцухцев и кацучинцев с Кахети все еще продолжалось, хотя они не раз заставили раскаяться Ираклия П за свою связь с Севером.

В первые ке годы XIX столетия Кавказ охватило мощное движение против России. Из большого цикла национально-освободительного движения выделим борьбу царевича Александра, так как этот момент хорошо отражает общие интересы грузин и аварцев в борьбе за независимость. Акцухда бши связаны клятвой верности с царевичем и до конца не изменили данному слову.

С тридцатых годог XIX столетия движение горцев за независимость еще больше усилилось, особенно когда во главе имамата оказался 12амаль. Изменилась и ориентация анцухцев и калуспщеЕ. Они отказались от подданства России и присоединились к обще.': системе национального движения. Хотя до определенного момента, по угазанин Шамиля, сохраняли мирные отношения с Россией и, следовательно, с Грузией.

В года нащоиапьно-освободительного дв;;.'.~.еш:.ч происходило периодическое переселение аварцев в Грузна, что отрицательно сказы-

валось на ход движения. Именно поэтому, но приказу Шамиля, определенных для переселения аварцев срочно долкны была выселить в глубину гор, но, как извещает "Описание кавказских войн", русские генералы ловко оторвали анцухцев и кацучинцев от отрядов Шамиля и заставили их просить разрешение на поселение в Кахети. После пленения Шамиля асахойцев зыселшш обратно в горы, анцухды и калучин-цы остались в Кахети. К этом? времени уг.е существовали с.Ътч (заселенное анцухцами) и с.Хашалхути (заселенное кацучинцаш)в Кахети.

Таким образом, переселение аварцев в Грузию является результатом того исторического времени и тех условий, в которых оказалась наша страна на рубеге ШМС1Х веков. Создавшаяся политическая ситуация определялась внутриполитической обстановкой в Грузии и ее взаимоотношениями с соседними кавказскими народами, таю» отношением к восточным мусульманским странам. В раннем периоде, если переселение аварцев в Грузию носило чисто экономический характер (заинтересованность кахетинскими пастбищами, феодальная зависимость от Кахетинского царя), позднее занятие ими грузинских земель приобретает политическое значение, что особенно ярко выявилось во зремя кавказских войн и результаты которого реально лицезреем сегодня.

§ Аварские села в Кахети в 30-90-х годах. II века. В 30-40-х годах аварцы, пропивающие в Кахети, объединялись в составе двух сельсоветов Тяв-Тебельходяского и Хашалхутского. К тому времени они все еще считались нагелями Цунгского д ЗЗидаротского районов Дагестанской АССР. Как выясняется, постоянно нарушался порядок землепользования, были случаи незаконного захвата земель. На местных аварцев распространялся закон о производстве продуктов скотоводства, они были обложены кульгналогом. Репрессии 30-40-х годов коснулись а кахетинских аварцев. В трудных условиях проходил процесс коллективизации.

В 40-х годах встал вопрос определения постоянного местожительства аварцев. В связи с этим были созданы три комиссии: в Грузии, .Дагестана и в Москве. В результате свободного выбора, часть аварцев вернулась на родину, большая часть осталась в Кахети. Мас-

I

совое переселение аварцев состоялось и в 1941 году. В 1944 году

ТОЙ П>€|

этот народ переселили на территорию Чечни, которая в ту пору была присоединена к Дагестанской АССР. В результате этого в Кахети упразднили аварские сельсоветы, а земли присоединили к прилегающим грузинским селам. В 1955-56 годах аварцу начали постепенно возвращаться в Грузию. Потребовали возвращения старых территорий, на что получили закономерный отказ. Переселенцев первоначально расселили по грузинским селам, но затеи, по их настойчивой просьбе, им было выделено ЫО гектаров земли для компактного поселения. Село Тиви было восстановлено и там вновь поселились анцухцы вместе с теберц-жохцами, в селе Чантлискуре оказались бежиты и тладальцы; в Тхи-лисцкаро - ецдзебельцы, в Сарусо - аварцы из Нахада, Гарбутло и Хашалхута. Отсвда в 70-е годы часть ендзебельцзв переселилась в Стальск.

В 70-80-е годы аварские села выросли за счет незаконно переселившихся горцев. Нарушался порядок землепользования.

На сегодняший день обстановка такова: аварцы из сел Сарусо и Тхилис-Цкаро вернулись на родину, осталось два села: Тиви и Чантлискуре.

Глава П. "Формы поселения, жилые и хозяйственные постройки аварцев, прокиващих в Грузии".

§ I. Историко-географический обзор. 3 Кахети, по ту сторону р.Алазани грузинские ..аварские села географически располокеш на юаном склоне Кавказского хребта, по левому берегу р.Алазани. Граница между Грузией и Дагестаном проходит ло гребню главного водораздела. Здесь пролегают бесчисленные тропы, посредством которых

поддерживается связь переселившихся аварцев с родиной.

Коренными жителями заречья являются кахетгаца, из негрузинского населения здесь проживают, кроме аварцев, удины и осетины.

В последнее время особое внимание уделяется географической среде, как оказывающей влияние на формирование быта и культуры человека. Географическая среда определяет потенциальные возможности края, которые, в свою очередь, обусловливают особенности общественного, семейного л хозяйственного быта, идеологию, норш социальны?: взаимоотношений, материальную и духовную культуру. С этого угла зрения географическая среда приобретает важную роль, как в процессе расселения, гак и возникновения-формирования населенных цунктов.

§ 2. Форш поселения. Форш поселения, вместе с жилыми и хозяйственными постройками, в настоящей работе рассматриваются в культурно-историческом разрезе, так как этот вопрос также отражает культурно-исторические взаимоотношения Грузии и Дагестана.

. Анцухоко-капучинскиэ общины, откуда происходят переселенные в Кахети аварцы, находятся в высокогорной полосе Аварии, которая является продолжением Кавказского хребта на территории Дагестана. Здесь села расположены в глубине ущелий или же по берегам реки. Характер поселения в этой полосе обусловлен ютшатичеакими условиями, избыточным населением,малоземельем. Из внутренних факторов особое значение имеют использование воды и ориентация на солнце. Здесь, в основном, скученное, поселение, расположенное потеррасно. ЕдгпсгцеЗ поселения является село (ГО50 ), представлена также

яе основная т.н. вторичная форма поселения (К1^' ), связан»

пая с ведением хозяйства. Основной тья поселения делится на два подтипа: территория льно-тухуштый и тухумный. "Ки^ " является подсобной хозяйственной базой, на которой первоначально селился отделившийся брат, а затем, постепенно, превращалась в основную едктттщу поселения. Она вначале тела моногенннй характер. Основой

поселения такого типа является патронимическая система, характеризующаяся территориальной целостностью. Последующее развитие этого взда дало полигеническое поселение, единицей которого стал патронимический квартал.

i

Та форма хозяйствования, которую семья вела одновременно в селе и на хозяйственных базах, в Грузии известна под названием "орхелаоба-органоба". По заключению этнографов, вести такое хозяйство могли только больше семьи, ¡дентичными этой форме хозяйствования являются сванский "iaéaVi", адаарский "asoe§¡", таца-макарский nb05¿í¡ хевсурский "éa-ñSaxO".

Поселение основывалось по принципу тухума. Тухум являлся кровнородственным союзом. В поздние времена он сохранился в виде пережитка, не являясь ни семейной, ни родовой общиной. Круг родственников, объединенных в тухум, насчитывал 4-5 поколений. Два или болыне тухумов объединялись в тлибил (Х.Хашаев). По Р.Магомедову, оба термина (тухум, тлибил) являются выраг-енпеы одного социального института.

На рубеке XIX-XX веков поселение определялось по территориальному принципу. Хозяйственно-политической единицей являлась сельская община - "^aiflaaV», Аварский "дЕамаат" был замкнутым, боролся за сохранение целостности. В некоторых общинах запрещался брак с членами другой общины, продажа земш и др. Дгл.маат решал вопросы кровной мести, изгнания из общшш. Дгамаат имел место для

сбора в центре села (годекан). Оно организовывало общественное

ti м

взаимоотлосение горцев наподобие осетинского ní^a.s , хевсурского "soLpo-x&nQ рачинского " So-na. ЗС. s 0.

Для сел заречного Кахетн характерно расположение по краям ущелья. Auapciaie села не отличаются от типичных кахетинских деревень. В селе столько годеканов, сколько кварталов. ".еетам:: кяор-

талы просто пронумерованы, местами же сохранились следы патронимического поселенил "та-г^^^Ь сЮ^?. ), "^ай", по заключению А.И.Робакидзе, является единицей малого поселения, квартал, стоящий на пути превращения в самостоятельное село. Кварталы полигеяные и пргшцип поселения имеет территориальных характер.

§3. 1ллые постройки. Усадьба представляет единство жилища и места трудовой деятельности. 3 усадьбе взаиморасположение жилых и хозяйственные построек является показателем уровня этнической культуры. Все, что расположено внутри усадьбы, является частной собственностью. Усадьбы отгорожены друг от друга и, в лучшем случае, хозяева менду собой общаются через калитку в ограде. Двор поделен на садово-огородные участки. Территория перед домом свободна и ею пользуются "для тени". На территории усадьбы имеется виноградник. Полеводство и виноградарство для аварцев, переселившихся в Кахети, является новой отраслью хозяйства. Основные хозяйственные постройки располагаются за домом, в гдубш.е дворе., вдали от чу кого глаза и для поддержания чистоты и порядка в усадьбе. Также новыми отраслями являются птицеводство, пчеловодство, шелководство; предназначенные для них постройки такте расположены на территории усадьбы.

¿ялпще является важным элементом бытовой культуры, в котором отражается социально-экономический уровень народа, хозяйственная специфика, природные условия, многообразие народной фантазии п рлзлггшые идеологические представления.

Среда дагестанцев выбор места поселения происходил при помощи тех ™з трэдицзошшх способов, что и у остальных кавказцев. Со строительством дома были связаны коллективные. форм труда "д^а/н ' я "Катад"; параллельными им терминами являются осетинский "•г/и.".

- и -

тушинский »осха-Пп^ ыгдульскиц "ц.£ахевсурский "Л»**«*, кабардинский "51хехи.«^ балкарский "¿Ни ", адыгский "Кара", чечено-ингушский ¡«#

В Дагестане, наряду с многокамерными домами, до последнего времени сохранились однокамерные дома, которые являлись жилищем большой патриархальной семьи. Название о1еДа8оз'| (груз, главный столб, на который опирается весь дом) "Но^Ьоб " свя-

зано с Тлибил (с корнем) и дословно означает "столб Тлибил". Главный столб (в-оЛо-Ьо-^ 1 ) делил помещение на цужскую и женскую часть, что связано с древним, обычаем разделения груда по половому принципу.

На рубеже Х1Х-ХХ веков в Дагестане самым распространенным являлся ¿-3-х этажный каменный капитальный дом, в котором хозяйственные а жилые помещения располагались в вертикальном разрезе. Характерным для подобного жилища является нахождение людей и скота

«

в одном комплексе. Такой тип жилища определяли особенности хозяйства, в частности, ведущая роль скоюводства в деятельности горцев. Этот тип жилица характерен для горного Кавказа; он в схожих формах представлен не только, в нагорной Грузии, но и в.Ингушетии, Осетии. Позже в высокогорном Дагестане появились дома равнинного типа, которые, как и в Сванети, Хевсурети были приспособлены к местным условиям и вначале получались путем переделки сгарых домов.

¿илые постройки аварцев, проживашщх в Ктхети, с точки зрения строительных материалов, можно распределить следу вдим образом: плетеный дом, дощатый дом, каменный дом. Вначале переселенные в Кахети аварцы кили в землянках. Исследовано, что на рубеже Х1Х-ХХ веков в Дагестане большая семья почта не существовала, преобладали индивидуальные семьи. Интересы такого типа семьи абсолютно удовлетворяла землянка или дом с плоской кровлей, который в означенны;'! период был распространен в Кахети. Соответственно, плетеные дома

аварцэв, проживающих в Кахети, ничем не отли'шлись от грузинского плетеного дома. Строителями, в основном, были кахетинские каменщики и столяра. Одним из ранних типов каменного жилища -является одноэтажная постройка с г А а. 6031" (о главным столбом) двускатным перекрытием. Так как каменные дома.в селах с аварским населением прошли тот же путь развития, что и во всем Кахети, при приведении описательного материала полностью опираемся на уже описанные образцы кахетинского дома. Позднее подучили распространение, и строятся по сей день, двухэтажные дома с застекленными и открытыми верандами, нияний этаж которых, если раныле носил хозяйственные функции, сейчас используется под жилье. Современные дома покрыты жестью, имеют широкие мраморные лестницы, йелезные ворота, балкон с железными перилами. 3 доме из_хозяйственных помещений остались лпоь винный погреб (марани) с традиционным "сауи.Г", подвал, чердак. Крыша и балкон декорированы. В доме нет места для отправления культо-.вых ритуалов, глава семьи молится в своей комнате.

§ 4. ХозяЛственные помещения и постройки. В одноэтажном жилище (с плоской земляной«кровлей, дарбазного типа), если жилое помещение и помещение для скота располагались горизонтально, рядом друг с другом, в многоэтажном они занимали вертикальное положение по отношению друг к другу. В научной литературе помещение людей и скота на одной площади, рядом, считается более архаичным, а расположение их в вертикальном разрезе - более развитой, формой.

В конце XIX века в Кахети, в селениях с аварским населением, большая часть хозяйственных построек была вынесена за село, в непосредственной хозяйственной зоне, на подсобных хозяйственных базах. Хозяйственные постройки на территории усадьбы появились лишь посла основания ныне существующих аварских селений. Это - овчарня "8е.£ ",,хлеб (Р)ОГ )• Они могут быть пристроены к довд или

располагаться в глубине двора. Хозяйственной постройкой, относящейся к земледелию, является кукурузник "КсА".

Увеличение многообразия хозяйственных' отраслей изменили хозяйственные условия поселения, оказали значительное влияние на семейную экономику аварцев.

Глава Ы. "Хозяйственный быт аварцев, щюживалцих в Грузии".

§ I. Оорш земельной собственности. В свободных общинах Ан-цуха и Капучии основным и самым распространенным видом собственности была частная собственность на землю. В общинном владении оставались пастбища-покосы и леса. На хуторах след патронимической собственности был стерт, она такхе имела приметы частной собственности. В вышеуказанных общинах универсальной являлась собственность ЗаталЬ на пастбища ("jo-ít-mucdafc'). В некоторых случаях о;що пастбище находилось в собственности нескольких общин, что связано с разложением патриархального строя и является пере-гитсчной формой этого явления. Общинная собственность на покоси выражалась и в том, что косьба начиналась в объявленный общиной день. Покосы охранялась l на того, кто незаконно пользовался имя, налагался штраф. Охранялась такме пастбищ. Пастбища иногда сдавались внаем, наемщик платил (плата за траву). Такой налог аварщ-пастухи выплачивали грузинскому царю, так как зимние пастбища Кахети, которыми ока пользовались, пгянадле~аля цзрв.

Как известно, в Кахетл в Х1а веке существовало четыре категории земель: государственные, помещичьи, церковные и общинные. Общинные земли находились в подчинении государства, но потребителем являлся крестьянин. 3 1883 году казенные пастбища Закавказья перешли в распоряжение Министерства государственного 1г:^щес?ва. „"о этого церковные поместья, в которых :или переселенные во время кавказских войн аварцы, перешли во владение казны, тем самым были

ущемлены экономические интересы грузинской церкви. Переселенные впоследствии в Грузии аварцы оказались на землях, бнвшшс в распоряжении Министерства казенного и государственного имущества. Этот регион Кахети испытывал нехватку земель и переселение аварцев вызвало еще большее притеснение грузинского народа.

В 80-х годах XIX столетия аварцы, спускавшиеся на пастбища Грузии, в Аванском ущелье держали 200 десятин земли из фонда казенных земель.

К концу XIX века в хозяйственном быту аварцев, проживаицнх в Грузии, появились ярко выраженные частнособственнические черты. 11з среды свободных общинников выделились зажиточные овчары, владение несколькими тысячами овец и пастбища, расположенные близ селений, стали называться их именами.

Подчинение общерусским экономическим законам придало своеобразный характер хозяйственному быту народов Северного Кавказа. Дклэчение в общую русскую рыночную систему ускорило развитие капиталистических отношений з горных районах. Это вызвало интенсивные взаимоотношения сельского хозяйства с торговыми учреждениями, рас-сирился и внутрикавказский рынок.

3 30-х годах XX века проводимая в сграно коллективизация равно коснулась как Россию, так к население всего Кавказа.

§ ¿. Культура земледелия.

а. Общая характеристика. 11а основе сопоставления этногряТп-ческпх м археологических материалов выясняв тая. что земледелие в лЗгестеяе имеет д*ш:шэ историю. Даже в такта высокогорных районах, как 1уита я ?лтрок>, в старину интенсивно развивалось полеводство, о сс:;си чсгу'лм било скотоводство, в частности, овцеводство.

аг.'сплтотыоЯ зона Аварии, оказавшиеся на кед^кх па уро-:•„•,"• ?еюях Груряя паарщ, получили вогмояяость разнообразить ::о-

зяйственные традиции и расширить трудовую деятельность. Экономическую основу, как было сказано, создавали плодородные поля Кахети и высокоразвитая культура земледелия Грузии.

б. Земледельческие орудия. За долгое время земледельческие орудия в Дагестане прошла определенный путь развития от сучковатой палки до железного плуга. В высокогорной зоне основным пахотным орудием являлся "8и.ги.$ Этот термин является,в основном, единственным для всей полосы высокогорной Аварии, что указывает не только на родство дагестанских народов, но и на их общие земледельческие традиции.

Аварца, переселившиеся в Грузию, вначале применили кахетинскую соху, что соответствовало культуре одноярмной пахоты, распространенной в горах. Через определенное время начали пользоваться грузинским плугом.

в. Трудовые объединения, связанные, с земледелием. Среда аварцев распространены были такие Форш трудовых объединений как • пд*/аА| » и "ката*,", оба исключают ответный труд взамен. "Кч-так" требует меньше рабочих рук для трудового процесса и применяется для более легких работ. " ыошо дифф^ренвдровать следующим образом: "^аЛ) гех,гс> " - для трудоемких работ и хейес)" для легких работ. Аварцы также применяли "ласдль^агАа. " (суп-ряуу) - "с.уе1суе.ге " и "запахе.^ го " (участие на равных началах). Эти форш коллективного труда имели соседско-территориаль-цую основу.

§ 3. Народный календарь земледелия и аграрные праздники.-Норма хозяйственного календаря аварских горцев основывались на многовековом опыте и были точно определены. Различие было незначительным. Год делился на четыре хозяйственных времени. Применяемые для счисления времени определенные практические знания давали

возможность эффективно вести сложные и многопрофильные отрасли

сельского хозяйства.

В Анцухи праздник весны длился до 18-23 марта (ix.caro.v <¡c/'aí")

Во всем Дагестане большой популярностью пользуется праздник пахоты

"Ос ¿a-i в этот день символически пащут землю того человека, у

которого в этом году родился сын. Плугарь одет в вывернутый тулуп,

что часто фигурирует в аграрных празднествах. Обрабатывать землю

запрещается в последнюю неделю октября ж первую неделю ноября (ср.

груз, "viris $оГе,?>а. "). Конец пахоты также отмечается праздником cu.ra.fe <го".

Летний праздник ("ГислС«-^ с^о •») состоит из двух частей: ритуального и зрелищного. С хозяйственной точки зрения лето - время спешных дел, начала покосов ("cariА» л ").

Третий период хозяйственного года начинается 18 сентября. Это начало уборки урожая.

Четвертый период начинается 18 декабря и продолжается до начала нового хозяйственного года. Для этого периода примечательны "дни золы" С tincara-v "), которые отмечаются большими кострами; также "день солнца" ("í^ini í>ox ") и "медведь и волк" ("Si'i ftoco "), который по содержанию близок с одной стороны к дидой-

скому празднику "¡две6; с другой стороны - к грузинскому « (>г(*'|Каова. qe.e.oofco.'!

Суровые условия для развития земледелия, зависимость от

природы, подталкивали горцев к иррациональным цутям ведения хоз¡ll-* " "

ства. Самый простой обряд вызывания дождя (cariRin ) состоял в том, что под молитву муллы собирали камни й бросали в воду. Другие ритуалы совершались у священных озер: кровь жертвы вылизалась в озеро, в одном из ритуалов кровь смешивали с водой молодые парни, когорие прыгали в озеро и. этим создавали имитацию человеческого жертвоприношения.

По материалу, собранному ореди аварцев, проживающих в Кахе-ти, ритуал вызывании доддя связан с культом мертвых: разрывают старые могилы и выбрасывают наверх кости, могилу матери близнецов поливают и молятся над ней. В этом же аспекте рассматривается поклонение могилам шейхов г шахидов. Иррациональные способы вызывания дождя многообразны в тех регионах, где орошение было нелегким делом, что подтверждает влияние среды на практическую деятельность человека я на его мировоззрение.

§ 4. Организация скотоводства.

а. Хозяйственные базы. Основные хозяйственные базы аварцев на территории Дагестана располагались вблизи селений, на нижних склонах гор (ки.£.'» ), а в Грузии также имели хозяйственные базы в ущелье реки Гавазис Цкали. Для аварцев, проживающих в Грузии, хозяйственными базами зимой являлись лесные пастбища вблизи села,

а летом - предгорная полоса. Аварцы занимались горным отгонным скотоводством. Использование же пастбищ Грузии некоторым образом изменило его форму к придало особенности горно-равнинного (перегонного) типа (трансуманс). После обоснования в Грузии их хозяйство приняло равнинный характер, если не считать тех немногих аварцев, которые и сегодня находят возможность для выпаса скота в горах Дагестана. 4

б. Организация пастушества. Организацию перегона скота на пастбища и пастушества осуществляли путем создания товариществ

И и

(ДавтауШ), что обеспечивало правильное использование пастбищ, уход за скотом, распределение продуктов животноводства. Зслц за отарой шел хозяин, то б роли главного пастуха шетупая он сам. Наемные пастухи оказывались в зависимом состоянии, что носило оттенок скрытой эксплуатации.

Примета га шг га ли с гиче скюс отношений в овцеводстве резко обозначились с середины XIX века, когда произопла концентрация крупных скотовладельцев. Производство продуктов овцеводства также являлось результатом коллективного труда: в товарищество вступали при изготовлении сыра (Аа.п£11СГ), также во время отрижви овец АаСтауШ).

Основной формой хозяйства аварцев, про живящих в Грузил до последнего временя, остается овцеводство, хотя в ограниченных масштабах. Рядом с ним появились другие формы хозяйства, в частности: виноградарство, садоводство, овощеводство, птицеводство, шелководство. Большая часть населения занята в виноградниках совхоза и на строительстве. Некоторые идут "в работники" к грузинскому населен.па для земледельческих работ за определенное вознаграждение.

Глава II*. "Семья и семейный быт аварцев, проживающих в Грузии".

§1. Семейные взаимоотношения. Переселившиеся в Грузию аварцы долго сохраняли обычай проживания семьи в ддух местах. Ведение хозяйства типа "орхелаоба", как правило, возможно было лишь в условиях большой семьи. Только большая семья могла распределять функции между членами семьи, находящимися в горах и на равнине, без раздела семьи. Означенный тип хозяйствования способствовал сохранению структуры большой семьи и, одновременно, создавал основу для последующего распада семьи, так как члены большой семьи, сезонно проживающие на вспомогательной хозяйственной базе, в конце концов,постоянно поселялись га.". Это был процесс, вследствие.которого происходило отделение семей л создание новых поселений.

Но рубеже ¡2Х-2Х веков з Дагестане господствующей формой ез:.-ъи Сила милая '•^¡длвцгуальная) семья. Умеете с тем, низкий уро-..-о^ сс.::..^.¡.^гпопгго:: :: полунатуральный характер хо-

- хо -

зяйства, сохранение общинных порядков в горах и на равнине обусловливали существование в пережиточной форме большой семейной общины. Процесс распада оообенно усилился в предреформенный период. В семье строго соблюдалась полово-возрастная градация. По атому же признаку происходило разделение труда. Семья имела своего главу, который одновременно являлся владельцем и распорядителем семейного имущества. Отношения меаду членами семьи были нормированы в пределах нерушимых правил отаршинства.

Развитие частнособственнических тенденций давало толчок образовании новых семей, поровдало внутрисемейные противоречия. В результате раздела большой семьи создавалась общнооть отделившихся семей - патронимия, которая сохраняла некоторые черты совместного проживания.

§ !¿. Свадебная обрядность. Цикл брачных отношений аварцев состоял из дву_; частей: сговор и свадьба-. Сговор также проходил в два этапа - "маленький договор" (fitina йгсм) и "большой договор" (rtuciiafe вгси ). После обручения до свадьбы молодым разрешали тайно встречаться (Qu.ii f,ctafeeu. Яa.6u.ra6 zo-ma-n^ чю в общей этнографии связывают с даслокальным поселением (Косвен).

Аварец невеоту искал в границах своего тлибила. В Дагестана как и у других народов Кавказа, было распространено обручение в

"I , , »1

колыбели (<^u,t i ). Предполагают, что обручение малолетних и, вообще помолвка, возникла вместе с акзогашей. Среди аварцев существовали и другие форш заключения .брада: прикосновением руки, под-

пдооадю кровлю), обменный брак (x¡s fca-siixis íxx.Silx'»S a-nieji, похищением, левират, сорорат.

Еешцина среди аварцев ценилась трудолюбием, авторитетом семьи, количеством и известностью братьев. Ее отношение к cyse-

ноту не имело значения, все решали родители.

Религиозное оформление брака по мусульманскому обычаю именуется "гпа&а.г;£ Рйтуал тайно проводится в доме жениха с участием только родителей. Ритуал соединения больших пальцев называется Wftar Wi в Ритуал "mQ.f>o.rii Aaq" входят переговоры о ке Йiп-е, который может быть выплачен деньгами или натурой. В случае разрыва брачных отношений по вине жениха (.mabaCii iu-ta) эта плата отдается семье невесты и является выражением ее трудоспособности.

В свадебном церемониале особый интерес цредставяяег т.н. "Su-O- Sax 2« " (дословно: "дом посереди"). Куда за несколько дней до свадьбы отсылается невеота. Некоторые авторы это явление считают пережитком "родового гетеризма" (Леонтович), некоторые - первой отупенью матрклокального поселения (Косвен). Переходя в дом мужа, девушка из очага отцовского дома забирает золу, что указывает на то, что и после замужества женщина не прерывает связь о отцовским родом и еще долго остается принадлежать ему.

" Интересным нюансом является присутствие наблюдателей у брачного ложа, что признано пережитком ранней форлы брака, отзвуком половой свободы (С.Гадяиева).

Среди свадебных ритуалов заслуживает внимания также "Са.1 ч.£_ raKari (ср.груз. "pexis feru.r>e&a " - дословно "поворот ноги").

Право на развод имеет только муж (fiftio ). Если после

развода желательно вновь соединить эту пару, свершается следующий обряд: должен состояться новый " maPiaC" между разведенной женщиной и с кем-нибудь из мужчин из рода бывшего мужа, затем этот брачный союз распадается и вновь заключается с первым мужем.

Брачный церемониал загружен элементами белой и черной магии: сглаз жениха с целью утраты мужских способностей и сберегательные

_ обряда от злых действий (на яйце писали молитву, бракующих обсыпали золой и обливали водой).

Аварцы, проживающие в Грузии, не подвергались ассимиляции. Здеоь почти не имеют места факты смешанных браков, не считая нескольких случаев. Особенно нежелательна русская невеста.

В современных условиях старые формы брака позабыты. Строго сопротивляются обручению в раннем возрасте. Отрицают существование левирата и сорората. Выросла инициатива молодых при заключении брака. Приданое стало более многообразным. В брачную терминологию вошли такие грузинские слова, как "тасапкаХ" (оват), "matjari п (шафер), "melare" (посаженный отец). И в свадебном ритуале ощущается грузинское влияние (музыкальный аккомпанемент, обычай стола, разбивание тарелки и т.д.). Все также ценится порядочность, честь и достоинство женщины. Религиозное оформление свадьбы является необходимым элементом этого института.

§ 3. Культ мертвых. С точки зрения изучения религиозного воззрения, Авария, как и весь Дагестан, является сложным регионом. Осмысление сохранившегося этнографического материала требует особого подхода, так как здесь смешаны архаичные религиозные элементы, мусульманские догмы и слабо сохранившиеся христианские "культы. Особенно трудно выделить эти религиозные слои в сегодняшних условиях.

Для исследования вопросов религии важное значение имеет изучение культа мертвых. По верованию аварцев у человека отбпрает душу Мэлакакаа? и поселяет в загробном мире. Горда встречают смерть морально и материально подготовленными: правоверный мусульманин убевден в никчемности этого мира и благости потустороннего гара. Он заранее составляет завещание с указанием о расходах в день своих похорон.

Умершего хоронят до захода солнца, в выпрямленном положении.

на правом боку, лицом к югу. Покойника обмывают и облачают в белый саван. В последнее время анцухские женщины близкого оплакивав! более сдержанно и с меньшим выражением горя, без того страшного самобичевания, которое происходило раньше. Тексты оплакивания голосом являются шедеврами аварской народной поэзии.

С культом мертвых связана некоторые запреты. В день похорон запрещается стрелять из ружья, обрабатывать землю, уходить из селения.

Для поминовения души усопшего устраивают тризну (^асЛафх). Семейная "5cidaya" устраивается в день похорон, на третью или седьмую пятницу, сороковой день, годовщину. Общая же отмечается в дни праздников Курбан и Байрам.

Почитание усогпшх выражается в соблюдении некоторых обычаев: в случае смерти мука жена отрезала волосы и клала мужу в могилу; таким образом их брачный соте продолжался.

Аварцы верили в существование парциальных душ: часта тела, отрезанные при лизни (волосы, ногти) клали покойнику в могилу.

• Аварский этнографический материал подтверждает общекавказ-скуы традицию о жертвоприносенил коня усопшему. На могиле убитого происходило примирение кровников.

Кладбища аварцев делились по патронимическому признаку (iiiiltii ), на надгробном камне не проставлялся знак

пр:кадлежности к тсвд или иному тлибилу ( iti&i^t\s ).

Надгробные камни аварцев как памятники материальной культуры испытали влияние грузинской среды: появились мраморные надгробия с пзо5р2:-.'.с!гнем усогпзк, что запрещено мусульманским обычаем, мо-гнля ограгдг.ется :.-.е.-езноЛ репе той, укращается цветами. В последнее в:е::я ::а .нал.'рс-'.'.нпх камнях появились изображения полумосяпэ и мечетл, что объясняется общим подъемом мусульманской религии.

Надписи сделаны на аварском языке, есть несколько надписей на грузинском; эти надгробия поставлены грузинскими друзьям®. Датировка производится по летоисчислению хвдары.

В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

I. Историческая действительность свидетельствует, что взаимоотношения ыеаду Грузией и Дагестаном берут начало в далеком прошлом. Очевидно, что каждое конкретное историческое обстоятельство эти отношения заполняло определенным содержанием.

Исторические источники ясно свидетельствуют, что еще в ранних веках на Дагестан, равно как на соседние края, распространялось влияние грузинских царей. В это время основой грузино-дагестанских широких культурно-исторических взаимоотношений являлась и христианская религия. Вместе с ослаблением грузинской царской власти, прогрузинская ориентация в Дагестане также олабела. Движение против "неверных", объединенное под исламскими знаменами еще больше усилилось пооле проявления русской ориентации Грузии.

¿. Кахетинские пастбища, куда исстари пригоняли аварцы скот на зимовку, превратились в своеобразную основу для их обоснования в Грузии. Вначале за отарами шли лишь чабаны и устраивали в Кахе-ги сезонные стоянки. Позже стали спускаться с семьями. Так появились пастушьи поселения в ущелье р.Гавазис Цкали.

3. В годы войны за завоевание Кавказа, русское правительство, одинаково заинтересованное в ослаблении и порабощении как Грузин, так и Дагестана, переселило в Кахети 4000 аварцев. Целью царской колониальной политики было оказать давление на все еще непокорных грузин. Переселение аварцев создавало тяжелую экономическую ситуацию в малоземельной Грузии. Оно также сыграло отрицательную родь в освободительном движении горцев.

4. До 40-х годов нашего столетия аварцы, переселенные в Ка-

хети, не причислялись к населению Грузии; они считались жителями Дагестанской АССР. Их обоснование в Кахети произошло в года коллективизации.

Вопрос о возвращении аварцев на родину неоднократно возбуждался правительством Дагестана, заинтересованном в положительном решении этой проблемы, но война помешала отлично начатому деду. В 1944 году аварцев выселили в Чечню, но в 1957 году они вновь вернулись в Грузию.

5. За последние годы имело место незаконное разбазаривание земельного фонда. Факт, что в ряде регионов негрузинскому населению не отказывали в выделении земельных участков, ущемляя интересы коренного населения, что вызвало миграцию сельского населения в город. После вмешательства общественности выявлены представители местных властей, виновных в расхищении грузинских земель. Они, в целях личной наживы, способствовали преступным действиям. Общественность ввдвинула справедливые требования разработать закон, которкй объязлт грузинские земли собственностью грузинской нации, будет ссблвдать его и пользоваться в целях национальных интересов.

Возникновение и существование в Грузии аварских поселений является одной из страниц полной боли истории нашей родины и соседнего Дагестана. Осложнение взаимоотношений грузин и аварцев в последнее время результат действия тех сил, которым выгодна вражда меэд народами. Поднявшаяся в 80-х годах волна национального движения чувствуется з Дагестане. Взаиглосвязь со страной, вставшей на путь независимости, полезна и для кашей родины. Постольку традиционная дружба между грузинами и аварцами нерушима и она еще больше окрепнет в общекавказском дож.

6. a ьысскогтшх регионах Дагестана, также как в нагорной Гоугпя, ксгрзнп'шзя полоса, лгштированиая площадь покосов и

пастбищ, избыточное население, недостаток годных для освоения земель обусловили тш замкнутого поселения. Для грузико-аварскнх селений заречного Кахети характерно расположе;ше поселений по краям ущелий. Планировка как грузинских; так и аварских сел придорожная. Единицей малого поселения является "^ае котощй раньше выражал тухуыский принцип поселения, а сегодня является кварталом выросшего селения. Кварталы полигенпческого строения, принцип расселения имеет территориальный характер.

7. В аварских селах Кахети индивидуальные усадьбы традиционно объединяет жилища и место трудовой деятельности. С жилищем

термина

связаны два любопытных " и "Гиу Первый обозначает одноэтажное, однокамерное временное жилище, а второе связано с большой патриархальной семьей.

На рубеже Х1Х-ХХ веков в Дагестане самым распространенным являлось ¿-3-х этажное каменное капитальное строение, где жилые и хозяйственные помещения располагались в вертикальном разрезе, ¿и-лые постройки аварцев, проживающих в Кахети, представлены в виде плетеных, дощатых, каменных домов. Современное жилище аварцев -типично грузинское. Что же касается сегментации жилища, сохранившейся в аварском доме до последнего времени, объясняется древним обычаем распределения труда по половому признаку.

8. Изменились хозяйственные условия поселений. Расширилась культура полеводства, сыгравшая важную роль в семейной экономике аварцев. Новыми для них отраслями являются виноградарство, птицеводство, пчеловодство, шелководство, садоводство; занимаются.ими аварцы посредством тесных хозяйственных контактов с грузинами.

9. Переселенные в Грузию аварцы, как уже отмечалось, до 40-х годов сохраняла специфику проживания на два дома, которая определялась хозяйством типа "ог^сехс«Лэа". Как известно, ведение такого

хозяйства возможно лишь в условиях большой семьи. Эта последняя, на рубеже Х1Х-И. столетий уже распалась, но продолжает существовать в виде пережитка. В общественной структуре аварцев наименьшей хозяйственной единицей стала индивидуальная семья, которая до последнего времени сохраняла некоторые черты, полученные в наследство от большой семьи.

10. Среди аварцев, проживающих в Грузии, брачные отношения не выходят за пределы тухуш. Институт брака состоял из двух 'истей: сговора и свадьбы. Сохранены следа матралокяльного поселения, древних традиционных обычаев: половой свобода,.избегания, ¡фсуль-манское оформление брака происходит по обычай "Ке^/л Брак отягощен 'религиозники нюансами. В современных условиях почти забыты стары« Форш брака. Сопротивляются обручению малолетних, отрицают существование сорората я левирата, постепенно ограничивается кузенный брак. Выросла инициатива молодых в решении вопросов, связанных с браком.

11. В НХ-лХ веках из духовной жизни аварцев почти полностью исчезли до;,мусульманские (и дохристианские) религиозные верования, оказавшиеся под пластом официальной религии. Несмотря на это, материалом, собранным в связи с культом усопших в горшх районах Аварии и аварских селах Кахети, до сих пор фиксируются ранние ступени развития религия.

Рассмотренный материал ясно указывает на продолжительную историю культурно-исторических взаимоотношений грузинских и дагестанских народов, выявляет путь а характер сдаптаций переселившихся горцев в грузинской среде, которые переняли некоторые формы хогяЛствовпкая, свойственной двг новой среда, отдельные элементы материальной культура, семейных и общественных взаимоотношений, но, вместе с тег.;, сохранили целый ряд признаков, характерных для традиционного Сыта.

По пройдена диссертации автором опубликованы следующие

работы (на грузинском языке):

■ I. Из историк оел о дагестанским населением в Кахети. Этнографические изыскания. Тбилиси, 1988 г.(47-54).

2. Культ мертвых и почитание могил среди аварцев. Этнографические исследования, Тбилиси, 1989 г. (40-52). ,

8. Проживающие в Грузии аварцы (этнические процэосы). Актуальные вопросы межнациональных отношений. Тезисы П республиканской конференции молодых ученых. Тбилиои, 1989 г.(51-55).

4. Искусство камня и образцы эпиграфики ив Аварии. ХХП научная сессия молодых научных сотрудников. Тезисы, Тбилиси, 1987 г. (21-22).

5. Историческое время и условия переселения аварцев в Груаию. Общественно-политический и худонеотвенночяитератухный курная, "Мнагоби", й 5, 1989 г. (155-162).