автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Дельфийский оракул в общественной жизни древних греков

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кулишова, Оксана Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Дельфийский оракул в общественной жизни древних греков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дельфийский оракул в общественной жизни древних греков"

ЛШНГРАДСГОЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 1ТСдаРСТНЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи Ш 938-02

ЮТИШОВА Оксана Викторовна

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖЗНИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ (архаический и раннеклассичееккй период)

Специальность 07.00.03 - всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени каздидата исторических наук

Ленинград 1390

Работа выполнена на кафедре истории древней Греции и Рима исторического факультета Ленинградского ордена Леш на и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета.

доктор исторических наук, профессор Э.Д.Фролов.

доктор исторических наук Ю.В.Андреев,

кандидат исторических наук И.В.!фюшна.

Горьковский государственный педагогический институт.

Защита диссертации состоится "/У" Я-СА-С^гЛ- 1990 г.

в _ часов на заседании специализированного совета Ii-063.57.11

по присуждению ученой степени кандида исторических наук в Ленинградском государственном университете по адресу: 199034, Ленинград, Менделеевская линия, д. 5, аудитория 70.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А.М.Горького Ленинградского государственного университета.

Автореферат разослан " С'М&у/тЛ- 1990 г.

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук

Л.В.Выскочков

Д22£Мьность^змц_ис«щ,Е!1йаЦШ определяется значением проблемы формирования греческого полисе в советском и зарубачшом апти-коведешш. Архаическая эпоха в истории Греции (УГС-У1 вв. до н.э.) всегда привлекала особенное внимание историков античности, так как именно этому периоду еуздено было снграть решающую роль в.становлении греческого государства. В связи с процессом складывания государства у греков, учитывая большую роль религии в тага ни древних обществ, представляется вякннм оценить значение в общественной этгаки одного из религиозных институтов древней Греции - святилища и оракула Аполлона в Дельфах, особенный авторитет которого безусловно отмечает античная традиция. Тем более, что расцвет влияния этого самого знамзнитого из греческгос прорицалищ, согласно сообщениям античных авторов, приходятся именно на эпоху архаики, хотя история оракула насчитывает более тысячи лет.

Процесс формирования государства и граддонского коллектива у греков происходил в период, характеризующийся общей нестабильностью в обществе, преодоление которой было связано преуде всего с проблемой разумного соотношения инновации и традиции, именно их взаимодействием был обеспечен рациональный характер решения многих стоящих перед обществом проблем. С этой точки зрения важным представляется опенить деятельность дельфийского жречества, которое, выступая хранителем накопленных обществом традиций к ценностей, стало носителем того равновесия, которое достигалось взаимодействием традиционного и новаторского начал, что предопределило • конструктивный характер разрешения греками многих проблем в смутное время архаической революции. Недаром традиция связывает с Дельцами составление сводов законов греческих государств, основание новых поселений, обращение за советом в трудные и критические моменты социальных потрясений, во время войн и стихийных бедствий.

Архаическое время в истории Греции характеризуется еще одним важным процессом - ранней национальной консолидацией греков.* При отсутствии единства политического проявление идеи национальной общности происходит в области языка, в сознании прочной оппозиции эллипстза и варварства, существовании эллинских святилищ и празднеств. Дельфы же были крупным общегреческим религиозным центром, в который стекались посетители не только из всей Греции, но даже из соседних негреческих государств, они являлись и местом проведе-

1.Ср.:Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л.,1586.С.4,135-140.

ння одних из четырех крупнейших обцеэллияских состязаний - Пифий-ских игр. Таким осЗразом, роль оракула в Дальфах нуждается в сценке к в связи с процессом складывания идеи греческого единства.

Кроме того, к проблеме влияния Дельфийского оракула поЗудцэ-ет обратиться и дискуссиошгастъ избранной теш исследования в зарубежном к отечественном актиковеденик. В зарубежной историографии противоположит взгляды на роль Дельф в политической истории били сформулированы в своем крайнем выражения еще в прошлом веке: с одной стороны, тезис Э.Курциуса о форменном руководстве со стороны Дельф важнейшими мероприятиями грекоз,2с другой - крайне скептическое отношение к влиянию оракула Р.Пеяьмана, основанное на отрицании достоверности сообщений античной традиции об этом явлении греческой иизни.3В результате активного археологического изучения Дельф усилиями французской школы с коша прошлого века интерес в довоенный период был сосредоточен на осмыслении материалов, полученных в ходе раскопок (работы Е.^урже, Х.Поитова, Ф.Еобера, 'Я. До, П.Кост-Мессельера, Ф. Боль сена и др.), хотя появляются и исследования, скрупулезно анализирующие литературную -радицию, среди которых особо следует отметить статью А.Писа.4

Несмотря на большое количество изданий, посвященных Дельфам, первая попытка воссоздать общую картину истории Дельфгбыла сделана лиль в 1939 г. английским исследователем Г.Парком.0 Эта работа с учетом новых археологических данных и исследований была положена в основу первого томе, вышедшего в 1956 г. издания, которое Г.Парк предпринял совместно с Д.Уормеллом, под названием "Дельфийский оракул", второй том представляет собой^собрание всех сохраненных традицией изречений Пифии в Дельфах,ь Архаическому периоду в истории святилища посвящены начальные главы исследования.Г.Парк различает линию поведения оракула в текущих -политических делах и

2. Хурщгус Э. Греческая история /Пер. с 4-го нем.изд. Л.Веселовско-jo. T.I.M.,1880. С.416 слл.

3. Нельмак Р. Очерк греческой истории и источниковедения /Пор.с 4-го кем. изд. С.Ккязысова. СПб.,1010.С.62.

4. Pease A. Kotos cn Delphic Cracle and ßreek Colonization//Clih.. 1917.Vol.ZII. 1J 1. P.1-20.

5. Parke H.W. A History of the Delph.ic Oracle.O-M'ord, 153Э.

6. Parke H.Wi, VYorsiell D.E.W. The Delphic Oracle.Vol.I-II.0x_'ord, 1S56.

более общих вопросах: в первом случае, оракул скорее следозал за обстоятельствами, чем подчинял их себе (отношения с тиранами), в более общих вопросах политики Дельфн демонстрировали беспристрастие (колонизационное дзикениэ п законодательная реформа). Исследование Г.Парка и Д.Уормеллг было наиболее значительным в числе работ, увидевших свет в 50-е тт., которые бнли исключительным десятилетием по обилию опубликованных изданий о Дельфах.

В это же время появляются также работы, подвергающие сомнению, а порой даже отрицанию всю раннюю античную традицию о деятельности святилища. Такой подход к античным свидетельствам в целом характерен для новейзего скептического направления в исторической пауке об античности. Подобное недоверие к источникам отличает французских исследователей - Э.Дсфрзда и. Р.Кратен.8

Сднако основная месса исследований основывается на бережном сохранении традиции и доверии к ней. Кроме уже упомянутого издания Г.Парка и Д.Уормеллз, следует отметить работу Я.Амавдри, которая и до настоящего зремени является лучшим исследованием процедуры прорицания, осуществлявшейся в Дельфах, и поэтому получила сдинодушо высокую оценку других авторов.® В работах, в которых в противоположность исследованиям К.Дефрада и Р.Крагея, авторитет Дельф в архаической Греции признается, степень влияния оракула на общественную яизнь оценивается различно. В области религиозно": и моральной приоритет Дельф отмечается почти единодушно, в области же политической оценки колеблются от отрицания какого-либо реального влияния и инициативы, исходящей из Дельф (Х.Длойд-Дюэунз),х0до безусловного признания такого влияния, характер которого в свои очередь оценивается такие прямо противоположно: как поддержз веек новшествам УП в. до н.э. (У.ОоотеотО^^или как противостоите любым нововведениям (К.Смертенко), Особо следует от-

T.Defrada J. Lea thèmes de la propaganda delphique.Paris>1954»

8. teahay- Я» La littérature oraoulaire clieu Hérodote»Paria>1956« g.Amandry P. La mantique apollienne à Delphes.Paria,1950« 10»JJ-oyd-Jonea H. The Delphic Oracle//Greoce and Rome«.2bd ser. 1976.V01.22CIII.K 1.P.60-73-

TNForrost VÍ.G.G. l)Colcnization end the Kiae of Delphi//Kistoria. 1957'3d VI.H.2.P.160-175; 2)Delphi 750-500 B.C.//CAH.V0I.III2. Pt.3.19fi2.PO05-320.

12.Smertenko C.M. The Political Relations of the Delphic Oracle//

метить общий взгляд на роль Дсльф в архаическое время, висказан-tniü А.ХоЯсом, который обращает внимание на то, что Дельфы в сложное и нестабильное время архаики виступили в качестве носителя традиционных основ.^Важные замечания и оценки сделаны также и в других общих работах по истории Греции архаического периода (В.Эренбергом, Г.Бенгтсоном, Да.Крау,Р.Хоппером, Л.Д^еффри, Р.Си-ля, А.Снодграссом, Дх.Тайном и др.). Роль Дельф с точки зрения их религиозной деятельности оценивается в общих работах по истории религии (исследования О.Буше-Леклерка, Л.Фэрнелла, М.Нильссона, Дя.Хэррисоя, У.Зиламовшда-Меллендор!1фа,Р.Грейвса, Е.Доддэа).

Изучение проблем, связанных с Дельфийским оракулом, в нашей стране представлено гораздо беднее. Из работ русских исследователей следует отметить книгу П.И.Лгоперсольского, в которой Дельфы рассматриваются не столько со стороны их отношения к остальной Греции, сколько в связи с внутренним их устройством и особенностями как одного из храмовых городов Греции, к которым относит Дельфы П. VI. Лшерсольский. ^Большой эпиграфический материал бич разобран русским ученым А.3.Никитским,^некоторые важнейшие из дельфийских надписей были впервые опубликованы этим автором, лично ознакомившимся с обнаруженными эпиграфическими материалами в Дельфах.

В советской историографии вопросы истории Дельфийского святилища в период архаики наиболее значительное отражение получили в работах Л.М.Глускиной.КОна видит одну из главных причин влия-

Smortenko С»М..Belknap G.K. Studies in Creek Religion.Eugene, 1935» P. 5-12.

13. Heuso A. Dio archaische Zeit Griechenlands ц1я geochichtlische Epoche /1946/ //Zur griechischen Staat stunde /Hrafi.Von F.Gschnit-2er (Wege der Forschung.Bd 96) .Darmstadt, 1969. S.36-96.

14. Лппорсольскпй П.И. Храмовый город Дельфы с оракулом Аполлона Пифпйского в древней Греции. СПб.,1869,

15. Никитский A.B. Дельфийские эпиграфические этццы.Вып.1-У1.Одесса, К94-1Я95.

16. Глускино Л.М. 1)Д альфы в период Первой священной во2нц//ЭД1. ISSI.í 2.С.213-221; 2)Эзоп и антидельфийская оппозиция в 11 в.до к.э.//ДД1!.105-4.№ 4.C.I5C-I58; 3)Да»ьфи гак экономический центр древней Грецггп//Учсныэ записки ЛГПИ км.Яо1фовского.155б.Исторический факультет.Зип.2.Т.13; 4)Политическиб тенденции Гомеровс .ого 1'тана к Аполлону Пяфийскому//ВДИ.1956.й 4.С.13-24.

нил оракула в экономическом факторе, рассматривая это святилище как крупный экономический центр древней Греции. Оракул, как отмечает автор, нз всегда мог играть решающую роль и влиять на ход событий, но в тех случаях, когда от него что-либо зависело, он выступал как консервативная сила. Л.М.Глускяяой принадлежит также статья, посвященная анализу важнейших зарубежных исследований о Дельфах 50-х гг. нашего века и раздел в коллективном издании "Античная Греция", где рассматриваются проблемы истории Дельфийского полиса в 1У в. до н.э.*^

Из новейших исследований необходимо отметить статью Л.А.Пальцевой, в которой на иэгарском матетотале анализируется участие Дельф в колонизационном движении.*^* Автор заклтает, что о Дельфах ЗЛ11— н.УП вв. до н.э. мокно говорить не как о паталлкнском центре, руководившем колонизационным движением, а как о политической сое, поддерживающей одну из противоборствующих групп полисов в военном конфликте, известном под названием Лелантской войны.

Таким образом, хотя некоторые проблемы, связанные с историей Дельф и оракула, и поднимались в отечественной историографии,удовлетворительной ко?шлексной оценки деятельности святилища в архаический период дано не было. Следует отметить такта отсутствие исследования обобщающего характера, посвященного важнейшему периоду в истории святилища и его взаимоотношений с греческим миром. Указанные обстоятельства, равно как и наличие нерешенных проблем и дискуссионность выводов зарубежной историография заставляют вновь обратиться к теме влияния Дельф на обязстзекную згазнь в архаической Греции. Основанием для этого является также и достаточная обеспеченность избранной те™ источниками.

0сточниковм^аза_ис^§аовщия обширна и представлена мате-риалагт различных типов и нэнров. Среди письменных источников особую группу составляют гомеровские поэмн "Илиада" и-"Одиссея",произведен»!!! Гесиода, сочинения лирических поэтов времени архаики (Пя.чдара). К этой :т.е группе следует отнести и цэннешгай источник

17. Глускина Л Ли 1)Из новой литературы о Дельфах//ЗДИЛ061.Д 4. С.153-162; 2)Дельфийский полис в ГУ в. до н.э.//Античная Греция. Т.2.М.,1903.С.43-72.

1£. Пальцева Л.А. Роль Дельфийского оракула в колонизационной деятельности Мегар/Днтичяая граадапскея обкргаа: Проблемы социально-политического развития и идеологии.Л.,1526.С.4-31.

по ранней история Дельф - Гомеровские гимны к Аполлону. Из произведений классической греческой историографии наиболее информативной оказывается "История" Геродота, в которой не только нарисована уникальная но полного и обилия жх&ормащт картина жизни архаической Греции, но и содержится множество оракулов, происходящих иа Дельф. Важные замечания, а также тексты оракулов содержатся в исторической и политической литературе У-17 вв. до н.э. (у. Ксенофон-та и Фующида). Особую группу источников составляют произведения греческой классической драмы (трагедии Эсхила и Евркпэдэ). Обилие сведений сообщает нам и поздняя греческая традиция (произведения Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Полиэна, Пэвсания, Лфи-нея, Элиана, Диогена Лаэрция). Наибольший интерес представляют сочинения Плутарха, который сам исполнял обязанности жреца в Дельфах и имел, по-видимому, доступ к дельфийским хроникам. Следует также назвать лексиконы греческих авторов римского и византийского времени (Поллукса, Гезихия, Стефана Византийского, Оотия, Свдцы), содержащие крайне важный справочный материал.

Помимо литературных важны также эпиграфически^ источники. Надписи, найденные в Дельфах,- это, главным образом, документы финансовой и хозяйственной отчетности, связанные со строительством храма в 1У в. до н.э., списки арендаторов храмовых земель, договоры об аренде, распоряжения амфиктионов по хозяйственным вопросам и т.д. Большое количество надписей посвящено манумиссиям 1У в. до н.э., отпуску рабов на волю пед видом их продажи божеству. К сожалению, характер и хронологическая принадлежность этих документов затрудняет их использование, даже в ретроспективном плане, при рассмотрении избранных проблем. Иэ подписей более раннего времени большая часть находится на подставках и посвящениях и содержит имя посвятителя и указание повода посвящения. Надписи, обнаруженные в других частях Греции, содержат .упоминания о консультациях в Дельцах, но очень редко дают текст ответа оракула, к тому же большинство из них откосится к более позднему периоду. Среди этой группы надписей наибольшее значение имеют надписи пз Магнесии-на-Меандре (в М.Азии). Таким образом, состояние эпиграфического материала делает еще более важными сведения источников нарративного характера,

Помимо письменных источников в восстановлении истории Дельф архаического периода и, особенно, предшествующего времени большое значение имеют данные археология. Систематическое археологическое

изучение Дельф началось с 1893 г., результаты раскопок, в основном, публикуются в регулярно выходящей с I9C2 г. французской серии "Fouilles de Delphes", издание которой продолжается и поныне. Особенно важна материалы, свидетельствующие о существовании святилища в Дельфах еще в микенскую эпоху и о состоянии этой местнос-тивтая называемые Темные века.

Таким образом, свидетельства о деятельности Дельфийского оракула в античной письменной традиции очень многочисленны, однако, они, как правило, носят отрывочный характер и делаются древними авторами попутно в связи с основным изложением. Это обстоятельство позволяет представить историю Дельф, особенно в ранние ее периоды, лишь путем сопоставления и комбинации самых разноооразных по характеру источников и их тщательного критического анализа. Прежде всего приходится иметь дело с таким своеобразным типом античных свидетельств как оракулы, которт^е передаются античными авторами чаще всего з нескольких версиях, кроме того, значительная часть оракулов является составленной ex evsntu, что требует особенно осторожной их интерпретации. В целом же обилие и разнотипность источников, их хронологическая протяженность дают возможность с учетом отмеченных выше особенностей довольно обстоятельно исследовать проблему участия Дельф в общественной жизни архаического времени.

Методологическим основанием диссертации послужили марксистские представления о возникновения классового общества и государства, а также более конкретные положения об архаической революции в Греции 7Ш-У1 зв. до н.э., высказанные Э.Энгельсом в книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

На£чная_новизна работы определяется тем, что она является первым в советской историографии исследованием, в котором предпринята попытка обобщения имеюк&гсся данных по истории Дельфийского оракула в У0-У1 ев. до н.э. и рассмотрения их с точки зрения участия такого крупнейшего религиозного центра,каким являлись Дальфы, в общественной жизни архаической Греции и в процессе складывания греческого государства.

no&SSS3§£SâS_3.ra3I'i2£ï& исследования состоит в том, что содержащийся в нем фактический материал и выводы могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории Грести архаического Бремени и истории .древнегреческой религии, а также при

чтении общего курса по истории ,древней Греции.

Целью_2аботи является определение характера и степени влияния -Дельфийского оракула на общественную жизнь Греции архаического периода путем анализа отношений Дельф к ваянепшим явлениям той эпохи - законодательной реформе, колонизационному движению и тирании.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений, включающих списки основных источников к литературы.

2о_11Ш§ШШ обоснована актуальность теш, дан историографический обзор, охарактеризованы основные источники, определено главное направление и задачи исследования.

Ш2ааз_£-зава "Культ Аполлона и оракул в Дельфах" тлеет вводный характер. Першй_па]заг[>аф посвящен культу Аполлона. Этот культ язляется сложным по составу, включает дорийские, восточные (мало-азийские), критские (восходящие к минойской древности) элементы. В научной литературе, особенно после работ У.Виламовица-Меллендорф-фа и М.Нильссона, преобладает тезис о малоазийском троисхоздешот Аполлона, хотя предлагаются и иные решения, в частности, в новейших работах швейцарского исследователя З.Буркерта подчеркиваются древневосточные (сирс-хеттские) истоки этого культа. В греческом пантеоне Аполлон утвердился в Темные века, но уже в Гомеровских поэмах и Гимнах, приписываемых легендарному поэту, образ Аполлона отличается многообразием функций, которые обогащались принятием Аполлоном черт побежденных богов: с одной стороны, это божество, внушающее ужас и сеющее смерть, с другой,- это бог исцеления, света, покровитель искусств. Выдвижение Аполлона на заре архаики, возможно, связано со стремлением аристократии возвысить это божество, пришельца на Олимпе, в противовес старым олимпийцам, прежде всего, 2евсу, которые покровительствовали монархическим династиям. Ведь в это время борьба аристократии с царской властью вступила в реиающуи стадию. Ко времени архаики на первый план вцдвигаются функции Аполлона, связанные с общественной сферой и отрешением к гармонизации как в области прекрасного, так к в области политической - Аполлон, правде всего, выступает как покровитель прорицаний, устроитель общественных дел, Мусах от. Возможно, "политический" характер культа Аполлона, этого самого общественного из всех богов, подчеркивался в его образе с самого начала, если принять связь эти-

мологии 'АжоЛЛи)» (дор. 'косе/Ким* ) о дор. ¿яс/Ха. (собрание) .

Второй параграф посЕящек древнейшим страницам дельфийской ио-тории. Согласно археологическим материалам, Дельфы являлись священным местом еще в микенское время. Существовал ли там оракул в то время сказать невозможно при современном состоянии археологических свидетельств. 3 период Темных веков это священное место переливало упадок, но уже а 71В в. до н.э. оракул в Пифо был богатым и знаменитым местом поклонения, главным богом которого был Аполлон, о чем свидетельствуют гомеровские позмы. Анализ легенд об основании святилища и дзнные археологии не оставляют сомнений, что поклонению Аполлону в Дельфах предшествовало почитаете женского бо-.тества, которое зетем у греков называлось Геей. Распространенное предание о борьбе Аполлона со змеем, который являлся порождением Земли и ее воплощением, был отражением далеко не мирного процесса воцарения Аполлонз в дельфах. Организация прорицания в святилище Аполлона, вероятно, унаследовала некоторые черти культа предшественницы Пифийского бога - богини Земли, и в частности служительни-цу-иенлзшу в места почитания мужского бога.'

"Дельфийский оракул и законодатели" посвящена проблеме участия Дельф в законодательной реформе. В данной главе прежде всего указывается, что законодательная инициатива, расцвет которой показывает история архаической Греции, имела яркое отражение и основу в религиозных институтах. Формирование моральных принципов общества, понятий закона и справедливости, в том числе и в области социальной, тесно пероплетаются с религиозными представлениями .древних. Стремление общества к закону наило выражение и в созданном религиозной мыслью греков образе Аполлона - устроителя в области государственной, религиозной и этической. С оформлением права з архаическом обществе несомненно связан и такой крупный религиозный центр, каким считался оракул Аполлона в Дельфах. С другой стороны, фигуры ранних законодателей и реформаторов выступают воплощением опыта и знания, и в этом отношении также показательно, что в интеллектуальной жизни архаической Греции понятие мудрости было связано прежде всего с Аполлоном и Дельфа\"и. Самое яркое выражение вековой мудрости - знаменитый канон семи мудрецов, согласно представлениям греков, был осзятцен авторитетом Аполлона в Дельф-зх.

Глубинная связь религии и закона иазла я свое формальное вы-

ранение в сохраненных античной традицией свидетельствах об обращении в Делофы законодателей архаического времени. Посещение Дельф в связи с введением новых законов стало необходимым условием и гарантом наилучшего государственного устройства. Такой взгляд на роль оракула мы находим и в составленных позже совериенно легендарных рассказах о глубокой древности, например, в легенде о посещении Дельф Тесеем, и в сообщениях, "иоторпчвость которых; вряд ли вызывает сомнения. Особенно определенны сообщения о роли Дельф в историк ранних законодательств 1фупнеУппкх полисов Греции - Спарты и Афт, которые связаны соответственно с имена® Ликурга и Солона. Вполне согласуются с особенно активной ролью оракула в западной колонизации сообщения античных авторов о связи Дельф с законами, которые составил для Локр Епизефирских один из самых ранних законодателей Залевк.

Участие Дельф в фиксации уже существовавших обычаев и введении тех социально-экономических преобразований, которые сопровождали кодификацию права, имело глубинный характер и не было лишь простил отражением политических симпатий жречества или иных связей с тем или иным полисом, как это цвтаются представить некоторые современные авторы. Дельфы вовсе не являлись той консервативной силой, которая вставала на пути ввэдения любых новшеств, их именем были освящены демократические преобразования Демонакта в Кяре-■ло и Клисфона в Афинах. Автору пред стравляется, что правильнее было бы говорить не о консерватизме Дельф, а о сохранения дельфийским жречеством традиций и уже накопленного опыта, что имело столь важнее значение для формирования законов, по которым живет общество.

В третьей главе "Дельфийский оракул и колонизация" анализируются свидетельства об участии Дельф в основании прежде всего западных колоний: Наксоса, Эанклн, Регия, Сиракуз, Кротона, Тарента, Гелы, а также греческой колонии в Северной Африке - Кирекы. Автор обращает внимание на исходные момента влияния Дельфийского оракула на греческое колонияаци'шгое дг-чюггае. Прежде всего, это неоспоримый приоритет в религиозных вопросах, в установлении культа богов и героев. Так как организация религиозной жизни с самого момента основания являлась для полиса первоочередной задачей, то освящение деятельности основателя колоти и рекомендации относительно установления новых культов и почитания старых, которые давались

и

з Дельфах, становились обязательной процедурой при выводе нового поселения.

Подробнее автор старается остановиться н;- другой стороне деятельности оракула, которая, по его мнению, часто недооценивается современны!,я азторами,- на практической ценности обращения б Дельфы на ранних этапах колонизационного движения. С Дельфачи оказ!шаптся связанными уже саше ранние греческие поселения, основанные в Южной Италии и Сицилии во второй ноловннэ УН в. до н.э. Оракулы об основании этих колоний часто содержат географические ориентиры и элементы описания местности, где предполагалось основать колонию, и некоторые из этих прорицаний претендуют на то,чтобы считаться синхронными основанию поселения, о котором идет речь в оракуле, и рассматриваться как первоначальные ответы Пифип. Это обстоятельство при наличии существовавшей в Дельйах практики фиксации и храпения ответов оракула свидетельствует, по мнению автора, о том, что дельфийское жречество довольно рано располагало обширными сведениями географического плана и пироко их использовало при обращении в Дельфя.

Конечно, полагать,, что Дельфийский оракул выступат в качестве руководителя колонизационного движения и постоянного инициатора в выборе места поселения, было бы сильным преувеличением. Однако не лишено основания предположение о том, что практические знания, сохраняемые яречеством, использовались во время официального обращения в Дельфы, особенно, когда к оракулу обращались с целью более точно определить место поселения, а также во время обычных лредвэритаяьных консультаций и согласований с будущим ойкистом.

Весьма обоснованным представляется положение о том, что в начальные периоды своей истории Дельфы били связаны тесными отно-гаевитя далеко не со всеми греческими полисами и рост влияния Дельф шел постепенно. Для восстановления исторической картины здесь может быть предложена следующая схема: по вопросам, связанным с колония,от, к оракулу обращались ярзл'де всего полисы соседних с Дельфами облаете", а потом это становится обычной практикой и для более отдаленных полисов. Однако в некоторых случаях эта общая схема требует уточнений. Для полисов Малой Азии необходимо отметить не только их отдаленность от Дельфийского святилища, ко и указать на значение местных святилищ в Дэдпмах близ Мнлета и в Клэро-се около Колофона. В качестве дополнительного объяснения возможно

принять и задвигаемое некоторыми авторвми предположение о<3 активном участии Дельф в политических делах уже в самое раннее время.

Однако, как полагает автор, причины высокого авторитета Дельф в вопросах, связантэс с практикой основания ноеых посатений, следует искать не в успехах или неудачах участия дельфийского лсро--чества в политических событиях, а в явлениях совершенно иного порядка. Имен,'ю сохранение религиозных традяцшЧ и практического знания позволило Де-лъфак уве на ранних этапах колонизации выступить, по выракешш Э.Д.Фролова, "в качестве своеобразного консультацией-ного центрами стать важной составляющей того, что обеспечило рациональный V. организованный хврактер Великой греческой колонизации. И в дальнейшем Дельфы имели славу верховного арбитре в спорных вопросах колонизационного права.

2_четве£тои_гл.21б "Дельфпйскгл: оракул и тирания" рассматриваются проблегш, связанные с отношением оракула в Дельфах к тиранам архаической поры. Автор анализирует мяогочисяенные свидетельства традиции, позволяющие оценить связи дельфийского жречества с тираниям! в Греции и колониях в эпоху архаики: оракул афлткянину Кклону, сообщения античных авторов в связи с тирании!" Писистрати-дов и об откоше!гиях Дельф со знатными афинскими родами Ачкмеснидов и оклзидов, оракулы, предсказавшие рождение сикионского тирана Ор-фагора, тирана Коринфа Кипсела, прорицания, предрекающие типичную судьбу тирана, адресованные Поликрату на Сакосе, Лроклу в Зивдав-ре, Дейномену, отцу Гелона, Гкерона, Орасибула - будущих тиранов Скргзкуз, сообщения об отношениях Дельф с тираном Сшшока Клисфе-ном в связи с событиями Первой священной войны и ,др.

Колыякнетво оракулов, прздсказыващих рождение будущих тиранов и предрекающих гибель тиранических регжсв, состазлены после падения тирании. Однако шленно в них нашла наиболее яркое и концентрированное вцранекие общая позиция дельфийского гречествг в отношении к тирании кок известному явлению в жизни общества, которая не претерпела по большому счету изменений с более ранних вреглэн, когда тираны были у властч. Коче^чс, зта позиция могла колебаться в некоторых случаях е силу того, например, что з начальный период существования тиранических правлений опасность крайнего иддивддуэ-ед'э не била понята в обществе до конца, ко в принципе отдоше-ипо Дельф к тирании было постоянно в своей основе и состояло в неп-прклтхи ретша личной власти в крайних его формах.

Г.). Фролов С.Д. Укг.з.соч. С.146.

Однако нельзя но признать, что традиция сохранила и примеры некоторой благожелательности со стороны Дельф в отношении отдельных тиранов. Прежде всего, ото напутствие Килону (в данном случае оракул не сохранился, мы тлеем лишь пересказ его содержания) к оракул Кипселу (этот оракул,'во всяком случае, в существенной его части, мы с полны;.! основанием можем рассматривать как аутентичный). В связи с этими дельфийскими прорицаниями автору представляется необходимым отметить следующие обстоятельства.

Архаическое время - это эпоха, когда личность очень активно заявляет о себе во всех областях. В сфере политики это явление знаменуется выступлением ярких политических деятелей - руководителей полисов, законодателей, ойкистов, незаурядными деятелями, как правило, были и первые греческие тираны, основатели династий. Дельфы но остались, да и не могли остаться в стороне от этого важного процесса, который был сутью эпохи. К этому необходимо добавить, что личность, которая выступает на первый план в архаическое время, это личность, предке всего, аристократическая. Большинство тиранов также были выходцами из знатных аристократических родов и связаны с ними узами брака. Традиция не оставляет сомнения относительно того, чте некоторые аристократические кланы имели особенно тесные связи с дельфлйским жречеством, которое само в свою очередь било верхушкой дельфийской знати, связанной с прочей греческой знатью сложной системой ггроксенкческих связей, что было столь характерно для среды аристократов. Особенно яркие свидетельства подобных отношений традиция предоставляет для связи Дельф со знатными родами Алкмеснцдов и <Зилаидов в Афинах. В результате этого тираны могли получать одобрение в Дельйах тленно как представите- , ли знатных кланов (знатноэ происхождение и Кшгана я Хшгсела не вызывает сомнений), с которыми Дельфы были связаны системой определенных обязэтальств.

Автору представляется, что скорее это обстоятельство, а не простой "подкуп" Пифии богатыми дарами пли принципиальная поддержка тиранического правления, объясняет благожелательное отношение к некоторым тиранам, государственная инициатива которых празетст- . возалась в Дельфах. Но это не ставит под сомнение общую негативную позицию Дельф в отношении тирании как общественного явления. Традиция но оставляет сомнения относительно участия Дельф е двк-егми против тиранической формы правления, которое охватило вой Греции,

известна и роль оракула в падении афинской тирании. Особенно ярко антитираническая направленность видка в оракулах,"предсказывавших" рождение тиранов, их судьбу и гибель, большинство которых было составлено ах eveatu, но еще в 71 в. до н.э. Такие оракулы составлялись. прежде всего, самим дельфийским гречзствсм, чтобы приумножить славу святилища и его евторктет, укрепить мнение, что ткрекия была предсказана в Дельфах и отношение к ней было неодобрительным еще до ее появления. Однако, эти оракулн не были пустыми измшие-нлямк, в большинства случаев возможно, что б их основе лежали подлинные факты консультации тиранов с оракулом по другим поводам или посещение ими Дельф для различных посвящений. Составление таких оракулов могло вдеть своей причиной не обязательно изменение характера оракульннх ответов с благожелательного на негативней. Оно могло вызываться изменением в расстановке политических сил Грации и желанием "подправить" истории, освятив некоторые ее факты дельфийским авторитетом, подобные примеры нам известил и из более поздней истории Дельф. Ведь дельфийское жречество не стояло над политической жизнью, взирая на нее сторонним наблюдателе!?. Оно, напротив, пыталось участвовать в ней, претерпевая воздействие _сзх ее сложных перзшетиЯ.

Так или иначе, Дельфн как религиозное объединение по сути своей было носителем неких общих начал, -религиозно-нравственных принципов, лежащих в основе организации общественной жизни. Глубинная несовместимость этих принципов - понятий о законе, корме, мере,которые суть залог стабильности общественной гсизни - и тирании, которая противостояла им как проявление крайнего индивидуализма л личных амбиций стала той оскоеой, на которой строилось отношение Дельф к этой форме политического правления и одному из важнейших явлений общественной жизни архаической Греции.

ILääällEäSEIE подведены итоги исследования, дано краткое изложение всей авторской концепции. Существование на тесте оракула Аполлона классического времени микенского СЕЧтмшца является убедительным подтверждением ^боснованного еще М.Нильссоном положения ' о преемственности греческой религии П и I тыс. до н.э. Глубокая древность святилища стала одной из причин его последующего возби-оенул. В период Темных зеков священное место находилось в упадке, однако ужо в 7Ш в. ДельФы представляют собой нечто большее, чем просто местное святилище близлежащего города Ккрры/Крисн. Довольно рзнчио Сот .УШ в. до н.э.) обращения в Дельфы и посвящения из гре-

ческях государств и областей за пределами Греции (лидийских и фригийских правителей), свидетельства гомеровских поэм и Гимнов говорят за то, что относить становление Дальф как ттакэллинского центра ко времени окончания I Священной войта (в. У1 в. до н.э.) едва ли справедливо.

Деляны в период грхаикм были признанным руководителем 'ал л ад« в религиозных далвх, им отводилась заглавная роль в установлении культов героев и поклонения богам. С ролью Дедьф в религиозных вопросах было связано и установление греческого календаря,который представлял собой не что иное как цикл государственных религиозных праздников.

Б области морали влияние Дельф также трудно переоценить. Со святилищем в Дельфах связывалась столь важная в греческой обществе и,дея очищения (прежде всего,от убийства, а также от любого осквернения), которая получила особенное развитие в Дельфах в УП в.до к. э. Делы|ийское жречество устанавливало процедуру очищения как для частных лиц, так и для полиса в целом. Дельфы не являлись носителями какой-то особой мудрости, изобретенной дельфийскими жрецами, дельфийская система идей являлась концентрированным выражением восходящих к древности обычаев и представлений, столь ярко сформулированных в гномах, приписываемых семи мудрецам. Аристократический характер дельфийских вдей, по-вздимсму, сыграл определенную роль в сложении представления о том,что мудрость воплощается в личностях немногих избранных людей - мудрецов (60fo<.).Bo всяком случае, канон семи мудрецов, составленный мыслью древних, е античной литературе неотделим от Аполлона и оракула з Дельфах. О значении Аполлона и Дельф в интеллектуальной жизни Греции говорит прочная связь их с мудростью {боум),идущей из глубины зеков, связь, сохраняемая прежде зсего в аристократической срэдо и в святилищах, подобных Дельфийскому.

Именно эта древняя мудро с-ь, присущая Дельбам, участие которой в общественном устройстве было необходимым условием, стала залогом влияния оракула не только в области религиозной п морачьной, но и политической. Эта глазная посылка, тлеющаяся у Дельф ухо в силу положения оракула как организации религиозной, сопровождалась благоприятным стечением прочих обстоятельств, такта как наиболее удачное по сравнению с другими святилищами географическое положение на пересечении важных торговых путей, расположение на территории нестабильного этнического объединения, что обеспечивало неко-

торул самостоятельность, и в то же время относительная близость к полисам, которые на заре архаики проявили наивысшую активность, в частности, в колонизационном движении. Все это в совокупности обеспечило Дельфам влияние и на область политики. Особенно глубоким и действенным око было в таких магистральных направлениях движения к формированию государства как законодательная реформа и колонизация. Именно в этих областях наиболее ярко проявился рациональный и конструктивный подход греков к решению общественных проблем и преодолению социальных противоречий, и обеспечен он был взаимодействием новаторской инициативы и накопленного опыта, традиционных основ, носителями которых выступали Дельфы. Формально это влияние могло выражаться в предварительных консультациях, согласованиях, официальных обращениях в Дельфы. Взаимодействие Дельф с законодателями и ойкистами не ограничивались рамками особенных симпатий, которыми могли пользоваться в различные периоды те или иные полисы.

С утверждением о том, что в отношениях с тиранами наиболее ярко проявился присущий Дельфам оппортунизм в делах политических, едва ли можно согласиться. Прочная антитираническая позиция Дельф вряд ли подлежит сомнению. Некоторую поддержку, которую можно усмотреть в оракулах, адресованных Килону и Кипселу, следует отг нести не на счет оппортунизма дельфийского жречества и богатых подношений тиранов, а объяснить, учитывая личности вопрошавших -зачастую, людей незаурядных, происходивших, как правило, из аристократических родов, что могло послужить поводом для благосклонного отношения к ним в Дельфах.

Апробация ?аботы. Диссертация обсуждалась по отдельным главам и полностью на заседаниях кафедры историк древней Греции и Рима ЛГУ. Результаты исследования докладывались в выступлениях на научных сессиях "Проблемы отечественной и всеобщей истории" исторического факультета ЛГУ ( 19В8, 1990) .

Основные положения заботы отражены в следующих публикациях:

1. Возникновение оракула в Дельфох. Л., 1989. 8 с. Доп. в И1Ш0Н АН СССР 27.10.89, № 33916.

2. Дельфийский оракул и законодательная реформа з архаической Греции // Вестник Ленинградского университета. Серия 2. История. Языкознание. Литературоведение. Вып. 2. Л., 1990. С. 93-97.