автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Деятельность государственных органов и общественных организаций города Москвы по созданию, сохранению и использованию произведений монументально-декоративного искусства

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Полякова, Елена Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Деятельность государственных органов и общественных организаций города Москвы по созданию, сохранению и использованию произведений монументально-декоративного искусства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность государственных органов и общественных организаций города Москвы по созданию, сохранению и использованию произведений монументально-декоративного искусства"

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ПОЛЯКОВА Елена Борисовна

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ ПО

СОЗДАНИЮ, СОХРАНЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА (1991 - 2008 гг.)

Специальность 07.00.02 - «Отечественная история»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва-2009

003482354

Работа выполнена на кафедре истории Военного университета

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

Пляскин Владислав Петрович

Официальные оппоненты

доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ Осташкин Валерий Николаевич

кандидат исторических наук, доцент Грачева Ольга Анатольевна

Ведущая организация - Московский государственный текстильный

университет им АН Косыгина

Защита диссертации состоится «_»_2009 г в_

часов на заседании диссертационного совета по историческим наукам (Д 215 005 06) при Военном университете по адресу 123001, г Москва, ул Большая Садовая, д. 14

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Военного университета

Автореферат разослан «_»_2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета

по историческим наукам

профессор

AM Махров

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Москва, древняя столица России, сегодня стала городом с многомиллионным населением, одним из крупнейших мегаполисов мира Уникальность и неповторимость городу наряду с храмами, дворцами, усадьбами, жилыми и общественными зданиями придают установленные в разные годы произведения монументально-декоративного искусства

Наша столица в начале наступившего тысячелетия уже имела свыше тысячи таких объектов, включая архитектурно-скульптурные ансамбли, памятники, монументы, обелиски, стелы, памятные знаки, произведения парковой и садовой скульптуры1 Каждое из них неразрывно связано с теми или иными важными событиями отечественной и мировой истории, посвящено выдающимся деятелям нашего государства, национальным героям, является неотъемлемой составляющей народной памяти Через призму монументальной пластики рельефнее и богаче выступает многовековая история нашей Родины. В лучших произведениях отечественной скульптуры заложен мощный потенциал патриотического воспитания российских граждан, особенно молодежи

В создании, сохранении и использовании произведений монументально-декоративного искусства принимали и принимают сегодня самое активное и непосредственное участие органы государственной власти и общественные организации столицы Однако эта важная сторона их деятельности освещена в исторической науке весьма фрагментарно

Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, недостаточной разработанностью проблемы, объективной необходимостью исследования и обобщения опыта деятельности государственных органов и общественных организаций г Москвы, которым всегда принадлежала и принадлежит в настоящее время ведущая роль в формировании архитектурно-художественного облика столицы, творческом использовании накопленного исторического потенциала в данной области,

во-вторых, комплексным характером исследуемой темы, учитывающим непреходящую важность изучения историей, культурологией, искусствоведением, исторической географией, музееведением и другими смежными науками истории создания, сохранения и использования памятников Москвы;

в-третьих, важностью роли и места скулыпурного произведения как материального исторического источника, его богатыми возможностями в деле изучения отечественной истории,

в-четвертых, необходимостью использования позитивного влияния за-

1 Законодательство города Москвы о монументальном искусстве сб материалов М,2002 С 11

печатленных в монументальной скульптуре героических событий го истории Российского государства, его выдающихся деятелей на историческую память народа, формирование индивидуального и массового исторического сознания, патриотическое воспитание граждан, важность которых возрастает в условиях преодоления кризисных явлений в современной жизни,

в-пятых, усилением в исследуемый период и в настоящее время дискуссий на тему «Какие памятники нужны Москве?», необходимостью извлечения исторических уроков, выработки и обоснования научно-практических рекомендаций в данной области

Степень научной разработанности темы

Историография рассматриваемой проблемы представляется достаточно ограниченной, к тому же ее анализ, за редким исключением, не проводился.

Вместе с тем, нельзя не признать, что данное исследование опирается на сравнительно обширный круг произведений, созданных в 1991-2009 гг. и внесших определенный положительный вклад в развитие исследуемой темы Весь объем рассматриваемой литературы можно разделить на несколько тематических групп

В первую группу целесообразно включить общие работы по отечественной истории, истории Москвы, искусствознанию, в которых отражен процесс создания московских памятников, формирования и сохранения художественного облика столицы1

Здесь необходимо отметить богатую по содержанию монографию Е М Кукиной и Р Ф Кожевникова «Рукотворная память Москвы», которая и сегодня является единственным научным изданием, освещающим историю создания памятников Москвы почти за три века - с начала XVIII и до конца XX в 2 Однако работа хронологически ограничена 1997 г. и в последующем продолжена не была Кроме того, авторы не ставили перед собой цель осветить вопросы, относящиеся к предмету настоящего исследования3.

Заслуживает внимания книга Е М Кукиной «В бронзе и камне», посвященная московским памятникам героям Великой Отечественной войны и местам боевой славы В ней кратко отражена история создания 239 памятников и мемориальных комплексов, расположенных на территории всех 10 административных округов Москвы К сожалению, ограниченная тематическими рамками работа не позволила более широко осветить исследуемую

1 История Москвы с древнейших времен до наших дней в 3 т М, 2000 Т 3, Александров Ю История Москвы в памятниках М, 2002, Бичуков А А Скульптура М, 2004, Звягинцев НД, Карпачевский Л О Памятники ученым в культуре Москвы М, 2004, Ванслов В В Образы искусства М, 2006, Латур А Москва 1890-2000 М, 2007, КочетоваМ Самые замечательные места и памятники Москвы М, 2009 и др

2 Кукина ЕМ, Кожевников Р. Ф Рукотворная память Москвы М, 1997

3 К сожалению, авторы допустили ряд неточностей в хронологии установки памятников, что подтверждается архивными документами (ЦАГМ Ф 147 Оп 2 Д 1 Л 17)

диссертантом тему1.

Единственное издание, посвященное монументам воинской славы России начиная с XVIII в до наших дней, страдает, по мнению автора, следующим недостатком, из 174 описываемых в книге памятников Москва представлена лишь двенадцатью объектами2

Ко второй группе необходимо отнести работы, рассматривающие в контексте исследуемой проблемы патриотическое и военно-патриотическое воспитание молодежи

Среди них в первую очередь следует отметить научные труды АП Волкова3 Ученым впервые применительно к современным условиям разработаны новые подходы к проблемам военно-патриотического воспитания, формированию системы подготовки молодежи к защите Родины, включающей в себя и использование богатого потенциала культуры и искусства Все выдвинутые им положения оказались весьма актуальными, послужили активизации исследований в данной области, в том числе и на материалах Москвы

Авторы этих работ4 обоснованно считают воспитание молодежи на примерах героического прошлого нашей Родины основой российского патриотизма, высоко оценивают богатые возможности использования монументов воинской славы в патриотическом воспитании В своих исследованиях они приводят характерные примеры, раскрывающие богатство форм этой работы Вместе с тем многообразие проблем, поднимаемых исследователями, не позволило им более детально остановиться на вопросах патриотического воспитания молодежи Москвы с использованием средств культуры и искусства

Немногочисленную, но достаточно значимую третью группу исследова-

1 Кукина ЕМ В бронзе и камне М, 2001

2 Монументы и памятники воинской доблеста и славы России СПб, 2001

3 Волков А.П Подготовка молодежи к защите Родины проблемы и пути их решения (1985-1991 гг) М, 1992, Его же Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины (19611991 гг ) дис д-ра ист наук М, 1994 и др

4 Юдахин Ю А Деятельность органов управления, общественных организаций г Москвы по оборонно-массовой работе среди молодежи в 1992-2001 гг дис канд ист наук. М, 2003¡Антонова ИР Деятельность органов управления, общественных организаций г Москвы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в 1992— 2002 гг дис канд ист наук М, 2004, Новиков А В Государственно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Москвы (1992-2004гг) дис канд ист наук М, 2005, Давыдов А Н Подготовка молодежи по основам военной службы в 1993-2005 гг (на материалах учреждений начального и среднего профессионального образования г Москвы) дис канд ист наук М, 2008, Люблин А 3 Деятельность государственных органов, образовательных учреждений и общественных организаций по формированию у молодежи исторического сознания в 1993-2008 гг (на материалах г Москвы) дис канд ист наук М,2009идр

3

ний составляют работы, отражающие искусствоведческий, историко-геогра-финеский и музееведческий аспекты изучаемой проблемы1 Из них единственным исследованием, непосредственно связанным с рассматриваемой темой, является кандидатская диссертация Е Е Касаткиной, посвященная монументальному искусству Москвы 90-х гг XX в2

Автор уделила определенное внимание исторической теме в монументальной пластике Москвы, памятникам, созданным к различным юбилейным датам Вместе с тем диссертация была защищена в 2004 г, что не дает возможности иметь в настоящее время целостное представление о современном скульптурном облике Москвы Кроме того, автор в силу своей научной специальности не ставила перед собой задачу изучить вопросы, освещаемые в данной работе

В четвертую группу включены многочисленные работы, носящие публицистически-полемический, дискуссионный характер, поднимающие и освещающие проблему, какие памятники нужны Москве, анализирующие несовершенство организационно-правового механизма установки и сохранения памятников, указывающие на бюрократические препоны на этом пути3.

Среди этих публикаций следует отметить книгу Н М Молевой, многие годы являвшейся членом Комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме и повествующей о ее работе Автор сделала доступным для читателя ряд нормативных документов исполнительной власти города, не публиковавшихся ранее в открытой печати4

1 Святославами А В Памятник в исторической коммуникации (на материале мемориальных сооружений и памятных установлений Москвы второй половины XIX - начала XX в) дис канд ист наук М, 1997, Сокол КГ Российские монументальные памятники конца ХУШ-начала XX в как объекш исторической географии дис канд. геогр наук М, 2009 и др

2 Касаткина Е.Е Монументальная скульптура Москвы постсоветского периода дис канд искусствовед М,2004

3 Климаков Ю Забытый Опекушин // Встреча 1996 №5 С 39-45 ; Файбисович С Критические заметки о тенденциях в современном монументальном искусстве Москвы И Знамя 1998 №7 С 214-217,0 сооружении памятника Николаю Михайловичу Карамзину в Москве//Моек журн 2001 №3 С 5-7, Боде М Физиология московской скулытгуры // Российская газета 2003 3 марта , Спивак А Сколько и каких памятников нужно Москве // Ландшафтная архитектура 2004 № 3 С 9-12, Нужен ли Москве Царь-освободитель? Памятник Александру П открылся, но дискуссия продолжается // Комсомольская правда 2005 13 июня, Москвин-Тарханов М Психология столичных памятников // Вечерняя Москва 2007 27 июня; Колодный Л. Монументы в закоулке и на пустырях // Моек комсомолец 2008 3 апр, Нечаев А «Рабочего и колхозницу» вернут столице в конце года // Комсомольская правда 2009 8 июня, Восемь памятников в Москве подождут окончания кризиса // Вечерняя Москва 2009 Зиюляидр

4 Малева НМ История новой Москвы, или Кому ставим памятник М, 2008

4

Исходя из проведенного историографического анализа, соискатель пришла к выводу о том, что внимание к данной проблематике было систематическим и широким Вместе с тем комплексного исследования до сих пор проведено не было. Недостаточная изученность проблемы и ее актуальность явились основанием для проведения настоящего исследования

Объектом исследования является процесс создания, сохранения и использования монументальной пластики Москвы, отражения в ней событий российской истории

Автор исходит из того, что произведения монументальной скульптуры в Москве, созданные в 1991-2008 гг, разнообразно и полноценно представляют собой все основные этапы истории России

Предметом исследования является деятельность органов государственной власти и общественных организаций Москвы по созданию, сохранению и использованию произведений монументально-декоративного искусства в 1991-2008 гг.1

Вместе с тем автор не ставила своей задачей отобразить все многообразие современного скульптурного облика Москвы Она исходила из того, что декоративная скулыггура, сосредоточенная в парках и зонах отдыха, скульптурные памятники станций московского метро, станковая скульптура, рельефы вполне могут стать предметом самостоятельных научных исследований

Научная задача, решаемая в диссертации, заключается в том, чтобы исследовать и обобщил, исторический опыт деятельности государственных органов и общественных организаций Москвы по созданию, сохранению и использованию произведений монументально-декоративного искусства в 1991-2008 гг, выявить цели, задачи, основные направления и результаты этой деятельности, извлечь исторические уроки, сформулировать научно-практические рекомендации, имеющие существенное значение для развития исторической науки и современной практики патриотического воспитания граждан России

Хронологические рамки исследования охватывают историю возведения, сохранения и использования скульптурных памятников в Москве в постсоветский период 1991-2008 гг

Определяя начало периода, автор исходила из нормативных документов федеральных органов государственной власти, законодательно закрепивших переход России на рубеже 1991-1992 гг на принципиально новые рельсы экономической, политической и культурной жизни, связала его с измене-

1 Понятие «произведения монументально-декоративного искусства», к которым

отнесены скульптурно-архитектурные композиции, монументы, памятные знаки и

монументально-декоративные композиции, введено Законом города Москвы от

13 11 1998 г № 30 «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения» (Законодательство города Москвы о монументальном искусстве сб материалов М., 2002 С 4-8)

5

ниями, произошедшими в столице России - Москве1 Немаловажной точкой отсчета стал незаконный снос 22 августа 1991 г памятника Ф Э Дзержинскому на одноименной площади, который, по сути дела, открыл постсоветскую историю московских памятников

Завершение периода исследования обусловлено кризисными явлениями, отразившимися на всей культурной политике федеральных и городских властей в конце 2008 г Кризис привел к фактическому замораживанию процесса установки новых памятников в Москве, направлению остаточных бюджетных средств из сферы культуры на сохранение уже созданных2.

Вместе с тем диссертант посчитала необходимым опереться на основные историко-художественные традиции создания московских монументов, которые ведут свое начало с сооружения в 1818 г первого городского памятника, ставшего одним из символов столицы, - памятника Минину и Пожарскому на Красной площади Это позволило более рельефно показать преемственность в деятельности государственных и общественных структур, более четко сформулировать выводы и исторические уроки.

Цель исследования заключается в том, чтобы осуществить комплексное исследование темы, дать объективную оценку деятельности органов государственной власти и общественных организаций по руководству и участию в процессе создания, сохранения и использования скульптурных памятников Москвы в постсоветский период отечественной истории, обобщить накопленный исторический опыт в данной области.

Для реализации цели автор поставила перед собой следующие научно-исследовательские задачи•

- выявить наиболее значимые для исследуемого периода и настоящего времени историко-художественные традиции возведения скульптурных памятников, сформировавшиеся в досоветской и советской Москве,

- дать оценку состояния имевшейся нормативно-правовой базы и организационных основ, регулирующих порядок сооружения памятников в Москве в 1991- 2008 гг, выявить их влияние на творческую составляющую данного процесса,

1 См Постановление Правительства Москвы от 19 11 1991 г № 198 «О программе социально-экономического развитая и прогнозе функционирования народного хозяйства г Москвы в 1992 г »// Вестник Мэрии Москвы 1991 № 8

2 Так, в начале 2009 г было приостановлена работа по возведению следующих памятников московскому городскому голове Н А Алексееву, писателю Г X Андерсену, летчикам М В Водопьянову и В П Чкалову, поэту М Джалилю, конструктору танка Т-34 М И Кошкину, адмиралу С О Макарову, воинам, отстоявшим Москву в 1941-1942 гг (Распоряжение Правительства Москвы от 02 07 2009 г. № 1431-РП «О приостановке действия распоряжений Правительства Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы 2009 №39 Июль)

- проанализировать исторический процесс создания произведений монументальной пластики в городе, раскрыть основные пути и формы усиления организационного взаимодействия и позитивного сотрудничества федеральных и городских государственных и общественных структур, авторов скульптурных произведений при возведении городских памятников,

- изучить работу государственных органов и общественных организаций столицы в сфере государственного управления и контроля за сохранением произведений монументальной скулыпуры, наметить пути творческого использования передового международного и отечественного опыта в данной области,

- проанализировать деятельность властных и общественных структур города, обобщить их опыт, вскрыть недостатки и высказать практические рекомендации по использованию исторических памятников столицы в патриотическом воспитании российских граждан, особенно молодежи,

- сформулировать необходимые выводы, извлечь уроки из накопленного исторического опыта, дать практические рекомендации по дальнейшей разработке нормативно-правовых, организационных и творческих основ механизма создания, установки, сохранения и использования памятников в столице

Методологические основы диссертации. По мнению автора, проблема изучения истории скульптурных памятников в Москве является комплексной Поэтому был применен полидисциплинарный подход к исследованию поставленных вопросов Исходя из этого, методология исследования заключается во всестороннем и целостном использовании источников, историческом, а также частично культурологическом и искусствоведческом анализе вопросов, освещаемых в настоящем труде

Поскольку решение проблемы находится на стыке указанных наук, автор считает необходимым в качестве единого и основного для них инструментария научного познания применить диалектический метод исследования, который обеспечивает раскрытие деятельности государственных органов и общественных организаций как единого поступательного процесса, протекающего во всем многообразии, единстве и противоречивости деятельности государственных, общественных структур, отдельных личностей в исследуемой области, на данном историческом этапе

При написании диссертации автором были использованы общенаучные методы, исторический и логический, обобщения и классификации, сравнения и аналогии, специально-исторические методы историко-генетический, историко-сравнительный, хронологический, актуализации, периодизации

Диссертант также руководствовалась основными принципами исторической науки научности, историзма, объективности

Поскольку проблема носит комплексный характер, были использованы такие основные подходы к исследованию, применяемые в культурологии и искусствознании, как культурно-исторический и историко-художествен-

ный.

Источпиковая база диссертации, по мнению автора, может бьггь представлена несколькими группами

Первую группу образовали вещественные источники, в первую очередь сами памятники Москвы и находящиеся с ними в непосредственном взаимодействии архитектурные сооружения и другие произведения зодчества

Вторую группу - основу документальной базы исследования - составили федеральное законодательство и законодательство города Москвы, отражающие исследуемую тему

Документы федеральных органов законодательной и исполнительной власти по данной проблематике опубликованы главным образом в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Собрании актов Президента и Правительства РФ», «Российской газете»

Следует также выделить издания органов законодательной и исполнительной власти г Москвы. К ним в первую очередь относятся- бюллетень «Ведомости Московской городской Думы», журнал «Вестник Мэрии и Правительства Москвы»1 и газета «Тверская, 13», содержащие все важнейшие нормативные документы, относящиеся к нашей проблематике

Кроме того, автор нашла ценные сведения в следующих сборниках документов и материалов. «Законодательство города Москвы о монументальном искусстве», вышедший в 2002 г. и содержащий «Перечень произведений монументального искусства, посвященных историческим личностям, возведенных в городе Москве с 1779 по 2001 гг. (в том числе утраченных)», и «О монументальном искусстве», изданный в 2005 г, содержащий «Перечень произведений монументально-декоративного искусства, посвященных историческим событиям, памятным местам и достопримечательностям, возведенных в городе Москве с 1464 по 2004 гг. (в том числе утраченных)».

В целом в процессе изучения автор установила, что анализируемой проблеме в прямой постановке посвящены 43 документа федеральных органов законодательной и исполнительной власти и более 240 - городских

Третью группу составили архивные документы и материалы, хранящиеся в государственных федеральных и московских архивах

В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) автором изучены документы и материалы, находящиеся в фондах- А-501 - Министерство культуры Российской Федерации и Р-9541 - Советский Комитет ветеранов войны (1991-1993 гг)

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) диссертант обратилась к фонду № 3192 - Министерство культуры России, содержащему документы Департамента государственной поддержки искусства и Инспекции охраны недвижимых памятников истории и культуры.

1 До сентября 1991 г журнал выходил в свет как «Вестник исполкома Моссовета», в 1991-2002 гг - как «Вестник Мэрии Москвы»

8

Документы Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ) оказались полезными при освещении проблемы историко-художественных традиций сооружения московских памятников, сохранения и развития этих традиций в исследуемый период и в настоящее время

Основной документальный массив по данной проблеме автор обнаружила в Центральном архиве города Москвы (ЦАГМ), в котором был изучен фонд № 3215 - Мэрия и Правительство Москвы

Особое значение для настоящего исследования имеет фонд № 147 - Комитет по культуре г. Москвы (с июня 2007 г - Департамент культуры г Москвы) Важность документов этого фонда, подавляющее большинство которых впервые вводится диссертантом в научный оборот, обусловлена тем, что в исследуемый период на этот орган исполнительной власти Правительством Москвы возлагались задачи организации (координации) работы органов государственной власти города в данной области, а также осуществления контроля по всему спектру выполняемых ими задач

Документы, отражающие вопросы патриотического воспитания в исследуемый период, имеются в фонде № 528 - Комитет по образованию (с сентября 2002 г - Департамент образования г Москвы), а также в фондах Управлений культуры (в 1991-1997 гг - Управления культуры и досуга) административных округов столицы (№ 3189, 3361, 3362, 3363, 3364, 3365, 3366, 3367,3368)

В диссертации использованы также текущие архивные материалы Департаментов культуры, образования, семейной и молодежной политики, Комитета по культурному наследию (Москомнаследия), Управления координации деятельности Комплекса социальной сферы г Москвы

Среди текущих архивов общественных организаций особое внимание автор уделила документам Московского комитета ветеранов войны, наиболее активно проводящего работу по патриотическому воспитанию молодежи

Всего в диссертации использованы материалы 15 архивных фондов, 32 описей, около 200 архивных дел

В четвертую группу вошли периодические издания, главным образом московские

Регулярно публиковали документы и материалы, относящиеся к исследуемой теме, такие издания, как «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Московская перспектива»

В пятую группу источников включен электронный ресурс Были использованы- электронный архив Президента Российской Федерации (www document kremlin ru), интернет-портал Правительства России (www government.ru), официальные серверы Московской городской Думы (www duma mos ru), Правительства Москвы (www mos ru), других органов исполнительной власти столицы, а также Санкт-Петербурга, регионов России Ряд документов и материалов автором проанализирован с использова-

нием информационно-справочных систем «Консультант Плюс» и «Гарант»

Кроме того, автор привлекла материалы, хранящиеся в ее личном архиве, поскольку она более десяти лет, работая в органах исполнительной власти города, непосредственно занимается решением проблем, освещаемых в диссертации На научную позицию соискателя также оказали влияние многочисленные встречи со скульпторами, архитекторами и искусствоведами

П. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура работы обусловлена предметом, целью и основными задачами исследования Она показывает, на каких главных проблемах автором сконцентрировано внимание Рассматриваемые вопросы объединены во введение, две главы (пять параграфов), заключение, список источников и литературы, приложения

Во введении обоснована актуальность темы, показано состояние научной разработанности проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи и хронологические рамки диссертации, методологические основы исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту

Первая глава - «Историко-художественные традиции, правовые и организационные основы возведения в Москве произведений монументально-декоративного искусства» - состоит из двух параграфов

В первом параграфе исследованы историко-художественные традиции сооружения московских памятников, показаны их роль и значение в контексте изучаемой проблемы

Во втором параграфе проанализированы развитие нормативно-правовой базы и организация работ по возведению произведений монументальной скульптуры в городе

Вторая глава - «Основные направления деятельности городских властей и общественных организаций по созданию, сохранению и использованию произведений монументально-декоративного искусства» - состоит из трех параграфов

В первом параграфе дана оценка результатов организаторской и практической деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию произведений монументально-декоративного искусства

Во втором параграфе освещены основные проблемы повышения эффективности государственного управления и контроля в области сохранения памятников и поиск путей их решения во взаимодействии с общественностью Москвы

В третьем параграфе проанализирована роль государственных и общественных структур в патриотическом воспитании российских граждан с ис-пользовайием произведений монументальной скульптуры Москвы

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выво-

ды, уроки, вытекающие из проанализированного исторического опыта, обоснованы научно-практические рекомендации

В приложениях помещены материалы, дополняющие научно-практическую и фактологическую основу исследования

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАШИТУ

Научная новизна работы состоит в том, что она является первым на уровне кандидатской диссертации историческим исследованием, посвященным московским памятникам

1 Впервые осуществлен всесторонний и комплексный анализ процесса создания, сохранения и использования в Москве скульптурных памятников в постсоветский период отечественной истории.

2 Введен в научный оборот значительный массив нормативно-правовых документов, а также большое количество ранее не изученных архивных материалов

3 Представлена авторская позиция по основным проблемам исследования, привлечено внимание заинтересованных структур, историков, творческой интеллигенции, широкой общественности к вопросам, которые являются недостаточно исследованными или дискуссионными Проанализирован международный опыт, накопленный в деле создания и сохранения памятников

4 Сформулированы выводы и научные рекомендации, направленные на активизацию научно-исследовательской работы в данной области

5 Впервые наиболее полно обобщена библиография проблемы, подготовлена обстоятельная статистика по теме, представлены наиболее полные сведения о памятниках, возведенных в столице в 1991-2008 гг Систематизированы и обобщены биографические данные ведущих современных скульпторов и архитекторов, чье творчество связано с Москвой, и основные результаты, достигнутые в их деятельности

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1 Авторский анализ историко-художественных традиций создания московских памятников, их роли и значения для современности

2 Оценка состояния нормативно-правовой базы и организационных основ возведения произведений монументальной скульптуры в исследуемый период

3 Результаты исследования деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию и сохранению произведений монументально-декоративного искусства

4 Основные направления и характерные особенности использования городскими и общественными структурами произведений мемориальной пластики Москвы в патриотическом воспитании российских граждан

5 Авторские суждения по ряду аспектов исследуемой проблемы, недостаточно изученных или дискуссионных

6 Сформулированные диссертантом выводы, уроки и научно-практические рекомендации, направленные на творческое использование накопленного в исследуемой области опыта, на усиление патриотического воспитания российских граждан в современных условиях

Обоснование положений, выносимых на защиту. При проведении анализа историко-художественных традиций в создании московских памятников диссертантом введено в научный оборот авторское определение понятия «Историко-художественные традиции в области монументальной скульптуры», под которым понимаются передающиеся из поколения в поколение накопленный исторический опыт, характерные, устойчивые черты, особенности деятельности государственных и общественных структур при возведении, сохранении и использовании произведений монументального искусства, а также идеалы, нормы, способы и обычаи творчества скульпторов, архитекторов, других мастеров, принимавших участие в этой деятельности

Анализ документов, приведенных в диссертации, прежде всего архивных, показал, что важнейшей историко-художественной традицией сооружения московских памятников является их возведение в честь судьбоносных, переломных событий отечественной истории и побед русского оружия над врагами, посвящение памятников выдающимся представителям, героям нашей Отчизны1.

Кроме того, большое значение для раскрытия темы исследования имеют такие выработанные многими десятилетиями традиции, как последовательность в прохождении всех этапов их создания, широкое обсуждение всех проектов, многоаспектное участие общественности в данном процессе, передача авторами в дар городу своих произведений, торжественное открытие монументов идр2

Таким образом, проведенное исследование позволяет обосновать положение о том, что в историческом аспекте от первого московского памятника Минину и Пожарскому (1818 г) и на протяжении последующих 190 лет в целом шел поступательный процесс обогащения и обновления историко-художественных традиций отечественного монументального искусства

Существенным результатом исследования является оценка состояния нормативно-правовой базы и организационных основ возведения произведений монументальной скульптуры в исследуемый период Проведенный анализ показал, что в 1991-2008 гг этот вопрос постоянно находился в поле

1 РГВИА Ф 468 Оп 15 Д 1403, Ф 485 Оп 1 Д 216 Л 4, 54, 87, ЦИАМ Ф

16

Оп 28 Д 78 Л 4об, Ф 179 Оа21 Д 900 Л 97об-98

2 ЦИАМ Ф 179 Оа 21 Д 601, Д 784 Л 331 - 332, Д 793 Л 1-3, 36, 73-74, 94-95, Д 900 Л 9 об

зрения законодательных и исполнительных органов государственной власти города, политических партий и движений, многочисленных общественных организаций, объединений, творческих союзов, инициативных групп В диссертации отмечается, что социологами, средствами массовой информации, органами исполнительной власти города систематически проводились опросы общественного мнения по данному направлению их деятельности1, в которой автор выделяет два основных периода

Так, в первый период - с августа 1991 г по ноябрь 1998 г - в законодательстве города официальный регламент установки памятников разработан не был Процесс регулировался по аналогии с советским временем - выпуском отдельных распорядительных документов городской исполнительной власти, причем с 22 августа 1991 г. по 28 декабря 1992 г таких документов разработано не было С 29 декабря 1992 г. по 25 августа 1998 г было принято 19 документов, которые большей частью опубликованы не были2

В середине 1998 г вопрос о выработке новой процедуры принятия решений по созданию и сооружению на территории Москвы монументальных и декоративно-художественных произведений был переведен в практическую плоскость в связи с подготовкой к установке памятника работы скульптора 3 К Церетели, посвященного 300-летию Российского флота3

Принятие Закона города Москвы № 30 в ноябре 1998 г и его практическое использование, по мнению автора, ознаменовало начало второго периода, стало явлением позитивным, послужило лучшему взаимодействию в работе законодательной и исполнительной власти города по установке произведений монументального искусства Сформированная на основе многолетнего опыта и накопленных традиций нормативно-правовая база позволила структурам Правительства Москвы создать в целом оптимальный организационный механизм сооружения памятников в городе, действующий и по сей день4

По мере необходимости в принятый Закон неоднократно вносились поправки и уточнения, а также предпринимались конкретные усилия по совершенствованию механизма работы в целом5

1 ЦАГМ Ф 147 Оп 2 Д 10 Л 6-7

2 ЦАГМ Д 2 Л 30-30 об, Д 4 Л 74-75, Д 5 Л 10-12, 81, 140-140 об, Ф 3215 Оп 1 Д 1359,1363,1684, 1754,1862,1867, 1877

3 ЦАГМ Ф 147 Оп 2 Д 10 Л. 81, 120-131, 218

4 Закон города Москвы от 30 11 1998 г № 30 «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения» // Законодательство города Москвы о монументальном искусстве С 4-8

5 Закон города Москвы от 2 10 2002 г № 49 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 13 ноября 1998 г № 30 «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения» // Законодательство города Москвы о монументальном искусстве С 9-10, Закон города Мо-

13

В целом изучение опыта развития нормативно-правовой базы и организационных основ создания произведений монументальной скульптуры в городе свидетельствует о том, что ни один из памятников городского значения не возник спонтанно - это всегда было значительным событием общественной жизни, включающим в себя и государственную волю, и широкое участие общественности, и творческое соревнование скульпторов и архитекторов

Вместе с тем автор в своем исследовании отмечает определенные просчеты в работе по координации деятельности органов федеральной и городской исполнительной власти, а также недостаточно высокий уровень взаимопонимания и взаимодействия между властями и различными общественными организациями, приводит на этот счет ряд характерных примеров1.

В диссертации проанализированы результаты практической деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию в столице произведений монументально-декоративного искусства По подсчетам автора в Москве за 1818-2008 гг от первого памятника - Минину и Пожарскому и до последнего - инженеру В Г Шухову было установлено 698 памятников В это количество включены объекты, имеющие статус памятника городского значения, которые устанавливались за счет городского бюджета или внебюджетных фондов и возводились на главных городских площадях, бульварах, магистралях, набережных Москвы, на территориях крупнейших московских предприятий и учебных заведений

Диссертантом определено место постсоветского периода в монументальной летописи Москвы, установлено, что процесс создания памятников по времени (историческим периодам) отличался большим разнообразием

- в дореволюционный период (1818-1913 гг) было установлено 19 памятников, что составляет примерно 3% от их общего числа,

- в советский период (1918-1991 гг) - 477 памятников (68%)

Подчеркнута недопустимость огульного отрицания художественных достоинств всех памятников советской эпохи Автор глубоко убеждена в том, что ставшие неотъемлемой частью нашей истории, облика Москвы монумент «Рабочий и колхозница», памятники выдающимся россиянам Рублеву,

сквы от 10 11 2004 г № 71 «О внесении дополнения и изменения в статьи 4 и 6 Закона города Москвы от 13 ноября 1998 года № 30 «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения» // Тверская, 13 2004 21 дек., Закон города Москвы от 26 11 2008 г № 59 «О внесении изменений в статьи 1,2, 4, 7, 8 Закона города Москвы от 13 ноября 1998 г № 30 «О порядке возведеиия в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения» // Вестник Мэра и Правительства Москвы 2008 № 70

1 Текущий архив Управления координации деятельности Комплекса социальной сферы г Москвы Дело «О возведении в г Москве произведений монументально-декоративного искусства (2006-2008 гг)» Л. 5,9-16, 89-95

Суворову, Кутузову, Чайковскому, Тимирязеву, Маяковскому и многим другим продолжили лучшие традиции российской скульптурной школы

В постсоветский период (1991-2008 гг) было создано 202 памятника - 29% Наибольшее количество памятников было установлено к юбилеям Великой Победы - в 1995 и 2005 гг (24 и 23 соответственно)1

По тематической направленности памятники этого периода можно классифицировать следующим образом

- в честь знаменательных исторических и военных событий-91 памятник (45%),

- деятелям науки, культуры, искусства и спорта - 54 памятника (27 %),

- государственным, политическим, общественным, военным деятелям, героям войны и труда - 26 памятников (13%),

- зарубежным общественным и политическим деятелям - 18 памятников (9%);

- произведения декоративной скульптуры городского значения - 13 памятников (6 %)

Невозможно обойти вниманием и мастеров, создавших памятники Москвы Широко известны, признаны в стране и за ее рубежами, удостоены многочисленных наград и почетных званий А А Бичуков - автор памятников Святой Георгий Победоносец на Трубной площади, Защитникам земли русской, С А Есенину2, А Н Бурганов - И. А Бунину, Е Ф Гнесиной, Пушкину и Натали, А Н. Ковальчук - адмиралу Ф Ф Ушакову, летчикам полка «Нормандия-Неман»3, А И Рукавишников - Ф М Достоевскому, Александру II, М А Шолохову, Г В Франгулян - Б Ш Окуджаве, А И Хачатуряну, 3 К Церетели - автор скульптурного комплекса на Поклонной горе, памятников 300-летию Российского Флота, Шарлю де Голлю и др

Большую роль в создании современного художественно-архитектурного облика столицы сыграла Российская академия художеств (PAX), объединившая в своих рядах признанных мастеров, которые под руководством президента Академии 3 К Церетели принимали самое активное участие в осуществлении крупнейших художественных проектов Всего, по подсчетам автора, на членов PAX приходится не менее 90% произведений монументальной скульптуры, установленных в городе в 1991-2008 гг

Безусловно, позитивным явлением было то, что федеральные и городские государственные организации и общественные структуры уделяли много внимания развитию патриотической темы в произведениях, посвя-

1 Текущий архив Департамента культуры г Москвы Дело «Доклад Комитета по культуре города Москвы «Об итогах работы учреждений и организаций культуры в 2005г» Л 10-11

2 В ЦАГМ значительный интерес представляют архивные документы, отражающие процесс создания памятника С А Есенину (ЦАГМ Ф 147 Оп 2 Д 4)

3 За создание этого памятника А Н Ковальчук был удостоен Государственной премии России за 2007 г

щенных важным событиям в жизни России, ее лучшим представителям Автор придает большое значение деятельности различных общественных советов, например, Художественно-экспертного совета по монументальной скульптуре при Министерстве культуры, сделавших много в этом направлении1

Говоря о проблеме сохранения памятников, решаемой в исследуемый период, необходимо отметить, что существовавшая в советское время система охраны наследия в первые постсоветские годы была во многом демонтирована, а новая и до сих пор до конца не налажена2 Слабым местом являлось также недостаточное изучение и внедрение передового отечественного и международного опыта, накопленного в данной области, что неоднократно отмечалось, например, на заседаниях Федерального научно-методического совета Минхультуры России3

В диссертации выделены два основных направления деятельности государственных органов и общественных организаций по сохранению памятников

- совершенствование государственной охраны произведений монументальной скульптуры - системы правовых, организационных, финансовых, информационных и иных мер, принимаемых государственными органами и направленных на учет, изучение, сохранение, реставрацию, обеспечение режима использования московских памятников,

- активизация разъяснительной, просветительской работы общественных организаций в целях формирования у государственных структур, в общественном сознании понимания важности сохранения исторических памятников Москвы

При анализе материалов органов исполнительной власти города было установлено, что вследствие ведомственной разобщенности и несогласованности к началу наступившего века большинство из имевшихся к тому времени в столице памятников монументального искусства городского значения (свыше 300) не было поставлено на государственный учет и не имело балансодержателя4

В 2002-2007 гг ситуация продолжала ухудшаться Стали по существу «бесхозными» еще 28 скульптурно-архитектурных памятников, сооруженных по распорядительным документам Правительства Москвы Среди них памятники Булату Окуджаве, Александру II, Алишеру Навои, В И Сурикову, А И Хачатуряну, Ш де Голлю и др

Ситуацию удалось выправить только к концу 2007 г, когда Депаргамен-

1 ГАРФ Ф 501-А Оп 3 Д 1763 Л 1-25

2ГАРФ Д 1686 Л 132-133, Д 1687 Л 23, 92, 95, Д 1816 Л 141-142

3 РГАЛИ Ф 3192 Оп 23 Д 817 Л 32-33

4ЦАШ Ф 147 Оп 2 Д 12 Л 130

5 Текущий архив Комитета по культуре г Москвы Дело «Об итогах работа учреждений и организаций культуры в 2007 г » Л 15-17

16

ту культуры г Москвы было предписано предусматривать постановку вновь сооружаемых городских скульптурно-архитектурных памятников на баланс и эксплуатацию в ГУЛ «Гормост» с последующей регистрацией права собственности города Москвы в Департаменте имущества г Москвы1

В исследуемый период в деятельности государственных и общественных структур значительное место уделялось проведению комплекса научных работ, связанных с реставрацией московских памятников Наглядными примерами высококачественной работы явились в 1996 г - реставрация памятника ПИ Чайковскому на Большой Никитской, в 1997 г - МВ. Ломоносову на Моховой, в 1998 г - памятника-часовни «Гренадерам, павшим под Плевной», в 1999 г - А С Пушкину на Тверском бульваре, А М. Горькому и А.В Вишневскому, в 2000 г - М. Сервантесу, К.Э Циолковскому, СП Королеву, МВ Келдышу, в 2001 г - МИ Кутузову на Кутузовском проспекте и др2

Начиная с 2003 г столичное правительство стало предусматривать в бюджете города отдельную статью учета и реставрации памятников монументальной скульптуры и планомерно ее выполняло, несмотря на то, что объемы ассигнований, выделяемых на эти нужды, сокращались3 Так, за 2004-2007 гг были проведены реставрационные и профилактические работы на 114 московских монументах4

В конце 2007 г началась спланированная Москомнаследием реставрация еще 75 памятников монументального искусства5 Свидетельством отхода от порочной практики первых постсоветских лет следует признать принятое решение о реставрации памятников К Марксу на Охотном ряду и В И. Ленину на Октябрьской площади

Определенное место в диссертации уделено решению вопросов противодействия противоправным актам в отношении произведений монументальной скульптуры Так, автор подчеркивает, что разрешений на демонтаж в 1991-1992 гг. памятников Ф Э Дзержинскому, Я М Свердлову, М И Калинину, другим деятелям советской эпохи ни в открытой печати, ни в архивах

1 Распоряжение Правительства Москвы от 27 12 2007 г № 2955-РП «О передаче на баланс произведений монументального искусства, сооруженных по распорядительным документам Правительства Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы 2008 №6

5РГАЛИ Ф 3192 Оп 10 Д 79 Л 6.ЦАГМ Ф 3215 Оп 1 Д 1309,2011,2378, Распоряжение Мэра Москвы от 15 08 2002 г № 466-РМ «Об итогах конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов исто-рико-градостроигельной среды г Москвы, завершенные в 2001 году» // Вестник Мэра и Правительства Москвы 2002 №37 Сентябрь

3 В 2003 г - 65,0 млн руб, в 2004 г - 57,0 млн руб, в 2005 г - 45,49 млн руб // ЦАГМ Ф 147 Оп2 Д 12 Л 121

4 Московская перспектива 2008 4 сентября. №92

5 Чернов Д Московские памятники почистят и исследуют // Новые известия 2007 26 окт

она не обнаружила Более того, как свидетельствуют архивные документы, эти акты вандализма вызывали резко отрицательную реакцию со стороны общественности, особенно ветеранских организаций1 В этой связи диссертант подчеркивает, что такие действия несовместимы с уважением к истории нашей Родины и недопустимы в правовом государстве

После этих событий попытки вандализма в отношении памятников, особенно во второй половине 90-х гг прошлого столетия, участились2

Так, 6 августа 1997 г не установленными лицами памятнику Дж Неру на площади его имени были нанесены значительные повреждения и утраты Стоимость восстановительных работ в ценах 1997 г составила 148 135 750 руб3 Эти денежные средства были выделены из бюджета Москвы

Далее автор анализирует способы борьбы с разрушением памятников в столице, примененные в исследуемый период установка вблизи монументов камер видеонаблюдения, усиление его освещения в ночное время, установка ограждения вокруг памятника, поста охраны и др4

Одним из способов сохранения памятников явилось его страхование. Первый городской памятник, застрахованный в 2008 г по инициативе Префектуры Юго-Восточного административного округа от действия вандалов и всевозможных природных катаклизмов, стал памятник студенческим приметам, расположенный в парке 850-летия Москвы в Марьино При этом стоимость его страховой оценки составила примерно один миллион рублей5

Вместе с тем в диссертации отмечается, что вся работа по борьбе с вандализмом находится в начальной стадии, ее отработанной системы пока не создано

В диссертации выявлены особенности использования произведений мемориальной скульптуры Москвы в патриотическом воспитании российских граждан, особенно молодежи Подчеркивается, что пути решения поставленных проблем находились непросто В 90-е годы прошлого столетия, в этой работе было немало недостатков и просчетов Так, в ЦАГМ автору удалось обнаружить показательный в этом отношении документ - Протокол № 20 от 25 сентября 1996 г заседания Коллегии Российского государственного морского историко-культурного центра (Морского центра), созданного в соответствии с Указом Президента России от 26 июня 1992 г № 710 «О подготовке и проведении 300-летия Российского Флота»6

1 ГАРФ ФР-9541 Оп 1 Д 24 Л 18

2РГАЛИ Ф 3192 Оп 23 Д 706 Л 2, 7

3 ЦАГМ Ф 147 Оп 2 Д 1 Л 52

4 За Шолоховым будет наблюдать скрытая камера // Вечерняя Москва 2008 18 июля, Загороднова Д Обидеть памятник может каждый // Моек комсомолец 2008 11 авг

5 Российская газета. 2008 30 июня

6 ЦАГМ Ф147 Оп 2 Д 1 Л 1-2

Из протокола следовало, что при осуществлении проекта памятника «300 лет Российского Флота» планировалось создание рядом с ним, на стрелке Москвы-реки, специального искусственного острова, на котором должен был разместиться морской исторический центр по патриотическому воспитанию молодежи1 К сожалению, эта благородная и весьма важная идея своего конкретного воплощения до сих пор не получила

В последующем с принятием и выполнением государственных и городских целевых программ патриотического воспитания2 в столице в основном сложилась система патриотического воспитания, а деятельность соответствующих структур по решению проблем патриотического воспитания, в том числе и с использованием монументальной скульптуры города, стала определяющей

К основным направлениям деятельности государственных и общественных структур в данной области в диссертации отнесены следующие

- усиление взаимодействия государственных структур и общественных организаций, и координация их действий, направленных на формирование патриотических чувств и гражданского самосознания на основе почитания святынь и ценностей Российского государства, запечатленных в памятниках Москвы,

- активное привлечение внимания авторов произведений к патриотической проблематике, моральное и материальное стимулирование их деятельности в этом направлении,

- всемерная поддержка общественных движений, шефствующих над памятниками и обелисками, проведение различных патриотических акций у мемориалов воинской славы

Центральное место в данной работе в исследуемый период принадлежало Департаменту образования г Москвы3, который сосредоточил свое внимание на двух основных аспектах патриотическом воспитании учащихся на материалах социогуманитарных дисциплин, проведении мероприятий пат-

1 ЦАГМ Ф 147 Оп 2 Д 1 Л 146-162

2 Постановление Правительства Москвы от 26 03 2002 г № 228-ПП «О программе «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2002-2004 годы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы 2002 Апр, Постановление Правительства Москвы от 12 12 2006 г № 956-ПП «О Комплексной целевой среднесрочной программе «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 гг » // Там же 2007 №4

3 Об этом свидетельствуют, например, объемы финансирования Департамента образования на выполнение соответствующих проектов Так, на осуществление среднецелевой программы «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 20072009 гг » Департаменту было выделено 147 145 тыс руб , или 43,7% от общего объема финансирования семи Департаментов и Комитетов, участвующих в данной Программе (Постановление Правительства Москвы от 12 12 2006 г № 956-ПП «О Комплексной целевой среднесрочной программе «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 гг »// Вестаик Мэра и Правительства Москвы 2007 №4)

19

риотической направленности у памятных мест города1

Заметный вклад в это дело внесли ветеранские общественные организации Например, в Московском комитете ветеранов в изучаемый период были созданы и эффективно работают в настоящее время двенадцать общественных комиссий, среди которых особенно активно, по мнению автора действовала Комиссия по увековечению памяти защитников Отечества во главе с генерал-майором в отставке кандидатом военных наук А Г Кубаре-вым2

Исследование проблемы позволяет определить и сформулировать основные уроки, вытекающие из ее изучения, учет которых, по мнению автора будет иметь позитивное значение как для дальнейшего развития исторической науки, так и для совершенствования всего процесса установки, сохранения и использования памятников Москвы

Урок первый Важным условием успешного развития монументального искусства является гармоничное сочетание новаторства и опоры на прогрессивные традиции национальной и мировой культуры Необходимо, чтобы усилиями государственных и общественных структур историко-художест-венные традиции создания, сохранения и использования московских памятников обогащались и находились в постоянном творческом развитии

Урок второй Для того, чтобы в современных условиях успешно решать практические задачи, стоящие перед монументальной скульптурой, необходима разработка более совершенного нормативно-правового и организационного механизма, обеспечивающего повышение идейно-художественного уровня монументов и связанных с ними архитектурных ансамблей

Урок третий Историческая практика показала, что эффективность решения фундаментальных задач по созданию уникального историко-худо-жественного облика столицы нашей Родины напрямую зависит от уровня и эффективности взаимодействия всех федеральных и городских структур, общественных организаций В этой связи необходимо добиваться системности, непрерывности и целеустремленности в их повседневной деятельности

Урок четвертый Накопленный исторический опыт последних десятилетий подтверждает идею о том что, позитивное воспитательное воздействие произведений монументального искусства необычайно многообразно и заключается в том, что они передают из поколения в поколение знания о минувшей эпохе, пробуждают благородные чувства, оставляют глубокий след в сознании граждан, особенно молодежи

1 ЦАГМ Ф 528 On 1 Д 4720 JI 1-7, Текущий архив Департамента образования г Москвы Протоколы Коллегии Департамента Протокол № 4/1 от 15 05 2008 г «Развитие системы воспитания в образовательных учреждениях г Москвы»

2 Текуйщй архив Московского комитета ветеранов войны Дело «Материалы Комиссии по увековечению памяти защитников Отечества» (2007-2008 гг ) JI 72-77, 126-139

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Реализуя выводы и рекомендации диссертационного исследования, можно осуществить

- дальнейшую разработку нормативно-правовой базы для совершенствования процесса создания, сохранения и использования произведений монументально-декоративной скульптуры,

- создание перспективных федеральных и городских комплексных программ патриотического воспитания,

- подготовку и издание обобщающих трудов, монографий, энциклопедий и справочников, посвященных истории московских памятников,

- организацию курсов отечественной, военной истории, истории культуры и искусства, культурологии, музееведения, политической географии, теории и практики государственного и муниципального управления, моск-воведения и краеведения

Научно-практическая значимость исследования заключается в том что изложенные в нем аналитический материал, научные выводы, обобщения и практические рекомендации могут оказать позитивное влияние как на освещение различных аспектов истории создания памятников в Москве, так и на процесс совершенствования скульптурного облика столицы в дальнейшем Сформулированные в диссертации положения будут способствовать более глубокому пониманию общественно-политических и культурных процессов, протекавших в постсоветский период отечественной истории

Немаловажное значение, по мнению автора, могут иметь приведенные в диссертации примеры критического анализа «технологии» деятельности государственных и общественных структур по установке, сохранению и использованию памятников столицы Наиболее характерные из них могут оказать позитивное влияние на весь процесс разработки оптимальных подходов к эффективному решению данной проблемы

Основные научно-практические рекомендации сводятся к следующему.

Во-первых, для достижения поставленных целей необходимо повышение уровня законотворческой работы, усиление роли законодательного органа г Москвы - Московской городской Думы Для упорядочения процесса создания памятников, недопущения включения «административного ресурса» следует внести изменения в законодательство города, с той целью, чтобы базовым правовым документом, определяющим порядок создания конкретного памятника, являлся не распорядительный документ Правительства Москвы, а постановление Московской городской Думы При формировании бюджета города, требуется учитывать многомиллионные расходы на создание и содержание памятников и поэтому выделять их отдельной строкой в бюджете.

Во-вторых, нужно повышать уровень комплексного организационного и

научно-методического взаимодействия федеральных, городских структур, общественных организаций С учетом накопленного опыта работы требует кардинального улучшения взаимодействие Росохранкультуры и Моском-наследия Необходимы также создание и координация совместных проектов, например «Культура России - Культура Москвы», увязывающих в единое целое в столице федеральную и городскую долгосрочные программы

К сожалению, в городе отсутствует практика проведения международных, общероссийских и городских научно-практических конференций по актуальным проблемам формирования современного художественного облика Москвы, хотя существует настоятельная потребность в них

Поскольку в столице действовало в исследуемый период и действует в настоящее время множество советов, недостаточно ориентированных на совместную работу. Художественно-экспертный совет по монументальному искусству при Министерстве культуры России, Общественный совет при Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города, Художественно-экспертный совет по монументальному и декоративно-прикладному искусству при Департаменте культуры г Москвы и другие, - автор считает возможным создание в Москве Объединенного совета для решения всего обозначенного в исследовании комплекса проблем

В-третьих, проведенное исследование свидетельствует об отсутствии до настоящего времени полной и объективной истории московских памятников Поэтому представляется целесообразным подготовить обобщающую коллективную монографию по данной проблематике с привлечением широкого круга специалистов историков, искусствоведов, москвоведов - на основе современной методологии истории, культурологии и искусствознания Требуют своего решения более локальные, но не менее важные задачи Например, автор считает, что в целях усиления героико-патриотического, просветительского, общеобразовательного аспектов темы необходимо возобновить издававшуюся «Московским рабочим» в 80-90-е гг прошлого века популярную серию «Биография московского памятника» Кроме того, активное развитие современной историографии по изучаемой проблеме настоятельно требует переиздания ставших раритетами научных и научно-популярных изданий, а также издания сборников документов и материалов, посвященных скульптурной летописи Москвы

В четвертых, представляется важным учитывать последние достижения в изучении данной проблематики при организации учебной и методической работы в высших учебных заведениях, как общеисторического, так и специального профиля С учетом результатов настоящего исследования нужна доработка учебных пособий и других научно-методических материалов, предназначенных для профессиональной подготовки будущих историков, искусствоведов, скульпторов и архитекторов

В-пятых, для современных исследователей особое значение приобретает

дальнейшее развитие библиографии московских памятников Наиболее перспективным направлением в этом отношении видится совершенствование научно-справочного аппарата крупнейших российских библиотек и архивохранилищ, составление различных каталогов, создание электронной спра-вочно-информационной базы

В-шестых, автор считает необходимым и возможным продолжить дальнейшую разработку темы в форме научных исследований Приоритетными здесь ввдятся следующие направления зарождение, развитие и отличительные черты организаторского и творческого процесса возведения, сохранения и использования скульптурных памятников в дореволюционной Москве (начало XIX в-1917 г), деятельность партийных органов и органов городского управления по развитию монументальной сферы советской Москвы (1917-1991 гг), изучение и творческое использование передового отечественного и международного опыта в разработке и осуществлении перспективных программ установки, сохранения и учета памятников, изучение исторического процесса установки в Москве мемориальных досок1, которых по подсчетам диссертанта, к 2009 г в городе имелось более 2 ООО и ДР

V, АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

Основные идеи, теоретические и практические положения диссертации апробированы и получили положительную оценку федеральных и городских структур законодательной и исполнительной власти, научной общественности Ряд научно-практических рекомендаций учтен при разработке и внесении поправок в законодательство города по вопросам возведения и сохранения произведений монументально-декоративного искусства, в различные программы по улучшению состояния патриотического воспитания молодежи

Материалы диссертации были использованы при формировании городских целевых комплексных программ «Культура Москвы» на 2002-2004 гг, 2005-2007 гг, 2008-2010 гг

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр истории Военного университета, других учебных заведений С выводами из материалов диссертации автор выступала на совещаниях перед работниками федеральных органов законодательной и исполнительной власти, в том числе Аппарата Мэра и Правительства Москвы Основные положения диссертации легли в основу авторского курса, прочитанного диссертантом в московских вузах, в частности в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и в Московской открытой социальной академии

1 Последнее научно-популярное издание, освещающее эту тему, вышло в свет 26 лет тому назад (Песков О В , Низковская Н П, Ададурова Л И Память, высеченная в камне М, 1983)

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях

1 «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 года»//Военно-исторический журнал 2007 №11 С 39-42

2 Историко-правовые аспекты сохранения памятников истории и культуры в России //Право и образование 2008 №2 С 142-147

3 «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за друга своя» Памятник героям-гренадерам, погибшим под Плевной» // Военно-исторический журнал 2008 № 5 С 2-3

4 Военно-морская монументальная летопись столицы II Морской сборник 2008 №7 С 74-80

5 Использование произведений монументальной скульптуры Москвы в патриотическом воспитании российских граждан // Вестник Военного университета 2008 №4 С 160-166

6 Победа, запечатленная в граните // Военно-исторический журнал 2008 № 11 С 76

7 Памятные места московского северо-востока // Человек Культура Город журнал Департамента культуры города Москвы 2008 Июнь С 16-

8 Приметы времени//Человек Культура Город 2008 Июль С 16-18

9 Памятные места северо-востока Москвы в контексте изучения отечественной и военной истории // Проблемы и спорные вопросы российской истории и истории пограничных органов материалы межведомственной научно-практической конференции М МПИ ФСБ России, 2008 С 17-29

10 Октябрьская революция и культура // Октябрь 1917 г Взгляд из XXI века сб науч статей М: РГСУ, 2008 С 69-76

11 Войны России и монументальная скульптура Москвы М. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, 2009 157 с

12 Войны России в монументальной скульптуре Москвы М Академия народного хозяйства при Правительстве РФ М, 2009 43 с

13 Отражение событий и лиц отечественной истории в памятниках Москвы М Московская открытая социальная академия, 2009 186 с

14 Отражение событий и лиц отечественной истории в памятниках Москвы М Московская открытая социальная академия М, 2009 78 с

Общий объем публикаций составил 25,1 п л

18

/ /

Е Б Полякова

Подписано в печать 13 10 2009 г Заказ 491 Формат 60х84/16 Объем 1,5 п л Тираж 60 экз Типография Военного университета

 

Текст диссертации на тему "Деятельность государственных органов и общественных организаций города Москвы по созданию, сохранению и использованию произведений монументально-декоративного искусства"

61 11-7/490

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ПОЛЯКОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ ПО

СОЗДАНИЮ, СОХРАНЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА (1991 - 2008 гг.)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор В.П. Пляскин

Москва-2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................3

Глава 1. Историко-художественные традиции, правовые и организационные основы деятельности государственных органов и общественных организаций города Москвы по возведению произведений монументально-декоративного искусства.......................................................................................................19

§ 1. Историко-художественные традиции сооружения

московских памятников............................................................19

§ 2. Развитие нормативно-правовой базы и организация

работ по возведению произведений монументальной

скульптуры в городе...................................................................52

Глава 2. Основные направления деятельности городских властей и общественных организаций по созданию, сохранению и использованию произведений

монументально-декоративного искусства.....................................86

§ 1. Результаты организаторской и практической деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию произведений монументально-декоративного искусства...........................86

§ 2. Основные проблемы повышения эффективности государственного управления и контроля в области

сохранения памятников и поиск путей их решения...........................120

§ 3. Роль государственных и общественных структур по использованию произведений монументальной скульптуры Москвы в патриотическом воспитании

российских граждан..................................................................159

Заключение............................................................................190

Список источников и литературы......................................................200

Приложения..............................................................................251

ВВЕДЕНИЕ

Москва, древняя столица России, сегодня стала городом с многомиллионным населением, одним из крупнейших мегаполисов мира. Уникальность и неповторимость городу наряду с храмами, дворцами, усадьбами, жилыми и общественными зданиями придают установленные в разные годы произведения монументально-декоративного искусства.

Наша столица в начале наступившего тысячелетия уже имела свыше тысячи таких объектов, включая архитектурно-скульптурные ансамбли, памятники, монументы, обелиски, стелы, памятные знаки, произведения парковой и садовой скульптуры1. Каждое из них неразрывно связано с теми или иными важными событиями отечественной и мировой истории, посвящено выдающимся деятелям нашего государства, национальным героям, является неотъ емлемой составляющей народной памяти. Через призму монументальной пластики рельефнее и богаче выступает многовековая история нашей Роди-

Т\ м и

ны. В лучших произведениях отечественной скульптуры заложен мощный потенциал патриотического воспитания российских граждан, особенно молодежи.

В создании, сохранении и использовании произведений монументально-декоративного искусства принимали и принимают сегодня самое активное и непосредственное участие органы государственной власти и общественные организации столицы. Однако эта важная сторона их деятельности освещена в исторической науке весьма фрагментарно.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, недостаточной разработанностью проблемы, объективной необходимостью исследования и обобщения опыта деятельности государственных органов и общественных организаций г. Москвы, которым всегда при-

1 Законодательство города Москвы о монументальном искусстве : сб. материалов. - М., 2002.- С. 11.

надлежала и принадлежит в настоящее время ведущая роль в формировании архитектурно-художественного облика столицы, творческом использовании накопленного исторического потенциала в данной области;

во-вторых, комплексным характером исследуемой темы, учитывающим непреходящую важность изучения историей, культурологией, искусствоведением, исторической географией, музееведением и другими смежными науками истории создания, сохранения и использования памятников Москвы;

в-третьих, важностью роли и места скульптурного произведения как материального исторического источника, его богатыми возможностями в деле изучения отечественной истории;

в-четвертых, необходимостью использования позитивного влияния запечатленных в монументальной скульптуре героических событий из истории Российского государства, его выдающихся деятелей на историческую память народа, формирование индивидуального и массового исторического сознания, патриотическое воспитание граждан, важность которых возрастает в условиях преодоления кризисных явлений в современной жизни;

в-пятых, усилением в исследуемый период и в настоящее время дискуссий на тему: «Какие памятники нужны Москве?», необходимостью извлечения исторических уроков, выработки и обоснования научно-практических рекомендаций в данной области.

Степень научной разработанности темы.

Историография рассматриваемой проблемы представляется достаточно ограниченной, к тому же ее анализ, за редким исключением, не проводился1.

Вместе с тем, нельзя не признать, что данное исследование опирается на достаточно обширный круг произведений, созданных в 1991-2009 гг., и внесших определенный положительный вклад в развитие исследуемой темы.

Весь объем рассматриваемой литературы можно разделить на несколько тематических групп.

1 Исключение составляет краткий историографический обзор, представленный во вступительной статье монографии Е.М. Кукиной и Р.Ф. Кожевникова. (Кукина Е. М., Кожевников Р. Ф. Рукотворная память Москвы. - М.,1997. - С. 5-8).

В первую группу целесообразно включить общие работы по отечественной истории, истории Москвы, искусствознанию, в которых отражен процесс создания московских памятников, формирования и сохранения современного художественного облика столицы1.

Здесь необходимо отметить богатую по содержанию и единственную в своем роде монографию Е.М. Кукиной и Р.Ф. Кожевникова «Рукотворная память Москвы», в которой была впервые предпринята попытка провести системный анализ памятников Москвы, проследить на московском материале изменение различных форм увековечения памяти почти за три века - с нал

чала XVIII и до конца XX в.

Эта книга и по сей день является единственным и наиболее полным научным изданием, посвященным памятникам Москвы. К сожалению, работа хронологически ограничена 1997 г. и в последующем продолжена не была. Кроме того, авторы не ставили перед собой цель осветить вопросы, относящиеся к предмету настоящего исследования3.

Заслуживает внимания книга Е.М. Кукиной «В бронзе и камне», посвященная московским памятникам героям Великой Отечественной войны и местам боевой славы. В нем кратко освещена история создания 239 памятников и мемориальных комплексов, расположенных на территории 10 административных округов Москвы. К сожалению, ограниченная тематическими рамками работа не позволила более широко развернуть исследуемую диссертантом тему4.

Единственное издание, посвященное монументам воинской славы России, начиная с XVIII века до наших дней, страдает, по мнению автора, сле-

1 История Москвы с древнейших времен до наших дней : в 3 т.- М., 2000. - Т. 3 ; Александров Ю. История Москвы в памятниках. - М., 2002 ; Бичуков А .А. Скульптура. - М., 2004 ; Звягинцев Н. Д., Карпачевский Л. О. Памятники ученым в культуре Москвы. -М., 2004 ; Ванслов В .В. Образы искусства : очерки. - М., 2006 ; Латур А. Москва 18902000. - М., 2007 ; Кочетова М. Самые замечательные места и памятники Москвы.- М., 2009 и др.

2 Кукина Е. М„ Кожевников Р. Ф. Рукотворная память Москвы. - М.,1997.

3 К сожалению, авторам не удалось избежать неточностей в хронологии установки памятников, что подтверждается архивными документами. (ЦАГМ, ф.147, оп.2, д.1, л. 17).

4 Кукина Е. М. В бронзе и камне. Альбом московских памятников героям Великой Отечественной войны и мест боевой славы. - М., 2001.

дующим недостатком: из 174 описываемых в книге памятников Москва представлена лишь двенадцатью объектами1.

Ко второй группе необходимо отнести работы, рассматривающие патриотическое и военно-патриотическое воспитание молодежи в контексте исследуемой проблемы.

Среди них, в первую очередь, следует отметить научные труды А.П. Волкова . Ученым впервые в современных условиях разработаны новые подходы к проблемам военно-патриотического воспитания, формированию системы подготовки молодежи к защите Родины, включающей в себя и использование богатого потенциала культуры и искусства. Все выдвинутые ученым положения оказались весьма актуальными, послужили активизации исследований в данной области, в том числе и на материалах Москвы.

В этих работах авторы обоснованно считают воспитание молодежи на примерах героического прошлого нашей Родины основой российского патриотизма, высоко оценивают богатые возможности использования монументов воинской славы столицы в деле патриотического воспитания. В своих исследованиях они приводят яркие и поучительные примеры, раскрывающие богатство форм этой работы. Вместе с тем многообразие проблем, поднимаемых исследователями, не позволило им более детально остановиться на

1 Монументы и памятники воинской доблести и славы России. - СПб., 2001.

2 См.: Волков А. П. Подготовка молодежи к защите Родины: проблемы и пути их решения (1985-1991 гг.). - М., 1992 ; Его же. Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины (1961-1991 гг.) : Дис.... д-ра. ист. наук. - М., 1994.

3 Антонова И. Р. Деятельность органов управления, общественных организаций г. Москвы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в 1992-2002 гг. Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2004 ; Юдахин Ю. А. Деятельность органов управления, общественных организаций г. Москвы по оборонно-массовой работе среди молодежи в 1992-2001 гг.: Дис... канд. ист. наук. - М., 2003 ; Новиков А .В. Государственно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Москвы (1992-2004 гг.) : Дис... канд. ист. наук.- М., 2005 ; Давыдов А.Н. Подготовка молодежи по основам военной службы в 1993-2005 гг. (на материалах учреждений начального и среднего профессионального образования г. Москвы) : Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2008 ; Люблин А. 3. Деятельность государственных органов, образовательных учреждений и общественных организаций по формированию у молодежи исторического сознания в 1993 - 2008 гг. (на материалах г. Москвы) : Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2009 и др.

вопросах патриотического воспитания молодежи Москвы с использованием средств культуры и искусства.

Немногочисленную, но достаточно значимую третью группу исследований составляют работы, отражающие искусствоведческий, историко-геогра-фический и музееведческий аспекты изучаемой проблемы \ Из них единственным исследованием, непосредственно связанным с рассматриваемой проблемой, является кандидатская диссертация Е.Е. Касаткиной, посвященная монументальному искусству Москвы 90-х гг. XX в.2

Автор уделила определенное внимание исторической теме в монументальной пластике Москвы, памятникам, созданным к различным юбилейным датам. Вместе с тем диссертация была защищена в 2004 г., что не дает возможности иметь в настоящее время целостное представление о современном скульптурном облике Москвы. Кроме того, Е.Е. Касаткина в силу своей научной специальности не ставила перед собой задачу изучить вопросы, освещаемые в данной работе.

В четвертую группу включены многочисленные работы, носящие публицистически-полемический, дискуссионный характер, поднимающие и освещающие проблему какие памятники нужны Москве, анализирующие несовершенство организационно-правового механизма установки и сохранения памятников, указывающие на бюрократические препоны на этом пути3.

1 Святославский А. В. Памятник в исторической коммуникации (на материале мемориальных сооружений и памятных установлений Москвы второй половины XIX - начала XX в.): дис. ... канд. ист. наук. - М., 1997 ; Сокол К. Г. Российские монументальные памятники конца XVIII-начала XX в. как объекты исторической географии : дис. ... канд. геогр. наук. - М., 2009 и др.

2 Касаткина Е. Е. Монументальная скульптура Москвы постсоветского периода : дис. ... канд. искусствовед. - М., 2004.

3 Климаков Ю. Забытый Опекушин // Встреча. - 1996. - № 5. - С.39-45 ; Файбисович С. Критические заметки о тенденциях в современном монументальном искусстве Москвы // Знамя. - 1998. - № 7. - С. 214 - 217 ; О сооружении памятника Николаю Михайловичу Карамзину в Москве // Моск. журн. - 2001. - № 3. - С. 5 - 7 ; Боде М. Физиология московской скульптуры : Город стойко переносит костно-челюстные операции // Российская газета. -2003. - 3 марта ; Стеновой Б., Рахматуллин Р. «Необязательно украшать подарками городские улицы» // Известия. - 2004. - 13 мая. - С. 11 ; СпивакА. Сколько и каких памятников нужно Москве // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2004. - № 3. - С. 9-12 ; Нужен ли Москве Царь-освободитель? Памятник Александру II открылся, но дискуссия продолжается // Комсомольская правда. - 2005. - 13 июня ; Москвин-Тарханов М. Психология

Среди этих публикаций следует отметить книгу Н.М. Молевой, многие годы являвшейся членом Комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме и повествующей о ее работе. Автор сделала доступными для читателя ряд нормативных документов исполнительной власти города, не публиковавшихся ранее в открытой печати1.

Исходя из проведенного историографического анализа, соискатель пришла к выводу о том, что внимание к данной проблематике было достаточно систематическим и широким. Вместе с тем комплексного исследования до сих пор проведено не было. Недостаточная изученность проблемы, ее актуальность явились главным основанием для проведения настоящего исследования.

Объектом исследования является процесс создания, сохранения и использования монументальной скульптуры Москвы, отражения в ней событий российской истории.

Автор исходит из того, что произведения монументальной пластики в Москве, созданные творческим талантом многих поколений отечественных мастеров, разнообразно и полноценно представляют собой все основные этапы истории России.

Предметом исследования является деятельность органов государственной власти и общественных организаций города Москвы по созданию, сохранению и использованию произведений монументально-декоративного искусства в 1991-2008 гг.2

Вместе с тем автор не ставила своей задачей отобразить все многообразие современного скульптурного облика Москвы. Она исходила из того, что

столичных памятников. Трудности «каменных гостей» в столице // Вечерняя Москва. -2007. - 27 июня ; Колодный Л. Монументы в закоулке и на пустырях // Московский комсомолец. - 2008. - 3 апреля ; Нечаев А. «Рабочего и колхозницу» вернут столице в конце года // Комсомольская правда. - 2009. - 8 июня ; Восемь памятников в Москве подождут окончания кризиса // Вечерняя Москва. - 2009. - 3 июля и др.

1 Молева Н. М. История новой Москвы, или Кому ставим памятник. - М., 2008.

2 Понятие «произведения монументально-декоративного искусства» введено Законом города Москвы от 13 ноября 1998 г. № 30 «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения». (Законодательство города Москвы о монументальном искусстве : сб. материалов, М., 2002. - С. 4-8).

монументально-декоративная скульптура, сосредоточенная в парках и зонах отдыха столицы, скульптурные памятники станций московского метро, станковая скульптура, рельефы и др., вполне могут стать предметом самостоятельных научных исследований.

Научная задача, решаемая в диссертации, заключается в том, чтобы исследовать и обобщить исторический опыт деятельности государственных органов и общественных организаций города Москвы по созданию, сохранению и использованию произведений монументально-декоративного искусства в 1991 - 2008 гг.; выявить цели, задачи, основные направления и результаты этой деятельности; извлечь исторические уроки, сформулировать научно-практические рекомендации, имеющие существенное значение для развития отечественной исторической науки и современной практики патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Хронологические рамки исследования охватывают историю возведения скульптурных памятников в Москве в постсоветский период 1991 -2008 гг.

Определяя начало периода, автор исходила как из нормативных документов федеральных органов государственной власти, законодательно закрепивших переход России на рубеже 1991-1992 гг. на принципиально новые рельсы экономической, политической и культурной жизни, так и связала их с изменениями, произошедшими в столице Росс�