автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Деятельность как интегративный методологический принцип в познании социальных явлений

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Власова, Елена Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Деятельность как интегративный методологический принцип в познании социальных явлений'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Власова, Елена Михайловна

ВВЕДЕНИЕ .3

Глава 1. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».9

1. Деятельность как специфически человеческая активность. 10

2. Целеполагание и целедостижение - сущностные характеристики деятельностного процесса. 23

3. Отношение материального и идеального -необходимое условие осуществления деятельности. 37

4. Деятельность - социальная форма движения материи. 59

Глава 2. КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП В

ПОЗНАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. 76

1. Методологическое значение принципа деятельности в социальном познании. 76

2. Деятельность - системообразующий фактор в познании целостности социальных явлений. 90

3. Деятельность как основополагающий принцип в познании сущности социального процесса. 107

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Власова, Елена Михайловна

Бурное развитие общества в XX веке, связанное с развитием научно-технической революции, которая привела к коренным социально-экономическим преобразованиям общества, поставило перед социальным познанием в целом, и в особенности перед социальной философией сложнейшие задачи, когда наука обнаруживает неизвестные ранее противоречия общественной жизни, сталкивается с противоречиями между явлениями социальной действительности и ее научным объяснением.

Современное общество отличается от предшествовавших этапов своего развития многократным усложнением структуры и внешних связей, тесным переплетением и взаимодействием между собой процессов экономической, политической, социальной, духовной, этической, религиозной жизни общества и индивида. В данных условиях традиционные представления об обществе и его эволюции оказываются неспособными объяснить происходящие события и дать надёжные ориентиры для разрешения назревших противоречий. Ход социального процесса порождает необходимость разработки новой научной парадигмы. В этих условиях неизмеримо возрастает роль именно социально-философских исследований, призванных обосновать новый методологический подход к анализу общества,1 определить качественную специфику социального бытия, бытия человека. Путь к новой парадигме извилист и сложен. «Ее поиск - по словам, Л.И. Абалкина, - требует от учёных высочайшей методологической культуры, способности к обобщающему синтетическому мышлению, осмыслению и критической переработке богатейшего теоретического наследия, накопленного

1 О необходимости новой парадигмы социального знания, связанной с усложнением социального процесса, отечественные философы размышляют со второй половины 90х годов. (См. Абалкин Л.И. Тектология А. Богданова: на тти к новой парадигме. // Вопросы философии. 1995, №8

Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности. // Вопросы философии. 1999, № 7 Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001, №2

Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по п\ти к синтезу макроисторических парадигм. // Вопросы философии. 1999, № 2. и др.) наукой».1 На наш взгляд, наибольшими перспективами в плане разработки новой парадигмы социального знания обладает «деятельностный подход», как метод познания социальных явлений, разработанный отечественными философами и психологами на основе осмысления наследия предшествующих философов.1 Суть подхода заключается в описании, объяснении и проектировании различных явлений, подлежащих философскому рассмотрению с позиций категории деятельности. Этот подход активно разрабатывался и применялся в 60-70е годы. Однако, в конце 80-х годов возникли сомнения в его объяснительных возможностях.

Критика деятельностного подхода была вызвана двумя факторами. Первый - объективный, связан с углублением внимания философов к духовной жизни общества и индивида, с анализом таких форм бытия человека как творчество, общение, мир субъективных переживаний, которые выходят за рамки деятельности, понимаемой как материальный преобразовательный процесс. Примечательно, что понятие деятельности в этот период коррелировало с понятием практики, в процессе которой человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Субъективный фактор критики связан с социально-экономическими изменениями российского общества 90-х годов, когда все, относящееся к идеям марксизма, подлежало негативной критике. В это время «модными» в социально-философских исследованиях становятся идеи русских религиозных философов, а так же субъективно-идеалистические концепции европейской философии. Без сомнения, выводы А.Ильина, Н.Бердяева, С.Франка и других расширили существовавшие в советской философии представления о мире человека. Но

1 См. Абалкин Л.И., указ. соч. с. 9

1 В основу деятельностного подхода, как принципа познания легли первоначально ранние труды К. Маркса и Ф. Энгельса, затем, в 80е годы XX века исследование деятсльностной проблематики расширилось до выводов И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, а в 2001 г., в журнальной статье В.А. Лектор-сюш доказывает, что большинство выводов современных философских учений разделяют «деятель-ностные идеи». (См. Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение.) // Вопросы философии. 2001, № 2 правомерен вопрос о том, являются ли эти выводы альтернативой дея-тельностной концепции человека и общества. Мы полагаем, что они, наряду с классическими субъективистскими концепциями средневековых мыслителей и представителей немецкой классической философии, могут способствовать углубленному понимании как самого понятия деятельности, так и его методологического значения в познании социальных явлений.

На наш взгляд, споры вокруг объяснительных возможностей дея-тельностного подхода в социальном познании во многом связаны с различиями в понимании деятельности как процесса, с ограничением деятельности рамками воздействия субъекта на объект. Признавая широкие возможности деятельностного подхода в познании общества, Э.Г. Юдин ещё в 70-е годы указывал,1 что использование понятия деятельности как принципа исследования связано с интенсивным развитием содержания самого понятия.

Дело в том, что понятие деятельности было воспринято советской философией из ранних работ К. Маркса, акцентировавших ее материалистический характер в противовес деятельностной парадигме человека в немецкой классической философии ( Кант, Фихте, Гегель), которая рассматривала мир человека как автономную деятельность сознания. Понятие деятельности приобрело в советской философии идеологическую окраску и стало символом революционных преобразований XX века, которые рассматривались как форма проявления естественно-исторической необходимости, детерминированной законами общественного развития.

Примечательно, что в этот период понятие деятельности применялось нестрого, часто философский анализ категории деятельность подменялся характеристикой деятельности как эмпирически наблюдаемой реальности. В результате деятельность как особое отношения человека к миру было ограничено материальным преобразовательным процессом. Несмотря на то, что спецификой деятельности признавался См. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1972, с. 302 ее осознанный характер, роль сознания сводилась к тому, что человек вычленяет предмет из окружающего мира в процессе практической деятельности, в результате чего в сознании формируется образ, адекватный отражаемому объекту. Эти образы складываются в цель, определяющую преобразовательную практическую деятельность. Такое понимание деятельности не позволяет определить основание возникновения и постоянного изменения цели, детерминирующей преобразование человеком как социальным субъектом окружающего мира. Цель деятельности как отражени й объективного мира не может являться источником своего же преобразования.

Социальное познание в целом и социальная философия в том числе в 70-80-е годы переживала, по словам В.А. Лекторского, «дея-тельностный бум». 1 В это время в советской философской литературе понятие деятельности применялось прежде всего с точки зрения того, что основополагающим принципом марксистской философии в понимании человеческого бытия, в противоположность всевозможным субъективистским и объективистским концепциям сущности человека в буржуазной философии является принцип деятельности. Наиболее характерным для научных исследований в данный период являлось то, что они рассматривали деятельность с точки зрения анализа отдельных аспектов деятельностного процесса. Так, академик А.Н. Леонтьев опубликовал ряд работ, в которых анализируется структура последовательного протекания деятельностного процесса во времени. В работах Б.Г. Ананьева и М.С. Кагана исследуется проблема классификации различных типов и видов деятельности. Э.С. Маркарян рассматривает общие элементы деятельностного процесса, в связи с чем он подробно останавливается на исследовании внебиологических механизмов и

1 См. Лекторский В. А. Приглашение к дискуссии. И Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990., с. 5

2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, его же. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии, 1972, № 9; его же. Деятельность и сознание. // Вопросы философии. 1972, № 12; его же. Деятельность и личность. // Вопросы философии. 1974, № 4-5.

3 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. и др. средств деятельности, обобщаемых им в понятии «культура».1 В работах Б.Д. Парыгина,2 Б.Ф. Поршнева3 и других отечественных и зарубежных социальных психологов подробно исследуется социально-психологический аспект социальной деятельности. В 70-е годы в социологии сложилась общая теория деятельности ( Г.П. Щедровицкий), согласно которой деятельность определялась как универсальная целостность, значительно более широкая, чем человек. Все указанные авторы исследовали различные аспекты деятельности, исходя из её определения, сформулированного А.П. Огурцовым и Э.Г. Юдиным. Деятельность понимается как «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование»4 Деятельностный процесс сведён к материальной преобразовательной предметной деятельности и ограничивается проекцией субъекта на объект.

В конце 80-х-начале 90-х годов в ходе развития социально-философских исследований была раскрыта ограниченность понимания деятельности как материального преобразовательного процесса, намечены основные пути преодоления указанных недостатков.5Так было обращено внимание на значимость исследования целеполагания в дея-тельностном процессе. С этим связывалась дальнейшая разработка понятия деятельности, но чрезмерная увлеченность современными субъективистскими концепциями социальности, наследием русской религиозной философии ограничило представление о целеполагании рамками

1 Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван. 1969.; его же. Место и роль исследования культуры в современном обществознании. // Вопросы философии. 1970, № 5., и др. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971; его же. Социальная психология как наука. Л., 1967.

3 Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

4 См. Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 150

5 В 1985 г. журнал «Вопросы философии» опубликовал материны «круглого стола» по вопросам деятельности, что говорит о возрождении интереса ученых к проблемам деятельностного подхода. Причём, большинство у частиков высказывалось о необходимости использования понятия деятельности как объясшггельного принципа. (См. Вопросы философии, 1985, № 2-5)

В 1990 была опубликована книга - диспут в cepini «Над, чем работают, о чём спорят философы». В процессе диспута были намечены основные направления развития в понимашш деятельности. (См. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.)

Наконец, в 2001 г. на страницах журнала «Вопросы философии» вновь началась публикация статей, «посвященных оценке результатов исследования, проведенного. в рамках деятелыюстного подхода, а также возможности (или дальнейшей невозможности) дальнейшей работы в этих рамках». (См. Вопросы философии. 2001, №2, с. 56.) гносеологического аспекта. Из поля зрения выпала сущностная сторона этой проблемы.

В основу данной работы положен вывод о необходимости интенсивной разработки философского содержания понятия деятельности. Так, одним из заслуживающих пристального внимания, на наш взгляд, является развитие понимания деятельности в сторону её осмысления как процесса, содержанием которого является единство свободного це-леполагания и целедостижения,1 выведение деятельностного процесса из рамок материального преобразования, выделение в деятельности, помимо материальной, идеальной составляющей как деятельности соз-навания.

В целом, в научной литературе деятельность как субъект-объектное взаимодействие, содержанием которого является единство целеполагания как идеального процесса деятельности сознания и материального как преобразования субъектом объекта не рассматривается. Однако, отдельные аспекты рассмотрения деятельности в направлении, осуществлённом в данном исследовании, так или иначе затрагивались в работах многих авторов. Углубление понимания деятельности вытекает из соединения теории материальной преобразовательной деятельности, разработанной отечественными философами на основе выводов Маркса и теории сознания как информационной деятельности, сформулированной в работах А.Н. Арлычева и Д.И. Дубровского.

1 См. Сагатовский В.II. Категориальный коотекст деятельностного подхода. // Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990, с. 70-82

Швырёв B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории. // Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990, с. 9-20. См. Злобин H.C. Культура и общественный прогресс. М., 1997.

Иванов Л.В. Сознание и мыниепие. М., 1994.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. его же. Культура и общество. М., 1986.

КаганМ.С. Философия культуры. СПб., 1996. его же. К вопросу о понимании культуры. // Философские науки. 1989, № 5 Лекторский В.А. Субъект, объест, познание. М, 1980. его же. Принцип предметной деятельности и марксистская теория познания. // Методологические проблемы исследования деятельности. М., 1976.

Сагатовский В.II. Деятельность как философская категория. // Философские науки, 1978. № 2

Сагатовсюш В.Н. Природа системной деятельности. // Понятие деятельности в философской науке. Томск.

1978. и др.

Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.

Структура диссертации определяется поставленной целью и имеет следующий общий вид. Прежде, чем рассматривать методологическое значение категории деятельности, необходимо определить онтологическое содержание самого понятия. Поэтому первоначально проведён анализ ограниченности определения деятельности как специфически человеческой активности, содержанием которой является материальный преобразовательный процесс. Затем, на базе полученных результатов раскрывается содержание деятельности как единства свободного целеполагания и целедостижения, как непременное единство материального и идеального. В первой части раскрывается содержание свободного целеполагания как деятельности сознания и целедостижения как материального преобразовательного процесса.

Расширение понимания деятельности, выведение деятельностно-го взаимодействия за рамки только материального преобразовательного процесса позволяет по-новому оценить методологическое значение принципа деятельности в социальном познании. Вторая часть диссертации содержит анализ объяснительных возможностей деятельности в познании социальных явлений, рассматриваются конструктивные возможности применения принципа деятельности в системных исследованиях общества, в разработке новой парадигмы социального знания.

10

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Деятельность как интегративный методологический принцип в познании социальных явлений"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, проведенное в процессе написания диссертации, позволяет говорить о расширении границ объяснительных возможностей принципа деятельности в социальном познании на основании углубления философского содержания понятия деятельности как субъектно-объектного взаимодействия, то есть на основании «интенсивного» развития понимания самой деятельности.

Осуществленный в данной работе анализ приводит к следующим выводам:

1. Методологические возможности деятельностного подхода в объяснении социальной жизни определяется содержанием понятия деятельности как особой теоретической конструкции, несущей определенное философское содержание.

2. Анализ понятия деятельности как преобразовательной активности субъекта, воздействующего на объект в контексте концепции сознания как информационной деятельности, неизбежно приводит к расширению понимания содержания деятельности как единства свободного целеполагания и целедостижения, причем свободное целеполагание - это идеальный процесс деятельности сознания, а целедостижение - это материальный преобразовательный процесс. Таким образом, деятельность — это единство материального и идеального процессов.

3. Специфика деятельности как взаимодействия на социальном уровне заключается в «удвоении» процесса. Деятельность -взаимодействие, онтологическим содержанием которого является диалектическое единство материального и идеального, которое протекает как отрицание отрицания, когда целеполагание как создание идеальной модели преобразовательных материальных действий - есть отрицание материального мира в сознании субъекта, а целедостижение, как материальная преобразовательная активность - есть отрицание идеальной модели. Только в деятельности материальное взаимодействие опосредовано идеальным. Именно наличие идеального процесса как конструкции идеальной модели материального преобразования объясняет безграничную вариативность социального процесса.

4. Деятельность как субъект-объектное взаимодействие раскрывает способ существования человека как существа социального, являясь, в философском понимании, социальной формой движения материи. Это означает, что будучи формой движения материи на социальном уровне, понятие деятельности раскрывает качественную специфику социальных систем, определяет их структуру и позволяет определить сущность и направленность социального процесса.

5. Применение принципа деятельности, понимаемой как единство свободного целеполагания и целедостижения, как способа существования индивида в системном исследовании общества позволяет говорить о деятельности как системообразующем факторе в познании социальных систем. Причем, такой подход не означает сведение любого социального явления к деятельности, то есть, деятельностного редукционизма. Деятельность, как особый тип взаимодействия, специфика которого детерминирована субстратом взаимодействия, а именно, свойством социального субъекта оперировать информацией «в чистом виде», определяет качественную специфику социальных систем, которая заключается в диалектическом единстве материального и идеального, объективного и субъективного, индивидуального и коллективного. В этом смысле, любое социальное явление, по своей сути, есть проявление какого-либо аспекта деятельностного взаимодействия.

Это может быть функциональный, структурный, процессуальный аспект.

6. Деятельность как способ существования человека определяет структуру социальной системы и в философском и в конкретно-научном значении. Именно преобразовательный характер активности субъекта в деятельностном взаимодействии с необходимостью приводит к появлению коллективного субъекта. Причем, коллективный субъект деятельностного взаимодействия отличается от коллективных действий на биологическом уровне в том смысле, что социальный субъект по сути является диалектическим единством субъективного и объективного, а точнее, индивидуального и коллективного. В процессе развития деятельностного взаимодействия происходит отчуждение индивидуальных интересов и потребностей. Возникает ситуация, когда мотивом деятельности являются индивидуальные потребности, а условием удовлетворения индивидуальных субъективных потребностей является нормальное функционирование общества как удовлетворения общественных потребностей.

7. Отчуждение индивидуальных потребностей приводит к возникновению новой формы жизни - духовной жизни, которой нет ни на одном другом уровне структурной организации материи, которая, тем самым, определяет качественную специфику формы проявления социальности. Духовная жизнь, как сопереживание, духовная рефлексия субъекта, есть ни что иное как поле оценочной деятельности в идеальном процессе свободного целеполагания. Духовная жизнь - это соотнесение и оценка субъективного и объективного, индивидуального и общественного в сознании субъекта деятельности, в процессе конструкции и анализа идеальной модели материального преобразовательного процесса.

8. Понятие деятельности как социальной формы движения материи позволяет раскрыть сущность социального процесса как диалектику объективного и субъективного, позволяет объяснить многообразие форм и содержания исторического процесса. Деятельность, понимаемая как единство свободного целеполагания и це-ледостижения позволяет преодолеть абсолютизацию как объективного, так и субъективного фактора в объяснении культурно-исторического процесса.

9. Расширение понимания содержания деятельностного взаимодействия за рамки материального преобразовательного процесса, определение онтологического содержания деятельности как отношения идеального и материального, позволяет предположить большие перспективные возможности деятельностного подхода как объяснительного принципа в социальном познании.

 

Список научной литературыВласова, Елена Михайловна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абалкин Л.И. Тектология А. Богданова: на пути к новой парадигме. //Вопросы философии. 1995, № 8, с. 3-8.

2. Августин. Исповедь. М.: Республика, 1992. - 332 с.

3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

4. Агальцев A.M., Макарова Т.П. Человек в системе категорий исторического материализма. //Основания систематизации и классификации категорий исторического материализма. М.: Политиздат, 1981, с.20-23

5. Агудов В.В. Категории «структура» и «элемент». //Философские науки, 1974, № 3, с. 24-28.

6. Агудов В.В., Плесский Б.В. Системный метод исследований и диа-лектико материалистический метод. //Философские науки, 1972, № 3, с. 43-47.

7. Айзикович А.С., Калягин Н.В., Орлов А.А. Всесоюзное координационное совещание по проблемам исторического материализма. //Философские науки, 1981, № 4, с. 43-44.

8. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 343 с.

9. Алексеев П.В. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. -462 с.

10. Ю.Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. М., 1987.

11. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.-с. 392.

12. Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994 -385 с.

13. З.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинграде^ ун-та, 1968,165.

14. Ананьин О.И. Экономическая наука в зеркале методологии. //Вопросы философии, 1999, № 4.

15. Андреев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинграде^ ун - та, 1972 - 160с.

16. Андреев Ю.П. Методологические проблемы анализа структуры общественных отношений. //Социальная диалектика в категориях исторического материализма. Свердловск, 1980, 47-62.

17. Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989.

18. Антонович Г.В. Исторический материализм и социальный детерминизм. //Основания систематизации и классификации категорий исторического материализма. М., 1981.

19. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. //Вопросы философии, 1962, № 7.

20. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск.: Наука Сиб. отд-ние, 1988, - 256 с.

21. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 152 с.

22. Арефьева Г.С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта социальной практики). М.: Политиздат, 1974, - 230 с.

23. Арефьева Г.С. О видах и формах социальной практики. //Философские науки, 1974, № 2.

24. Арефьева Г.С., Вербин А.И. Сущность материалистического понимания истории. //Философские науки, 1978, № 3.

25. Арефьева Г.С. Исторический материализм как наука. //Философские науки, 1982, №4, 6.

26. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. М.: Мысль, 1988, -204 с.

27. Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб.: Наука, 1992,- 146 с.

28. Арлычев А.Н. Объективное и субъективное в общественном процессе. //Вестник ДВО РАН, 1994, № 5-6.

29. Арлычев А.Н. Проблема познания процесса в философии и науке. //Вопросы философии, 1999, № 3, с.85-96.

30. Арлычев А.Н. Качественный аспект мира и его познание. М.: Наука, 2001.-280 с.

31. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.-606 с.

32. Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. Москва - Воронеж, 1996. - 600 с.

33. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля. //Вопросы философии, № 5, с. 52-64.

34. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании. //Вопросы философии, 1973, № 6.

35. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.

36. Афанасьев В.Г. О структуре целостной системы. //Философские науки, 1980, № 3

37. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.

38. Афанасьев В.Г. Актуальные проблемы управления обществом. М.: Знание, 1975. - 61 с.

39. Ахлибининский Б.В. Информация и система. JL: Лениздат, 1969. -211 с.

40. Ахлибининский Б.В. Проблемы прогнозирования и управления научно техническим прогрессом. - Л.: Лениздат, 1974. - 231 с.

41. Ахлибининский Б.В. Принципы детерминации в системных исследованиях. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 135 с.

42. Барг М.А. Учение об общественно экономических формациях и конкретный анализ исторического процесса. //Очерки методологии познания социальных явлений. М., 1970.

43. Барг М.А. О двух уровнях марксистской теории исторического познания. //Вопросы философии, 1983, № 8.

44. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984.-342 с.

45. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе.- М.: Изд-во МГУ, 1977- 180.

46. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1982.-230 с.

47. Барулин B.C. Социальная жизнь общества. //Вопросы методологии.- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 184 с.

48. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 198.-230 с.

49. Батищев Г.С. Общественно-историческая деятельность сущность человека. //Вопросы философии, 1967, № 3.

50. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. //Проблема человека в современной философии. М., 1969.

51. Батищев Г.С. Деятельность и ценности. Критика «деятельностного подхода» к теории интериоризации. Философские проблемы деятельности (материалы «круглого стола»), //Вопросы философии, 1985, №2.

52. Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990, с. 9-21.

53. Батищев Г.С. Деятельностный подход в плену субстанционолизма. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.

54. Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения. //Вопросы философии, 1995, № 3, с. 103-122.

55. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997.-464 с.

56. Бахур В.Т. К вопросу о естественно научном базисе идеального. //Философские науки, 1992, № 3, с. 73-74.

57. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности.: Избранные труды. М.: Моск. психол. - соц. ин-т: Флинта, 1999. - 312 с.

58. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX начала XX в.: Судьба России. - М.: ЗАО «Свары и К», 1997. -541с.

59. Бердяев Н.А. Самопознание.: Сочинения. М.: Лениздат, 1991. -395с.

60. Бердяев Н.А. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990. 175 с.

61. Бердяев Н.А. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Филос. о-во СССР, 1990. - 240 с.

62. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Минск: Экономпресс, 2000.-301 с.

63. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем. Системные исследования. Ежегодник. М., 1973.

64. Библер B.C. Культура. Диалог культур. //Вопросы философии, 1989, №6.

65. Блауберг И.В. Проблемы целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 448 с.

66. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Философские проблемы: исследование систем и структур. //Вопросы философии, 1970, № 5.

67. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Системный подход в социальном познании. //Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972.

68. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 270 с.

69. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука в 2х кн. М.: Экономика, 1989, кн. 1. 303 е., кн. 2. - 350 с.

70. Богданов А.А. Новый мир. //А.А. Богданов. Вопросы социализма. -М.: Издательство политической литературы, 1990. с. 28 89.

71. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики. // Вопросы философии, 2000, № 4, с. 112 129.

72. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990 с. 131-139.

73. Брушлинский А.В. Главное это взаимодействие человека с миром. //Деятельность: теории, методология, проблема. М., 1990.

74. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва Воронеж, 1996 - 150 с.

75. Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука. //Вопросы философии, 2001, № 2.

76. Бугреев А.А. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. М.: Мысль, 1982. - 199 с.

77. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.

78. Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания. Киев: «Наук, думка», 1976. - 216 с.

79. Булатов М.А. Диалектика и культура. Киев: «Наук, думка», 1984. -216 с.

80. Буржуазная социология на исходе XX в. (критика новейших тенденций). М.: Наука, 1986. - 278с.

81. Буржуазная философская антропология. -М.: Наука, 1986. 294 с.

82. Бутенко А.П. Виновен ли Карл Маркс в «казарменном социализме»? //Философские науки, 1989, № 4 с. 49-51.

83. Вазюлин В.А. Логика «Капитала» К. Маркса. М., 1968.

84. Вазюлин В.А. Диалектика исторического процесса и методология его исследования. М.: Знание, 1978. - 64 с.

85. Вазюлин В.А. Логика истории: Вопросы теории и методологии. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 327 с.

86. Вебер М. Политика как призвание и профессия. //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

87. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

88. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. - 367 с.

89. Вербин А.И. Келле В.Ж. Базис и надстройка и механизмы деятельности людей. //Философские науки, 1979, № 1.

90. Вербин А.И. Соотношение общественных отношений и деятельности людей. Проблемы начала и исходной категории исторического материализма. М.: Политиздат, 1981.

91. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.-519 с.

92. Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. М.: Мысль, 1972.-279 с.

93. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека: Социально-философские исследования. М.: Мысль, 1988. - 188 с.

94. Воронович Б.А., Плетников Ю.К. Категории деятельности в историческом материализме. М.: Знание, 1975. - 64 с.

95. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. - 500 с.

96. Выготский Л.С. т.2. Проблемы общей психологии 1982. - 504 с. т.З Проблемы развития психики - 1983. - 367 с. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1982-1984.

97. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

98. Гак Г.М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М.: Мысль, 1967.- 166 с.

99. Гегель. Энциклопедия философской науки. В З.т. М.: Мысль, 1974-1977.

100. Гегель. Философия истории. СПб, 1993.

101. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

102. Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск: Красноярск, гос. пед. ин-т, 1971. - 436 с.

103. Генисаретский О.И. Щедровицкий Г.П. Деятельность проектирования и социальная система. Техническая эстетика Труды ВНИИПЭ. М„ 1990, вып. 61.

104. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития, их характер и использование. М.: Политиздат, 1979,- 303 с.

105. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-495 с.

106. Гончарук С.И. Законы развития и функционирования общества. -М.: Высшая школа, 1977. 144 с.

107. Гончарук С.И. Локомотивы истории. Социальная революция как закон развития общества. М.: Политиздат, 1985. - 128 с.

108. Грехнев B.C. К вопросу о специфике социально философского исследования. //Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1982, № 5.

109. Громыко Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследования. //Вопросы философии, 2001, № 2.

110. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-495 с.

111. Гуревич А.Я. Об исторической закономерности. //Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

112. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.-406 с.

113. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.-480 с.

114. Давыдов В.В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма. //Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.

115. Диалектическое противоречие (Над чем работают, о чем спорят философы). М.: Политиздат, 1979 - 366с.

116. Диалектика общественного развития. JI.: Изд-во ЛГУ, 1988. -260 с.

117. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций. //Вопросы философии, 1991, № 3.

118. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во Моск. унта, 1977.-240 с.

119. Демин М.В. Методологические проблемы анализа человеческого общения. //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1979, № 4.

120. Демин М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984. -168 с.

121. Демичев В.А. Общество как открытая саморегулирующаяся органическая целостность исходная абстракция исторического материализма. //Методологические проблемы исторического материализма. М., 1981.

122. Дмитриева М.С. О понятии «субъективный фактор». //Философские науки, 1982, № 5.

123. Добронравова И.С. Синергетика. Становление нелинейного мышления. Киев: Лыбедь, 1990. - 147 с.

124. Дубровский Д.И. О природе социального. //Вопросы философии, 1971, №4.

125. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980.-286 с.

126. Дубровский Д.И. Категория идеального в системе марксистского философского знания. //Философские науки, 1982, № 5; 1983, № 1.

127. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. - 228 с.

128. Дубровский Д.И. Категория индивидуального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания. //Вопросы философии, 1988, № 1.

129. Духовное производство. М.: Наука, 1981. - 352 с.

130. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997.

131. Жданов Г.Б. Информация и сознание. //Вопросы философии, 2000, № 11.-с. 97-104.

132. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. - 221 с.

133. Зинченко В.П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии. Природа, 1986, № 2.

134. Зинченко В.П. Системный подход к психологии. //Психологический журнал, 1991, № 4.

135. Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности («воспоминания о будущем»), //Вопросы философии, 2001, № 2.

136. Злобин Н.С. Деятельность труд - культура. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990, с. 111-129.

137. Злобин Н.С. Терминологическая разногласица и (или) концептуальные расхождения. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М„ 1990, с. 216-231.

138. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980.-303 с.

139. Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997.-288 с.

140. Идеалистическая диалектика в XX столетии. М.: Политиздат, 1987.-332 с.

141. Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

142. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание искусство. -Киев: «Наук, думка», 1977. - 251 с.

143. Ильенков Э.В. Проблема идеального. //Вопросы философии, 1979, № 7.

144. Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма.- М.: Политиздат, 1980. 175 с.

145. Ильенков Э.В. Идеальное. //Философская энциклопедия, т.2, М., 1962, с. 221-222.

146. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984. -320 с.

147. Ильенков Э.В. Диалектика идеального. //Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984. - 349 с.

148. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -462 с.

149. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Республика, 1993.- 430 с.

150. Ильичев Л.Ф. Исторический материализм: проблемы методологии. М.: Наука, 1983. - 255 с.

151. Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. - 320 с.

152. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное, под ред. Плетникова Ю.К. М.: Наука, 1981.

153. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени, под ред. Плетникова Ю.К. М.: Наука, 1983.

154. Исторический процесс: диалектика современной эпохи, под ред. Плетникова Ю.К. М.: Мысль, 1988.

155. Исторический материализм как социально-философская теория. -М.: Высшая школа, 1982. 364 с.

156. Каган М.С. О системном подходе к системному подходу. //Философские науки, 1973, № 6, с. 34-39.

157. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

158. Каган М.С. Общение как философская проблема. //Философские науки, 1975, № 5.

159. Каган М.С. Еще раз о философском анализе человеческой деятельности. //Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1980, № 3.

160. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры. //Философские науки, 1989, № 5.

161. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ. 1991.-383 с.

162. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. - 312 с.

163. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 315 с.

164. Каган М.С. Философская теория ценности. //Философские науки, 1989, № 5, с. 78-80.

165. Каменский З.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса. //Вопросы философии, 1995. № 2, с. 61-67.

166. Кантор К.М. Немецкая идеология Маркса Энгельса и русский марксизм. //Вопросы философии, 1995, № 12, с. 88-92.

167. Карсавин JI. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993.

168. Касавин И.Т. Деятельность и рациональность. //Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.

169. Касавин И.Т. Определять деятельность в контексте исследовательской задачи. //Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.

170. Категории исторического материализма. М.: Мысль, 1980. - 351 с.

171. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.

172. Кассирер Э. Избранное: опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. -654 с.

173. Категории социальной диалектика. Минск: БГУ, 1978. - 199 с.

174. Кедров Б.М. О методе изложения диалектики от абстрактного к конкретному. //Вопросы философии, 1978, № 2.

175. Кедров Б.М. Метод логического построения науки (сочетание принципа системности с принципом развития). //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1983. М., 1985.

176. Келле В.Ж. Об уровнях социологической теории. //О структуре марксистской социологической теории. М., 1970.

177. Келле В.Ж. Соотношение детерминизма и системности в методологии социального познания. //Вопросы философии, 1983, №6.

178. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной культуры. М.: Наука, 1988,- 198 с.

179. Келле В.Ж., Кольвазон М.Я. Важнейшие аспекты методологии социально-философского исследования. //Вопросы философии,1980, №7.

180. Келле В.Ж., Кольвазон М.Я. Теория и история. М.: Политиздат,1981.-288 с.

181. Кемеров В.Е. Концепция социальной реальности. //Вопросы философии, 1999, № 7. с.3-14.

182. Кольвазон М.Я. Философский анализ человеческой деятельности. //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1978, № 2.

183. Китаев П.М. К вопросу о теоретических предпосылках рассмотрения конкретного человека. //Философские науки, 2000, №3.

184. Коган J1.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. -252 с.

185. Коган JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 283 с.

186. Коган JI.H. Духовное воспроизводство: методологические и социологические проблемы. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1986. - 165 с.

187. Ковалев A.M. Общество и законы его развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 416 с.

188. Козлова О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура. //Социально-гуманитарные знания, 2001, № 2.

189. Костюк К.Н. Понятие политического в исторической мысли и современной науке. //Социально-гуманитарные знания, 1999, № 3.

190. Краснов В.М. К понятию общества как социальной системы. //Философские науки, 1977, № 2.

191. Кребер Г. Философские категории в свете теории систем. //Философские науки, 1967, № 3.

192. Кремянский В.И. К анализу понятий системы и структуры. //Философские науки, 1975. № 5.

193. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И. Канта. //Вопросы философии, 1998, № 10.

194. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Развитие деятельности и ее самодетерминация. //Вопросы философии, 2001, № 3.

195. Кузнецова Н.И., Шрейдер Ю.А. Российская философия второй половины XX века в лицах. //Вопросы философии, 1999, № 2.

196. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М.: Мысль, 1988.-202 с.

197. Кутырев В.А. Осторожно, творчество. //Вопросы философии, 1994, № 7-8.

198. Кузьмин В.П. Системное качество. //Вопросы философии, 1973, № 9-10.

199. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1999.

200. Лашина М.В. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. //Философские науки, 1979, № 4.

201. Лазарев B.C. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления. //Вопросы философии. 2001, №3.

202. Левичева В.Ф., Щербина В.Ф. Материальное и идеальное в общественном производстве. Л., 1984.

203. Лекторский В.А. Принцип предметной деятельности и марксистская теория познания. //Методологические проблемы исследования деятельности. М., 1976.

204. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -359 с.

205. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение. //Вопросы философии, 2001, № 2.

206. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во политической литературы, 1975.

207. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное собрание сочинений, т. 18.

208. Лившиц М. Об идеальном и реальном. //Вопросы философии, 1984, № 10.

209. Ломов Б.Ф. общение как проблема общей психологии. //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во политич. литературы, 1975 - 1.

210. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., 1981.

211. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах К. Маркса. //Вопросы философии, 1968, № 6.

212. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре. //Философские науки, 1989, № 1.

213. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. //Квинтэссенция. Философский альманах 1991г. М.: Изд-во политической литературы, 1992. - с. 120-157.

214. Маргулис А.В. Категория деятельности человека. //Философские науки, 1975, № 2.

215. Маргулис А.В. К характеристике методологических аспектов общесоциологической теории. //Вопросы философии, 1981, № 12.

216. Маркарян Э.С. Об основных принципах сравнительного изучения истории. //Вопросы истории, 1960, № 7.

217. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. -М.: Знание. 1972.-62 с.

218. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-284 с.

219. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956.

220. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.З.

221. Маркс К. Нищета философии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4.

222. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857 1858 годов). - К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12.

223. Маркс К. Капитал, т.1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23.

224. Маркс К. Письмо к Аненкову П.В., 28 декабря, 1846 г. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 27.

225. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2.

226. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3.

227. Марксистско-ленинская философия как система. JL: Изд-во ленинградского ун-та, 1982.

228. Марков Ю.Г. Функциональный подход в системном научном познании. Новосибирск, 1982.

229. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

230. Материалистическая диалектика в 5-ти томах, т.4. Диалектика общественного развития. М.: Мысль, 1984.

231. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

232. Михайлов Ф.Т. Предметная деятельность. чья? //Вопросы философии, 2001, № 3.

233. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. //Вопросы философии. 1995, № i.e. 3-31.

234. Момджян К.Х. Концептуальная природа исторического материализма. М., 1982.

235. Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

236. Налетов И.В. Конкретность философского знания. М.: Мысль, 1986.

237. Нарский И.С. Практика как категория диалектического и исторического материализма. //Философские науки. 1980, № 1.

238. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

239. Никифоров A.JI. Деятельность, поведение, творчество. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.

240. Никифоров А.Л. Общее и индивидуальное в деятельности. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.

241. Николов Л. Структуры человеческой деятельности. М., 1984.

242. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1987.

243. Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах. //Вопросы философии, 1995, № 5.

244. Огородников В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. М., 1985.

245. Огурцов А.П. От принципа к парадигме деятельности. Эргономика. Методологические проблемы исследования деятельности. М.: Труда ВНИИТЭ, 1976. - с. 210-215.

246. Огурцов А.П. Тектология А. Богданова и идея коэволюции. //Вопросы философии, 1995, № 8, с.31-37.

247. Ойзерман Т.И. К характеристике философии Шеллинга: принцип тождества необходимости и свободы. //Вопросы философии. 1998, №2, с. 108-136.

248. Ойзерман Т.И. «»Наукоучение» волюнтаристическая метафизика свободы и ее отрицание. //Вопросы философии, 1998, № 8, с. 120133.

249. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы. //Вопросы философии, 2001, № 2.

250. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. СПб.: Але-тея, 1999.-448 с.

251. Оезер Э. Мозг, язык и мир. //Вопросы философии, 1998, № 5, с. 80-85.

252. Панарин А.С. Смысл истории. //Вопросы философии, 1999, № 9, с. 321.

253. Паитэм X. Философия сознания: Избранные философские произведения. М.: Дом интеллектуальной книги. 1999. - 235 с.

254. Парсонс Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. -220 с.

255. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

256. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1971. - 247 с.

257. Плетников Ю.К. Базис и надстройка и механизмы сознательной деятельности людей. //Философские науки, 1979, № 1.

258. Плетников Ю.К. О категории общественного бытия. //Философские науки, 1979, № 3.

259. Плетников Ю.К. Проблемы дальнейшей разработки теоретической системы исторического материализма. //Философские науки, 1981, №4.

260. Плетников Ю.К. Общественная структура: проблемы и перспективы развития. //Философские науки, 1982, № 2.

261. Плетников Ю.К., Шевченко В.И. Исследования в области исторического материализма. //Вопросы философии, 1981, № 1.

262. Политэкономия, под ред. Румянцева т. 1. М.: Политиздат, 1976.

263. Пригожин И., Стенгарс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.:

264. Проблемы законов и закономерностей в обществознании. под ред. Караваева Г.Г. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. - 99 с.

265. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: 1982 - 303 с.

266. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок. //Вопросы философии, 1992. № 5.

267. Розенталь М.М. Диалектика «Капитала» К. Маркса. М.: Мысль, 1967.-592 с.

268. Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм. //Вопросы философии, 1999, № 2, с.З-22.

269. Рокмор Т. Об открытии Маркса после марксизма. //Вопросы философии, 2000, № 4, с. 28-36.

270. Романов Ю.И. О категориальном статусе идеального. //Философские науки, 1992, № 3, с. 141-147.

271. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ: Религия и вера. М.: Искусство, 1996. - 270 с.

272. Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический анализ. -М.: Мысль, 1978.-237 с.

273. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества. //Вопросы философии, 1995, № 8, с. 63-72.

274. Рузавин Г.И. Революционная эпистемология и самоорганизация. //Вопросы философии, 1999, № 11, с. 90-101.

275. Садовский В.Н. Основание общей теории систем. М.,1974.

276. Сагатовский В.Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода. //Философские науки, 1976, № 3.

277. Сагатовский В.Н. Деятельность как философская категория. //Философские науки, 1978, № 2.

278. Сагатовский В.Н. Природа системной деятельности. //Понятие деятельности в философской науке. Томск, 1978.

279. Сагатовский В.Н. Общественные отношения и деятельность. //Вопросы философии, 1981. № 2.

280. Сагатовский В.Н. Категориальный подтекст деятельностного подхода. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. - с. 70-83.

281. Сагатовский В.Н. Деятельность: монизм любой ценой или полифония? //там же, с. 195-206.

282. Самарская Е.А. Понятие практики у К. Маркса и современные дискуссии. М.: 1977.

283. Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры. М.,1962.

284. Свидерский В.И. О диалектике отношений. J1., 1983.

285. Свидерский В.И., Друянов JI.H. Движение. //Философская энциклопедия, т.1. М.: Советская энциклопедия, 1960. - 436.

286. Свидерский В.И., Зобов Р.А. Отношение как категория материалистической диалектики. //Вопросы философии, 1979, № 1.

287. Семенов Ю.И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки. //Вопросы истории, 1966, № 8, с.21-28.

288. Семёнов Ю.И. О системе категорий исторического материализма. //Проблемы начала и исходной категории в теории исторического материализма. (Препринты докладов Всесоюзного совещания по проблемам исторического материализма в Москве.) М.: 1981.

289. Сирота A.M. Неомарксизм: попытка реформации. //Вопросы философии. 1998. № 8, с. 104-119.

290. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различиях онтологического и гносеологического статуса деятельности. //Вопросы философии, 2001. № 3, с. 48-57.

291. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1998. - 688с.

292. Современная американская социология. М.: Изд-во МГУ, 1994.

293. Сознание как категория материалистической диалектики, под ред. Иванова В.Г., Лапицкого В.В. Л.: 1989.

294. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

295. Спасибенко С.Г. Целостность человека как принцип структурирования его качеств. //Социально-гуманитарные знания, 2001, № 2, с. 91-105.

296. Спиноза Б. Избранные произведения, т.1. -М.: 1957.

297. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1972.

298. Степанян Э.Х. Общественные отношения, сознание, деятельность. //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1976, № 6.

299. Степин B.C. Культура. //Вопросы философии, 1999, № 8. с.61-71.

300. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы в социальном контексте. //Общение и оптимизация общественной деятельности. М.: 1987.

301. Стеценко А.П. О роли принципа предметности в теории деятельности. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы.-М.: 1990.

302. Субъект и объект как философская проблема. Киев: 1979.

303. Теория общества: Фундаментальные проблемы, под ред. Филиппова А.Ф. М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 1991. - 411 с.

304. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: 1987.

305. Тойнби А. Постижение истории. М.: 1985.

306. Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». -М.: 1968.

307. Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: 1978.

308. Уледов А.К. Социологические законы. М.: 1975. - с.

309. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: 1980. - с.

310. Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. -М.: Наследие, 1996. 288 с.

311. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.

312. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - с.

313. Фромм Э. Духовная сущность человека. //Философские науки, 1990, № 1.

314. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. //Вопросы философии, 1998, №2.

315. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. Томск: Водолей, 1998.-383 с.

316. Хакен Г. Синергетика. М.: 1983.

317. Цивилизация. Культура. Личность, под ред. Келле В.Ж. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 221 с.

318. Шалютин Б.С. Идеальное: синтез информационного и эмоционального начал. //Философские науки, 1992, № 3, с. 156-161.

319. Шептулин А.П. Исходные начала и принципы построения системы категорий диалектики. //Философские науки, 1979, № 2.

320. Шептулин А.П., Левин Г.Д. Вещь, свойство, отношение. //Марксистская диалектика как научная система. М.: 1983.

321. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: 1971.

322. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л.: 1969.

323. Швырёв B.C. Задачи разработки категории деятельности как теоретического понятия. Методологические проблемы исследования деятельности. //Труды ВНИИТЭ. -М., 1976, с. 66-74.

324. Швырёв B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философский категории. // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. - с. 9-20.

325. Швырёв B.C. Деятельность открытая система, //там же, с. 159168.

326. Швырёв B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки). //Вопросы философии, 2001, №2, с. 107-115.

327. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. - с.

328. Штернберг М.И. Синергетика и биология. //Вопросы философии, 1999, №2, с. 95-107.

329. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства деятельности. //Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование. М.: 1975.

330. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М.: 1978. - с.

331. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. 1972.

332. Юнг К. Человек и его символы. М.: 1997.

333. Ячин С.Е. Феноменология сознательной жизни. Владивосток: Дальнаука - 205с.1. POO. . к л игосу;;. ;*енна£ БИБЛИОТЕКА'v.