автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Деятельность Всеславянского комитета в Москве в годы Великой Отечественной войны

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Московских, Инна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Деятельность Всеславянского комитета в Москве в годы Великой Отечественной войны'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность Всеславянского комитета в Москве в годы Великой Отечественной войны"

На правах рукописи

МОСКОВСКИХ Инна Александровна

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСЛАВЯНСКОГО КОМИТЕТА В МОСКВЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941-1945)

Специальность: 07.00.02 - отечественная история

Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 2005

Диссертация выполнена на кафедре истории государства и права Московского университета МВД РФ.

Наччный руководитель - доктор исторических наук, профессор Хачатурян Михаил Владимирович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Мунчаев Шамиль Магамедович; кандидат исторических наук, профессор Махров Александр Михайлович

Ведущая организация - Институт военной истории МО РФ

Зашита состоится <'Л£» Ш0МЯ- 2005 г. в 1(3 часов на заседании диссертационного совета К 318.002,01. в Московском военном институте Федеральной пограничной службы РФ по адресу: 129328, г. Москва, ул. Осташковская, д. 15.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского военного института Федеральной пограничной службы РФ.

Автореферат разослан «¿10 » сб&СШ. 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

по историческим наукам

доктор исторических наук, профессор

Л.Н. Антипин

'¿460233

Ь ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, изучение деятельности Всеславянского комитета в Москве в годы Великой Отечественной войны представляет безусловный научный и научно-практический интерес. Наряду с изучением событийной канвы четырех тяжелейших лет войны, большое значение приобретает сегодня исследования различных аспектов и направлений пропагандистской политики государства, сложной и противоречивой трансформации официальных идеологических парадигм в их переплетении с подлинно народным патриотизмом, чувствами и чаяниями простых граждан, защищавших нашу страну от врага. Детальная разработка данной темы способна внести существенный вклад в изучение истории государственных учреждений советской эпохи, понимание расстановки сил среди славянской интеллигенции разных стран в период Второй мировой войны, характера идеологии в СССР в годы войны, уяснение универсалий развития тоталитаризма и специфики его сталинского варианта, наконец, поможет теоретическому осмыслению трансформации идеологических систем под влиянием изменяющихся обстоятельств (войн, социальных и демографических кризисов и катаклизмов и проч.).

Во-вторых, изучение истории идеи славянского единения (сколь бы подлинным или же, на оборот, мнимым оно не являлось нам в каждый конкретный период времени) представляет несомненный интерес с точки зрения внешнеполитических связей России в их прошлом и настоящем. Трагические события конца XX в. на Балканах (развал Югославии, события в Боснии и крушение казавшихся незыблемыми связей между славянскими народами полуострова, драма в Косово, современные отношения между Сербией и Черногорией, Болгарией и Македонией, положение Республики Сербской в составе Боснийской федерации и др.) вновь продемонстрировали миру, как важны национальные ценности каждого народа и как опасно политическое манипулирование этими ценностями, как хрупко и непрочно единство народов даже одного этнического происхождения, близких по языку, или даже говорящих на одном язьпее, но разделенных религией и политическими доктринами. Особую актуальность приобретает тема данного диссертационного

исследования и в свете политического кризиса на Украине (декабрь 2004 г.), показавшего, что идея славянского братства до сих пор проходит испытание на прочность. Таким образом, сегодня, когда национализм и нетерпимость (расовая, национальная или религиозная) в их высшем проявлении - терроризме, стали одной из основных угроз существования человеческого общества (в том числе и российского), изучение идеологических концептов, связанных с теми или иными проявлениями превосходства одного народа или культуры над другими, является важным условием успешного решения проблемы насилия в современном обществе.

В-третьих, разработка данной темы имеет большое значение для уяснения исторического опыта и перспектив внутриполитического развития России, в которой проживают, помимо русских, и многие другие славянские народы (украинцы, белорусы, поляки, сербы и др.). В своей внешней и внутренней политике страна не может игнорировать славянский вопрос, идею исторической общности славян. Сегодняшняя многонациональная Россия остро нуждается в устранении из общественной жизни таких явлений как ксенофобия, расизм, любые формы национальной, религиозной или расовой дискриминации. Поэтому изучение истории славянской идеи, одним из аспектов которой является и история деятельности Всеславянского Комитета, созданного в Москве в начальный период Великой Отечественной войны представляется весьма актуальным и востребованным.

Степень научной разработанности темы исследования. Деятельность Всеславянского комитета в Москве (далее: ВК) в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. незаслуженно обойдена вниманием историков. К сожалению, на сегодняшний день отечественная и зарубежная историографии не располагают специальными исследованиями, посвященными возникновению и деятельности ВК. Существует лишь небольшое количество статей, написанных в годы советской власти, характеризующихся крайне тенденциозным подходом в оценке событий. Специальная литература по теме практически отсутствует. Можно указать лишь на статью Л.Б. Валева, В.В. Марьиной и Г.М. Славина «Всеславянский комитет и освободительное движение зарубежных славянских народов в период П Мировой войны»1; а также кандидатскую диссертацию A.B. Кириллова

1 Напев Л.Б., Марьина В.В., Славин Г.М. Всеславянский комитет и освободительное движение зарубежных славянских народов в период II Мировой войны // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. М„ 1973. С.64-87.

«Роль Всеславянского Комитета в организации борьбы славянских народов против германского фашизма»2. Общим недостатком этих работ является ограниченное использование архивного материала, а также весьма тенденциозное освещение истории возникновения и деятельности ВК. Между тем, за истекшее время накопилось большое количество новых данных, опубликован ряд новых источников, произошли серьезные изменения в общественной жизни страны - все это дает основание заключить, что история возникновения и функционирования ВК нуждается в новом осмыслении.

Предметом исследования является деятельность ВК в годы Великой Отечественной войны: динамика ее изменений, идеологическая подоплека и конкретное содержание.

Объектом исследования стали документы, созданные в ходе деятельности ВК (докладные записки, воззвания, статистические и справочные материалы, статьи и радиообращения, брошюры и выступления), правительственные постановления, указы и другие материалы, связанные с ВК (мемуары, воспоминания и записки современников, отзывы о работе Комитета в прессе времен войны).

Хронологические рамки исследования охватывают годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Выбор именно этого хронологического периода обусловлен с одной стороны временем создания ВК - 1941 г. (нижняя граница), а с другой - тем, что именно на годы войны приходится наиболее активный этап деятельности этой организации. В 1944-1945 гг. в деятельности Комитета происходят важные изменения: задачи и цели организации под влиянием новых внешнеполитических установок руководства СССР сильно трансформируются. Фактически военный период существования ВК (внутри которого можно выделить несколько этапов) - совершенно особый и наиболее яркий период его развития.

Целью работы является всестороннее изучение деятельности ВК в годы Великой Отечественной войны. Исходя из поставленной цели, автор для наиболее полного раскрытия темы поставила перед собой несколько исследовательских задач:

- вскрыть причины, повлекшие за собой создание ВК;

- выявить и проанализировать организационную структуру Комитета;

2 Кириллов Л.В. Роль Всеславянского Комитета в организации борьбы славянских народов против германского фашизма. (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук). Л., 1975.

- рассмотреть идейно-пропагандистскую работу ВК в годы Великой Отечественной войны, выделив этапы этой работы и охарактеризовав их специфику;

- определить роль этой организации в решении тех насущных задач, которые были поставлены перед страной гитлеровским нападением, а позже сталинской великодержавной политикой;

- проанализировать отношение к деятельности ВК со стороны различных политических сил в славянских странах и славянской эмиграции в период Великой Отечественной войны.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена комплексным подходом к изучению всего объема источников и литературы по данной проблематике. Методами исследования являются как общенаучные, так и специальные. При написании диссертации автор, главным образом, применяла проблемный и хронологический методы изложения материала. Творческое соединение этих двух методов позволило широко взглянуть на проблему трансформации идеологической машины Советского государства в условиях военного времени. Корме того, автор руководствовалась диалектическим методом, подразумевающим рассмотрение исследуемой проблемы в многообразии возникающих глубинных связей и отношений.

Разработка основных вопросов работы осуществлялась с учетом таких общенаучных принципов, как объективность и историзм в изучении явлений, процессов, связей и отношений. Под объективностью подразумевается рассмотрение источников по теме во всем их многообразии без каких-либо заранее заданных оценочных суждений. Под историзмом в диссертации понимается исследование процессов развития, как в хронологической последовательности, так и в их концептуальном единстве. Принцип историзма в данной работе обеспечивался, прежде всего, анализом каждого исторического факта в его развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности; постижением истории деятельности государственных органов в единстве прошлого, настоящего и будущего; рассмотрением всех исторических источников как с точки зрения их накопления и систематизации, так и с точки зрения их оценки и интерпретации.

Используя методологию не только в качестве учения о методах научного познания, но и как систему методов и определенных подходов к изучению данной научной проблемы, исследователь выделила наиболее приоритетные из них. Общенаучные методы: исторический и логический,

классификационный, контент-анализ и др. Специально-исторические методы: системный и сопоставительный, экстраполяции, компаративный метод и некоторые другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории методологии, историографии и библиографии.

Применение общенаучных методов позволило представил, исследуемую проблему как процесс, в контексте исторической обстановки рассматриваемого периода, и задач, решаемых обществом, познать сущность и содержание проблемы. С их помощью удалось классифицировать источники и литературу, проследить степень научной разработки проблемы, осуществить сбор и систематизацию многочисленных документов и материалов. Применение специально-исторических методов позволило автору определил, связь истории и современности, сравнил, различные историографические точки зрения на проблему, определить наиболее дискуссионные из них.

Источннковая база исследования определяется поставленными целью и задачами. Базовыми источниками исследования стали архивные документы нескольких фондов Государственного архива Российской Федерации3, а также материалы печатного органа ВК -журнала «Славяне», который начал выходить в Москве летом 1942 г. Комплекс периодических источников обратил на себя особое внимание. В диссертационном исследовании использовались центральные правительственные издания: статьи и заметки в газетах «Правда», «Известия», «Труд», а также публикации в изданиях «Комсомольская правда», «Красная звезда», «За честь Родины». «Коммунист». На уникальные особенности и возможности этого вида источников некогда обратил внимание известный югославский политолог и историк Н.Б. Попович. Имея в виду проявления нового национального курса советской политики в годы Великой Отечественной войны, ученый писал, что «он получил отражение в советской периодической печати того времени, что дает возможность проследить возникновение, развитие и цель политики русского патриотизма и национального самосознания»4.

Наконец, в своем исследовании автор опиралась и на другие издания ВК, выходившие, как правило, в виде брошюр и небольших

3 Фовды Р-9564 (личный архив председателя ВК Алексея Семеновича Гундорова, 18951973 гг.), 3 описи, общий объем 705 единиц хранения (за 1917-1954 гг.); Р-6646 (фонд Всеславянского комитета, 4 описи); Р-9170 (редакция журнала «Славяне»), 1 опись.

4 Попович Н.Б. Возрождение самосознания русской нации // Наш современник. М., 1990. № 5. С. 117.

сборников. Использовались также воспоминания и материалы, связанные с деятельностью отдельных лиц (воспоминания, следственные дела и проч.). Кроме того, весьма значимым комплексом источников по теме стали документы, отражающие деятельность Советского государства и его политических лидеров: речи и выступления И.В. Сталина («Марксизм и национальный вопрос», «О Великой Отечественной войне Советского Союза» и др.), В.М. Молотова («О Великой Отечественной войне», «Великая дружба народов СССР» и др.), М.И. Калинина, а также законы и постановления центральных государственных учреждений.

Апробацией результатов исследования стало их обсуждение на заседаниях кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, в научно-исследовательском историческом центре ФПС России, Центре военной истории ЙРИ РАН. Некоторые положения были апробированы автором в ходе работы ряда научно-практических конференций, круглых столов и семинаров. Некоторые результаты изучения темы нашли свое отражение в трех работах автора, которые опубликованы или находятся в печати (список прилагается).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы. Общий объем диссертации - 146 стр. (основной текст — 139 стр.). Список источников включает 47 наименований, а список использованной литературы - 24.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены цели и задачи работы, хронологические рамки, объект и предмет исследования, а также предлагается обзор историографии и характеристика источниковой базы.

В начале первого раздела диссертации - «Причины возникновения, структура и первый этап деятельности Всеславянского комитета в Москве (август 1941 - апрель 1942 гг.)» - отмечается, что перед лицом военных неудач и оккупации врагом огромных территорий страны необходимо было не только мобилизовать материальные и людские ресурсы, но и развернуть мощную пропагандистскую работу с целью объединения и сплочения народов СССР в борьбе против фашизма. Необходимость этой деятельности во многом определялась попытками Германии изолировать и расколоть

советское общество, объявив войну на Востоке «крестовым походом против большевизма». В этой ситуации государство остро нуждалось не только в поддержке собственных граждан, но и мирового сообщества. Таким образом, сложившаяся ситуация требовала серьезной перестройки всей идеологической модели. Смысл этой перестройки заключался в том, чтобы выработать такие системы ценностей, популяризация которых могла бы привлечь к борьбе с фашизмом не только народы СССР, но и его потенциальных союзников.

Именно в начальный период войны, особенно осенью 1941 г., шла напряженная внутренняя перестройка советской идеологии. На первых порах пропагандистская машина Советского государства в силу своей инертности продолжала использовать традиционный набор идеологических ценностей. Вскоре, однако, стало очевидно, что коммунистические идеалы и «революционная героика» малоэффективны в деле укрепления антифашистских настроений в обществе. Более того, поиск союзников в борьбе против Германии способствовал отказу от целого ряда «традиционных» идеологических установок: необходимость военной, материальной и моральной поддержки со стороны мирового сообщества привела к постепенному пересмотру собственного исторического прошлого, усилению пропаганды общечеловеческих и демократических ценностей.

Подобно тому, как государственная машина в условиях жесточайшего кризиса первых месяцев войны пыталась собрать в кулак все людские и материальные силы страны, советская идеология в 1941 г. пыталась мобилизовать все имеющиеся в ее распоряжении идейные ресурсы, адсорбировать все мало-мальски полезные и влиятельные идейные течения и направления в обществе. Наиболее ярким примером тому могут служить создаваемые в этот период различные «общественные» комитеты и объединения антифашистской направленности.

10-11 августа в Москве состоялся Первый Всеславянский митинг. Количество участников митинга не превышало 15 человек. В инициативную группу по его проведению, помимо нескольких советских граждан, вошли, в основном, представители коммунистической эмиграции из славянских стран. Выступления, звучавшие в зале, транслировались по радио и были рассчитаны, прежде всего, на аудиторию радиослушателей. Акция ставила перед собой пропагандистские цели. Представители стран, правительства которых сотрудничали с Германией, пытались в своих выступлениях

доказать, что русский народ в лице СССР всегда нес славянским народам свет свободы и просвещения. Кроме того, участники подчеркивали, что славянское движение не направлено против немцев как народа.

Идея славянской солидарности в борьбе с фашизмом получила свое развитие спустя почти два месяца, когда 5 октября 1941 г. в помещении Совинформбюро в Москве (Калашный переулок, д. 6) состоялось организационное учредительное собрание «представителей общественности славянских народов», которое постановило: «Учредить из представителей общественности славянских народов СССР, Польши, Чехословакии, Югославии, Болгарии... Всеславянский комитет с нахождением его в Москве»5.

В первоначальный состав ВК вошли 17 человек. Руководство: A.C. Гундоров (председатель), М. Янушайтис, А.Е. Корнейчук, 3. Неедлы, Б. Масларич, А. Стоянов, А.И. Лаврентьев (секретарь). Членами ВК стали: А. Толстой, Р. Стиенский, О. Лысогорский, Д. Салай, И. Регент, В. Василевская, Я. Купала, М. Чулен, И. Локота и А. Фадеев. Однако на учредительном собрании 5 октября к этим 17 было прибавлено еще 4 человека: академик Н.С. Державин, Стелла Благоева, Фердинанд Козовский и гражданин Турции македонец Дмитрий Влахов6. Председатель ВК в одном из отчетов о деятельности организации позднее не скрывал того, что и создание ВК, и проведение Первого Всеславянского митинга проводились по инициативе «руководящих органов», ими же был утвержден и состав будущего Комитета.

Структурно ВК состоял из президиума и секций, объединявших представителей славянских народов, во главе с председателями, которые, в свою очередь, являлись членами президиума ВК. Всего секций (в некоторых документах они называются также подсекциями) было шесть: русская (во главе А. Толстой), украинская (во главе А. Корнейчук, а потом П. Панч), белорусская (во главе, после умершего Янка Купала - Я. Колас), южных славян (во главе Б. Масларич, в составе: В. Влахович, Д. Влахов, И. Регент, Д. Салай, Р. Стийенский, С. Зинич и др.), польская (во главе В. Василевская, в составе: Я. Броневская, С. Евдриховский, Э. Модзелевский, М. Нашковский, Е. Путраменг, Л. Хвистек и др.) и чехословацкая (во главе 3. Неедлы, в составе: Я. Шверма, М. Чулен, О. Лысогорский и

5 ВалевЛ.Б., Марьина B.D., Славин Г.М. Указ. соч. С. 73.

6 ГАРФ. Ф. Р-9564. On. 1. Д. 36. Л. 9, 29.

др.). Кроме того, работала и отдельная болгарская подсекция в составе С. Благоевой, В. Томова, А. Стоянова, К Лазарева, В. Козовского и др. Задачи секций сводились к отбору материала по собственным странам, анализу положения в них и выработке программ для достижения единства всех славянских народов в борьбе против фашизма

В сообщении о деятельности ВК приводятся следующие направления пропагандистской работы организации:

1. Показывать героическую борьбу советских людей на фронте и в тылу врага как пример для всех остальных славянских народов. Объяснять труд советских людей в тылу, глубокий патриотизма народов Советского Союза.

2. Объяснять прогрессивность единства славянских народов в борьбе против гитлеризма, в борьбе за национальную независимость славянских государств.

3. Всеми средствами призывать к борьбе против гитлеризма все народы оккупированных стран.

4. Объяснять на основе исторического опыта тот факт, что славянские народы терпели поражения от немцев в результате своей раздробленности и разобщенности и что в извечной борьбе против немецких агрессоров они побеждали лишь тогда, когда объединялись.

5. Пояснять, что единство славянских народов не означает изоляцию особого славянского мира, который противостоял бы остальным народам; единство славянских народов против извечного злейшего врага славян - немецких агрессоров - это органическая составная часть общего антигитлеровского фронта свободолюбивых народов мира.

6. Пропагандировать основную платформу объединения всех народов в борьбе против гитлеризма на базе программы деятельности англо-советско-американской коалиции.

7. Систематически разоблачать зверства фашизма и попытки гитлеровцев ликвидировать славянские народы.

8. Разоблачать антисоветскую деятельность эмигрантских кругов за рубежом.

10. Популяризировать деятельность славянской эмиграции, которая активно борется против гитлеровской агрессии7.

Таким образом, перед деятелями ВК стояла весьма сложная задача: попытаться реанимировать и использовать в борьбе против гитлеризма идею славянского единства, изрядно дискредитированную

7 ГАРФ. Ф. Р-9564. Оп. 1. Д. 37. Л. 31.

(в том числе и внешней политикой СССР). В славянском лагере было немало противоречий (самые значительные - польско-советский конфликт и болгаро-югославское противостояние). Их необходимо было умело обойти и, по возможности, не дать использовать в своих целях антикоммунистическим движениям в славянских странах или же немцам.

До весны 1942 г. ВК фактически бездействовал, поскольку обстановка на фронте осенью 1941 г. заставила иностранных членов Комитета эвакуироваться из Москвы, а советских уйти в действующую армию. Только после разгрома немцев под Москвой, в марте 1942 г., состоялось собрание членов ВК, где наряду с другими вопросами, был поднят вопрос и о созыве Второго Всеславянского митинга.

В результате анализа материала первой главы автор пришла к выводу, что создание ВК в Москве было продиктовано «представителям советской общественности» (русским, украинцам и белорусам) и славянам-коммунистам, жившим в СССР в изгнании, указаниями «сверху». Руководящий состав ВК и членство каждого человека в Комитете также определялись «руководящими органами». До апреля 1942 г. структура ВК не была еще вполне четкой, отсутствовало положение об учреждении и устав. До указанного времени Комитет не вел никакой практической работы, если не считать Первого Всеславянского митинга в августе 1941 г., который следует считать лишь подготовительным этапом в создании организации.

Во втором разделе - «Всеславянский комитет в Москве в 19421943 гг. (со Второго Всеславянского митинга до конца 1943 г.)» -рассматривает деятельность ВК в переломный период Великой Отечественной войны. Изложению основных направлений деятельности организации предшествует анализ работы Второго Всеславянского митинга, который прошел в Москве 4-5 апреля 1942 г. Доминирующим лозунгом значительной части выступлений стал призыв к окончательному разгрому немцев уже в 1942 г. В этом деятельность ВК, безусловно, направлялась советской пропагандистской машины, и не отступала от заданных ею тем и лозунгов.

В ходе работы митинга было принято обращение ВК ко всем славянам. В нем указывались «конкретные формы борьбы для каждого из славянских народов». Эта крупная акция ВК вызвала большое количество отзывов в отечественной и зарубежной печатях. Статьи о Втором Всеславянском митинге появились в «Правде» и «Известиях». В ходе митинга в адрес Комитета поступали многочисленные

поздравления и приветствия от различных славянских организаций за рубежом. На митинге был положительно решен вопрос, поднимавшийся еще в октябре 1941 г., об издании собственного печатного органа ВК - журнала «Славяне».

На состоявшемся после митинга пленуме Комитета было принято положение о его работе, однако, в печати оно так и не было объявлено8. Именно на этом пленуме были созданы национальные секции ВК, намечен план деятельности и создан аппарат для текущей работы. Положение о ВК определяло следующие основные задачи организации:

«1) Сплочение всех славян для борьбы с гитлеризмом, имея целью полное искоренение его и восстановление национальной независимости славянских народов и государств, угнетенных фашизмом;

2) Разоблачение, через радио, газеты, митинги, собрания и путем издания брошюр, гитлеровских планов по уничтожению славянских наций и вековой славянской культуры;

3) Сбор документов и их распространение о зверствах фашистов над славянами, о варварском глумлении над мирным населением;

4) Установление связи с заграничными общественными славянскими организациями, славянской печатью и общественными деятелями;

5) Издание периодического органа с публикацией в нем материалов о работе Комитета и о национально-освободительной борьбе славян против гитлеризма»9.

При этом отмечается, что главной целью создания ВК, о чем руководство организации предпочитало особо не распространяться, было оказание помощи «советским агитационным и пропагандистским органам, ведущим работу на заграницу». Именно поэтому уже в первые месяцы своего существования Комитет начал активно использоваться советской пропагандистской машиной как канал передачи информации за рубеж. Так, в одном из отчетов о деятельности ВК, составленном уже осенью 1945 г., его руководитель откровенно признавался в том, что «работа ВК была и остается в основном рассчитанной на заграницу и на славянские страны»10. Действительно, обладая статусом общественной организации, ВК на первых порах, вероятно, не воспринимался на Западе и в некоторых восточноевропейских странах как инструмент идеологического воздействия Советского государства.

8 ГАРФ. Ф. Р-9564. Оп. 1. Д. 36. Л. 3.

9 Там же, Л. 2.

10 Там же, Л. 16.

Автор пришла к выводу, что одной из первых и главных задач, которую ставило перед собой руководство ВК, было установление контактов с эмигрантскими группами и отдельными известными славянскими общественными деятелями, представителями славянской культуры и науки заграницей. Эта работа была сопряжена с большими трудностями, поскольку значительная часть славянской эмиграции находилась под влиянием тех, кто, так или иначе, пострадал от внутренней и внешней политики большевиков в период существования Советского государства Несмотря на это, в результате кропотливой работы уже к началу 1944 г. были установлены контакты со 130-тью зарубежными славянскими организациями. Наиболее тесные связи были у Комитета с Американским славянским конгрессом в США, славянскими организациями в Канаде, Англии, Австралии, Китае.

Одним из основных направлений работы ВК стало распространение печатных материалов антифашистской направленности. Главным в этом направлении деятельности организации было снабжение иностранной прессы материалами, рассказывающими о партизанской борьбе на временно захваченных советских территориях, боевых действиях славянских воинских частей, сражающихся на советско-германском фронте, «героической борьбе Красной Армии и Военно-морского флота, а также внутренней жизни СССР»11. С каждым годом темпы этой работы возрастали. Так, если на 1 января 1943 г. ВК посылал свои статьи и корреспонденции в 24 зарубежные газеты, то уже через год количество таких газет возросло до 65. Не менее значительным был рост числа отправляемых заграницу печатных материалов: в 1942 г. - 1645 статей и корреспонденции, в 1943 г. - 4873, ав 1944 г. - 6146.

Начиная с шоля 1942 г. ВК выступил в роли организатора регулярных трансляций радиопередач для славянских государств, в которых звучали статьи и выступления славянских общественных деятелей, информация о жизни славянских стран, обзоры славянской прессы, в том числе журнала «Славяне». Такие передачи велись на языке того славянского народа, на территорию которого осуществлялась радиотрансляция. В период времени с 1-го июля 1942 г. по 20-е мая 1944 г. состоялась 3232 радиопередачи. Кроме членов ВК к участию в радиопередачах привлекались известные деятели науки и культуры: А. Серафимович, Ф. Гладков, М. Рыльский, С. Ендриховский, Б. Греков и др. Кроме обычных радиопередач ВК

11 ГАРФ. Ф. Р-9564. Оп. 1. Д. 36. Л. 73.

инициировал проведение радиомитингов. Один из таких митингов был организован чехословацкой секцией Комитета 16 мая 1943 г. Главной его целью было «призвать чехословацкий народ к активизации вооруженной борьбы против немецко-фашистских оккупантов»12. Некоторые радаошшшги посвящались юбилейным датам в истории славянских народов.

Комитет принимал участие в организации выставок, симпозиумов, встреч, торжественных вечеров, приуроченных к годовщинам и юбилейным датам жизни выдающихся деятелей славянской науки и культуры. Вот некоторые из сообщений о деятельности ВК в этом направлении: «14-го июля 1943 года в день годовщины Грюнвальдской битвы была организована выставка зарубежной славянской печати и проведено совещание славянских общественных деятелей. На выставке было представлено свыше 100 различных изданий, выходящих в разных странах мира на всех славянских языках. 29 июля того же года Комитет специальным вечером отметил 150-летие со дня рождения чешского гуманиста поэта Яна Коллара... В ноябре 1943 года состоялся вечер, посвященный 400-летию со дня выхода книги знаменитого польского писателя Николая Рея. 29 декабря Комитет организовал вечер, посвященный 325-летию со дня рождения великого хорватского гуманиста и борца за единство славянских народов - Юрию Крижаничу»13.

Наряду с указанными мероприятиями, ВК инициировал проведение навдональных вечеров дружбы, которые должны были продемонстрировать единение славянских народов перед лицом фашистской угрозы. Выступая популяризатором партизанских методов борьбы, ВК устраивал торжественные мероприятия с участниками антифашистского сопротивления.

Особое место в деятельности ВК занимала организация приемов и банкетов для государственных, общественных, научных и военных деятелей славянских стран. Руководство Комитета хорошо понимало «политическое значение» этих приемов. Об этом свидетельствует отчетная документация ВК, где отмечалась исключительная значимость этого направления работы в связи «с послевоенным будущим славянских народов Европы». Так, в декабре 1943 г. Комитетом был организован торжественный прием прибывшего в Москву по случаю заключения договора президента Чехословацкой

12 ГАРФ. Ф. Р-9564. Оп. 1. Д. 36. Л. 81.

13 ГАРФ. Ф. Р-9564. Од 1. Д. 36. Л. 81-82.

республики доктора Э. Бенеша. В конце апреля 1944 г. была устроена встреча в честь прибывшей в Москву военной миссии Комитета национального освобождения Югославии. На приеме присутствовал весь состав миссии, во главе с М. Джиласом и В. Терзичем.

Члены ВК организовывали поездки в национальные воинские формирования, которые создавались на территории СССР, где они принимали присягу, вручали награды, выступали с лекциями и проч. Так, например, 11 ноября 1943 г. члены ВК (A.C. Гундоров, 3. Неедлы, В. Осьминин и др.) принимали участие в торжествах, посвященных принято присяги солдатами и офицерами 1-ой Польской дивизии им. Тадеуша Костюшки14.

Этапным в деятельности ВК стал Третий Всеславянский митинг в Москве (9-10 мая 1943 г.). Он был посвящен «обмену опытом борьбы славянских народов, призыву к срыву проводившейся Гитлером тотальной мобилизации». В обращении митинга к угнетенным 'славянам Европы, которое было единогласно принято участниками ■митинга, содержался призыв ко всем славянским народам бороться против гитлеризма. Ход митинга транслировался на 9 языках, а его обращение было передано на 32 языках. Участники приняли решение направить торжественные послания президенту США и премьер-министру Великобритании. В свою очередь в адрес митинга было получено 275 приветствий от зарубежных славянских организаций, общественных и государственных деятелей стран антигитлеровской коалиции. О его работе сообщала вся советская пресса. Материалы Третьего Всеславянского митинга в Москве были помещены в 51 подпольной газете в Белоруссии и во многих газетах, издававшихся в тылу врага на Украине («Звязда», «Червеньский партизан», «Партизан», «Патриот родины», «Народный мститель», «Бобруйский партизан» и др.). Митингу были посвящены многочисленные партизанские боевые листки. На территории Югославии митинг популяризировался как по радио, так и в прессе партизанских районов. Уже 5 июня 1943 г. усташская радиостанция «Раковица» с тревогой сообщала, что «партизаны прямо наводнили страну листовками и брошюрами о каком-то Всеславянском конгрессе»1 .

В Германии по этому поводу были специально организованы две пресс-конференции с иностранными журналистами. Основной мыслью на них звучало утверждение о том, что организованное СССР

14Модзеяевская Н. По стопам коспошковцев // Славяне. М., 1943. № 12. С. 21-22.

13 ГАРФ. Ф. Р-9564. Оа 1. Д. 36. Л. 7.

славянское движение представляет собой огромную опасность. Нацистские пропагандисты рассматривали ВК и его деятельность как инструмент советизации славянских стран и Европы в целом. Именно в таком ключе о Третьем Всеславянском митинге и ВК сообщали немецкие газеты «Берлинер Бёрзенцайтунг» и «Фйлышшер Беобахтер», а также пресса союзников: венгерская «Пештер Лойд», финская «Унси Суоми», испанская «Доминго».

Третий Всеславянский митинг в Москве побил все рекорды по своему размаху и парадности. Посреди сцены был помещен огромный портрет Сталина. Впервые от имени «славянской общественности всего мира» было принято приветствие в адрес советского лидера. В нем отмечалось: «Мы, представители славянских народов всего мира, собравшись в канун решительных битв против гитлеровской Германии на митинге в Москве, свое первое слово горячего привета и восхищения шлем Вам, мудрому вождю великой Страны советов, Верховному главнокомандующему доблестной Красной Армии, и в Вашем лице - ее генералам, офицерам и бойцам, всему героическому советскому народу» . Та же тенденция на возвеличивание роли Сталина нашла отражение в статье «Славяне, к оружию!», опубликованной по этому случаю в «Правде»17.

Еще одной особенностью Третьего Всеславянского митинга было участие в его работе представителей Русской православной церкви: в президиуме присутствовал митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич). Привлечение представителей церкви к участию в работе митинга не было случайностью. Более того, оно не было напрямую инициировано руководством Комитета, В данном случае речь должна идти об отражении государственной политике в деятельности ВК.

В результате анализа материала второй главы автор пришла к выводу, что окончательное оформление ВК в качестве «самостоятельной общественной организации» следует относить к весне 1942 г., когда в результате работы Второго Всеславянского митинга удалось наметить основные задачи и план деятельности Комитета, принять решения о формировании актива и национальных секций ВК, а также издании собственного печатного органа - журнала «Славяне». В своей деятельности ВК руководствовался двумя основными целями:

10 Верховному Главнокомандующему вооруженными силами СССР Маршалу Советского Союза Иосифу Сталину // Славяне. М., 1943. № 5. С. 8.

17 Славяне, к оружию! // Правда. 1943. 10 мая.

1) разрушить стереотип изолированности советского общества, который сложился в результате почти 20-летней коммунистической пропаганды, настойчиво противопоставлявшей СССР другим государствам и народам мира, в том числе и славянским;

2) привлечь к борьбе против Германии и ее союзников славянские народы, апеллируя к идеям славянского единства и братства.

С первых дней своего существования Комитет был ориентирован на работу с заграницей. Поэтому первостепенной задачей ВК было установление по возможности более прочных контактов с зарубежными славянскими организациями, эмигрантскими группами, известными славянскими общественными деятелями, представителями славянской культуры и науки. Эти контакты должны были содействовать укреплению антифашистского движения в мире, а также внешнеполитического положения СССР.

Анализ источников свидетельствует о том, что в течение первых двух лет деятельности ВК стремительно наращивал темпы и объемы своей работы. Так, уже к началу 1944 г. удалось установить тесные контакты с почти 130-ю славянскими организациями и эмигрантскими группами за рубежом; организовать более 3000 радиопередач; переправить в другие страны более 6500 печатных статей и документальных материалов, половина из которых была посвящена популяризации методов партизанской войны; инициировать проведение более 40 торжественных вечеров славянской культуры, лекций, выставок, встреч с партизанами и воинами.

Третий раздел - «Всеславянский комитет в Москве на заключительном этапе Великой Отечественной войны (1944-1945)» -посвящен анализу деятельности ВК в период окончательного разгрома немецко-фашистских войск.

1944 г. стал годом полного освобождения территории СССР от немецко-фашистских войск. Одновременно летом-осенью 1944 г. советские войска приступили к освобождению территорий восточноевропейских государств. Стержнем политики СССР в Восточной Европе в конце 1944-1945 гг. становится идея установления «дружественных» Москве режимов. В этой связи особое звучание приобретает идея славянского единства. Так, еще 12 декабря 1943 г. во время подписания советско-чехословацкого договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве И.В. Сталин заметил, что «солидарность славянских народов всегда присутствовала

в истории России»18. 21 декабря 1943 г. при посещении ВК президент Чехословацкой республики Э. Бенеш сказал: «Мой путь в Москву представляется мне символическим. Такой же путь совершат в будущем и все славянские народы»19. Справедливость этих слов подтвердило время.

В конце февраля 1944 г. ВК был организован Четвертый Всеславянский митинг в Москве - митинг славян-воинов, который был приурочен ко Дшо Советской Армии. В Колонном зале Дома Союзов собрались представители Красной Армии и Военно-Морского Флота, 1-го Польского корпуса во главе с его командиром Зигмунтом Берлингом, чехословацких воинских частей при участи командира Чехословацкой бригады в СССР генерала Людвика Свободы, Югославской добровольческой воинской части вместе с ее командиром подполковником Марко Месичем. Митинг проходил под лозунгом: «Да здравствует боевое единство славянских народов!». Его участники приняли обращение, в котором содержался призыв ко всем славянам объединить свои усилия в борьбе с фашизмом и направили приветствия в адрес И.В. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля, Э. Бенеша, И. Броз-Тито.

Восхваления И.В. Сталина стали общим местом выступлений участников митинга. Так, Майор Дмитрий Цветков, православный священник югославской воинской части в СССР, назвал И.В. Сталина «богоданным вождем», который «гонит врага далеко за берега могучего Днепра»20. Наряду с этим в деятельности Четвертого Всеславянского митинга отчетливо проявилась и другая тенденция: возвеличивание русского народа среди прочих славянских народов. Так, наряду с призывами к дружбе и единению славянских народов, нередко звучали здравицы и в честь «старшего брата - великого русского народа». Уже в 1943 и особенно в 1944 гг. тема превосходства русского народа над другими народами все настойчивей начинают проявляться в деятельности ВК. Комитет все более и более сползал от идей славянского равенства и братства к пропаганде «русскости», что тогда означало пропаганду всего советского. В журнале «Славяне» в рубрике «Великие сыны славянского народа», в которой в первое время печатались статьи о выдающихся деятелях всех славянских народов без выделения какой-либо доминирующей нации, начиная с 1944 г.

18 Верт Н. История Советского государства. М., 2002. С. 323.

15 Посещение президмпом Чехословацкой республики доктором Эдуардом Бенешем Всеславянского комитета // Славяне. М., 1944. № 1. С. 33.

20 Вперед, к победе, славяне-воины! // Славяне. М., 1944. №3. С. 21.

значительная часть материалов посвящается именно русским ученым и деятелям культуры. В феврале 1944 г. журнал «Славяне» опубликовали обращения ВК к болгарам, югославам и другим славянским народам, в которых отмечалось, что порабощенные немцами славянские народы видят в Советском Союзе единственную опору, поэтому они гордятся своим старшем братом — русским народом. Славянская идея и русский патриотизм в деятельности ВК постепенно начинают меняться местами: с 1943 г. идея всеславянского патриотизма и единения начинает постепенно уступать место патриотизму русскому, правда, по-коммунистически понятому.

После победы советских войск под Сталинградом и Курском окончательный разгром Германии был лишь вопросам времени. Это хорошо понимали в Кремле. В этих условиях советская идеология попыталось вновь приспособить идею всеславянского единства под изменившиеся обстоятельства «Фашистская Германия в ближайшее время будет разбита, — говорил в 1944 г. заведующий идеологическим отделом ЦК ВКП(б) А. С. Щербаков, — надо подумать о новом славянском движении в послевоенный период и все эти вопросы практики, теории и истории перенести на обсуждение Славянского съезда». Перемены не заставили себя ждать: в 1944-45 гг. в славянских странах Европы, по мере освобождения их Красной Армией от фашистской оккупации, стали образовываться национальные славянские комитеты, которые в отличие от международных комитетов, были подчинены ВК, хотя подобное положение вещей документально не декларировалось.

В 1944 г. в центральной печати появляется большое количество статей, посвященных будущему послевоенному устройству славянских стран Восточной Европы. Целью этих публикаций было подготовить общественное мнение к предстоящему втягиванию государств Восточной Европы в сферу влияния СССР. ВК был одним из главных исполнителей этой работы. Впервые вопрос будущего славянских народов стал предметом обсуждения членов ВК уже в конце 1943 г. По мере освобождения советскими войсками восточноевропейских государств от немецко-фашистских войск центр тяжести работы ВК стал смещаться от славянской эмиграции в славянские государства. Главная задача, которую пытался решать здесь ВК, была задача советизации славянских народов Европы.

К концу Великой Отечественной войны руководство ВК главными задачами организации считало:

«а) мобилизацию славянских народов на ликвидацию остатков фашизма в своих странах и укрепление демократических завоеваний;

б) укрепление дружбы и тесного союза славянских народов с СССР, который является единственным оплотом независимости демократических славянских государств, их мирного будущего существования и процветания;

в) ознакомление с социалистическими основами Советского государства, с социалистическими и политическими завоеваниями его народов, разъяснение политики Советского правительства, направленной к обеспечению независимости демократических славянских государств;

г) установление тесной культурной и экономической связи славянских народов с народами Советского Союза;

д) использование научных и культурных сил Советского Союза для помощи в работе ВК»2 .

В работе с прессой славянских государств Европы ВК ставил перед собой следующие задачи:

«1) пропаганду демократических основ дружбы славянских народов; значение дружбы славянских народов с СССР, являющейся основой их независимости и процветания. Разоблачение реакционной сущности панславизма, насаждавшегося царизмом;

2) всестороннее освещение жизни Советского Союза в освобожденных славянских странах. Популяризация сущности новой демократии, достижений советской экономики, науки и культуры;

3) систематическое и наиболее полное освещение характера демократических преобразований и мирного разрешения внешне экономических и территориальных вопросов на основе укрепившейся дружбы славянских государств и взаимопонимания;

4) Систематическое освещение жизни Советского Союза и освобожденных славянских государств в прогрессивной печати славянской эмиграции в общей прессе»22.

Реализуя эту программу, весной-летом 1945 г. ВК начал подготовку и рассылку для печати славянских стран серии статей по вопросам экономического строительства СССР, системы планирования и 5-летних планов, Конституции СССР, достижений промышленности и сельского хозяйства, роли русского народа в истории освободительной борьбы славянских народов, советской науки,

21 ГАРФ Ф. Р-9564. Оп. 1. Д. 36. Л. 12-13.

22 ГАРФ. Ф, Р-9564. Оп. 1. Д. 36. Л. 20-21

культуры и искусства. Одной из перспективных задач, которую ставил ВК перед журналом «Славяне», была «помощь общественным деятелям славянских стран в овладении ими марксистско-ленинской наукой об обществе». Именно такая политика ВК стала причиной того, что уже к лету-осени 1945 г. посылка журнала в Америку, Канаду, Англию и некоторые другие страны резко сократилась. Почти половина тиража «Славян» теперь распространялась в славянских странах Восточной Европы

В 1945 г. ВК приступил к организации массовых политических мероприятий в Польше, Югославии, Чехословакии, Болгарии, которые проводились под лозунгом укрепления дружбы с Советским Союзом. Более того, руководство Комитета планировало, что славянские комитеты в этих странных со временем «развернуться в массовые культурно-политические организации, создав ячейки и отделения по всей стране»23.

Итак, главной задачей ВК на заключительном этапе Великой Отечественной войны стала пропаганда среди славянских народов советского государственного строя и образа жизни - советизация освобожденных стран Восточной и Юго-Восточной Европы.

В заключении подводятся основные итоги исследования. Здесь автор отмечает, что создание ВК в Москве было реакцией советской пропагандистской идеологической машины на трудности, вызванные первыми месяцами Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что в официальных документах и публичных заявлениях своих руководителей ВК часто именовался «инициативной общественной организацией», на самом деле вся его деятельность направлялась государственными и партийными органами. Поэтому идейно-пропагандистская работа Комитета целиком зависела от воли политического руководства страны. Именно поэтому, формально являясь общественной организацией, ВК по сути был государственным учреждением, что отразилось в его структуре и крайне забюрократизированной деятельности.

Направленность и содержание идейно-пропагандистской работы ВК не была неизменной и зависела от перемен в политическом курсе сталинского руководства, который, в свою очередь, менялся в зависимости от состояния дел на фронте. Таким образом, роль ВК следует признать временной и отвечающей сугубо временным задачам военного периода. Поэтому неудивительно, что уже к концу Великой

23 Там же. Л. 14.

Отечественной войны существование этой организации в системе «общественных организаций и государственных учреждений» СССР сделалось избыточным.

Ш. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Практическая значимость работы определяется результатами исторического анализа деятельности ВК в годы Великой Отечественной войны, которые могут быть использованы:

- при оценке взаимоотношений между славянскими народами на современном этапе исторического развития;

- при прогнозировании интеграционных процессов как в масштабах СНГ, так и за его пределами;

- в борьбе с различными формами национальной, религиозной и расовой дискриминации;

- при установлении и расширении связей между славянскими народами в области культуры и образования;

- в целях патриотического воспитания молодежи;

- при разработке научных трудов и учебно-методических пособий по дисциплинам гуманитарного профиля.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций. Диссертант полагает, что они могут быть приняты во внимание при разработке стратегических направлений внешней и внутренней политики России.

1. В сфере международных отношений недопустимо использование идеи славянского единения при разделении народов на «младших и старших братьев». Отношения между государствами необходимо строить на принципах равноправия и взаимоуважения, избегая шобых проявлений национальной дискриминации.

2. Идея славянского единения не может служить основой для политической и экономической интеграции славянских народов без учета их национальных и геополитических интересов. В современных условиях опора только на этническое единство и исторические традиции не способно служить достаточной основой для политического и экономического сближения.

3. Наднациональный характер мировых интеграционных процессов позволяет говорить о необходимости использования идеи славянского братства, прежде всего, в сфере укрепления научных и культурных связей между народами.

4. Опыт деятельности ВК в годы Великой Отечественной войны дает основания полагать, что идея этнического и культурного единства славянских народов является важной составляющей патриотического воспитания гражданина. Поэтому в организации соответствующей учебно-воспитательной и культурной работы может быть использован конкретно-исторический опыт деятельности ВК.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ И НАХОДЯТСЯ В ПЕЧАТИ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:

1) Возникновение и первый период деятельности Всеславянского комитета в Москве // Право и образование. М., 2004. № 6. С. 210-226;

2) Всеславянский комитет и Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны // Право и образование. М., 2005. № 1. С. 176-185.

3) Восточная Европа и славянская солидарность в годы Великой Отечественной войны. - 0,8 п. л. (в печати).

Подписано в печать: 16.05.2005г. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Печать офсетная. Формат бумаги 60/84 ик. Усл. п.л. 1,75.

_Тираж 100 экз. Заказ № 470._

Изготовлено с готового оригинал-макета в Издательстве МГОУ. 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-а, тел.: 265-41-63, факс: 265-41-62.

РНБ Русский фонд

2007-4

Т " "Г,!

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Московских, Инна Александровна

Введение. С. 3 - 12.

Раздел I.

Причины возникновения, структура и первый этап деятельности Всеславянского комитета в Москве (август 1941 - апрель 1942 гг.).

С. 13-49.

Раздел II.

Всеславянский комитет в Москве в 1942-1943 гг. (со Второго Всеславянского митинга до конца 1943 г.).

С. 50- 106.

Раздел III.

Деятельность Всеславянского комитета в Москве на заключительном этапе Великой Отечественной войны (1944-1945 гг.). С. 107- 132.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Московских, Инна Александровна

Современный этап развития нашего Отечества характеризуется глубинными преобразованиями в экономической, социально-политической, духовной сферах функционирования российского социума, переживающего один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Эти преобразования всерьез затронули и область исторического познания прошлого: многие догмы и представления в изучении истории, казавшиеся ранее незыблемыми, ныне подвергаются существенной корректировке или пересмотру. Советский период в истории России особенно богат событиями, которые нуждаются в переосмыслении и переоценке с позиций современной науки и новых парадигм общественного мышления.

В этом году наша страна отмечает 60 лет Великой победы в самом жестоком и трагическом военном конфликте в истории ее народов -Великой Отечественной войне. Советский народ смог выстоять в те годы только благодаря сплоченности, концентрации всех своих духовных и нравственных сил, удивительной стойкости и мужеству, проявленных на полях сражений и в тылу. Сегодня, как и 60 лет назад, перед лицом новых глобальных проблем и угроз социально-экономического и политического характера российское общество остро нуждается в сплочении всех своих сил, консолидации общественных и политических движений, объединении во имя сохранения и поддержания государственно-политического единства, экономической независимости, социальной стабильности.

Актуальность темы диссертационного исследования. Глубокое и всестороннее изучение истории Великой Отечественной войны имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Наряду с исследованиями событийной канвы четырех тяжелейших лет войны, огромное значение приобретает сегодня исследование различных аспектов идеологической и пропагандистской политики государства, сложной и противоречивой трансформации официальной идеологии в ее переплетении с подлинно народным патриотизмом, чувствами и чаяниями простых граждан, защищавших нашу страну от врага.

Изучение истории создания и деятельности Всеславянского комитета в Москве в годы Великой Отечественной войны вносит много нового в изучение истории государственных учреждений советской эпохи, в понимание расстановки сил среди славянской интеллигенции разных стран в период Второй мировой войны, характера идеологии в СССР в годы войны, уяснению универсалий развития тоталитаризма и специфики его сталинского варианта, наконец, помогает теоретическому осмыслению трансформации идеологических систем под влиянием резко изменяющихся обстоятельств (войн, острых социальных и демографических кризисов и катаклизмов и проч.).

Изучение истории идеи славянского единения (сколь бы подлинным или же, наоборот, мнимым оно не являлось нам в каждый конкретный период времени) чрезвычайно актуально в наши дни, когда национализм и нетерпимость (расовая, национальная или религиозная) в их высшем проявлении - терроризме, стали одной из основных угроз существованию человеческого общества (в том числе и российского). Поэтому изучение идеологических концептов, связанных с теми или иными проявлениями превосходства одного народа или культуры над другими, является сегодня важным условием успешного решения проблемы насилия в современном мире.

Трагические события конца XX в. на Балканах (развал Югославии, события в Боснии и крушение казавшихся незыблемыми связей между славянскими народами полуострова, косовская драма, современные отношения между Сербией и Черногорией, Болгарией и Македонией, положение Республики Сербской в составе Боснийской федерации и др.) вновь продемонстрировали миру, как важны национальные ценности каждого народа и как опасно политическое манипулирование этими ценностями, как хрупко и непрочно единство народов даже одного этнического происхождения, близких по языку, или даже говорящих на одном языке, но разделенных религией и политическими доктринами.

Особенно актуальным становится тема данного диссертационного исследования в свете последних событий на Украине, расколовших страну на две части. Этот политический кризис показал, что идея славянского братства до сих пор проходит испытание на прочность.

Российская Федерация, в которой проживают, помимо русских, и многие другие славянские народы (украинцы, белорусы, поляки, сербы и др.) в своей внешней и внутренней политике не может игнорировать славянский вопрос, идею исторической общности славян. Сегодняшняя многонациональная Россия остро нуждается в устранении из общественной жизни таких явлений как ксенофобия, расизм, любые формы национальной, религиозной или расовой дискриминации. Поэтому изучение истории славянской идеи, одним из' аспектов которой является и история деятельности Всеславянского Комитета, созданного в Москве в начальный период Великой Отечественной войны, с нашей точки зрения, крайне актуально и востребовано.

Степень научной разработанности темы исследования.

Деятельность Всеславянского комитета в Москве в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. незаслуженно обойдена вниманием историков. К сожалению, на сегодняшний день отечественная и зарубежная историографии не располагают монографическими исследованиями, посвященными возникновению и деятельности Комитета. Существует лишь небольшое количество статей, написанных в советский период нашей истории, характеризующихся крайне тенденциозным подходом в оценке событий. Специальная литература по теме практически отсутствует. Можно назвать лишь небольшую статью Л.Б. Валева, В.В. Марьиной и Г.М. Славина «Всеславянский комитет и освободительное движение зарубежных славянских народов в период II Мировой войны»1; а также диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата исторических наук A.B. Кириллова «Роль Всеславянского Комитета в организации борьбы славянских народов против германского фашизма» . Общим недостатком этих работ является ограниченное использование архивного материала, а также весьма тенденциозное освещение истории возникновения и деятельности этой организации. Между тем, за истекшее время накопилось большое количество новых данных, опубликован ряд новых источников, произошли серьезные изменения в общественном сознании. Все это дает основание заключить, что история возникновения и функционирования Всеславянского комитета в Москве нуждается в новом осмыслении.

1 ВалевЛ.Б., Марьина В.В., Славин Г.М. Всеславянский комитет и освободительное движение зарубежных славянских народов в период II Мировой войны // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. М., 1973. С. 64-87.

В данной работе предпринята попытка, опираясь на факты с помощью методов исторического познания, воссоздать объективную картину деятельности одного из государственных учреждений времен Великой Отечественной войны - Всеславянского Комитета в Москве (далее: ВК), вписав его возникновение и работу в более широкий историко-идеологический контекст.

Предметом исследования является деятельность ВК в Москве в годы Великой отечественной войны: динамика ее изменений, идеологическая подоплека и конкретное содержание.

Объектом исследования стали документы, созданные в ходе деятельности ВК (докладные записки, воззвания, статистические и справочные материалы, статьи и радиообращения, брошюры и выступления), правительственные постановления, указы и другие материалы, связанные с ВК (мемуары, воспоминания и записки современников, отзывы о работе ВК в прессе времен войны).

Целью работы является всестороннее изучение деятельности ВК в годы Великой Отечественной войны. Исходя из поставленной цели, автор для наиболее полного раскрытия темы поставила перед собой несколько исследовательских задач: вскрыть причины, повлекшие за собой создание

ВК; выявить и проанализировать организационную структуру ВК; рассмотреть идейно-пропагандистскую работу Комитета в годы Великой Отечественной войны, выделив этапы этой работы и охарактеризовав их специфику;

2 Кириллов A.B. Роль Всеславянского Комитета в организации борьбы славянских народов против германского фашизма. (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук). J1., 1975. определить роль ВК в решении тех насущных задач, которые были поставлены перед страной гитлеровским нападением, а позже сталинской великодержавной и имперской политикой; проанализировать отношение к деятельности ВК со стороны различных политических сил в славянских странах и славянской эмиграции в период Великой Отечественной войны.

Источниковая база данного исследования определяется поставленными целью и задачами. Источниками исследования стали архивные документы нескольких фондов Государственного архива Российской Федерации , материалы периодической печати: журнал ВК «Славяне», который начал выходить в Москве летом 1942 г. Комплекс периодических источников обратил на себя особое внимание. В диссертационном исследовании использовались центральные правительственные издания: статьи и заметки в газетах «Правда», «Известия», «Труд», а также публикации в изданиях «Комсомольская правда», «Красная звезда», «За честь Родины», «Коммунист». На уникальные особенности этого вида источников некогда обратил внимание известный югославский политолог и историк Н.Б. Попович. Имея в виду проявления нового национального курса советской политики в годы Великой Отечественной войны, Н.Б. Попович писал, что «он получил отражение в советской периодической печати того времени, что дает г Фонды Р-9564 (личный архив председателя ВК Алексея Семеновича Гундорова, 1895— 1973 гг.), 3 описи, общий объем 705 единиц хранения (за 1917-1954 гг.); Р-6646 (фонд Всеславянского комитета, 4 описи); Р-9170 (редакция журнала «Славяне»), I опись. возможность проследить возникновение, развитие и цель политики русского патриотизма и национального самосознания»4.

Наконец, в своем исследовании автор опиралась и на другие издания ВК, выходившие, как правило, в виде брошюр и небольших сборников. Использовались также воспоминания и материалы, связанные с деятельностью отдельных лиц (воспоминания, следственные дела и проч.). Кроме того, весьма значимым комплексом источников по теме, стали документы, отражающие деятельность Советского государства и его политических лидеров: речи и выступления И.В. Сталина («Марксизм и национальный вопрос», «О Великой Отечественной войне Советского Союза» и др.), В.М. Молотова («О Великой Отечественной войне», «Великая дружба народов СССР» и др.), М.И. Калинина, а также законы и постановления центральных государственных учреждений.

Хронологические рамки исследования охватывают годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Выбор именно этого хронологического периода обусловлен с одной стороны временем создания ВК - 1941 г. (нижняя граница), а с другой - тем, что именно на годы войны приходится наиболее активный этап деятельность Комитета. В 1944-1945 гг. в деятельности ВК происходят важные изменения: задачи и цели организации под влиянием установок «сверху» сильно трансформируются. Фактически военный период существования ВК (внутри которого можно выделить несколько этапов) - совершенно особая и наиболее яркая ступень его развития и функционирования.

Методологическая основа исследования представлена комплексным подходом к изучению всего объема источников и

4 Попович Н.Б. Возрождение самосознания русской нации // Наш современник. М., 1990. №5. С. 117. литературы по данной проблематике. Методами исследования являются как общенаучные, так и специальные. При написании диссертации автор, главным образом, применяла проблемный и хронологический методы изложения материала. Творческое соединение этих двух методов позволило широко взглянуть на проблему трансформации идеологической машины Советского государства в условиях кризиса. Кроме того, применение проблемно-хронологического метода дало возможность расчленить крупные вопросы, выделить в них более мелкие, но важные составляющие, а также провести анализ точек зрения, концепций, научных позиций.

При написании диссертации автор руководствовалась диалектическим методом, подразумевающим рассмотрение исследуемой проблемы в многообразии возникающих глубинных связей и отношений. Методологическую основу данной научной работы составляют методологические разработки видных представителей мировой, отечественной исторической и общественной мысли. Проблема исследуется при помощи таких общенаучных принципов, как объективность и историзм в изучении явлений, процессов, связей и отношений. Под объективностью подразумевается рассмотрение источников по теме во всем их многообразии без каких-либо заранее заданных оценочных суждений. Под историзмом в диссертации понимается исследование процессов развития, как в хронологической последовательности, так и в их концептуальном единстве. Принцип историзма в данной научной квалификационной работе обеспечивался, прежде всего, анализом каждого исторического факта в его развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности; постижением истории деятельности государственных органов в единстве прошлого, настоящего и будущего; рассмотрением всех исторических источников как с точки зрения их накопления и систематизации, так и с точки зрения их оценки и интерпретации.

Используя методологию не только в качестве учения о методах научного познания, но и как систему методов и определенных подходов к изучению данной научной проблемы, исследователь выделила наиболее приоритетные из них. Общенаучные методы: исторический и логический, классификационный, контент-анализ, факторный анализ и др. Специально-исторические методы: системный и сопоставительный, синхронный и диахронный метод, метод экстраполяции, компаративный метод и некоторые другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории методологии, историографии и библиографии.

Применение общенаучных методов позволило представить исследуемую проблему как процесс, в контексте исторической обстановки рассматриваемого периода, и задач, решаемых обществом, познать сущность и содержание проблемы. С их помощью удалось классифицировать источники и литературу, проследить степень научной разработки проблемы, осуществить сбор и систематизацию многочисленных документов и материалов. Применение специально-исторических методов позволило автору определить связь истории и современности, сравнить различные историографические точки зрения на проблему, определить наиболее дискуссионные из них.

Диссертация выполнена с позиции проблемно-хронологического подхода. Приоритетный метод - метод сравнительного анализа.

Данные подходы, охватывающие методологические основы настоящего исследования выражают стратегию научного познания рассматриваемой проблемы.

Практическая ценность работы заключается в том, что представленные в диссертации результаты и основные положения исследования могут быть использованы в научных исследованиях по общим проблемам истории России XX в., истории Великой Отечественной войны, истории зарубежных славян, истории государственных и общественных учреждений советской эпохи; при подготовке соответствующих разделов обобщающих трудов и учебных пособий; при чтении лекций общих курсов по отечественной и всемирной истории, а также специальных курсов по истории государственных учреждений России.

Основные положения диссертации нашли отражение в нескольких опубликованных статьях автора.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Деятельность Всеславянского комитета в Москве в годы Великой Отечественной войны"

Заключение

Перед лицом военных неудач первых месяцев Великой Отечественной войны и оккупации врагом огромных территорий страны Советское государство остро нуждалось не только в поддержке собственных граждан, но и мирового сообщества, в мобилизации не только материальных и людских ресурсов, но и в разворачивании мощной пропагандистской работы с целью объединения и сплочения народов СССР и всего мира в борьбе против фашизма. Необходимость этой деятельности во многом определялась попытками Германии изолировать и расколоть советское общество, объявив войну на Востоке «крестовым походом против большевизма».

Сложившаяся ситуация требовала серьезной перестройки всей идеологической модели пропаганды в стране. Смысл этой перестройки заключался в том, чтобы выработать такие системы ценностей, популяризация которых могла бы привлечь к борьбе с фашизмом не только народы СССР, но и его потенциальных союзников в мире.

Создание ВК в Москве было реакцией советской пропагандистской идеологической машины на трудности, вызванные первыми месяцами Великой Отечественной войны. Комитет создавался как часть государственной структуры пропаганды. Именно поэтому, формально являясь общественной организацией, ВК по сути был государственным учреждением, что отразилось в его структуре и крайне забюрократизированной деятельности.

Таким образом, основной причиной, повлекшей за собой создание Комитета, стало критическое положение Красной Армии и страны в целом в конце лета 1941 г., когда советская пропаганда использовала все возможные идеологические и материальные ресурсы для мобилизации сил и спасения страны. Иначе говоря, создание ВК в Москве было продиктовано «представителям советской общественности» (русским, украинцам и белорусам) и славянам-коммунистам, жившим в СССР в эмиграции, указанием «сверху». Руководящий состав ВК и членство каждого человека в Комитете также определялись «руководящими органами партии». Неслучайно, подводя в 1945 г. итоги деятельности организации в годы Великой Отечественной войны, председатель Комитета A.C. Гундоров писал: «Возникновение и успех этого движения (славянского. - авт.) объясняется, конечно, не работой ВК, а героической борьбой советского народа под руководством нашей партии и товарища Сталина, разгромившего гитлеровскую Германию, освободившего славянские народы и обеспечившего им политическую и экономическую независимость. ВК стремился быть только проводником указаний, которые получал от руководящих органов партии»206.

До апреля 1942 г. структура Комитета не была еще вполне четко определена; отсутствовало положение об учреждении и устав (были даже колебания относительно персонального состава организации). До указанного времени ВК не вел никакой практической работы, если не считать Первого Всеславянского митинга в Москве в августе 1941 г., который можно считать подготовительным этапом в его создании.

Окончательное оформление ВК в качестве «самостоятельной общественной организации» следует относить к весне 1942 г., когда в результате работы Второго Всеславянского митинга в Москве

206 ГАРФ. Ф. Р-9564. Оп. 1. Д. 3f>. JI. 31. удалось наметить основные задачи, план деятельности Комитета, принять решения о формировании актива и национальных секций, а также издании собственного печатного органа - журнала «Славяне», который печатался под девизом «Смерть немецким оккупантом!».

В своей практической деятельности ВК руководствовался двумя основными целями:

1. Разрушить стереотип изолированности советского общества, который сложился в результате почти 20-летней коммунистической пропаганды, настойчиво противопоставлявшей СССР другим государствам и народам мира, в том числе и славянским.

2. Создать единый антифашистский фронт славянских народов, апеллируя к идее всеславянского братства и взаимовыручки.

С первых дней своего существования Комитет был ориентирован на работу с заграницей. Поэтому первостепенной задачей ВК было установление по возможности более прочных контактов с зарубежными славянскими организациями, эмигрантскими группами, известными славянскими общественными деятелями, представителями славянской культуры и науки. Эти контакты должны были содействовать укреплению антифашистского движения в мире, а также внешнеполитического положения СССР. Показательным в данном случае является тот факт, что одним из главных вопросов практически всех пленумов организации был вопрос «о расширении и укреплении связей Всеславянского Комитета с зарубежными славянскими организациями»207.

207 Ср., наприм.: На пленуме Всеславянского комитета // Славяне. М., 1943. № 2. С. 36.

Основными формами работы ВК, носившими сугубо пропагандистский характер, были:

1) проведение антифашистских митингов.

2) организация радиотрансляций.

3) распространение статей, воззваний и других печатных материалов.

4) проведение культурно-массовых мероприятий.

5) организация торжественных приемов славянских военных миссий, государственных делегаций и т. п.

Анализ источников свидетельствует о том, что в течение первых двух лет деятельности ВК стремительно наращивал темпы и объемы своей работы. Так, уже к началу 1944 г. удалось установить тесные контакты с почти 130-ю славянскими организациями и

ЛЛО эмигрантскими группами за рубежом ; организовать более 3000 радиопередач; переправить в другие страны более 6500 печатных статей и документальных материалов, половина из которых была посвящена популяризации методов партизанской войны; инициировать проведение более 40 торжественных вечеров славянской культуры, лекций, выставок, встреч с партизанами и воинами.

Идейно-пропагандистская работа ВК не была неизменной и зависела от перемен в политическом курсе сталинского руководства, который, в свою очередь, менялся в зависимости от состояния дел на фронте. Если в 1941-1942 гг. государство в лице Коммунистической партии претендовало на роль хранителя и продолжателя лучших исторических и культурных традиций русского народа, то уже к концу 1943 г. с уменьшением опасности на фронте начала усиливаться тенденция к превознесению личных заслуг И.В. Сталина. «Мы, - писал председатель ВК A.C. Гундоров, - оказались счастливыми пропагандистами и выразителями тех идей, которые зарождались у борющихся против своего порабощения славянских народов и были выражены гением человечества, вождем советских народов тов. Сталиным»209. Параллельно с этим шел процесс постепенного возвеличивания русского народа в кругу других славянских народов.

Деятельность ВК на заключительном этапе Великой Отечественной войны претерпела ряд существенных изменений по сравнению с начальным периодом его работы.

К концу войны руководство ВК основными направлениями своей работы считало:

1. Мобилизацию славянских народов на ликвидацию остатков фашизма в своих странах.

2. Укрепление дружбы и тесного союза славянских народов с СССР, «который является единственным оплотом независимости демократических славянских государств».

3. Ознакомление славян Европы с социалистическими основами Советского государства, с социалистическими и политическими завоеваниями его народов.

4. Содействие в установлении тесной культурной и экономической связи славянских народов с народами СССР.

Одной из перспективных задач, которую ставил ВК перед журналом «Славяне» в конце 1944 - начале 1945 гг., была

208 По некоторым данным к концу 1943 г. ВК поддерживал связь более чем с 200 славянскими организациями мира и с 60 славянскими газетами. (Ср.: На заседаниях пленума//Славяне. М., 1943. № 11. С. 21.).

209 ГАРФ. Ф. Р-9564. Оп. 1. Д. 36. Л. 84. широкомасштабная популяризация среди славянских народов Европы советского образа жизни, оказание помощи «общественным деятелям славянских стран в овладении ими марксистско-ленинской наукой об обществе». Уже весной 1945 г. ВК начал подготовку и рассылку для печати славянских стран серии статей по вопросам экономического строительства СССР, планирования и 5-летних планов, Конституции СССР, достижений промышленности и сельского хозяйства, роли русского народа в истории освободительной борьбы славянских народов, советской науки, культуры и искусства.

Таким образом, в 1944-1945 гг. главным для Комитета стала пропаганда среди славянских народов советского государственного строя и образа жизни — «советизация» освобожденных стран Восточной и Юго-Восточной Европы.

Таким образом, несмотря на то, что в официальных документах и публичных заявлениях своих руководителей ВК часто именовался «инициативной общественной организацией», на самом деле вся его деятельность направлялась государственными и партийными органами. Поэтому идейно-пропагандистская работа Комитета целиком зависела от воли политического руководства страны. Об этом свидетельствует и сравнение документов, отражающих деятельность ВК, с материалами центральной советской прессы.

Роль ВК следует признать временной и отвечающей сугубо временным задачам военного периода. Поэтому неудивительно, что уже к концу Великой Отечественной войны существование Комитета в системе «общественных организаций и государственных учреждений» СССР сделалось избыточным и ненужным.

Дальнейшая судьба организации сложилась следующим образом. В 1946 г. в Белграде была создана новая международная общеславянская организация - Общеславянский комитет. В связи с этим в 1947 г. ВК был реорганизован в Славянский комитет СССР, который прекратил свою деятельность в 1962 г., а его функции были переданы Советскому комитету защиты мира.

 

Список научной литературыМосковских, Инна Александровна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Источники Архивные источники

2. Архив МБ РФ. Дело 2354. Материалы следствия по обвинению Лозовского С.А., Фефера И.Ф. и др. T. XXIII.

3. ГАРФ. Ф. Р-9170 (редакция журнала «Славяне»). On. 1.

4. ГАРФ. Ф. Р-9564 (A.C. Гундоров, 1895-1973 гг.). Оп.1. Д. 36.

5. ГАРФ. Ф. Р-9564 (A.C. Гундоров, 1895-1973 гг.). Оп.1. Д. 37.

6. ГАРФ. Ф. Р-9564 (A.C. Гундоров, 1895-1973 гг.). Оп.2. Ед.хр. 92.

7. ГАРФ. Ф. Р-6646 (Всеславянский комитет). Оп.1. Ед.хр. 31.

8. ГАРФ. Ф. 6991. On. 1. Д. 65.

9. РЦХИДНИ. Ф.17. Оп. 125. Д. 188.

10. РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 407.

11. Опубликованные источники Периодика10. «Правда», 1941-1945 гг.11. «Известия», 1941-1945 гг.12. «Комсомольская правда», 1941-1945 гг.13. «Красная звезда», 1941-1945 гг.14. «Труд», 1941-1945 гг.15. «Славяне», • 1942-1945 гг.

12. Журнал Московской Патриархии, 1944-1945 гг.1. Прочие источники.

13. Борьба славянских народов против фашизма. Свердловск, 1942.

14. Важнейшие законы и постановления Советского государства за время Великой Отечественной войны. М., 1946.

15. Ведерников A.B. Русская Православная церковь после кончины патриарха Сергия. М., 1947.

16. Герлинг-Грудзинский Г. Иной мир: Советские записки. М., 1991.

17. Говори и из.аве генерала Драже МихаиловиЬа. Чикаго, 1966.

18. Гундоров A.C. Боевое единство славянских народов в борьбе с гитлеризмом. М., 1944.

19. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1990.

20. История советской политической цензуры: Документы и комментарии / Отв. Сост. Т.М. Горяева. М., 1997.

21. Катынь. Пленники необъявленной войны / Под общ. ред. А.Н. Яковлева. М., 1999.

22. К братьям угнетенным славянам. Выступления представителей славянских народов на Всеславянском митинге, состоявшемся в Москве 10-11 августа. М., 1941.

23. Киселев А., протоирей. Облик генерала Власова. (Записки военного священника). 2-ое изд. Путь жизни, б.г..

24. КньежевиН Р.иЖ. Слобода или смрт. Сщ'атл, 1984.

25. Козлов Русский народ и Красная Армия. Б.м., 1944.

26. Лысогорский О. Песни о солнце и земле. (1931 1943): Перевод с ляшского. М., 1945.

27. Лысогорский О. Стихотворения. Л., 1946.

28. Москва военная, 1941-1945: Мемуары и архивные документы / Сост. К.И. Букова и др. М., 1995.

29. Национальный вопрос. На перекрестке мнений. 20-е гг.: Документы и материалы. М., 1992.

30. Политическая история русской эмиграции. 1920-1940. Документы и материалы / Под ред. А.Ф. Кисилева. М., 1999.

31. Правда о религии в России. М., 1942.

32. Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938-1943 гг.) / Публикация М.И. Одинцова // Отечественные архивы. М., 1995. № 2.

33. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1942.38. «Русская православная церковь стала на правильный путь» // Исторический архив. М., 1994. № 4.

34. Скрытая правда войны: 1941 г. неизвестные документы / Сост. П. Н. Кнышевский. М., 1992.

35. Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953: Документы: В 2 т. Т. 1: 1944-1948 / Отв. Ред. Т.В. Волокитина. М., 1999.

36. Судоплатов П.А. «Остаюсь единственным живым свидетелем.» // Молодая гвардия. М., 1995. № 5.

37. Третий Всеславянский митинг в Москве 9 мая 1943 г. М.-Л., 1943.

38. Фрейденберг О.М. Осада человека. Публикация К.Невельского // Минувшее: Исторический альманах. 3. М., 1991.

39. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым: из дневника Ф. Чуева. М., 1991.

40. Источники, опубликованные в Интернет46. http://www.berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer8/Starina8.htm.47. http://www.VERNADSKY.ru.1.. Исследования

41. Анисымов Е. Стереотипы имперского мышления // Историки отвечают на вопросы. М., 1990. Вып. 2.

42. Артемьев А.П. Братский боевой союз народов СССР в Великой Отечественной войне. М., 1975.

43. Валев Л.Б., Марьина В.В., Славин Г.М. Всеславянский комитет и освободительное движение зарубежных славянских народов в период II Мировой войны // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. М., 1973.

44. Верт Н. История Советского государства. М., 2002.

45. Добренко Е. Метафора власти: литература сталинской эпохи в историческом освещении. München, 1993. (Slavistische Beiträge, Bd. 302).

46. Захаров ИЗ. Дружба закаленная в боях. М., 1970.

47. Кириллов A.B. Роль Всеславянского Комитета в организации борьбы славянских народов против германского фашизма. АКД. Л., 1975.

48. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917-декабрь 1991. М., 1995.

49. Логин В. Т., Хробостов В.П. Нерушимая дружба народов Советского Союза важный источник победы в Великой Отечественной Войны. М.,1985.

50. Мартиросян С.С. Слово о русском народе // Главный герой войны. Ереван, 1975.

51. Никитин С.А. Славянские комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960.

52. Новиков И.А. Дружба народов СССР — источник могущества Советского государства и его вооруженных сил. М., 1959.

53. ПолитоваЮ.М. Вопросы патриотического и интернационального воспитания советского народа в годы войны // Межвузовский сборник научных трудов. Тамбов, 1987.

54. Попович Н.Б. Советская политика усиления патриотизма в годы Второй мировой войны // Наш современник. 1990, № 5.

55. Попович Н.Б. Возрождение самосознания русской нации // Наш современник. М., 1990, № 5.

56. Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж, 1979.

57. Пршутский Н.И. Проблемы военно-патриотического воспитания в армии // Межвузовский сборник научных трудов. Тамбов, 1987.

58. Ратъковский И.С., Ходякое М.В. История Советской России. СПб, 2001.

59. Романенко С. А. Между национальной и пролетарской диктатурой (Милан Недич Дража Михайлович — Анте Павелич - Йосип Броз Тито) // Международный исторический журнал. 1999. № 5.

60. Скурат К.Е. Русская Православная Церковь в освобождении Балканских народов от ига Османской империи // Богословские труды. М., 1987. Сб. 28.

61. Трубачев О.Н. Книга в моей жизни // Альманах библиофила. Выпуск 16. М., 1984.

62. Худавердян КС. Многонациональная советская культура и наука фронту // Главный герой войны. Ереван, 1975.

63. Цыпин В. История Русской Православной Церкви 1917-1990. М., 1994.