автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика национального и интернационального как методологический принцип исследования современных этнических процессов

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Байтенова, Нагима Джаулыбаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Диалектика национального и интернационального как методологический принцип исследования современных этнических процессов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика национального и интернационального как методологический принцип исследования современных этнических процессов"

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С.М.КИРОВА

На правах рукописи

БАЙТЕНОВА Нагима Дяаулыбаевна

ДИАЛЕКТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО КАК МЕТОДОЛОГШЕСКИЙ ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

09.00.01 - диалектический и исторический материализм

Автореферат

диссертации на соискание ученой степями ■ кандидата фмосефскях наук

Алма-Ата - 1991

Работа выполнена На кафеДре философии гуманитарных факультетов при Казахском ордена Трудового Красного Знамени Государственном Университете и«.С.М.Кирова

Научный руководитель - доктор философских наук, профос-

бор, заслуженный деятель науки Казахской ССР Сарсенбаев Н.С.

Официальные оппоненты - доктор философских Наук, профессор Кенжебаев С »Д.

кандидат философских Наук, доцент Пузанов О.П.

Ведущая организация - Казахский сельскохозяйственный

институт, .кафедра философии

Защита состоится * 1391 г. ьУ^" час.

на заседании специализированного .совета К 059.01.01. по . защитй диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Казахском Государственном Университете им.С.М.Кирова по адресу: 480012, Г.Алма-Ата, уя.АмаНгельды, 61.'

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского Государственного Университета им.С.М.Кирова. Автореферат разослан " 36_<ЩША~ 1991

Ученый секретарь специализированного совета, у

кандидат философсних адук М.М.ТАЖН

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Этническая ситуация во воем мире чрезвычайно осложнилась л стала одной из глобальных проблем современности. Этническув окраску пршшаот социальные явления, про исходящие в мире, будь то политические, экономические, социальные и духовные, в том числе религиозные. Следооательно, глобальность межэтнических конфликтов заключается, во-первых, е том, что внутри нашей страны пронизывает буквально все сферы казна общества, во-вторых, этнические конфликты имеет место во всем мире с полиэтническим образованием.

Полиэтническими сейчас являются не только республики, края, области, но и даже города, трудовые коллективы. Если в 1959г. число лвдэй прояиЕавдих за пределами сошных и автономных республик достигло 36,5 ылв. человек, это 17,5$ населения страны, то в 1979г. их было ухе около 49 млн. человек, т.е. они составляла 18,7# всех каталей СССР.1 А к началу 90-х годов число лиц, не являтихся коренными жителями союзшос а автономных республик, достигло 60 млн. человек. И в нашей отраве, одной лз самых полиэтнических в мире, действуют те общие тенденция в закономерности, присущие сегодня згяосфэяе всего пира, порой проявляясь а оакых крайних формах, В связи о этим особо выросла актуальность этнических проблей во ню« шрэ, в особенности а нашей охране. Нареэ-реиеннооть копившихся годами противоречий в этносфере привада к эокалацаи напряженности, к чедовечэоким жяртваи, в проявлению совершенно новой категория населения - этшпескизс беженцев. Более

I. Этнические процессы в осп рейтом каре. М. ,1987.-0.139.

того, такая взрывоопасная этническая ситуация в нашей страна грозит дестабилизацией во всем мире.

Кризис в этносферз застал врасплох теоретиков, заншлаюсщхся этническими проблемами. Возшшла острая необходимость в разработке принципиально новой концепции, не имеадей ничего обоего со стереотипом старого мышления, с догматизмом.

Исследования последних лег а основном направлены на отдельные стороны этнических проблем: это прзвде всего теоретические разработки и практические ркомендации, связанные с политическим я экономическим суверенитетом, развитием национальной культуры, языка, ростом самосознания и сделано в этом направлении нашло. Но, к сожалении, при этом без достаточного ваишния остались общеметодологические проблемы. Обществоведы в большом долгу перед практиками, т.к. теоретическое, методологическое обоснование со-аременшос этнореалаЁ недостаточно проработано и не отвечает современным требованиям,

В связи с э?Ы особо актуальной стада правде всего разработка философской концепции, которая арздлокщш бы общую методологию, общие принципы рзшешш sex проблем, возникающих сегодня а агио-сфаре.

Обострение этнической ситуации в нашей стране характеризуется целым комплексом противоречий, зачастую принимающих крайние формы. И разрешение других проблем связано прежде всего о его решением, поскольку одной из основных причин современных межэтнических коифдактов является нарушение единства национального a еигерационального. Поэтому столь ваасно гайти оптимальное соотношение национального а интернационального. Именно принцип диалектического еданогва национального а интернационального монет стать

той универсальной методологической основой, которая должна быть взята на вооружение при решении как теоретических, так я практических задач. Этот принцип должен быть взят в основу при решения любых этнических проблем на разных уровнях, начиная с государства и кончая личностными взаимоотношениями. Он является основополагающим при решении этнических проблем внутри полиэтнических обществ, между моноэтническими государствами, мевду полиэтническими и моноэтническими государствами и в особенности, на уровне международных организаций, регулирующих этнические конфаикты (например, ООН).

Все вшеизлокедаое и определяет актуальность избранной соискателем теш исследования.

Степень разработанности проблемы. Универсальностью соотношения национального я интернационального во всей эхаосфере объясняет многоаспектноеть изучения данной проблемы. Это прежде всего общие работы, где автор! рассматривают вопросы о соотношении национального и интернацдопального в различных сферах жизни общества. Среди них следует отметить труды Р.Г.Абдулатипова, Р.Б. Абсаттарова, Э. А.Багра «лова, Ю.В. Брошей, Т.Ю.Бурыистровой, М.С. Лгунусова, М.М.Сухикова, В.А.Тшкова, О.В.Чепко.

В достаточной степени рассмотрен вопрос о специфике проявления данного соотношения в социалистическом обрезе жизни. К авторам, труды которых хотелооь бы выделить, откосягся А.Л.Аимбегов, Ю.В.Арутшян, А.П.Бутеяно, Ы.Н.Губогло; Л.Юробижева, В.С.Зе-лончук, В.Н.Еяменова, МЛ.Росвнко, К.Ф.Фасеев, Н.Г.1мшякова, А.И.Холмогоров и др.

Разработаны закономерности взаимодействия я взаимосвязи таких социальных явлений, как культура и этносфера, в ажит ооог-

ношения национального и интернационального. К авторам, успешно работающим ь этом направлении, можно отнести А.Г.Агаева, А.О.Дшз-дамирова, С.Ш.Шериухамедова, Х.Х.Хавззарова.

Хотелось бц отметить авторов, изучающих проявление соотношения национального и интернационального в других социальных явлениях и внесших определенный вклад в .раскрытие данной проблемы: Н.Д^Джавдильдин (социальная психология), С.Д.Кенясбаев (социальное гвортесrao), Н.С.Сарсенбаеа (обычаи и традиция), Т.С.Сарсзн-баев (духовная казнь, интернациональное воспитание), М.Б.Тат&дав (этнодемографические проблемы), Проблею соотношения национального и интернационального так иди иначе разрабатывалась и прежде, но она не в состоянии полностью отразить объективные процессы, происходящие а жизни нашего общества. Более того, она тормозят развитие этнических процессов, деформируют их. Лплоть до недавнего времени зачастую нарушался принцип диалектического единства национального а интернационального и абсолютизировалась роль интернационального как в теории, так и на практике.

И поныне наг специальных работ, аде диалектика национального и интернационального рассматривалась tía как да г одологиче ский принцип в изучении этнических процессов в раа^ашении межэтнических конфликтов. Все это стало основанием для выбора теш исследования, определило его цель в задачи.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют произведения классиков щрксязш-дешшязма, партийные и правительственные документы, научно-теоретических а научно-фактических конференций, груда утеных-фадософов, этиографоэ, историков, экономистов, юристов, лингвистов, результаты этносоциодо-гичаских исследований.

Цель л основные задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в (Ьилософоко-методологическсм анализе и обосновании диалектики национального и интернационального как обще-штодологического принципа в изучении современных этнических процессов, не претендуя на разработку общефилософской концепции, что ш силам целому коллективу. Поэтому соискатель ограничил свою задачу разработкой общешгодологического принципа и определением возможности его применения в разрешении меазтнической напряженности.

Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

- выявить методологический статус понятий "национальное" ; "этническое", "интернациональное", "общечеловеческое" и др.;

- раскрыть диалектический характер взаимосвязи национального и интернационального ;

- охарактеризовать динамику взаимодействия национального и интернационального ;

- определить пути разрешения межэтнических противоречий в современных условиях, используя общеметодологическяй принцип диалектики национального и интернационального.

Результаты и научная новизна исследования. Диссертационная работа является попыткой раскрыть г обосновать основополагающий философско-методолсгическдй принцип исследования этнических процессов. На защиту выносятся сдедухше результаты, иыетие научную новизну:

- Раскрытие теоретико-методологических основ, о учетом изабнив-вшхся этнических реалий, что позволяло бы углубить не ли зязнпя о сущности понятий "национальное", "этническое", ";штерациональное", которые одновременно служат методой, ияструнеятом тэва-

няя действительности.

- Анализ диалектического хароктера взаимосвязи национального и интернационального позволил сделать выводы: а), эта взаимосвязь носит объективный, закономерный и глобальный характер, б), для гармонизации и оптимизации этнических отношений необходимо применение данного принципа в его двуединстве, без отрыва либо абсолютизации одной из его сторон, в), слокное, противоречивое взаимодействие двух сторон данного единства приводит к качественному изменению каадой из сторон и появлению нового соотношения национального и интернационального, г), среди целой группы противоречий в этносфере, основным является противоречие швду национальным и интернациональным, оно является объективной закономерностью и не шкет быть классифицировано как "негативное",либо как аномальное социальное явление. Более того, это противоречие на носит временного, фрагментарного характера и будет существовать, дока существует данное единство, т.к. это противоречие внутренне присуще ему.

- Естесгаеяно-яаучныЙ подход к социальным явлениям, в частности, к этническим, внявляет необходимость рационального использования наиболее позитивных моментов, что позволяет получить наиболее полную картину современной этнической ситуация.

- Анализ динамики национального и интернационального в истории нашего общества показал, что общёштододогический прчнцип диалектического единства шцаонадьвого и интернационального не всегда

был осяоводолагсшаы. Он служил основой национальной политики только в нервыэ десятилетия после Октябрьской рзволщаа. Затем этот принцип на врогякешш последующи; десятилетий, вплоть до последних дней, был искусственно разорван путем абсолютизации одной из оторои (интернационального) за счет ушлешш роли другой

(национального). Результат такого извращения - современная етди-

ческая ситуация в нашай страна. Но ныне наблюдается обратная тенденция абсолютизации национального а игнорирование интернационального , что, вероятно, может привеоги я новым этническим конфликтам.

- Анализ современной этнической ситуации на только в нашай стране, но и во всем мире, подтверждает вывод о том, что диалектика национального и интернационального является единственно верным общеметодологическим принципом, который при умелом использовании позволит выйти из современного этнического кризиса.

- Одним из возможных путей решения этого вопроса является тучная постановка национального воспитания, которое оградило бы нас от таких крайних проявлений в этнических процессах, как шовинизм и национализм, националистические страсти, амбиции.

- Необходима интеграция теоретических разработок, практических рекомендаций в этносфере, только при тесном взаимодействии представителей различии областей знания можно пр::йгя к позитивным результатам.

- Предпринята попытка определить основные пути решения этнических противоречий в современной этнической ситуации. •

- Обоснована необходимость актуализация второй и третьей языковых моделей, т.е. русско-национального и национально-национального двуязычия.

- .Возникла даобходимость рассматривать наша внугригооуларсгвеннкэ этнические процесса в общо мировом контексте, т.к. развитие насей страны со своими специфическими закономерностями, гюдчиояотса а обшешровым законам.

- В связи о этим обоснована возможность и необходимость позитивно-критического осмысления зарубежной теории и практика, обиан позитивным опнтом, кадрами, литературой, проведения чг-жду на родных гворумоь.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования этих выводов для дальнейшего изучения этнических процессов, а разработанный категориальный аппарат мокет быть использован для систематизации этнических понятий.

Практическая значимость основных положений и выводов диссертации - в возможности их применения в частных науках, так ила иначе занимающихся этническими проблемами, использования в вузовской программе по общественным дисциплинам, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, при шшнированш новых курсов учебных дисциплин по этническим проблемам. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционной и пропагандистской работе, а такнз при разработке программ, мер, практических рекомендаций по улучшению современной этнической ситуации.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы на межвузовской научно-теоретической конференции "Теоретическое наследие К.Маркса & современность" (Алма-Ата, 1363), на конференции-конкурсе молодых ученых и специалистов Казгооувд,-еореитота дм.С.И.Карша,'ШСЗЯЩ0ННОМ 50-летию КазГУ т.е.М.Кирова (Алма-^та, 1984), на Летней философской пс;оле молодых ученых "В.И.Лешш и философское наследие К..Маркса д Ф. Энгельса" (Алма-Ата, 1988), на конференция молодых ученнх и специалистов Казахского ¡университета им.С.Ы.Кирова, посвященной 70-лвгаю ВЛКСМ (Алма-Ата, 1988), на научно-теоретическом семинара молодых ученых-философов г.Алка-Аты "Перестройка и социальная активность молодежи" (Алма-Ата, 1988), на 3!-ом региональном философском чтении "Философия - пошлое, настоящее и будущее" (Фрунзе, 1989).Диссертация бшш обсуздэна аа хафвдро философии гуманитарных факультетов Казахского государственного университета ям.С.М.Карова и ре-

командовала л защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, степень разработанности проблему, теоретическая и методологическая основы/ цель и основные задача исследования, результаты а научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость диссертации.

Первая глава: "Методологическая основа исследования межэтнических отноявний"сост оит из двух параграфов.

Первый параграф - "К методологии изучения шэтняческих процессов" - посвяцен анализу категориального аппарата. Одниш .-з важных направлений снятия шяэтничэсжой напряженности а конфликтов является научная разработка я регулирование диалектической взаимосвязи национальных и интернациональных процзссов. Увлекшись решением конкретных задач в этносферэ, оставила без внимания теоретико-методологический аспект этнических процессов. В связи о этим, актуальным становится разработка методологических аспектов. Необходимость обстоятельного анализа понятий интернационального, национального, инонационального и т.д., их взаимосвязи а сопод-чиненвости определяется их штодологическлы значенной л исследовании проблем сформирования и развитвя этнических процессов. Боз четкого представления о оупдаооти, содержании, обьо.ед этих понятая и соотношений явлений ими обозначаемых, нельзя плодотворно исследовать, сознательно направлять, научно управлять т

В прежнем попадании aнтepн8Циoкaдыlor, трактовалось однозначно, и било идеологизировано; а пом продпочгешш отдавалось принципу приоритетности клзссових интересов над национальны, том

самым под прикрытием данного' принципа постоянно принижалось значение национальных интересов. Именно это является одной из причин негативного отношения к проявлениям интернационального. В связи о этим, сегодня очень часто можно услшать мнение о замене понятия "интернациональное" "общечеловеческим".

Понятие "общечеловеческое" по сравнению о "интернациональным" - всеобъемлвдее понятие и носит всеобщий характер. Если интернациональное является общим только до отношению к национальному, то под общечеловеческим понимается те всеобщие черты и связи, которые стоят над экономическими, политическими, социальными и духовными различиями. Также неправомерно отождествление понятий "интернациональное" с "межнациональным", "мировым", "меадународным". Интернациональное может выступать в роли межнационального, международного, мирового применительно к жизни а деятельности нации, Но не всякое международное, мировое, межнациональное мохе? бать интернациональным, хотя все они выходят га рамки национального. Более того, международное, межнациональное показывает только лишь наличие определенных связей, отношении между нациями, а интернациональное отражает более глубинные процессы, здесь речь идет та проото о связях, а об интеграционное, синтезирующих процессах. Интернациональное - это не просто механическая сумма национальных черт жизни наций, а результат диалектического единства, общность экономической, социально-политической и духовной оонов, синтез всего прогрессивного в шзна наций, интеграция общих черт, объединяющих роз личные нации а народности.

Однда из важных моментов, харентеризущвх процесс интернационализации» является естественная и насильственная ассикалация.Естественная ассимиляция прогрессивна только относительно, т.к., несмотря на добровольность а еотествэнность данного процесса, в

конечном счете, приводит к весьма трагичны),1 результатам, т.е.исчезновению национального. Б этнических процессах имело место и насильственная ассимиляция. Она проявлялась в очень крайних формах, когда целые народи депортировались и насильственно размеща-лиоь в инонациональной среде или когда целенаправленно сошные республики сильно "размешивались" (ударные стройки, целина и т.д.) и в результате, коренные нации сказывались в национальном меньшинстве. Или менее крайние формы, т.е. путем подавления или стеснения национального языка, культуры, самосознания. Ни естественная, ни насильственная ассимиляции не могут подменить интернациональное, а являются лишь средством для реализация данного процесса.

Современные этнографы используют более разнообразный к^тего-ряальный аппарат, чтобы еще более детально и глуб&е изучить интеграционные процессы в этносфере. К нам можно отнести такие понятия, как "межэтническая интеграция", "межэтническая консолидация", "этногенетическая ыиксация". Но все эти понятия детализируя, уточняя отдельные стороны интернационального, также на могут полностью заменить данное понятие.

Интернациональное но безнационально. Национальное своего рода способ бытия, существования интернационального. Существует такая точка зрения, согласно которой национальное сводится, ограничивается только национадьно-спзцифическад. На наш взгляд, наиболее верна точка зрения, согласно которой национальное есть синтез, диалектическое единство интернационального и национально-специфического.

В современной научной .литературе широко обсу.адается ¿опрос о соотношении "национального" и "этнического". Нередко речь адот о замене национальной терг.зшологап этнической. Это т?-ьпсшктея

тем, что, во-первых, традиционная национальная терминология а основном уогярела и не всегда шкет подлость» охваг^зь динамические этнические процессы. Во-вторых, этническая терланслогия более гибко а дифЬеранцированно учитываем все нюансы в созредюшшх этнических процессах. И, наконец, й-трегьих, возникает возыожно-сть принять ту единую этническую терминология),которая диктуется в процессе усиления связей в обдана с зарубежной, этнической литературой.

Относительно вопроса о соотношении "национального" и "этнического", если раньше в трактовке национального ограничивались социально-экономической основой, а игнорировалось этническое, го топерь ваблвдается тенденция к абсолютизация этнической основы л увлекаются игнорированием ооциальао-зконошческой ооеозы, рассматривая национальное только как этническое. Национальное есть диалектическое единство социально-экономического и этнического и умаление одной из сторон приводит к упрошенному понимании данного явления, что, а конечном счете, отражается на межэтнических отношениях. Но здесь возникает вопрос: если национальное в широком смысле есть единство социально-экономического я этнического, «горда выходит, что этническое - это не совсем социальное? По этому вопросу встречаются противоречивые толкования у товарищей Л.Н.Гумилева, С.М.Широкогорова и других. Мы не моаем отрицать природного, биологического --начала в человеке, а носителем этноса является человек и он на может быть вне природы. Более того, региональные особенности, яриродно-клишгичес-кие условия накладывают отпечаток на этнические особенности, в частности, на культуру, обычая, традиции и быт. Поэтому вполне возможно влияние внешних георгафичаских условий. Этническое есть специфическое социальное, это есть диалектическое единство со-

цкального и биопсихологического и прдродно-кли.\атичес:да. условий. Именно эти явлоаия в своем синтезированном аяде р. создают то особенное, чем, собственно, дананй этнос отливается от другого. Но ■ тдам компонентом является социальное.

Также необходимо учитывать тог факт, что гак интернациональное, так и национальное одновременно имеют и позитивные, и негативные сторонв.

Таким образом, изменение современных реалий ар'шело и к изменению содержания самих этих понятий, они обогатились новым содержанием, стали более гдбкл и разнообразны, что способствует более глубокому познанию этнической действительности. Вместе с тем, категории, отрежаюшье этнические процессы, как и любые категории должны постоянно совершенствоваться и дорабатываться, , чаобн соответствовать этнореал^м, которые в наш динамический век быстро подвергаются изменениям.

Второй параграф; "Диалектический характер взаимосвязи национального и интернационального" посвящен анализу характера их взаимосвязи. Этнические конфликты стали принимать более крайние формы, а том числе и з напей стране. Например, события в Алма-Ате 1986г., Якутии, Азербайджане а Армении, в Прибалтике, Узбекистане, Киргизстана, Грузии а Шной Осетии. В связи с этим, этнические процессы в центре внимания вашей общественности. Но, как шлют академия Брошей Ю.В.: "лра всей многогранности этого обсуждения его стершем з конечной счета является' вопрос о соотношении национального и интернационального в жизни нашего общества"*. В современной этнической ситуации, которая сложилась у

нас сегодня, проблема диалектики национального и интернационального имеет методологическое значение. Какой бы национальный вопрос н-- разился, всегда необходимо учитывать как национальные, так и интернациональные интересы, более того, нельзя упускать из .виду диалектический, протизоречилый характер из взаимосвязи. Диалектическое взаимодойствие национального и инторкацпопального является объективной закономерность». В кашей стране фактически игнорировалась данная закономерность, абсолютизировалась роль интернационального за счет ущемления, а то и вообще отрицания национального. й любой интерес к национальному квалифицировался .... как отступление от интернационального и проявление националистического экстремизма. Существовала тенденция отождествления национальных проблем с негативными явлениями. Повсеместно забывали, чго первой и самой вакной заповедью интернационализма является свободное развитие наций, удовлетворение их национальных интересов.

"Интернационалистский детерминизм" является одной из причин эпических конфликтов сегодня в нашэй стране,При решении тех или иных этнических проблем выдвигалась кесткая далемма:либо ты стоишь на позициях интернационализма, либо ты националист, тем самым игнорируя объективную законодарнуо связь между национальным и иатер-зациопадыщл.В современных условиях наблвдаегся другая тенденция-тенденцпя абсолютизации национального,и дальнейший прогресс нашего общества в данной парадиг.те видится в развитии только национального. Такой односторонний подход и в том, и в другом случае объясняется игнорированием диалектического характера этнических процессов. Развагсэ данного процесса возможно только при развитии диалектически взаимосвязанных двух сторон: и национального,и интернационального. ^.Энгельс писал: "Подлинно национальные идеи...в то же время

всегда являются и истинно интернациональными"*. Интернациональное определяет сущность национального,но национальное является средством выражения интернационального,становятся активной силой его развития.Это- всеобщая объективная закономерность формирования и развития этнических процессов.Многообразие национального способствует всемерному глубокому раскрытии и быотрому развитию интернационального .делает его более доступным и понятным для всех национальностей.

Автор показывает, что в результате диалектической взаимосвязи,соотнршэние национального л интернационального не остается постоянным, а испытывает изменения. Это новое соотношение складывается под влиянием следущих факторов. Бо-перзнх,активное воздействие интернационального на национальное ведет к укреплению в национальном общих для жизни различных нацвй интернациональных черт. Во-вторых,само национальное в процессе взаимовлияния и взашообо-гашения вбирает в себя интернациональные чергн-Таким образом,при всей устойчивости-национального, оно под влиянием интернационального -и в результате сближения претерпевает изменения, что ведет к новому соотношению национального а интернационального. Анализ национальных отношений через прчзму принципов и категорий диалектики показывает слоеекй, противоречивый, но в то же время неразрывный характер данного единства, что говорит об их диалектической связи.В этносфере существуют целые группы протяворечий.Но среди всей системы противоречий основным э сфере этнических отношений является противоречие мегду национальным п интернациональным, который носит глобальный характер и связан о этническим парадоксом соврэ-ионности. Это - противоречие мзяду интеграционным процессом я

I. К.Марм, Ф.Знгельс. Co4.-T.33.-C.374.

стремлением сохранить свою национальную самобытность. Наличие сложной систеш противоречий, их взаимозависимости и взаимообусловленности говорит об объективности и закономерном характера этих противоречий. К сожалению, зачастую противоречия рассматриваются либо как "негативное" явление, либо как недоработка в политическом и идеологическом плане, т.е. противоречия трактуются как нечто субъективное. Такие на противоречия смотрят как на социальное явление, которое носит временный, фрагментарный характер: достаточно решить существующие противоречия, наступит всеобщая гармония в межэтнических отношения}:. Противоречия в этнических "процессах но аномальное явление,а естественной состояние; пока существуют этносы,-всегда будут существовать и противоречия, отличаясь лишь по масштабам, по глубине, по содержанию и по форма. Зачастую при исследовании этнических процессов, как, впрочем, и других явлений, предпочтения отдавались более равновесным состояниям, а противоречия, неравновесные состояние рассматривались как второстепенные,не существенные явления, не характерные данному явлению. В действительности, именно "...вдали от равновесия могут спонтанно возникать новые типы структур. В сильно неравновесиях условиях может совершаться переход от беспорядка, теплового хаоса, к порядку. Могут возникать новые динамичные состояния материи, отражающие взаимодействие данной систеш с скру"якт;ей средой"^ Теория И.Прягок&ш вполне применима к совро-манной этнической ситуации.Согласно этой теории мокно сделать следу пл л л прогноз в развитии межэтнических отношений: этническая сфера нашего общества, будучи открытой системой,постоянно флукгуи-

I. Пригогш- И. ,Стенгего И. Порядок аз хаоса.М. Д986.-С.54..

рует и прл очень сильной (йлукйции (такая тэнденция все более усиливается) существу тая организация можэт быть разрушена.Приголшн И. не исключает возможность возникновения порядка из беспорядка и хаоса в результате самоорганизации. Но в современной взрывоопасной межэтнической ситуацли уповать на самоорганизацию, не актуально. Это больше подходит для биологических и шшх систем, но не для социальных. Также возникает вопрос, как определить»достигли ли мы критической точки,т.е. точки бифуркации,а что нас вдет з даль- • нейшем: хаос или образование нового? Или же порядок возникнет лишь после хаоса? Но, в любом случае, согласно этой теории, мы в конечном счете придем к более высокому уровню организации межэтнических отдашешй.К сожалению, эта теория не показывает пути разрешения противоречий, тем не менее ее значимость заключается в том, что она акцентирует вяимаале намЕравнозесныесостояния, обменяет механизм изменения а возможные выходы в той или иной межэтнической ситуации.

Одной из методологических опибох при исследовании этнических процессов является упрощенное шншланив диалектического единства национального а интернационального. Диалектическое единство, в отлично от метафизического понимания единства, означает сложный, противоречивый, характер взаимосвязи национального и интер-напдонального.В этом плане представляет определенный вате рос взгляд Л.Н.Гумилева, который опирается на концепцию Б.И.Вернадского о биохимической энергии.По ккзшш Гумалева, этнос является феноменом биосферы, поэтому самым непосредственным образом связан с биохимической энергией. Но способность абсорбировать эту энергию различная в разные периода этногенеза, что, однако,на означает "теорию неравенства народов".

Во второй глаье "Совершенствование механизма взаимосвязи

национального и интернационального в современных межэтнических процессах", состоящий из грех параграфов, рассматривается современное состояние межэтнических процоссов и возможные пути разрешения межэтнических противоречий.

Первый пагаггаб "Динамика взаимодействия национального и интернационального" посвящен анализу развития и изменения данного соотношения. Согласно концепции о двух тенденциях, первая тенденция есть пробуждение и образование собственно национального, вторая - ломка национальных перегородок, процесс интернационализации. Если первая тенденция присуща начальной стадии формирования этносоциальной общности, то вторая тевдекция присуща более . зрелому периоду. В гаком полиэтническом обществе, как наша страна, действие двух тенденций имело свои особенности. В силу ее полиэтничности и разности социально-экономических условий образования наций, проявляются по-разнсму в различных ее рэгионах.На-примар, в европейской части России еще до революции начался процесс консолидация наций, а после революции в этом регионе стала преобладать вторая тенденция, т.е. процесс интернационализации. В результате чего был нанесен огромнейший ущерб не только первой тенденции, т.е. рчзвигию национального, но, в первую очередь, и второй тенденции, т.е. интернациональному. Интернациональное соте рош реальную почву подсобой, ибо без национального оно терцет вся".и£'. смысл. Интернационально« всегда цредао/агает национальное ш развивается, существует через национальное. Для реального решения этнических проблем необходика гармонизация и оптимизация соотношения национального л интернационального, раззагае двух тенденций в ах неразрывном одиногве. Этот процесс носит объективный, есгвственноясторяческой характер. До последнего времена вадуьей тенденцией в данном соотноси ниа росслитрнралось интерна-

цнональное. Приоритетность интернационального абсолютизировалась баз учота конкретно-исторических условий, что привело к современной этнической ситуации. Современные зтнореалии в нашей стране, и не только в нашей стране, показывают, что приоратегнссть принадлежит национально^, как ведущей тенденции развития а совершенствования этнических процессов. Однако приоритетность национального в современных условиях никак не исключает возможности изменения данного соотношения, которое будет зависеть от конкретно-исторических условий развития этнических процессов.

Второй параграф "Из пракх-ики единства диалектики национального и интернационального" лосвящон анализу этнической действительности. В перЕью годы Советской власти более или менее соблюдался принцип диалектического единства национального и интернационального и многие вопросы решались путем оптимального сочетания как национальных, так и интернациональных интересов. Затем начался процесс отчуждения национального от своего субъекта,т.е. наций, - в результате чего все национальное стало под угрозой исчезновения.

Анализ политической сферы, в частности, государственного устройства, показывает, что э ворона десятилетия Советской власти был внодрен принцип федерации, который выразился в четком разделении функций мевду общесоюзными и республиканскими органам управления. Бо-пэрвых, это обеспечивало самоопределение и самостоятельность развития каадого этноса, во-вторых, фор® государственного устройства позволяла сбалансировать общегосударствен-, ше и республиканские интересы. Необходимо отметить и такой позитивный факт а развитии национально-государственных преобразований, когда все этносы была охвачены той или иной формой яацио-шльно-государотвешшх образований: начиная о союзных республик

и кончая национальными Советами. К сожалению, эта модель государственного устройства просуществовала недолго. Вместо этой модели было основано унитарное государсгво с жестким централизмом.

Дело не обстояло лучше и в экономической сфере. И здесь был нарушен принцип диалектического единства национального и интернационального. Остро стоьт вопрос об экономической самостоятельности, расширения экономических прав национальных образований (республик, автономий) и регионов. Например, Казахстан, обладая богатейшей сырьевой базой, не может решить свои социально-экономические проблеш.Бакономерно возникает вопрос о первооче-редьом:развитии на щи-¿ильной экономики, об экономическом суверенитете. Экономическая самостоятельность создала бы огромнейшие возможности для социального, культурного развития каждой нации, и учетом их самобытности, традиций и обычаев. Здесь уместно вспомнить опыт первых десятилетий в решении экономических вопросов, когда была четко разделены функции ыевд центром и союзными ре о-публиками, когда республика, сама распоряжалась своей долей из общесоюзного бвдкета. Но вскоре, з связи с установлением унитарного государства, установился диктат центра и в решении экономических вопросов. Диктат центра сказался и на разделении труда, узкой специализации. При этом экономически ущемлены были превде всего те республика, которые производили онръо.

¿наша духовной сферы жизни общества показывает, что я здесь дело обстоит но лучше. Повсеместно, любое проявление национального самосознания, попытка развить национальную культуру, язык, оценивалось только как национализм. А процесс интернационализации

в сфере культуры обгскгшгирезал ся чэрез "массовую культуру", что гапло дяр-яоэ распространение л в нашей стране. Необходимо отмэ-г^ть, чте "массовая культура", ее широкое распространение имеет

I

определенные позитивные моменты, в частности, способствует ускорению процесса интернационализации, межэтнической интеграции,ло-шет национальные перегородки. Но в "массовой культуре" преобладают негативные стороны. Напрадюр, "маисовая культура" является той благодатной почвой, на которой успешно формируется национальный нигилизм, безразлично к своей культуре, язику. "Кассовая культура" унифицируя, стандартизируя и дрилитивизируя многогранную национальную культуру, воспитывает, формирует у лкдей, особенно у молодегш, конформизм. Вместе с Чиссозой культурой" продолжается процесс культурной дифференциации, т.е. развивается и самобытная национальная .культура, но в более узких масштабах и з более малой аудитория, ограничиваясь зачастую только национальными рамками. Следовательно, распространение "массовой культуры" имеет двоякое следствие: с одной сгорсны, упрощается, извращается сам процесс интернационализации, с другой стороны, наносит ущерб всему навдональиому.

Тозгий параграф "Дуги разрешения межэтнических противоречий в современных условиях" посвящен самому сложному вопросу -реализаций методологического принципа диалектики национального и интернационального в решэнди «езэ этнических конфликтов в современных условиях. Для решения назревших мзяэтндчеозшх конфликтов, в первую очередь, необходимо разработать принципиально новую философскую концепцию. По мнению ученых в настоящее время оущоотвуют два альтернативных варианта решения национального вопроса в нашей стране. Дерзая концепция национально-разделительная и оонована на парадигме ярпмата национального в развития общества. Вторая

концепция осяовака на аациошлыю-гцшгркаонном пути а исходит из парадигмы яряшха интернационального и будущее развитие шации видит в развитии больного централизованного гооударогаа,

сближением или слиянием наций в будущем. Сейчас, на наш взгляд, наиболее перспективной может стать только та концепции, которая будет основана на важном методологическом принципе диалектического единства национального и интернационального. Данный общеметодологический принцип должен быть одинаково применим во всех сферах жизни общества, в решении как теоретических, так и практических задач. Но в кавдом случае должен быть дифференцированный подход, учет специфики кавдой сферы. с> сфере государственного устройства, общеметодологический принцип наиболее полнее реализуется через конфедеративные связи. С одной стороны, республики получают, максимальную возможность развеваться, удовлетворяя сйои . национальные интересы, с другой стороны, обладая большей самостоятельностью, расширяют свои внешние связи не только внутри страны, но и с зарубежными странами.

Наиболее оптимальный путь применения общеметодологического принципа в сфере экономики является экономический суверенитет, коюрый зачастую понимается однобоко, как развитие только национального. Фактически, только экономический суверенитет и рынок могут создать наиболее оптимальные условия как для развития национального, так ч для развития интернационального. Экономический суверенитет также означает оптимизацию экономической структуры республик, рациональное использование сырьевой базы.

На этнические процессы огпсмное влияние оказывает культура, духовная сфера жизни общества. Газзигие национального самосознания - прогрессивное явление, и тарактерно для этноса о высоким уровнем развития. Вместе с тем, для разграничения негативного от позитивного в развития национального самосознания, целесообразно ввроги такое понятие, как нациоигльстичоское самосознании. Одним из оптимальных путей разрешения межэтнических противоречий япля-

ется истинно интернациональное воспитание .которое должно охватить все этносы без исключения. Этноязыковая ситуация а пошей стране-один из самих сложных участков в сфере духовной жизни.Язык является не только средством общения, но и хранительницей национальной культуры, памятью наций. Для снятия этнической напряженности в сфере этноязыковых процессов, необходимо совершенствовать не только национально-русское двуязычие, но и русско-национальное и национально-национальное, двуязычия.

В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, намечены пути дальнейшей разработки проблемы.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1. Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни. Депонирована в ШМОН АН СССР 11.03.1987г., №28662, 1,5п.л.

2. Качественное изменение соотношения национального и интернационального в социалистическом образе жизни в условиях революционного обновления Советского общества.//Тезисы конференции молодых ученых д;специалистов КазГУ им.С.М.Кирова, посвященной 70-лотию ВЛКСМ. Алма-Ата,1988.- С.ЗО. '

3. Диалектика национального и интернационального как методологический пряшшц// Тезисы научно-теоретического семинара молодых ученых-философов Алма-Аты; "Перестройка и социальная активность молодежи". Алма-Ата, 1988.-0.14-15.

4. XIX партконференция о путях решения противоречил в меанацао-пальннх отношениях пр социализме.// Тезисы докладов 7 региональных философских чтений "Философия: прошлое, настоящее и будущее". Фрунзе, 1939.-С,86-87.