автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Диалогизация монологического текста как средство воздействия на читателя (на материале публицистики)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Чжао Айша
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Диалогизация монологического текста как средство воздействия на читателя (на материале публицистики)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалогизация монологического текста как средство воздействия на читателя (на материале публицистики)"

Ц Дй^Зскокский ГССЗДАРСТВНЩЬЙ УШШЕРСИТЗТ

имони М.В.Ломоносова

ФАКУЛЬТЕТ НУШАЛШМКИ Кафедра стилистики русского язика

На правах рукописи

Ч2А0 АЙША

ДИАЛОГИЗАЦИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА

КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧИТАТЕЛЯ (на материале публицистики)

10.01.10'- журналистика АВТОРЕФЕРАТ '

диссертации на соискание учёной степени филологических наук

МОСКВА - 1993

Работа выполнена на кафедре стилистики русского языка факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - профессор И.В .Толстой

Официальные оппоненты - доктор филологических наук профессор Н.И.ФОРМАНОВСКАЯ

- кандидат филологических наук * доцент М.П.СШКЕШЧ

Ведущая организация - Центр Международного образованиям!"/, Кафедра русского языка, повышения -квалификации и стажировок.

Зашита состоится " ¿МА-^ЯэА 1993 г. в _ часов па заседании специализированного совета по журналистике К.063.05.39 в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.

Адрес совета: Москва, К-9, Моховая, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета журналистики МГУ.

Автореферат разослан

" йЗн ию^^в—ут г.

УЧЙ1ЫЙ СЕКРЕТАРЬ СПВДШИЗИРОВАННОГО СОВЕТА

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник Ю.Я.Орлов

Рефорир^эыоя диссертационная работа является ксслодо-__

в-эпязм длалогизации монолога а публшдастическом стидэ.

Диадогизация моаояс^а есть пролив всего речевое явление, которое характеризуется наличием а монологической речи диалогических признаков.

Диадогизация монолога представляет собой также комплекс стилистико-синтаксических и функционально-'- - штических приемов, при умелом использовании которих монологический текст приобретает диалогический характер и эмоционально воздействующую силу.

Публицистика совмещает в себе две основные функции -информировать и воздействовать. Эффективность воздействия

публицистического текста в значительной степени зависит от умения и мастерства публициста в полной мере использовать выразительные возможности языка. Одним из выразительных средств является диадогизация монолога, при использовании которой устанавливается и поддерживается контакт между автором и читателем, облегчается читательское восприятие и понимание. Более того, вводя читателя на сообщаемую тему, автор убеждает читателя, побуждает его к активному размышлению, поискам ответа и стимулирует к решениям проблем или к реальным действиям.

Диадогизация монолога, рассматриваемая нами как комплекс стилистико-синтаксических приемов, основывается на стилистике и синтаксисе языка. Стилистика, изучающая проблему языкового употребления, немало внимания уделяет "совокупности установившихся в обществе языковых привычек и норм, в силу которих из

наличного запаса средств языка производится известный отбор, неодинаковый для разных условий языкового общения".1 При использовании различных языковых средств содержание и мысли остаются неизвестными, однако изменяется тон и окраска в самой форме изложения мысли, что обязательно влияет на восприятие высказы- ' ваемого в различных формах текста. Наряду с объективной структурой языкового знака, передающей мысли, в языке существует своеобразное субъективное дополнение автора я этой структура. В.В.Виноградов замечает, что понятие стиля проникает всюду, гае складывается представление об индивидуальной или индивидуализированной системе средств выражения и изображения, выразительнос-

• ти и изобразительности, сопоставленной или противопоставленной

2

другим однородным системам. При использовании разных приемов диалогизации выделяются не только личность и субъективность публициста, но и его индивидуальные средства выражения мысли, подачи информации, представления аргументов и развертывания спора и полемики.

Исходя из той установки, что авторские личность, субъективность и индивидуальность всегда имеют лексичэское и грамматическое выражение, мы рассматриваем диалогазацшо на семантико-синтаксическом уровне. Функционирование разных типов высказываний в осуществлении диалогизации исследуется в сверхфразовом единстве, которое характеризуется связностью и цельностью текста. Сверхфразовое единство имеет возможность более полно раскрывать

1. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку.-М.,1959, С.221.

2. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей.- М., 1961, С.8.

- - смысл И-прагматический_асдокт высказывания в конхсксто, представлять в окружении не отдояьиие предложения, я йзаклосоотяэ-сенные высказывания, снимающие смысловую и синтаксическую неоднозначность.

Выбор данного предмета исследования обусловлен двумя факторами - широкой распространенностью использования в публицистических жанрах диаяогизации монолога я способностью ее •в повышении действенности и эффективности в публицистическом творчестве.

Диссертация выполнена в рамках лингвистики текста, ориентирующейся на изучение структуры целого речевого произведения При лингвостилистическом изучении текста объектом исследования в большинстве случаив ягяястоя художественный текст. Изучение диалогиеации монолога на материале публицистики и выявление при этом ее стилистико-синтаксических и функционально-семантических особенностей составляют научную новизну исследования. За последние двадцать лет появились работы, посвященные лексическим и синтаксическим аспектам данной проблематики, но настоящая работа является первым диссертационным исследованием,

специально посвященным функциональным и семантическим аспектам диалогизации монолога.

Следовательно, актуальность диссертации обусловлена тем, что воздействующий эффект публицистического текста в значительной мере зависит от использования стилистико-синтаксических приемов диалогизации, в результате чего монологический текст приобретает ряд диалогических признаков - адресованностк, от-ветности м взаимообусловленности, которые способствуют осуществлению общения автора с читателем и воздействия на пего.

В работе анализ реализуется с учетом экстралингвистических факторов, определяющих лингвостялистические свойства диалогизации монолога. Это непосредственно связано с общими проблемами функционирования публицистики, разрешение которых является в настоящее время задачей особой важности.

Лель диссертационной работы - выявление особенностей функциональных и синтаксических связей между высказываниями и частями текста и раскрытие основ диалогизации монолога.

В соответствии с целевыми установками исследования определены его основные задачи:

1. Выявить взаимоотношения и взаимодействие говорящего

(пишущего) л слушающего (читающего) в речевом общении, их разные роли в коммуникации;

2. Описать функциональную сущность и основу диалогизации монолога;

3. Исследовать диалогизации как средство осуществления коммуникативной связи частей текста;

4. Установить соотношение между актуально-синтаксическими типами высказываний и определить их разные функции в диалогизированном монологическом тексте;

5. Выявить и описать воздействующую функцию диалогизации в соответствии с задачами публицистики.

Методологически важным при разработке теоретических положений диссертации было изучение работ Пр.Адакда, Ш.Баипи, М.М.Бахтина, В.В.Виноградова,Г.О.Винокура, И.Р.Гальперина, В.Гумболъдта, А.А.Потебми, Л.В.Сербы, Л.П.ЯкуСинекого, посвященных функциональной, комэднккатЕвной стороне речевой деятель- , ности и речевого прмгшоденкч, что составило мегодрлогичасуу» ■

— основу работы----------------------------------------

При анализе конг.роташ: взд9рха<ш вспользовалкс теоретические выводи и практические положения В.Л.Во.'.шорского, Е.А. Земской, И.И.Ковтуповой, М.Н.Хоеиной, O.A.Лаптевой, Е.П.Прохорова, Г.Я.Солганика, С.В.Свеганой, О.Б.Сиротадиной, К.В.Толстого ¡1 других исследователей.

В диссертации использовались следующие методы:

1. Метод лингвоетилистичеокого анализа топота, включающий в себя смысловое и коммуникативное комментирование речевого сообщения и собственно лингвистический анализ используемых языковых единиц;

2. Структурно-семантический и функционально-стилистический методы, позволяющие учитывать влияние экстралингвистических фактороз на формирование публицистического текста;

3. Методы сопоставления и описания, определеяющпе стилистические функции некоторых текстовых единиц;

4. Метод лингвистического эксперимента. Реконструкция высказываний с учетом конкротной ситуации, примененная в работе, исходит из основного положения В.В.Виноградова: "Монолог драматический является, в сущности, формой напряженного диалога с

■ опущенными репликами, он строится по принципам сдвинутой и сгущенной диалогической речи, представляя сцепку отдельных реплик". Данный метод представляет большую возможность выявить • внутренние связи мвзду высказываниями и частями текста.

Материалом для работы послукили публицистические произведения как классиков ХИ века, так и современных авторов (Л.Толстого, ЗДсстоэвского, Н.Чернышевского, А.Герцена, Х.Лгтш:;гл;ого, В. Бондарева, . А.Вознесенского, А.Нуйкяна, Б.О^Гцг-.-,,

- в -

0.Мороза и т.д.). Большую часть материалов составляет литературная критика, в которой особенно остро развертывается скрытая полемика. В качестве иллюстрации в работе используются . также материалы из современных газет и периодики, посвященные различным социальным проблемам, которые характеризуются ост- ' ротой речи и полемической направленностью.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно может помочь повышению эффективности слова в процессе публицистического творчества, его результаты могут быть использованы и при исследовании приембв диэлогизацип в художественной литературе. Разработанная методика анализа, как и его результаты, могут способствовать стилистическому изучению

текстов различных жанров речи и преподаванию русского языка русским и иностранным студентам.

Целью и зяяячями исследования обусловлена структура диссертации . Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

Во введении обосновывается выбор темы, дается краткое описание истории диалога, определяется актуальность и научная новизна исследования, формулируется цель и конкретные задачи работы, опродэкяются методы исследования, описывается выбранный материал дяя анализа и структуры работы.

Первая глава посвящена основным теоретическим аспектам

проблемы диалогкзацяи монолога.

В данной главе разрабатываются экстралингвистические фактора , создающие почву для -осуществления диалогизации и влияющие на формирование публицистического текста как продукта акта коммуникации.

-----Рджнейпов- значение. кяЛ_на1ШГО_ассг2-в эти таъкт понятие

■*1'03орячого"' г. "«.яукзкглго", роги !1 пза"лоотнои>ьния в речевом общении. Результаты исследовала многих ликгоястоэ (Л, Потебни, В.Гумбольдта, Х.Шгенталя) показывают, что речевое общение есть процесс взаимодействия субъекта с другим субъектом через счояо. Участники общения взаимообусловлены и взаимосвязаны. Поэтому понимание, как и говорение, является активной речевой деятельности).

. Роль слушающего важна постольку, поскольку он, как и говорящий, является мыслящим человеком, имеющим свой опыт, исходя из которого он воспринимает новое. Его восприятие и понимание всегда носят активный характер. В этом смысле нужно понимать потебнианский вывод: " Говорить - значит гтэ передавать свои мысли другому, а только возбуждать в другом его собственные мысли", " понимание в смысле передачи мысли невозможно".^

Активную роль говорящего и слушающего в речевом общении также подчеркивает и М.М.Бахтин: "Слушающий, воспринимая и понимая значение (язикспое) речи, одновременно занимает- по отношению к ней активно ответную позицию: соглашается или но соглашается с ней (полностью или частично),дополняет, принимает ее, готовится к исполнению и т.п. И эта ответная позиция слушающего формируется на протяжении всего'процесса слушания и

понимания о самого его начала, иногда буквально с первого оло-2

ва говорящего". Слушающий в общении отнюдь не пассивный объект, а активный субъект, один из равноправных участников дан- ного общения. Он необходим для говорящего как адресат, к

I. А.Л.Лотебчя. /а яох-дй по теоркя о лоте сч ости. - ХартяозДОД, С.131.

£ V > - ОЛОЁ^Сь ' Т'-О^".г.'-""Г:!. -М . , 1

которому он обращает свою речь я от кого тает реакции, как мыслящего собеседника, в которой он готов.возбуждать мыслительную деятельность к воздействовать через слово. В этом смысле можно сказать, что речь и понимание составляют единый творческий процесс. Говорящий и.слушающий являются творцами, совершающими этот процесс.

Диалогические отношения, рассматриваемые в первой главе, в конечном счете, это смысловые отношения между высказываниями в речевом общении. Как любой смысл, они находят свое выражение в языке. Они преете всего определяются общей темой речевого общения разных авторов, рассматриваемого наш как смысловой контакт двух субъектов. Общая тема позволяет одному занять ответную позицию по отношению к другому и одновременно вступить с ним в диалогические отношения.

Диалогические отношения особенно отчетливо проявляются в публицистических жанрах. Они характеризуются полемической нап- . равленностью, отватностм, и явной адресованностыо. Кагдый автор, обращаясь к какой-нибудь теме, неизбежно вступает в диалогические отношения с другими авторами, написавшими ранее статьи по канной теме. Они соглашаются или не соглашаются, утверждают или отрицают, корректируют или дополняют ___ . Общая тема

заставляет разных авторов выступать .на одном поле, где разгораются споры и полемика.

В первой главе разработаны стилистические аспекты диалоги-зации монолога. Существенно ваано замечание В.В.Виноградова, что разные стили отчасти противопоставлены, но в значительной степени сопоставлены. Они нередко находятся в глубоком взаимодействии и даже в смешении. "В стилистику речи, очевидно,

д«<;ш10 войт/, л язученла р&зайх"ферм" смо®»нич-и• азаияодействия_ монологической и диалогической рем;!".''" Дка/мгизаидч есть такой комплекс приемов, при использовании которых в одном речевом произведении происходит смешение стилистических и функциональных особенностей разных форм речи, в результате их взаимодействия достигается эффективность целостного текста. Дналогизированный монолог есть текст, который пронизан диалогическими элементами и в котором пересекаются рубеж; диалога и монолога.

В данной главе разрабатываются также теоретико-лингвистические аспекты диалога и монолога. Под текстом понимается любой внутренне организованный отрезок, представляющий собой продукт речевой деятельности и состоящий из связанных межу собой предложений (высказываний). Исследования по теории текста обычно направлены на два основных свойства текста - связность и цельность. При ориентации на связность на первый план выступает проблема правильности-неправильности построения связного текста. Диалогические и монологические тексты состоят из сверхфразопых единств, которые изучаются с точки зрения более полного раскрытия смысла предложения в речи, их прагматического аспекта и актуального членения.

Теория диалога, монолога и диалогизированного монсгога, рассматриваемая в коммуникативном аспекте, входит составной частью в общую теорию текста, подчиняется его законам. И в этом смысле учение о текста проецируется на диалогизированную монологичоскуь речь.

I. В.В. Виноградов. Стилистика. Теория поэтической реч::. Поэтика. - М., 1963, С.24.

Диалог как один из видов сверхфразового единства обладает рядом особенностей. Б данном исследовании выделяются такие параметры, какадресованность и взаимообусловленность. В процессе диалога собеседники находятся в едином коммуникативном поле, которое определяется временными, пространственными и тематическими ( смысловыми) отношениями. Этот фактор связывает и обуславливает их в реальном диалоге так, что реализация высказывания сяного собеседника осуществляется не тогда, когда оно было высказано,а лишь тогда, когда на него ответил другой собеседник. Высказанное одним собеседником без ответа другого в диалоге нужно рассматривать как неполное речевое действие, не выполнившее своз коммуникативное задание.

При использовании различных выразительных средств монологический текст приобретает диалогический характер. Взаимообусловленность реплик двух собеседников в диалоге проявляется в диало-гизированном монологическом тексте как связность и обусловленность высказываний в сверхфразовом единстве. Отличительный приз-вак стилистических средств - это способность вызывать ассоциации с опредеяекндаи обстоятельствам! говорения. Наше глзача заключается в том, чтобы внявить, ассоциируются ли языковые элементы с какими-нибудь речевыми ситуациями и с каким;; именно. Диалогизированный монолог есть такой текст; на который перенесены диалогические особенности. При чтении такого текста читатекя втягивают в диалог,.заинтересовывают, активизируют. Встретив вопроси, читатель невокьно дает свой ответ; при несовпадении . его точки зрения с авторской он возражает, корректирует, одвпм словом, реагирует на высказывание. Таким образом, осуществляется воздействие на читателя.

___Вх-орая ртава. посвящена—улассификации вн^ка',! ^вачий и их----------

•Ь'нкцисг ирсааиии в пу бвидосдагс?ких произведениях, а также рассмотрены данные высказывания как эксплицитные приемы диалоги гэции .

Диалогизация монолога представляет собой комплекс приоков. Сюда входят употребление глаголов повелительного наклонения, местоимения первого и второго лица, обращение, использование глаголов первого лица множественного числа, личных местоимений и глаголов второго лица в обобщенном значении, лексических повторов и разных типов вопросительных и повествовательных высказываний. Публицист нередко обращается ко многим из перечисленных приемов, которые в комбинированном виде создают наиболее сильную воздействующую силу и придают тексту яркую стилистическую окраску.

В данной главе диалогизацгш монолога рассматривается как комплекс приемов на примере публицистической статьи Б.Олейни-ка "Верую!". Внешне текст построен монологично, но внутрение это оживленный диалог автора с воображаемым собеседником. Здесь наблюдаются и обращенность речи, и адресованность, и обусловленность, вопросы и ответы, согласие и возражение,' коррекция мнений и разрешение сомнений. Проведенный анализ демонстрирует наибилеэ употребительные приемы диалогизации.

В работе рассматриваются лишь синтаксические приемы япало-гизации, функционирование разных типов вопросительных и повествовательных высказываний в публицистике; их стилистическая экспрессивность и воздействующая роль для Читателя.

В оанове типологии лежит теория Ш.Валли и Пр.Адзмца, которые выделяют четыре основных типа высказыва -

- 14 -

ний:1 общеинформативный, частноинформативный, обшеверифика-тивиый и частноверфикативный.

I,- Общеинформативный тип высказывания характеризуется тем, что вопрос относится к содержанию высказывания в целом, и ответ на него также относится к целостному высказыванию. Для данного типа типичны вопросы: Что случалось? В чем дело? Что < прокз^пр?

2.Частноинформативный тип включает в себя такие высказывания с различными вопросительными словами: кто, что, какой, как, гае, когда. почему и т.д. в вопросительных и соответствующие ответные высказывания. При этом говорящему известна часть информагцш, а другая часть неизвестна. И вопрос направлен на эту неизвестную часть. Ответ ограничивается лишь указанием на неизвестную часть информации.

3. Общеверификативный тип характерен для уточнения достоверности известного факта. Это такие высказывания, в которых вертификация направлена на модально-временной план, при этом вопросы, главным образом, оформлены с вопросительными словами , " мл", " разве'' и др. или без вопросительных слов и частиц, а ответные высказывания уточняют достоверность информации того т плана.

4. Частноверфикативный тип вопроса выражает сомнения в части имеющейся информации, и соответственно ответ разрешает

зто сомнение. ,

I. Ш.Балли. Общая лингвистика и вопросы французского языка.-М., 1955, С.47-48; Пр. Адамец Порядок слов в современном русском языке.- Прага, 1966.

Помимо четырех рассмотренных выше типов выделяются еще два типа высказываний, которые ввел в научный оборот И.В.Толстой:1

5. Общеконтрастно-утвердительный тип, имеющий обязательное противопоставление двух модально-временных значений.

В таком случае модально-временной план вызывает сомнение, которое получает разрешение в соответствующем ответе.

6.' Частноконтрастно-утвердитеяьный тип в отличие от пятого типа характеризуется противопоставлением других частей высказывания, кроме модально-временного плана.

Анализируемые примеры показывают, что "неизвестная часть информягши яеется в -ответе при отрицании другой вышественной информации. В этом айтуапьно-синтаксическом типе в результате разрешения сомнения в одном знании возникает точно определен- '. ное другое значение".1

На основе данной типологии высказываний отдельно рассматривается функционирование информативных и ворификативных типов как эксплицитных приемов диалогизации в публицистических произведениях.

К эксплицитному приему, относятся различные типы вопросительных высказываний, обракения, глагольные формы, обозначаюсь побуждение и др., которые имеют лексическое, морфологическое и синтаксическое оформление. Под имплицитным способом мы понимаем такие высказывания, которые держатся на смысловых,

I. И.В.Толстой. Отрицание как синтаксическое явление я его функционирование в публицистическом стиле.- Вестник Московского университета. 1972, Я 4, С.62.

контекстных и коммуникативных отношениях. Мы имеем в виду такие высказывания, которые нвшотся ответом на заданные не в явной форме вопросы.

Вопросительные высказывания информативного типа, главным образом, рассмотрены в заголовках и внутри текста. В публицистических статьях информативные вопросы часто играют роль микротема, подзаголовков, за которыми следует развернутое содержание. Справедливо утверждает С.В.Светана:" Для говорящего - это способ организации мысли и средство активизации внимания. Для слушающего каждый из вопросов служит расчленению сложного речевого произведения на композиционно-смысловые части".*

Нередко подзаголовки расчленяют текст на несколько относительно самостоятельных частей. И последующие блоки текста представляют собой развернутый ответ на вопрос, оформленный в виде подзаголовка. ( В работе это демонстрируется на конкретном примере)'.

Информативные вопросы внутри текста используются для подачи фактов и носят сообщающий характер. Однако помимо этого они часто фигурируют для представления аргумента, для подтверждения или опровержения какого-нибудь взгляда. При этом текст приобретает воздействующую силу и стилистический эффект.

Еще большую роль в публицистике играют вопросно-ответ-Еше конструкции верификативного типа. Если информативные сообщения всегда несут в себе новую информацию, то в веря-

X. С.В.Светана 0 диалогизации монолога. - Филологические науки.1585, й 4, С.42.

- 17 -

фикагшзггнх виска сшваниях " информация представляет собой не новое сообщение, а реакцию па мнение собеседника, верификацию или коррегцг этого мнения"*. Реакция на сообщаемые"факты может быть различной: подтверждение, опровержение, согласие, несогласие, сомнение, колебание в эксплицитно оформленном вице. Верификатнвные вопросно-ответные высказывания придают тексту полемическую направленность и экспрессивность.

В данной главе рассмотрены основные типы вер1фикативннх высказываний в комплексе с вопросами "ли", "или", вопросами без вопросительных частиц и союзов и риторическими вопросам.

Автор ставит вопрос не столько для того, чтобы получить вещественный ответ, сколько для того, чтобы поставить читателя перед необходимостью .сделать выбор, побудить читателя к активному размышлению, к поискам верного ответа. Отвечая на свой вопрос,автор устанавливает реальность информации, выражает свою позицию и отношение к ней. В таком случае внешне монологи-чзский текст как бы превращается в непосредственное общение звтора с читателем.

На основе анализа типов высказываний выявляются стилистические и композиционные особенности диалогизированного монолога. При имитации диалога для создания эффекта общения с читателем публицисты используют практически всю палитру стилисти-*;.;ск!1Х средств: лекси^аских, морфологических и синтаксических.

Анализируемый материал показывает, что ситуацию непосредственного общения поддерживает л закрепляет употребление лексики, относящейся к разговорному стилю. На уровне морфологичес-

;.Яр. Аяаыец Пор-одок слов в ссврамз;;;,о:.! рус с;; с:.', лзыкс,-Ирага, 1966, С.

ких средств можно указать на широкое применение повелительной формы глагола. Среди синтаксических средств попользуются обращение, эллипсис, парцелляция и т.д. Все эти средства в комбинации с вопросно-ответными высказываниями в значительной степени диалогизируют текст, захватывают массового читателя, стимулируют у него ту реакцию на сообщаемое, которая предусматривается автором.

В практике наблюдается изменение коммуникативных ролей автора и-читателя в вопросно-ответных конструкциях. Намечаются следующие основные тут/ распределения коммуникативных ролей:

1. Автор-спрашквающий и чктатель-отвечающий;

2. Читатель-спрашивающий и автор-отвечающий;

3. Автокоммуникация.

Первые два типа близки тем, что в контексте явно ощущается адресованность и полемическая направленность одного субьек-та к другому субъекту и взаимодействие вопроса и ответа. Большое количество вопросно-ответных конструкций относится к данным двум типам.

Текст также диа логизируется при автокомму'никации, когда автор сам себе задает вопросы и сам же отвечает на них. В таком контексте присутствует обращенность не к другому субъекту, ' а к самому себе. При использовании автокоммуникации автор вырисовывает линию своего размышления, как бы мимоходом втягивает читателя на подобный мыслительный процесс и приводит его к ожидаемому результату.

С точки зрения композиционно-структурного построения вопросно-ответные сверхфразовые единства в анализируемом материале тлеют следующие внутренние особенности;

1. Объединение в единой синтаксической конструкции нескольких воспросительних высказываний, относящихся к одному и тому же типу ( например, в одном блоке текста присутствует несколько выскпЕычаний с в опросите лгнымя словами какой,, какая, какие ...), ели к разным типам, при этом нарастает напряжение, усиливается тон и экспрессия и в конечном счете спровоцируется у читателя однозначный ответ.

2. Расчленение сложного вопросительного высказывания на отдельные предложения с использованием приема парцелляции.

3. Чередование информативных и верификативных блоков текста. Информативное сообщение представляет собой фон для дальнейшего развертывания рассужаения автора.

. 4. Вставка внутрь повествовательного высказывания информативного типа вопросительных конструкций (вставной вопрос), • выражающих модальность и отношение автора к сообщаемой информации.

Третья глава посвящена некоторым ш.тлицитным приемам диа-логизации, которые функционируют в тексте без оформления в виде вопроса-ответа. Рассмотрены.верпфикативние и контрасно-ут-вердительные высказывания в повествовательной форме как скрытый диалог.

Если эксплкцитность дяалогизированного текста можно установить по синтаксическим признакам о явно заданным вопросам и соответствующим ответам, то имптзщитность л большей степени определяется смысловыми диалогическими отяошвишшн. "Природа драматизма, - отвечает С.В.Светанаг в столкновении мнений, борь-¿о идей, взглядов, характеров"''', который находит своо выраке-

I. С.В.Светаиа 0 дизлогизации монолога. - Зилодогпчссквд науки, 1385, Л 4, С.-13,

- 20 -ние в скрытом диалоге.

Диалогические отношения проявлены в "перекличке" авторского слова с чужим словом. В публицистических статьях "чужое слово не воспроизводится с новым осмыслением, но воздействует, влияет и так или иначе определяет авторское слово, оставаясь само вне его" Ш.М.Бахтин). Такое слово нередко встречается в скрытой полемике, в которой каждое утверждение автора о предмете построено таким образом, чтобы помимо своего предметного смысла " полемически ударять по чужому утверждению о том же предемете" (М.М.Бахтин).

На основе изложенного положения в данной главе анализируется статья А.Нуйкина. Из анализа вытекает, что любое высказывание не может не быть в определенной мере направлено на то, что было уже сказано о данном предмете, хотя эта ответность не всегда получает отчетливое выражение. Высказывание наполнено "диалогическими обертонами", без которых мы не сможем до конца понять стиль высказывания.

Своеобразный прием в анализируемой статье заключается в том, что само название " А у нас зато_..." задает настрой на скрытый диалог с читателем. Последующие подзаголовки разделов фор- -. мируются по этому ее типу: "Зато у нас нет наемного труда!", "Зато у нас нет эксплуатации!", " Зато у вас нет частной собственности!". Эти восклицательные заголовки - реплики принадлежат не автору, а обобщенным носителям этих мифогем. Если мы эксплицируем диалог, то каждой реплике как бы предшествует соответствующее утверждение. Например: - Вы нищие! Вы плохо живете! - Зато у нас нет эксплуатации.... . Развенчивая традиционные ответы, публицист как бы стоит на позиции оппонента, ко-

тсрокгвссражаот соЗэсеянпй," оправдывая свою бедность.' Йаесь''' важно два момента. Во-первых, явная стветность и адрэсованность раавгавает скрктуг поязыяку, захватывал втягивая читателя; во-вторых, реконструированные реплики диалога относятся к вери-фикамшному кед высказывания, которнЛ опровергая и корректируя оцанку оппонента ( Вы нищие!...), устанавливает нереальность предлагаемого и выражает позицию собеяника (А зато у нас нет...). Сгя два момента помогают"автору осуществить скрытую полемику с обобщенным читателем.

Смысловые связи между высказываниями внявляются при использовании актуального членения. Как известно, в непосредственном диалоге выделение темы и рем» реализуется через интонацию, фразовое ударение и порядок слов; В публицистическом жа тексте'интонация и ударение существуют потенциально, остается лишь порядок слов, с помощью которого определяется коммуникативное задание высказывания.

Диалог принято относить к разговорному стилю, для которого типичен порядок слов с ремой в начале и темой в конце высказывания. Такой порядок слов, во-первых, способен передавать ответ-ность в диалоге между репликами собеседников. Например: - Вы дома проводите свободное время? или Я__слышал, что вы дом^дрово-дите^ свободное время. - В очередда/проводим мы свое свободное крамя. Ответная рзпликз яаправлйпа на коррекцию неверной информации. Рема (в очередях) выдвинута в начале предложения, что способно опровергать имеющееся предположение. Во-вторых, порядок слов "рома-яема" придает речи стилистическую экспрессию. В дан-"¡см случае кроме коррекции неверного предположения говорящий также выражает свое отношение: недовольство, обиду, кронил.

Одним словом, инверсией данного высказывания говорящий сообщает, что это предположение неправильно, не соответствует действительности.

Монолог же, как правило, является речыо спокойной, нейтральной. Б нем наиболее высокая часготность словорасподожения "тема-рема? При использовании в монологическом тексте инверсии ("рема-тема") на эту речь переносится к диалогическая от-ветность, и стилистическая экспрессия, присущие разговорному стилю, в результате чего монолог дналогизируется.

Вопросно-ответная структура пронизана теснейшими связями как на синтаксическом, так и на семантическом уровнях, что обеспечивает связность текста, содержащего вопрос и ответ.

В третьей главе анализируется ряд имплицитных приемов скрытого диалога. Ваздейшую'роль в диалогизацги играет верификация, которая функционирует как в вопросно-ответных конструкциях, что уае было рассмотрено во второй главе, так и в чисто повествовательной форме.

Существуют различные способы осуществления верификации. Коррекция и разрешение сомнения могут быть реализованы путем отрицания, противопоставления, сопоставления и т.д. При этом . ишлицитность проявляется в том, что верификативное высказыва-. ние не отвечает на какой-нибудь конкретный вопрос, а соотносится о более общей ситуацией или фактомХочется верить, что

"-проснуться. Но нет , _ это не_ сон, а уаасдая действи-тедмость^' (Л.Толстой). Оба высказывания носят веряфикативный характер. Последняя фраза непосредственно соотнесена с предыдущей, обе они исходят от автора и воспринимаются как ответ- -ные реплики скрытого диалога.

Отрицание как один из способов осуществления верификации шнимает большею место в публицистическом творчестве."По срав-¡ению с утвердительными по форме высказываниям! отрицательные >бладают медальной окраской оценочного характера" (И.В.Толстой). . )та оценочные особенности и определяет ответный характер отри-утельного высказывания.

Анализируемые в диссертации контраско-утвердителыше типы высказываний по сути дела являются своего рода варифшацией. Их синтаксические и семантические особенности заключаются в том, 1то утверждение в высказывании осуществляется посредством обязательного противопоставления, имеющего грамматическое оформ-тение не ..., а «.. в их разновидностях. Такие типы придают теко-fy акцентированно-утвёрдительную экспрессию и полемическую окраску. Противопоставление выражает наличие двух прстивополож-. ;ых взглядов и соотносит их так, что один отрицает, усиливает iругой, Имплицитность данного приема состоит в тем, что он является ответом не на какой-нибудь заданный вопрос, а на существующее мнение. Противопоставление направлено непосредственно на

это мнение, отрицая, возражая е;яу, сгущая утвердительную окрас-<у.

В главе рассмотрены разные типы противопоставления ( не...

Контрасно-утвердителыше высказывания нередко используются' з сопоставлением. Они обладают теми же фуакционально-сти'листи-вдекит оообэнностяш, что и высказывания с противопоставлением. Г-омантическое отличие состоит в том, что вторая часть не отрицает первую, а утверждает, дополняет, усиливает ее. ( нздолько, ¡о п).

Близки к этим двум к он тра сн о-у твердите льным типам и выска зывания о переходной сопоставительно-противопоставительной кон' струкцией не столько .сколько. В первой части конструкции, сса ной стороны, мнение оппонента- собеседника частично отвергается, а с другой, принимается автором, но не полностью. Вторая часть высказывания уточняет, расширяет мысль, закрепленную в первой части. В таком случае четко обнаружена корректировочная функция данной конструкции, характерная для скрытой полемики.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Диалогизация монолога в публицистическом тексте осу те с тв л/ ется в основном двумя способами: эксплицитным и имплицитным.

1. Как один из эксплицитных приемов, разные типы вопросительных высказываний функционируют в качестве заголовка, коте рый для автора служит способом организации текста и средством активизации внимания. Для с лушающэго.каждый .вопрос-расчленяет-оложное речевое произведение на композиционно-смысловые части.

2, Внутритекстовое вопросы в тексте имеют следующие особен ности:

а) информативные вопросы используются ддя подачи фактов, для представления аргумента и подтверждения или опровержения какого-нибудь взгляда. Они также носят описательный и повествовательный характер; ..

б) верификативнне вопросы представляют собой не новую информацию, а провоцируют реакцию на какое-нибудь мнение, удостоверяют реальность сообщаемого факта. Соответствующие ответы корректируют неверную информацию, разрешают сомнение.

По сравнению с информативными вопросами вертификативные обладают наибольшой воздействующей силой и стилистической экспрессией.

- 25 -

3.Имплицитными приемами диалогизации/рассмотренными в ¡зботе, являются веркфлкативние л контрасно-утвердительные доказывания в повествовательной форме.

В таких случаях диалогизация осуществляется разными спосо-

5ами:

а) выдвижением ремы в начало предложения;

б) семантико-синтаксическим отрицанием;

л) обязательным противопоставлением;

г) сопоставлением;

д) переходным сопоставительно-противопоставительными конструкциями.

Изучение семантики и синтаксиса текста в их тесном взаимо-хействии является важнейшей проблемой в исследовании публицистического текста. Ее решение применительно к разным жанрам послужит основой дальнейших исследований, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.