автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении "Литературной газеты"

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Соловьёва, Мария Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении "Литературной газеты"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении "Литературной газеты""

На правах рукописи

Соловьёва Мария Михайловна

Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении «Литературной газеты»

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

о 4 сен гщ

Саратов-2014

005552111

Работа выполнена на кафедре общего литературоведения и журналистики ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Елина Елена Генриховна

Официальные оппоненты доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры русской литературы и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Прохорова Татьяна Геннадьевна

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры литературы и журналистики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Воробьева Светлана Юрьевна

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Самарский государственный

университет»

Защита состоится « 24 » сентября 2014 г. в_час. на заседании

диссертационного совета Д 212.243.02, созданного на базе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корпус XI, ауд. 301.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Электронная версия размещена на официальном сайте Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского по адресу: http://www. sgu.ru/sites/default/files/dissertation/2014/05/26/dissertaciya_solovevoy.pdf

Автореферат разослан «¿О »¿^^¿¡9-2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Ю. Н. Борисов

«Литературная газета» - одно из самых значительных явлений литературной жизни СССР ганца 1920-х - начала 1930-х годов. Материалы газеты отражают основные литературно-художественные искания этого времени. К их числу относятся разработка принципов социалистического реализма, формирование методологии советской литературной критики, появление нового типа писателя, обсуждение художественного языка советской литературы.

Авторами «Литературной газеты» были яркие представители эпохи: М. Горький, М. Кольцов, А. Луначарский, А. Безыменский, Б. Пильняк, В. Инбер, К. Чуковский, Вс. Иванов, К. Федин, А. Фадеев, Е. Зозуля и др. На страницах «Литературной газеты» публиковались наиболее крупные писатели союзных республик, многие выдающиеся зарубежные писатели.

«Литературная газета» начала выходить в 1929-м году. Этот год отмечается многими исследователями как «год коренного перелома» (официально запрещается НЭП, объявляется курс на модернизацию, происходит постепенное усиление цензуры, ослабление роли РАПП). Радикальные изменения затронули все сферы жизни, в том числе и литературу.

На рубеже 1920-х - 1930-х годов начался процесс формирования сталинской пропаганды, авторитарных ценностей и институтов. Для литературно-художественных исканий этого периода характерен поиск новых жанровых форм, утверждение принципов единого творческого метода — социалистического реализма, выработка особых литературно-критических подходов к оценке литературного произведения. Важную роль в этом процессе сыграла «Литературная газета».

Явный интерес к рубежу 1920-х - 1930-х годов прослеживается в современном литературоведении. Процесс осмысления событий литературной жизни этого периода получил развитие в большом числе литературоведческих исследований. В них были предприняты попытки научного освещения наиболее актуальных

и спорных тем советского прошлого. Характерно, что ученые начала XXI века пытаются пересмотреть взгляды на эпоху, очистить ее от субъективистских концепций литературной жизни эпохи социалистического реализма и исследовать данное время объективно.

Исследователи отмечают, что в 1930-е годы литераторы, призванные освещать социалистическое строительство, сами становились строителями нового мира, творцами мифа о великой действительности. Изучение литературы социалистического реализма через призму мифотворчества и гиперреальности в настоящее время является одним из наиболее актуальных подходов к исследованию искусства 1930-х годов.

В существующих исследованиях по истории литературной критики начала 1930-х годов много внимания уделяется усилению государственного давления на литературу. Современные ученые сходятся во мнении, что именно со времени правления Сталина усиливается внимание государства к литературе как одной из составляющих государственной политики. Литературоведы пишут об осознании властью большого авторитета писателя среди обывателей и о понимании литератора как проводника государственной идеологии.

Не исключено, что именно с повышением внимания к политической и идеологической роли литературы и связано появление в 1929-м году первого выпуска советской «Литературной газеты», быстро ставшей главным периодическим изданием писателей 1930-х годов. Материалы газеты отличают тенденциозность и политическая окрашенность.

Актуальность изучения «Литературной газеты» в контексте общественно-политической жизни и развития советской литературы обусловлена важным фактором. Среди прочих литературных изданий конца 1920-х - начала 1930-х годов «Литературная газета» занимала особое место. Ее газетный формат позволял редакции фокусировать внимание не только на публикации литературных манифестов, литературно-критических статей, художественных

произведений крупных и малых форм, но и на текущих событиях. Большое внимание уделялось хронике литературной жизни. Актуальность диссертационной работы определяется необходимостью комплексного исследования «Литературной газеты» как уникального хроникера литературно-общественной жизни. В настоящее время в литературной эпохе 1930-х годов остается много нерешенных, спорных вопросов. До сих пор среди литературоведов нет однозначно сформированной позиции по отношению к литературе и литературно-общественной ситуации этого периода, между тем очевидна необходимость ее объективной оценки. Анализ контекста« Литературной газеты», вобравший в себя все многообразие литературно-художественных тенденций конца 1920-х — начала 1930-х годов, является ценным материалом для непредвзятого подхода к анализу литературной жизни эпохи.

Литературно-художественный и литературно-критический контекст «Литературной газеты» по праву должен быть объектом литературоведения. В трудах по истории советской литературы и журналистики «Литературная газета» была не раз упомянута и отмечается литературоведами как одно из наиболее авторитетных изданий эпохи. Такой позиции придерживаются, в частности, авторы учебника «Очерки истории русской советской журналистики»1, посвятившие характеристике газеты отдельный раздел. Несомненный интерес к газете со стороны исследователей подчеркивается тем фактом, что в 2011-м году вышло в свет целое отдельное издание, полностью посвященное истории «Литературной газеты»2.

Важным понятием в рамках исследования является понятие «Динамика литературно-общественной жизни». Для автора диссертации важно подчеркнуть, что литературно-общественная ситуация первой половины 1930-х годов - величина непостоянная, ежедневно меняющаяся,

1 Очерки истории русской советской журнхтистики / Отв. ред. А.Г. Дементьев. М., 1968. Т. 2

2 Три века «Литературной газеты». М., 2011.

пульсирующая различными оттенками смыслов. Это и непостоянство писательских репутаций, и переменчивость литературно-критических оценок, и изменение вех в воспитании писателя и читателя.

Особенность изучения «Литературной газеты» заключается в определении ее специфики, выработке специальных методов ее изучения. В основе этих методов лежат историко-литературные и журналистские аспекты. Взаимодействие двух начал в «Литературной газете» - литературно-художественного и публицистического -актуализирует проблему целостного освещения материалов газеты.

Новизна данной работы определяется комплексным исследованием материалов «Литературной газеты» в контексте основных идей и тенденций литературно-общественной жизни эпохи и связана с отсутствием в современном литературоведении широкомасштабного исследования газеты, затрагивающего разнообразие направлений редакционной политики, круг авторов, отношение редакции газеты к политическому курсу, повседневную жизнь советских писателей, их взаимодействие с непрофессиональными читателями. Выбранный ракурс исследования позволяет изучить специфику публикаций «Литературной газеты» во всем их многообразии и определить роль издания в общем процессе мифотворчества 1930-х годов, оценить степень влияния газеты на формирование основ советской литературы. Вносятся уточнения в литературную биографию М. Горького.

Методология исследования предполагает использование таких подходов, как комплексный анализ художественных и публицистических текстов «Литературной газеты» в контексте литературно-общественной ситуации 1920-х годов, сопоставительное исследование текстов, относящихся к различным видам творческой деятельности, описательный, историко-литературный и культурно-исторический, функциональный и типологический методы. В работе использованы элементы источниковедения. Важной методологической основой работы стала концепция истории

отечественной литературной критики, разработанная в трудах ученых Саратовской школы под руководством В.В. Прозорова.

Теоретическую базу исследования составляют работы Г.А. Белой, М.М. Голубкова, X. Гюнтера, Е.А. Добренко, Е.Г. Елиной, В.В. Мусатова, В.В. Перхина, В.В. Прозорова, М.О. Чудаковой, В.В. Эйдиновой, М.Н. Эпштейна.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в анализе литературно-критического и литературно-публицистического текста в структуре литературного издания, в изучен™ типов интерпретации как литературного текста, так и писательского творчества в целом, в обобщении механизмов влияния газеты на трансформацию литературно-общественной обстановки.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения «Литературной газеты», а также в вузовских курсах по истории русской литературы XX века, литературной критики, журналистики 1930-х годов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В первые годы издания редакционная политика газеты связана с формированием имиджа «Литературной газеты» как главного печатного органа для писателей и о писателях: вырабатывался повелительный по отношению к писателям стиль, расширялась агитационная кампания по вовлечению писателей в социалистическое строительство, определялся статус советского писателя как пропагандиста.

2. Новая литература осмысливается «Литературной газетой» через концепцию ударничества и воспитание молодых писателей как горьковской плеяды. Газета демонстрировала устойчивую тенденцию к сложению мифа о единении писателей н читателей из числа рабочих и крестьян, потенциальных героев литературных произведений. Первый съезд советских писателей стал для «Литературной газеты» главным проектом, продемонстрировавшим убедительность сложенного мифа о единстве литературы и народа.

3. Воплощением редакционной политики издания становится

«Дневник «Литературной газеты»», в котором главным субъектом повествования было местоимение «мы». «Дневник» стал выразителем идей и категорий своего времени, голосом масс, приобщая не только писателя, но и читателя к магистральному движению советской жизни, к линии партии и ее вождю.

4. Развивающийся на страницах «Литературной газеты» конфликт между авторитарной литературной критикой и литературной критикой, отстаивающей эстетическую ценность произведения, к середине 1930-х годов завершается утверждением «партийной» литературной критики.

5. Литературно-художественные произведения, напечатанные на страницах газеты, откровенно публицистичны. Законам публицистики подчинены отрывки из романов, рассказы и поэтические тексты: произведения тяготеют к документальному эпосу, герои получают внятную авторскую оценку, художественная образность заменена четкими констатациями и выводами. Литературные критики высоко ценят публицистично сть, «фактурность» текста, наличие прототипов, биографичность, скептически относясь к вымыслу и художественной условности.

6. Важнейшей фигурой для «Литературной газеты» становится писатель, который позиционировался и как литературный критик, и общественник, и идеолог. Наделяя писателя главной ролью, «Литературная газета» ставит его выше читательской общественности, постепенно осознающей свою некомпетентность в вопросах литературы.

7. В тенденциозных, политически маркированных статьях, активной демонстрации поддержки партийному руководству на страницах «Литературной газеты» видится не только результат давления власти, но и выверенная редакционная стратегия.

Объектом исследования выступают художественные произведения, литературная критика, публицистика, внутренние отзывы, полемика и редакционные взаимоотношения «Литературной газеты», предметом - отражение литературно-общественной ситуации

эпохи на страницах издания.

Хронологические рамки исследования так или иначе связаны с именем М. Горького и его влиянием на газету, ее руководство и редакционный коллектив. В центре внимания — события, ограниченные 1929-м годом — годом начала издания «Литературной газеты» и 1936-м годом - годом смерти М. Горького и связанными с этим изменениями в цензурной политике, в редакционной стратегии, во всем ходе общественно-литературной жизни.

Цель работы: комплексное изучение материалов «Литературной газеты», определение ценности и уникальности издания как историко-биографического источника для изучения русской литературы 1930-х годов.

Задачи работы:

• проанализировать литературно-художественные и литературно-критические материалы газеты за 1929-1936 годы в контексте основных событий литературной жизни эпохи;

• определить степень включенности «Литературной газеты» в общественно-литературную жизнь страны;

• изучить особенность основных литературно-художественных исканий времени посредством отражения их в «Литературной газете» с учетом специфики и узкой направленности выбранного издания;

• определить роль М. Горького в организации «Литературной газеты», ее становлении и развитии.

Структура диссертационной работы представляет собой Введение, три главы, Заключение и список литературы.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы, аргументируется научная новизна работы, ставится цель, определяются задачи и методология исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, говорится об апробации

научных результатов и возможностях их дальнейшего применения. В этой части диссертации рассмотрен вопрос о степени освоения современной филологической наукой «Литературной газеты» как уникального явления литературно-художественной жизни конца 1920-х - начала 1930-х годов. Во Введении обосновывается выбор изучаемого периода 1929 - 1936 годов.

В первой главе «"Литературная газета" 1930-х годов: редакционная политика и общественно-литературный контекст» исследуются основные направления редакционной политики издания. В этой части реферируемой диссертации большое внимание уделяется изучению истории возникновения советской «Литературной газеты», делается акцент на причинах ее появления.

В диссертации доказано, что в первые годы издания «Литературной газета» вела кампанию по привлечению писательской аудитории, по формированию имиджа «Литературной газеты» как главного печатного органа для писателей и о писателях. Самой редакции с самых первых номеров было свойственно ощущать себя выше писательской общественности, наделять себя определенной властью. Для передовых статей газеты характерны повелительные интонации, командный тон.

Редакция газеты с большим энтузиазмом откликалась на партийные решения и постановления, всячески побуждая литературное сообщество стать активным участником общественной жизни. Важной ступенью в процессе становления издания стала мощная агитационная кампания по привлечению писателей в социалистическое строительство. На протяжении первых лет жизни «Литературной газеты» тема важности участия писателя в социалистическом строительстве не сходила с ее полос. Газета со страстным энтузиазмом публиковала на своих страницах большое количество материалов, так или иначе отражающих внимание и интерес к социалистическому строительству. К их числу относятся передовые статьи, лозунги и призывы к участию в творческих командировках, отчеты и отзывы

самих писателей о поездке в колхозы. Редакция провозглашала включенность в строительство главной писательской задачей, а писателя наделяла функциями агитатора и пропагандиста.

Еще одной значимой агитационной кампанией на фоне социалистического строительства, в которой самое активное участие приняла «Литературная газета», стала кампания по привлечению в литературу ударников. Редакция неоднократно заявляла о необходимости наличия в советской литературе писателей-ударников, о важности их работы и творчества. «Литературная газета» скандировала: «Лицом к ударнику!», выпускала специальные выпуски, посвященные движению ударничества, агитировала писателя на сотрудничество с рабочими авторами. Такая редакционная политика объясняется необходимостью активного освещения социалистического строительства. Профессиональному писателю требовалось порядочное количество время на знакомство с не известным ему бытом колхозов или устройством работы заводов, аударнику, то есть человеку из народа, такое подготовительное изучение не требовалось.

Анализ материалов газеты показывает, что литераторы подавались «Литературной газетой» самыми активными участниками общественного и культурного процессов. Они выступали на страницах газеты с открытыми письмами, литературно-критическими статьями, отчетами, публицистическими очерками, художественными произведениями. В «Литературной газете» обсуждали и решали насущные, повседневные вопросы: собирали деньги на разные нужды (оргвзносы, добровольные пожертвования), публиковали объявления о собраниях и совещаниях, разъясняли юридические тонкости писательской работы. Редакция проводила опросы, анкетирования литераторов.

В начале 1930-х годов на волне повышенного интереса к писателю и его роли в общественно-политической жизни авторы «Литературной газеты» затрагивали вопросы напрямую касающиеся специфики литературного творчества: рабочую нагрузку,

особенности оплаты, авторское право. В данной части диссертационной работы отмечается, что особенно насущной проблемой в 1930-е годы была проблема бьгга, гигиены труда советских литераторов. В процессе вовлечения писателя в социалистическое строительство происходило не только переосмысление целей писательской работы, но и профессии писателя как таковой. Авторы «Литературной газеты» задавались вопросом: «Можно ли приравнять писателей к трудящимся?». Подобные попытки пересмотреть литературный труд с целью превратить его из призвания в профессию с четкой системой и графиком работы лишали писателя всякой творческой инициативы, свободы мысли и вдохновения. «Литературная газета», осознавая важность этой работы, вслед за партийными установками выдвигала для всех писателей общие задачи и цели, объединяла писательскую общественность под общими лозунгами, призывала к выполнению единого плана. Писатель в 1930-е годы на фоне кампании по привлечению внимания к социалистическому строительству сам становился подконтрольной единицей, был вынужден подчиняться не только литературным, но и партийным организациям.

В первой главе диссертационной работы исследуется роль М. Горького в становлении и развитии «Литературной газеты». Аналитическому обзору подвергаются материалы газеты, в которых тем или иным образом была освещена широкая литературная деятельность Горького, его творчество, литературно-критические воззрения. В работе отмечено, что период 1929 — 1936 годов по праву называется «горьковским периодом» в истории газеты, что справедливо, поскольку именно в это время влияние Горького не только на содержание редакционных материалов, но и на общественную жизнь страны в целом было невероятным. Горький воспринимался редакцией газеты как лидер литературной жизни страны, пример, на который должен равняться каждый советский писатель. «Литературная газета» публиковала большое количество ярких, трепетных, восторженных писем писателей и читателей Горькому, чем подчеркивала его абсолютный авторитет

не только в профессиональной среде, но и среди обывателей. В работе показана симпатия самого Горького к «Литературной газете», отразившаяся в немалом количестве его статей, а также доказывается его прямое участие в организации и появлении издания.

Особое внимание в диссертационном исследовании уделяется «Литературной газете» как активному участнику общественной и литературной жизни. Газета трепетно следила за развитием и состоянием своих коллег по цеху — литературных журналов и периодически публиковала на своих страницах в большей или меньшей степени подробные обзоры советской литературной периодики. Редакция обращалась к анализу наиболее крупных и состоятельных литературных изданий эпохи: журналам «Октябрь», «Красная новь», «Знамя», «Звезда», «Молодая гвардия», «Новый мир», «Колхозник», «Чиж», «Пионер». Газете было свойственно обрушиваться на работу журналов с резшй критикой, выискивать недостатки в их взглядах на литературный процесс. Эта тенденция заметно усиливается к середине 1930-х годов. В этом видится определенная позиция, которую постепенно начинала занимать «Литературная газета», ее самоощущение уверенного, самодостаточного печатного органа со своей точкой зрения на литературу и правом подвергать сомнению правильность других взглядов.

В диссертации отмечается, что важным проектом в процессе развития «ЛГ» как печатного органа стала рубрика «Дневник «Литературной газеты», постоянно выходившая с 1932-го по 1935-й год. В этой рубрике редакция выступала главным экспертом не только в литературе, но и во многих сферах общественной жизни и искусства, публикуя небольшие заметки о наиболее ярких явлениях общественно-литературной жизни эпохи.

Анализ материалов рубрики позволяет сделать вывод, что с ее помощью редакция заявляла о своей уверенной позиции, своей компетентности в вопросах литературы, искусства, об определенной власти в общественно-литературной жизни страны. Благодаря

«Дневнику», «Литературная газета» становилась не только хроникером общественно-литературной жизни СССР, но и его критиком, авторитетным экспертом в этой области. Исходя из материалов рубрики, можно сделать вывод о том, что «Литературная газета» претендовала на роль вождя литературного процесса

Во второй главе «Первый съезд советских писателей в интерпретации "Литературной газеты"» исследуется роль издания в организации и проведении Первого съезда советских писателей, который состоялся в августе 1934-го года и стал важнейшим событием литературной жизни 1930-х годов. Утвержденные на нем принципы социалистического реализма стали ключевыми для развития литературы и во многом повлияли на ее бытование в последующие годы.

Первый съезд советских писателей - не только знаковое событие 1930-х годов, но и важная ступень во всей истории развития русской литературы. Проведение всероссийского съезда и официальное учреждение единой писательской организации были обусловлены политическим курсом в области литературы. Предшествующие им постановление 1932-го года «О перестройке литературно-художественных организаций» и создание в результате Союза советских писателей ознаменовали окончание эпохи плюралистичных и противоречивых 1920-х годов и провозгласили официозные, монополизированные, унифицированные 1930-е годы.

В диссертации доказано, что Первый съезд советских писателей стал знаковым событием для «Литературной газеты». Благодаря ему изданию удалось не только закрепить свои позиции в мире советской периодики, но и утвердиться в собственном самоощущении: стать смелее в оценках и критических замечаниях, осознать собственный авторитет.

В это время газета испытывала невероятный подъем творческих настроений. Накануне съезда она буквально жила ощущением грядущего великого события. До его начала в издании было открыто несколько специальных рубрик: «Накануне съезда» и «Мысли

к съезду», «Предсъездовая трибуна», «Перед открытием», «Готовимся к съезду». Редакция газеты активно агитировала широкую общественность принять участие в подготовке к съезду, подчеркивая важность и уникальность этого события. В материалах названных рубрик писатели с энтузиазмом рассуждали о значимости будущего съезда и делились своими представлениям о том, каким он должен быть.

«Литературная газета» активно подогревала внимание к Первому съезду по всей стране, публикуя большое количество статей, освещающих подготовку к нему. Авторы газеты отдельно останавливались на недостатках подготовительной работы, обвиняя тех, кто, по их мнению, готовился недостаточно усердно.

Редакции «Литературной газеты» очень важно было подчеркнуть широчайший общественный резонанс, произведенный Первым съездом советских писателей. Это делалось с помощью нехитрых приемов: педалировалась идея всеобщего ожидания, «Литературная газета» пестрила статьями об ожиданиях съезда среди рабочих, крестьян, школьников, деятелей искусства, работников самых различных сфер. Все они не только приветствовали съезд писателей, но и сами участвовали в обсуждении проблем литературы и литературной критики.

В диссертации отмечается, что в середине 1934-го года редакция резко увеличила периодичность издания, уточняя, что во время всесоюзного съезда, начиная с 17 августа, газета будет выходить ежедневно, за исключением послевыходных дней. Данный, на первый взгляд, незаметный факт, говорит об удивительной трудоспособности, высоком уровне энтузиазма и больших обязательствах, которые брала на себя редакция. Выполнение эттс обязательств способствовало укреплению позиций «Литературной газеты», повышению ее авторитета в писательской среде.

В дни съезда «Литературная газета» стала его главным хроникером. В течение двух недель в газете ежедневно публиковались стенограммы наиболее важных и интересных, по мнению редакции, выступлений делегатов. Всего за время съезда здесь были помещены

целиком речи большинства выступающих. Среди них: М. Горький, Ю.Шмидт, М. Торошелиджзе, М. Климкович, Е. Шварц, М. Кольцов, К. Чуковский, Б. Пастернак, Л. Леонов, А. Караваева, В. Инбер, И. Бабель, М. Шагинян, Л. Сейфуллина, Ф.Гладков, И.Эренбург, Н.Бухарин. Отметим также, что «Литературная газета» не ставила своей целью публикацию полной стенограммы съезда с подробным описанием всего происходящего (например: утверждение состава президиума, голосование за состав секретариата, утверждение состава мандатной комиссии и т.д.), как это было сделано позже в отдельном издании стенограммы Первого съезда советских писателей. Для «Литературной газеты» было важнее представить своим читателям тексты писательских докладов, которые, естественно, не смогли услышать те, кто не получил почетной возможности присутствия на съезде. Отдельные выступления публиковались в пересказе, иные лишь упоминались в ежедневных обзорах «Вчера на съезде» и в «Дневнике съезда». В этих рубриках давалась подробная хронология каждого дня заседания, указывалось, какие доклады были озвучены, кто участвовал в прениях.

Анализируемый в работе контекст «Литературной газеты» передает торжественный, праздничный тон заседаний. Такой эффект во многом достигался авторами за счет отзывов гостей и участников.

Ключевой фигурой съезда «Литературная газета» делала М. Горького, развертывая вокруг него настоящую кампанию по постепенному созданию культа писателя, возведения его в абсолют. Имя Горького красной нитью проходило через большинство статей о съезде. В течение двух недель «Литературная газета» с упорным постоянством продолжала подчеркивать значимость Горького не только для писательской общественности, но и для всей страны.

Публикуя подобные материалы один за другим, постепенно «Литературной газете» удавалось создать впечатление, что никто ни в Советском Союзе, ни за его пределами, не мог остаться равнодушным к съезду: ни писатели, ни читатели, ни рабочие, ни колхозники, ни даже

дети.

После съезда редакция «Литературной газеты» стала площадкой для публикации многочисленных отзывов его участников. Писатели не ограничивались открытыми письмами в редакцию, некоторые присылали в газету стихи, созданные под впечатлением от события. Редакция также активно публиковала заметки из колхозов, создавая тем самым впечатление, что каждый советский гражданин независимо от того, чем он занимается, хотел отблагодарить писателей за их выступления на съезде.

Исходя из материалов «Литературной газеты», можно сделать вывод о намеренном акцентировании внимания редакции к Первому съезду как на событии не только литературной, но и общественной значимости. Газета демонстрировала устойчивую тенденцию к сложению мифа о единении писателей и читателей из числа рабочих и крестьян, потенциальных героев литературных произведений. Первый съезд советских писателей стал для «Литературной газеты» важным проектом, продемонстрировавшим убедительность сложенного мифа о единстве литературы и народа. Сама же газета в период съезда стала его главным хроникером и аналитиком и тем самым укрепила свои позиции среди печатных изданий 1930-х годов.

Основное внимание в третьей главе «Писатель-общественник-литературнын критик — читатель в контексте "Литературной газеты"» сосредоточено на изучении роли и места писателя в общественно-литературной жизни 1930-х годов. В диссертации подчеркивается, что если в центр литературного процесса 1920-х годов активно выдвигался читатель, то главным героем начала 1930-х годов становился писатель. В третьей главе работы исследуется роль «Литературной газеты» в этом процессе.

С самого первого выпуска издание заявляло о себе как «газета писателей», которая будет помогать литераторам в выборе правильного направления творческого пути, подчеркивая необходимую связь деятельности писателя с партийными установками. Редакция выступала

за активную общественно-политическую позицию литераторов как основу их литературного творчества, разрабатывала новый тип литератора: писателя-общественника.

В диссертационной работе отмечается любопытная закономерность: профессиональные писатели выступали со страниц газеты как литературные критики, литературоведы, общественные деятели, редко публикуя здесь свои художественные произведения. Профессиональное писательское сообщество не воспринимало газету как место для размещения своих серьезных художественных произведений. «Литературная газета» писателям отводила роль политических деятелей, граждан с активной жизненной позицией, проводников советской идеологии.

Особое место в диссертации уделено анализу материалов рубрики «Трибуна писателя», в которой редакция давала место дискуссионным статьям писателей по вопросам становления и развития советской литературы и литературной критики.

Отдельного рассмотрения в работе удостаивается осмысление «Литературной газетой» состояния литературной критики 1930-х годов. Редакция газеты осознавала неудовлетворительный уровень литературно-критических статей, отсутствие единой литературно-критической методологии, низкий образовательный и общекультурный базис авторов литературно-критических статей. В 1929-м году «ЛГ» провела большую дискуссию о литературной критике, в которой приняли участие Л. Гроссман, К. Зелинский, Евг. Чернявский, Г. Якубовский, В. Ермилов, Д. Хайт, М. Беккер. Однако материалы о состоянии и задачах литературной критики выходили за рамки дискуссии и продолжали появляться в «ЛГ» с завидным постоянством на протяжении всего изучаемого периода.

В третьей главе работы показано, что на страницах «Литературной газеты» широкое отражение получил конфликт между авторитарной литературной критикой и литературной критикой, отстаивающей эстетическую ценность художественного произведения.

На страницах газеты началась борьба между приверженцами двух точек зрения на литературу. Замечено, что явный перевес в ней был на стороне авторов, которые считали, что основная задача писателя - отражение окружающей действительности, наполнение художественного текста верной идеологией, а не поиск новых форм ее выражения.

Особое внимание в диссертации уделяется творчеству и общественной позиции зарубежных писателей, которые, благодаря редакции «Литературной газеты», становились своего рода проводниками идей социализма за границей, лучшими друзьями советских писателей и граждан.

«Литературная газета», будучи своеобразной трибуной для выступлений отечественных авторов, активно способствовала созданию культа западных литераторов. На ее страницах появлялись близкие советскому духу писатели Р. Ролан, Л. Турек, Б. Шоу, Б. Ясенский. В «Литературной газете» печатались и произведения зарубежных авторов. Особой популярностью у редакции пользовались отрывки из книг Эр.-М. Ремарка, Т. Драйзера, С. Цвейга, М. Нексе, Дж. Джойса.

В диссертации показано, что основная тенденция в публикации советских литературно-художественных произведений - это материалы, полностью соответствующие диктуемым нормам. При выборе прозаических произведений «ЛГ» делало выбор в сторону публицистики. Большинство рассказов и отрывков из повестей и романов изображало действительность и было созвучно ей. Реализм в понимании литературных критиков «Литературной газеты» практически отождествлялся с документальностью, рассказ с журналистским очерком, писатель — с журналистом.

Публицистичность буквально пронизывала газету, охватывая совершенно разные произведения, в том числе и поэзию. Следует подчеркнуть, что тематика большинства стихотворений, опубликованных в «ЛГ» за исследуемый период, публицистична и идеологична. Они, как правило, были посвящены коллективизации,

революции, социалистическому строительству. Их отличала простота языка и рифм, небезупречный ритм, ясность и злободневность темы.

В связи с разговором о поэтических опытах, опубликованных в «ЛГ», нельзя не отметить важную черту, свойственную стихотворениям профессиональных авторов. Среди них превалировали тексты развлекательных жанров, а также так или иначе связанные с литературным процессом, что является достаточно характерной чертой редакционной политики «Литературной газеты». Профессиональные авторы предпочитали публиковать стихотворения легких, юмористических жанров либо посвященных жизни литературного сообщества.

Аналитическому обзору подвергаются в работе литературно-критические материалы читателей - представителей рабочей и колхозной среды. Материал газеты показывает: в середине 1930-х годов литературной общественности стало понятно, что неподготовленный читатель в силу своей необразованности и ограниченного кругозора не мог диктовать свои правила культурной жизни, постепенно авторитет читателя падал. Основной задачей читателя стала лишь оценка достоверности и правдивого изображения действительности. В своих статьях авторы «Литературной газеты» ставили под вопрос качество читательской критики, приводя в качестве аргументов письма читателей, в которых те признавались, что они непрофессиональные литературные критики, имеют малое отношение к литературе и не могут адекватно оценивать литературное произведение.

На фоне осознания читателями-непрофессиональными литераторами своей несостоятельности вокруг профессиональных литераторов начинает формироваться флер элитарности. Литературная критика становилась делом, не доступным для масс. Читатель остается важным участником литературного процесса, однако нельзя не заметить трансформацию схемы Писатель-Читатель-Критик, которая происходит в 1930-е годы. Во многом благодаря редакционной политике «Литературной газеты», в начале 1930-х годов произошло

переосмысление роли писателя в литературно-общественной жизни, в центр треугольника Писатель-Читатель-Критик встал Писатель.

В Заключении подводятся итоги предпринятого диссертационного исследования, намечаются наиболее перспективные направления дальнейшего изучения темы, среди которых изучение архива редакции «Литературной газеты», хранящегося в фондах РГАЛИ. Еще одним подходом к изучению «Литературной газеты» является осмысление издания как большого эпического полотна. «Литературная газета» первой половины 1930-х годов является важным аргументом, доказывающим, что газета может рассматриваться как некий аналог эпического рода3: отражение литературной жизни во всех деталях и подробностях, «совокупный» автор газетных публикаций, последовательно регистрирующий динамику общественно-литературной ситуации, описание и повествование как преобладающая стилевая доминанта газеты.

Итоги комплексного изучения литературно-художественного и литературно-критического контекста показывают значительную роль «Литературной газеты» в литературном процессе эпохи. Редакционная политика газеты связана с позиционированием «Литературной газеты» как главного печатного органа для писателей и о писателях. На протяжении исследуемого периода редакция ощущала свою значимость в среде литераторов, вырабатывала повелительный по отношению к писателям стиль.

В своих материалах газета демонстрировала устойчивую тенденцию к сложению мифа о единении писателей и читателей из числа рабочих и крестьян, потенциальных героев литературных произведений. Редакция «Литературной газеты» приобщала не только писателя, но и читателя к магистральному движению советской жизни, к линии партии и ее вождю.

Апробация основных положений диссертационной работы

3 См. об этом: Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики. М.: «Флинта -Наука», 2012.

состоялась на ежегодных Всероссийских конференциях молодых ученых Саратовского государственного университета «Филология и журналистика в начале XX века» (Саратов, 2010, 2011, 2014), на Международной заочной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы» (Москва, 2013).

Основные результаты диссертационной работы нашли отражение в следующих публикациях:

1. Соловьёва М. М. «Дневник «Литературной газеты»» как форма отражения действительности середины 1930-х годов / М. М. Соловьёва // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. 2013. Т. 13. Сер. Филология. Журналистика, вып. 2. С. 102-108.

2. Соловьёва М. М. Первый съезд советских писателей в откликах «Литературной газеты» / М. М. Соловьёва // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. 2013. Т. 13. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1. С. 93-100.

3. Соловьёва М. М. Писатель и социалистическое строительство (По материалам «Литературной газеты») / М. М. Соловьёва // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. 2014. Т. 14. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1. С. 100-105.

4. Соловьёва М. М. «Между империализмом и революцией»: зарубежные писатели в «Литературной газете» 1929-1934 гг. / М. М. Соловьёва // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. Саратов, 2012. Вып. 15 : в 2 кн. Кн. 1. С. 270-276.

5. Соловьёва М. М. Пятилетие «Литературной газеты» в откликах ее читателей / М. М. Соловьёва // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы : сб. науч. тр. по материалам Междунар. научно-практич. конф. 31 января 2013 : в 7 ч. Часть 6. М., 2013. С. 87-90.

Подписано в печать 19.06.2014. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ №2.

ООО «Издательство Десятая Муза» 410056 г. Саратов, Астраханская, 88, оф.322. Тел.: 8(8452) 90-55-40

 

Текст диссертации на тему "Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении "Литературной газеты""

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

На правах рукописи 04201 460742 1 р

Лепкина Юлия Геннадьевна

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами: АПК и сельское хозяйство)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата экономических паук

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Якимова О.Ю.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

На правах рукописи

Лепкина Юлия Геннадьевна

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами: АПК и сельское хозяйство)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Якимова О.Ю.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.................................................................................. 13

1.1. Роль кредитной кооперации в устойчивом развитии агробизнеса..... 13

1.2. Механизмы формирования системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.......................................... 32

1.3. Методы оценки эффективности сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации........................................................... 48

2. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КРЕДИТНАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ...................................................................................... 63

2.1. Увеличение масштабов кредитования малых форм хозяйствования на основе развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации................................................................................. 63

2.2. Анализ институциональных факторов развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации........... 86

2.3. Эффективность государственной поддержки формирования системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в Республики Мордовия............................................. ^^

3. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ....................................... 120

3.1. Формирование институциональной среды сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации региона............................. 120

3.2. Приоритетные направления совершенствования государственной поддержки развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации................................................................................. 138

3.3. Совершенствование методики оценки эффективности деятельности

сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов..................154

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ................................................................................................................168

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................172

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................................................................193

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Рост аграрной экономики и устойчивое развитие села России во многом зависят от эффективности функционирования малых форм хозяйствования (МФХ), которые имеют более сильную социально-экономическую мотивацию к эффективному труду. Они способствуют обеспечению продовольственной безопасности страны, однако большинство из них находится в трудном экономическом положении. Хозяйствами населения и К(Ф)Х в 2012 г. произведено 53,3 % продукции сельского хозяйства, в то время как из общего объема бюджетного финансирования им выделено только 7,7 %, что свидетельствует о несоразмерности роли МФХ в производстве валовой продукции и государственной поддержки этого сектора аграрной сферы экономики. Для их успешного функционирования необходимо формирование рыночной инфраструктуры обслуживания, в первую очередь в кредитно-финансовой сфере.

Развитие сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации является объективно востребованным процессом. В последние годы ему в России уделяется внимание государства, которое связывает с ним решение важных финансово-экономических и социальных проблем малых форм хозяйствования и сельского населения. Существующая система кредитования не учитывает их специфических потребностей, выражающихся в возможности оперативного получения небольших заемных средств по упрощенной процедуре в непосредственной близости кредитора к заемщику формирование системы сельскохозяйственной кредитной кооперации позволит учесть эти потребности и преодолеть постоянно возрастающий дефицит финансовых ресурсов у малого бизнеса на селе.

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 гг. значительное внимание уделено сельскохозяйственным кредитным по-

требительским кооперативам (СКПК), которые должны способствовать, наряду с кредитными организациями, доступу МФХ к краткосрочным и инвестиционным кредитам и займам. Однако в их развитии имеется много нерешенных проблем, проявляющихся в существенной территориальной неравномерности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в стране, большой доле (около 40 %) недействующих и наблюдающейся тенденции к сокращению числа действующих кооперативов, слабой имущественной и ресурсной базах, узком ассортименте оказываемых ими услуг и высоких рисках кредитования.

Эти проблемы связаны с несовершенным законодательным и нормативным обеспечением функционирования СКПК, несбалансированной системой государственного регулирования и отсутствием необходимой институциональной среды кредитной кооперации.

В современных условиях проблема развития системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации имеет важное социально-экономическое значение, поскольку СКПК способны не только расширить доступ малых форм хозяйствования и сельского населения к финансовым услугам и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство, по и способствуют устойчивому развитию сельских территорий, что диктует необходимость разработки теоретических вопросов, методических и практических рекомендаций повышения эффективности функционирования кредитных кооперативов.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы кредитной потребительской кооперации заложены Ф. Райффайзеном и Г. Шульце-Деличем, а также русскими учеными А. Н. Анциферовым, Л. С. Зак, В. А. Косинским, С. Л. Масловым, К. А. Пажитновым, В. Ф. Тотомианцем, М. И. Туган-Барановским, А. В. Чаяновым и др., которые обосновали сущность кооперации, экономические и этические принципы, необходимые предпосылки и условия ее развития.

Исследования теории и практики финансово-кредитных отношений в сельском хозяйстве и развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации нашли отражение в научных трудах П. А. Борхунова, И. Н. Буздалова,

В. А. Клкжача, В. Г. Егорова, М. А. Лишанского, А. А. Никонова, Б. И. Пошкуса, И. Г. Ушачева, А. В. Ткача, И. Ф. Хицкова и других.

Современные тенденции и проблемы развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, формирование ее институциональной среды и организационно-экономического механизма нашли отражение в работах

B. Ф. Башмачникова, А. С. Бобылевой, В. Б. Бурлакова, Н. М. Гореевой,

C. Б. Коваленко, 3. Н. Козенко, В. Пахомова, И. В. Палагкина, И. В. Самсоно-вой, И. С. Санду, А. А. Шутькова, Р. Г. Янбых и т.д.

Вместе с тем, несмотря на многочисленность научных публикаций, многие проблемы сельскохозяйственной кредитной кооперации еще не нашли своего теоретического и практического решения. В настоящее время достаточно полно изучен исторический опыт кредитной потребительской кооперации в России и за рубежом, принципы кооперативного движения, роль современной кредитной потребительской кооперации в системе финансирования сельскохозяйственного производства, методические основы и практика создания и функционирования кредитных кооперативов, их союзов, ассоциаций, кооперативных банков и т. д.

Однако, на наш взгляд, недостаточно исследованными остались проблемы, связанные с институциональным развитием и государственным регулированием сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, что и обусловило выбор темы диссертации, определило основные направления исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретических положений и разработка методических и практических рекомендаций по повышению эффективности сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: уточнить определение сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации;

обосновать социально-экономическую миссию сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации;

проанализировать современное состояние сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, выявить сдерживающие ее развитие факторы, перспективные возможности и ограничения ее развития;

- обосновать основные факторы институциональной среды региона, адекватные устойчивому развитию сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации;

- определить приоритетные направления совершенствования государственной поддержки развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации;

- разработать методические подходы к оценке эффективности деятельности кредитных потребительских кооперативов.

Объектом исследования является система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.

Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, в том числе финансово-кредитные, возникающие в процессе кредитования малых форм хозяйствования АПК.

Область исследования. Диссертационное исследование выполнено по специальности 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством (п. 1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: АПК и сельское хозяйство: пп. 1.2.38. Эффективность функционирования отраслей и предприятий АПК; пп. 1.2.44. Развитие сельскохозяйственной кооперации, в том числе производственной, обслуживающей и кредитной) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе, научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по изучаемой проблеме. В качестве исходной информации использованы законодательные акты и нормативно-правовые документы Российской Федерации и Республики Мордовия, материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, Министерства

экономического развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономики РМ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РМ, плановые и отчетные данные сельскохозяйственных потребительских кооперативов, нормативная и справочная литература, а также результаты, полученные лично автором в процессе исследования данной проблемы.

В процессе исследования использовались общие и специальные методы научного познания: абстрактно-логический, синтез, приемы системного и структурно-функционального анализа, моделирования, балансовый, экономико-статистический, экономико-математический, графический и другие методы.

Практическая реализация указанных методов осуществлена на основе прикладных программ (^аЙБЙса 6.0», «МБ ОГАзе».

Научная новизна проведенных исследований состоит в разработке теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по повышению эффективности сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.

Конкретные результаты исследования, обладающие актуальностью и выносимые на защиту, состоят в следующем:

дано авторское определение понятию «сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация», которое представлено как интегральная форма и микрофинансовая организация по оказанию финансовых услуг малым формам хозяйствования в АПК, осуществляющим свою деятельность в сельской местности, которое указывает на особенности сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в современных условиях и ее роль в системе кредитования населения сельских территорий;

- уточнена социально-экономическая миссия сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, заключающаяся в развитии рынка финансовых услуг на сельских территориях в целях их устойчивого развития, обеспечении доступности (оптимальности по стоимости и времени использования займов) денежных средств для роста производственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшения качества жизни сельских жителей, которую необходимо

учитывать при разработке нормативных документов, программ и проектов развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов с целью более успешной их реализации;

- выявлены основные направления формирования институциональной среды сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации региона, включающие совершенствование законодательства, системы государственного регулирования и поддержки, научного, информационного и консультативного обеспечения, а также масштабную работу по формированию восприятия утраченных идей и методов кооперации у сельских товаропроизводителей и населения. Формирование необходимой институциональной среды в Республике Мордовия потребует финансовых ресурсов в объеме не менее 53,2 млн руб., которые окупятся ростом сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования, что подтверждено результатами корреляционно-регрессионного анализа в Атюрь-евском районе республики;

- разработаны основные параметры повышения эффективности сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Республики Мордовия, включающие обоснование степени кооперирования малых форм хозяйствования, членской базы СКПК, перспективное количество и размещение по районам кооперативов, средние финансовые показатели их деятельности, которые позволят существенно повысить доступность заемных средств для агробизнеса и сельского населения;

- предложен методический подход к оценке деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, включающий систему показателей социального эффекта (уровень занятости и доходов сельского населения, доходы местного бюджета, в том числе собственные, степень кооперирования сельского населения и др.) и экономической эффективности (объем займов, выданных СКПК и их структура по категориям членов-пайщиков, охват рынка кредитных услуг, динамика финансовой деятельности и состояния СКПК и др.), а также оценку корреляционно-регрессионной зависимости функционирования кооперативов, влияющей на социально-экономические процессы функционирования

сельской территории, позволяющий обосновать потребность в кредитных кооперативах и масштабы их деятельности для экономического роста и социального развития села.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении формулировки социально-экономической миссии сельскохозяйственной кредитной кооперации, выявлении этапов формирования сельскохозяйственных кредитных кооперативов по интенсивносш их создания и отношению к ним государства, характеристике факторов институциональной среды, сдерживающих развитие сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Практическую значимость имеют рекомендации по формированию необходимой институциональной среды сельскохозяйственной кредитной кооперации в регионе, предложения по системе государственной поддержки, а также усовершенствованная методика оценки эффективности деятельности кредитных потребительских кооперативов. Предложенные в работе методические подходы и практические рекомендации по повышению эффективности развития кредитной кооперации носят универсальный характер и могут быть использованы в АПК других регионов.

Теоретические положения и практические результаты, представленные в диссертации, послужат основой для дальнейших исследований по данной пробле�