автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Достоевский и Толстой в середине 1870-х годов ("Подросток" и "Анна Каренина")

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Рыгалова, Любовь Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Достоевский и Толстой в середине 1870-х годов ("Подросток" и "Анна Каренина")'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Рыгалова, Любовь Сергеевна

введение.3

ПЕРВАЯ

ГЛАВА Возникновение проблемы "Достоевский и

Толстой". Этапы ее рассмотрения.

П. . .29

Ш. . . .45

ВТОРАЯ

ГЛАВА Роман Ф.М.Достоевского "Подросток". Сближение Достоевского с поэтикой Толстого.

1.66

П.84

Ш.113

1У.134

ТРЕТЬЯ

ГЛАВА Роман Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Сближение Толстого с поэтикой Достоевского.

1.145

П.184

ЗАКЛШЕНШ

КОММЕНТАРИИ .198

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Рыгалова, Любовь Сергеевна

Проблема "Достоевский и Толстой" отнюдь не нова в литературоведческой науке, она имеет свою давнюю историю. Но в последнее время (1970-е гг.) издавна устоявшееся представление о неизменной оппозиции художественных принципов двух великих писателей-современников подвергается критическому пересмотру. Такие исследователи, как Я.С.Билинкис, Г.А.Вялый, В.И.Кулешов, К.Н.Ломунов, Г.М.Фридлендер, Г.К.Шенников, и некоторые другие, все чаще говорят об известном сближении Достоевского и Толстого в позднем их творчестве, в частности в 1870-е годы. При этом у писателей обнаруживается общий интерес к одним и тем же темам и проблемам, близкие ответы на актуальные вопросы своего времени, определенная близость в поэтике произведений этих лет.

Такой не традиционный подход к уже не новой в науке проблеме объясняется теш задачами, которые стоят перед учеными в настоящее время. Как пишет исследователь творчества Ф.М.Достоевского Г.К.Шенников, "назрела пора рассмотреть эстетические открытия зрелого Достоевского не только как уникальное явление и результат собственного развития, а как закономерное звено в новом нат правлении русского реализма" . Эти слова по праву можно отнести и к творчеству Л.Н.Толстого так же, как и любого другого русского писателя, определение места и роли которого внутри общего литературного процесса становится актуальным требованием времени. Историкам русской литературы еще предстоит выявить общие закономерности русского литературного процесса XII века, установить глубинные связи внутри этого процесса и определить типологическую общность, или то, что приближает творчество одного писателя к творчеству другого.

Автор данного исследования остановился на творчестве Достоевского и Толстого 1870-х годов не случайно. Именно эти годы, вак уже доказано предшествующими исследователями, были особенными для двух писателей в их творческом пути. Для Достоевского они стали завершающими, для Толстого - они обозначили новый важный этап идейной и творческой биографии. Ощущение трагизма русской жизни, всеобщего "обособления", "беспорядка" (термины Достоевского) определило в этот период идейно-художественные искания многих писателей, в том числе Толстого и Достоевского, и существенным образом сказалось на философской и стилевой структуре русского романа. Новый тип романа, возникающий в русской литературе этого времени (прежде всего в творчестве Достоевского и Толстого), еще ждет своего изучения и особенно с точки зрения поэтики. Кроме того, именно на эти годы (1870-е) указывают исследователи, говоря об определенном сближении двух великих писателей-современников.

Предметом данного исследования является поэтика романов Достоевского и Толстого 1870-х годов, в частности "Подростка" и "Анны Карениной". Речь пойдет прежде всего об эволюции путей и методов изображения человека в этих произведениях писателей. Как утверждает исследователь И.П.Еремин, изучение "человека в его изображении" - это путь, идя по которому, легче всего цроникнуть в тайну творческого метода писателя. "Человек в изображении писателя - это тот центр, к которому стягиваются все нити, управляющие художественным механизмом произведения, тот фокус, в котором получает свое наиболее яркое воплощение "стиль" писателя. Человек всегда был и будет основным объектом художественного познания, и именно в принщпах его изображения - ключ к пониманию творческого метода художника.

Принципы изображения человека, и по В.М.Марковичу, вне всякого сомнения являются "ядром" комплексов стабильных закономерноетей поэтики писателя. "В этих цринципах непосредствешо воплощается авторская концепция сущности человека, его места в мире,его взаимоотношений с разнообразными силами, законами и факторами, действующими в обществе и природе" .

Мысль эту полностью разделяет и такой ученый, как Г.М.Фрид-лендер. Более того, считает исследователь, она верна не только для отдельного писателя, но и для литературного направления и даже для искусства и литературы целой исторической эпохи. Для понимания литературы каждой эпохи, пишет Г.М.Фридлендер, необходимо "создание обобщающего труда об образе человека в литературе и основных цринципах его изображения". Такой труд уже создан на материале древнерусской литературы (имеется в виду книга Д.С.Лихачева "Человек в литературе Древней Руси"), на очереди - "создание аналогичных по проблематике трудов также для последующих этапов развития русской литературы, в частности для реализма XIX и4 века .

Таким образом, изучение эволюции принципов изображения человека в творчестве Достоевского и Толстого 1870-х годов может стать посильным вкладом в будущий обобщающий труд об образе человека в русской литературе 111 века.

Другая цроблема поэтики, рассматриваемая в данной работе,-это художественное воссоздание времени в "Подростке" и "Анне Карениной".

Человек и время тесно связаны между собой. Человек не отделим от той эпохи, в которой он живет, формируется и складывается как личность. С другой стороны, самое восприятие времени человеком не однозначно в разные эпохи: "как объем и реальные свойства знакомого человеку по его опыту времени и пространства, так и характер их субъективного сознания и восприятия человеком исторически изменяются"^. Необычайный взлет личностного начала в пореформенный период влечет за ообой усиленное внимание к частному человеку с его повседневной жизнью, в его повседневных проявлениях. Естественно отсюда, что писатели все большее внимание уделяют внутренним субъективно-психологическим формам восприятия человеком своего времени и внутреннего его переживания. С особой силой это отразилось в творчестве Достоевского и Толстого и прежде всего в 1870-е годы. Для понимания эволюции путей и методов художественного воссоздания времени в романах писателей исследуется хронология не только "Подростка" и "Анны Карениной", но и предшествующих им цроизведений ("Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Война и мир").

Конечной целью диссертации, однако, является не просто проследить эволюцию путей и методов изображения человека и воссоздания времени в творчестве Достоевского и Толстого порознь, но и выявить в новом у них в 70-е годы то, что может позволить говорить о действительном сближении поэтики двух писателей. Ради этого автором и анализируются не только окончательные тексты романов, а и черновые варианты, планы и заметки к "Подростку" и "Анне Карениной", дневниковые записи и письма обоих писателей.

Методология и методика исследования опираются на опыт, накопленный литературоведением в области изучения творчества Достоевского и Толстого вообще, романов "Подросток" и "Анна Каренина" в частности, а также проблемы "Достоевский и Толстой".

Работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе рассматривается история возникновения проблемы "Достоевский и Толстой" и этапы ее рассмотрения, црослеживается тенденция к постепенному разведению двух писателей в дореволюционной критике (§§ 1,2) и проявление более гибкого и верного подхода к цроблеме в современном советском литературоведении (§ 3).

Вторая глава посвящена ромацу Ф.М.Достоевского "Подросток".

В § I анализируется соотношение "идеи" и "живой жизни" в творчестве писателя, показывается сознательное отступление Достоевского от "идеологической" структуры романа в "Подростке" и обращение его к прямому воссозданию диалектики чувств и отношений медцу людьми, изображению любовной страсти, владеющей разными персонажами.

Такое обращение Достоевского к изображению "живой жизни", естественно, влечет за собой изменение принципов внешней и внутренней обрисовки человека в данном романе, анализ которых и является содержанием § 2 данной главы.

В § 3 исследуется хронология романов Достоевского, прослеживается эволювдя хронологических цриемов писателя и выявляется то новое, что впервые используется в "Подростке". И, наконец, в § 4 изучается новый, нефабульный тип связи, применяемый Достоевским в "Подростке" для создания художественного единства также впервые в его творчестве.

Третья глава посвящена анализу романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина" в аспекте связи его поэтики с поэтикой Достоевского, В § I рассматривается эволюция путей и методов изображения человека в творчестве писателя 1870-х годов; § 2 посвящен сопоставлению хронологии в романах "Война и мир" и "Анна Каренина".

Результаты данного исследования отражены в следующих работах: "Из истории борьбы вокруг художественного наследия Достоевского и Толстого"; "Достоевский и Толстой (к истории проблемы)".

ПЕРВАЯ ГЛАВА

 

Список научной литературыРыгалова, Любовь Сергеевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции.- Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.

2. Ленин В.И. Л.Н.Толстой Полн.собр.соч.,т.20, с.19-24.

3. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Полн.собр.соч., т.20, с.100-104.

4. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. Глав.ред.Базанов В.Г. Л.: Наука,1972-, Тт.У1, УШ, X, ХШ, ХУ1, ХУЛ.

5. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 6-ти т.- СПб.: Изд-во А.С.Суворина,1886, Т.У.Дневник писателя .за 1873, 1876, 1877, I880-I88I гг.

6. Достоевский Ф.М. Письма: В 4-х т./Под ред.и с примеч. Долинина A.C. М.; Л.: ГИЗ -йса^ч/а - Гослитиздат, 1928-1959.

7. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М.Достоевского. СПб.,1883. - 836 с.

8. Записные тетради Ф.М.Достоевского. / Подготовка к печати Коншиной E.H. Комм.Игнатовой Н.И. и Коншиной E.H. М.; Л.: ¿¿cajcle-Hici, 1935. - 473 с.

9. Неизданный Достоевский: Записные книжки и тетради 18601881. М.: Наука, 1971. - 727 с. - (Литературное наследство;Т.83).

10. Толстой Л.И. Полное собрание сочинений: (юбилейное издание) (1828-1928). /Под общ.ред.Черткова В.Г. М.; Л.: ГИХЕ -Гослитиздат, 1928-1958. - Тт.9, 10, II, 12, 18, 19, 20.

11. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М.: Наука, 1970. - 911 с. -(Ли тератру ные памятники).

12. Авсеенко В.Г. Литературное обозрение. Русский вестник, 1876, JS I, с.496-510.- 209

13. Аксаков К.С., Аксаков И.О. Литературная критика. М.: Современник, 1981. - 384 с.

14. Алексеев М.П. Об одном эпиграфе у Достоевского. В кн.: Проблемы теории и истории литературы. М., 1971, с.367-372.

15. Альтман М.С. Читая Толстого. Тула: Приок.кн. изд-во, 1966. - 168 с.

16. Альтман М.С. У Льва Толстого, Тула: Приок.кн.изд-во, 1980. - 209 с.

17. Анненский И.«. Книги отражений. М.: Наука, 1979. - 680 с. - (Литературные памятники).

18. Апостолов H.H. Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский. В кн.: Лев Толстой и его спутники. М., 1928, с.131-155.

19. Арденс H.H. Из наблюдений над мастерством Достоевского и Толстого. Учен.зал. МГПИ им.В.И.Ленина, 1968, В 288. Вопросы русской литературы, с.132-180.

20. Арденс H.H. Два "воскресения" в русской литературе. -Учен.зап.МГПИ им.В.И.Ленина, 1969, J6 315. Вопросы русской литературы, с.163-180.

21. Арденс H.H. Достоевский и Толстой. М.: Изд-во МГПИ им.В.И.Ленина, 1970. - 374 с.

22. Бабаев Э.Г. "Анна Каренина" Л.Н.Толстого. М,: Худож. лит., 1978. - 158 с.

23. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. - 244 с.

24. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, с.234-4-07.

25. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд., доп. - М.: Сов.Россия, 1979. - 320 с.

26. Белобровцева И.З. Мимика и жест у Достоевского. В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. 3. Л., 1978,с.195-204.- 210

27. Бельчиков Н.Ф. "Золотой век" в представлений Ф.М.Достоевского. В кн.: Проблемы теории и истории литературы. М., 1971, с.357-366.

28. Белый А. Трагедия творчества: Достоевский и Толстой.- М.: Мусагет, I9II. 46 с.

29. Бем А.Л. Художественная полемика с Толстым: (К пониманию "Подростка") В кн.: 0 Достоевском /Под ред. Бема АЛ. -Прага: Петрополис, 1936, с.192-214.

30. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого: Очерки. Л.: Сов.писатель, 1959. - 414 с.

31. Билинкис Я.С. "Анна Каренина" Л.Н.Толстого и русская литература 1870-х годов: (Лекция). Л., 1970. - 72 с.

32. Билинкис Я.С. Новаторство Л.Н.Толстого в трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность": Лекция в спецкурсе по творчеству Л.Н.Толстого. Л.: Изд-ео ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1973. - 42 с.

33. Билинкис Я.С. Что может роман? Литературное обозрение, 1978, В 9, с.38-43.

34. Богданов В.А. Метод и стиль Ф.М.Достоевского в критике символистов. В кн.: Достоевский и русские писатели: Традиции, новаторство, мастерство. М., 1971, с.375-413.

35. Богданов В.А. О сюжетно-композиционной структуре и жанре "Братьев Карамазовых". В кн.: Писатель и жизнь. М., 1981,с.78-105.

36. Бойко М.Н. Внутренний монолог в произведениях Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. В кн.: Лев Николаевич Толстой: Сборник статей о творчестве. 2. М., 1959, с.83-98.

37. Бойко М.Н. "Анна Каренина" Льва Толстого и русский роман 1870-х годов: Авторе®.дисс. канд.тилолог.наук. М., 1965.- 21 с.

38. Буланов A.M. Время в "Подростке" Достоевского. В кн.:- 211 Русская литература XIX века: Вопросы сюжета и композиции. Вып.П. Горький, 1975, с.93-99.

39. Булгаков А/втоном/. Граф Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский: Разбор их цроизведенйй с характеристикой особенностей творчества.- Пб., 1910. ПО с.

40. Буренин В. Литературные очерки. Новое время, 1880, 27 июня (9 июля); 1881, 27 февраля (II марта).

41. Буркина М.М. Эстетические искания Льва Толстого в 70-е годы и роман "Анна Каренина". В кн.: Толстовский сборник. Вып. 5: Доклады и сообщения ХП Толстовских чтений. Тула, 1973, с.44-56.

42. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - 152 с.

43. Бурсов Б. Толстой и Достоевский. Вопросы литературы, 1964, № 7, с.66-92.

44. Бурсов Б.И. У свежей могилы Достоевского: Переписка Л.Н.Толстого с Н.Н.Страховым. Учен. зап. ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1969, т.320. Проблемы жанра в истории русской литературы, с.254-270.

45. Бурсов Б.И. "Подросток" роман воспитания. - Аврора, 1971, гё 10, с.64-71.

46. Бялый Г.А. "Вечные" темы у Достоевского и Толстого: ("Идиот" и "Анна Каренина"). В его кн.: Русский реализм конца XIX века. Л., 1973, с.54-67.

47. Вейнберг П.И. Деятельность первостепенных беллетристов.- Пчела. СПб., 1876, т.2, гё I, с.7-10.

48. Вересаев В.В. Живая жизнь: 0 Достоевском и Льве Толстом.- Собр.соч.: В 5-ти т.ЧЯ., 1961,-Т.З, с.269-491.

49. Ветловская В.Е. Поэтика "Анны Карениной": (система неоднозначных мотивов). Русская литература, 1979, В 4, с.17-37.- 212

50. Викторович В.А. Сюжетная ситуация прозрения-воскресения в "Войне и мире" и "Преступлении и наказании": (к композиционной характеристике "части" и "целого") В кн., Лев Толстой и русская литература. Горький, 1976, с.45-53.

51. Волошин Г. Пространство и время у Достоевского. -.Sec^via., 1933, ЛI, 1-2.

52. Волынский А.Л. Толстой и Достоевский. В его кн.: Борьба за идеализм: Критические статьи. СПб., 1900, с.493-542.

53. Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой: Художественно-этические искания. Л.: Наука, 1981. - 174 с.

54. Гиршман М.М., Федоров В.В. Особенности организаций повествования в прозе Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. В кн.: Проблемы реализма. Вып.У. Вологда, 1978, с.39-51.

55. Головин К. Русский роман и русское общество. СПб., 1897. - 472 с.

56. Горная В.З. Мастерство создания образов Каренина, Вронского и Облонского в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Згчен. зап. МОПИ им.Н.К.Крупской, 1958, т.66, вып.4, с.235-267.

57. Горная В. Мир читает "Анну Каренину"'. М.: Книга, 1979.- 128 с.

58. Гринева И.Е. Работа Л.Н.Толстого над центральными образами романа "Анна Каренина". Учен.зап. Тульского пед.ин-та, 1955, вып.6, с.187-213.

59. Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. 2-е изд.,доп.- М.; Худож.лит., 1971. 592 с.

60. Гусев H.H. Толстой и Достоевский. В кн.: Яснополянский сборник. Год i960. Тула, с.108-128.61. 1^усев H.H. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 694 с.

61. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биогра- 213 фии с 1881 по 1885 год. ГЛ.: Наука, 1970. - 558 с.

62. Данилевский Г.П. Поездка в Ясную Поляну. Исторический вестник, 1886, т.ХХШ, март, с.529-544.

63. Денисова Э.И. Образы "света" и "тьмы" в романе "Анна Каренина". В кн.: Яснополянский сборник. 1980: Статьи. Материалы. Публикации. Тула, 1981, с.95-104.

64. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки: Из художественного опыта Достоевского. Л.: Сов.писатель, 1978. - 384 с.

65. Днепров В.Д. Изобразительная сила толстовской прозы.- В его кн.: Идеи времени я формы времени. Л., 1980, с.191-245.

66. Долинин A.C. Ф.М.Достоевский и Н.Н.Страхов. В кн.: Шестидесятые годы: Материалы по истории литературы я общественному движению. М.; Л., 1940, с.238-254.

67. Долинин A.C. В творческой лаборатории Достоевского: (История создания романа "Подросток"). М.; Сов.писатель, 1947.- 174 с.

68. Долинин A.C. Последние романы Достоевского: Как создавались "Подросток" и "Братья Карамазовы". М.; Л.: Сов.писатель, 1963. - 344 с.

69. Достоевский и его время. Л.: Наука, 1971. - 368 с.

70. Дубровин А.И. К вопросу о принципах типизации в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Учен.зап. Омского пед.ин-та, 1958, вып.П, с.229-253.

71. Дурылин С.Н. Об одном символе у Достоевского. В кн.: Достоевский: Сборник статей. М., 1928, с.163-199.

72. Евнин Ф.И. О художественном методе Достоевского 18601870-х гг. Изв.АН СССР. ОЛЯ, 1955, т.14, вып.6, с.556-572.

73. Евнин Ф.И. Реализм Достоевского. В кн.: Проблемы типологии русского реализма. М., 1969, с.408-454.

74. Егоренкова Г.И. Структура характеров в романе "Анна- 214 Каренина". Учен.зап. Горьковского ун-та, 1966, вып.77. Л.Н. Толстой: Статьи и материалы, с.227-251.

75. Еремин И.П. Литература Древней Руси: (Эгаоды и характеристики). М.; Л.: Наука, 1966. - 263 с.

76. Ермакова М.Я. Развитие теории Раскольникова в "Рот-шильдовской" идее "Подростка", Учен.зап. Горьковского пед.ин-та им.М.Горького. Сер.филолог.наук, 1967, вып.69, с.142-159.

77. Ермилов В.В. Ф.М.Достоевский. М.: Гослитиздат, 1956.- 280 с.

78. Ермилов В.В. Роман Л.Н.Толстого "Анна Каренина". М.: Гослитиздат, 1963. - 135 с.

79. Ермилов В.В. Толстой романист: "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". - М.: Худож.лит., 1965, - 592 с.

80. Жданов В.А. Творческая история "Анны Карениной": Материалы и наблюдения. М.: Сов.писатель, 1957. - 262 с.

81. Живолупова Н.В. Форма повествования: (Толстой и Достоевский). В кн.: Л.Н.Толстой: Статьи и материалы. Горький,1973, с.36-39.

82. Живолупова Н.В. Особенности соотношения сюжета и повествования: (Толстой и Достоевский). В кн.: Русская литература XIX века: Вопросы сюжета и композиции. Вып.П. Горький,1975, с.69-74.

83. Живолупова Н.В. Время в сюжете: (трилогия Толстого и "Подростка" Достоевского). В кн.: Лев Толстой и русская литература. Горький, 1976, с.37-44.

84. Зайденшнур Э.Е. Первая редакция "Анны Карениной" (1873).- В кн.: Яснополянский сборник 1876: Статьи. Материалы. Публикации. Хула, 1976, с.28-45.

85. Западов A.B., Соколова Е.П. Новый штрих биографии Ан- 215 ны Карениной. Б их кн.: Недочитанные строки. Книговедческие статьи и очерки. М., 1979, с.132-150.

86. Зунделович Я.О. Романы Достоевского: Статьи. Ташкент: Сред, и высш.школа, 1963. - 243 с.

87. Иванов Вячеслав. Достоевский и роман-трагедия. В его кн.: Борозды и межи. М., 1916, с.3-72.

88. Иванов-Разумник Р.В. Толстой и Достоевский. В кн.: История русской общественной мысли. Петроград, 1918, ч.У1. От семидесятых годов к девяностым, с.5-103.

89. Историко-критический комментарий к сочинениям Ф.М.Достоевского: (сборник критик): В 3-х частях/ Сост.Зелинский В. М., 1885-1886.

90. История русского романа: В 2-х т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, I962-1964.

91. Ищук Г.И. 0 художественном воздействии романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Филологические науки, 1978, !!з 3, с.21-31.

92. Катто S. Пространство и время в романах Достоевского.- В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. З.Л., 1978, с.41-53.

93. Кийко Е.И. Русский тип "всемирного боления за всех" в "Подростке". Русская литература, 1975, Га I, с.155-161.

94. Кирпотин В.Я. Роман Ф.М.Достоевского "Подросток". В кн.: Достоевский Ф.М. Подросток. М., 1961, с.583-609.

95. Кирпотин В.Я. Достоевский и шестидесятые годы. М.: Худож.лит., 1966. - 560 с.

96. Кирпотин В.Я. Достоевский, Страхов и Евгений Павлович Радомский. Знамя, 1972, В 9, с.224-231, В 10, с.224-238.

97. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского: Статьи. Исследования.- М.: Сов.писатель, 1983. 472 с.

98. Клейман Р.Я. Вселенная и человек в художественном мире- 216 Достоевского. В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. З.Л., 1978, с.21-40.

99. Комарович В.Л. Ненаписанная поэма Достоевского.-В кн.: Ф.М.Достоевский: Статьи и материалы / Под ред.Долинина A.C.- Пб., 1922, с.177-207.

100. Комарович В.Л. Генезис романа "Подросток". В кн.: Литературная мысль, вып.З. М., 1923, с.366-386.

101. Комарович В.Л. Роман "Подросток" как художественное единство. В кн.: Достоевский: Статьи и материалы. Сборник 2-й. / Под ред. Долинина A.C. - Л.; М., 1924, с.31-68.

102. Комарович В.Л. "Мировая гармония" Достоевского. В кн.: Атеней: Историко-литературный временник. Л., 1924, кн.1-2, с.I12-142.

103. Комарович В.Л. Литературное наследство Достоевского за годы революции: Обзор публикаций I9I7-I933 гг. Литературное Наследство, т.15, М., 1934, с.258-281.

104. Кранихфельд В.П. Литературные отклики: Л.Н.Толстой и Н.Н.Страхов в их переписке. Современный мир, 1912, 12, с.327-342.

105. Краснов Г.В. Основные вехи в восприятии романа "Анна Каренина". В кн.: Литературное произведение в движении эпох. М., 1979, с.184-229.

106. Кричевская Л.И. О некоторых особенностях портрета в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Филологические науки, 1976,В 5, с.11-18.

107. Кулешов В.И. К вопросу о сравнительной оценке реализма Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. М.: Изд-во МГУ, 1978, -22с.

108. Куницкий Вл. Женские типы у Толстого и Достоевского.- Женское образование, 1884, J5 I, январь, c.I-II.

109. Купреянова E.H. Выражение эстетических воззрений и- 217 нравственных исканий Л.Толстого в романе "Анна Каренина". Русская литература, i960, ¡Ь 3, с.117-136.

110. Купреянова ЕЛ. Эстетика Л.Н.Толстого. М.; Л.: Наука, 1966. - 324 с.

111. Л.Н.Толстой: Сборник статей / Под.общ.ред.Благого Д.Д. М.: Учпедгиз, 1955. - 472 с.ИЗ. Лазурский В.Ф. Л.Н.Толстой и Н.Н.Стра^ов. Б его кн.: Воспоминания о Л.Н.Толстом. М., I9II, с.91-102.

112. Лебедева Т.Е. 0 некоторых традициях древнерусской литературы в романах Толстого и Достоевского 1860-х годов. В кн.: Лев Толстой и русская литература. Горький, 1976, с.53-60.

113. Леонтьев К. Наши новые христиане: Ф.М.Достоевский и граф Лев Толстой. М., 1882. - 68 с.

114. Леонтьев К. Записки отшельника. Гражданин, 1891, 26 я 27 июля,

115. Леонтьев К.Н. 0 романах графа Л.Н.Толстого: Анализ, стиль и веяние: (Критический этюд). М., I9II. - 152 с.

116. Литературная летопись. Голос, 1879, 8(20) марта и 30 мая (II июня).

117. Литературные очерки. Новое время, 1876, 24 декабря.

118. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы» Л.: Наука, 1979, с.305-318: (0 времени в романе "Подросток").

119. Лозовская Е.Л. Проблема семьи в романах Л.Н.Толстого "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". Учен.зап.Ленинградского пед.ин-та, 1957, вып.4, с.169-235.

120. Лозовская Е.Л. "Кроткая" Ф.М.Достоевского и "Крейцеро-ва соната" Л.Н.Толстого. В кн.: Вопросы истории и теории литературы. Челябинск, 1966, с.57-74.

121. Лозовская Е.Л. "Идиот" Ф.М.Достоевского и "Анна Каренина" Л.Н.Толстого: (из наблюдений над художественным методом). Вкн.: Вопросы историй и теории литературы. Челябинск, 1973, с. 5069.

122. Ломунов К.Н. Достоевский и Толстой. В кн.: Достоевский - художник и мыслитель. М., 1972, с.462-522.

123. Лузянина И.В. Интерьер в романе Толстого и Достоевского. В кн.:Лев Толстой и русская литература: Межвузовский сборник. Горький, 1976, с.91-92.

124. Магазаник Э. Лев Толстой и . Лев Мышкин. Ленинский путь (Самарканд), 1964, 2 февраля.

125. Маймин Е.А. Лев Толстой. М. : Наука, 1980. - 192 с.

126. Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 152 с.

127. Медведев П.Н. В лабораторий писателя. Л.: Сов.писатель, 1971. - 392 с.

128. Мережковский Д.С. Лев Толстой и Достоевский. Мир искусства, 1900, т.Ш, В I-I2.1.Ï. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Полн. собр.соч -M., 1914 -T.X-XŒ.

129. Мириманян A.M. 0 некоторых особенностях психологического романа: (На материале романов Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского). В кн.: Сборник научных трудов Ереванского педагогического института. 1970, В 2, с.217-236.

130. Михайловская Н.Д. Литературное движение 70-х годов XIX века. Воронеж, 1957. - 49 с.

131. Михайловский Н.К. Записки профана. Отечественные записки, т.218, 1875, январь, с.157-158: (0 Достоевском).

132. Михайловский Н.К. Критические опыты: Гр.Л.Н.Толстой: Десница и шуйца Льва Толстого. Десять лет спустя. - СПб., 1887. - 196 с.

133. Михайловский Н.К. Жестокий талант. Полн.собр.соч.: В- 219 10.ти т. Пб., I908-I9I3, т.У.

134. Мишин И.Т. Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский о буржуазной цивилизации. В кн.: Романтики и реалисты: Статьи о русской и зарубежной литературе XIX и XX в. Краснодар, 1970, с.135-144.

135. Назиров Р.Г. Достоевский и романтизм. В кн.: Проблемы теории и истории литературы. М., 1971, с.346-356.

136. Нальгиева Х.Ш. Некоторые особенности художественного психологизма Л. Толстого и Ф.Достоевского. В кн.: Толстовский сборник. Вып.4. Тула, 1970, с.130-143.

137. Наполова Т.Т. Творчество писателя реалиста и вопросы его изучения. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1970. - 208 с.

138. О Достоевском; Сборник статей: В 4-х ч. / Под ред.Бе-ма А.Л. Прага: Петрополис, 1929-1936.

139. Оболенский Л.Е. Муза Достоевского и муза Тургенева. -Русское богатство, 1884, В 9, с.516-543.

140. Оболенский Л. Русская мыслебоязнь и критики Л.Толстого. Русское богатство, 1886, JS 8, август, с.117-168.

141. Овсянико-Куликовский Д.Н. Достоевский в 70-х годах. В его кн.: История русской интеллигенции. Часть П. М.,1907, с.270-288.

142. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н.Толстого. Новосибирск: Наука, 1978. - 160 с.

143. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М.Достоевского. Новосибирск: Наука, 1981. - 144 с.

144. Осмоловский О.Н. Принципы познания и изображения человека в романе Л.Толстого "Анна Каренина". Филологические науки, 1978, JS 3, с.31-43.

145. Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинев: Штиинца, 1981. - 168 с.

146. Палишева Г.М. Жанрово-композиционное своеобразие рома- 220 на Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Дис. канд. филолог.наук.- Л., 1979. 174 л.

147. Парахин 10.И. Художественно-философское решение проблемы главного героя в романе Ф.М.Достоевского "Бедные люди" и повести Л.Н.Толстого "Казаки". В кн.: Толстовский сборник JS 6. Тула, 1976, с.85-96.

148. Переверзев В.Ф. Творчество Достоевского. В его кн.: Гоголь. Достоевский: Исследования. - М.: Сов.писатель, 1982,с.188-362.

149. Перцов П. "Воскресение" и тостовцы. Новое время, 1900, 18 февраля (2 марта).

150. Письма Н.Н.Страхова Ф.М.Достоевскому. В кн.: Шестидесятые годы: Материалы по истории литературы и общественному движению. М,; Л., 1940, с.255-280.

151. Подольская И.И. Иннокентий Анненский критик. - В кн.: Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979, с. 501-542,

152. Полевой П. Современные русские писатели, Огонек, 1879, JS 33, с.662-664, JS 34, с.679-683.

153. Поповкин А.И. Герои романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Тула: Приок.кн.изд-во, 1955. - 63 с.

154. Порошенков Е.П. Тема "случайного семейства" в романе Л.Толстого "Анна Каренина" и Ф.Достоевского "Подросток". В кн.: Толстовский сборник. Вып.5. Тула, 1975, с.140-149.

155. Потебня A.A. Черновые заметки о Толстом и Достоевском.- В кн.: Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914, т.5, с.263-293.

156. Пушкарева B.C. Из теш "Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой": (К вопросу о "притяжениях" и "отталкиваниях"). В кн.: ХХУ1 Гер-ценовскиё чтения: Литературоведение: Научные доклады. Л., 1973,с. 49-53.

157. Ракитина Л. От ситуации к сюжету: (К вопросу о единстве формы и содержания в романе Ф.Достоевского "Подросток").- Учен.зап. МГПИ им.В.И.Ленина, 1968, Г? 288. Вопросы русской литературы, с.234-250.

158. Раковая Г. Из наблюдений над эволюцией замысла романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина? Учен.зап.Саратовского пед.ин-та, 1956, вып.26, с.81-95.

159. Рождественский Б.В. О композиции романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина". З'чен.зап. МГПИ им.В.П.Потемкина, 1954, т.Ж, вып.4, с.191-220.

160. Розанов В. Новая работа о Толстом и Достоевском: ("Лев Толстой и Достоевский" Д.С.Мережковского). -Новое время, 1900, 24 июня.

161. Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе Ф.М.Достоевского: Опыт критического комментария. Пб.: М.В.Пирожков, 1906.- 287 с.

162. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. М.: Наука, 1981. - 368 с.

163. Русская наука о литературе в конце XIX начале XX в.- М.: Наука, 1982. 392 с.

164. Русские писатели после Гоголя: Чтение, речи и статьи Ореста Миллера: В 2-х ч. СПб., 1887.

165. Рыкачев Я. Повесть о подростке. Новый мир, 1941, 13 3, с. 241-243.

166. Рыцарев К.В. Композиция романа Ф.М.Достоевского "Подросток". Учен.зап. МГПИ им.В.И.Ленина, 1970, В 389. Вопросы русской литературы, с.348-361.

167. Рыцарев К.В. Герои романа Достоевского "Подросток".- В кн.: Проблемы русской литературы. М., 1973, c.III-I2I.- 222

168. Савченко Н.К. Сюжетно-коппозиционное своеобразие романа Достоевского "Подросток". Филологический сборник. Вып.З. Алма-Ата, 1964, с.72-82.

169. Савченко Н.К. Как построен роман Достоевского "Подросток". Русская литература, 1964, гё 4, с.41-57.

170. Савченко Н.К. Главный герой в системе образов-персонажей романа Ф.Достоевского "Подросток". Филологический сборник. Вып. 4. Алма-Ата, 1965, с.67-79.

171. Савченко Н.К. Проблемы художественного метода и стиля Достоевского. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 96 с.

172. Свительский В.А. Логика авторской оценки в романе Л.Толстого "Анна Каренина". В кн.: Толстовский сборник. Вып.5. Тула, 1975, с.57-68.

173. Селезнев 10.И. Лики единого мира. В его кн.: В мире Достоевского. ГЛ., 1980, с.91-124.

174. Семенов Б.И. У истоков "Подростка": / 0 романе Ф.М.Достоевского/. Русская литература, 1973, № 3, о.107-116.

175. Семенов Е.И. Об идейно-эстетических противоречиях романа Ф.М.Достоевского "Подросток". Русская литература, 1968,й 2, с.45-60.

176. Семенов Е.И. Роман Достоевского "Подросток": (проблематика и жанр). Л.: Наука, 1979. - 167 с.

177. Сердюченко В. Природа как нравственный критерий в творчестве Толстого и Достоевского. Научные труды вузов Лит.ССР: Литература. 9. Вильнюс, 1966, с.197-216.

178. Скабичевский A.M. Мысли по поводу текущей литературы.- Биржевые ведомости, 1876, 9 января, 12 марта.

179. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа "Идиот".- В кн.: Творческий путь Достоевского. Л., 1924, с.131-185.

180. Скворцова Г. Некоторые вопросы мастерства Л. II. Толе то- 223 го (к истории создания образа Анны Карениной). -В кн.: Лев Николаевич Толстой. M., 1959, с.99-112.

181. Слонимский А.Л. "Вдруг" у Достоевского. Книга и революция, 1922, В 8, с.9-16.

182. Смирнов В.Б. Роман Ф.М.Достоевского "Подросток" в журнальном контексте "Отечественных записок". В кн.: Русская журналистика в литературном процессе второй половины XIX века: Сборник статей. Перьм, 1977, с.5-30.

183. Соловьев Вс.С. Мысли по поводу Восточного вопроса.- Биржевые ведомости, 1876, 18 июля.

184. Соловьев Вс.С. Современная литература. Русский мир, 1876, II апреля.

185. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М.: Сов.писатель, 1979. - 352 с.

186. Станкевич А. Каренина и Левин; Литературно-критический очерк. Вестник Европы, 1878, В 4, с. 784-820, 15 5,с.172-193.

187. Старикова Е.В. На пути к целому: (Ф.М.Достоевский). -В кн.: Время и судьбы русских писателей. М.,1981, с.187-248.

188. Степанов Н. Как работал Достоевский над романами. Литературная учеба, 1932, J? 6, с.46-86.

189. Страхов H.H. Взгляд на нынешнюю литературу. Заря, 1871, январь, с.1-32.

190. Страхов H.H. Критические статьи. Том первый: Об И.О. Тургеневе и Л.Н.Толстом (1862-1885). 5-е изд. - Киев, 1908, с.145-387: (Статьи о Толстом).

191. Ткачев П.Н. Современное обозрение: Литературное попури.- Дело, 1876, В 5, с.307-320, В 6, с.1-22.

192. Ткачев П.Н. Салонное художество: ("Анна Каренина". Роман графа Л.Н.Толстого). Дело, 1878, В 2, с.346-368, В 4, с.283-326.

193. Толстой СЛ. Об отражений жизни в "Анне Карениной".- Литературное Наследство, J5 37-38. М., 1939, с.566-590.

194. Туниманов В.А. Творчество Достоевского (1854-1862).- Л.: Наука, 1980. 295 с.

195. Федоров В. Два мира "Анны Карениной". Литературная учеба, 1978, ¡Ь 6, с.176-183.

196. Фортунатов Н.М. Черты архитектоники Толстого и Достоевского. Учен.зап. Горьковского ун-та, 1970, вып.102, с.65-84.

197. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. - 404 с.

198. Фридлендер Г.М. Достоевский и Лев Толстой: (К вопросуо некоторых чертах их идейно-творческого развития). В кн.: Досiтоевский и его время. Л., 1971, с.67-87.

199. Фридлендер Г.М. Наука о Достоевском сегодня: (Спорные вопросы. Искания, Проблемы). Русская литература, 1971, J5 3, с.З-23.

200. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л.: Наука, 1971. - 293 с.

201. Фридлендер Г.М. Достоевский и Лев Толстой: (Статья вторая), В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. З.Л.,1978, с.67-91.

202. Хлебникова М.Н. Роман горячий, гармоничный: ("Анна Каренина" Л.Н.Толстого): Лекции. Ростов н/Дону, 1968. - 77 с.

203. Храпченко М.В. Лев Толстой как художник. М.: Худож. лит., 1980. - 598 с. --(Собр.соч.; Т.2).

204. Христов В. К полемике Ф.М.Достоевского с Л.Н.Толстым по так называемому "восточному вопросу" и вопросу об освобождении Болгарии. В кн.: Литература и история. М., 1979, с.141-174.

205. Цейтлин А. Время в романе у Достоевского. Родной язык в школе. М., 1927, кн.5.- 225

206. Чирков Н.М. О стиле Достоевского, М.: Наука, 1964.- 160 с.

207. Чирков Н.М. О стиле Достоевского: Проблематика, идеи, образы. М.: Наука, 1967. - 304. с.

208. Чудаков А.П. Предметный мир Достоевского. В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. 4. Л., 1980, с.96-105.

209. Чуйко В.В. Литературная хроника. Новости, 1879, 18 мая.

210. Шелгунов Н.В. Философия застоя: ("Война и мир" сочинение графа Л.Н.Толстого. Москва, 1869 г.).- Дело, 1870, £ I, с.1-29.

211. Шестов Лев. Добро в учении графа Толстого и Ф.Ницше: (Философия и проповедь). СПб., 1900. - 210 с.

212. Шестов Л. Достоевский и Ницше: (Философия трагедии).- СПб., 1903. 245 с.

213. Шифман А.И. Достоевский в споре с Толстым. В кн.: Искусство слова: Сборник статей. М., 1973, с.223-231.

214. Шкловский В.Б. Лев Толстой. М.: Худож.лит.,1974.- 749 с. (Собр.соч.; Т.2).

215. Шмигельская Л.Е. Отражение общественной жизни 70-х годов в романе Л.Толстого "Анна Каренина". Вестник М1У. Филология, 1967, В I, с.63-70.

216. Щенников Г.К. Л.Толстой и Достоевский: (К типологии русского реализма 1860-1870-х годов). В кн.: Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1977, вып.Ю, с.5-25.

217. Щенников Г.К. Художественное мышление Достоевского.- Свердловск: Средне-Ураль.кн.изд-во, 1978. 176 с.

218. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л.: Сов.писатель, I960. - 296 с.

219. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л.: Худож. лит., 1974. - 359 с.- 226

220. Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского.- В кн.: Достоевский: Статьи и материалы/ Под ред.Долинина A.C.- Л.; М., 1924, с.69-105.

221. Этов В.И. Достоевский: Очерк творчества. М.: Просвещение, 1968. - 384 с.

222. Юзовский Ю. Толстой и Достоевский на сцене. Молодая гвадрия, 1933, В I, с.145-151.

223. Якубова Р.Х. Идейно-композиционное единство романов Ф.М.Достоевского конца 1860-х начала 1870-х годов: ("Идиот",NБесы"): Автореф.дис. канд.филолог.наук. Л., 1981. - 21 с.

224. Якубович И.Д. К характеристике стилизации в "Подрост. » - i , ^ке". В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. 3.Л.,1978, с.136-143.